Забытые имена русских художников: константин сомов

Забытые имена русских художников: константин сомов

Забытые имена русских художников: константин сомов

Сомов Константин Андреевич (Россия/Франция, 1969 — 1939) «Автопортрет» 1895

Сегодня детально рассмотрим и полюбуемся творчеством гениальнейшего русского живописца 19-20 вв. — Константина Сомова.

У каждого художника есть свои фишки, свои любимые персонажи или образы. Если у мариниста Айвазовского — это море и пучина, то у Шишкина — леса да рощи дубовые. У Бориса Кустодиева — пышнотелые красавицы и купчихи, а работы Васнецова изобилуют сказочными персонажами, былинными героями.

Суриков обожал Древнюю Русь, тогда как Михаил Врубель сходил с ума от демонов… На самом деле разобраться в русской живописи не так сложно — нужно только приглядеться к деталям. У каждого художника, повторюсь, свой фетиш.Так вот, у неизвестного на первый взгляд живописца-иллюстратора Константина Сомова также был свой фетиш, причем не один.

Его конек — это эротические и похотливые дамы, влюбленные Арлекины, бесконечные радуги, маскарады и праздники. И большая часть картин очень светлые, веселые, без скуки и депрессии… К слову, к неизвестным художникам Константина Сомова относить нельзя. Вспомнить хотя бы знаменитый портрет поэта Александра Блока, написанный Сомовым в 1907 году.

Современные художники россии — наталья шипунова

Ведь, все его видели, но не каждый знает автора:

Но прежде чем перейти к знакомству с полотнами мастера, расскажу вам один любопытный факт:29 ноября 2006 года картина «Русская пастораль» (1922) Константина Сомова на знаменитом аукционе «Кристис» была продана за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. До этого ни одна картина русского художника не оценивалась столь высоко.Этот рекорд стоимости русской живописи был побит в Лондоне на том же аукционе «Кристис» в июне 2007 г. картиной того же художника — картина Сомова «Радуга» была продана за 3,716 млн фунтов (более $7,327 млн) при стартовой цене 400 тысяч фунтов (около 800 тысяч долларов).

Картины Сомова символичны. В каждую картину мастер прятал какую-нибудь интересную деталь. Автор заряжает особенным чувством, эмоцией поиска деталей, штрихов, разгадки маленьких тайн. Что-то отдаленно похожее на современный квест. Итак, смотрим и не забываем о деталях.


Лучшие работы Константина Сомова

Арлекин и дама (Фейерверк). 1912


Арлекин и дама. 1912 (обновленный вариант)


Арлекин и дама. 1921


Арлекин и смерть. 1907


Влюбленный Арлекин. 1912


Галантная сцена (В саду). 1918


Итальянская комедия. 1914 
Ищем двух вьетнамцев)


Язычок Коломбины. 1915
…и вьетнамец в белом… в той же позе…)

Пьеро и дама. 1910



Маскарад. 1925


В лесу. 1914


Вечер. 1900-1902


Влюбленные. Вечер. 1910


Маскарад. 1930-е


Осмеянный поцелуй. 1908


Письмо (Таинственный посланец). 1896


Поцелуй. 1914


Праздник в окрестностях Венеции. 1930


Семейное счастье. 1898-1900


Дама в голубом (Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой, 1900).


Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912


Спящая молодая женщина в парке. 1922


Спящая женщина в синем платье. 1903


Спящая молодая женщина. 1909


Две дамы в парке. 1919


Заснувшая на траве молодая женщина. 1913


Лето. 1919


Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский). 1937


Боксёр 1933


Зима. Каток. 1915


Русский балет. 1930

Фейерверк. 1922

Пейзаж с радугой. 1915

Портрет С. В. Рахманинова. 1925


Окно — дверь — пейзаж (Открытая дверь в сад). 1934


Автопортрет в зеркале. 1934


Константин Сомов еще при жизни получил известность всей Европы, экспонируя свои произведения на зарубежных выставках. И всё же в жизни талантливого художника присутствовала трагическая нота. После октябрьской революции в России, в период всеобщей разрухи и сумятицы некому было оценить утончённую изысканность его творчества, он становится непонятым и невостребованным. Вскоре Сомов уезжает в Париж, где и остаётся до самой смерти. Сомов никогда больше не приезжал в Россию, где по нему лишь после смерти осталась вечная память благодаря его бессмертным полотнам.

http://moiarussia.ru/konsta…

Обратите внимание

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Биография художника Сомов Константин Андреевич

Забытые имена русских художников: константин сомов

Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства.

Родился в семье известного историка искусства, хранителя Императорского Эрмитажа А. И. Сомова. Первоначальное художественное образование получил в 1878–1888 в гимназии К. И. Мая в Петербурге, где познакомился с А. Н. Бенуа, В. Ф. Нувелем, Д. М. Философовым.

