3 инструмента финансового обеспечения, которые упростят участие в закупке

Содержание

Обеспечение заявки и исполнения контракта

3 инструмента финансового обеспечения, которые упростят участие в закупке

Статья актуальна на 1 января 2018

Финансовое обеспечение заявки и исполнения контракта — такие же неотъемлемые составляющие госзакупок, как поиск заказов или аккредитация на ЭТП. Для госзаказчика обеспечение заявки и последующего исполнения контракта участником — это залог того, что победитель торгов не откажется от подписания контракта и его исполнения.

5 причин перестать использовать зарубежные технологии

Заказчик обязан требовать от поставщиков обеспечение заявки в конкурсах и аукционах дороже 1 млн рублей. Обеспечение заявки зависит от начальной цены контракта:

  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ от 1 млн до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

В закупках до 1 млн руб. нет обеспечения заявки.

В бумажном конкурсе или закрытом аукционе участник выбирает способ обеспечения — внести деньги на счет заказчика или предоставить банковскую гарантию.

 В электронных закупках участник может только перечислить деньги на электронную площадку (банковскую гарантию для обеспечения заявки нельзя предоставить до 1 июля 2019).

При этом деньги будут заблокированы на счету до момента заключения контракта с победителем торгов.

Обратите внимание

С 1 октября 2018 действует новый механизм обеспечения заявок в электронных закупках — с помощью спецсчетов. 

После завершения закупки сумма обеспечения заявки возвращается на счет участника в течение 1 дня — при проведении электронных аукционов, и в течение 5 дней — при проведении бумажных конкурсов и закрытых аукционов. Если признанный победителем участник уклоняется от заключения контракта, то площадка автоматически перечисляет обеспечение его заявки в бюджет.

Обеспечение исполнения контракта

Для конкурсов и аукционов по 44-ФЗ требование устанавливается обязательно. Договор заключается только после предоставления участником закупки обеспечения исполнения. Для остальных закупок требование устанавливается на усмотрение заказчика.

Сумма обеспечения составляет от 5% до 30% начальной стоимости контракта. При этом действует ряд условий:

  • Если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта в размере от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если аванс предусмотрен контрактом).
  • Если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
  • Если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, то к участнику закупки, с которым заключается контракт, применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от заявленной заказчиком в договоре.

Способ обеспечения исполнения контракта участник закупки может определить самостоятельно. Существует два вида обеспечения:

  • «живыми деньгами» на счет госзаказчика. Эти деньги остаются заблокированными до момента выполнения контракта. Это не очень удобно, поскольку при заключении контракта на длительный срок или на большую сумму приходится выводить из оборота и «замораживать» значительную часть средств;
  • банковская гарантия. Ответственность по долгам заемщика при невыполнении обязательств несет гарант — банк, который выдал гарантию.

В случае непредоставления обеспечения участник считается уклонившимся от заключения контракта и попадает в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Оценка финансовой устойчивости по 223-ФЗ

3 инструмента финансового обеспечения, которые упростят участие в закупке

Проанализировав многочисленные положения о закупке по 223-ФЗ, размещенные на официальном сайте РФ, мы пришли к выводу, что всех заказчиков в данном контексте можно разделить на 3 группы:

  1. Не устанавливающие требования финансовой устойчивости – их число становится все меньше и меньше, так как данные условия позволяют заказчику выбрать исполнителя, который реально способен выполнить данный контракт.
  2. Устанавливающие требования по своим собственным методикам – их очень мало, так как разработка качественной методики требует значительных затрат времени. Однако такие заказчики встречаются и используют немного различные показатели, способы расчетов и оценки.
  3. Использующие в качестве важного индикатора рейтинг поставщика на электронной торговой площадке OTC, разработанной в партнерстве с ООО «РТС-Тендер».

Методики оценки финансовой устойчивости

Мы изучили все методики заказчиков и площадки OTC и сформулировали полный перечень индикаторов и показателей, используемых в России для оценки поставщиков с точки зрения финансовой устойчивости. В таблице ниже данные коэффициенты сгруппированы в зависимости от их содержания, приведены формулы их расчета и веса, которые им, как правило, придают заказчики.

Это позволит поставщикам быстро сориентироваться, насколько они готовы к участию в закупках по 223-ФЗ и что им нужно изменить в своем финансовом состоянии с целью повышения финансовой устойчивости. Проведя грамотную финансовую оптимизацию, мы поможем Вам привлечь намного больше заказов в Ваш бизнес.

В случае необходимости мы также поможем Вам на стадии участия в закупке и заключения контракта в рамках тендерного консалтинга.

Параметры финансовой устойчивости

Оценка показателей, как правило, осуществляется на основе бухгалтерской отчетности за последний год, либо за последние 3 года в совокупности с текущим отчетным периодом. Основной вес придается значениям последнего завершенного отчетного года. При анализе используются три вида параметров:

  1. Безусловные параметры стоп-информации, негативное значение которых не позволяет поставщику участвовать в закупке.
  2. Условные стоп-параметры, отрицательное значение которых автоматически делает значение критерия финансовой устойчивости равным 0, либо позволяет экспертам использовать понижающие коэффициенты.
  3. И оценочные параметры, которые позволяют ранжировать поставщиков в зависимости от степени ихфинансовой надежности при условии положительных значений всех стоп-параметров.

