Земля устюжская

Земля Устюжская

Устюжна сегодня — небольшой городок в Вологодской области, раскинувшийся по обеим сторонам живописной Мологи в устье рек Ворожи и Ижины. Город на берегах трех рек.

Хорошо сохранившееся городище в устье реки Ижины свидетельствует о древности города. Отсюда и произошло название — Усть-Ижина — Устюжна.

В старину город именовался Устюжна Железнопольская, что связано с расположением города на Железном поле — местности, богатой болотной железной рудой и началом развития металлургии на Руси.

Первые упоминания об Устюжне мы встречаем в Угличской летописи 1252 года. Этот год и принято считать датой основания города. Кем же был основан город, нам не ведомо.

Обратите внимание

Река Молога являлась важнейшей торговой артерией, обеспечивая, с одной стороны, выход на Великий Волжский путь, ведущий в страны Востока, с другой же стороны, путь по притоку Мологи — речке Чагодище — вел в Скандинавию и Западную Европу. Не случайно на этом торговом пути, между устьями крупнейших притоков Мологи, Кобожи и Чагодищи и возникла Устюжна, ставшая в будущем центром края.

Вера алентова слез москве не показывает

Богата красотами эта благодатная земля. Не возможно не вспомнить строки из стихотворения Виталия Смирнова:

«Над миром площадей и крыш

Все длится это диво.

И ты мне тихо говоришь:

«Как нынче в Устюжне красиво».

Красив город своими улочками, площадями и церквями, а полноводные реки и берега и вовсе придают городу необыкновенно сказочное великолепие и очарование. Приятно гулять по Торговой и Соборной площадям города, пройтись по набережной, любоваться сохранившейся старинной архитектурой.

До конца XVII века Устюжна входила в состав Угличского уезда. В 1685 году, выделившись, она стала центром вновь созданного Устюженского уезда. Официальное утверждение города в качестве административного центра округи способствовало его процветанию. Сооружались каменные храмы.

Собор Рождества Богородицы

В конце XVII века были построены два величественных храма, сохранившиеся и до наших дней — Собор Рождества Богородицы, в котором сейчас находится краеведческий музей и церковь Казанской Иконы Божией Матери с шатровой колокольней (колокольня была построена позже, в середине XIX века).

В Соборе Рождества Богородицы, ныне это краеведческий музей, сохранился необыкновенной красоты золоченый пятиярусный иконостас конца XVII века с 95 иконами, выполненными московскими мастерами из мастерских Оружейной Палаты (среди них были Тихон Филатьев и Кирилл Уланов — одни из самых известных русских живописцев того времени).

Обладает музей и собранием произведений масляной живописи XVIII—XIX веков. Здесь имеются полотна русских художников И. К. Айвазовского, Б. М. Кустодиева, Ю. Ю. Клевера, К. Я. Крыжицкого и других.

Уникальную ценность в этой коллекции составляют произведения безвестных крепостных живописцев, создавших интереснейшую портретную галерею дворян, владельцев усадеб в Устюженском уезде (Карауловых, Трусовых и других).

Эти портреты, отличающиеся высокими художественными достоинствами, являются и важнейшими историческими памятниками, велика их роль в изучении культуры и быта русской провинции XVIII—XIX веков.

В этой галерее есть и портреты главных представителей устюженского купечества XIX века — Поздеевых, Дьяковых, Копыльцовых. Посетить Устюженский музей и окунуться в очарование старины непременно стоит.

Церковь Казанской Иконы Божией матери, построенная в 1694 году на окраине города

По преданию, на этом месте юродивому по имени Афоня явилась икона Казанской богоматери, в честь которой и был ранее возведен деревянный храм, сгоревший в 1660 году. По свидетельству архивных документов, существующая каменная Казанская церковь построена «коштом» барона Григория Дмитриевича Строганова. Строгановы вели крупные торговые дела и были связаны со многими городами России.

Храм внешне напоминает старинный сказочный терем, богато декорированный, как и другие строгановские постройки. Имя же архитектора, создавшего этот шедевр русской раннебарочной архитектуры, увы, нам не известно.

Поражает интерьер церкви — в XVIII веке стены были украшены фресками. На арке сохранилась надпись:

«1756 года июля 1-го дня начата сия святая церковь стенным писанием украшатися… и совершися в сей святей церкви стенное писмо 1757 года августа 26 дня.

Важно

Трудившися о Господе сию святую Церковь стенным писанием иконницы Града Ярославля посадские люди Афанасий Андреев, Иван Андреев Шустовы, Козма Козмин Овсяников, Семен Семенов с детьми Дмитрием и Козмою, Устин Никифоров, Егор Семенов, Василий Васильев, Степан Андреев, Андрей Осипов, Иван Григорьев».

В 1781 году в связи с Указом императрицы Екатерины II специальная «Комиссия для строений» в числе сотен других городов Российской империи разработала план застройки Устюжны. В центре города расположились две площади — Торговая и Соборная.

На Соборной площади разместился Собор Рождества Богородицы, о котором мы упомянули выше, а также ещё одна достопримечательность — Воскресенский собор (точнее говоря, руины собора, без куполов). Видимо, от него эта площадь получила своё название.

На Торговой площади было сооружено помещение для Гостиного двора — длинное деревянное строение протяженностью 110 метров. Там же проходили ярмарки — Богородицкая в сентябре и Рождественская в дни рождественских празднеств.

Если первая изобиловала товарами сельскохозяйственного производства, то вторая сладостями, глиняной и фаянсовой посудой, кадками, санями и другими предметами крестьянского и усадебного быта. Так и слышишь гомон людской, гуляя по площади, так и встают перед глазами торговцы, громко зазывающие покупателей к своему товару.

Мастера, народные умельцы, ремесленники — все жители города и окрестностей собирались здесь.

В XIX веке Устюжна была небольшим уездным городком. А одна из историй, произошедшая здесь, была взята Николаем Васильевичем Гоголем за основу знаменитой комедии «Ревизор».

Жизнь текла своим чередом, одну эпоху сменяла другая. И в те далекие времена и сегодня Устюжна продолжает покорять с первого взгляда. Оказавшись в этом старинном городе забываешь о времени, в котором живешь, обо всем насущном и волнующем, что окружает в действительности. Просто живешь, просто дышишь и наслаждаешься теми чудесами, которые дарованы нам и сохранились для нас.

Однако, гуляя по старинным улочкам Устюжны не стоит забывать и про окрестности города, которые притягивают не меньше. В 15 километрах к югу от Устюжны в селе Даниловское Устюженского района находится дом-музей Батюшковых и Александра Куприна — бывшая усадьба вологодских дворян Батюшковых, с которыми связано немало легенд.

В словаре Брокгауза и Эфрона без труда можно найти целую монографическую статью: Батюшков Константин Николаевич, знаменитый русский поэт, предшественник Пушкина, родился 18 мая 1787 года в Вологде.

Происходил из древнего дворянского рода, который с давних пор владел селом Даниловское. Что до дворянского родословия — начинается оно с предания о происхождении фамилии, которое уходит своими корнями глубоко в историю — ко времени монголо-татарского ига.

Совет

Татарский хан по имени Батыш влюбился в русскую княжну, женился на ней и, приняв православную веру, перешёл на службу к русским князьям. Соответствует ли эта легенда действительности, установить сложно.

