Александр беляев — человек, опередивший время

Александр Беляев. Советский фантаст, ставший провидцем

Александр беляев — человек, опередивший время

Фото: Александр Беляев

Александра Беляева называли «русским Жюль-Верном» за умение предугадывать многие события. В своих книгах писатель предсказал не только изобретение акваланга, орбитальную станцию, но и собственную кончину.

Кадр из фильма «Человек-амфибия, 1961 год

Когда Александр Беляев наперекор воли своих родителей выбрал себе профессию адвоката, его защиты пришла искать женщина, которая назвала себя ясновидящей.

«Я предупредила двух женщин о возможной скорой кончине их мужей», — рассказала она. «А теперь безутешные вдовы обвиняют меня в их преднамеренной смерти». Александр только усмехнулся: «Предскажите тогда и мне», — сказал писатель. «Ваша жизнь будет тяжелой, но очень яркой. А еще вы сами сможете заглядывать в будущее» — так говорила она. После этого Александр согласился взять дело женщины, на суде ее оправдали.

Но предсказанное не заставило себя ждать. Беляев не был пророком, но умел замечать, до каких идей доросло современное общество, на грани каких новых открытий и достижений оно находится.

Хитрый гений лаплас

Обратите внимание

Одним из первых его романов предсказаний стал знаменитый «Человек-амфибия», где писатель предвидел изобретение искусственного легкого и акваланга с открытой системой дыхания на сжатом воздухе, изобретенные в 1943 году Жаком-Ивом Кусто.

Кстати, сам роман был во многом биографичен. В детстве Александр увидел сон, в котором он вместе со своим братом Василием ползет по длинному темному туннелю. Где-то впереди брезжил свет, но брат уже не мог двигаться дальше. Превозмогая себя, Александр смог выбраться, но уже без Василия. Вскоре его брат утонул, катаясь на лодке.

В романе Беляев описывает, как Ихтиандр, выбираясь на бескрайние просторы океана, должен был проплыть через тоннель. Он плыл по нему, «преодолевая холодное встречное течение. Отталкивается от дна, всплывает наверх…Конец тоннеля близок. Теперь Ихтиандр вновь может предоставить себя течению, — оно вынесет его далеко в открытый океан».

Кадр из фильма «Продавец воздуха», 1967 год

Когда Александр Беляев был вынужден вследствии плохого здоровья отправиться на лечение в Крым, в поезде ему повстречались люди, которые пострадали в результате технологической аварии на предприятии Кузбасса. Так рождается идея «Продавца воздуха».

В своем произведении Беляев предупреждает о надвигающейся экологической катастрофе, где окружающая среда будет настолько загрязнена газами и промышленными выбросами, что чистый воздух превратится в товар, который будет доступен далеко не всем.

Стоит ли напоминать, что сегодня из-за плохой экологии по миру гуляет постоянная опасность онкологии, а продолжительность жизни в крупных городах стремительно сокращается. В этих условиях государства даже вынуждены идти на международные соглашения, примером которых является Киотский протокол по ограничению выброса углекислого газа в атмосферу.

«Звезда КЭЦ» была написана в 1936 году под влиянием переписки писателя с Константином Эдуардовичем Циолковским. Собственно говоря, КЭЦ – это и есть инициалы советского ученого.

Весь роман построен на идеях Циолковского – возможность запуска орбитальной станции, выход людей в открытый космос, путешествие на луну.

После выхода книги, которую напечатал журнал «Вокруг света», Циолковский написал на нее восторженный отзыв. Два мечтателя намного обогнали свое время – ведь первая реальная орбитальная станция «Салют» появилась в космосе лишь в 1973 году.

Важно

В книге «Властелин мира» (1926 год) Беляев «изобрел» аппарат для передачи мыслей на расстояние по принципу радиоволн, который позволял внушать постороннему человеку мысль на расстоянии – по сути своей, психотропное оружие. Кроме того, в своей книге он предсказал появление беспилотных самолетов, первые удачные испытания прошли в Великобритании только в 30-х годах XX века.

В своем романе «Человек, потерявший лицо» (1929) автор представляет читателю на суд проблему изменения человеческого тела и связанные с этим последующие проблемы.

Собственно говоря, роман предрекает современные успехи пластической хирургии, и неизменно следующие за этим этические проблемы. Согласно сюжету, губернатор штата превращается в чернокожего и в результате испытывает на себе все особенности расовой дискриминации.

Чем то напоминает судьбу короля поп музыки Майкла Джексона, который сменил цвет кожи, спасаясь от предубеждений к чернокожим людям.

Кадр из фильма «Завещание профессора Доуэля», 1984 год

Так зарождается сюжет романа «Остров погибших кораблей». В своем новом произведении Беляев стал первым, кто указал на загадочность знаменитого ныне Бермудского треугольника, об аномальности которого впервые публично заявил Associated Press, назвав этот район «морем дьявола».

Допустим, где-то, например, в районе Бермудских островов, существует некая особая зона. Находящееся по соседству Саргассово море с его множеством водорослей всегда затрудняло местное мореплавание, в его водах вполне могли скапливаться суда, оставленные здесь после кораблекрушений.

Наступает 1940 год. В стране у многих мрачные предчувствия – грядет страшная война. А у Беляева особые ощущения – старые болезни дают о себе знать, писатель предчувствует – эту войну он не переживет. И он вспоминает о детской мечте, пишет роман об Ариэле – человеке, умевшем летать.

Он и сам бы хотел взлететь над суетой повседневности. «Ариэль», подобно «Человеку-амфибии» биографичен. Это произведение – предсказание собственной смерти. Он хотел улететь из этого мира подобно Ариэлю. Так и получилось. Писатель умер в 1942 году от голода в оккупированном Пушкине.

Совет

Писателя Беляева погребли в общей могиле вместе со многими другими. После этого жена и дочка Беляева оказались в плену у немцев, а потом в ссылке на Алтае.

По возвращении оттуда, они обнаружили очки писателя, к которым была прикреплена записка, обращенная жене Беляева: «Не ищи моих следов на этой земле, – писал ее муж. – Я жду тебя на небесах. Твой Ариэль».

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Человек, потерявший свое лицо. Александр Беляев — отзыв

Александр беляев — человек, опередивший время

Удивительный Беляев! У него два романа — «Человек, потерявший свое лицо» — 1929 г., и «Человек, нашедший свое лицо» — 1940. Пришлось разбираться. И знаете, недаром…

Ведь это захватывающая и погружающая в себя история от автора романов «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия».

