Критическое мышление и самокритика

Содержание

Критическое мышление: базовые принципы и приёмы

Критическое мышление и самокритика

Чтобы осмысленно действовать и о чём-либо рассуждать, собственным опытом не ограничиться. Аргумент «так делали всегда» стремительно вышел из моды с распространением всеобщей грамотности и массовой печати, поэтому тоже не работает так хорошо, как прежде. Сегодня наши поступки во многом определяются тем, что мы где-то услышали или прочитали.

Но даже эксперты то и дело ошибаются, не говоря уже о том, что всегда найдётся много желающих воспользоваться нашей доверчивостью: от предприимчивых торговцев исцеляющими браслетами и уникальными лечебными методиками до недобросовестных политиков, нуждающихся в общественной поддержке. Поэтому каждый из нас в меру своих сил пытается фильтровать окружающую информацию, отделять истинное от ложного и неточного.

Паста амосова – уникальные факты

5 грехов научной журналистики

Золотое правило журналистики — «сначала упрости, потом преувеличь». Согласно одной байке, в 50-е годы это правило выдал своим сотрудникам главный редактор The Economist. Сегодня оно применяется как никогда широко, и пользуются им далеко не только журналисты.

Обратите внимание

Каждый старается выработать для себя правила поведения, которые позволили бы ему маневрировать в информационном потоке, не подцепив по пути слишком уж вредные мыслительные вирусы.

Некоторые делают это тщательно и постоянно, другие не обращают особенного внимания на такую защиту и предпочитают плавно дрейфовать по течению.

Но было бы разумнее руководствоваться хотя бы примитивной техникой безопасности — правилами мышления, которыми можно пользоваться осознанно и систематически.

Правила техники безопасности преследуют нас всю жизнь, но к мыслительному процессу мы всё ещё относимся с халатностью.

Очень часто мы встречаемся с утверждениями, в которых чувствуется какой-то недостаток. «Здесь что-то не так» — думаем мы и решаем, что лучше держаться от этих утверждений подальше. Понять, что именно не так с сомнительными рассуждениями, обосновать свою критику и выдвинуть собственные аргументы помогают навыки критического мышления.

Что значит мыслить критически и можно ли этому научить?

Критическое мышление является одной из базовых учебных дисциплин в высшем образовании многих англоязычных стран.

Студентов учат внимательно читать тексты, проявлять методическое сомнение (то есть, согласно Декарту, обнаруживать то, «в чём логически возможно сомневаться»), находить слабые места как в чужих, так и в собственных аргументах, работать с понятиями, чётко и обоснованно выражать свои мысли.

Важным компонентом такого обучения является умение задавать правильные вопросы. Вопросам может уделяться гораздо больше внимания, чем это привычно для отечественной системы образования.

Пользуетесь ли вы логикой?

Одним из заданий по курсу истории литературы может быть, например, придумать 50 вопросов к «Гамлету» Шекспира — ситуация, которая и в самом страшном сне не приснилась бы большинству российских студентов.

Важно

Критическое мышление как учебная дисциплина базируется на правилах формальной логики, теории и практике аргументации, риторике и научной эпистемологии (раздел философии, который занимается инструментами и ограничениями познавательной деятельности).

Одним из видных теоретиков в этой области был Карл Поппер, который считал критическое мышление основой всякой рациональности. Знание, по Попперу, не существует без практики выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения.

Вопрос об источнике здесь вообще не имеет значения: важен именно метод и отношение к исходным данным.

С такой точки зрения к научному журналу, жёлтой прессе или каналу РенТВ следует относиться одинаково настороженно.

В одном из главных пособий по критическому мышлению, которое называется «Искусство задавать правильные вопросы», авторы описывают два способа мышления, которыми пользуется любой человек, обладающий разумом. Можно, как губка, впитывать всю окружающую информацию. Этот путь достаточно простой и необходим каждому: только получив достаточное количество фактов, можно сделать мир вокруг себя осмысленным.

Как думают когнитивные скряги

Человек, который находится ближе к первому способу мышления, будет стараться запомнить любой материал как можно более корректно, не упустив ни одной детали. Он воспроизводит в своей голове мыслительные пути автора, но не оценивает и не рассматривает их критически.

 Это совсем не обязательно ведёт к тупой зубрёжке и пересказу без отступления от исходного текста: такой подход тоже может быть вполне осмысленным. Но ему недостает критической дистанцированности: вы остаётесь в пределах заданных исходных рамок, вместо того чтобы расширить их и двинуться дальше.

Другой способ похож на просеивание песка в поисках золота. Это требует активного взаимодействия со знанием, которое вы впитываете. Самостоятельное мышление без этого механизма было бы невозможным, все ваши мнения определялись бы тем, что в последний раз услышали и прочитали. 

Человек, в полной мере овладевший искусством просеивания песка, понимает, что аргументы нужны не для того, чтобы их запомнить, а для того, чтобы оценить их силу. Для этого необходимо перевести эту задачу из бессознательного плана в сознательный. Что мы на самом деле делаем, когда пытаемся спорить и не соглашаться с чужой позицией?

Аргументированный спор может быть чем-то похож на дуэль, но точно не на драку в детском саду.

Настоящая и ненастоящая критика

Базовая структура любого аргумента задаётся следующей моделью: дела обстоят X, потому что Y. Есть то, что нам пытаются доказать, и есть то, с помощью чего это делают.

Относиться к материалу критически — значит научиться отделять одно от другого и внимательно относиться к их соотношению.

Совет

Можно ли сделать другие выводы, основываясь на тех же самых данных? В какой степени приведённые доводы обосновывают авторское заключение?

Отвергать чужое умозаключение просто потому, что оно нам не нравится — не значит относиться к нему критически. Это значит просто не понять его сути.

Иногда даже самые разумные и просвещённые люди поддаются искушению смотреть на вещи упрощённо. Часто это связано со стигматизацией и делением на «своих» и «чужих» — именно на этом строится значительная часть нашего обыденного социального опыта, в котором есть место и бытовому расизму, и дискриминации по полу, и интеллигентскому снобизму.

Расизм — социальный предрассудок или физиология?

Ещё одна ошибка, которая часто лежит в основе наших ложных умозаключений — это миф о «правильных ответах».

На многие вопросы действительно есть единственный относительно точный ответ. К примеру, нет необходимости дискутировать о том, каково расстояние до Луны — можно просто узнать это в справочнике.

Но большинство вопросов требуют размышления, и ответы на них могут быть самыми разными.

