«учитель года россии» — андрей сиденко: трудно ли быть учителем сегодня?

«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ» — АНДРЕЙ СИДЕНКО: ТРУДНО ЛИ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ СЕГОДНЯ?

«учитель года россии» — андрей сиденко: трудно ли быть учителем сегодня?

В 2015 году, Андрей Сиденко — учитель информатики из 29-ой школы деревни Беляниново Мытищинского района Московской области, вошёл (единственный из россиян) в топ-10 самых влиятельных и самых цитируемых педагогов мира по версии учительского сообщества США Connect Learning Today. А немного ранее, Андрей стал победителем конкурса «Учитель года России-2013».

Сегодня речь пойдет об Андрее Сиденко, члене «Молодежной общественной палаты России».

Трудно ли быть учителем сегодня? Насколько важны электронные ресурсы для педагога? В чем трудности и преимущества информатизации образования? Эти и другие вопросы были подняты в процессе беседы с учителем-инноватором – Андреем Сиденко.

Молодежная общественная палата России: В первую очередь, хотелось бы спросить: вы всегда хотели быть учителем? Это ваше целенаправленное решение?

— Любое решение преследует определенные цели, и выбор профессии здесь не исключение. Профессия учителя, как минимум, нескучная, ведь каждый день на уроках ты пытаешься найти свой уникальный подход к ученику, вдохновить его, «зажечь», суметь направить его на поиск знаний.

Самые необычные в мире женщины

Обратите внимание

Конечно, это нелегкая работа, но очень интересная. Профессия учителя для меня — это сделанный выбор. После школы были различные варианты продолжить свое обучение; сейчас уже не имеет смысла перечислять все направления и связанные с ними интересы, но поверьте, их было не мало.

Так или иначе выбор сделан и я не жалею, что выбрал профессию учителя. В настоящее время в школу приходят молодые ребята, которым интересно работать с детьми.

На мой взгляд, важно принимать активное участие, чтобы этот интерес сохранять и развивать, и образовательная политика в нашем государстве способствует этому.

МОП: В 2010 году вы победили на конкурсе проектов и разработок в области информационных проектов IT прорыв, никогда не возникало желания уйти в коммерцию?

— На самом деле, это было достаточно давно, и в ходе работы над этим проектом мне удалось познакомиться с интересными людьми, в том числе из коммерческой сферы.

С некоторыми из них мы общаемся до сих пор, стараюсь не отказывать, если просят помочь проконсультировать по образовательным технологиям, помочь в каком-либо еще направлении. Полностью променять школу на коммерческое дело у меня никогда не возникало желания.

Все-таки есть еще и определенные обязательства перед моими учениками, которые, как и я, ждут уроков, но это вовсе не исключает перспективу моего сотрудничества с компаниями в качестве консультанта.

МОП: Какие педагогические ресурсы вы регулярно просматриваете? На каких авторов вы обращаете внимание в первую очередь?

— В настоящее время появляется много интересных ресурсов, которые мне просто необходимы для работы. Во-первых, я бы назвал edutainme.

ru, очень интересный ресурс для тех, кто интересуется инновациями в образовании, технологиями преподавания и событиями в области образования.

Ресурсом занимаются Владимир и Наталья, они профессионалы и просто замечательные ребята, с которыми мне посчастливилось познакомиться.

Совсем недавно стал все больше просматривать новостные ленты ресурса mel.fm. Статьи в основном посвящены серьезным сравнительным исследованиям в области педагогики, а иногда попадаются неординарные истории про школу и школьную жизнь. Что касается подготовки к урокам, то я пользуюсь ресурсом edcommunity.

ru — ресурсом для учителей, контент которого наполняется самими педагогами.

Важно

Здесь можно найти и методические разработки для урока, и описание различного программного обеспечения, которое можно использовать в своей работе, а если что-то не получается, то всегда можно спросить, вам обязательно ответят и помогут, это и привлекает.

МОП: Сейчас вы работаете общеобразовательной школе, есть ли у вас желание попробовать себя в качестве преподавателя вуза?

— Мне нравится то, чем я занимаюсь, но я бы не отказался от работы в ВУЗе, важно, чтобы время позволяло. В этом году планирую поступать в аспирантуру, чувствую, что пора оформить все накопившиеся мысли в диссертационную работу.

МОП: Вспомните ваши первые уроки в школе, как вы к ним готовились, сколько времени занимал этот процесс.

— Подготовка к урокам — это не какое-то отдельное время, например, с 18 до 20, это происходит постоянно в течение дня. Хорошую идею для урока можно придумать во время прогулки или за чтением книги, причем это скорее творческий процесс, который требует разностороннего владения материалом и смежными темами из других предметов. Все зависит от урока, от темы и класса.

Я не сторонник конспектов, которые нужно писать, какие-то определенные моменты учитель сам способен расставить, ориентируясь на временной интервал между учебными действиями, но не более того.

Часто таким инструментом для меня является динамическая презентация, изменить которую можно прямо в ходе урока, ведь каждый урок — это уникальное событие, которое происходит вместе с конкретным учителем и конкретным классом.

МОП: Многие учителя сетуют на излишнюю бюрократизацию школы. Большое количество времени тратится на бессмысленные заполнения отчетов, все больше исчезает момент творчества, его место занимает стандартизация программ и образования. Каково ваше мнение на этот счет? Как вы справляетесь с различными требованиями по составлению УМК и других отчетов?

— Учебно-методический комплекс, по которому работает учитель, конечно, обладает определенными стандартными элементами, но не стоит воспринимать все так тоталитарно. Всегда есть возможность найти творческий подход, который будет интересен, в первую очередь, учащимся.

Последние несколько лет заметил, что «бумажной» работы стало заметно меньше, есть возможность готовиться более тщательно. Появилось время находить материал, читать книги, заниматься самообразованием. В этом направлении ведется огромная работа со стороны органов управления и чиновников.

Могу привести хороший пример, в этом году мы отказались от бумажного журнала, теперь все оценки выставляем только в электронный журнал. Это намного удобнее, чем использовать бумажный, и тем более использовать два журнала.

