Святой дербент сегодня – история древнего города, достопримечательности и радушие местного населения

Где находится Дербент: древняя история и развитие :

Святой дербент сегодня – история древнего города, достопримечательности и радушие местного населения

Город Дербент имеет древнюю историю и до присоединения Крыма считался старейшим округом России. За свое существование эта местность имела несколько названий, а самое известное из них — Албана.

Где находится Дербент

Город расположен в южной части России. Он имеет уникальное местонахождение. Город находится между Каспийским морем и горами Кавказа. Такое расположение обуславливает его интересную историю и многочисленные этапы развития.

Дербент стоит возле реки Суходол. В древние времена город играл важную роль как надежная крепость. Он находился на Прикаспийском пути, который связывал Восточную Европу с Азией. По этим дорогам часто проходили вражеские войска, которые планировали нападения на округи других государств.

История Дербента

Первые поселения здесь возникли в 4 тыс. до н. э. Эти времена назывались эпохой бронзы. Тогда как такового города еще не существовало и древние люди строили свой быт в небольших поселениях.

Страшно, дерзко, красиво

Со временем начались военные нападения на разные земли в этом районе и жители вынуждены были укреплять свои позиции, соответственно, выстроили крепость. Она выглядела как цитадель с двумя высокими и длинными стенами, которые шли к морю. Таким образом, был перекрыт проход между водой и горами.

В эти времена крепость называлась Чола. Город считался столицей племени маскутов. Эта местность была во власти царей Кавказской Албании. В VI веке н. э. произошла полная перестройка крепости и город был назван Дербентом. Такое важное историческое событие случилось во время правления шаха по имени Хосров Ануширван.

История развития архитектуры

Где находится Дербент? Задаются вопросом все, кто смотрит на фотографии города. Необычное смешение разных стилей в одном месте вводит в замешательство всех туристов. Такое разнообразие архитектурных особенностей связано с долгой историей этой местности.

С 652 года город находился под властью Халифатов. Поэтому здесь отстраивались мечети и восточные здания. Сюда прибыло больше 20 тыс. сирийцев. Многие жители принимают ислам. В V веке н. э. сюда переселилось большое количество евреев. Местные здания сразу частично преобразились на их лад.

Обратите внимание

В X веке Халифат распался и город Дербент оказался под властью Эмиратов. Поэтому новых архитектурных восточных знаний появилось много в этот период. Затем округ был под властью Ширфаншахов и Сельджуков. После чего эту местность завоевали монголы.

Каждый новый правитель перестраивал Дербент (Дагистан) по своему усмотрению. В итоге в городе можно найти восточные мечети и еврейские дворцы с их символикой, эмиратские замки и дома русских купцов.

Важный этап арабского завоевания

В VII веке н. э. арабы подошли к воротам Дербента и захватили его. В этом периоде пошло массовое введение ислама в городе. В 754 году здесь построена Джума-мечеть, которая была призвана окутать в новую веру все население города.

С этого времени Дербент (Дагестан) стал военным центром арабского Халифата. Проходит развитие и расширение города. Возникают новые здания и увеличивается количество ремесленнических точек. В городе производят шелк, мыло, металлические изделия, ювелирные украшения и стекло.

Округ становится крупным портом и активно торгует с различными странами. Сюда прибывали торговые корабли из Европы, Руси и Индии. Такая особенность позволяла быстро развивать городу инфраструктуру.

Этот период был подъемным для города, и местность пополнилась новыми архитектурными достопримечательностями. С XI века опять захватывался несколькими завоевателями, но долгое время эти государства не существовали.

История города в составе России

В 1668 году впервые округ был захвачен русским казачим атаманом Степаном Разиным. Именно с этого города начал он свой путь во время персидского похода. В результате был сожжен флот Персии.

Петр I оценил историческую ценность города и приказал изучить все архитектурные достопримечательности и сохранять их. Люди в городе устали от постоянных военных нападений и российскому царю самостоятельно отдали «ключи» от крепости. История Дербента от этого ничего не потеряла.

Важно

Затем город несколько раз передавался различным государствам договорным путем. Но только в 1813 году Дербент (Дагестан) окончательно был присоединен к России. В 1840 году округ получил значительный экономический подъем в результате производства и торговли красителями.

Сейчас если кто-то спросит: «Где находится Дербент?», ответ будет очевиден — в России. Как уже упоминалось, из-за многочисленных военных завоеваний в городе проживает многонациональное население. По последним данным статистики, здесь можно встретить:

  • лезгинов;
  • евреев;
  • азербайжанцев;
  • табасаранов;
  • даргинцев;
  • русских;
  • агулов;
  • армян;
  • кумыков;
  • лакцев.

Такое разнообразие национальностей делает культуру и традиции города насыщенными и интересными. В школах этого района читается отдельный предмет по истории города. Это связано с насыщенным событиями развитием Дербента.

Современный Дербент

Сейчас в городе проживает более 120 тысяч человек и он находится на 38-м месте по численности населения в стране. Сюда ежегодно приезжает много туристов, так как имеет выгодное месторасположение Дербент. Море и горы в одном месте можно встретить редко. Туристы могут наслаждаться этими благами отдыха одновременно.

В городе налажено производство спиртных напитков. Знаменитое кавказское вино и коньяк изготавливают именно в этом округе. Где находится Дербент? Конечно же, там, где растут виноградники разных видов и производится самое вкусное вино в России.

Гостеприимство жителей города поражает. Побывав здесь единожды, хочется вернуться сюда еще много раз. Разнообразие традиций и вкусные блюда разных народностей заставляют гурманов проводить здесь большую часть своих отпусков.

Дербент, Дагестан — история и Дербент сегодня

Святой дербент сегодня – история древнего города, достопримечательности и радушие местного населения

Дербент располагается на территории современного Дагестана. Самые ранние упоминания о населенном пункте относятся к 6 веку до нашей эры. Автор такого «воспоминания» — древнегреческий географ по имени Милетский Гекатей. Археологические же раскопки принесли свидетельства того, что городу как минимум 5000 лет,в связи с чем он является одним из древнейших городов мира.

Дербент называют по-разному. Кому-то нравится повторять, что это «самый древний город России», другие делают акцент на том, что это город-«музей под открытым небом», арабы – основатели самых старых районов города называли его «Баб аль-Абваб» («ворота ворот», «главные ворота»). Город сейчас наполнен огромнейшим количеством музеев.

