Содержание
КАБАРДИНЦЫ
КАБАРДИНЦЫ — народ группы адыгов, основное население Кабардино-Балкарии (Россия).
Живут главным образом в её равнинной и предгорной части (составляют большинство населения Чегемского, Урванского, Лескенского, Терского, Зольского, Баксанского районов и города Нальчик).
Компактно проживают также в посёлках Ходзь, Блечепсин и Кошехабль, Кошехабльского и поселке Уляп Красногвардейского районов Адыгеи; после постройки крепости Моздок (1763 год) — в Моздоке и Моздокском районе Северной Осетии (около 8 тысяч человек — 2007 год, оценка; по переписи 2002 года — 2,9 тыс. человек) и прилегающем Курском районе Ставропольского края (около 10 тыс. человек; по переписи 2002 года — 6,6 тыс. человек) — моздокские адыги (маздагу адыга). Численность в России 520 тыс. человек, в т. ч. в Кабардино-Балкарии 498,7 тыс. человек (2002 год, перепись). Живут также в Турции, Сирии, Иордании (называются там «адыгами», «черкесами»), в странах Европы, Африки и Америки. Общая численность 580 тыс. человек (2008 год, оценка). Говорят на кабардино-черкесском языке. 96,8% говорит также по-русски. Верующие — в основном мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба; моздокские кабардинцы православные.
Восходят к одному из подразделений адыгского населения Центрального Кавказа, отождествляемого с восточной ветвью касогов. Далёкими предками кабардинцев можно считать хебаров, упоминаемых в «Истории» Мовсеса Хоренаци в V-VII веках. По др.
версии, их предки переселились в XIII-XIV веках с Западного Кавказа. С XV-XVI веков («кабардинские черкесы») известны в составе «пятигорских черкесов», доминировавших в горах и степных предгорьях от Лабы (левый приток Кубани) до низовьев Терека.
Обратите внимание
Традиционная культура, общая с др. адыгскими народами, типична для народов Кавказа. Основные традиционные занятия — пашенное земледелие и отгонное скотоводство.
Разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец (грубошёрстная курдючная порода), коз. Знаменита кабардинская порода лошадей с двумя главными разновидностями — шагди и шолох, приспособленными к различным формам ведения боя.
Традиционно как тягловые животные применялись волы. Со 2-й половины XIX века лошадей стали также запрягать в подводы и появилось их разделение на ездовых (уанэш) и тягловых (шыгуш).
Перегон скота и его содержание на горных пастбищах регулировались обычным правом с чётким распределением ролей.
Основная сельскохозяйственная культура — просо, с XVII-XVIII веков распространяются также пшеница и кукуруза. До начала XX века господствовало переложное земледелие. Пахали тяжёлым плугом (пхааша), который был заимствован др.
народами Северного Кавказа под названием кабардинского, или черкесского, плуга. Плужная упряжка (вэрэвий) состояла обычно из 8 волов. Малые семьи объединялись в супрягу (дзей). Было развито пчеловодство (мёд и воск были важнейшими статьями черкесского экспорта).
Традиционные ремёсла — плетение циновок из камыша, изготовление сукон (широко известны кабардинские бурки), золотошвейное и ювелирное дело, изготовление холодного и огнестрельного оружия (в XVII веке кабардинские оружейники были приглашены в Москву царём Алексеем Михайловичем), резьба по дереву (круглые треножные столики ана, посуда, детали жилища и др.) и камню (надгробия, украшенные родовой тамгой).
Традиционные поселения (куажэ) имели разбросанную планировку и состояли в среднем из 100 дворов. В центре находились площадь для собраний с мечетью и кладбище.
Важно
В 1865-1868 годах русской администрацией было проведено укрупнение кабардинских поселений (куажэзахохус — загон селений в одно место): из 126 посёлков, сохранившихся после Кавказской войны, осталось 44; жители старых поселений образовывали на новом месте кварталы (хабла) с мечетью и кладбищем, получавшие отдельное название; кварталы делились на патронимические участки, ранее обносившиеся стеной. Усадьбу (пщантэ) населяла большая патриархальная семья (унагошхо зэхэс), насчитывавшая со слугами (лагоноут, унаут) до 60 человек. Усадьба включала гостевой двор с кунацкой (хачеш).
Жилище (унэ) турлучное с камышовой крышей и двумя входами: для мужчин (гупэбжа) — со стороны фасада и для женщин (хэгогубжа, шыгогушхагубжа) — с противоположной стороны. В доме (унашхо) жили родители с несовершеннолетними детьми.
Для совершеннолетних детей строились отдельные помещения (для сыновей — лагуна, для дочерей — пшашагуна). В конце XIX — начале XX века получили распространение длинные дома (уначих) с унашхо в центре; помещения для малых семей имели отдельные входы; вдоль дома шёл навес на столбах.
Помещение отапливалось очагом с дымарём у входа.
За очагом помещалась почётная часть дома (жанта) с хозяйской кроватью (с высокими резными стенками с трёх сторон), устланной коврами или циновками; у очага висел молитвенный коврик (намазлык), заднюю стену занимали полки с парадной посудой и хозяйственной утварью. Ели за маленькими трёхногими столиками, которые в остальное время висели на стене.
Мужская одежда — штаны, заправленные в войлочные и кожаные ноговицы, бешмет (каптал), черкеска (цей), бурка, папаха (в конце XIX — начале XX века конусообразная, с 1930-х годов — расширяющаяся кверху), башлык.
Женщины носили шаровары (гуэншэдж) и рубаху (джанэ); тёмно-красный, чёрный или синий кафтанчик (чикгрыб) с серебряными и золотыми украшениями: нагрудниками (чику), наплечниками (даматетл), цепочками (бларипс), бубенцами по бокам (ланыко чику); распашное платье (босцей) с серебряным или золотым поясом (бгырыпх). Для знатной девушки считались красивыми тонкая талия и плоская грудь, поэтому после 10-12 лет носили корсет (коншыба) с деревянными пластинами, который не снимали ни днём, ни ночью (его снимал жених в первую брачную ночь). Молодые женщины носили высокую шапку, украшенную золотом (дышапыа, буквально — золотая шапка); после рождения первого ребёнка голову повязывали тёмным платком (концы пропускали сзади под косами и затем завязывали особым узлом на темени) и сверху -светлой шалью. Традиционная одежда бытовала до середины XX века, затем сохранялась как праздничная (свадебная), с начала XXI века возрождается как нарядный костюм.
