Должностная инструкция педагога-психолога — образец — юридические советы

Содержание

Основные правила составления должностной инструкции педагога-психолога

Должностная инструкция педагога-психолога — образец — юридические советы

Должностная инструкция педагога-психолога — образец — юридические советы

Ни одно образовательное учреждение не обходится без педагога-психолога, поскольку такой работник помогает детям адаптироваться к учебной среде, а учителям – наладить взаимоотношения с детьми в процессе обучения в детском саду или школе. После принятия специалиста на работу руководство должно ознакомить его с должностной инструкцией педагога-психолога.

О том, что содержит в себе этот документ, читайте в нашей статье.

Как составить: общие положения

В первом разделе должностной инструкции педагога-психолога в школе или другом образовательном учреждении рекомендуется подробно прописать следующие моменты:

  • должность относится к категории специалистов (педагогических работников);
  • педагог-психолог подчиняется своему непосредственному руководителю (c указанием должности и ФИО конкретного лица);
  • работник принимается на работу и увольняется с нее на основании приказа директора образовательного учреждения.
КАСКО на второй год автокредита: оформлять полис или нет

Требований к стажу работы педагога-психолога зачастую не предъявляется, однако образование специалиста должно быть высшим или средним по направлению подготовки «Педагогика и психология» либо непрофильным с дополнительным профобразованием по соответствующему направлению.

По должностной инструкции педагога-психолога в ДОУ и школе в соответствии с ФГОС (по профстандарту), на эту работу должен быть назначен гражданин, который:

  • не лишен права быть педагогом в соответствии с судебным приговором;
  • не имеет судимости, и в отношении него было уголовного преследования по ряду составов преступлений из УК РФ;
  • не имеет неснятой или непогашенной судимости за тяжкие преступления и особой тяжести, совершенные умышленно;
  • является полностью дееспособным;
  • не имеет заболеваний, включенных в официальный перечень болезней, запрещающих работать с людьми (и, тем более, детьми).

Деятельность педагога-психолога разнообразна, поэтому в основных положениях инструкции необходимо перечислить все нормативные акты и положения, которые он должен знать и которыми ему следует руководствоваться. Вот некоторые из них:

  • трудовое законодательство и законы об образовательной деятельности;
  • сведения о профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защите;
  • Декларация прав и свобод человека и Конвенция о правах ребенка;
  • общая и педагогическая психология, их различные направления;
  • основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
  • методы диагностики причин конфликтов, их профилактики и разрешения;
  • техники и приемы работы с обучающимися, воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья и другие.

Как и любой другой работник, педагог-психолог должен знать нормативные документы, регулирующие охрану труда, пожарную безопасность, здравоохранение и правила внутреннего трудового распорядка учреждения.

Должностные обязанности: на что имеет право педагог-психолог и его ответственность

В обязанности педагога-психолога входит несколько важных моментов. Главная задача специалиста – это рассмотрение вопросов и принятие решений строго в рамках профессиональной компетенции. Иными словами, он должен решать только те проблемы, которые решаются при помощи психологии (в теории и на практике).

Педагог-психолог обязан:

  • работать над сохранением психического, соматического и социального благополучия учащихся во время учебного процесса;
  • способствовать гармонизации внутри учреждения и не допускать усугубления конфликтов;
  • определять факторы, которые препятствуют развитию детей, и принимать меры по оказанию психологической помощи нужного вида;
  • проводить психологическую диагностику;
  • составлять психолого-педагогические заключения;
  • участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности, учитывая особенности учеников;
  • психологически поддерживать творчески одаренных учащихся и содействовать их развитию и поиску;
  • определять степень физических, умственных и эмоциональных отклонений в развитии детей с дальнейшим проведением психолого-педагогическую коррекции;
  • формировать психологическую культуру учеников, других педагогов и родителей, в том числе полового воспитания.