Но здесь нужно быть очень осторожным, во-первых, решение было коллективным, во-вторых, была поддержка с нескольких сторон: администрации школы, родителей и самих учеников.

И нужно понимать, что это был многолетний труд, мы к этому шли не один год, и в настоящее время ведется работа по совершенствованию ведения дел в электронном журнале, пытаемся рефлексировать опыт, транслировать его и, конечно, оказываем помощь тем, кто тоже хочет использовать в своей работе электронную форму учета отметок успеваемости.

МОП: Есть ли у вас какие-нибудь увлечения помимо информатики и образования? Чем вы занимаетесь в свободное время?

— В свободное время читаю, книги не только по образовательной тематике. Стараюсь заниматься спортом. Люблю путешествия и просто прогулки вместе с семьей.

Увлекаюсь фотографией, не сказать, что серьезно, просто иногда нравится самому находить необычные ракурсы привычных вещей, которые нас окружают каждый день.

Совет

Обычно использую инстаграм, наверное, для того, чтобы сохранить какие-то моменты в жизни.

МОП: Что бы вы посоветовали читателям. Это может быть подборка из трех книг, фильмов или просто совет от вас.

— Советовать читать что-то конкретно, зачастую очень сложно, потому что каждый человек очень индивидуален и то, что подойдет и понравится одному, может вызвать негативную реакцию у другого.

Могу сказать, какую книгу прочитал совсем недавно, и, которая меня достаточно сильно впечатлила, это «Инноваторы» Уолтера Айзексона. Интересные истории из жизни людей, которые меняют наш мир.

Я бы посоветовал прочитать ее в первую очередь тем, кто интересуется информационными технологиями.

Цитаты Андрея Сиденко:

— Если в школе работают в большинстве своем женщины, это совсем не означает, что учитель – женская профессия.

— Ребенок не должен быть зарегистрирован в социальных сетях. «Общение» в них – это обманка нашего времени.

— Это мы, взрослые, с малых лет приучаем детей к гаджетам, отдаем ребенка «цифровой няне».

— О непростых детях говорят в любое время. Я уверен, что сто лет назад о молодом поколении говорили то же самое.

Учителем года стал сельский преподаватель информатики Андрей Сиденко. Новости. Первый канал

«учитель года россии» — андрей сиденко: трудно ли быть учителем сегодня?

Лучшего педагога страны чествовали сегодня в Москве. В преддверии профессионального праздника работников образования объявлены итоги Всероссийского конкурса «Учитель года». В этот раз победителем стал Андрей Сиденко — сельский преподаватель информатики.

Ими гордится школа — обычно эти слова посвящают ученикам. Но сегодня они для преподавателя информатики 29-й школы деревни Беляниново Московской области. Андрей Сиденко стал абсолютным победителем всероссийского конкурса.

Приз лучшему учителю России вручают в 21-й раз. «Хрустальный пеликан» — как символ самопожертвования ради детей. Еще одна награда — овации от коллег. Аплодисменты педагогу, которому еще нет 30.

И он не мыслит себя без деревенской школы. Разговорам о нелегкой учительской доле предпочитает беседы по душам с учениками. Они его уже поздравили по телефону.

Сегодня с победителем и лауреатами конкурса пообщался президент.

«Учительство в России всегда имело особую миссию. Без образованных людей не возможен прогресс, но в современном мире это стало особенно заметным, особенно важным и особо осязаемым. Те, кто хотят иметь будущее, должны, прежде всего, вкладывать не столько в станки и оборудование, хотя и это важно, сколько в головы тех, кто эти станки и оборудование создаёт», — сказал В. Путин.

В руках педагогов фактически будущее страны. В профессиональном конкурсе участвуют те, для кого 45 минут у классной доски не просто урок, а целая миссия.

«В своей работе пытаюсь, кроме информационных компетенций, технологических компетенций, еще формировать информационную культуру. Это очень важно в современном мире, потому что как раз вопрос становления информационного общества невозможно без информационной культуры», — уверен победитель конкурса «Учитель года России-2013» Андрей Сиденко.

О том, насколько важен в современном мире его предмет, наверняка рассуждал каждый из 15 приглашенных педагогов. За столом с Владимиром Путиным — физруки, филологи, учителя английского языка, информатики, истории, физики. Финалисты конкурса из разных регионов страны.

За чаем президент предложил обсудить наиболее острые вопросы отечественного образования: «То, что жилья не хватает и зарплату надо повышать, я знаю, мы об этом тоже поговорим, но что касается организации самого учебного процесса, взаимоотношений садминистративными различными структурами — начиная от управления самой школы и кончая структурами в районе и области. Вопросы структуры самой образовательный системы, нагрузки на школьников, распределения времени изучения тех или других предметов, конечно, совершенствование системы ЕГЭ».

В разговоре о проблемах российского образования они умолчат о своих успехах. Учитель Ахбердилов из маленькой дагестанской школы стал настоящим летописцем. Историк собирает рассказы стариков и пишет по ним книги. Физик Колпаков из Томска растит победителей всероссийских олимпиад.

Обратите внимание

Его ученики поступают в ведущие мировые вузы. А педагог Сиденко из Беляниновской школы разрабатывает сайты — ресурсы, где онлайн могут общаться родители и педагоги, а дети узнавать домашнее задание и получать консультации. Не отказывает в советах молодой учитель и в реальной жизни.

«Когда мы приходим на урок к Андрею Григорьевичу, мы всегда с ним здороваемся и спрашиваем, как дела. То есть он учитель, как свой», — говорит ученик средней школы № 29 деревни Беляниново МО Виталий Мясников.

По своему учителю они успели соскучиться, пока он участвовал в конкурсе. Ждут, когда завтра Андрей Григорьевич по привычке перешагнет порог класса, но уже вместе с «хрустальным пеликаном».

«Учитель года» уже не тот: как изменится всероссийский профессиональный конкурс

«учитель года россии» — андрей сиденко: трудно ли быть учителем сегодня?

