Патриотическое воспитание может стать частью школьной программы — юридические советы

Патриотическое воспитание в общеобразовательном учреждении

Патриотическое воспитание может стать частью школьной программы — юридические советы

Патриотическое воспитание может стать частью школьной программы — юридические советы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Деевская средняя общеобразовательная школа»

Исполнитель:

Дунаева Екатерина Александровна,

заместитель директора школы по

воспитательной работе,

1 квалификационная категория.

2009-2010

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3

§1 . Патриотическое воспитание: определение понятия, задачи, принципы…………………………………………………………………………………….6

§ 2 . Содержание деятельности образовательного учреждения по патриотическому воспитанию учащихся……………………………………………………13

§3 . Краеведческая работа как форма патриотического воспитания учащихся…………………………………………………………………………………..32

Заключение ……………………………………………………………………………………………..34

Список используемой литературы……………………………………………….37

Приложение……………………………………………………………………….40

Введение

Российская земля – край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой

событиями истории. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлась одной из важнейших задач современной школы, ведь именно в этом возрасте есть все предпосылки для привития священного чувства любви к Родине.

Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государства.

Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества.

У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, зарождаясь из любви к своей «малой родине». Патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотизм-это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [1, с. 25].

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время,[2, с.25] Роль школы в этом плане неоценима.

К сожалению, в настоящее время даже в учебниках истории очень мало говориться о роли нашего народа в Великой Отечественной войне. У школьников почти нет идеалов, они не знают или очень мало знают о тех, кто обеспечил им будущее, отстоял его для них.

Может быть, поэтому молодые люди не хотят служить в армии, хотя в Конституции Российской Федерации прописано, что служба в армии является их священной обязанностью.

У школьников должно формироваться чувство любви к своей Родине, они должны вырастить поколением людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, которых можно было бы с гордостью назвать словом «патриот».[9, c. 32]

В условиях школы патриотизм прививается в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа, героическую борьбу, подвиги.

У школьников начинает формироваться как бы начало патриотизма, но если его не направлять, не реализовать, то оно может остаться невостребованным и школьники могут найти своё применение совершенно в другом.

Проблема исследования состоит в выявлении педагогических условий, которые способствовали бы патриотическому воспитанию школьников. Поэтому тема патриотического воспитания и является актуальной.[8.c.289]

Цель патриотического воспитания:

· развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

· Сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщение к традициям и культуре страны, развитие у учащихся лучших качеств патриотов России.

Цель данной работы – выявить методы и приёмы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.

Задачи:

1. Обосновать принципы патриотического воспитания.

2. Выявить методы и приёмы патриотического воспитания школьников.

3. Показать эффективные формы воспитания патриота в школе.

Объект исследования – процесс патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.

Гипотеза исследования – воспитание патриотизма учащихся общеобразовательной школы становится педагогически результативным, если:

· общая цель патриотического воспитания школьников трактуется широко;

· на основе базисной программы разработан комплекс занятий.

Планируемый результат:

· развитие целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать в учащихся высокую общую культуру, патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей России и родного края;

· воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю и её замечательным людям;

· формирование ответственного понимания у учащихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей;

· создание благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности ребёнка и подрастающего поколения

Методы исследования:

1. Изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Наблюдение за деятельностью школьников, беседы, тематические мероприятия.

§ 1. Патриотическое воспитание: определение понятия, задачи, принципы

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепление единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан [1, c.61].

После развала Советского Союза произошла деградация сложившейся прежде системы патриотического воспитания. В сознании людей стали появляться цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм.

В других же странах, наоборот, усиливается патриотическое воспитание, культивируется верность Родине, уважение к государственному флагу, гербу. Многие американские школьники считают, что победе во второй мировой войне мир обязан именно США, а не Советскому Союзу.

Если мы сейчас утратим патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, то мы в полной мере можем потерять себя как народ.

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко подросла и «помолодела» преступность.

Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях.