Права педагога-психолога сводятся к основным правомочиям работника:

  • знакомиться с теми проектами решений руководителя, которые касаются его работы;
  • вносить предложения по улучшению своей деятельности и замечания по работе других специалистов, давать рекомендации по устранению недостатков в ней;
  • запрашивать у других сотрудников нужные для выполнения обязанностей любые документы и информацию;
  • привлекать специалистов их других подразделений учреждения (с разрешения руководства);
  • требовать от руководителя совершенствования условий своей работы, организации нормального и комфортного рабочего места.

Раздел «Ответственность» в должностной инструкции педагога-психолога является обязательным, ведь деятельность педагога-психолога подразумевает активную работу с людьми (в том числе несовершеннолетними).

К работнику могут применяться следующие виды ответственности:

  • дисциплинарная (трудовое законодательство);
  • гражданская (ТК РФ и ГК РФ);
  • административная (КоАП РФ);
  • уголовная (УК РФ).

Образцы должностной инструкции

Типовая

Шаблон типовой инструкции педагога-психолога находится здесь: https://yadi.sk/d/Uy25aYPv3Uafdg

В школе

Должностные обязанности сотрудников школ выглядят так: https://yadi.sk/i/x2E4BLm93Uafjn

В доу

В детском саду может быть использована инструкция следующего типа: https://yadi.sk/i/ty-cAu0e3Uafor

Таким образом, должностная инструкция данного работника почти не отличается от тех, что должны приниматься для любых педагогов, но специфика работы (связанная с психологией) в ней должна быть отражена в полной мере.

Должностная инструкция педагога психолога

Должностная инструкция педагога-психолога — образец — юридические советы

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции педагога психолога, образец 2018 года.Должностная инструкция педагога психолога должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности педагога психолога, права педагога психолога, ответственность педагога психолога.

Должностная инструкция педагога психолога относится к разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования«.

В должностной инструкции педагога психолога должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности педагога психолога

1) Должностные обязанности. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка.

Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).

Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику; используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников. Ведёт документацию по установленной форме, используя её по назначению.

Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одарённых обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды. Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих). Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Педагог психолог должен знать

2) Педагог психолог при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребёнка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка; методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации педагога психолога

3) Требования к квалификации.

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

Должностная инструкция педагога психолога — образец 2018 года. Должностные обязанности педагога психолога, права педагога психолога, ответственность педагога психолога.

Должностная инструкция педагога-психолога

Должностная инструкция педагога-психолога — образец — юридические советы

В настоящий момент перед образовательной системой в Российской Федерации уже на протяжении нескольких лет стоит очень востребованная задача, по переходу на новый образовательный уровень.

Он должен будет задавать четкие специальные жесткие требования к педагогам, преподающим в школах, колледжах или же детских садиках. К данному перечню относится и педагог психолог.

В данной статье будет отражена информация о том нужна ли должностная инструкция, а также что именно в ней следует указывать.

Чем занимается педагог-психолог?

Педагог-психолог имеет, как правило либо полное высшее педагогическое образование, либо же психологическое с дополненной специальность педагога. К нему предъявляются требования владения всеми современными психологическими процессами и техниками. Кроме того, такой специалист должен постоянно изучать новые веяния и стараться внедрять его в своем образовательном учреждении.

Педагог-психолог

После того, как будут введены новые стандарты и технологии обучения, на такого специалиста будут накладываться важные задачи:

  • Проводить собственную оценку и результативность введения этих инноваций;
  • Оказывать активное влияние на вводимые новшества с помощью создания индивидуальной образовательной подготовки для каждого ученика в отдельности.

Так он должен проводить психологическую диагностику, используя при этом современную образовательную базу. После чего специалист проводит консультации непосредственно с учениками и их родителями, а также с другими педагогами по вопросам актуальных возникающих проблем.

Также педагог-психолог будет способствовать установлению психического равновесия и здоровья всех участников педагогического процесса. Именно он будет следить за соблюдением в образовательном учреждении прав и норм в конвенции о правах ребенка.

Данный педагог будет проводить развивающую и корректирующую работу с его учениками, после чего проводит оценку эффективности образовательной деятельности педагогического коллектива.

Согласно трудовому законодательству специалист будет иметь не более тридцати шестичасовую трудовую неделю. При этом часть этого времени он может проводить за пределами образовательного учреждения.

