Кабмин разрешил госзаказчикам скрывать сведения о поставщиках по контрактам — юридические советы

Содержание

Заключение и исполнение государственного контракта по 44 ФЗ

Кабмин разрешил госзаказчикам скрывать сведения о поставщиках по контрактам — юридические советы

Кабмин разрешил госзаказчикам скрывать сведения о поставщиках по контрактам — юридические советы

В Российской Федерации правовой нормой, регулирующей закупки для государственных нужд, является Федеральный Закон №44. Заключение контракта по 44-ФЗ — результат аукциона, конкурса, запроса котировок или предложений.

Порядок заключения госконтракта 44-ФЗ

Для начала стоит определиться с понятием Государственного контракта — это договор, который заключается между заказчиком от имени государства или муниципалитета (в лице государственного или муниципального органа) и поставщиком услуг, товаров или работ. 

Детей начнут обучать безопасному пользованию интернетом — юридические советы

Его предметом выступает оказание услуг, поставка товара или выполнение работ в целях обеспечения государственных нужд.

Согласно 44-ФЗ заказчиками имеют право выступать организации, соответствующие ряду правил:

  1. Если организация, проводит закупок в год больше, чем на 100 млн. руб., то в штате должна быть специальная контрактная служба. Данные специалисты отвечают за участие в торгах и составление извещений.

  2. Необходимо планировать закупочную деятельность. Планы составляются на три года и публикуются в открытом доступе в ЕИС.

Риски госзаказа

Также, есть ряд правил для электронного аукциона и подписания контракта по его итогам, которые вступили в силу с принятием ФЗ-44.

Это антидемпинговая политика, она заключается в подтверждении добросовестности поставщика, который в ходе торгов предложил цену ниже, чем на 25%.

В этом случае поставщик обязан предоставить обеспечение исполнения договора в полтора раза превышающее установленное извещением и документацией заказчика, а в случае, если НМЦК не превышает 15 миллионов рублей, то добросовестность поставщика можно подтвердить не менее, чем тремя исполненными контрактами, один из которых должен быть по стоимости равен или более 20% от цены, которую предложил участник.

Процесс исполнения договора, также связан с рисками и, согласно закону, могут быть приняты санкции, как в отношении исполнителя, так и заказчика.

При заключении контракта важно учесть тот факт, что его цена устанавливается на весь срок изначально и в дальнейшем изменению не подлежит.

Основной объем госконтрактов заключается на уровне субъектов Российской Федерации, а основными заказчиками выступают органы госвласти. 

Самым популярным и востребованным из всех видов закупок является электронный аукцион, в 2016 году его доля составила почти 57% от всего объема заключенных контрактов.

Сроки заключения контракта по 44 ФЗ по аукциону

Срок подписания контракта по 44-ФЗ зависит от того, в какой именно форме проводилась закупка. Ниже, приведена таблица, в которой отмечены сроки подписания договора исполнителем. Стоит отметить, что заказчик всегда подписывает договор со своей стороны в последнюю очередь, после подрядчика.

Исполнение государственного контракта

Одно из условий заключения контракта по 44-ФЗ по аукциону — это предоставление заказчику обеспечения исполнения.

Как правило, это 10-30% от НМЦК. В этой роли может выступать денежные средства в сумме, указанной в договоре, или наиболее распространенный вариант — банковская гарантия. Ее выгода состоит в том, что исполнителю не требуется изымать необходимую сумму денежных средств из оборота для доказательства своей благонадежности.

Для обеспечения контракта по 44-ФЗ принимается документ только тех банков, которые занесены в Реестр банков Минфина, имеющих лицензию на выписку банковских гарантий.

Стоимость гарантии Вы можете рассчитать уже сейчас:

★ Онлайн калькулятор банковской гарантии

[калькулятор банковской гарантии]

Ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе» устанавливает, что каждому госонтракту должен присваиваться идентификатор.

Только после этого сведения о госконтракте включаются в реестр.

Идентификатор контракта представляет собой 25-значный код, каждый блок которого отображает определенную информацию:

  1. идентификационный код госзаказчика;
  2. способ определения поставщика, по результат которого был подписан контракт;
  3. дата начала и окончания действия контракта.
  4. непосредственно порядковый номер госконтракта, в соответствии с внутренней нумерацией каждого госзаказчика.

В соответствии с вышесказанным – ИГК является уникальным и не может быть присвоен другому контракту заказчика.

Идентификатор государственного контракта присваивается не только контрактам в сфере гособоронзаказа, но и в госзакупках других отраслей.

Порядок присвоения ИГК договорам, заключенным не в сфере ГОЗ подробно изложен в статье 5 части 2 415-ФЗ.