Стоп-параметры финансовой устойчивости

Не позволяет участвовать в закупке следующая информация:

  1. Отсутствие регистрации юридического лица
  2. Проведение процедуры банкротства
  3. Проведение ликвидации юрлица
  4. Неправомочность действующего исполнительного органа
  5. Отсутствие лицензии у банка-контрагента
  6. В некоторых случаях – присутствие в реестре недобросовестных поставщиков
  7. Отсутствие лицензии для выполнения данного вида работ.

Фактически, эти сведения не имеют отношения непосредственно к финансовым параметрам компании.

Условные стоп-параметры финансовой устойчивости

Условная стоп-информация:

  1. Стоимость чистых активов = Активы – долгосрочные обязательства – краткосрочные обязательства меньше 0
  2. Изменения состава собственников компании с пакетом свыше 10% свидетельствует о неэффективности менеджмента
  3. Участие в компаниях, имеющих негативную стоп-информацию
  4. Несоответствие основного вида деятельности ОКВЭД, отсутствие необходимого кода
  5. Несоответствие численности персонала объему закупки – оценивается экспертом, используется понижающий коэффициент
  6. Несоответствие региону деятельности – используется понижающий коэффициент
  7. Непокрытый убыток на последнюю отчетную дату, убытки за завершенные отчетные периоды
    • Аванс без покрытия банковской гарантией расценивается как основание для применения понижающего коэффициента
    • Покрытие аванса банковской гарантией рассматривается как нейтральный фактор
    • Отсутствие предоплаты – положительный фактор.Финансовые условия сделки:

Критерии финансовой устойчивости

Наличие у компании оптимальных значений нижеприведенных критериев говорит о его способности получить максимальный балл при оценке финансовой устойчивости, приемлемое значение позволяет получить положительный балл, критическая величина может послужить условным стоп-сигналом для получения нулевого балла , а недопустимое значение может оказаться и вовсе стоп-сигналом.

Наименование показателяВычислениеЧто характеризуетЗначенияВес
Финансовые показатели
Показатели финансовой устойчивости
Коэффициент автономии(Собственный капитал + Резервы) / ПассивыУстойчивостьОптимально более 0,410 – 20%
Приемлемо более 0,2
Доля заемных средств в пассивах(Долгосрочные обязательства + Краткосрочные обязательства) / ПассивыЗависимость от внешних источников финансированияОптимально до 0,715,00%
Приемлемо до 0,92
Коэффициент обеспеченности основными средствамиОсновные средства / АктивыДоля основных средств в общей валюте балансаОптимально более 0,315,00%
Приемлемо более 0,1
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами(Собственный капитал + Резервы – Внеоборотные активы) / Оборотные активыСтабильность деятельностиОптимально более 0,215,00%
Приемлемо более 0,1
Коэффициент капитализации(Долгосрочные обязательства + Краткосрочные обязательства – Доходы будущих периодов – Резервы) / (Собственный капитал + Резервы + Доходы будущих периодов)Обеспеченность собственными средствамиОптимально менее 115,00%
Приемлемо менее 3
Долг к собственному капиталу(Долгосрочные обязательства + Краткосрочные обязательства) / Собственный капиталНеустойчивость структуры капиталаОптимально менее 210,00%
Приемлемо менее 6
Размер собственного капитала (не часто используется)Собственный капиталПовышенный уровень устойчивостиОптимально более 20 млн руб.20,00%
Приемлемо более 1 млн
Показатели платежеспособности
Период оборота кредиторской задолженностиСредняя величина кредиторской задолженности * 360 дней / ВыручкаПериод, в течение которого кредиторская задолженность может быть погашенаОптимально до 30 дней15,00%
Приемлемо до 90 дней
Долг/EBITDA(Прибыль до налогообложения + Проценты к уплате) * (1 – Ставка налога на прибыль) / (Собственный капитал + Долгосрочные займы)За какой период времени компания способна погасить свою финансовую задолженностьОптимально менее 2х лет10,00%
Приемлемо менее 6 лет
Покрытие процентов(Прибыль до налогообложения + Проценты к уплате – Проценты к получению + Амортизация) / Проценты к уплатеСпособность выплачивать по обязательствамОптимально более 410,00%
Приемлемо более 1
Показатели рентабельности
Рентабельность продажПрибыль от продаж / ВыручкаЭффективность управленияОптимально более 0,115,00%
Приемлемо более 0,05
Рентабельность общаяЧистая прибыль / (Выручка + Проценты к получению + Прочие доходы)Эффективность управленияОптимально более 0,0610,00%
Приемлемо более 0,02
Рентабельность по EBITDA(Прибыль до налогообложения + Проценты к уплате – Проценты к получению + Амортизация) / ВыручкаЭффективность управленияОптимально более 0,210,00%
Приемлемо более 0,1
Рентабельность инвестированного капитала(Прибыль до налогообложения + Проценты к уплате) * (1 – Ставка налога на прибыль) / (Собственный капитал + Долгосрочные займы)Эффективность вложения капиталаОптимально более 0,26,00%
Приемлемо более 0,07
Показатели ликвидности
Текущая ликвидность(Ликвидные оборотные активы – Дебиторская задолженность) / (Краткосрочные обязательства – Доходы будущих периодов – Оценочные обязательства)Покрытие оборотных пассивов оборотными активамиОптимально более 1,410 – 20%
Приемлемо более 1
Абсолютная ликвидностьДенежные средства / Краткосрочные обязательстваМгновенная платежеспособностьОптимально более 0,26,50%
Приемлемо более 0,09
Покрытие внеоборотных активов долгосрочными источниками финансированияВнеоборотные активы / (Капитал + Резервы + Долгосрочные обязательства)Ликвидность балансаОптимально менее 0,86,50%
Приемлемо менее 1,2
Показатели оборачиваемости
Период оборота дебиторской задолженностиСредняя величина дебиторской задолженности * 360 дней / ВыручкаПериод, в течение которого дебиторская задолженность может быть погашена – платежеспособность покупателей и эффективность управления задолженностьюОптимально до 30 дней7,00%
Приемлемо до 90 дней
Показатели риска
Соответствие масштабов деятельности сумме закупки
КСВ – коэффициент соизмеримости выручке(Выручка за последний завершенный период + Выручка за текущий период) * Период выполнения обязательств по договору / ((12 + Количество месяцев в текущем периоде) * Сумма закупки)Наличие ресурсов для выполнения работОптимально более 1,320,00%
Приемлемо более 0,4
Соответствие суммы закупки выручкеСумма закупки / Годовая выручкаНаличие ресурсов для выполнения работОптимально менее 0,119,00%
Приемлемо менее 0,25
Критично более 0,5
Недопустимо более 0,8
Соответствие суммы закупки активамСумма закупки / АктивыНаличие ресурсов для выполнения работОптимально менее 0,219,00%
Приемлемо менее 0,5
Недопустимо более 1,6
Соответствие минимальным качественным требованиям
Срок существования компанииДата регистрации по данным ЕГРЮЛОпытОптимально более 10 лет7-12%
Приемлемо более 4 лет
Критично менее 1 года, для организаций, применяющих УСН – менее 3х лет
Количество филиалов и представительствКоличество по данным РосстатФиктивностьОптимально более 1012,00%
Приемлемо более 3
Количество контрактов с госзаказчикамиКоличество исполненных контрактов за 3 годаЭффективность управленияОптимально более 512,00%
Приемлемо более 1
Средняя стоимость заключаемых контрактовСредняя стоимость исполненных контрактов за 3 годаСоответствие объему работОптимально более 500 000 руб.12,00%
Приемлемо более 100 000 руб.