Основная пища — густая каша из проса (паста) или кукурузной муки (мамалыга), лепёшки из кукурузной муки, варёная (часто — цельной тушей бгуэ) или жаренная на вертеле баранина, куриное мясо, сыр, приправы из чеснока, кислого молока и муки. Кабардинцы не едят свинину, грибы, мало употребляют рыбу, зелень, пряности. Праздничный напиток — буза (маххсыма) из просяной муки.
Во главе семьи стоял старший мужчина (унэ тхамада). Никто из членов семьи не мог сесть с ним за один стол, за исключением внуков и правнуков, воспитание и первичная социализация которых (шангаса, гасапатхыда) лежали на тхамаде.
Совет
Его жена (уна гуаша — «княгиня дома») считается главой женской половины семьи, может более тесно и непринуждённо общаться с детьми и невестками. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа с обилием описательных конструкций. Сиблинги обозначаются одним термином с добавлением показателей пола.
Семьи объединяются в патрилинейные кланы (лапк) и патронимии (заунакош), владеющие родовыми знаками (тамга). Формальный глава клана — старший в роду мужчина, выделяется также реальный управляющий делами клана (лапк унафаш).
Каждый человек должен знать свою родословную до 7-го колена, называя имена 7 предков по отцовской линии снизу вверх (адацибл) или сверху вниз (тлаужибл). Почитают также родственников с материнской стороны (анэш). По матери определялась сословная принадлежность человека.
Специально выделяется узкий круг ближайшей родни (лы — плоть, зэл — единая, общая плоть) и свойственников (блага). С конца XX века проводятся съезды (лапк зауча), издаются газеты отдельных родственных объединений и т. п.
Традиционная идеология Кабардинцев основана на этике воинов-уорков (уэркъыгъэ), в центре которой — понятие рыцарской чести (уэркъ напэ). Сохранялись обычаи родовой экзогамии, аталычества, куначества.
Был чрезвычайно развит обряд гостеприимства.
Кровная месть часто заменялась выкупом (тлиуаса — плата за кровь) или установлением отношений фиктивного родства: усыновлением убийцы родом убитого или воспитанием родом убийцы ребёнка, похищенного из рода убитого.
Брак осуществлялся через сватовство, похищение или имитацию похищения невесты.
Невеста часто жила несколько недель во временном жилище (тешараш) у друзей жениха, после чего её торжественно привозили в дом родителей и устраивали свадьбу (хаготлиго); в течение этого периода жених и невеста избегали встреч с родственниками, друг с другом виделись только ночью тайком под охраной дружки (шаокот). Завершался свадебный цикл вводом невесты в дом жениха и её знакомством с его женской роднёй.
Обратите внимание
Сохраняются домусульманские верования и пантеон: бог-творец Тхашхо, божество плодородия Тхагаледж, покровитель охоты Мазитха, молнии — Шибле, покровитель воинов и путешественников Зекутха, кузнецов — Тлепша и др.; элементы христианских культов — Девы Марии, мученика Георгия, Илии-пророка. До XIX века почитался Святой Крест; бытовали обряды вызывания дождя, жертвоприношения.
Устное творчество типично для всех адыгских народов, близко др. народам Северного Кавказа и частично Закавказья (абхазы, грузины). Нартский эпос исполняется речитативом, с инструментальным сопровождением или без него. Для песенного стиля характерно двухголосие: пение солиста на фоне хорового бурдона (ежу).
Широко распространена традиция кругового застольного пения. Хороводные (уджи), медленные парные (кафа), быстрые сольные и парные (мэздагу, исламей) танцы сопровождались звучанием инструментального ансамбля, нередко также пением.
Танцы устраивались в соответствии со строгим порядком: девушки и парни становились двумя рядами друг против друга, причём у парней был свой распорядитель (щала хатияко), у девушек — распорядительница (пшаша хатияко).
По указанию главного руководителя танцев (джагупш, хатияко), стоявшего в центре круга с жезлом в руке, выводили солистов — парня и девушку. На каждом празднике группа пожилых мужчин выбирала «королеву красоты» (пшаша даха).
Иллюстрации:
Плетение циновки. Взято с архива БРЭ.
Вышивкана женском платье босцей. 19 в. Взято с архива БРЭ.
Кабардинские уорки. 2-я пол. 18 в. Взято с архива БРЭ.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Студенецкая Е. Н. Кабардинцы и черкесы // Народы Кавказа. М., 1960. Т. 1
- Гарданов В. К. Общественный строй адыгских народов (XVIII – первая половина XIX в.). М., 1967
- Мамбетов Г. Х. Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1971
- Кантария М. В. Из истории хозяйственного быта Кабарды. Тб., 1982 (на груз. яз.)
- Кажаров В. Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII – первой половине XIX в. Нальчик, 1994
Абазины — прародители латинского языка
Абазины — древнейший народ Северного Кавказа. Их предки, населявшие регион еще пять тысячелетий назад, создали письменность, послужившую основой латинского алфавита. Гордый и самобытный народ защищал свои территории во время Кавказской войны, был повержен, однако до сих пор не утратил национальную самоидентификацию.
Название
Название абазинского народа возникло от древнего племени абазгов, населявшего причерноморские территории, наряду с аланами и зикхами, в начале эры. Корни названия уходят глубоко в прошлое, точное значение неизвестно. Одна из версий связана с выражениями «люди, живущие у воды», «люди воды».
Самоназвание народа похоже — абадзе, абаза, абадзуа. Соседи называли абазин садзами, джиками, джигетами, джихами. В российских источниках по отношению к народу встречается упоминание экзонима «обаза».
Абазин нередко причисляли к соседним народностям, называя общими именами адыгов, черкесов, абхазов.
Где живут, численность
Исторической родиной племени абазов выступают территории современной Абхазии. Нехватка пригодной для обработки земли привела к нескольким миграционным волнам, в результате которых народ переселился в черкесские регионы.
Согласно переписи 2010 года, численность абазин России составляет 43 000 человек. Большая часть компактно проживает в 13 аулах, расположенных на территории Карачаево-Черкесии.
Всего в регионе числится 37 000 представителей народности, 10 505 человек проживает в городе Черкесск.