Победитель «Учителя года России — 2017» Илья Демаков, министр образования Ольга Васильева и председатель большого жюри Виктор Садовничий на вручении Хрустального пеликана

Много лет всероссийский конкурс «Учитель года» был настоящим праздником и отдушиной преподавателей — на нём и правда отмечали труд лучших учителей страны. В скором будущем конкурс ожидают перемены, правила несколько изменятся. В профессиональном сообществе уже волнуются. Педагог Арсений Попов, который сам становился финалистом конкурса в 2012 году, считает, что волнения не напрасны.

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Редактор «Учительской газеты» — одного из соучредителя конкурса — написал большой текст о том, как прошёл оргкомитет предстоящего «Учителя года» в Санкт-Петербурге. Пётр Положевец отметил, что всё оказалось не так благостно, как описано на сайте Министерства просвещения. Конкурсное сообщество в основном с ним солидарно.

Кратко посвящу вас в суть происходящего. Конкурс ждут большие перемены.

Их инициатором, по всей видимости, стала министр Ольга Васильева, а представил новую модель Андрей Петров, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования.

Новшества внесены без учёта мнений «Учительской газеты» и Общероссийского профсоюза образования — соучредителей конкурса. Нововведения затронули половину конкурсных испытаний, четыре из восьми.

Организаторы посчитали необъективным конкурс «Интернет-ресурс», указав на то, что сайты участников создаются «под конкурс» и после него оказываются заброшенными.

С этим несогласны, например, абсолютные победители разных лет Алексей Овчинников и Андрей Сиденко, отметившие, что их сайты созданы задолго до их решения принять участие в конкурсе и наполняются информацией по сей день.

Оргкомитет предлагает заменить испытание на «создание страницы и/или группы в одной из имеющихся (на выбор) социальных сетей».

Важно

Наверно, самым неоднозначным из нововведений стала замена «Образовательного проекта», создаваемого конкурсантами совместно под наблюдением жюри, на испытание «Директор класса», представляющее собой создание видеоролика по домашней заготовке. Инициаторы аргументировали замену тем, что жюри не может объективно оценить вклад каждого участника в совместный труд.

Эту позицию подверг жёсткой критике Пётр Положевец, отметив, что «из всех конкурсных испытаний только „Образовательный проект“ проверяет навыки командной работы, проектной деятельности, компетенции из разряда „софт скилз“, коррелируясь с требования Профстандарта педагога».

Вита Кириченко, «Учитель года России»—2012 и директор школы № 1520 высказала мнение, что провести испытание «Директор школы» на должном уровне будет практически невозможно из-за проблем с логистикой, а Андрей Сиденко отметил, что хороший видеоролик за несколько часов не сделать.

Новое испытание «Классный час» заменит традиционный «Педсовет». С одной стороны, кажется логичным оценить умение конкурсантов проводить классные часы.

Хотя многие отмечают, что живое обсуждение проблемы, которая становится известна непосредственно перед испытанием, заменяется на ещё одну «домашнюю заготовку», а к таковым у сообщества, связанного с конкурсом, традицинно отрицательное отношение.

Вишенками на торте стали примечания к решению, касающиеся работы жюри. Во-первых, в конкурсе теперь не будут участвовать жюри из учеников и родителей, что стало следствием позиции «профессиональный конкурс должны судить профессионалы».

Пётр Положевец считает, что это решение противоречит логике развития системы образования, делающей ставку на открытость. Во-вторых, вводится ротация — членом межпредметного жюри можно быть не более трёх раз, членом большого жюри — не более пяти.

От ограничений освобождён только его председатель.

На ротации жюри особенно настаивала министр Ольга Васильева:

  • «Не может человек более пяти лет объективно оценивать в жюри конкурса».
  • «Объективности через пять лет не бывает ни в чём».
  • «Вы не можете оценивать объективно, любя это дело. Так не бывает. Значит, должны прийти новые люди, которые в этом году будут по-новому оценивать эту историю».

Таким образом, за бортом окажутся многие кандидаты и доктора наук, народные учителя, заслуженные и почётные работники системы образования, уже не способные, по мнению Ольги Васильевой, объективно оценить конкурсантов. Главный редактор «Учительской газеты» считает, что этим решением организаторы подвергают сомнению объективность оценки предыдущих членов жюри, а, как следствие, и определение победителей прошлых лет.

Решения оргкомитета вызвали отклик в соцсетях многих победителей, участников и членов жюри конкурса прошлых лет.

Александр Демахин:

«На наших глазах происходит передел конкурса.

«Новоиспечённые» испытания второго тура — «Директор класса» (умолчу тут о бессмысленном названии) и «Классный час» замыкают учителя в роли человека, который работает с детьми и только.

Теперь он может только работать с детьми (нисколько не умаляю важности этого) и «поговорить» с министром. Осознанное участие педагога в развитии системы образования, теперь, очевидно, не подразумевается.

Совет

Вместо импровизационного «здесь и сейчас» новые испытания подразумевают домашние заготовки

Что касается странного утверждения министра о том, что пять лет — предел для объективной оценки чего бы то ни было, то интересно, распространяется ли её мнение об этом сроке на все сферы деятельности в нашей стране: государственное управление, например. Конкурс, я уверен, переживёт и эти «инновации», ведь он силён не тем, что подчиняется вертикали, а тем, что развивается изнутри, обладает мощным ресурсом сообщества».

Алексей Овчинников:

«Нетрудно заметить, что авторы новой модели конкурса создавали его формат, ориентируясь на требования к компетенциям педагога, описанным в Профстандарте.

Однако те, кто занимается воспитанием, понимают, что в большинстве случаев невозможно организовать эту работу, подразумевающую душевный контакт, знание психологии ребёнка, его способностей, потребностей и возможностей, в условиях открытого конкурсного мероприятия, проводимого на сцене.

В лучшем случае это будет тот же урок на „непредметную“ тему. Может быть, имеет смысл обсудить идею и формат конкурсного испытания, оценивающего компетенции воспитательной работы не кулуарно, а с привлечением более широкого круга экспертов».

Андрей Лагутин:

«Как жаль, что Ольга Юрьевна не рассказала про пять лет адекватности оценки Владимиру Владимировичу. Уже смешно слышать очередные глупости про конкурс. «Критики — люди, которые могли бы сделать лучше, если бы умели».

