Новое царство древнего египта

Новое царство Древнего Египта

Новое царство древнего египта

Период наивысшего могущества и развития цивилизации Древнего Египта пришелся на XVI-XXI века до нашей эры. В историографии этот период относят к Новому царству. В период Нового царство Древнего Египта государством правили фараоны трех династий: XVIII, XIX и XX.

Точные хронологические рамки периода Нового царства разнятся, в основном его относят к 1550-1069 годам до нашей эры. Новое царство началось после окончания второго переходного периода, когда Египет был завоеван гиксосами, и предшествовало третьему, когда единое государство потеряло азиатские территории и распалось.

Территория Нового царства Древнего Египта

Наивысшего распространения Новое царство Египта достигло при фараоне Тутмосе III, представителе XVIII династии. В этот период южная граница государства была отодвинута к пятым порогам Нила, была захвачена западная часть Синайского полуострова, а также произведены большие захваты в восточном Средиземноморье – в Палестине и Сирии.

Столицей Египта во время правления XVIII династии были Фивы. Фараон Аменхотеп IV, известный также как Эхнатон, в рамках религиозной реформы перенес столицу в новый город Ахетатон, но при Тутанхамоне она снова была возвращена в Фивы. Рамсес II из XIX династии опять перенес столицу государства – на сей раз в Пер-Рамсес в Дельте Нила.

Кому не показывают половину работы

Культура и ремесло Нового царства

Большое влияние на развитие хозяйства страны в период Нового царства оказали военные успехи. Основным металлом в эту эпоху стала бронза, хотя продолжали использоваться и медные, каменные и деревянные орудия. Египтяне начали чаще добывать железо из метеоритов, но освоить обработку железной руды всё же не смогли.

Также повысилась производительность сельского хозяйства. Это произошло благодаря изобретению шадуфа (рис. 1), инструмента для подъема воды, увеличившего эффективность полива. Расширение посевных площадей и приток рабов в результате завоеваний способствовали расцвету сельского хозяйства.

Рис. 1 – Шадуф

Высочайшего рассвета в Новом царстве Древнего Египта достигла архитектура.

Обратите внимание

С ростом влияния жречества и различных религиозных культов возводились крупные храмы, было создано множество памятников изобразительного искусства и литературы.

Большого размаха достигли гробницы фараонов в Долине царей в Фивах. Наряду с культовыми сооружениями и гробницами строились и богатые жилища знати, по роскоши не уступавшие дворцам царей.

История Нового царства

Самой успешной из династий Нового царства была восемнадцатая. Ее первым представителем был Фараон Яхмос I, при котором гиксосы были полностью изгнаны за пределы Египта. Первые завоевательные походы в Месопотамию произошли при Тутмосе I. Благодаря этим походам влияние Египта на Ближнем Востоке было восстановлено.

Возрождение Египта окончательно завершилось при царице Хатшепсут. Ее правление длилось два десятилетия, и за это время помимо нескольких военных походов была организована торговая экспедиция в Пунт, развивались дипломатические отношения, внешняя торговля, а также произошел значительный подъем культуры и ремесел внутри страны.

Наивысшего распространения Новое царство Древнего Египта достигло при пасынке Хатшепсут, Тутмосе III. Он провел семнадцать военных походов в Переднюю Азию, во время которых покорил Финикию, Митанни и другие государства. При Тутмосе III Египет был мировым государством, которое многие исследователи рассматривают как первую в истории империю.

Потеря влияния Египта началась при Аменхотепе IV, который сосредоточил свое внимание на внутренних проблемах государства и не вел завоевательных походов. Аменхотеп серьезно конфликтовал со жрецами, установив в стране новую религию, почитавшую единого бога Атона. Фараон взял себе имя Эхнатон в честь Атона и перенес столицу, а также окружил себя новой знатью.

После смерти Эхнатона началось возвращение страны к старым порядкам, а его имя было предано забвению. При этом, однако, начался и закат XVIII династии, одним из последних представителей которой был Тутанхамон.

Наиболее успешными фараонами XIX династии были Сети I и Рамсес II. Сети I удалось стабилизировать государство после трудного периода смены династий, а Рамсес II удачно воевал с хеттами, при нем строились новые города и возводились монументы и храмы.

При сыне Рамсеса II Мернептахе на Египет начали нападать «народы моря», одно из нападений которых фараон разбил в Ливии в 1220 г. до н. э. На рубеже XIII-XII веков после смерти Мернептаха страну затопила волна восстаний и смуты, в результате которой воцарилась XX династия.

Важно

В ходе правления XX династии Египет стал окончательно терять свое могущество и влияние, в результате чего Новое царство стало стремиться к своему закату.

Последним великим фараоном этого периода был Рамсес III, который смог на некоторое время стабилизировать обстановку в стране и нанести несколько поражений «народам моря», постоянно нападавшим на Египет.

Благодаря ему, цивилизация Египта смогла сохраниться, а «народы моря» стали расселяться по берегам Средиземного моря, дав начало новым этносам. Потомки Рамсеса III не смогли продолжить его линию, в результате чего государство стало слабеть и терять завоевания прошлых веков, а влияние фараонов снижаться на фоне возвышения жрецов.

В конце концов, власть в Южном Египте была после смерти Рамсеса XI захвачена жрецом Херихором, провозгласившим себя фараоном, что не было признано в Дельте Нила, где началось правление XXI династии. Раскол во власти привел к распаду государства. Началась следующая эпоха истории Древнего Египта – третий переходный период.

Египет в эпоху Нового царства (Новое царство)

Новое царство древнего египта

Здравствуйте друзья блога ancient-east.ru сегодня продолжаю тему история Египта раздел Новое царство статья получилась очень большая но информативная надуюсь у вас хватит силы воли дочитать ее.

Новое царство – период наибольшего расцвета в древнеегипетской истории, длившийся с середины XVI до середины XI вв. до н. э.

Это было время создания Египетской империи, подъема экономики и утверждения рабовладения, правления трех могущественных династий – XVIII-й, XIX-й и XX-й.

Яхмос I

Так как тема большая я разделил эпоху Нового царства на четыре раздела

  1. Возрождение могущества при XVIII династии
  2. Общество и экономика Египта Нового царства
  3. Реформа Аменхотепа IV (Эхнатона)
  4. Правление XIX и XX династии

Возрождение могущества при XVIII династии

Свою историю Египет Нового царства ведет с фиванского фараона Яхмоса. Захватив столицу гиксосов Аварис и изгнав интервентов с египетской земли, он положил начало широкой политике завоеваний. Опорой этих завоеваний была реформированная армия. Появляются колесницы, вводятся постоянные тренировки воинов, возрастает и общая численность армии, где также присутствуют и наемники.

Такие изменения в египетской политике были продиктованы историческими условиями той эпохи. Начиная со II тысячелетия до н. э. весь кочевой азиатский мир приходит в движение: гиксосы захватывают Египет, касситы – Вавилон, индоевропейские племена хеттов обосновываются в Малой Азии. Азиатская опасность теперь становится для Египта постоянной.

А как известно, лучшая защита – это нападение.

При Яхмосе, однако, происходит в основном замирение южных земель. Нубия снова была присоединена к Египту. Этот регион был чрезвычайно важен для страны, ведь именно оттуда шли важные ресурсы – золото, слоновая кость, рабы. Преемники Яхмоса Тутмос I и Тутмос II доходят уже до 3 порога на юге и Ефрата – на севере. Но это были лишь одноразовые походы без полного присоединения земель.

Хатшепсут

При Хатшеспут, правившей более 20 лет, налаживаются торговые связи и стабилизируется внутреннее положение, создаются роскошные памятники искусства, среди которых заупокойный храм царицы в Дейр-эль-Бахри.

Подлинные завоевания совершает ее пасынок Тутмос III (1479 – 1425 гг. до н. э.), несомненно, величайший фараон-завоеватель в египетской истории.

Особое внимание он уделяет покорению Восточного Средиземноморья – Сирии, Финикии и Палестины, земли которых никогда не были едины.

Основным соперником Египта в тот момент было мощное Митаннийское государство, которое смогло создать антиегипетскую коалицию из княжеств Леванта (собирательное название стран Восточного Средиземноморья). По одним данным, он совершил 15, по другим – 17 походов, утверждая египетскую гегемонию в регионе.

Наибольшую славу фараону принесли победы у Мегиддо, где были разбиты объединенные силы антиегипетской коалиции, и захват крепостей Кадеш и Тунип – основных очагов недовольства. Тутмос не забывал и о южных границах, расширив египетские владения до 4 порога.

Это был пик могущества Египта, территории которого простирались от Напаты на юге до Ефрата на севере.

Митанни (Нахарин).

Совет

Дальнейшая политическая история сводится к попытке сохранения гегемонии и противостоянию с Хеттской державой, которая стала новым соперником Египта.

Фараоны Аменхотеп II, Тутмос IV и Аменхотеп III сближаются с Митанни для отпора хеттам. Последние, в свою очередь, сплачивают отдельные княжества Передней Азии в новую антиегипетскую коалицию.

Опасность потерять влияние в регионе становится все более реальной.

Новое царство — общество и экономика Египта

Завоевание огромных территорий и захват добычи оказали благотворное влияние на экономику Египта. Одним из главных факторов стало развитие рабовладения. Труд рабов используется уже не только в царских и вельможных хозяйствах. Появляются и мелкие рабовладельцы, которые имеют одного–трех рабов.

Экономика древнего Египта.

Основой экономики продолжает оставаться сельское хозяйство. Благодаря облагораживанию Дельты становится возможным выращивание новых культур (например, чечевица). В Египет идут ресурсы из покоренных стран: с юга – золото и слоновая кость, с севера – олово, серебро, ливанский кедр.

Покоренные территории были поставлены под контроль царских управителей и наместников с постоянным гарнизоном и администрацией. Египетские правители были прямым образом заинтересованы в получении доходов и ресурсов. Полученные средства вливались в широкое каменное строительство.

Храмовые комплексы в Карнаке, Луксоре, Абу-Симбеле, огромные колоссы фараонов были построены именно в эпоху Нового царства. Кроме того, полученные богатства помогали содержать большую армию.

В организации общества коренных изменений не происходило. Во главе государства все так же стоял фараон с неограниченной властью. Служилая знать являлась опорой его власти, как и в период Среднего царства. Все больший вес приобретают командиры и офицеры армии.

В противовес служилой знати и офицерам все так же существовала старая знать и фиванское жречество. Жрецы Амона-Ра приобретают огромный вес в обществе, распоряжаясь несметными богатствами и землями. Опираясь на могущество, они начинают влиять и на политику государства, что создает опасность для самой власти фараона и централизации страны.

Пик конфликта пришелся на правление Аменхотепа IV (1372 – 1354 гг. до н. э.).

Реформа Аменхотепа IV (Эхнатона)

Идеи противодействия фиванскому жречеству витала в воздухе еще при предшественниках Аменхотепа IV, но именно он решился на открытую борьбу.

В противовес Амону-Ра он продвигает солнечное божество Атона, а вскоре объявляет его единственным богом. Атон – это солнечный диск, дарующий тепло и жизнь, у него нет ни жены, ни сына, ни какой-либо сложной символики, ни даже облика.

Культ его отправлялся прямо на открытом пространстве, то есть потребность в храмах также отпадала.

Эхнатон и Нефертити.

Обратите внимание

Сменив имя на Эхнатон, фараон переезжает в основанную им новую резиденцию Ахетатон со своей свитой и женой Нефертити.

Все это подорвало могущество старых жрецов, но сам культ не встретил поддержки ни среди простого населения, ни среди знати. Уже при его преемнике, Тутанхатоне-Тутанхамоне все возвращается на круги своя.

Несмотря на провал, реформа оказала благотворное влияние на египетское искусство того времени, которое носит название амарнского.

Правление XIX и XX династии

Новое царство и социальные потрясения, вызванные религиозными брожениями, и слабость преемников Эхнатона поставили под угрозу все то, что было добыто тяжелым трудом в правление Тутмосидов.

Стабилизация положения происходит при фараоне Хоремхебе, который фактически направлял всю внешнюю политику еще со времен Эхнатона. Он был родом из номовой знати, поэтому с начала правления сделал ставку на компромисс между старой и новой знатью.

Восстановив жесткую централизацию, он заложил плацдарм для возврата к политике завоеваний.

Представители новой, XIX по счету, династии, такие как Сети I и в особенности Рамзес II в жестокой борьбе с хеттами в конце XIV – начале XIII вв. до н. э. смогли вернуть Египту былое величие. Между тем над страной надвигалась угроза с запада в лице агрессивных ливийцев. Появляется опасность и с побережья, т. н. народы моря, сокрушившие хеттов.

Начиная с конца XIII века до н. э. и правления фараона Мернептаха Египет постепенно теряет все завоеванные территории, и даже усилия некоторых фараонов XX династии (Сетнахта и Рамзеса III) дали лишь временный эффект. Со смертью Рамзеса XI в середине XI в. до н. э. заканчивается период Нового царства и начинается очередной, третий по счету Переходный период.

Новое царство

Новое царство древнего египта

Египтяне записывали основные собития на стенах храмов

Вскоре гиксосами была занята Дельта, а столицей стал Аварис. Отсюда иноземные племена начали постепенное завоевание остальной территории Египта. В конце концов, они стали править в стране в качестве XV и XVI династий. Конечно же, ни жители Египта, ни правители из Фив не могли позволить сложившейся ситуации укорениться. Они всячески противостояли власти гиксосов.

Однако период Нового царства характеризуется вовсе не этими печальными событиями, а, наоборот, правлением трех династий — XVIII, XIX и XX, при которых Египет стал поистине крупным мировым государством. Как же удалось египтянам вновь обрести независимость?

Еще во время правления Таа I и Таа II Секененры Фивы и Аварис жестко противостояли друг другу. А уже при Камосе фиванцы, набравшись сил и обеспечив себя всеми необходимыми ресурсами, смогли начать изгнание гиксосов из страны.

Слава фараону Яхмосу I, которому удалось окончательно изгнать иноземные племена с территории Египта! Столица гиксосов была захвачена и подвергалась осаде целых три года! Победа фиванцев и ознаменовала собой начало Нового царства.

Аменхотеп I — сын Яхмоса, который пришел к власти сразу же после смерти своего отца. А мать Аменхотепа Яхмес-Нефертари была регентом при нем. Какого величия достиг Египет во время военных походов первых двух царей Нового царства! В этот период его можно было сравнить со Средним царством.

Однако крупные завоевательные походы непосредственно связаны с именем Тутмоса I. Дело в том, что Аменхотеп I после своей смерти не оставил наследников, и его мать возвела на престол мужа своей дочери Мутнофрет — Тутмоса. Чего стоят его походы в Переднюю Азию, в Палестину и Сирию! При нем Египет вновь стал влиятельным государством в Восточном Средиземноморье.

Решительность царицы Хатшепсут также сыграла колоссальную роль в развитии Египта. Расширение границ царства, восстановление монументов в Луксоре и Карнаке, активная торговля со страной Пунт на востоке Африки — все это заслуга Хатшепсут.

Важно

Некоторые выдающиеся архитектурные сооружения также были созданы во время ее правления, в том числе и храм Джесер-Джесеру в Дейр эль-Бахри.

Развитие науки и искусств, использование стекла и вертикального ткацкого станка — неужели этого недостаточно, чтобы причислять Египет к стремительно развивающимся государствам?

Вход в пирамиду

Известно ли вам, что в Древнем мире был свой Наполеон? Так называли преемника Хатшепсут Тутмоса III. Фараон-воитель создал крупнейшую империю от Северной Сирии до Нубии! Победа в 17 кампаниях в Передней Азии — ну, чем не Наполеон? В результате сильные государства Ближнего Востока, включая Митанни, были потеснены.

Время правления Аменхотепа III называют эпохой процветания и могущества Египта, а сам он считается одним из величайших строителей в истории Египта.

При Аменхотепе IV, который назвал себя Эхнатоном в знак отрицания своей связи с богом Амоном, повсеместно был распространен культ Атона. А его новой столицей и вовсе стал Ахетатон.

Нельзя сказать, что его 17-летняя борьба с традиционной религией оказала положительное влияние на развитие государства, ведь Эхнатон пренебрегал своими прямыми царскими обязанностями, что привело к потере азиатских владений, которые вскоре заняли хетты из Малой Азии.

От огромной державы практически ничего не осталось! Поэтому неудивительно, что после смерти этого фараона культ Атона был запрещен регентами наследника Эхнатона — Тутанхатона, который был переименован в Тутанхамона. Сам Эхнатон при этом был объявлен еретиком.

Эйе и Хоремхеб были регентами Тутанхамона, поэтому после его смерти престол перешел именно к ним: сначала к Эйе, потом к Хоремхебу. Последнему удалось собрать все необходимые ресурсы, чтобы начать борьбу с хеттами за Восточное Средиземноморье. Рамсес I и его наследник Сети I — вот кому принадлежала власть после Хоремхеба.

Совет

При Сети I Палестина, Финикия и южно-центральная Сирия были возвращены под власть Египта. Однако борьба с хеттами закончилась при Рамсесе II, который еще, ко всему прочему, известен как активный строитель. Множество храмов, новая резиденция Пер-Рамсес — его рук дело.

Только представьте себе: у власти он находился целых 67 лет!

И вот незадача: после смерти Рамсеса II Египетское царство стало давать сбой. Иноземные племена из Балканского и Малоазийского региона не заставили себя долго ждать! Слава фараону Мернептаху, которому удалось их отразить.

Однако все это было временно, так как и вельможа Сетнахт, который основал XX династию, и Рамсес III, его преемник, неоднократно принимали участие в столкновениях с «народами моря».

Рамсесу III удалось противостоять их полчищам, однако войны, восстания населения, заговоры и интриги членов его же семьи отрицательно сказывались на управлении фараоном могущественной державой.

Некогда могучее государство постепенно стало утрачивать свои позиции. Египет распался на две части — Фиванскую область, во главе которой стоял верховный жрец Амон Херихор, и государство, объединяющее Средний и Нижний Египет, с центром в городе Танис.

Искусство Древнего Египта. Новое царство (стр. 1 из 3)

Новое царство древнего египта

После периода упадка, вызванного нашествием гиксосов, искусство Египта переживает яркий расцвет в эпоху Нового царства (ок. 1580 — ок.1085 гг. до н.э.).

Успешные походы в Азию и приток богатств обусловливают исключительную роскошь быта египетской знати этого времени. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменяются утончённо-аристократическими.

Усиливается стремление к изяществу и декоративной пышности.

Заупокойный храм царицы Хатшепсут

В архитектуре получают развитие традиции предыдущего периода. Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них — заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н.э.) — находится в Дейр-эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Нила.

Храм был посвящен Хатхор — богине любви, музыки и танца, дочери бога Ра, глубоко почитавшейся египтянами. Сама же царица Хатшепсут (XVIII династия) была личностью незаурядной. Захватив власть у пасынка, будущего Тутмоса III (XVIII династия), она не столько воевала, сколько восстанавливала старые и строила новые храмы.

С ее именем связана также морская экспедиция в страну Пунт (вероятно, территория современного Сомали).

В своих многочисленных изваяниях Хатшепсут, хрупкая, миниатюрная женщина с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, удлинненными краской глазами, — всегда изображалась в образе мужчины, с традиционной для изображений фараонов бородкой. После смерти Хатшепсут Тутмос III приказал уничтожить ее статуи, а в надписях сбить ее имя.

Храм в Дейр-эль-Бахри — выдающийся памятник древнеегипетского зодчества — построил архитектор Сененмут, царский фаворит. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые, служа сооружению оригинальным фоном, в то же время сливаются с ним в единое, неповторимое целое.

Обратите внимание

Храм состоит из двух ярусов террас, соединенных пандусами и обрамленных портиками, обнесенного колоннадой открытого двора и вырубленного в скалах святилища. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в образе Осириса, колонны, на капителях которых была высечена голова богини Хатхор, а также росписи и рельефы.

На террасах располагались водоемы, росли деревья.

Храм в Карнаке

Наряду с полускальными храмами в архитектуре Нового царства получают распространение храмы-святилища открытого типа. Наиболее совершенными воплощениями культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Сут и Ипет Рес, посвященные богу Амону-Ра. Ныне они известны как храмы в Карнаке и Луксоре.

Храм Амона в Карнаке строился на протяжении многих веков — от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Результатом этого является множество пилонов, площадей, ворот, залов, обелисков, коридоров и т.п.

Большая часть построек возведена в эпоху Нового царства.

Храм, имеющий в плане форму буквы «Т», в основной своей части (идущей с запада на восток) имеет структуру, типичную для храмов Нового царства — с его пилонами, открытым двором, гипостильным залом и святилищем.

В наше время вход на территорию храма Амона начинается на древней пристани, от которой к первому пилону ведет аллея сфинксов (с телом льва и головой барана), созданная при Рамсесе II (XIX династия).

Справа от пристани располагается небольшое святилище для ладей, возведенное царем Хакором (XXIX династия) и использовавшееся в качестве места остановки божественных процессий, когда священная ладья Амона покидала храм или, наоборот, возвращалась в свою обитель после очередного празднества.

Первый пилон, открывающий вход в большой открытый двор, был сооружен при фараоне Нектанебо I (XXX династия). Это гигантское сооружение высотой 40 м осталось незаконченным.

Большой двор храма Амона содержит целый ряд построек. У боковых стен двор украшен папирусовидными колоннадами. С левой стороны от прохода находится трехчастное песчаниковое святилище Сети II (XIX династия), некогда украшенное колоссами царя, вывезенными в XIX веке в Европу.

Важно

Напротив святилища стоит небольшой сфинкс с портретными чертами Тутанхамона (XVIII династия). В центре двора некогда возвышался грандиозный павильон Тахарки (XXV династия), использовавшийся для хранения священных лодок. Павильон состоял из десяти папирусовидных колонн высотой 21 м, соединенных у баз небольшими стенками.

Ныне сохранилась лишь одна колонна. В центре павильона находится массивный алебастровый алтарь. Восточнее колонны располагается второй пилон, открывающий вход в гипостильный зал.

Справа от входа в Большой двор находится скромный по размерам храм Рамсеса III (XX династия), представляющий собой уменьшенную копию заупокойного храма этого фараона в Мединет Абу. Первый двор храма Рамсеса III по сторонам декорирован осирическими пилястрами фараона, стены покрыты рельефами со сценами различных ритуалов и празднеств.

За южным портиком находится маленький гипостильный зал и темные святилища для священных ладей. С востока к храму Рамсеса III примыкают так называемые «Ворота Бубастидов», покрытые знаменитыми рельефами с изображением фараона Шешонка I (XXII династия), побивающего азиатов.

https://www.youtube.com/watch?v=BrW0XxdiMtE

Перед вторым пилоном храма Амона в древности стояли два колосса Рамсеса II, ныне от них остались одни обломки. Третий колосс изображает фараона вместе с его дочерью Бент-Анат.

Гипостильный зал храма Амона, находящийся за вторым пилоном, принадлежит к вершинам мирового зодчества. Зал размером 103 м х 52 м насчитывает сто сорок четыре колонны. Колонны, обрамляющие центральный проход, высотой свыше 20 м и диаметром около 3,5 м, имеют капители в виде раскрытых цветов папируса.

Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 кв. метра и отделаны листами золота. Не существующие ныне потолки густо-синего цвета были украшены желтыми звездами и парящими священными коршунами.

В древности между колоннами гипостильного зала стояли статуи царей и богов. Окончательное декорирование и отделка гипостильного зала были завершены лишь при Рамсесе II.

Внешние стены гипостильного зала покрыты рельефами, иллюстрирующим азиатские войны Сети I (XIX династия) и Рамсеса II, внутренние — сохранили сцены великого праздника Опет, ежедневной храмовой службы, иллюстрации к мифологическим сюжетам.

Третий пилон был заложен Аменхотепом III (XVIII династия) и достроен при царях XIX династии. За этим пилоном при Тутмосе I (XVIII династия) и Тутмосе III (XVIII династия) были возведены четыре обелиска, из которых сохранился лишь один. В пространстве между третьим и четвертым пилоном начинается перпендикулярная вторая ось храма, которая ведет на юг — по направлению к Луксорскому храму.

Четвертый и пятый пилоны основной оси храма, идущей на восток, были сооружены при Тутмосе I. Между ними был сооружен т. н. «Зал Инени», украшенный осирическими пилястрами фараона; при Тутмосе III зал был перестроен.

Совет

Здесь же находятся и знаменитые обелиски Хатшепсут (XVIII династия), дочери Тутмоса I, выполненные из розового гранита и украшенные великолепными рельефами. В древности обелиски были покрыты золотом и электрумом.

Сохранился лишь один обелиск, который ныне является высочайшей из египетских «солнечных игл» (ок. 30 м).

Практически ничего не осталось от шестого пилона, возведенного при Тутмосе III; на его нижней части все еще видны списки покоренных царем народов Африки и Азии.

За пилоном находится величественный «Зал Анналов», на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах, первоначально записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона.

В центре «Зала анналов» были установлены две стелы-пилястры с изображениями папируса и лотоса, священных растений Нижнего и Верхнего Египта.

С востока к «Залу Анналов» примыкает гранитное святилище для священной ладьи Амона, сооруженное при Филиппе Арридее, преемнике Александра Великого, на месте более древнего святилища Тутмоса III.

Святилище состоит из двух частей: передней, где богу подносились жертвы, и внутренней, где находится пьедестал, на котором некогда стояла священная ладья Амона.

Внутренняя часть святилища украшена рельефами, иллюстрирующими различные элементы ритуала жертвоприношения, а внешняя — изображениями празднеств в честь бога (рельеф). В святилище разрешалось входить только фараону и жрецам.

Обратите внимание

Лишь во время общенародного многодневного весеннего праздника Амона изваяние этого бога, установленное на солнечной ладье, торжественно выносилось из святилища для совершения ритуального плавания по Нилу до храма в Луксоре.

За святилищем располагается обширный «внутренний двор», на месте которого когда-то находилась древнейшая часть храма, созданная в эпоху Среднего царства; позднее здесь была Святая святых храма, где была установлена культовая статуя бога. От этой части храма практически ничего не осталось, сохранился лишь его гигантский алебастровый фундамент.

С востока к «внутреннему двору» примыкает большой юбилейный храм, построенный Тутмосом III. Здесь во время правления этого фараона проводились ритуалы празднества Сед, а в более позднее время — процедура посвящения в жрецы бога Амона (зал празднеств Тутмоса III).

Уникальные колонны храма выполненны в виде огромных расписных шестов, поддерживающих крышу царского тента, традиционно использовавшегося при церемонии Сед. В восточной части комплекса находилjсь небольшое подобие царского поминального храма: дополнительные помещения, посвященные Амону-Ра, богу мертвых Сокару и солнечному культу.

Преддверием к юбилейному храму служил знаменитый «Ботанический сад» — помещение, на стенах которого были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии-Палестине, где Тутмос III провел многие годы своей жизни, захватывая вражеские города и земли.

Самая восточная часть храма Тутмоса III — «святилище слушающего зов», в котором находились алебастровые статуи царя и бога Амона. В таких святилищах, обычно расположенных в непосредственной близости к стене, завершающей ось храма, изображались уши бога, готового услышать молитву просящего. По сторонам святилища в древности находились обелиски Хатшепсут, от которых сохранились только базы.

Чуть дальше к востоку расположены алтарь и небольшой храм Рамсеса II, посвященный восходящему солнцу, украшенный колоссами царя, в центре которого стоял обелиск. Перед храмом Рамсеса II располагались гигантские восточные ворота храма Амона, высотой 20 м, воздвигнутые фараоном Нектанебо I.

Культура Нового царства

Новое царство древнего египта

Успешные военные походы фараонов XVIII-XIX династий обогатили страну, что дало возможность развернуть крупное строительство храмов в честь богов и собственных побед.

Богу Амону, ставшему из локального божества фиванской области государственным богом-покровителем фараонов и созданной ими державы, был посвящен грандиозный храмовый комплекс в Карнаке. В Карнаке же были построены храмы богини Мут и бога Хонсу, составлявших вместе с Амоном-Ра фиванскую триаду божеств.

Храм расширялся, перестраивался и украшался в течение нескольких столетий. Одним из типичных храмов, построенных по этому плану, является храм Амона в Луксоре, возведенный Аменхотепом III и завершенный Рамсесом II.

Важно

Наивысший подъем египетской культуры совпал с царствованием Аменхотепа III – это же было время наибольшего внешнеполитического и экономического могущества древнего Египта.

Храмы щедро украшались скульптурами и золотом, в Мальгатте, на западном берегу Нила, для фараона был возведен великолепный дворец и выкопано большое искусственное озеро. Заупокойный храм Аменхотепа III, от которого сохранились лишь два сфинкса (в Петербурге) и колоссы Мемнона, намного превосходил по величине все заупокойные храмы предшествующих и последующих фараонов Нового царства.

Клеопатра, царица Египта,старшая дочь царя

Птолемея Авлета

Эпоха Нового царства особенно примечательна грандиозным строительством храмов в Египте (Фивы, Абидос) и в Нубии (Абу-Симбел, Бухен, Солеб), дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, пластики, развитием многожанровой литературы («Сказка об обреченном царевиче», «Правда и Кривда», Миф об истреблении людей, религиозная поэзия, автобиографии, любовная лирика).

В новоегипетских текстах возрождаются и умножаются мотивы упоения ратной славой, стены храмов и гробниц запечатлели бесконечные сцены пиршеств, военных трофеев, принятие дани от чужеземцев, приношение жертв. Новые веяния вторгаются даже в консервативную область древнеегипетской литературы: заупокойные тексты, гимны богам, включенные в Книгу мертвых, как бы оттесняют ритуал на второй план.

Мир и внешняя стабильность, казалось, надолго установившиеся в Египте с воцарением Аменхотепа III после долгих войн, внезапно были разрушены в правление его сына Аменхотепа IV, который, изменив вере своих предков, на двенадцатом году своего царствования окончательно порывает с традиционным египетским многобожием и учреждает культ солнечного диска – Атона, по приказу царя в египетских надписях уничтожаются не только имена богов, но и само понятие бог, которое заменяется на «властитель», а знак бога – знаком, обозначавшим властителя, само солнце мыслится не как бог, а как царь, отныне в мире правят только два царя: Солнце – Атон, и его сын Эхнатон – Угодный Солнцу. Амарнский период был кратким, но чрезвычайно ярким этапом древнеегипетской истории и, несмотря на верхушечный характер реформы, имел важные последствия для всех сфер египетской культуры, впитав в себя наиболее яркие реалистические сюжеты и стилистические приемы, Амарна создала галерею скульптурных шедевров – портретов Эхнатона и членов его семьи, изящных рельефов, многоцветных росписей, среди которых особенно выделяются пейзажные композиции, именно под влиянием Амарны впервые появляются светские образы царя и царицы, изображенных в бытовой непринужденной обстановке. Во времена Амарны новоегипетский язык становится письменным, появляется некультовая лирика – любовная поэзия целиком подчинена сакральным целям и включена в ритм жизни храма. После амарнского периода усиливается начавшаяся еще при Аменхотепе III своего рода гигантомания в храмовом строительстве, которая проявилась также в сооружении царских статуй-колоссов.

Достаточно вспомнить огромные луксорские колонные дворы и пилоны с монументальными статуями Рамсеса II, гигантский масштаб сооружений в Карнаке первых фараонов XIX династии, завершивших предпринятое здесь еще Хоремхебом строительство гипостильного зала, пещерный храм Рамсеса III в Абу-Симбеле с величественными статуями царя.

По мере угасания цивилизации Египта неожиданно с новой силой проявились древнейшие ее черты, что было связанно со стремлением египтян отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного завоевания – намеренная архаизациия, новая тенденция в египетской культуре на волне усиления международных контактов.

Один из лучших памятников этого периода – стела Пианхи из «Гебель Баркала», красочное повествование о покорении Египта царем Напаты – в своих строках обнаруживает связь со ставшими к тому времени классическими и литературными текстами.

В период правления XXIV династии, при которой Египет вновь испытал кратковременный подъем экономики и культуры, архаизация становится основой официальной политики, ушла в прошлое слава Фив, культурным сосредоточием страны становится город Саис в Дельте – культурный центр богини-воительницы Нейт, древнейшие черты почитания которой как великой матери богов приобретают особое значение. Надписи саисского периода поражают нагромождением титулов, изображений – смешение стилей, внешняя стилизация в ущерб индивидуализации, особым изяществом и совершенством исполнения свидетельствуют о многовековой шлифовке.

Совет

После завоевания персами Египет являлся одной из наиболее развитых сатрапий Ахеменидской державы, непосредственно включился в жизнь целого ряда народов, объединенных в Царстве стран, с которыми имел прежде лишь косвенные контакты.

Теперь Египет населяло еще больше выходцев из Азии: евреев, арамеев, финикийцев, персов, мидийцев, которые приносили с собой свои обычаи и верования.

С саисского периода официальным письменным языком в Египте становится наследник новоегипетского языка – демотический, который активно включает в свою лексику слова из арамейского языка, распространенного тогда в западной части Персидской державы, хотя персы и не ставили перед собой цель изменить язык Египта и специфику его культуры и ради упрочения здесь своего господства вынуждены были считаться с местными традициями. Дарий I в угоду этим традициям иногда изображался в египетском военном облачении, Камбиз II был посвящен в мистерии Нейт и, как саисские цари, носил титул сына Ра, подобие Нейт. В период персидского владычества получает дальнейшее развитие демотическая литература, при Дарии I была записана «Повесть о Петеисе III» – это произведение является свидетельством духовной деградации египетского жречества в позднеегипетский период, ибо в центре его внимания – преступные интриги священнослужителей, борющихся за обладание жреческим саном, сулящим немалый доход. В основном литература отражает углубление нравственных исканий, усиление тяги к магическому, интерес к древности. Поздний Египет живет лихорадочной жизнью: постоянные смены династий, от упадка и развала к новым взлетам, нестабильность, ожидание прихода завоевателей, смуты между владельцами распадающегося на отдельные области государства вызвали волну небывалого увлечения чудесами, оракулами и привели к усилению апокалиптических настроений. Развитию культуры Египта не был положен предел при греко-македонском владычестве, соприкоснувшись с иной цивилизацией, она пережила новый своеобразный расцвет, будучи уже частью общей эллинистической культуры.

История древних цивилизаций →

Цивилизация Месопотамии →