Число абазин в других регионах России:
- Ставропольский край — 3 600 человек;
- Москва — 318 человек;
- Нальчик — 271 человек.
В результате Кавказской войны абазинам пришлось покинуть исторические зоны проживания. Потомки народа живут в Ливии, Иордании, Египте, Турции, Сирии Израиле, всего порядка 24 000 человек. Ассимиляция, тесное соседство с выходцами других черкесских народов привели к утрате национальных обычаев, но многие сохранили самоидентификацию на основании исторических родов.
Язык
Абазинский язык относится к северокавказской семье, абхазо-адыгской группе, делится на ашхарский и тапантский диалекты. Древний абазинско-абхазский язык оказал решающее влияние на формирование латинского, ставшего основой современной письменности многих стран.
Исследование знаменитой Майкопской надписи показало, что надписи выполнены ашуйским письмом.
Важно
Пять тысячелетий назад предки абхазов и абазин создали могущественное государство Ашуйю, занимавшую огромные территории от Майкопа до Черного моря, выходя за границы Кубани и Риона.
Существовавшее в государстве ашуйское письмо во втором тысячелетии проникло в столицу Финикии, послужив базой для возникновения финикийской письменности. Оно, в свою очередь, легло в основу латинского алфавита, распространившегося по свету.
История
Предки абазин относятся к древнейшим протоабхазским племенам, населявшим территории современных Грузии, Абхазии, Черноморского побережья Краснодарского края от Туапсе до Сухуми. После распада могущественного Ашуйского государства племена начали образовывать отдельные княжества.
Первое упоминание страны абазин относится ко II в. н.э., моменту образования княжества Абазгия, занимавшего часть территории современной Абхазии. К VII столетию происходит объединение абхазских и абазинских народов под знаменем Абазгского царства.
В историю оно вошло под именем Абхазского царства, в 975 г. вошедшего в состав более могущественного Грузинского государства. На этот период приходятся миграционные волны абазов, искавших более пригодные для земледелия и скотоводства территории.
XVI столетие ознаменовано укреплением связей с Россией: в 1552 г. абазинский князь Иван Езбозлуков в составе черкесского посольства обсуждал с Иваном Грозным детали союза, направленного против крымского хана.
К XVIII веку абазины формально находились под управлением Турции, присылавшей в регион начальника-бея. Фактически назначаемый правитель власти не имел: народ продолжал решать общественно-политические вопросы самостоятельно.
XIX век стал трагичным для всех кавказских народов, проигравших войну Российской империи. Абазины, наряду с адыгами, храбро сражались в Кавказской войне, однако были побеждены и высланы с территории исторического проживания. Оставшиеся представители народа, принявшие российскую власть, остались в аулах Карачаево-Черкессии.
Внешность
Абазины относятся к кавкасионской расе, пятигорскому миксу, сочетающему черты понтийского и кавкасионского антропологического типов. К нему относят черкесов, ингушей, кабардинцев, осетин. Отличительные особенности внешности:
- средний рост;
- стройная, поджарая фигура;
- узкое лицо;
- высокая переносица;
- длинный нос, часто с горбинкой;
- черные волосы;
- серые, голубые, карие, черные зауженные глаза.
Эталоном красоты народа считалась стройная девушка с узкой талией и небольшой грудью: добиться идеальных параметров и хорошей осанки помогал корсет. Девочки-абазинки с 12 лет начинали носить этот предмет туалета, выполненный из плотной ткани с деревянными, металлическими вставками. Следили за прической: роскошные длинные волосы были в чести.
Одежда
Национальный костюм абазин имеет общие черты с нарядами других кавказских народов. Нательной одеждой мужчин служили свободные штаны, доходившая до пояса рубаха с высоким воротом, застегивавшимся рядом пуговиц.
Поверх надевали бешмет со стоячим воротником, боковыми и нагрудными карманами, длинными рукавами, зауженными у запястья. Финальным элементом наряда служила традиционная кавказская черкеска: наплечный кафтан с длинными расклешенными рукавами, треугольным вырезом на груди.
По крою черкеска приталенная, расширяющаяся к низу.Праздничные наряды опускались ниже колен на 10-15 см, повседневные доходили до середины бедра. Бедняки носили одежду темных цветов, знатные абазины предпочитали белую и красную расцветки.
Совет
На обеих сторонах груди пришивались продольные строчки для карманов газыри, где хранили пули и порох. Обязательный элемент — пояс, на который закрепляли нож, кинжал. Женский костюм состоял из длиннополой нательной рубахи. Поверх надевали нижнее платье, облегающее вверху и расширяющееся от талии.
В праздничные дни наряд дополняли распашным платьем из бархата или парчи, на груди, спине, по всей длине и подолу богато украшенным золотым шитьем. Абазинки любили ювелирные украшения: кольца, перстни, нависочники, объемные серьги, браслеты, серебряные пояса.
Прическа не только служила украшением, но помогала определить возраст и социальный статус женщины. Девочки заплетали волосы в две косы, голову покрывали легким шелковым платком.
Совершеннолетние девушки на выданье носили шапки с остроконечным или округлым верхом, поверх надевали платки, концы которых перекидывали за шею.
Шапку женщина снимала лишь после рождения ребенка, заменяя ее на глухой платок, полностью закрывавший волосы.
Семейный уклад
У абазов царил патриархальный уклад: глава рода — старший мужчина в доме, хозяйственными делами ведала старшая женщина. Практиковались свадьбы по сговору, включая люлечные браки, реже встречался обряд умыкания. После свадьбы девушка переходила в дом мужа, соблюдая ряд правил:
- Не навещать своих родных минимум год после свадьбы.
- Избегание свекров. Невестка не имела права разговаривать с родителями мужа, оставаться с ними наедине, поднимать на них глаза, есть за одним столом, сидеть в их присутствии. Избегание свекрови заканчивалось в срок от недели до нескольких месяцев, свекр мог продолжать молчание годами или всю жизнь.
- Супруги не называли друг друга по имени, использовали прозвища или местоимения. Для мужчины считалось позорным говорить что-либо про свою жену в присутствии других. Когда того требовала ситуация, употреблял слова «моя жена», «мать моих детей», «дочь того-то».
- В дневное время супругам нельзя находиться в одной комнате наедине.
