Табасаранский язык – история, родство и отличия

Табасараны: сплав культур и почитание древних традиций

Табасаранский язык – история, родство и отличия

Табасараны — один из коренных народов Дагестана, ведущий историю со времен существования античной Кавказской Албании.

На формирование табасаран повлияли азербайджанская, арабская, персидская, русская культуры, что внесло в жизнь и традиции кавказского народа неповторимые особенности.

На весь мир славятся аутентичные табасаранские ковры: изделия зародившегося полторы тысячи лет назад промысла сегодня выставлены в музеях всего мира.

Название

Долгое время табасаранами называли жителей Кюринского и Кайтаго-Табасаранского округов Дагестана, где также жили таты, азербайджанцы, отдельные ветви лезгин. Ряд исследователей придерживается версии иранского происхождения этнонима «табасаран».

В Средние века на южном побережье Каспийского моря, на территории современного Ирана, находилось государство Табаристан. Слово «табар» в переводе с фарси означает «топор»: основное орудие местного населения в обозначенный период.

Самоназвание «табасаранар» упоминалось обычно лишь в разговорах с соседними народами, официальных документах. Между собой представители народности употребляли этнонимы «капган», «гум-гум»: в прежние времена племя разделялось на две отдельные ветви.

История герба россии — все, что нужно знать

Говоря о языке, табасараны использовали термины «къабгъан» — кабганский язык, «ихь чlал» — наша речь. Кабганами народ часто называли в лезгинской среде, даргинцы именовали их шиланами. Соседские народности использовали производные слова «табасалар»:

  • табасаранал — аварский яз.
  • табасараншуй — агульский яз.
  • табасаранлар — азербайджанский яз.
  • табасаранлы — кумыкский яз.
  • тапсарой — чеченский яз.
  • табасаро — ингушский яз. и др.

Где живут, численность

Табасараны исторически занимали обширные территории Большого Кавказского хребта, его юго-восточные склоны. В отличие от многих коренных народов Кавказа, данные каждой новой переписи показывают увеличение численности представителей народности:

  • 1970 г. — 55 200 чел.
  • 2002 г. — 131 785 чел.
  • 2010 г. — 147 000 чел.

118 847 человек проживает в Дагестане. Наибольшее число табасаран числится в Табасаранском, Хивском, Дербентском районах. Число представителей народности в других регионах России, согласно переписи 2010 г.:

  • Ставропольский край — 6 951 чел.
  • Ростовская обл. — 2 481 чел.
  • Чечня — 1 656 чел.
  • Краснодарский карай — 1 651 чел.
  • Саратовская обл. — 1234 чел.
  • Астраханская обл. — 1082 чел.

Язык

Табасаранский язык, относящийся к нахско-дагестанской семье, включен в Книгу рекордов Гиннесса: его признали одним из наиболее сложных в мире.

Помимо многообразия диалектов и говоров, в табасаранском литературном представлено 48 падежей имени существительного. Лексический состав языка значительно обогащен заимствованиями из фарси, арабского, русского, азербайджанского.

Сложным для иностранцев языком владеет большая часть табасаран — 126 136 человек.

История

Предками табасаран считается древнее племя таваспаров, в античности входившее в состав могущественной Кавказской Албании — союза 26 народностей. Объединение существовало восемь столетий, вплоть до IV века нашей эры. Три столетия спустя начинается Арабское вторжение на Кавказ, в том числе в Дагестан.

Результатом стало присоединение территорий расселения табасаран к Арабскому халифату. Позже регион вошел в состав средневекового государства Ширваншахов. В 917 г. к власти приходит Мухаммад Майсум, представитель арабской династии влиятельных Мазьядидов.

Обратите внимание

По его имени государство стало называться Табасаранским майсумством: образование просуществовало до распада на 24 феодальных удела в XII столетии.

В последующие периоды развития Табасаранское майсумство то объединялось для борьбы с общим врагом, то приходило в упадок, то расцветало. XVII век отмечен крупными междоусобными воинами, истощившими силы объединения. Это привело к снижению влияния табасаранских феодалов и присоединению Табасарана в 1813 г. к России.

Одежда

Традиционный табасаранский костюм соответствовал общедагестанскому стилю. Мужчины носили свободные штаны, рубаху с высоким воротом, бешмет, черкеску, папаху. В холода и в пути грелись буркой, поверх папахи надевали капор. Обязательный элемент мужского наряда — пояс для холодного оружия, ношение которого считалось делом чести.

Девушки носили длинные туникообразные рубахи с округлым вырезом, под них надевали шаровары. Дополняли костюм распашным платьем с длинными рукавами, украшенным вышивкой по подолу, рукавам, груди. Голову обязательно покрывали специальным плотным чепцом — «чухтой».

Замужние полностью прятали полосы под тканью, девушкам разрешалось оставлять косы на виду.

Женщины богато украшали наряды декором, ювелирными украшениями. Традиционный элемент костюма — кожаный, серебряный, тканевый пояс, дополненный вышивкой, кистями, цепочками, монетами. В праздничные дни наряд включал нагрудник и передник, обильно декорированные монетами. Завершали образ массивные серьги, перстни, браслеты, налобные украшения.

Жизнь

Основу жизни табасаран составляла семья, исторически представлявшая большую неразделенную патриархальную общность. Вместе жили и вели общее хозяйство 4-10 семей, включавших три и более поколений, численность доходила до 30-60 человек. По признаку родственных связей большие семьи объединялись в тухумы, где родство велось по материнской и отцовской линиям.

Обычно тухумы жили обособленно, встречались крупные межродовые поселения, где роды селились поквартально. За тухумами закреплялись пастбища, сенокосы, пахотные участки, зоны охоты, рыбного промысла.

Повсеместно распространен обычай взаимопомощи: вместе строили дома, стригли овец, собирали урожай, заготавливали лес, выделывали ткани, войлок, ковры, обрабатывали шерсть.

Несмотря на неоспоримый патриархальный уклад и главенствующую роль мужа, в семье и обществе почитали, уважали женщин, физическое насилие не применялось. Достоинствами жены считались скромность, трудолюбие, красота, но главное — способность иметь здоровых детей.

Значительная часть элементов свадебной обрядности связана с деторождением: осыпание ячменем и орехами, включение в свадебный поезд мальчика и многодетной родственницы, пожелание родить одну дочь и 7 сыновей. Наивысшей милостью Бога считалось рождение первенца-сына: готовиться к этому начинали задолго до свадьбы.

Например, младенцу перед первой стрижкой ногтей руку опускали в муку: верили, что, когда этот малыш вырастет, его первый ребенок будет мужского пола.
Особое внимание уделяли беременным.

Важно

Женщинам запрещалось выходить из дома в темноте, вязать, переходить реку, посещать кладбище: нарушение запретов позволит злым духам навредить матери и плоду. Особо опасались духа ал, овладевающего внутренностями роженицы.

В случае тяжелых, долгих родов жители селения на ковре обносили женщину по всем источникам, защищая от злого воздействия. В первые 40 дней жизни младенцу мазали лицо золой, не оставляли одного, не подшивали края рубашки. Существовал обычай называть ребенка чужим именем, не шить собственную одежду: считалось, так злые духи не узнают о существовании малыша.

Культура

На весь мир славятся табасаранские ковры, выступающие визитной карточкой Дербента. Считается, что по качеству и искусству нанесения орнамента изделия не уступают персидским. Промысел зародился в регионе полторы тысячи лет назад, завоевав за это время всемирную славу.

Ковры табасаранских мастериц хранятся в коллекциях музеев Нью-Йорка, Милана, Парижа, Токио, Лейпцига, Монреаля.
Для изготовления ворсовых ковров используют овечью шерсть, окрашенную природными ингредиентами: корой ореха, полынью, барбарисом, луковой шелухой, зверобоем, душицей.