Достоверно известно, что первые исторические упоминания о Батюшковых относятся ко времени Ивана Грозного: из летописей они даже попали и в «Историю государства Российского» Карамзина.

В эпоху Петра I Батюшковы — служилые дворяне, демонстрирующие успехи на гражданских должностях. Тогда же, в XVIII веке, был оформлен и герб Батюшковых, та самая «родовая печать», о которой писал Пушкин: «Под гербовой печатью я кипу грамот схоронил». Эта «гербовая печать» гравировалась на перстне, которым запечатывались письма.

Даниловское имение Батюшкова

Дом в Даниловском — красивое деревянное зрение с мезонином — был построен в XVIII веке дедом самого известного представителя рода — Константина Николаевича Батюшкова. Имение, где находилась усадьба, передавалось из поколения в поколение по мужской линии вплоть до 1917 года. Поэт жил в Даниловском с четырехлетнего до десятилетнего возраста-с 1791 по 1797 год.

В это время отец его по ряду обстоятельств переехал из Вологды в Вятку, а младшие дети — Константин и сестра его Варвара — поселились у деда в имении. В доме деда будущий поэт научился грамотно писать и сознательно читать: у деда была отличная Библиотека.

Именно в Даниловском было привито юному поэту то обостренное чувство родины, которое сквозной нитью протянулось через все его творчество.

Константин Николаевич буквально спас имение от продажи с молотка в 1817 году: его отец был нерадивым хозяином и наделал много долгов, поэтому, несмотря на собственное сложное финансовое положение, поэт сделал все возможное, чтобы сохранить родовое гнездо.

Поэт много путешествовал, поэтому в Даниловском бывал наездами. Последний же раз Батюшков посетил имение в январе 1818 года, когда приехал на похороны отца.

Обратите внимание

К сожалению, судьбу великого поэта нельзя назвать безоблачной: в 1812 году поэт горячо влюбился в молодую девушку Анну Федоровну Фурман. Но, не встретив взаимности, Константин Николаевич в 1815 году заболел тяжёлым нервным расстройством. Душевная болезнь, имевшая наследственный характер, прогрессировала.

В 1830 году Батюшкова в Москве навестил Александр Сергеевич Пушкин, стихотворение которого «Не дай мне Бог сойти с ума» предположительно было навеяно этим визитом. Скончался Константин Николаевич в 1855 году. Был похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре в Вологде.

Поэт оставил нам богатое литературное наследство: стихотворения, прозаические статьи и письма. И, безусловно, огромную роль в развитии его таланта сыграло Даниловское.

До 1917 года усадьбой владели представители рода Батюшковых. Последним владельцем имения был Фёдор Дмитриевич Батюшков — филолог, историк литературы, критик и журналист. Он был дружен со многими выдающимися писателями, а особенно с Куприным, который часто и подолгу гостил в Даниловском с 1906 по 1911 год.

В начале XIX века при усадьбе была маленькая церковь и родовое кладбище. Сейчас же ничего не сохранилось и на месте этом установлен памятник-крест. Один лишь липовый парк, состоящий из шести аллей, напоминает о былом величии усадьбы.

В 1918 году у Батюшковых отобрали Даниловское: местные большевики организовали тут коммуну.

В наши дни усадьба Даниловское — это Дом-музей Батюшковых и Куприна. И много любопытных историй хранятся здесь, о которых можно узнать, побывав в этих наполненных поэтического дыхания местах.

«…Что видел в юности пред хижиной родной, Что видел, чувствовал, как новый житель мира, Того, в душе своей до поздних лет хранитель Желает в песнях муз потомству передать…» К. Н. Батюшков (1787-1855)

«Северная Русь: история сурового края ХIII-ХVII вв.»

По разделу территории Северо-Восточной Руси между сыновьями кн. Всеволода Большое Гнездо в 1212 г. Устюг вместе с Ростовом, Ярославлем и Угличем достался старшему его сыну, кн. Константину Всеволодовичу, который в том же году «детинец и церкви устроив в нем». К 1218 г. относится известие о взятии волжско-камскими болгарами Устюга.

«Князья устюжские» упоминаются в Сказании о Мамаевом побоище, а на Дымковской стороне города церкви назывались во имя Дмитрия Солунского (небесного покровителя вел. кн. Дмитрия Донского) и Сергия Радонежского (благословившего его на Куликовскую битву).

Для поминовения погибших в битве воинов вскоре после неё была установлена Дмитриевская родительская суббота (26 октября по ст. ст.), а общерусская канонизация Сергия произошла в 1447 г. В Краткой и Пространной редакциях Задонщины Устюг фигурирует как крайний предел, куда приходит весть о победе кн.

Дмитрия Московского и гибели большого числа людей («…весть подавая по разным землям до Устюга поганых татар»).

В ряде летописей под 1333 г. сообщается о гневе вел. кн. Московского и Владимирского Ивана Калиты на новгородцев и устюжан за то, что те не давали чёрного бора в Орду с Вычегды и Печёры, «и с тех времян князь великий почал взимать дани с пермские люди». Под 1364 г. сообщается о гневе вел. кн. Дмитрия Ивановича на ростовского кн.

Константина Дмитриевича и отобрании у него Устюга и «пермских мест устюгских». В 1379 г. началась христианская миссия уроженца Устюга иеромонаха Стефана Храпа у коми-зырян. В 1383 г. в Москве произошло его поставление в первые пермские епископы «пожалованием» вел. кн. Дмитрия Ивановича с боярами и «благословением» митрополита Пимена.

Стефан создал пермскую азбуку, основал в Вычегодской земле много монастырей и церквей, а в 1396 г. скончался в Москве и был похоронен в каменной церкви Спаса на Бору. Биографом Стефана Пермского стал знаменитый Епифаний Премудрый, автор Жития Сергия Радонежского, подчеркнувший духовную близость Стефана и Сергия.

Благодаря миссионерской деятельности Стефана значительно усилились позиции Москвы в её противостоянии Новгороду на севере и продвижении к Двинской земле. Особой остроты оно достигло в годы так называемой Двинской войны. Не случайно в Двинской уставной грамоте 1397/98 г. Василия I синхронно указаны вликокняжеские наместники на Устюге и Вологде.

Важно

Ещё ранее, при летописной записи об общерусском походе на Тверь в 1375 г. рядоположены три рати – белозерская, вологодская и устюжская.

В период феодальной войны второй четверти XV в. Устюг неоднократно подвергался нападениям со стороны противников великого кн. Василия II. В Севернорусском летописном своде 1472 г. говорится о двух нападениях кн. В. Ю. Косого на Устюг. В 1435 г.

, на Пасху (17 апреля), устюжане освободили московских воевод, пленённых им в Вологде, перебили ратников кн. Василья Юрьевича, а самого едва не пленили (тому удалось спастись по льду Сухоны, несмотря на начавшийся ледоход).

В ходе преследования устюжанами часть его войска, не успевшая перебраться по льдинам на Дымковскую сторону, погибла. Зимой 1436 г. после длительной осады Василий Косой снова захватил Устюг, жестоко расправившись с великокняжским наместником здесь кн.

