8 признаков воспитанности от чехова

8 признаков воспитанности от Чехова

8 признаков воспитанности от чехова

Качества воспитанного человека – это не просто мысли гениального писателя. Ведь Антон Павлович Чехов – один из самых известных драматургов в мире.

А будучи чрезвычайно одаренным человеком, он умел еще и тонко видеть душу. Как непревзойденный художник слова он был не менее гениальным психологом, с ювелирной точностью подмечая те или иные свойства, присущие каждому человеку. Чтобы это понять, следует просто прочесть любой из его рассказов.

Если вы понимаете важность развития личности, тогда наверняка с удовольствием ознакомитесь с кратким перечнем советов, которые великий драматург давал своему брату.

Все интересные факты про Антона Чехова можно прочитать в отдельной статье. Сейчас же предлагаем вам 8 признаков воспитанности от Чехова.

Обратите внимание

Мы приводим не все послание целиком, а основные выдержки из письма Антона Чехова своему старшему (на два года) брату – Николаю Чехову. Тот, будучи художником, имел много вредных привычек, которые мешали ему нормально жить и работать.

Алиса фрейндлих – уникальные факты

Таким образом, в марте 1886 года было написано письмо брату, в котором Антон Павлович выделил признаки воспитанного человека. Это весьма любопытный текст, который на протяжении всего 20 века переделывался, сокращался и видоизменялся но, так или иначе, внушался молодому поколению советских людей, как идеал воспитанности.

Признаки воспитанного человека

Вначале Антон Павлович пишет о разных вещах, заключая свое предисловие тем, что главная беда его брата – это крайняя невоспитанность, которую «ужасно трудно победить». Но все же он предлагает ему 8 условий, по которым можно определить воспитанного человека.

Приводим выдержки дословно, намерено не изменяя и не осовременивая великолепный чеховский стиль и манеру написания.

Первый признак воспитанности заключается в том, что такие люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

Воспитанные люди сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят, благодаря тому, что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку.

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

Воспитанные люди чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего.

Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

Важно

Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом человеке сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними.

Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету!», потому что всё это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.

Воспитанный человек не суетится. Этих людей не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако и т.п.

Они смеются над фразой: «Я представитель печати!», которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам. Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.

Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки. Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную.

Если воспитанные имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой. Они горды своим талантом.

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки.

Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт. Спать с бабой, дышать ей в рот, выносить ее логику, не отходить от нее ни на шаг — и всё это из-за чего!

Совет

Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, не ум, выражающийся в уменье надуть фальшивой беременностью и лгать без устали…

Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть не , а матерью…

Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Воспитанные пьют только, когда свободны, при случае, ибо им нужен здоровый дух в здоровом теле.

Заканчивает Антон Чехов письмо брату словами:

Конечно, мы привели только ключевые выдержки из письма. Но этого вполне достаточно для любознательного человека.

Из текста можно взять много полезных советов для развития личности. Надеемся, что вы сможете проверить себя на предмет соответствия чеховским признакам воспитанности.

Кроме 8 признаков воспитанности от Чехова, у нас есть много Интересных Фактов и других полезных материалов. Подписывайтесь на InteresnyeFakty.org в любой социальной сети – с нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Антон Павлович Чехов — 8 правил воспитанного человека

8 признаков воспитанности от чехова

Письмо А.Чехова своему брату Николаю, очень талантливому художнику и крепко пьющему человеку.

МОСКВА, 1886.

Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». На это даже Гёте и Ньютон не жаловались… Жаловался только Христос, но тот говорил не о своём «я», а о своём учении… Тебя отлично понимают… Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других…

Уверяю тебя, что, как брат и близкий к тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую… Все твои хорошие качества я знаю, как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества.

Обратите внимание

По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, незлопамятен, доверчив… Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант.

Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000…

Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается. Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность. Извини, пожалуйста, но veritas magis amicitiae… Дело в том, что жизнь имеет свои условия…

Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от неё, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-a-vis.

Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить её трудно, ужасно трудно.

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

Важно

5) Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным…

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… […] Воспитанные же в этом отношении не так кухонны.

Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, […] не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность […]… Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае…

Ибо им нужна mens sana in corpore sano.

И т.д. Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда…

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час… Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть… Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать… хотя бы Тургенева, которого ты не читал…”

                                                                                                             ©А.Чехов

Антон Чехов: 8 качеств воспитанного человека

8 признаков воспитанности от чехова

…Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!!» На это даже Гете и Ньютон не жаловались… Жаловался только Христос, но тот говорил не о своем «я», а о своем учении… Тебя отлично понимают… Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других …

Твой талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000… Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту все прощается.

Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе. Это — твоя крайняя невоспитанность. Извини пожалуйста, но veritas magis amicitiae…( истина выше дружбы). Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным….

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

  1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…
  2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
  3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
  4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.
  5. Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету! Я […]!..», потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…
  6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями.
  7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом.
  8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… […] Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, […] не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность […]… Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае… Ибо им нужна mens sana in corpore sano.

… Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста…

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля…

Тут дорог каждый час…

… Иди домой, разбей графин с водкой и ложись читать… хотя бы Тургенева, которого ты не читал…

Жду… Все мы ждем…

Твой А. Чехов.

Март 1886, Москва

источник

10 признаков того, что ты плохо воспитана

8 признаков воспитанности от чехова

Иногда нет-нет да подумаешь: а не устарело ли сейчас такое понятие, как воспитание? Допустим, успешной карьере звезда Instagram воспитание может стать даже помехой. Но мы не пессимисты. Мы верим в то, что вечные ценности все еще в ходу. Ведь культура поведения – это то, что делает нас людьми.

Рассказываем, по каким признакам в обществе опознают не очень воспитанных представительниц прекрасного пола.

И не только по телефону. Такая расторможенность – явный признак того, что ты не научилась себя контролировать. Не надо посвящать всех пассажиров маршрутки в перипетии ваших отношений с мамой или мужем. Сдержанность – это первый признак хорошего тона. Это касается и телефонных, и любых других разговоров в присутствии посторонних.

Совет

Воспитанный человек никогда не обращается к официанту на «ты», не кричит на горничную в отеле. Потому что он понимает, что перед ним не раб, а сотрудник, человек, выполняющий свою работу. Отличный пример из литературы: в рассказе Александра Куприна «С улицы» терпящие ежедневное унижение лакеи по выходным ходят в рестораны затем, чтобы самим унижать других лакеев.

Английский аристократ и общественный деятель Филип Честерфилд не зря сказал однажды: «Человек воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими – уважительно и непринужденно».

Все просто: воспитанный человек сначала выслушивает собеседника, потом дожидается паузы и высказывается сам. Торопиться высказать свое мнение, прерывая человека буквально на полуслове, – значит, выказывать свое явное неуважение к нему. Фраза «извини, я тебя перебью» ничего не извиняет. Извини, но ты не умеешь себя вести.

В такие минуты ты, скорее всего, думаешь, что окружающие считают тебя хорошей матерью: у тебя не забалуешь! Не обольщайся.

Тактичная и любящая мама не станет прилюдно унижать свое дитя, акцентировать внимание на его неверном поведении и вообще стараться привлечь внимание к вашей частной ситуации.

Окружающие в такие минуты искренне сочувствуют твоему ребенку, чья психика страдает от поведения мамы.

Русский писатель, этнограф и составитель словарей Владимир Даль абсолютно логично заметил по этому поводу: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника».

«Нарастить ногти и волосы – вот что тебе нужно! Я тебе порекомендую девочку, которая хорошо сделает…»

«А я бы маме сказала: давай квартиру разменивать, я на свою долю право имею!»

«Тебе бы живот подкачать – и фигура будет супер!»

Да ладно! Серьезно?! Ты правда лучше меня знаешь, как мне следует жить и в чем мое счастье? И тебя совсем не смущает, что я совершенно отдельный, другой человек, со своим особым характером, жизненным опытом, воспитанием, понятиями и даже группой крови? Так вот, совет за совет: на месте любителей давать непрошенные рекомендации я бы почаще читала произведения Антона Павловича Чехова. Он очень хорошо сказал однажды: «Умный любит учиться, дурак – учить».

«Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы». Эта гениальная фраза тоже принадлежит несомненному эксперту в вопросах воспитания Антону Чехову.

Может, не стоит на повышенных тонах зачитывать воспитательнице в детском саду или медсестре в поликлинике список их обязанностей? Они свои обязанности и сами знают, а тебе неплохо бы понять, что умение строить спокойный конструктивный диалог приносит гораздо больше бонусов в жизни, чем умение качать права.

В мире полню людей, которые могут показаться тебе слишком полными, слишком рыжими, слишком безвкусно одетыми и причесанными, слишком очкастыми, слишком многодетными и так далее, до бесконечности.

«Все книжки читает, а у самой корни не прокрашены…», «Чем трех собак заводить, лучше бы ребенка родили…» Это называется узко мыслить. И это яркий признак дурного воспитания и короткого ума.

Обратите внимание

Американская писательница Хелен Келлер очень хорошо сказала по этому поводу: «Высшим результатом образования является терпимость».

«Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой» – эта фраза Антона Чехова, сказанная одним из героев его рассказа «Дом с мезонином», лучше всего иллюстрирует то, о чем мы говорим в данном пункте.

Скажем так: есть вещи, о которых не говорят. Их все чувствуют, понимают, но не озвучивают. Например, почувствовав, что ты засиделась в гостях, не надо говорить хозяевам: «Ладно, я вам, наверное, надоела». Интересно, порадует ли такого гостя-«правдоруба» искренний и прямолинейный ответ?

И даже норовишь показать. А между прочим, тема всевозможных физических недомоганий относится к интимным. Обсудить подробности протезирования твоих зубов или аллергический зуд на пыльцу цветов можно с очень близкими людьми, например, с мамой или сестрой – они пожалеют. Остальным это совершенно не интересно.

Только законченные эгоцентристы и люди с низкой культурой так и норовят сообщить всем и каждому, как они страдают. Воспитанный человек, конечно, выслушает и, возможно, даже как-то тактично отреагирует, но вот оценишь ли ты его уровень воспитания – это вопрос.

Даже справедливой. Такое бывает с выросшими эгоистичными детьми, которых чересчур опекали родители. Избалованный ребенок так привык к похвалам, что, даже достигнув совершеннолетия, постоянно ждет неких «подарков» за символический «стишок, прочитанный с табуретки». Вот в чем главный признак плохо воспитанного человека – он считает себя центром Вселенной.

P.S.

Но все не так уж плохо. Как сказал Федор Михайлович Достоевский, «Дурак, признавший, что он дурак, уже не дурак». Если мы способны осознать пробелы в своем воспитании, значит, мы способны воспитывать себя самостоятельно. Для этого нужно лишь стараться почаще ставить себя на место других людей и задавать себе вопрос: что они чувствуют, общаясь со мной?

5 слов, которые не принято произносить в светском обществе

Какие события обсуждали в год вашего рождения

8 правил воспитанного человека от Чехова. Вы согласны?

8 признаков воспитанности от чехова

Интересно.. Как вы думаете, многое ли изменилось с тех пор? Что не актуально? Видела комментарии, что воспитанному (по Чехову) человеку ничего в современном мире не добиться.   Я с этим не согласна. Хотя и не под всем подписалась бы ))

Воспитанные люди, по  моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1)  Они уважают человеческую личность, а  потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не  бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с  кем-нибудь, они не  делают из  этого одолжения, а  уходя, не  говорят: с  вами жить нельзя! Они прощают и  шум, и  холод, и  пережаренное мясо, и  остроты, и  присутствие в  их  жилье посторонних…

2)  Они сострадательны не  к  одним только нищим и  кошкам. Они болеют душой и  от  того, чего не  увидишь простым глазом…

3)  Они уважают чужую собственность, а  потому и  платят долги.

