Абазины в кабарде — коренной народ кавказа, численность, история, культура

КАБАРДИНЦЫ

Абазины в кабарде — коренной народ кавказа, численность, история, культура

КАБАРДИНЦЫ — на­род груп­пы ады­гов, основное на­се­ле­ние Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рии (Россия).

Жи­вут главным образом в её рав­нин­ной и пред­гор­ной час­ти (со­став­ля­ют боль­шин­ст­во на­се­ле­ния Че­гем­ско­го, Ур­ван­ско­го, Лес­кен­ско­го, Тер­ско­го, Золь­ско­го, Бак­сан­ско­го райо­нов и города Наль­чик).

Ком­пакт­но про­жи­ва­ют так­же в по­сёл­ках Ходзь, Бле­чеп­син и Ко­ше­хабль, Ко­ше­хабль­ско­го и поселке Уляп Крас­но­гвар­дей­ско­го рай­онов Ады­геи; по­сле по­строй­ки кре­по­сти Моз­док (1763 год) — в Моз­до­ке и Моз­док­ском районе Северной Осе­тии (около 8 тысяч человек — 2007 год, оцен­ка; по пе­ре­пи­си 2002 года — 2,9 тыс. человек) и при­ле­гаю­щем Кур­ском районе Став­ро­поль­ско­го края (около 10 тыс. человек; по пе­ре­пи­си 2002 года — 6,6 тыс. человек) — моз­док­ские ады­ги (маз­да­гу ады­га). Чис­лен­ность в Рос­сии 520 тыс. человек, в т. ч. в Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рии 498,7 тыс. человек (2002 год, пе­ре­пись). Жи­вут так­же в Тур­ции, Си­рии, Иор­да­нии (на­зы­ва­ют­ся там «ады­га­ми», «чер­ке­са­ми»), в стра­нах Ев­ро­пы, Аф­ри­ки и Аме­ри­ки. Об­щая чис­лен­ность 580 тыс. человек (2008 год, оцен­ка). Го­во­рят на ка­бар­ди­но-чер­кес­ском язы­ке. 96,8% го­во­рит так­же по-рус­ски. Ве­рую­щие — в основном му­суль­ма­не-сун­ни­ты ха­на­фит­ско­го маз­ха­ба; моз­док­ские кабардинцы пра­во­слав­ные.

Вос­хо­дят к од­но­му из под­раз­де­ле­ний адыг­ско­го населения Центрального Кав­ка­за, ото­жде­ст­в­ляе­мо­го с восточной вет­вью ка­со­гов. Да­лёки­ми пред­ка­ми кабардинцев мож­но счи­тать хе­ба­ров, упо­ми­нае­мых в «Ис­то­рии» Мов­се­са Хо­ре­на­ци в V-VII веках. По др.

Ан-124 «руслан» — факты об одном из самых больших самолетов в мире

вер­сии, их пред­ки переселились в XIII-XIV веках с Западного Кав­ка­за. С XV-XVI веков («ка­бар­дин­ские чер­ке­сы») из­вест­ны в со­ста­ве «пя­ти­гор­ских чер­ке­сов», доми­ни­ро­вав­ших в го­рах и степ­ных пред­горь­ях от Ла­бы (ле­вый при­ток Ку­ба­ни) до ни­зовь­ев Те­ре­ка.

Обратите внимание

Тра­диционная куль­ту­ра, об­щая с др. адыг­ски­ми на­ро­да­ми, ти­пич­на для на­ро­дов Кав­ка­за. Основные тра­диционные за­ня­тия — па­шен­ное зем­ле­де­лие и от­гон­ное ско­то­вод­ст­во.

Раз­во­ди­ли ло­ша­дей, круп­ный ро­га­тый скот, овец (гру­бо­шёр­ст­ная кур­дюч­ная по­ро­да), коз. Зна­ме­ни­та ка­бар­дин­ская по­ро­да ло­ша­дей с дву­мя глав­ны­ми раз­но­вид­но­стя­ми — ша­гди и шо­лох, приспособ­лен­ны­ми к различным фор­мам ве­де­ния боя.

Тра­ди­ци­он­но как тяг­ло­вые жи­вот­ные при­ме­ня­лись во­лы. Со 2-й половины XIX века ло­ша­дей ста­ли так­же за­пря­гать в под­во­ды и по­яви­лось их разде­ле­ние на ез­до­вых (уанэш) и тяг­ло­вых (шы­гуш).

Пе­ре­гон ско­та и его со­дер­жа­ние на гор­ных па­ст­би­щах ре­гу­ли­ро­ва­лись обыч­ным пра­вом с чёт­ким рас­пре­де­ле­ни­ем ро­лей.

Основная сельскохозяйственная куль­ту­ра — про­со, с XVII-XVIII веков рас­про­стра­ня­ют­ся так­же пше­ни­ца и ку­ку­ру­за. До начала XX века гос­под­ство­ва­ло пере­лож­ное зем­ле­де­лие. Па­ха­ли тя­жё­лым плу­гом (пхаа­ша), ко­то­рый был за­им­ст­во­ван др.

на­ро­да­ми Северного Кав­ка­за под на­зва­ни­ем ка­бар­дин­ско­го, или чер­кес­ско­го, плу­га. Плуж­ная уп­ряж­ка (вэ­рэ­вий) со­стоя­ла обыч­но из 8 во­лов. Ма­лые се­мьи объ­е­ди­ня­лись в супря­гу (дзей). Бы­ло раз­ви­то пче­ло­вод­ст­во (мёд и воск бы­ли важ­ней­ши­ми стать­я­ми чер­кесского экс­пор­та).

Тра­диционные ре­мёс­ла — пле­те­ние ци­но­вок из ка­мы­ша, из­го­тов­ле­ние су­кон (ши­ро­ко из­вест­ны ка­бардинские бур­ки), зо­ло­то­швей­ное и юве­лир­ное де­ло, из­го­тов­ле­ние холод­но­го и ог­не­стрель­но­го ору­жия (в XVII веке ка­бардинские ору­жей­ни­ки бы­ли при­гла­ше­ны в Мо­ск­ву ца­рём Алек­се­ем Ми­хай­ло­ви­чем), резь­ба по де­ре­ву (круг­лые тре­нож­ные сто­ли­ки ана, по­су­да, де­та­ли жи­ли­ща и др.) и кам­ню (над­гро­бия, ук­ра­шен­ные ро­до­вой там­гой).

Тра­диционные по­се­ле­ния (куа­жэ) име­ли раз­бро­сан­ную пла­ни­ров­ку и со­стоя­ли в сред­нем из 100 дво­ров. В цен­тре на­хо­ди­лись пло­щадь для со­б­ра­ний с ме­че­тью и клад­би­ще.

Важно

В 1865-1868 годах русской ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей бы­ло про­ве­де­но ук­руп­не­ние ка­бардинских по­се­ле­ний (куа­жэ­за­хо­хус — за­гон се­ле­ний в од­но ме­сто): из 126 по­сёл­ков, со­хра­нив­ших­ся по­сле Кав­каз­ской вой­ны, ос­та­лось 44; жи­те­ли ста­рых по­се­ле­ний об­ра­зо­вы­ва­ли на но­вом мес­те квар­та­лы (хаб­ла) с ме­че­тью и клад­би­щем, по­лу­чав­шие отдельное наз­ва­ние; квар­та­лы де­ли­лись на па­тро­ни­мические уча­ст­ки, ра­нее об­но­сившие­ся сте­ной. Усадь­бу (пщан­тэ) на­се­ля­ла боль­шая пат­ри­ар­халь­ная се­мья (уна­гош­хо зэ­хэс), на­счи­ты­вав­шая со слу­га­ми (ла­го­но­ут, уна­ут) до 60 человек. Усадь­ба вклю­ча­ла гос­те­вой двор с ку­нац­кой (ха­чеш).

