Михаил булгаков: мистика жизни

Содержание

Наркотики и Сталин: загадки судьбы Булгакова

Михаил булгаков: мистика жизни

— Да, с вами Сталин говорит. Здравствуйте, товарищ Булгаков — Здравствуйте, Иосиф Виссарионович. — Мы ваше письмо получили. Читали с товарищами.

Вы будете по нему благоприятный ответ иметь… А может быть, правда — вы проситесь за границу? Что, мы вам очень надоели?

Автор «Мастера и Маргариты» — одна из самых загадочных фигур в нашей культурной истории.

Сегодня Anews хочет поподробнее разобраться в судьбе Михаила Афанасьевича Булгакова. Имела ли место мистика в его жизни? Как писатель боролся с наркозависимостью? И какую роль сыграл в его судьбе Иосиф Сталин?

Армянская кухня: вкусные блюда и домашние рецепты с фото, торты, супы и сладости

Наркозависимость и аборт своими руками

Одним из главных «скандальных» аспектов биографии Булгакова является его увлечение наркотическими веществами. Действительно, писатель имел эту вредную привычку, причем приобрел ее довольно рано — в 1913 году, учась на врача, он попробовал кокаин.

Но по-настоящему серьезно на здоровье Булгакова сказалось употребление морфия. Врач по профессии, он приехал на практику в село Никольское Смоленской губернии, и как-то летом 1917 года принял больного дифтерией младенца.

Пытаясь спасти ребенка, Булгаков разрезал ему горло и через трубку отсасывал дифтеритные пленки. А потом, чтобы обезопаситься, ввел себе противодифтерийную вакцину.

Обратите внимание

Действие вакцины вызвало зуд и сильные боли — для их облегчения молодой доктор и начал применять инъекции морфина.

От болей удалось избавиться, но платой за это стала зависимость. Также считается, что писатель тяжело переносил жизнь в глуши и принимал наркотики от скуки. В зависимость же Булгаков не верил, утверждая, что врач не может стать наркоманом благодаря своим знаниям.

Спустя нескольких месяцев у писателя начались ломки и приступы безумия, в ходе которых он гонялся с револьвером за женой, требуя принести дозу.

Из-за этого Булгаков начал пытаться избавляться от зависимости, выкуривая папиросы с опиумом и уменьшая дозы. Помогла ему и супруга Татьяна Лаппа, в тайне разбавлявшая морфий дистиллированной водой, постепенно увеличивая ее соотношение к наркотику.

Проблемы мужа обрекли Татьяну на поистине страшные испытания. Писатель Юрий Воробьевский, автор книги «Неизвестный Булгаков», рассказывал:

«Татьяна Николаевна, первая жена Булгакова, вспоминала, как сообщила тогда мужу о беременности. Тот ответил: «В четверг проведу операцию.

Я врач и знаю, какие дети бывают у морфинистов». Правда, таких операций ему делать еще не приходилось. Прежде чем натянуть перчатки, он долго листал медицинский справочник. Операция длилась долго. Жена поняла: что-то пошло не так.

«Детей у меня теперь никогда не будет», — тупо подумала она».

Детей у Татьяны, сделавшей первый аборт еще в 1913-м, действительно больше не было. Как, впрочем, не появилось их и у Булгакова, который расстался со своей верной спутницей, жившей с ним в легендарной «нехорошей квартире», в 1924 году.

Тогда писатель увлекся стильной и раскованной светской львицей Любовью Белозерской, поначалу даже предлагавшей супругам жить втроем, на что Лаппа ответила возмущенным отказом.

Важно

Белозерская же вышла за писателя замуж, но через 6 лет последовал развод — считается, что яркая женщина не слишком уделяла внимание уюту супруга.

Долгое время полагали, что к началу 20-х годов писателю удалось победить склонность к наркотикам, но в 2015 году группа ученых из Израиля и Италии проанализировала 127 случайно отобранных страниц оригинальной рукописи романа «Мастер и Маргарита». На старой бумаге они обнаружили значительные следы морфина, от 2 до 100 нанограммов на квадратный сантиметр.

На странице с наибольшим количеством морфина находится план повествования, который автор не раз переделывал. Эта находка позволила предположить, что в последние годы жизни писатель вернулся к смертельному пристрастию.

Могильный камень, пожар и призрак Гоголя

В народной памяти фигура Булгакова традиционно окутана мистическим флером. Одна из легенд связана как раз с наркотической зависимостью писателя и включает еще одного выдающегося литератора — Николая Гоголя.

В своем дневнике Булгаков писал, как, мучившись от очередной ломки, вдруг увидел вошедшего в комнату «низенького остроносого человечка с маленькими безумными глазами» — тот склонился над кроватью страдавшего и зло пригрозил ему пальцем.

Считается, что описанным пришельцем был именно Гоголь, и что после его визита наркозависимость начала стремительно сходить на нет.

Естественно, легенды связывают Булгакова и с персонажами «Мастера и Маргариты» — и в частности, с котом Бегемотом.

Согласно одной из историй, у Бегемота существовал реальный прототип — только не кот, а пес с той же кличкой. Он был настолько умен, что однажды на Новый год после боя курантов пролаял 12 раз, хотя его никто этому не учил.

Правда, достоверные свидетельства называют прототипами волшебного животного все же котов — домашнего котенка семьи Булгаковых Флюшку и Мурра из сатирического романа Эрнста Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

Еще одна история связана с известной фразой Бегемота: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус». Считается, что однажды, когда Булгаков в очередной раз редактировал эпизод с цитатой, в квартире этажом выше неожиданно начался пожар. Впоследствии, при попытке отыскать источник возгорания выяснилось, что на кухне соседей писателя загорелся именно примус.

С Гоголем связывают и главную «посмертную» историю о Булгакове — на этот раз подлинную. Третья жена литератора Елена в послании его брату Николаю писала:

«Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Миши (умершего Булгакова) — достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, — я увидела глубоко запрятавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную.

Директор мастерской на мой вопрос объяснил, что это Голгофа с могилы Гоголя, снятая с могилы Гоголя, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили. Вы сами понимаете, как это подходит к Мишиной могиле — Голгофа с могилы его любимого писателя Гоголя».

Булгаков и Сталин

Отношения с «Отцом народов» стали особенной частью биографии Булгакова.

Специалисты характеризуют их как очень неоднозначные. С одной стороны, Сталин несколько раз весьма холодно отозвался о произведениях Булгакова, никогда особенно не скрывавшего негативного отношения к революции и советскому строю.

Глава СССР называл пьесу «Бег» «проявлением попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины», стремлением «оправдать или полуоправдать белогвардейское дело».

О пьесе же «Дни Турбиных», поставленной по роману «Белая гвардия», Сталин говорил: «Антисоветское явление», но при этом добавлял: «Почему так часто ставят на сцене пьесы Булгакова? Потому, должно быть, что своих пьес, годных для постановки, не хватает. На безрыбье даже «Дни Турбиных» — рыба.

Совет

Если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав свое дело окончательно проигранным, — значит, большевики непобедимы, с ними, большевиками, ничего не поделаешь. «Дни Турбиных» есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма. Конечно, автор ни в какой мере «не повинен» в этой демонстрации. Но какое нам до этого дело?»

Это отношение сильно осложнило писателю жизнь — ему отказывали в работе, пьесы исчезали из театральных программ. В 1930 году перед Булгаковым реально встала угроза нищеты и голода.

