Заверять документы об образовании гербовой печатью теперь необязательно — юридические советы

Гербовая печать по новому закону об образовании

Заверять документы об образовании гербовой печатью теперь необязательно — юридические советы

Современный мир документации систематически пополняется все новыми и новыми образцами, использование которых регламентируется законодательством страны.

Основная их часть считаются недействительными без наличия подписи руководителя конкретной организации и печати, того или иного образца.

Многие задают вопрос – что из себя представляет гербовая печать по новому закону об образовании и на каких документах она должна фигурировать.

Хотелось бы в первую очередь сообщить, что наша компания идет в ногу со временем и изготавливает печати разного целевого предназначения. Любые изменения мы принимаем к сведению на основании законодательно подтвержденных требований документов.

Мы попытаемся внести ясность в использование гербовой печати в документах об образовании.

Общие понятия использования гербовой печати

В закон о гербовой печати, периодически вносятся коррективы, хотя, безусловно, основные понятия остаются неизменными. Если следовать данным изложенным в Федеральном законе конституционного уровня, герб нашего государства должен размещаться на печатях:

  • принадлежащих органам госвласти;
  • принадлежащих учреждениям или организациям относящихся к представителям госвласти;
  • организациям, которые осуществляют регистрацию документации государственного уровня и т.п.
Иск о признании права собственности на квартиру в новостройке

Гербовая печать по новому закону об образовании (ФЗ «Об образовании в РФ») может быть использована только учреждениями государственного уровня образования. К ним не относятся муниципальные и частные организации, даже если они имеют подтверждающую документацию о государственной аккредитации. Есть некоторые не стыковки, которые противоречат некоторым законам на практике.

Так, например, если есть документы об образовании, и они были выданы лицам, которые прошли итоговую государственную аттестацию по образцу, установленному Минобразованием РФ, то даже при отсутствии на них гербовой печати, они не теряют своей юридической силы. Так же как некоторые документы не имеют юридической силы без печати нотариуса.

Быть или не быть гербовой печати на документе?

Наличие оттиска гербовой печати на образовательных документах регламентируется исключительно Федеральным законом, но не Законом о геральдике.

Встречаются вопросы о том, на каких именно документах образовательного характера должна стоять такая печать.

Снова вернемся к ФЗ РФ, где четко сказано, что гербовую печать имеют право ставить только те учреждения образования, которые относятся к государственным.

Некоторые из вас наверняка помнят, что на аттестатах ставили гербовую печать. После обновления законодательной базы все изменилось. Аттестаты, полученные ранее с гербовой печатью, будут считаться действительными до начала 2016 года, после этого на аттестатах будет стоять лишь печать конкретного образовательного учреждения.

Невзирая на постоянные изменения в законодательной сфере, наша деятельность остается стабильной и эффективной. Мы впитываем все новшества и создаем продукции, которая соответствует как стандартам там требованиям законной власти.

Отмена круглой печати: разбираемся в деталях — Информационный Центр Искра

Заверять документы об образовании гербовой печатью теперь необязательно — юридические советы

Рубрика: Актуальное интервью

Отмена печатей в работе сотрудника отдела кадров

Ирина Витальевна ЖЕЛУДКОВА,

директор АНО «Центр правовых экспертиз»:

— Отмена печатей и штампов регламентирована ФЗ от   06.04.2015 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ». Приказ не отменил печати как таковые, теперь они просто не являются обязательными.

Этот документ предоставил альтернативу: вы можете использовать печать в своей работе, а можете не использовать. Таким образом, законодатель продолжил плавный переход на электронный документооборот, цифровые подписи и печати. То есть сегодня хозяйственные организации вправе иметь печати, штампы и бланки со своим наименованием, а могут и не иметь.

При этом теперь нужно внести изменения в устав о наличии печати.

В трудовом законодательстве сейчас нет изменений по ведению трудовых книжек: здесь печать остается. Есть подзаконные акты, которые этим законом не затронуты, и они никак не изменены. Например, инструкция о порядке ведения трудовых книжек говорит о том, что на титульном листе должна быть печать.

То же самое — при изменении записи в трудовой книжке. Единственный документ, который должен быть заверен печатью, — это  акт о несчастном случае на производстве, согласно ст. 230 Трудового кодекса. Что касается внутренних документов организации, здесь законодатель ничего не говорит, то есть, здесь изменений нет.