Глебом Ивановичем Оболенским (похоронен в соборной Успенской церкви) и десятильником ростовского владыки Иевом Булатовым. После поражения под Галичем в январе 1450 г. кн. Дмитрий Шемяка также некоторое время находился в Устюге, совершая оттуда стремительные разбойничьи рейды за добычей по северу в 1450–1452 гг.

(на Кокшенгу и Вологду). Возможно, правильнее считать Гледен его последней резиденцией в 1450–1452 гг. И возможно, Устюг с Гледеном (важное место речных коммуникаций) Шемяка хотел бы превратить в столицу своего будущего княжества (если допустить у него такие планы).

Под 1469 г. в Устюжском летописном своде сообщается, что за доблестное участие в общерусском Казанском походе оставшиеся в живых 300 устюжан были награждены вел. кн. Иваном III золотыми монетами.

Эти деньги они передали своему духовному отцу, попу Ивану «Бога молити о государе и его воинстве». Помимо золотых монет, Иван III подарил устюжанам 700 четв.

муки, 300 пудов масла, 300 луков, 6000 стрел, 300 шуб бараньих, 300 однорядок, 300 сермяг.

В духовной грамоте Василия II «Устюг с волостьми и с путми и с селы и со всеми пошлинами» назначался его старшему сыну Ивану III. Некоторые устюжские сёла (Вондокурские, Мошемское, Леонтьевское и Пятницкое «с деревнями и с присельи» и Дымковская сторона Устюга) получала вел. кнг. Мария Ярославна.

О торгово-экономических связях Устюга и Москвы в XV в. свидетельствует возникновение в столице, в Китай-городе, Устюжской полусотни. Так назывались части городской территории, объединённые в административно-налоговые единицы. Судя по названию, эту полусотню населяли переведённые из Устюга купцы, численность которых, возможно, составляла 50 чел. (если принять в сотне 100 чел.).

город Великий Устюг

Уважаемые Дамы и Господа!

Туристическая компания «СеверГрадъ» рада предложить Вам разнообразные программы и туристические услуги по приему в Великом Устюге.

На фоне ярко выраженной красоты северного края предлагаем Вашему вниманию город
Великий Устюг, как:

• Жемчужину русского севера;
• Землю российских святых чудотворцев;
• Место последнего пристанища святого Прокопия-Праведного — выходца из ганзейских купцов;
• Школу местных иконописцев;
• Незыблемость православных традиций;
• Родину Российского Деда Мороза;
• Прекрасное место проведения охоты и рыбалки.

древний русский город, ровесник Вологды и Москвы, основан в 1147 году на слиянии двух рек Сухоны и Юга, в месте, где берет свое начало крупнейшая река Европейского Севера — Северная Двина.

— один из красивейших городов и России, сохранивший свой неповторимый архитектурный облик и традиции, единственный на севере, который по праву называется Великим. Эпитет Великий был добавлен в конце XVI в., подчеркивая важность города как торгового центра.

Именно в это время процветала торговля России с Англией и Голландией. Много веков Великий Устюг удивляет своей самобытностью.

В первозданном виде сохранились богатейшие белокаменные монастыри, колокольни, многочисленные купеческие особняки 17-19 веков, соборы с уникальными резными позолоченными иконостасами.

дала миру более 10 святых. Среди них особым светом сияет небесный покровитель города — святой праведный Прокопий, крещенный в Новгороде в православную веру ганзейский купец, первый на Руси Христа ради юродивый. Святые мощи Прокопия праведного покоятся в соборе, названном в его честь.

иконописи, выделяемая специалистами, сложилась под влиянием Новгородского и Ростовского письма. Мастерство местных иконописцев заключается в изяществе, точности рисунка, богатой цветовой палитре, что отличает композиции икон от традиционных канонов.

является родиной выдающихся землепроходцев, исследовавших Сибирь, побывавших на островах Тихого океана, осваивавших Русскую Америку.

за свою древнюю и богатую историю, необычайно привлекательный величавый облик, целостность архитектурного ансамбля, красоту ландшафта, живописную природу, для сохранения культурных традиций города, объявлен родиной Деда Мороза.

Проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза» реализуется по инициативе Правительства Москвы и Администрации Вологодской области. Живет Российский Дед Мороз в своей Вотчине в узорчатом тереме, что находится в сосновом бору на берегу Сухоны – реки.

Ждет он гостей со свитой своей сказочной в любое время года. Круглый год там сказка живет и Вас ждет!

славится и необычайно удивительной природой. Природа — яркое отражение красоты северного края. Это многочисленные боры и леса с причудливо изогнутыми под снежными шапками деревьями, рощи с облетающей осенью листвой, пахнущие разнотравьем поля, живописные речные долины, километры водной глади. Недалеко от города находится природный феномен — бьющий из-под земли фонтанирующий источник.

Берега северных рек с чистыми песчаными отмелями, изумительные по красоте и практически нетронутые человеком, бескрайние лесные массивы с изобилием животного мира, располагают к рыболовному и охотничьему туризму. Красивые места, удачные охота и улов – залог получения приятных впечатлений.

Мы уверены, что пребывание в Великом Устюге доставит Вам множество незабываемых моментов и запомнится надолго.

До встречи на Устюгской земле!

Великий Устюг на английском

Великий Устюг на немецком

Туры в Великий Устюг

Великий Устюг и заселение устюгской земли

 Великий Устюг — районный центр, расположен в 460 км к северо-востоку от Вологды на левом берегу р. Сухона, напротив впадения в неё реки Юг, один из самых интересных городов Русского Севера.

https://www.youtube.com/watch?v=oh580l5xQjg

За последние несколько лет, практически, полностью утратил обаяние маленького уездного городка в результате широкой рекламы в средствах массовой информации. Тем не менеё, обилие и разнообразие культурных ценностей болеё чем оправдывает визит в наш город.

Великий Устюг расположен в одном из самых удаленных уголков Вологодской области на стыке её границы с Архангельской и Кировской областями. Имеет статус города-заповедника. Город вытянут вдоль левого берега реки Сухоны чуть выше места её слияния с рекой Юг. Факт слияния двух рек нашел отражение как в названии города — Усть-Юг, так и в его гербе.

Союз двух рек имеёт уже новое название — Северная Двина. В месте их слияния еще в IX-X вв. возникло финно-угорское поселение Гледен.

Совет

В XI же веке на Двинскую землю началось наступление новгородцев, и к началу XII века почти весь Северный край превратился в обширную новгородскую колонию.

Но уже в первой половине XII века, с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, началась также и колонизация, идущая из Волго-Окского бассейна.

В результате напряженной борьбы между могущественными соседями, новгородцы захватили верхнее и среднее течение реки Сухоны, где основали Вологду и Тотьму, а все нижнеё течение оказалось в руках владимиро-суздальцев.

Чтобы закрепить свои позиции на стыке крупнейших рек этого края — Сухоны, Юга и Северной Двины, они основали новый город Устюг в нескольких километрах от уже существовавшего города Гледен, но на другом берегу реки.

Капризная река Сухона, неоднократно менявшая свое русло, стала подмывать берег, на котором стоял Гледен, и жители переселились на противоположный, левый берег реки. Здесь и возник современный Устюг.

