Папаха каракулевая – не просто головной убор!

Что нужно знать о папахе

Папаха каракулевая – не просто головной убор!

И для горца, и для казака папаха — это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.

Не просто шапка

Папаха — это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», «Папаху носят не для тепла, а для чести», «Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой». У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи — это шашка и папаха. Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе — практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение — когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама «воспитывает» человека, заставляя его «не гнуть спины». В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход. Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности. Забавный факт: Известный лезгинский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи. Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: «Махмуд на месте, можем начинать».

Интересные факты о пушкине

Виды папах

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах. До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар.. Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра. С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору. Донские папахи — с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Кубанка, клобук, трухменка

Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод — шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Фразеологизмы в русском языке: кто такой буриданов осел?

Папаха с тумаком

Все мы знаем выражение: «Надавать тумаков». Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, «надавать тумаков» неприятелю.

Каракуль

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют «бухарскими». Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка. Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

Возвращение папахи

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивалсись две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков — черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда.

Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.

Интересная статья? поделись с друзьями!

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого мы запустили на сайте удобную клавишу для исправления ляпов. Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее исправим.

Что горцы и казаки должны знать о папахе

Пока что комментариев к данной новости нет, но Вы можете быть первым.

Натуральный каракуль можно ли отличить от дешевой подделки?

Папаха каракулевая – не просто головной убор!

Каких-то два десятилетия назад каракулевая шапка считалась обязательным атрибутом мужской повседневной и парадной одежды. Каждый зрелый кавказский мужчина имел в своем гардеробе минимум три папахи – одна повседневная, вторая – для свадеб, третья – для траурных мероприятий. Даже сегодня есть люди, которые за одну неделю могут одеть семь разных папах.

Если раньше ношение каракулевой папахи на голове считалось своеобразным показателем достоинства и богатства человека, то в последние годы даже молодежь приобщилась к культуре ношения папах. Люди стали все чаще обращаться к обычаям и нравам своих предков, а традиции ношения головного убора на Кавказе уходят корнями в глубину веков.

Конечно же, сегодня уже никто не позовет вас на дуэль за то, что вы уронили с головы чью-то папаху или тронули, оставленный кем-то головной убор, молодые люди уже не знакомятся, закидывая свою папаху в окно возлюбленной:

Обратите внимание

Но, радует то, что традиция ношения каракулевой шапки возрождается и крепнет. Все больше людей находятся в поисках качественных каракулевых шапок.

Кстати, нужно отметить, что каракулевая папаха интересна не только выходцам из кавказских республик, к нам поступают письма из самых отдаленных уголков России и мира с просьбой отправить им настоящую кавказскую каракулевую шапку. Но, встает вполне логичный вопрос…

Как же отличить натуральный каракуль от подделки?

Долго искали мы человека, который мог бы дать точную характеристику натурального каракуля, чтоб любой человек очень просто и быстро смог определить качество изделия.

Признаемся, сделать это было не так просто, но в итоге вышли мы на жителя города Хасавюрт республики Дагестан — Салмана Рамаданова, который великодушно рассказал нам о том, как правильно проверять качество каракулевой шкурки и еще много чего интересного.

Мы были ошарашены, когда узнали, что этот человек уже почти 47 лет шьет каракулевые шапки и за все это время он изготовил более 26 тысяч папах! Салман с сожалением констатировал тот факт, что сегодня осталось не так много людей, которые могут изготовить настоящую кавказскую папаху. В основном, везде людям впаривают заводскую штамповку пятых-шестых сортов каракуля либо, что еще хуже, привозят из Китая ширпотреб. Итак, вот что мы услышали от мастера:

Натуральный каракуль можно получить только в первые 2-3 дня после рождения ягненка. После этого качество каракуля ухудшается с каждым часом. Конечно же, чистопородный каракуль стоит дороже заводской штамповки, но и носить вы такое изделие будете раз в 10 дольше, да и удовольствие вам гарантировано.

Самые ценные сорта каракуля – боб, валек и гривка. Лично я изготавливаю свои папахи из сортов валек и гривка, так как они мне больше всего нравится и, наверное, самые красивые. Вообще, есть очень простые правила, которые позволят вам в течение одной минуты определить, настоящий ли перед вами каракуль или подделка.

Для этого нужно понимать, что есть те или иные свойства, от которых и зависит качество каракуля, соответственно, и каракулевой папахи. К таким свойствам можно отнести:

  1. Блеск и шелковистость покрова;
  2. Характер и степень извитости завитков;
  3. Густота и плотность расположения эти же завитков.