Поэтому недостаточно просто навести справки в авторитетном источнике: нужно оценить, насколько убедительно обосновываются приводимые данные и попытаться выстроить собственную цепочку рассуждений.

Как читать тексты: базовая структура рассуждения

Любой текст — письменный или устный — должен содержать в себе некоторые базовые элементы, без которых автор рискует не донести своё сообщение до адресата.

Конечно, в текстах СМИ или наших обыденных разговорах мы легко справляемся и без них.

Но если мы хотим вести осмысленный разговор, из которого последуют определённые выводы, мы как минимум должны обратить своё внимание на то, как строится рассуждение. Ниже приведены основные из этих элементов.

Этот список можно использовать в качестве координатной сетки, которую можно накладывать на любое развёрнутое рассуждение. И это действительно сильно упрощает жизнь.

  • ЦельЛюбой текст пишется или произносится с определённой целью. К кому обращается автор, в чём он пытается убедить аудиторию? Если текст пишете вы сами, проверяйте, не отклонились ли вы от заданной цели. А для начала поймите, имеет ли она для вас какое-то реальное значение, и стоит ли вообще затраченных усилий.
  • ПроблемаПроблема — это не то, в чём автор дал маху, а те вопросы, на которые он намеревается ответить. Нужно отделять те вопросы, которые имеют чёткое решение, от тех, которые необходимо рассматривать с разных точек зрения. Кроме того, крупные вопросы необходимо делить на более мелкие части, чтобы не уходить в пустые абстракции.
  • ДопущенияЭто те предпосылки, которые автор принимает как сами собой разумеющиеся. Неосознанные допущения могут поставить автора или аудиторию в неловкую ситуацию, которая иллюстрируется известным анекдотом, в котором человека спрашивают, перестал ли он пить коньяк по утрам. Когда мы что-то пишем или читаем, нам необходимо задуматься о том, в чём заключаются эти допущения и насколько они справедливы.

Осознание собственных предпосылок — стадия, после которой двигаться вперёд становится намного проще.

  • Точка зренияМы все смотрим на вещи с ограниченной и частной точки зрения. Достижение абсолютной объективности невозможно не только потому, что все мы люди со своими особенностями, но и потому, что любую вещь можно осмыслять с разных сторон. «Уловка Бога», то есть претензия на полное и непредвзятое знание, остаётся именно несправедливой уловкой: никому просто не хватит ресурсов, чтобы достичь знания этого уровня и качества.
  • ДанныеЛюбое утверждение должно подкрепляться релевантными, то есть относящимися к теме данными. К примеру, говоря о вреде ГМО, необходимо ссылаться на научные исследования или их научно-популярные переложения, а не на мнения соседей по подъезду. Нужно также проверить, насколько приводимые данные относятся к проблеме, которую мы рассматриваем — не ушли ли мы от неё куда-то в сторону?

Когнитивные искажения в образовании

  • Концепции и идеиКонцепции — это мыслительные инструменты, без которых нам никак не обойтись. Как бы мы ни хотели говорить о «реальных вещах», для этого нам в любом случае необходимы искусственные модели и выдуманные понятия. Проблема только в том, что они должны быть выбраны правильно и чётко определены — в этом ключевое отличие объективного знания от мнений и субъективных наблюдений.
  • Выводы и интерпретацииЭто те способы, которыми вы извлекаете из данных смысл. Обратите внимание, что зачастую есть другой способ осмыслить ту же самую информацию. Если это так, то данных, возможно, просто недостаточно для того, чтобы сделать осмысленное заключение. В этом случае лучше сказать об этом прямо, чем выдвигать необоснованные предположения.
  • СледствияЧто будет, если мы примем основные положения и выводы автора всерьёз? Какие позитивные и негативные последствия из них вытекают? Часто можно увидеть, что на первый взгляд разумные аргументы вызывают противоречивые или бессмысленные последствия — именно на этом строится риторический приём «доведение до абсурда».

Летающий Макаронный Монстр, как и чайник Рассела — наглядный пример доведения до абсурда.

Бертран Рассел в «Философском словаре разума, материи, морали» приводит всего три правила, которые, по его мнению, могут в разы улучшить интеллектуальный климат планеты, если их примет значительная часть людей, которые пытаются о чём-то думать и рассуждать.

Как читать книги?

  1. если эксперты пришли к согласию, противоположное мнение не может считаться верным;
  2. если они не пришли к согласию, не-эксперты не должны считать верным никакое мнение;
  3. когда все эксперты решили, что нет достаточных оснований для определенного мнения, обычному человеку лучше всего воздержаться от суждения.

Эти правила действительно спасли бы нас от огромного количества того, что Рассел называет «интеллектуальным мусором». Но нет ли чего-то несправедливого в таких строгих установлениях?

Как мы уже говорили, эксперты тоже могут ошибаться, и далеко не для всякой ситуации есть чёткая позиция, базирующаяся на железобетонной истине. Что же касается третьего пункта, жизнь часто вынуждает нас действовать в условиях неопределённости: далеко не всегда мы можем просто стоически воздержаться от суждения, дожидаясь мудрых экспертов, которые всё расставят по своим местам.

Полагаться только на экспертные заключения, с порога отметая всё прочее, — значит приветствовать интеллектуальную пассивность всех, кроме горстки избранных, обладающих «истинным знанием». Гораздо разумнее было бы воспользоваться навыками и принципами критического мышления, которые действительно может освоить каждый.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Критическое мышление как новый приём по выживанию

Критическое мышление и самокритика

Критическое мышление присуще только человеку. Оно недоступно для высших животных. Да и у самого человека критическое мышление не врожденное, оно развивается с течением времени. Кроме того, далеко не каждому удается научиться мыслить критически. В некотором смысле эта способность уникальна. Именно она позволяет верно оценить чужие утверждения и аргументированно отстоять свою позицию.

Многими критическое мышление воспринимается как недоверие и скепсис ко всему. Это не совсем верно.

Конечно, недоверие и скепсис — неотъемлемые составляющие критического мышления, которое должно основываться на проверенных источниках, подкрепленных надежными доказательствами, построенными на четкой логике.

Человек, который обладает подобным мышлением, не склонен принимать что-либо на веру, руководствуется личными убеждениями, самостоятельно полученными сведениями и принимает обдуманные решения. Один из важнейших аспектов критического мышления — самокритика.