Автор статьи – Москалева Анастасия Владимировна

Все ссылки на законодательство приведены по состоянию на 11 апреля 2014 года.

Госзакупки: в какую сумму обойдутся обеспечение заявки и контракта

3 инструмента финансового обеспечения, которые упростят участие в закупке

Чтобы стать поставщиком для государственных и муниципальных нужд, организации или предпринимателю понадобятся деньги. Деньги потребуются на двух этапах тендера: в момент подачи заявки на участие в конкурсе или электронном аукционе, и на этапе, когда победитель торгов должен будет заключить государственный или муниципальный контракт.

Обеспечение заявки

Подавая заявку на участие в конкурсе или в электронном аукционе,  каждый участник должен внести обеспечительный платеж. В свою очередь, установить такой платеж входит в обязанности каждого заказчика.

Размер обеспечения заказчик устанавливает на свое усмотрение, но в диапазоне от 0,5 % до 5% начальной (максимальной) цены контракта. Так, если заказчику необходимо приобрести картриджи для своей оргтехники на сумму 600 000 руб.

, сумма, необходимая для обеспечения заявки и участия в данном электронном аукционе составит 30 000 руб. (5%).

Требование об обеспечении заявок касается всех участников без исключения.  Его цель — возместить потери государственных и муниципальных заказчиков в том случае, если участник подаст заявку, победит в тендере, однако уклонится от заключения контракта. В таком случае  обеспечение его заявки останется у заказчика в качестве компенсации. 

Обеспечение заявки на электронных аукционах

Отдельно надо сказать об обеспечении заявок на электронных аукционах. Для этого вида торгов закон предусмотрел несколько вариантов обеспечения: 

  • в общем случае размер обеспечения составит от 0,5 до 5 % начальной (максимальной) цены контракта (на практике заказчики чаще всего заказчики устанавливают 5%);
  • для аукционов с небольшой начальной (максимальной) ценой — не более 3 000 000 руб., размер обеспечения не должен превышать 1% начальной (максимальной) цены контракта; 
  • в том случае, если проводится аукцион для субъектов малого предпринимательства, обеспечение не должно превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.

Когда обеспечение заявки не требуется

В случае запроса котировок закон позволяет заказчикам не устанавливать обеспечение заявок. Данный способ является самым простым и в плане его организации, и по его условиям. Цены котировочных контрактов не превышают 500 000 руб., сроки исполнения короткие. Путем запроса котировок обычно закупаются типовые товары, несложные работы, простые услуги.

Поставщикам, которые только начинают осваивать систему закупок, можно порекомендовать попробовать себя именно в запросах котировок. Это позволит обойтись без значительных затрат на начальном этапе.

Чтобы своевременно получать информацию именно о тех торгах, которые проводятся в форме запроса котировок, можно воспользоваться сервисом «Контур.Закупки». С его помощью поставщик может быстро найти нужные ему закупки.

Сервис отличается от «умным» поиском, который позволяет искать закупки по типу торгов, по отрасли, по региону, по цене или заказчику. В «Контур.

Закупках» поставщик может настроить шаблоны запросов о торгах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его запросы котировок. 

Возврат обеспечительного платежа

В том случае, если участник не добился права на заключение контракта (то есть не победил в торгах), он получит обратно сумму обеспечения заявки. 