4)  Они чистосердечны и  боятся лжи как огня. Не  лгут они даже в  пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и  опошляет в  его глазах говорящего. Они не  рисуются, держат себя на  улице так  же, как дома, не  пускают пыли в  глаза меньшей братии… Они не  болтливы и  не  лезут с  откровенностями, когда их  не  спрашивают… Из  уважения к  чужим ушам они чаще молчат.

5)  Они не  уничтожают себя с  той целью, чтобы вызвать в  другом сочувствие и  помощь. Они не  играют на  струнах чужих душ, чтоб в  ответ им  вздыхали и  нянчились с  ними. Они не  говорят: меня не  понимают!..

6)  Они не  суетны. Их  не  занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со  знаменитостями, восторг встречного в  Salon’e, известность по  портерным…

7)  Если они имеют в  себе талант, то  уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…

8)   Они воспитывают в  себе эстетику. Они не  могут уснуть в  одежде, видеть на  стене щели с  клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по  оплёванному полу, питаться из  керосинки. Они стараются возможно укротить и  облагородить половой инстинкт… […] Воспитанные  же в  этом отношении не  так кухонны.

Им  нужны от  женщины не  постель, не  лошадиный пот, […] не  ум, выражающийся в  умении надуть фальшивой беременностью и  лгать без устали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность […]… Они не  трескают походя водку, не  нюхают шкафов, ибо они знают, что они не  свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае…

Ибо им  нужна mens sana in  corpore sano.

И  т.д. Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться и  не  стоять ниже уровня среды, в  которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и  вызубрить монолог из  Фауста. Недостаточно сесть на  извозчика и  поехать на  Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда…

Тут нужны беспрерывный дневной и  ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час… Поездки на  Якиманку и  обратно не  помогут. Надо смело плюнуть и  резко рвануть… Иди к  нам, разбей графин с  водкой и  ложись читать… хотя  бы Тургенева, которого ты  не  читал…

(из письма брату)

Хорошие манеры: все ли признаки на месте?

8 признаков воспитанности от чехова

По каким характерным чертам можно определить воспитанного человека? Как вы думаете? Таких качеств четыре, и только в том случае, если они встречаются в совокупности, мы сможем говорить о воспитанности.

  • Собственное достоинство. Ставлю этот признак на первое место, поскольку считаю его наиболее важным. Мы уважаем не просто самих себя, а Образ и Подобие по которому сотворены. А это, уже совсем другой расклад вещей.
  • Уважение к чужой личности. Второе место без вариантов. Уважая Образ и Подобие в себе, мы не можем не уважать его в других людях. Априори. Просто потому что Образ есть в каждом из нас. В каждом…
  • Культура речи. О важности этого пункта я скажу словами персидского поэта – моралиста Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».
  • Внешний вид. И не смотря на то, что «встречают по одежке» и это горькая правда жизни, отвожу этому критерию последнее место. Поскольку конфеты под красивыми упаковками бывают и сгнившими.

Между тем, одинаково важны все пункты. Почему? Вот случай из жизни: я знаю одну молодую женщину. За плечами два высших образования с отличием. Порядочная. С невероятно широким кругозором и живым умом. Общаться с ней – сплошное удовольствие интеллектуала. Прекрасная жена. Манеры безупречны, за исключением одного пункта.

Мне пришлось достаточно долго привыкать к той самой «обертке» и ее содержанию. Представьте теперь перед собой участницу проекта «Дом 2». Длинные перигидрольные волосы, всегда яркий макияж, длинны (часто красные) ногти, высоченные каблуки, короткие юбки. Вот так и живут два этих полярных круга в одном человеке.

И при этом она искренне не понимает, почему на улицах Европы ей вслед свистят или даже пытаются схватить за руку.

Начнем с собственного достоинства. В словаре С. И. Ожегова находим определение: «Достоинство — совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе». Словосочетание «высоких – моральных качеств» выделим особо.

К этому вопросу относится обширная тема в психологии о границах в общении. Здесь и физические границы, когда мы, охраняя их, не подпускаем слишком близко к своему телу посторонних людей.