Жи­ли­ще (унэ) тур­луч­ное с ка­мы­шо­вой кры­шей и дву­мя вхо­да­ми: для муж­чин (гу­пэб­жа) — со сто­ро­ны фа­са­да и для женщин (хэ­го­губ­жа, шы­го­гуш­ха­губ­жа) — с про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны. В до­ме (унаш­хо) жи­ли ро­ди­те­ли с не­со­вер­шен­но­лет­ни­ми деть­ми.

Для со­вер­шен­но­лет­них де­тей строи­лись отдельные по­ме­ще­ния (для сы­но­вей — ла­гу­на, для до­че­рей — пша­ша­гу­на). В конце XIX — начале XX века по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние длин­ные до­ма (уна­чих) с унаш­хо в цен­тре; по­ме­ще­ния для ма­лых се­мей име­ли отдельные вхо­ды; вдоль до­ма шёл на­вес на стол­бах.

По­ме­ще­ние ота­п­ли­ва­лось оча­гом с ды­ма­рём у вхо­да.

За оча­гом по­ме­ща­лась по­чёт­ная часть до­ма (жан­та) с хо­зяй­ской кро­ва­тью (с вы­со­ки­ми рез­ны­ми стен­ка­ми с трёх сто­рон), ус­т­лан­ной ков­ра­ми или ци­нов­ка­ми; у оча­га висел мо­лит­вен­ный ков­рик (на­маз­лык), зад­нюю сте­ну за­ни­ма­ли пол­ки с па­рад­ной по­су­дой и хо­зяйственной ут­ва­рью. Ели за ма­лень­кими трёх­но­ги­ми сто­ли­ка­ми, ко­то­рые в ос­таль­ное вре­мя ви­се­ли на сте­не.

Муж­ская оде­ж­да — шта­ны, за­прав­лен­ные в вой­лоч­ные и ко­жа­ные но­го­ви­цы, беш­мет (кап­тал), чер­ке­ска (цей), бур­ка, па­па­ха (в конце XIX — начале XX века ко­ну­со­об­раз­ная, с 1930-х годов — рас­ши­ряю­щая­ся квер­ху), баш­лык.

Жен­щи­ны но­си­ли ша­ро­ва­ры (гу­эн­шэдж) и ру­ба­ху (джа­нэ); тём­но-крас­ный, чёр­ный или си­ний каф­тан­чик (чик­грыб) с се­реб­ря­ны­ми и зо­ло­ты­ми ук­ра­ше­ния­ми: на­груд­ни­ка­ми (чи­ку), на­плеч­ни­ка­ми (да­ма­тетл), це­поч­ка­ми (бла­рипс), бу­бен­ца­ми по бо­кам (ла­ны­ко чи­ку); рас­паш­ное пла­тье (бос­цей) с се­реб­ря­ным или зо­ло­тым поя­сом (бгы­рыпх). Для знат­ной де­вуш­ки счи­та­лись кра­си­вы­ми тон­кая та­лия и пло­ская грудь, по­это­му по­сле 10-12 лет но­си­ли кор­сет (кон­шы­ба) с де­ре­вян­ны­ми пла­сти­на­ми, ко­то­рый не сни­ма­ли ни днём, ни но­чью (его сни­мал же­них в пер­вую брач­ную ночь). Мо­ло­дые жен­щи­ны но­си­ли вы­со­кую шап­ку, ук­ра­шен­ную зо­ло­том (ды­ша­пыа, буквально — зо­ло­тая шап­ка); по­сле ро­ж­де­ния пер­во­го ре­бён­ка го­ло­ву по­вя­зы­ва­ли тём­ным плат­ком (кон­цы про­пус­ка­ли сза­ди под ко­са­ми и за­тем за­вя­зы­ва­ли осо­бым уз­лом на те­ме­ни) и свер­ху -свет­лой ша­лью. Тра­диционная оде­ж­да бы­то­ва­ла до середины XX века, за­тем со­хра­ня­лась как празд­нич­ная (сва­деб­ная), с начала XXI века воз­ро­ж­да­ет­ся как на­ряд­ный кос­тюм.

Основная пи­ща — гус­тая ка­ша из про­са (пас­та) или ку­ку­руз­ной му­ки (ма­ма­лы­га), ле­пёш­ки из ку­ку­руз­ной му­ки, ва­рё­ная (час­то — цель­ной ту­шей бгуэ) или жа­рен­ная на вер­те­ле ба­ра­ни­на, ку­ри­ное мя­со, сыр, при­пра­вы из чес­но­ка, ки­сло­го мо­ло­ка и му­ки. Кабардинцы не едят сви­ни­ну, гри­бы, ма­ло упот­реб­ля­ют ры­бу, зе­лень, пря­но­сти. Празд­нич­ный на­пи­ток — бу­за (мах­хсы­ма) из про­ся­ной му­ки.

Во гла­ве се­мьи сто­ял стар­ший муж­чи­на (унэ тха­ма­да). Ни­кто из чле­нов се­мьи не мог сесть с ним за один стол, за ис­клю­че­ни­ем вну­ков и пра­вну­ков, вос­пи­та­ние и пер­вич­ная социа­ли­за­ция ко­то­рых (шан­га­са, га­са­пат­хы­да) ле­жали на тха­ма­де.

Совет

Его же­на (уна гуа­ша — «княги­ня до­ма») счи­та­ет­ся гла­вой жен­ской по­ло­ви­ны се­мьи, мо­жет бо­лее тес­но и не­при­ну­ждён­но об­щать­ся с деть­ми и не­вест­ка­ми. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па с оби­ли­ем опи­са­тель­ных кон­струк­ций. Сиб­лин­ги обоз­на­ча­ют­ся од­ним тер­ми­ном с до­бав­ле­ни­ем по­ка­за­те­лей по­ла.

Се­мьи объ­е­ди­ня­ют­ся в пат­ри­ли­ней­ные кла­ны (лапк) и па­тро­ни­мии (за­уна­кош), вла­дею­щие ро­до­вы­ми зна­ка­ми (там­га). Фор­маль­ный гла­ва кла­на — стар­ший в роду муж­чи­на, вы­де­ля­ет­ся так­же ре­аль­ный управ­ляю­щий де­ла­ми кла­на (лапк уна­фаш).

Ка­ждый че­ло­век дол­жен знать свою ро­до­слов­ную до 7-го ко­ле­на, на­зы­вая име­на 7 пред­ков по от­цов­ской ли­нии сни­зу вверх (ада­цибл) или свер­ху вниз (тлау­жибл). По­чи­та­ют так­же род­ст­вен­ников с ма­те­рин­ской сто­ро­ны (анэш). По ма­те­ри оп­ре­де­ля­лась со­слов­ная при­над­леж­ность чело­ве­ка.

Спе­ци­аль­но вы­де­ля­ет­ся уз­кий круг бли­жай­шей род­ни (лы — плоть, зэл — еди­ная, об­щая плоть) и свой­ст­вен­ни­ков (бла­га). С конца XX века про­во­дят­ся съез­ды (лапк за­уча), из­да­ют­ся га­зе­ты отдельных родственных объ­е­ди­не­ний и т. п.