Если говорить о хозяйственных обществах, то до тех пор, пока в устав не будут внесены изменения, получается, что печать нужна. Если мы работаем с печатью, то информация об этом должна содержаться в уставе. Если мы с печатью не работаем, то в уставе информации об этом быть не должно.

В листке нетрудоспособности мы должны ставить печать, так как в этот закон никаких изменений не внесено.

Я бы не рекомендовала сегодня кадровым службам резко отказываться от печати. Это может вызвать много вопросов, могут быть разночтения с официальными документами, которые мы подаем в рамках отчетности. Пока законодатель четко не скажет, чем можем заменить печати, чтобы идентифицировать документы, принимать скоропалительные решения точно не стоит.

Отмена печатей в работе бухгалтера

Светлана ПЕНТЕГОВА, профессиональный налоговый консультант:

Что будет с расходами, если контрагент не поставил печать на документах?

С 7 апреля 2015 года действуют изменения законодательства, в соответствии с которыми организация может не использовать в своей деятельности печать, если это не предусмотрено федеральными законами.

Формы документов, применяемые организациями, разрабатываются ими самостоятельно и отражаются в приложениях к учетной политике.

Сейчас все они содержат в качестве обязательного реквизита печать.

Таким образом, всем организациям необходимо внести изменения в учетную политику и утвердить новые формы, наличие печати на которых не является строго необходимым, и быть готовыми некоторое время отвечать на запросы контрагентов об отсутствии сведений о печати в Уставе и на первичных документах.

При невыполнении данных действий и при отсутствии печати контрагент, принявший к расходам товары, работы, услуги от такой организации, несет налоговые риски непризнания в расходах затрат и налоговых вычетов, принятых к учету по документам, на которых отсутствует печать. 

Как быть, если без печати инспекция не принимает отчетность?

С 7 апреля 2015 года действуют изменения законодательства, в соответствии с которыми организация может не использовать в своей деятельности печать, если это не предусмотрено федеральными законами.

Однако согласно порядку заполнения многих налоговых деклараций, печать до сих пор является обязательным реквизитом титульного листа, а ее отсутствие служит формальным основанием для отказа в приеме отчетности инспекцией.

В связи с чем, рекомендуем пока все-таки от печати не отказываться, дабы не спровоцировать в своем отношении ряд ненужных проблем, а подождать, пока принятые подзаконные акты скорректируются под вступившие в силу нововведения законодательства и отсутствие печати войдет в сознание всех государственных органов. 

Нужно ли заверять печатью копии документов, которые запросила инспекция в ходе проверки?

При представлении в налоговый орган копий истребуемых документов налогоплательщику следует руководствоваться ГОСТом Р 6.30-2003, в соответствии с которым документы заверяют печатью организации, выбранной по своему усмотрению.

Помимо этого, в форме требования о предоставлении документов, утвержденной Приказом ФНС от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@ есть оговорка, что истребуемые документы представляются в виде копий, заверенных подписью руководителя (или  уполномоченного  лица)  и  печатью организации,   если  иное  не  предусмотрено  законодательством РФ.

Нужно ли ставить печать на доверенности представителя организации?

Печать перестала быть необходимым реквизитом доверенности юрлица, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, еще с 1 сентября 2013 года.

Однако, для некоторых видов доверенностей требование о наличии на них печати юрлица сохранялось, но теперь практически все доверенности могут оформляться без печати, если у организации ее нет.

Исключением в данной ситуации являются доверенности для представительства в судах общей юрисдикции, к примеру, по делам об оспаривании нормативных и ненормативных актов.

Должна ли использовать печать организация, применяющая ККТ?

Необходимость использования печати в некоторых ситуациях установлена Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин.

Но данные указания являются подзаконным актом и не могут расходится с принятым федеральным законом, отменяющим необходимость использования печатей хозяйственными обществами.  Поэтому вопросы могут возникнуть, но организация, не использующая печать, будет права.

Сохраняется ли обязанность ставить печать при уплате акциза?

Проставление печати на информационном сообщении, которое подается в таможенный орган среди прочих документов для уплаты акциза по маркированным товарам Таможенного союза, ввозимым в Россию с территории государства — члена названного союза — единственный случай обязательного наличия печати, установленный Налоговым кодексом РФ, то есть для таких налогоплательщиков печать продолжает быть обязательным условием ведения деятельности.