В Дербенте считается, что больше половины города – музей-заповедник, в котором целый комплекс каменных сооружений, многие постройки датируются шестым веком до нашей эры. В комплекс включена крепость под названием Нарын-кала. Она раньше на протяжении многих веков служила оборонительным блок-постом, немногие крепости могут похвастаться продолжительностью истории, как этот пост.

Особого внимания заслуживает мечеть, которая находится на территории комплекса. Она носит название мечеть-Джума. Ее построили еще в восьмом веке до нашей эры. Джума является древнейшей мечетью в России. Храм был перехвачен арабами, которые переделали его в мечеть. Но храм построили задолго до появления первых арабов в Дербенте.

Поэтому в мечете вход не с севера, как должно быть, а с юга. Перед мечетью находится медресе 15-го века.

Стоит Дербент на берегу Каспия, на узкой полосе шириной до 3 км между водой и горами.

Когда-то давно (еще когда города здесь не было) эта полоса суши была караванной дорогой из Европы в Азию и называлась Прикаспийским проходом.

Совет

Кто только не пытался захватить этот проход и в итоге землевладельцы, жившие в этих местах, не в силах утихомирить обитателей степей, додумались перекрыть Прикаспийский проход.

Так, в VI веке н.э. здесь появился целый оборонительный комплекс, полностью перекрывший весь проход.

Начинались эти укрепления с цитадели, расположенной на вершине холма (там она по сей день и стоит), и тянулись двумя параллельными стенами, которые спускались вниз и замыкались далеко в море (сейчас от этих стен сохранились только фрагменты).

С тех пор Дербент был полностью защищен от любых посягательств, а в 1813 году город вместе с остальным Дагестаном вошел в состав Российской империи.

Магалы

Магалы (в переводе с арабского – «кварталы») – это тот район, с которого вообще началась история Дербента как города. Самый древний городской район. Магалы находятся прямо под цитаделью «Нарын-Кала», в верхней западной части города и представляют собой кварталы с одноэтажными каменными постройками. Многоквартирных домов здесь нет.

Всего магалов – 9. Самый высоко расположенный, прямо под крепостью. Эта часть города довольно своеобразна. Магалы придают городу восточный колорит, напоминая об особенном прошлом Дербента. Одноэтажные домики прилепились друг к другу, почти не оставляя места для прохода. Улочки здесь узкие и кривые. Ни дать ни взять какой-нибудь древний Багдад.

За долгую историю города магалы мало изменились. Только появились в некоторых местах высокие особняки, да еще рекламные щиты на стенах домов заставляют вспомнить, что ты находишься не в средне-вековом восточном городе, а в современном Дербенте. Здесь же находится большая часть городских мечетей.

Несмотря на множество проблем здесь, дербентцы любят свой город и гордятся им. И в Дербенте действительно есть чем гордиться.

Взять хотя бы главную достопримечательность города, благодаря которой часть Дербента вошла в 2003 году в наследие мировых ценностей ЮНЕСКО, – это крепость Нарын-кала.

От грандиозного оборонительного комплекса, которым и служила крепость, сегодня сохранились лишь некоторые фрагменты. Но самое главное – сохранилась цитадель.

С крепости открывается замечательный вид на город. А внутри цитадели находятся сохранившиеся до сих пор древние строения, которые сейчас являются культурными ценностями: Ханский дворец, гауптвахта, полуразрушенные ханские бани, древний христианский храм и множество других прекрасных сооружений с более чем тысячелетней историей.

Чтобы добраться до цитадели, нужно подняться по 211 древним ступеням. Преодолев их, попадаешь в неописуемый мир. Чтобы почувствовать это, надо здесь побывать.

Еще один из многочисленных архитектурных памятников Дербента – Джума-мечеть, построенная в конце 7 века. Джума-мечеть – самая первая мечеть, появившаяся в России и одна из 5 самых древних мечетей мира.

Есть точка зрения, что мечеть эта была перестроена из древнего христианского храма.

Обратите внимание

Купол Джума-мечети, расположенной в районе магалов с их одноэтажными зданиями, выделяется на фоне домов (17 м от земли) и хорошо просматривается с крепости.

Кладбище «Кырхляр» – тоже одна из наиболее почитаемых мусульманских святынь в Дагестане. Здесь находятся 40 могил первых арабских шахидов (воинов-мусульман, павших в битве за веру в конце 7 века). Кладбище находится в верхней части города и огорожено каменной стеной.

Сюда приходят верующие, чтобы попросить об исполнении заветных желаний. Семейные пары, у которых долго нет детей, обязательно совершают сюда паломничество, чтобы помолиться и покачать каменную люльку, которая здесь стоит.

Считается, что если покачать ее удалось, значит, у пары будет ребенок.

Кроме перечисленных памятников древности в Дербенте найдется еще много интересного для любителей старины. Ну а если, устав любоваться древностями, Вы захотите поесть и хорошо отдохнуть, то для этого в городе есть много современных ресторанов и развлекательных центров.

Самые популярные из них – «Хаял», «Моряна» и «Дербент». В развлекательном центре «Хаял», расположенном возле рынка «Эдельвейс», можно поесть и поиграть в боулинг, пострелять в тире или покататься на коньках.

Банкетные залы «Моряна» (в районе ЦРБ) и «Дербент» (в районе карьера) вкусно накормят каждого посетителя и порадуют его хорошей музыкой.

Любимым местом многих дербентцев также является Лезгинский театр, находящийся почти в центре города. Здесь часто выступают местные звезды эстрады и ставятся интересные пьесы на лезгинском и русском языках.

В Дербенте, благодаря умеренно-континентальному климату, почти все дни летом солнечные. Часто температура доходит до +35° С в тени.

Важно

В такие дни горожан спасает только близость моря, и они по целым дням не вылезают из воды. Благо купальный сезон длится с мая по сентябрь, но и в октябре можно увидеть купающихся в море.

Побережье Каспийского моря покрывает не галька, а желтый морской песок с мелкими ракушками.

Казалось бы, город может стать прекрасным курортным местом. Здесь тебе и горы, и море, и древние постройки, и мягкий климат. Приезжай и отдыхай на здоровье! Но счастливому туристическому будущему города (по крайней мере, ближайшему) мешают некоторые экологические проблемы. Точнее, их всего две: загрязнение воды в море и плохое состояние улиц в плане чистоты.