Тра­диционная идео­ло­гия Кабардинцев ос­но­ва­на на эти­ке вои­нов-уор­ков (уэркъыгъэ), в цен­тре ко­то­рой — по­ня­тие ры­цар­ской чес­ти (уэркъ на­пэ). Со­хра­ня­лись обы­чаи ро­до­вой эк­зо­га­мии, ата­лы­че­ст­ва, ку­на­че­ст­ва.

Был чрез­вы­чай­но раз­вит об­ряд гос­те­при­им­ст­ва.

Кров­ная месть час­то за­ме­ня­лась вы­ку­пом (тлиу­аса — пла­та за кровь) или ус­та­нов­ле­ни­ем от­но­ше­ний фик­тив­но­го род­ст­ва: усы­нов­ле­ни­ем убий­цы ро­дом уби­то­го или вос­пи­та­ни­ем родом убий­цы ре­бён­ка, по­хи­щен­но­го из ро­да уби­то­го.

Брак осу­щест­влял­ся че­рез сва­тов­ст­во, по­хи­ще­ние или ими­та­цию по­хи­ще­ния невесты.

Не­ве­ста ча­сто жи­ла несколько не­дель во временном жи­ли­ще (те­ша­раш) у дру­зей же­ни­ха, пос­ле че­го её тор­жест­вен­но при­во­зи­ли в дом ро­ди­те­лей и уст­раи­ва­ли свадь­бу (ха­гот­ли­го); в те­че­ние это­го пе­рио­да же­них и не­ве­ста из­бе­га­ли встреч с родст­вен­ни­ка­ми, друг с дру­гом ви­де­лись толь­ко но­чью тай­ком под ох­ра­ной друж­ки (шао­кот). За­вер­шал­ся сва­деб­ный цикл вво­дом не­ве­сты в дом же­ни­ха и её зна­ком­ст­вом с его жен­ской род­нёй.

Обратите внимание

Со­хра­ня­ют­ся до­му­суль­ман­ские ве­ро­ва­ния и пан­те­он: бог-тво­рец Тхаш­хо, бо­же­ст­во пло­до­ро­дия Тха­га­ледж, по­кро­ви­тель охо­ты Ма­зит­ха, мол­нии — Шиб­ле, по­кро­ви­тель вои­нов и пу­те­ше­ст­вен­ни­ков Зе­кут­ха, куз­не­цов — Тлеп­ша и др.; эле­мен­ты хри­сти­ан­ских куль­тов — Де­вы Ма­рии, мученика Ге­ор­гия, Илии-про­ро­ка. До XIX века по­чи­тал­ся Святой Крест; быто­ва­ли об­ря­ды вы­зы­ва­ния до­ж­дя, жерт­во­при­но­ше­ния.

Уст­ное твор­че­ст­во ти­пич­но для всех адыг­ских на­ро­дов, близ­ко др. на­ро­дам Северного Кав­ка­за и час­тич­но За­кав­ка­зья (аб­ха­зы, гру­зи­ны). Нарт­ский эпос ис­пол­ня­ет­ся ре­чи­та­ти­вом, с ин­ст­ру­мен­таль­ным со­про­во­ж­де­ни­ем или без не­го. Для пе­сен­но­го сти­ля ха­рак­тер­но двух­го­ло­сие: пе­ние со­лис­та на фо­не хо­ро­во­го бур­до­на (ежу).

Ши­ро­ко рас­про­стра­не­на тра­ди­ция кру­го­во­го за­столь­но­го пе­ния. Хо­ро­вод­ные (уд­жи), мед­лен­ные пар­ные (ка­фа), бы­ст­рые соль­ные и пар­ные (мэз­да­гу, ис­ла­мей) тан­цы со­про­во­ж­да­лись зву­ча­ни­ем ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля, не­ред­ко так­же пе­ни­ем.

Тан­цы уст­раи­ва­лись в со­от­вет­ст­вии со стро­гим по­ряд­ком: де­вуш­ки и пар­ни ста­но­ви­лись дву­мя ря­да­ми друг про­тив дру­га, при­чём у пар­ней был свой рас­по­ря­ди­тель (ща­ла ха­тия­ко), у де­ву­шек — рас­по­ря­ди­тель­ни­ца (пша­ша ха­тия­ко).

По ука­за­нию главного ру­ко­во­ди­те­ля тан­цев (джа­гупш, ха­тия­ко), сто­яв­ше­го в цен­тре кру­га с жез­лом в ру­ке, вы­во­ди­ли со­лис­тов — пар­ня и де­вуш­ку. На ка­ж­дом празд­ни­ке груп­па по­жи­лых муж­чин вы­би­ра­ла «ко­ро­ле­ву кра­со­ты» (пша­ша да­ха).

Иллюстрации:

Пле­те­ние ци­нов­ки. Взято с архива БРЭ.

Вы­шив­кана жен­ском пла­тье бос­цей. 19 в. Взято с архива БРЭ.

Ка­бар­дин­ские уор­ки. 2-я пол. 18 в. Взято с архива БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Сту­де­нец­кая Е. Н. Ка­бар­дин­цы и чер­ке­сы // На­ро­ды Кав­ка­за. М., 1960. Т. 1
  • Гар­да­нов В. К. Об­щест­вен­ный строй адыг­ских на­ро­дов (XVIII – пер­вая по­ло­ви­на XIX в.). М., 1967
  • Мам­бе­тов Г. Х. Ма­те­ри­аль­ная куль­ту­ра сель­ско­го на­се­ле­ния Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рии. Наль­чик, 1971
  • Кан­та­рия М. В. Из ис­то­рии хо­зяй­ст­вен­но­го бы­та Ка­бар­ды. Тб., 1982 (на груз. яз.)
  • Ка­жа­ров В. Х. Тра­ди­ци­он­ные об­ще­ст­вен­ные ин­сти­ту­ты ка­бар­дин­цев и их кри­зис в кон­це XVIII – пер­вой по­ло­ви­не XIX в. Наль­чик, 1994

Абазины — прародители латинского языка

Абазины в кабарде — коренной народ кавказа, численность, история, культура

Абазины — древнейший народ Северного Кавказа. Их предки, населявшие регион еще пять тысячелетий назад, создали письменность, послужившую основой латинского алфавита. Гордый и самобытный народ защищал свои территории во время Кавказской войны, был повержен, однако до сих пор не утратил национальную самоидентификацию.

Название

Название абазинского народа возникло от древнего племени абазгов, населявшего причерноморские территории, наряду с аланами и зикхами, в начале эры. Корни названия уходят глубоко в прошлое, точное значение неизвестно. Одна из версий связана с выражениями «люди, живущие у воды», «люди воды».

Самоназвание народа похоже — абадзе, абаза, абадзуа. Соседи называли абазин садзами, джиками, джигетами, джихами. В российских источниках по отношению к народу встречается упоминание экзонима «обаза».

Абазин нередко причисляли к соседним народностям, называя общими именами адыгов, черкесов, абхазов.

Где живут, численность

Исторической родиной племени абазов выступают территории современной Абхазии. Нехватка пригодной для обработки земли привела к нескольким миграционным волнам, в результате которых народ переселился в черкесские регионы.

Согласно переписи 2010 года, численность абазин России составляет 43 000 человек. Большая часть компактно проживает в 13 аулах, расположенных на территории Карачаево-Черкесии.

Всего в регионе числится 37 000 представителей народности, 10 505 человек проживает в городе Черкесск.

Число абазин в других регионах России:

  • Ставропольский край — 3 600 человек;
  • Москва — 318 человек;
  • Нальчик — 271 человек.