Конечно же, специалисты и мастера оценивают качество каракуля по многим параметрам, но обозначенных выше свойств достаточно для человека, чтоб с точностью до 95% определить натуральность шкурки. Итак, вот как должно быть:

  • Каракулевая шкура должна быть мягкой, напоминающей шелк. Обратите внимание на то, что при наведении прямого света шкурка должна переливаться.
  • Чем больше извиты завитки, тем лучше. Если вы видите, что завитки практически раскрыты, то большая вероятность того, что шкурку достали с опозданием, то есть не в первые два-три дня.
  • Плотность расположения завитков определяют облик шкурки. Самое главное – нигде не должно быть «залысен», а еще лучше – завитки должны распределяться равномерно по всей поверхности. Да, и чем ближе завкитки находятся друг к другу, тем лучше.

Выше описанные идеальный вариант, но Салман раскрыл нам еще один секрет:

Есть очень простое правило, позволяющее быстро определить качество папахи: возьмите в руки шапку и начните оказывать на нее механические воздействия, то есть нужно помять и потрепать ее. Если завитки сохраняют прежние положение и форму, то каракулевая шапка настоящая.

Только в магазине Али Аскерова Вы можете купить натуральный каракуль и каракулевую шапку высочайшего качества у одного из самых известных в Дагестане изготовителей папах — Рабаданова Салмана. Качество изготовления и ценная порода каракуля — валек, которая использованная для изготовления наших папах, не оставит равнодушным никого.

Нажимайте на кнопку ниже и заказывайте ту, которая вам по душе. Остались вопросы, можете задать их нашим операторам по телефонам:

  • В Москве: 8 (499) 553-01-23
  • В Санкт-Петербурге: 8 (812) 648-28-04
  • В Перми: 8 (912) 781-01-44
  • — для всей России

Выбрать каракулевую папаху!

Читайте также

Вас может заинтересовать

Шапка-кубанка – модный колорит для русской зимы

Папаха каракулевая – не просто головной убор!

Гардероб женщины без шапок невозможно представить. Разные по предназначению, сезону, материалу, стилю, например, канотье или шапка-кубанка, они даму украшают, оберегают от погодных капризов.

Стили и фасоны зависят от желания, настроения, моды и фантазии.

Появившись как исключительно утилитарный предмет, укрывающий голову, плечи от дождя и ветра, головные уборы трансформировались в оригинальные украшения с практическим смыслом.

Содержание:

Откуда к нам пришла кубанка?

Женская шляпка, пусть даже очень теплая, но всегда изящная, симпатичная, создает индивидуальный образ. Среди огромного многообразия теплых и практичных женских головных уборов особняком стоит оригинальная по форме и очень привлекательная шапка-кубанка.

Своеобразная форма женского убора возникла не сама по себе. Идея меховой шапки с плоским донышком сформировалась пять веков назад в Карачаево-Черкесии. Высокая объемная папаха из плотного медвежьего или волчьего меха была не столько эффектным украшением на праздниках, сколько защитой от удара шашкой.

Название свое небольшая папаха получила на Кубани. Изготовленная из смушки, мерлушки, каракуля, она становится узнаваемым головным убором кубанских казаков. В целях большей безопасности во время военных действий под красивым верхом прятался металлический каркас.

Форма казачьей папахи, ее мастерское изготовление, всегда отборный мех естественно привлекли внимание женщин.

Поскольку кубанка замечательно смотрелась на дамской головке, изобретательные мастерицы предложили несколько вариантов женской шапки-кубанки.

Важно

Сохранив изначальную форму невысокого цилиндра с плоским донышком, модель получила новую жизнь в различных материалах – плотная ткань, вязаное полотно, мех.

Шапка-кубанка – классика, ретро, новинки

В нашей стране меховая кубанка получила широкую популярность в 80-е годы прошлого века. Изящная Барбара Брыльска покорила сердца зрительниц, появившись на экране в изумительной меховой кубанке.

Нынче можно увидеть самые разные виды, варианты, модели этой практичной, красивой женской шапки. Каждый материал, из которого изготавливали верх шапки, имеет свои особенности. Вязаная классическая кубанка или модель наподобие кубанки, наверное, самая гибкая, многоплановая.

Спицы открывают простор для фантазии, правда, приходится ужесточать конструкцию плотной подкладкой, но ромбы, шишечки, жгуты, цветы или гладкое полотно придают индивидуальность, подчеркивают красоту женского лица.

Вязаная крючком, шапка лучше держит форму, кроме того, можно эффектно выполнить донышко, украсить выпуклым кружевом внешний край.

Пользуются спросом и классические, всегда модные модели из каракуля, норки, стриженой овчины. Такие шапки позволяют себе носить дамы с удлиненным, четко очерченным овалом, стройные, уверенные в себе. Мех же с длинным ворсом позволяет скрыть неидеальные черты, придать образу некоторую загадочность.

Очень красивы кубанки норковые, их мягкие цветовые переливы прекрасно сочетаются с темными волосами, блондинкам же к лицу светлые тона. Теплый, нежно отливающий норковый мех дает возможность моделировать различные фасоны, комбинировать цвета, хорошо соединяется с длинным ворсом. Роскошный мех подчеркивает высокий статус дамы, проявляет ее изысканный вкус, стремление следовать моде.