В летописи впервые Устюг упоминается в 1207 году среди городов, отданных Всеволодом Большое Гнездо в удел одному из своих сыновей. Но, по всей вероятности, город был основан много раньше — летописец, сообщая об основании в 1212 году Михайло-Архангельского монастыря, указывает, что место было выбрано «за острожной осыпью» (вне городских стен).

Жизнь далекого форпоста русской колонизации была непростой. В 1218 году Устюг был разорен камскими болгарами, через год устюжане участвовали в ответной карательной акции.

Одновременно с колонизацией края шла его христианизация.

Про Михайло-Архангельский монастырь уже было сказано выше, Троицкий монастырь вблизи Гледена был основан, по некоторым данным, еще в 12-м веке, а в 1262 году появился еще один — Иоанно-Предтеченский монастырь.

Обратите внимание

Устюг не был разорен татарами (спасибо болотам), но проблем в его жизни хватало и без того. Промосковская ориентация Устюга крепко досаждала новгородцам, поскольку мешала им контролировать важнейший речной узел.

Что особенно действовало новгородцам на нервы, так это то, что верховья Сухоны и берега Северной Двины ими уже контролировались и не хватало лишь Устюга чтобы прибрать к рукам весь Сухоно-Двинский водный путь. Новгородские караваны грабились устюжанами, окрестности Устюга опустошались новгородцами. Короче, жизнь кипела.

В 1386 году устюжская рать в составе войск Дмитрия Донского оказывается под стенами Новгорода. Через 12 лет роли меняются.

Во второй четверти 15-го века Устюг затрагивает феодальная усобица между московским князем Василием II и Юрием Звенигородским с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В 1436 году Василий Косой осадил Гледен и после 2 месяцев осады вошел в город, поклявшись не причинять вреда его защитникам.

Как водится, Василий «преступил клятву» и казнил множество жителей во главе с воеводой. А еще через 2 года город был сожжен и опустошен вятичами, на чем его история и завершилась. Другой же сын Юрия, Дмитрий Шемяка, в 1450 году занял Устюг, заставил жителей присягнуть на верность и княжил в течение двух лет.

Княжение окончилось с появлением под стенами города дружины великого князя Ивана Васильевича. Шемяка бежал в Новгород, где вскоре и умер.

Важную роль сыграл Устюг во второй половине XV века, собирая под власть Москвы северные земли. Устюжские полки совершили более полутора десятков военных походов против самого разнообразного врага. В 1465 году «охочие люди» из Устюга ходили воевать Югорскую землю и, пленив тамошних князей, наложили дань.

В 1471 году имел место поход на двинские колонии Новгорода, завершившийся победным сражением на реке Шиленге. В 1472 году, не без участия устюжан, к московскому государству была присоединена Пермская земля, а в 1489 году — земля вятичей.

Важно

Куда только не хаживали удалые устюжские ребятушки — ходили в Сибирь до Оби, по Двине выходили в океан и сражались со шведами, добирались и до западных рубежей — в 1503 году «стерегли Иван-город от немец».

Вскоре, однако, основным занятием местных жителей стала не война, а торговля — в 1553 году в устье Северной Двины было занесено штормом английское судно.

Так был открыт новый торговый путь на Запад — от Вологды через Сухону и Северную Двину в Белое Море. Устюг же на этом пути занимал ключевое положение. И уже в 1565 году Иван Грозный включает Устюг в число опричных городов (всего 19 штук).

В официальных же документах второй половины XVI века к названию города начинают присоединять эпитет «Великий».

В XVII веке Великий Устюг становится одним из богатейших городов на Руси, чему способствовало также и то, что он избежал разорения в войне с поляками в Смутное время. Важно и то, что в Устюге торговый путь на Запад (по Северной Двине) сходился с древним Печорским путем (по Вычегде в северо-западную Сибирь). Поэтому Великий Устюг стал главным пушным рынком страны.

https://www.youtube.com/watch?v=cqsoG3JoyU0

Бурное развитие промышленности и торговли сопровождалось, как водится, процессом классового расслоения. В 1632 и 1648 годах в округе прокатилась волна стихийных народных восстаний.

И вот, в конце XVII века массовый характер приобретает такая пассивная форма протеста трудящихся масс против угнетателей, как уход в Сибирь.

Кроме того, царское правительство, будучи заинтересованным в скорейшем освоении богатых сибирских земель, предоставляло переселенцам определенные льготы. Так формировалось русское население Сибири, существенную часть которого составили бывшие жители Устюга.

Совет

Но еще раньше в Сибирь из Устюга направились промышленники. Предприимчивые устюжане раньше прочих прошли вдоль и поперек всю Сибирь от Урала до Тихого океана, что и послужило толчком к началу великих географических открытий русских землепроходцев в Восточной Сибири и далеё.

Открытия эти начались в 1648 году походом Семена Ивановича Дежнева, жителя Устюга. Отправившись в путешествие на небольших судах — «кочах», Дежнев первым в мире доказал существование пролива между Азией и Америкой, подробно описал Чукотку, основал Анадырский острог и вернулся в Москву, где и получил по заслугам.

Пролив впоследствии стал называться Беринговым, но открыл его Дежнев на 80 лет раньше.

В 1649 году еще один устюжанин Ерофей Павлович Хабаров установил кратчайший путь из Якутска на Амур, проплыл по последнему до самого моря, составил описание увиденных земель и «чертеж реке Амуру». Теперь в его честь назван город Хабаровск.

Но и на этом замечательные экспедиции устюжан не закончились. В 1697 году Владимир Атласов открыл и описал Камчатку и Курильские острова, открыв тем самым период интенсивного исследования берегов и островов Тихого океана. Именно донесения Атласова о Камчатке заинтересовали Петра I, и он распорядился организовать экспедицию к «неведомым землям».

Начальником был назначен Витус Беринг. Экспедиция не дала желаемых результатов, зато вторая попытка удалась и вошла в историю как Великая Северная. Участники экспедиции не только описали северные и восточные берега России, но и проложили путь в Америку вдоль Алеутских островов.

Интересно, что последняя экспедиция Беринга имела своей отправной точкой Вологду, а её участники на две трети состояли из её жителей.

С открытием нового торгового пути в Западную Европу через Балтику, который был и удобнеё и короче Северного морского пути, Сухоно-Двинская водная магистраль утратила свое былое значение. Так города русского севера оказались в стороне от новых торговых путей, что подорвало их экономику.

Обратите внимание

Но судьба Великого Устюга отличалась от прочих. Причиной дальнейшему процветанию города послужили хорошо развитые многочисленные художественные ремесла (как, например, серебряная чернь), а также сохранившиеся связи с богатыми землями Сибири.

И вот, прекратив торговать с Западом, устюжские купцы переключились на Восток.

В 1745 году Михаил Неводчиков исследовал Алеутские острова, в 1748 году Афанасий Бахов совместно с якутским купцом Новиковым увидел неизведанные ранее северные берега Америки, в 1764 году купец Василий Шилов составил карту Алеутских островов и принял активное участие в их освоении. За это он получил от Екатерины II медаль «за усердие о взыскании за Камчаткою новых островов».

В результате всех этих «взысканий» в 1789 году была организована Северо-Восточная компания, которая впоследствии стала называться Российско-Американской.