Идентификатор государственного контракта в счетах фактурах

С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения ст. 169 Налогового Кодекса РФ.

НК РФ предписывает изменить список заполняемых полей в счетах-фактурах. Одним из нововведений формы стало поле, где необходимо указывать идентификатор госконтракта при его наличии.

Изменения коснулись и корректировочного счета-фактуры.

Образец формы счет-фактуры 2017

Можно сказать, что принимать участие в конкурсах и аукционах на право заключения и исполнения госконтракта очень ответственное и непросто дело. Чтобы подписание договора прошло без проблем, предлагаем вам воспользоваться услугами компании РусТендер. Наши специалисты не первый год работают с торгами по 44-ФЗ и помогут даже в самых сложных и спорных вопросах.

© ООО МКК «РусТендер» 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Идентификатор государственного контракта, договора, соглашения — что это

Кабмин разрешил госзаказчикам скрывать сведения о поставщиках по контрактам — юридические советы

Согласно статьи 6.1 44-ФЗ каждому договору, заключенному в рамках указанного закона, присваивается идентификатор. В нем зашифровываются основные сведения о контракте. Чтобы соблюсти все требования законодательства заказчикам необходимо знать особенности составления и использования идентификатора.

Определение

Идентификатор государственного контракта (ИГК) — это специальный код, который присваивается каждому договору, заключенному по нормам 44-ФЗ. Обязательство по его формированию было наложено на заказчиков с июля 2017 года. В нем должно быть двадцать цифр, при помощи которых зашифровывается следующая информация:

  1. Идентификационный номер заказчика.
  2. Способ, которым проводилось определение поставщика.
  3. Год оформления договорных обязательств.
  4. Год окончания периода действия контракта.
  5. Порядковый номер документа, который присваивается по правилам сквозной нумерации всех контрактов, оформленных в пределах текущего календарного года.

ИГК уникален. Такой же код не может быть присвоен никакому другому документу. Это нововведение призвано облегчить контроль за расходованием бюджетных средств.

Идентификатор в обязательном порядке указывается перед номером документа, подтверждающего приемку товара, а также во всех платежных и расчетных документах.

Исключением из этого правила служат только контракты, содержащие в себе сведения о государственной тайне. Найти его поставщик может в тексте контракта.

Пример формирования — где взять идентификатор госконтракта

ИГК формируется из 20 цифр, под каждой из которых зашифрована конкретная информация. Структуру идентификатора рассмотрим на примере:

  1. Первые две цифры – год заключения контракта. Предположим, что он завизирован в 2017 году, следовательно, первые цифры 1 и 7.
  2. Затем идут две цифры, обозначающие год исполнения контракта. В случае, если договорные обязательства будут действовать до 2018 года – второй и третьей цифрой становятся 1 и 8 соответственно.
  3. Следующие три цифры – уникальный номер самого заказчика. Предположим, что закупки проводит Министерство обороны РФ, имеющее код 187. Тогда в идентификатор войдут цифры 1,8 и 7.
  4. После этого указывается код способа определения поставщика. При покупке товаров у единственного поставщика  — 3.
  5. Далее идут четыре цифры, обозначающие порядковый номер договора. Если речь идет о первом контракте в текущем году, следовательно, в идентификатор должны попасть цифры 0, 0, 0 и 1.
  6. Следующая цифра несет в себе код вида цены. Она может быть фиксированной, уточняемой или возмещающей издержки. Для примера выберем уточняемую цену, которая имеет код  1.
  7. Назначение остальных цифр заказчик может определять самостоятельно. Если они не должны нести в себе никакой информации, то выставляются нулевые значения.

Отображение ИГК в счет-фактуре

Согласно 56-ФЗ от 03.04.2017 г. в налоговый Кодекс РФ были внесены изменения, затрагивающие правила оформления счет-фактур для государственных контрактов. Отныне в статье 169 НК России приведен исчерпывающий список всех пунктов, которые включаются в счет-фактуру. Внесение в этот документ ИГК стало обязательным для всех заказчиков. 

Корректировки коснулись всех типов счетов-фактур, которые оформляются при исполнении обязательств в рамках госконтрактов. К ним относят:

  • Обычные, выдаваемые при проведении реализации товаров или услуг.
  • Авансовые. Те, которые выдаются при предоставлении заказчиком предоплаты за поставляемые товары или оказываемые услуги.
  • Корректировочные. Они выставляются при внесении коррективов в стоимость отпущенных товаров или оказанных услуг. 

Такое нововведение позволит проводить дополнительный контроль взаимоотношений между заказчиком и поставщиком. Форма счет-фактуры изменилась с начала июля 2017 года.

 В нее была внесена дополнительная строка «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)». Она имеет номер 8 и расположена сразу под обозначением валюты.