- Мужчинам запрещалось прилюдно проявлять чувства по отношению к детям, называть их по имени.
В богатых семьях практиковалось аталычество. Детей на воспитание отдавали в равные по статусу или менее знатные семьи внутри рода, иногда в соседние народы для укрепления межнациональных связей. Ребенок находился в чужой семье от нескольких месяцев до нескольких лет, иногда вплоть до совершеннолетия.
Жилище
До XIX столетия абазины жили в плетеных домах круглой формы, каменных одно- или многокомнатных домах. В центре главного помещения находился очаг, располагалась обеденная зона, спальные места хозяев дома.
Позже распространились деревянные дома, возводившиеся в центре просторной усадьбы.
На ее территории строили домик для гостей — кунацкую. Традиции гостеприимства обязывали народ принимать гостей с почестями, делиться кровом, готовить лучшие блюда.
С дороги путников в кунацкую провожал хозяин дома, бравший ответственность за их безопасность, жизнь, здоровье.
Жизнь
Традиционные занятия абазин — скотоводство, земледелие, садоводство, пчеловодство. Разводили овец, лошадей, птицу, сажали просо, ячмень, кукурузу.
Рядом с домом разбивали огороды, высаживали сады с алычой, грушей, сливами, кизилом, барбарисом, фундуком.
Женщины занимались выделкой кож, ткачеством, вышивкой.
Мужчины обрабатывали дерево и металл, считались искусными ювелирами, оружейниками.
Религия
В древности абазины верили в силы природы и духов-покровителей, почитали скалы причудливой формы и сакральные деревья. Покровителем вселенной считалось главное божество Анчва, землю населяли добрые и злые духи, которые могли навредить или помочь. У народа существовали покровители воды, дождя, лесов, диких зверей, пчел, домашнего скота, ткацкого ремесла.
Младенческую смерть приписывали злой ведьме в женском обличье уыд, а до умопомешательства людей доводили шайтаны.
Согласно библейским преданиям, в начале первого века в регионе проживания абазин проповедовал апостол Андрей Первозванный: вплоть до XV-XVII столетий народ исповедовал христианство.
Под влиянием ханства и Порты в регион проникло мусульманство, сегодня большая часть абазов исповедует ислам суннитского толка.
Еда
Основу рациона абазин составляли баранина, говядина, мясо птицы (курятина и индюшатина), молочные и мясные продукты, крупы.
Традиционное повседневное блюдо из мяса индейки — кту дзырдза (квтIужьдзырдза), секретом которого является пикантная острая подливка.
Кухня отличается богатым использованием специй: острого перца, соли с чесноком, чабреца, укропа: без них не обходится ни одно абазинское блюдо.
Видео
Самый модный на Кавказе, шурин русскому царю
Русские цари выказывали этому кавказскому народу исключительное почтение и даже считали для себя за честь породниться с ним. А самые знатные представители этого народа, в свою очередь, иногда выдавали себя за русских царевичей. А ещё этот народ долгое время считался, как сказали бы сегодня, «иконой стиля» для всех горцев и даже на досуге предавался военизированным утехам.
Основоположником этноса, который называют кабардинцами, считается некий Кабарда Тамбиев. По преданию, он был предводителем воинственного племени, которое в незапамятные времена переселилось на Северный Кавказ с Западного Кавказа.
Предками кабардинцев, возможно, были древние хебары, о которых писал знаменитый армянский историк Мовсес Хоренаци. В 15-16 веках этот народ выделяется под названием «кабардинские черкесы» среди так называемых «пятигорских черкесов», которые населяли земли от предгорьев левого притока Кубани до низовьев Терека. В 19 веке территорию, где они преобладали, называли Большой и Малой Кабардой.
Самоназвание кабардинцев — адыгэ (къэбэрдей), это адыгский субэтнос, коренное население современной Кабардино-Балкарии (57 % всех проживающих в республике). Сегодняшние кабардинцы также живут в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкессии и Северной Осетии, а также во многих странах Юго-Восточной Азии, Западной Европы и даже Северной Америки.
По данным последней переписи населения, в России насчитывается 516826 кабардинцев.
Касоги, они же черкесы
Кабардинцы издревле выделялись среди всех кавказских племён своей храбростью и непокорностью. Они долго занимали главенствующее положение по отношению к своим соседям. Историки описывали их как умных, гордых, храбрых и своевольных людей, которые к тому же отличаются крепким телосложением, неутомимостью и ловкостью. Это великолепные наездники и меткие стрелки.
Русские сперва называли всех адыгов и в том числе кабардинцев касогами. В 957 году византийский император Константин Багрянородный писал про страну «Касахию», выше которой находятся Кавказские горы, а выше них – страна Алания.
В «Слове о полку Игореве» рассказывается, как касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиставом и был им зарезан.
Впоследствие адыги оказали яростное сопротивление монголо-татарскому нашествию, но уже под экзоэтнонимом «черкесы», который и закрепился за ними на долгие века.
Царская невеста и лжецаревич
Страдая от набегов крымских феодалов, кабардинцы в 16 веке решили пойти на союз с Московским княжеством и участвовали наравне с русскими войсками во взятии Казани. В 1561 году Иван Грозный ради укрепления союза с Кабардой даже заключил династический брак и женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова, которая после крещения взяла имя Мария.
Обратите внимание
В Смутное время кабардинский князь Сунчалей Янглычевич помогал русским воевать с окопавшимся в Астрахани атаманом Заруцким, за что впоследствии получил благодарность от царя Михаила.
В 1670 году молодой князь Андрей Камбулатович Черкасский изображал в войске Степана Разина царевича Алексея Алексеевича.
Но донской атаман Корнила Яковлев не посмел его арестовать – вот как велико было у русских уважение к кабардинским князьям.
Поэтому князь отправился в Москву не как пленник, а как руководитель делегации, которая доставила туда Степана Разина, и потом был отпущен царём с почестями.
Позже османы и крымцы снова вытеснили русских с Кавказа и стали считать кабардинцев своими подданными, но во время персидского похода Петра Первого кабардинцы встали на сторону российского императора.
А поскольку они держали в зависимости все остальные горские племена, то Россия настолько заботилась о сохранении дружеских отношений с Кабардой, что по Белградскому миру признала её территорию свободной.
