Военно-морской музейный комплекс «балаклава»

Содержание

Музей подводных лодок в Балаклаве (Секретный объект 825 ГТС)

Военно-морской музейный комплекс «балаклава»

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» находится всего в нескольких километрах от Севастополя. Музей подводных лодок появился в 2003 году, когда впервые за много лет был рассекречен военный объект №825 ГТС.

Сверхсекретный стратегический для Советского союза завод по ремонту подводных лодок превратился в «подводный музей» (именно так называют его большинство посетителей), с тех пор ежегодно его посещают тысячи туристов, которые специально приезжают для этого в небольшой город Балаклава. Подземная база подводных лодок в Балаклаве также носила название «Секретный объект 825 ГТС».

Мастер и маргарита — уникальный фотопроект

Обратите внимание

Название ГТС (аббревиатура от «Городская Телефонная Станция») было дано военной базе с целью конспирации, но по некоторым данным данная расшифровка является распространенным заблуждением, а на самом деле ГТС расшифровывается как «гидротехническое сооружение». Вторая расшифровка выглядит вполне логичной, ведь мало кто поверил бы, что телефонная станция находится внутри горы Таврос, а не на ней.

Если быть совсем точными, то военных объектов в этом месте было два: объект ГТС 825 «Спец. цех с сухим доком и морским каналом по ремонту подводных лодок» и объект ГТС 820 «Ядерный арсенал».

Как добраться до Музея подводных лодок в Балаклаве. График работы

Прежде чем мы отправимся на небольшую экскурсию, хотелось бы рассказать, как добраться до Балаклавского музея, сколько стоит билет, а также о часах работы комплекса.

Музей работает ежедневно, без выходных с 09:00 до 17:00, попасть внутрь можно только в составе экскурсионных групп, которые по мере наполнения отправляются по маршруту. Цена входного билета — 150 рублей. Если Вы путешествуете на автомобиле, то необходимо приехать по адресу г. Севастополь, Балаклавский р-н.

, Таврическая набережная 22. Рядом с музеем есть небольшая парковка, где можно оставить машину.

Для того, чтобы добраться общественным транспортом необходимо с автовокзала Севастополя на троллейбусе (маршруты № 17, 20) или маршрутном такси (17, 20-А, 26) доехать до конечной остановки «5-й километр», на этой остановке пересесть на автобус или маршрутное такси (№ 9, 94, 98, 99) и доехать до станции «Оболонь». От остановки «Оболонь» до пляжа курсирует электромобиль, на котором и можно добраться до музея, или пешком. Конечно путь с несколькими пересадками не очень удобный, но если хочется побывать в таком необычном музее, то придется мириться с неудобствами. Опять же, всегда есть самый простой способ добраться, но вместе с тем и самый дорогой — вызвать такси.

Музей подводных лодок

Подземный завод представлял собой комплекс подземных сооружений противоатомной защиты первой категории, которые должны были защитить не только от последствий атомного взрыва, но даже от прямого попадания бомбы мощностью 100 Килотонн.

Секретный объект размещался внутри горы Таврос и имел два основных выхода: один со стороны Балаклавской бухты — служил входом в канал (штольню), а с северной стороны находился выход в море. Оба выхода в случае необходимости перекрывались батопортом.

Конечно же, все входы и выходы с завода были тщательно замаскированы, обнаружить их было практически невозможно. Помимо основных выходов завод также имел технологические, которые также были оборудованы автоматическими дверями, которые в случае угрозы атомной бомбы герметически закрывали помещения завода.

На фото один из таких выходов с узкоколейной железной дорогой, по которой осуществлялась транспортировка боеприпасов. Сейчас это выход из музея.

Территория завода включала в себя подземный водный канал с сухим доком, склады, цеха для ремонта и другие помещения, такие как госпиталь, хлебопекарня, склады, запасы которых в случае ядерной атаки позволили бы автономно просуществовать 3 года.

Минно-торпедная часть и заводская паттерна

Одно из самых первых помещений, в которые попадают посетители во время экскурсии — минно-торпедная часть (МТЧ) и заводская паттерна.

Заводская паттерна — это большой транспортный коридор, который ведет к производственным помещениям. Длина коридора — 296 метров, ширина — 4 метра, высота 4,5 метра. Паттерна имеет специальное закругление определенного радиуса, которое специально предусмотрено для гашения ударной волны.

 Паттерна использовалась для транспортировки готовых торпед из МТЧ, а также доставки материалов и оборудования в производственные помещения. Кроме того, заводская паттерна была оборудована как убежище для личного состава в случае ядерного удара.

Важно

Паттерна пересекается с малым транспортным коридором, по которому к водному каналу доставлялись подготовленные торпеды из минно-торпедной части.

Как мы уже писали чуть выше, в минно-торпедной части подготавливались и проверялись боеприпасы для подводных лодок. На рабочих участках МТЧ торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли электрические схемы мин и торпед, аппаратуру самонаведения и герметичность. Сейчас в этом помещении представлены образцы торпед, плавучих мин и другое вооружение.