Отдельный модельный ряд – новинки сезона. Форма неглубокого цилиндра очень удобна для дизайна. Здесь возможны и уместны в небольшом количестве  любые украшения:

  • цветы из ткани в тон или контрастные;
  • отделка стеклярусом;
  • меховые детали на гладком фоне и наоборот;
  • дополнение накладными наушниками;
  • ажурная вязаная шаль внакидку.

Если украшений должно быть в меру, то цветовая палитра позволяет все существующие оттенки всех существующих цветов. Важно, чтобы головной убор не диссонировал с остальной одеждой. Представленные фото дают общее представление о многообразии и красоте шапок-кубанок.

Гармония образа или с чем носить кубанку

Интересная и претенциозная, женская шапка-кубанка требует продуманного дополнения. Поэтому вопрос «с чем носить» особенно актуален. Для создания законченного образа хорошо бы дополнить стильный головной убор соответствующей одеждой.

Приобретая ту или иную модель, полезно примерить на себя несколько различных вариантов, чтобы выбрать ту самую, которая составит единое целое с шубкой, пальто.

Просматривая фотографии, можно заранее подобрать шапку-кубанку, а в магазине примерить ее на себя и определиться окончательно, чтобы носить потом с удовольствием.

Совет

Кубанка предназначена для того, чтобы носить ее в холодное время года. Изящная и стильная, она идеально подходит к шубам всех видов и фасонов. Хорошо носить ее с дубленкой, длинной или короткой, выигрывая на сочетании цветов. Цветовое решение обычно требует аналогии – к дубленке или шубе темной следует подбирать шапку темного меха, к светлой одежде – светлую.

По принципу гармонии цвета и текстуры подбирают шапки-кубанки к тканевым, кожаным пальто. Хорошо носить вязаные модели с пальто или удлиненной курткой, дополняя комплект шарфом или шейной косынкой.

Кубанка из меха с длинным ворсом обычно не требует объемного шарфа, а мех короткий, не закрывающий шею, только выиграет сочетанием с горжеткой, палантином. Модели, вязанные спицами или крючком, дополняются таким же шарфом. Плотность и ширина шарфа не регламентируются, зависят от желания и вкуса дамы, ее стиля.

Универсальная модель шапки-кубанки не привязана к возрасту ее обладательницы, она одинаково хорошо подходит молоденьким девушкам и зрелым дамам. Различие может быть в аксессуарах, основной одежде. Если традиционные кубанки возраста не имеют, то вязаные, шитые следует подбирать более тщательно и придирчиво.

Желательно не носить кубанку, особенно из норки, с дутыми курточками, непромокаемыми плащами, одеждой из тонких тканей. Шапки это все же солидные и требуют солидного соседства. Зато обувь может быть практически любой – изящные кожаные сапожки, коротенькие или высокие до колена, грубоватые ботинки с меховым манжетом или без такового, даже ботильоны в зимнем исполнении.

Женская шапка-кубанка не просто зимняя блажь – это важный элемент гардероба, рассчитанный на холодную, ветреную, снежную зиму. Даже в лютые холода, в мороз и снегопад в такой шапочке можно выглядеть стильно, модно и всегда молодо.

Каракулевая папаха вместо вязаной шапки

Папаха каракулевая – не просто головной убор!

Каракулевая папаха ассоциируется с суровыми горцами из Дагестана и Чечни, кубанскими казаками и военными генералами, но никак не с образами девушек.

Только почему девушка не может надеть папаху из роскошного каракуля вместо вязаной шапочки или норковой шапки боярки?

Девушки носят обувь в мужском стиле, порой ботинки выглядят настолько грубо, что кажется, будто она надела ботинки своего парня-сантехника.

И это выглядит нормально, вернее модно! Кроме того, стиль милитари всерьез и надолго поселился в женских гардеробах. Папаха из каракуля может прекрасно дополнить образ в стиле милитари, а может быть элементом этнического образа и вообще подойдет для самых разных стилей.

Каракуль очень красивый мех! Если вы еще не заразились идеями вегетарианства и не отказались от всего натурального, сходите на рынок, где торгуют дагестанцы, у них можно выбрать и примерить папаху.

Можно купить в интернете, но для этого надо быть скучающей дамой с большими деньгами, которая не знает чем себя развлечь и тратит деньги с карточки на покупки и развлечения без счету. Практичная девушка, прежде чем решится на покупку папахи из каракуля, должна ее примерить.

Именно так папаха появилась в моем гардеробе, меня заинтересовали эти шапки, они выглядят очень узнаваемо и одновременно так необычно. Девушку в каракулевой папахе нереально встретить на улицах, а значит, папаха сделает образ уникальным.

Какую папаху купить?

Выбор папах из каракуля и овчины огромен. Встречаются модели из козьих шкур и даже из шкуры медведя. Подобные шапки имеют огромный объем и годятся лишь для фантазийных фотосессий и участия в костюмированных представлениях.