На создание одного изделия уходило до года, служило оно 300 лет. Качество ковра проверяли оригинальным способом: пускали по нему табун лошадей, вымачивали, оставляли на ярком солнце.

Если после испытаний изделие сохраняло прежние характеристики, его пускали на продажу, считая настоящим табасаранским.

Религия

Ислам укоренился в регионе во время арабского нашествия, однако древние языческие культы сохранились в ряде традиций. Поклонение деревьям нашло отражение в свадебной и похоронной обрядности.

На свадьбу срубленное фруктовое или дубовое деревце украшали лентами, сладкими хлебами, орехами, яйцами.

В случае, если жених или молодой парень умирали, такое же дерево приносили на похороны, но дары на нем выкрашивали золой в черный цвет.

Традиции

Традиционно браки табасараны заключали по сватовству. Цикл обрядов с момента выбора невесты до принятия ее в семью длился несколько месяцев.

В роли сватов выступали родители жениха, приходившие в дом невесты на смотрины. В случае согласия семьи девушки, назначали день свадьбы, размер калыма.

Оставшееся до празднества время родители будущих супругов тесно общались, готовя приданое и калым, а вот молодые друг друга избегали.

Совет

Любимый обряд молодежи — девичник, на который собирались не только девушки, но и дружка, и другие молодые люди. Часто его называли «ломанием орехов»: приглашенные девушки приносили орехи для приготовления свадебной халвы.

Весь вечер они общались, пели песни, готовили халву, а в конце вечера проводили обряд «тушения светильника», длившийся 1-2 часа. В это время юноши могли объясниться в любви понравившимся девушкам, остаться наедине, что в другое время не позволялось.

Накануне свадьбе проводили обряд бракосочетания, на котором молодые не присутствовали. На следующий день за невестой приезжали друзья и родственники жениха — 20 мужчин и 20 женщин, с шутками и песнями выкупавшие невесту.

Например, из трубы дома на длинном шесте выставляли яблоко: сваты должны были попасть в него из оружия.

К дому жениха невесту сопровождала замужняя многодетная женщина и маленький мальчик: считалось, что женщина передает ей свое плодородие, а мальчик символизировал будущего сына-первенца.

В доме мужа устраивали свадебный пир, переодевали новоиспеченную жену в новые одежды, символизировавшие принятие статуса замужней женщины.

Заканчивались обряды взаимными одариваниями, осмотром приданого, танцами, угощением гостей.

Видео

История табасаранского народа

Табасаранский язык – история, родство и отличия

Будучи в родном ауле Кандик, я сидел с пожилыми мужчинами, отдыхавшими после работы на годекане, где вели мирную беседу о днях минувших и сегодняшних… Каждый говорил о своей работе… Собравшиеся обсуждали проблемы современного быта, предстоящего трудового дня.

Я внимательно слушал, улавливая высказывания каждого… Кто-то неожиданно поставил обезличенный вопрос: «Интересно, а откуда мы — табасаранцы, может быть, пришлые люди?». Понял я, что этот вопрос был адресован мне.

Пока я раздумывал ответ, сидевший со мной рядом человек, из-под папахи которого выбилась прядь седых волос, сказал: «Слышал я, что табасаранцы в древние времена пришли из Ирана…

» Возражая ему, бородой опершись на палку, седой человек твердо и уверенно сказал: «Нет, наш народ пришел из «арабустана!» Как бы подтверждая сказанное, он утрамбовал землю палкой, что у него в руке. К увлеченным разговором людям подошел еще один худощавый, высокий, помоложе.

Вмешиваясь в разговор, он произнес: «Некоторые слова нашего языка — свидетели того, что наш народ пришел из Турции… это подтверждает такой факт, как разговоры дербентцев с верхнего магала, где некоторые слова понятны и что они говорят, можно частично понимать. Значит, мы из рода тюркских народов…»

— Может быть и это не так! Тогда откуда такое название «Табасаран и табасараны», такие близкие друг к другу слова? Что означают эти два слова, как их понять?

Обратите внимание

Вступая в полемику с моим седым соседом, тот, который только что подошел, сказал: «Вы хотите узнать тысячелетнюю историю народа двумя словами и узнать, о его происхождении?..»

Кто знает, сколько эпох и веков нависло над историческими судьбами наших предков, сколько еще разных народов приходило и опять уходило?

Недавно, во время рытья фундамента строящегося моста на ровном поле местности Ряхтик, нашли старинные монеты. Пока выясняли дату их выпуска, монеты исчезли… Быть может, эти монеты подсказали бы что-нибудь о событиях, происходивших в древнем ауле Ряхтик…

Собравшиеся на годекане люди стали перечислять одно за другим названия несуществующих аулов, останки которых свидетельствуют о разрушениях и разорениях. И люди стали вспоминать и перечислять названия давно не существующих сел на территории современного селения Кандик.

Вот эти названия: Кьулхар, Ряхжкар, Чиар, Гъимгьар, Хьанар, Илжгьяр, Вакъйир, ТIитIивар, Журсар…

Но ни один из присутствующих на годекане не мог объяснить, когда и в каком периоде были эти села? Каковы их судьбы? Кем и чьей рукой разрушены, уничтожены? Какова была судьба жителей этих сел?

Хотя в некоторых местах этих уже давно уничтоженных сел заметны следы строений, старинных кладбищ и могил, где растут реликтовые деревья, все еще торчат надмогильные каменные стеллы, но никто уже не обращает на них внимания, все рушится, все исчезает. А раньше трогать, разрушать их считалось большим грехом…

Такие «свидетели» истории, как надмогильные или мавзолейные стеллы-камни, повсеместно стали использовать как строительный материал, хотя использование их считается, как указывалось, великим грехом.

Важно

Подобные памятные места на табасаранской земле повсюду и в большом количестве на территории почти каждого села республики.

Разговоры и высказывания моих собеседников — односельчан открывали передо мною неизвестные страницы истории. Я серьезно задумался. Меня поразило то, что наш народ так плохо осведомлен о своем крае, о родине своих отцов и дедов, об истории своего народа.

О неглубоком, о ненаучном, огульном подходе к исследованию в отношении истории, определению судьбы Табасарана и табасаранского народа свидетельствуют некоторые исторические хроники, труды, высказывания и мнения многих ученых, путешественников, исследователей истории, культуры и языка.

В известной и популярной исторической хронике «Тарихи Дербент-наме», изданной в Тифлисе в 1898 г., утверждается, что «население Табасарана было выведено из Кешана и Гиляна».

Там же «большая часть жителей Табасаран исповедовала религию еврейскую и была неверными…

Говорят, что Табасаран был населен колониями разных национальностей из Ирака, Азербайджана, Аравии, Хамса, Дамаска, Дзежира, Моссула и Палестины».

Известный ученый-историк, потомок табасаранских властителей Аббаскули Ага Бакиханов (1794-1847 гг.) в своей книге по истории (Азербайджана и Дагестана), «Гюлистан-и-Ирам» считал Табасаран конгломератом из различных завоевателей, осевших на данной территории. «…

жители части Табасарана, западной части Кубинского уезда Самурского округа и Кюринского владения по большей части состоят из древних народов, смешавшихся с позднейшими пришельцами». Но из каких «древних народов» состоят эти народы не дает разъяснения.

«Обитатели окрестностей Дербента, большая часть Табасарана являются потомками персов, арабов, тюрок, монголов и татар».

Совет

Противоречивость в этих высказываниях очевидна, что часть табасаранов — «из древних народов, смешавшихся с пришельцами», а откуда появилась другая часть, остается не ясно. Такая «раздвоенность» табасаранского народа отвергается единством языка и бытовой культуры, единым пантеоном божеств на территории всего Табасарана.