История создания комплекса в Балаклаве

Прежде чем мы отправимся в самую интересную на наш взгляд часть музея — сухой док, хотелось бы вернуться к истории создания Секретного объекта в Балаклаве.

История советского секретного объекта началась в послевоенные годы.

Последствия бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки заставили советское правительство всерьез задуматься о защите военных промышленных объектов СССР в случае ядерного удара.

В 1953 году Ленинградский проектный институт разработал и предоставил на подпись руководству страны проект Балаклавского защитного подземного завода. Предложенный проект лично рассмотрел и одобрил И.В. Сталин.

Уже в декабре 1953 года началось строительство уникального и единственного в своем роде подземного завода по ремонту и обслуживанию военных подводных лодок.

Как и все стройки того времени, строительство Балаклавского завода шло ударными темпами без выходных и перерывов: три смены строителей сменяли друг друга, обеспечивая непрерывность процесса.

 Стройка велась поэтапно, как только заканчивалось строительство одного участка, вся документация изымалась, строители менялись, и новые рабочие начинали строить следующий кусок. По окончанию строительства вся документация была засекречена и передана в архивы.

В 1957 году Балаклава перестала быть самостоятельным городом и вошла в состав Севастополя, но стала не рядовым районом города, а особо секретным, въезд в который осуществлялся только по спецпропускам.

При строительстве завода из горы Таврос было выкопано более 200 тысяч кубометров грунта.

Грунт вывозился по узкоколейной железной дороге, которая прокладывалась по мере строительства, в музее Балаклавы в одном из выставочных залов можно увидеть породопогрузочные машины, с помощью которых и велось строительство.

Строительство было закончено в 1961 году.

Совет

Всего за восемь с небольшим лет удалось построить уникальный подземный завод, который был призван не только обслуживать военные подводные и надводные корабли, но при необходимости и защитить от ядерного удара персонал суперсекретного военного объекта.

Работу принимал Никита Хрущев, который предложил засеять все кукурузой отдать помещения завода виноделам. Но благодаря, руководству  тогдашнего Военно-Морского Флота помещения все-таки использовались по прямому назначению — в 1961 году начал работу секретный «Объект 825 ГТС».

Подземный док в музее подводных лодок в Балаклаве

Вернемся к осмотру музейных помещений и отправимся в подземный док, где непосредственно производился ремонт подводных лодок. Длина подземного канала, в котором одновременно могло находиться 7-9 подводных лодок, составляет 505 метров, ширина колеблется от 6 до 22 метров, высота от 6 до 8,5 метров.

Помимо канала на заводе имелся так называемый сухой док: отгороженная часть канала длиной 102 метра и шириной 10 метров. Перед тем, как подводная лодка попадала в сухой док, его заполняли водой, выравнивая уровень воды в доке с уровнем воды в канале. После захода лодки воду из дока откачивали, и начинался непосредственный ремонт, который занимал от 2 до 6 недель.

В среднем продолжительность ремонта одной подводной лодки составляла 3-4 недели.

Арсенал. Шлюзовая камера. Защитные герметические двери арсенала

После посещения канала, по которому подводные лодки попадали на завод для ремонта и осмотра сухого дока, наша экскурсия двинулась в здание арсенала, где сейчас располагается большая часть музейной экспозиции. Арсенал — ремонтно-техническая база (РТБ) по подготовке вооружения для кораблей и подводных лодок, а так же для ракетных береговых частей.

В арсенале, как не сложно догадаться, хранились боевые головные части для ракет и торпед, в том числе и ядерные. Кроме того в помещениях арсенала производились регламентные работы по обслуживанию и сборке готовых изделий. Арсенал условно делится на две части: локальную и техническую.

В локальной части как раз и располагалось хранилище головных частей и зал для сборки изделий.

 Эта часть подземного завода в Балаклаве и была самой секретной его частью, доступ в помещения локальной зоны арсенала имели только расчеты, в состав которых входили исключительно мичманы и офицеры.

В технической зоне находились механизмы для обеспечения работы локальной зоны и автономной жизнедеятельности всего арсенала. Помимо двух зон к арсеналу относится также погрузочная площадка, на которой должна была производиться погрузка торпед на борт подводных лодок, которые в случае ядерного удара укрывались внутри секретного сооружения.

В мирное время площадка использовалась только как тренировочная, погрузка боеприпасов производилась на причале. Между погрузочной площадкой и локальной зоной арсенала находится 304-метровая паттерна. Как и в коридорах МТЧ, здесь были проложены рейсы, по которым вручную перевозились тележки  с торпедами.

На каждой из развилок устанавливалась поворотная платформа, с помощью которой менялось направление движения.

