Аэропорты, возможно, будут платить ндс при обслуживании внутренних рейсов — юридические советы

Содержание

Минтранс попросил отменить льготу по НДС для аэропортов

Аэропорты, возможно, будут платить ндс при обслуживании внутренних рейсов — юридические советы

Аэропорты, возможно, будут платить ндс при обслуживании внутренних рейсов — юридические советы

Аэропорты хотят избавиться от ненужной льготы

Сергей Фадеичев / ТАСС

В 2018–2021 гг. при отмене льготы по НДС на аэропортовые услуги бюджет потеряет около 29 млрд руб. (их возместят аэропортам); зато рост налогооблагаемой базы аэропортов принесет дополнительно 5,8 млрд руб. налога на прибыль, еще дополнительные 2 млрд руб.

принесут налоги от роста пассажиропотока и 35,4 млрд руб. – налоги от развития смежных отраслей. Об этом говорится в письме замминистра транспорта Валерия Окулова в Министерство финансов от 26 сентября.

Как выглядит приказ на материальную помощь (образец)? — юридические советы

«Ведомости» ознакомились с копией документа, его подтвердил федеральный чиновник.

Окулов ссылается на научную работу, выполненную Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ, подведомственен Минфину), и просит согласовать отмену льготы, так как кумулятивный положительный эффект для бюджета составит 14,2 млрд руб. за четыре года.

По Налоговому кодексу аэропортовые услуги для авиакомпаний не облагаются НДС. Так как нет исходящего НДС, то аэропорты не могут возмещать и входящий НДС, который выставляют им поставщики услуг. Особенно серьезные потери несут аэропорты, которые инвестируют в строительство новых терминалов.

«Аэропорты в среднем ежегодно теряют 8 млрд руб. невозмещенного НДС.

Из-за этой квазильготы у нас себестоимость в среднем на 5% выше, а инвестиции на 15% дороже, чем в других отраслях», – объяснял Евгений Чудновский, гендиректор холдинга «Аэропорты регионов» и президент Международной ассоциации аэропортов (МАА).

«Научную работу НИФИ выполнил по нашему заказу. Минфин приводил аргумент, что положительный эффект виртуальный, не просчитанный, а потери бюджета реальны и ощутимы – что без расчетов согласовать не могут.

Рассчитываем, что теперь Минфин поддержит соответствующие поправки в Налоговый кодекс», – говорит гендиректор МАА Сергей Никотин.

По оценкам IATA, каждый доллар, вложенный в аэропортовую инфраструктуру, приносит $3,5 инвестиций в связанные отрасли – торговлю, строительство, туризм, поясняет он.

Возможность отменить льготу для аэропортов обсуждалась в правительстве еще год назад, но решение так и не было принято. Минфин затягивает согласование, выдвигая бессодержательные замечания, есть опасения, что это произойдет снова, вздыхает топ-менеджер крупного аэропорта.

Минтранс и аэропорты просят установить для международных рейсов ставку НДС на аэропортовые услуги 0% (чтобы не снижать конкурентоспособность российских авиакомпаний, так как иностранцы НДС не платят), для внутренних – 18%.

«Из текста поправок неясно, какую ставку надо применять при обслуживании судна, которое прилетело международным рейсом, а дальше выполняет внутренний», – писал в августе замминистра финансов Илья Трунин в Минтранс.

Статус рейса определяется исключительно пунктом назначения и отправления, а не в зависимости от того, тем же или иным судном он выполняется, разъяснял Окулов в сентябре.

Крупнейшие стройки

«Домодедово» достраивает сегмент Т2 терминала за 32,3 млрд руб. и паркинг за 38 млн евро. «Шереметьево» достраивает терминал В, тоннель между терминалами и грузовой комплекс за 45 млрд руб. в сумме. «Аэропорты регионов» достраивают аэропорт «Платов» под Ростовом-на-Дону за 18 млрд руб. и начали строить новый аэропорт под Саратовом за 7,5 млрд руб.

Представитель Минфина не ответил на вопрос, какова позиция министерства по поводу отмены льготы.

«Минтрансом сформированы предложения по данному вопросу и направлены на согласование в Минэкономразвития и Минфин», – сказал представитель Минтранса.

Представитель НИФИ говорит, что исследование еще не завершено, а расчеты о дополнительных налогах от развития авиатранспортной и смежных отраслей требуют публичного обсуждения.

«Невозможность возмещать НДС ведет к его включению в себестоимость услуг аэропорта, это бремя в итоге перекладывает на конечного потребителя, т. е. пассажира.

Отмена льготы обеспечит единообразие цепочки налогообложения, и пассажир освободится от бремени по компенсации расходов «входящего», но невозмещаемого аэропортам НДС», – говорит представитель «Домодедово».

Представители «Внуково» и «Шереметьево» на запрос не ответили.

Раньше против отмены льготы аэропортам и установления нулевой ставки выступали авиакомпании. «Конкретный перечень подпадающих под льготу услуг не прописан, поэтому примерно с половины услуг аэропорты платят НДС – авиакомпании его засчитывают и возмещают из бюджета.

При нулевой ставке для аэропортов авиакомпаниям принимать к зачету и возмещать будет нечего и далеко не факт, что аэропорты, каждый из которых – естественная монополия, снизят цены на свои услуги», – объяснял топ-менеджер крупной авиакомпании.