Обеспечение возвращается и в иных случаях: если закупка отменена, если участник  воспользовался своим правом и отозвал заявку, если закупочная комиссия  отклонила заявку  по результатам рассмотрения.

Для возврата установлены следующие сроки. Для конкурсов это 5 рабочих дней, на электронных аукционах — 1 рабочий день с момента наступления события, которое является основанием для возврата обеспечительного платежа. 

Обеспечительный платеж для исполнения контракта 

Кроме платежа для обеспечения заявки, поставщик должен внести платеж,  обеспечивающий исполнение контракта. Это обязанность касается только тех, кто получил право на заключение контракта. Вместе с подписанным контрактом поставщик предоставляет заказчику предусмотренное обеспечение. 

Размер обеспечения исполнения контракта зависит от его суммы:

  • от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта равна или менее 50 млн. руб.; 
  • от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта превышает 50 млн. руб.

Обязанность установить размер обеспечения в целях исполнения контракта возложена на заказчика, и чаще всего речь идет именно о 30 % от суммы контракта. 

Так, если заключен контракт на 1 500 000 руб., поставщику необходимо перечислить на расчетный счет заказчика 500 000 руб. и «забыть» об этих деньгах до момента исполнения контракта. То есть до тех пор, пока заказчик сможет убедиться в полном соответствии поставленных товара, работы, услуги всем установленным контрактом и законом требованиям. 

Важно

В этом и состоит цель внесения обеспечения. Если поставщик не исполнит свои обязательства по контракту, у заказчика возникнет право оставить себе сумму обеспечения для компенсации своих потерь. 

То есть обоих случаях (обеспечение заявки и обеспечение контракта) обеспечительный платеж служит гарантией соблюдения государственных интересов в ходе закупок.   

Формы обеспечения

Закон предусматривает два способа внести обеспечение — в виде денежных средств или в виде банковской гарантии. 

Форму обеспечения выбирает участник, поэтому ему надо решить: изъять из своего оборота приличную сумму или обратиться в банк за получением банковской  гарантии.

Здесь следует понимать, что банк выдает гарантии за деньги.

Поэтому перед обращением в банк необходимо сделать точный расчет, чтобы понять, какой вариант будет выгоднее — получить банковскую гарантию или внести обеспечительный платеж в виде денежных средств. 

При выборе формы обеспечение кроме экономических причин есть и установленные законом ограничения. Так, на электронном аукционе обеспечение заявки предусмотрено только в виде денежных средств. Это объясняется спецификой электронных торговых процедур и деятельностью электронной торговой площадки.

Банковская гарантия

К банковским гарантиям установлен ряд требований. Гарантия должна содержать конкретные условия, предусмотренные законом и установленные заказчиком (например, срок действия, превышающий срок контракта не менее чем на один месяц). Кроме того, гарантия может быть выдана только теми банками, которые входят в реестр специально уполномоченных Минфином кредитных организаций.

После выдачи банковской гарантии банк  размещает информацию об этом  в Единой информационной системе не позднее 1 рабочего дня. Далее заказчик  должен убедиться, что гарантия соответствует всем требованиям.

Возврат обеспечения

Срок возврата обеспечения исполнения контракта законом не регулируется, поэтому заказчики каждый раз в контрактах отдельно определяют эту позицию.     

Всем участникам необходимо выяснять для себя срок возврата еще на этапе ознакомления с извещением и документацией о закупке. Это позволит избежать неприятных сюрпризов в виде удержания обеспечения по контракту на весьма длительное время, например, на весь срок действия гарантии после исполнения контракта.

Обеспечение госзакупки только надежными инструментами

3 инструмента финансового обеспечения, которые упростят участие в закупке

Банковская гарантия признана надежным и приемлемым инструментом, который позволяет обеспечить исполнение контрактов, полученных на госзакупках и иных закупках.

Обеспечение госзакупки

Обеспечение госзакупки начинается с предоставления обеспечения заявки на участие. В настоящее время в роли этого инструмента в основном выступают именно денежные средства. Однако, бывают случаи, когда организатор закупок просит предоставить именно гарантию банка.

Что касается денежного обеспечения, то они обычно переводятся на площадку участником. Нередко в случаях крупных сумм обеспечения заявки участники прибегают к такому инструменту, как тендерный займ.

Совет

Если организатор требует перевод денег на свой личный счет, то в таком случае это уже обычный кредит и, естественно, с иными условиями получения нежели, чем у тендерного займа.

Обеспечение по итогам госзакупки (тендера) понадобится тем, кто одержал победу. Теперь речь идет уже о продукте, позволяющем обеспечить исполнение контракта. Здесь тоже два варианта: либо гарантия, либо деньги. Но гарантия банка всегда выгоднее и удобнее в использовании.

Выгодно получать обеспечение госзакупки с нашей командой

Выгодно получать обеспечение по госзакупкам можно, если Вы позвоните нам или оставите заявку-онлайн на нашем сайте. У нас лучшие предложения и только надежные партнеры-банки.

В настоящее время для многих организаций, участвующих в госзакупках очень важно понимать, с какой компанией им выгоднее и удобнее сотрудничать. Так вот мы являемся именно той компанией, какая Вам сейчас нужна.

Мы с легкостью поможем получить выгодный тендерный займ и банковскую гарантию, причем от банка из списка Минфина и с занесением в реестр гарантий. Тендерный кредит наши клиенты тоже получают, когда нуждаются в средствах на исполнение договоров.