В 1880 брал уроки рисования и музыки у В. М. Судиловской. С 1884 посещал вечерние воскресные классы Общества поощрения художеств. В 1888 поступил в Академию художеств в Петербурге, где занимался у К. Б. Венига, В. П. Верещагина, П. П. Чистякова, Б. П. Виллевальде.

В 1891–1893 был награжден двумя серебряными медалями за рисунок и живописные этюды с натуры. В 1894 продолжил обучение в мастерской И. Е. Репина в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии. В 1897 ушел из Училища.

Зиму 1897 и 1898 провел в Париже, посещал различные художественные академии, в частности Школу Ф. Коларосси.

Много путешествовал по Европе: в 1890, 1894, 1897, 1901, 1905 посетил Германию, Швейцарию, Италию, Англию, Францию.

В 1898 стал одним из учредителей журнала и выставок объединения «Мир искусства». До 1904 был членом редакции, оформителем и иллюстратором журнала. С 1894 (до 1906) принимал участие в выставках Общества русских акварелистов.

В 1898 экспонировал свои произведения на выставке Мюнхенского Сецессиона, в 1901–1903 и в 1906 — на выставках Берлинского Сецессиона. С 1903 по 1910 был постоянным экспонентом Союза русских художников.

Важно

В 1903 в салоне «Современное искусство» в Петербурге состоялась первая персональная выставка Сомова.

Много работал как художник книги. В 1898 создал иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Граф Нулин», в 1901 — к повестям Н. В. Гоголя «Невский проспект», «Портрет», в 1907–1918 работал над оформлением сборника французской прозы и поэзии «Книга маркизы» Ф. фон Блей. Сотрудничал с журналами Jugend (1904), «Золотое руно» (с 1905), рисовал для издания «Художественные сокровища России».

В 1914 был удостоен звания академика. Годом позже отказался баллотироваться в действительные члены Академии. В 1915–1918 преподавал в Школе Елизаветы Званцевой в Петербурге, с 1918 — в Петроградских Государственных свободных художественных мастерских.

В 1919 в Государственной Третьяковской галерее прошла персональная выставка художника, приуроченная к 50-летию со дня его рождения. В конце 1923 отправился в США с выставкой русского искусства в качестве представителя петроградской группы художников.

Из командировки не вернулся.

В мае 1925 переехал во Францию, поселился на ферме в Гранвиле (Нормандия). В 1928 приобрел квартиру в Париже, летние месяцы жил в Нормандии.

После эмиграции продолжал рисовать галантные сценки на темы XVIII века, принесшие ему известность в Петербурге, работал как портретист, создал серию акварелей, посвященных русскому балету, писал пейзажи Нормандии и натюрморты.

Принимал участие во многих групповых выставках русского искусства, в том числе в 1928 в Бирмингеме, Брюсселе, Париже, в 1929 — в Копенгагене, в 1930 — в Амстердаме, Белграде, Берлине, в 1932 — в Париже.

Персональные прижизненные выставки Сомова прошли в 1924 в галерее В. Гиршмана в Париже, в 1928 — в галере М. С. Лесника в Париже, в 1930 — в галерее князя В. Голицына в Лондоне.

Совет

В 1969–1971 состоялись большие ретроспективные выставки творчества Сомова в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковкой галерее, Киевском музее Русского искусства, приуроченные к 100-летию со дня рождения мастера.

Сомов — один из организаторов и активных деятелей художественного объединения «Мир искусства». Превосходный колорист и выдающийся рисовальщик.

В выборе сюжетов, как и в художественной манере, нашли свое выражение любовь к театру, «культ старины», интерес к искусству XVIII столетия и живописи малых голландцев.

Характерными мотивами его картин были маскарады, прогулки влюбленных, галантные сцены, часто с эротическим подтекстом. Одной из наиболее известных работ Сомова стали иллюстрации к «Книге Маркизы», в которой, по словам искусствоведа А. А.

 Сидорова, «лучший из современных рисовальщиков действительно превзошел сам себя» (в настоящее время любое из изданий книги, вышедшей в 1908 в мюнхенском издательстве Вебера и в 1918 в издательстве Голике и Вильборга в Петрограде, представляет библиофическую редкость).

Помимо живописи и графики работал в области мелкой фарфоровой пластики, в 1900-х создавал модели и варианты росписи для Императорского фарфорового завода.

Творчество Сомова представлено во многих отечественных и зарубежных музеях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, музее Эшмолиан в Оксфорде и других.

Сомов Константин Андреевич — русский художник

Забытые имена русских художников: константин сомов

Русский художник Сомов Константин Андреевич . Автор картин: Автопортрет. 1895г; Автопортрет. 1898; Автопортрет. 1909; Арлекин и дама (Фейерверк).; Арлекин и дама; и многих других.

Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Отец художника, А. И. Сомов, много лет состоял в должности хранителя коллекций Эрмитажа. Дом наполняли картины и рисунки старых мастеров, которые долгое время со знанием дела собирал хозяин.