И тут проявилась другая грань отношения Сталина. 28 марта Булгаков написал письмо правительству, где говорил, что не имеет возможности печататься и сотрудничать с театром в СССР. «Я прошу принять во внимание, что невозможность писать для меня равносильна погребению заживо», — заключал писатель и просил разрешения на выезд за границу.

Уже 18 апреля в его квартире раздался телефонный звонок.

В 1956 году Елена Булгакова сделала запись в дневнике по памяти о тогдашнем рассказе мужа:

«Он лег после обеда, как всегда, спать, но тут же раздался телефонный звонок, и Люба его подозвала, сказав, что из ЦК спрашивают. Михаил Афанасьевич не поверил, решил, что это розыгрыш (тогда это проделывалось), и, взъерошенный, раздраженный, взялся за трубку и услышал:

— Михаил Афанасьевич Булгаков?

— Да, да.

— Сейчас с вами товарищ Сталин будет говорить.

— Что? Сталин? Сталин?

И тут же услышал голос с явно грузинским акцентом:

— Да, с вами Сталин говорит. Здравствуйте, товарищ Булгаков (или Михаил Афанасьевич — не помню точно).

— Здравствуйте, Иосиф Виссарионович.

— Мы ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь… А может быть, правда — вы проситесь за границу? Что, мы вам очень надоели?

Михаил Афанасьевич сказал, что он настолько не ожидал подобного вопроса (да он и звонка вообще не ожидал) — что растерялся и не сразу ответил:

— Я очень много думал в последнее время — может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может.

— Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?

— Да, я хотел. Но я говорил об этом, и мне отказали.

— А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с вами.

— Да, да! Иосиф Виссарионович, мне очень нужно с вами поговорить.

— Да, нужно найти время и встретиться обязательно. А теперь желаю вам всего хорошего».

Булгаков получил работу в Московском Художественном театре, главном драматическом театре страны, и впоследствии угрозы нищеты не испытывал. Массовые репрессии второй половины 30-х также обошли писателя стороной.

Однако полноценного признания Булгаков так и не получил. Некоторые его пьесы все равно запрещались к постановкам, личной встречи со Сталиным не состоялось, и выезд за границу ему так и не разрешили.

Последнюю попытку найти диалог с властью и обществом писатель предпринял в 1939 году, написав пьесу «Батум», посвященную молодости Сталина — считалось, что необходимость в такой постановке возникнет на 60-летний юбилей главы СССР. Попутно Булгаков, скорее всего, лелеял надежду, что успех пьесы поможет публикации главного произведения его жизни — романа «Мастер и Маргарита».

Обратите внимание

Предварительные демонстрации пьесы, в том числе и перед партийными чиновниками, прошли очень хорошо. Елена Булгакова писала матери:

«Мамочка, дорогая, давно уже собиралась написать тебе, но занята была безумно. Миша закончил и сдал МХАТу пьесу… Устал он дьявольски, работа была напряженная, надо было сдать ее к сроку. Но усталость хорошая — работа была страшно интересная. По общим отзывам, это большая удача. Было несколько чтений — два официальных и другие — у нас на квартире, и всегда большой успех».

Однако, и здесь писателя ждала неудача. Иосиф Сталин лично запретил ставить пьесу, хотя и назвал ее «очень хорошей» — считается, что он просто счел неуместным производство спектакля о самом себе.

Булгаков крайне тяжело воспринял произошедшее. Жене он говорил: «Плохо мне, Люсенька. Он (Сталин) мне подписал смертный приговор».

«Миша, сколько хватает сил, правит роман, я переписываю»

По воспоминаниям близких, с того момента здоровье писателя стало резко ухудшаться, начало пропадать зрение. Врачи диагностировали гипертонический нефросклероз — болезнь почек.

Тем не менее, Булгаков до последнего трудился над рукописью «Мастера и Маргариты». Писатель уже не вставал с постели, однако продолжал работать, жена в те дни отмечала в дневнике:

«Миша, сколько хватает сил, правит роман, я переписываю».

​В конце зимы 1940 года Булгаков почти утратил возможность диктовать, однако по-прежнему пытался редактировать рукопись. По данным исследователей, последняя авторская правка была внесена 13 февраля и звучала как предчувствие: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»

10 марта 1940-го, на 49-м году жизни Булгаков скончался. Рассказывается, что перед смертью он звал свою первую жену, Татьяну Лаппу, перед которой не переставал испытывать чувство вины. Женщина, в то время жившая в Иркутской области, вспоминала:

«И вдруг мне Крешков (гражданский муж) газету показывает: Булгаков скончался. Приехала (в Москву), пришла к Леле (сестре писателя). Она мне все рассказала, и то, что он меня звал перед смертью… Конечно, я пришла бы. Страшно переживала тогда. На могилу сходила».

Роман «Мастер и Маргарита» же пролежал на полке более четверти века и был впервые опубликован в ноябрьском номере журнала «Москва» за 1966 год.

5 мистических случаев в жизни Михаила Булгакова

Михаил булгаков: мистика жизни

Михаил Булгаков. Фото: wikipedia.org

77 лет назад скончался известный писатель и драматург.

10 марта 1940 году скончался один из самых известных российских писателей – Михаил Афанасиевич Булгаков. Его жизнь по сей день окутана тайной. О его таланте ходит множество слухов.

После выхода романа “Мастер и Маргарита” поговаривали, что способности Булгакова не иначе, как имеют чертовской характер.

Его ставят в один ряд с не менее загадочными писателями, как Эдгаром По и Говардом Лавкрафтом. 

Мистика в жизни Булгакова

Михаил Афанасиевич встречал Гоголя. В голодном и ужасном 1917 году, работая в одной земской больнице врачом, молодой Михаил Булгаков тяжело заболел дифтерией.

Важно

Чтобы излечится он впрыскивал себе противодифтерийную сыворотку, которая моментально дает ужасный аллергический эффект: все тело молодого врача покрылось сыпью, лицо его распухло, начался нестерпимый зуд.

Дабы облегчить страдания будущий писатель попросит жену сделать ему инъекции морфия. После этого у него появилось привыкание к наркотику.

Это тревожило супругу писателя Татьяну, как так из-за этого он стал агрессивно себя вести. Тогда она решила тайно подменить опиум на дистиллированную воду. У Булгакова началась ломка.

Поздней осенью 1918 года, на съемной квартире в Киеве к корчившемуся от боли Булгакову явился … Гоголь! Как писал позже в одном из своих дневников Михаил Афанасьевич, той ночью к нему в комнату стремительным шагом вошел “низенький остроносый человечек с маленькими безумными глазами”, склонился над его кроватью и зло погрозил ему пальцем.

С той драматичной и памятной для писателя ночи он удивительным образом навсегда избавился от наркотической зависимости, которую позже весьма убедительно описал в своем рассказе “Морфий”.

На последнем вздохе. Даже на пороге смерти Михаил Афанасьевич не прекращал шлифовать одно из самых таинственных произведений “Мастер и Маргарита”. Последней фразой, отредактированной автором в романе, была реплика Маргариты: “Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?”. После этого писатель умер.

Бегемот умел лаять. У знаменитого помощника Воланда кота Бегемота существовал реальный прототип. У Михаила Афанасьевича был черный пес по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна. Однажды, когда Булгаков праздновал Новый год, после боя курантов Бегемот пролаял 12 раз, хотя его никто этому не учил.