Когда печать должна использоваться?

Настоящими положениями законов об ООО и об АО предусмотрено, что случаи обязательного использования печати должны быть установлены федеральными законами.

Например, Гражданским кодексом  РФ установлено, что печать необходима, чтобы оставлять предмет залога у залогодателя под замком и печатью залогодержателя.

А в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», печать требуется для заверения образовательными организациями документов об образовании.

Пока нововведения об отмене печатей только вступили в силу, многие подзаконные акты остаются неизменными и приводят к возникновению множества правовых коллизий. Так, в соответствии с указаниями, приказами и другими подобными документами, изданными различными ведомствами, печать является обязательным реквизитом некоторых форм отчетности.

Должно пройти время, чтобы все указанные документы обзавелись поправкой «если иное не предусмотрено законодательством» или «печать необходима только при ее наличии».

Поэтому рекомендуем пока не отказываться от использования печати — законодательство того не требует, а немного подождать, когда все нормативно-правовые акты придут в соответствие друг с другом в этой части.

Отмена печатей в работе юриста

Кирилл Сидоренко, юрист:

— К большому сожалению растиражированные многими СМИ громкие слова «отмена печатей» не соответствуют действительности: по сути во всех основных случаях, когда использование печати было обязательным для всех коммерческих организаций, оно осталось обязательным только для тех из них, у которых имеется печать.

А вот иметь печать или нет — теперь уже каждая организация может решать сама и о том, что она имеет печать, должно быть написано в уставе.

У меня такие поправки вызывают скорее недоумение своей половинчатостью: почему нельзя было отменить использование печатей совсем? Коммерческий оборот от полной отмены в целом не пострадал бы (если не считать разорение мелких фирмочек по производству печатей и штампов), потому что реальной пользы от печатей фактически нет никакой, помимо декоративной. А раз закон сказал, что «вообще не обязательно, но кто хочет — тот пусть имеет печать», то давление коммерческого оборота это «можно» на практике превратит в «обязательно», чем сведет на «нет» в целом прогрессивное начинание.

В необходимости же отмены использования печатей я убежден уже много лет.

Впервые я пришел к ясному пониманию их бесполезности в 2007 году, когда в составе команды юристов помогал одной коммерческой организации справиться с рейдерским захватом: в налоговую инспекцию были представлены документы о смене директора, в которых был проставлен поддельный оттиск печати одного из участников данного общества — юридического лица.

Последующая экспертиза выявила ряд отличий этого оттиска от настоящего, но визуально, не зная изначально, что это подделка, заметить разницу мог, вероятно, только человек, обладающий профессиональным зрением ювелира. Технический прогресс безжалостно уничтожил главную функцию печатей — подтверждение источника происхождения документа.

Чем более сложным и трудоемким был процесс изготовления печати в обществе, тем меньше были шансы ее удачной подделки. Именно поэтому в древние времена и еще в средние века печать могла передаваться из поколения в поколение без изменений.

Теперь же, когда можно взять любой документ с образцом оттиска, отсканировать его, произвести необходимую обработку и за считанные минуты на специальном оборудовании изготовить т. н. «резинку», упование на печати, как на средство защиты документа, стало бессмысленным.

Когда ты можешь со своего смартфона через интернет оплачивать товары и услуги со своего счета в банке, печать становится просто архаизмом. С учетом современных реалий ведения бизнеса, нуждающегося в быстром обмене (в т. ч. на больших расстояниях и трансграничном) данными в электронной форме, бо́льшее значение приобретают средства подтверждения достоверности электронных документов, поскольку до их оформления на бумаге нередко дело вообще не доходит ввиду нецелесообразности.

При всей очевидной бесполезности печатей в качестве средства обеспечения достоверности документов коммерческий оборот в России подчас требует использовать их на таких документах, где с юридической точки зрения печати быть вообще не обязаны.

Многие, например, до сих пор даже не знают, что наличие печати не обязательно в доверенностях, выдаваемых юридическими лицами аж с 1 сентября 2013 года, то есть уже без малого почти два года! А почему? Да потому что большинство организаций изначально даже не пробуют направить куда-то представителей с доверенностями без печатей.