Аналогичные изменения коснутся и универсального передаточного документа. В него также добавлена соответствующая строка для отражения ИГК. 

Указывать ИГК в счет-фактуре обязаны все организации, которые проводят закупки на средства федерального бюджета. К ним относят:

  • Организации, поставляющие товары и услуги по государственным контрактам.
  • Организации, заключающие договора на предоставление субсидий из федерального бюджета для взноса в уставный капитал.  

Для остальных компаний заполнение этого поля не требуется.

поле для указания идентификатора в 1С

Особенности работы со спецсчетами

Согласно 275-ФЗ все заказчики, которые проводят закупки в рамках оборонных заказов обязаны открывать отдельные банковские счета для реализации сделок. Такие счета были названы специальными. В связи с последними нововведениями расходовать с них деньги можно только в том случае, если в платежном поручении указан идентификатор государственного контракта. 

Банковское сопровождение сделок по оборонным заказам доверено исключительно уполномоченным банкам. Они обязаны получить специальную лицензию на проведение работ, касающихся государственной тайны. На сегодняшний день в список финансовых организаций, допущенных к такой работе, входят девять крупнейших банков.

Составление идентификатора государственного контракта должно усилить контроль за расходованием средств бюджета. Поэтому всем потенциальным поставщикам необходимо проконтролировать переход на новую форму счетов-фактур. Документы старого образца с июля 2017 года не принимаются.

Тендеры, бюджеты, согласования: советы по работе с госзаказами от подрядчика МИД, МЧС и МВД

Кабмин разрешил госзаказчикам скрывать сведения о поставщиках по контрактам — юридические советы

Генеральный директор «Сайтсофт» Антон Довбня написал колонку для vc.ru, где на основе своего опыта работы с МИД, СК, ФСБ и МЧС рассказал, какие существуют особенности, риски и выгоды в работе с госструктурами.

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Антон Довбня

Госзаказы идут только через тендеры с жесткой регламентацией и высокими рисками

Работа с государственными заказчиками строго регламентирована федеральным законодательством. Заключение контракта возможно только после победы в публичной тендерной процедуре, где участие может принять любой желающий.

При этом, если участник тендера подал заявку, то он уже не может отказаться от заключения контракта, так как в случае уклонения попадет в реестр недобросовестных поставщиков, а также потеряет обеспечительный платеж, внесенный при подаче заявки на расчетный счет заказчика — обычно это 5% от стоимости контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков с сайта Федеральной антимонопольной службы

Чтобы заключить контракт, недостаточно просто победить в тендере, нужно еще предоставить обеспечение исполнения контракта — как правило, это 30% от стоимости контракта.

В случае, если исполнитель не выполняет свои обязательства перед заказчиком, заказчик штрафует исполнителя на сумму обеспечения и расторгает контракт.

При этом исполнитель попадает в реестр недобросовестных поставщиков и больше не может работать с госзаказами.

Обеспечение вносится либо деньгами на расчетный счет заказчика, либо банковской гарантией.

Банковская гарантия представляет собой обязательство банка по первому требованию выплатить заказчику обеспечение исполнения контракта вместо исполнителя, причем эта сумма взыскивается банком с исполнителя.

Оформление банковской гарантии, разумеется, платная услуга, что-то вроде кредита, которую предоставляют далеко не всем.

Список банков, которые имеют право выдавать подобные гарантии, строго ограничен и обновляется ежемесячно. Сегодня, когда количество банков уменьшается с каждым месяцем, возникает риск, что у банка, выдавшего банковскую гарантию, отзовут лицензию. В таком случае исполнитель будет обязан предоставить замену обеспечения исполнения государственного контракта.

Особенность процедуры получения банковских гарантий в том, что это трудоемкий и сложно контролируемый процесс. В нем очень многое зависит от банка и его служащих, поэтому замену гарантии, скорее всего, нужно будет осуществлять деньгами, а это может обернуться заморозкой на счетах десятков миллионов рублей (в зависимости от сроков исполнения контрактов и условий по гарантийной поддержке).

В связи с этим при работе с банками необходимо проводить митигацию рисков и не «складывать все яйца в одну корзину», а в качестве партнеров выбирать банки первого эшелона. Нельзя забывать, что работа с государственными заказчиками строго регламентирована по срокам, критериям завершения работы, условиям оплаты.

Все вышесказанное требует от исполнителя государственного контракта тщательной подготовки и анализа, которые проводятся перед началом непосредственного выполнения проекта. К тому же необходимо быть готовым к тому, что вы потратите значительное время и ресурсы на подготовку к участию в тендере без гарантии получения заказа.