Орден масонов. Среди множества версий, бытует мнение, что писатель был одним из масонов. Многие считают, что он общался с нечистой силой и проводил оккультные обряды.

Пожар в соседней квартире. Все мы отлично помним невероятно обаятельную сцену с котом Бегемотом, который недовольно заявлял гражданам: “Не шалю, никого не трогаю, починяю примус”.

Оказывается, в момент, когда Булгаков в очередной раз редактировал этот эпизод, в квартире этажом выше неожиданно начался пожар.

Огонь успели вовремя затушить, при попытке же отыскать источник возгорания выяснилось – на кухне соседей писателя загорелся самый обыкновенный примус.

Мистический Михаил Афанасьевич Булгаков: интересные факты из жизни писателя, произведения

Михаил булгаков: мистика жизни

Сегодня мы поговорим о самом мистическом и интересном писателе всех времен и народов. Не смотря на то, что он Российский писатель, его читают по всему миру, и всех удивляет воображение этого знаменитого писателя.

Михаил Афанасьевич Булгаков

Русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр, оккультист. Автор романов, повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.

Известные произведения Булгакова: «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Театральный роман», «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич» и роман, принесший писателю мировую известность, – «Мастер и Маргарита», который был несколько раз экранизирован как в России, так и в других странах.

Дата и место рождения – 15 мая 1891 г., Киев, Российская империя.

Дата и место смерти – 10 марта 1940 г. (48 лет), Москва, СССР.

Факты

Булгакова величали «безумцем».

Михаил Булгаков был самым старшим ребенком в семье. Кроме него в семье воспитывались 4 сестры и 2 брата.

В 1936 году Булгакову пришлось зарабатывать на жизнь переводами. Он иногда принимал участие в спектаклях.

К осени 1922 года: Булгаков прославился очерками для берлинской русской газеты “Накануне”. В Москве открылась первая сельскохозяйственная выставка, и ему заказали обстоятельный очерк. Целую неделю Михаил Афанасьевич ездил на выставку и проводил там по несколько часов. Наконец материал был сдан.

Совет

Многие любили коллекционировать марки, но Булгаков коллекционировал театральные и концертные билеты, причем коллекционировал он только те билеты, которые покупал сам и по которым ходил на представление лично.

Предполагалось, что квартира писателя многократно обыскивалась работниками НКВД.

Особенно подробно автор описал национальные блюда и напитки кавказских и среднеазиатских республик.

В 48 лет Булгаков заболел той же болезнью, что и его отец. Нефросклероз забрал жизнь писателя. Булгаков считается писателем, который предпочитал мистику.

В 1922 году Михаилу Афанасьевичу подарили книгу авторства Александра Чаянова «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей». Главными героями этой гниги были Сатана и студент по фамилии Булгаков. По признаниям его второй жены Елены Белозерской, именно благодаря этой книге 7 лет спустя он приступил к написанию романа «Мастер и Маргарита».

Булгаков обожал устраивать застолья – было и хлебосольно, и весело. “Лучший трактир в Москве!” – так называл он свой дом.

Мать Булгакова была учительницей в Орловской губернии.

Большинство рассказов были написаны Михаилом Афанасьевичем в те годы, когда только отгремело эхо голодной гражданской войны, во времена НЭПа, когда бедный писатель, пьесы которого так и не были одобрены Сталиным, жил впроголодь. Оставалось только мечтать о прекрасном, а наслаждаться собственными блюдами и, иногда, рестораном Союза писателей.

Мало кто знает, что роман «Мастер и маргарита» был посвящен возлюбленной писателя Елене Сергеевне Нюренберг. Это была его последняя любовь и самая сильная, она принесла много страданий и счастья обоим.

К тому времени как они встретились, у них уже были семьи, которые пришлось разрушить, чтобы навсегда соединить свои судьбы узами брака.

В статье «Интересные факты из жизни Булгакова» речь пойдет именно об этом.

Обратите внимание

В 1917 году Михаил Афанасьевич оберегался от дифтерии, потому что после операции он принимал антидефтирийные лекарства.

Водочку он уважал и любил разбавить ее рижским бальзамом, но пьяным никогда не напивался.

Свое первое произведение Булгаков написал, когда ему было всего 7 лет и называлось оно «Похождения Светланы».

В начале сентября 1936 года роман «Мастер и Маргарита» был закончен. Прообразом главной героини стала супруга поэта, с которой они счастливо прожили 8 лет.

Для Елены Сергеевны Нюренгберг, ставшей Булгаковой это были самые счастливые годы в ее жизни. Когда-то в начале 1930-х годов, Михаил Афанасьевич Булгаков сказал ей об одной просьбе: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках».

Супруга целиком и полностью посвятила себя мужу и выполнила данное обещание.

В Первую мировую войну несколько месяцев был врачом во фронтовой зоне. В конце февраля 1919 г. военврач Булгаков был мобилизован в Украинскую армию, а в августе 1919- го уже служил военврачом в Красной Армии. В октябре этого же года перешёл в Армию Южной России, где служил врачом в казачьем полку и воевал на Северном Кавказе.

В Москве имеется музей-дом с названием «Булгаковский дом».

Взрослея и набирая высоту, писатель Булгаков вдохновлялся музыкой. Среди его постоянных музыкальных спутников – «Аида» Верди, оперы Чайковского и, конечно, «Фауст» Гуно.

Михаил Булгаков поступил на медицинский факультет в Киевском университете. В 1916 году Михаил Афанасьевич получил диплом и продолжал работать в деревне врачом.

У Михаила Булгакова было 3 супруги.

Важно

Знаменитая советская комедия «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) была снята по произведению Булкакова «Иван Васильевич», только в пьесе инженера Тимофеева зовут Николай, а в фильме Александр (Шурик).

Кроме того на сегодняшний момент экранизировано более двух десятков произведений, причем выпускала эти фильмы не только Россия.

Один только роман «Мастер и Маргарита» был экранизирован 9 раз (Россия, Польша, Югославия, Италия, Великобритания, Израиль, ФРГ, Венгрия).

В 1917 году Михаил Афанасьевич начал постоянно принимать морфий.

Булгаков воспринимал жизнь как человек, очарованный музыкой. Сам говорил о своей музыкальности очень просто:«Потребность слушать музыку для меня характерна. Можно сказать, что музыку, хорошую, я обожаю. Способствует творчеству».

В качестве памятника, после кончины известного писателя, его жена выбрала огромную гранитную глыбу – Голгофу. До этого данная глыба являлась подножием креста, который был установлен на месте захоронения Гоголя.

https://www.youtube.com/watch?v=xjEtjFWjJtg

Михаил Афанасьевич был противником коммунизма.

Ни в едином из трех браков Булгакова детишек не было.

Незадолго до смерти Булгаков уже не мог сам писать, так как здоровье не позволяло и роман «Мастер и Маргарита» дописывала его жена Елена Шиловская под диктовку писателя. Несмотря на все это роман был закончен, но не был опубликован в ближайшее время. Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован лишь в 1966 году, т.е. через 26 лет после смерти писателя.

Его папой был профессор Киевской духовной академии.

Любимой оперой писателя считалась «Фауст».

В 1928 году Булгаков вместе с супругой посетил Кавказ.

В романе «Белая гвардия» Михаилу Булгакову удалось точно описать дом, где он проживал на Украине.

В 8 лет прочитал «Собор Парижской Богоматери». Имел исключительную память, многое из прочитанного запоминал наизусть.