Если хочется получить изысканный и одновременно воинственный образ, остановим свой выбор на каракуле. При этом не всякий каракуль одинаково красив и ценится. Например, черный каракуль самый дешевый, из него шьют шапки для простых казаков.

Папахи казаков имеют верх из текстиля, куда нашиваются две ленты, образующие крест – это символизирует православную веру. Ровный и насыщенный черный цвет дешевого каракуля достигается за счет окрашивания и позволяет скрыть все недостатки меха.

Обратите внимание

Поэтому черные шапки стоят дешевле, их цена всего 2500-4500 рублей. Покупать такую папаху нет смысла, она будет смотреться на девушке странно и даже нелепо, а еще может обидеть чувства казаков.

Лучше всего натуральный каракуль седого, коричневого и золотистого цвета, сочетающий в себе сразу несколько оттенков. Чем больше завитков, чем они тоньше и четче, тем выше ценится шкурка и готовое изделие. Мне приглянулась папаха из коричнево – золотистого каракуля.

Продавец с Кавказа запросил сначала очень большую цену, но мы долго торговались, обсуждали свойства и качества меха, рассуждали о традициях, в итоге мне продали шапку всего за 10.000 рублей. В интернете такие папахи продают по 18.000 рублей и дороже. Мой опыт доказывает, что далеко не все вещи выгодней покупать в интернете.

Мне удалось не только сэкономить денег, но и получить массу впечатлений от общения с продавцами, а это важная часть процесса приобретения новых вещей.

Сегодня искусственный мех набирает популярность, и даже папахи иногда изготавливаются из искусственного каракуля. Мужчина с Кавказа никогда не купит себе искусственный каракуль, а девушка может выбрать изделие из искусственного меха или крашеной лисицы, но такая шапка никогда не сравнится по красоте с папахой из настоящего каракуля.

С чем сочетать каракулевую папаху девушкам

Каракулевые папахи носят ценительницы альтернативной моды или просто состоятельные женщины. Эти шапки смотрятся стильно в сочетании с вещами из стиля милитари — пальто-мундиром или с шубой-мундиром. Кожаные куртки особого кроя тоже отлично сочетаются с такой шапкой.

При этом нельзя забывать про состояние души и осанку. Каракулевая папаха – особый головной убор! Считается, что носить эту шапку можно только с царственной осанкой и поднятой головой, посему эти образы подходят только для сильных и уверенных девушек.

Если вы не чувствуете в себе силы духа и решимости, лучше пока ограничиться вязаной шапочкой.

Крымские татары заказывают национальные головные уборы для своих маленьких детей

Папаха каракулевая – не просто головной убор!

Avdet уже не раз поднимал тему нашего национального образа. Не секрет, что в последнее время силами нашей молодежи в «моду» активно возвращаются национальные костюмы. Особенно актуальны головные уборы.

Всего за несколько лет появились множество дизайнерских коллекций женских фесов. А вот мужским головным уборам посвящено не так много внимания. Сегодня мы решили поправить ситуацию и рассказать о мастере пошива мужских къалпакъов из каракуля.

Воспитатель, шьющий шапки из каракуля

25-летняя Эльмаз Меджитова никогда не думала, что будет заниматься пошивом головных уборов, тем более таких необычных и редких, как къалпакъи. Профессия ее далека в принципе от шитья и вообще рукоделия.

Она педагог, работала воспитателем в детском саду. Однако однажды, будучи студенткой, Эльмаз изготовила къалпакъ племянникам, которые занимались национальными танцами.

Важно

А под конец прошлого года, придумывая подарок любимому дяде на юбилей, она вспомнила о своем «шапочном» эксперименте.

«Что можно подарить мужчине, у которого все есть? А ручная работа – это все же прекрасная вещь, в которую вкладываешь всю душу», – считает Эльмаз.

Подарок Эльмаз понравился не только юбиляру, но и всем родственникам и знакомым. Так, у нее появилось сначала хобби, а потом и работа в декрете.

Мастерица рассказывает, что создание къалпакъа абсолютно не сложное для нее дело.

«Самое главное – это мое желание. А довольные клиенты – это для меня самая большая благодарность и награда за мой труд!» – признается Эльмаз.

Къалпакъ – от мала до велика

Къалпакъ для крымских татар, уверена девушка, это больше, чем просто головной убор – это хранитель национальных богатств. И, по словам Эльмаз, не может не радовать тот факт, что он все быстрее возрождается и возвращает себе важное место в гардеробе каждого крымского татарина.

«Очень много молодежи заказывают къалпакълар. В основном на свадьбы, никяхи. В последнее время появилась и такая тенденция, когда родители заказывают крошечные къалпакълар для своих маленьких детей в возрасте 1-3 года», – не без радости в голосе рассказывает Эльмаз.

Она поделилась с нами некоторыми нюансами своей работы. Оказалось, что люди преклонного возраста предпочитают къалпакъ из натурального каракуля, молодежь чаще всего заказывает из искусственного.