Какой парадокс, чуть ли не полмира — разные народности заселились на этой исконной территории Табасарана.

Исследователи табасаранского языка ученые П. Услар и А. Дирр также пытались связать происхождение табасаранцев с гуннами, монголами, татарами, основываясь на том, что среди табасаранских племен фигурирует значительное племя со сходным названием «гъуннар» — т.е. «гунны», бытующим до сих пор в народе.

Этнограф и лингвист, профессор А. Дирр писал: «Косые глаза, выступающие скулы, плоские носы, широкое лицо, редкая борода, иногда совсем отсутствующая, — все это признаки монгольской расы».

Далее продолжает он: «Какие-нибудь завоеватели монгольской расы вторглись в старину и после почти поголовного истребления всех мужчин поселились здесь и смешались с туземными женщинами, в которых уже ранее много было семитской крови. Таким образом, произошла смешанная раса и этому обстоятельству табасаранский язык обязан в своеобразном характере своем».

Как бы подкрепляя свое утверждение, А. Дирр продолжает: «В языке табасаран замечается сильное стремление к созвучию гласных, т.е. стремление уравнивать между собою звуки одного слова — это характерная черта татарского языка».

Такое утверждение в корне противоречит тому, что табасаранский язык — это один из кавказско-иберийских языков, хотя в истории были периоды, когда тюркоязычные группы, таборы, тюрки веками господствовали в Табасаране, потому табасаранцы не могли не заимствовать ряд слов тюркского происхождения.

О термине «Табасаран». П.К. Услар пишет: «Табасаран есть название, под которым племя это известно в Дагестане и которое понятно каждому. Так обыкновенно называют себя сами табасаранцы, когда говорят со своими иноязычными соседями — табасаранец».

Но П. К. Услар в то же время утверждает, что этот термин не кавказского происхождения: «Весьма явственно слышится, что название это не есть горское кавказское, — всего вероятнее, «ему можно приписать иранское происхождение». Но и при помощи иранского языка оно — насколько я могу судить — остается необъяснимым.

«Впрочем, — полемизирует П. Услар, — некоторые туземцы-ученые полагают, что Табасаран есть измененный Табаристан, как некогда назывался край, потому что Нуширван поселил в нем весьма много табасаранов. Быть может, это и справедливо, потому что и теперь еще в крае находится много селений, жители которых говорят по татски, т.е. на одном из иранских наречий».

Обратите внимание

Другой ученый, наш земляк, профессор Петербургского университета Казимбек Мирза Мухамад Али (1775-1817 гг.), подготовивший к изданию хронику «Дербенд-наме» писал: «Туземные этимологисты объясняют название «табасараны» через «топорообразные головы», или через «топороносцы», потому что Нуширван так назвал людей, которым поручил охранять Дербенд».

Известный дагестанский историк Гасан Алкадари в своей книге «Асари Дагестан» (изданной на русском языке в 1929 г., стр: 13) писал, что Табасаран «раньше был иудейским».

Были также и другие ученые и авторы, которые, вместо историко-научного подхода к названию Табасаран и табасаранцы, пытались огульно трактовать и связывать их происхождение с персами, арабами, евреями, тюрками, гуннами, монголами, татарами…

Такие многочисленные высказывания и утверждения авторов и ученых ставят перед нами ряд серьезных, порою весьма запутанных вопросов, на которые необходимо ответить.

И я, как поэт-писатель, решил по мере своих возможностей ответить на эти вопросы, определить место и некоторые вехи в истории Табасарана и табасаранцев.

Данные и сведения о Табасаране как о стране в географическом понимании, о табасаранцах, как о народе, проживающем на данной географической территории, которая еще с древнейших времен входила в состав государства Кавказской Албании, мною почерпнуты из физико-географического положения страны, исторических источников и устного народного творчества.

В письменной литературе стран Европы, в восточных странах, скорее всего исходя из особенностей фонем каждого языка, одни называли наш край «Табаристан», другие — «Табарсаран» или «Таваспаран», третьи — «Тапатаран», четвертые — «Табасаран» и т.д. На сегодняшний день все эти названия объединились в одно слово — Табасаран.

Вопрос об этногенезе табасаранов (табасаранцев), безусловно, связан с проблемой происхождения других дагестанских народов. Исследователь табасаранского языка, известный лингвист, профессор П. К.

Услар показал, что табасаранский язык по своей фонетике и грамматическому строю является родственным языком остальным горским языкам Дагестана, что табасаранцы составляют коренное население, сформировавшееся как народность на данной территории.

Важно

С этим выводом согласны все современные исследователи истории и многочисленных языков Дагестана.

Табасаран — в основном расположен на плоскогорьях и пологих холмах, покрыт обильной растительностью: лесами, лесосадами, кустарниками и альпийскими лугами. В Табасаране, хотя местами и есть скалы и каменистые овраги, но мало непроходимых высоких скал и пиков, глубоких ущелий.

На обжитых холмистых склонах и долинах довольно много полей для посева зерновых культур, выращивания садов и бахчево-огородных культур. В крае много водных ресурсов. Реки Чирагчай, Полыери, Рубас, Дарваг, Жвуг нир несут большую массу воды.

Это часть Верхнего Табасарана.

Нижний Табасаран занимает наиболее богатые, плодородные земли равнинной части, так называемые «Арран», простирающиеся до побережья Каспийского моря и зоны лесов Мюшкюр, растянутые до древнего Шабарана и Аррана — древней части Кавказской Албании.

Табасаран географически как Верхний, так и Нижний делится на южную и северную части, которые отделяются рекой Рубас, начиная с самого истока до вхождения с море.

Особенностью территории Табасарана является пересеченность, умеренно-мягкий климат, достаточное тепло и влага, где наличествуют всевозможные земные богатства: все виды хлебных злаков, бобовых, садоводческих, огородно-бахчевых культур и винограда, развитое животноводство.

Огромное стратегическое значение этого узкого прохода между морем и горами, который в V веке нашей эры назвали «Каспийскими воротами», и «Прикаспийский путь» были важнейшей дорогой на территории Кавказской Албании, куда входили 26 племен, народностей, в т.ч. табасаранцы.

С древнейших времен эти стратегически важные узлы и участки привлекали внимание завоевателей и захватчиков чужих земель, северных кочующих народов и южных завоевателей.

Такое положение способствовало беспрерывному нашествию и вторжению многих чужеземных завоевателей и возникновению войн.

Когда бы и с кем бы не происходили столкновения и войны в Южном Дагестане, который от северной части отделял табасаранский хребет, они происходили из-за, как мы уже говорили, исключительно большого стратегического значения территории Табасарана. Во все времена, во все кровавые события втягивался и табасаранский народ, становясь жертвой воюющих сторон.

Как известно, на территории Северного Азербайджана и Южного Дагестана с древнейших времен — с IV—III в. до н.э. и до IV века существовало большое и могущественное государство — Кавказская Албания.

Совет

Территория Албании простиралась от рек Кура и Аракса до отрогов Главного Кавказского хребта. Это государство представляло собой союз — конгломерат 26-ти разноязычных племен и народностей, среди которых были и табасаранцы.

Сведения о каждом из племен и народностей довольно скудны и не всегда достоверны.

Огромное стратегическое и практическое значение территории Кавказской Албании, где вместе с другими народами в одном государстве с древнейших времен проживали и табасаранцы, было причиной того, что здесь беспрерывно происходили нашествия, вторжения и кроваво-разбойничьи войны скифов, киммерийцев, сарматов, иранских ахеменидских царей и сасанидских шахов, многочисленных северных кочующих народов.