Совет

Дядя Булгакова был знаменитым московским доктором-гинекологом. Дядя Булгакова – это прототип профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Осенью 1921 года Михаил Афанасьевич навсегда переехал жить в столицу России.

У писателя действительно проживал Бегемот, но это была собака.

На Андреевском спуске содержалась квартира Булгаковых, ставшей прообразом дома Турбиных в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». Сейчас в этом доме — мемориальный музей писателя.

Повести, романы, рассказы бУЛГАКОВА

1922 год – повесть Похождения Чичикова 1924 год – роман Белая гвардия 1923 год – повесть Дьяволиада 1922  год – повесть Записки на манжетах 1922 год  – рассказ № 13.

— Дом Эльпит-Рабкоммуна 1922 год  – рассказ Арифметика 1922 год –  рассказ В ночь на 3-е число 1922 год –  рассказ В театре Зимина – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год –  рассказ Как он сошёл с ума – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год –  рассказ Каэнпе и капе – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год –  рассказ Красная корона – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год –  рассказ Налёт. В волшебном фонаре – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год – рассказ Необыкновенные приключения доктора – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год  – рассказ Ноября 7-го дня – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год – рассказ Остерегайтесь подделок! – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год –  рассказ Птицы в мансарде – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год – рассказ Рабочий город-сад – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год – рассказ Советская инквизиция – сборник «Заметки и миниатюры» 1923 год – рассказ Китайская история. 6 картин вместо рассказа 1924 год – рассказ Воспоминание… – посвящён смерти Ленина 1924 год – рассказ Ханский огонь 1924 год – повесть Роковые яйца 1925 год – рассказ Полотенце с петухом – цикл «Записки юного врача» 1925 год – рассказ Крещение поворотом – цикл «Записки юного врача» 1925 год – рассказ Стальное горло – цикл «Записки юного врача» 1925 год – рассказ Вьюга – цикл «Записки юного врача» 1925 год – рассказ Тьма египетская – цикл «Записки юного врача» 1925 год – рассказ Пропавший глаз – цикл «Записки юного врача» 1925  год -рассказ Звёздная сыпь – цикл «Записки юного врача» 1925 год – рассказ Богема 1925 год – рассказ Праздник с сифилисом – юмористический рассказ 1925 год – повесть Собачье сердце 1926 год – рассказ Бубновая история 1926 год – рассказ Я убил – цикл «Записки юного врача» 1926 год- рассказ Морфий 1926 год – рассказ Трактат о жилище – сборник «Трактат о жилище» 1926 год – рассказ Псалом – сборник «Трактат о жилище» 1926 год – рассказ Четыре портрета – сборник «Трактат о жилище» 1926 год – рассказ Самогонное озеро – сборник «Трактат о жилище»

1929-1940 год – полностью в 1973 роман Мастер и Маргарита

Мистический Михаил Афанасьевич Булгаков: интересные факты из жизни писателя, произведения обновлено: Сентябрь 14, 2017 автором: interesno-vse.ru

Мистика в жизни Михаила Булгакова

Михаил булгаков: мистика жизни

Михаил Булгаков — один из самых известных и любимых русских писателей современности, как в России, так и за рубежом. Почти все его произведения отличаются мистической составляющей, хотя автор использовал этот прием для отображения действительности того времени. Потому что вся его жизнь, с юности и до смерти была наполнена злом и дьявольщиной.

Школьник-мистик

Известно, что будучи учеником Первой киевской гимназии Булгаков получал пятерки только по географии и Закону Божию. При этом, по воспоминаниям сестры писателя, Михаил никогда не соблюдал Великий пост, не исповедовался и отказывался признавать божественность Иисуса Христа.

Однако у мальчика имелась целая коллекция разных амулетов, в силу которых он искренне верил, с друзьями предпочитал скреплять клятвы только кровью и увлекался оккультной литературой. В подростковом возрасте Булгаковы не раз устраивали дома спиритические сеансы и и именно Михаил заявлял, что видел духов и другие странные явления.

Любимым его писателем был Николай Гоголь, а его произведения «Вий», «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь или Утопленница» были зачитаны подростком, что называется «до дыр».

В то же время он увлекся театром, например, наизусть цитировал русские переводы «Аиды» и «Фауста», дьявольский сюжет которого впоследствии оказал влияние на создание его главного романа «Мастер и Маргарита».

Врач-наркоман

Еще обучаясь в Киевском университете на медицинском факультете, студент Булгаков принес домой кокаин. Он предложил своей молодой жене Татьяне совместно попробовать наркотик.

Они испытали странную галлюцинацию, которая сильно поразила воображение будущего врача и писателя. Михаил увидел, что в их квартиру пробралась огненная змея и стала убивать людей. Повторять наркотический опыт супруги не стали, им не понравились побочные действия кокаина.

Но спустя два года после этого события уже земский врач Булгаков стал употреблять морфий.

Однажды к нему на лечение привезли больного дифтеритом мальчика. Отсасывая плевры, одну из них доктор по неосторожности проглотил. Опасаясь заражения, Михаил наспех сам себе сделал прививку от дифтерита.

Она вызвала страшный зуд и другие болезненные аллергические проявления, которые врач решил купировать себе при помощи морфия.

Обратите внимание

Наркотик оказался средством доступа в «другой мир», где великолепно работала фантазия и придумывались невероятные образы, а еще увеличилась работоспособность, ведь создавая литературные произведения, Булгаков продолжал лечить людей. При этом он стал принимать морфий два раза в сутки, доза постоянно увеличивалась.

Его жена и ее родные с переменным успехом боролись с наркотической зависимостью Михаила. Следует отдать должное мужеству этой женщины. Татьяна Николаевна Булгакова в своих мемуарах описывала, как ее супруг с револьвером или палкой в руках не раз «гонял по квартире чертей», которые постоянно к нему «наведывались».

Создание главного дьявольского романа

Многие исследователи творчества писателя были уверены, что во время создания романа «Мастер и Маргарита» Булгаков не принимал наркотики. Каким-то чудом в его болезни наступила ремиссия и свой гениальный текст о божественности и дьявольщине автор написал в ясном уме.

Однако в 2015 году группа ученых из Израиля и Италии, по итогам своих исследований рукописи романа «Мастер и Маргарита», в журнале «Journal of Proteomics» опубликовали статью.

В ней говорится, что проведя химический анализ 10 из 127 случайным образом отобранных страниц оригинальной рукописи Булгакова, взятой из архивов РГБ и частных коллекций, они выявили наличие следов морфина, а также продукта его распада в ходе обмена веществ в организме человека.

Содержание морфина на квадратный сантиметр каждого из листов романа варьировалось от 2 до 100 нанограммов. Это значит, что в период с 1936 по 1940 годы писатель каждый день принимал морфин и он попал на страницы рукописи из его слюны, когда Булгаков перелистывал страницы.

И если вникнуть в суть произведения «Мастер и Маргарита», то можно уловить невероятную авторскую идею: талант, как и настоящая любовь даруется человеку отнюдь не Богом, и как страшно за эту гениальность потом приходится расплачиваться.

Михаил Булгаков: мистические знаки в жизни знаменитого писателя

Михаил булгаков: мистика жизни

 

15 мая исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого писателя Михаила Булгакова, чья жизнь была окутана мистическими происшествиями. Личность мэтра славится свой неоднозначностью, а его самого называют одной из самых противоречивых персон ХХ столетия, передает Joinfo.ua.