Мне эта буча вокруг конкурса напоминает один советский мультфильм, где главный герой учил, к примеру, ходить сороконожку

Я думаю, все помнят, чем дело кончилось. Конкурс живёт без малого 30 лет. Теперь специально обученные люди улучшат его. И что будет дальше? Если вы хотите проверять исключительно компетенции, то на это есть модель World skills — довольно интересная, оцифрованная от слова «совсем», но конкурс «Учитель года» — это конкурс людей. Да, профессионалов, но людей».

Андрей Иоффе:

«Новая группа организаторов конкурса ярко демонстрирует отсутствие проектного мышления. Не случайно им не нравится групповое задание по разработке проекта.

Какие проекты, если есть директора и министры — надо просто с ними поговорить и получить указания, а в политику не лезть — это дело особых людей, имеющих профессионализм, а не какие-то необъективные победы в конкурсе.

Удивляет ли меня это? К сожалению, нет. Стремление всё контролировать и регулировать неистребимо сегодня в некоторых кругах».

Виктор Голованов:

«Меня удивляет позиция Министерства, которое очень часто в последнее время выступает в роли шоумена. Министр, на мой взгляд, должен постараться использовать потенциал „Учительской газеты“, благодаря которой и появился конкурс, были заложены лучшие традиции его проведения.

Обратите внимание

Каждый конкурсант становится национальным достоянием России, имеющим право открывать свою педагогическую студию. Министр должна слушать и слышать общественное мнение, которое отражается на страницах „Учительской газеты“.

Министерство и раньше не использовало информационный потенциал педагогических СМИ, когда пропедевтика конкурса начинается на страницах Учительской газеты».

Евгений Травин:

«Коллеги! Вы как обиженные дети. Неужели некомпетентность и невежество министра вы увидели только сейчас? И вытеснение профессионалов началось далеко не с жюри «Учителя года». Вот Ямбург с «Новой газетой «давно бьёт в колокола. Попов в Челябинске бьётся. Родители школы Тубельского. А УГ общественным движением, увы, не стало».

Пожалуй, единственное, что было отмечено как бесспорно положительный момент нововведений — продуманная и масштабная программа проведения предстоящего конкурса в Санкт-Петербурге, включающая церемонию открытия в Михайловском театре, объявление лауреатов во Дворце творчества юных, оглашение победителей в Михайловском замке, а также многочисленные экскурсии и «Медный всадник» в Мариинке.

«Должен быть выбор»: победитель конкурса «Учитель года — 2013» об идее ввести единую линейку учебников по всем предметам

«учитель года россии» — андрей сиденко: трудно ли быть учителем сегодня?

Во время ежегодной прямой линии в июне 2017 года президент России Владимир Путин поручил Министерству образования проработать идею введения единых линеек учебников по всем предметам. Согласно исследованию, проведённому в сентябре ВЦИОМ, эту инициативу поддерживают 70% россиян.

На вопросы RT о потенциальных изменениях в линейке школьных учебников ответил Андрей Сиденко — учитель информатики школы №29 в деревне Беляниново Московской области, победитель конкурса «Учитель года России» 2013 года.

В 2015 году Сиденко вошёл в топ-10 самых влиятельных педагогов мира по версии учительского сообщества США Connect Learning Today.

— Создаёт ли имеющееся сегодня множество учебников по различным предметам какие-либо трудности? Считаете ли вы избыточным такое количество пособий?

— Необходимо, чтобы число учебников было оптимальным. Что это значит? На мой взгляд, оптимальное число учебников даёт учителю возможность выбора, возможность варьировать программу, используя разные пособия.

При этом, если есть какие-то избыточные серии, линейки или направления, которые можно исключить, лучше это сделать.

Это связано, в первую очередь, с экспертизой учебников, которую необходимо обязательно проводить, и от пособий плохого качества, конечно, нужно отказываться.

— Сейчас прорабатывается вопрос о создании единых линеек учебников по каждому предмету. Как относятся к этому проекту учителя?

— Насколько я понимаю, речь идёт не об одном учебнике по каждому предмету, а о нескольких. И я придерживаюсь той позиции, что необходимо создать два-три учебника или направления, в которых также будут свои ответвления. Например, профильный учебник в любом случае будет отличаться от базового.

— Получается, что в рамках единой одобренной линейки должно быть несколько уровней?

— Да, в любом случае должно быть несколько уровней, потому что есть разные уровни подготовки учеников, которым нужна разная глубина погружения в конкретный предмет.

К примеру, есть профильные учебники по физике или математике, где содержатся задачи такого порядка, которые сложно будет решить ученику, изучающему этот предмет на базовом уровне.

Кому-то нужно более глубокое, более детальное погружение в какую-то тему. Вполне естественно, что для этого нужен соответствующий учебник.

Практикующие учителя используют разные методические пособия, которые ученики не покупают, просто педагоги используют их для себя, для своих целей.

Я, как учитель, черпаю информацию не только из учебников, которые предлагает нам федеральный перечень, но и из других изданий, в том числе из вузовской программы.

Они находятся за пределами школьной программы, соответственно, и за пределами федерального перечня.

— На ваш взгляд, система единых линеек учебников поможет улучшить эффективность обучения?

— Я считаю, что поможет. Если учебников будет в целом немного и эти линейки все будут знать, то будет достаточно легко провести их экспертизу. Также эта система окажется очень удобной для тех детей, которые переезжают из одной школы в другую по каким-то семейным обстоятельствам.

Важно

Они, занимаясь в одной школе, могут продолжить заниматься по тому же учебнику в другой, начиная с того же места, не будет теряться эта нить, которая связывает ребенка с образовательным процессом.

Сейчас зачастую это происходит не так легко, потому что ученик может начинать заниматься по одному учебнику, потом продолжить уже по совершенно другому, и в итоге могут возникнуть проблемы.

— А что изменится для учителя? Например, вы говорите, что используете и другую литературу. Будет ли проще преподавать материал с помощью таких линеек учебников?