Историки того времени писали, что кабардинцы пользовались на Кавказе огромным влиянием, о чём свидетельствовали даже манеры и моды того времени. Выражение «он одет» или «он ездит», «как кабардинец» звучало в устах всех соседних горских народов, как величайшая похвала.
После вхождения в состав Российской Империи Кабарда стала частью Нальчикского округа Терской области, а к титулу российских императоров прибавилось наименование «государь Кабардинской земли».
Обед обедом, а война – по расписанию
Важно
Кабардино-черкесский язык, на котором говорит этот народ, относится к абхазо-адыгской группе.
До середины 19 века у кабардинцев не было своей письменности. 14 марта 1855 года Умар Берсей, великий адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель и поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» с использованием арабской графики. Но с 1936 года кабардинцы перешли на кириллицу.
До 1917 года кабардинское общество состояло из следующих сословий. Самое малочисленное – князья (Атажукины, Дидановы, Эльбуздуковы, Мисостовы, Карамурзины, Наурузовы, Докшукины). Затем высшее дворянство (Куденетовы, Анзоровы и Тамбиевы). До 25 % населения были обыкновенными дворянами (кабардей-ворки), остальные — вольный народ и бывшие вольноотпущенники.
Традиционные занятие кабардинцев – это пашенное земледелие, садоводство, а также коневодство. Кабардинская порода лошадей даже получила всемирную известность. Кабардинцы также традиционно преуспевают в кузнечном, оружейном и ювелирном деле, а также в золотошвейном искусстве.
Они ткут сукно из шерсти и изготавливают одежду из войлока – в частности, башлык и бурку — мужские элементы традиционного костюма.
Праздничный «черкесский» женский костюм различался у разных сословий, но всегда был богато украшен. Девушки из бедных семей шили себе одежду из домотканого сукна, а те, что побогаче – из дорогих тканей, привезённых из Европы и с Востока. На одно платье уходило до пяти метров материала, потому что приталенное от пояса, оно расширялось к низу за счёт клиньев.
В обычные дни кабардинские женщины носили длинное до пят распашное платье, шаровары, туникообразную рубаху, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку и сафьяновые чувяки.
Национальный мужской костюм – это черкеска с наборным серебряным поясом, кинжал, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами, а сверху – бурка.
Костюм знатного кабардинца всегда включал в себя ещё и холодное оружие. К украшенному медными и серебряными бляшками кожаному поясу крепились кинжал и шашка. Кинжалы служили им ещё и в качестве оберегов, мужчины использовали их для исполнения разнообразных ритуалов. Всадник вдобавок возил при себе лук с колчаном для стрел.
Совет
В пищу кабардинцы использовали в основном варёную и жареную баранину, говядину, индюшатину и курятину, кислое молоко и творог. На праздники кабардинцы готовили из пшённой муки с солодом традиционный праздничный слабоалкогольный напиток махсыма.
В целом культура кабардинцев, особенно их традиционный мужской костюм и передаваемые от отца к сыну национальные приёмы седловки и джигитовки, всегда были хорошо приспособлены к их военному быту.
Поэтому традиционные развлечения этого народа часто тоже имели военизированный характер.
Это стрельба по неподвижным и подвижным мишеням и на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, игрища, в которых вооружённые палками пешие мужчины пытаются победить конников.
Кабардинский фольклор также богат историко-героическими песнями.
Люди солнца и Аллаха
Традиционная кабардинская семья основана на подчинении младших старшим, а женщин – мужчинам. Родственная и соседская взаимопомощь очень важны в культуре этого народа. Традиционные правила семейного этикета во многом сохраняются у кабардинцев и по сию пору.
Как и все адыги, древние кабардинцы верили, что мир состоит из трёх уровней (верхнего, срединного и нижнего), они поклонялись солнцу и жили по солнечному календарю, где новый год начинался с весеннего равноденствия, а также почитали Хозяйку рек (Псыхъуэ Гуащэ), Хозяйку леса (Мэз Гуащэ) и Кодес (Кlэдыщэ) — мифологическую Рыбу с золотым хвостом, удерживающую Черное море в его берегах. У них был культ «Золотого дерева нартов», которое соединяет небо и землю, а также природу и человека, они различали добрые и злые, мужские и женские, «умные» и «глупые», добродетельные и злокозненные породы деревьев, они поклонялись культовым животным и использовали животных для жертвоприношений.
С 15 века на Кавказе возрастает влияние ислама, который постепенно вытеснил языческие и христианские верования кабардинцев. После падения Византийской империи адыги начали заимствовать религию у Крымского ханства, которое стало сильнейшим союзником Османской империи.
В настоящее время кабардинцы как в России, так и за рубежом, исповедуют ислам суннитского толка и придерживаются принципов правовой школы ханафитского мазхаба. Однако часть проживающих в Моздокском районе Северной Осетии кабардинцев осталась православной.
Кабардинцы. Немного истории
Кабардинцы (самоназвание – ады́га) – один из «титульных» народов Кабардино-Балкарской республики. К адыгам принадлежат современные кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Адыги — автохтонный народ Кавказа. Со средних веков они известны в исторической литературе под названием «черкесы».
Адыги – народ древний. В прошлом они имели культурно-исторические связи с Циркумпонтией, народами Передней Азии и Ближнего Востока. Как этнос адыги сложились в бронзовый период, когда они стали основателями «Майкопской культуры». В древних источниках они фигурируют как меоты. В этот этнос также входили несколько племен: синды, ахеи, керкеты, зиххи.
Уже в первом тысячелетии до н.э. меоты имели экономические и культурные связи с киммерийцами и греческими городами. Такое сотрудничество с развитыми в то время народами привело к образованию государства Синдика. Во второй половине первого тысячелетия н.э. завершилось объединение адыгских племен – образовалась Конфедерация зиххов со столицей Никопсис.
В раннее средневековье адыги называли себя «зиххами».
В арабских, русских, персидских исторических документах Х — ХII веков адыги называют еще «касогами» («кашаками»).
Обратите внимание
К середине IХ века Зиххская конфедерация (ее еще называют «государством князя Инала») распалась. Новое объединение адыгских племен произошло после разгрома хазаров русскими войсками. В Х — ХI вв. оно присоединило к себе Тмутараканское княжество, где находилось зиххское архиепископство.
