О специальной оценке условий труда 426 фз

Содержание

Труд-Эксперт.Управление

О специальной оценке условий труда 426 фз

О специальной оценке условий труда 426 фз

Недооценка вредного воздействия опасных факторов, несоблюдение техники безопасности и пренебрежение гигиеническими нормами часто приводит к ранней нетрудоспособности работников, занятых сварочным делом. А пренебрежение работодателя обязанностью по обеспечению безопасности своих сотрудников на таких рабочих местах, может стать причиной их профессиональных заболеваний.

 Под профессией сварщика имеются в виду такие профессии работников, выполняющих электро- и газосварочные работы, как газорезчик, газосварщик, электрогазосварщик, электросварщик ручной сварки, электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, сварщик арматурных сеток и каркасов, сварщик пластмасс, сварщик термитной сварки, сварщик на машинах контактной (прессовой) сварки и др. …

Недооценка вредного воздействия опасных факторов, несоблюдение техники безопасности и пренебрежение гигиеническими нормами часто приводит к ранней нетрудоспособности работников, занятых сварочным делом.
А пренебрежение работодателя обязанностью по обеспечению безопасности своих сотрудников на таких рабочих местах, может стать причиной их профессиональных заболеваний.

  Под профессией сварщика имеются в виду такие профессии работников, выполняющих электро- и газосварочные работы, как газорезчик, газосварщик, электрогазосварщик, электросварщик ручной сварки, электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, сварщик арматурных сеток и каркасов, сварщик пластмасс, сварщик термитной сварки, сварщик на машинах контактной (прессовой) сварки и др.  

При проведении специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) сварщиков, выполняющих электро- и газосварочные работы, необходимо руководствоваться положениями следующих нормативных правовых актов:

— Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 92, 117, 147, 185, 219 и 222 — в части установления гарантий и компенсаций по результатам СОУТ);

— Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ);

— Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878 (далее — ТР ТС 019/2011);
— Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24 января 2014 года № 33н (далее — Приказ № 33);
— Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом» от 5 декабря 2014 г. № 976н (далее — Приказ № 976);
— Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» от 9 декабря 2014 года № 997н (далее — Приказ № 997); — Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ» от 23 декабря 2014 года № 1101н.  
Автор фото: Everyonephoto Studio / Shutterstock.Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, утвержденная Приказом № 976 (далее — Методика снижения класса), устанавливает требования к процедурам оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном ТР ТС 019/2011, и снижения класса (подкласса) условий труда при применении отдельных видов эффективных СИЗ.  

К СИЗ, в отношении которых применяется Методика снижения класса, относятся:

1) СИЗ от химических факторов, среди которых:

— костюмы изолирующие от химических факторов (в т. ч. применяемые для защиты от биологических факторов); — СИЗ органов дыхания изолирующие; — СИЗ органов дыхания фильтрующие; — одежда специальная защитная, в т. ч. одежда фильтрующая защитная от химических факторов;

2) СИЗ от повышенных и (или) пониженных температур, среди которых:

— одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от конвективной теплоты, теплового излучения, искр и брызг расплавленного металла; — одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от воздействия пониженной температуры; — СИЗ ног (обувь) от повышенных и (или) пониженных температур, контакта с нагретой поверхностью, тепловых излучений, искр и брызг расплавленного металла; — СИЗ головы от повышенных (пониженных) температур, тепловых излучений.  

Среди указанных средств имеются СИЗ, которые используются при выполнении электро- и газосварочных работ, что позволяет применять Методику снижения класса при проведении СОУТ.

Это подтверждается пунктом 17 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом № 997 (далее — Типовые нормы бесплатной выдачи), для таких профессий работников, как газорезчик; газосварщик; электрогазосварщик; электросварщик ручной сварки; электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах; сварщик арматурных сеток и каркасов; сварщик пластмасс; сварщик термитной сварки; сварщик на машинах контактной (прессовой) сварки.

  Указанным работникам выдаются следующие СИЗ: — костюм для защиты от искр и брызг расплавленного металла; — средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее.  

Специальная оценка условий труда на рабочем месте сварщика включает следующие процедуры:

— проведение измерений (исследований) уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее — ВОПФ), составление протоколов измерений параметров микроклимата, актов отбора проб вредных веществ в воздухе рабочей зоны и иных первичных документов;

— оценка эффективности СИЗ для снижения класса (подкласса) условий труда на рабочих местах с вредными условиями труда; — оформление карты СОУТ сварщика; — составление отчета о проведении СОУТ.  

При выполнении электро- и газосварочных работ возникают следующие потенциально вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса:

— химические факторы в воздухе рабочей зоны (окись углерода, озон, оксиды азота, фтористый водород, пары металлов Cu, Zn, Fe и др.);

— ультрафиолетовое излучение; — физические факторы (повышенная температура, шум, общая и локальная вибрация и др.); — тяжесть трудового процесса (вынужденная поза и др.); — напряженность трудового процесса (работа конвейерного типа, длительность сосредоточенного наблюдения). Указанные ВОПФ возникают при выполнении электросварочных и газосварочных работ, использующих в закрытых помещениях или на открытом воздухе стационарные, переносные и передвижные электросварочные и газосварочные установки, предназначенные для выполнения технологических процессов сварки, наплавки, резки плавлением (разделительной и поверхностной) и сварки с применением давления, в том числе: — дуговой и плазменной сварки, наплавки, резки; — атомно-водородной сварки; — электронно-лучевой сварки; — лазерной сварки и резки (сварки и резки световым лучом); — электрошлаковой сварки; — сварки контактным разогревом; — контактной или диффузионной сварки, дугоконтактной сварки; — газовой сварки и газовой резки металлов.  Обратите внимание

При проведении СОУТ на основе измерений (исследований) ВОПФ при наличии вредных классов (подклассов) условий труда оценивается эффективность выбранного и применяемого СИЗ для снижения вредного класса (подкласса) условий труда.