Если вы ищете захватывающую историю, ходить далеко не придется, ибо вот она, перед нами.

Сюжет своими словами:

Тонио Престо — замечательный актер. Он заставляет рыдать от смеха своих зрителей. Его дар можно назвать и наказанием, ведь он заключается в совершенно нестандартной внешности Тонио. Грубо говоря, он уродлив.

Если я включу внутреннего психолога, то… Могу предположить, что этот Тонио — типичный сангвиник и циник. А ведь циниками становятся отнюдь не из-за лавров успеха. Это попытка человека преодолеть свои комплексы. Однако, Тонио не очень-то страдал из-за своей внешности, пока от нее не стала зависеть его судьба.

Женщина сюда, естественно, вплетена:

Я читала и не могла оторватья. Для этого было несколько причин:

  • Компактный, сочный текст без ненужной детализации
  • Нет скучных описаний, в том числе — пышных драматических сцен
  • Тема медицины (а точнее, эндокринологии) была мне интересна всегда
  • Яркие персонажи

Также здесь присутствует та деталь, которую я обычно «ловлю за хвост» у японских писателей — драму не нужно описывать и разжевывать. Покажите действие, объясните мысли одним предложением, и читатель все поймет сам. Нечто похожее украшает и этот роман.

Я бы не сказала, что тема романа — недовольство собственной внешностью. Скорее — реакция человека, который зависит от чужого мнения. Именно вот эта вспышка в голове, молния перед глазами, за чем следует жажда что-то предпринять.

Также сюда ювелирно вплетается тема продажности чиновников, «дружбы» полиции и разбойных группировок, а еще — тоже в кавычках — «дружба» между людьми, которая прерывается, как только заканчиваются деньги.

Это, конечно, не самый непредсказуемый сюжет из книг, которых я когда-либо читала, но вдумайтесь — 1929 год! А проблемы в романе все еще актуальны. Более того, Беляев шагнул далеко вперед своего века, и затронул темы, которые и нынче перебирают научные сотрудники, генетики, пластические хирурги. Ну а с полицией — как было, так и есть.. Как есть, так и будет.

Словом, все в этом романе прекрасно, и я бы хотела, чтобы Беляева читали как можно больше. Его наследие поистине драгоценно. Это человек, опередивший время. Человек, определивший принципы и ценности социума. Да, это фантастика, но она настолько же реальна, как и наш с вами мир.

Читайте обязательно.

Пророчества Александра Беляева

Александр беляев — человек, опередивший время

Александра Беляева называли «русским Жюль-Верном» за умение предугадывать многие события. В своих книгах Александр предсказал не только изобретение акваланга, орбитальную станцию, но и собственную кончину…

Амфибия и акваланг

Когда Александр Беляев наперекор воли своих родителей выбрал себе профессию адвоката, его защиты пришла искать женщина, которая назвала себя ясновидящей. «Я предупредила двух женщин о возможной скорой кончине их мужей», — рассказала она. «А теперь безутешные вдовы обвиняют меня в их преднамеренной смерти». Александр только усмехнулся: «Предскажите тогда и мне», — сказал писатель.

«Ваша жизнь будет тяжелой, но очень яркой. А еще вы сами сможете заглядывать в будущее» — так говорила она. После этого Александр согласился взять дело женщины, на суде ее оправдали. Но предсказанное не заставило себя ждать. Беляев не был пророком, но умел замечать, до каких идей доросло современное общество, на грани каких новых открытий и достижений оно находится.

Одним из первых его романов предсказаний стал знаменитый «Человек-амфибия», где писатель предвидел изобретение искусственного легкого и акваланга с открытой системой дыхания на сжатом воздухе, изобретенные в 1943 Жак-Ив Кусто. Кстати, сам роман был во многом биографичен.

Кадр из фильма «Человек-амфибия» (1961)

Обратите внимание

В детстве Александр увиден сон, в котором он вместе со своим братом Василием ползут по длинному темному туннелю. Где-то впереди брезжил свет, но брат уже не мог двигаться дальше. Превозмогая себя Александр смог выбраться, но уже без Василия. Вскоре, его брат утонул, катаясь на лодке.

В романе Беляев описывает, как Ихтиандр, выбираясь на бескрайние просторы океана, должен был проплыть через тоннель. Он плыл по нему, «преодолевая холодное встречное течение. Отталкивается от дна, всплывает наверх…Конец тоннеля близок. Теперь Ихтиандр вновь может предоставить себя течению, — оно вынесет его далеко в открытый океан».

Загрязнение атмосферы

Когда Александр Беляев был вынужден вследствие плохого здоровья отправиться на лечение в Крым, в поезде ему повстречались люди, которые пострадали в результате технологической аварии на предприятии Кузбасса. Так рождается идея «Продавца воздуха».

В своем произведении Беляев предупреждает о надвигающейся экологической катастрофе, где окружающая среда будет настолько загрязнена газами, промышленными выбросами, что чистый воздух превратиться в товар, который будет доступен далеко не всем.

Стоит ли напоминать, что сегодня из-за плохой экологии по миру гуляет постоянная опасность онкологии, а продолжительность жизни в крупных городах стремительно сокращается. В этих условиях, государства даже вынуждены идти на международные соглашения, примером которых является Киотский протокол по ограничению выброса углекислого газа в атмосферу.

Орбитальная станция

«Звезда КЭЦ» была написана в 1936 году под влиянием переписки писателя с Константином Эдуардовичем Циолковским. Собственно говоря, КЭЦ – это и есть инициалы советского ученого. Весь роман построен на идеях Циолковского – возможность запуска орбитальной станции, выход людей в открытый космос, путешествие на луну.

После выхода книги, которую напечатал журнал «Вокруг света», Циолковский написал на нее восторженный отзыв. Два мечтателя намного обогнали свое время – ведь первая реальная орбитальная станция «Салют» появилась в космосе лишь в 1973 году.

Беспилотники

Важно

В книге «Властелин мира» (1926 год) Беляев «изобрел» аппарат для передачи мыслей на расстояние по принципу радиоволн, который позволял внушать постороннему человеку мысль на расстоянии – по сути своей, психотропное оружие. Кроме того, в своей книге он предсказал появление беспилотных самолетов, первые удачные испытания прошли в Великобритании только в 30-х годах XX века.