Этой компании принадлежали все промыслы, расположенные по северным берегам Америки, на Алеутских, Курильских и других островах, «по Северо-Восточному океану лежащих».

Одним из первых директоров компании становится устюжский купец Михаил Булдаков, зять Григория Шелихова (одного из основателей компании).

Но вскоре Россия в результате русско-турецких войн получает выход к южным морям. Что обернулось выгодой для государства в целом, для Великого Устюга послужило началом упадка — сибирские товары стали следовать с Камы на Волгу и далее на юг.

А когда в 1869 году открылся Суэцкий канал утратила свое значение и Кяхта, что привело к полному разорению тамошнего устюжского торгового общества.

Неудивительно, что строящиеся во второй половине XIX века железные дороги обходят город стороной и Великий Устюг полностью утрачивает свое прежнеё экономическое значение и величие.

Важно

С XVII в. Великий Устюг стал центром художественных ремесел. В его активе просечное железо, разноцветная эмаль, чернь по серебру, резьба по бересте (шкатулки, туески), оковка жестью с рисунков типа морозных узоров («мороз по жести»), чеканка шитье бисером, изготовление изразцов для облицовки печей.

В Устюге сохранились памятники церковного зодчества. Это исключительно постройки XVII и XVIII вв. Самый древний архитектурный памятник Великого Устюга — Успенский Собор (1619-1622 гг.).

Он расположен в пределах центрального комплекса устюжских церквей — на набережной реки Сухоны, где также находятся собор Святого Прокопия ( 1668 г.), собор Иоанна Устюжского (1656-1663 гг.), церкви Алексея Митрополита (конец XVIII в.

), Богоявления или Власьевская (1687-1689 гг.) и др.

Один из основных архитектурных ансамблей Великого Устюга — находящийся в центре города комплекс сооружений Михайло-Архангельского монастыря ( 1653 г.). В состав его входят Архангельский собор, три церкви, трапезная палата, кельи и др. постройки.

В Великом Устюге немало памятников светской архитектуры. Это главным образом жилые здания XVII — первой половины XIX вв. — купеческие особняки Шилова, Кузнецова, Захарова и др.

В Великом Устюге действует историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, который имеёт ценнейшие коллекции древнерусского искусства и народных ремесел.

Значительный интерес представляет комплекс Троице-Гледенского монастыря ( 1659 г.) на противоположном берегу Сухоны, в месте впадения в неё реки Юг. На противоположном берегу реки Сухоны находится старинная Дымковская слобода с церквями Дмитрия Солунского (1700-1708 гг.) и Сергия Радонежского (1739-1747 гг.).

За свою древнюю богатую историю, необычайно привлекательный величавый облик, целостность архитектурного ансамбля, красоту ландшафта, живописную природу Великий Устюг объявлен Родиной русского Деда Мороза, где находится его вотчина.

На её территории расположен Дом Деда Мороза и комфортабельные коттеджи, досуговый центр с сауной, бассейном. Для отдыха имеётся весь необходимый инвентарь — лыжи, санки, лодки, удочки, надувные матрацы.

Для занятий физкультурой и спортом есть стадион с беговыми дорожками, футбольным полем, волейбольной и баскетбольной площадками. Туристам предоставляется микроавтобус (автобус) для проведения экскурсий по городу и других мероприятий.

Совет

Здесь можно покататься на лошадях, изготовить новогодний подарок в мастерской Деда Мороза, поводить хоровод вокруг ёлки, принять участие в многочисленных конкурсах.

В городе Великий Устюг можно посетить городскую резиденцию зимнего волшебника, куда входят мастерская, сувенирная лавка и Почта Деда Мороза. Можно побеседовать и сфотографироваться с Дедушкой в тронном зале, отправить открытки и письма родным и близким со специальным штемпелем и автографом Деда Мороза.

V-ustyug.vologda.ru

ЗАСЕЛЕНИЕ УСТЮГСКОЙ ОКРУТИ

(по материалам летописных источников и археологических исследований)

Город Великий

Великий Устюг – древний русский город.

Начало ему было положено во времена правления основателя Москвы Юрия Долгорукого и его сына Андрея Боголюбского, основавшего в XII веке Владимирское княжество – колыбель Московской Руси, ставшей в XVIII веке Российской империей.

Датой основания Устюга считается 1147 год. Первоначально он представлял собою укрепленное поселение на горе Гледен, где сейчас находится знаменитый Гледенский монастырь, в четырех километрах от современного города.

В начале XIII века поселение было перенесено на место нынешнего города и получило название Устюг. В середине XVI века, во время правления Ивана Грозного, Устюгу был присвоен статус «Великий», царь включил его в число опричных городов, дававших деньги «на государев обиход». В историю Великого Устюга вписано немало интересных страниц:

– Ровесник Москвы и Вологды, Устюг пережил многочисленные набеги врагов, междоусобицы князей, помогал объединению русских земель, богател и разорялся, был вратами в Сибирь, страдал от наводнений, пожаров и возрождался вновь.

– В момент основания в 1147 году Устюг являлся форпостом Владимиро-Суздальского княжества – самого сильного на Руси, обязанного своим основанием и последующей славой великому князю Андрею Боголюбскому, причисленного к лику святых во времена правления Петра I – первого русского императора, дважды посетившего Великий Устюг и построившего новую столицу России на Нильском меридиане.  С Древним Египтом связана мистерия Деда Мороза, обосновавшегося в наше время именно в Великом Устюге.

– Среди устюжан было немало просветителей и святых православной церкви, в том числе Прокопий Праведный (основатель правившего Россией с 1613 по 1917 гг.

рода Романовых и еще более 20 дворянских фамилий, включая Шереметевых), Стефан Пермский (величайший миссионер Древней Руси и близкий друг Сергия Радонежского), Иоанн Устюжский и др.

В их честь построены храмы и пределы по всей России.

– При Иване Грозном, на Стоглавом Соборе были канонизированы устюжане Прокопий Праведный (1547 г.) и Стефан Пермский (1549 г.).

– В 1564 году, по приказу Ивана Грозного, в Великом Устюге на месте прежнего деревянного храма был построен первый каменный храм, с приделом в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи – небесного покровителя Ивана Грозного. В XIV веке у этого деревянного храма Прокопий Праведный предсказал рождение в Устюге будущего крестителя зырян (коми) Стефана Пермского.

– Первой и самой любимой женой Ивана Грозного была прапраправнучка Прокопия Праведного Анастасия Романовна из боярского рода Захарьиных-Юрьиных – предков царского рода Романовых, а ее родной брат – Никита Романович стал боярином Грозного царя и опекуном его сына – царя Федора Иоанновича, вместе с шурином которого, Борисом Годуновым, он управлял государством.

Именно благодаря этому браку, позже, в 1613 году решением Земского Собора, Михаил Романов был призван на царство как самый близкий по родству к угасшему со смертью сына Ивана Грозного Федора (от Анастасии) княжескому роду Рюриковичей.

При Иване Грозном покорена Сибирь, вратами в которую служил Великий Устюг, а его знаменитые землепроходцы внесли неоценимый вклад в ее освоение.

Валентин Распутин в своей документальной повести «Сибирь без романтики» отводит Великому Устюгу несколько страниц и пишет: «У нас не принято ставить памятники городам, но коренным сибирякам хотелось бы.