— Конечно, но я могу говорить только за себя. Учитель — это профессия творческая, профессия по призванию. Мне будет в любом случае удобно. Я хочу акцентировать внимание на том, что учителям важна вариативность. Когда учитель выбирает учебник, он должен иметь этот выбор, он должен понимать, какие ещё варианты существуют. Это очень важный момент.

Дело даже не в силе привычке, а в том, что выбор позволяет создать оптимальную программу для тех детей, с которыми они работают. Это зависит от школы, от уровня подготовки детей, от множества разных факторов, которые необходимо учитывать. И в зависимости от этих факторов учитель выбирает программу подготовки.

Когда есть возможность выбора учебников разного уровня для разных учеников — это более правильный подход.

— Одна из целей введения базовых линеек учебников — предоставить детям возможность получить равное образование. Удастся ли этого добиться?

— Думаю, что да, и тут важно отметить, что речь идёт не о том, чтобы уравнять учащихся на одинаково плохом уровне. Мы все стремимся к тому, чтобы дать одинаково высокий уровень. У нас очень большая страна, в которой огромное количество школ. Есть школы со своей уникальной культурой, со своими традициями, с разным уровнем образования, есть профильные школы.

Я ещё раз повторю, что внутри одной линейки необходимы разные учебники. Если вы в профильную школу придёте с базовым учебником и скажете, что есть сейчас вот только такой учебник и больше никакого, то понятно, что это вызовет определённый негатив, — должен быть выбор. Если ученики и учителя готовы заниматься по профильному учебнику, у них должен быть профильный учебник.

Если не готовы, то должен быть базовый.

— Давайте попробуем резюмировать вашу позицию. Вы считаете, что необходима линейка учебников, утверждённая на государственном уровне, при этом внутри этой линейки должны быть пособия разного уровня, чтобы учитель мог варьировать тот уровень, который он даёт конкретным школьникам в конкретной школе. Всё верно?

— Да, абсолютно верно. Сейчас, в принципе, все учителя примерно знают уровни имеющихся учебников и то, с какими детьми по ним можно работать. Если я беру учебник для работы, я должен понимать, какого качества в нём материал, какого уровня задания, и, соответственно, я уже принимаю решение.

Не должно быть одного-единственного учебника — хотя бы два-три в одной линейке, чтобы обеспечивалась эта вариативность для учителя при планировании занятий, составлении учебного плана, также нужны пособия разного уровня. Благодаря этому удастся избежать того, что от хорошего учебника откажутся.

— Что ещё нужно проработать, кроме учебников? Может быть, больше использовать современные технологии?

— Сейчас есть хороший проект «Российская электронная школа», который позволяет транслировать уроки со всей страны, чтобы любой учащийся мог подключиться и посмотреть материалы по той теме, где у него есть какие-то пробелы, или по той теме, которая ему особенно интересна.

Мне кажется, подобного рода материалы востребованы, потому что это материалы, которые попадают после экспертизы, качественной подготовки. Это не «Википедия», где есть недостоверная информация, а проверенные материалы.

Это одно из тех средств, которые необходимо обязательно внедрять.

«Учитель года России» об образовании и его оценке

«учитель года россии» — андрей сиденко: трудно ли быть учителем сегодня?

Кроме Александра Шагалова в финал соревнования также вышли учитель русского языка и литературы Андрей Барашев из Ростовской области, преподаватель химии Евгений Ковалев из Волгограда, учитель математики и информатики Антон Лагутин из Московской области, а также преподаватель биологии Максим Рыжов из Санкт-Петербурга. Они получили «Малых хрустальных пеликанов».

Про абсолютного победителя конкурса известно, что он работает преподавателем русского языка и литературы в школе № 7 имени Г.К. Жукова города Армавира Краснодарского края. В течение года лауреат «Учителя года России — 2016» будет общественным советником министра образования.

Совет

Трудовой стаж Александра Шагалова — три года. Он — выпускник Армавирской государственной педагогической академии, Шагалов окончил ее в 2012 году. «Я воспринимаю свою победу не как свою собственную победу.

А как победу всего учительского сообщества вообще», — с такими словами выступил Шагалов на церемонии награждения в Государственном Кремлевском дворце.

В свою очередь, Ольга Васильева подчеркнула, что в первый раз за всю историю конкурса на него отправили заявки педагоги из всех регионов России. «И важно, что среди участников было очень много молодых учителей.

Педагоги — это люди, в руках которых находится будущее России.

Без вашего профессионального роста невозможно движение вперед, и этот конкурс — большой трамплин для роста», — добавила она, вручая главную награду вечера.

Решающим для пяти педагогов испытанием стал «Круглый стол образовательных политиков», прошедший накануне в Минобрнауки при участии Ольги Васильевой. По его итогам определили абсолютного победителя соревнования «Учитель года России».

В жюри, оценивавшее ответы конкурсантов, вошли ректор МГУ Виктор Садовничий, ректор МПГУ Алексей Семенов, директор гимназии № 1520 Вита Кириченко, а также победители региональных конкурсов «Учитель года».

Свое мнение по поводу тезисов финалистов также высказали родители и ученики школы № 1535, а также гимназии № 1520.

Финалистам конкурса нужно было ответить на десять вопросов. «Учёба.ру» сделала конспект ответов Александра Шагалова, победителя конкурса «Учитель года России — 2016».

Что такое, на ваш взгляд, качество образования?

Под качеством образования я понимаю огромную системную деятельность, в которой главное слово — результат. Оценить его сложнее всего. Есть долгосрочные результаты, которые оцениваются в течение нескольких лет, а есть оценка за экзамен, которая является лишь малой частью качества образования. Главное — что будет потом с учеником и кем он станет.

Должно ли быть единым представление о качестве образования? Если да, то в каком масштабе: глобальном, национальном или в рамках профессионального сообщества?

Обратите внимание

Я считаю, что качественное образование — это качественный учитель. В этом процессе нет «я», есть «мы». Представление о качестве должно быть глобальным и одинаковым по всей стране.

Для чего это нужно и как это сделать? На мой взгляд, здесь нужно учитывать мнение государства и учительского сообщества, потому что мы работаем в государственной сфере. Поэтому мы должны идти в русле государственной стратегии, государство указывает нам путь.