Так данное время может быть посвящено подготовке к консультированию и анализу полученных данных во время саморазвития. Для этих целей данному специалисту предоставляется отпуск равный сорока двум или пятидесяти шести рабочим дням (все будет зависеть от характера учреждения).

При этом во время своей деятельности специалист должен руководствоваться его должностной инструкцией.

Какими знаниями должен обладать специалист?

В настоящее время педагог-психолог должен быть обязательно ознакомленным со всеми приоритетными направлениями по которым развивается образовательная система Российской Федерации. Кроме этого он должен знать следующие понятия:

  • Законодательные акты и нормативные положения, которые регламентируют образовательную деятельность;
  • Все положения декларации прав и свобод человека;
  • Соблюдать и знать конвенцию прав ребенка;
  • Хорошо разбираться в регулирующих вопросах охраны труда;
  • Хорошо знать нормы здравоохранения;
  • Отлично разбираться в уровне общей психологии;
  • Хорошо знать детскую психологию;
  • Освоить и разбираться в современных методах индивидуальной и групповой профессиональной консультации;
  • Проводить диагностики и коррекции аномального развития ребенка;
  • Методы аргументации и отстаивания своей позиции.

Читайте также!  Кадровое делопроизводство с нуля — пошаговые инструкции

Для чего необходима педагогу-психологу должностная инструкция?

Такой документ позволяет проводить объективную аттестацию педагогических сотрудников. В случае ее успешного прохождения подтвердится или повысится категория учителя, что означает повышение заработной платы.

Также данный документ позволит качественно и продуманно распределить обязанности, налагаемые на сотрудников, имеющих похожие должности.

В случае возникновения потребности налаживания дисциплинарного взыскания на учителя либо же увольнения его в связи с неквалифицированным трудом, инструкция поможет руководству составить правильную аргументацию данных мер.

Составление должностной инструкции занимается специальный сотрудник, работающий в отделе кадров. К ее разработке может подключаться руководитель соответствующей структурной единицей. Также стоит отметить, что на практике зачастую эта обязанность будет наложена на руководителя.

В особенности стоит отметить, что после составления должностной инструкции ее необходимо будет проанализировать в соответствии с действующими законами Российской Федерации. Заниматься данным процессом должен будет работник юридического отдела. В случае его отсутствия этим занимается штатный юрист.

Обязательно стоит отметить, что под данным документом обязательно должна стоять подпись того лица, в отношении которого он был разработан и будет функционировать.

Кроме того, после подписи самого сотрудника в каждой компании его необходимо будет утвердить непосредственному руководителю вышеуказанного отделения в случае если такой порядок указан в правилах внутреннего делопроизводства.

После чего, директор учебного заведения будет утверждать данную должностную инструкцию, так как без его подписи она не будет считаться действительной.

В целом все инструкции имеют общую схему построения в которой можно выделить следующие положения:

  • Общие данные. Здесь отображается само название документа, то для каких целей он составляется и порядок назначения на должность или увольнения с нее;
  • Перечень требований к специалисту. Здесь выдвигаются критерии к назначаемому на должность человеку (в особенности отмечается его уровень образования и опыт работы), перечисляются требования к знанию нормативных актов, а также всех законодательных норм, касающихся области работы специалиста;
  • Обязанности. Здесь перечисляется ряд вопросов, за которыми будет ответственен данный специалист. Кроме того, здесь же будут отображены возможности для их решения;
  • Права. Как правило, у технического директора довольно широкий спектр прав, благодаря которым он может решать многие насущные вопросы, возникающие на предприятии в его отделе. Поэтому перечень прав будет довольно внушительным;
  • Отношения с сотрудниками и учениками. Здесь отображаются нормы рабочего графика, период общей отчетности. Также подробно разбирается направление взаимодействия с родителями и учениками.