На просторах Сибири, скажем, на берегу Лены, поставить памятник Великому Устюгу, городу, который слишком много сделал для развития Сибири, городу, который дважды на протяжении только одного десятилетия в 1630 и в 1637 годах набирал партии невест, которые потом направлял в Сибирь, чтобы закрепить наше русское население… Что за город, что за кость, от которой нам посылают таких знаменитых людей. Одного имени Семёна Дежнёва или Ерофея Хабарова достаточно для гордости не только для любой столицы мира, но и для любого государства». В книге много теплых слов об Устюге. Устюжане (мужская половина) – это пассионарии, лучшие из них шли в Сибирь. Это вольнолюбивый народ, не знавший, что такое помещичье-крепостное право и прекрасные воины. За полтора столетия они прошли огромнейшее пространство западно-восточной Сибири, и вышли к Тихому океану.

Великий Устюг – родина знаменитых землепроходцев и мореплавателей (см. работу «Знаменитые устюжане»).  Они прошли всю Сибирь до Тихого океана, освоили Аляску и основали Русскую Америку:

  • Семен Дежнев, открывший в 1648 году пролив между Азией и Америкой, т. е. за 80 лет до русской экспедиции В. Беринга, именем которого позднее этот пролив был назван.
  • Ерофей Хабаров, исследовавший и составивший карту Приамурья, именем которого назван дальневосточный город Хабаровск.
  • Владимир Атласов, вписавший своё имя в российскую историю, как исследователь до той поры неизвестной Камчатки и Курильских островов, давший о них первые сведения.
  • Никита Шалауров, впервые нанёсший на карту берег от Колымы до Чаунской губы, его именем названы острова в Чаунской губе и в устье реки Колымы, мыс на Новосибирских островах и мыс Шалаурова Изба.
  • Василий Шилов – первооткрыватель Алеутских островов, ныне входящих в состав территории штата Аляска (США).

Петр I дважды бывал в Великом Устюге – в 1693 г. и 1694 г. Для постройки мачт своих кораблей царь-реформатор использовал лес исключительно из Орловской рощи, находящейся в Великоустюгском районе и недалеко от нашего дома.

В 1918 году в Великом Устюге был арестован и ожидал своей участи уроженец Вологодской области, лидер правого крыла партии эсеров, будущий заслуженный профессор Гарвардского университета – Питирим Сорокин, который, проанализировав жизнь 4600 святых, в том числе устюжских, доказал, что альтруистическое поведение является ценным для общества и для человека. Сам по себе интересен жизненный путь Питирима.  Будучи выходцем из бедных слоев коми-зырянского народа и в 10 лет оставшись без родителей, он лишь в 14 лет освоил грамоту, но благодаря своим способностям и целеустремленности, он уже в 1919 году стал профессором Петроградского университета и первым доктором социологии в России. После вынужденной эмиграции в США в 1923 году, Сорокин создает и возглавляет факультет социологии в Гарвардском университете, становясь одним из всемирно признанных авторитетов в этой области, среди его учеников был будущий президент США Джон Кеннеди.

Устюжская земля имеет древние связи с Индией. О них много рассказывает Светлана Жарникова, связанная с Великим Устюгом.  Существует множество и других исследований.

Обратите внимание

подтверждающих, что прародиной народов Европы, Ирана, Индии, говорящих на индоевропейских языках, является Север России, включая Великий Устюг.

 Одним из первых, кто начал исследовать данный вопрос был известный индийский учёный и государственный деятель Бала Гангадхара Тилака (1856–1920 гг.). Он пришел к выводу, что «прародиной» индоевропейских народов является Север Восточной Европы, т.е. историческая Россия.

Очень близки мотивы в мифах народов России и Индии. Рассказывают, что когда этнографы-индийцы увидели вологодские узоры, они были изумлены их абсолютной схожестью с традиционными орнаментами Гуджарата, Ассама и других индийских штатов.

В районе Великого Устюга особым образом сконцентрированы названия рек и мест, которые переводятся с санскрита — божественного языка древней Индии.  Переводимые с санскрита названия есть и в центре России.

Электронная библиотекапубликации о музее-заповеднике «Кижи»

Ведение летописи было одной из неотъемлемых составляющих традиционной духовной культуры, причем не только средневековой Руси, но и новой России (последний извод местного Устюжского летописца был, например, составлен в 1904 г. тогдашним городским головой К.Н.

Брагиным [1] ).

Изучение истории местного летописания представляет по этой причине не только специальный источниковедческий, но и широкий культурологический интерес, позволяя глубже проникнуть в процессы формирования и механизмы функционирования центров традиционной культуры.

Ученые давно отметили, что Устюжская летопись (или Архангелогородский летописец, как именовали этот памятник по месту обнаружения первого, еще в XVIII в. открытого и опубликованного списка) существенно отличается по составу своей посвященной событиям IX–начала XII в. части от всех прочих известных науке летописей XIII–XVI вв.

[2] Вместе с тем гипотеза о сохранении на Русском Севере некой «очень древней редакции Начального свода, – редакции, по-видимому, предшествовавшей той, которая, с одной стороны, отразилась на втором Новгородском летописном своде, а с другой – легла в основание Повести временных лет», высказанная А.А.Шахматовым в работе 1897 г. [3] , а на рубеже 1950-х–1960-х гг.

возрожденная М.Н.Тихомировым [4] , особого успеха в литературе не имела. К.Н.

Сербина, во всяком случае, отметила, что «первая часть Устюжской летописи, содержащая Начальный свод и Повесть временных лет», все еще «требует самостоятельного специального исследования, для которого необходимо изучение как всех летописей, сохранивших текст Начального свода и Повести временных лет, так и всех древнерусских литературных памятников XI в.» [5] . Я.С.

Лурье в свою очередь прямо писал о том, что «ни одно из дополнительных известий этой летописи не обнаруживает черт первичности по отношению к Повести временных лет и Новгородской I младшего извода; они представляются лишь попытками пояснить и дополнить ранние тексты» [6] . Не кажется удачной и попытка А.Л.

Хорошкевич связать появление в Устюге рассматриваемой специфической версии изложения начальной истории Руси с литовскими «военнопленными, попавшими на Русский Север в результате поражения на р. Ведроши в 1500 г.» [7] , ибо устная передача летописного текста с сохранением всех его стилистических особенностей представляется абсолютно невозможной, равно как и присутствие списка летописи в захваченном скорее всего вместе с пленниками обозе.

Небезынтересными представляются в то же время языковые особенности рассказа Устюжской летописи о походе варягов из Новгорода вниз по Днепру. Как известно, в дошедших до нас летописях XIV–XVI вв. присутствуют две основные версии указанного сюжета.

Согласно одной из них (возводимой большинством специалистов к 90-м гг. XI в.

и представленной прежде всего списками Новгородской I летописи младшего извода), у похода было фактически два руководителя – Олег и Игорь, поэтому повествование, по крайней мере поначалу, строится на формах двойственного числа: «И възрастъшю же ему, Игорю, и бысть храборъ и мудръ. И бысть у него воевода, именемъ Олегъ, муж мудръ и храборъ. И начаста воевати, и налезоста Днепръ реку и Смоленскъ град. И оттоле поидоша внизъ по Днепру, и приидоша къ горам кыевъскым, и узреста городъ Кыевъ» [8] .