При этом необходимо обратить внимание на следующие особенности.

 Снижение класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ (далее — эксперт), в ходе проведения в установленном порядке СОУТ путем последовательной реализации следующих процедур:

1) оценки соответствия наименования СИЗ и норм их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным Типовыми нормами бесплатной выдачи; 2) оценки наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям ТР ТС 019/2011; 3) оценки наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям ТР ТС 019/2011, комплектности СИЗ; 4) оценки эффективности выбора СИЗ; 5) оценки эффективности применения СИЗ.  

Эксперт составляет протокол оценки эффективности СИЗ, в котором приводится заключение о возможности снижения класса (подкласса) условий труда для вредного производственного фактора. Результаты оценки эффективности вносятся в карту СОУТ сварщика.

При этом необходимо иметь в виду, что снижение класса (подкласса) условий труда осуществляется в отношении вредного производственного фактора, для защиты от которого применяется оцениваемый СИЗ, и допускается на одну степень в случае, если условия труда на рабочем месте в ходе проведения СОУТ отнесены к вредным условиям труда 2–4 степени (подклассы 3.2–3.4). Решение о снижении класса (подкласса) условий труда в отношении условий труда на соответствующем рабочем месте принимается комиссией работодателя по проведению СОУТ на основании заключения эксперта.

На основании Закона № 426-ФЗ и Методики снижения класса не допускается снижение класса (подкласса) условий труда ниже подкласса 3.1 вредных условий труда, то есть нельзя снижать вредный подкласс до допустимого класса 2 условий труда. Показатели измерений (исследований) условий труда на рабочем месте сварщика и оценка эффективности СИЗ записываются в строку 030 карты СОУТ сварщика (таблица).

Строка 030. Оценка условий труда по вредным (опасным) факторам

  

Как видно из таблицы, на рабочем месте сварщика при наличии эффективных СИЗ класс (подкласс) вредных условий труда снижается с 3.3 до 3.2 по химическому фактору в первом варианте, с 3.2 до 3.1 — во втором варианте, а также с 3.2 до 3.

1 — по нагревающему микроклимату (повышенной температуре).

Итоговый класс (подкласс) условий труда в соответствии с пунктом 93 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом № 33, устанавливают по наиболее высокому классу (подклассу) вредности одного из имеющихся на рабочем месте вредных факторов.

При этом в случае: — сочетанного действия 3 и более вредных и (или) опасных факторов, отнесенных к подклассу 3.1 вредных условий труда, итоговый класс (подкласс) условий труда относится к подклассу 3.2 вредных условий труда; — сочетанного действия 2 и более вредных и (или) опасных факторов, отнесенных к подклассам 3.2, 3.3, 3.

4 вредных условий труда, итоговый класс (подкласс) повышается на одну степень. В представленном примере итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте сварщика оценивается как 3.2, а не 3.3, как это было бы без оценки эффективности СИЗ (в обоих вариантах по химическому фактору).

Гарантии и компенсации за вредные условия труда сварщику предоставляются в соответствии с требованиями статей 92, 117, 147, 185, 219 и 222 Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В настоящее время по результатам СОУТ сварщику в связи с наличием ВОПФ предоставляются следующие гарантии и компенсации:

— сокращенная продолжительность рабочего времени; — ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; — повышенный размер оплаты труда; — сохранение среднего заработка по месту работы при проведении медицинских осмотров; — бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов (на работах с вредными условиями труда); — бесплатное предоставление лечебно-профилактического питания (на работах с особо вредными условиями труда); — право на досрочное назначение страховой пенсии.

В карте СОУТ сварщика указываются основания предоставления работнику того или иного вида компенсаций с указанием соответствующего нормативного правового акта со ссылкой на разделы, главы, статьи, пункты, при их отсутствии делается запись «Отсутствует».

Автор фото: Everyonephoto Studio / Shutterstock.Количество компенсаций и их размеры устанавливаются решением комиссии работодателя по проведению СОУТ и  соответствующим распорядительным актом работодателя. 

Федеральным законом «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 1 мая 2016 года № 136-ФЗ внесены изменения, которые необходимо учитывать при проведении СОУТ сварщиков. Пункт 2 части 2 статьи 4 «Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда» Закона № 426-ФЗ дополнен словами «и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений)», т. е. работодатель обязан предоставлять организации, проводящей СОУТ, наряду с необходимыми соответствующими сведениями, документами и информацией, также предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений).

 

Кроме того, в статье 17 «Проведение внеплановой специальной оценки условий труда» изменены ее сроки. Срок увеличивается в 2 раза, и внеплановая СОУТ проводится в течение 12 месяцев на рабочих местах со дня наступления следующих случаев:

426 ФЗ о специальной оценке условий труда | с изменениями 2018

О специальной оценке условий труда 426 фз

Закон о специальной оценке условий труда вступил в силу 1 января 2014 года. Последние изменения в него были внесены 19 июля 2018 года. В статье вы найдете его актуальную версию, а также комментарии о применении и штрафах за непроведение СОУТ.