Искусством занимались здесь все. Мать К. А. Сомова была хорошим музыкантом и развивала у своих детей интерес к пению, театру, живописи.

В одном из первых рисунков Сомова изображены сестра и мать за мольбертами.

В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, в стенах которой находился до 1897 г. За этот период произошло преобразование старой педагогической системы АХ, и Сомов оказался зачисленным в мастерскую И. Е. Репина.

Обратите внимание

 Здесь он создал две свои картины: «Дама у пруда» и «Людмила в саду Черномора». В них проявился интерес к ретроспективизму, элегичность, изысканность — то, что впоследствии определяло манеру художника.

В 1897 г., не окончив полного курса АХ, Сомов отправился в Париж, где занимался в частной студии Ф. Коларосси и изучал памятники искусства. Одновременно с ним в Париже учились и работали А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова и другие «мирискусники».

Особенно сблизился Сомов с Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале «Мир искусства» за 1898 г. В этой статье художественный критик подчеркивал влияние на творчество Сомова немецкой графики (О. Бердслей, Ш. Кондер, Т. Гейне), а также воздействие французской живописи XVIII в. (А. Ватто, Н. де Ларжильер), «малых голландцев» и русской живописи первой половины XIX в.

Вернувшись в Россию, Сомов отдал дань портретному жанру. Им были созданы портреты отца (1897), Н. Ф. Обер (1896), А. Н. Бенуа (1896) и А. П. Остроумовой (1901). Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М.

Мартыновой («Дама в голубом», 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо «мирискусников», воплощая гармонию мечты и реальности.

Особое место занимают графические портреты Сомова. Выполненные карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения. Таковы портреты поэтов В. И. Иванова (1906), А. А.

Блока (1907), М. А. Кузмина (1909), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др.

Помимо портретной графики Сомов работал и в области книжной иллюстрации. В начале XX в. художники «Мира искусства», среди которых был и Сомов, возродили после долгого забвения этот вид искусства. Оформление книги, все ее элементы — шрифт, формат, обрез, обложка, заставки и виньетки — должны были составлять единое целое.

Важно

Наряду с другими «мирискусниками» Сомов принимал самое деятельное участие в графическом оформлении журналов «Мир искусства» и «Парижанка», периодического издания «Художественные сокровища России» и др., а также снабдил изящными иллюстрациями и оформил «Книгу маркизы» Ф.

фон Блея (1918), используя характерный для XVIII в. черно-белый силуэт и стилизованные «китайские мотивы». Стилизацией, ориентированной на графику начала XIX в., отмечены и его рисунки на сюжет «Графа Нулина» А. С. Пушкина (1899), а также выполненный в том же стилистическом ключе портрет самого А. С.

Пушкина (1899), в котором юный потомок арапа Петра Великого представлен в минуты творческого вдохновения. «Мирискуснические» черты — ретроспективизм и интерес к мистификациям — прослеживаются и в иллюстрациях к повестям Н. В. Гоголя «Портрет» и «Невский проспект».

Лейтмотивом обложек книг, оформленных Сомовым, всегда была концентрация замысла произведения. Таковы обложка для издания стихотворений К. Д. Бальмонта «Жар-птица, свирель славянина», фронтиспис стихотворного сборника В. И. Иванова «Corardens», титульный лист книги А. А. Блока «Театр» (все 1907) и др.

Строгость композиции и декоративная звучность колорита отличают эти работы художника.

Все творчество Сомова пронизывает интерес к пейзажу, будь то портрет, жанровая сцена или интерьер с видом из окна. Его ранние работы — «Сумерки в старом парке», «Конфиденции» (обе 1897), «Поэты» (1898), «Купальщицы» (1899) и др.

— отмечены гармонией цвета и игрой фактуры, передающими идиллически-задумчивый, одухотворенный образ природы. Стилизованные пейзажные мотивы с ретроспективным оттенком XVIII в.

прослеживаются в таких картинах, как «Вечер» (1902), где ритм повторяющихся аркад и боскетов гармонично сочетается с плавными движениями дам в причудливых туалетах. Чарующий неподвижный пейзаж, плоскост-ный и декоративный, характерен и для картины «Волшебство» (1920) с ее томной и жеманной героиней.

Любование и гротеск сопровождают настроение многих ретроспекций Сомова. Таковы картины «Эхо прошедшего времени» (1903), «Арлекин и смерть» (1907), «Осмеянный поцелуй» (1908), «Зима. Каток» (1915).

Совет

Помимо живописи и графики художник много и успешно работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции: «Граф Нулин» (1899), «Влюбленные» (1905)и др. Экспонируя свои произведения на выставках «Мира искусства», СРХ, персональной выставке 1903 г.