В другой версии (зарождение которой связывают обыкновенно с летописанием начала XII в. и оформлением Повести временных лет) Игорь является малолетним ребенком, едва ли не грудным младенцем, действиями варяжского войска руководит один Олег.

Важно

Соответственно и глаголы стоят (за единственным, хотя и очень важным для современных представлений о текстологии начального летописания, исключением) в форме singularis: «оиде Олегъ поимъ воя многи. варяги. чюдь словени. мерю. и все кривичи. и приде къ Смоленьску съ кривичи. и прия градъ.

и посади мужь свои. оттуда поиде внизъ. придоста къ горамъ хъ Киевъскимъ» [9] .

В Устюжской летописи [10] , где соответствующий рассказ датирован не 6390 (882), а 6389 (881) г., представлена в основном версия Повести временных лет [11] , однако присутствуют и фрагменты, напоминающие о Начальном своде 90-х гг. XI в. [12] .

Более того, в повествовании Устюжской летописи обнаруживаются по меньшей мере две формы двойственного числа, не находящие себе объяснения в сохранивших соответствующую статью списках Новгородской I летописи.

Привожу соответствующие формы в порядке их следования в летописном рассказе; полужирными заглавными буквами выделены формы, не имеющие аналогов в Новгородской I летописи, просто полужирными – имеющие неточные аналоги или аналоги не во всех списках (прочерк – отсутствует вся фраза; > прич. – глагол заменен причастием):

Табл.1.

Отмеченное обстоятельство не доказывает, конечно, того, что в составе Устюжской летописи сохранился текст свода 70-х гг. XI в.

Напротив, только одна из четырех выделенных в таблице форм обнаруживается во фразе, не находящей себе соответствия в Новгородской I летописи младшего извода.

Зависимость двойственного числа Устюжской летописи от двойственного числа Новгородской I летописи представляется практически несомненной. По схожим причинам приходится отвергнуть и мысль о сознательной архаизации языка, обусловленной «престижностью» формы двойственного числа.

В то же время, Устюг рассматривается в историко–географической литературе как «колония», населенная выходцами не из Новгорода, а из Ростовской земли [13] . Это традиционное деление сохраняло свою актуальность и в XVI–XVII вв., когда на него ориентировались, по мнению Е.Н.

Швейковской, московские приказные, распределявшие уезды Русского государства между так называемыми четвертями [14] . Факт знакомства местных книжников с новгородской летописью (причем в рукописи, превосходившей, судя по всему, по качеству передачи древнего текста известные нам сегодня списки XV–XVI вв.

) позволяет говорить о существовании на Русском Севере культурных связей, пролегавших поверх исторически сложившихся социально–политических границ.

  • [1] Предисловие // Полное собрание русских летописей. Л., 1982. Т.37. Устюжские и вологодские летописи XVI–XVIII вв. С.3 (далее – ПСРЛ).
  • [2] Ср.: Шахматов А.А. О Начальном Киевском летописном своде // Шахматов А.А. История русского летописания. СПб., 2003. С.66–69.
  • [3] Там же. С.69.
  • [4] Тихомиров М.Н. Начало русской историографии // Вопросы истории. 1960. №5. С.43–45.
  • [5] Сербина К.Н. Устюжское летописание XVI–XVIII вв. Л., 1985. С.53–54.
  • [6] Лурье Я.С. История России в летописании и в восприятии нового времени // Лурье Я.С. Россия древняя и Россия новая: (избранное). СПб., 1997. С.64–65.
  • [7] Хорошкевич А.Л. Исторические судьбы белорусских и украинских земель в XIV–начале XVI в. // Пашуто В.Т., Флоря Б.Н., Хорошкевич А.Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982. С.131.
  • [8] ПСРЛ. М., 2000. Т.3. С.107.
  • [9] ПСРЛ. М., 1997. Т.1. Стб.22–23.
  • [10] ПСРЛ. Л., 1982. Т.37. С.18 (текст списка Мациевича), 57 (текст Архангелогородского летописца по трем спискам).
  • [11] Статья открывается заголовком «Олгово княжение»; дважды упоминается, что Олег носил Игоря на руках.
  • [12] Отмечается, что варяги «налезоста Днепр реку»; пересказывается беседа Олега и Игоря с киевлянами.
  • [13] Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX века. М., 1996. С. 236, 238; Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства: историко–географическое исследование // Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. Монголы и Русь. СПб., 2002. С. 98, 170, 175–176, 177; Кучкин В.А. Формирование государственной территории северо–восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 89, 101, 275–279.
  • [14] Швейковская Е.Н. Государство и крестьяне России: Поморье в XVII веке. М., 1997. С.226–228.

// Рябининские чтения – 2007 Отв. ред Т.Г.Иванова

Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Великий Устюг

Великий Устюг – административный центр Великоустюгского района. Город областного подчинения. Располагается в 450 км к северо-востоку от Вологды на левом берегу реки Сухоны. Численность населения города на 1 января 2014 года составила 31 983 человек. Датой основания города считается 1147 год.

Первое поселение в районе нынешнего Великого Устюга – Гледен – было основано великим князем Владимирским Всеволодом Большое Гнездо на высокой горе у слияния Сухоны с Югом в четырех километрах от современного города в XII веке.

По легенде, название Гледен связывают с тем, что с этой горы открывался хороший вид на окрестности. Из-за изменяющегося течения река Сухона стала подмывать правый берег, на котором располагался Гледен.

Ввиду этого уже в XII веке посадские люди стали переселяться на левый берег Сухоны и основали там новое поселение, названное по устью реки Юг – Усть-Югом или Устюгом.

Несколько веков Устюг и Гледен существовали параллельно. В первой половине XV века Гледен участвует в феодальных войнах между московскими и звенигородскими князьями.

Совет

В 1436 году после двухмесячной осады город был взят Василием Косым, а в 1438 году полностью уничтожен вятичами. После этого город уже не восстанавливался. Часть жителей ушла в Великий Устюг, часть – в село Морозовица, известное с 1440 года.

В память о городе остался Троице-Гледенский монастырь, основанный в XII веке.

Первые достоверные сведения об Устюге относятся к 1212 году, когда в городище был заложен Михайло-Архангельский монастырь. Устюг с самого своего основания служил опорным пунктом ростово-суздальских князей, преграждая дорогу новгородцам в древнее Заволочье.

В XIV-XV веках борьба, разгоревшаяся за Север, не оставила в стороне и Устюг. Новгородцы шесть раз нападали на него. Устюжане выступали на стороне московских князей. В конце XIV века при Великом князе Василии I Устюг окончательно входит в состав Московского княжества.

Во второй половине XV века Устюг сыграл большую роль в собирании северных земель под властью Москвы. Устюжские полки совершили более полутора десятков военных походов.

В 1465 году «охочие люди» из Устюга ходили воевать в Югорскую землю и, пленив тамошних князей, наложили дань. В 1471 году был совершен поход на двинские колонии Новгорода, завершившийся победным сражением на реке Шиленге.

В 1472 году не без участия устюжан к Московскому государству была присоединена Пермская земля, в 1489 году – земля вятичей.