К ХII веку Тмутараканское княжество присоединилось к Византии.
В этот период начинается разъединение адыгских племен, прямым результатом которого является начало формирования кабардинского субэтноса в центральной части Северного Кавказа.
В ХIII веке нашествие монголо-татар существенным образом изменило этнополитическую картину Северного Кавказа. С этого времени, как сказано выше, появляется термин «черкес» — общее название всех адыгских племен.
ХII — ХIV столетия – эпоха появления на Центральном Кавказе нового мощного объединения адыгских племен, территория которого с ХV века стала называться «Къэбэрдей» («Кабарда»), а люди, проживающие в ней, кабардинцами.
Экономический и политический расцвет Кабарды приходится на ХVI — ХVII века, когда твердо установились общественные институты – верховный князь, хасэ (совет), суды.
Именно в этот период Кабарда стала выделяться из других национально-территориальных образований Северного Кавказа высоким уровнем жизни населения и своей самобытной культурой.
В 1557 году Россия и Кабарда заключили военно-политический союз. Прочению этого союза способствовала выдача дочери верховного князя Кабарды Темрюка Идарова Гуашаней (Марии) за русского царя Ивана IV. Кабардинские князья начали ездить в Москву служить государю. В истории России их имена вошли как могущественные князья Черкасские, сыгравшие выдающуюся роль в укреплении русского государства.
В первой половине ХVIII века между Россией и Османской империей происходили серьезные конфликты и споры на право владения Кабардой. По Белградскому мирному договору 1739 года Кабарда признавалась независимым государством, однако с 60-х годов Россия вступила на путь колониальной политики по отношению к Кавказу.
Первый удар был нанесен на Кабарду, и она потеряла свою независимость в начальном этапе (1763 — 1822) Кавказской войны. Война завершилась 21 мая 1864 года с покорением царскими войсками Западной Черкесии. После окончания войны большая часть адыгов, в том числе и кабардинцев, переселились в Османскую империю.
Важно
В 1921 году кабардинцы обрели свою государственность в форме автономии – была образована Кабардинская Автономная область в составе РСФСР. В 1922 году к ней присоединилась и Балкария, в 1936 году она стала республикой – Кабардино-Балкарская АССР, с 1992 года переименована в Кабардино-Балкарскую Республику.
Кабардинцы по своему вероисповеданию мусульмане-сунниты, исключение составляют православные кабардинцы, проживающие в г. Моздоке и ряде прилегающих населенных.
Народы Северного Кавказа в XIII-XV вв
В первой половине XIII в. народы Северного Кавказа подверглись монгольскому завоеванию. Первое вторжение монголов на Северный Кавказ произошло в 1222 г., когда крупный отряд монгольских войск, посланный Чингис-ханом из Средней Азии, проник в Дагестан с юга.
Сделав неудачную попытку овладеть Дербентом, монголы обошли его и через территорию лезгин и других дагестанских горцев вышли снова к берегам Каспийского моря севернее Дербента, открыв таким образом себе путь в северокавказские степи. Здесь они натолкнулись на алан, призвавших на помощь кыпчаков-половцев.
Тогда монголы вступили в переговоры с половецкими ханами и, пообещав им часть добычи, отклонили их от союза с аланами. Разгромив алан, монголы затем напали на самих половцев, которые, в свою очередь, обратились за помощью к южнорусским князьям. Однако летом 1223 г.
в решающем сражении на берегах Калки монголы одержали верх над русско-половецким войском.
Поход 1222—1223 гг. носил рекогносцировочный характер. После битвы на Калке монголы возвратились через Урало-Каспийский проход в Азию, потерпев по дороге поражение от волжских болгар.
К систематическому завоеванию Северного Кавказа монгольские ханы приступили в /конце 30-х годов XIII в., когда началось нашествие Батыя на Восточную Европу. В то время как одна часть монгольских орд обрушилась на Русь, другая вторглась на Северный Кавказ.
Довольно быстро справившись с жившими в степях половцами, батыевские полчища встретили упорное сопротивление со стороны алан и адыгов. Походы монгольских ханов 1237—1239 гг. в земли адыгов и алан хотя и нанесли -этим народам огромный ущерб, однако не привели еще к их окончательному покорению.
Совет
Опираясь на горные районы, адыги и аланы повели затяжную войну с монголами. Проезжавший в 1254—1255 гг. через Северный Кавказ Вильгельм де Рубрук, посол французского короля к монгольским ханам, отмечает, что живущие в горах аланы и черкесы (адыги) «все еще борются против татар» 3.
Из описания Рубрука видно, что часть алан и адыгов к этому времени вынуждена была признать власть Золотой Орды. Аналогичное положение сложилось и в Дагестане. Здесь тоже золотоордынские ханы первоначально сумели утвердиться лишь на плоскости, в прикаспийской части, сделав Дербент своим главным опорным пунктом.
В горах же Дагестана долгое время продолжалась борьба с монгольскими захватчиками. Так, Кумух, по преданию, восемь раз был взят и разрушен монгольскими войсками, и каждый раз лакцы возобновляли борьбу.
Нашествие батыевских орд сопровождалось страшным опустошением страны, истреблением ее населения, хозяйственных и культурных ценностей. Оно на долгие годы приостановило социально-экономическое и культурное развитие народов Северного Кавказа.
Особенно пострадали аланы, которые потеряли значительную часть своей территории и были вытеснены из северокавказских равнин в горы. Территория плоскостной Алании с густым населением и крупными городами в XIII в.
превратилась в пустынную степь, по которой стали кочевать со своими стадами золотоордынские феодалы.
Успех монгольских завоевателей на Северном Кавказе, как и в других странах, объяснялся прежде всего феодальной раздробленностью.
Монголы не встретили здесь ни одного крупного политического объединения, если не считать Алании, которая в этот период тоже не представляла собой единого государства, так как ее раздирали внутренние распри. Об этом красноречиво творит венгерский миссионер Юлиан, посетивший Аланию в 1235 г.
Обратите внимание
«Сколько местечек, столько князей,— пишет он,— из которых никто не считает себя подчиненным другому. Здесь постоянные войны князя с князем, местечка с местечком» 4.
Монгольским ханам завоевание Северного Кавказа облегчала и его этническая пестрота, приводившая к разобщенности, а иногда и к враждебности между различными племенами и народами, его населявшими. Монголы умели искусно пользоваться этим обстоятельством, о чем свидетельствует та легкость, с которой они разрушили возникший было против них военный союз аланов и половцев.