В результате Кавказской войны абазинам пришлось покинуть исторические зоны проживания. Потомки народа живут в Ливии, Иордании, Египте, Турции, Сирии Израиле, всего порядка 24 000 человек. Ассимиляция, тесное соседство с выходцами других черкесских народов привели к утрате национальных обычаев, но многие сохранили самоидентификацию на основании исторических родов.

Язык

Абазинский язык относится к северокавказской семье, абхазо-адыгской группе, делится на ашхарский и тапантский диалекты. Древний абазинско-абхазский язык оказал решающее влияние на формирование латинского, ставшего основой современной письменности многих стран.

Исследование знаменитой Майкопской надписи показало, что надписи выполнены ашуйским письмом.

Важно

Пять тысячелетий назад предки абхазов и абазин создали могущественное государство Ашуйю, занимавшую огромные территории от Майкопа до Черного моря, выходя за границы Кубани и Риона.

Существовавшее в государстве ашуйское письмо во втором тысячелетии проникло в столицу Финикии, послужив базой для возникновения финикийской письменности. Оно, в свою очередь, легло в основу латинского алфавита, распространившегося по свету.

История

Предки абазин относятся к древнейшим протоабхазским племенам, населявшим территории современных Грузии, Абхазии, Черноморского побережья Краснодарского края от Туапсе до Сухуми. После распада могущественного Ашуйского государства племена начали образовывать отдельные княжества.

Первое упоминание страны абазин относится ко II в. н.э., моменту образования княжества Абазгия, занимавшего часть территории современной Абхазии. К VII столетию происходит объединение абхазских и абазинских народов под знаменем Абазгского царства.

В историю оно вошло под именем Абхазского царства, в 975 г. вошедшего в состав более могущественного Грузинского государства. На этот период приходятся миграционные волны абазов, искавших более пригодные для земледелия и скотоводства территории.

XVI столетие ознаменовано укреплением связей с Россией: в 1552 г. абазинский князь Иван Езбозлуков в составе черкесского посольства обсуждал с Иваном Грозным детали союза, направленного против крымского хана.

К XVIII веку абазины формально находились под управлением Турции, присылавшей в регион начальника-бея. Фактически назначаемый правитель власти не имел: народ продолжал решать общественно-политические вопросы самостоятельно.

XIX век стал трагичным для всех кавказских народов, проигравших войну Российской империи. Абазины, наряду с адыгами, храбро сражались в Кавказской войне, однако были побеждены и высланы с территории исторического проживания. Оставшиеся представители народа, принявшие российскую власть, остались в аулах Карачаево-Черкессии.

Внешность

Абазины относятся к кавкасионской расе, пятигорскому миксу, сочетающему черты понтийского и кавкасионского антропологического типов. К нему относят черкесов, ингушей, кабардинцев, осетин. Отличительные особенности внешности:

  • средний рост;
  • стройная, поджарая фигура;
  • узкое лицо;
  • высокая переносица;
  • длинный нос, часто с горбинкой;
  • черные волосы;
  • серые, голубые, карие, черные зауженные глаза.

Эталоном красоты народа считалась стройная девушка с узкой талией и небольшой грудью: добиться идеальных параметров и хорошей осанки помогал корсет. Девочки-абазинки с 12 лет начинали носить этот предмет туалета, выполненный из плотной ткани с деревянными, металлическими вставками. Следили за прической: роскошные длинные волосы были в чести.

Одежда

Национальный костюм абазин имеет общие черты с нарядами других кавказских народов. Нательной одеждой мужчин служили свободные штаны, доходившая до пояса рубаха с высоким воротом, застегивавшимся рядом пуговиц.

Поверх надевали бешмет со стоячим воротником, боковыми и нагрудными карманами, длинными рукавами, зауженными у запястья. Финальным элементом наряда служила традиционная кавказская черкеска: наплечный кафтан с длинными расклешенными рукавами, треугольным вырезом на груди.

По крою черкеска приталенная, расширяющаяся к низу.Праздничные наряды опускались ниже колен на 10-15 см, повседневные доходили до середины бедра. Бедняки носили одежду темных цветов, знатные абазины предпочитали белую и красную расцветки.

Совет

На обеих сторонах груди пришивались продольные строчки для карманов газыри, где хранили пули и порох. Обязательный элемент — пояс, на который закрепляли нож, кинжал. Женский костюм состоял из длиннополой нательной рубахи. Поверх надевали нижнее платье, облегающее вверху и расширяющееся от талии.

В праздничные дни наряд дополняли распашным платьем из бархата или парчи, на груди, спине, по всей длине и подолу богато украшенным золотым шитьем. Абазинки любили ювелирные украшения: кольца, перстни, нависочники, объемные серьги, браслеты, серебряные пояса.

Прическа не только служила украшением, но помогала определить возраст и социальный статус женщины. Девочки заплетали волосы в две косы, голову покрывали легким шелковым платком.

Совершеннолетние девушки на выданье носили шапки с остроконечным или округлым верхом, поверх надевали платки, концы которых перекидывали за шею.

Шапку женщина снимала лишь после рождения ребенка, заменяя ее на глухой платок, полностью закрывавший волосы.

Семейный уклад

У абазов царил патриархальный уклад: глава рода — старший мужчина в доме, хозяйственными делами ведала старшая женщина. Практиковались свадьбы по сговору, включая люлечные браки, реже встречался обряд умыкания. После свадьбы девушка переходила в дом мужа, соблюдая ряд правил:

  1. Не навещать своих родных минимум год после свадьбы.
  2. Избегание свекров. Невестка не имела права разговаривать с родителями мужа, оставаться с ними наедине, поднимать на них глаза, есть за одним столом, сидеть в их присутствии. Избегание свекрови заканчивалось в срок от недели до нескольких месяцев, свекр мог продолжать молчание годами или всю жизнь.
  3. Супруги не называли друг друга по имени, использовали прозвища или местоимения. Для мужчины считалось позорным говорить что-либо про свою жену в присутствии других. Когда того требовала ситуация, употреблял слова «моя жена», «мать моих детей», «дочь того-то».
  4. В дневное время супругам нельзя находиться в одной комнате наедине.
  5. Мужчинам запрещалось прилюдно проявлять чувства по отношению к детям, называть их по имени.

В богатых семьях практиковалось аталычество. Детей на воспитание отдавали в равные по статусу или менее знатные семьи внутри рода, иногда в соседние народы для укрепления межнациональных связей. Ребенок находился в чужой семье от нескольких месяцев до нескольких лет, иногда вплоть до совершеннолетия.

Жилище

До XIX столетия абазины жили в плетеных домах круглой формы, каменных одно- или многокомнатных домах. В центре главного помещения находился очаг, располагалась обеденная зона, спальные места хозяев дома.

Позже распространились деревянные дома, возводившиеся в центре просторной усадьбы.
На ее территории строили домик для гостей — кунацкую. Традиции гостеприимства обязывали народ принимать гостей с почестями, делиться кровом, готовить лучшие блюда.

С дороги путников в кунацкую провожал хозяин дома, бравший ответственность за их безопасность, жизнь, здоровье.

Жизнь

Традиционные занятия абазин — скотоводство, земледелие, садоводство, пчеловодство. Разводили овец, лошадей, птицу, сажали просо, ячмень, кукурузу.

Рядом с домом разбивали огороды, высаживали сады с алычой, грушей, сливами, кизилом, барбарисом, фундуком.
Женщины занимались выделкой кож, ткачеством, вышивкой.

Мужчины обрабатывали дерево и металл, считались искусными ювелирами, оружейниками.