Цена обеспечения госзакупки

Цена финансового обеспечения исполнения контракта госзакупки будет выгодной, если Вы решите свои вопросы с нашей помощью. Долго работая с нашими банками-партнерами, мы смогли договориться на лояльные условия получения финансовых продуктов для наших клиентов по сниженным ценам.

Когда возвращается обеспечение заявки в госзакупках

Задумавшись над участием в госзакупках, многие компании задаются вопрос, а возвращается ли сумма обеспечения госзакупки, и мы сейчас развеем все сомнения и страхи. Внесенная сумма возвращается участнику после окончания аукциона.

Когда возвращается обеспечение контракта, полученного на госзакупках

Момент о возврате обеспечения контракта прописывается в государственном контракте. Если же такой пункт отсутствует, а исполнитель внес денежные средства, чтобы обеспечить договор, то он обязан написать заявление о возврате этих денег. На его основании госзаказчик и оформит данный возврат.

Обеспечение тендерной заявки 223 ФЗ

3 инструмента финансового обеспечения, которые упростят участие в закупке

Участие в аукционах, конкурсах, тендерах, одним словом в торгах, считаются в современном мире одним из наиболее эффективных механизмов рационального использования бюджетных средств, а также уникальным инструментом обеспечения прозрачности процедуры закупок и повышения ответственности компаний-исполнителей.

Юридическим лицам стоит подробно узнать о такой процедуре, как обеспечение заявки на участие в аукционе.

Данная процедура нужна и для того, чтобы, в случае отказа победителя тендера выполнять обязанности, организатор мог получить компенсацию.

В рамках системы госзаказа России обеспечение тендерной заявки может быть предоставлено несколькими способами:

  1. внесением собственных денежных средств;
  2. предоставлением банковской гарантии;
  3. тендерным кредитом или займом.

Наши специалисты помогут Вам получить обеспечение в форме тендерного займа или банковской гарантии.

Таким образом, можно сказать, что обеспечение заявки на участие в тендере необходимо для того, чтобы застраховать заказчика от отказа победителя от подписания контракта.

Обеспечение заявки на участие в закупке

Обеспечение заявки на участие в тендере по 223 ФЗ и 44 ФЗ необходимо для того, чтобы заказчик заранее исключил участников, не собирающихся заключать выигранный контракт. Например, встречаются и такие, который заранее намерены сорвать торги. В процессе проведения электронного аукциона они снижают цену до минимального уровня, а затем отказываются от подписания и выполнения контракта.

Размер максимальной ставки обеспечения по 44-ФЗ зависит от цены контракта.

  • Если стоимость договора, заключаемого в рамках 44-ФЗ, больше трех миллионов рублей, в таком случае устанавливается размер от 0,5% до 5%.
  • Если стоимость контракта меньше трех миллионов рублей, размер будет равен 1%.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ оставляет заказчику больше свободы на установление размера ставки.

Тендерный кредит на обеспечение заявки

Тендерный кредит — самый популярный способ обеспечения заявки на участие.

Обычно на его рассмотрение у банка уходит 5-7 банковских дней, а выдача происходит на короткий промежуток времени: начиная от 2-х недель и заканчивая тремя месяцами.

Они бывают двух видов:

  1. с возобновляемой кредитной линией — предусматривает заключение договора на год, за это время заемщик может использовать денежные средства, чтобы участвовать в нескольких конкурсах;

  2. единоразовый — оформляется для участия в определенном тендере.

Что такое тендерный займ на обеспечение заявки

Заём предоставляется для тех же целей, на время пока идет торгово-закупочная процедура и отличается от тендерного кредита тем, что его выдачей занимаются микрофинансовые организации, а ответ клиенту о согласовании или отказе дается быстро, в течении 2-х дней.

Также весомое различие заключается в том, что микрофинансовые организации выставляют меньше требований к заемщикам, чем банки.

Для получения кредита в банке на обеспечение заявки по 223 ФЗ требуется большое количество документов, также необходимо открыть расчетный счет и посетить множество встреч с менеджером для согласования всех моментов.

Поэтому данный процесс является весьма трудоемким для людей не занимающихся этим постоянно или для тех, у кого недостаточно свободно времени.

Чтобы получить тендерный займ достаточно предоставить финансовой организации анкету, номер торга, в котором вы собираетесь участвовать, и отчетность за последние 4 квартала.

Помощь в подготовке заявки

Наиболее удобно будет обратиться в организацию, которая предоставляет услуги полного тендерного сопровождения. Тогда получение кредитного займа пройдет без проблем и в максимально короткие сроки.

Но необходимо быть внимательным при поиске такой организации, стоит обратить внимание на то, как долго она находится на рынке, почитать отзывы клиентов и узнать информацию о сроках рассмотрения заявок и предоставления денежных средств. Компания «РусТендер» имеет большой опыт работы в этой сфере, помогает клиентам на всей территории России, а самое главное делает это профессионально и быстро.

©ООО МКК “РусТендер” 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Участвуем в конкурсе: порядок учета расходов

3 инструмента финансового обеспечения, которые упростят участие в закупке

30.07.2009 Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш каналУчастие в торгах (конкурсах, тендерах), связанных с заключением договора на поставку товаров (работ, услуг), может стать одним из оптимальных способов заключения выгодных контрактов, действенным путем привлечения денежных средств, так необходимых компаниям в условиях кризиса.