Обратите внимание

Для защиты персонала секретного завода от поражающих факторов атомного взрыва в помещении арсенала была оборудована шлюзовая камера, которая состояла из противоатомных ворот с внешней стороны и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Двухстворчатые противоатомные ворота предназначались для перекрытия проема размером 3 на 2,8 метра и устойчивые к давлению 60кгс/кв.см.

Створки ворот были сварены из листовой стали и проката и заполнены бетоном марки М500. Вес каждой створки с таким бетонным наполнением составляет 10 тонн, толщина двери — 60 см. Защитная герметическая дверь также была изготовлена из листовой стали, а по периметру имела резиновую прокладку, которая и должна была обеспечить герметичность. Вес такой двери 480 кг.

В 2011 году в помещениях арсенала секретного завода в Балаклаве размещалась экспозиция «История становления и развития Военно-морских вооруженных сил Украины», где было представлено различное оборудование и вооружение. Например, здесь можно было увидеть верхний рубочный люк с подводной лодки 690 проекта и многое другое.

Помимо музейной экспозиции можно осмотреть также кабинет-сейфы, в которых хранились запасные части, контрольно-измерительная аппаратура, специнструмент, необходимый для ремонта подводных лодок. Двери такого кабинета  имеют толщину 18 см и весят более 300 кг.

Несмотря на всю свою уникальность, завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве постепенно стал терять стратегическую мощь. Прежде всего, падение значимости произошло по причине того, что ВМФ СССР перешел на новые подводные лодки, которые по размерам и сложности существенно превосходили те, что мог обслуживать завод. Уже после распада СССР, в 1993 году подземный завод был закрыт.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

В мае 1994 года Балаклавскую бухту покинула последняя подводная лодка и завод прекратил свое существование. В декабре 2002 года он перешел в ведение Центрального Музея Вооруженных Сил Украины, а в июне 2003 года Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» открыл свои двери для туристов.

P.S. При подготовке этой статьи была использована информация, размещенная на музейных стендах подземного завода в Балаклаве, а также личные записи авторов, сделанные во время экскурсии.

Также приносим свои извинения за непотребное качество фотографий — по техническим причинам музей подводных лодок пришлось снимать на неправильную камеру.

Музей подводных лодок Балаклава на карте

Музей подводных лодок в Балаклаве (Секретный объект 825 ГТС) 2011-12-20T12:10:00+00:00 2015-12-29T22:04:33+00:00 Natalya 'Poznamka'

Музей подводных лодок в Балаклаве

Военно-морской музейный комплекс «балаклава»

Город Балаклава находится на южной окраине Крыма, недалеко от большего города-порта Севастополя.

В мировую историю попало Балаклавское сражение 1854 года, одно из самых жарких сражений Крымской войны.

Именно здесь 25 октября, Британская империя «Легкая Бригада» сделала свою знаменитую, обреченную на провал, высадку морского десанта для последней отчаянной попытки войти в порт Севастополя.

Географические координаты музей подводных лодок в Балаклаве на карте Крыма GPS N 44.497362, E 33.596749

Хотя сама Балаклава функционирует в качестве военного порта в течение многих столетий, база подводных лодок была построена в 1957 году.

Это было во время холодной войны, на фоне бряцания оружием между США и СССР, Сталин издал директиву о создании парка атомных подводных лодок в Черном море.

С этого указа и началось монументальное строительство подземного парка. Поскольку объект был секретный ему присвоили название «Объект 825 ГТС»

Важно

Эта идея стала главным атомным проектом СССР Лаврентия Берии. По приказу Берии провели растянувшиеся на годы исследования Крыма, прежде чем в конечном итоге решили остановиться на тихой бухте Балаклавы.

Бухта врезаясь в береговую линию делает поворот почти под углом 90 градусов, что с моря делает ее практически незаметной, а шторм и непогода разбиваются о прибрежные скалы, делая бухту абсолютно тихой.

Началось грандиозное строительство секретного объекта. Этот объект строили четыре года, более 120 тонн породы были вырезаны и кропотливо удалены, чтобы сформировать огромные подземные камеры, открытые для воды помещения.

После окончания строительства было рассчитано, что база подводных лодок в Балаклаве практически не поддается разрушению — ее доки и коридоры защищены оболочкой из бетона и стали, способны выдержать прямой ядерный удар до 100 килотонн.

Между тем, сам город Балаклава стал одним из самых закрытых мест в СССР. Вход в Балаклаву был так ограничен, что даже родственники рабочих не смогли посетить город, не предоставивших обширную документацию, подтверждающую их обоснованность для въезда.

База подводных лодок в Балаклаве интенсивно использовалась в течение всего периода холодной войны. В тесном сотрудничестве с Черноморским флотом, дислоцированного в Севастополе.

Во время кубинского ракетного кризиса, размещение США ракет «Геркулес» в Турции, спровоцировали СССР ответить ядерным вооружением в Кубе, а также привести в боевую готовность подводные лодки в Балаклаве в ожидании приказа о контратаках на Турцию.

