Содержание
Обновленные правила работы коллекторов и должников стали действовать в Российской Федерации с 1 февраля 2024 года. Закон о регулировании деятельности коллекторов был принят в 2016 году. С того момента проводилась работа по устранению недочетов и недоработок, касающихся процедуры взыскания задолженности.
Расширение полномочий
По старым правилам ФССП могла контролировать те организации, чей основной вид деятельности – возврат просроченной задолженности. На практике права должников нарушались МФО, а не коллекторами.
Обновленные понятия
Юрист по долгам рассказывает: коллектор – коммерческая организация, которая включена в госреестр ФССП и выкупила долг у МФО или банка. Для банков и МФО существует особый реестр. Судебные приставы берут под контроль их взыскание долгов аналогично контролю деятельности коллекторов.
Коллекторская деятельность – коммерческая деятельность юрлица, целью которой выступает добровольное погашение должником его долгов без обращения в суд.
Календарный день – период времени продолжительностью 24 часа. Если коллекторы позвонят неплательщику во вторник, то на следующий день через 24 часа лимит по частоте будет обнулен. То же самое касается календарной недели, месяца и т. д.
Автоматизированный интеллектуальный агент (АИА) – робот, который предназначен для информирования должника о задолженности. Понятие появилось в законе недавно, однако абоненты уже несколько лет сталкивались с роботами для обзвонов.
Порядок взаимодействия с должником
О том, что коллектор намерен использовать определенные способы взаимодействия с должником, он должен проинформировать ФССП.
Если с даты просрочки прошло не меньше четырех месяцев, то должник может отказаться взаимодействовать с коллектором. Также человек вправе не контактировать с коллектором напрямую, а обратиться к посреднику – адвокату, и через него решить все вопросы с задолженностью.
Если коллектор нарушил права должника, он рискует столкнуться с отрицательными последствиями:
- Лишение права использовать определенные способы контакта с неплательщиками в течение двух месяцев.
- Исключение организации из реестра.
- Лишение организации права продолжать вести коллекторскую деятельность.
Взаимодействие коллектора с должником
Коллекторы ограничены временными рамками по общению с неплательщиками:
- В будние дни – с 08:00 до 22:00.
- В выходные и праздничные дни – с 09:00 до 22:00.
- Личное общение – до 1 раза в неделю.
- Звонки – до 1 раза в день, до 2 раз в неделю, до 8 раз в месяц.
- Текстовые сообщения — до 2 раз в день, до 4 раз в неделю, до 16 раз в месяц.
- Сообщения через портал госуслуг — до 2 в месяц по одной и той же задолженности.
При общении с неплательщиком коллектор обязан сообщить ему сведения:
- о компании;
- сотруднике, взаимодействующем с должником (имя, код идентификации);
- просроченной задолженности, ее сумме;
- структуре задолженности.
Идентификация звонящего необходима, чтобы сама организация могла установить нарушителя.
Последствия для коллекторов и неплательщиков
Предполагается, что новый закон защитит должников от коллекторов и обяжет последних соблюдать ограничения. По факту нововведения сужают ограниченные полномочия коллекторов, которые работают официально и с полным соблюдением законодательных норм. Неплательщики, пострадавшие от действия коллекторов, обычно сталкиваются с сотрудниками и организациями, которые работают вне правового поля. В таких случаях в дело вступают представители правоохранительных органов. Именно черному рынку коллекторов свойственны хамские и нелегальные методы работы.