Читайте также!  Должностная инструкция водителя грузового автомобиля

Обязанности

Психолог за работой

На педагога накладывается должностной инструкцией список обязанностей, рассмотрим их подробнее:

  • Ведение профессиональной деятельности, которая будет направлена на сохранение психического состояния учащихся, а также при возможности постепенного его улучшения;
  • Постоянное осуществление наблюдения за охраной прав учащихся. Все они должны быть соблюдены в соответствии конвенции о правах ребенка действующей на территории Российской Федерации;
  • Анализировать и устанавливать причины, из-за которых останавливается личностное развитие учащихся. После чего принимать меры по оказанию психологических консультаций, направленных на исправление положения;
  • Проведение консультаций и оказание таким образом помощи учащимся, их родителям и педагогам. Также разрабатывает советы по налаживанию педагогического процесса;
  • Ведение всей установленной в правилах документации, придерживаясь при этом стандартных норм ее заполнения;
  • Способствовать большей готовности обучающихся к неожиданным жизненным ситуациям, и принятию правильных решений;
  • Разрабатывать новые концепции обучения, которые позднее могут быть введены в учебное заведение.

Ответственность педагога-психолога

Согласно нынешнему законодательству Российской Федерации в установленных рамках данный специалист несет прямую ответственность за здоровье и жизнь учащихся во время проведения индивидуальных и групповых консультаций.

Кроме того, ответственность может наступить в случае нарушения прав и свобод учащихся гарантированных в нормативных и законодательных актах.

В особенности стоит отметить наказание за насильственное или психологическое давление на учащихся.

Функциональные и должностные обязанности педагога-психолога :

Должностная инструкция педагога-психолога — образец — юридические советы

Сегодня нам с вами предстоит узнать должностные обязанности педагога-психолога. На самом деле это очень важный вопрос, ответ на который придется очень тщательно изучать. Дело все в том, что такой сотрудник наделен огромной ответственностью и нагружен обязанностями. Но некоторые работники даже не подозревают об этом.

Таким образом, давайте узнаем должностные и функциональные обязанности педагога-психолога, а также подумаем, какие люди идеально подойдут для данной профессии. Стоит сразу отметить, что опасаться не нужно — если вы будете знать свои цели и задачи, а также сможете выполнять их, то карьерный рост и успех вам обеспечены.

Разработка плана

Каждый образец должностных обязанностей педагога-психолога включает в себя в обязательном порядке такой пункт, как разработка учебного плана. Это относится как к школьным учителям, так и к воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях.

Дело все в том, что никто кроме педагога-психолога не сможет правильно составить четкий план работы на год. При этом предварительно психолог должен познакомиться с родителями и будущими учениками. Это поможет ему составить рабочую программу с учетом особенностей своих подопечных. Честно говоря, данный пункт является крайне важным для профессионального роста преподавателя.

Инструктаж рядовых учителей

Каковы должностные обязанности педагога-психолога, помимо составления учебного плана на год? Как уже стало ясно, преподаватели данной категории считаются самыми настоящими профессионалами. Поэтому они в обязательном порядке должны проводить консультации и инструктаж (при надобности) для рядовых учителей.

Все это из-за того, что сейчас мало кто разбирается в детской психологии. Но без учета этой важной вещи нельзя проводить качественное воспитание и обучение.

К детям, особенно к маленьким, постоянно приходится искать верный подход. Только вот обычный учитель вряд ли способен на такое действие. По этой самой причине и приходится прибегать к помощи психолога-педагога.

Это очень распространенный вариант развития событий.

Предусмотрены такие должностные обязанности педагога-психолога в детском саду. Как правило, там старший воспитатель оказывает необходимое влияние на младшего. Также психолог направляет сотрудников и подсказывает некоторые приемы (психологические), которые помогут справиться даже с самым трудным и несносным ребенком.

Специальные рабочие программы

В должностные обязанности педагога-психолога в учреждении образования также входит еще один очень важный пункт. Это разработка специальных рабочих программ. Их называют коррекционными.

Далеко не каждый ребенок развивается со всеми одинаково. Иногда встречаются инвалиды и детки с какими-то отклонениями. Для их развития приходится придумывать специальные программы. Именно они помогут не отставать в развитии. Только вот обычный преподаватель не может правильно и верно сформировать такую рабочую программу.