Город маленький, больших промышленных предприятий и огромного количества автомобилей, которые могли бы загрязнять природу, здесь нет. Но вот с чем дербентцы не могут справиться уже много лет, это с грязными улицами и загрязнением морской воды.

Использованные источники: http://www.uznayvse.ru и http://nesiditsa.ru

Отсюда пошел ислам в России

Святой дербент сегодня – история древнего города, достопримечательности и радушие местного населения

В.Никонов. Джума-мечеть в Дербенте

В день окончания поста — одного из самых главных мусульманских праздников Ураза-байрам посвящаем свой рассказ достопримечательности Дербента, древнейшему памятнику мира — Джума-мечети, откуда пошло распространение ислама в России.

Проникновение ислама в Дагестан, бывший когда-то северной окраиной мусульманского мира, а позже вошедший в состав Арабского халифата, и на территорию современной России началось с Дербента.

В середине VIII в. переселенцы из различных областей Халифата именно через эти «ворота» вошли в Дагестан, чтобы приобщить местное население к новой религии — исламу, и возвели здесь первые мечети.

В рукописной хронике «Дербенд-наме» сказано, что в 733 году арабский полководец Маслама построил во всех семи кварталах города по мечети. Именно в этом городе многие дагестанцы впервые приобщились к новой для себя религии.

К тому же времени относится появление в городе богато орнаментированной соборной (пятничной) мечети — Масджид ал-Баб (теперь Джума-мечеть), которая стала местом сбора всех мусульман.

На протяжении своей многовековой истории Джума-мечеть неоднократно перестраивалась. Над входом, например, сохранилась надпись о том, что в 1368-1369 гг. она была восстановлена после землетрясения Таджутдином из Баку.

Строительство медресе при мечети началось в 1474-1475 гг. Но его расширение и формирование всего комплекса было завершено только к 1815 году.

Совет

В истории Джума-мечети были и трудные времена. Закрытие мечети в 1930 году шло в русле общей атеистической кампании, развернутой по всей стране. С 1938 года в помещении мечети находилась городская тюрьма со всеми атрибутами этого учреждения.

Только на третий год войны постановлением из Москвы мечеть была передана религиозной организации города с правом дальнейшего использования ее по прямому назначению. Старожилы Дербента вспоминают, с каким трудом им приходилось очищать мечеть от тюремной скверны.

Причем, ее оборудование и восстановление осуществлялось исключительно за счет добровольных пожертвований верующих.

В советские годы Джума-мечеть в Дербенте являлась крупнейшей на Северном Кавказе. На пятничный намаз сюда съезжаются верующие из многих районов. Несмотря на свой возраст, здание хорошо сохранилось. Джума-мечеть внесена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО.

Сменяются эпохи, Дербент меняет свой облик, а его Джума-мечеть, как неприступная крепость, стоит и сегодня, выдержав все испытания временем.

В разное время древний Дербент являлся центром трех мировых религий — христианства, иудаизма и ислама. В мультиконфессиональном и многонациональном городе закладывались основы толерантности народов Дагестана и России. Это стало изначальной причиной того добрососедства, братства, взаимоуважения и сотрудничества людей разных национальностей и вероисповеданий, которыми известен Дербент. 

Старый Дербент — 1

Святой дербент сегодня – история древнего города, достопримечательности и радушие местного населения

Нарын-кала это, конечно, жемчужина Дербента и всей нашей страны. Но и кроме крепости, этот старейший город России имеет немало достойных исторических и архитектурных памятников, которые стоит увидеть каждому. Причем, эти памятники принадлежат к разным историческим эпохам, от Средневековья до эпохи социализма.

Но все они обладают своими неповторимыми чертами, какие не встретишь ни в одном другом городе.

Сейчас Дербент — третий по населению город Дагестана (по данным 2016 года -122 тысячи жителей), в нем расположена резиденция полномочного представителя главы республики в Южном территориальном округе Дагестана (всего в республике четыре территориальных округа), поэтому фактически Дербент это столица Южного Дагестана.

К «столичной» роли городу не привыкать, за свои 5000 лет истории он был центром независимых эмирата и ханства, резиденцией наместника Арабского халифата на Кавказе.

В Российской Империи после присоединения Дербента в 1813 году была создана Дербентская провинция, в 1840 — Дербентский уезд, а 14 декабря 1846 года — Дербентская губерния, после ее упразднения и создания Дагестанской области в 1860 году, Дербент был центром последней до 1866 года.

До июня 1883 года городом управлял градоначальник, по своим полномочиям равный губернатору губернии или области.

Существование Дербентского градоначальства подчеркивало особую роль этого города, ведь в тот же период времени статусом градоначальства как административно-территориальной единицы Империи обладали столица Санкт-Петербург, важные портовые города Одесса, Севастополь, Керчь.

Самая старая часть Дербента, верхняя, выглядит именно так, как я и представлял себе восточный город, с узкими кривыми улочками, напоминающими фильм «Бриллиантовая рука».Эта часть города делится на магалы, на домах просто указывают номера магала и дома. Попасть сюда можно через какие-либо ворота в городской стене. Я прошел через ворота, называемые Орта-капы (средние ворота). Это одни из древнейших ворот, датируемые VI веком. Они были главными парадными воротами в город с южного направления

По этим узким улицам ходят пешеходы и ездят автомобили, тротуаров нет, и чтобы пропустить машину, нужно просто поближе прижаться к дому.Жилые дома здесь соседствуют с мечетями. Это — Бала-мечеть по адресу 7 магал квартал 129. Датируется XI веком.А это — Девичья баня (7 магал, квартал 128, д. 8), построенная в в XlX веке по типу старых бань. Сюда перед свадьбой отправлялись для омовения дербентские невесты, сопровождаемые своими подругами.Недалеко находится еще одна баня, женская, построенная в 1613 году и работавшая до 1991 годаРядом находится один из основных памятников старого Дербента — старейшая мечеть России, впервые упоминаемая в хрониках в 733 году.Есть предположения, что Джума-мечеть была перестроена арабами из христианской церкви. В пользу этого говорит то, что вход в мечеть сделан с юга, а не с севера, как обычно, да и тип здания вроде напоминает церковь. Но достоверно этот факт не установлен.В 30-е годы прошлого века воинствующие безбожники добрались и до этой древней мечети. Были арестованы ряд мусульманских религиозных деятелей, из Махачкалы прибыли трое чекистов.