Пластика

В своем романе «Человек, потерявший лицо» (1929) автор представляет читателю на суд проблему изменения человеческого тела и связанные с этим последующие проблемы. Собственно говоря, роман предрекает современные успехи пластической хирургии, и неизменно следующие за этим этические проблемы.

Согласно сюжету, губернатор штата превращается в чернокожего и в результате испытывает на себе все особенности расовой дискриминации. Чем то напоминает судьбу короля поп музыки Майкла Джексона, который сменил цвет кожи, спасаясь от предубеждений к чернокожим людям.

Тайна Бермудского треугольника

После триумфа романа «Голова профессора Доуэля» на одной из встреч журналисты засыпали писателя вопросами: «Кто обитает на дне океана? Есть ли жизнь на других планетах? Существуют ли на самом деле «летучие голландцы?» Не найдя для себя ответа на этот вопрос, Беляев углубляется в его изучение, начинает прикидывать…

Допустим, где-то, например, в районе Бермудских островов, существует некая особая зона. Находящееся по соседству Саргассово море с его множеством водорослей всегда затрудняло местное мореплавание, в его водах вполне могли скапливаться суда, оставленные здесь после кораблекрушений. Так зарождается сюжет романа «Остров погибших кораблей».

Важно

В своем новом произведении, Беляев стал первым, кто указал на загадочность знаменитого ныне Бермудского треугольника, об аномальности которого впервые публично заявил Associated Press, назвав этот район «морем дьявола».

Последнее предсказание

Наступает 1940 год. В стране у многих мрачные предчувствия – грядет страшная война. А у Беляева особые ощущения – старые болезни дают о себе знать, писатель предчувствует – эту войну он не переживет.

И он вспоминает о детской мечте, пишет роман об Ариэле – человеке, умевшем летать. Он и сам бы хотел взлететь над суетой повседневности. «Ариэль», подобно «Человеку-амфибии» биографичен. Это произведение – предсказание собственной смерти.

Он хотел улететь из этого мира подобно Ариэлю.

Так и получилось. Писатель умер в 1943 году от голода в блокадном Ленинграде. Писателя Беляева погребли в общей могиле вместе со многими другими.

После этого жена и дочка Беляева оказались в плену у немцев, а потом в ссылке на Алтае.

По возвращении оттуда, они обнаружили очки писателя, к которым была прикреплена записка, обращенная жене Беляева: «Не ищи моих следов на этой земле, – писал ее муж. – Я жду тебя на небесах. Твой Ариэль»…

Александр Беляев — фантаст, ставший провидцем | ЧТОБЫ ПОМНИЛИ

Александр беляев — человек, опередивший время

Его жизнь была не очень веселой — тяжелая болезнь, безденежье, вынужденные скитания и трагическая смерть под немецкой оккупацией. И тем удивительней, что этот человек смог создавать такие жизнеутверждающие книги.

 В 1901 году Александр окончил Смоленскую духовную семинарию. Но становиться священником он не хотел и поэтому поступил в Демидовский лицей в Ярославле.

После смерти отца ему пришлось зарабатывать на жизнь рисованием, игрой на скрипке и частными уроками.

Окончив лицей, он стал неплохим юристом, приобрел свою клиентуру. Его дела складывались удачно, он часто бывал за границей. Но в 1914 году он оставляет все и посвящает себя писательству.

Когда ему было 35 лет, он тяжело заболел туберкулёзным плевритом. Лечение оказалось неудачным — развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, Беляев попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. 

Он шесть лет был прикован к постели, из них три года пролежал в гипсе.

Но он сумел вылечиться и вернуться к полноценной жизни. Сначала он жил в Ялте, работал воспитателем, инспектором уголовного розыска, затем переехал в Москву и снова занялся юриспруденцией, продолжая писать.

В 1920-е годы им были написаны такие известные романы как «Остров погибших кораблей» и «Человек-амфибия».

В 1928 году он снова переехал, на этот раз в Ленинград, и уже полностью окунулся в литературную деятельность. Заинтересовавшись проблемами функционирования психики, он пишет романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо».

Всего Александр Беляев является автором более двадцати повестей и романов, нескольких десятков рассказов, множества эссе, очерков, рецензий, критических статей, пьес, публицистических произведений.

Александра Беляева называли «русским Жюль-Верном» за умение предугадывать многие события. В своих книгах писатель предсказал не только изобретение акваланга, орбитальную станцию, но и собственную кончину.

Амфибия и акваланг. Кадр из фильма «Человек-амфибия», 1961 год

Когда Александр Беляев наперекор воли своих родителей выбрал себе профессию адвоката, его защиты пришла искать женщина, которая назвала себя ясновидящей.

«Я предупредила двух женщин о возможной скорой кончине их мужей», — рассказала она. «Теперь безутешные вдовы обвиняют меня в их преднамеренной смерти». Александр только усмехнулся: «Предскажите тогда и мне».

«Ваша жизнь будет тяжелой, но очень яркой. А еще вы сами сможете заглядывать в будущее» — так она ответила писателю.

После этого Александр согласился взять дело женщины, на суде ее оправдали.

Но предсказанное не заставило себя ждать. Беляев не был пророком, но умел замечать, до каких идей доросло современное общество, на грани каких новых открытий и достижений оно находится.

Одним из первых его романов-предсказаний стал знаменитый «Человек-амфибия»

где писатель предвидел изобретение искусственного легкого и акваланга с открытой системой дыхания на сжатом воздухе, изобретенного в 1943 году Жаком-Ивом Кусто.

Кстати, сам роман был во многом биографичен. В детстве Александр увидел сон, в котором он вместе со своим братом Василием ползет по длинному темному туннелю. Где-то впереди брезжил свет, но брат уже не мог двигаться дальше. Превозмогая себя, Александр смог выбраться, но уже без Василия. Вскоре его брат утонул, катаясь на лодке.

В романе Беляев описывает, как Ихтиандр, выбираясь на бескрайние просторы океана, должен был проплыть через тоннель. Он плыл по нему, «преодолевая холодное встречное течение. Отталкивается от дна, всплывает наверх…Конец тоннеля близок. Теперь Ихтиандр вновь может предоставить себя течению, — оно вынесет его далеко в открытый океан».

Постер фильма «Продавец воздуха», 1967 год

Когда Александр Беляев был вынужден вследствии плохого здоровья отправиться на лечение в Крым, в поезде ему повстречались люди, которые пострадали в результате технологической аварии на предприятии Кузбасса. Так рождается идея «Продавца воздуха».