Что устанавливает Федеральный закон о специальной оценке условий труда

ФЗ о СОУТ был принят взамен приказа Минздравсоцразвития России №342н, регламентирующего аттестацию рабочих мест, чтобы привести процедуру спецоценки в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.

Скачать 426-ФЗ с изменениями 2018>>>

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы «Охрана труда». Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Закон упорядочивает процесс взаимодействия между экспертной организацией и работодателем, работодателем и работником, устанавливает ответственность каждой стороны договора оказания услуг по проведению СОУТ и каждой стороны трудовых отношений.

Важно

До 31 декабря 2018 года все работодатели должны выполнить свою обязанность по проведению спецоценки условий труда. Отчеты об утверждении её результатов следует подписать не позднее 31.12.2018 года.

В статье, подготовленной редакцией журнала «Справочник специалиста по охране труда», 8 основных вопросов, которые возникают у каждого, кто берется за спецоценку.

Ответы на них помогут сэкономить на процедуре, выбрать надежного исполнителя и избежать штрафов.  Узнайте, как успеть провести спецоценку в срок и не переплатить.

 Если вы уже провели спецоценку, проверьте с помощью электронного сервиса, не допустили ли вы нарушений.

Не позже 29-30 января 2019 года необходимо на внешнем сайте предприятия разместить сводную ведомость, отправить декларацию в ГИТ, подписать карты СОУТ с каждым работником, а также заполнить листы ознакомления с декларациями.

Приказ о назначении или отмене льгот должен быть издан не позднее даты утверждения отчета – 31.12.2018 года, соответственно, фактическая отмена выплаты льгот должна произойти только через 2 месяца – 28 февраля 2019 года.

СОУТ уже была проведена в организациях, где имеются рабочие места с вредными и опасными УТ, в том числе дающими право на досрочную страховую пенсию. Перечень таких рабочих мест указан в п.6 статьи 10 ФЗ о спецоценке условий труда.

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Закон устанавливает требования к экспертной организации и к работодателю по проведению СОУТ.

В нем расписано, каким образом должна быть создана комиссия, кто должен входить в ее состав, как проводится идентификация вредных и опасных факторов – самый сложный и дорогостоящий этап.

Также разъясняется порядок применения результатов специальной оценки, оформления и подачи декларации условий труда.

В заключительных положениях установлена ответственность за исполнение государственного надзора за соблюдением нормативных требований:

  • государственный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на то уполномоченным, и его теротделениями;
  • профсоюзный контроль производится инспекциями труда соответствующих профессиональных союзов в порядке, установленном законодательством РФ.

426-ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 

ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 года. С этого момента он четырежды проходил процедуру внесения поправок. Последние изменения произошли в июле 2018 года.

Последние изменения в ФЗ о специальной оценке условий труда

Поправки внесены федеральными законами:

  • 01.05.2016 № 136;

Закон о специальной оценке условий труда: требования и ограничения

О специальной оценке условий труда 426 фз

Федеральный закон о специальной оценке условий труда действует в России уже три года.

Его нормами определено, что все работодатели должны проводить на каждом рабочем месте СОУТ, не реже чем один раз в пять лет, это требование пришло на смену процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда.

Совет

За время действия этого закона большинство организаций успели привыкнуть к его требованиям и изучить большинство его норм, однако некоторые из них до сих пор вызывают вопросы.

Что же требует от работодателей ФЗ № 426 ФЗ о специальной оценке условий труда? В статье 1 Закона 426-ФЗ сказано, что предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ), а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места. Что же означает само понятие СОУТ? И как менялся этот нормативно-правовой акт за время его действия?

Что такое СОУТ

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных или опасных воздействий производственной среды и трудового процесса, с последующей оценкой уровня их воздействия на работников.

При проведении такой специальной оценки должно учитываться отклонение фактических значений вредных факторов от значений, которые устанавливает Минтруда, как уполномоченный на это правительством РФ орган.

Именно такое определение СОУТ дает 426-ФЗ.

Все эти мероприятия нужны чиновникам ради заботы об условиях труда граждан, которое выражается в установлении классов (подклассов) рабочих мест.

На основе этих данных организации присваивается класс риска, который влияет на размер страховых взносов на травматизм, а также целый ряд других ньюансов. Проводить СОУТ могут только специально аккредитованные организации с участием представителей работодателя и профсоюзов.

Все работодатели должны прибегать к их услугам не реже, чем раз в пять лет, а то и чаще, если будут организованы новые рабочие места или произойдут изменения в имеющихся. От необходимости проведения СОУТ избавлены только надомные и дистанционные работники, которые трудятся на своей территории.

По результатам СОУТ заполняется отчет — Декларация об итогах СОУТ, которая направляется в территориальную Государственную Инспекцию труда и действует в течение 5 лет.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Что же вызывает у организаций и предприятий наибольшую сложность в применении ФЗ о СОУТ? Конечно, порядок идентификации, то есть определения этих самых опасных производственных факторов, влияющих на классы рабочих мест.

Этот вопрос регулирует статья 10 названного закона. В частности, в ней раскрыто само понятие «идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов».