Чем более низкий уровень исполнителя в административной цепочке, тем, как правило, сильнее обыденное (я бы даже сказал — мифологическое), а не правовое сознание этих исполнителей. А в обыденном сознании документ от организации, не имеющий печати, недействителен.

Из-за нежелания спорить и рисковать нести убытки из-за отказов в принятии документов или их возврате по мотивам отсутствия печати, коммерческие организации продолжают нести прямые затраты на их изготовление в профильных фирмах, а также косвенные затраты в виде рабочего времени сотрудников, потраченного на применение этих печатей.

В связи с этим я испытываю от нынешней т. н. «отмены печатей» сдержанный оптимизм, стремящийся к умеренному скептицизму. Безусловно важно, что сделан первый шаг в правильном направлении и общество хотя бы привыкнет к мысли, что вообще-то можно обойтись и без печатей.

Многие ведь об этом даже не задумывались. Однако, учитывая сложившуюся за многие годы практику, коммерческие организации не будут склонны прекращать использование печатей по крайней мере в ближайшем будущем.

Перелом в массовой практике, полагаю, наступит только тогда, когда крупные организации начнут создавать и поддерживать тренд на минимизацию использования печатей в работе.

Именно у них есть необходимый ресурс, чтобы преодолевать сопротивление среды — это и необходимая репутация, и имеющиеся возможности для борьбы с необоснованными требованиями чиновников. Мелкому же и среднему бизнесу будет проще продолжать работать по старинке.

Официально

Можно ли не ставить печать на отчеты в Фонд, в связи с тем, что с 07.04.2015 г. наличие круглой печати является добровольным? 

Олег Валерьевич Щербо, заместитель управляющего Государственным учреждением — Красноярским региональным отделением Фонда социального страхования РФ:

— В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2015 г.

№ 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» с 7 апреля 2015 г. наличие круглой печати для ООО и АО является добровольным.

Соответствующие изменения внесены в том числе в Закон об ООО и Закон об АО. В федеральных законах могут быть определены случаи, когда печать должна использоваться.

Предусмотрено также, что сведения о наличии печати необходимо включать в устав общества.

Елена Ивановна Беклемышева, заместитель управляющего ОПФР по Красноярскому краю:
 

Требования к печати образовательной организации

Заверять документы об образовании гербовой печатью теперь необязательно — юридические советы

До вступления в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательные организации при использовании печати в основном руководствовались нормами на тот момент действующего Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 (далее – старый закон) и нормами Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51511-2001 «Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования» (далее — ГОСТ Р 51511-2001).

Абзац 2 пункта 2 статьи 27 старого закона устанавливал: «Образовательные учреждения и научные организации, за исключением учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений), заверяют выдаваемые ими документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации».

Исходя из данной нормы образовательные и научные учреждения должны были заверять такой печатью исключительно документы государственного образца, например аттестаты об основном общем образовании.

Необходимо также отметить, что данная норма о заверении документов государственного образца гербовой печатью не могла распространяться на все образовательные и научные учреждения, поскольку статья 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г.

«О Государственном гербе Российской Федерации» устанавливала и устанавливает по сей день, что Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.Из данной нормы видно, что государственные учреждения правомочны использовать такие печати, а вот организации и учреждения иных форм собственности, только в случаях наделения их отдельными государственно-властными полномочиями. Например, муниципальные и частные образовательные учреждения к таковым не относятся.

Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации» обладает более высокой юридической силой, чем федеральный закон, поэтому его нормы должны были соблюдаться в первую очередь.

Практика же показывает, что печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации пользовались любые образовательные учреждения вне зависимости от формы собственности, более того не только для заверения документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, но и для заверения своих локальных нормативных актов, приказов, писем и других документов,которые к документам государственного образца не относятся. Для заверения документов негосударственного образца, локальных актов государственным образовательным организациям необходимо было использовать другую печать или печати без изображения Государственного герба РФ, поскольку общее количество печатей у коммерческих, так и у некоммерческих организаций не ограничивалось и не ограничивается по сей день, что на практике позволяет организации иметь сколько угодно печатей, хоть на каждую разновидность документов или операций. Муниципальные и частные как уже отмечалось выше не правомочны были использовать российские гербовые печати вовсе.

Почему игнорировались нормы федерального конституционного закона? На наш взгляд, образовательные организации и контролирующие органы просто не обратили внимание на данный федеральный конституционный закон и его нормы.