Под этим подразумевается умение адекватно оценивать собственные силы и возможности, а также осознавать, признавать и исправлять свои ошибки. Важно помнить, что даже эксперты иногда ошибаются и ссылка на авторитетный источник не может возводиться в абсолют.

Критическое мышление различные источники определяют по-разному.

Обратите внимание

Например, Американская ассоциация философии отмечает, что оно представляет собой саморегулирующееся суждение, основанное на концептуальных, методологических или контекстных соображениях, направленное на достижение какой-либо цели, которое в итоге завершается анализом, оценкой или интерпретацией. Одним из наиболее известных теоретиков, занимавшихся вопросами критического мышления, был Карл Поппер, который наделял особым значением метод и отношение к исходным данным.

Стоит выделить два главных типа мышления, которым пользуется человек. В соответствии с первым можно воспринимать всю поступающую к нам информацию с максимальной точностью. Без такого способа обойтись невозможно, поскольку любому человеку требуется определенное количество фактов, необходимых для того, чтобы сформировать любое суждение. Однако он не предполагает какой-либо оценки.

Другой способ связан с самостоятельным мышлением и избирательным подходом к информации. Это предполагает критический подход к материалу и умение отделять одно от другого. Мыслительный процесс не ограничивается заданными рамками, он выходит далеко за их пределы.

При этом отрицание чужого умозаключения только потому, что оно чем-то не нравится, нельзя приравнивать к критическому подходу. Это скорее означает полное непонимание мыслей оппонента.

Startup Stock Photos / pexels.com (CC0 1.0)

Говоря о критическом мышлении, нужно помнить, что даже высокообразованные люди склонны к навешиванию социальных ярлыков, иногда дискриминации, упрощенному взгляду на вещи. Поскольку даже ученые, обладающие многолетним опытом, имеют право ошибаться.

Критическое мышление — это то, чему нельзя научиться в одночасье. Его развивают пошагово. В англосаксонской системе образования критическое мышление, основывающееся на правилах формальной логики, входит в обязательную образовательную программу. Чтобы начать его осваивать, нужно следовать нескольким простым установкам.

♦ Начинать необходимо с самопознания. Это касается системы собственных суждений, аргументации, того, как мы познаём мир вообще. По сути, она представляет способность посмотреть на себя с позиции другого человека. Поэтому процесс самопознания неотделим от ежедневного самоанализа.

♦ При анализе собственного поведения хорошо использовать дедуктивный метод.

♦ Проверять источники информации. Конечно, обязательно обращаться к авторитетному источнику, который по возможности также нужно подвергать проверке, в т.ч. и на практике.

♦ Сформулированный вывод должен подвергаться проверке, желательно неоднократной, чтобы удостовериться в его действенности.

♦ При решении какой-либо проблемы стоит сформировать полный список возможных путей решения. В таком случае не помешают графики, диаграммы и схемы.

♦ Использование творческого подхода, который помогает мыслить на будущую перспективу.

♦ Развитию критического мышления помогает следование схеме из пяти этапов: предварительная подготовка, знакомство с задачей, разработка нескольких решений, избрание окончательного решения и оценка результата. Такой план помогает при разрешении сложных вопросов.

♦ Бороться со страхами перед авторитетами. Как правило, они бывают в нескольких случаях. В религиозных и тоталитарных обществах, в ментальности некоторых восточных стран, например в Японии и Южной Корее, не принято критиковать начальство.

Развитие критического мышления полезно не только для работников науки, которым оно жизненно необходимо, чтобы открывать новое и изучать неизведанное.

Оно пригодится и самому обычному человеку правильно ориентироваться в безграничном информационном потоке.

Избирательное, критическое отношение ко всем данным, поступающим извне, помогает правильно определить приоритеты, защитить сознание от бесполезных знаний.

Как научиться мыслить критически?

Критическое мышление и самокритика

Критическое мышление, оно же «critical thinking» — это система суждений, используемая для анализа событий, вещей или явлений.

С помощью него мы формулируем обоснованные выводы, интерпретируем, выносим аргументированные оценки, а также можем корректно применять полученные результаты к определённым ситуациям или проблемам. Это мышление на порядок выше «докритического».

С помощью способности критически мыслить человек всегда ставит под сомнение собственные убеждения и любую поступающую информацию.

Важно

Пожалуй, это единственное свойство, отличающее человека от животных. Критически мыслящий человек не склонен слепо исполнять чьи-то приказы и поддаваться внушению извне. Ему не свойственно принимать опрометчивые решения и принимать всё на веру. Он руководствуется своими убеждениями, фактами и доказательствами.

Критическое мышление как учебная дисциплина основано на правилах формальной логики, теории и практике аргументации, риторике и научной эпистемологии (раздел философии, который занимается инструментами и ограничениями познавательной деятельности).

Пожалуй, одним из главных теоретиков в этой области был Карл Поппер, который считал критическое мышление основой рациональности. Знание по Попперу не существует без выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения.

Вопрос об источнике здесь вообще не имеет значения: важен именно метод и отношение к исходным данным.

Если вам кажется, что критическое мышление — не ваш конёк, не стоит паниковать. Вы научитесь выбирать лучшие аргументы, придумывать интересные решения проблем и генерировать лучшие идеи. Психологи считают, что критическое мышление не является врождённым, а значит, его можно развивать.

Самокритика — это важный элемент критического мышления. Так можно осознать свои реальные способности и возможности, понимая и исправляя ошибки. Главное — не увлекаться. Трезвый взгляд на вещи ещё никому не помешал.

Под этим загадочным словом скрывается, скорее, самопознание. Именно с него советует начать американский психолог Дайана Халперн, автор «Психологии критического мышления» и книги «Интеллект: знания и незнания».

Взгляните на себя со стороны с позиции наблюдателя и отследите свои мысли, чувства и действия за день. Такой приём помогает понять, какие из решений и действий были верными, а какие — ошибочными. Не копайтесь в себе, но старайтесь анализировать свои поступки в спокойном состоянии.

Взгляните на характер ваших мыслей, влияние эмоций на принятие решений, логичность доводов и рассуждений.

Совет

Известный метод Шерлока Холмса отлично работает при анализе всего, в том числе, и своего поведения. Любое решение следует принимать после проверки аргументов, ведущих к нему.

Действуйте с научной точки зрения: принимайте аксиомы и доказывайте или опровергайте теоремы с помощью логики. Учитывайте противоположную точку зрения, но и анализируйте ситуацию в целом.

Обращайте внимание на детали и научитесь отделять важное от второстепенного.

Часто мы принимаем решения, основываясь на услышанном, увиденном или прочитанном.