Авиационную отрасль удалось убедить в необходимости отменить льготу, уверяет топ-менеджер крупного аэропорта. Представители «Аэрофлота» и S7 на запросы не ответили.

Минтранс предложил обнулить НДС на услуги аэропортов

Аэропорты, возможно, будут платить ндс при обслуживании внутренних рейсов — юридические советы

Обнуление ставки НДС может стать одним из основных инструментов поддержки авиаотрасли в период турбулентности. Об этом заявил глава минтранса Максим Соколов. Так, уже обсуждался вопрос введения нулевой ставки НДС (налога с оборота) при оплате авиакомпаниями аэропортовых сборов за обслуживание на международных рейсах в российских воздушных гаванях.

Об этом речь шла на правительственной комиссии во главе с вице-премьером Аркадием Дворковичем.

Эту инициативу поддерживают перевозчики, Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) и минфин, рассказал Соколов. Расходы на НДС закладываются в стоимость билета.

Перевозчики уже много лет просят обнулить этот налог на внутренних линиях, что даст возможность снизить стоимость билета.

Минтранс РФ допустит иностранные авиакомпании к чартерам

Сейчас на рейсы в другие страны нет НДС на саму перевозку в рамках международных правил.

При этом наши авиакомпании платят НДС (18 процентов) за обслуживание в отечественных аэропортах, а с иностранных авиакомпаний он не берется, пояснил глава авиационного портала AVIA.RU Роман Гусаров.

Получается, что наши авиакомпании поставлены в неравные условия со своими иностранными коллегами.

Еще обсуждается вопрос по обнулению НДС для региональных авиаперелетов в Московский авиаузел (МАУ), сказал министр. До сих пор шла речь только о снижении ставки на полеты на региональных маршрутах, которые минуют столицу.

Но это всего 25 процентов от общего числа рейсов в России.

Что касается предложений Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по распределению аэропортовых сборов МАУ на субсидирование региональных воздушных гаваней, то это может отразиться на инвестпривлекательности столичного хаба, считает Соколов.

Сейчас МАУ активно развивается. Правительство предоставило участок в 200 тысяч квадратных метров под строительство третьей взлетно-посадочной полосы в Шереметьево. И на 2018 год правительство должно изыскать порядка 7,5 миллиарда рублей на развитие этого аэропорта в рамках комиссии по бюджетным корректировкам, отметил Соколов.

Российские компании платят НДС за обслуживание в отечественных аэропортах, а иностранные — нет

Земельный вопрос очень важен: здесь уже несколько лет существует проблема. Местные власти давали добро на строительство жилых домов в зонах захода на посадку, закрывая глаза на обустройство там других объектов, в том числе свалок.

Но на приаэродромной территории (в радиусе 30 километров) ничего нельзя строить без ведома властей. Если земли будут застроены, то их придется выкупать за счет государства или операторов аэропортов. Последнее может отразиться на аэропортовых сборах.

а следовательно, и на кошельках пассажиров.

ГЛАВБУХ-ИНФО

Аэропорты, возможно, будут платить ндс при обслуживании внутренних рейсов — юридические советы

Вопрос: О налогообложении НДС услуг по обслуживанию воздушных судов российских и иностранных эксплуатантов, оказываемых в аэропортах и воздушном пространстве РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 декабря 2014 г. N 03-07-08/65491

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг, оказываемых в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов российских и иностранных эксплуатантов и сообщает.

Согласно «подпункту 22 пункта 2 статьи 149» Налогового кодекса Российской Федерации услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Данной «нормой» Кодекса перечень услуг, относящихся к услугам по обслуживанию воздушных судов в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость, не установлен.

«Перечень» и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации установлены приказом Минтранса России от 17 июля 2012 г. N 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации».

Таким образом, от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги по обслуживанию воздушных судов российских и иностранных эксплуатантов, за которые взимаются аэронавигационные и аэропортовые сборы, установленные указанным «приказом» Минтранса России.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с «письмом» Минфина России от 7 августа 2007 г.

N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директораДепартамента налоговойи таможенно-тарифной политики

О.Ф.ЦИБИЗОВА

Решит ли обнуление НДС проблему внутренних авиаперевозок?. Твои Песни

Аэропорты, возможно, будут платить ндс при обслуживании внутренних рейсов — юридические советы

Правительство РФ дало поручение профильным министерствам проработать вопрос по установлению нулевой ставки на НДС при выполнении внутрироссийских воздушных перевозок. Региональные авиакомпании приветствуют обнуление НДС. При этом эксперты отмечают, что проблему доступности авиаперевозок это не решит.

При перелетах на внутренних рейсах НДС взимается и, следовательно, входит в стоимость билета. Вопрос о его снижении или даже отмене обсуждается в правительстве не первый год. В частности, Минэкономразвития в апреле 2011 года предложило отменить НДС при внутренних авиаперевозках, отметив, что это снизит стоимость билетов и повысит пассажиропоток.

Минтранс ранее предлагал обнулить НДС на все воздушные суда, однако Минфин на это не пошел. В качестве альтернативы государство приняло решение о выделении субсидий авиакомпаниям на покупку ряда судов (на реактивные самолеты вместимостью до 55 кресел и на турбовинтовые самолеты вместимостью не более 72 кресел). Эксперты тогда отмечали, что Минфин крайне неохотно идет на «игры с НДС».