«Они вели расследование в Джума-мечети. Однако Джума-мечеть с того дня была закрыта, а ключ находился у некоего святого человека по имени Мирдаи из 7-го магала. Мирдаи был красивым мужчиной низкого роста. Был он из рода сейидов и было ему 65 лет. Наконец, Мирдаи передал ключ работникам КГБ. Они открыли и зашли во внутрь мечети.

В самом центре мечети стояло высокое ценное зеркало — подарок мечети от известной богатой госпожи по имени Фатима-ханум из рода Мирзабека и Гаджи-Шайдабека из 4-го магала. Работники КГБ хотели переместить зеркало в другое место. Вдруг трое работников упали замертво. Все это видел Мирдаи.

Обратите внимание

Выйдя из мечети, он рассказал это первому встречному.

К 11 часам дня возле мечети собралось уже несколько тысяч людей разных национальностей. Был конец апреля. С каждой минутой народу прибавлялось, и никто не уходил.

К вечеру, наконец, открылись ворота мечети. Местная милиция стала разгонять толпу народа. Вдруг возле мечети появилась грузовая машина, нагруженная мусором.

Втайне от собравшейся толпы, милиционеры уложили трупы работников КГБ на грузовую машину и сверху насыпали мусор.

Это была работа представителей коммунистической власти» (Давуд Алибала оглы Талыбов ДЕРБЕНТ: СУДЬБЫ И ЛЮДИ исторические заметки. Махачкала, 2002).

Однако, несмотря на это происшествие, Джума-мечеть была закрыта безбожными властями и в 1938-1943 в ее здании находилась городская тюрьма, а с 1943 она была вновь возвращена верующим.

Джума-мечеть хорошо различима из крепости, ее помогают найти взгляду растущие во дворе платаны, которые, согласно преданиям, посадил в IX веке великий ученый и имам шариата и тариката Абуль-Касым аль-Джунайд аль-Багдади.

Вблизи платаны также выглядят внушительноВот этот побеленный столб перед входом в мечеть привлек мое внимание. Позже я прочитал у Александра Дюма, что именно он обозначает.

«Около ста тридцати лет тому, когда персидский город Дербент находился под владычеством Надир-шаха, жители восстали против данного им правителя, который между прочим случайно оказался очень кротким и мирным, и выгнали его из города.

Надир-шах был не таков, чтобы позволить себе, властителю Азии, запереть врата в Европу; взамен кроткого губернатора он прислал самого лютого из своих любимцев, повелев ему взять город во что бы то ни стало и предоставив самому выбрать вид наказания для мятежников.

Важно

Новый хан двинулся к Дербенту, разбил его ворота и овладел городом. На другой день после штурма хан приказал всем правоверным отправиться в мечеть. Благомыслящие мусульмане явились туда, неблагонамеренные — отказались. Каждому из тех, кто послушался приказания, хан повелел выколоть один глаз при входе в мечеть. Тем же, которые остались дома, — оба глаза.

Взвесили глаза кривых и слепых; по персидскому счету оказалось семь батманов, на русский счет — три пуда с половиной, на французский — сто десять фунтов. Все эти глаза похоронены под колонной, возвышающейся перед воротами между двумя чинарами» (А. Дюма «Кавказ»).Тут нужно заметить, что Дербент был взят Петром Великим в ходе Персидского похода и вошел в состав России по договору 1723 года, но в 1735 году императрица Анна Иоанновна сочла, что город России не нужен и вернула его персам вместе с Баку,  как ранее, в 1732 году были возвращены Персии в обмен на беспошлинную торговлю провинции Астрабад, Гилян и Мазендеран. В благодарность за подаренные Дербент и Баку персидский узурпатор Надир прислал императрице Анне посольство с подарками, в числе которых были изделия из драгметаллов и живой слон. Фактически получилось, что Дербент и Баку персы получили от России за кучу золотых побрякушек и слона для царского зверинца.Гуляя по улицам дербентских магалов,
я вышел к зданию еще одной мечети — имени имама Махди
Другим районом Дербента является шахристан — средний или внутренний город. Его главная достопримечательность — армянская церковь во имя Святого Всеспасителя, построенная в 1860-1871 гг. В годы гражданской войны здание сильно пострадало, но было восстановлено. Сейчас здесь музей ковра и декоративно-прикладного искусства.Рядом площадь Свободы с памятником Ленину — главная городская площадь. В 1853 году здесь был построен Собор Св. Георгия Победоносца, варварским образом снесенный безожниками в 1938.Теперь вместо собора здесь площадь, Ленин и разные учрежденияНеподалеку — Парк боевой славы, Аллея Героев и Вечный огоньПамятник Герою Советского Союза, уроженцу Дербента капитану Шамсуле Алиеву, погибшему в 1943 в боях за Керчь.Солнечные часы, установленные к торжествам в честь 2000-летия городского статуса ДербентаЦентральный парк имени Низами к этой дате частично реконструировали и выглядит он в этой части вполне культурно и красивоОтсюда можно полюбоваться на городскую стену и Дербентский маяк, построенный в 1852 годуЭтот маяк — самый южный в РоссииА вот со стороны улицы Гейдара Алиева (так была переименована улица Советская в 2013 году, несмотря на протесты многих жителей) Центральный парк выглядит совсем иначе.
Памятник великому поэту Низами Гянджеви, открытый в 1991 году, стоит среди поля сорняков на фоне все той же тысячелетней стены. Но, будем надеяться, и эту часть парка приведут в порядок.

Дербент: до нашей эры — до наших дней

Святой дербент сегодня – история древнего города, достопримечательности и радушие местного населения

Прошлое — это не только забытые мечети, личности и события. Это память предков, хранящаяся в диковинных находках, полуразваленных замках и семейных легендах.

 Удивительны таланты древних «архитекторов», чьи строения — крепости и башни — возвышаются над миром без времени: много веков они напоминают человечеству о событиях минувших лет, будто бы взывая к нашей генетической памяти, врезаясь в безудержную современность и возвращая нас к истокам, к нашим корням, к нашей истине. 

До нашей эры

Дербент впервые упоминается в 6 веке до нашей эры, примерно за 1200 лет до начала распространения ислама пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаhа) или за 1500 лет до официального принятия ислама Волжской Булгарией (территория современной России) от халифатского посла Ибн Фадлана из Аравии.