Тогда на помощь приходит педагог-психолог. Именно он вместе с учителем или воспитателем (в редких случаях — самостоятельно) разрабатывает коррекционные программы для отстающих в развитии детей. Кстати говоря, такие сотрудники сейчас очень ценятся в элитных школах, где есть специальные классы для детей с замедленным развитием или какими-либо отклонениями.

Только вот на этом должностные обязанности педагога-психолога не заканчиваются. Если честно, то они очень схожи с задачами самого обычного учителя в образовательном учреждении. Но степень ответственности тут значительно выше. Разумеется, имеются отдельные обязанности, присущие только педагогу-психологу. Сейчас мы с вами с ними и познакомимся.

Родительские собрания

Должностные обязанности педагога-психолога в школе, например, включают в себя такой важный факт, как проведение родительских собраний. Конечно же, оказание своевременных консультаций мамам и папам детей относительно развития их ребенка, а также его поведения.

По правде говоря, обычно педагог-психолог в школах просто имеет должность «школьный психолог». Он, как правило, время от времени должен оценивать развитие детей и проводить консультации с родителями. На деле родительские собрания с участием психолога — явление крайне редкое. Обычно оно встречается в коррекционных классах, а также там, где учатся одаренные детки.

Как правило, психолог-педагог вызывает к себе родителей в частном порядке. Исключения также встречаются в детских садах, где такой сотрудник обычно рассказывает всем родителям о развитии их малышей досконально. Но и на этом обязанности подобного работника не заканчиваются.

Их еще очень много. Взять, например, должностные обязанности педагога-психолога в детском саду. Обычно в качестве воспитателей нанимают именно тех кандидатов, кто имеет образование психолога.

Это очень важно, если вы хотите устроиться работать в детский садик и занимать там более-менее высокую должность.

Мировоззрение и культура

Должностная инструкция педагога-психолога (особенно в дошкольных образовательных учреждениях) включает в себя также формирование культуры и мировоззрения у детей. Как уже было подмечено, это очень важно в детских садах, а также в начальной школе.

Далеко не каждый учитель и воспитатель сможет правильно повлиять на сознание ребенка, чтобы верно донести до него важную информацию о правилах и нормах поведения. Кроме того, мало кто сможет объяснить малышу, каковы истинные моральные ценности в мире. С этой задачей обязан справляться педагог-психолог.

Как правило, именно из-за данной особенности подобному работнику поручено составлять рабочую программу для детей на год. Конечно, обычный воспитатель или учитель также может попытаться правильно донести необходимую для детского развития информацию о ценностях и культуре.

Только на практике у таких сотрудников это не так хорошо получается. Никто ведь не хочет потом разрабатывать новый план, чтобы перенаправлять детское сознание в нужное русло. Поэтому ответственность за мировоззрение и культурное развитие возложено на педагога-психолога.

Гармония

Считается, что должностные обязанности педагога-психолога включают в себя такой пункт, как создание гармоничной атмосферы для развития детей, а также поддержания учителей и прочих сотрудников образовательного учреждения в тонусе.

Благоприятная рабочая и учебная обстановка способствует хорошим показателям развития и прогресса в учреждении. И только психолог точно знает, как можно это обеспечить. Но это очень трудная задача. Ведь учитывать придется особенности всех личностей.

Поэтому над гармонией в учебных учреждениях, как правило, работает группа из нескольких педагогов-психологов. В детских садах — совместно с воспитателями. Обычно с данной задачей группа сотрудников справляется очень хорошо.

Единственное, что может вызвать затруднение — это реализация плана по созданию гармоничной атмосферы, особенно если некоторые мероприятия должны проводиться во внеурочное время (с детьми), а также непосредственно на уроках в школах.

Диагностика и назначения

Честно говоря, должностные обязанности педагога-психолога включают в себя также диагностику и назначения разного характера, как правило, психологического. Ведь далеко не всегда дети способны справляться со своими эмоциями и проблемами возраста.