Вплоть до распада Советского Союза, объект в Балаклаве оставался одним из сильнейших сдерживающих факторов СССР, чтобы играть против своих врагов в Европе.

В отличие от многих подобных объектов, секретный объект базирования подводных лодок в Балаклавской бухте пережил распад СССР. Он оставался в использовании до 1993 года. Последняя русская подводная лодка выплыла из Балаклавской бухты в 1996 году. В течении долгого времени комплекс был не охраняемым, подвергался постоянному разграблению.

В Балаклаве Военно-морской музейный комплекс был основана Министерством обороны Украины 30 декабря 2002 года и открыт для посещения 1 июня 2003 года. План музея включает части 600-метрового центрального тоннеля, пустое хранилище ядерного арсенала, а также ряд жилых кварталов и подсобных помещений, доки подводных лодок.

Военно-морской музейный комплекс находится на западной стороне бухты, которая проходит практически через весь город. Комплекс пещер объекта, тянется на расстояние более 600 метров, до входа из второго отверстия на противоположной стороне горы Таврос.
Военно-морская база, та часть которая относится к музею — это примерно 30% всего комплекса.

Эта часть сейчас отремонтирована и поддерживается при постоянной температуре 15 градусов Цельсия.

Весь комплекс состоит из изогнутых тоннелей и огромных отсекающих дверей, которые были нацелены в случае ядерного удара гасить ударную волну.

Совет

На базе не только размещались подводные лодки, а еще были влажные и сухие доки, ремонтные мастерские, торпедные склады и конечно же арсенал ядерных боеголовок.

Хотя база подводных лодок Балаклава была предназначена для размещения и защиты всех сотрудников доков, но в случае необходимости в ней могли укрыться и жители всего города.

В музее находится целый зал посвященный истории подводных лодок и морскому флоту, макеты кораблей, части вырезанные из подводных лодок и много всего прочего.

В одной из частей музея осталась надпись на стене той эпохи: «Не все говори что знаешь, но всегда знай, что говоришь!»

Музей подводных лодок в Балаклаве одна из потрясающих воображения достопримечательностей Крымского полуострова, один из самых посещаемый музеев Севастополя и Балаклавы.

Музей подводных лодок в Балаклаве на карте Крыма

Балаклавский подземный музейный комплекс

Военно-морской музейный комплекс «балаклава»

Балаклавский подземный музейный комплекс находится в Балаклаве и входит в состав Военно-исторического музея фортификационных сооружений в Севастополе наряду с Михайловской батареей.

Строительство этого комплекса в качестве объекта противоатомной защиты 1-й категории задумал непосредственно Иосиф Сталин. По документам это был «Объект 825 ГТС». Уже после кончины вождя, в 1953 году, государство начало создание завода, скрытого под землей и призванного ремонтировать и снаряжать субмарины. Закончилось строительство спустя 10 лет.

Объект был запланирован в качестве места стоянки, ремонта и технического обслуживания ПЛ проектов № 613 и 633, в том числе для накапливания боевого оружия, устанавливаемого на данных субмаринах.

Обратите внимание

Канал имеет общую длину чуть более 600 метров, максимальную ширину 22 метра и глубину 8 метров и вмещал в себя до 7 субмарин данных проектов. В мирное время принятие на борт боеприпасов и техники должно было проходить на пристани, при этом должна была учитываться траектория передвижения спутников возможного противника, осуществляющих шпионскую деятельность.

Во время возникновения ядерной опасности погрузку боеприпасов планировалось проводить в помещении скрытой базы посредством специально оборудованной штольни. Комплекс также имел базу ремонтно-техническую, созданную в целях сохранения и обслуживания ядерного оружия.

Температурный режим воздуха в помещении базы поддерживалась строго +15 °С.

Своеобразная Балаклава, со своей уникальной длинной и глубокой бухтой, имеет с одной стороны крепость Чембало на горе, а с другой стороны — гору Таврос, что по-тюркски означает «пустая». В этой пустоте и был построен подземный город, помещения которого выдолблены в скальной породе и покрыты 1-3-метровым слоем железобетона.

При угрозе прямого ядерного удара мощнейшие двери герметично закрывались и завод мог автономно продержаться до месяца, вместив в себя около 3 тыс. человек — все население Балаклавы на тот момент.

В 1993 году комплекс закрылся и уже не охранялся, за 10 лет он практически был весь разграблен, а все конструкции, содержащие цветные металлы, были сняты.

В начале нового тысячелетия «Морское собрание» Севастополя предложило местным властям создать на базе комплекса историко-заповедной зоны под названием «Подземелье холодной войны».

Планировалось создание экспозиционных залов, посвященных тематике противоборства двух враждующих политических государств, размещение которых планировалось в бывших цехах комплекса, использование ПЛ, пришвартованной у подземного причала, создание туристического центра с видеозалом, демонстрирующим видеоматериалы тех времен, и установка мемориала, посвященного погибшим подводникам.