В данной статье И.А. Баймакова, эксперт по вопросам налогообложения, подробно рассматривает правовые и налоговые аспекты учета расходов на участие в торгах (конкурсах, тендерах) у обеих сторон — как организаторов, так и участников.

Содержание

В условиях кризиса руководители многих компаний зачастую вынуждены пересматривать принципы организации своей деятельности, в том числе расширять как круг источников поступления средств, так и партнерскую базу.

При этом и первая, и вторая задачи могут быть решены с помощью одного и того же «инструмента бизнеса» — тендера (конкурса).

Обратите вниманиеВажно

С одной стороны, расширение рынков сбыта может быть достигнуто не только путем размещения рекламной информации, участием в отраслевых выставках, но и участием в торгах (конкурсах, тендерах), связанных с заключением договоров на поставку товаров (работ, услуг).

[/su_box]

С другой стороны, важно максимально правильно распределить и использовать имеющиеся в организации ресурсы. Во многом экономии средств способствует отбор поставщиков и заключение с ними наиболее выгодных контрактов путем проведения торгов.

Возможность заключения договоров путем проведения торгов предусмотрена статьей 447 ГК РФ. Именно такой подход к выбору поставщиков является наиболее логичным и целесообразным, особенно в нестабильных экономических условиях.

В связи с чем не вызывает удивления, что с каждым годом количество проводимых конкурсов (торгов, тендеров) возрастает.

Напомним, что согласно пункту 2 статьи 447 ГК РФ организатором торгов может выступать собственник вещи, обладатель имущественного права на нее, специализированная организация или иное лицо, действующее на основании соответствующего договора. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса, которые могут быть открытыми или закрытыми.

Несомненно, что большинство проводимых торгов связано с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, ведь в этом случае проведение конкурса является обязательным. Порядок регулирования таких отношений определен соответствующим Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее — Федеральный закон № 94-ФЗ).

В частности, рассматриваемым законом установлен единый порядок размещения заказов «в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений» в данной сфере.

В соответствии с приведенным в пункте 1 статьи 20 Федерального закона № 94-ФЗ определением конкурсом являются «торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер».

Стоит учитывать, что при организации и проведении торгов расходы возникают как у организатора аукциона или конкурса (заказчика, покупателя), так и у участников.

В условиях кризиса руководители многих компаний зачастую вынуждены пересматривать принципы организации своей деятельности, в том числе расширять как круг источников поступления средств, так и партнерскую базу.

При этом и первая, и вторая задачи могут быть решены с помощью одного и того же «инструмента бизнеса» — тендера (конкурса).

Обратите вниманиеВажно

С одной стороны, расширение рынков сбыта может быть достигнуто не только путем размещения рекламной информации, участием в отраслевых выставках, но и участием в торгах (конкурсах, тендерах), связанных с заключением договоров на поставку товаров (работ, услуг).

[/su_box]

С другой стороны, важно максимально правильно распределить и использовать имеющиеся в организации ресурсы. Во многом экономии средств способствует отбор поставщиков и заключение с ними наиболее выгодных контрактов путем проведения торгов.

Возможность заключения договоров путем проведения торгов предусмотрена статьей 447 ГК РФ. Именно такой подход к выбору поставщиков является наиболее логичным и целесообразным, особенно в нестабильных экономических условиях.

В связи с чем не вызывает удивления, что с каждым годом количество проводимых конкурсов (торгов, тендеров) возрастает.

Напомним, что согласно пункту 2 статьи 447 ГК РФ организатором торгов может выступать собственник вещи, обладатель имущественного права на нее, специализированная организация или иное лицо, действующее на основании соответствующего договора. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса, которые могут быть открытыми или закрытыми.

Несомненно, что большинство проводимых торгов связано с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, ведь в этом случае проведение конкурса является обязательным. Порядок регулирования таких отношений определен соответствующим Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее — Федеральный закон № 94-ФЗ).

В частности, рассматриваемым законом установлен единый порядок размещения заказов «в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений» в данной сфере.

В соответствии с приведенным в пункте 1 статьи 20 Федерального закона № 94-ФЗ определением конкурсом являются «торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер».

Стоит учитывать, что при организации и проведении торгов расходы возникают как у организатора аукциона или конкурса (заказчика, покупателя), так и у участников.

При проведении конкурса его организатор вынужден будет понести расходы, связанные с организацией деятельности конкурсной комиссии и экспертов, размещением публикаций в средствах массовой информации, оказанием консультационных услуг, привлечением иных лиц для организации и проведения конкурса, а также ряд других расходов. Как правило, такие расходы не вызывают вопросов со стороны контролирующих органов. Причем некоторые расходы могут быть учтены по соответствующим статьям расходов, предусмотренных главой 25 НК РФ, другие же могут быть отнесены в категорию прочих расходов.

Совет

Кроме того, расходы, связанные с проведением тендера, в налоговом учете организатора возможно учесть и в случае, если торги не имели реального результата, что подтверждается арбитражной практикой. В качестве такого примера может быть приведено арбитражное дело, рассмотренное ФАС СЗО (постановление от 12.03.2008 по делу № А05-2590/2007).

В ходе рассмотрения было установлено, что организацией был заключен договор об оказании услуг на сумму более 400 тыс. руб.

по привлечению финансирования и инвестиционному консультированию с целью использования средств полученного займа для проведения реконструкции оборудования.