Большой объем документов

Помимо согласования решений взаимодействие с госучреждениями подразумевает большое количество документации — рабочей, эксплуатационной, отчетной, к которой существуют требования по содержимому и оформлению.

Заявка на участие в тендере

Жесткое регулирование

Необходимо соблюдение требований законодательства и стандартов. Жесткое регулирование оказывает негативный эффект на адаптивность и функциональность сайтов и приложений госструктур, существенно снижая спектр технологий, которые могут быть использованы.

Многие организации госсектора делают свой выбор в пользу того или иного продукта не в силу его функциональности, сертифицированности, удобства в работе или даже цены, а в силу привычки, консерватизма, не принимая во внимание развитие информационных технологий, появление новых видов угроз и тому подобное.

Оплата по итогам работы

Большинство контрактов идут без авансирования и оплачиваются после подписания актов выполненных работ. Многие говорят, что госкорпорации задерживают оплаты. Лично мы еще не сталкивались с ситуацией, когда нам не платили из-за проблем с доведением средств из бюджета.

В прошлом году нам «повезло» заключить контракт на разработку сайта Министерства по делам Крыма как раз накануне его упразднения. Но всё было по-честному: у нас приняли часть работ, которую мы успели выполнить и перечислили оплату.

Тем не менее, в практике был один совсем экстремальный случай. Мы выиграли конкурс, контракт был подписан, но заказчик сам же нарушил его условия: был предусмотрен аванс, но он не выплачивался. Потом заказчик отказался принимать работы, поэтому мы пошли в арбитраж. Выиграли суд первой инстанции — заказчик подал апелляцию, затем кассацию.

Процесс длился два года, но в итоге закончился в нашу пользу, и свои деньги мы получили. Это нас многому научило: все результаты работ должны передаваться заказчику четко в соответствии с условиями контракта, все действия по передаче должны иметь подтверждение на бумаге. Тогда, в случае каких-либо спорных ситуаций, позиция будет более сильная.

Госзаказчики смотрят, прежде всего, на безопасность

Существенное отличие госструктур от коммерческих заказчиков кроется также в вопросе информационной безопасности. Здесь угрозы и, соответственно, средства борьбы с ними более серьезны, и этому вопросу уделяется максимальное внимание.

К государственным ресурсам, по сравнению с ресурсами обычных компаний, предъявляются большие требования со стороны таких регуляторов, как ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю — прим. ред) и ФСБ России. К таким требованиям, например, относится обязательная аттестация информационных систем по требованиям защиты информации.

Решение социально-значимых задач федерального масштаба

Да, выполнение заказной разработки программного обеспечения для госсектора отличается ограниченным количеством потенциальных заказчиков, но при этом вам предоставляется возможность участия в реализации масштабных социально-значимых задач, результат выполнения которых оценивается на федеральном уровне. Можно отметить, что государственные заказчики, несмотря на строгие условия исполнения контрактов, всегда выполняют взятые на себя обязательства.

Например, мы делали мобильное приложение для Федеральной службы судебных приставов России. С его помощью сегодня каждый гражданин может очень просто и быстро проверить наличие возбужденных исполнительных производств. Такая же возможность реализована и для юридических лиц.

Существует возможность подписаться на уведомления — тогда, после регистрации (для которой требуется ввести ФИО, регион проживания и дату рождения), пользователь будет получать сведения о новых задолженностях.

Как показывает практика, люди не всегда знают о наличии задолженностей. В процессе тестирования наши сотрудники, разумеется, вводили информацию о себе и своих знакомых, и иногда оказывалось, что у них есть задолженность. Если вы не хотите проблем при выезде за рубеж, советуем использовать это приложение.

В прошлом году состоялось большое обновление, расширившее возможности приложения. Появилась возможность погашения задолженности. Пользователь может выбрать способ оплаты и решить проблему, что называется, «не отходя от кассы».

Важно, что в работе нам приходится обеспечивать как безопасность персональных данных, так и правила доступа к предоставляемым данным. Например, были попытки третьих лиц получать данные не установленным в приложении способом (по конкретному должнику), а сразу массивом данных по большому количеству задолженностей. Конечно, такие действия были пресечены.

На текущий момент (декабрь 2016 года) количество установок приложения составляет более 1,6 миллионов в сумме для трех платформ (iOS, Android, Windows Phone). Подробнее о проекте можно посмотреть здесь.

Другая наша мобильная разработка для государственного заказчика — мобильное приложение МВД России. Оно позволяет связаться с ближайшим отделом полиции, найти своего участкового уполномоченного полиции и получить справочную информацию о деятельности органов внутренних дел РФ.

Когда в приложении нажимаешь кнопку «Быстрый вызов полиции», автоматически определяется местоположение звонящего с точностью до нескольких метров, а телефонный вызов идет в ближайшее отделение МВД России.