Кроме этого, мужчины постарше отдают предпочтение более высоким моделям. По словам Эльмаз-ханум, это около 12 см. Такие головные уборы напоминают чеченскую папаху. А молодые мужчины просят не очень высокие – до 10 см.

Кроме этого, мастерица шьет къалпакъи для сценических образов маленьких танцоров.

Папаха  VS къалпах

Оказалось, что, не отвлекаясь на посторонние дела, Эльмаз-ханум тратит на пошив къалпакъа около 3-3,5 часов. Больше всего времени занимает, по словам мастерицы, мелкая ручная работа, невидимая постороннему взгляду.

Эльмаз Меджитова изучает и историю къалпакъов. Оказалось, къалпакъ начал распространяться среди крымских татар с начала XIX века и до 1930-х годов. Его еще называли боркъ.

В отличие от крымскотатарской молодежи, которая возвращается к своему национальному образу, представители кавказских народов, в культуре которых тоже есть каракулевые головные уборы, называемые папахами, практически перестали носить их. Только в горных селах можно встретить парней, которые с удовольствием щеголяют в этих головных уборах.

Немного из истории каракуля

Одним из первых животных, которое человек начал разводить из-за красивого меха, была каракульская овца. Конечно, в те времена не шили шубы из каракуля, а использовались просто шкуры.

Совет

Исторической родиной каракульской овцы считается территория современного Узбекистана, куда ещё в VIII веке вместе с арабскими завоевателями попали предки каракульской овцы.

Эта порода овец приобрела огромную популярность у населения Средней Азии, именно благодаря своей неприхотливости и отличной приспособляемости к условиям каракуль полупустынь.

В настоящее время каракуль разводят в Узбекистане, Афганистане, Южной Африке, Туркменистане, Казахстане, Ираке, Румынии, Молдавии.

Наиболее популярными и ценными видами каракуля считаются: узбекский, афганский и южноафриканский каракуль. Самый дорогой вид каракуля- это южно-африканский «свакара». По тонкости «свакара» приближается к каракульче. В связи с такими тенденциями очень ценится каракульча – шкурки нерожденных ягнят. В данное время насчитывается около 60 видов каракуля.

Однако крымские магазины не могут похвастаться наличием такого разнообразия каракуля, поэтому Эльмаз приходится заказывать шкурки индивидуально.

Останавливаться только на къалпакъах Эльмаз-ханум не собирается. Она уже пробует себя в пошиве других мужских головных уборах, но на этот раз стилизованных. Например, сейчас мастерица завершает джинсовый комплект, состоящий из такъие и галстука-бабочки для маленького йигита.

Связаться с Эльмаз Меджитовой для заказа къалпакъа можно по телефону: +79787553411, а также в социальных сетях

Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение

Папаха каракулевая – не просто головной убор!

 И для горца, и для казака папаха — это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.

Не просто шапка

 Папаха — это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости.

На Кавказе говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», «Папаху носят не для тепла, а для чести», «Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой». У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи — это шашка и папаха.

Обратите внимание

 Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе — практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение — когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой.

Она как будто сама «воспитывает» человека, заставляя его «не гнуть спины». В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке.

Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход.

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Забавный факт: Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.

Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: «Махмуд на месте, можем начинать».

Виды папах

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах.

До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар…

Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра.

 С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом.

Важно

Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов.

У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.

Донские папахи — с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

 Кубанка, клобук, трухменка

 Само слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод — шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками.

В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов.

Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Папаха с тумаком

 Все мы знаем выражение: «Надавать тумаков». Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках.

Обратите внимание

Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов.

Совет

В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, «надавать тумаков» неприятелю.

Каракуль

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют «бухарскими». Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка. Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

 Возвращение папахи

   После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили будёновки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивались две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков — черного.

Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда. Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи  вошли в моду у членов Политбюро.

Алексей Рудевич

 

Казачьи папахи

Папаха каракулевая – не просто головной убор!

Папаха – головной убор из меха черного цвета (смушка или каракуль) с верхом из сукна, по форме нажимающий конус. В Забайкальском, Уссурийском, Уральском, Амурском войсках, в Красноярской и Иркутской сотнях для изготовления папах использовали бараний мех с длинным ворсом.

При использовании повседневной формы одежды прописано было носить папахи, изготовленные из бараньего меха, с любым вариантом окраски, кроме белой. Допустимая длинна ворса у каждого войска была своя. Спереди папахи в центре носилась кокарда. В указанных войсках даже летом в походе не носили фуражек, и данная традиция сохранилась до первой мировой войны.

До первой мировой папахи чаще всего изготавливали из меха медведя, барана и волка, поскольку этот мех благодаря своей структуре смягчал сабельный удар.
При использование парадной формы одежды для офицеров и подхорунжих разрешалось обшивать папаху серебряным галуном, который был шириной1.2 см. В донских войсках папаху называли – трухменка.