Не искажает ли этот источник информации факты? Соответствуют ли они действительности? Порой ответить на эти вопросы довольно трудно, но, всё же, крайне необходимо.

Проверять информацию можно как на практике, так и обратившись к более авторитетному источнику. Но и в этих случаях нужно не забывать думать «своей головой».

Визуализация облегчает представление и мыслительный процесс. Поэтому не пренебрегайте методами статистики, математики и логики. Изображайте диаграммы, схемы и таблицы.

Часто критическому мышлению препятствует страх перед «высшими силами». В религиозных обществах не принято ставить под сомнение «божий промысел». В тоталитарной среде граждане боятся даже подумать, что государство может ошибаться.

А в некоторых культурах подчинённые боятся критиковать начальство и его распоряжения. Даже если эти условия меняются, страх остаётся на уровне подсознания, и люди продолжают относиться к миру и себе некритично.

Но ежедневное преодоление всяческих иррациональных страхов помогает открыть в себе способность к критическому мышлению.

Это похоже на метод Сократа, согласно которому ряд вопросов поможет вам понять собственные мысли и отношение к аргументу, информации или мнению и их качествам. Всегда спрашивайте себя, почему какие-либо детали и аргументы важны и как всё это согласуется с тем, что вы уже знаете.

Задавая вопросы, вы тренируете мозг в нахождении связей между мыслями и идеями, а также в критическом отношении к дополнительной информации. Кстати, умение задавать правильные вопросы — один из важных компонентов критического мышления. Нужно работать с понятиями, находить слабые места в своих и чужих аргументах и обоснованно выражать свои мысли.

Обратите внимание

Одно из главных пособий по критическому мышлению — книга «Искусство задавать правильные вопросы».

Мы часто встречаем информацию, к которой у нас уже сформировалось предвзятое отношение. На пути к критическому мышлению необходимо выявить свои предубеждения и бороться с ними. Нужно выходить за рамки своего, порой ограниченного, мировоззрения.

Записывайте повседневные наблюдения и мысли, чтобы запустить регулярный процесс мышления. Главное правило — писать туда каждый день. Когда привыкнете, можно завести блог в интернете. Так вы узнаете мнение других людей, а также научитесь спокойно принимать факт, что не все люди будут с вами согласны. Это отличная практика участия в дискуссиях.

Сформулируйте задачу разными способами. Так вы сможете взглянуть на неё под разными углами. Обдумывайте даже невероятные сценарии. Это поможет вам учесть вариант развития действий, когда всё пойдёт не так. Составьте список возможных решений и выберите то, что максимально подходит, учитывая все «за» и «против».

Сам процесс решения задач должен пройти 4 стадии: подготовку и ознакомление, выработку решения, принятие решения и оценку его эффективности. Эта схема приучит ваш ум к структурированности и заставит мыслить эффективнее. Эти простые шаги помогут вам научиться мыслить критически.

А для закрепления результата можно обратиться к специальному учебному материалу и испытать свои силы в этом навыке.

Камила Турумова 3 октября в 15:22 4398 Карточки

Критическое мышление

Критическое мышление и самокритика

Многие ученые-философы определяют различие между человеком и животным именно способностью к осознанной мыслительной деятельности. Но, как ни парадоксально, мыслят люди очень по-разному и порой эта «деятельность» больше напоминает растительную жизнь. Критическое мышление – вот что дает возможность человечеству двигаться вперед на пути развития.

Метод критического мышления базируется на анализе информации и позволяет строить собственные суждения исходя из имеющихся фактов. Кроме того, сюда включается и способность эти факты оценивать на истинность, выделять сомнительные данные и подвергать их проверке.

Почему мыслить критически так важно?

Любая деятельность, в том числе и мыслительная, требует приложения определенных усилий, а люди подсознательно не любят трудиться. А ещё, каждый человек имеет сложившуюся систему ценностей, авторитетов, чьим суждениям вполне доверяет.

Поэтому многие, на самом деле, предпочитают не думать вообще, а использовать готовые, шаблонные решения, мотивируя это тем, что «все так делают, вот и я не буду «белой вороной».

Но если мыслить как все, то и достигнуть в жизни можно не больше, чем все остальные, а как же прогресс?

Важно

Критическое мышление заставляет пересмотреть систему жизненных ценностей, увидеть новые пути решения поставленных задач. Оно необходимо потому, что жизнь меняется всё время и порой шаблонных решений ещё просто не существует, а «авторитеты» и сами пока не знают, что правильно, а что нет.

Умение мыслить критически никак не связано с уровнем образования и интеллекта. Яркий пример тому – маленькие дети.

Малыши свободны в своей мыслительной деятельности, не ведают назначения многих предметов и применяют их так, как считают нужным, высказывают нетривиальные, свои собственные мысли, порой ошибочные, но зачастую поразительно верные и рациональные.

Они ещё даже в школе не учатся, о жизни мало что знают, зато свободны от стереотипов и действительно думают, а не подгоняют решение под известный, шаблонный ответ.

Разумеется, это не означает, что учиться не стоит. Ведь чтобы высказать свое мнение о книге, её надо прочитать. Чтобы определить степень полезности изобретения, необходимо разобраться в основах его работы.

Прежде чем давать оценку чему-либо, стоит собрать информацию и конечно, если вы уже обладаете необходимыми знаниями, это сэкономит время на генерирование мнения.

Только знания тоже должны подвергнуться критической оценке – действительно ли это факты или вы опять оперируете стереотипами?

Противостояние системы образования и формирования критического мышления

Все мы получаем образование. Среднее, в школе, — обязательно, среднее профессиональное или высшее – по желанию. Очень часто приходится слышать, что именно школа должна научить детей думать. Но на практике всё происходит с точностью до наоборот.

Основа школьного образования – запоминание материала, его усвоение и умение выдавать «правильное», то есть заранее известное решение. Оно может быть найдено с применением полученных знаний, может – интуитивно, что характерно для творческих натур, но это будет не ваше мнение, а готовый шаблон.

Наиболее показательный пример – сочинение на тему «Что автор хотел сказать своим произведением». Ответ известен, требуется только облечь его в необходимое количество слов и правильно расставить знаки препинания. Фактически, никого не интересует мнение ученика, а лишь его грамотность на письме.

Совет

При этом если ребенок всё же проявит критическое мышление и выдаст нетривиальный ответ, он может и двойку получить «за содержание».