Легендарный роман «Мастер и Маргарита» популярен по всему земному шару, и экранизирован несколько раз. Также он автор «Собачьего сердца», «Записок юного врача», «Театрального романа», «Белой гвардии», «Зойкиной квартиры» и «Дней Турбиных».

 

“Дружба” с морфием

Как информирует наш журналист Амалия Червинчук, в жизни Булгаков был немногословен. Он в строжайшем секрете, и даже от друзей, держал то, что ему три раза являлся дух его коллеги, известного мистика Николая Гоголя.

О таинственных встречах стало известно только после смерти Михаила Афанасьевича, которую они сам и предсказал. Его здоровье пошатнулось после того, как Сталин запретил постановку спектакля «Рашель».

Важно

В результате драматург начал слепнуть, а доктора поставили неутешительный диагноз – гипертонический нефросклероз (болезнь почек). Чтобы снять невыносимую боль, Михаилу Булгакову пришлось вновь употреблять морфий. Хотя именно с этим наркотиком он ранее выиграл нелегкий бой.

Именно в эти дни писатель закончил свой знаковый роман «Мастер и Маргарита». Он не мог писать самостоятельно, поэтому надиктовывал текст своей супруге.

След Гоголя

10 марта 1940 года писателя не стало. Михаила Булгакова похоронили на Новодевичьем кладбище. Стараниями его третьей супруги на могиле драматурга был установлен камень, ранее лежавший на могиле Гоголя. Таким знаковым способом даже в иной мир писателиь уходил, тесно переплетя свою энергетику.

 

Как описывал сам Булгаков, впервые дух Гоголя, «невысокого остроносого человечка с безумными маленькими глазами», он увидел осенью 1918 года. В тот период Михаил был зависим от морфия.

Работая врачом в детской больнице, он заразился дифтерией, и у него пошла реакция на сыворотку против болезни. Инъекция морфия его спасла, однако появилась зависимость. Ее он всячески скрывал от друзей, на фоне чего даже страдал от долгих депрессий.

Первая супруга Булгакова, Татьяна Николаевна, пыталась избавить мужа от пагубной зависимости. Вместо морфия она впрыскивала писателю дистиллированную воду, а тот мучился от ломок.

Во время очередного приступа к нему в комнату «пришел» Гоголь и пригрозил пальцем. После этого случая Михаил Булгаков избавился от наркотической зависимости.

 

В 1920 году появились первые драматургические опыты писателя, а в 1921 году он перебрался в Москву. В 1925 году он во второй раз женился, на Любови Белозерской.

Главная муза

Второй раз Булгаков «увидел» Гоголя перед тем, как познакомился со своей третьей женой, Еленой Шиловской. Он отбил ее у мужа, и эта 35-летняя дама стала главной любовью и музой писателя. Хотя этот бурный роман не обошелся без криков и расставаний.

 

Как позже оказалось, подъезд, в котором обитала Шиловская, был Михаилу уже знаком. Год назад на темных улицах он вновь встретил Гоголя, который указал на ее дом. Выходит, что мистический автор указал ему на дом будущей жены.

Третья встреча двух великих мистиков произошла во сне. В тот период Булгаков работал над постановкой гоголевских «Мертвых душ», но работа шла очень медленно. В одну из ночей к нему пришел Гоголь и грозно закричал: «Что это значит!», а потом: «Укрой меня гранитною шинелью!».

 

Михаил Афанасьевич не понял, чтобы это могло значить. Однако эту тайну разъяснила уже после смерти драматурга его супруга. Придя на могилу Булгакова, она зашла в кладбищенскую мастерскую, чтобы выбрать памятник.

В мастерской она наткнулась на странное гранитное надгробие. объяснил ей, что это голгофа, которую сняли с могилы Гоголя. Елена вспомнила о странном сне Булгакова. В результате, гранитную «шинель» поставили на могилу драматурга.

Совет

Интересно, что спустя время покойный Михаил Афанасьевич пришел во сне, откланялся ей и покинул белую комнату, закрыв за собой дверь.

Напомним, что киноадаптацию романа «Мастер и Маргарита» запретили к показу на территории Украины. Нацсовет Украины по вопросам ТВ также «объявил войну» и Гоголю.

9 интересных фактов о Михаиле Булгакове | Marie Claire

Михаил булгаков: мистика жизни

Юное дарование

Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве в профессорской семье, так что хорошее образование было для будущего писателя не роскошью, а скорее вынужденной необходимостью.

Несмотря на то, что большинство источников утверждает, будто Булгаков пришёл к писательству в зрелом возрасте, это не совсем так.

С детства Булгаков тяготел к литературе, его сестра, находясь уже в преклонном возрасте, не раз повторяла, что самостоятельно научившись читать, ещё до поступления в гимназию, Булгаков осилил «Собор парижской богоматери», а в семь лет и вовсе создал первое собственное произведение под названием «Похождения Светланы». В пятом классе гимназии из-под его пера вышел фельетон «День главного врача», будущий писатель охотно сочинял эпиграммы, сатирические стихи, однако, главным своим призванием считал медицину и мечтал о профессии врача.

Булгаков и морфий

Михаил Булгаков действительно выучился на доктора и довольно долго занимался медицинской практикой. По окончании медицинского университета в 1916 году студента Михаила Булгакова направили по распределению земским врачом в Смоленск, куда он отправился с первой женой Татьяной. Спустя год Булгаков впервые принял морфий.

Постоянная работа с дифтерийными больными заставляла молодого врача принимать антидифтерийные препараты, которые в свою очередь неожиданно спровоцировали сильнейшую аллергию, чтобы облегчить боль Булгаков воспользовался морфием. По некоторым данным,  отказаться от спасительного и смертоносного наркотика он не мог до конца жизни.

Булгаков и Сталин

Загадочные отношения связывали писателя с Иосифом Сталиным. Сталин очень любил «Турбиных», смотрел спектакль не менее пятнадцати раз, с энтузиазмом аплодируя артистам из правительственной ложи. Восемь раз «отец народов» был на «Зойкиной квартире» в Театре им. Е. Вахтангова.

И в то же время, по уверениям историков в квартире Булгакова не раз проводились обыски, на Лубянке писатель был практически завсегдатаем, а роману «Мастер и Маргарита» и вовсе было не суждено увидеть свет. Наличие такого заклятого друга тяготило Булгакова, лишало возможности быть услышанным, и всё-таки вырваться из замкнутого круга не было никакой возможности.

Свои отношения с Вождём, Михаил Афанасьевич не раз сравнивал с дружбой с Сатаной, полагая, что подчинение тирану равносильно продаже души дьяволу.

Отсутствующий персонаж

В 1937 году, в годовщину смерти А. С. Пушкина,  несколько действующих драматургов представили вниманию широкой общественности пьесы, посвящённые поэту, среди них был и Булгаков. Правда, в отличие от своих коллег, он решил взять искушённых критиков своей оригинальностью.

Сочтя, что пьеса о Пушкине вполне может обойтись без одного персонажа, он немедленно исключил его. Булгаков считал, что появление этого действующего лица на сцене будет вульгарно и безвкусно. Отсутствующим персонажем был сам Александр Сергеевич.

Пьесу эту играют в театрах страны по сей день.

Кадр из фильма “Белая гвардия”

Клад в доме Турбиных

В романе «Белая гвардия», Булгаков довольно точно изобразил дом Турбиных, за основу он взял свои воспоминания из юности – описания полностью соответствовали тому дому, где жил он сам в Киеве.

Правда в романе присутствовала одна деталь, не существовавшая в реальности, но, тем не менее, сильно испортившая жизнь хозяевам дома.

Дело в том, что ознакомившись с произведением писателя, владельцы практически полностью разрушили постройку в попытке отыскать клад, описанный в «Белой гвардии». Вполне естественно, что незадачливые искатели сокровищ остались ни с чем.

Маргарита и её прототип

Михаил Булгаков и Елена Шиловская

Михаил Булгаков женат был трижды, но только третья супруга, Елена Сергеевна Шиловская, которую писатель увёл у влиятельного чиновника, стала ему не просто верным другом, но и музой. Их встреча случилась в квартире художников Моисеенко.

Спустя 40 лет Елена Сергеевна так вспоминала об этой встрече: «…Когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на всё, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва… мы встретились и были рядом.

Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь».

Именно она является прототипом Маргариты из знаменитого романа, а Мастер, как нетрудно догадаться,  сам Булгаков. В обществе, где вращался Булгаков, к Шиловской относились неоднозначно. Конечно, времена святой инквизиции давно канули в лету, но вот слухи запретить не мог никто.

Михаила Афанасьевича, а вместе с ним и Елену искренне побаивались.

Ещё бы, после появления удивительно реалистичного текста о дьяволе, который к тому же в одной из первых редакций назывался «Сатана», вкупе с полным отсутствием проблем с властью (в сравнении с другими деятелями искусства, Булгаков жил практически в раю), писателя и его супругу нередко обвиняли в связи с нечистой силой. 

История Воланда

Культовый роман «Мастер и Маргарита» изначально задумывался как апокрифическое «евангелие от дьявола», а любовная линия отсутствовала в нём вовсе. С годами простая и одновременно с этим жуткая концепция усложнялась, трансформировалась, впитывая в себя, как губка, судьбу писателя.

Воланд, центральный персонаж произведения, получил своё имя от гётевского Мефистофеля. Правда, в поэме «Фауст» оно звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идёт!» В старинной немецкой литературе чёрта называли ещё одним именем — Фаланд.

Оно возникает и в «Мастере и Маргарите», когда служащие варьете не могут вспомнить имя мага: «…Может быть, Фаланд?»

Обратите внимание

К слову, в первой редакции, где не было ещё ни Мастера, ни Маргариты, детальному описанию Воланда посвящено было целых 15 страниц (сейчас этот текст безвозвратно утрачен). У тех, кому довелось ознакомиться с первым вариантом, сомнений не оставалось: такие подробности о дьяволе может написать лишь тот, кто знаком с ним лично.

Олег Басилашвили в роли Воланда

История с примусом

О романе «Мастер и Маргарита» ходит немало легенд, чем дольше живёт творение Булгакова, тем больше слухов и всякого рода мистических и жутковатых подробностей. Одну из историй, связанных с созданием произведения рассказывают так часто, что, вполне вероятно, она произошла на самом деле.

Все мы отлично помним невероятно обаятельную сцену с котом Бегемотом, который недовольно заявлял потрясённым его суровым видом гражданам: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус». Оказывается, в момент, когда Булгаков в очередной раз редактировал эпизод, в квартире этажом выше неожиданно начался пожар.

Огонь успели вовремя затушить, при попытке же отыскать источник возгорания выяснилось – на кухне соседей писателя загорелся самый обыкновенный примус.

Кадр из сериала “Мастер и Маргарита”

Загадочная смерть

Точно так же как и жизнь, кончина Михаила Булгакова окутана тайной. Конечно, существует и официальная версия – писатель скончался от наследственного почечного заболевания, в связи с этим перед смертью он практически ослеп и испытывал невыносимую боль, что заставило его вновь начать принимать морфий.

Нередко, однако, утверждают, что умер Булгаков от обыкновенной наркотической передозировки.

Существует и ещё одна версия, мистическая: вспомните финал «Мастера и Маргариты», там Мастер со своей возлюбленной переместились в небытие, где можно было спокойно вместе провести вечность, говорили, что своего «писаря» Булгакова Сатана забрал к себе и в реальности, правда без жены.

Булгаков и Гоголь: два мистика

Михаил булгаков: мистика жизни

Михаил Булгаков, мистик, написавший «Мастера и Маргариту», во время Гражданской войны в России стал наркоманом. Писатель страдал депрессиями, выпивая опий из склянок, кидал в жену примусом и даже хотел застрелить из револьвера.

Причиной наркомании стала дифтерия. Пытаясь излечиться от неё, Булгаков впрыскивал сыворотку, побочным эффектом этого стала ужасная аллергия – кожа покрывалась сыпью. Тогда-то и помог Михаилу Афанасьевичу морфий, но писатель приобрел наркозависимость к препарату.

По профессии Булгаков был медиком, умел лечить людей, а заразился дифтерией от больного ребенка. Диагноз себе определил сразу. В Киеве 1918 года уже лечился опием, одновременно практикуя и врачебное дело.

Николай Гоголь (слева, 1809-1852) и Михаил Булгаков (1891-1940)

Первая «встреча» с Гоголем

В это время Булгаков первый раз «встретился с Гоголем». Последняя фраза написана в кавычках, ибо годы жизни Гоголя 1809-1852, а Булгаков родился и жил позднее, а именно, 1891-1940 и поэтому вживую они не могли встретиться.

Было Михаилу Афанасьевичу видение, пригрозившее пальцем, дабы не употреблял наркотик. В феврале 1919 года Булгакова мобилизовали в армию в Украине. Лечил он терских казаков, а сам в 1920 году подхватил тиф.

Вылечился от него, находясь на стороне белогвардейцев. Выздоровлению помогла жена Татьяна Николаевна. Позднее уже Булгакова как врача не репрессировали, и в 1921 г.

он переезжает в Москву, где трудится фельетонистом в газетах.

С Татьяной Лапой Булгаков разошелся в 1924 году. Детей они не нажили, ибо жена делала аборты, видя состояние мужа. Вторая женитьба Михаила Афанасьевича состоялась весной 1925 г. Он нашел Любовь Белозерскую, по происхождению польку. Она развелась с мужем-писателем Василевским.

В следующем году Булгаков начал работать над романом «Собачье сердце», но ОГПУ изъяло рукопись.

А через три года сердцем писателя завладела другая женщина – Елена Шкловская, ей и рассказал Михаил о странных «встречах» с Николаем Гоголем, но уже умирая.

Второе видение с Гоголем

ОГПУ следило за Булгаковым и он это знал. Писатель любил прогуливаться по московским улицам вечерами, однажды на перекрестке и «столкнулся с Гоголем». Или это был человек, чрезвычайно похожий на Николая Яновского (настоящая фамилия Гоголя), или то было снова видение.

Призрак кивнул на один из каменных домов, словно приглашая зайти туда, а потом исчез в подворотне. Оказалось, что в том дому и проживала Елена Шкловская, ставшая вскоре третьей женой Булгакова.

Третье «свидание» с Гоголем

Третий раз Николай Гоголь «наведался» к Михаилу Булгакову уже в 1932 году.

«Ворвавшись» прямо в квартиру, привидение предъявило обвинения насчет постановки «Мёртвых душ», над которой и работал Михаил Афанасьевич в то время.