Под ней, как следует из текста Федерального закона о спецоценке, следует понимать:

Обратите внимание

Понятие расшифровано, но понятнее оно не стало. Говоря простым языком, чиновники из Минтруда (который является тем самым уполномоченным органом) утверждают ряд неких факторов, которые могут оказывать негативное воздействие на работников (плохое освещение, загрязнение воздуха, высота и т.п.) и составляют их классификатор при проведении специальной оценки.

Затем при проведении процедуры проверяющие ориентируются на эти показатели, сравнивая с ними то, что фактически есть на каждом конкретном участке труда в организации. Если совпадений нет — хорошо, если совпадает, значит, работник находится во вредных или опасных условиях. Поскольку сам закон не регулирует все нюансы, приказом Минтруда от 24 января 2014 г.

N 33н была утверждена специальная Методика проведения специальной оценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению.

Именно этими документами и руководствуются на практике все заинтересованные лица, включая экспертов, которые непосредственно и проводят идентификацию.

Отдельно нужно отметить 426 ФЗ ст. 10 п. 6, в котором приведен перечень рабочих мест, в отношении которых идентификация потенциально опасных производственных факторов не осуществляется. К ним законодатели, в частности, отнесли:

  • условия работы сотрудников, профессии и должности которых входят в списки специальностей и учреждений (организаций), которые попадают под досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Эти списки утверждены постановлениями Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437 и от 18 июля 2002 г. N 537.;
  • рабочие места на которых гражданам, в соответствии с законодательными и иными НПА предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры и условия предоставления таких гарантий установлены статьей 219 Трудового кодекса РФ;
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (до 2014 года) или СОУТ уже были установлены вредные или опасные условия труда.

Как изменялся ФЗ о СОУТ

Последние значимые изменения в 426-ФЗ о специальной оценке условий труда были внесены и начали действовать в мае 2016 года. В соответствии с этими поправками в Федеральный закон 426-ФЗ изменились требования к компаниям, которые проводят это мероприятие. Кроме того, были два значимых изменения для работодателей:

  1. их обязали сдавать декларацию по СОУТ даже в том случае, если условия были признаны оптимальными или допустимыми. До этого времени декларировать результаты было необходимо только при признании условий безвредными и безопасными. В случае, если декларация уже подана (о том, как ее правильно оформить мы расскажем в другом материале), но произошли изменения в классификации, необходимо подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию. Исключения, как мы выяснили, перечислены в п.6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.
  2. кроме того, с 1 мая 2016 года работодатели должны передавать пожелания о проведении специальной оценки условий по требованию своих работников, которые считают, что их рабочие места необходимо проверить.

Ответственность за нарушение требований 426-ФЗ о специальной оценке условий работы

Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ для работодателей была введена административная ответственность за нарушение ФЗ о СОУТ. Непроведенная спецоценка условий труда (закон 426-ФЗ) или нарушение требований к ее проведению караетсяя по нормам статьи 5.27.1 КоАП РФ штрафами в таких размерах:

  • если нарушитель ИП – на сумму от 5 тысяч до 10 тысяч рублей (при повторном нарушении до 40 тысяч рублей);
  • если нарушитель юридическое лицо – на сумму от 60 тысяч до 80 тысяч рублей (повторно до 200 тысяч рублей).

Кроме того, деятельность нарушителя может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Для должностных лиц, нерадивых в вопросе специальной оценки работодателей предусмотрена отдельная мера наказания. Их можно оштрафовать на сумму до 10 тысяч рублей или ограничиться предупреждением. Повторное нарушение увеличивает размер штрафа в 4 раза и может привести к дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» | Читайте статьи журнала Кадровое дело

О специальной оценке условий труда 426 фз

Какие организации не должны проводить спецоценку, а для кого она обязательная в 2017 году? Для вторых предлагаем инструкцию и простой алгоритм действий.

Как проводится спецоценка условий труда: Закон 426-ФЗ

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ, далее — Закон № 426 является основным документом, регламентирующим условия труда на рабочих местах и устанавливающим обязанность работодателей в отношении проведения оценочных мероприятий.

Обязанность по проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ, спецоценка) установлена и действует в отношении всех работодателей. Она обязательно проводится на любом рабочем месте, для любой должности, специальности и профессии.

Никаких исключений ни для малых предприятий, ни для индивидуальных предпринимателей не установлено.

Единственное отступление от общих правил – спецоценку не проводят работодатели – физические лица, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

Скачайте документы по теме:

Но в то же время ФЗ о специальной оценке условий труда 426-ФЗ называет категории работников, в отношении которых СОУТ не проводится. Исключение из общего правила составляют:

надомники;

сотрудники, работающие на основании договора о дистанционной работе.

Все эти исключения предусмотрены пунктом 3 статьи 3 Закона № 426-ФЗ.

Справка. Порядок проведения спецоценки регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Этот документ определяет, как сам порядок процедуры, так и права и обязанности работодателей.

Сроки проведения спецоценки

Закон о специальной оценке условий труда устанавливает сроки для поведения мероприятий по СОУТ. По общему правилу, спецоценка проводится один раз в пять лет. Но в этом вопросе предусматриваются нюансы. Так, например, внеплановую СОУТ в отношении вновь созданных и введенных в эксплуатацию рабочих мест надо провести в течение 12 месяцев.

Обращаем внимание! Ранее, до 1 мая 2016 года этот срок составлял только шесть месяцев. Но сейчас временной период для проведения мероприятий по спецоценке новых рабочих мест увеличен до одного года.