Важно

Посещение экспозиции допускается только в составе экскурсионной группы (10–50 человек).

Дети до 5 лет внутрь не допускаются в связи с отсутствием комфортных и безопасных условий: низкая температура, плохая освещенность. Продолжительность экскурсии — 1 час 20 минут.

Нашли неточность? Сообщите нам.

Ilya

27 мая 2017 г.

Интересно, когда добавят подлодку будет на 5

Natalia

16 мая 2017 г.

Посещение только по экскурсии (оно стоит того). Экспозиция очень интересная. Нам повезло с экскурсоводом — отставной офицер флота с неповторимым армейским юмором и чёткой позицией. Сам музей поражает.

Вопросов пока не поступало.

База подводных лодок в Балаклаве: экскурсия по подземному музею

Военно-морской музейный комплекс «балаклава»

На Крымской земле сохранилось немало уникальных памятников архитектуры, остатки крепостей и защитных сооружений. Но есть еще одно грандиозное сооружение времен «холодной войны», которое сохранилось и приобрело статус музейного комплекса. Речь идет о военно-морском историческом комплексе «Балаклава», уникальной подземной базе подводных лодок.

Балаклава — городок с многовековой историей

Балаклава сегодня — небольшой городок на черноморском побережье. Таких маленьких городков на карте — великое множество. История каждого города уникальна, и Балаклава — не исключение. По одной версии, название города на турецком языке означает «рыбный мешок», согласно другой — крымско-татарской — версии, слово «Балаклава» переводится как «рыбная погода».

История города берет свое начало в глубокой античности. Чего она только не перевидал город на своем веку — и войны, и османские набеги! Во времена присоединения Крыма к Российской Империи вместо крымских татар и турков, изгнанных из этих мест, здесь поселились греки, признавшие российское правительство.

В 19 веке, когда южное побережье Крыма уже считалось место отдыха элиты, здесь была открыта грязелечебница и первая гостиница.

В 2004 году Балаклава торжественно отметила свой 2500-летний юбилей. Из бывшего секретного военного городка она превращается в туристический центр.

Долгие годы Балаклава оставался одним из закрытых населенных пунктов, а сегодня привлекает туристов всего мира, потому что в нем в середине 20-го столетия базировался сверхсекретный военный комплекс — завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве.

Военно-морской подземный музейный комплекс

Комплекс «Балаклава» был создан в 2003 (по другим данным — в 2004) году.

  • С бетонной площадки перед входом экскурсия уводит в тоннель (потерну), который ведет к производственным площадям. В самом начале тоннеля расположены стенды с фотографиями и краткой историей завода и музейного комплекса. Представленные экспонаты — макеты лодок и снарядов, форма рабочих, якоря, различная заводская техника, постановочные фрагменты подводных лодок.
  • Следующее помещение — минно-торпедная часть. Именно здесь проводилась проверка боезапаса подводных лодок. Торпеды перевозились вручную на специальных тележках, проверялись и затем снова доставлялись на подводную лодку.
  • Сухой док — место ремонта подлодок в Балаклаве.
  • Арсенал. Здесь хранились боевые снаряды, по территории их перевозили только в закрытых специальных контейнерах. Сотрудники Арсенала подчинялись специальному секретному отделу министерства обороны СССР. В помещении Арсенала сегодня находится самая большая экспозиция музея.
  • Открытая площадка на выходе из Арсенала — погрузочно-разгрузочный сектор. Отсюда — прямо к выходу из комплекса.

В залах музеев выставлены макеты подводных лодок тех лет, примерно в соотношении 1:100. Например, лодка проекта 641. Во время «карибского кризиса» лодки этого типа несли службу у берегов Кубы.

Есть макет лодки 4-го поколения: она имеет обтекаемую форму и специальное прорезиненное покрытие; ее очень сложно обнаружить под водой, поэтому она получила название «Черная дыра». Этот макет — радиоуправляемая модель, может выполнять погружение на глубину.

Его также использовали при съемках российской киноленты «72 метра».

Во время прохождения экскурсии экскурсоводы включают специальные аудиозаписи, сделанные во времена работы «Объекта 825 ГТС», которые сохранились до наших дней. На пленке — стук, шумы, воспроизводимые механизмами, голоса рабочих, и посетители музея могут представить себе погрузиться в атмосферу того времени и объем работ, проводимых в доках.

Экскурсия, которая длится 1,5 — 2 часа, охватывает лишь половину всей базы, со временем помещения завода будут восстанавливаться и музей пополнится новыми экспозициями.

История подземного канала и завода по ремонту подводных лодок

История завода начинается в 50-е годы, когда многие державы стали наращивать ядерный потенциал, грозя друг другу ударами ядерных ракет. Необходимо было найти тихое укромное место в СССР, где бы базировались советские подводные лодки на случай войны. Такое тихое место отыскалось в Балаклаве, в закрытой и защищенной с моря бухте.