Это не значит, что не существует критически мыслящих педагогов, но система образования построена так, что куда легче заставить всех усвоить некий алгоритм и не выходить за его пределы, чем проявлять индивидуальное отношение к каждому ученику.

То, что в итоге вырастает поколение, фактически не умеющее думать самостоятельно, никого не волнует, а порой и специально культивируется, ведь ведомыми людьми куда легче манипулировать.

Поэтому приходится использовать метод «помоги себе сам» и учиться критическому мышлению отдельно от получения базовых знаний.

Профессор Дэвид Клустер (США) вывел пять признаков критического мышления:

  1. Самостоятельность.
  2. Обобщение.
  3. Выявление проблемы и её оценка.
  4. Аргументирование.
  5. Социальная ориентация.

Опираясь на эту последовательность, можно разработать методику развития критического мышления.

1. Если думать, так самостоятельно!

Прежде всего, надо понять, где проходит грань между сбором информации и поиском готового ответа. Если вы прочитали книгу, можете самостоятельно дать ей оценку? Или перейдете к рецензиям, которые зачастую публикуют в конце произведения, поищите отзывы в Интернете и станете повторять их частично или полностью?

Это простейший тест. Вот с оценкой событий, о которых мы узнаем из средств массовой информации куда сложнее. Новости в газетах и по ТВ подаются таким образом, что «правильная» реакция на них должна последовать на подсознательном уровне.

А уж всевозможные аналитические программы, где серьёзные ведущие и гости с хорошо подвешенными языками высказывают готовые решения, совершенно противопоказаны тем, кто стремится развить критическое мышление. Ну, разве что в качестве ещё одного способа тренировки – «конфликт».

Стоит нарочно отбирать спорные, противоречащие вашему мнению точки зрения, или представлять, как они могли бы выглядеть, «вывернутыми наизнанку», то есть конфликтовать с собственными и общественными стереотипами.

И всё же основа самостоятельного мышления – достоверность данных, которыми приходится оперировать. Не стоит доверять слухам типа «знакомый знакомого сказал знакомому», надо учиться не только обрабатывать, но и искать информацию, добираться до первоисточника возникновения сведений. В этом случае вы получите факты, не искаженные призмой чужого мнения, выгодной подачи новости, аналитики и т.п.

2. Привести факты к общему знаменателю

Сегодня мы можем наблюдать перенасыщенность социума информацией. Печатные издания, радио, телевидение, Интернет – отовсюду на нас льется бурный поток сведений на любую тему.

Поэтому обдумывая то или иное событие мы, как правило, получаем данные из нескольких источников и стоит, для начала, их обобщить.

Ученые часто ставят мысленные эксперименты, но куда эффективнее довериться бумаге (или её электронному аналогу).

Не стоит пытаться удерживать всю информацию в голове и одновременно ей оперировать, тем более, если сведения поступают не одномоментно.

Выпишите основные тезисы по теме, которую собираетесь оценивать. Посмотрите, не вступают ли они в противоречие. Такое часто случается при получении данных из разных источников и означает, что информация прошла обработку для формирования «правильного» мнения у получателя.

Обратите внимание

Попробуйте пересказать новость своими словами, опираясь на получившуюся запись. Здесь поможет навык пересказа, которому учат в школе – надо не цитировать текст бессмысленно, как попугай, а выделить и запомнить основную мысль.

После того, как вы поймете, о чем на самом деле была новость, можно формировать личное мнение о ней.

3. И в чем же проблема?

Когда вы добрались до первоисточника данных, отделили зерна от плевел, определили основу информации, но до того, как начнете высказывать свое критическое мнение, задайте себе вопрос «зачем?» — это лучший способ проверки на шаблонность. Ответ «потому что» сразу обнажит подвох.

Он закладывается на подсознательном уровне и четко подвязывается на ассоциативное мышление. То есть выдается автоматически, связкой «стимул-реакция» (небо – синее, огонь – жжется, не спорь со старшими, потому что они умнее и т.п.).

А вот если сказать «для того, чтобы», придется задуматься о логичности, целесообразности действий.

Критическое мышление развивается опровержением стереотипов, то есть того, что представляется естественным, привычным. Именно действия, о которых в повседневной жизни мы не привыкли размышлять, и формируют привычку «думать» шаблонами.

Наша жизнь состоит из автоматических действий. Утром умываемся и чистим зубы, идем на работу одним и тем же путем, в течение трудового дня тоже не особенно вникаем в суть происходящего, подчиняясь выработанному алгоритму.

Понятие «человеческий фактор», кстати, включает в себя, в том числе, и направленность человеческого сознания на совершение привычных действий даже в те моменты, когда требуется индивидуальное решение.

Человек не думает и потому просто не понимает, что ситуация изменилась, не различает нюансов, словно робот совершает отработанную процедуру, что может привести к трагедии. Приобретите привычку отходить от алгоритмов, смотреть на вещи «свежим взглядом», повторяйте «я открыт для новых идей, для критического восприятия вещей».

Важно

Подумайте, то, что вы делаете – это ваше осмысленное решение, или кто-то вас научил «правильным шагам» и вы бездумно их повторяете? Начните с малого – отправьтесь на работу новой дорогой, возможно, вас ждут интересные открытия!

Если новость преподносится не как набор сухих фактов, а имеет эмоциональную окраску или сопровождается комментарием о правильности или неправильности, спросите себя «зачем?»

4. Встать, суд идет!

Итак, вы собрали факты, проанализировали их и получили собственное мнение. Но в отношении своих мыслей тоже не повредит провести проверку на критичность.

Субъективное восприятие действительности и стереотипы – вещи очень коварные, въедливые, от них так просто не избавиться.

Не бывает непогрешимых людей, каждый может ошибиться, особенно если оперирует в незнакомом информационном поле, непривычными понятиями.

https://www.youtube.com/watch?v=Y2x8HmeWxXI

Для человека нормально и естественно заблуждаться просто потому, что думать обо всех своих действиях «я всегда прав», равно как и «я не прав» — признак психического расстройства.

Представьте, что вы в суде и доказываете свою правоту. И судья, и присяжные не только знают о критическом мышлении, но и умеют применять этот метод. Чтобы их убедить, аргументы потребуются продуманные, взвешенные, неопровержимые. Можно выйти со своим мнением «в народ» — побеседовать с родными, знакомыми.

Тут вам придется следить не только за собственными доводами, но и одновременно анализировать высказывания оппонента. Будучи подготовленным, вы удивитесь, насколько умные, в общем-то, люди не умеют выходить за рамки шаблона.