За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения.

Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы [9, с.3].Сложившиеся в нашей стране ситуация вызвала озабоченность работником учреждений образований и культуры, государственных и общественных деятелей.

Они считают, что патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации.

Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России – это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения.

Поэтому школьникам необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, наши далёкие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества [32,с.18].

Патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании, потому что оно всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Воспитание патриотизма — это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого[25,с.54]. Многое должна сделать школа: её роль в этом плане неоспорима.

Очевидна необходимость разработки и реализации приоритетов в основополагающих принципах патриотического воспитания.

По Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года № 122 была разработана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», а также подпрограмма МО РФ « Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи.

Увековечивание памяти защитников Отечества « в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001-2005 годы), в которых были определены понятие, содержание, проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программ, что являлось основой организации деятельности с детьми.

Она не была полностью реализована и поэтому возникла необходимость принятия второй программы.

«Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского сознания»

Патриотическое воспитание может стать частью школьной программы — юридические советы

В рамках семинара рассматривались следующие вопросы:

— «Роль патриотического воспитания в современной школе»;

— «Патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений воспитательной работы в МБОУ «Школа-гимназия №3»  г. Армянска»;

— «Поисковая работа как одна из форм патриотического воспитания в классе».

Были проведены:

-Единый урок для обучающихся   9-х классов «Россия – Крым. Навеки мы едины!»

-Экскурсия в школьном Зале боевой славы;

— Мастер-класс  из опыта педагогической деятельности «Изготовление поздравительных открыток ко  Дню освобождения Армянска».

            В теоретическом блоке был представлен доклад «Патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений воспитательной работы в МБОУ «Школа-гимназия №3»  г. Армянска», в котором Москаленко М.Я.

, заместитель директора по ВР, акцентировала внимание на актуальности вопроса  о патриотическом воспитании подрастающего поколения.

От воспитания патриотов, ответственных, здоровых граждан своей страны зависит развитие и становлении стабильного общества.

Рассказала, что в школе разработана программа «Я – гражданин России».

Целью программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, муниципальные, республиканские, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о конкурсах и соревнованиях всех уровней.

Программа включает в себя следующие направления:

  1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

— формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

— воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

— формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

— воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

— формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

  1. Культурно-историческое направление, предполагающее:

— воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;

— вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

— формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

  1. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

— изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

— формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

— формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

— развитие реально действующего школьного самоуправления.

  1. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:

— изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей Крыма в годы Великой Отечественной войны;

— сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

— формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В результате осуществления Программы ожидается:

повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;

формирование гражданской грамотности учащихся;

внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы;

возрождение духовных ценностей школьников;

улучшение условий для формирования патриотических чувств.

Кавкало Н.П., педагог-организатор, в докладе  «Поисковая работа как одна из форм патриотического воспитания в классе»» отметила, что однойизосновних форм патриотическоговоспитанияявляетсяпоисковаяработа. Детально представила материалысовместной  с учащимисяработы.    Доклад отличался содержательностью, подбором интересных фактов. 

            В практической  части семинара Кавкало Н.П., педагог-организатор провела мастер-класс по изготовлению поздравительных открыток ко Дню освобождения Армянска. Участники семинара увлеченно выполняли все практические задания, отмечая их степень сложности, интерес, оригинальность.

Интересно прошёл Единый урок для обучающихся   9-х классов «Россия – Крым. Навеки мы едины!».

            Корда А.В., учитель социально-гуманитарных дисциплин, совместно с  группой экскурсоводов  провела экскурсию  в школьном Зале боевой славы. Присутствующие отметили высокий уровень подготовки обучающихся, содержательность материала, его воспитательный  потенциал.           

На подведении итогов семинара учителя обменялись мнениями, отметив высокий уровень проведения и организации мероприятия, его эмоциональную насыщенность и практическую значимость  и направленность. Высказали мнение о том, что такие практические семинары актуальны и своевременны.