в Петербурге, на берлинском «Сецессионе» и парижском Осеннем Салоне 1906 г., Сомов приобрел широкую известность. Февральскую революцию 1917 г. художник встретил с радостью, Октябрьскую — сдержанно, но лояльно.

И хотя на его антикварную коллекцию была дана охранная грамота, а сам он пережил разруху, довольствуясь продовольственными карточками, работать по-прежнему Сомов уже не мог.

Заказов не было, продавать свои картины случайным людям, скупающим их для спекуляции, было для него неприемлемо, поэтому, когда художнику предложили выехать в качестве уполномоченного от петроградцев с Русской выставкой в США, он охотно согласился.

В начале декабря 1923 г. устроители выставки покинули Россию. Сомов тогда даже не предполагал, что больше не вернется на родину.

Однако, оказавшись в Нью-Йорке, затем в Париже, вновь в Нью-Йорке и других городах, он был поглощен насыщенной и разнообразной художественной жизнью, встречами с друзьями и единомышленниками.

Постепенно втянувшись в круг русской эмиграции, Сомов навсегда остался во Франции. Последние годы жизни художник был тяжело болен, с трудом ходил, но и тогда продолжал интенсивно работать.  

Картины художника

Автопортрет. 1895г

Автопортрет. 1898

Автопортрет. 1909

Арлекин и дама (Фейерверк).

Арлекин и дама

Арлекин и смерть

Боскет

В боскете

Вечер

Дама в голубом (Портрет Е. М. Мартыновой).

Дамы в парке

Зима. Каток

Купальщицы

Куртизанки

Летнее утро

Оленька

Осмеянный поцелуй

Пашня

Пейзаж с радугой

Письмо

Портрет А.Н.Бенуа

Портрет Александра Александровича Блока

Портрет Анны Карловны Бенуа

Портрет Анны Петровны Остроумовой

Портрет Е.К.Сомовой

Портрет Евгении Матвеевны Боголюбовой

Портрет Ефимии Павловны Носовой

Портрет Михаила Александровича Кузмина

Портрет Мстислава Добужинского

Портрет дамы

Портрет композитора С.В.Рахманинова

Портрет отца художника

Прогулка после дождя

Пьеро и дама

Спящая молодая женщина

Спящая

Фейерверк

Эхо прошедшего времени

Юноша на коленях перед дамой

Язычок Коломбины

Русский художник Константин Андреевич Сомов

Забытые имена русских художников: константин сомов

Константи́н Андре́евич Со́мов — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор,  представитель русского символизма и модерна, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала.

Фейерверк.

Родился  в 1869 году  в  Санкт-Петербурге в семье известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна, была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. К.А Сомов окончил  гимназию К. Мая.  Петербургскую  Академию художеств.   В 1894 году впервые участвовал в выставке  Общества русских акварелистов.

  В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже. В январе 1914 года получил статус действительного члена Академии художеств. В 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Е. Н. Званцевой. В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка, в Третьяковской галерее.

Фейерверк  в  парке.

В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки»; в январе 1924 года на выставке в Нью-Йорке Сомов был представлен 38 произведениями. В Россию он не вернулся. С 1925 года жил во Франции, в Париже. Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года. источник

Как живописец,  К.Сомов получил известность портретами, но в первую очередь жанровыми сценками, воскрешающими жеманный мир придворных балов и маскарадов “галантного” 18 столетия.

На  траве.

Портрет   А. Блока.

Портрет  С.В. Рахманинова.

Портрет Е. П. Носовой. 1911

Свободно работая в разных техниках, Сомов как художник-оформитель внес выдающийся вклад в искусство книги.   Исполнил целый ряд обложек и фронтисписов к изданиям символистской поэзии (книгам К.Д.Бальмонта, Блока, В.И.Иванова и др.); из его иллюстративных циклов наиболее известны “Граф Нулин” А.С.Пушкина, “Невский проспект” и “Портрет” Н.В.Гоголя , “Книга маркизы” Ф.фон Блей .

Обложка сборника стихов К. Д. Бальмонта Жар-птица. Свирель славянина. 1907

Арлекин  и  дама.  Иллюстрации.

Волшебство.

Подарок  садовника.

Синяя  птица.

Маскарад.

« …Сомов… стал чем-то таким, чему суждено остаться в истории русского искусства. Творения его составляют особую и необычную пленительную область — какой-то отмежеванный замкнутый мир, быть может, не столь уж значительный по своему духовному содержанию, зато чарующий в предельной степени.»  А. Бенуа. 