В истории известен поход иранского царя Кира (558-529 гг. до н.э.) на Кавказ, который насильственно стал распространять и утверждать на завоеванных землях свою религию — зороастризм в языческой и многобожьей среде кавказских народов.

Возможно, тогда же он стал переселять в южный Дагестан, в том числе и Табасаран, первых ираноязычных татов-иудеев, а проживавших у «Каспийских ворот» и на «Прикаспийском пути» табасаранцев — в Иран.

Можно предполагать, какая это была трагедия для народов южного Дагестана, в том числе и Табасарана.

В новое время, т.е. после утверждения христианского летоисчисления, нашествия, вторжения, разбой, грабеж, кровопролитие на территории Кавказской Албании, куда входил Южный Дагестан, в том числе территория Табасарана — важнейший стратегический участок, еще более усилились. Теперь уже это становится поводом для распространения христианства на Кавказе.

Можно только догадываться, как было трудно и тяжело пережить табасаранскому народу распространение и насильственное утверждение на своей территории чуждой народу религии, которая так и не привилась..

История табасарана. табасаран с древнейших времен до на — табасараны

Табасаранский язык – история, родство и отличия

ТАБАСАРАНЫ

Табасараны относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы, говорят на табасаранском языке нахско-дагестанской группы северо-кавказской семьи языков.

Он имеет несколько говоров, объединяемых в две группы: северную и южную. На основе южных говоров в советское время сложился литературный язык.

Табасаранский язык относится к числу наиболее многопадежных языков мира. В нем 48 местных и 4 основных падежа.

Обратите внимание

Табасараны по дагестанским масштабам относительно многочисленный народ. В . в Дагестане насчитывалось около 28 тыс. табасаран и более 4,5 тыс. жилых домов в табасаранских аулах. По данным переписи населения РФ . на территории России проживает 131785 человек (в том числе 110152 в Дагестане). Большие диаспоры табасаран есть и в странах СНГ.

Больше всего табасаран живет в Азербайджане (около 5 тысяч), потом следуют Казахстан, Киргизстан, Украина (около 3 тысяч в каждом) затем Таджикистан, Туркменистан (около 1 тысячи).

Из регионов России после Дагестана наибольшее число табасаран живет в Ставропольском крае — 5477 человек, Ростовской области-2231, Краснодарском крае -1331, Саратовской области -1276, Астраханской области — 827, Тюменской области -744 и в Москве -731 человек.

Как и другие дагестанские языки, он имеет несколько говоров, объединяемых в две группы: северную и южную. На основе южный говоров сложился литературный язык. По переписи ., русским языком владели 92,5 % табасаран.

На языках соседних народов табасараны называются следующим образом: по-аварски—табасаранал по-агульски—уханар,табасараншуй по-азербайджански—табасаранлы(лар) по-кайтагски—шилан по-кумыкски—табарасан(лар) по-лакски—табасаран по-рутульски—табасарандашура

по-цахурски—тавассаранна

В древних исторических источниках разных народов табасаран называли; по армянским- таваспарами (жителей Табаристана), таваспаранами-(жителей Табасарана), по арабским – табарсаранами, табасаранами, по тюркским- табарсаланами, по персидским — «тэбэр»-жителей Табасарана и Табаристана, во время боевых действий персидские военоначальники из-за зависти и ненависти к маленькому народу -«тапурами», жителей прибрежной зоны Арран-«каспиями», а во времена Кавказской Албании-албанами. Так их называли в разные времена и в разных обстоятельствах исторического развития.

Популяционно-генетическое исследование народов Кавказа по данным о полиморфизме Y-хромосомы и ALU-инсерций

http://www.anrb.ru/molgen/YunusbaevBB.pdf

Полная версия этой страницы: Табасараны / Tabasaran People

Rodstvo.ru > Российская Академия ДНК-Генеалогии > Этнография и антропология

По Носидзе

G у кавказцев:

Абазины—-0.29

Кабардинцы-0.29

Ингуши—0.04

Даргинцы—0.04

Лезгины (дагест)-0.36

Рутулы—0.38

Табасараны-0

Авары-0

В последние годы делались попытки распределить ныне живущих людей на типы или расы на основании одних только физических качеств их – роста, черепного показателя, цвета глаз и пр.

Кроме Колльмана, распределившего европейцев исключительно по измерениям черепа, наиболее важная попытка характеризовать европейцев по их физическим признакам принадлежит И. Деникеру.

В своем последнем, напечатанном в 1898 году, в L'Anthropologie № 2, труде, под заглавием – les races de l'Europe, Деникер за основание для классификации европейских народов берет три признака – черепной показатель на живых, рост и пигментацию, т. е. цвет глаз и волос, обещая в будущем принять в соображение и другие признаки.

Черепной показатель на живых Деникер установил иной чем принят Брока, А. П. Богдановым, а также и немецкими антропологами, а именно:

черепной показатель

Гипердолихоцефалы 75 и менее

Долихоцефалы 76–77

Судолихоцефалы 78–79

Мезоцефалы 80–81

Субрахицефалы 82–83

Брахицефалы 84–85

Гипербрахицефалы 86 и выше

По величине черепного показателя ныне живущие на Кавказе племена распределяются следующим образом:

Черепной показатель

Персы 76,5

Курды 77,3

Осетины 82,6

Закавк. татары суниты 82,6

Горные татары 83,4

Турки Ахалцихские 84,5

Дидойцы 84,6

Грузины собств. 85,5

Армяне Ахалцихские 85,8

Казикумыки 86,2

Табасараны 86,2

Даргинцы 86,2

Армяне Тифлиса 86,3

Уды (удины) 86,6

Лазы 86,8

Евреи горские 87,0

Евреи Кубинского уезда 87,3

Кюринцы 87,6

Айсоры 87,8

Сопоставляя всё вышеизложенное, на кавказском перешейке выясняются четыре главные расы, – две европейского и две азиатского происхождения.

Важно

Вторая кавказская, соответствующая шестой Деникера расе, населяет восточную половину главного Кавказского хребта и состоит по преимуществу из разного названия народностей.

По гипербрахицефалическому – 86 и более – черепному показателю, росту 1,68-1,70, также как по определению Деникера, и пигментации, относящей ее к рубрике брюнетов, эта дагестанская раса почти вполне соответствует расе адриатической.

Распад на языки произошел уже непосредственно на СК с 25 по 15 века до н. э. Это мнение лингвистов. С точки зрения ДНК-генеалогии, этническая общность прадагестанцев видимо, уже имела в своем составе : J1, J2, R1b, R1a. G. Но первые две гаплогруппы доминировали.

Отчего же дагестанские народы так сильно дифференцированны по родам? Почти у всех в качестве второго, а то и одного из 2 основных доминирует род которого почти нет у соседей или он присутствует в небольших количествах. Ведь логично предположить что если все эти рода изначально были у дагестанцев до их распада и переселения на северо-восточный кавказ то пропорции должны быть примерно одинаковые.

А у нас получается:

лезгины — J1+G

табасаранцы — J1+R1b

кубачинцы — J1+R1a

даргинцы — J1+I

лакцы — J1+E+J2

андийцы — J1+I

аккинцы — J1+J2

После багаулинцев у табасаран самое крупное количество западноевропей­ской гаплогруппы R1b, а также стандартный для кавказа в целом кавказский вариант j1*. За исключением r1b таба­сараны по происхождению похожи на другие народы кавказа. Кавказский род r1b отсоединился от западно-европейского приблизительно 2000-4000 лет назад.

Уважаемые читатели! Наверное кто-то думает, что я сказки пишу. Читаем, что пишут на форумах: Напомню, r1b в количестве 34% процентов обнаружена у карабахских армян, а для того чтобы их понять нужно поучить историю.