УчПортфолио.ру

Патриотическое воспитание может стать частью школьной программы — юридические советы

Патриотическое воспитание подростков

                                                            И за тебя мы все в ответе.                                                             На карте мы едины, мы – страна,                                                             В сердцах и мыслях мы –                                                                                России дети.

Картавенко Ксения

       Сегодня эта тема очень актуальна. Ещё совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия “Родина”, “великая держава”, “мы, советский народ” …

Раньше подросток смотрел на карту СССР и думал: “Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране”. Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками и вдруг – шок.

На сегодняшний день картина изменилась и наши подростки видят совершенно другую страну.

       В наших ребятах практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всём: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п. Бесстрастные социологические срезы фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. 15-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодёжи самым важным в жизни, на первое место ставят: деньги, деловая карьера и образование, получить от жизни побольше удовольствия. Извечные же ценности стоят гораздо ниже: любовь, действия ради будущего России, идеалы и вера.          Можно сделать вывод, что чувство патриотизма у подростков ослабло, личностные заботы наших обучающихся лежат, в основном, в области собственного “я”. А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – родителями, чтением “классики”, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.       Подростки очень часто, слышат из разных источников СМИ: телевидение, газеты и Интернет о том, что миром правят деньги. СМИ. Что же делать педагогу в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству, научить “Отчизне посвящать души прекрасные порывы … ”? Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать.

        Что такое “патриотизм”?

       Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795 была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
         Что такое патриотическое воспитание? Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

        Основными задачами патриотического воспитания являются:

1.Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите. 2.Изучение истории и культуры Отечества и родного края. 3.Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества. 4.Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде. 5.Передача и развитие лучших традиций российского воинства. 6.Физическое развитие подростков, формирование здорового образа жизни. Эта разноплановая и интересная работа в нашем техникуме проведится в различных направлениях деятельности: 1.Пропаганда отечественной истории и культуры. 2.Разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общеобразовательных школ и дополнительного образования. 3.Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи. 4.Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование клубов по месту жительства. 5.Поддержка деятельности объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, мемориальных комплексов. 6.Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны. 7.Поддержка и развитие молодёжной инициативы в деле освоения воинских профессий, изучения военной истории и военного дела. 8.Подготовка молодежи к военной службе, поднятие престижа профессии защитника Отечества. 9.Выявление инновационных форм и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. 10.Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при исполнении воинского долга. 11.Про ведение мероприятий, связанных с памятными днями, событиями истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и Флота.        В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов. Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.       Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в учебном коллективе – это всё формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.

       Велика в наше время роль родителей в воспитании у молодёжи любви к Отчизне. Рассказы об участии бабушек и дедушек, других родственников, знакомых семьи в жизни страны, города, района, двора — это то, что формирует отношение подростка к своей Родине.

Он невольно задается вопросом: «Если они так много сделали для Родины, значит, они её действительно любят?» И когда родители найдут эти яркие примеры из жизни, то они внесут невероятно большой вклад в патриотическое воспитание своих детей. Ведь ещё Ф.

Бэкон говорил: «Любовь к Родине начинается с семьи».

    Семья дает ребёнку первый жизненный опыт, именно в ней закладываются основы характера человека и его представления о морали. Но нельзя уменьшать роль педагогов в патриотическом воспитании. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой подростков и каждым из них в отдельности по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, включая их в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности.

      Одним из направлений моей работы, как классного руководителя,  с учебной группой является гражданско – патриотическое, правовое.