В своем произведении Беляев предупреждает о надвигающейся экологической катастрофе, где окружающая среда будет настолько загрязнена газами и промышленными выбросами, что чистый воздух превратится в товар, который будет доступен далеко не всем. Стоит ли напоминать, что сегодня из-за плохой экологии по миру гуляет постоянная опасность онкологии, а продолжительность жизни в крупных городах стремительно сокращается.

В этих условиях государства даже вынуждены идти на международные соглашения, примером которых является Киотский протокол по ограничению выброса углекислого газа в атмосферу.

Орбитальная станция

«Звезда КЭЦ» была написана в 1936 году под влиянием переписки писателя с Константином Эдуардовичем Циолковским.

Собственно говоря, КЭЦ – это и есть инициалы советского ученого. Весь роман построен на идеях Циолковского: возможности запуска орбитальной станции, выхода людей в открытый космос, путешествий на луну.

После выхода книги, которую опубликовал журнал «Вокруг света», Циолковский написал на нее восторженный отзыв.

Два мечтателя намного обогнали свое время – первая реальная орбитальная станция «Салют» появилась в космосе лишь в 1973 году.

 В книге «Властелин мира» (1926 год) Беляев «изобрел» аппарат для передачи мыслей на расстоянии по принципу радиоволн, который позволял внушать постороннему человеку мысль на расстоянии – по своей сути, психотропное оружие.

Кроме того, в своей книге он предсказал появление беспилотных самолетов, первые удачные испытания которых прошли в Великобритании только в 1930-х.

 В своем романе «Человек, потерявший лицо» (1929) автор представляет читателю на суд проблему изменения человеческого тела и связанные с этим последующие проблемы.

Собственно говоря, роман предрекает современные успехи пластической хирургии, и неизменно следующие за этим этические проблемы.

Согласно сюжету, губернатор штата превращается в чернокожего и в результате испытывает на себе все особенности расовой дискриминации. Чем-то напоминает судьбу короля поп-музыки Майкла Джексона, который сменил цвет кожи, спасаясь от предубеждений к чернокожим людям.

Кадр из фильма «Завещание профессора Доуэля», 1984 год

 В своем новом произведении «Остров погибших кораблей» Беляев стал первым, кто отметил загадочность знаменитого ныне Бермудского треугольника, об аномальности которого впервые публично заявило агентство «Associated Press», назвав этот район «морем дьявола».

Допустим, где-то, например, в районе Бермудских островов, существует некая особая зона. Находящееся по соседству Саргассово море с его множеством водорослей всегда затрудняло местное мореплавание, в его водах вполне могли скапливаться суда, оставленные здесь после кораблекрушений.

 Наступает 1940 год. В стране у многих мрачные предчувствия – грядет страшная война. У Беляева особые ощущения – старые болезни дают о себе знать, писатель предчувствует – эту войну он не переживет.

Он вспоминает о детской мечте, пишет роман об Ариэле – человеке, умевшем летать. Он и сам бы хотел взлететь над суетой повседневности. «Ариэль», подобно «Человеку-амфибии» биографичен.

Это произведение – предсказание собственной смерти. Он хотел улететь из этого мира подобно Ариэлю. Так и получилось.

Писатель умер в 6 января 1942 года от голода в оккупированном Пушкине Ленинградской области. Писателя Беляева погребли в общей могиле вместе со многими другими. Местонахождение его могилы неизвестно.

Поэтому памятная стела на Казанском кладбище города Пушкина была установлена на предполагаемой могиле Беляева в 1968 году. У него было две дочери — Людмила (1924 — 1930) и Светлана (1929 года рождения).

 После его смерти жена и дочка Светлана оказались в плену у немцев.

По возвращении оттуда, они обнаружили очки писателя, к которым была прикреплена записка, обращенная жене Беляева: «Не ищи моих следов на этой земле, – писал ее муж. – Я жду тебя на небесах. Твой Ариэль».

В 1984 году, когда отмечалось столетие со дня рождения знаменитого писателя-фантаста, была высказана идея учредить мемориальную премию в честь Александра Беляева. Впервые она была вручена в 1990 году.

Использованные материалы:

http://alltxt.org.ua/fantastika/140-belyaev_aleksandr.html

Александр беляев — человек, опередивший время

Сын священника

Александр Романович Беляев вошел в историю российской литературы как один из основоположников жанра советской научной фантастики. А ведь ему прочили совсем иное поприще: отец, православный священник в провинциальном Смоленске, хотел, чтобы сын пошел по его стопам.

Александр остался единственным отпрыском в семье: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы, а старший брат Василий утонул. Кстати, с этим трагическим событием связана история прямо-таки мистическая. Братья были в гостях у своего дяди. Компании родственников вздумалось покататься на лодке. Не поехал только Василий.

Совет

А Саша взял с собой кусок глины, чтобы занять себя во время катания – у мальчика с раннего детства были художественные наклонности. Сидя в лодке, он бездумно лепил человеческую голову. Когда же дело было почти завершено, оказалось, что получился у него ну прямо вылитый брат Василий. Только черты лица почему-то были мертвенными, как у трупа.

В сердцах мальчик швырнул свое творение в воду. А когда компания вернулась домой, их ожидала страшная весть: пока они катались на лодке, Василий утонул в той же реке.

Отец отдал Александра учиться в духовную семинарию, однако по ее окончании юноша осознал, что склонен придерживаться, скорее, атеистических воззрений. И наперекор папеньке он поступает в юридический лицей в Ярославле.

Беляев был натурой очень живой, любознательной, талантливой: рано пристрастился к чтению (особенно его увлекали книги про путешествия и приключения, фаворитом же был Жюль Верн), самостоятельно выучился играть на скрипке и на рояле. А еще он грезил полетами: в детстве предпринимал попытки взлететь, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом. В одной из таких попыток он упал с крыши сарая и серьезно повредил спину.

Счастливые годы

Когда умер отец,  пришлось озаботиться финансовыми проблемами: Беляев стал давать уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка. После окончания юридического лицея молодой человек получает место частного поверенного в Смоленске — вот тут-то и наступает один из самых благополучных периодов в его жизни.

Довольно скоро он приобретает репутацию дельного юриста, у него появляется постоянная клиентура, а с ней и деньги: наконец-то он может в полной мере предаваться любимым занятиям. Новую большую и прекрасно обставленную квартиру украшает неплохая коллекция картин, Беляев собирает обширную библиотеку. Появилась возможность повидать мир: он побывал во Франции, Италии.