Напомню, у табасаран по самым спорным их 40%, я приложил верху данные юнусбаева, у него самый маленький процент, и только у него вроде встречается C. Во первых, визуально они кавкасионы. По армянским же данным они представляют этногенез особых армян, куда из кавказской албании заселились гаргары и другие албанские племена.

Совет

численность карабахских армян тама около 400 000, в остальной армении количество r1b мизерное. Напомню, армяне в армении 3 000 000, из которых 400 000 карабахские, и почему именно по карабахским армянам суют данные по гп? Это как бы подэтнос. У остальных же армян очень много других гп, хотя встречается r1b, на уровне 1-4%, но основным является J.

Основной для табасаранских народов R, это r1b1b2. Она же у армян, и возраст около 4000 лет. В таком же количестве как у армян, r1b1b2 найден у грузин. Вот Вам и ответ на все, что написано выше.

Табасараны занимают второе место в Дагестане по северо[чисто европеоидному] антропологическому виду после аварцев.

Великое расселение народов гаплогруппы R1b на Земле.  Этногеографическое распределение  Европа  Современная концентрация R1b максимальна на территориях, связанных с кельтами: в южной Англии около 70 %, в северной и западной Англии, Уэльсе, Шотландии, Ирландии — до 90 % и более, в Испании — 70 %, во Франции — 60 %.

По видимому она связана с докельтским субстратом, поскольку высока её концентрация и у не кельтов басков — 88,1 % и испанцев — 70 %. Кроме того, известно, что, например, строителями Стоунхенджа в Англии было население, обитавшее на острове до прихода кельтов.

  У соседних народов концентрация данной гаплогруппы падает: у итальянцев — 40 %, немцев — 40 %, норвежцев — 25,9 % и других.  У народов Восточной Европы она встречается ещё реже.

У чехов и словаков — 22,6 %, поляков — 12,6 %, латышей — 10,5 %, венгров — 17,3 %, татар — 14,7 %, эстонцев — 9 %, литовцев — 5 %, белорусов — 4,2 %, русских — 6,8 %, украинцев — 5,2 % .

  На Балканах — у греков — от 13,5 %, словенцев — 21 %, албанцев — 17,6 %, болгар — 17 %, хорватов — 11,7 %, румын — 13 %, сербов — 9,6 %, герцеговинцев — 3,6 %, боснийцев — 2,4 %.  Кавказ  На Кавказе найдена у табасаранов до 40 %, осетин-дигорцев — по разным данным до 43 % .

Среди армян Сюника и Карабаха процент представителей гаплогруппы R1b выше — превышает 40 %.  Урал  За пределами Западной Европы высокая концентрация данной гаплогруппы встречается лишь у некоторых популяций башкир (бурзян, гайна и др.) — до 87 %.

Обратите внимание

что, возможно, связано с присутствием до тюркского субстрата, а могут башкирские варианты, наоборот, быть исконной тюркской гаплогруппой, пришедшей из Азии. У башкир высокие показатели как M269, так и M73.  Азия  На Алтае гаплогруппа R1b (субклад R1b-M73)- встречается у кумандинцев — 49 %.  В Турции достигает 16 %, Ираке — 11,3 % и в других странах Западной Азии. В Турции у турок — 21 %.  В Центральной Азии обнаружена, в частности, у туркменов — 37 %, узбеков— 21,4%, казахов (в основном у кыпшаков)— 5,6 %, уйгуров (тюркское племя) — 17,2 %,  Африка 

У камерунцев-мандара до 65 %, у алжирских арабов из Орана — 10,8 %, тунисских арабов — 7 %, алжирских берберов — 5,8 %, в Марокко — около 2,5 %, у арабов Египта — от 1 % до 7 %. 

Основу социальной организации у табасаран составляла сельская территориальная община — джамаат, базировавшаяся на общиной и совокупности частновладельческих видов собственности (мульков). Общины образовывали союзы сельских обществ, независимые («вольные» в русской историографии XIX в.

, их нередко называли «республиками») и частично зависимые от феодалов. Союзы иногда объединялись в союзы союзов (суперсоюз). Большинство табасаранов входило в суперсоюз «Дювек-Елеми», объединявшись союзы общин — Чуркул, Караг и др.

Остальные табасараны находились в разной степени зависимости от феодальных владетелей — майсума и кадия.

Функции управления принадлежали общине, исключая интересы, касающиеся союза.

Военно-политическими и правовыми функциями наделялся преимущественно суперсоюз, имеющий для решения важнейших вопросов верховный орган — сход представителей. В промежутках между сходами этот союз управлялся высшим советом, состоявшим из влиятельных лиц.

Социально-политическая и экономическая жизнь населения общины регулировалась адатом, испытавшим воздействие шариата. Нормы адата были обязательны для всех без исключения.

Во главе управления общины был сельский кавха, обладавший полнотой духовной и светской власти. Общество управлялось старшиной, исполнителем во главе с глашатаем. Наиболее важные вопросы выносились на сход общины. Тяжбы решались по адату (уголовные и гражданские) и шариату (религиозные, семейные, наследственные, по завещаниям, по гражданским искам).

Господствующая форма семьи табасаран — малая семья, однако еще в начале XX в. встречаются пережитки большой семейной организации в форме неразделенных крупных семей.

Важно

Семьи входили в тухум — группу патрилинейных семей, ведущих происхождение от одного предка и имевших четко выраженное родственное, идеологическое и общественное, а не экономическое единство. Тухум не экзогамен, но и не обязательно эндогамен.

Он представляет и общественную единицу, отражая социальное и политическое деление сельской общины, сочленяясь с общинным управлением. В настоящее время господствует малая семья. Брак заключался и заключается в основном по шариату и по светским законам.

Счёт родства ведётся по отцовской и материнской линиям. В 19 веке преобладала малая семья, но до начала 20 века распространены неразделённые семьи, состоявшие из трёх, а иногда и более поколений и включавшие в свой состав несколько брачных пар. Счёт родства ведётся по отцов, и материн, линиям: «бачук! тереф» («ряд папахи»), «лакач терефнан» («ряд по платку»).

Непременное условие внутрисемейных отношений — заботливое, уважитедьное отношение к женщине (жене, матери, сестре, дочери). Выбором невесты или жениха занимались не только семья, но и широкий круг родственников. Невесту подыскивали из круга семей, равных им по социальному и экономическому положению. Преобладающим брачным возрастом как для девушки, так и для юноши — 15-16 лет.

Браки заключались внутри селения. Встречались и межаульные браки. Запрещались браки между представителями семей, вступивших в искусственное родство. Браки совершались по сватовству, но имели место колыбельный сговор, левират, сорорат, обменные браки, похищение. Родственные группыу табасаран обозначаются терминами тухум, насил, джинс, къам, мерасар.

Наиболее употребляемое из них — тухум. Джамаат состоял из нескольких тухумов. Родство ограничивается 7 коленами. Все эти термины обозначают совокупность всех родственных групп (близких, дальних) по отцовской линии. Джамаат состоял из нескольких тухумов. Все тухумы имели свои наименования, которыми в большинстве случаев служили имена предков.

Раяты (зависимые крестьяне) не имели права организации своего тухума. В тухум могли быть приняты и прибывшие из других мест люди или отдельные семьи. Тухум пользовался правом изгнания из своей среды недостойных.

Каждый тухум когда-то имел закреплённые за собой пахотные земли, лес, сенокосные и пастбищные участки, мельницы, загоны для скота, свой «гим» (годекан), который располагался у ворот дома главы тухума и где проводились собрания патронимии.