↑Как установить такие кнопки?↑

Friend me:

Сомов Константин

Забытые имена русских художников: константин сомов

Работа Сомова Константина Андреевича «Интерьер на даче Павловых» была написана в 1899 году. Стиль – символизм. На данной картине мы видим внутреннее убранство одной из комнат на даче Павловых. Изображено совсем немного […]

На данной работе Сомова Константина Андреевича, которая была представлена публике в 1905 году, представлен весенний пейзаж. Картина входит в серию из четырех работ, посвященных четырем временам года. Работа написана в стиле модерн. […]

Портрет великого композитора Сомов написал в числе своих поздних работ. Он собирает все самые яркие характерные черты его художественного стиля. Современники утверждали, что этот портрет стал любимым у Рахманинова. Пианист и художник […]
Обратите внимание

Все произведения Константина Сомова очень жизнелюбивы, отражают дух эпохи, и в тоже время снабжены неотъемлемой грустью с налетом скепсиса, меланхоличны. Так характеризовал работы Сомова один из самых близких его друзей Александр Бенуа. […]

Данное полотно одно из самых популярных и узнаваемых. Репродукцию можно встретить на страницах книг, новогодних открытках, сувенирной продукции. Такой интерес к картине проявлен неспроста. Пейзаж выполнен весьма искусно. Особенно удалось художнику небо. […]

Художник был мастером старой живописи, и подобную технику он имитировал в собственных картинах. Сомов был настоящим профессионалом, имея очень тонкий художественный вкус и прекрасно разбираясь в истории культуры. Основной направленностью мастера было […]

Константин Сомов родился в семье историка искусства А. И. Сомова. Дом художника был заполнен всевозможными произведениями живописи, искусством дышала вся семья. Образование в изобразительной сфере Константин Андреевич начнёт получать в Академии художеств, […]

Константин Андреевич Сомов – необычный художник. Он олицетворяет собой русский модерн и символизм. Кроме того, что он был живописцем, Сомов создавал графические работы и иллюстрации к книгам такие как, например, “Пикник”. Творчество […]

Картина «На балконе», принадлежащая кисти известного русского живописца Константина Андреевича Сомова, была написана в 1901 году. Полотно написано масляными красками в стиле символизма. На данный период времени картина является частью обширной коллекции […]

Сомов был настоящим профессионалом. Ему удалось создать огромное количество пейзажей, которые действительно удивляют. На этой картине мы видим осень. Это то самое золотое время, когда деревья уже переодеваются в пестрые наряды, но […]

Константин Сомов вернулся с маркизами

Забытые имена русских художников: константин сомов

Константин Сомов. «Влюбленный Арлекин». 1912. Courtesy of KGallery

Состав впечатляет: 121 произведение звезды Серебряного века.

Живопись, ручная и печатная графика, книги, фарфор из собраний Государственного Русского музея, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Музея-квартиры И.И.

Бродского, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, а также из десятков частных зарубежных и российских коллекций. Плюс фотоархив, предоставленный наследниками Константина Сомова.

Предыдущая большая персональная выставка художника состоялась в Русском музее в 1969 году к его 100-летию. Казалось бы, постсоветские свободы, которые позволили несколько раз переиздать самое знаменитое сомовское произведение — «Книгу маркизы» с эротическими иллюстрациями, подвигали на большой выставочный проект.

Но не складывалось, хотя Сомов — непременный участник всех показов, связанных как с объединением «Мир искусства», в создании которого он участвовал, так и всего, что относится к культуре Серебряного века.
В биографии художника важны три обстоятельства. Первое — генетика.

Он родился в семье хранителя Эрмитажа, историка искусства Андрея Сомова. Второе — талант. Он успешно учился в петербургской Академии художеств у Ильи Репина и в Академии Коларосси в Париже. Третье — везение.

Важно

В 1923 году он был назначен комиссаром «Русской выставки», которая выехала на длительные гастроли в США, и больше в СССР не возвращался. Нетрудно предположить, что ждало автора «Маркизы» в 1937-м, а может, и раньше.

В 2007 году картина Сомова «Радуга» (1927) была продана на русских торгах Christie’s в Лондоне за $7,4 млн. Сомов занял почетное 14-е место в списке самых дорогих художников, родившихся в России. Если честно отбросить тех, кто, как Марк Ротко, стал профессионалом на Западе, то Сомов войдет в десятку.

На петербургской выставке представлен более ранний вариант «Радуги», 1920 года. Еще одна значимая работа — «Обнаженный юноша». Это портрет Бориса Снежковского, спортсмена, парижского друга и модели Сомова для Дафниса при создании им иллюстраций к роману «Дафнис и Хлоя».

Владелец картины Русский музей не рискнул бы ее показать — в частной же галерее это возможно.

Любителям более традиционных портретов будут интересны живописные и графические изображения родственников и наследников художника, а также его петербургских и парижских друзей: Анны и Евгения Михайловых, Елизаветы Званцевой и Надежды Добычиной, Мефодия Лукьянова и Бориса Нольде.

Акварель «Влюбленный Арлекин» прежде принадлежала известному парижскому коллекционеру Гаригу Басмаджяну. Разумеется, не обошлось и без «Книги Маркизы», она представлена всеми тремя — берлинским и петербургскими — изданиями, вышедшими в 1907 и 1918 годах.