Также в статье 17 ФЗ о специальной оценке условий труда предусмотрены иные условия для проведения внеплановой СОУТ. К ним относятся:

ситуация, когда провести процедуру предписал инспектор ГИТ;

изменение технологических условий труда. Сюда входит переоборудование рабочего места или изменение сырья, то есть факторов, которые могут сказаться на степени вредности;

несчастный случай на производстве;

мотивированное предложение профсоюза.

Во всех этих ситуациях СОУТ также проводится в течение шести месяцев. Для этих ситуаций срок проведения спецоценки не был увеличен.

Если в организации имеются еще действующие результаты аттестации рабочих мест, СОУТ потребуется проводить после окончания их действия. Но в любом случае, поскольку ФЗ о спецоценке условий труда применяется с 1 января 2014 года, до конца 2018 года спецоценку должны уже будут пройти все организации, поскольку результаты действия ранее проведенной аттестации рабочих мест уже закончатся.

Алгоритм действий при проведении спецоценки

Итак, когда в организации наступили основания для проведения СОУТ, необходимо предпринять несколько последовательных действий для проведения данных мероприятий.

Шаг 1.

Выбираем специализированную компанию, которая осуществляет данный вид работ. Главное в этой ситуации – проверить у организации наличие аккредитации Минтруда России. Для этого надо зайти на официальный сайт Минтруда России, на нем представлены все организации, имеющие соответствующую аккредитацию.

Целесообразно на этом этапе сравнить цены и собрать отзывы о подходящих компаниях.

Шаг 2.

После того, как вы определитесь с компанией, которая будет проводить СОУТ, надо перейти к организационным моментам.

Теперь надо создать комиссию по проведению спецоценки. Это требование установлено ст.9 Закона № 426 — закон о специальной оценке условий труда.

При этом Закон вводит правило, которое необходимо соблюдать – количество членов комиссии должно быть нечетным. Это необходимо для утверждения результатов спецоценки. Кроме того, определяется состав комиссии. Для организации, которые не отнесены к субъектам малого предпринимательства комиссия формируется с обязательным включением в ее состав:

Важно

представителей работодателя. От работодателя должен быть обязательно представлен специалист по охране труда;

представителей профсоюза или представительного органа работников, если он имеется в организации.

При этом председателем комиссии утверждается представитель работодателя.

Руководителю потребуется утвердить состав комиссии. Сделать это можно приказом о проведении специоценки. Приказ о спецоценке условий труда составляется в произвольной форме. Вы можете ориентироваться на подготовленный нами образец.

Приказ о проведении специальной оценки условий труда

Шаг 3

Составляется и утверждается график проведения спецоценки.

Справка

Этот документ организация разрабатывает самостоятельно. Унифицированной формы графика нет. В графике следует отразить временные промежутки для:

  1. идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
     
  2. исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
     
  3. оформление результатов специальной оценки условий труда и утверждение отчета о ее проведении

Этот график утверждает руководитель организации.

Шаг 4

Комиссия утверждает рабочие места, которые подлежат СОУТ.

Для этого составляется перечень рабочих мест, в том числе, и рабочих мест совместителей, подлежащих спецоценке. В него также включаются аналогичные рабочие места. Этот перечень должна утвердить комиссия.

Справка. Определение аналогичных рабочих мест содержится в статьей 9 Закона о спецоценке. Фактически – это однотипные, аналогичные рабочие места, на которых условия труда не различаются.

Такие рабочие места находятся в одном или похожих помещениях, с одинаковыми условиями. При этом подразумевается, что на этих рабочих местах трудятся сотрудники, занимающие одинаковые должности и с одним режимом работы.

Это надо для того, чтобы не проверять все одинаковые рабочие места. Если в организации имеются аналогичные рабочие места, то мероприятия по спецоценке проводится только на 20 процентах таких рабочих мест. А результаты впоследствии распространяются уже на все аналогичные места.

426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями в 2019 году

О специальной оценке условий труда 426 фз

Правила, по которым предприятия обязаны осуществлять специальную проверку условий труда на рабочих местах, установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2018 года. Предлагаем разобраться в том, как применять вступившие в силу изменения в данном законодательном акте в работе компании.

Что такое специальная оценка условий труда в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2018 года

Специальная оценка условий труда заменила собой аттестацию рабочих мест на российских предприятиях. Под спецоценкой понимается единый комплекс мероприятий, направленных на выявление вредных и опасных условий производства и утверждение оценки уровня воздействия таких факторов на сотрудника с учетом отклонения фактических показателей от утвержденных нормативов.

О специальной оценке условий труда говорится в ТК РФ. Определение приводится в ст. 212 ТК РФ – здесь под СОУТ понимается обязанность нанимателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда на предприятии. Так, согласно данной норме трудового законодательства, работодатель должен обеспечить:

  1. Организацию проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о спецоценке труда.
  2. Безопасность при эксплуатации оборудования, зданий, сооружений, при осуществлении технологических процессов, при использовании материалов, сырья, инструментов.
  3. Недопущение к выполнению обязанностей лиц, не прошедших обучение и не выслушавших инструктаж по охране труда, не окончивших стажировку и не сдавших экзамен.
  4. Создание системы управления охраной труда.
  5. Обучение безопасным приемам и методам работ, проведение инструктажа и стажировки персонала, осуществление проверки знаний, обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
  6. Применение средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников.
  7. Покупку и выдачу за счет средств предприятия средств индивидуальной защиты (специальной одежды и обуви, смывающих и обеззараживающих средств, приспособлений, приборов и т.д.).
  8. Условия труда, соответствующие требованиям охраны труда, на каждом рабочем месте.
  9. Режим труда и отдыха.
  10. Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за правильностью применения сотрудниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

Читайте также статью ⇒ “Что такое специальная оценка условий труда“.