Религия

В древности абазины верили в силы природы и духов-покровителей, почитали скалы причудливой формы и сакральные деревья. Покровителем вселенной считалось главное божество Анчва, землю населяли добрые и злые духи, которые могли навредить или помочь. У народа существовали покровители воды, дождя, лесов, диких зверей, пчел, домашнего скота, ткацкого ремесла.

Младенческую смерть приписывали злой ведьме в женском обличье уыд, а до умопомешательства людей доводили шайтаны.
Согласно библейским преданиям, в начале первого века в регионе проживания абазин проповедовал апостол Андрей Первозванный: вплоть до XV-XVII столетий народ исповедовал христианство.

Под влиянием ханства и Порты в регион проникло мусульманство, сегодня большая часть абазов исповедует ислам суннитского толка.

Еда

Основу рациона абазин составляли баранина, говядина, мясо птицы (курятина и индюшатина), молочные и мясные продукты, крупы.

Традиционное повседневное блюдо из мяса индейки — кту дзырдза (квтIужьдзырдза), секретом которого является пикантная острая подливка.

Кухня отличается богатым использованием специй: острого перца, соли с чесноком, чабреца, укропа: без них не обходится ни одно абазинское блюдо.

Видео

Самый модный на Кавказе, шурин русскому царю

Абазины в кабарде — коренной народ кавказа, численность, история, культура

Русские цари выказывали этому кавказскому народу исключительное почтение и даже считали для себя за честь породниться с ним. А самые знатные представители этого народа, в свою очередь, иногда выдавали себя за русских царевичей. А ещё этот народ долгое время считался, как сказали бы сегодня, «иконой стиля» для всех горцев и даже на досуге предавался военизированным утехам.

Основоположником этноса, который называют кабардинцами, считается некий Кабарда Тамбиев. По преданию, он был предводителем воинственного племени, которое в незапамятные времена переселилось на Северный Кавказ с Западного Кавказа.

Предками кабардинцев, возможно, были древние хебары, о которых писал знаменитый армянский историк Мовсес Хоренаци. В 15-16 веках этот народ выделяется под названием «кабардинские черкесы» среди так называемых «пятигорских черкесов», которые населяли земли от предгорьев левого притока Кубани до низовьев Терека. В 19 веке территорию, где они преобладали, называли Большой и Малой Кабардой.

Самоназвание кабардинцев — адыгэ (къэбэрдей), это адыгский субэтнос, коренное население современной Кабардино-Балкарии (57 % всех проживающих в республике). Сегодняшние кабардинцы также живут в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкессии и Северной Осетии, а также во многих странах Юго-Восточной Азии, Западной Европы и даже Северной Америки.

По данным последней переписи населения, в России насчитывается 516826 кабардинцев.

Касоги, они же черкесы

Кабардинцы издревле выделялись среди всех кавказских племён своей храбростью и непокорностью. Они долго занимали главенствующее положение по отношению к своим соседям. Историки описывали их как умных, гордых, храбрых и своевольных людей, которые к тому же отличаются крепким телосложением, неутомимостью и ловкостью. Это великолепные наездники и меткие стрелки.

Русские сперва называли всех адыгов и в том числе кабардинцев касогами. В 957 году византийский император Константин Багрянородный писал про страну «Касахию», выше которой находятся Кавказские горы, а выше них – страна Алания.  

В «Слове о полку Игореве» рассказывается, как касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиставом и был им зарезан.

Впоследствие адыги оказали яростное сопротивление монголо-татарскому нашествию, но уже под экзоэтнонимом «черкесы», который и закрепился за ними на долгие века.

Царская невеста и лжецаревич

Страдая от набегов крымских феодалов, кабардинцы в 16 веке решили пойти на союз с Московским княжеством и участвовали наравне с русскими войсками во взятии Казани. В 1561 году Иван Грозный ради укрепления союза с Кабардой даже заключил династический брак и женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова, которая после крещения взяла имя Мария.

Обратите внимание

В Смутное время кабардинский князь Сунчалей Янглычевич помогал русским воевать с окопавшимся в Астрахани атаманом Заруцким, за что впоследствии получил благодарность от царя Михаила.

В 1670 году молодой князь Андрей Камбулатович Черкасский изображал в войске Степана Разина царевича Алексея Алексеевича.

Но донской атаман Корнила Яковлев не посмел его арестовать – вот как велико было у русских уважение к кабардинским князьям.

Поэтому князь отправился в Москву не как пленник, а как руководитель делегации, которая доставила туда Степана Разина, и потом был отпущен царём с почестями.

Позже османы и крымцы снова вытеснили русских с Кавказа и стали считать кабардинцев своими подданными, но во время персидского похода Петра Первого кабардинцы встали на сторону российского императора.

А поскольку они держали в зависимости все остальные горские племена, то Россия настолько заботилась о сохранении дружеских отношений с Кабардой, что по Белградскому миру признала её территорию свободной.

Историки того времени писали, что кабардинцы пользовались на Кавказе огромным влиянием, о чём свидетельствовали даже манеры и моды того времени. Выражение «он одет» или «он ездит», «как кабардинец» звучало в устах всех соседних горских народов, как величайшая похвала.

После вхождения в состав Российской Империи Кабарда стала частью Нальчикского округа Терской области, а к титулу российских императоров прибавилось наименование «государь Кабардинской земли».

Обед обедом, а война – по расписанию

Важно

Кабардино-черкесский язык, на котором говорит этот народ, относится к абхазо-адыгской группе.

До середины 19 века у кабардинцев не было своей письменности. 14 марта 1855 года Умар Берсей, великий адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель и поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» с использованием арабской графики. Но с 1936 года кабардинцы перешли на кириллицу.

До 1917 года кабардинское общество состояло из следующих сословий. Самое малочисленное – князья (Атажукины, Дидановы, Эльбуздуковы, Мисостовы, Карамурзины, Наурузовы, Докшукины). Затем высшее дворянство (Куденетовы, Анзоровы и Тамбиевы). До 25 % населения были обыкновенными дворянами (кабардей-ворки), остальные — вольный народ и бывшие вольноотпущенники.

Традиционные занятие кабардинцев – это пашенное земледелие, садоводство, а также коневодство. Кабардинская порода лошадей даже получила всемирную известность. Кабардинцы также традиционно преуспевают в кузнечном, оружейном и ювелирном деле, а также в золотошвейном искусстве.

Они ткут сукно из шерсти и изготавливают одежду из войлока – в частности, башлык и бурку — мужские элементы традиционного костюма.

Праздничный «черкесский» женский костюм различался у разных сословий, но всегда был богато украшен. Девушки из бедных семей шили себе одежду из домотканого сукна, а те, что побогаче – из дорогих тканей, привезённых из Европы и с Востока. На одно платье уходило до пяти метров материала, потому что приталенное от пояса, оно расширялось к низу за счёт клиньев.

В обычные дни кабардинские женщины носили длинное до пят распашное платье, шаровары, туникообразную рубаху, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку и сафьяновые чувяки.

Национальный мужской костюм – это черкеска с наборным серебряным поясом, кинжал, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами, а сверху – бурка.

Костюм знатного кабардинца всегда включал в себя ещё и холодное оружие. К украшенному медными и серебряными бляшками кожаному поясу крепились кинжал и шашка. Кинжалы служили им ещё и в качестве оберегов, мужчины использовали их для исполнения разнообразных ритуалов. Всадник вдобавок возил при себе лук с колчаном для стрел.