Каспийские врата — так упомянул Дербент известный географ Древней Греции Гекатей Милетский. Современные раскопки показывают, что появление первых людей датируется эпохой бронзового века — 4 000 — 5 000 лет до нашей эры.

Этот факт был установлен при археологических раскопках в 1971 году.

Территориально Дербент находится на стыке Каспийского моря и гор Кавказа, отсюда название на многих языках «Каспийские врата», у арабов, например, — Баб аль-Абваб «Главные ворота».

Геоэкономическое положение Дербента сложно переоценить — это центр самого короткого пути, ведущего на Ближний восток. Знаменитый «Великий Шёлковый Путь». Сердце мировой торговли, науки и калейдоскоп культур.

Именно это стратегическое преимущество города привлекало завоевателей древности — скифы, сарматы, аланы, гунны, персы, которые опустошали все на своем пути в погоне за богатой добычей, осаждая Дербент снова и снова.

Одно завоевание сменялось другим, эмиры и падишахи в, казалось, бесконечной веренице побед, провозглашали свою власть, а затем теряли её. Этот печальный опыт вынудил жителей дербентских земель перекрыть дорогу.

Самая интересная часть истории Дербента началась в 438 году, когда персы в эпоху Сасанидского Ирана построили цитадель Нарын-Кала и закрыли щель между морем и горами крепостной стеной. Кажется, и сегодня крепость хранит дух тех времён.

Если посмотреть вверх — туда, где каменные стены увенчаны аркообразными окнами, кажется, вот вот увидишь лучника, чей грозный взгляд и стрела нацелены на наступающего врага. Возвышаясь над городом, цитадель, будто чалма падишаха, венчает Дербент.

Совет

Вниз по склону рассыпаются маленькие домики с цветными крышами, изредка натыкаясь на серые высотки конца 80-х, образуя улицы и районы. Где-то вдалеке они встречаются с идиллическим побережьем Великого Каспия.

Синее море сливается с синим небом и растворяется в бесконечном горизонте, как и несколько тысяч лет назад.

Арабские завоевания

После распространения ислама по всей Аравии, а также падения двух великих империй того времени (персидской и восточно-римской) от рук Халида Ибн Аль Валида, арабские войска Абд ар-Рахмана ибн Рабиа и Сураки ибн Амра, посланные халифом Умаром, дошли до Дербента, принадлежавшего Персидской Империи. Это произошло в 643 году.

Персы едва удерживали позиции, но полностью захватить Дербент арабам в этот раз не удалось, ведь часть арабской армии воевала с хазарами. Только в 720-730 годах арабы под предводительством Джарраха ибн Абдуллаха ал-Хакими, смогли укрепиться в этих районах на некоторое время, пока с Востока не появилась огромная армия хана Тармача. Арабы были разбыты, сам Джаррах погиб в бою.

Так были потеряны завоевания Арабского Халифата на Кавказе. С этого момента хозяевами Дербента стали хазары. Но после 730 года события вновь разворачиваются неожиданно: халиф отправил Масламу с новыми войсками. На этот раз штурм Дербента заканчивается его взятием. С этого момента Дербент становится частью Арабского Халифата вплоть до его распада в конце 9 — начале 10 веков.

Около двух столетий длилась борьба дагестанских народов с арабами.

Завоевания Дербента принесли на его земли ислам. В конце 8 века здесь уже были мусульманские кадии. Ислам распространялся медленно и окончательно утвердился в Дагестане лишь в 15 веке. Исповедуя различные религии, от зароастризма и язычества до христианства и иудейства, народы Дагестана упорствовали в сохранении веры предков.

Со временем среди них появлялось всё больше тех, чьи сердца и разум прониклись верой Ибрахима и Мухаммада. Принявшие ислам, совершали самый трудный осознанный выбор — путь борьбы за веру со своими соплеменниками, братьями по крови. Дагестан, воспламенённый огнём единобожия, на многие столетия потерял привычный уклад жизни.

 

От тюрков-сельджуков до Российского государства

После того как территория Дагестана отделилась от Халифата, на карте появился Дербентский Эмират, первым правителем которого был Хашима ибн Сурака. Но геополитически, Дербент и близлежащие территории принадлежали союзу разных племен и княжеств.

В 11 веке на карте Малой Азии появляется могущественный Султанат Сельджуков — потомков Огузов, которые в 1067 году, во главе с главнокомандующим султана Альп-Арсланом, подступили к воротам Дербента. Так город-крепость был захвачен сельджуками.

В течении нескольких столетий Дербент переходил из одних рук в другие вплоть до 17 века, когда весной 1668 Дербент был взят донским казаком Степаном Разиным. С этого момента борьба за Дербент развернулась между Россией и Персией.

Хронология истории Дербента насыщена сражениями и завоеваниями, очевидно, что жизнь тут была неспокойной. Лишь в 19 веке Дербент окончательно стал территорией России (официально в 1813 году). Тут вновь стали развиваться садоводство, рыбный промысел, виноградарство. В 1837 году открылось Дербентское уездное училище. В 1898 году была построена железная дорога.

Этнос

Исторически Дербент — полиэтнический город. Тут жили разные народы, говорившие на разных языках и принадлежащие к разным культурам. Свидетельством этому является то, что именно в Дербенте находятся самая древняя мечеть в России, самый древний христианский храм и самая древняя синагога.

Многочисленные руины культовых храмов и местная национальная кухня стали отражением многообразия традиций, тысячелетиями воссоединявшихся в стенах этого города. Сегодня в Дербенте живут лезгины, азербайджанцы, евреи, русские, табассаранцы, агулы, аварцы, даргинцы.

Считается, что более половины населения — это народы, принадлежащие к лезгинскому этносу.
 

Культурное наследие

Дербент — город — музей под открытым небом, город — летопись, город — сказка. Величественная крепость с цитаделью Нарын-Кала, ханским дворцом и мощной четырёхметровой крепостной стеной, за которой расстилались невиданной красоты сады с фонтанами и искусственными водохранилищами — прохладными оазисами, возвышались стройные минареты мечетей.

Одним из чудес древнего Дербента были его знаменитые хаммамы — уникальные бани, которые сохранились до наших дней. Бани Дербента — важная часть города. Самая старая из них датируется восьмым веком. Это сооружения, углублённые в землю, были построены из известковой породы, состоящей из раковин морских животных и склеенных илом. 