Изменения после введения 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2018 года

После того, как был принят Закон № 426-ФЗ, Правительство РФ должно было внести изменения в нормы отдельных правовых актов, влияющих на уплату страховых взносов на ОПС и ОСС в Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования соответственно. Нововведения были отражены в тексте Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ.

По итогам СОУТ будут установлены (под)классы условий труда на рабочих местах трудящихся. От этого класса будет зависеть порядок расчета страховых взносов.

Читайте также статью ⇒ “Специальная оценка условий труда: кто и как проводит“.

Кто обязан обеспечить проведение СОУТ в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2018

Специальная оценка рабочих мест является обязательной абсолютно для всех предприятий, вне зависимости от формы налогообложения, количества трудоустроенных сотрудников, формы собственности и иных факторов коммерческой деятельности.

В целях проведения мероприятий по организации специальной оценки труда владелец фирмы обязан создать комиссию, которая будет изучать и утверждать итоги проведения проверки (комиссия утверждает график проведения спецоценки).

Сама же проверка осуществляется исключительно аккредитованными организациями, занимающимися СОУТ. С такой организацией заключается письменный договор, после чего ее сотрудникам предоставляется вся документация, касающаяся условий труда на предприятии.

Проводящая проверку организация должна отвечать перечисленным в ст. 19 Закона 426-ФЗ требованиям:

  • организация является независимым лицом по отношению к нанимающему ее предприятию;
  • в организации имеется испытательная лаборатория (центр), аккредитованный национальным органом РФ по аккредитации в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных/опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • в уставных документах организации основным видом деятельности является проведение СОУТ (или одним из видов деятельности);
  • в компании до трудовому договору трудоустроено как минимум 5 экспертов, имеющих сертификат специалиста на право проведения СОУТ (как минимум один из экспертов должен иметь диплом о высшем образовании по специальности санитарно-гигиенические лабораторные исследования, гигиена труда, общая гигиена);
  • организация аккредитована в порядке, описанном в приказе Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н.

Когда можно не проводить СОУТ в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2018

В соответствии с указаниями ст. 3 упомянутого законодательного акта, специальную оценку рабочих мест можно не проводить в отношении:

  • сотрудников, для которых наниматель является лицом, не вставшим на учет в налоговой службе в качестве индивидуального предпринимателя;
  • работников, выполняющих свои обязанности удаленно;
  • сотрудников, работающих на дому.

Какие факторы исследуются в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2018

Статья 13 Закона № 426-ФЗ включает в себя перечень вредных и опасных факторов производства, на которые обращают внимание при проведении специальной оценки труда.

Факторы трудового процесса
  • Тяжесть трудового процесса (показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма трудящегося).
  • Напряженность трудового процесса (показатели сенсорной нагрузки на ЦНС и органы чувств сотрудника).
Факторы производственной среды
  • Биологические факторы (живые клетки и споры, микроорганизмы-продуценты, патогенные микроорганизмы-возбудители инфекционных заболеваний).
  • Химические факторы (химические вещества и смеси, включая вещества биологической природы – белковые препараты, ферменты, гормоны, витамины, антибиотики).
  • Физические факторы (параметры световой среды, переменные электромагнитные поля, неионизирующие излучения, общая и локальная вибрация, ультразвук воздушный, инфразвук, шум, аэрозоли фиброгенного действия).

В условиях испытательной лаборатории (или центра) изучению подлежат:

  • Температура воздуха.
  • Биологические факторы.
  • Относительная влажность воздуха.
  • Напряженность трудового процесса сотрудников.
  • Скорость движения воздуха.
  • Тяжесть трудового процесса (количество стереотипных рабочих движений, время удержания груза, угол наклона корпуса тела сотрудника и число таких наклонов за смену, масса перемещаемых грузов, мышечное усилие, длина пути перемещения груза).
  • Интенсивность и экспозиционная доза инфракрасного излучения.
  • Массовая концентрация аэрозолей в воздухе рабочей зоны.
  • Напряженность переменного электрического тока промышленной частоты (50 Герц).
  • Концентрация вредных химических веществ.
  • Напряженность переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Герц).
  • Освещенность рабочей поверхности.
  • Напряженность переменного электрического поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона.
  • Общая и локальная вибрация.
  • Напряженность электростатического поля и постоянного магнитного поля.
  • Воздушный ультразвук.
  • Интенсивность источников УФ-излучения в диапазоне длин волн 200-400 нанометров.
  • Общий уровень звукового давления инфразвука.
  • Энергетическая освещенность в диапазонах длин волн УФ-А (=400 – 315 нм), УФ-В (=315 – 280 нм), УФ-С (=280 – 200 нм).
  • Уровень звука.
  • Энергетическая экспозиция лазерного излучения.
  • Радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов сотрудников.
  • Мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного изучений.