В рамках данного договора также оказывались услуги по подготовке документации при осуществлении международных тендерных торгов, связанные с заключением контракта по реконструкции данного оборудования.

В связи с тем, что к участию в тендере были допущены только две фирмы, одна из которых «была исключена по формальным основаниям, а вторая не соответствовала техническим и экологическим требования», реконструкция производства была приостановлена, а полученный заем возвращен банку досрочно.

Судом подтверждена правомерность учета понесенных затрат в составе расходов при формировании налоговой базы по прибыли в качестве консультационных услуг, которые в силу подпункта 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Расходы участников при подготовке к конкурсу могут быть более разнообразны и значительнее. К ним могут быть отнесены расходы:

  • расходы на приобретение конкурсной (тендерной) документации;
  • сбор за участие в конкурсе*;
  • расходы на приобретение банковской гарантии;
  • расходы на выполнение иных условий участия в конкурсе, установленных организатором.

Примечание:
* Например, статьей 42 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предусмотрен сбор за право участия в аукционе, который вносится всеми участниками и является одним из условий регистрации конкурсной заявки.

Стоит напомнить, что пунктом 3 статьи 20 Федерального закона № 94-ФЗ предусмотрен запрет на взимание с участников размещения заказа платы за участие в конкурсе, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных данным федеральным законом.

Рассматривая возможность учета понесенных расходов в целях налогообложения с учетом позиций, высказываемых Минфином России, необходимо оценивать следующие обстоятельства:

  • какая система налогообложения применяется налогоплательщиком;
  • подлежат ли возврату понесенные расходы при различных исходах тендерных торгов или договором предусмотрена возможность их возмещения в стоимости конкурсной продукции;
  • осуществляется ли участие в конкурсе в рамках основной деятельности организации.

В приведенном выше списке не поименован такой фактор как исход конкурса. Вызвано это тем обстоятельством, что обоснованность понесенных расходов не зависит от реального получения дохода. Такая позиция была высказана в определениях КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П и № 366-О-П.

В частности, было отмечено, что обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

Тендерный займ для обеспечения заявки

3 инструмента финансового обеспечения, которые упростят участие в закупке

На сегодняшний день с целью более рационального использования средств государственного бюджета проводятся торги. Этот механизм одновременно является эффективным инструментом, благодаря которому процедура закупок стала боле прозрачной.

Однако, очень часто обязательным условием участия в конкурсе на предмет поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ является подтверждение финансовых возможностей, которое выдвигается в сторону потенциального соискателя (поставщика).

А так как порой не каждой компании удается выкроить необходимую сумму на обеспечение заявки, многие участники обращаются в кредитные организации, чтобы получить тендерный заем (займ).

Основные термины и понятия

Компании, решившие принять участие в аукционе или торгах, являются заинтересованными лицами и первым делом принимаются искать нужную сумму на обеспечение своей заявки.

Если собственных средств у компании недостаточно, она может обратиться в специальные банковские или кредитные организации, которые занимаются выдачей тендерных займов и кредитов (Сбербанк России, брокеры, прочие финансовые организации).

Следовательно, можно сделать вывод, что тендерный заем/займ – это уникальный финансовый продукт, которым предлагает воспользоваться кредитно-финансовая система заинтересованное лицо для того, чтобы доказать собственную состоятельность, платежеспособность. Тендерный займ обладает особенностью – он выдается только на тот период, в течение которого действует тендер.

Тендерный займ, выданный финансовой кредитной организацией на обеспечение заявки для участия в торгах, предоставляет уникальную возможность соискателю (компании-участнику торгов) не выводить необходимую для обеспечения заявки сумму из своего оборота и одновременно доказать заказчику свою финансовую состоятельность. Сбербанк или другое кредитное учреждение может выдавать займ для подтверждения платежеспособности на срок до 3-х месяцев. При этом, банком оговаривается обязательное к исполнению условие, что по завершении тендера заемщиком должна быть возвращена вся сумма.

Участник обращается к тендерным займам, если самостоятельно не может осуществить обеспечение заявки на участие в конкурсе и не имеет возможности предоставить организаторам конкурса 5% от указанной общей суммы тендера.

Такое правило установлено действующим законодательством для того, чтобы компания-претендент на участие в конкурсе была заинтересована в заключении с заказчиком договора и могла своевременно исполнять условия контракта, а также вовремя выполняла все финансовые операции.

Почему условие обеспечения заявки является обязательным?

При выборе компании-поставщика, с которой планируется в дальнейшем взаимовыгодное сотрудничество, заказчик старается просчитать все возможные риски и учесть каждую деталь. Для заказчика является важным, чтобы результат сотрудничества был максимально продуктивным. Именно поэтому заказчик выставляет требование на внесение определенной суммы в качестве обеспечения.

Таким образом, условие является актуальным для совместной работы обеих сторон и вынуждает компании участников доказывать свою финансовую состоятельность.

В таких ситуациях поставщик должен приложить максимум усилий, чтобы заверить заказчика, что в случае победы  тендере он сможет своевременно, в надлежащем качестве и в установленные сроки выполнить все условия по заключенному договору.

Деликатность данной ситуации состоит в том, что обе стороны и заказчик, и поставщик, стремятся свести к минимуму все свои затраты.

Если же организация тендера оказывается для заказчика затратным мероприятием, компании потенциального поставщика это будет невыгодно, так как ей придется брать на обеспечение конкурсной заявки дополнительный тендерный займ или кредит, обращаясь для этого в специальные банковские учреждения (Сбербанк, брокер, пр.).