Мы очень много внимания и времени уделяли тестированию этой функции — от ее работы зависит оперативность реакции полиции на чей-то срочный вызов.

Нашим разработчикам даже приходилось время от времени уезжать из офиса и проверять точность определения ближайшего отделения полиции в разных точках города.

В приложении можно просмотреть информацию о ближайших подразделениях МВД России, уточнить контактные данные и информацию об участковых, отправить обращение в территориальный орган внутренних дел либо в центральный аппарат МВД России.

Нужно отметить, что в процессе работы над такими приложениями приходится решать очень много технических задач.

Конкретно в этом проекте мы столкнулись с проблемой хранения и обработки больших объемов данных (которые негативно влияют на скорость работы мобильного приложения и занимаемый им размер).

Для решения задачи мы реализовали кластеризацию объектов на карте (более 40 тысяч подразделений МВД). При этом предоставление картографических данных в мобильных приложениях — отдельная история.

Анализируем заказчиков или за какие контракты не стоит браться — статья

Кабмин разрешил госзаказчикам скрывать сведения о поставщиках по контрактам — юридические советы

Решение об участии в закупке всегда должно приниматься с учетом оценки заказчика. И здесь поможет статистика. Где же ее взять? На данный момент главным источником информации о заказчике может служить официальный сайт zakupki.gov.ru.

Здесь в открытом доступе можно найти и планы закупок, и информацию о заключенных контрактах, и сведения о проверках, о жалобах. Помогут и поисковые системы, и сервисы быстрой проверки контрагентов. Следите за общественным обсуждением крупных закупок, за результатами контрольных мероприятий, не забывайте про мониторинг, аудит.

 Все это позволяет правильно провести анализ, получить статистику, которая необходима для эффективного участия в госторгах.

Анализ открытых внутренних документов заказчика

Многие документы заказчика открыты для мониторинга. На их основании можно сделать определенные выводы о работе государственного заказчика, о его коррумпированности, о его желании работать в конкурентной среде.

  • Документ о создании и регламенте работы комиссии по осуществлению закупок. Необходим для того, чтобы понимать, как работает комиссия, может ли она запрашивать у поставщиков какие-либо дополнительные документы. 
  • Положение о закупках, первый документ с которым сразу же нужно ознакомиться в рамках Закона № 223-ФЗ по каждому заказчику.
  • Утвержденный план закупок и план-график закупок, если речь идет о Законе № 44-ФЗ.
  • Перечни закупок у СМП.
  • Реестр контрактов.
  • Информация о выявленных нарушениях законодательства о контрактной системе.
  • Отчеты заказчиков,  предусмотренные Законом № 44-ФЗ. 
  • Законность внесения изменений в контракт.
  • Наличие экспертизы результатов, предусмотренных контрактом. Напоминаем, что в рамках 44-ФЗ экспертиза обязательна и у заказчика должны быть все документы о проведении этой процедуры.

Анализ заказчика

Для чего анализировать заказчика? Возможно для того, чтобы семь раз подумать, и может быть даже не связываться… или наоборот, мобилизовать все ресурсы и победить. С чего начать:

1) Проанализировать историю закупочной деятельности конкретного заказчика.

  • посмотреть план-график. Это  поможет понять, какие закупки он проводил, какие будет проводить, соответственно, их проанализировать.
  • определить, повторяется ли предмет контракта из года в год. На основании этого можно понять, будет ли у заказчика потребность в тех товарах, которые вы предлагаете.
  • какова разница в начальной максимальной цене и цене заключенных контрактов повторяющихся товаров. Если вы видите, что снижения в торгах нет, или оно минимальное, это может означать, что заказчику конкуренция не нужна, он выстраивает свои тендеры таким образом, чтобы пришел один поставщик и без снижения выиграл этот тендер. Возможно, не стоит тратить время на такого заказчика. 

2) Разобрать ход торгов по конкретной тематике: посмотреть, какое снижение, кого отклоняли и за что, если это тендер — посмотреть его вид, чтобы быть готовым принять участие в такой закупке.

3) Посмотреть, кто из поставщиков участвовал — это поможет определить потенциальных конкурентов, можно посмотреть географию поставщиков, например, из какого они региона. Комментирует О. Бируля, автор вебинара «Как анализировать заказчиков, чтобы избежать рисков»: 

«Я много работаю с Якутией. Там в основном участвуют местные поставщики и, соответственно, конкуренция достаточно низкая. Но, несмотря на это, я не рекомендую поставщикам тут же идти участвовать в госторгах в этот регион: огромные сложности с логистикой, с компетенцией самих заказчиков. Чем дальше от Москвы, тем больше вероятность нарушения законодательства в сфере госзакупок.»