Читайте также статью ⇒ “Специальная оценка условий труда в 2019 году: пошаговая инструкция“.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Работодатель созвал комиссию в целях проведения специальной оценки условий труда. Количество членов комиссии – 10 человек с учетом председателя комиссии (самого владельца фирмы).

Комментарий: Количество членов комиссии должно быть строго нечетным, с учетом председателя комиссии.

Ошибка: В целях проведения СОУТ на фирме была собрана специальная комиссия. Ни один из членов комисси не является специалистом в области охраны труда, количество членов комиссии составляет 2 человека.

Комментарий: Минимальное число членов комиссии – 3 человека. Если на предприятии не трудоустроен специалист в сфере охраны труда, эту роль в целях проведения заседаний комиссии выполняет руководитель компании.

Ответы на распространенные вопросы на тему «426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2018»

Вопрос №1: Как часто проводится специальная оценка условий труда в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2018 года?

Ответ: Специальная оценка труда проводится на предприятии не реже 1 раза в 5 лет. Однако, из данного правила имеются исключения, предусмотренные Федеральным законом № 426-ФЗ. Срок исчисляется с даты утверждения отчета о проведении последней СОУТ.

Вопрос №2: Как быть с проведением специальной оценки труда в случае, если сотрудники, чьи рабочие места подлежат проверке, допущены к сведениям, составляющим государственную или охраняемую законом тайну?

Ответ: В таком случае проведение специальной оценки труда осуществляется с учетом требований законодательства РФ о государственной и об иной охраняемой законом тайне.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

«Спецоценка условий труда»: закон 426 ФЗ

О специальной оценке условий труда 426 фз

Не все специальности априори безопасны. И офисные работники, если помещение не соответствует пожарным нормам, оказываются в опасности. А шахтеры или заводские рабочие ежедневно подвергают себя риску. Чтобы снизить его уровень до минимума, проводится специальная оценка условий труда, порядок и особенности проведения которой регламентируются Федеральным Законом №426.

Описание закона

Принятие ФЗ 426 «О специальной оценке условий труда» произошло 28 декабря 2013 года.

Объект рассмотрения закона — безопасность работников в процессе трудовой деятельности, а также их право на рабочие места, соответствующие нормативам, установленным в результате СОУТ.

Совет

Также, ФЗ 426 устанавливает требования и порядок проверок условий труда, наряду с правовым положением лиц, проводящих эти инспекции.

Настоящий Федеральный Закон, за время своего существования, претерпел немного изменений, поправок и дополнений. Всего их три. Последнее вступило в силу 1 мая 2016 года. Изменения затронули около двух десятков статей, пунктов и подпунктов ФЗ 426.

Скачать

В состав ФЗ 426 входят 4 главы и 28 статей с подпунктами.

Объекты рассмотрения — общие положения вопроса, порядок проведения СОУТ, организации, которые этим занимаются, а также инстанции, осуществляющие надзор за соблюдением законопроекта.

Для тех, кто хочет получить полную информацию по данному вопросу — здесь можно скачать 426 закон с изменениями, внесенными последней редакцией ФЗ, от 1 мая 2016 года.

Последние изменения закона «О спецоценке условий труда»

В закон «О спецоценке условий труда» еще не было внесено такого количества изменений, поправок и дополнений, как в другие законопроекты. Но последняя редакция затронула несколько моментов, которые необходимо рассмотреть, наряду с ключевыми статьями ФЗ 426.

Ст. 4

Данная статья ФЗ 426 рассматривает права и обязанности работодателя в рамках закона «О СОУТ». Это включает право требовать обоснований постановления инспекции и документов, удостоверяющих полномочия инспекторов.

Обязательства работодателя, согласно 426 ФЗ «О специальной оценке», заключаются в регулярном проведении соответствующих проверок, соблюдении условий труда на должном уровне и предоставление инспекции всей необходимой информации.

Изменения последней редакции закона добавили в пункт 2, части 2 настоящей статьи положение о том, что работники могут предлагать расположить на рабочих местах идентификаторы факторов производства, которые могут представлять угрозу их здоровью или жизни.

Ст. 6

В этой статье 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» с изменениями, описаны права и обязанности организаций, которые проводят упомянутую процедуру.

Статья закона включает право на отказ от проверки, если она потенциально опасна для работников, осуществляющих инспекцию, или право обжаловать постановления федеральных органов исполнительной власти.

Обязанности — предоставление обоснования своих постановлений, документы, удостоверяющие полномочия работников организации и соблюдение методик проверки, установленных законодательством РФ.

Обратите внимание

Изменения статьи 6 этого закона, коснулись пункта 3, части 2. Из нее убрана формулировка «методы исследований (испытаний)».

Ст. 10

Вопрос об идентификации потенциально вредных и/или опасных моментов на производстве остается насущным не только для работников, но и для добросовестных работодателей, которые не хотят проблем с законом. Проверка этого момента по ФЗ 426 также проводится организациями, осуществляющими проверку условий труда. Порядок и особенности проведения этой процедуры описываются в статье 10 ФЗ 426.

Здесь изменения закона заключаются в изменении формулировки в пункте 1 части 6 — вместо «трудовой пенсии по старости», теперь назначается «страховая». Также, в последней редакции закона была добавлена 8 часть, которая описывает полномочия эксперта, осуществляющего проверку.

Ст. 11

Оформление и порядок подачи деклараций о соответствии условий труда государственным нормативам, регулируется настоящей статьей закона, наряду с обязанностью федерального органа вести реестр деклараций.