KGallery
Константин Сомов
До 14 мая

Художник Сомов Константин Андреевич: биография, творчество

Забытые имена русских художников: константин сомов

Константин Андреевич Сомов родился 18 (30) ноября 1869 года в Санкт-Петербурге. Его отец Андрей Иванович Сомов – математик по образованию – долгое время был хранителем Эрмитажа.

Мать – Надежда Константиновна Сомова (в девичестве Лобанова) – занималась домом и детьми, была хорошим музыкантом и широко образованным человеком. В семье было трое детей. Старший брат Константина Александр служил в Министерстве финансов.

Младшая сестра Анна – певица и дизайнер. Про Анну известно, что она училась живописи дома под присмотром брата Кости.

Совет

Андрей Иванович первым распознал в сыне будущего великого художника и настойчиво прививал ему любовь к живописи.

Этому во многом способствовало большое количество рисунков, гравюр и картин, которые хранились в доме Сомова. Маленький Костя начал рисовать с шести лет.

Как вспоминал уже после смерти Сомова Александр Бенуа, «главным своей художественной культуры Сомов был все же обязан той среде, в которой он вырос».

В 10 лет Костя Сомов поступил в гимназию Карла Мая в Санкт-Петербурге.

Там он познакомился и с будущим художником Альбертом Бенуа, с которым будет дружить всю свою жизнь, и с будущим пианистом и композитором Вальтером Нувелем, и с будущим публицистом и литературным критиком Дмитриев Философовым. Все они впоследствии участвовали в основании художественного объединения «Мир искусства» и в создании одноименного журнала.

После гимназии в 19 лет Константин Сомов учился в петербургской Академии художеств. Затем он посещал занятия в мастерской Ильи Репина, а впоследствии, уехав в Париж, занимался в Академии Коларосси, где усвоил уроки модерна и французского рококо.

Костя Сомов подростком и юношей часто бывал за границей с родителями. Он посетил Париж, Вену, Грац. Когда ему исполнился 21 год Константин путешествовал с матерью по Европе, побывав в Варшаве, Германии, Швейцарии, Италии.

В 25 лет в Германию и Италию он ездил с отцом.

Февральская революция 1917 года обрадовала Константина Сомова, но октябрьскую он встретил сдержанно, не находя себе места в новом политическом устройстве. У Сомова была охранная грамота на его антикварную коллекцию, однако, впоследствии все предметы искусства были национализированы. В 1919 году в его особняке был открыт Музей мебели, а картины в 1920 году переданы в Румянцевский музей.

В 1918 году в возрасте 49 лет Константин Сомов получил должность профессора Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских.

В 1923 году, когда Сомову было 54 года, он отправился в Америку для организации выставки русских художников.

Больше года он работал над выставкой, где, в том числе, было представлено 38 его работ, и в Россию больше не вернулся.

С 1925 года художник Константин Сомов постоянно жил во Франции – какое-то время у своего близкого друга и постоянной модели Мефодия Лукьянова в Нормандии, потом в Париже, где приобрел квартиру на бульваре Эксельманс.

Обратите внимание

Во Франции Константин Сомов не только занимается творчеством, но и активно участвует в общественной деятельности, пропагандируя русское искусство. Он вел активную общественную жизнь, посещает выставки, концерты и спектакли, и обучает молодых художников.

Константин Сомов скоропостижно скончался от болезни сердца в возрасте 69 лет. Художник похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа.

Константин Сомов был востребованным художником и в дореволюционной России, и в эмиграции. Впервые работы Сомова появились на выставке Общества русских акварелистов в 1894 году.

Его первая персональная выставка была организована в Петербурге, когда художнику было 34 года. На ней было представлено 162 работы Константина Сомова. В этом же году 95 произведений было показано в Гамбурге и Берлине. Художник регулярно показывал свои работы на выставках «Мира искусств», его работы были представлены на берлинском и венском «Сецессионе» и на парижском Осеннем Салоне.

К 50-летнему юбилею художника в 1919 году прошла его персональная выставка в Третьяковской галерее.

Работы Сомова находятся в собраниях лондонской галереи «Тейт», нью-йоркского музея «Метрополитен», хельсинкского «Атенеума», в постоянных экспозициях Третьяковской галереи в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге. Многие картины Сомова куплены частными коллекционерами.

Кстати, Константин Сомов стал самым востребованным художником на мировых аукционах.

Его картина «Русская пастораль», которую он написал в 53 года, на аукционе «Кристис» в 2006 году продана за рекордную сумму в 2 млн 400 тыс. фунтов стерлингов.

Важно

Рекорд был побит в 2007 году на аукционе «Кристис» в Лондоне все тем же Сомовым – его картина «Радуга» продана за 3 млн 716 фунтов при стартовой цене в 400 тыс. фунтов.

Манеру художника-модерниста можно определить как ретроспективизм, элегичность, изысканность.