Монгольское нашествие привело к большим изменениям в этническом составе Северного Кавказа. По-видимому, именно с ним следует связывать появление в горах западной части Алании карачаевц’ев и балкарцев, близких по своему языку к половцам. В источниках XIII в.
сообщается о том, что разбитые монголами половцы покинули свои кочевья в степях Предкавказья и бежали на запай и юг. Известно, что после похода 1222—1223 гг. часть половцев, спасаясь от монголов, устремилась через Дербентский проход в Закавказье, откуда они снова вернулись через несколько лет в Дагестан.
Еще более значительные группы половцев должны были отступить к горам Кавказа в конце 1230-х годов, когда началось нашествие Батыя. Это тем более вероятно, что на этот раз монголы вторглись в половецкие степи (Дешт-и-Кыпчак) не с юга, как в 1222—1223 гг., а с севера. Бежавшие от монголов половцы могли найти приют у алан, боровшихся с завоевателями.
Вместе с аланами половцы под натиском монголов отступали к горам Кавказа, пока не обосновались в принадлежавших аланам ущельях Главного Кавказского хребта. Здесь, на территории нынешней Балкарии и Карачая, произошло окончательное смешение половцев с аланами, воспринявшими язык пришельцев.
С половцами, надо думать, связаны преемственно и кумыки, хотя появление в прикаспийской части Дагестана тюркоязычного населения могло иметь место задолго до XIII в., когда сюда под давлением монголов докатились лишь последние колонизационные волны из половецкой степи.
В этой связи большого внимания заслуживает сообщение арабского историка первой половины XIII в. Ибн-ал-Асира о том, что разгромленные монголами половцы «одни укрылись в болотах, другие в горах» 5.
Бесспорно, что, говоря о «горах», Ибн-ал-Асир имеет в виду Кавказские горы, что касается «болот», то вполне вероятно, что под ними подразумевались заболоченные низовья.
Терека или других рек Северного Кавказа, где обитали кумыки.
После того, как плоскостная Алания потеряла большую часть своего населения и оказалась в руках Золотой Орды, на ее территорию стали просачиваться соседние адыгские племена. Феодализирующаяся верхушка адыгских племен давно уже стремилась к расширению своих владений за счет земель, лежащих на юго-востоке. Разгром алан открыл для этого благоприятную возможность.
Важно
Судя по археологическому материалу, в XIV—XV вв. территория прежней плоскостной Алании в бассейне Терека была уже заселена выходцами из Адыгеи, которые вначале заняли левобережье Терека (Большая Кабарда), а к XV в. освоили и его правобережье (Малая Кабарда).
Передвижение части адыгских племен из бассейна Кубани в бассейн Терека привело к известному обособлению их от основной массы адыгов, оставшихся на прежних местах жительства 6. В то же время ассимиляция адыгскими пришельцами остатков обитавших здесь алан наложила свой отпечаток на сформировавшуюся в дальнейшем кабардинскую народность.
Однако, несмотря на некоторые отличия, кабардинцы продолжали себя считать частью адытов, сохранив общее для всех адыгских племен самоназвание. И своими соседями и другими народами кабардинцы тоже рассматривались как составная часть «черкесов», под именем которых с XIII в.
в восточных и европейских источниках фигурируют обычно все адыгские племена.
Тяжесть монгольского ига, которое, па словам Маркса, не только давило, но и оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой, усугублялась начавшейся с 60-х годов XIII в.
войной золо- гоордынских ханов с их родичами ильха- нами Ирана, владевшими Закавказьем.
Борьба между двумя монгольскими государствами продолжалась почти целое столетие и принесла новые бедствия народам Северного Кавказа и Закавказья, на территории которых происходили военные действия.
Едва закончилась война с ильханами, как овладевший золотоордынским престолом хан Тохтамыш предпринял в 1386— 1388 гг. попытку завоевать Азербайджан столкнувшись здесь со своим давним соперником Тимуром. Кавказ снова стал ареной ожесточенной борьбы.
Весной 1395 г. Тимур вторгся через Дербент на Северный Кавказ и на р. Терек у Нижнего Дзулата (около нынешней станицы Котляревской) разгромил главные силы Тохтамыша. Нашествие Тимура на Северный Кавказ сопровождалось страшными жестокостями, грабежами и опустошениями.
Совет
Все населенные пункты, встречавшиеся на пути тимуровских полчищ, подвергались, как правило, разорению, многие жители были убиты или уведены в плен. До Тимура монгольские ханы никогда так далеко не проникали в глубь Кавказских гор.
Вырубая леса и прокладывая дороги, Тимур добирался до самых отдаленных горных районов. Поэтому его наоеги нанесли оолыной ущеро не только жителям долин, но и горцам, обитавшим в труднопроходимых местах. В частности, походы Тимура завершили начатый монголами еще в XIII в.
разгром алан, потеснив ту их часть, которая укрылась в горы, особенно в верховьях Кубани.
Вероятно, именно после нашествия Тимура на Северном Кавказе появляются абазинские племена, выходцы с Черноморского побережья, где они обитали примерно на пространстве между Туапсе и р. Бзыбь 7.
Просачиваясь на северные склоны Главного Кавказского хребта, в районы, оказавшиеся после походов Тимура лишенными большей части своего коренного населения, абазины в течение XV—XVI вв.
заселяют ущелья по верховьям Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков и самой Кубани, а затем, постепенно продвигаясь по течению этих цэек, выходят ъ предгорья и на равнины Северного Кавказа.
Занимая на Черноморском побережье территорию между абхазами и адыгами, абазины еще в древности подвергались культурному воздействию своих соседей, что, в частности, нашло отражение в их языке, который занимает промежуточное положение между абхазским и адыгскими языками. На Северном Кавказе абазины опять оказались в окружении адыгских народов, что привело к дальнейшему сближению их культуры и быта с адыгами, в особенности с кабардинцами, язык которых в дальнейшем оказал большое влияние на развитие абазинского языка.
Нашествие Тимура совпало с упадком Золотой Орды, незадолго до этого потерпевшей тяжелое поражение от русских княжеств, объединившихся вокруг Москвы. Разорение Тимуром центральных районов Золотой Орды, включая д ее столицу Сарай, ускорило окончательный распад этого монгольского государства.