Важные сведения для тех, кто планирует обратиться в банк за займом

Компаниям, планирующим участвовать в тендере, перед обращением в финансовое учреждение (Сбербанк или другая кредитная организация), следует знать следующее:

  • по тендерным займам, выдающимся на внесение обеспечения по заявкам на участие в конкурсах, средняя процентная ставка равняется 20% (если брать во внимание только банки России);
  • итоговое решение об окончательной сумме ставки принимается только после того, как в банк будет предоставлена официальная документация с данными о запрашиваемых средствах и сроках кредитования;
  • тендерный займ оформляется в течение периода от 2 до 3 недель, что необходимо учитывать при выборе конкурса и подаче документов, чтобы выгодный контракт не был упущен.

Чтобы получить займ, предназначенный для обеспечения заявки участника конкурса, компании не нужно привлекать поручителей либо же производить внесение залога.

Это существенно упрощает оформление необходимой на обеспечение заявки кредитной суммы, а также позволяет сэкономить время за счет отсутствия необходимости проверки дополнительных документов.

Обратите внимание

После того, как Сбербанк или другое кредитное учреждение выдает тендерный займ компании, ей предписываются дополнительные обязательства для выполнения в течение трех месяцев.

Чтобы получить один или несколько займов на обеспечение заявки по 44 ФЗ, при обращении в Сбербанк или другую банковскую организацию с просьбой выдать кредитную сумму компания должна предоставить пакет документов:

  • Заполненная анкета-заявление;
  • Отчетности по финансовым операциям за последнее время (бухгалтерские отчеты).

В предоставляемых компанией документах обязательно должно быть указание проводимого тендера, для которого планируется внесение обеспечения, а также ссылка на него.

Ситуации, в которых без займа не обойтись

Многим организациям не обязательно брать тендерный займ, чтобы доказать финансовую состоятельность.

Однако, если у компаний все же нет возможности подтвердить свои намерения и доказать, что они серьезно настроены на сотрудничество, они будут вынуждены обращаться в банк, чтобы получить кредитные средства.

Подписывать выгодные договора, становиться победителями крупных тендеров организации могут при условии участия в аукционах. Именно по этой причине тендерные займы являются такими популярными.

Тендерный заем, за счет которого производится обеспечение заявки, оформляется также, если:

  • Компания в состоянии выполнить условия крупного заказа, однако не имеет возможности заплатить сумму обеспечительного взноса;
  • Компания является претендентом сразу на несколько тендеров, которые считаются для нее важными, но при этом она не владеет большим количеством средств собственного оборота, чтобы произвести внесение обеспечений по каждому из них.

В течение последних нескольких лет наблюдается тенденция популярности госзаказа, так как он является наиболее стабильным и одновременно доступным источником прибыли для многих организаций, предприятий.

Поэтому ежегодно можно наблюдать существенное увеличение числа компаний, которые желают стать участниками тендеров. Этому способствует тендерный займ и кредитование, в целом, благодаря которым у компаний есть возможность заработать репутацию.

Хорошо отработанная история сотрудничества с госзаказчиками является отличным поводом для банков в дальнейшем не «тянуть» с оформлением заявок.

Где компания может оформить и получить интересующую кредитную сумму?

Ошибочным является мнение многих руководителей, что обеспечение заявки в виде тендерных займов можно оформить и получить только в крупных организациях, занимающихся соответствующим видом деятельности.

Чтобы получить тендерный займ, можно обратиться в одну из организаций из приведенного ниже списка:

  1. Банковские учреждения. К таким относятся Сбербанк, Банкгарантия и прочие. Стоит отметить, что условия получения, процентная ставка и сумма кредитования устанавливается политикой каждого банка в отдельности. Кроме того, Сбербанк выдает займы под обеспечение конкурсных заявок только тем компаниям, которые участвуют в проводимых на электронной площадке «Сбербанк-Аст.» тендерах.
  2. Брокерские конторы. К услугам брокера обращаются компании, которые по определенным причинам не могут обратиться для получения займа в банк. В брокерскую контору также предпочитают обращаться компании, которые выбрали конкурс, до завершения которого остается не так много времени (а ведь для оформления займов в банках требуется от 2 до 3 недель). Эти конторы предоставляют тендерные кредиты в течение относительно короткого промежутка времени и являются очень востребованными на сегодняшний день. При этом, их услуги являются бесплатными.

Победа в тендер одержана – что дальше?

Участники тендеров осведомлены в том, что им нужно будет вернуть сумму займа, чтобы избежать проблем с выдавшей заем организацией и законодательством РФ.

Поэтому, после того, как участником было произведено внесение обеспечительных средств, они будут автоматически «заморожены» организаторами тендера. Назад получить свои средства компании смогут по завершении торгов. Следующий шаг – возврат займа банку или брокеру.

Если же участник не укладывается с возвратом займа в установленные сроки, он вправе попросить об отсрочке платежа у заемщика. В этом случае не исключается, что заемщик сделает отсрочку платной. Такие нюансы оговариваются сторонами при обсуждении условий займа.

Важно

Подводя итоги, можно смело сказать, что при должном подходе и тщательном изучении основных моментов оформления и выдачи займа, многие предприятия получают отличный шанс наработать себе хорошую историю, сотрудничая с крупными компаниями госзаказчика.