Совет

В пищу кабардинцы использовали в основном варёную и жареную баранину, говядину, индюшатину и курятину, кислое молоко и творог. На праздники кабардинцы готовили из пшённой муки с солодом традиционный праздничный слабоалкогольный напиток махсыма.

В целом культура кабардинцев, особенно их традиционный мужской костюм и передаваемые от отца к сыну национальные приёмы седловки и джигитовки, всегда были хорошо приспособлены к их военному быту.

Поэтому традиционные развлечения этого народа часто тоже имели военизированный характер.

Это стрельба по неподвижным и подвижным мишеням и на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, игрища, в которых вооружённые палками пешие мужчины пытаются победить конников.

Кабардинский фольклор также богат историко-героическими песнями.

Люди солнца и Аллаха

Традиционная кабардинская семья основана на подчинении младших старшим, а женщин – мужчинам. Родственная и соседская взаимопомощь очень важны в культуре этого народа. Традиционные правила семейного этикета во многом сохраняются у кабардинцев и по сию пору.

Как и все адыги, древние кабардинцы верили, что мир состоит из трёх уровней (верхнего, срединного и нижнего), они поклонялись солнцу и жили по солнечному календарю, где новый год начинался с весеннего равноденствия, а также почитали Хозяйку рек (Псыхъуэ Гуащэ), Хозяйку леса (Мэз Гуащэ) и Кодес (Кlэдыщэ) — мифологическую Рыбу с золотым хвостом, удерживающую Черное море в его берегах. У них был культ «Золотого дерева нартов», которое соединяет небо и землю, а также природу и человека, они различали добрые и злые, мужские и женские, «умные» и «глупые», добродетельные и злокозненные породы деревьев, они поклонялись культовым животным и использовали животных для жертвоприношений.

С 15 века на Кавказе возрастает влияние ислама, который постепенно вытеснил языческие и христианские верования кабардинцев. После падения Византийской империи адыги начали заимствовать религию у Крымского ханства, которое стало сильнейшим союзником Османской империи.

В настоящее время кабардинцы как в России, так и за рубежом, исповедуют ислам суннитского толка и придерживаются принципов правовой школы ханафитского мазхаба. Однако часть проживающих в Моздокском районе Северной Осетии кабардинцев осталась православной.  

Кабардинцы. Немного истории

Абазины в кабарде — коренной народ кавказа, численность, история, культура

Кабардинцы (самоназвание – ады́га) – один из «титульных» народов Кабардино-Балкарской республики. К адыгам принадлежат современные кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Адыги — автохтонный народ Кавказа. Со средних веков они известны в исторической литературе под названием «черкесы».

Адыги – народ древний. В прошлом они имели культурно-исторические связи с Циркумпонтией, народами Передней Азии и Ближнего Востока. Как этнос адыги сложились в бронзовый период, когда они стали основателями «Майкопской культуры». В древних источниках они фигурируют как меоты. В этот этнос также входили несколько племен: синды, ахеи, керкеты, зиххи.

Уже в первом тысячелетии до н.э. меоты имели экономические и культурные связи с киммерийцами и греческими городами. Такое сотрудничество с развитыми в то время народами привело к образованию государства Синдика. Во второй половине первого тысячелетия н.э. завершилось объединение адыгских племен – образовалась Конфедерация зиххов со столицей Никопсис.

В раннее средневековье адыги называли себя «зиххами».

В арабских, русских, персидских исторических документах Х — ХII веков адыги называют еще «касогами» («кашаками»).

Обратите внимание

К середине IХ века Зиххская конфедерация (ее еще называют «государством князя Инала») распалась. Новое объединение адыгских племен произошло после разгрома хазаров русскими войсками. В Х — ХI вв. оно присоединило к себе Тмутараканское княжество, где находилось зиххское архиепископство.

К ХII веку Тмутараканское княжество присоединилось к Византии.

В этот период начинается разъединение адыгских племен, прямым результатом которого является начало формирования кабардинского субэтноса в центральной части Северного Кавказа.

В ХIII веке нашествие монголо-татар существенным образом изменило этнополитическую картину Северного Кавказа. С этого времени, как сказано выше, появляется термин «черкес» — общее название всех адыгских племен.

ХII — ХIV столетия – эпоха появления на Центральном Кавказе нового мощного объединения адыгских племен, территория которого с ХV века стала называться «Къэбэрдей» («Кабарда»), а люди, проживающие в ней, кабардинцами.

Экономический и политический расцвет Кабарды приходится на ХVI — ХVII века, когда твердо установились общественные институты – верховный князь, хасэ (совет), суды.

Именно в этот период Кабарда стала выделяться из других национально-территориальных образований Северного Кавказа высоким уровнем жизни населения и своей самобытной культурой.

В 1557 году Россия и Кабарда заключили военно-политический союз. Прочению этого союза способствовала выдача дочери верховного князя Кабарды Темрюка Идарова Гуашаней (Марии) за русского царя Ивана IV. Кабардинские князья начали ездить в Москву служить государю. В истории России их имена вошли как могущественные князья Черкасские, сыгравшие выдающуюся роль в укреплении русского государства.

В первой половине ХVIII века между Россией и Османской империей происходили серьезные конфликты и споры на право владения Кабардой. По Белградскому мирному договору 1739 года Кабарда признавалась независимым государством, однако с 60-х годов Россия вступила на путь колониальной политики по отношению к Кавказу.

Первый удар был нанесен на Кабарду, и она потеряла свою независимость в начальном этапе (1763 — 1822) Кавказской войны. Война завершилась 21 мая 1864 года с покорением царскими войсками Западной Черкесии. После окончания войны большая часть адыгов, в том числе и кабардинцев, переселились в Османскую империю.

Важно

В 1921 году кабардинцы обрели свою государственность в форме автономии – была образована Кабардинская Автономная область в составе РСФСР. В 1922 году к ней присоединилась и Балкария, в 1936 году она стала республикой – Кабардино-Балкарская АССР, с 1992 года переименована в Кабардино-Балкарскую Республику.

Кабардинцы по своему вероисповеданию мусульмане-сунниты, исключение составляют православные кабардинцы, проживающие в г. Моздоке и ряде прилегающих населенных.

Народы Северного Кавказа в XIII-XV вв

Абазины в кабарде — коренной народ кавказа, численность, история, культура

В первой половине XIII в. народы Северного Кавказа подверглись монгольскому завоеванию. Первое вторжение монголов на Северный Кавказ произошло в 1222 г., когда крупный отряд монгольских войск, посланный Чингис-ханом из Средней Азии, проник в Дагестан с юга.

Сделав неудачную попытку овладеть Дербентом, монголы обошли его и через территорию лезгин и других дагестанских горцев вышли снова к берегам Каспийского моря севернее Дербента, открыв таким образом себе путь в северокавказские степи. Здесь они натолкнулись на алан, призвавших на помощь кыпчаков-половцев.

Тогда монголы вступили в переговоры с половецкими ханами и, пообещав им часть добычи, отклонили их от союза с аланами. Разгромив алан, монголы затем напали на самих половцев, которые, в свою очередь, обратились за помощью к южнорусским князьям. Однако летом 1223 г.

в решающем сражении на берегах Калки монголы одержали верх над русско-половецким войском.

Поход 1222—1223 гг. носил рекогносцировочный характер. После битвы на Калке монголы возвратились через Урало-Каспийский проход в Азию, потерпев по дороге поражение от волжских болгар.

К систематическому завоеванию Северного Кавказа монгольские ханы приступили в /конце 30-х годов XIII в., когда началось нашествие Батыя на Восточную Европу. В то время как одна часть монгольских орд обрушилась на Русь, другая вторглась на Северный Кавказ.