А еще женился. Но о жене его речь впереди…

Александр Романович затевает и домашний театр, где он – мастер на все руки: драматург, режиссер, актер.

Когда же в Смоленске гастролировала труппа под руководством Константина Сергеевича Станиславского, ему довелось заменить заболевшего актера в нескольких постановках.

Причем Станиславский остался очень доволен местным талантом и вроде бы даже предлагал Беляеву место в своей труппе, но молодой человек не захотел покидать родной город.

Обратите внимание

В 1913 году в газете «Смоленский вестник» публикуются два рассказа Александра Беляева: «Восхождение на Везувий» и «Прогулка на гидроаэроплане». В 1914 году он окончательно оставляет юриспруденцию ради театральной и литературной деятельности.

Виражи судьбы

Благополучная и радостная жизнь Беляева закончилась, когда он заболел туберкулезным плевритом. У него развился туберкулез позвоночника, отнялись ноги.

Стало ясно, что Александру суждено Бог знает сколько времени быть прикованным к постели (врачи не исключали, что ему вообще не удастся подняться), а следовательно, достатка, развлечений, веселой жизни больше не будет, молодая жена Верочка оставила супруга – мол, она за него замуж шла, а не в сиделки нанималась.

В поисках исцеления мать и старенькая няня перевозят Александра Романовича в Ялту. Он почти три с половиной года лежит в гипсе, кочует по больницам. «Если бы вы знали, в каких кошмарных условиях мне приходилось лежать, особенно в прошлую зиму! – пишет он в 1922 году.

– Несколько составов больных общей палаты умерло на моих глазах. А весной умерла от голода и мать. Летом мне удалось попасть в Гаспру, в дом отдыха для ученых и писателей.

Там мне одели хороший целлулоидный корсет, я встал и уже служу… Представьте, мне пришлось поступить в канцелярию уголовного розыска, а по штату я – младший милиционер. Я же – фотограф, снимающий преступников, я же – лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву, и «приватный» юрисконсульт. Несмотря на все это, приходится голодать…».

В Ялте Беляев встретил свою вторую жену – Маргариту. Ее любовь и забота придали Александру Романовичу сил жить дальше. У них родились две дочки. Жить в Ялте было невероятно тяжело и голодно, поэтому семья перебирается сначала в Москву, а потом в Ленинград.

Фантазии Ариэля

Все это время Беляев активно пишет. Его первое произведение (тогда еще рассказ) – «Голова профессора Доуэля» — было опубликовано в 1925 году. Впоследствии Беляев переделал рассказ в роман.

Затем последовали «Последний человек из Атлантиды», «Властелин мира», «Остров погибших кораблей», «Человек-амфибия»… Беляев становится популярным, читатели с энтузиазмом встречают каждое новое произведение.

Важно

Однако советская критика настроена иначе: «Беспочвенные фантазии, отвлекающие от актуальных задач социалистического строительства».

В 1933 году выходит новый роман Беляева – «Прыжок в ничто». Вот как отозвался о нем советский ученый Я.И. Перельман, основоположник «занимательной науки»: «…никак нельзя признать новый роман Беляева сколько-нибудь ценным обогащением советской научно-фантастической литературы». И Беляев вступает в переписку с Циолковским, который поддерживает писателя.

В одном из своих писем Циолковский отзывается о романе так: «…из всех существующих рассказов на тему межпланетных путешествий роман А.Р.Б. наиболее содержателен и научен». Однако Беляеву все-таки пришлось учесть мнение советской критики.

Результат – ряд произведений, воспевающих технически продвинутое коммунистическое будущее, значительно менее удачных в художественном смысле, чем его ранние книги.

Последним романом писателя стал «Ариэль» — о человеке, умеющем летать. Да, он всю жизнь грезил полетами, этот удивительный фантазер, прикованный к постели.

Александр Романович Беляев умер 6 января 1942 года от голода: город Пушкин, где жила тогда семья Беляевых, был оккупирован немцами, а Беляев, незадолго до начала войны перенесший сложную операцию был слишком слаб, чтобы эвакуироваться…

Его называли русским Жюлем Верном. И подобно великому французу, Беляев в своих книгах предвосхитил многие грядущие открытия и достижения – это стало понятно спустя годы: большое видится на расстоянии.

Елена Лазарева

Александр Беляев. Фантаст, ставший провидцем

Александр беляев — человек, опередивший время

?matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
2016-08-07 21:01:00matveychev_oleg
matveychev_oleg
2016-08-07 21:01:00Александра Беляева называли «русским Жюль-Верном» за умение предугадывать многие события. В своих книгах писатель предсказал не только изобретение акваланга, орбитальную станцию, но и собственную кончину.

Амфибия и акваланг

Кадр из фильма «Человек-амфибия, 1961 годКогда Александр Беляев наперекор воли своих родителей выбрал себе профессию адвоката, его защиты пришла искать женщина, которая назвала себя ясновидящей. «Я предупредила двух женщин о возможной скорой кончине их мужей», — рассказала она. «Теперь безутешные вдовы обвиняют меня в их преднамеренной смерти». Александр только усмехнулся: «Предскажите тогда и мне». «Ваша жизнь будет тяжелой, но очень яркой. А еще вы сами сможете заглядывать в будущее» — так она ответила писателю. После этого Александр согласился взять дело женщины, на суде ее оправдали.Но предсказанное не заставило себя ждать. Беляев не был пророком, но умел замечать, до каких идей доросло современное общество, на грани каких новых открытий и достижений оно находится.Одним из первых его романов-предсказаний стал знаменитый «Человек-амфибия», где писатель предвидел изобретение искусственного легкого и акваланга с открытой системой дыхания на сжатом воздухе, изобретенного в 1943 году Жаком-Ивом Кусто.Кстати, сам роман был во многом биографичен. В детстве Александр увидел сон, в котором он вместе со своим братом Василием ползет по длинному темному туннелю. Где-то впереди брезжил свет, но брат уже не мог двигаться дальше. Превозмогая себя, Александр смог выбраться, но уже без Василия. Вскоре его брат утонул, катаясь на лодке. В романе Беляев описывает, как Ихтиандр, выбираясь на бескрайние просторы океана, должен был проплыть через тоннель. Он плыл по нему, «преодолевая холодное встречное течение. Отталкивается от дна, всплывает наверх…Конец тоннеля близок. Теперь Ихтиандр вновь может предоставить себя течению, — оно вынесет его далеко в открытый океан».