4) посмотреть количество участников в закупках заказчика. Хорошо, когда участников много — это говорит о конкуренции, о том, что есть смысл участвовать, если конечно, речь идет о высококонкурентных рынках.

5) Проанализировать нарушения:

  • некачественное заполнение документов. Например, код ОКПД не имеет достаточной детализации или код ОКПД предмета контракта не совпадает с единицами измерения этого контракта. Отсутствуют или указаны с ошибками ИНН или КПП. Не указаны телефон и имя человека, который отвечает за конкретную закупку, отсутствует регион поставки товара или «размытое» место доставки. В результате поставщик не может четко просчитать логистику и войти с конкурентной ценой. Такое нарушение может указывать на коррумпированность заказчика.
  • нарушение конкуренции. Например, указан нереально маленький срок исполнения работ: необходимо создать проект крупного здания за 5 дней. Это делается для того, чтобы выиграл свой поставщик.
  • завышение цен. Когда явно завышается стоимость товара, это признак того, что заказчик пытается ограничить круг поставщиков. При высокой НМЦК вырастают суммы, необходимые для обеспечений. Не каждый участник сможет позволить себе такие траты

Комментирует О. Бируля: «Заказчик, чтобы сформировать максимальную начальную цену контракта, отправляет запрос трем дружественным структурам, они присылают свои коммерческие предложения. И порой смотришь, а эти коммерческие предложения одинаковые.

Меняются только названия компаний и печать. Таким образом, получив три большие цены, заказчик вывешивает тендер с завышенной начальной ценой контракта.

И еще я столкнулся с тем, что заказчик постоянно увеличивает цену контракта на 10% при заключении контракта, это тоже может вызвать подозрения в недобросовестности заказчика».

6) Проанализировать, нарушал ли заказчик сроки оплаты по договорам. 

Анализ по количеству жалоб в ФАС и арбитражным делам

С чего начать:

  1. Проанализировать сколько подано жалоб на заказчика — информация открытая и находится в единой информационной системе. Если каждая закупка сопровождается огромным количеством жалоб, тендеры постоянно отменяются федеральной антимонопольной службой или в документацию вносятся изменения, а жалобы все равно продолжаются — нужно делать вывод, стоит ли участвовать в закупках такого государственного заказчика. Важно не только количество жалоб, но и то, обоснованные они или нет. Если жалобы почти все признаны обоснованными, значит у заказчика действительно имеется огромное количество нарушений.
  2. Проверить, выдавались ли предписания по результатам рассмотрения жалоб, ознакомиться с этими предписаниями. С одной стороны, это поможет сделать вывод, что к заказчику не стоит идти. Но с другой, может говорить о том, что заказчик находится под «лупой» ФАС, а значит, будет проводить честный, не коррумпированный тендер.

Анализ документации заказчика 

Можно начать анализ документации с техзадания. 

Комментирует О. Бируля: «Мы можем анализировать заказчика по техническому заданию. Этот документ призван ориентировать поставщика на поставку товара, выполнение услуги, удовлетворяющей потребностям заказчика. Сейчас ТЗ стало тем оружием, которое использует государственный заказчик, чтобы ограничить конкуренцию.

А на самом деле, техническое задание должно не воевать с конкурентами, а помогать заказчику и поставщику понять, что на самом деле требуется заказчику.

 Как чаще всего заказчики пытаются ограничить конкуренцию с помощью ТЗ? Это может быть тысячестраничный документ с расплывчатыми и непонятными требованиями, может включаться в один лот продукция, подлежащая лицензированию и не подлежащая лицензированию, могут быть указаны нереальные сроки поставок и то, что очень часто встречается — установление требований, характерных только для одного производителя. При этом заказчики не стесняются, пишут и название бренда, и характеристики подгоняют под конкретный бренд. Это говорит о том, что заказчик либо абсолютно неграмотен, либо коррумпирован. По ТЗ видно, насколько заказчику интересна конкуренция, насколько он заинтересован в том, чтобы к нему пришло большее количество поставщиков или исполнителей. И порой одного взгляда достаточно, чтобы понять — нет, в этом тендере участвовать не стоит». 

Какие еще могут быть в документации признаки недобросовестного заказчика? 

Во-первых, требование предоставить паспортные данные, сведения о месте жительства для физических лиц, сведения о номерах контактных телефонов, требования о копиях всех страниц паспорта физических лиц — все это документы, которые не предусмотрены законом.

Комментирует О. Бируля:  «Кроме того, может быть лишнее требование — предоставить оригинальные документы о полномочиях лица, подписавшего заявку. То есть, не копия доверенности, а оригинал. Либо приказ об избрании на должность. Сами понимаете, зачем просить такой приказ именно в оригинале. Справки просят только со свежей датой и не позднее недели.