Все подземное сооружение строилось в скальном массиве крымской горы Таврос, задача была — построить объект с противоатомной устойчивостью первой категории. То есть завод должен был в случае необходимости выдержать удар бомбы, в пять раз превосходящий силу бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Строительство велось чуть больше 9 лет, с 1954 по 1963 год, в обстановке полной секретности. Даже вывоз щебня маскировали под карьерные работы в той местности. Первые годы работа шла очень медленно, но после пары лет строительства к работе подключились строители-метростроевцы по личному указанию Н. С. Хрущева, так как потребовались сложные буровые работы.

Подземный завод по ремонту подводных лодок носил в свое время наименование «Объект 825 ГТС» (гидро-техническое сооружение).

Совет

Заводской комплекс включает в себя подземный водный канал (ширина канала 10−25 метров, глубина 8 метров), сухие доки, цех для ремонта, склады для боеприпасов. Вход и выход из штолен искусно маскировались. В среднем ремонт одной подлодки занимал до 3−4 недель.

В заводе могли одновременно находиться 7 подводных лодок (проектов А615, 613, 633, 633РВ) или 9 малых подводных лодок. Общая площадь помещения составляла немногим более 5000 квадратных метров (из них 3000 приходилось на подземную часть).

Глубина канала составляла 8 метров, ширина — 10−12 метров.

В 1957 году из-за секретного строительства Балаклава была переведена под юрисдикцию Севастополя, тем самым лишившись статуса города.

В 1994 году из доков ушла последняя подводная лодка и «объект», оказавшийся не у дел, прекратил свою ремонтную деятельность. Ближе к концу 90-х годов завод полностью утратил свое значение как военный объект, более-менее ценное оборудование стали потихоньку вывозить.

В начале 2000-х годов было решено превратить часть заводской территории в музей. Этот комплекс — самый большой рассекреченный объект на территории бывшего СССР. Но гриф «Секретно» снят далеко не со всех документов — часть еще хранится в особом ведомстве. Эти сведения содержат данные о тех, кто строил завод, сколько финансирования ушло на его строительство и т. д.

Как доехать до музея в Балаклаве

Музей находится по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, Таврическая набережная, 22

Добраться до музейного комплекса можно из Севастополя — в сторону Балаклавы совершают рейсы троллейбусы или маршрутные такси (по цене проезда в городском транспорте) до остановки «5-й километр». Можно заранее попросить водителя остановить маршрутку на повороте к музейному комплексу, и далее немного пройти пешком — мимо железнодорожной станции к музею.

Стоимость экскурсий, время работы

Всю интересующую информацию можно узнать по телефону:

  • Телефон администрации +7 (8692) 63-75-90
  • Телефон для заказа экскурсий +7 978 889 10 56

Сайт музея: www. muzey-sevastopol.com. Там можно совершить виртуальную прогулку по подземным залам музейного комплекса, ознакомиться с основными экспонатами.

Стоимость экскурсий:

  • стоимость билета для взрослого — 200 руб.
  • для детей 100 руб. (дети до 5 лет к экскурсии не допускаются)
  • экскурсия на катере 275 руб.

Длительность экскурсии: от 1,5 до 2 часов.

Время работы музея:

  • Понедельник и вторник — санитарные дни.
  • Работает музей в летний период с 10.00 до 17.00, в осенне-зимний период с 10.00 до 16.00.

Посмотрите фото базы подводных лодок в Балаклаве прямо здесь:

Можно самому выбирать, какая экскурсия более предпочтительна — пешая или на лодке.

Полезные советы

  • желательно узнавать цену на экскурсии у нескольких экскурсоводов, так как обычно туристам называется самая дорогая цена прогулки по музею.
  • собираясь на экскурсию в музейный комплекс, не забудьте взять собой теплые вещи — кофты, ветровки. Так как комплекс находится под землей, то во время экскурсии там будет весьма прохладно (перепад температуры примерно 10−15 градусов).

Видео о базе подводных лодок в Балаклаве:

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»

Военно-морской музейный комплекс «балаклава»

   Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» создан в 2002 году на базе штолен подземного завода по ремонту и обслуживанию подводных лодок.

Военно-морской базой Черноморского флота Балаклавская бухта стала ещё в довоенное время — здесь располагалась 155-я бригада подводных лодок. В 1955 году началось масштабное строительство подземного объекта первой категории противоатомной устойчивости. Комплекс площадью 10 кв.

км вырублен в горе, возвышающейся на 120 метров над западным берегом бухты. Состоит из ремонтной части и ядерного арсенала.

Комбинированный канал глубиной 8 метров, проходящий насквозь через гору, позволял размещать 7 подводных лодок. К концу XX в. завод потерял значение как военный объект в связи с перевооружением флота. 

   После распада СССР всё ценное оборудование было вывезено, остальное разграблено. На базе сохранившихся подземных сооружений организованы экспозиции об истории Военно-морского флота, о подводных силах Черноморского флота бывшего СССР, о военных и политических аспектах Холодной войны.