Дело происходило во сне (по словам самого Булгакова), только очень ярком и запомнившемся. Проснувшись, писатель долго размышлял над явлениями ему Гоголя, лишь на смертном одре раскрыв эту тайну своей третьей жене.

Прожив 48 лет, Булгаков скончался от болезни почек. Это случилось в 1940 г. Делая инъекции морфия с 1918 года, корчась порой от «ломки», он всё же продолжал писать до последних дней.

Похоронили его на Новодевичьем кладбище, установив надгробие, снятое с могилы Гоголя. А тому сделали новый памятник в честь столетия со дня смерти. Оба писателя в чем-то схожи. Обращались к мистике, не дожили до пятидесятилетия, были людьми мнительными. Гоголь боялся летаргического сна, а Булгаков – огласки его наркомании и тёмных потусторонних сил.

Мистика в жизни Булгакова — мысли и время

Михаил булгаков: мистика жизни

Главная >> Пешеходные экскурсии

Количество участниковСтоимость на группу
от 1 до 105900
от 11 до 206900
от 21 до 307900
от 31 до 408900

 
Заказать эту экскурсию Вы можете на любую дату по телефонам: +7(495) 290-90-91; +7(926) 805-48-77 или отправить заявку на эл. почту zakaz@смотригород.рф    

 

Михаил Афанасьевич Булгаков — один из самых загадочных писателей русской литературы. Мистика и чертовщина окружала его во всем: и в жизни, и в его романах, и в мыслях. Почему, отчего? Даже квартира, в которой проживал писатель, прославилась на весь мир своей «нехорошестью».

На нашей прогулке мы поговорим о жизни Булгакова, о его музах, попробуем погрузиться в его мысли и ответить на вопрос: отчего и почему. Пройдемся по памятным булгаковским местам и попытаемся взглянуть на них, его же глазами.

В Большом Гнездниковском переулке узнаем, каким образом один из первым московских тучерезов был связан с литературной деятельностью Булгакова и как состоявшаяся в 1929 году встреча явилась судьбоносной в судьбе Михаила Афанасьевича. Пройдемся по переулку, где Мастер встретил свою Маргариту.

Далее мы узнаем, где по Булгакову, находился знаменитый на всю Москву ресторан «Грибоедов» и почему автор романа дал ему такое название. Мы увидим дом, где советские писатели выносили «литературные» приговоры своим коллегам, и узнаем, какой вид спорта объединял Булгакова и Маяковского.

Важно

Поднимемся по Тверском до пл. Маяковского и подойдем к дому, расположенному по адресу Большая Садовая 10, у Булгакова в романе этот дом соответствует адресу Большая Садовая 302-бис.

Именно в этом доме наш писатель проживал первые три года московской жизни.

Слушая рассказ о его житье-бытье в этом доме мы легко представим и поймем, почему Булгаков писал про это время «идет самый черный период моей жизни» и почему его жилье «прославилось» на весь мир своей «нехорошестью».

Затем мы подойдем к Патриаршим прудам, откуда начинается знаменитый роман Булгакова, и где произошла роковая для председателя МАССОЛИТа Берлиоза встреча с Сатаной и его свитой, вспомним начало романа и узнаем, действительно ли на Патриарших ходил трамвай.

Покидая Патриаршие пруды, мы последуем в том же направлении, куда бросился в погоню Иван Бездомный за Воландом и его свитой. По дороге увидим один из предполагаемых особняков Маргариты.

На улице Спиридоновка узнаем, куда приходил и к кому обращался Михаил Афанасьевич за помощью, где жил «красный граф» Толстой, ставивший «Дни Турбиных» так же высоко, как и «Вишневый сад» Чехова и напророчивший Булгакову три брака.

Увидим дом, «колдуньи» Елены Сергеевны, третьей жены писателя, в котором она жила после смерти мужа.
Выйдя на Бульварное кольцо, подойдем к любимому многими москвичами памятнику знаменитому русскому писателю, которого Булгаков считал своим учителем. По мнению некоторых исследователей творчества Булгакова, столько высоко почитаемый им писатель явился прототипом Мастера.

 
Продолжительность путешествия: 2 часа.    

Место встречи: на Пушкинской площади, у памятника Пушкину.      

‘Мистика’ Булгакова была основана на реальных фактах

Михаил булгаков: мистика жизни

Хотя Булгаков и называл себя “мистическим писателем”, его по праву можно причислить к пионерам научной фантастики первой половины прошлого века.

Если его предшественники: Свифт, Жюль Верн, Герберт Уэллс больше поглядывали в небо, то автор “Мастера и Маргариты” посвятил себя сугубо земным проблемам: трактовке аномальных явлений, загадкам времени и пространства, астрологическим тестам.

Без этих интригующих моментов сегодня не обходится ни один фантастический бестселлер, включая и триллеры о “звездных войнах”. В нашем тесном трехмерном мире нам особенно привлекательны гипотезы о существовании других измерений, именуемых в научных изданиях “параллельными мирами”.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР

Тайны “параллельных миров” тесно переплетаются с законами времени и пространства. Как вы помните, идя на свидание с Воландом, Маргарита в сопровождении Азазелло оказалась в “нехорошей” квартире N50: “Первое, что поразило Маргариту, это та тьма, в которую она попала… Но тут вдалеке и вверху замигал огонек какой-то лампадки и начал приближаться…

Стали подниматься по каким-то широким ступеням, и Маргарите стало казаться, что конца им не будет. Ее поражало, как в передней обыкновенной московской квартиры может поместиться эта необыкновенная невидимая, но хорошо ощущаемая лестница… Но тут подъем кончился…

Маргарита поняла, что она находится в совершенно необъятном зале, да еще с колоннадой, темной и по первому впечатлению бесконечной…”

Далее происходит разговор Маргариты с Коровьевым: “Более всего меня поражает, где все это помещается”, — она повела рукой, подчеркивая этим необъятность зала.

Совет

Коровьев сладко ухмыльнулся, отчего тени шевельнулись в складках у его носа. “Самое несложное из всего, — ответил он. — Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов.

Скажу вам более, уважаемая госпожа, до черт знает каких пределов!..”

Именно многомерностью пространства ученые объясняют все мыслимые и немыслимые метаморфозы в нашем воспаленном мозгу, вплоть до “зеленых человечков”. В надежде избавиться от этих кошмаров хочется бежать хоть на край света. И здесь к нашим услугам — всемогущие силы природы.

Спонтанное перемещение объекта (или живого существа) из одной точки планеты в другую, в научно-фантастической литературе называется телепортацией.

История знает много случаев, когда люди, сами того не ведая, каким-то образом неожиданно оказывались в очень отдаленных и незнакомых им местах.

ГРУНЯ УЛЕТЕЛА В ВОРОНЕЖ, А ЛИХОДЕЕВ В ЯЛТУ

Ярче всех у Булгакова перемещается в пространстве — Степан Лиходеев, директор Варьете: “Он заглянул в переднюю и испугано закричал: “Груня! Какой тут кот у нас шляется? Откуда он? И кто-то еще с ним?” “Не беспокойтесь, Степан Богданович, — отозвался голос, но не Грунин, а гостя из спальни, — кот этот мой. Не нервничайте. А Груни нет, я услал ее в Воронеж, на родину…”

Вот так-так. Всемогущий Воланнд, не мудрствуя лукаво, отправил домработницу в другой город, а через несколько часов — и ее хозяина, только уже к морю, в солнечный город Ялту. И отправил он их не в мягком или плацкартном вагоне, а прямым путем… по воздуху.