Нарушают их, например, бесцеремонные дамочки, которые увидевшись с вами второй раз за сто лет, хватают за локоть и начинают рассказывать о подробностях своего жития – бытия. Это и бабушки – соседки, которые так любвеобильно щупают всех подряд младенчиков.

Важно

Это и бесцеремонные коллеги – мужчины, которым нравится слегка приобнять за талию симпатичных сотрудниц. Ни в коем случае, никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя вторгаться в интимную зону человека (равняется 35 см), если он не близкий друг или родственник.

Разве что в случае, когда человек находится в опасности и ему необходима помощь, да в местах большого скопления народа (пример – метро/автобусы и т.д.).

Поэтому смело и без угрызений совести не позволяйте посторонним людям фамильярничать.

Далее идут эмоциональные границы, которые проводят черту между нашими чувствами и чувствами окружающих.
Это и умение не сажать людей себе на шею и умение вовремя сказать «нет». И умение защищаться от хамства. Но в большинстве случаев, мы боимся это делать. И зачастую от излишней скромности.

Сплошь и рядом возникают ситуации, когда мы в расстроенных чувствах вопрошаем – почему, ну почему человек настолько бесцеремонен? Почему знакомая, которая зарабатывает чуть больше, позволяет себе непрекращающееся хвастовство? Почему свекрови язвительными репликами не дают прохода своим невесткам?

И если от посторонних мы можем скрыться после окончания рабочего дня, то вот от родственников уже не получается. Мы пытаемся спрятаться, залечь на дно или наоборот – объяснить, помириться. Но далеко не каждый раз эти попытки успешны. Однажды в учебнике по своей специальности я обнаружила прекрасное объяснение причинам возникновения хамства и ответ на вопрос «Почему?».

Итак, немного теории: существует один простой закон и заключается он в следующем: от уровня нравственной культуры человека зависит его культура общения. Чем выше уровень нравственной культуры, тем выше культура общения. И наоборот. Низкий нравственный уровень человека порождает дефекты в общении:

  1. Нравственный вакуум – человек или не знает необходимых для общения норм и принципов поведения или попадает в ситуацию, когда его знания утрачивают смысл и «не работают» в новых условиях.
  2. Отсутствие нравственной инициативы – человек занимает выжидательную позицию, ждет от другого заботы и внимания и только потом отвечает на них.
  3. Нравственный камуфляж – стремление произвести хорошее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравственной культуры.
  4. Нравственный анахронизм – человек руководствуется отжившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям окружающих и требованиям современной морали.
  5. Нравственная регрессия – упрощение нравов, потеря достигнутого уровня в общении, сопровождающиеся неуважением к традициям, пренебрежением к опыту и заслуженным авторитетам, нежеланием давать оценку собственным поступкам, замечать, что они затрагивают интересы других людей.
  6. Нравственная глухота – неумение и нежелание слышать.
  7. Нравственный примитивизм – сделка с собственной совестью во имя личного интереса. Например, он проявляется в оправдании собственных недостатков, кичливости, чванстве своими заслугами, отстаивании прав на собственную исключительность и привилегии.
  8. Нравственная нетерпимость характерна для авторитарного одномерного мышления, признающего единственную («свою») истину и правоту. Сопровождается подозрительностью, враждебным отношением к инакомыслию: политическому, идеологическому, культурному, религиозному.

Эти дефекты влекут за собой барьеры в общении, более мелкие, но не менее важные.
Морально-психологические «барьеры» общения:

  1. Барьер страдания — это и желание побыть в одиночестве («оставьте меня в покое»), и эгоизм (жаль себя), и зависть к чужой радости, и даже агрессивность.
  2. Барьер гнева — возникает от обиды, неудовлетворенности, несправедливости. В этой ситуации человек часто «зацикливается» на первопричине своего гнева, ни о чем другом не может и не хочет говорить.
  3. Барьер страха — может быть вызван разными причинами: страх ребенка перед наказанием, страх добросовестного работника перед невыполнением порученного задания; страх консерватора перед изменениями; страх лентяя перед работой и т.д.
  4. Барьер стыда и вины — образуется при отрицательной самооценке своих действий по отношению к другому или при «неправильной» критике со стороны другого. Стыд — «своего рода гнев, обращенный вовнутрь», заставляет человека уйти в себя, «самоугрызаться» или «самооправдываться». В любом случае общение затруднено.
  5. Барьер установки — негативное восприятие кого-либо или чего-либо на основе предшествующего знания или предубеждения. Отрицательная установка становится препятствием для непредвзятого доброжелательного отношения к другому человеку.
  6. Барьер презрения – как правило, это результат воспитания или идеологических установок, связанный господствующими в обществе ценностями и идеалами. Часто возникает на базе предрассудков, бытующих в обществе.
  7. Барьер отвращения, брезгливости — связан с психофизиологическими особенностями поведения людей: неприятными манерами, отталкивающими привычками, нарушением правил личной гигиены, несоблюдением «дистанции в общении».
  8. Барьер настроения — может включать в себя все предыдущие, быть разной степени тяжести, иметь различные причины: межличностные конфликты, ссоры, нежелание пойти навстречу другому, обиды друг на друга, несбывшиеся ожидания, обманутые надежды, отказ в чем-то, на что рассчитывал.
  9. Барьер речи — двойной барьер: это одновременно барьер «говорения» и барьер «слушания». Первый проявляется в низком уровне культуры речи: недостаточный запас слов; невнятная, монотонная речь; дефекты дикции. Отталкивающий (высокомерный, амбициозный) тон; отсутствие чувства юмора; незнание речевого этикета. Второй барьер правильнее было бы назвать «барьером неслышания», потому что препятствием к общению здесь выступает именно неумение слушать и слышать другого.

Теперь ответ: единственный человек, которого мы можем перевоспитать – это … мы. Остальные своей нравственной культурой пусть занимаются сами. Изучите внимательно эти два списка. И пользуйтесь ими ежедневно.

Определяйте дефекты и барьеры, с которыми сталкиваетесь. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6).

Продолжение следует…

Антон Павлович Чехов: 8 качеств воспитанного человека

8 признаков воспитанности от чехова

В 1886 году Антон Павлович Чехов написал письмо своему брату Николаю. Тот был хоть и талантливым художником, но человеком довольно слабохарактерным, к тому же нередко впадающим в беспробудное пьянство.

Семья Чеховых

Чехов, любил своего брата, поэтому очень беспокоился за него. Больше всего его задевало наплевательское отношение Николая к своему дару художника.

У него вышло эмоциональное, откровенное письмо, которое с одной стороны было очень личным, но с другой относится к каждому.

Совет

Не обязательно быть алкоголиком, увязнувшим в догах и прозябающим в трущобе, но в целом многие из нас, как и Николай Павлович, погрязли в жалости к себе, наплевали на свои таланты, потребительски относятся к противоположному полу и стоят в позе «меня никто не понимает». Делая при этом хуже не только себе, но и близким людям, которым мы не безразличны.

Предоставляем вашему вниманию текст письма. Пусть оно станет для вас не просто «очередной полезной информацией», а руководством к действию.

Антон и Николай Чеховы

«Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». На это даже Гёте и Ньютон не жаловались… Жаловался только Христос, но тот говорил не о своём «я», а о своём учении… Тебя отлично понимают… Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других…

Уверяю тебя, что, как брат и близкий к тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую… Все твои хорошие качества я знаю, как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением.

Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, незлопамятен, доверчив…

Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000… Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается.

Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность.

Извини, пожалуйста, но veritas magis amicitiae[1]… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным…

Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от неё, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-a-vis[2]. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить её трудно, ужасно трудно.

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5) Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным…

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки.

Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… […] Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, […] не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность […]…

Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае… Ибо им нужна mens sana in corpore sano[3]. И т.д. Таковы воспитанные…

Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда…

Обратите внимание

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час… Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть… Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать… хотя бы Тургенева, которого ты не читал…»

МОСКВА, 1886

[1]:(с лат.) Истина дороже дружбы.

[2]:(с лат.) Лицом к лицу.

[3]:(с лат.) В здоровом теле здоровый дух.