Требования о подписании заявки ЭЦП, полученными только в определенном удостоверяющем центре. Лишние требования к финансовой устойчивости участника, к репутации, требования предоставить документы, которых просто не существует в природе.

Если вы видите подобные требования в документации, то вы можете писать жалобы в ФАС или же просто пропустить этот тендер».

Во-вторых, невозможность подать запрос на разъяснение. Тендер проводится быстро, например, за 2 дня, и у поставщика нет возможности что-либо выяснить.

В-третьих, в документации указаны неработающие контактные телефоны. Это практикуется очень часто — на звонок никто не отвечает, но при этом в контактах указан специалист, который может дать разъяснения по технической части.

Комментирует О. Бируля: «Еще одна ситуация, когда необходимо получить пропуск для того, чтобы, например, подать заявку.

 Вы пытаетесь получить пропуск, заявка висит 2 или 3 дня, при этом указано, что пропуск заказывается за сутки. Такая сложная процедура может указывать на то, что заказчик не заинтересован в том, чтобы вы подали свою заявку.

Я не утверждаю, что подобные требования — это точный признак коррумпированности, но это повод задуматься».

Анализ контракта заказчика

В контракте заказчика можно проанализировать:

1) Штрафные санкции. Для заказчика штрафные санкции прописаны минимально, а для поставщика — по максимуму (часто встречается в закупках по Закону № 223-ФЗ). Это тоже может быть «звоночком», на который стоит обратить внимание.

2) Условия расторжения контракта. Они могут быть указаны, а могут быть не указаны. В любом случае на это нужно обращать внимание, особенно в закупках по 223-ФЗ. 

3) В контракте могут быть размыты сроки поставки. К примеру, формулировка «доставка через сутки с момента заявки заказчика». Иногда заказчик требует личного присутствия поставщика на приемке товара.

Убедитесь, что вы понимаете, как выполнить это условие. Так как невыполнение любого условия может явиться причиной расторжения контракта.

Имеет смысл на это обратить внимание и решить для себя, стоит ли принимать участие в таком тендере.

Анализ способов закупки заказчиков

1) Заказчики, особенно в рамках Закона № 223-ФЗ, пытаются через способы закупки ограничить конкуренцию. Каким образом? Например, компания в начале года проводит квалификационный отбор: в январе, сразу после праздников, за 2 дня.

В документации указывает, что участие могут принять только организации, прошедшие этот отбор. Как правило, таких организаций не больше 2-3. В течение года проводят тендеры только с такими компаниями.

Это ограничение конкуренции в рамках закона. 

2) Заказчик проводит аукцион только в бумажной форме (это касается закупок по Закону № 223-ФЗ).

Интернет позволяет участникам в любой точке земного шара подавать заявки, принимать участие в электронном аукционе, подписывать контракт, но заказчик требует обязательного присутствия поставщика при проведении аукциона.

Это тоже может наталкивать на определенные мысли о коррумпированности. Возможно, заказчик хочет провести закупку только у одного поставщика.

Комментирует О.Бируля: «Общая статистика на сегодняшний день такова: за 4 года в рамках госзакупок размещено извещений на сумму 6,6 трлн. рублей, заключено контрактов на 5,3 трлн. рублей. Более чем на 15% вырос объем госзакупок, и этот объем будет и дальше расти. Мы видим реальную экономию больше одного триллиона рублей. По этим цифрам можно понять, насколько для страны выгодны госзакупки.

За несколько лет количество поставщиков выросло практически в 2 раза. На официальном сайте госзакупок в 2015 году было размещено более 3 млн. извещений. В сравнении с 2014 годом количество извещений выросло на 10,4%. В 2015 году было расторгнуто чуть менее полумиллиона контрактов на сумму более 1 трлн. рублей, что на треть превышает показатели 2014 года.

 Госзаказчики стали внимательнее относиться к выполнению контрактов поставщиками. Увеличился в 3 раза размер неустоек и штрафов, начисленных поставщикам за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта. Это говорит о том, что заказчик, имея определенный механизм, может расторгнуть контракт, начислить неустойку или пеню, и с успехом этим пользуется — Закон № 44-ФЗ позволяет ему это делать.

Это «звоночек» недобросовестным компаниям».

В рамках Закона 94-ФЗ у заказчиков не было механизма расторжения контракта, и им приходилось закрывать глаза на многие неправомерные действия поставщиков, например, некачественное выполнение работ, или принимать товар, который не соответствует техническому заданию.

Сейчас ситуация другая: заказчики получили механизм расторжения. Все это прописано в законе 44-ФЗ. Теперь заказчики расторгают контракты, если их что-то не устраивает при выполнении.