К осмотру открыты зоны вдоль подземного канала, бывшие цеха завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. Представлены модели боевых кораблей, образцы техники и вооружений. В одной из штолен развернута масштабная выставка раритетов Крымской войны 1853-56 гг.

Обратите внимание

из собрания частного музея киевской семьи Шереметьевых: военная амуниция, мундиры, награды, образцы холодного и огнестрельного оружия, карты сражений, личные вещи, письма солдат и офицеров противоборствующих сторон, монеты, посуда и предметы быта.

В высокий сезон бывают очереди, может понадобится предварительная запись. 

   Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» считается одной из центральных достопримечательностей города.

Для туристов он интересен не только экспонатами, многочисленные посетители приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть секретный военный объект времён холодной войны, после строительства которого Балаклава на несколько десятилетий получила статус закрытого района Севастополя.

Уникальные фортификационные сооружения, построенные в сжатые сроки в сложнейших подземных условиях, являют собой выдающийся образец военно-инженерного искусства. Идея подземного комплекса для обслуживания подводных лодок, защищённого от атомного удара, появилась в конце 1940-х гг.

, когда США и СССР разработали первые образцы оружия нового поколения. Для строительства секретной базы выбрали Балаклаву, бухта которой надёжно укрыта узким проливом от чужих глаз и может полностью изолироваться от моря. Работы продолжались в течение восьми лет, в 1961 году подземный комплекс был завершен.

   В 50-е годы, в самом начале холодной войны, СССР и США постепенно наращивали арсеналы атомных бомб, боеголовок, ракет и торпед, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия.

Именно тогда Сталин отдал Берии секретный приказ: отыскать такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. Выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили, его название на карте Крыма больше не упоминалось.

Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок вождь рассматривал и проверял лично. Так была создана единственная в мире подземная гавань с заводом по ремонту подводных лодок — суперсекретный объект № 825.

   Противоатомное фортификационное сооружение строилось поэтапно, рабочие трудились в 4 смены.

Важно

Из западного утёса горы Таврос строителями было выработано более 200 тысяч кубометров скального грунта, в результате чего появились глубоководный канал, сухой док, цеха, подземные дороги, арсеналы, хранилища, командный пункт, причалы.

Подземный завод, находящийся на западном берегу бухты, был так искусно замаскирован со стороны бухты, что его вход не просматривался даже с близкого расстояния. Завод представляет собой дугообразный канал, прорубленный в толще горы. Протяженность канала — около 600 метров, диаметр — до 22 метров, глубина — 8 метров.

   Завод имел подземный сухой док (бассейн из железобетона, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором — малым батапортом), куда могла стать на ремонт подводная лодка. Средняя продолжительность докового ремонта лодки составляла 3-4 недели.

После обслуживания и ремонта субмарина выходила из подземного канала с противоположной стороны скалы. Этот выход находится в конце Таврической набережной, ближе к выходу из бухты. Когда-то он тоже был тщательно замаскирован. Вход в штольню со стороны бухты перекрывался многотонным плавучим батопортом.

В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около 3-х тысяч человек.

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»

Военно-морской музейный комплекс «балаклава»

 /  Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»

Чем может заинтересовать туриста рядовая телефонная станция стандартной комплектации и постройки? Ответ очевиден — ничем. Но это не относится к ГТС за № 825, что построена на противоположном от Балаклавы берегу залива.

В советские времена западные спецслужбы многое бы отдали, чтобы получить развёрнутый ответ на вопрос — что скрывается за этим названием? Сегодня военно-морской музейный комплекс «Балаклава» стал одной из главных достопримечательностей города.

В результате окончания холодной войны между СССР и США многие дотоле засекреченные объекты «вышли в тираж», стали бесполезны с политической и военной точек зрения.

Совет

Тут и обнаружилась причина столь секретного статуса Балаклавы, в которую не пускали без пропуска даже жителей «режимного» Севастополя.

Оказывается, под горой Таврос, рядом с которой выстроен «объект ГТС 825», функционировала ремонтная база и хранилище боеприпасов (в том числе ядерных) для подводных лодок.

После рассекречивания базы возникла проблема её дальнейшего использования.

Решение нашли в использовании базы в качестве туристического объекта, рассчитав, что сборы от посетителей могут по крайней мере покрыть расходы на содержание подземной инфраструктуры в работоспособном состоянии.

Опасение, что «люди не пойдут», оказалось напрасным — как раз посещение бывших военных баз, убежищ, хранилищ стало чрезвычайно популярным направлением туризма ещё в 90-е годы, и сегодня интерес к посещению подобного рода объектов остается стабильно высоким.

Работы начались в 1953 году, проект строительства курировал лично Л. Берия. Для проведения столь масштабных проходческих работ привлекли метростроевцев из Харькова. В то же время чтобы прикрыть столь масштабное строительство, наверху возводили телефонную станцию №825 и ещё ряд зданий.