Довольно быстро справившись с жившими в степях половцами, батыевские полчища встретили упорное сопротивление со стороны алан и адыгов. Походы монгольских ханов 1237—1239 гг. в земли адыгов и алан хотя и нанесли -этим народам огромный ущерб, однако не привели еще к их окончательному покорению.

Совет

Опираясь на горные районы, адыги и аланы повели затяжную войну с монголами. Проезжавший в 1254—1255 гг. через Северный Кавказ Вильгельм де Рубрук, посол французского короля к монгольским ханам, отмечает, что живущие в горах аланы и черкесы (адыги) «все еще борются против татар» 3.

Из описания Рубрука видно, что часть алан и адыгов к этому времени вынуждена была признать власть Золотой Орды. Аналогичное положение сложилось и в Дагестане. Здесь тоже золотоордынские ханы первоначально сумели утвердиться лишь на плоскости, в прикаспийской части, сделав Дербент своим главным опорным пунктом.

В горах же Дагестана долгое время продолжалась борьба с монгольскими захватчиками. Так, Кумух, по преданию, восемь раз был взят и разрушен монгольскими войсками, и каждый раз лакцы возобновляли борьбу.

Нашествие батыевских орд сопровождалось страшным опустошением страны, истреблением ее населения, хозяйственных и культурных ценностей. Оно на долгие годы приостановило социально-экономическое и культурное развитие народов Северного Кавказа.

Особенно пострадали аланы, которые потеряли значительную часть своей территории и были вытеснены из северокавказских равнин в горы. Территория плоскостной Алании с густым населением и крупными городами в XIII в.

превратилась в пустынную степь, по которой стали кочевать со своими стадами золотоордынские феодалы.

Успех монгольских завоевателей на Северном Кавказе, как и в других странах, объяснялся прежде всего феодальной раздробленностью.

Монголы не встретили здесь ни одного крупного политического объединения, если не считать Алании, которая в этот период тоже не представляла собой единого государства, так как ее раздирали внутренние распри. Об этом красноречиво творит венгерский миссионер Юлиан, посетивший Аланию в 1235 г.

Обратите внимание

«Сколько местечек, столько князей,— пишет он,— из которых никто не считает себя подчиненным другому. Здесь постоянные войны князя с князем, местечка с местечком» 4.

Монгольским ханам завоевание Северного Кавказа облегчала и его этническая пестрота, приводившая к разобщенности, а иногда и к враждебности между различными племенами и народами, его населявшими. Монголы умели искусно пользоваться этим обстоятельством, о чем свидетельствует та легкость, с которой они разрушили возникший было против них военный союз аланов и половцев.

Монгольское нашествие привело к большим изменениям в этническом составе Северного Кавказа. По-видимому, именно с ним следует связывать появление в горах западной части Алании карачаевц’ев и балкарцев, близких по своему языку к половцам. В источниках XIII в.

сообщается о том, что разбитые монголами половцы покинули свои кочевья в степях Предкавказья и бежали на запай и юг. Известно, что после похода 1222—1223 гг. часть половцев, спасаясь от монголов, устремилась через Дербентский проход в Закавказье, откуда они снова вернулись через несколько лет в Дагестан.

Еще более значительные группы половцев должны были отступить к горам Кавказа в конце 1230-х годов, когда началось нашествие Батыя. Это тем более вероятно, что на этот раз монголы вторглись в половецкие степи (Дешт-и-Кыпчак) не с юга, как в 1222—1223 гг., а с севера. Бежавшие от монголов половцы могли найти приют у алан, боровшихся с завоевателями.

Вместе с аланами половцы под натиском монголов отступали к горам Кавказа, пока не обосновались в принадлежавших аланам ущельях Главного Кавказского хребта. Здесь, на территории нынешней Балкарии и Карачая, произошло окончательное смешение половцев с аланами, воспринявшими язык пришельцев.

С половцами, надо думать, связаны преемственно и кумыки, хотя появление в прикаспийской части Дагестана тюркоязычного населения могло иметь место задолго до XIII в., когда сюда под давлением монголов докатились лишь последние колонизационные волны из половецкой степи.

В этой связи большого внимания заслуживает сообщение арабского историка первой половины XIII в. Ибн-ал-Асира о том, что разгромленные монголами половцы «одни укрылись в болотах, другие в горах» 5.

Бесспорно, что, говоря о «горах», Ибн-ал-Асир имеет в виду Кавказские горы, что касается «болот», то вполне вероятно, что под ними подразумевались заболоченные низовья.

Терека или других рек Северного Кавказа, где обитали кумыки.

После того, как плоскостная Алания потеряла большую часть своего населения и оказалась в руках Золотой Орды, на ее территорию стали просачиваться соседние адыгские племена. Феодализирующаяся верхушка адыгских племен давно уже стремилась к расширению своих владений за счет земель, лежащих на юго-востоке. Разгром алан открыл для этого благоприятную возможность.

Важно

Судя по археологическому материалу, в XIV—XV вв. территория прежней плоскостной Алании в бассейне Терека была уже заселена выходцами из Адыгеи, которые вначале заняли левобережье Терека (Большая Кабарда), а к XV в. освоили и его правобережье (Малая Кабарда).

Передвижение части адыгских племен из бассейна Кубани в бассейн Терека привело к известному обособлению их от основной массы адыгов, оставшихся на прежних местах жительства 6. В то же время ассимиляция адыгскими пришельцами остатков обитавших здесь алан наложила свой отпечаток на сформировавшуюся в дальнейшем кабардинскую народность.

Однако, несмотря на некоторые отличия, кабардинцы продолжали себя считать частью адытов, сохранив общее для всех адыгских племен самоназвание. И своими соседями и другими народами кабардинцы тоже рассматривались как составная часть «черкесов», под именем которых с XIII в.

в восточных и европейских источниках фигурируют обычно все адыгские племена.

Тяжесть монгольского ига, которое, па словам Маркса, не только давило, но и оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой, усугублялась начавшейся с 60-х годов XIII в.

войной золо- гоордынских ханов с их родичами ильха- нами Ирана, владевшими Закавказьем.

Борьба между двумя монгольскими государствами продолжалась почти целое столетие и принесла новые бедствия народам Северного Кавказа и Закавказья, на территории которых происходили военные действия.

Едва закончилась война с ильханами, как овладевший золотоордынским престолом хан Тохтамыш предпринял в 1386— 1388 гг. попытку завоевать Азербайджан столкнувшись здесь со своим давним соперником Тимуром. Кавказ снова стал ареной ожесточенной борьбы.

Весной 1395 г. Тимур вторгся через Дербент на Северный Кавказ и на р. Терек у Нижнего Дзулата (около нынешней станицы Котляревской) разгромил главные силы Тохтамыша. Нашествие Тимура на Северный Кавказ сопровождалось страшными жестокостями, грабежами и опустошениями.

Совет

Все населенные пункты, встречавшиеся на пути тимуровских полчищ, подвергались, как правило, разорению, многие жители были убиты или уведены в плен. До Тимура монгольские ханы никогда так далеко не проникали в глубь Кавказских гор.

Вырубая леса и прокладывая дороги, Тимур добирался до самых отдаленных горных районов. Поэтому его наоеги нанесли оолыной ущеро не только жителям долин, но и горцам, обитавшим в труднопроходимых местах. В частности, походы Тимура завершили начатый монголами еще в XIII в.

разгром алан, потеснив ту их часть, которая укрылась в горы, особенно в верховьях Кубани.