           Задачи, которые я ставлю перед собой: способствовать воспитанию у обучающихся патриотизма, любви к своему народу, интереса к истории своей Родины; государственной символике своей страны; совершенствование нравственных качеств личности: формирование сознательной дисциплины, культуры поведения, чувства гуманизма, ответственности, готовности к нравственному самовоспитанию, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении; формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, правосознания, гражданской ответственности обучающихся.       В этом учебном году особое место занимает тема «70-летие Великой Победы в ВОв». С 1 сентября систематически проводим встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, выпускниками бывших лет, прошедшими службу в рядах Российской армии, взрослыми, работающими в техникуме – профессиональными военными в запасе. Согласно плану воспитательной работы техникума проходят беседы, посвящённые Дням воинской славы России. По традиции приняли участие в городском мероприятии «День памяти жертв фашизма» (10.10), митингах, посвящённых битве под Москвой (05.12), Дню защитника Отечества у Мемориала Воину-освободителю (23.02), митинге-скорби на городском кладбище у Мемориала воинам, умершим от ран и болезней в госпиталях города (08.05), митинге-шествии «Бессмертный полк» (09.05). Активисты группы поздравляли ветеранов с Новым 2015 годом, Днём защитника Отечества, с Днём Победы — акции «Подарок незнакомому человеку», периодически участвовали в волонтёрском движении «Помощь пожилому человеку», 7 обучающихся стали победителями Всероссийской блиц-олимпиады «70-летию Победы посвящается», 9 человек – победители Международной викторины «Я – будущий защитник Отечества». Наши ребята участвовали в акции-эстафете «Знамя Победы» (30.01), общетехникумовском смотре-конкурсе художественной самодеятельности «И помнит мир спасённый» (15.04), городском фестивале «Война глазами молодых» (23.04), областном тематическом мероприятии «Далёкое эхо Победы» (29.04), общетехникумовских Днях здоровья, городских спортивных соревнованиях, в 1-ом полугодии на уроне техникума приняли участие в конкурсе сочинений «Спасибо деду за Победу!», во 2-ом полугодии – в конкурсе мультимедийных презентаций «Победе – 70!». Все обучающиеся группы приняли активное участие во Всероссийском экологическом проекте «Лес Победы» в апреле. Ребята отдали дань памяти воинам-освободителям, труженикам тыла, узникам концлагерей, приняв участие в интернет-проектах «Передай свечу памяти и скорби по погибшим» и «Георгиевская лента онлайн». Это только часть работы, которая проводилась мною с обучающимися моей учебной группы по данному направлению в этом учебном году на 1 курсе.  Работа будет продолжаться и дальше, так как воспитание патриотизма, любви к своей Родине – это не разовая акция, не только сегодняшнего дня.  Это длительная работа на последующие годы, прежде всего с учётом сложившейся в настоящее время в мире непростой политической обстановки.        Известно, что наше государство считает приоритетными направлениями гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения. И это понятно, потому что без патриотизма, как государственной политики, без патриотического воспитания не может добиться успеха ни одна страна.

      “Образование, дополнительное образование, СМИ, армия, религиозные организации, здоровье, спорт и т.д. и т.п. – всё это, так или иначе, связано с патриотическим воспитанием”, – заявил В.В. Путин на встрече с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам нравственного и патриотического воспитания.

  Источники:

mskir.ru/путин-о-патриотическом-воспитании/

nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/05/20/vzglyad-na-patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi

Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности

Патриотическое воспитание может стать частью школьной программы — юридические советы

Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Начиная с 2001 года, постановлениями Правительства Российской Федерации, каждые пять лет вводится в действие обновлённая Государственная программа патриотического воспитания граждан.

В своём содержании Программа предусматривает единый комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания граждан России, способный на основе формирования патриотических чувств и патриотического сознания, обеспечить решение задач по консолидации общества, по поддержанию социальной и экономической стабильности, по упрочению единства и дружбы народов многонациональной России.

В современных условиях образовательной деятельности идеи патриотизма могут и должны стать тем стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции и устремления молодёжи, воспитывается её готовность и способность к активным действиям на благо Отечества [1, с. 306].

Воспитание истинного Российского патриотизма предполагает целенаправленное формирование и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств.

Основой такого личностного развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы с учащимися.

При этом патриотизм формируется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывную связь с Отечеством.