На развалинах Золотой Орды в конце XIV в. образовалась Ногайская орда, ядро которой составили мангытские племена8, подвластные могущественному темнику Золотой Орды — Ногаю.
В Ногайскую орду вошли п оставшиеся под властью монголов в степях Предкавказья кыпчаки- половцы, которые в значительной мере ассимилировали мангытов, воспринявших от половцев тюркский язык и многие элементы их культуры.
Обратите внимание
Кочевья ногайцев, занимая часть степей Северного Кавказа, простирались далеко на восток, в Заволжье, на Яик, доходя до Аральского моря и Иртыша.
Ослабление Золотой Орды способствовало постепенному освобождению народов Северного Кавказа из-под ее ига. Хотя феодальные владетели Северного Кавказа продолжали признавать себя вассалами золотоордынских ханов, однако их зависимость с XV в. принимала все более номинальный характер. Раньше других приобрели самостоятельное значение владетели Дагестана.
Это объяснялось в известной мере тем, что Дагестан представлял собой окраину Золотой Орды, а его важное стратегическое положение вынудило золотоордынских ханов дать дагестанским феодалам ряд, льгот, чтобы привлечь их на свою сторону. К XV в.
в Дагестане уже существовал ряд крупных феодальных образований — шамхальство Казикумухское, ханство Аварское, уцмийство Кайтагское, майсумство Табасаранское. Важную экономическую и политическую роль играл по-прежнему Дербент, который после походов Тимура вышел из-под власти Золотой Орды и с прилегающими к нему районами вошел в состав владений ширваншахов.
На международном торговом пути, шедшем через прибрежный Да1естан в XIV—XV вв.‘ стал возвышаться наряду с древним Дербентом г. Тарки, находившийся на земле кумыков.
Могущественным владетелем Дагестана в это время становится шамкал, которому, кроме лакцев, подчиняются также кумыки и часть даргинцев и аварцев. В конце XV в.
шамхал мог выставить 100-тысячное войско.
Однако попытки шамхала объединить под своей властью всю территорию Дагестана встречали упорное сопротивление со стороны других феодальных владетелей, (которые тоже обладали значительными силами.
У адыгов, как и у народов Дагестана, в XV в. уже господствовали феодальные отношения. Есть среди них, пишет Г. Интериано, знатные (поЫИ), вассалы, сервы и рабы.
Важно
Знатные пользуются большим почетом, живут без какой-либо зависимости друг от друга и не желают признавать над собой никакого владыки и нет у них ни судей, ни писаных законов.
Сила, смекалка, да третейский суд разрешают споры между ними- Таким образом, и у адыгских народов в XV в. царила феодальная раздробленность.
Воспользовавшись упадком власти золотоордынских ханов, адыгейские князья стали вступать в самостоятельные сношения с генуэзскими колониями на Северном Кавказе и в Крыму. Консулы Каффы, центра генуэзских колоний в Северном Причерноморье, заключают в 70-х годах XV в. ряд соглашений с князьями Зихии (Адыгеи), добиваясь у них покровительства генуэзской торговли с местным населением.
Усилившиеся адыгейские князья начинают все чаще переходить на правый берег Кубани и захватывать здесь земли. Во второй половине XV в. Интериано- застал уже постоянное адыгейское население в степном Приазовье вплоть до Таны, находившейся в устье Дона. О наличии адыгейского населения в непосредственном соседстве с Таной (Азовом) говорит и другой автор XV в.— Иосиф Барбаро.
К концу XV в. относится окончательное освоение кабардинцами степных и предгорных пространств бассейна Терека. Их поселения к этому времени доходят до низовьев Терека.
Кабардинские феодалы, используя обширные и плодородные земли в долине Терека, значительно расширяют свое хозяйство.
В условиях степной местности и обилия свободных пастбищных угодий ведущее значение приобретает скотоводство, в частности коневодство, которое становится основой благосостояния кабардинцев. Земледелие же носит подсобный характер.
Распад Золотой Орды способствует политическому возвышению кабардинских князей.
Являясь теперь неограниченными господами в равнинах и предгорьях Центрального Кавказа, держа в своих руках выходы из горных ущелий, кабардинские князья стрзмятся подчинить себе соседние горские народы.
Совет
Прежде всего в зависимости от князей Кабарды оказались балкарцы и осетины, позднее — карачаевцы и абазины. В основе этой зависимости лежала необходимость для горцев пользоваться зимними пастбищами на плоскости, находившимися в руках кабардинских феодалов.
Карачаевцы после походов Тимура сосредоточиваются в высокогорном районе вожруг Эльбруса; их аулы располагаются по течению Учкулана, Уллукама и других горных речек, дающих начало Кубани.
Западнее карачаевцев расселяются абазины, а балкарцы занимают высокогорные районы на восток от карачаевцев в ущельях Баксана, Чегема и Черека, непосредственно примыкавших к Большой Кабарде.
Территория жэ, занятая осетинами, ограничивалась теперь ущельями, образуемыми верхним течением Терека и его притоками—Гизельдоном, Ар доном, Фиагдоном, Белой и Урухом.
Сконцентрировавшееся в этих ущельях осетинское население, испытывая острую земельную нужду, начинает все чаще переходить на южные склоны Кавказского хребта, где уже раньше обитали их соплеменники — туальцы. Древние перевальные дороги, ведшие в бассейн Лиахвы и к верховьям Риони, определяли районы в Закавказье, куда переселялись осетины и где они попадали в зависимость от грузинских феодалов.
Оставшаяся на Северном Кавказе основная масса осетин подразделилась в соответствии с занятыми ими ущельями на четыре «общества» — Тагаурское, Куртатинское, Алагирское и Дигорское, существовавшие почти совершенно обособленно друг от друга.
Таким образом, экономические ш политические связи, существовавшие у аланских племен до монгольского нашествия, оказались теперь нарушенными. Это привело со временем к довольно существенным отличиям в уровне общественного развития, в социальной структуре, в быту, правах и даже в языке осетин, обитавших в разных ущельях. С XVI в.
термин «аланы» в источниках уже не применяется в отношении осетин, однако, по традиции, Аланией продолжают иногда называть территорию Балкарии и Карачая.