Обратите внимание

Из-за своего стратегического статуса, Нарын-Кала имела мощное укрепление, которое было рассчитано на длительные осады.

Строители позаботились и над водопроводной системой, чтобы гарнизон не смогли взять голодом и недостатком воды.

В городе находятся восемь исторических музеев, ханские мавзолеи, памятники и многое другое. 

В Дербенте много кладбищ, они соседствуют с домами так близко, что живущие здесь люди вовсе не воспринимают эту особенность города, как нечто необычное. Смерть — это часть жизни. Могилы — это страницы истории. Между стенами крепости и новенькими десятиэтажками — поле из могильных камней.

Здесь покоятся и обычные жители, и сам эмир Эсфендияр со своим семейством, правление которого пришлось на 9 век н. э. До наших дней сохранился мавзолей Дербентских ханов, построенный в 13 веке. Тут же захоронены сорок арабских воинов — сподвижников пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).

Могилы асхабов датируются 7 веком н. э. 

С 2003 года Дербент охраняется ЮНЕСКО, как Всемирное наследие человечества.

На территории города находится Джума-мечеть, которая считается самой старой мечетью в России и в СНГ и одной из старейших мечетей мира.

Общие сведения

Дербент в переводе с персидского دربند‎ (Дарбанд) — означает «Закрытые врата». Так как Дербент на протяжении своей истории принадлежал то одним, то другим государствам, то, соответственно, разные народы называли его по разному:

  • Греки называли Каспийскими вратами,
  • Армяне называли Воротами Чора,
  • Персы — Закрытые врата,
  • Сирийцы — ворота Тураей,
  • Арабы — Баб аль-абвабом (главные ворота),
  • Монголы — Кахулга (ворота),
  • Тюрки — Темир капы (железные ворота),
  • Русские — Дербент.

Дербент (Алпан, Дарбанд, Шәһәр, Демир-Капу, Цали, Чяли) — считается самым древним городом России, который не полностью потерял свой облик. Площадь города составляет около 7 кв. км. Город находится в республике Дагестан. В 2015 году Дербент официально отпраздновал 2000-летие.

История

Святой дербент сегодня – история древнего города, достопримечательности и радушие местного населения

Дербент – один из самых древних городов мира и самый древний город России. Первое поселение  Куро-Аракской культуры, обнаруженное археологической экспедицией под руководством профессора А. А.

Кудрявцева, возникло здесь в эпоху ранней бронзы — в конце IV тыс. до н.э., т.е. пять тысяч лет назад, что подтверждается заключением АН РФ от 04.12.2010 г.

за подписью академика-секретаря Деревянко А.П.

Обитатели поселения жили в турлучных и каменных домах с глинобитными полами и напольными очагами. Наличие в этих домах зерновых  ям свидетельствует о земледельческой деятельности местных племён, т.е. они вели оседлый образ жизни.

Важно

На дне зернохранилищ  были обнаружены две керамические женские статуэтки, символизирующие богиню плодородия. Подобные фигурки были широко распространены в V-III тыс. до н.э.

на обширной территории Малой и Центральной Азии, но на Кавказе встречаются крайне редко.

Первые фортификационные сооружения на Дербентском холме появились в VIII-VII вв. до н.э. Появление здесь мощных укреплений в это время являлось ответной мерой на вторжение кочевников (походы киммерийцев и скифов).

В IV-III вв. до н.э. на территории нынешних  Южного Дагестана и Азербайджана возникло государство Кавказская Албания, в состав которого вошёл и Дербент. Значительной вехой в истории Дербента и всей Кавказской Албании стало официальное принятие при царе Урнайре в 313 г. христианской религии, как государственной.

Таким образом, первым христианским государством на территории Российской Федерации была Кавказская Албания. Дербент являлся самым древним православным городом России, где до 552 г. располагался престол патриарха  (Католикоса) Кавказской Албании, что подтверждает и расположение на территории цитадели «Нарын-кала» крестово-купольного храма, датируемого IV-V вв. постройки.

Вместе с этим, мы с гордостью отмечаем, что Дербент единственный город античной эпохи, сохранившийся на своем историческом месте, среди всех городов Российской Федерации.

О Дербенте и событиях вокруг него имеются сведения в трудах античных авторов Плиния Старшего (23 г. н.э.-79 г. н.э.) и Страбона (ок. 64/63 г. до н.э.- ок. 23/24 г. н.э.). Первые же упоминания о Дербентском проходе встречаются у еще более ранних Гекатея Милетского (прим. 550-490 гг. до н.э.) и «отца истории» Геродота (ок. 484- ок. 425 гг. до н.э.).

С I в. до н.э. до I в. н.э. Римская Империя начала борьбу за обладание Дербентским проходом, которая закончилась установлением протектората Рима над Кавказской Албанией.

Совет

С IV в. до н.э. до V в. н.э. продолжилась серьезная работа по укреплению Дербентских фортификационных сооружений. Следовательно, первые фортификационные сооружения построены и укреплялись автохтонным населением и их государственными образованиями.

Борьба двух крупнейших государств — Рима и Парфии за обладание Кавказом значительно повысила стратегическую  роль Кавказских проходов и особенно главного из них- Дербентского.

В V-VI вв. иранские цари из династии Сасанидов развернули на Восточном Кавказе грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить цивилизации Передней Азии от новых волн кочевников — гуннов и хазар.

 Монументальным свидетелем этой эпохи и выдающимся памятником оборонительной архитектуры является Дербентский оборонительный комплекс, поражающий своей грандиозностью, величием и мощью.

Он  включал в себя цитадель, две длинные городские стены, которые полностью перекрывали проход и уходили в море, образуя искусственную гавань. От цитадели в горы на 42 км. уходила  Великая Кавказская стена (Даг – бары). 

Цитадель «Нарын-Кала» и Великая Кавказская стена «Даг-Бары» являются одним из трех крупнейших фортификационных сооружений мира, наряду с Великой Китайской стеной и ныне не сохранившимися Римскими Дунайскими укреплениями. По объему уложенного строительного материала они в семь раз превышают одно из семи чудес света, Пирамиду Хеопса.

В VII в Дербент, а с ним и в Южный Дагестан с арабами стала  проникать новая мировая религия – Ислам. Этот процесс продолжался здесь до X в. и в последующем распространился на территорию всего Северного Кавказа и Поволжские области нынешней России. Дербент является и одним из немногих современных  городов упомянутых в священном Коране.