Патриотизм органично включается в идеологию, в программы и содержание образования человека XXI века, и при этом его ценностное, духовно-нравственное основание является неотъемлемой частью современной концепции модернизации образования.

В современном образовательном учреждении приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности является патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление очередной суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине («Я — гражданин России!»).

Как показывает практика, на современном этапе развития отечественной образовательной системы, — той сферой, которая позволяет педагогам, воспитателям наиболее успешно реализовать программы патриотического воспитания учащейся молодёжи, часто выступает внеклассная и внеурочная работа с учащимися [1, c. 308].

Вопросы воспитания детей, подростков и молодёжи в духе любви к Родине, в аспектах воспитания достойных граждан многонационального Российского государства — эти вопросы всегда находились в центре внимания учёных и педагогов-практиков на протяжении всей современной отечественной истории.

В настоящее время вопросы патриотического воспитания встают особенно остро, поскольку нередко наблюдается отчуждение молодёжи от отечественной культуры, а в обществе ощущается эйфория вседозволенности, с явным ослаблением нравственных «тормозов».

При этом оказалась нарушенной идеологическая и моральная преемственность между поколениями, между ценностями прошлого и настоящего. Характерным явлением становится духовная опустошённость и недостаточно развитая общая культура учащейся молодёжи, в сочетании с дефицитом гражданственности и патриотизма.

Настораживает нарастание межнациональных, межэтнических противоречий и конфликтов, в том числе, — в молодёжной среде [1, с. 308; 2, с. 406].

Сегодня для многонациональной России нет более важной идеи, чем воспитание Российского патриотизма, поскольку без патриотизма не может состояться никакого гражданственного, духовного становления личности.

Без воспитания Российского патриотизма не может состояться формирование сознательного, ответственного, преданного гражданина России.

Поэтому наиболее актуальной задачей на данный момент общественного развития является разработка концептуально новых подходов к организации патриотического воспитания учащихся, с формированием теоретических основ и наиболее эффективных методов и форм его практической реализации.

Правовыми основами патриотического воспитания учащейся молодёжи являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». На решение этих задач ориентирована Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: «Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [2, с. 406; 7, c.322].

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач современного общественного развития.

Жизненное самоопределение школьников никогда не было простым делом, а в современной социально-экономической ситуации оно значительно усложнилось.

Это происходит по той причине, что в нынешнем, относительно свободном обществе, девальвируются многие нравственные ценности, без которых человеку невозможно стать полноценной, адекватно сформированной личностью.

Отсюда становится очевидным, что главными критериями решения социальных проблем в современном российском обществе должны выступать духовно–нравственные ценности, любовь к своей Родине, к своему народу, осознание ценности созидательной деятельности человека во всех её проявлениях.

В этой связи, одной из важнейших функций образовательных учреждений выступает становление ценностных ориентаций, наряду с развитием нравственных качеств формирующейся личности учащегося, — в качестве фундаментальных основ гражданского самоопределения, социально-личностного развития и успешной самореализации молодого человека.

Именно сфера образования наиболее благоприятна для раскрытия столь важных нравственных качеств личности, для формирования её ценностных ориентиров.

И здесь следует подчеркнуть особое значение учреждений дополнительного образования детей и работающих в этой системе высококвалифицированных педагогических кадров, — преданных своему делу, увлечённых своей работой и творчеством педагогов — энтузиастов.

Пытаясь сохранить всё лучшее, что было накоплено в данной образовательной области за многие годы, эти педагоги — практики находят сегодня новые подходы к работе с детьми и подростками, предлагая более эффективно выстраивать процесс патриотического воспитания учащихся, основываясь на идентификации личности с культурой и языком своей Родины, что, по общему мнению, является основой формирования подлинного патриотизма [1, c. 308; 2, c. 407].