Габибат АзизоваТабасаранцы. История, культура, традиции

Табасаранский язык – история, родство и отличия

Табасаран – земля наших предков, неповторимый и красивейший уголок нашей республики. Таким его делают прекрасная природа, величественные горы, многоцветные альпийские луга, поющая вечную песню жизни река Рубас и десятки других речушек, яркая, самобытная культура и народ, населяющий этот древний край.

https://www.youtube.com/watch?v=spe1zvH5Rd4

Ежегодно мои дети и внуки, проживающие в далекой Канаде и в городе Москве, приезжают в Махачкалу на летние каникулы и с нетерпением ждут поездки в Табасаран.

Путешествие по Табасарану мы всегда начинаем с посещения родового села наших предков – Джули. По пути посещаем святые и исторические места, могилы родственников.

В очередной раз мы с большим семейством своим готовились к поездке в Табасаран. К тому же в селе ожидалась свадьба родственника, детям было очень интересно увидеть сельскую свадьбу, ведь многие давние обычаи там сохранились по сей день. Ко мне подбежала внучка Айна с вопросом: «Нана! Почему мы всегда едем в Табасаран и почему нас называют табасаранами?»

Совет

Вопрос внучки не застал меня врасплох. Мои родители (Да прибудет с ними милость Всевышнего!), безгранично любящие нашу землю, трепетно собирающие историю и нравственные ценности нашего рода, воспитали в нас глубокое чувство любви к этой древней земле и к её доброму, открытому народу.

Отец мой Нажмутдин, прадедушка моих внуков, любил рассказывать нам интересные случаи из жизни народа, притчи, легенды.

Я вспомнила один из этих рассказов отца об уважении к хлебу, к людям труда. Внуки присели поближе ко мне и стали слушать:

«Происходило это в конце тяжелых, послевоенных 1940-х годов. Отец собрал нас возле печи. С нами тогда проживало еще 8 детей-сирот родственников. Он взял в руки кусочек хлеба, показал нам на нём поры и начал свой очередной рассказ:

«Посмотрите, дети, сколько глаз у этого маленького кусочка хлеба. Когда он лежит под ногами, то с мольбой смотрит на каждого проходящего, как бы просит поднять его и положить в сторонку.

В Судный день этот кусочек обязательно заступится за того, кто поднял хлеб, будет молить об отпущении его грехов.

А если человек наступит на него или небрежно толкнет ногой, то он будет в Судный день наказан за неуважение к хлебу и к людям, взрастившим его».

На таких простых примерах отец преподавал нам уроки уважения к хлебу, почитания людей труда.

Мы на всю жизнь запомнили его рассказ и старались всегда подбирать хлеб, даже крошки хлеба, лежащие под ногами.

Обратите внимание

Чтобы ответить внукам и другим детям на вопросы о Табасаране, о его истории, культуре и традициях, о славных людях, живущих здесь издревле, я решила написать эту книгу.

Надеюсь, что книга будет интересна и юным читателям, и взрослым. И тем, кто живет в Табасаране, и тем, кто прочитает о нём впервые.

Начнем с истории Табасарана

Табасаранцы (таваспары, табарсаланы, табасараны) – один из древнейших коренных народов Дагестана, проживающих на юго-востоке республики. Говорят они на табасаранском языке нахско-дагестанской группы Северо-Кавказской семьи языков. Ближайшими соседями табасаранцев являются лезгины, даргинцы (кайтагцы), агулы, азербайджанцы.

В давние времена Табасаран входил в состав Кавказской Албании, образовавшейся еще в V веке до нашей эры.

История Табасарана, как история и всех народов Дагестана, – это многовековая борьба за независимость и свободу своего прекрасного края. В народе говорят, что история Табасарана написана кровью героических предков, веками защищавших свою землю от иноземных захватчиков.

В Дагестане табасаранцы (табасараны) населяют в основном Табасаранский, Хивский, Дербентский районы, проживают в городах Махач-кале, Дербенте, Каспийске, Дагестанских Огнях, а также во многих областях и городах России, многих странах мира.

Численность табасаранцев в России по Всероссийской переписи 2002 года составила около 132 тысяч человек.

Интересно называют табасаранцев разные народы Дагестана: аварцы– табасаранал, лезгины-табасаранар, рутулы-табасарандашура, агулы– табасраншуй, цахуры-табасаранна, кумыки-табасаранлар, чеченцы-тапсарой, даргинцы (кайтагцы) – шилан и т. д.

Язык табасаранский считается одним из самых сложных языков в мире и поэтому занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Он, к примеру, «рекордсмен» по числу грамматических падежей – их 41! Попробуй, выучи и запомни их! Но приезжие люди, живущие в Табасаране с полгода-год, быстро овладевают им и неплохо говорят по-табасарански.

На табасаранском языке издаются Республиканская газета «Табаса-рандин нурар» («Зори Табасарана»), две районные газеты, журнал для детей «Ппази» («Соколёнок»), журнал «Дагъустандин дишагьли» («Женщина Дагестана»).

Важно

В составе войск Кавказской Албании табасаранцы воевали против римлян, парфян, а с распадом этого государства, уже с первых веков нашей эры народ вёл борьбу против завоевателей – кочевников: гуннов, хазар. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана арабским завоевателям.

За оказанное сопротивление были разрушены и сожжены многие табасаранские сёла. В последующие века им пришлось бороться против татаро-монголов. Из рассказов отца я помню, какое им было оказано сопротивление народом. Сёла Табасарана были за это преданы мечу и пожарам.

Хромой Тимур распорядился всех детей вывести на поляну и пустить по ним конницу, они были затоптаны насмерть вместе с матерями, пытавшими спасти своих детей.

Против иноземных завоевателей табасаранцы всегда выступали совместно с другими дагестанскими народами. На протяжении XV–XVII вв. они совместно вели борьбу за независимость против турецких завоевателей.

Много горя принесла дагестанскому народу персидская армия во главе с Надир-шахом. Очередной раз он двинулся в Дагестан с целью окончательного покорения горцев. На своём пути персидские отряды разрушали аулы, грабили, убивали жителей.

Борьбу жителей Табасарана против полчищ Надир-шаха возглавил поэт – воин Мирза Калукский. Встретив ожесточённый отпор, Надир-шах приказал своим воинам (кызылбашам) стереть с лица земли этот край, но не смог сломить сопротивление горцев. Далее персидские войска двинулись на Аварию.

Мирза Калукский возглавил отряд табасаранцев в составе объединённых войск горцев в битве с полчищами Надир-шаха и двинулся к Андалалской долине. Враг был разбит, Надир-шах бежал. Потери горцев тоже были огромны. В этом бою героически погиб и Мирза Калукский.

На месте кровавой битвы горцев сегодня стоит величественный мемориал-памятник «Ватан» как символ единения всех народов Дагестана в борьбе за свою свободу и независимость.

В XVIII веке Табасаран был принят в подданство России, усилился двойной гнёт – царизма и местных феодалов. В начале XIX века началась Кавказская война, длившаяся более 30 лет. Во главе сопротивления горцев стоял имам Шамиль, уважаемый и почитаемый жителями Табасарана.

Во второй половине XIX века Дагестан вошёл в состав России.

Совет

В 1917 году в России произошла революция, царь был свергнут, был создан Союз Советских Социалистических Республик – СССР. В 1992 году СССР распался на 15 самостоятельных государств. Дагестан остался в составе Российской Федерации.

Все народы Дагестана вносили и продолжают вносить и сегодня свою лепту в развитие и процветание Дагестана и России.

Как жили и чем занимались табасаранцы?

Территория Табасарана делится на три зоны: горную, предгорную и равнинную. Климат на юге Табасарана мягкий, достаточно тёплый и влажный. В горах прохладно даже летом, а в ночное время бывают даже заморозки. От этого зависела хозяйственная жизнь табасаранцев.

С древних времён здесь занимались земледелием, скотоводством, в зимнее время предпочтение отдавали художественным промыслам и разным ремёслам.

Земледелием занимались в Верхнем Табасаране. Выращивали пшеницу – «дяхин», ячмень – «мух», рожь – «сурсул», в Нижнем Табасаране – просо – «дукI», полбу – «нюрх», овёс – «гаргар», горох – «харар», кукурузу-«гьяжибугъда».

Пахота, сев, полив земли являлись тяжёлым трудом, поэтому их выполняли мужчины, а в уборке, молотьбе и перевозке урожая принимала участие вся семья. По окончании работ устраивали праздник, угощали соседей вкусной едой, сладостями, выделяли пожертвования для сирот, бедных и одиноких людей. Чувство сопереживания и поддержки всегда были присущи табасаранцам.

Для обеспечения семьи сырьём для пошива одежды и обуви, мясом, молоком, сыром, маслом, яйцами содержали коров, овец, домашнюю птицу.

Чтобы перевозить урожай, дрова, сено, держали в хозяйстве быков, буйволов, в нижних сёлах Табасарана – коней и ослов.

Для пастьбы домашнего скота нанимали постоянного пастуха, который был уважаемым человеком в селе. Его угощали едой, дарили тёплую одежду. Сейчас в некоторых сёлах пасут скот сами хозяева по очереди.

В равнинной части Табасарана развивались садоводство и виноградарство. Выращивали различные сорта яблонь, груш, слив, черешни, персиков, абрикосов, винограда. Ну и, конечно, всегда собирали в лесу орехи, плоды диких груш и яблонь, кизил… Это было любимым занятием детворы.

Обратите внимание

Помню, когда мы ездили к родственникам, нас всегда угощали душистым, вкуснейшим вареньем, мёдом.

Излишки продуктов обменивались на необходимые в семье товары.

Традиции обработки и возделывания земли, ухода за домашним скотом передавались от отца к сыну, от деда к внуку. У табасаранцев всегда всё было во взаимодействии: люди, Земля, Природа.

Есть красивая поговорка наших дедов по этому поводу: земля – мать, труд – отец, а их любовь рождает жизнь!

В Табасаране занимаются также охотой, особенно зимой, но она не является основным промыслом семьи.

Табасаранцы: дореволюционный период

Табасаранский язык – история, родство и отличия

Табасаранцы (самоназвание — табасаран) живут на юго-востоке Дагестана — в Хивском и Табасаранском районах. Большая часть их селений расположена по долинам рек Рубаса, Чирахчая и Карачаг- су.

Наиболее крупные из этих селений — Хив, Кандик, Чере, Межгюль, Тураг, Сиртич, Тинит, Хучни, Аркит, Дюбек.

Соседями табасаранцев на севере являются даргинцы, на юге — лезгины, на западе — агулы, на востоке — проживающие в районе Дербента азербайджанцы. Численность табасаранцев — 35 тыс. человек.

Табасаранский язык принадлежит к лезгинской группе дагестанских языков; наиболее близок к табасаранскому агульский язык. Среди табасаранцев распространено знание русского, лезгинского и азербайджанского языков.

В дореволюционной литературе высказывалось мнение, будто табасаранцы в Дагестане пришлый народ монгольского происхождения1. Существовали также мнения об армянском, еврейском и персидском происхождении табасаранцев. Однако все эти предположения ни на чем не основаны.

Исторические источники, данные языка, анализ материальной и духовной культуры табасаранцев свидетельствуют о том, что они сформировались как народность на занимаемой ими сейчас территории и составляют коренное население страны. Дошедшая до нас «Армянская география VII в.

» содержит перечень народов Кавказа, в числе которых фигурируют и табасаранцы (таваспары) как самостоятельный народ Дагестана. О них знали и арабо-мусульманские писатели IX—XII вв. Местность, в которой издревле живут табасаранцы, известна в народе под названием Табар-стан, что значит «вершинная область».

По-видимому, название народа и отразило характер занимаемой им территории.

В XVIII — начале XIX в. Табасаран состоял из двух владений. Северная часть управлялась кадиями (сел. Зиль), а южная — майсумами (сел. Дукерах). После присоединения к России и ликвидации этих феодальных владений в первой половине XIX в. территория Табасарана была включена в Кайтаго-Табасаранский округ.

Дореволюционный период

Вплоть до революции в Табасаране сохранялись феодально-патриархальные отношения и только в 1913 г. была отменена крепостная зависимость. На ряду с крепостными крестьянами (райатами) в табасаранском феодально- патюиавхэльном обтпестве оллттествовал значительный слой лично свободяых крестьян — узденей, которые также обязаны были нести феодальные повинности.

Хозяйство табасаранцев носило полунатуральный характер. Техника обработки земли была крайне отсталой. Пахотным орудием служила деревянная соха с железным лемехом (дуруц), тягловой силой — пара быков. Пахота и сев производились мужчинами, женщины пропалывали поля и собирали урожай.

Иногда несколько родственных семей объединялось для совместной обработки земли или сбора урожая, что вызывалось недостатком рабочих рук и орудий труда у отдельных крестьянских семей.

В хозяйстве крестьян сохранились такие примитивные орудия, как каменные зернотерки, молотильные доски и др.

Важно

Табасаранцы выращивали пшеницу, ячмень, просо и полбу. После присоединения к России, под влиянием русских, стали заниматься огородничеством, а также возделыванием кукурузы и картофеля.

Из технических культур возделывались марена, табак. Занимались и садоводством.

В неурожайные годы, сопровождавшиеся нередко голодовками, разоренвые крестьяне нанимались в батраки к местным богачам или уходили на рыбные и нефтяные промыслы Дербента и Баку.

Наряду с земледелием табасаранцы издавна занимались овцеводством. Оно было более развито в Хивском районе, где половину всех угодий составляли пастбища и выгоны. Скотоводческое хозяйство, как и земледельческое, было крайне отсталым и примитивным.

Одной из значительных отраслей хозяйственной деятельности табасаранцев являлось производство ковров. В прежнее время ковровщицы не только ткали узорные ковры, но и сами изготовляли пряжу, растительные краски и пр.

Табасаранские ковры отличаются чрезвычайным разнообразием выделки, а их рисунки и орнамент свидетельствуют о высокой местной культуре.

Лучшие табасаранские ковры еще до революции экспонировались в музеях России и Западной Европы.

По преданиям, многие табасаранские селения очень древнего происхождения. Планировка селений мало отличалась от леугинских. Селения делились на кварталы (махле), которые в далеком прошлом представляли собой родственные коллективы.

Дома строились из камня, преимущественно в два этажа, с галереей. В первом этаже находились хозяйственные помещения (хлев, кладовая и др.), во втором — жилые комнаты. Лучшие дома нередко в три этажа (селения Джули, Цудух, Канддк и др.

), с большим числом комнат и художественной внутренней отделкой2 принадлежали бекам, кулакам и духовенству. Большинство крестьян строило свои жилища собственными руками.

Совет

Комнаты в этих жилищах (обычно две-три) не имели окон, их заменяли световые отверстия в потолке; крыша и пол были земляными. Отапливался дом очагом, расположенным в одной из жилых комнат.

Внутренняя обстановка жилища зависела от благосостояния хозяина. В зажиточных домах жилище было убрано коврами, паласами, шелковыми одеялами, зеркалами, деревянной резной утварью.

На полу на коврах были разбросаны подушки для сидения. На стенах висело холодное и огнестрельное оружие. Здесь же размещались местная и фабричная посуда, медные кувшины, тазы и т. д.

Особенно тщательно украшалась имевшаяся в зажиточных домах специальная комната для гостей — кунацкая.

Жилища бедняков не имели достаточного количества постелей и утвари. Из предметов обихода здесь преобладали те, которые крестьянин мог изготовить собственными руками. Вместо керосиновых ламп, распространившихся в богатых домах, такие жилища освещались тусклыми светильниками.

Национальная мужская одежда состояла из нательной рубахи, шаровар, бешмета, черкесски, бурки, папахи и шубы. В прежнее время принадлежностью мужского национального костюма был кинжал, который носили поверх черкески.

Обувью крестьянина были изготовленные из сыромятной кожи чарыки. На ноги надевали также шерстяные носки и ноговицы (дулукарт) из белой шерстяной материи домашнего производства, украшенные орнаментом.

Выходной обувью служили кавказские сапоги.

Основными элементами женского костюма были туникообразное платье (валжаг) и шаровары. Излюбленные цвета платьев — желтый и красный. Платье стягивали поясом (камер), обшитым монетами, с серебряной пряжкой. Обувью служили чувяки местного изготовления; носили и шерстяные носки (атнар). Головным убором являлась чухта, поверх которой надевали платок.

Без головного убора женщина не могла никому показываться. Разница между будничной и праздничной одеждой заключалась не в покрое, а в качестве материала и обилии украшений. В старину одежду шили большей частью из домотканых материалов. Позднее табасаранские крестьяне стали употреблять дешевые фабричные хлопчатобумажные материи и готовые изделия — брюки, ботинки и пр.

Богатые приобретали дорогие ткани — атлас, бархат, шелк, и т. л.

Крайняя отсталость страны способствовала сохранению патриархально-родовых пережитков. Еще в конце XIX — начале XX в. в табасаранском обществе сохранялись кровная месть, уплата калыма, умыкание невест, многоженство, бесправие женщин и т. д. Все эти реакционные обычаи поддерживались исламом.

Браки внутри родственной группы не одобрялись. Предпочитали заключать браки с девушками из соседних селений; все же случались браки даже между двоюродными братьями и сестрами. Многочисленные браки табасаранцев с лезгинками значительно повлияли на распространение среди табасаранцев лезгинского языка.

Обратите внимание

Большую роль при выборе невесты играло материальное положение ее семьи. Практиковалось обручение малолетних детей. Обычный брачный возраст для юноши был около 18 лет, для девушки — 15—16 лет. Получив согласие родителей невесты, мать жениха собственноручно надевала на мизинец правой руки избранной девушки кольцо (серебряное или золотое). Обычай этот назывался тублан-хапуп.

На обручение в дом невесты приходили отец жениха и его братья; присутствовал также кто-нибудь из наиболее уважаемых пожилых родственников в качестве свата. Родители жениха приносили часть условленных денег за невесту (ширенрах), одежду и подарки. Каждая пришедшая на обручение женщина одаривала невесту подарками. С этого времени молодых называли женихом и невестой.

Жених с невестой до свадьбы видеться не могли.

Свадьба начиналась в доме жениха и продолжалась в течение трех дней, сопровождаясь обильным угощением. В доме невесты тоже устраивалось угощение, собирались гости. На второй день свадьбы из дома жениха за невестой отправлялись молодые люди, по возможности те, кто имел лошадей и ружья, в числе 30 человек, и столько же женщин.

Мужчины по дороге устраивали скачки. Первый вестник, который сообщал невесте о приближении свиты жениха, получал подарок — платок, который повязывался на шею его лошади. В это время подружки одевали невесту. Нарядно одетую, покрытую шелковым платком, выводил ее брат или ближайший родственник.

К ней подводили убранную лошадь, на которую она трижды поднималась. По представлениям табасаранцев такой обряд обеспечивал счастливый путь. Невесту сопровождали наставница (енга) и маленький мальчик. Вся эта процессия двигалась с танцами, песнями и плясками к дому жениха. По дороге молодежь опять состязалась в скачках.

Следом за невестой на подводе доставляли ее приданое, состоявшее из ковров, подушек, матрацев, переметных сум, сундука со сладостями.

При приближении к дому жениха невесту осыпали мелкой монетой, сахаром, крупой, тем самым желая ей сладкой и богатой жизни. Мать и сестра жениха встречали невесту на пороге. Одна из них шла ей навстречу и преподносила хунче — поднос со сладостями.

Затем невесту вводили в комнату, где находились женщины. С нее снимали платок и усаживали на самое почетное место, после чего вводили маленького мальчика и сажали его на колени невесты, что означало пожелание в будущем рождения у нее сына.

Важно

К полуночи девушки и женщины уходили; с невестой до прихода жениха оставалась только ее наставница. Через несколько дней после свадьбы молодая жена, нарядно одетая, с кувшином за спиной, в сопровождении близких подруг и женщин отправлялась по воду.

Она приносила с собой яства и у источника угощала всех присутствующих. С этого дня она могла приниматься за все домашние дела.

Роды происходили в комнате роженицы, в присутствии бабки-повитухи. Рождение мальчика встречалось торжественно, устраивали угощение и одаривали бедных близких сородичей. Рождение девочки не отмечалось. Имя ребенку давали обычно в честь какого-либо умершего родственника.

Помимо мусульманских имен, давали имена по названиям животных и растений, например, Гюль — цветок, Беневше — фиалка, Аслан — лев и т. д. Мать кормила ребенка грудью до двух лет. Когда мальчику исполнялось два-три года, над ним совершали обряд обрезания.

Чем больше у женщины было детей, тем большим уважением она пользовалась в семье и обществе.

В прежнее время развод был возможен только по желанию мужа. Женщина могла получить развод лишь в том случае, если ее супруг нарушал верность. Дети, при разводе обычно оставались у отца.

Одним из древних народных обычаев, сохранившимся поныне, является гостеприимство. Гостю оказывают всяческие почести, предоставляют лучшую постель, пищу и г. д.

Кровная месть была изжита в Табасаран е лишь в годы Советской власти. Адат допускал кровную месть за личную обиду, убийство или ранение, нарушение общественного порядка и т. д. В случае убийства адат обязывал умертвить убийцу или кого-либо из его родных.

Положение женщины было крайне тяжелым. Она обязана была во всем угождать родителям и родственникам мужа, не имела права принимать участие в беседе мужчин, не должна была садиться за стол в присутствии посторонних.

Совет

Наряду с этим вся тяжесть домашнего хозяйства ложилась на нее, она же выполняла значительную часть сельскохозяйственных работ. Девушку выдавали замуж без согласия как ее самой, так и ее матери.

При наследовании имущества женщина получала в два раза меньше, чем мужчина.

Медицинской помощи табасаранцы в прошлом почти не знали. Лечением занимались знахарки. По представлениям неграмотной, темной 'массы табасаранцев, болезни вызывались злыми духами.

«Лечебными средствами» служили молитвы муллы, обереги, талисманы; чтобы отпугнуть духов, били палкой в медный таз и т. п.

В народной медицине применялись дикорастущие травы, различные масла, соль, лук, чеснок и т. д.

В случае смерти кого-либо из сородичей все родственники и соседи собирались в доме умершего. Женщины устраивали траурный ясс (оплакивание умершего). Мулла или близкий родственник читал молитву за упокой души умершего. Тело покойника обмывали и одевали в саван. Похороны совершались обычно в день смерти. Со временем на могиле ставили надгробный памятник.

Официальной религией табасаранцев был ислам суннитского толка, но сохранялись и остатки доисламских верований. Наряду с мечетями, которые имелись в каждом селении, существовали места языческого поклонения — пиры.

С пирами были связаны различные легенды и рассказы. В случае болезни и особенно при бездетности женщины шли на поклонение пиру, оставляли там еду, подвешивали на дерево лоскутки одежды и т. д.

Некоторые деревья, в частности орех, считались священными, и порубка их строго запрещалась.

Почти все население Табасарана было неграмотно. Табасаранцы не имели ни своей письменности, ни литературы.