Почти наверняка 90% контраргументов будут заключаться в «потому что», а не «для того, чтобы».

5. Проверка выводов на жизнеспособность

Делая даже самые правильные и критичные выводы, не стоит забывать, что мы живем в социуме и каждое решение должно быть социально ориентировано.

Даже при просмотре фантастических фильмов порой закрадывается мысль, что и действуя в космосе среди инопланетных монстров человек бы так не поступил.

Вот и ваше критическое мнение должно быть не теоретизированием, пусть и самым логично выстроенным, а инструментом, применимым к реальной жизни. Должно приносить пользу, повышать социальную адаптацию.

Совет

Мыслить критически не означает высказывать радикально противоположную общепринятой точку зрения. Ваше мнение должно иметь возможность существовать в реальном социуме с учетом возможных последствий его осуществления.

Помимо вас существуют критически мыслящие люди. Поэтому ваша мысль может оказаться огорошивающей, неординарной, а может выглядеть вполне общеизвестной. Главное, что к решению вы пришли самостоятельно, полностью его осознаете и принимаете, сможете развивать идею дальше в условиях изменяющегося социума.

В заключение:

Как ни парадоксально, критическое мышление тоже можно довести до автоматизма. Это только поначалу будет казаться, что выполнение всех описанных рекомендаций дело трудоемкое и громоздкое. Но стоит только начать, почувствовать, как сознание расширяется, а мир наполняется новыми смыслами, и подвергать реальность критической оценке вы станете с удовольствием.

Критическое мышление в бизнесе

Критическое мышление и самокритика

Сегодня технологии критического мышления стали трендом. Государства, компании, работники повышают с их помощью свою конкурентоспособность.

Граждане — защищаются от информационных войн и манипуляций со стороны политиков и рекламодателей.

Почему эти технологии могут быть важны для вашего бизнеса? За ответом мы обратились к одному из ведущих российских экспертов в области критического мышления и противодействия манипуляции сознанием Евгению Волкову.

«Мы слишком круты, чтобы ошибаться!»

— Евгений Новомирович, критическое мышление сегодня все чаще называют одним из главных навыков XXI века. К бизнесу это тоже относится?

— Как и к любой сфере деятельности. Недаром участники Мирового экономического форума в Давосе поставили критическое мышление на 2-е место в списке навыков, которые будут востребованы на рынке труда в 2020 году (см. таблицу. — Прим. ред.).

Для сравнения: в 2015 году ему отводили 4-е место. А я бы уже сегодня отдал 1-е. Потому что именно на критическом мышлении базируются многие другие важные навыки.

В том числе вошедшие в «десятку» Давоса: умение решать комплексные многоуровневые проблемы, мыслить гибко и креативно, оценивать и принимать решения.

TOП-10 навыков для бизнеса

В 2020 годуВ 2015 году
1. Комплексное решение проблем1. Комплексное решение проблем
2. Критическое мышление2. Взаимодействие с людьми
3. Креативность3. Управление людьми
4. Управление людьми4. Критическое мышление
 5. Взаимодействие с людьми5. Ведение переговоров
 6. Эмоциональный интеллект6. Контроль качества
 7. Оценка и принятие решений7. Клиентоориентированность
 8. Клиентоориентированность8. Оценка и принятие решений
 9. Ведение переговоров9. Активное слушание
10. Гибкость ума10. Креативность

— Так считают в мире. А у нас?

— Расскажу поучительную историю. В свое время я обучал критическому мышлению студентов MBA Нижегородского отделения Высшей школы экономики. Знакомство с каждой группой начинал с тестов, чтобы продемонстрировать студентам наличие проблемы и разогреть интерес к курсу.

Но однажды мне попалась группа, почти сплошь укомплектованная собственниками и топ-менеджерами компаний-лидеров регионального бизнеса. Ну, это тогда, в 2010 году, они были лидерами… Я предложил им пройти самый простой, базовый тест из 30 заданий (см. врезку «Тесты критического мышления». — Прим. ред.

). Подчеркну: это не тест на IQ, это проверка умения мыслить логически, анализировать информацию, делать выводы и т. д. В итоге средний показатель правильных ответов не дотянул и до 50%.

Боюсь, если бы я предложил тест повышенной сложности — из тех, которые проходят руководители западных компаний, — то правильных ответов было бы не более 10%.

— Неужели разница в уровне критического мышления западных и отечественных руководителей настолько велика?

— К сожалению, да. Но этот разрыв вполне можно преодолеть упорными занятиями. Меня испугало другое — реакция группы. Они буквально затопали на меня ногами, замахали кулаками.

Мол, они зарабатывают большие деньги, ведут серьезный, успешный бизнес — и не могут ошибаться! Это не они ответили неправильно — это тесты неправильные, преподаватель неправильный! После чего группа дружно покинула аудиторию. Спасибо, что не побили…

С агрессивной реакцией на критику, на попытки помочь в поиске ошибок я часто сталкиваюсь и в офисах компаний, и во властных кабинетах. И вижу прямую, «железную» связь между тотальным неприятием критики и многолетними проблемами в экономике и отдельно взятых компаниях.

К примеру, в одной фирме, куда меня пригласили как конфликтолога, источником проблем стала схема распределения доходов, не увязанная с реальным вкладом учредителей и работников. Тем не менее, эту очевидную ошибку никто не захотел не только исправлять, но даже обсуждать. Неудивительно, что вскоре фирма развалилась.

Секрет успеха

— Вы можете кратко, буквально в двух словах сформулировать, что такое критическое мышление?

— Да, могу. Но позвольте проиллюстрировать эти два слова историей, как заработал свои миллиарды небезызвестный Джордж Сорос.

В 1950-х годах Сорос бежал из коммунистической Венгрии и поступил учиться в Лондонскую школу экономики. Одним из ее лекторов был выдающийся философ XX ве­ка, основоположник критического рационализма Карл Поппер. Благодаря его идеям Сорос, как позже сам признавался в этом, и нашел секрет своего успеха, стал всемирно известным финансистом.

Как живые существа, от амебы до человека, выживают и развиваются в сложном, большом, хаотичном и не­определенном мире, который заведомо не способны познать целиком? Поколения философов искали ответ на этот лишь на первый взгляд простой вопрос.

Карл Поппер предложил гениальное решение: рассматривать все живые существа как производителей теорий. Теорий в широком смысле: от генетических мутаций, доступных той же амебе, до моделей поведения, которые способен строить человек.

И тогда жизнь есть движение методом проб и ошибок. Если моя теория верна — я продолжаю жить и развиваться. Если она ошибочна — я за это расплачиваюсь. Большинство живых существ расплачиваются за ошибки жизнью.

Люди способны ставить эксперименты (в том числе на других существах), проверять гипотезы, находить слабые места, извлекать уроки из ошибок.

Основная идея Поппера заключается в том, что мир слишком изменчив.

Да и границы познания постоянно расширяются. Поэтому принципиально невозможно создать «правильную» теорию, которая будет верна всегда. Именно поэтому основной инструмент развития — устранение ошибок. Метод проб и ошибок всегда эффективнее погони за призраком «единственно верного подхода».

К слову, на эту тему есть замечательная книга исследователя истории обществ Джареда Даймонда «Ружья, микробы и сталь». В ней на множестве исторических примеров автор доказал, что избегание ошибок — гораздо более эффективный способ достижения успеха, чем попытки найти некое универсальное решение.

— И как Джордж Сорос использовал идею Поппера?

— Он понял, куда ему нужно вкладывать деньги. Он стал целенаправленно искать компании, которые в условиях кризиса чувствуют себя лучше других.

Обратите внимание

По его мнению, это означало, что в этих компаниях система поиска и устранения ошибок работает лучше. А значит, после кризиса они будут расти быстрее других. Как мы теперь знаем, гипотеза Сороса подтвердилась.

Он начал следовать этой стратегии — и заработал миллиарды.

Вчера, сегодня, завтра

— О важности критического мышления пишут СМИ. В его отсутствии упрекают друг друга пользователи «Фейсбука». Но сам термин для отечественной публики появился как бы из ниот­куда…

— На самом деле это понятие возникло еще в 1925 году, когда в США был создан первый профессиональный тест критического мышления. Затем были десятилетия исследований.

В американских и европейских университетах искали ответы на вопросы: как мыслят успешные ученые и инженеры? Как распространить их методы и навыки мышления на другие сферы деятельности? И к концу 1980-х был достигнут так называемый «дельфийский консенсус» экспертов о том, что же это такое — критическое мышление.

— Что изменилось на практике?

— Десять лет назад представители администрации, науки и бизнеса США разработали программу Future of Education («Будущее образования»), в которой критическое мышление было поставлено на одно из первых мест как условие национального благосостояния и безопасности. И сегодня этот предмет включен во все университетские программы.

Кроме того, издается множество журналов по критическому мышлению для представителей разных профессий: медиков, полицейских, учителей, менеджеров и др. Проводятся тренинги, курсы. Разработаны и внедрены сотни профессиональных тестов.

К слову, сегодня в Штатах практически невозможно получить хорошую работу, если ты не способен пройти тесты по критическому мышлению.

— Как вы оцениваете общую динамику внедрения критического мышления? Ведь политикам, избирателям и бизнесу нужно успеть изменить свое мышление, стать более дальновидными, прежде чем нас одолеют глобальные климатические, демографические, экономические, цивилизационные и другие проблемы.

— Образ мыслей меняется медленнее образа жизни. Это процесс весьма инерционный и затратный. Мы не знаем, сколько поколений он займет в мире и в отдельных странах. Но если люди не будут обучаться критическому мышлению сегодня, они однозначно не справятся ни с глобальными, ни с локальными, ни с личными проблемами в этом веке.

— А что происходит на постсоветском пространстве?

— Министерство образования Украины приняло концепцию, в которой критическое мышление обозначено как один из приоритетов. В России свои программы по обучению критическому мышлению разрабатывают несколько организаций гражданского общества.

И уже больше 10 лет очень активно действует сообщество рационалистов (les­swrong.ru) — последователи одного из американских сообществ критического мышления LessWrong.

В основном это выпускники естественно-научных вузов, которые организуют клубы (пример — московское антикафе «Кочерга») и занимаются популяризацией науки и рационального мышления.

«Критическое мышление нужно изучать, как иностранный язык»

— Теперь логично задать вопрос: как внедрить критическое мышление в личную практику, в практику своей компании?

— Самое главное — и это как минимум 50% успеха — настроиться на серьезную работу. Вот вы не случайно ко мне обратились за интервью. Термин «критическое мышление» сейчас на слуху, входит в моду.

Бизнесмены также начали обращаться с просьбами провести семинар, тренинг. Но пока они, как правило, рассчитывают на «волшебную таблетку».

Мол, позанимаются сотрудники компании 3 часа или целый день — и выйдут из аудитории с кардинально иным мышлением. Так не бывает!

— А сколько времени нужно?

— Предлагаю взять за ориентир изучение иностранного языка. Все хорошо понимают, что в этом деле чудес не бывает. В освоении языка есть шесть уровней, на самый первый, базовый уровень A1 нужно потратить около 200 часов и т. д. Так вот, на освоение базового уровня критического мышления нужно потратить не менее 100 часов. Самостоятельно или в группе.

— Какие первые самостоятельные шаги вы рекомендуете сделать?

— Не буду пытаться пересказывать основополагающие документы, с изучения которых следует начать. Их в переводе с английского читатели могут найти у меня на сайте (см. врезку «Материалы для изучения». — Прим. ред.).

Первый документ — так называемый Дельфи-доклад о критическом мышлении. Это концентрат экспертного консенсуса на тему, что такое критическое мышление, из каких элементов оно состоит, как его развивать и на какие результаты можно рассчитывать.

Второй документ — список из 35 стратегий критического мышления. В нем подробно описаны 35 ключевых навыков критического мышления: умение понимать информацию, анализировать ее, критическое чтение, критическое слушание и др.

И третий документ — перевод из американского учебника по критическому мышлению, посвященный так называемым сократовым вопросам. Умение задавать вопросы себе и другим — ключевой навык критического мышления.

По ссылке вы найдете 6 типов вопросов, по 15 примеров для каждого типа, всего — 90 шаблонов вопросов.

Важно

Столкнувшись с любой бизнес-проблемой, вы можете «прогнать» ее через эти вопросы — и это поможет вам приблизиться к правильному решению.

— Какие проблемы могут ждать человека, начавшего изучать критическое мышление?

— Его ждут два столкновения: с собой и со средой.

Очень многие бизнесмены — жесткие, ригидные люди, не готовые меняться. Особенно если они почувствовали вкус успеха…

Скажу больше: в определенные моменты предпринимателю помогает успешно действовать отключение самокритики и страха перед ошибками. Но важно найти баланс.