В практике образовательной деятельности используются различные направления и формы работы по патриотическому воспитанию подрастающего молодого поколения: военно-патриотическое воспитание, героико-патриотическое воспитание, национально-патриотическое, гражданско-патриотическое, историко-патриотическое, культурно-патриотическое воспитание, а также и другие направления образовательно-воспитательной деятельности. Эти направления практической деятельности по патриотическому воспитанию объединяются общей воспитательной целью, задачами её полноценной реализации, а также рекомендуемыми формами и методами наиболее эффективной образовательной работы с учащимися.

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования заложены в дополнительном образовании учащихся, поскольку оно не ограничивается образовательными стандартами, ориентировано на индивидуальные личностные задатки, на интересы и способности ребёнка, обеспечивает большие возможности самоопределения и самореализации учащегося, способствуя творческому развитию, социальной активности и формированию патриотического сознания.

Дополнительное образование организовано на принципах свободного выбора. Оно способно постепенно, ненавязчиво и наиболее эффективно сформировать в ребёнке, подростке такие качества, как ответственность, трудолюбие, самоорганизация, коммуникабельность, уважение к окружающим, дружелюбие и коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручка.

Существует большое разнообразие направлений, по которым работают педагоги учреждений дополнительного образования детей. Среди направлений, способствующих формированию граждански — патриотических качеств личности школьника, можно выделить следующие:

—        художественно–эстетическое;

—        культурологическое;

—        научно–техническое;

—        эколого–биологическое;

—        спортивно–оздоровительное;

—        туристско–краеведческое;

—        историко–краеведческое;

—        этнологическое;

—        историко-патриотическое;

—        героико-патриотическое;

—        национально-патриотическое;

—        военно–патриотическое.

Наиболее массовым является военно–патриотическое направление учебно-воспитательной работы с учащимися, однако и другие направления здесь не менее интересны, — все они востребованы и полезны в деле реализации заложенных в них возможностей для патриотического воспитания учащихся.

Педагог, работая с детьми в избранном направлении учебно-воспитательной деятельности, использует своё положение старшего товарища и наставника учащихся. Главная задача педагога — развить в детях чувство граждан своей страны, которые не только умеют ценить духовные и культурные ценности, но и стремятся их приумножать своим трудом и участием.

У педагога учреждения дополнительного образования детей, по сравнению с учителем в общеобразовательной школе, более выгодное положение по формированию у обучаемых чувства патриотизма, поскольку в системе учреждений дополнительного образования более широко могут использоваться модифицированные и авторские образовательные программы, с широким применением интерактивных методов обучения. При этом используются такие формы работы, которые позволяют не только приобретать новые знания и воспитывать необходимые нравственные качества, но и применять их, реализуя в конкретной деятельности сформированные качества, полученные знания и умения.

Формирование личности человека — процесс длительный, сложный и многофакторный. Среди тех факторов, которые играют наиболее важную роль в формировании личности ребёнка, подростка, обучающегося молодого человека, следует назвать искусство.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в музыке.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный облик и духовный мир.

На музыкальных хоровых занятиях в детях формируются такие качества, как коллективизм, любовь к родному дому, бережное отношение к природе. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших и добрых делах и поступках.

Используемые в работе произведения музыкального народного творчества просты, образны и мелодичны. И поэтому дети легко их усваивают.

Интонационные достоинства народных песен позволяют использовать их на занятиях с учащимися, как в младших, так и в старших возрастных группах.

Решение задач гармоничного развития личности и воспитания настоящего патриота, знающего, любящего и почитающего традиции своей Родины, — сегодня особенно актуально.

Решение этих задач реализуется через приобщение учащихся к традиционному народному искусству, к народным промыслам и фольклору — к этому неисчерпаемому духовному богатству народа, в котором заключены большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воспитательного воздействия.

Воспитание патриотизма требует знания обычаев и традиций своего народа. Народное творчество, как раз и даёт нам эти знания. И это особенно важно сегодня, когда образцы массовой культуры других стран так активно распространяются средствами массовой информации, они интенсивно влияют на мировоззрение и вкусы детей, причём, нередко — далеко не самым лучшим образом.