В середине XVI века Устюг перестал быть окраинным укреплением и потерял свое военное значение. Однако благодаря выгодному географическому положению и в связи с открытием торгового пути по Сухоне и Северной Двине к Белому морю, он продолжал развиваться как торговый центр.

Устюг стал главным пушным рынком страны. Рост торговли послужил толчком к развитию кустарных производств и художественных промыслов. В XVI веке торговое значение Устюга настолько возросло, что Иван IV включил его в число опричных городов, дававших деньги «на государев обиход».

Именно в этот период за ним утверждается название Великий. В XVI-XVIII веках богатые устюжские купцы возводят и украшают многочисленные церкви, строят каменные дома. В начале XX века в Великом Устюге велась служба в 27 храмах и 4 монастырях.

Многие из них сохранились до нашего времени.

Соборное дворище – главный храмовый ансамбль Великого Устюга – включает в себя Успенский собор 1652-1663 года с колокольней, собор Прокопия Праведного 1668 года, собор Иоанна Устюжского XVII-XIX веков, Архиерейский дом XVIII века, а также еще несколько церквей и ряд хозяйственных построек.

Михайло-Архангельский монастырь – второй по значению архитектурный ансамбль города, основные каменные здания которого выстроены во второй половине XVII века.

Церковь Вознесения на Торгу 1648 года – самый ранний из сохранившихся памятников устюжского каменного зодчества. Это один из самых впечатляющих храмов Великого Устюга.

Дымковская Слобода – церковный ансамбль XVIII века, расположенный по другую сторону Сухоны от Соборного дворища.

Великий Устюг – родина выдающихся мореходов и землепроходцев. Предприимчивые устюжане раньше прочих прошли вдоль и поперек всю Сибирь от Урала до Тихого океана, что и послужило толчком к началу географических открытий русских землепроходцев в Восточной Сибири и далее. Открытия эти начались в 1648 году походом Семена Ивановича Дежнёва, жителя Устюга.

Отправившись в путешествие на небольших судах – «кочах», Дежнёв первым в мире доказал существование пролива между Азией и Америкой, подробно описал Чукотку, основал Анадырский острог и вернулся в Москву. Пролив впоследствии стал называться Беринговым, но открыл его именно Дежнёв на 80 лет раньше Беринга.

Обратите внимание

Историческая справедливость отчасти восстановлена – именем Дежнёва теперь называется самая восточная точка Азии.

В 1649 году еще один устюжанин Ерофей Павлович Хабаров установил кратчайший путь из Якутска на Амур, проплыл по последнему до самого моря, составил описание увиденных земель и «чертеж реке Амуру». В честь его назван город Хабаровск.

В 1697 году Владимир Атласов открыл и описал Камчатку и Курильские острова, положив тем самым начало периода интенсивного исследования берегов и островов Тихого океана.

В 1745 году Михаил Неводчиков исследовал Алеутские острова, в 1748 году Афанасий Бахов совместно с якутским купцом Новиковым увидел неизведанные ранее северные берега Америки, в 1764 году купец Василий Шилов составил карту Алеутских островов и принял активное участие в их освоении.

За это он получил от Екатерины II медаль «за усердие о взыскании за Камчаткою новых островов». В результате всех этих «взысканий» в 1789 году была организована Северо-Восточная компания, которая впоследствии стала называться Российско-Американской.

Одним из первых директоров компании становится устюжский купец Михаил Булдаков.

В XVIII веке в связи с перемещением торговых путей Великий Устюг, как и многие другие северные города, утратил торгово-транспортное значение. С утратой былой славы менялось и административное положение Устюга. До конца XVII века он был центром огромной территории. В 1682-1788 годах Великий Устюг являлся центром Великоустюжской и Тотемской епархии.

В 1708 году, когда Петр I разделил страну на восемь губерний, Великий Устюг стал центром Великоустюжского уезда и вошел в состав Архангелогородской губернии. С 1719 года Великий Устюг – центр Великоустюгской провинции. С 1780 года – в составе Вологодского наместничества. В XIX век он вступил в качестве уездного города Вологодской губернии.

В 1918-1929 годах Великий Устюг был центром Северо-Двинской губернии РСФСР.

В XVII веке в Великом Устюге сложился известный русский народный художественный промысел – великоустюжское чернение по серебру. В 1933 году образована артель Северная чернь (в настоящее время завод «Северная чернь», производящий художественные серебряные изделия, в том числе ювелирные).

Важно

Во второй половине XIX – начале XX веков предприимчивое устюжское купечество открыло в городе и уезде целый ряд промышленных заведений, продукция которых находила широкий сбыт. Тончайшее полотно из лучших сортов местного льна ткали на Красавинской фабрике наследников Я. Грибанова.

На маслобойных заводах Чебаевских выпускали льняное масло и олифу, на заводе «Новатор» И. Я. Львова – клееную фанеру, на заводе «Бавария» Л. Г. Зебальда – отличного качества пиво и лимонад. Большая заслуга принадлежала устюжанам и в развитии пароходства на северных реках. В городе были открыты пристань и Михайловские мастерские по ремонту и строительству судов.

В 1910-х годах Устюг по развитию промышленности занимал второе место после губернского центра.

Первый музей Великого Устюга – древлехранилище – был открыт в 1910 году в здании Введенской церкви Михайло-Архангельского монастыря.

За время существования в древлехранилище были переданы предметы древности из Михайло-Архангельского, Иоанно-Предтеченского, Троице-Гледенского монастырей, Успенского собора, Кирилло-Мефодиевской, Спасовсеградской, Сретенской Мироносицкой церквей.

Ценнейшие фонды древлехранилища стали основой созданного в 1918 году Музея северодвинской культуры.

Самые яркие и драматические страницы в истории музея – его бескомпромиссная борьба за сохранение архитектурного облика Великого Устюга.

В 1924 году в ведение Музея северодвинской культуры были переданы Михайло-Архангельский собор, Владимирская церковь Михайло-Архангельского монастыря, в 1926 году – Троицкий собор Троице-Гледенского монастыря с его уникальным иконостасом, деревянной скульптурой и колоколами.

В 1970-х годах началась активная работа по восстановлению памятников истории и культуры города, которая продолжается и в наши дни.

Великий Устюг входит в число российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием. Существующий исторический облик города формирует гармоничное сочетание древних каменных церквей и городских усадеб. В городе насчитывается 150 объектов культурного наследия федерального и регионального значения.

Совет

Памятники Великого Устюга являются объектом постоянного внимания тысяч туристов, ежегодно посещающих город. Развитию туризма активно способствует проект «Великий Устюг – Родина Деда Мороза», который реализуется с 1998 года.

При подготовке материала использованы следующие источники:

— Вологодская энциклопедия. – Вологда, 2006;

— Города России: Энциклопедия. – М., 1994;

— Край наш Вологодский. – Архангельск, 1982;

— Степановский И.К. Вологодская старина. Историко-археологический сборник. – Вологда, 1890;

— Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – СПб., 1890-1907;

— www.vologda-oblast.ru: сайт Правительства Вологодской области;

— www.v-ustug.ru: сайт города Великий Устюг;

— www.severgrad.com: сайт туристической компании «Северградъ»;

— wikipedia.org: сайт свободной общедоступной многоязычной универсальной энциклопедии Википедия.