Загрязнение атмосферы

Кадр из фильма «Продавец воздуха», 1967 годКогда Александр Беляев был вынужден вследствии плохого здоровья отправиться на лечение в Крым, в поезде ему повстречались люди, которые пострадали в результате технологической аварии на предприятии Кузбасса. Так рождается идея «Продавца воздуха».В своем произведении Беляев предупреждает о надвигающейся экологической катастрофе, где окружающая среда будет настолько загрязнена газами и промышленными выбросами, что чистый воздух превратится в товар, который будет доступен далеко не всем.Стоит ли напоминать, что сегодня из-за плохой экологии по миру гуляет постоянная опасность онкологии, а продолжительность жизни в крупных городах стремительно сокращается. В этих условиях государства даже вынуждены идти на международные соглашения, примером которых является Киотский протокол по ограничению выброса углекислого газа в атмосферу.

Орбитальная станция

«Звезда КЭЦ» была написана в 1936 году под влиянием переписки писателя с Константином Эдуардовичем Циолковским. Собственно говоря, КЭЦ – это и есть инициалы советского ученого.Весь роман построен на идеях Циолковского: возможности запуска орбитальной станции, выхода людей в открытый космос, путешествий на луну.После выхода книги, которую опубликовал журнал «Вокруг света», Циолковский написал на нее восторженный отзыв. Два мечтателя намного обогнали свое время – первая реальная орбитальная станция «Салют» появилась в космосе лишь в 1973 году.

Беспилотники

В книге «Властелин мира» (1926 год) Беляев «изобрел» аппарат для передачи мыслей на расстоянии по принципу радиоволн, который позволял внушать постороннему человеку мысль на расстоянии – по своей сути, психотропное оружие. Кроме того, в своей книге он предсказал появление беспилотных самолетов, первые удачные испытания которых прошли в Великобритании только в 1930-х.

Пластическая хирургия

В своем романе «Человек, потерявший лицо» (1929) автор представляет читателю на суд проблему изменения человеческого тела и связанные с этим последующие проблемы. Собственно говоря, роман предрекает современные успехи пластической хирургии, и неизменно следующие за этим этические проблемы.

Согласно сюжету, губернатор штата превращается в чернокожего и в результате испытывает на себе все особенности расовой дискриминации. Чем-то напоминает судьбу короля поп-музыки Майкла Джексона, который сменил цвет кожи, спасаясь от предубеждений к чернокожим людям.

Кадр из фильма «Завещание профессора Доуэля», 1984 год

Бермудский треугольник

Так зарождается сюжет романа «Остров погибших кораблей». В своем новом произведении Беляев стал первым, кто отметил загадочность знаменитого ныне Бермудского треугольника, об аномальности которого впервые публично заявило агентство «Associated Press», назвав этот район «морем дьявола».

Допустим, где-то, например, в районе Бермудских островов, существует некая особая зона. Находящееся по соседству Саргассово море с его множеством водорослей всегда затрудняло местное мореплавание, в его водах вполне могли скапливаться суда, оставленные здесь после кораблекрушений.

Последнее предсказание

Александр Беляев

Александр беляев — человек, опередивший время

В свое время литератор Александр Беляев блистательной карьере адвоката предпочел денежно нестабильную профессию писателя. В своих произведениях фантаст предсказал такие научные открытия, как создание искусственных органов, появление систем изучения земной коры и возникновение орбитальных космических станций.

Портрет Александра Беляева

На протяжении всей жизни советская критика высмеивала его кажущиеся безумными пророчества, не подозревая, что в романах, рассказах и повестях тонко чувствующий мир творец приоткрывал завесу тайны, позволяя читателям увидеть мир грядущего будущего.

Детство и юность

Один из основоположников советской научно-фантастической литературы родился 16 марта 1884 года в городе-герое Смоленске. В семье Беляевых, кроме Александра, было еще двое детей. Его сестра Нина умерла в детстве от саркомы, а брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.

Родители Александра Беляева

Родители писателя были людьми глубоко верующими, часто помогали бедным родственникам и богомольцам, отчего в их доме всегда было много народа. Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши и шутки. В играх и увлечениях мальчик был необуздан. Следствием одной из его шалостей стала серьезная травма глаза, которая впоследствии привела к ухудшению зрения.

Александр Беляев в детстве

Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его привлекал иллюзорный мир звуков. Доподлинно известно, что литератор без чьей — либо помощи научился играть на скрипке и рояле. Бывали дни, когда Саша, пропуская завтрак и полдник, самозабвенно музицировал у себя в комнате, игнорируя происходящие вокруг события.

Александр Беляев в юности

В список увлечений также входили занятия фотографией и освоение азов актерского мастерства. Домашний театр Беляевых гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям.

Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы, писатель заменил заболевшего артиста и сыграл вместо него в паре спектаклей.

После оглушительного успеха ему предложили остаться в труппе, однако он по неизвестной причине отказался.

Александр Беляев пробовал себя в качестве актера

Несмотря на тягу к творческой самореализации, по решению главы семейства Александра отдали учиться в духовную семинарию, которую он окончил в 1901 году.

Совет

Продолжать религиозное образование юноша отказался и, лелея мечту о карьере юриста, поступил в Демидовский лицей в Ярославле. После смерти отца средства семьи оказались ограничены. Александр, чтобы оплатить обучение, брался за любую работу.

До момента выпуска из учебного заведения он успел поработать и репетитором, и декоратором в театре, и даже цирковым скрипачом.

Александр Беляев в молодости

По окончании Демидовского лицея Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске. Зарекомендовав себя как хороший специалист, Александр Романович приобрел постоянную клиентуру.

Стабильный доход позволил ему обставить квартиру, приобрести дорогостоящую коллекцию картин, собрать библиотеку, а также путешествовать по Европе.

Известно, что писателя особенно воодушевляли красоты Франции, Италии и Венеции.

Литература

В 1914-ом Беляев оставил юриспруденцию и посвятил себя театру и литературе. В этом году он дебютировал не только как режиссер в театре, участвуя в постановке оперы «Спящая царевна», но и опубликовал свою первую художественную книгу (до этого были репортажи, рецензии, заметки) – детскую пьесу-сказку в четырех действиях «Бабушка Мойра».

Книга Александра Беляева «Продавец воздуха»

В1923 году писатель перебрался в Москву. В московский период Беляев опубликовал в журналах и отдельными книгами свои увлекательные произведения в жанре фантастики: «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Борьба в эфире», «Человек-амфибия» и «Голова профессора Доуэля».