Также как самый древний христианский храм в России, в Дербенте находится и самая древняя мечеть, построенная в 733-734г.г., и самая древняя синагога построенная в 1614 г., и перестроенная на том же месте в 2010 г.

В начале VIII в., с завоеванием Дербента арабами, город превращается в главный опорный пункт Халифата на Кавказе, в важнейший военный, политический и идеологический центр.

Обратите внимание

Дербент становится крупнейшим средневековым городом Кавказа с развитыми ремесленными производствами (гончарное дело, стеклоделие, металлообработка, ювелирное дело, камнеобработка и строительное дело, ткачество, ковроделие, производство бумаги, шелка, мыла и др.

) и сельским хозяйством (земледелие, садоводство, возделывание шафрана, марены, хлопка, льна и т.д.).

Период с VIII до нач. XIII в. был для города наиболее важным. В это время он достиг своего наивысшего расцвета и превратился в один из значительных городов Средневековья.

В начале XIII в. в степях Центральной Азии под властью Чингиз — хана объединились кочевые монгольские племена, которые наводили ужас на огромной территории Азии и Юго-Восточной Европы. Отборные монгольские войска под предводительством двух самых способных полководцев Чингиз-хана Субудая и Джебе, разграбив многие области от Ирана до Дербента в 1222 г. появились под стенами Дербента.

Величие и мощь Дербентских укреплений произвели  на Субудая и Джебе очень сильное впечатление и, не предприняв попытки штурма, монголы решают обойти крепость по внутренним коммуникациям Дагестана. Но в 1239 г. монголы всё же взяли Дербент, который, однако, не был разрушен.

Во второй половине XIV в. в Средней Азии появилась новая угроза в лице Тимура. В 1395-96 гг. Тимур вторгся в Ширван и в Дагестан, прошёл Дербент и разгромил Тохтамыша на Тереке.

В XVI в. обостряется борьба за Дербент между Турцией и государством Сефевидов. На длительный период город становится ареной ожесточённых войн.

В начале XVII в. один из могущественных сефевидских правителей Шах-Аббас нанёс серьёзное поражение туркам на Кавказе. Он прилагал большие усилия по восстановлению Дербентских укреплений  и порта, превращению города в оплот Сефевидов на Восточном и Северном Кавказе, крупный центр в товарообмене Закавказья и Ирана с Россией

С усилением Русского государства и выходом его к Каспийскому морю значительно возрос интерес к Восточному Кавказу и Дербенту.

Важно

По аналогии с Петербургом, являющимся по замыслу его основателя Петра I окном в Европу, Дербент в силу своего географического положения исторически является связующим звеном между Европой и древними цивилизациями Востока.

Владение Дербентом, к которому стремились многие великие завоеватели, открывало путь к богатейшим рынкам Востока.

Экономические и политические интересы на Кавказе и в Прикаспии заставили Петра I вплотную заняться «восточным вопросом» и начать подготовку к Персидскому походу.

27 июля 1722 г. Пётр I с войсками высадился на северном побережье Дагестана и двинулся к Дербенту, в который вступил 23 августа. Наиб города преподнёс Петру I ключи от городских ворот. Император жил в цитадели, во дворце, где по преданию в одном из залов собственноручно прорубил окно с видом на море.

6 сентября император со своими войсками выступил в обратный путь, оставив в Дербенте сильный гарнизон. По его приказу в городе были проведены большие ремонтные работы по восстановлению стен, ворот и других сооружений.

После вывода русского гарнизона с Дербента, город занял один из самых жестоких правителей, «гроза Вселенной» Надир — шах.

Это было время, когда дагестанцы подверглись тяжёлым испытаниям за свою свободу. Разрушались и грабились города и села Дагестана, уничтожалось мирное население.

И все же Надир — шах потерпел  свое поражение именно в этих горах в 1741г. и вынужден был в 1743г. уйти из Дербента.

После смерти Надир — шаха в 1747 году с процессом распада его империи стало образование на ее окраинах целого ряда новых феодальных государств – ханств. Видное место среди правителей того времени занимал Фет-Али-Хан Кубинский. Человек он был даровитый и энергичный.  В  1759 году Фет-Али Хан овладел Дербентом.

За первые десять лет  своего правления им были объединены значительная часть территории  Южного Дагестана и северо-восточного побережья Азербайджана. Он стремился собрать все земли  в границах бывшей Кавказской Албании.

  Фет-Али-Хан  был очень искусным  и дальновидным правителем, основными направлениями политической деятельности которого были:  во — первых, это бескомпромиссная борьба за отделение Южного Дагестана и территории современного Азербайджана от Ирана и создание единого государства; во- вторых, четкое отмежевание от султанской Турции, и наконец, в-третьих,  неизменная верность союзу и дружбе с Россией.

Совет

В 1806 г. Дербент окончательно  был присоединён к России, а в 1813 г. по Гюлистанскому договору Иран юридически признал вхождение Дербента в состав Российского государства

Весь XIX в. также ознаменован  бурными событиями в Дагестане в том числе и в Дербенте. С 1834 по 1859 гг. шла Кавказская война, истощившая и без того обескровленный Дагестан. Начало XX в.

на волне революционных настроений по всей России, Дагестан и без того беспокойный край буквально забурлил. В этом горном крае столкнулись  интересы турецких и английских интервентов, Бичерахова, Деникина, большевиков и меньшевиков. И только с 1921 г.

началось относительно мирное государственное строительство в Дагестане.  Во всех этих событиях древнему Дербенту отводилась ключевая роль.

Трудные испытания Великой Отечественной Войны Дербент встретил как и подобает городу–воину, городу–защитнику, достойно встретив очередной жесткий вызов времени. На фронт ушли тысячи дербентцев, сотни из которых были награждены орденами и медалями. Девять дербентцев стали Героями Советского Союза, один полным кавалером ордена Славы.

Сегодня Дербент — второй по величине город Дагестана — уникальный памятник древней истории, единственный сохранившийся античный город на территории РФ, музей под открытым небом, крупный центр туризма.

Здесь под защитой мощных   городских стен хорошо сохранились утопающие в зелени семисотлетних платанов древние мечети и медресе,  храмы и синагоги, великолепные средневековые бани и караван-сараи, огромные подземные водохранилища и древние фонтаны, впечатляющие ханские дворцы и мавзолеи.

Обратите внимание

По достоинству оценивая значимость для всего мира истории Древнего Дербента и его вклад в мировую культуру, в 2003г. ЮНЕСКО включил цитадель «Нарын-Кала» и историческую часть города в список памятников Всемирного Наследия.

Дербент, служивший «запертыми воротами» для чужеземных завоевателей, сегодня гостеприимно распахнул свои древние ворота для своих друзей со всего мира и ждет своих исследователей, для которых он хранит немало тайн. 

ХРОНОЛОГИЯ

к. IV – н. III тыс. до н.э. — Возникновения древнейшего поселения Куро-Аракской культуры на Дербентском холме.

VIII-VII вв. до н.э. – Возникновение первых фортификационных сооружений.

III в. до н.э.-IV в. н.э. – Вхождение Дербента в состав Кавказской Албании.

I-III вв. н.э. – Дербент является крупным экономическим и политическим центром Кавказской Албании.

III-VI вв. – Дербент крупный центр распространения Христианства, развитый античный город.

V-VI вв. – Дербент резиденция Албанского Католикоса.

V в. н.э. (439-457 гг.) – Возведение мощных оборонительных сооружений при Сасанидском царе Ездигерде II.

531-579 гг. – Окончательное завершение строительства оборонительного комплекса при Хосрове I Ануширване.

VI-VII вв. – Дербент – развитый средневековый город с высоким уровнем социально-экономического развития.

2-я пол. VII в. – Борьба между арабами и хазарами за Дербент.

1-я пол. VIII в. (733 — 734 гг.)– Арабы окончательно укрепились в Дербенте при Масламе бен Абд аль Малике.

Важно

VIII – X вв. – Дербент – один из наиболее значительных торговых центров на Переднем Востоке с хорошо укрепленной гаванью.

X – XI вв. – Дербент центр независимого эмирата. Крупнейший порт на Каспии.

1075 г. – Дербент под властью турков-сельджуков.

XII в. – Дербент вновь самостоятельное княжество.

1239 г. – Дербент завоеван монголо-татарами.

1395 г. – Тамерлан с войском прошел через Дербентский проход.

XVI- XVII вв. – Дербент арена схваток Османской Империи и государства Сефевидов.

17 августа 1722 г. – Петр I c войском без боя вступил в Дербент.

1735 г. – Дербент по Гянджинскому трактату возвращен Персии.

21 июня 1806 г. – Русские войска под командованием Глазенепа без боя вошли в город.

12 октября 1813 г. – Подписание Гюлистанского мирного договора. Дербент окончательно присоединен к России.

21 марта 1843 г. – Утвержден герб Дербента.

Храмы города Дербента

Святой дербент сегодня – история древнего города, достопримечательности и радушие местного населения

Дербент заслуженно считается колыбелью трёх религий. На территории цитадели Нарын-Кала находятся остатки первого крестово-купольного христианского храма в России (IV в.), в городе сохранились самая древняя в постсоветском пространстве мечеть (VIII в.) и самая старая на территории России синагога (1614 г.).

В Дербенте находится самая древняя мечеть на Кавказе — Джума-мечеть. Она была заложена в VIII веке, в средние века неоднократно обновлялась. Это прямоугольное вытянутое с востока на запад здание в длину и в ширину.

Свод здания опирается на сорок, вытянувшихся в два ряда квадратных колонн, разделяющих здание на три длинных нефа. Большой главный вход устроен в центре северной стены. Его портал расписан растительным орнаментом, цитатами из Корана и сообщениями о строительстве здания.

По преданию под мечеть был перестроен более древний христианский храм.

Во дворе комплекса Джума-мечети растут три платана. Их возраст 700 лет. Кроны платанов дают тень и прохладу всему двору Джума-мечети.

На древнем Востоке была традиционна посадка платана перед значительными зданиями как символ долголетия.

От цитадели Нарын-Кала до Каспийского моря с запада к востоку тянутся две крепостные стены — северная и южная. Для выхода за пределы крепости в стенах сделано несколько ворот. Самые нарядно оформленные  — ворота южной стены Орта-Капы.

Недалеко от ворот Орта – капы в верхней части города расположена Бала – мечеть (XI –XIX вв.). Свой современный облик мечеть получила в 1810 году, когда были восстановлены участки нижних крепостных стен и частично зданий, разрушенных во время штурмов города в 1796 и 1806 гг.

У ворот Кирхляр-капы в верхней части города расположена Кирхляр-мечеть. Это прямоугольное здание, фасад которого выполнен из местного ракушечника.

Единственным художественно-архитектурным элементом фасада является входной портал, расположенный в центре. Здание мечети украшают несколько интересных надписей. Одна из них гласит, что мечеть построена в 1627 году.

Здание неоднократно ремонтировали в XVIII–XIX веках.

Мечеть Хаджи Асадуллы построена в начале ХХ века.

Совет

В центре города расположена армянская церковь — Церковь Святого Всеспасителя, построенная в 1870-е годы. Здание выстроено из обтесанных камней ракушечника, стены не оштукатурены. Автор проекта — писатель Габриэль Сундукян, находившийся в Дербенте в ссылке.

На сегодняшний день церковь не действующая, в ней размещён музей «Ковра и декоративно-прикладного искусства». Здание церкви является памятником архитектуры и входит в состав Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Армянская церковь, внутренний интерьер.

 

В музее, расположенном в армянской церкви, представлены работы скульптора малых форм из Махачкалы Ислама Шовкринского. В керамике воспроизведены сценки из жизни кавказских народов. Герои Шовкринского очень обаятельны. Больше всего скульптор любит делать стариков. В глине он увековечил не только большие носы, но и восточное гостеприимство и мудрость старцев.

Единственная сохранившаяся православная церковь в городе — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 7 января 1899 года на месте нынешнего храма было заложено здание церковно-приходской школы, а через год в школе уже начались занятия. В 1901 году в школе был устроен Алтарь, и она превратилась в церковь-школу.

Новая церковь-школа вскоре стала главным образом служить нуждам прихода и оказалась необходимой для церкви, поэтому в 1902 году построили новое здание собственно школы. В 1939 году храм был закрыт, а в 1943 году вновь передан православным верующим. Сейчас храм отремонтирован: построен церковный дом, возведена новая колокольня.

В 2009 году установлен новый иконостас.