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи слегка похожие на конус с коротким мехом. Допускалось носить папахи всех оттенков кроме белого, а в период боевых действий и чёрного цвета. Папахи ярких оттенков тоже были запрещены.

У юнкеров, урядников и вахмистров по верху папахи нашивалась крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров вместе с тесьмой нашивался галун по прибору. Древние славяне обычно называли паху — клобуком. Однако позже, после войн с кавказками народами, этот головной убор начали называть по-разному: папаха, трухменка и кабардинка.

Эти названия произошли от названия кавказских народов, мужчины которых носили этот убор: трухменов, папагов и кабардинцев. В казачьих войсках можно увидеть папахи разнообразных фасонов: низкие папахи с плоским верхом, и высокие папахи с конусообразным. Запорожские и донские казаки в 16-17 веках присоединяли к папахе тумак из сукна, который прикрывал бок в виде клина.

Обычно перед боем в тумак помещали металлический предмет и этим защищали голову от ударов саблей. Папаха, как неотъемлемый атрибут одежды казаков, была скопирована с головных уборов кавказских горных народов. С середины 19 века папаха была обязательной частью военной формы для всех казачьих войск и для отдельного кавказского корпуса.

С 1875 года папаху начинают носить все виды войск, находящиеся в Сибири. С 1913 года папаха становится зимним головным убором для всех русских войск. В папаху часто зашивали иконки или написанные ребёнком защитные молитвы. В некоторых войсках была традиция – нашивать на этот головной убор награды.

Обратите внимание

Обычно это были бляхи с надписями, описывавшими, за какие заслуги был награждён полк, а это придавало папахе особую моральную ценность. За отворот этой шапки казаки часто помещали приказы или ценные бумаги. Это было самое надёжное место, ведь потерять папаху можно было только вместе с головой. Иногда шапки изготавливали из каракуля.

Каракуль – шкура маленького ягнёнка( до 2-х недель) из пород характеризующихся грубой шерстью. Казаки часто сражались с горными народами, многому у них научились, и много позаимствовали. Именно в военной форме казаков впервые появился такой редкий головной убор — папаха.

Переняв у горных народов их национальный головной убор, казаки по достоинству оценили все его преимущества.

Папаха изготавливалась из овечьего меха и качественно защищала солдата от холода и жары. Не зря горные воины не снимали папаху даже во время ужасной жары – она прекрасно спасала от зноя. И что самое важное для солдата – в бою паха смягчала удар шашкой, а этот факт не раз спасал русским воинам жизнь.

В разный временной период папахи имели различную высоту, изготавливались из разных материалов и имели разные цвета. Каждый народ, использовавший этот головной убор, дополнял и изменял его, создавая тем самым уникальную национальную шапку. Самый известный пример – кабардинские папахи, боле всего напоминающие современные. Они были скопированы казаками, и с течением времени превратились и в известные казачьи шапки — кубанки . В большинстве случаев для изготовления папах использовали овчину. Если хотели изготовить длинношёрстную папаху, то применяли шкуру взрослых животных, а для изготовления короткошёрстных папах использовали шкуру маленьких ягнят, или как её ещё называли – смушку.

Наиболее дорогие и элитные папахи делали из каракуля. Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов расположенных на реке Зерашван, протекающей Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые с особи через несколько дней после рождения.

У кавказских народов и народов средней Азии были распространены папахи длинношерстные – трухменки. Намного реже встречались папахи, изготовленные из шкур медведя лисы или волка. Однако и такие встречались. Надевая такую папаху, человек показывал всем людям свои охотничьи способности, удачливость и смелость.

Однако, несмотря на внешний вид эти папахи отличались меньшей практичностью. Папаха из меха медведя была тяжёлой, а под действием влаги и вовсе неподъёмной, однако сабельный удар сдерживала хорошо. Папаха из лисьего меха была тонкой, быстро изнашивалась и практически переставала защищать владельца от холода и жары.

Папаха из волчьих шкур была непригодна для охотников, поскольку звери издали распознавали запах волка и убегали. Кроме того найти в горах волка было очень сложно. Овечьи стада охранялись собаками и при стычках с волками те очень сильно портили волчью шкуру.

Приблизительно с середины 19 века папаху начинают применять как головной убор для всех казачьих войск и для кавказского корпуса. Уставом не был предписан единый вид папах. Казачьи войска носили папахи разнообразных вариантов, полусферические, цилиндрические, с меховым или матерчатым дном, разного цвета.

Каждый солдат носил папаху, выбранную согласно своим финансовым возможностям и фантазии. Всё это дикое разнообразие продолжалось до конца 19 века, пока внешний вид папахи, как части воинской одежды, не был подробно описан в уставе. Кавказским войскам было приказано носить папахи высотой 3-4 вершка, изготовленные из бараньего меха.