Региональные авиакомпании за

Региональные авиакомпании отмечают, что обнуление НДС позволит снизить цены на билеты и получить финансовые ресурсы для инвестиций в свое развитие.

Замдиректора по финансам и экономике авиакомпании «Томск Авиа» Надежда Шигина в беседе с корреспондентом РИА Новости не исключила, что при нулевой ставке НДС цена на билеты снизится если не на 18%, то на 10-15%.

«Я думаю, это сделано для того, чтобы увеличить доступность перевозок и снизить цены на билеты. Есть два возможных направления: одно — удешевление билетов, второе — инвестирование региональной авиации», — отметила она.

Самые пунктуальные российские авиакомпании >>

Гендиректор чеченской авиакомпании «Вайнахавиа» Султан Гамбулатов считает, что обнуление ставки НДС существенно снизит стоимость авиабилетов в Чечне, что будет способствовать развитию авиасообщения в регионе.

«Одно дело, что кто-то может быть против отмены ставки, но надо также учитывать и бюджет простых людей. К примеру, у жителей Чеченской Республики не такие уж большие зарплаты, тем более тариф сегодня на авиабилеты очень дорогой.

И я думаю, что в первую очередь именно они будут рады этой новости. Соответственно повысится спрос и на услуги аэропорта», — считает Гамбулатов.

Снижение налоговой нагрузки на авиакомпании положительно скажется на ценообразовании для потребителей и повысит объем перевозок самих компаний, но нужно окончательное решение, заявил РИА Новости коммерческий директор тверской авиакомпании «Вертикаль-Т» Андрей Макаров.

«Комментировать действия государственных органов достаточно сложно. Радует то, что они задумываются над тем, как улучшить внутрироссийские перевозки. Что это (отмена НДС) даст? Думаю, пока стоит дождаться окончательного решения, потому что это может превратиться в разговор и ничем не закончится.

Если будет решение, однозначно будет легче с ценообразованием для конечных пользователей», — уверен он.

В свою очередь представитель авиакомпании «Ак Барс аэро» считает, что введение нулевой ставки позволит снизить стоимость авиабилетов и увеличить пассажиропоток. При этом он отметил, что установление нулевой ставки на НДС будет выгодно в первую очередь крупным авиакомпаниям.

Между тем представитель «Авиалиний Кубани» («Кубань», входит в «Базэл Аэро»), одной из крупнейших авиакомпаний юга России, считает, что предложение отменить НДС является правильным в плане стимулирования рынка авиаперевозок, но может дать лишь краткосрочное снижение стоимости билетов.

«Трудно представить, что по всей индустрии произойдет равномерное 18-процентное снижение цен. На конечную стоимость авиабилетов влияют в первую очередь рыночные факторы — конкуренция, динамика спроса, колебания цен на наземное обслуживание и топливо.

Несмотря на то что в краткосрочном периоде может произойти определенное снижение цен на некоторых направлениях, вскоре рынок отыграет цены и сбалансирует их в соответствии с текущим спросом и предложением», — полагает он.

Генеральный директор «ЧукотАвиа», единственного авиаперевозчика Чукотки, Томаш Трояновский в свою очередь отмечает, что обнуление НДС может лишь частично компенсировать рост стоимости билетов на рейсы авиакомпании.

«Принятие такого решения приведет к некоторому снижению цен на авиабилеты, но не на 18%, то есть нынешний размер ставки НДС, а меньшему, поскольку в стоимость билета входят и такие составляющие, на которые этот налог не начисляется, например, на взлет и посадку», — пояснил он.

Крупнейшие российские перевозчики пока не спешат с выводами. В пресс-службе «Трансаэро» агентству «Прайм» сообщили, что авиакомпания будет готова поддержать отмену только после определения ее механизмов.

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в интервью «Коммерсанту» говорил, что снижение НДС приведет к снижению цен на билеты, но принципиально проблему это не решит.В S7 пока воздержались от комментариев.

Будет ли результат?

«Позитивный эффект будет, но незначительный. Основной проблемой авиакомпаний является сейчас монополизация рынка аэропортовых и топливозаправочных услуг. При текущей средней доходности в отрасли авиакомпании не будут заинтересованы снижать цены на билеты», — считает аналитик «Атона» Никита Мельников.Цель обнуления НДС — помочь вывести из убытка те компании, которые летают только на внутренних рейсах, говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Елена Садовская. «Это более целесообразно, чем снижать цены, потому как проблема глобальная, и я пессимистично смотрю на ее решение: высокие цены убивают спрос, потому что нет конкуренции, но ее и не может быть и не будет в ближайшие 10 лет как минимум. Все потому, что на всю Россию только один город, где делается бизнес и есть деньги, — это Москва. Весь трафик сосредоточен здесь», — ставит она диагноз.Таким образом, единственный выход — это сделать компании дотируемыми, отмечает аналитик. «Аэрофлоту» это не принесет кардинальных изменений в финансовых показателях, поскольку основную маржу приносят рейсы в Европу, обнуление НДС разве что немного поможет его «дочкам». У «ЮТэйр» основная прибыль все равно пока приходится на вертолетные работы, но сегмент пассажирских перевозок активно растет, и мы делаем на него ставку, спрос на авиаперелеты в северных городах повыше, чем в среднем по России, поэтому обнуление НДС принесет «ЮТэйру» больше пользы, чем «Аэрофлоту», а, например, S7 — пожалуй, основной бенефициар нулевой ставки, поскольку много летает по России», — говорит Садовская.В свою очередь аналитик из «Метрополя» Андрей Рожков отмечает, что после обнуления НДС цены на авиабилеты могут снизиться на 10-12%. «Думаю, цены на билеты упадут на 10-12%. Внутренние рейсы станут немного прибыльнее для авиакомпаний, возможно, авиакомпании запустят новые направления на тех маршрутах, где конкуренция с РЖД после отмены НДС усилится», — полагает он.