Использование печати с изображением государственного герба было настолько традиционным и обыденным для школ, что их руководителям и в голову не приходило, что могут быть какие-то иные нормы, которые ограничивают использование таких печатей, либо вовсе запрещают.

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (далее – новый закон об образовании) вступивший в силу 1 сентября 2013 года аналогичной нормы как в старом законе о заверении документов государственного образца печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации не предусмотрел. Часть 2 статьи 60 нового закона об образовании звучит: «Документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Ничего об изображении Государственного герба РФ на печатях организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в новом законе об образовании не говорится.

Отсутствие такой нормы в новом законе вызвало много вопросов у руководителей образовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, таких как: «А как теперь заверять аттестаты?», «Будут ли законными аттестаты, если их заверять печатями без изображения государственного герба РФ?», «Примут ли высшие учебные заведения абитуриентов с аттестатами без печати с гербом?» и др.

В связи с возникшими вопросами об использовании или не использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях образовательных организаций после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Министерством образования и науки Российской Федерации были направлены в субъекты разъяснения в письме от 31.03.2014 г. за №08-418.

В данном письме Министерство изложило свою официальную позицию о правомочности использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность до 01 января 2016 г. печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, полученную до вступления в силу нового закона об образовании.

При формировании данной позиции Министерство ссылалось на пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Поскольку новый закон об образовании не предусматривает такого, то есть не имеет обратной силы, организации, осуществляющие образовательную деятельность, по мнению Министерства были вправе использовать печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, полученную до вступления в силу Федерального закона. Необходимо отметить, что Министерство образования и науки РФ не упоминает в данном письме нормы Федерального конституционного закона «О государственном гербе РФ» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Министерство образования и науки Чеченской Республики в отличие от федерального Министерства изложило иную точку зрения в своих письмах касательно возникших вопросов. Министерство образования и науки ЧР в письме от 15.05.2014 г.

№1456/08од рекомендовало муниципальным общеобразовательным организациям, расположенным на территории Чеченской Республики, использовать в своей работе печати без изображения Государственного герба Российской Федерации, поскольку Федеральный конституционный закон «О государственном гербе РФ» не разрешает использовать муниципальным образовательным организациям такие печати и нарушение порядка официального использования Государственного герба РФ согласно статье 17.10 КоАП РФ влечет наложениеадминистративного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

На наш взгляд, позиция Министерства образования и науки ЧР была более предпочтительной для образовательных организаций, поскольку норм обязывающих образовательные организации использовать гербовую печать на тот момент не было, а запрещающие нормы Министерство образования и науки РФ не учло.

Органы прокуратуры могли обоснованно не согласиться с позицией Министерства образования и науки РФ, тем более письмо не является нормативно-правовым документом.

Учитывая возможные большие административные штрафы муниципальным образовательным организациям было логичнее и безопаснее не использовать гербовую печать.

В дополнение к письму от 15.05.2014 г. № 1456/08од Министерство образования и науки ЧР рекомендовало муниципальным образовательным организациям использовать на печатях изображение Государственного герба Чеченской Республики. Согласно части 3 статьи 6 Закона Чеченской Республики от 3 июня 2008 г.

№23-рз «О государственном гербе Чеченской Республики» муниципальные учреждения вправе использовать печати с изображением Государственного герба Чеченской Республики.

Таким образом, аттестаты выпускников общеобразовательных организаций Чеченской Республики 2014 года в основном были заверены печатью с изображением Государственного герба Чеченской Республики.

К сожалению, у выпускников общеобразовательных организаций ЧР 2014 года возникли определенные проблемы при поступлении в Высшие учебные заведения, расположенные на территории других субъектов РФ.

В сознании работников системы образования настолько устоялось мнение, что аттестаты должны заверяться обязательно печатями с изображением Государственного герба РФ, что некоторые Высшие учебные заведения начали незаконно отказывать выпускникам ЧР о приеме документов для поступления.

Тем более другие субъекты РФ продолжали заверять аттестаты печатями с изображением Государственного герба РФ.

Какие письма нужно заверять печатью

Заверять документы об образовании гербовой печатью теперь необязательно — юридические советы

Вопрос о том, нужна ли печать на письмах и, если да, то то какие письма нужно заверять печатью, в практике работы возникает довольно часто. Его решение осложняется еще и тем, что в законе по этому поводу никаких четких указаний нет. В статье мы постарались дать полный ответ на эти вопросы, руководствуясь целесообразностью и здравым смыслом.