Тогда на помощь должен прийти педагог-психолог. Ведь именно он обязан выслушать ученика, провести анализ ситуации, а также высказать свое заключение относительно той или иной проблемы, разумеется, дать соответствующие консультации и рекомендации по поводу того, как исправить ситуацию.

Иными словами, педагог-психолог, как уже было сказано, в школах заменяет самого обычного психолога. То есть в его обязанности входит оказание помощи обратившимся ученикам и некоторым сотрудникам. Но на практике такое явление встречается крайне редко. Ведь зачастую люди просто предпочитают ходить к частным психологам. А подростки и школьники вовсе избегают таких людей.

Поддержка одаренных

Как бы странно это ни звучало, но педагог-психолог обязан оказывать моральную и эмоциональную поддержку одаренным детям. Разумеется, отстающим в развитии такая помощь также должна быть оказана. Только вот на практике, как правило, именно одаренным деткам уделяется больше внимания.

Дело все в том, что преуспевающие малыши и школьники со временем начинают воспринимать мир и все в нем происходящее несколько иначе, чем люди с обычным развитием. И на неудачи такие личности обычно реагируют более ярко и выраженно, нежели самый обычный человек. Особенно это заметно у школьников и детей дошкольного возраста. Тогда приходится прибегнуть к помощи педагога-психолога.

Вообще, основная задача такого сотрудника при работе с одаренными детьми — это показать им, что у всех случаются неудачи, которые придется воспринимать как должное. То есть научить особых малышей реагировать на свои провалы адекватно и сдержанно. Но с такой задачей способен справиться далеко не каждый.

В старшей школе

Должностные обязанности педагога-психолога ДОУ не столь разнообразны, как у точно такого же сотрудника в школе, особенно в старшей. Ведь на плечи педагога-психолога взваливается задача по профориентации учащихся. Речь идет о построении их карьеры.

Дело все в том, что в школах принято искать свое призвание уже с возраста приблизительно 14 лет. Именно это должно помочь определиться с будущей профессией. Но как правильно сделать выбор, учитывая все свои особенности? В этом помогают специальные тесты, разработанные педагогами-психологами.

Как правило, уже с 8 класса с некоторой периодичностью начинается сбор данных об учащихся посредством специализированного анкетирования.

По итогам опроса психологи-педагоги оповещают школьников о подходящих им во всех планах профессиях. Особое внимание данным опросам уделяется в 9 и 11 классах. Как правило, итоги тестирования оказываются достоверными.

Кроме того, они учитывают также все индивидуальные особенности личности.

Оценка развития

Есть и еще некоторые должностные обязанности педагога-психолога. Например, оценка степени развития детей. Как правило, данная задача очень важна для детсадовского возраста.

Педагог-психолог обязан следить за развитием малышей, а также оценивать степень их отсталости: психологической, эмоциональной, физической.

По итогам своих исследований такой сотрудник в обязательном порядке должен оповестить родителей и других педагогов о разработке новой корректирующей программы для того или иного малыша. Помимо этого, такой сотрудник также оценивает и докладывает о развитии ребенка в социальной сфере.

Если у малыша наблюдается, например, агрессия в адрес сверстников, то данное явление придется исправлять. И никто кроме хорошего педагога-психолога не сможет помочь родителям такого ребенка в воспитании.

На самом деле

Но как обстоят дела с этой должностью на самом деле? В действительности должностные обязанности педагога-психолога соблюдаются не так, как должны.

К примеру, разработка коррекционных учебных планов, а также рабочей программы на год (как в школе, так и в детском саду). Эти программы не всегда разрабатываются — они скачиваются из интернета и редактируются.

Иногда редактуре подлежит только имя разработчика, а также название учебного заведения, где будет реализовываться план.

Не все так радужно с созданием гармонии на рабочем и учебном месте. Современные педагоги-психологи этим не занимаются. Вообще, на практике должностные обязанности подобных сотрудников урезаны.

Как правило, они ограничены обычным преподаванием предметов, а также проведением консультаций (с родителями) и тестированием детей для выбора профессии в выпускных классах. Как видите, должностные права и обязанности педагога-психолога очень разнообразны.

И справиться с ними может только очень хороший сотрудник.