http://travel.ria.ru/

к списку 27.08.2018 в 12:04

Авиакомпании предупреждают о подорожании авиабилетов из-за повышения НДС

Аэропорты, возможно, будут платить ндс при обслуживании внутренних рейсов — юридические советы

Фото: Александр Геншер | AVIADO.RU

1 августа 2018 г., AVIADO.RU — Российские авиакомпании опасаются, что обнуление НДС на региональные перевозки мимо Москвы может в итоге вылиться в общее подорожание билетов по всем направлениям на 8–10%.

Дело в том, что Минфин рассчитывает компенсировать потери бюджета от новой льготы путем возврата к обычной ставке (20%) для полетов через Москву вместо нынешней в размере 10%.

Авиаторы просят сохранить льготы, оценивая рост налоговой нагрузки на отрасль в 20 млрд руб, пишет Коммерсантъ.

Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предварительно оценила последствия повышения НДС на внутренних линиях при полетах через Москву с действующих 10% до 20%.

Возврат к увеличенной ставке обсуждается в контексте просьбы главы «Реновы» Виктора Вексельберга дополнительно снизить НДС для внутренних рейсов в обход столицы (75% всех рейсов в РФ выполняются через Москву), ФАС предлагает обнулить налог к концу 2020 года.

К этому моменту истекает срок льготной (10%) ставки НДС, введенной в 2015 году для всех внутренних рейсов (нулевая ставка действует для полетов в Крым до 2019 года и в Калининград бессрочно). В июне правительство решило обнулить НДС для полетов на Дальний Восток. Общие потери бюджета от льгот оцениваются в 34 млрд руб. в год.

По данным АЭВТ, на фоне обнуления НДС для региональных рейсов для полетов через Москву рассматриваются все три возможных сценария: обнуление, сохранение льготной ставки в размере 10% и повышение ее до 20%. Последний вариант, говорят источники “Ъ”, уже предложил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов Дмитрию Медведеву. В Минфине “Ъ” не ответили.

В АЭВТ подсчитали, что новые льготы для региональных рейсов обойдутся бюджету в 17 млрд руб., а увеличение НДС для полетов через Москву принесет 37 млрд руб. Таким образом, налоговая нагрузка на авиакомпании вырастет на 20 млрд руб.

, и перевозчикам придется поднять тарифы по всем направлениям не менее чем на 8–10%, что приведет к «прямо противоположному эффекту — развитие прямого авиасообщения между регионами замедлится», считает президент АЭВТ Владимир Тасун.

Сохранение тарифов приведет к убыточности отрасли.

НДС в размере 10% оказал существенную поддержку отрасли, поясняет господин Тасун. По его словам, внутренние рейсы убыточны, но после сокращения налоговой нагрузки уже в 2016 году совокупный финансовый результат с учетом прибыльных международных линий впервые с 2010 года оказался положительным — 2,8 млрд руб., в 2017 году — 5 млрд руб.

Впрочем, уточняет глава АЭВТ, при выручке в размере 1,3 трлн руб. речь идет о фактически нулевой операционной рентабельности.

В 2017 году быстро росли ключевые затраты авиакомпаний на авиатопливо (на 24%), аэропортовое обслуживание (на 18%), при этом средняя провозная плата на регулярных рейсах снизилась на 2% на внутренних линиях и на 11% — на международных.

«Для развития здоровой коммерческой деятельности авиакомпаний целесообразным было бы сохранить ставку НДС в размере 10% для российских рейсов через Москву и обнулить для минующих МАУ»,— убежден господин Тасун. В Минтрансе “Ъ” заявили, что «по-прежнему выступают за последовательное снижение НДС для внутренних рейсов, в том числе на маршрутах вне МАУ».

В «Нордавиа» “Ъ” сообщили, что знают о планах повысить НДС для полетов через МАУ до 20%, но оценить убытки пока не берутся. Президент «UTair — пассажирские авиалинии» Павел Пермяков сообщил “Ъ”, что Минтранс обсуждает с авиаторами изменение ставки НДС, но точные планы и цифры пока неизвестны.

В S7 назвали «крайне важным» сохранение действующей ставки в размере 10% на внутренние перевозки через МАУ. «НДС — это косвенный налог, а это означает, что он перекладывается на потребителя»,— поясняют в компании.

В S7 согласны, что с учетом величины пассажиропотока через Москву при росте НДС на этих рейсах потери для отрасли превысят любой положительный эффект от льгот в регионах.

Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев, по данным “Ъ”, еще в апреле писал в правительство с просьбой не повышать НДС. В авиакомпании на запрос “Ъ” не ответили.

Старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко говорит, что идея Минфина «гарантированно введет отрасль в убытки», даже те перевозчики, которые выиграют от роста пассажиропотока в региональных узлах, в Москве потеряют гораздо больше пассажиров и денег.

Поиск дешевых авиабилетов по всем авиакомпаниям:

Темы: повышение НДС подорожание авиабилетов стоимость авиабилетов Цены на авиабилеты

Использование в России воздушных судов с иностранной регистрацией

Аэропорты, возможно, будут платить ндс при обслуживании внутренних рейсов — юридические советы

Российские и иностранные собственники и операторы бизнес-самолетов, выполняющие полеты в Россию, все чаще задумываются над вопросом о том, могут ли они использовать для перевозок внутри России воздушное судно с иностранной регистрацией.

Описывая состояние дел в России, часто говорят, что на вопрос: «Могу ли я это сделать?» ответом будет бескомпромиссное «нет». В России с этим можно столкнуться как в сфере деловой авиации, так и во многих других случаях. Самолет с иностранной регистрацией не может выполнять внутренние перевозки по России с пассажирами, которые в России были приняты на борт.

Это будет считаться каботажем, а каботажные перевозки запрещены во всех странах мира. Однако, некоторые из тех, кто хорошо разбираются в практике этого вопроса, скажут: «Ну, если вы действительно хотите поступить именно так, то вы можете это сделать (если вы согласны принять на себя соответствующие риски)».

Обычно не говорят о том, с какими именно рисками приходится сталкиваться. Если вы хотите знать, я могу рассказать вам о них, и правовые риски существенны.

Опираясь на статистические данные о текущих масштабах развития деловой авиации в России, можно объяснить, почему вопрос выполнения внутренних перевозок самолетом с иностранной регистрацией привлекает все больше внимания. В 2009 г. через аэропорт «Внуково» г.

Москвы самолеты деловой авиации ежемесячно совершали около 1300 рейсов, что составляет 68% от всех рейсов, совершаемых воздушными судами деловой авиации в Москву . Существует две группы самолетов деловой авиации с иностранной регистрацией, которые регулярно выполняют полеты в Москву.

К первой группе относятся около 400 бизнес-самолетов, прямо или косвенно принадлежащих российским юридическим и физическим лицам. Из этих 400 самолетов около 20 зарегистрировано в России. Точных данных о количестве воздушных судов с иностранной регистрацией, находящихся в собственности российских компаний или физических лиц, в открытом доступе не найти.

Информация о том, кто именно является фактическим собственником большей части таких воздушных судов, намеренно скрывается. Многие владельцы хотят сохранить в тайне сведения о том, что они обладают правом собственности на самолет либо хотят иметь возможность отрицать, что являются собственниками воздушного судна.

Таким образом, скажем, 95% воздушных судов, находящихся в собственности российских предприятий и физических лиц, в России не зарегистрированы, хотя их владельцы или пассажиры чартерных рейсов, которые хотели бы продолжить свое путешествие по России на собственном самолете, регулярно совершают рейсы внутри России.Бизнес-самолеты с иностранной регистрацией второй группы, регулярно летающие в Москву, эксплуатируются международными корпорациями, чартерными компаниями и участниками программы долевого владения. Применительно ко второй группе ответ «нет» обычно означает именно «нет», и такие воздушные суда не совершают перевозки внутри России.

Весной 2010 года многие российские и иностранные собственники зарегистрированных за рубежом воздушных судов начали изучать экономические, налоговые и правовые аспекты фактического базирования воздушного судна в России, что позволило бы им легально совершать перевозки внутри России. Данная статья освещает наиболее часто обсуждаемые вопросы, связанные с планированием использования самолета деловой авиации в России.

 

План A: Не все внутренние рейсы, выполняемые зарегистрированным за рубежом воздушным судном, являются запрещенными каботажными перевозками

Базируемый и зарегистрированный в Швейцарии самолет деловой авиации, который эксплуатируется швейцарским оператором и зафрахтован швейцарской компанией, может совершить пассажирский рейс из Швейцарии в Москву, затем внутренний рейс из Москвы в Санкт-Петербург и вернуться обратно в Швейцарию с теми же пассажирами на борту.

Швейцарская компания может заплатить швейцарскому оператору за этот рейс, в том числе и за перелет внутри России. Такой план действий не предусматривает совершения запрещенных каботажных перевозок, при условии что в Москве самолет не принимает на борт дополнительных пассажиров.

Перевозка пассажиров воздушным судном с иностранной регистрацией из Москвы в Санкт-Петербург будет разрешена на основании того, что отрезок пути между Москвой и Санкт-Петербургом считается частью рейса туда и обратно, совершаемого иностранным воздушным судном из Швейцарии в Россию и обратно в Швейцарию.

В России новые пассажиры на борт не принимались, и все пассажиры совершали международный рейс туда и обратно на одном и том же воздушном судне.

Таким образом, согласно статье 7 Конвенции о международной гражданской авиации (далее «Чикагская конвенция»), в которой установлены правила регистрации воздушных судов и осуществления полетов воздушными судами как между отдельными государствами, так и в пределах их территории, такой полет не является каботажным.

В статье 7 указано, что «каждое Договаривающееся государство (в данном случае – Россия) имеет право отказывать воздушным судам других Договаривающихся государств в разрешении принимать на борт на его территории пассажиров, почту и груз, перевозимых за вознаграждение или по найму и имеющих другой пункт назначения в пределах его территории».

Такой полет также не нарушает положений параграфа 5 статьи 63 Воздушного кодекса Российской Федерации, в котором указано, что иностранные авиационные предприятия не имеют права принимать на территории Российской Федерации на борт воздушных судов пассажиров, багаж или грузы для воздушных перевозок в России, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разовыми разрешениями уполномоченного органа.

В пункте 3.15 раздела GEN 1 АИП Российской Федерации и СНГ предусмотрено, что «разрешения … иностранным авиапредприятиям на любые нерегулярные полеты, связанные с перевозкой коммерческой загрузки, формируемой на территории России, не выдаются, если иное не предусмотрено двусторонними договоренностями с иностранными государствами».

 

План B: Только частное использование

Можно получить разовое разрешение на совершение некоммерческого рейса в интересах владельца воздушного судна . Обратите внимание, что прошлой осенью произошла реорганизация Федеральной аэронавигационной службы, и Указом президента от 11.09.2009 г.

№1033 функции, ранее выполняемые Федеральной аэронавигационной службой, были разделены между Федеральным агентством воздушного транспорта (вопросы аэронавигации) и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (по осуществлению надзора в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации).

Если собственник воздушного судна хочет открыто заявить о том, что именно он является владельцем воздушного судна, то ему следует знать, что ввоз зарегистрированного за рубежом воздушного судна и выполнение перевозки в некоммерческих целях владельца такого воздушного судна, не являются запрещенными каботажными перевозками, при условии что самолет в установленном порядке сертифицирован в России. В «серой» авиации именно это исключение из общего запрета на каботаж часто используется операторами. Таким образом, собственником самолета деловой авиации может быть иностранное юридическое лицо, экипаж может быть предоставлен иностранной чартерной компанией, и бизнес-самолет может совершать рейсы в Россию, равно как и внутренние воздушные перевозки на территории России, в личных целях его собственника.

 

План C: Таможенное оформление, сохранение иностранной регистрации, передача воздушного судна в аренду российскому авиапредприятию

Авиаперевозки пассажиров по РФ иностранным контрагентом — налоги

Аэропорты, возможно, будут платить ндс при обслуживании внутренних рейсов — юридические советы

Вопрос

Добрый день! У нас возникли вопросы: наша организация, зарегистрированная на территории РФ, заключила договор на оказание услуг авиаперевозки людей с иностранной компанией (Латвия). Перелет будет проходить только по территории РФ. 1. Является ли наша компания налоговым агентом по НДС?

2. Нужно ли удерживать налог на прибыль 10% с выплачиваемого нами дохода иностранному контрагенту?

 Ответ

1) В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно подпункту 5 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по перевозке, не перечисленных в подпунктах 4.1 — 4.3 пункта 1 данной статьи, территория Российской Федерации не признается.

В связи с тем что услуги по перевозке пассажиров и багажа по территории Российской Федерации, оказываемые иностранным лицом, не имеющим представительства в Российской Федерации, к услугам, перечисленным в указанных пунктах 4.1 — 4.

3 пункта 1 статьи 148 Кодекса, не относятся, местом реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом, оказываемых иностранной организацией, не имеющей представительства в Российской Федерации и не являющейся хозяйствующим субъектом государства — члена Евразийского экономического союза, в том числе через российскую организацию — агента, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги в Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не являются. Поэтому российская организация — агент налоговым агентом по данным услугам не является.

2) Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, используемых в международных перевозках, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению налогом на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ).

Но согласно п. 1 ст. 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал (заключено в г. Москве 20.12.

2010) прибыль, полученная предприятием договаривающегося государства от международных перевозок, подлежит налогообложению только в этом государстве. Для целей настоящей статьи прибыль включает прибыль от сдачи в аренду воздушных судов (пп. «a» п. 2 ст. 8 данного Соглашения).

Таким образом, доходы латвийской организации от предоставления в аренду российской организации воздушных судов могут быть освобождены от налогообложения у источника выплаты в Российской Федерации при условии представления латвийской организацией подтверждения своего постоянного местопребывания.

Аэропортовые сборы: сколько авиакомпании платят 45 крупнейшим воздушным вокзалам России

Аэропорты, возможно, будут платить ндс при обслуживании внутренних рейсов — юридические советы

Рейтинг российских аэропортов по стоимости сборов

Аналитическая служба «Реального времени» посчитала, во сколько авиакомпаниям обходятся рейсы в 45 крупнейших аэропортах России. Среди крупных авиагаваней московские аэропорты оказались не только самыми крупными, но и, что логично, самыми дешевыми в пересчете на клиента.

Однако неожиданно конкуренцию им составили не города-миллионники, а небольшие региональные аэровокзалы. Международный аэропорт «Казань» старается сдерживать цену, но он не самый привлекательный даже на фоне региональных соседей.

А вот «местечковый» «Бегишево» неожиданно удивил своими заманчивыми тарифами для иностранных авиаперевозчиков.

На пассажиропоток, который изучало «Реальное время» , влияет не только привлекательность города, но и привлекательность самого аэропорта для авиакомпаний.

По данным минэкономразвития, расходы на аэропортовое обслуживание составляют около 15% всех затрат авиакомпаний. Эта статья расходов занимает третье место среди всех затрат перевозчиков после горюче-смазочных материалов и платежей за лизинг или аренду флота.

Кроме того, издержки, которые несут перевозчики, напрямую влияют на стоимость билетов, а, соответственно, и на удобство аэропорта для пассажиров. Размер сборов практически полностью зависит от аппетитов аэропорта, в котором самолет осуществляет взлет и посадку.

Даже в тарифах, регулируемых государством, аэропорт может лавировать в установленных пределах, которые достаточно широки.

Понятия «аэропортовый» или «топливный сбор» хорошо знакомы авиапассажирам. Аэропортовых сборов огромное количество, начиная от сбора за обеспечение авиационной безопасности и заканчивая заливкой жидкого мыла в дозаторы в туалете самолета. Перечень этих услуг может отличаться в зависимости от конкретного аэропорта.

Все сборы указываются на сайте каждого аэропорта в специальном разделе. Однако есть и тарифы, обязательно определяемые каждой авиагаванью. К ним мы и обратились в своем исследовании. В большинстве случаев есть четыре стандартных сервисных сбора, без них не обходится прилет или вылет ни в один аэропорт ни одной авиакомпании.

Это сбор за взлет и посадку (взимается за каждую тонну максимальной взлетной массы воздушного судна, суммы отличаются в зависимости от того, внутренний перелет или международный), сбор за авиационную безопасность (начисляется или также за каждую тонну максимальной взлетной массы воздушного судна, или за каждого убывающего пассажира), сбор за предоставление аэровокзального комплекса (считается за каждого пассажира, различается для внутренних и международных рейсов), сбор за обслуживание пассажиров (за каждого человека, также различается для рейсов внутри страны и за границу). Все эти сборы устанавливаются отдельно для российских и иностранных авиакомпаний. Помимо этого, существуют и дополнительные сборы: например, некоторые аэропорты повышают стоимость взлета и посадки с 22 до 6 часов, значительно может отличаться стоимость авиационного топлива, стоимость использования транспорта до самолета — телетрапа или автобуса. Параметров много, но основных — четыре. Это абсолютно не означает, что на этих четырех сборах заканчивается плата аэропорту, но из стоимости этих сборов можно понять, насколько аэропорт является дорогим для авиакомпании.

Один из четырех стандартных сервисных сборов — за предоставление аэровокзального комплекса. Фото Максима Платонова

Российский Airbus и иностранный Boeing

Так как тарифы для российских и иностранных авиакомпаний сильно разнятся, мы сделали расчет по двум вариантам.

Первый — один из самых распространенных самолетов, среднемагистральный Airbus A321, заполненный на 80% (такова средняя загрузка рейсов в России согласно данным вице-президента Ассоциации туроператоров России Дмитрия Горина) — для расчета тарифов для российских авиакомпаний, осуществляющих перелет внутри России.

Стандартный A321 в двух классах вмещает в себя около 170 пассажиров. Предположив, что борт заполнен на 80%, условимся, что на рейсе летит 135 человек. Максимальная взлетная масса такого самолета составляет 89 тонн.

Второй — широкофюзеляжный Boeing 767, на которых, к примеру, осуществляется чартерная авиаперевозка Казань — Бангкок, — для иностранных. Предположим, что такой самолет заполнен на 90% (например, это пик туристического сезона). Boeing 767-300er обладает максимальной взлетной массой в 186 тонн, пассажировместимость — до 260 человек, соответственно, на «нашем рейсе» летит около 210 человек.

«Бегишево» для иностранцев выгоднее «Казани»

Сопоставлять тарифы для иностранных компаний оказалось тяжелее, так как они измеряются большинством аэропортов в долларах США, но, к примеру, «Симферополь» указывает их в рублях, а «Пулково» и вовсе решило указывать тарифы сборов в евро.

По этой причине, для универсальности значений, мы перевели все получившиеся тарифы в рубли по официальным курсам Центробанка. Как оказалось, достаточно большое количество аэропортов в городах с населением около полумиллиона человек могут предложить выгодные для авиакомпаний тарифы.

К примеру, аэропорты Белгорода, Архангельска, Симферополя и Нижнекамска оказались более выгодными для зарубежных авиакомпаний, чем московские аэропорты, даже чем московское «Домодедово». Правда, стоит оговориться, что, учитывая санкции против Крыма, на практике международные рейсы из Симферополя не осуществляются.

Как можно увидеть в расписании аэропорта, на данный момент из Симферополя не вылетает ни один рейс за пределы России. В Белгороде зарубежная авиакомпания заплатит за «Боинг» около 164 тыс. рублей Это примерно на 80% меньше, чем за аналогичный самолет пришлось бы заплатить в самом дешевом московском аэропорту «Домодедово».

Находящийся на втором месте по этому показателю аэропорт Архангельска возьмет 208,8 тыс. рублей сборов — на 27% больше, чем белгородский аэропорт, но на 40% меньше, чем «Домодедово».

В Нижнекамском «Бегишево», который расположился на 4-м месте (но фактически вошел в тройку), сборы чуть дороже, но все равно выгоднее московских, 260 тыс. рублей. Замкнул пятерку «регионалов» крупный красноярский аэропорт «Емельяново». В нем сборы для указанного «Боинга» стоят 285 тыс. рублей.

В екатеринбургском «Кольцово» сборы больше, чем в Казани

Следом в рейтинге идут три московских аэропорта, через один «разбавленные» региональными аэропортами из третьего десятка рейтинга по пассажиропотоку. Самый дешевый из столичных — «Домодедово». Здесь сборы для иностранной авиакомпании составляют 293 тыс. рублей. Аэропорт Анапы (333 тыс.

рублей) незначительно проиграл московскому «Домодедово», но все равно оказался выгоднее, чем московские «Внуково» (345 тыс. рублей) и «Шереметьево» (355 тыс. рублей). Между «Внуково» и «Шереметьево» затесался челябинский аэропорт «Баландино» (350 тыс. рублей). Лишь на 17-м месте расположился аэропорт Казани.

Однако по размеру сборов он на 5% отличается от находящегося рядом аэропорта «Уфа» (398 тыс. рублей). В Казани они составляют 420 тыс.рублей. Это, отметим, на 43% больше, чем в самом дешевом московском аэропорту «Домодедово».

В то же время, больше, чем в Казани, сборы в таких крупных аэропортах, как «Ростов-на-Дону», петербургском «Пулково», самарском «Курумоче», новосибирском «Толмачево», екатеринбургском «Кольцово».

Сибирь и Дальний Восток оказались дорогими для российских авиакомпаний

Для российских же авиакомпаний самое выгодное направление — московское «Шереметьево». Мы рассматривали терминал D — базовый для крупнейшей российской авиакомпании «Аэрофлот».

Здесь стоимость сбора за взлет и посадку, обеспечение авиабезопасности, предоставление аэровокзального комплекса, а также за обслуживание пассажиров для «российского» Airbus A321 составила 46,4 тыс. рублей за борт.

В тройке — еще один московский аэропорт, «Внуково», который находился, по данным за 2015 год, на третьем месте по пассажиропотоку. Здесь стоимость сборов за A321 составляет 61,3 тысячи рублей — на треть больше, чем в «Шереметьево». Однако на втором месте неожиданно оказался аэропорт Махачкалы.

Стоимость сборов для аэропорта Махачкалы составляет 60,3 тыс. рублей в случае российских авиакомпаний. Это на треть дороже, чем сборы в«Шереметьево», но на 1,5% дешевле, чем во «Внуково». В списке самых недорогих аэропортов также московский «Внуково», аэропорт Архангельска, Саратова, Перми, Владивостока, Уфы.

Третий столичный аэропорт «Домодедово» оказался лишь 10-м. Казань (83,2 тыс. рублей) стала лишь 15-й, правда, аэропорт столицы РТ оказался выгоднее самарского и нижегородского. Еще хуже положение нижнекамского «Бегишево» (124,4 тысячи рублей) — только 30-е место.

В списке самых недорогих аэропортов у «Бегишево» только 30-е место. Фото stoleo1976.livejournal.com

Большинство аэропортов небольших городов вообще не могут похвастать низкими тарифами для авиакомпаний, выполняющих рейсы внутри страны. Так, заметна тенденция — небольшие аэропорты в Сибири и на Дальнем Востоке оказываются откровенно дорогими.

Самые дорогие из исследуемых аэропортов для российских авиакомпаний — аэропорты сибирских и дальневосточных городов, таких, как Сургут, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Нижневартовск, Барнаул, Якутск и Новый Уренгой. Несмотря на высокие тарифы, многие из аэропортов малых городов России практически не функционируют.

Так, к примеру, дорогой аэропорт Южно-Сахалинска не работает по понедельникам и четвергам до конца ноября в связи с ремонтом взлетно-посадочной полосы. Аэропорт Астрахани, обладающий статусом международного, во вторник, 16 августа, выполнил лишь один рейс.

Впрочем, и аэропорты более крупных городов не отличаются частотой и разнообразием полетов: в тот же день, 16 августа, например, аэропорт Челябинска отправил только 9 рейсов в Москву и по одному — в Санкт-Петербург и Симферополь.

Аэропортовые сборы

Аэропорт

Место по стоимости для зарубежной а/к

Boeing 767-300er, зарубежная, руб., по курсу ЦБ РФ на 6 августа

Место по стоимости для российской а/к

Airbus A321, Россия, руб.

Место по пассажиропотоку

Белгород

1

163710

24

104140

43

Архангельск (Талаги)

2

208860

4

61795

31

Симферополь (Интернэйшнл)

3

247261

17

90447

5

Нижнекамск (Бегишево)

4

259632

30

124374

45

Красноярск (Емельяново)

5

284981

21

94312

15

Москва (Домодедово)

6

293247

10

74829

2

Анапа (Витязево)

7

332999

11

78482

24

Москва (Внуково)

8

345218

3

61280

3

Челябинск (Баландино)

9

349530

26

107741

23

Аналитика