Герои Булгакова преподносят сюрпризы на каждом шагу: “Степа повернулся и в зеркале, помещавшимся в передней… отчетливо увидел какого-то страшного субъекта… А тот отразился и тотчас пропал.

Степа в тревоге поглубже заглянул в переднюю, и вторично его качнуло, ибо в зеркале прошел здоровенный черный кот и также пропал…

” На этом страхи Степы не закончились: “Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию…”

Обратите внимание

Исследователи аномальных явлений так и называют параллельный нашему мир — Зазеркальем. Так что зеркало в данном случае имеет еще и символический смысл.

Правда, из этой “зазеркальной” страны к нам порой наведываются невидимые шалуны-“барабашки”, за действиями которых закрепился термин — полтергейст (“игра духов”). В романе это явление проиллюстрировано следующим образом: “Маргарита плечом ударилась о какой-то освещенный диск… Это рассердило Маргариту. Она…

концом щетки разбила его вдребезги. Посыпались с грохотом осколки, прохожие шарахнулись, где-то засвистели… Две лампочки разорвало, и во все стороны полетели подвески…

В противоположных домах в окнах на освещенном фоне возникали темные силуэты людей, старавшихся понять, почему без всякой причины лопаются стекла в новом здании Драмлита…” Маргарита преподала урок классического полтергейста. Она даже устроила целый праздник в честь нераспознанной “игры духов”.

Мы уже привыкли, что после разговоров о полтергейсте речь сразу же заходит об НЛО. Причем самой “модной” темой являются пришельцы. Не диски, не светящиеся шары, а живые антропоморфные существа. Контакты с ними проходят по-разному. Но самым типичным среди них безусловно считается появление “чего-то” из “ничего”.

В книге мы можем обнаружить документально оформленные свидетельские показания очевидца, столкнувшегося с подобным явлением: “Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало…

И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке — жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.

А когда открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез…”

ИЕШУА РОДОМ ИЗ КИЕВА?

Важно

Любопытно, что Булгаков, занимаясь в киевской гимназии, имел по астрономии и космографии жирную “единицу”. “Шалун из шалунов”, — вспоминали о нем одноклассники. “Посредственный гимназист”, — добавляли педагоги. Правда, Закон Божий Миша знал на “пятерку”.

Видимо, силы небесные и помогли юноше в выборе профессии: он стал не оперным певцом, как мечтал, не построил карьеру врача, к чему стремился, а решил стать литератором, что и принесло ему широкую известность.

Булгакову помогли его аналитический ум и талант художника.

Ведь образ Иисуса не случайно появился на станицах романа. И какую-то роль в этом, сыграли, безусловно, гены. Ведь дед писателя был сельским священником, отец — профессором Духовной академии, дядя — настоятелем русского храма в Японии. Да и сам автор родился в доме священника Крестовоздвиженской церкви на Подоле.

У Булгаковых часто бывал друг семьи, профессор богословия Василий Экземплярский, который в те годы работал над фундаментальным трудом “Образ Христа в изобразительном искусстве”. Коллекция Василия Ильича насчитывала свыше 10 тыс. фото и иллюстраций с ликом Спасителя.

Естественно, юный Михаил не мог пройти мимо таких духовных ценностей.

Обратим внимание: ведь Иешуа в романе — сугубо “киевский”! “Этот человек был одет в старенький и разорванный хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной…”

На картине Сведомского во Владимирском соборе Христос представлен именно таким.

В этом храме на западной стене размещена роспись художника Котарбинского “Христос на кресте” с изображенными тремя пустыми крестами на фоне черных туч и желтого горизонта.

И, словно иллюстрация к этому сюжету, отрывок из романа: ” С запада поднималась грозовая туча, черное дымное брюхо отсвечивало желтым… На вершине холма остались три пустых креста”.

ХОДИЛ НА “ФАУСТА” 41 РАЗ!

Ну, если Иешуа, — “киевский”, то Воланд — уж точно “московский”, подумает читатель. Но и здесь не надо спешить с выводами. Во-первых, в Белокаменной Лысых гор нет, а в Киеве — аж четыре. Так что резиденция “князя тьмы” на Днепре не отменяется.

Совет

Во-вторых, Булгаков настолько сам увлекся Вальпургиевой ночью, что ходил слушать “Фауста” в киевскую оперу 41 раз! Его любимой мелодией в те годы была ария Мефистофеля “На земле весь род людской”, где, кстати, присутствует рефрен: “Сатана там правит бал!”

Теперь о самом Мефистофеле. Известно, что литературным прообразом Воланда стал герой повести Александра Куприна “Каждое желание”, который под видом “странного посетителя” является к своей “жертве” следующим образом: “Цвет испуганно открыл глаза и быстро присел на кровати…

Он извлек из жилетного кармана древние часы с луковицей и посмотрел на них: “Теперь примерно три минуты одиннадцатого…” У Булгакова Воланд является к Степе Лиходееву точно так же: “Степа сел на кровать и вытаращил глаза на неизвестного… Незнакомец дружелюбно усмехнулся, вынул большие золотые часы с алмазным треугольником на крышке…

и сказал: “Одиннадцать!” Поразительно, но купринского “Воланда” звали Мефодем Исаевичем Тоффелем, а если сокращенно — МефИсТоффелем!

А вот все, что в романе связано с программой знаменитого бала сатаны, действительно, происходило в Москве.

В апреле 1935 года Булгаков с женой присутствовали на приеме, устроенном посольством США для советского правительства, дипломатов и прессы под названием “Весенний фестиваль”.

Вернувшись домой, Елена Сергеевна описала подробности этого грандиозного праздника в своем дневнике от 23 апреля 1935 года.

ИЗ ДНЕВНИКА ЖЕНЫ МАСТЕРА

Итак, в дневнике: “Я никогда в жизни не видела такого бала. Посол стоял наверху на лестнице, встречая гостей. Все — во фраках… Болен и другой американец спустились к нам на встречу и очень приветливо приняли…”

Обратите внимание

В романе: “Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром… Лестница стала заполняться. Теперь уже на каждой ступеньке оказались… фрачники. Маргарита механически поднимала и опускала руку, улыбаясь гостям”.

В дневнике: “В зале с колоннами танцуют, с хоров светят прожектора… Ужинали в зале, где стол с блюдами был затянут зеленой материей и освещен изнутри. Масса тюльпанов, роз. Необыкновенное изобилие еды, шампанского…”

В романе: “Духота сменилась прохладой большого зала с колоннами… Невысокая стена тюльпанов выросла перед Маргаритой… В следующей зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз… Били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями”.

В дневнике: “За стеной, отделяющей оркестр, живые птицы и фазаны, за отдельными столиками в громадной столовой ужинали медвежата в углу, а козлята, и петухи — в клетках…”

В романе: “Красногрудые зеленохвосные попугаи, цепляясь за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: “Я восхищен!” Потом Маргарита видела белых медведей, игравших на гармошках… И пусть меня повесят в тропическом саду на лиане, если на каком-нибудь балу когда-либо играл такой оркестр!” — закричал Кот”.

Как видим, вся мистика и фантастика писателя основывалась на реальных фактах. Булгаков писал только с натуры. Ибо он был истинным художником, а точнее — Мастером.

Дмитрий ЛАВРОВ, “Сегодня”

http://today.viaduk.net

Не пропусти молнию! Подписывайся на нас в Telegram