Ведь регулярный бизнес с отключенным критическим мышлением подобен потенциальному самоубийце с отключенным инстинктом самосохранения.

Второе столкновение — с достаточно агрессивной внешней средой. У постсоветских стран печальная история. Критика запрещалась десятилетиями. Да и сегодня в ряде стран запретов в системах управления, образования и т. д. предостаточно. Один из моих учеников когда-то заметил: «Если я буду последовательно применять критическое мышление, то окажусь белой вороной».

Тяжело идти против себя, против среды. Но это единственный способ оставаться эффективным.

Зачем человеку нужна способность критически мыслить

Критическое мышление и самокритика

«Не все то золото, что блестит». Пожалуй, именно эта поговорка лучше всего дает ответ на вопрос, что такое критическое мышление, и наиболее полно раскрывает сущность этой уникальной способности человека.

Мир не является черно-белым. Любая информация требует проверки (см. Аналитическое мышление). У каждого есть право не соглашаться с готовыми суждениями. Окружающая действительность лучше познается в сравнении различных явлений.

Эти простые истины человек начинает постигать с самого детства или чуть позже. Но иногда они остаются для него неведомыми.

Тогда про человека будут говорить, что его мышление находится в плену чужих суждений, внешних стереотипов, то есть он не способен критически мыслить.

Что такое критическое мышление

«Я мыслю, значит, я существую» – так говорил Декарт. «Я мыслю критически, значит, я являюсь человеком» – так должен в идеале говорить каждый, кто причисляет себя к существу высшего разума (см. Метод Эдвара де Боно). Критическое мышление – это умения:

  • анализировать;
  • сравнивать;
  • делать выводы;
  • интерпретировать;
  • давать личную оценку;
  • сопоставлять оценки чужие;
  • сомневаться;
  • рассуждать.

Другими словами, это удивительная способность человека быть абсолютно свободным в своих мыслеизъявлениях. А это дает ему бонусы:

  • умеет отстаивать свою позицию в спорах (см. Как развить коммуникативные навыки);
  • никто не может насильно навязать свое мнение;
  • может формулировать вопрос, проблему или задачу предельно ясно;
  • неведомы сиюминутные формальные условности;
  • оценкам чужда предвзятость.

Если вы тоже хотите, чтобы ваш ум подчинялся только вашей воле, но понимаете, что пока этого не происходит, значит, нужно научиться приемам, помогающим развивать критическое мышление.

Зачем человеку уметь критически мыслить

Критически мыслить – способность хорошая. Только не все понимают, зачем она нужна. Между тем чем лучше это умение развито у человека, тем больше у него преимуществ перед другими:

  • ему проще найти свое место в жизни: человек может адекватно оценить свои таланты, то есть он быстрее найдет свое профессиональное счастье и придет к жизненному успеху;
  • к нему будут тянуться другие люди, потому что с ним приятно вести диалог, так как он не считает нужным доминировать любой ценой;
  • он уверен в себе, потому как умеет правильно расставлять приоритеты, способен отвечать за сделанный личный выбор;
  • такой человек обладает способностью прогнозирования, сопоставляя факты, анализируя события, делать абстрактные выводы (см. Абстрактное мышление) на тему возможного развития событий.

Критическое мышление – это высший пилотаж мышления как такового.

Поэтому если человек претендует на звание цивилизованного и современного, он просто обязан освоить эту не такую уж и хитрую премудрость – метод критического мышления.

Иначе он рискует остаться недовольным и своей жизнью в частности и окружающим миром в целом. Долой стандарты – вот что должно стать девизом по-настоящему мыслящего человека.

Как развивать критическое мышление у детей

Технология развития критического мышления начинает осваиваться человеком еще в школьном возрасте. Большую роль в этом играют гуманитарные предметы: литература, история, обществознание. На вооружении педагогов множество методик:

  • анализ информации – выделение в написанном или услышанном тексте наиболее важных моментов;
  • дискуссии на заданную тему (к примеру, чем руководствовался исторический персонаж, принимая решение);
  • моделирование ситуаций – игра с сослагательным наклонением на тему «что было бы, если…», к примеру, как развивались бы события в России, если бы в Гражданской войне победили белые;
  • выстраивание ассоциативных и логических цепочек – дополнить литературный портрет или составить гардероб исторического персонажа;
  • проецирование абстрактных знаний на конкретную жизненную ситуацию: как бы вы поступили на месте некоторых литературных героев;

Если вести речь не о содержании урока, а о его формальной стороне, то возможно использование следующих приемов:

  • самооценка знаний – когда ученику предлагается самому оценить собственную работу, но непременно с обоснованием;
  • самостоятельный выбор домашнего задания;
  • свобода в определении временных границ, которые ребенок сам устанавливает для выполнения задания.

Чем раньше родители и педагоги начнут развивать способность критически мыслить у ребенка, тем больше у него шансов вырасти адекватным и интеллектуально вменяемым человеком.

Как развивать критическое мышление у взрослых

Как развить критическое мышление у взрослого человека – задача сложнее. Чем старше человек, тем он менее гибок в эмоциональном, психологическом, интеллектуальном плане. Но даже у абсолютно безнадежных консерваторов есть шансы на свободу мысли.

Итак, какие приемы предлагают психологи людям в возрасте, чтобы они смогли натренировать свой ум на критичность и независимость:

  1. Завести органайзер и записывать буквально каждый шаг, но не до, а после прожитого дня. Ничто так не помогает адекватно оценивать свою жизнь, полезное или бесполезное время, как наглядное свидетельство того, что день этот прожит зря и бесцельно.
  2. Завести дневник, где буквально по дням расписать, какие проблемы нужно решить завтра, послезавтра, через месяц и так далее. Так вы упорядочите свою жизнь, избавитесь от ненужных тревог.
  3. Читать художественную или публицистическую литературу. Это развивает абстрактное мышление. Кроме того, вспомните и примените к себе приемы, которые используют учителя литературы и истории в школе.
  4. Время, проведенное в соцсетях или у телевизора, свести к минимуму или отказаться от этого вовсе, чтобы не засорять мозг чужими готовыми выводами, или, как вариант, все услышанное и прочитанное подвергать сомнению.

Учитесь не поддаваться общественному мнению, старайтесь на любое событие смотреть с точки зрения всех его участников. В конце концов, попытайтесь представить себя в роли Шерлока Холмса или доктора Хауса – уже кого-кого, а их в отсутствии критического мышления упрекнуть никак нельзя.

(2