Его близкий друг Александр Бенуа, который в 1898 году написал о Сомове статью в журнал «Мир искусства», впоследствии писал, что на творчество Сомова повлияла английская и немецкая графика (Бердслей, Кондер, Гейне) и французская живопись 18 века, «малые голландцы» и русская живопись первой половины 19 века. Константин Сомов не видел ничего нового в творчестве передвижников, как и в признанных мэтрах типа Сезанна, Гогена и Матисса, и погрузился в атмосферу рококо 18 века.

Особый интерес Константина Сомова вызывал пейзаж, который он прорисовывал и на портретах, и на жанровых сценках. В его картинах гармония цвета и фактуры передает идиллический и одухотворенный образ природы.

В работах Сомова широко представлены все виды эротизма – шутовская и скоморошеская в галантных пейзажах и эротика обнаженного мужского тела в портретах. Сам художник считал, что искусство немыслимо без эротической основы.

Константин Сомов – признанный мэтр портретного жанра. Его портреты передают не только внешность героя, но заглядывают в душу, открывая потаенные тайны и показывая всю подноготную. За свою жизнь Сомов создал огромное количество портретов.

Героями его работ были родители; друзья детства; известные и малоизвестные люди. В Третьяковской галерее есть потрет художницы Евгении Мартыновой «Дама в голубом», над который художник работал три года.

Это произведение по праву считается вершиной творчества художника.

Сомов создает новый тип портрета – ретроспективный. Своих современников он пишет в платьях ушедших эпох, на фоне старых парков.

Совет

Кисти и карандашу художника принадлежат портреты Вячеслава Иванова, Александра Блока, поэта Михаила Кузмина, художников Евгения Лансере и Мстислава Добужинского, композитора Сергея Рахманинова и многих других. Константин Сомов написал много автопортретов. На них мы видим его в разном возрасте – от юноши до пожилого импозантного человека.

Сомовские пейзажи всегда наполнены воспоминаниями о родном крае, с которым ему пришлось расстаться в эмиграции. Он писал и с натуры, и по памяти то, что ему было дорого – радугу, осень, летние сумерки, лес и поля.

Константин Сомов показал России и всему миру стилизованные под 18 век галантные картины и этюды. Это было новое слово в искусстве – стилизация и гротеск. Его иронический мир населен любовниками и любовницами, арлекинами и целующимися парочками.

Уже в названиях работ заложена та сказка и загадка, которая манила Сомова всю его жизнь, — «Арлекин и дама», «Язычок Коломбины», «Влюбленные.

Вечер», «Арлекин и смерть», «Остров любви», «Волшебница», «Галантная сцена», «Волшебный сад», «Волшебство», «Синяя птица».

Константин Сомов был востребованным оформителем. Он участвовал в оформлении журналов «Мир Искусства», «Парижанка» и других периодических изданий. Он создал иллюстрации к «Графу Нулину» А.С.

Пушкина, повестям Николая Гоголя «Нос» и «Невский проспект», обложки к поэтическим сборникам Константина Бальмонта «Жар-птица.

Обратите внимание

Свирель славянина», Вячеслава Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги Александра Блока «Театр».

В 1929 – 1931 гг. уже в эмиграции Сомов проиллюстрировал «Манон Леско» и «Дафниса и Хлою» для издательства «Трианон». Для иллюстрации «Дафниса и Хлои» он близко сошелся с молодым боксером, который на долгое время стал героем ряда его работ и постоянным компаньоном.

Любителям букинистики Сомов известен как оформитель наиболее полного издания «Книги маркизы» Франца фон Блея, вышедшей в 1918 году в Петербурге, для которой художник не только создал фривольные и эротические иллюстрации, используя типичный для 18 века черно-белый силуэт, но и участвовал в подборе текстов. Оформленная Сомовым «Книга Маркизы» по праву считается одной из вершин русской книжной графики.

«Фарфоровая болезнь»

В 1900-х годах Сомов начал сотрудничать с Императорским фарфоровым заводом. Константин Сомов, который коллекционировал фарфоровые скульптуры, имел с фарфором особые отношения, «фарфоровую болезнь». Композиции «Влюбленные», «На камне», «Дама с маской» — стали классикой фарфорового искусства и до сих пор имеют большой успех среди ценителей.

Константин Сомов. Художник, иллюстратор

Забытые имена русских художников: константин сомов

Константин Сомов Художник, иллюстратор

Утром у Анюты — помогал в работе. Брился. Не работал. Пошел на Морскую стричься.

Константин Сомов Художник, иллюстратор

Покрыл краской рисунок, пейзаж с радугой. Акварель ложится нехорошо, решил переделать в масло и покрыть лаком.

Гулял на Морскую. Встретил Мифа и вместе вернулись. Вечером дома и у Анюты. Придумал ей несколько новых вещей и приколки — цветы на черном фоне.