На это стоит обратить внимание тем компаниям, которые считают, что можно прийти в госзаказ и поставить некачественный товар, чтобы «сорвать» денег. 

Итак, мы рассмотрели почти все возможности, которые существуют для анализа заказчика, все документы, по которым можно его проанализировать. Используйте эту информацию, чтобы эффективно участвовать в торгах. Помните поговорку: «- Ты сильный, ты сможешь! — Я умный, я даже не возьмусь.» Иногда выгоднее отказаться от участия в закупке, чтобы избежать потерь времени, финансов, репутации.

Новости для заказчиков

Кабмин разрешил госзаказчикам скрывать сведения о поставщиках по контрактам — юридические советы

  • Запрет на госзакупки иностранного программного обеспечения (ПО) при наличии российских аналогов будет действовать и для сервисных платежей по уже…

  • Приказом Минфина РФ от 22 июня 2018 г. № 143н (далее — Приказ № 143н) утвержден порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства проверок в…

  • Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2018 г. № 952 в целях приведения нормативных актов о планировании в…

  • 24 августа 2018 года вступает в силу соответствующее постановление Правительства Российской Федерации, опубликованное 16.08.2018 на Официальном интернет-портале правовой информации…

  • Активисты Общероссийского народного фронта в ходе регулярного мониторинга закупок, проведенных в рамках 44-ФЗ, обнаружили контракты, заключенные в 2018 г. с организациями, находящимися…

  • Подрядчик без заключения контракта устранил последствия циклона и провел работы по зимнему содержанию автомобильных дорог. Заказчик…

  • Подрядчик просрочил строительные работы из-за продолжительных ливней. Он потребовал…
  • Участник победил в электронном аукционе на поставку лекарств, снизив НМЦК почти на 5…

  • Поправки вступили в силу и распространяются на закупки государственных и муниципальных предприятий, осуществляемые без привлечения бюджетных средств.

  • Вступили в силу поправки в Закон о контрактной системе (44-ФЗ), устраняющие субъективный подход заказчика в выборе победителя при проведении запроса предложений.

  • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций опубликовало на портале общественных обсуждений проект приказа об утверждении форм, порядка формирования и порядка представления информации о…

  • Минфин предложил расширить перечень случаев, когда можно изменить сроки выполнения работ по строительству и реконструкции. По взаимному…

  • Заказчик потребовал в документации лицензию на медицинскую деятельность, а также указал место оказания услуг. Комиссия…

  • Заказчик установил в госконтракте сроки проведения строительно-монтажных работ общей продолжительностью пять месяцев. Подрядчик…

  • Ведомство подготовило проект постановления правительства, который предусматривает запрет на…

  • Участник в составе заявки на конкурс по Закону N 223-ФЗ представил распечатку выписки из ЕГРЮЛ, подписанной…

  • Федеральный закон, вносящий соответствующие изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации вступает в силу 14 августа 2018 года.

  • Электронная подпись была только у руководителя заказчика, но его внезапно уволили. Из-за этого заказчик…

  • Госзаказчик провел экспертизу товара и не принял его, так как товар не соответствовал контракту. Поставщик…

  • Заказчик указал начало диапазона «св. 5 (3)». В ГОСТ было указано «от 5 (3)». По мнению Омского УФАС…

  • Соответствующие изменения в КоАП РФ были подписаны Президентом Российской Федерации 29 июля 2018 года.

  • Госзаказчик установил, что работы должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам, Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности, С…

  • Теперь за счет федерального бюджета будут закупаться лекарства от еще пяти редких заболеваний. Президент подписал…

  • Казначейство выпустило обзор нарушений в финансово-бюджетной сфере за второе полугодие 2017 года. В их числе и…

  • Комиссия отклонила заявку участника: наименования ряда товаров отличались от наименований в документации. Требование об их соответствии…

  • Дмитрий Медведев подписал соответствующее постановление Правительства РФ 28 июля 2018 года. Данным постановлением устанавливаются пр…

  • Правительство опубликовало в среду документ, который устанавливает требования к эксплуатации государственной информационной системы «Независимый регистратор», порядку формирования, хранения и…

  • На Официальном интернет-портале правовой информации опубликовано распоряжение Правительства Российской Федерации, определяющее единственного исполнителя авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на…

  • На портале проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа Казначейства об утверждении форм и порядка формирования потребности для осуществления централизованных закупок программного обеспечения (ПО) для…

  • В 2017 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) возбудила 423 дела по признакам нарушения 11-й статьи закона «О защите конкуренции», 85% из них – это сговоры на торгах. Такую статистику…

Новости разделов: