Странные скульптуры в люберцах

Скульптор из Люберец: «Скульптурные композиции – это центры притяжения людей»

Странные скульптуры в люберцах

Не так давно на улицах Люберец появились разнообразные скульптурные композиции, посвященные известным людям, жившим в городе, и важнейшим событиям, происходившим в нашей стране.

Их автором является Заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Рожников.

Корреспондент «РИАМО в Люберцах» встретилась с известным скульптором и выяснила, как рождаются идеи создания таких скульптур, и какие творческие планы он собирается реализовать в ближайшей перспективе.

Парк сказок в Томилине: бронзовые скульптуры и камень-ориентир>>

© , Шевченко Людмила

— Александр Александрович, расскажите, с чего начался Ваш творческий путь?

— Я рисую сколько себя помню. В 11 лет занял первое место в областном конкурсе детского рисунка, который проводила газета «Неделя». По условиям конкурса, нужно было нарисовать лесных животных, и я нарисовал оленей. Увидев в газете свой рисунок с подписью «Саша Рожников», обрадовался, конечно. Для меня это был первый опыт общественного признания.

Обратите внимание

А в 14 лет я слепил из снега во дворе своего дома льва. Он получился настолько реалистичным, что из ближайшего детсада приходили целые экскурсии на него посмотреть. Я был горд и счастлив. В старших классах школы оформлял стенгазету, а под Новый год с другими талантливыми одноклассниками расписывал стены спортивного зала.

Потом была армия, где я совмещал службу с художественным оформлением Ленинских комнат.

Окончательное решение стать художником я принял в 1980 году, когда демобилизовался, а что бы сразу погрузиться в творческую среду устроился на работу на комбинат художественных работ по оформлению Москвы. Мне нравилось участвовать в художественном оформлении столицы.

Даже довелось несколько раз участвовать в составе бригады в оформлении Красной площади. Да и учиться я собирался на художника-оформителя. Но случай круто изменил выбор специализации.

В художественное училище нужно было готовиться, а для этого посещать различные художественные студии. Конкурсной комиссии необходимо было предоставить свои творческие работы, которых у меня не было. Так, в поисках художественной студии для взрослых я пришел в Люберецкий ДК, где вела скульптурную студию замечательный скульптор Антонина Васильевна Кузнецова.

Она не просто увидела во мне перспективного художника, но и убедила оформительское направлени моего творчества заменить монументальным. Я поверил ей, поверил в себя и после упорной подготовки, но только со второго раза, в 1983 году, я поступил в знаменитую Строгановку. Первый раз я не добрал полбала. На отделение скульптуры брали всего пять человек, и конкурс был семь человек на место.

— Вы помните, какими были Ваши первые скульптурные работы?

— Первой работой стала портретная мемориальная доска Н. А. Горохову, директору школы, где я учился. Я сделал ее еще будучи студентом 4 курса, и висит она до сих пор.

После окончания учебы меня распределили на Московский областной комбинат художественный работ в Химках. Там я получил первый заказ – памятник Воинам-афганцам для города Кирова. Заказчиком проекта выступал городской комитет комсомола, и у меня было 2 года на его реализацию.

К 1991 году работа была практически готова, оставалось только перевести ее из глины в металл. Но произошли события 1991 года, комсомольская организация перестала существовать, а не законченный памятник был безвозвратно утерян.

Да что памятник, целая страна СССР перестала существовать.

Важно

Для скульпторов наступили тяжелые времена – заказов почти не было. Мне надо было кормить семью, поэтому я брался за любую работу, не связанную со скульптурой.

В 1993 году Совет ветеранов Великой Отечественной войны поселка Красково предложил мне изготовить памятник, посвященный Великой Победе. Мы долго решали с ветеранами, каким он должен быть. Я предложил свой вариант, сделал эскиз, который всем понравилось. Так родился памятник Воину-освободителю в Краскове.

Выставка кукол в Люберцах: фарфоровые красавицы и младенцы>>

— Сколько всего у Вас работ?

— На сегодняшний день моих работ по стране порядка 70. Только в родных Люберцах 12 композиций: мемориальная доска Н.А. Горохову на школе № 55, памятник воину-освободителю в Коренево, три композиции в парке сказок в Томилино, бюст первому авиаконструктору Черемухину в школе № 25, бюст главному маршалу авиации П.С.

Кутахову в гимназии № 41, памятник Воинам-интернационалистам на Октябрьском проспекте, Воину-освободителю на пересечении улицы Власова и Октябрьского проспекта, памятник летчикам-истребителям «Трем Иванам» в гарнизоне, скульптурные композиции, посвященные группе «Любэ» в центре города и фильму «Начало» в Коренево.

А всего в Подмосковье установлено в разных городах и поселениях 38 моих произведений и география мест установки очень обширная. Памятник Кириллу и Мефодию в Коломне и памятник Екатерине Великой в Подольске, памятник П .И. Чайковскому в Клину и памятник детям военного времени в Щелковском районе.

Выставка «Я люблю тебя, Россия!»: ручная роспись и Есенин из пуха>>

— Откуда появилась идея создать скульптурные композиции, посвященные группе «Любэ» и фильму «Начало»?

— Это совершенно разные работы и поводы их создания тоже разные. Хотя их и объединяет одно понятие «городская скульптура». Идея создания скульптурной композиции, посвященной нашей прославленной группе «Любэ» появилась давно.

С Николаем Расторгуевым мы знакомы еще с 90-х, а лет шесть назад, благодаря Главе Люберецкого района Владимиру Ружицкому эта идея обрела возможность реального воплощения. Пришло время и все случилось.

Из двух вариантов, предложенных руководству района и депутатам была выбрана композиция «Дуся-агрегат», позже переименованная в более уместное название «Ребята с нашего двора». Кстати, на создание этой композиции ни рубля бюджетных средств потрачено не было. Деньги собрали Люберчане.

К нашему общему удовольствию Николай Расторгуев (после аргументированных уговоров) дал согласие на использование своего облика. Он несомненно звезда, но человек очень скромный.

Он сначала категорически не хотел понимать, почему при жизни ему ставят памятник.

Мне стоило не малых усилий убедить его, что это — не памятник, а инициатива людей таким способом увековечить любимую группу и он согласился.

Николай нашел в своем бешеном гастрольном графике время и приехал в Люберцы, чтобы утвердить работу в глине. Сказал, что приедет на 15 минут, а задержался больше, чем на 2 часа.

Совет

У него было два замечания: он попросил поменять майку на футболку и сомневался насчет того, что он получился с открытым ртом. На что я сказал, что он певец, значит, рот открыт должен быть.

К сожалению, он не смог приехать на открытие скульптурной композиции, но теперь, приезжая в Люберцы, заезжает к своему прототипу и фотографируется с бронзовым двойником.

Кстати, это пока единственная композиция, посвященная группе «Любэ» в России, но, уверен, что не последняя.

© , Шевченко Людмила©  из личного архива А. Рожникова©  из личного архива А. Рожникова

Фото1из 3

С Инной Михайловной Чуриковой немного другая история. Еще в детстве я слышал от родителей, что Чурикова жила в Коренево, и нашел ее воспоминания об этом.

Прошлый год в России был объявлен годом Российского кино и у меня родилась идея создания скульптурной композиции по фильму Глеба Панфилова с ее участием «Начало». Для меня он памятный, мне было 10 лет, когда фильм вышел на экраны.

И тогда меня очень впечатлила героиня Чуриковой, которая из фабричной девчонки стала актрисой.

Когда у меня был готов эскиз, я встретился с тогдашним главой Красково Владимиром Волковым. Он сразу поддержал идею, нашел спонсоров, определили место установки около Кореневского культурного центра. Место символическое. Именно там стоял сельский клуб, где Инна Михайловна ребенком увидела свой первый фильм.

Затем, собравшись с духом, я позвонил народной артистке СССР Инне Чуриковой и рассказал о проекте, пояснив, что эскиз и место готовы, финансирование есть. Нужно только ее благословение.

Обратите внимание

Когда мы с Владимиром Волковым приехали в театр Ленком и показали ей эскиз, она одобрила идею, хотя и сделала несколько небольших замечаний. По нашей просьбе Инна Михайловна написала пожелания жителям Коренево для размещения на скульптурной композиции.

Проект был реализован очень быстро. Идею мы обсудили с Волковым в конце января 2016 года, а 10 сентября уже установили скульптуру. Инна Михайловна Чурикова и ее супруг известный режиссер-постановщик Глеб Анатольевич Панфилов приехали на открытие. Они провели в Кореневе полдня, посетив и культурный центр и восстановленный храм.

Инна Чурикова на открытии памятника к фильму «Начало» в Люберцах>>

© , Шевченко Людмила

— Какие проекты остались пока нереализованными? Над чем сейчас работаете?

Сейчас в стадии отливки из бронзы находится композиция «Белка и Стрелка» для Томилинского парка сказок. Уже определено для нее место. По легенде, этих собачек нашли в Томилино. Именно на заводе «Звезда» для них были изготовлены скафандры и тележка, на которой животных закатывали в капсулу перед полетом.

Близится к завершению работа над памятным знаком журналистам. В этом году исполняется 60 лет областному союзу журналистов, и памятный знак будет символизировать именно подмосковное отделение российской организации.

Работа над композицией идет не просто. Профессия журналиста тяжелая и опасная. Хочется найти узнаваемый и, в то же время, оригинальный образ.

Сейчас заканчиваю второй вариант композиции. Первый вариант условно назывался «Сенсация». Создавая его, я руководствовался эмоциями. Чем занимается журналист? Поиском сенсации. Я вылепил парня с фотоаппаратом и газетой в руках. Но после первой презентации в журналистском сообществе получил очень много пожеланий, что заставило пересмотреть концепцию образа.

Пришлось отказаться от половой принадлежности журналиста – в подмосковных СМИ работают, как правило, женщины. Плюс ко всему надо было обозначить, что этот знак посвящен именно подмосковным журналистам. Родилась другая композиция, сейчас я ее дорабатываю. В конце мая, надеюсь, презентовать.

Есть идея поставить в Красково, где находятся картофельный институт и институт крахмалопродуктов, композицию, посвященную картошке. В Луховицах есть памятник огурцу, в Коломенском районе – луку, а мы хотели увековечить картошку, тем самым продолжить овощную тему юго-восточного направления. Но пока это только идея.

Важно

Также у меня есть большое желание поставить памятник Александру Барыкину, который жил в Люберцах. В этом году ему исполнилось бы 65 лет, а его хиту «Букет» – 30. В Люберцах недавно появилась улица Барыкина. Было бы хорошо поставить и памятник. Тут и придумывать ничего не надо – велосипед и Александр с букетом полевых цветов. Есть уже наброски. Окончательное решение за руководством города.

— Кто Ваши заказчики?

— В основном я выполняю государственные заказы, участвую в самых разнообразных творческих конкурсах. В прошлом году выиграл конкурс на создание памятника Любови Орловой в Звенигороде. Его установили.

В том же году был открыт памятник кинорежиссеру Евгению Карелову в Подольске, где он жил и похоронен. Это произведение было создано исключительно по инициативе и поддержке главы г.о. Подольск Н. И. Пестова.

Бывают и частные заказы, это надгробия на престижных кладбищах. Например, на Троекуровском кладбище мной созданы надгробия последнему председателю КПСС О.С. Шенину, известному режиссеру Евгению Гинзбургу, на Люберецком кладбище надгробие первому главе Люберецкого района Ю. А. Козлову.

Памятники археологии в Люберцах: усадьбы и штаб-квартира Кутузова>>

— Городские скульптуры новое слово в благоустройстве. Чем они так приглянулись?

— Действительно, городские скульптуры – это новинка для российских городов, но в Европе это давно устоявшееся явление, ставшее неотъемлемой частью городской среды. Они хороши тем, что максимально приближены к зрителю.

Как правило и сюжет незатейливый, но совершенно конкретный, либо наоборот, некая абстрактная форма, но гармонично вписанная в пространство.

К таким произведениям можно подойти сфотографироваться или присесть, ощутить себя рядом с великим человеком, на мгновение почувствовать себя его современником.

В прошлом году я видел, как мужчина сидел на скамейке со скульптурным Расторгуевым и говорил: «Николай, ну хоть тут с тобой посидеть можно, в жизни ведь не увижусь».

Видел в Instagram пост девочки, которая приглашала знакомую в гости, приезжай, говорит, у нас тут такой клевый памятник поставили Расторгуеву прямо под окном.

Меня в свое время поразили Прага и Будапешт, где скульптуры практически на каждом шагу. Они притягивают людей, вокруг них собираются зеваки. В какой-то момент я понял, что если у нас ставить такие же, то наши дети и внуки будут жить в новой образной среде и, несомненно, будут лучше и талантливее нас.

Совет

Интересно, что и мои скульптуры тоже «обрастают» своими традициями, а некоторые части композиций особенно притягивают людей. Если взять композицию, посвященную группе «Любэ», то у Дуси с внутренней части левая грудь уже натерта от объятий.

И правая рука у Коли блестит, видимо, многие желают поздороваться. Мне рассказывали, что в Люберцах появилась такая примета у новобранцев.

Перед отправкой в армию они должны потереть комбатовскую звезду у футболки, в которую одет Расторгуев, чтобы командир хороший попался. Говорят, помогает.

Вообще, то, что сделано из вечного материала, каким являются гранит, бронза, мрамор, не имеет права быть неинтересным, поскольку нельзя оставлять потомкам какие-то банальные вещи.

 — Как бы Вы определили свое отношение к Люберцам?

— 30 лет назад мне и в голову не могло прийти, что на улице Смирновской, по которой я ходил сотни раз, появится композиция, сделанная моими руками.

Люберцы – мой родной город, с 1990-х годов с легкой руки безответственных журналистов он «прославился» как бандитский, но вместе с тем здесь родилось и выросло много знаменитых спортсменов, музыкантов, культурных деятелей, героев и просто тружеников, которых надо прославлять и оставить память о них потомкам, в том числе, и в скульптурных композициях.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

На одну скульптуру больше стало в Люберцах. Стр. 2. Новости

Странные скульптуры в люберцах

А что символизируют странные звезды на шаре?Я как-то иначе себе представляла мужика Мэри Поппинс…________________________Сарказм — это естественная защитная реакция психики против тупости окружающих.(c)А Рожников видимо так представлял.Вот я тоже Дусю-агрегат из песни Любэ представляла себе иначе — девушка плотного телосложения, накачанная, харАктерная. А у него там слишком худая она, ни фактуры, ничего. Какие-то они у него все похожие, одинаковые, эти девки. Модель что ли одна и та же позирует? Муза и идеал А. Рожникова.________________________Кто в армии служил, тот в цирке не смеетсяЯ как то иначе представлял саму Мэри….Ты воять то умеешь? Я нет)) Так что, если только самим в центре города где-нить встать в виде скульптурной группыКстати, ни Мери, ни мужик ейный мне не понравились, зачем они нам??? Когда-то баба с крыльями и когтями в парке стояла, долго стояла, потом пропала куда-то, может кто на дачу упер.________________________Моя жизнь, когда хочу, тогда и дура.Не-не, самим стоять — это не вариянт! Да и чо там ваять-то? Найдем жертву, то есть, модель… Вона, можно хоть с Joker`а начать — увековечим его. Ты ему сначала наливочки, а потом мы его в гипс — вот и будет, как ее, прессформа (я пока не успела изучить все, что есть в гугле по этой теме)… Только надо сначала ему форму придать интересную, то есть, позу…Вы, прям, как дети малые! Художник так видит. Мало ли, что в процессе творческого процесса может привидиться? А вот тогда уже можно сказать, что «художника всяк и всем обидеть может, вот только грязными вонючими деньгами редко обижают»…)))________________________Сарказм — это естественная защитная реакция психики против тупости окружающих.(c)Эммм…. Джокера под пресс… Вы точно скульпторы?________________________Ф-584370Да, кстати, где женщина-курица из центрального парка? Почему исчезла? На даче у Ружицкого? Нормальная скульптура была, эксклюзив Люберец. А теперь понаставят стандартных рожниковских скульптур, никакой индивидуальности.________________________Кто в армии служил, тот в цирке не смеетсяЧто Вы такое говорите!?! Мы ж не звери! Я, просто, пока не изучила терминологию… Моя очень близкая родственница раньше работала на одном местном предприятии. Туда приезжали люди одной очень интересной, опасной и, не побоюсь этого слова, романтической профессии. Для этих людей необходимо было изготовить специфические защитные костюмы, которые в точности повторяли бы форму их тела. Людей укладывали в некий аналог формы и «заливали» в гипс. Потом людей извлекали из формы, а «по отпечатку» изготавливали костюм. Вот я и думала применить ту же технологию для изготовления скульптуры…________________________Сарказм — это естественная защитная реакция психики против тупости окружающих.(c)А в Котельниках оленя установили , грустного такогоКто автор, неужели тоже Рожников?________________________Кто в армии служил, тот в цирке не смеетсяФигасе , я теперь даже и не знаю идти с тобой воять, или подождать, пока наливка созреет, ну, чтоб для храбрости тяпнуть сначала, прежде чем под пресс и в гипс бедного Joker_а________________________Моя жизнь, когда хочу, тогда и дура.После, всего вышесказанного buonapartik, я точно уверена, что ДА!Ни кто не желает попозировать?)________________________Моя жизнь, когда хочу, тогда и дура.Джокер, соглашайся, тебя будут ваять по космической технологии! P.S А мне наливку.________________________Ф-584370Наливку и прочие продукты винодения — только участникам концессии.Нам же, в принципе, неважно, на ком тренироваться. Главное — придать телу правильную форму и обездвижить на некоторое время.________________________Сарказм — это естественная защитная реакция психики против тупости окружающих.(c)Можно вначале для лучшего изучения формы модели как в фильме про Остапа Бендера — обвести на асфальте контур черной краской, а потом и заливать — гипсом, али бетоном…________________________Кто в армии служил, тот в цирке не смеетсяЯ смотрю, поцоны ваще ребята! Рано. Рано меня закатывать в гипс, равно как и в другие твердые поверхности. И мелом обводить рано. Сейчас в отъезде, вернусь — поговорим.Ещё одна скульптураПора уже главу отливать в граните.________________________Мы, бояре, народ работящий! Такая уж наша боярская доля…Отольют. К 400- летию.

Солнечногорские изваяния – плоды симпозиумов

Странные скульптуры в люберцах

Скульптуры в городском парке Солнечногорска стали темой развернутой статьи сетевого издания «Подмосковье сегодня» в разделе «Неизведанное Подмосковье».

Солнечногорские изваяния – плоды симпозиумов

Симпозиум в переводе с греческого языка означает «пиршество». В наше время это слово ассоциируется с конференциями ученых, однако с 2001 по 2004 годы в городе Солнечногорске симпозиумы проводили скульпторы.

Обратите внимание

Мастера из разных городов и стран за короткий срок в течение двух летних месяцев пытались раскрыть тему симпозиума в камне.

Свои творческие эксперименты художники оставили в дар городу, и с тех пор скульптуры стоят вдоль аллей главного парка.

Солнечногорский парк расположен между Ленинградским шоссе и озером Сенеж. Весь парк можно пройти от входа до берега за десять-пятнадцать минут. Сенеж – главная природная достопримечательность Солнечногорска.

Хотя водоем называют озером, фактически это водохранилище, образовавшееся при постройке канала между реками Истрой и Сестрой в 1826 году. Канал, остатки которого сохранились и сегодня, рыли для судоходства из Волги через Истру в Москву.

Сенежское озеро снабжало шлюзы канала водой в сухие летние месяцы.

У входа в парк посетителя встречают две необычные скульптуры: фигура с девятью шарами и ползущий навстречу бородатый артиллерист с пушкой на спине. Дальше вдоль аллей стоят не менее странные изваяния.

Все работы можно разделить на три типа: женские природные образы, абстракции, скульптуры по мотивам древних мифов. Почти все фигуры в городском парке выполнены из гранита. На Советской площади Солнечногорска есть еще несколько странных скульптур из белого известняка.

В обоих местах стоят работы, оставшиеся от симпозиумов скульпторов.

Всего было восемь подобных симпозиумов скульпторов в Подмосковье. Они проводились в Клину, Видном, Люберцах и четыре раза подряд в Солнечногорске. Первый по счету фестиваль организовали в 1998 году в Зеленограде. На каждом симпозиуме определялась тема, поэтому даже самая абстрактная скульптура должна была ей соответствовать.

Солнечногорские слеты посвящали женщине, природе и водной стихии из-за близости Сенежского озера. В Клину в 2005 году темой симпозиума стала «Музыка» в честь 165-летия со дня рождения П.И. Чайковского. В 2007 году в Видном скульпторы ваяли по мотивам русских народных сказок, а в Люберцах в 2008 году выражали в камне идею семьи.

Рассмотрим скульптуры парка Солнечногорска по мотивам античных мифов. Андрей Балашов оставил городу «Очаровательную Сирингу». Древнеримский поэт Овидий в «Метаморфозах» писал, что Сиринга – это целомудренная нимфа деревьев, оберегавшая свое девство от сатиров и богов. Однажды ее стал преследовать лесной Пан.

Важно

Убегая от него, Сиринга подошла к тихой реке и попросила водных нимф превратить ее в болотный тростник. После преображения ветер извлек из этой тростинки жалобный звук. Пан сделал из тростника флейту, и с тех пор этот музыкальный инструмент называют сирингой.

В парке есть и другие каменные нимфы: гамадриады, наяды и нереиды.

Другая скульптура на мифологическую тему называется «Старец Икар». Это работа солнечногорского скульптора Романа Олеговича Фашаяна – организатора симпозиумов. Согласно древнегреческому мифу мастер Дедал сделал себе и сыну Икару скрепленные воском крылья. Так Дедал хотел спастись от критского царя Миноса.

Отец велел Икару не лететь слишком высоко, чтобы солнце не растопило воск, и не опускаться слишком низко, чтобы вода не намочила перья. Юноша забыл наказ отца, приблизился к солнцу и упал в море. В трактовке Романа Фашаяна Икару удалось долететь до солнца, но он не нашел там того, что влекло его вверх.

Теперь Икар – это разочарованный старец, который скептически относится к дальнейшему поиску неведомого.

Тот же скульптор сделал известняковое изваяние Сизифа, расположенное в сквере у Советской площади. Сизиф – строитель и царь Коринфа, которого боги осудили после смерти бесконечно катить камень на гору в загробном мире. Достигнув вершины, камень каждый раз скатывался вниз, и работа начиналась заново. Сизиф в Солнечногорске – это еще и автопортрет Романа Фашаяна.

Скульптуру «Похищение Европы» выполнил московский скульптор Сергей Мильченко. Европой звали прекрасную дочь финикийского царя. Буквально это имя переводится с греческого как «широкоглазая».

Зевс увидел Европу, обратился быком и выкрал девушку, когда она играла с подругами на берегу моря. Бык уплыл с Европой на спине на остров Крит.

В трактовке художника Европа не выглядит жертвой похищения, а скорее сама оседлала животное и использует его рога в качестве штурвала.

Совет

Смысл многих скульптур разгадать сложно, если не знать задумку автора. Например, композиция  условной фигуры человека-глыбы и куска гранита с отверстием называется «Пульс реки».

Она была навеяна художнику Олегу Киевскому романом-притчей Германа Гессе «Сидхарта» по мотивам буддийской и индуистской мифологии. Во время переправы через реку брахман Сидхарта услышал от паромщика такие слова: «Очень красивая река. Я ее больше всего люблю.

Я часто ее слушаю, часто смотрю в ее глаза и все время учусь у нее. У реки многому можно научиться».

Скульптура с узором из квадратиков, напоминающим клетки кроссворда – это «Солнечногорский подсолнух». Автор этой работы румынский скульптор Николае Флессинг.

Фигура человека с шарами у входа в парк называется «Великим противостоянием». Украинский художник Сергей Сбитнев изобразил над головой изваяния планеты солнечной системы, а в ее руках Землю и Марс.

Среди странных скульптур парка стоят два памятника, которые не имеют отношения к симпозиумам.

Это бюст Михаила Юрьевича Лермонтова, который установили в 2014 году к двухсотлетию поэта и памятник жертвам политических репрессий. Поэт связан с усадьбой Середниково в Солнечногорском районе.

В 1829-1832 годах юный Лермонтов проводил там лето вместе со своей бабушкой Екатериной Аркадьевной Арсеньевой.

Обратите внимание

В Подмосковье есть еще несколько мест, которые понравятся любителям необычных скульптур и инсталляций под открытым небом. Как уже говорилось выше, симпозиумы скульпторов проводились не только в Солнечногорске. В 2008 году восьмой по счету симпозиум прошел в Люберцах. После слета художников экспериментальные изваяния поставили в городском парке по примеру Солнечногорска.

В Химках в парке имени Льва Толстого в 2011 году появился «Сад камней» – любопытная инсталляция из каменных валунов с цитатами из последней философско-религиозной работы Толстого «Путь жизни».

В деревне Борзые Истринского района недалеко от Павловской Слободы художник Сергей Сергеевич Казанцев создал частный парк скульптур «Истра». Вокруг мастерской скульптор Казанцев выставил под открытым небом свои мраморные работы. Среди них немало экспериментальных скульптур, но преобладают женские образы, символизирующие природу и материнство.