Миф вернулся из балета; вместе пили чай. Потом я ему подарил 12 модных картинок 1820-х годов.

Константин Сомов Художник, иллюстратор

В 11 часов приехал Бурцев; ему понравилась акварель (скверная, дешевая). Поторговавшись немного, он все же согласился на мою цену. 2 1/2 тысячи. Заказал еще рисунок и пожелал свой портрет карандашом, но я отклонил это. Отправился по мирному солнечному дню сначала пешком, потом на траме к Бруксу.

Из трамвая едва вышел, пропустив 3 лишние остановки — так было трудно выбраться. Оставалось еще 40 минут — я решил погреться и зайти сделать вежливость сестрам Михайловым. Застал одну жалкую Ольгу Дмитриевну, минут 15 поговорил с ней о кооперативах, провизии и т.п. У Брукса был Брус и завтрак прошел лучше, чем я предполагал.

Мило и просто показывал мне Mulread’a, Bone’a, из-за которых я и был главным образом приглашен. Они очень виртуозные, искусные, но революции во мне никакой не сделали. Пейзажи — под сильным влиянием сентиментальным Рембрандта. На обратном пути заходил к Венгеровым, застал их, пил чай, болтал с час. Зимой на площади вьюга. Обедал один.

Огня опять не дают. Вечер провел с Анютой.

Пришел Валечка (с ночевкой у меня). Было уютно и весело. Зажглось электричество. Камин. Вкусный ужин, веселые дети. Больше чужих никого. На Английской шум издали. звонил от своей тетки, где ночевал.

Константин Сомов Художник, иллюстратор

Начал рисовать акварель — «Радугу» — для покраски. Вяло. Ходил потом в Англо-Русскую комиссию для писем . Домой пешком. Вальполь решил поступить в армию. ему надоел к тому же. Это

Обедал один. Потом при свече в натопленной комнате без конца писал Вальполю письмо. Все оно не выходило, и я рвал бумагу. Вернулся Миф и подарил мне билеты на 6-й концерт Баха.

Константин Сомов Художник, иллюстратор

Немного начал новую акварель. Обедал у Анюты с Марией Васильевной, Ниной Ланге, Поповой, Москвиным и баронами. Скучища невыносимая.

Константин Сомов Художник, иллюстратор

Кончил «Даму зимой etc» — ужасная гадость, никогда не был так слаб, кажется. Если Бурцев не возьмет, покажет хороший вкус. Вчера Анспах говорил, будто Добычина продала мою небольшую картину (какую?) за 34 тысячи, а другую продала за 50 тысяч!

Константин Сомов Художник, иллюстратор

Работал до 4-х. Миф звонил, что достал мне место в балете. В балете. Тот же спектакль, что и в субботу. Скука.

Константин Сомов Художник, иллюстратор

Около 4-х пришел Кралин. Принес показывать скверную итальянскую картину — амура — и свою копию с моей графики, пошлую. Обедал. Потом они с  пошли в оперу. Электричество совсем не горело; было очень тоскливо, я провел весь вечер один при свете керосиновой лампы. Играл 5-ю симфонию Чайковского.

Константин Сомов Художник, иллюстратор

Обедал у Анюты с Женей Поповой. Составил Анюте букет из ее розочек. Вечером у меня ужин: Анюта со всей семьей, Ж. Попова, . Очень вкусный и обильный ужин. Только в половине десятого потухло электричество — было тоскливо — горели мои красивые канделябры.

Константин Сомов Художник, иллюстратор

Работал акварель — «Даму зимой». В половине 4-го заехал Асс; мы с ним к антиквару. Смотрели вещи. Я купил две чашки, себе два рисунка — A. Ostade и Bouchardon’a.

Скучнейший обед; после ели у Марии Васильевны. Много народу, ее родственники пошлые. Михайловы все, Миф. Бароны. Ужасное лото. Долго, до 12-ти часов.

Константин Сомов Художник, иллюстратор

Вечером театр: «Египетские ночи», «Карнавал», «Исламей». Нестройный спектакль. В театре страшно холодно. На улице сильнейший мороз.

Константин Сомов Художник, иллюстратор

Начал для Бурцева, звонившего мне об этом, «Даму зимой у камина», с ненавистью. (Предыдущие 3 дня работал даму лежащую, но ее забраковал).

Брал вечером ванну.

Константин Сомов Художник, иллюстратор

Обедал у БенуаХудожник. Днем у доктора горлового — нашел улучшение.

Важно

У Бенуа. Владимир Гиппиус начал читать статью свою о Лермонтове, я сбежал, т.к. не мог сосредоточиться — не люблю чтения вслух, кроме легкого, к тому же это было скучно и рукопись длинная.

Константин Сомов Художник, иллюстратор

Работал над акварелью «Кринолин» и ее кончил. Был на аукционе; Платер купил мне веер и . Вечером один читал Боккаччо.