Работы длились целых 8 лет, причиной тому были повышенные требования к секретности и технические сложности реализации проекта. Проходчикам предстояло делать не привычные горизонтальные штольни, а, фактически, соорудить подземный судоходный канал с ремонтными доками и вспомогательными помещениями.

Несмотря на трудности, график строительства неуклонно исполнялся, и в 1961 году объект приняла военная приёмка.

1993 год стал последним годом эксплуатации «объекта ГТС №825», но только спустя 10 лет его внутренние помещения стали доступны для осмотра, здесь был открыт военно-морской музейный комплекс «Балаклава». Если говорить об этом объекте в целом, то прежде всего поражает степень его маскировки и противоатомной защиты.

Сверху ничто не напоминает о том, что под горой находится целый подземный ремонтный завод — на поверхности стоят обычные городские здания, к ним ведут дороги — ничего военного. Морской же вход на базу прикрыт самой природой, Балаклавская бухта извилиста, поэтому со стороны Чёрного моря ничего не видно.

Обратите внимание

Мало того, входы в подземный канал прикрывались ещё маскировочными сетями в цвет местности.

Важнейшим требованием функционирования базы, принимая во внимание наличие хранившихся здесь атомных боеприпасов, являлось условие прочной защиты от оружия массового поражения.

Скальная порода горы Таврос надёжно предохраняла объект от удара боеприпаса любой мощности сверху, а со стороны моря входы в подземный канал перекрывали 150-тонные стальные ворота, они были способны выдерживать давление в 60 кг/см2.

muzey-sevastopol.com

Адрес

Севастополь, Таврическая наб., 22

Как добраться?

Если воспользоваться общественным транспортом, то нужно садиться на севастопольском автовокзале в автобусы 9, 94, 99 и ехать до остановки «Оболонь». Отсюда до музея недалеко.

Либо до остановки «5-й километр» (это конечная остановка) троллейбусами 17, 20, автобусами 17, 20, 26.

Время работы

В понедельник и вторник экспозиция закрыта для посещения. В остальные дни экскурсии проводятся с 9:30 до 16:00. Кассы открываются и закрываются на 10 мин. раньше.

Стоимость

Обычный билет стоит 300 руб., льготный билет — 100 руб.

Под землёй расположены: 600-метровый сквозной судоходный канал; ремонтные цеха, сухой док; отдельная зона подготовки и тестирования ядерных боеприпасов; топливное хранилище с ёмкостями на 9,5 тыс.

тонн горючего; помещения для обучения и отдыха экипажей и ремонтно-технического персонала. Конечно, не все помещения базы включены в программу осмотра.

Важно

Но и того, что представлено достаточно, чтобы оценить масштаб и технологическую уникальность всего комплекса.

Экскурсии

Посетителям военно-морского музейного комплекса «Балаклава» предлагается два вида экскурсий. Первый — пеший поход вдоль канала, посещение сухого дока (он расположен ниже уровня моря на 8 метров), осмотр экспозиции в хранилище ядерных боеприпасов «объекте 820».

Во время экскурсии вдоль канала можно наглядно убедиться в мастерстве строителей, оценить инженерную продуманность проекта, всех элементов подземной базы. В своё время канал вмещал 8 подводных лодок, в том числе океанских, например, проекта 641.

Одну из таких субмарин сегодня можно осмотреть здесь же.

Гражданскому человеку редко доводится побывать в местах, где хранилось и готовилось к боевому применению ядерное оружие. «Объект 820» — это галереи и залы, где наглядно показан порядок работ с атомными боеголовками, представлены образцы торпед и мин, технология их погрузки на подводные лодки.

Специфика производства требовала дополнительной защиты, вход в помещение ядерного арсенала оборудован двойными дверями. Первая дверь весит 10 тонн, она представляет собой стальной короб, внутрь которого залит бетон. Вторая дверь — поменьше — обеспечивает герметичность помещений, весит 2 тонны.

Конструкция петель такова, что двери без особых усилий открывает один человек. Вдоль стен смонтированы стенды, где представлены образцы форменной одежды персонала базы, исторические документы, фотографии.

Вообще экспозиция сформирована очень умело, рядом с боеголовками стоят манекены, изображающие технический персонал, плакаты схематически рассказывают об устройстве ядерных торпед и пр.

Совет

После экскурсии приходит понимание того, что здесь в недалёком прошлом действовал настоящий завод со всей сопутствующей инфраструктурой и вспомогательными службами. Удивительно, что удавалось держать в секрете труд многих сотен людей.

Второй вид экскурсии — поездка на катере по подземному каналу с посещением сухого дока, сопровождаемая пояснениями гида. Экскурсия не столь объёмна как пеший осмотр, но всё равно даёт представление об устройстве и функционировании базы.

Музей подводных лодок на карте Севастополя (Балаклавы)