Для чего ставится печать на письме или другом документе

Прежде, чем выяснять вопрос, нужна ли печать на письмах,сначала необходимо уяснить, что она собой представляет. Это специальное приспособление с плоским основанием, выполненным из твердой резины. На слое резины вырезано зеркальное изображение оттиска печати предприятия или организации.

Если этот слой покрыть специальным красящим веществом и прижать печать к листу бумаги, на нем появится ее точное отображение.

Такие клише печатей  являются, в некоторыхслучаях, обязательными реквизитами документов и ставятся на подпись лица, подписавшего документ, с целью подтверждения подлинности этой подписи и документа в целом.

Обратите внимание: Основные технические требования и описания формы и размеров печатей, а также правила размещения на них текста приведены в ГОСТ Р 51511-2001 «Печати с воспроизведением герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования», утвержденном постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2001 г. No 573-ст.

Требования на уровне государственных, установлены только в отношении тех печатей, на которых имеется изображение герба РФ и, в том числе, гербов субъектов Федерации, муниципальных и сельских образований.

В отношении печатей коммерческих структур таких общих для исполнения регламентов не существует.

Поэтому если предприятие активно использует печать на исходящих письмах и других деловых документах для заверения подписей, целесообразно разработать локальный нормативный акт, которым будут регламентироваться такие вопросы, как:

  • какие типы печатей используются в организации;
  • порядок и правила использования оттисков разного типа печатей;
  • как они хранятся и кто отвечает за их сохранность;
  • порядок обновления печатей и их утилизации и т.д.  

Какую ставят печать на письмах и документах

С учетом положений ГОСТ Р 51511-2001, все печать можно подразделить на три типа:

К гербовым относятся все печати, на которых изображен герб Российской Федерации. Такие клише могут использовать только органы государственной власти, а также организации и учреждения, имеющие статус государственных или имеющие полномочия представлять государство. Государственные полномочия, например, имеют частные нотариальные конторы.

Приравненная к гербовой печать на письме может стоять в том случае, когда его отправителем является коммерческая организация.

На оттисках таких клише модно увидеть фирменный логотип компании, ее эмблему или просто название. Если у частного предпринимателя имеется своя печать, она также имеет статус приравненной к гербовой.

В этом случае вместо наименования предприятия по ее центру расположены фамилия, имя и отчество бизнесмена.

Гербовые и приравненные к ним печати на письмах и документах обязательно должны иметь круглую форму и содержать такие реквизиты организации, компании или ИП, как:

  • индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
  • номер свидетельства о государственной регистрации.

Обратите внимание: Недавно правительство инициировало принятие закона, которым отменяется обязательное наличие круглой, приравненной к гербовой печати, которая раньше была необходима всем юридическим лицам.

Теперь, если предприятие такое клише в своей деятельности не использует, ему есть смысл оформить подтверждающее  письмо об отсутствии печати, чтобы облегчить взаимодействие с банками и иными государственными структурами.

К простым относятся те печати, которыми пользуются отдельные структурные подразделения предприятий, а также те, что предназначены только для какого-либо одного вида документов. Их форма может быть любой — квадратной, круглой треугольной. Такие печати на официальных письмах и документах не ставятся — используют их для заверения копий, справок, пропусков и пр.

В таблице представлены некоторые виды документов и виды печатей, которые ставятся на них.

Наименование документаВид печати
Трудовые и гражданско-правовые договоры, соглашения к ним, договоры подрядаПриравненная к гербовой
Справки с места работы, в том числе о заработной плате, и характеристикиПростая печать (отдела кадров, бухгалтерии или структурного подразделения
Гарантийные и иные письма, в которых фиксируются факты, связанные с движением денежных средствПриравненная к гербовой
Локальные нормативные акты работодателяПриравненная к гербовой
Ходатайство о награждении сотрудника, грамоты и дипломыПростая печать (структурного подразделения)
Трудовые книжкиПриравненная к гербовой

Место расположения печати на письме

Печать на официальном письме является подтверждением юридической значимости этого документа. Ее наличие и расположение установлено ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Обратите внимание:

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Заверять документы об образовании гербовой печатью теперь необязательно — юридические советы

Письмо Заместителя директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Апыхтиной И.Е. № 05-2038 от 04.06.2015 г. «О документах, подтверждающих наличие образования».