Мех быть с небольшой длиной ворса и обязательно чёрного цвета. Верх папахи изготавливали из сукна и окрашивали в войсковой цвет. У кубанских казаков это был алый цвет. У терцов были папахи синего цвета. Папаха донских казаков была такая же, как и у кубанских.

В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом. Тут можно увидеть заимствование у азиатских народов, особенно у туркмен. Туркменские папахи полусферической формы с длинной шерстью получили широкое распространение по всему среднеазиатскому региону.

Важно

Верх папахи изготавливали из четырёх отрезков сукна и красили в войсковой цвет, различный для разных войск. Как элемент повседневной формы одежды использовали папахи белого и серого цвета.

В передней области папахи по центру обычно крепили кокарду георгиевской расцветки — центр кокарды чёрный, потом оранжевый овал и потом опять чёрный овал Цвет кокарды был единым для всех типов войск. В период первой мировой воны, для маскировки кокарды часто красили в защитный цвет.

Если у казачьей сотни были награды «за отличие»» то их носили над кокардой. Чаще всего знаки отличия представляли собой белую или серебряную металлическую полоску, на которой писали заслуги сотни, дату сражения или другого подвига.

В 1913 г на всей территории России серые папахи стали использовать как зимний головной убор для всех родов войск. Кавказские солдаты при утрате чёрных папах тоже носили серые.

После победы советской власти для казаков ввели военные ограничения, не позволявшие служить в армии и носить национальную военную форму.

Однако после 1936 года казаки могли сражаться в рядах красной армии в традиционной казачьей форме , в том числе и в папахе. Согласно уставу, разрешалось носить невысокие папахи чёрного цвета. На сукне в виде креста нашивали две полосы: у рядовых чёрного цвета, у офицеров золотого. Спереди папахи посередине крепилась красная звезда.

В 1937 году красная армия маршировала на красной площади и впервые в её составе были казачьи войска. Однако стоит заметить, что право служить в красной армии получили только терские, кубанские и донские казаки.

Но как головной убор папаха возвратилась не только к казакам. Начиная с 1940 года, папаха стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт www.

berbut обязательна.

Что нужно знать о папахе — Клинская казачья община

Папаха каракулевая – не просто головной убор!

И для горца, и для казака папаха — это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой. 

Не просто шапка 

Папаха — это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости.

На Кавказе говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», «Папаху носят не для тепла, а для чести», «Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой». У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи — это шашка и папаха. Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе — практически никогда.

Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение — когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама «воспитывает» человека, заставляя его «не гнуть спины». В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение.

Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход. Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы.

Совет

Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

 Забавный факт: Известный лезгинский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи. Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: «Махмуд на месте, можем начинать». 

Виды папах 

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах. До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар..

Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра. С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом.

Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.

 Донские папахи — с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего.

В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом. 

Кубанка, клобук, трухменка 

Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод — шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками.

В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов.

Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой. 

Папаха с тумаком 

Все мы знаем выражение: «Надавать тумаков». Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках.

Обратите внимание

Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов.

В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, «надавать тумаков» неприятелю. 

Каракуль 

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют «бухарскими».

Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане.

Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка. Генеральские папахи делались исключительно из каракуля. 

Возвращение папахи 

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета.

На сукне в виде креста нашивалсись две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков — черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда. Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска.

С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи  вошли в моду у членов Политбюро. 

{jcomments on}

//Помни друг! Мнение авторов сайта может не совпадать с мнением автора статьи//

Казачья шапка

Папаха каракулевая – не просто головной убор!

Казачьей шапкой, по определению, являлась не всякая шапка, а специального образца. В русских документах она первоначально именовалась как «клобук со шлыком». Самое раннее описание головного убора донских мужчин находится в «Дневнике» В. Рубрука.

По его словам жители Дона в 125З г. носили «высокие островерхие шапки, по форме очень схожие с головой сахара».

Очевидно, подобные войлочные шапки фасона «скуфьи», как внешний признак, послужили на Руси поводом для названия одного из тюркских племён, живших по реке Рось — «Черные Клобуки».

Важно

У Запорожских и Черноморских казаков этот фасон шапок встречался еще и в конце ХVIII века. На хранящемся в Киевском историческом музее портрете, Войсковой судья А. А. Головатый держит в руке именно такую черную скуфью, обшитую понизу серебряным галуном. В 16 – 18 веках на Дону пользовались большой популярностью шапки — трухменки (туркменки).

В то времена они были редкостью, так как смушка — каракуль на Дону не изготовлялся. Такие шапки являлись боевыми трофеями. В последствии, донцы покупали смушку у купцов и шили из них «трухменки» сами. Шапки трухменки носились в основном атаманами или богатыми казаками.

Отсюда и пошло выражение: «Атаман трухменку гнёт» — то есть снимая перед Кругом, просит слова.

Кавказские казаки тоже стали носить папахи и трухменки, причем их форма менялась в зависимости от горских мод. Появились расширенные кверху «кабардинки» «вороньи гнезда» и низкие «кубанки» с плоским верхом.