Изменения затронули часть 5 статьи 11 ФЗ 426. Условия проведения внеплановых проверок дополнены нарушениями нормативных правовых актов и требований охраны труда, указанных в настоящем и других федеральных законах Российской Федерации.

Ст. 12

Еще один пункт ФЗ 426, затрагивающий вопрос об исследовании и измерении опасных или вредных моментов на производстве. В данной статье закона приводится перечень факторов, подлежащих изучению, методики измерения, и требования к оформлению протоколов с результатами.

Изменения в этой статье закона коснулись исключительно формулировок. Существенных поправок и дополнений последняя редакция закона не внесла.

Ст. 14

Эта статья ФЗ 426 классифицирует условия труда на четыре категории — оптимальная, допустимая, вредная и опасная, с подробным объяснением, на каких основаниях условия на предприятии относятся к тому или иному классу.

Ознакомьтесь  ФЗ «О гос пособиях гражданам имеющим детей»

Изменения 14 статьи закона коснулись ее 7 части, согласно которой снижение класса опасности теперь проводится после согласования с местным федеральным органом исполнительной власти.

Ст. 15

Пункт закона, касающийся документации. В статье 15 ФЗ 426 рассматривается вопрос об оформлении протоколов и актов о результатах проверки. Это включает подписи всех членов комиссии, заключение эксперта, записанный перечень проведенных мероприятий и т. д.

Изменения, внесенные последней редакцией закона, коснулись нескольких пунктов 15 статьи ФЗ 426:

  • пункт 5, часть 4 — теперь средства индивидуальной защиты работников должны проходить обязательную сертификацию, чтобы соответствовать условиям труда;
  • часть 5 — к пунктам, на которые ссылается данная часть, добавлены 3, 4 и 7;
  • добавлена часть 5.1, по которой у работодателя появилась обязанность уведомлять организацию, которая проводила спецоценку условий труда о том, что их отчет утвержден, в течение 3 рабочих дней.

Ст. 17

Данная статья ФЗ 426 описывает, при каких условиях и как проводится внеплановая спецоценка. В отношении причин описаны моменты с вводом в эксплуатацию новых рабочих мест, изменение технологического процесса, изменение состава сырья и т. д.

Изменения, внесенные в 17 статью последней редакции федерального закона:

  • часть 2 — срок проведения внеплановой проверки с момента возникновения причин увеличен с 6 до 12 месяцев;
  • добавлена часть 3, в которой указано, что, при изменении данных ФИО предпринимателя, внеплановая проверка может и не проводиться;
  • добавлена часть 4, которая указывает, что, до того, как отчет будет утвержден, ухудшение условий труда для работников по закону не допускается.

Ст. 18

Объект рассмотрения этой статьи закона — федеральная государственная информационная система, куда вносятся результаты плановых и внеплановых проверок спецоценки условий труда. Статья 18 ФЗ 426 описывает вносимые в систему сведения и обязанности организации, проводящей данную процедуру.

Изменения в законе в результате последней редакции коснулись следующих пунктов:

  • часть 1 ст. ФЗ 426 — добавлено исключение, когда данные результатов проверки не передаются в информационную систему учета — если они являются частью государственной тайны;
  • подпункт «д», пункта 2, части 2 ст. ФЗ 426 — теперь в нем указывается необходимость сертификации индивидуальных средств защиты работников;
  • подпункт «е», пункта 2, части 2 ст. ФЗ 426 — формулировка «досрочная трудовая пенсия» заменена на «досрочная страховая пенсия по старости»;
  • в пункт 2, части 2 статьи закона добавлен подпункт «и», в котором говорится о том, когда прекращает действие декларация о соответствии условий труда государственным нормативам.

Ст. 19

В этой составляющей ФЗ 426 дается перечисление требований, предъявляемых к организации, которая проводит специальную оценку условий труда, включая наличие экспертов и испытательной лаборатории.

Последняя редакция закона убрала из настоящей статьи ФЗ 426 термин «врач», оставив описания специальностей.

Ст. 21

В данной статье ФЗ 426 приводится описание реестра организаций и экспертов, проводящих специальную оценку условий труда. Это касается вносимых данных: ФИО (для экспертов), наименования (для организаций), дата внесения в реестр и т.д.

Важно

Пункт 1, части 4 ФЗ 426 получил расширенную формулировку. Теперь в нем идет речь не о наименовании и месте нахождения всей организации, но отдельного филиала.

Ст. 24

Эта статья ФЗ 426 дает описание процедуре экспертизы качества СОУТ, кем и как она проводится, а также каким образом разрешаются конфликты и разногласия в этом вопросе.

В результате последней редакции закона был расширен пункт 2, части 2 настоящей статьи. Теперь заявление о проведении экспертизы может подавать и организация, проводящая специальную оценку условий труда на основании ФЗ 426.

Ст. 27

Статья №27 ФЗ 426 описывает переходные положения.

В 4 части статьи указано — проведение СОУТ может быть отложено на срок до 5 лет, если еще до вступления настоящего закона в силу там была проведена аттестация рабочих.

6 часть статьи 27 ФЗ 426, ссылаясь на часть 6 статьи 10 настоящего закона, перечисляет случаи, когда спецоценка условий труда проводится поэтапно, но с условием завершения до 31 декабря 2020 года.

Изучите так же основные изменения ФЗ 27 об индивидуальном персонифицированном учете. 

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):