Смотря какое будет представление, такого ученика мы поможем сформировать. Я еще раз повторюсь, что очень важна личность, а не просто успешный ученик, который хорошо знает предметы.

Важна личность, а не просто успешный ученик

Влияет ли время на требования к качеству образования?

Время — понятие философское, и у каждого есть свое представление об этом. Время нельзя остановить, но мы входим в будущее, оглядываясь на прошлое и живя в настоящем, то есть это процесс.

На мой взгляд, время влияет на качество образования: на систему его оценки, на какие-то внешние структуры.

Но самое главное — это человеческие ценности в образовании, в отношениях «учитель — ученик», «учитель — общество», «ученик — общество». Они незыблемы, и были и в 19, и в 18 веках.

Кто должен проверять тех, кто проверяет качество образования?

Контроль в качестве образования должен быть, но эту вертикаль можно настраивать бесконечно. А кто будет проверять тех, кто будет проверять тех, кто будет проверять качество образования? Поэтому я думаю, что вполне достаточно одной структуры. Однако сложность заключается в том, что должна быть грамотная и четкая структура оценивания.

Нельзя судить о талантах молодежи и ее образованности по результатам качества образования

Какие решения нельзя принимать по итогам оценки качества образования?

Важно

Если нас не удовлетворяют результаты качества образования, то нельзя судить о талантах молодежи и ее образованности и учителях.

Действительно, в первую очередь нам легко измерить «знаниевую» структуру (знает или не знает ученик конкретные вещи), то есть предмет оценить легко. И эта оценка ложится в структуру, далее составляются рейтинги регионов, школ и т.д.

Причем очень часто школы, которые в них не вписываются, называют на совещаниях отстающими или неуспевающими. На мой взгляд, не нужно ставить оценку школам, потому что они могут исправиться, и не стоит судить по этому баллу о молодежи и развитии общества.

Потому что можно иметь «три» по русскому языку, но быть отличным биологом. Или можно недостаточно хорошо знать физику (хотя это плохо, конечно же), но при этом быть интересным литератором.

Что остается вне зоны внимания, когда оценивается качество образования?

Вся последующая жизнь выпускников. Их классные руководители знают, куда поступили ребята, и можно ознакомиться с этими данными, а вузы делают отчеты, куда потом человек устроился работать. Но что дальше? На установочном семинаре (один из этапов конкурса. — Прим. ред.) мы писали эссе «Учитель — это профессия дальнего действия».

Мы очень часто хотим сразу видеть результаты нашей деятельности, но, к сожалению, порой они отсрочены на десятки лет.

Сколько, например, детей у бывших учеников, когда они стали взрослыми людьми? Кем они стали и как воспитывают своих детей? Каких они достигли профессиональных высот? Почему это не может быть качеством образования? И последнее — посмотрите на участников круглого стола.

Ведь от того, какие были у нас предметники, во многом зависел выбор нашей профессии, мы брали у своих учителей ориентиры и методики. Иначе говоря, мы — это сумма тех, кто был до нас. Это остается вне зоны внимания, потому что это практически невозможно отследить и оценить.

Какую форму оценки качества образования вы считаете наиболее объективной?

Совет

Должна быть одна большая система, потому что только ЕГЭ и ОГЭ — это не показатель качества. Нужно, чтобы было что-то еще.

Сомнения в себе помогают мне двигаться вперед

Какова роль самооценки в качестве образования?

Я думаю, что без самооценки человек вообще не может развиваться. Она важна в любой профессии и в творчестве. Для меня самооценка — это прежде всего сомнения в себе. Если я в себе сомневаюсь и решаю какие-то вопросы, это значит, что я двигаюсь вперед. Пусть медленно, но я иду.

Россия участвует во многих международных исследованиях. Зачем они нам?

Извините, может быть, я скажу крамольную мысль, но зачем они нам? Качество нашего образования, самобытного, классического и всесторонне развитого, нужно оценивать нам. Поэтому, на мой взгляд, не стоит обращать слишком большое внимание на оценивание со стороны.

Какая зависимость существует между качеством образования и качеством жизни?

Мне кажется, что качество жизни напрямую зависит от качества образования. То, что у нас внутри и что мы вынесли из школы, то мы и передаем в наше общество. Какие ученики, такое и наше общество.

«Учитель года России» — Андрей Сиденко из Подмосковья

«учитель года россии» — андрей сиденко: трудно ли быть учителем сегодня?

3 октября Дворец пионеров на полдня стал Дворцом педагогов — здесь прошло торжественное закрытие всероссийского конкурса » Учитель года 2013″. Главный приз, хрустального пеликана, получил учитель информатики из Подмосковья Андрей Сиденко.

Лучшие учителя страны становятся все моложе и моложе. Вот и на этот раз абсолютным победителем стал 28-летний Андрей Сиденко, учитель информатики школы №29 деревни Беляниново Мытищинского района.

Жюри впечатлилось тем, как педагог организовал мастер-класс, где продемонстрировал скрытые возможности обычного смартфона.

В качестве примера Андрей отправил учеников наматывать круги вокруг здания и показал, как просто измерить сожженые ими калории.

— Я учился и проходил практику в Москве, в центре образования Ефима Рачевского, — рассказывает победитель. — Но преподавать ушел в сельскую школу, и сделал это совершенно сознательно. У нас замечательный коллектив, и наш директор поддерживает все инициативы. Все программы не спущены сверху, а продуманы учителями от и до.

Андрей родился в учительской семье, и даже его супруга преподает в столичной школе. Видимо, он так привык к постоянному общению с коллегами, что создал специальную соцсеть для педагогов. Те идею одобрили, и сейчас социальная сеть насчитывает более 30 тысяч пользователей.

— Меня привлекают нестандартные решения в педагогике, — говорит Андрей Сиденко. — 3d-моделирование, IT-технологии, нтернет… Все это может пригодиться на уроке, поэтому я внимательно слежу за всеми новыми течениями.

Финалистов поздравил и президент Владимир Путин. 15 педагогов, вышедших во второй тур, пригласили на чаепитие в его резиденцию в Ново-Огарево.