Кадр из фильма по книге Александра Беляева «Человек-амфибия»

В последнем романе коллизия основана на собственном опыте человека, закованного в гипс и парализованного, не властного над своим телом и живущего словно без туловища, с одной живой головой. В ленинградский период из-под пера писателя вышли произведения «Прыжок в ничто»,«Властелин мира», «Подводные земледельцы» и «Чудесный глаз», а также пьеса «Алхимики».

Иллюстрация к книге Александра Беляева «Голова профессора Доуэля»

В 1937 году Беляева перестали печатать. Жить стало не на что. Он отправился в Мурманск, где устроился бухгалтером на рыболовном судне.

Депрессия стала его музой, и загнанный в угол творец написал роман о своих несбывшихся мечтах, дав ему название «Ариэль».

В книге, вышедшей в свет в 1941 году, над главным героем ставят опыты с левитацией и в ходе удачно прошедших экспериментов он получает способность летать.

Личная жизнь

С первой женой Анной Ивановной Станкевич писатель познакомился еще во времена учебы в лицее. Правда, этот союз был недолгосрочным. Через пару месяцев после свадьбы не нагулявшаяся особа изменила мужу с его другом. Стоит отметить, что, несмотря на предательство, после развода бывшие влюбленные поддерживали связь.

Светлана Беляева, дочь Александра Беляева

Именно Анна познакомила фантаста с его второй супругой, слушательницей Московских высших женских курсов Верой Васильевной Прытковой.

Долгое время молодые люди общались по переписке, а после личной встречи, пойдя на поводу у бушующих внутри эмоций, узаконили свои отношения. Известно, что любовного запала новой избраннице автора романа «Продавец воздуха» хватило ненадолго.

После того как Вера узнала о болезни благоверного, в их амурной истории была поставлена точка.

https://www.youtube.com/watch?v=ZJDLqAnd0LQ

В 1915 году судьба нанесла Беляеву жестокий удар, навсегда нарушивший привычный ход жизни и переломивший ее на две части. Писатель заболел костным туберкулезом позвонков, осложнившимся параличом ног.

Поиски квалифицированного медицинского персонала привели мать литератора, Надежду Васильевну, в Ялту, куда она и перевезла сына.

Врачи, облачившие тело 31-летнего фантаста в гипсовый корсет, не давали никаких гарантий, заявляя, что Александр может на всю жизнь остаться калекой.

Александр Беляев и его жена Маргарита

Сильная воля не дала Беляеву пасть духом.

Несмотря на испытываемые мучения и неясные перспективы, он не опускал рук, продолжая сочинять стихи, которые часто публиковались в местной газете.

Также творец занимался самообразованием (изучал иностранные языки, медицину, биологию, историю) и много читал (предпочтение отдавал творчеству Жюля Верна, Герберта Уэллса и Константина Циолковского).

В итоге мастер пера победил недуг, и болезнь на некоторое время отступила. За те шесть лет, что фантаст был прикован к постели, страна изменилась до неузнаваемости.

После того как Александр Романович крепко встал на ноги, литератор со свойственной ему природной энергетикой включился в созидательный процесс.

Обратите внимание

В течение пары месяцев он успел поработать и воспитателем в детском доме, и библиотекарем, и даже инспектором уголовного розыска.

Семья Александра Беляева

В Ялте творец познакомился с третьей женой – Маргаритой Константиновной Магнушевской, ставшей ему верной спутницей жизни и незаменимой помощницей. Вместе с ней Беляев в 1923 году перебрался в Москву. Там он устроился на работу в Народный комиссариат почт и телеграфов, а в свободное время занимался писательской деятельностью.

15 марта 1925 года супруга родила ему дочь Людмилу, которая умерла в возрасте 6 лет от менингита. Вторая наследница Светлана появилась на свет в 1929-ом и, несмотря на унаследованную от главы семейства болезнь, сумела реализовать себя в жизни.

Смерть

Ослабленный болезнями, пухнущий от голода и холода Александр Романович умер в ночь с пятого на шестое января 1942 года.

Маргарите Константиновне через две недели после смерти мужа удалось оформить документы, достать гроб и отвезти его тело в склеп, расположенный на Казанском кладбище.

Там останки именитого фантаста вместе с десятками других дожидались очереди на захоронение, которое было запланировано на март.

Александр Беляев в последние годы

В феврале немцы угнали жену и дочь писателя в плен, в Польшу. Когда они вернулись в родные края, бывший сосед передал супруге чудом уцелевшие очки писателя. На дужке Маргарита обнаружила плотно завернутую бумажку, на которой было написано:

По сей день биографы так и не отыскали место погребения литератора. Известно, что мраморная стела на Казанском кладбище установлена вдовой автора романа «Прыжок в ничто». Муза Александра Романовича, обнаружив на участке могилу друга, почившего в один день с ее возлюбленным, поставила рядом с ней символический памятник, на котором изображены раскрытая книга и гусиное перо.

Памятник Александру Беляеву на могиле его жены

Беляева называли отечественным Жюлем Верном, но, несмотря на всю лестность такого сравнения, он был и остается писателем самобытным, оригинальным, по большому счету, ни на кого не похожим, за что на протяжении десятилетий по-прежнему любим многими поколениями читателей.

Библиография

  • 1913 — «Восхождение на Везувий»
  • 1926 — «Властелин мира»
  • 1926 — «Остров Погибших Кораблей»
  • 1926 – «Ни жизнь, ни смерть»
  • 1928 — «Человек-амфибия»
  • 1928 – «Вечный хлеб»
  • 1933 – «Прыжок в ничто»
  • 1934 – «Воздушный корабль»
  • 1937 – «Голова профессора Доуэля»
  • 1938 – «Рогатый мамонт»
  • 1939 – «Замок ведьм»
  • 1939 – «Под небом Арктики»
  • 1940 – «Человек, нашедший свое лицо»
  • 1941 – «Ариэль»
  • 1967 – «Все вижу, все слышу, все знаю»

Фото

Александр Беляев — Последний человек из Атлантиды

Александр беляев — человек, опередивший время

Вечный хлебПоследний человек из АтлантидыПрыжок в ничтоЗолотая гора

МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО “ПРАВДА” 1988

Небольшой рыбацкий баркас медленно подплывал к острову Фэр, входящему в группу Фридландских северных островов Немецкого моря. Стоял осенний вечер. Крепкий северный ветер обдавал рыбаков брызгами ледяной воды. Лов был неудачный, и лица рыбаков, посиневшие от холода, хмурились.

