Сосуды из рога быка – история и современность

Делаем кубок — как обработать рога быка своими руками

Сосуды из рога быка – история и современность

Любите Кавказ? Этот, воспетый в веках, край, насыщенный чистыми стремительными реками, бескрайними вершинами, полный радушных, улыбающихся людей, готовых приютить незнакомца, угостить молодым вином, пенно льющимся из кубка, домашним сыром и хлебом.

И каждый раз, возвращаясь с Кавказа, привозишь эту частичку южной любви. И, конечно же, сувениры, будь то столовое серебро, острые кизлярские кинжалы и ножи, сосуд из рога быка. Но иногда, пораженный красотой изделия, не только замираешь перед ним, но загорается идея сделать такую красотищу самому.

Кубок из рога своими руками

Во-первых, для обработки рога быка своими руками нужно определиться с материалом. Вернее, с животным. Абсолютно любой рог не подходит. Вам нужен рог полорогого животного.

Конечно, можно поискать рога саблерогой антилопы или не менее экзотической импалы, но, скорее всего, в процессе поисков вас постигнет неудача, если вы не фанат путешествий или у вас друзья по всему шарику.

Максим сурайкин – уникальные факты

Поэтому подойдет рог какого-нибудь яка, зубра или просто буйвола (они используются в качестве домашних животных на том же Кавказе) и обычного быка. Последний вариант – доступнее всего.

Весь процесс технологически не очень сложный и состоит из следующих этапов:

  • осмотр заготовки на предмет трещин;
  • при необходимости – отпиливание основания;
  • удаление костного стержня;
  • шлифовка;
  • нанесение рисунка.

Технологически-то он несложен, но вся проблема в навыках. Скорее всего, при создании десятого кубка, у вас не останется и десятой доли вопросов, возникших при изготовлении первого. Беда в том, что дорога к десятому идет через первый.

Начальный этап – осмотр. Выбирая заготовку для будущего изделия, постарайтесь найти рог с минимальным количеством трещин. Вообще, идеально было бы найти рог недавно убитого животного.

Поскольку при хранении рогов очень большую роль играют температура окружающей среды и влажность. Если рог подвергнуть резким температурным перепадам, то он может начать расслаиваться.

Если же будущий сосуд хранится в условиях, при которых он неравномерно увлажняется и высыхает, то его покоробит.

Рог выбран. Следующий этап – удаление костного стержня. Вначале необходимо зрительно определить, видно ли его. Если костный стержень не виден, то необходимо произвести спил.

Обратите внимание

Конечно, это можно делать и ножовкой, но оптимально – ленточной пилой. И вон он – стержень. Но просто так достать его не удастся. Чтобы его извлечь из рогового чехла, необходимо рог вымочить. На это уйдет несколько недель.

Не хотите ждать? Тогда вываривайте.

Для вываривания используйте емкость, которую не жалко выбросить. Отправьте домашних погулять, надолго, лучше на весь день, включите вытяжку, если она есть и откройте окна. Процесс займет часа два-три.

После вываривания осторожно достаньте горячий рог из емкости и постучите о какую-нибудь деревяшку. При отсутствии деревяшки можно взять длинную отвертку и пройтись внутри по периметру рогового чехла. Стержень вывалится.

На этом самая «благоухающая» часть процесса закончена.

Но начинается самая «муторная» часть работы – шлифование. Но прежде, чем начать шлифовать дайте рогу остыть. После варки он стал мягким и податливым, с таким работать очень трудно, а повредить – проще простого.

После остывания рог снова затвердевает. Кстати, если вам попался загнутый рог, то распрямив и зафиксировав его, можно придать ему новую форму. Но этим, пожалуй, стоит заниматься, когда немного набили руку, во-первых, а во-вторых, может потребоваться дополнительное оборудование для фиксации.

Задача текущего этапа – шлифование внутри и снаружи. Здесь используются самые различные инструменты и материалы:

  1. наждачная бумага;
  2. шабер;
  3. паста ГОИ;
  4. пемзовая паста;
  5. шлифовальный станок;
  6. цикли.

Главная задача – отполировать поверхность до блеска. С внешней стороной, конечно, работать намного проще – она доступна. Главное не переусердствовать, если вы используете шлифовальный станок. Но и не стоит опасаться. Рог – вещь довольно крепкая.

Иногда какие-то отдельные выступы даже просто срезают. Если же станка нет, то вам предстоит многочасовая тренировка рук с использованием наждачной бумаги различной зернистости – от крупной к мелкой, пока не получите приемлемый результат.

Кстати, если вам вначале пришлось отпилить часть пилой, не забудьте отшлифовать место спила.

Важно

Хуже обстоит дело с внутренней частью. Самый главный вопрос при изготовлении кубка из рога быка – как сделать так, чтобы не допустить появления привкуса у напитка. Ведь если внутреннюю часть обработать плохо, то оставшаяся там органика просто начнет гнить.

Соответственно, любой напиток, налитый в этот кубок, получит «необыкновенный» привкус. Поэтому, после прохождения шабером, есть смысл сделать самодельный шлифовальный инструмент.

На куске жесткой проволоки зафиксировать наждачную бумагу, затем закрепить эту проволоку в дрель и шлифовать с ее помощью.

Далее добиваемся финального блеска, благодаря войлоку и пасте ГОИ. Некоторые умельцы считают, что рог должен быть белоснежным, поэтому отбеливают его. Составы для отбеливания бывают разными, в том числе довольно агрессивными, поэтому лучше попробовать их действие на ненужном обрезке. Иногда такие кубки снаружи покрывают орнаментом или лаком.

Часто рога по краю отделывают металлом с чеканкой, гравировкой и даже с филигранью, но это уже совсем иная история, требующая совсем иных навыков.

Если хотите установить рог на видном месте, то для него можно сделать подставку из дерева или из того же металла, что пошел на отделку рога. Также часто рога вешают на цепочку или ремень. Для этого с тупого и острого края изделия нужно сделать «ушки» для них и тогда сувенир можно будет повесить на ковер рядом с оружием, как это принято на Кавказе.

Не получается сделать – можно купить

Как видите, процедура превращения части животного в красивый предмет, которым можно похвастаться, довольно непростая, требующая многих вещей.

Поэтому если вам нужен кубок из рога быка, купить его будет намного проще, чем сделать самому. Более того, готовые кубки украшены искусными орнаментами и красивейшей отделкой.

Все равно, он будет хранить тепло рук мастера, и напоминать вам о Кавказе.

Читайте также

Вас может заинтересовать

История питьевого рога

Сосуды из рога быка – история и современность

Рога для вина известны ещё со времён античности, были они распространены у германцев, у кельтов и на Кавказе. Самые знаменитый из известных – рог в форме Пегаса, найденный в Адыгее.

Известно, что рыцари пили вино из рогов баранов, а высокопоставленные особы – из зубров и туров.

Уже в период Средневековья, эти сосуды начали изготавливать из металлов и стекла, но популярность их оставалась неизменной.

Рога для питья, которые также называли ритонами, были популярны не одну тысячу лет. Обычно их делали из обработанных натуральных рогов парнокопытных млекопитающих, таких как олени, коровы, антилопы и овцы. Иногда же питьевые рога делали из глины или металла. А в в Древней Греции такие сосуды украшали изображением Диониса и сатира с рогами для питья.

Питьевой рог из Роордахуизума, сделанный в середине XVI века серебряных дел мастером Альбертом Якобсом Кантером. Фризский музей в Леувардене. Подобные сосуды использовались для церемониальных ритуалов на протяжении всего Средневековья и позже в некоторых частях Европы, в основном в германских культурах и на Кавказе.

Больше всего рогов находят примерно на границе между Европой и Азией вблизи Черного и Каспийского морей.

Известно, что фракийцы (европейские племена на территории современной Болгарии) и скифы (евразийские кочевники в IX веке до нашей эры) пили как раз из рогов.

Ксенофонт, древнегреческий философ и историк, который описывал свои сделки с фракийским лидером Севфом, упоминал, что питьевые рога были неотъемлемой частью фракийского общества.

Питьевой рог из Хохдорфа (железный рог с золотым орнаментом емкостью 5,5 литров).

Греческий историк Диодор описал банкет, организованный царем гетов Дромихетом для Лисимаха, преемника Александра Македонского.

Диодор описывает использование питьевых сосудов из натуральных рогов и дерева. Богатые скифы также использовали рогообразные сосуды для питья, изготовленные из драгоценных металлов. В 1982 году в Уляпе, Адыгея нашли ритон, датируемый V веком до н.э.

, в форме крылатого коня из золота и серебра. Сейчас его можно найти в Музее искусства народов Востока в Москве.

Совет

Бронзовый и стеклянный роги вендельского периода. Шведский музей национальных древностей.

В своем археологическом исследовании скифских питьевых рогов, русская ученая М.И.

Максимова выделила два типа ритонов – один большой изогнутый и второй меньше по размеру с небольшим изгибом. Как отмечала Максимова, меньший тип ритона часто делали из рогов зубров. А находили из в основном в могилах воинов.

Рога для питья «путешествовали» вместе с миграцией людей и такие сосуды, датируемые железным веком, находили в Центральной Европе.

Булионский камень – пиктский камень с изображением конного воина, который пьет из большого рога. Музей Шотландии, Эдинбург.

Известны некоторые ранние кельтские примеры питьевых рогов, в частности, остатки огромных рогов, выделанных золотом, которые нашли на месте захоронения Хохдорф в Швейцарии.