— Мне доставляет удовольствие встретиться с лауреатами и поздравить вас, — приветствовал финалистов президент.

— Еще раз скажу о большом значении для нашего общества и страны в современном мире того дела, которому вы служите. Учительство в России всегда имело особую миссию — передачу знаний и воспитание.

На учителях всегда лежит особая ответственность. В современном мире Это чрезвычайно важно.

Обратите внимание

Глава государства отметил, что тем, кто хочет иметь будущее, необходимо вкладываться не только в технику и оборудование, но и в обучение тех, кто будет с ними работать.

— Образование становится фактором экономического роста и развития, — сказал Владимир Владимирович. — Это не значит, что мы должны домирировать вовсех сферах. Но мы должны занимать достойное место на мировой арене, и обеспечить свою национальную идентичность.

Дмитрий Новиков, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»: «Искусство педагога – это искусство соблазна»

«учитель года россии» — андрей сиденко: трудно ли быть учителем сегодня?

В начале октября были объявлены результаты Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2013».

Учитель информатики тюменской средней школы №64 Дмитрий Новиков прошел в финал этого профессионального состязания и стал одним из пятнадцати лауреатов. В беседе с корреспондентом 72.

ru он рассказал о плюсах ЕГЭ и электронных журналов, о том, почему нельзя запрещать пользоваться смартфонами на уроке, о тонкостях педагогического мастерства и о многом другом.

Конкурс «Учитель года России» проводится с 1990 года. Его организаторами выступают Министерство образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, «Учительская газета».

Ежегодно победители региональных конкурсов встречаются в финале Всероссийского состязания «Учитель года России», где демонстрируют последние достижения в сфере учительских практик.

Напомним, в прошлом году в пятерку победителей вошел наш земляк Дмитрий Коляденко, преподаватель физики, физической культуры тюменской гимназии №16.

Дмитрий Михайлович, расскажите о прошедшем конкурсе. Каким образом были организованы этапы?

– Конкурс «Учитель года России» состоит из трех этапов – муниципальный, региональный и всероссийский. Победители регионального этапа, а их было 79, приняли участие в первом этапе финала. Он включал три испытания. Первое – представить свой педагогический опыт.

Второе – провести урок, на котором я демонстрировал, есть ли соответствие между тем, что я перед этим презентовал как свою педагогическую идею, и тем, что на самом деле делаю на занятиях.

Важно

Сложность заключается в том, что тебе предстоит занятие с незнакомыми детьми на тему, не известную заранее. Занятие я проводил в обычном десятом классе средней школы Подольска, где состоялся первый этап.

Второе и третье испытание – беседа с родителями и беседа с детьми – тоже проходили в этой школе с реальными родителями учеников этой школы и детьми. Вопросы для бесед я также заранее не знал.

О чем вы разговаривали с ними?

– С родителями я беседовал на приготовленную ими тему карманных денег, а с учениками – на тему самостоятельности.

Что произошло потом?

– По итогам этих испытаний выбрали 15 человек, которые прошли во второй этап. Они стали лауреатами конкурса, и я вошел в их число.

Когда соревнование для вас закончилось?

– Второй этап состоял из дискуссии и мастер-класса. Дискуссия показалась мне несложной. Нас разбили на группы и сформулировали вопросы. В роли модератора выступал журналист из «Новой газеты». Нам нужно было минут 40 обсуждать тему обучения детей с особыми образовательными потребностями и высказать свою позицию.

Какие категории обучающихся подходят под это определение? Это дети с аутистическими чертами?

– Да, но не только. Это и дети с особенностями развития, и одаренные дети, и ученики, чьи родители приехали в нашу страну на заработки. Они плохо владеют языком и поэтому не понимают предмет. Все эти категории школьников нуждаются в особом подходе.

А что представлял собой мастер-класс?

– Нужно было продемонстрировать все свое учительское мастерство. Я думаю, что здесь мне не хватило предметной составляющей.

Я по образованию являюсь философом и в своем выступлении постарался соединить философию и информационные технологии.

Наверное, философия перевесила, и именно это не позволило мне пройти дальше, в третий тур. В нем выбрали пятерку победителей, лучшим из которых стал Андрей Сиденко.

Испытывали ли вы обиду или разочарование?

– Нет, потому что я точно знаю, что нахожусь на своем месте. Когда мы смотрели мастер-классы друг друга, уже на этой стадии стало ясно, кто чего стоит. В этом конкурсе важно занять именно свое место. И мне кажется, что у меня это получилось.

Андрей Сиденко – достойный победитель, и я горжусь, что выиграл наш с ним предмет – информационные технологии. Правда, я думал, что победит учитель из Дагестана, который тоже вошел в пятерку лучших. А насчет себя – не исключаю возможности участия в конкурсе еще раз в другом статусе.

Я мог бы выступить как учитель литературы, иностранного языка или начальных классов. Мое первое образование это позволяет.

–  Победители встречались с министром образования Дмитрием Ливановым и президентом Владимиром Путиным. Была ли у лауреатов такая возможность?

– Да. Победители общались с ними еще и в рамках последнего конкурсного задания, поэтому у них получилось целых две встречи. Лично мне больше запомнилась встреча с министром, на которой также присутствовал и помощник президента Андрей Фурсенко, бывший министр. В ходе непринужденной беседы мы, учителя, смогли задать им все свои вопросы.

О чем вы спросили министра?

– Перед поездкой на конкурс меня приглашали на молодежный портал, где дети передали мне свои пожелания – их вопросы «наверх». Один из них касался электронных учебников. Министр сказал, что масштабное внедрение произойдет ближе к 2015 году.

Проблема заключается в том, что мы затрагиваем интересы издателей, которые заинтересованы в продаже учебников. Но в век информационных технологий им придется перестраиваться и иначе организовывать продажи. Выиграет тот, кто первым перестроится.

А министерство и школьники уже готовы к этому. Система готова разрешить носить в школу гаджеты и искать способы, где они будут включены в образовательный процесс. Кстати, именно этому был посвящен мастер-класс Андрея Сиденко.