Текст письма можно скачать в подразделе ПИСЬМА раздела МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ по ссылке:

http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/05_2038.pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 4 июня 2015 г. N 05-2038

О ДОКУМЕНТАХ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ НАЛИЧИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) установлены требования к образовательному уровню лиц, поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования (части 2 — 4 статьи 69 Федерального закона N 273-ФЗ):

к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование;

к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня;

к освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура).

К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Департамент обращает внимание на изменения в законодательстве Российской Федерации, связанные с принятием Федерального закона N 273-ФЗ и касающиеся документов, подтверждающих наличие образования.

До вступления в силу Федерального закона N 273-ФЗ Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон N 3266-1) (утратившим силу с 1 сентября 2013 г.

) было установлено, что образовательное учреждение или научная организация выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (далее — документы государственного образца об образовании) (пункт 2 статьи 27 Закона N 3266-1).

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации, образцы которых устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти (далее — документы установленного образца об образовании) (часть 4 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ). Наравне с документами установленного образца об образовании действуют документы государственного образца об образовании, выданные ранее.

Необходимо иметь в виду особенности заверения документов установленного образца об образовании (в отличие от заверения документов государственного образца об образовании).

Документы государственного образца об образовании заверялись печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Закона N 3266-1). Такое заверение осуществлялось вне зависимости от организационно-правовой формы организации, которая выдавала эти документы.

В настоящее время данная правовая норма не действует, и Федеральный закон N 273-ФЗ не устанавливает какой-либо специальной нормы по вопросу заверения документов установленного образца об образовании.

В связи с этим документы установленного образца об образовании заверяются печатью организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — организация), в соответствии с общими законодательными нормами.

Необходимо иметь в виду, что законодательством Российской Федерации установлены нормы, регулирующие изображение Государственного герба Российской Федерации на печатях различных юридических лиц. Так, согласно статье 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г.

N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (далее — Федеральный конституционный закон) Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Помещение Государственного герба Российской Федерации на печатях муниципальных и частных организаций не предусмотрено. В соответствии с этим после вступления в силу Федерального закона N 273-ФЗ у муниципальной или частной организации нет оснований заказать изготовление печати с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Таким образом, если муниципальная или частная организация после вступления в силу Федерального закона N 273-ФЗ осуществляет заказ изготовления печати (в том числе в порядке замены печати, например, в связи с изменением наименования), то печать изготавливается без изображения Государственного герба Российской Федерации, что соответствует положениям Федерального конституционного закона.

Вместе с тем, если муниципальная или частная организация имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, изготовленную до вступления в силу Федерального закона N 273-ФЗ (на основании нормы, установленной пунктом 2 статьи 27 Закона N 3266-1), такая организация вправе использовать указанную печать для заверения документов установленного образца об образовании.

В соответствии с этим муниципальные и частные организации могут заверять документы установленного образца об образовании печатью без Государственного герба Российской Федерации или печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, полученной до вступления в силу Федерального закона N 273-ФЗ.

Таким образом, если абитуриент, поступающий на обучение по образовательным программам высшего образования, представляет документ установленного образца об образовании, то указанный документ может быть заверен печатью без Государственного герба Российской Федерации либо печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. Отнесение представленного документа к документам установленного образца об образовании осуществляется на основании бланка документа, который должен соответствовать установленному образцу.

Образцы документов об образовании установлены:

аттестата о среднем общем образовании — приказом Минобрнауки России от 27 августа 2013 г. N 989;

диплома о среднем профессиональном образовании — приказом Минобрнауки России от 4 июля 2013 г. N 531;

диплома бакалавра, диплома специалиста, диплома магистра, диплома об окончании аспирантуры, диплома об окончании адъюнктуры — приказом Минобрнауки России от 1 октября 2013 г. N 1100;

диплома об окончании ассистентуры-стажировки — приказом Минкультуры России от 19 августа 2013 г. N 1191;

диплома об окончании ординатуры — приказом Минздрава России от 6 сентября 2013 г. N 634н.

Заместитель директора Департамента

И.Е.АПЫХТИНА