Народное искусство понятно и близко ребёнку, оно доступно для его восприятия. Рассматривая произведения народного искусства, дети узнают о быте и традициях, познают мудрость народа, учатся понимать и любить родную культуру. Кроме того, некоторая наивность образов народного искусства близка к собственному творчеству и мировосприятию самих детей, чем вызывает у них ещё больший интерес.

Рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, слушая произведения устного народного творчества, ребёнок приобретает необходимые знания об истории и жизни своей страны, своего народа, о труде и занятиях людей, учится понимать прекрасное, различать добро и зло, справедливость и несправедливость.

Энергия воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется не только в устной, но и в практической форме.

В работе с детьми необходимо, чтобы они были не просто слушателями и зрителями, но также и активными участниками творческого процесса (занятия лепкой, росписью, исполнение песен и народных танцев, знакомство с народными музыкальными инструментами и другие виды самостоятельной деятельности детей).

Начинать работу с детьми по патриотическому воспитанию нужно с создания располагающей, уютной атмосферы доброжелательности, уважения и доверия. Не следует забывать о том, что детям, особенно дошкольникам, свойственно наглядно-образное мышление.

Поэтому на занятиях, кроме устных объяснений и показа иллюстрированных пособий, необходимо использовать реальные, наглядные предметы и материалы (орудия труда, игрушки, предметы быта, посуду, элементы народного костюма, музыкальные инструменты, и т. д.

).

Важно учитывать, что возможность подачи и усвоения информации значительно расширяется при посещении музеев и при ознакомлении с экспозициями в специальных демонстрационных помещениях, организуемых в образовательных учреждениях.

Здесь для ребёнка впервые и наглядно открывается возможность проникновения в историю быта и истоки культуры своего народа, историю родного края.

Приобщая детей к творческому наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, неотделимое от воспитания чувства национальной гордости принадлежностью к народу великой России, её народу, его истории и его многонациональной культуре.

Народное творчество учит детей видеть окружающий мир во всей его полноте и красоте, учит любить свою Родину, беречь родную природу, прививает нравственные и духовные ориентиры. Кроме того, на таких занятиях ребёнок овладевает новыми понятиями, знаниями и умениями, а также специфическими художественно-культурными навыками.

Очень важным при этом является и то, что народная культура несёт в себе большой положительный эмоциональный заряд, ярко и образно демонстрирует эстетические и нравственные идеалы, веру в торжество добра и справедливости.

Приобщение детей к народному искусству на всю жизнь накладывает отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть особую красоту в привычных, будничных предметах и явлениях.

Особое место в приобщении детей к народной культуре, в работе по патриотическому воспитанию, занимают традиционные народные праздники — как календарные, так и церковные. В таких праздниках заложены накопленные веками знания о природных явлениях и приметы, связанные с ними, причём эти наблюдения напрямую связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека [8, c. 335].

Для воспитания патриотов, достойных граждан своей страны, необходимо прививать и развивать в детях чувство гордости принадлежностью к своей стране и воспитывать уважение к своему народу, к своей культуре, к национальным традициям.

Патриотическое воспитание — это и воспитание любви к родным местам, и формирование ощущения своей неразрывной связи с окружающим с детства миром, наряду с желанием сохранять и приумножать культуру и неповторимое богатство своей родной страны.

Нет оснований сомневаться в том, что знание истории и культуры своего народа поможет в дальнейшем относиться с большим интересом и уважением так же и к культуре других народов.

Патриотизм и интернационализм в нашей большой, многонациональной стране взаимно связаны и неразделимы. Они составляют основу её социальной стабильности и прогрессивного развития нашей Родины в будущем.

Литература:

  1. Пономарёва И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. — С. 308–311.
  2. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы активизации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. //Молодой учёный, 2012, № 5. — С. 405–412.
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года, № 795//Собрание Законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2). — http://archives.ru/programs/patriot_2015.html — цит. по Буйловой Л. Н., 2012.