— Зима в этом году будет ранняя, — сказал старый рыбак, попыхивая короткой носогрейкой.

— Да, похоже на то, — отозвался молодой и, помолчав, прибавил: — У Карла опять сеть украли, новую!

Все оживились. Рыбаки начали обсуждать, кто бы мог заниматься у них кражами.

— Мое мнение такое, что это дело рук Ганса, — решительно заявил молодой рыбак.

— Ганса? Ну, уж ты придумаешь! — послышались удивленные голоса.

Ганс был полубольной, тощий, как скелет, высокий старик, одиноко живший в старом, заброшенном здании маяка.

— Ганс? Да он еле ноги таскает! Какие же у тебя доказательства?

— А такие, — заявил молодой рыбак, — что Ганс толстеет. Это была правда. За последние недели лицо Ганса значительно округлилось, и эта загадочная полнота уже служила предметом деревенских разговоров.

— Говорят, Ганс нашел на берегу клад, выброшенный морем. От такого подарка немудрено пополнеть, — задумчиво сказал старый рыбак.

— Ганс занимается контрабандой.

— А я говорю вам, — не унимался молодой рыбак, — что Ганс крадет у нас сети и рыбу, продает их и жиреет. Вы заметили, поздно вечером он куда-то частенько отлучается. Какие такие у него дела? Все это очень подозрительно.

С молодым рыбаком спорили, но видно было, что его рассказ на многих произвел впечатление. И когда баркас подошел к берегу у старого маяка, один из рыбаков предложил:

— А что, если бы нам зайти к Гансу, посмотреть, как он живет? Обогреемся, а кстати и его пощупаем.

— Вот это дело! — оживился молодой рыбак и начал быстро выгружать рыбу и прибирать снасти.

В небольшом оконце маяка светился огонек. Старик Ганс еще не спал. Он радушно встретил гостей и предложил погреться у полуразвалившегося камина.

— Ну как лов? — спросил он, потирая жилистые руки с крючковатыми пальцами.

— Плохо, — ответил молодой рыбак. Он был зол на неудачный лов и непогоду, и ему хотелось сорвать на ком-нибудь злость. — А ты все полнеешь, Ганс, с чего бы?

Старик жалко улыбнулся и развел руками.

— Ты тоже полнеешь, Людвиг, — ответил он.

— Не обо мне речь. Когда человек своими сетями рыбу ловит да продает, в этом нет ничего удивительного, что полнеешь. А ты вот скажи нам секрет, как, не работая, пополнеть, тогда и мы, может, будем у теплого камина греться, вместо того, чтобы в море ревматизмы наживать.

Важно

Ганс был явно смущен. Он ежился, потирал руки, пожимал плечами. Все заметили смущение старика, и это заставило поверить в его виновность даже тех, кто сомневался.

— Надо бы произвести у него обыск, — тихо сказал рыжий Фриц, наклоняясь к уху другого рыбака, — я это тонко устрою. — И, обратившись к Гансу, он сказал:

— Как ты не боишься жить в этакой развалине? Дунет хороший норд-ост, и тебя раздавит в лепешку.

— Стены толстые, как-нибудь доживу, — ответил Ганс.

— А если раздавит? — не унимался Фриц. — Тебе-то, старику, может быть, это и безразлично, а с нас спросят. Зачем не приняли мер безопасности. Еще под суд отдадут. Надо осмотреть твое жилище.

— Что ж его осматривать? — растерянно проговорил Ганс. Он уже не сомневался, что посетители в чем-то его подозревают и пришли неспроста. — Приходите завтра, когда будет светло, и осмотрите, если желаете.

— Зачем завтра? Мы и сегодня можем осмотреть.

— Да ведь темно, лестницы разрушены, ушибиться можете. Ну что за спешка, право. Полсотни лет жил, а тут вдруг одну ночь не переждать. Людвиг уже понял военную хитрость Фрица и засуетился.

— А ты фонарь зажги.

— Фонарь! У меня и масла нет.

Но Фриц уже шарил по круглой комнате.

— Масла? Вот фонарь. А вот и масло. Ты что же, старик, лукавишь? Фриц быстро налил масло, зажег фонарь.

— Идем.

Все поднялись и пошли за Фрицем. Ганс, тяжело вздыхая и шаркая ногами, шел следом за ними, поднимаясь в полутьме по сырым, стертым ступеням винтовой лестницы.

В комнате второго этажа лежал всякий хлам, покрытый пылью и мусором обвалившейся штукатурки. Сквозь разбитые стекла окон дул ветер. Свет спугнул несколько летучих мышей, и они шарахнулись по стенам, сдувая пыль и паутину. Фриц внимательно осматривал каждый угол, ворошил мусор тяжелыми рыбацкими сапогами, потом освещал стены и говорил:

— Ишь какие трещины!

Но ничего подозрительного он не нашел.

— Идем в третий этаж.

— Да ничего там нет, — проговорил Ганс. Но Фриц, не слушая его, уже карабкался в верхнюю комнату.

Здесь ветер пронизывал насквозь, проникая не только через открытые впадины окон, но и в огромные щели.

— Ты, кажется, ошибся, Людвиг, — тихо сказал Фриц.

— А вот посмотрим, — громко ответил Людвиг и, разозлившись, толкнул Фрица. — Неси сюда фонарь. Что это такое?

— На сеть не похоже, — сказал громко и Фриц, уже не считая нужным скрывать цель прихода. Фонарь осветил полку и стоящий на ней котелок, прикрытый дощечкой.

Фриц поднял дощечку и заглянул в котелок. Там лежала какая-то студенистая жидкость, напоминавшая лягушечью икру.

— Пойдем, Людвиг, это какая-то перекисшая дрянь. Я ж тебе говорил, что ты ошибся.

Людвиг уже сам злился на себя, что затеял всю эту историю и остался в дураках. Чтобы оттянуть момент своего посрамления, он вытащил из темного угла Ганса и грубо закричал на него:

— Ты что держишь в этом горшке?

К общему удивлению, вопрос Людвига привел Ганса в крайнее смущение. От волнения у старика дрожала нижняя челюсть. Бессвязно он прошептал несколько слов и замолк. Это возбудило интерес к содержимому горшка у остальных рыбаков.

— Что же ты молчишь? — не унимался Людвиг. — Да ты знаешь, куда попадешь за такие дела? — фантазировал он, вдохновленный смущением Ганса.