Совет

Дети привыкли к чему? Заходишь в кабинет – выключи телефон. А он, напротив, показал, как можно использовать смартфон на уроке.

А что со школьной формой?

– Почему министерство интересуется одеждой школьников, а не более серьезными вещами – действительно сложный вопрос. Министр согласился со мной, что обсуждение одежды на государственном уровне выглядит странным. По его словам, эта проблема носит религиозный характер.

И какова ваша позиция по этому поводу?

– На мой взгляд, детей нельзя выгонять из класса, в чем бы они ни были одеты. Я буду учить всех – и в форме, и без формы, и с длинными волосами, и без волос, хотя многие коллеги со мной не согласятся. Здесь мы уже наблюдаем конфликт образов жизни.

Учитель должен сделать свой образ жизни понятным, например, для детей, воспитанных в исламе. Запрещать что-то бесполезно, ведь насильно мил не будешь. А искусство педагога – это, в первую очередь, искусство соблазна.

Ведь так и в любви: ты выбираешь спутника жизни не потому, что он тебя заставил, а потому что он тебя соблазнил.

А какие вопросы вы задавали по поручению коллег?

– Я спросил, когда будет осуществлен переход на электронный документооборот. Сейчас мы ведем и бумажный, и электронный журнал, дублируя информацию. Лично мне это неудобно. В электронном документе, помимо всего прочего, еще и автоматически формируется отчетность. Не нужно вручную считать, скажем, пропуски.

И я был приятно удивлен, узнав, что переход к электронным журналам – прерогатива не министерства, а исключительно самих школ. Если они готовы отказаться от двойной работы – не нужно ждать никаких приказов. Часто звучат слова о свободе учителя, но при этом люди забывают, что свободу ему никто не даст, если он сам ее не возьмет.

Я считаю, что в Тюмени часть школ уже готова к отмене бумажных журналов.

Разве легко будет осуществить этот переход? Пожилым учителям, наверное, проще пользоваться проверенными методами.

– Я работаю на губернаторских курсах «Расширяя горизонты» и лично обучил массу людей, не знакомых с компьютером. Бабушки относятся к этому с большим энтузиазмом: ведь, освоив Интернет, они смогут следить за оценками внуков. А что касается пожилых учителей, они тоже охотно идут на курсы и успешно осваивают новые для себя технологии.

Так что единственная проблема, связанная с введением электронных журналов, – это оборудование. Необходимо, чтобы у каждого учителя на рабочем месте находился качественный компьютер, а в школы желательно уже вводить беспроводные технологии. В городе найти на это средства можно.

В области, конечно, качество связи в отдельно взятых деревнях оставляет желать лучшего, и в них, видимо, вводить электронные журналы не стоит.

Вернемся к конкурсу. Какие впечатления у вас остались от встречи с президентом?

– Естественно, мы не могли задать ему вопросы, затрагивающие наши частные интересы. Уровень президента – совершенно другой. Все вопросы пришлось обобщить, и получилось не так интересно, как могло бы быть.

Мы понимали, что ответы можно найти самостоятельно в Интернете, и, в общем-то, Владимир Владимирович именно так и сказал. Но все же я спросил его: «Чем я, простой учитель, могу помочь вам, президенту?». Он – пожилой и усталый человек. Я – молодой и сильный учитель.

И нас таких – сотни и миллионы. Кто от кого должен ждать помощи?

Что вам ответил президент?

– Лучшее, что мы можем сделать для него, – это работать не покладая рук. Каждый из нас может многое сделать для страны, просто хорошо работая на своем месте.

А были ли затронуты наболевшие вопросы ЕГЭ? Ученики жалуются, что из-за подготовки к нему они не успевают готовить домашние задания по остальным предметам.

– ЕГЭ существенно изменится, но никуда не исчезнет. Если детям тяжело, они должны расставить приоритеты. Все зависит от того, чего они хотят. Я здесь выступаю за максимальную свободу. Если ребенку нужен обычный аттестат и три ЕГЭ для поступления – пусть готовится только по этим предметам, а остальные сдает на тройку. В итоге у него освободится много времени.

А как же качественное всестороннее образование?

– Если ученик хочет получить именно такое образование – что ж, пусть тогда готовится по всем предметам. Это только его выбор. Возможно, ЕГЭ суживает горизонт, но, по сути, это очень простой экзамен.

К тому, чтобы сдать его на приемлемый балл, я подготовлю ученика за полгода. Чтобы получить тройку по математике – а это уровень седьмого класса – нужно решить пять типовых задач.

Научить в 11-м классе пяти задачам за 8-9 класс – буквально вопрос недели.

Получается, ужасы ЕГЭ преувеличены?

– Надо же чем-то пугать народ и о чем-то говорить. На мой взгляд, сдавать ЕГЭ нужно по всем предметам, которые изучают в школе, тогда у этого экзамена появится больший смысл. У ЕГЭ большие перспективы, но здесь главное – не оценка.

Обратите внимание

Мы учим предмету, мы учим жить. Когда я был школьником, мне было интересно учить предмет, даже если преподаватель мне был неинтересен. И я хочу, чтобы дети интересовались тем, что стоит за личностью учителя.

В любом случае, ЕГЭ объективен, и он существенно лучше всего, что было раньше.

Есть ли у вас свой личный секрет успеха?

– На курсах в рамках программы «Расширяя горизонты» я работаю не только с инвалидами и с детьми в летних лагерях, но и с подростками, которые оказались в заключении. Это люди со сложной судьбой, и нужно верить, что у каждого из них есть возможность стать лучше.

Нужно увидеть в человеке частичку добра и сделать все, чтобы она проросла – и неважно, на каком уроке это случится. Важно, чтобы не предмет превалировал на уроке, а человечность. Важно, чтобы каждый имел право стать лучше. Кстати, я стал намного лояльнее относиться к детям, которые плохо себя ведут на уроках.

Поработав с детьми в заключении, понимаешь, что дети в школе – просто ангелы, только за шумом и гамом нужно увидеть прекрасные сердца.

Это ваш совет коллегам?

– Не думаю, что я имею право советовать что-то другим учителям. Я у своих коллег только учусь и, напротив, готов выслушать все их советы.