Ригельман А. в своём труде о донских казаках отмечает, что шапки они носили черкесские. «Этнография восточных славян» констатирует: «цилиндрическими по форме были овчинные высокие папахи казаков…».

Практически все авторы указывают на то, что традиционные казачьи шапки были круглыми, меховыми и с околышем. Шапки носили бараньи, куньи, из курпея (каракуля — овчины ягненка). Околыш или опушка были из овчины, меха норки или черной выдры — пречины, соболя или куницы.

Верх или шлык шапки изготавливался из сукна, бархата голубого или красного, вышивался золотом или обкладывался позументом.

Другое название казачьей шапки – папаха. Донцы и Запорожцы в 16–17 вв. снабжали папахи суконным шлыком — тумаком, ниспадавшим на бок в виде клина, в него можно было вложить стальной каркас или иной твердый предмет, для защиты головы от шашечных ударов.

Для войны папахи шились только из меха барана, волка и медведя, т. к. только этот мех смягчал удар сабли, а в последствии и шашки, благодаря своей специфике.

У офицеров и подхорунжих при парадной форме одежды колпак папахи по швам (крест-накрест и нижнему шву) обшивался узким серебряным битевым галуном, шириной 1,2 см.

Совет

Атаман носил шапку трухменку — серую папаху с красным шлыком, сделанную из бараньей смушки.

Казачья шапка, папаха, а впоследствии и фуражка, занимала особое место в одежде казака. Головной убор для казака – украшение и олицетворение чести мужчины. Она была продолжением его головы, его я. Она являлась — знаком обладания казаком юридического полноправия. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить папаху или фуражку без кокарды или как её называли – банта.

Однако это правило повсеместно нарушалось, атаман и старики, смотрели на это сквозь пальцы. Казак мог пропить, проиграть, продать из своего гардероба всё что угодно, за исключением нательного креста, сабли (шашки) и шапки. Если казак лишался чего — либо из указанного списка, то исключался из казачьего сословия или переводился в разряд пенных (штрафованных) казаков.

Потеря казаком в бою шапки или шашки, являлось тягчайшим проступком, так как, лишаясь их, казак лишался своего казачьего достоинства и чести. Такой казак, мог быть изгнан из станицы или зачислен в пенные, до искупления своего проступка. Однако казак, лишавшийся в бою шапки, но вышедший из сражения в шапке своего врага, достоинства и чести не лишался, как искупивший свой проступок.

Особую роль шапка или фуражка играли на Круге. На Круге казак обязан быть в папахе.

Иногородние и гости, не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Круге.

Для этого казак поднимал свою шапку над головой на сабле. Если есаулец нахлобучивал ее обратно — значит говоривший лишался слова.

Казак жалобщик, мог обратиться во время Круга к старику с просьбой о справедливости, передав ему свою шапку. И тот, если считал жалобу справедливой, поднимал его шапку на посохе, что являлось требованием представить жалобщику слова.

Обратите внимание

Папаха, сбитая с головы, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовал вызов на поединок и кровавая расплата. В доме она красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

Знаковую роль шапка играла при выборах атамана. Как уже говорилось, на Круге все полноправные казаки находились в папахах. Вступая в Круг, кандидат в атаманы снимал свою шапку в знак покорности и подчинения Кругу. Голосовали казаки в Кругу так же шапками, поднимая их вверх на саблях.

Но как только атаман избирался, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку на голову, а все казаки свои шапки снимали, признавая тем самым над собой волю атамана над собой и своими головами. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Отсюда и пошла поговорка: «Куда атаман свою шапку бросит, туда и мы свои головы кинем».

Шапку или фуражку убитого или умершего в походе казака, его товарищи везли домой, где её клали на полочку перед иконами. Это означало, что защитника в курене нет, и защита казачьей семьи поручается Богу и всей станице.

В такой дом никто не мог войти без приглашения старшей в доме вдовы. В поминальные дни, перед шапкой или фуражкой, ставили свечку, рюмку вина или водки и кусочек хлеба.

На следующий день, читалась поминальная молитва и вино выливалось в печь или в реку, а хлеб раскрошивали на базу воробьям и другим «птицам небесным».

В старину, если парень хотел признаться девушке в любви, он закидывал папаху в окно любимой. Если девушка оставляла головной убор у себя – считалось, что она приняла предложение руки и сердца.

Шапку кидали во двор «хваленке», предупреждая, что придут свататься.

При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны.

Важно

Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани фуражку погибшего казака и пускал ее по воде со словами: «Прости, товарищ, не гневайся. Не грехом смертным, но честию беру твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет тебе земля пухом, а душе райский покой».

В шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. Обычай нашивать на фуражки и папахи награды — бляшки с надписью, за что награжден полк, еще больше увеличил духовную ценность головного убора.

За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было — потерять папаху казак мог только с головой.