Кость рогов животных за тысячелетия в земле разрушилась, но сохранились металлические части этих ритонов, которые находят при археологических раскопках. Германские народы начали делать рога для питья из стекла. Датируемый V веком рог эпохи Меровингов нашли в Бингербрюке, Рейнланд-Пфальц.

Он сделан из оливково-зеленого стекла и сегодня находится в Британском музее в Лондоне.

Коллекция рогов для питья в Национальном музее Дании.

Также в этом музее можно увидеть питьевой рог из синего стекла, который нашли в Сутри, недалеко от Рима.

После того, как в 1639 году нашли первые древние рога, король Дании Кристиан IV приказал восстановить их до функционального состояния, добавив обод, удлинив узкий конец, а также сделав водонепроницаемую крышку. Это были самые выдающиеся образцы питьевых рогов, известные в XVII – XVIII веках, но они были утеряны в 1802 году.

В Британском музее также есть пара англосаксонских питьевых рогов VI века, которые были найдены в королевском захоронении в Таплоу, Бакингемшир. Они были сделаны из рога зубра и имели резное покрытие из позолоченного серебра.

Питьевой рог Сигизмунда I Люксембурга до 1408 года.

Рога для питья использовались в языческих германских обществах, начиная с железного века и в эпоху викингов в Скандинавии. Части сложных рогов для питья находили даже могилах женщин, что, возможно, свидетельствует о том, что они были воительницами.

Изображение скандинавской богини Сиф с рогом для питья, 1893 год.

В «Младшей Эдде», древнескандинавском эпосе, написанном в Исландии в XIII веке, бог Тор пил из рога, который содержал воду всех морей.

Ритоны также упоминаются в староанглийском эпосе «Беовульф», действия которой происходят в Скандинавии.

Большинство норвежских питьевых рогов, которые сохранились со средних веков, имеют металлические крепления, но при этом поверхность самих рогов гладкая.

Копия «чудесного рога» из Олденбургера, Гамбург.

Старые рога для питья викингов были простой работы, но при этом украшены полосами серебра, а также имели серебряные мундштуки.

К примеру, в Северном музее в Стокгольме, Швеция есть простой рог, пышно украшенный золотом, мундштук которого был сделан в виде птичьей ноги. Сегодня также делают рога для питья, которые особенно были популярными в 1970-е годы.

Обратите внимание

Хотя внешне они имеют форму старых питьевых рогов, эти новые ритоны сделаны из кожи, а мундштуки из черного пластика. Также они оснащены закручивающейся крышкой и шнуром для ношения на плече.

История появления ваз

Сосуды из рога быка – история и современность

С момента появления первых упоминаний о сосудах и вазах прошла уже не одна тысяча лет. Попытки создать нечто похожее на современные вазу начались с неуклюже слепленных из глины сосудов. Они имели практическое назначение вместилищ для хранения разнообразных жидкостей и продуктов, и до сих пор продолжаются – во всех возможных видах, назначениях и материалах.

Этот, ранее хозяйственный предмет, а теперь часто используемый, как предмет интерьера считается, наверное, одним из самых популярных элементов декора, как в современно мире, так и в далеком прошлом.

Самые ценимые людьми вазы, конечно, были и остаются те, что сделаны из драгоценных металлов, украшены самоцветами или целиком выточены из природных камней.

А предназначение таких драгоценных сосудов определяется им под стать. 

Главным в определении вазы, о чем часто забывают люди, когда, к примеру, дарят вазу в подарок, является не столько красивая отделка или материал (хотя это тоже важно), сколько изящная форма.

Тогда ваза становится вазой, а не просто сосудом, и на нее приятно смотреть – и это и будет одним из ее предназначений.

Сегодня вазы используют, в основном, для того, чтобы ставить в них цветы – практично, но с этой целью можно использовать любую емкость, поэтому все-таки главным остается общее впечатление: то, как смотрятся в вазе цветы, и то, как ваза смотрится в интерьере (пусть и без цветов). И здесь этот символический предмет становится своего рода связующим звеном, акцентом, даже ритмом интерьера, если он парный. 

Ваза невероятно популярна в качестве подарка, причем не только в последнем тысячелетии; их подносили скифским правителям подчиненные ими города, их дарили римским императорам.

И, как и раньше, драгоценные вазы из золота, серебра с самоцветами могут себе позволить лишь некоторые люди; с каменными вазами ситуация изменилась: теперь они вполне доступны всем, а с появлением новых минералов выбор цвета и рисунка камня практически неограничен.

Чароит, единственное в мире месторождение которого находится в Якутии, стал излюбленным камнем для изготовления ваз. Классическая ваза из чароита на ножке с узким горлом, кромка которого загнута наружу, есть в коллекции «Галереи самоцветов».