Вероятно, именно после нашествия Тимура на Северном Кавказе появляются абазинские племена, выходцы с Черноморского побережья, где они обитали примерно на пространстве между Туапсе и р. Бзыбь 7.

Просачиваясь на северные склоны Главного Кавказского хребта, в районы, оказавшиеся после походов Тимура лишенными большей части своего коренного населения, абазины в течение XV—XVI вв.

заселяют ущелья по верховьям Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков и самой Кубани, а затем, постепенно продвигаясь по течению этих цэек, выходят ъ предгорья и на равнины Северного Кавказа.

Занимая на Черноморском побережье территорию между абхазами и адыгами, абазины еще в древности подвергались культурному воздействию своих соседей, что, в частности, нашло отражение в их языке, который занимает промежуточное положение между абхазским и адыгскими языками. На Северном Кавказе абазины опять оказались в окружении адыгских народов, что привело к дальнейшему сближению их культуры и быта с адыгами, в особенности с кабардинцами, язык которых в дальнейшем оказал большое влияние на развитие абазинского языка.

Нашествие Тимура совпало с упадком Золотой Орды, незадолго до этого потерпевшей тяжелое поражение от русских княжеств, объединившихся вокруг Москвы. Разорение Тимуром центральных районов Золотой Орды, включая д ее столицу Сарай, ускорило окончательный распад этого монгольского государства.

На развалинах Золотой Орды в конце XIV в. образовалась Ногайская орда, ядро которой составили мангытские племена8, подвластные могущественному темнику Золотой Орды — Ногаю.

В Ногайскую орду вошли п оставшиеся под властью монголов в степях Предкавказья кыпчаки- половцы, которые в значительной мере ассимилировали мангытов, воспринявших от половцев тюркский язык и многие элементы их культуры.

Обратите внимание

Кочевья ногайцев, занимая часть степей Северного Кавказа, простирались далеко на восток, в Заволжье, на Яик, доходя до Аральского моря и Иртыша.

Ослабление Золотой Орды способствовало постепенному освобождению народов Северного Кавказа из-под ее ига. Хотя феодальные владетели Северного Кавказа продолжали признавать себя вассалами золотоордынских ханов, однако их зависимость с XV в. принимала все более номинальный характер. Раньше других приобрели самостоятельное значение владетели Дагестана.

Это объяснялось в известной мере тем, что Дагестан представлял собой окраину Золотой Орды, а его важное стратегическое положение вынудило золотоордынских ханов дать дагестанским феодалам ряд, льгот, чтобы привлечь их на свою сторону. К XV в.

в Дагестане уже существовал ряд крупных феодальных образований — шамхальство Казикумухское, ханство Аварское, уцмийство Кайтагское, майсумство Табасаранское. Важную экономическую и политическую роль играл по-прежнему Дербент, который после походов Тимура вышел из-под власти Золотой Орды и с прилегающими к нему районами вошел в состав владений ширваншахов.

На международном торговом пути, шедшем через прибрежный Да1естан в XIV—XV вв.‘ стал возвышаться наряду с древним Дербентом г. Тарки, находившийся на земле кумыков.

Могущественным владетелем Дагестана в это время становится шамкал, которому, кроме лакцев, подчиняются также кумыки и часть даргинцев и аварцев. В конце XV в.

шамхал мог выставить 100-тысячное войско.

Однако попытки шамхала объединить под своей властью всю территорию Дагестана встречали упорное сопротивление со стороны других феодальных владетелей, (которые тоже обладали значительными силами.

У адыгов, как и у народов Дагестана, в XV в. уже господствовали феодальные отношения. Есть среди них, пишет Г. Интериано, знатные (поЫИ), вассалы, сервы и рабы.

Важно

Знатные пользуются большим почетом, живут без какой-либо зависимости друг от друга и не желают признавать над собой никакого владыки и нет у них ни судей, ни писаных законов.

Сила, смекалка, да третейский суд разрешают споры между ними- Таким образом, и у адыгских народов в XV в. царила феодальная раздробленность.

Воспользовавшись упадком власти золотоордынских ханов, адыгейские князья стали вступать в самостоятельные сношения с генуэзскими колониями на Северном Кавказе и в Крыму. Консулы Каффы, центра генуэзских колоний в Северном Причерноморье, заключают в 70-х годах XV в. ряд соглашений с князьями Зихии (Адыгеи), добиваясь у них покровительства генуэзской торговли с местным населением.

Усилившиеся адыгейские князья начинают все чаще переходить на правый берег Кубани и захватывать здесь земли. Во второй половине XV в. Интериано- застал уже постоянное адыгейское население в степном Приазовье вплоть до Таны, находившейся в устье Дона. О наличии адыгейского населения в непосредственном соседстве с Таной (Азовом) говорит и другой автор XV в.— Иосиф Барбаро.

К концу XV в. относится окончательное освоение кабардинцами степных и предгорных пространств бассейна Терека. Их поселения к этому времени доходят до низовьев Терека.

Кабардинские феодалы, используя обширные и плодородные земли в долине Терека, значительно расширяют свое хозяйство.

В условиях степной местности и обилия свободных пастбищных угодий ведущее значение приобретает скотоводство, в частности коневодство, которое становится основой благосостояния кабардинцев. Земледелие же носит подсобный характер.

Распад Золотой Орды способствует политическому возвышению кабардинских князей.

Являясь теперь неограниченными господами в равнинах и предгорьях Центрального Кавказа, держа в своих руках выходы из горных ущелий, кабардинские князья стрзмятся подчинить себе соседние горские народы.

Совет

Прежде всего в зависимости от князей Кабарды оказались балкарцы и осетины, позднее — карачаевцы и абазины. В основе этой зависимости лежала необходимость для горцев пользоваться зимними пастбищами на плоскости, находившимися в руках кабардинских феодалов.

Карачаевцы после походов Тимура сосредоточиваются в высокогорном районе вожруг Эльбруса; их аулы располагаются по течению Учкулана, Уллукама и других горных речек, дающих начало Кубани.

Западнее карачаевцев расселяются абазины, а балкарцы занимают высокогорные районы на восток от карачаевцев в ущельях Баксана, Чегема и Черека, непосредственно примыкавших к Большой Кабарде.

Территория жэ, занятая осетинами, ограничивалась теперь ущельями, образуемыми верхним течением Терека и его притоками—Гизельдоном, Ар доном, Фиагдоном, Белой и Урухом.

Сконцентрировавшееся в этих ущельях осетинское население, испытывая острую земельную нужду, начинает все чаще переходить на южные склоны Кавказского хребта, где уже раньше обитали их соплеменники — туальцы. Древние перевальные дороги, ведшие в бассейн Лиахвы и к верховьям Риони, определяли районы в Закавказье, куда переселялись осетины и где они попадали в зависимость от грузинских феодалов.

Оставшаяся на Северном Кавказе основная масса осетин подразделилась в соответствии с занятыми ими ущельями на четыре «общества» — Тагаурское, Куртатинское, Алагирское и Дигорское, существовавшие почти совершенно обособленно друг от друга.

Таким образом, экономические ш политические связи, существовавшие у аланских племен до монгольского нашествия, оказались теперь нарушенными. Это привело со временем к довольно существенным отличиям в уровне общественного развития, в социальной структуре, в быту, правах и даже в языке осетин, обитавших в разных ущельях. С XVI в.

термин «аланы» в источниках уже не применяется в отношении осетин, однако, по традиции, Аланией продолжают иногда называть территорию Балкарии и Карачая.