Важно

В Древнем Риме такую роскошь могли себе позволить только члены высшего сословия. Известно, что римский император I века Нерон очень любил каменные вазы и даже коллекционировал их. Однажды, когда одна из ваз разбилась, он приказал тщательно сохранить ее осколки. 

Античность – время ваз. В античное время существовало множество разновидностей сосудов, в зависимости от их формы и применения.

У всех них были свои названия. Маленькие вазочки (амфориски) из многослойного сардоникса с резной поверхностью считались в те времена наиболее дорогими.

В них хранили благовония, например, нард, который получали из растения семейства валерьяновых, в русском языке именуемого мускусным корнем. Нард использовался как парфюмерное и лечебное средство.

Таким образом, маленькие вазочки служили для хранения косметических и медицинских препаратов. 

Одна такая ваза находится в Санкт-Петербургском Эрмитаже; ее высота всего девять сантиметров, и она имеет такую же,как и современные классические вазы, форму, с узким горлышком и ножкой, но античная резьба I в. н.э.

, покрывающая больше половины ее тулова, великолепна по красоте и сложности исполнения (ножка и горло добавлены позже).

На трехслойном сардониксе изображена сложная композиция из пятнадцати фигурок мифических персонажей; действие происходит на облаках, которые вырезаны из белого слоя камня, а одежда персонажей – из коричневого слоя.

Сюжет этой вазы обычно описывают фразой «страдающая Психея», имея в виду ее страдания от любви в мифе об Амуре и Психее. Психея изображена со связанными руками, коленопреклоненной перед Венерой, рядом с которой расположились богиня любовного убеждения Пейто и Гименей, покровитель брачных уз.

Амур представлен в четырех ипостасях, в том числе гонящимся за бабочкой. На другой стороне вазы изображены Аполлон и Диана на троне. Вся эта сложная композиция имеет простую символику: Психея – невеста, страдающая от любви, бабочка – душа, этой любовью объятая, Диана и Аполлон – непорочность и таланты невесты, а Пейто и Гименей подтверждают назначение вазочки – подарок невесте. 

История этой вазочки весьма богата событиями. Не однажды она реставрировалась и меняла своих высокопоставленных хозяев. Раньше она имела ручки.

Установлено, что вазочка принадлежала Людовику XIV и Людовику XV, а до этого, в XVII веке – французскому кардиналу Мазарини, который был страстным коллекционером изделий из самоцветов, собравшим более пятисотпредметов из агата, аметиста, аквамарина, гелиотропа, горного хрусталя и прочих камней. Эрмитажная вазочка помечена в описи его коллекции как «агатовая ваза».

Совет

А до Мазарини ваза была собственностью семьи Медичи. Вполне возможно, что она была в коллекции Нерона, которому предположительно подарила ее на свадьбу его мать Агриппина, делавшая обширные заказы в императорской камнерезной мастерской. 

В коллекции кардинала Мазарини была и другая ваза в виде закрытой чаши, которая хранится ныне в Парижском Лувре, в галерее Аполлона. «Большая ваза из изумрудной друзы в форме чаши» – так она значится в описи коллекции Мазарини.

Изумрудная друза – вовсе не кристаллы изумруда; так во Франции называли красивый зеленый камень с желтыми пятнышками, теперь известный как хроможадеит. Этот самоцвет встречался когда-то в Европе в небольших кусках, но запасы быстро истощились.

Чаша из этого камня изготовлена миланскими мастерами в XVI веке, а ее драгоценная оправа – в Париже, веком позже. 

Древние сосуды употреблялись для хранения хозяйственных припасов, как сыпучих, так и жидких, а также для смешивания напитков, для черпания, питья и просто для украшения помещений.

На Крите во второй половине XVI века до н.э. оливковое масло и зерно хранили в больших амфорах с сужающимся острым дном: ставить их не было необходимости, так как они хранились в специальных кладовых с глубокими ямами, в которые и устанавливались.

Все они были из глины; глиняными были и все прочие сосуды, использовавшиеся в хозяйстве: коробочки с крышками – пиксиды; широкие чаши-кратеры с ручками для смешивания вина и воды; большие амфоры-пифосы без ручек, кувшины и конусовидные чашки. Тарелок не было: пекли большие круглые хлебцы, на которые и клали еду.

  Многие вазы и чаши из глины подражают изделиям из металла и камня: это видно по их смелой, несвойственной этому материалу форме, рисунку («агатовые» полоски), накладным золотым листам.

Из металла и камня делали пиршественные, а также ритуальные сосуды, которые были атрибутами религиозных обрядов и которые подносили в дар богам или клали в могилы богатых умерших, по принципу «самое дорогое – для самых важных целей». Подобные драгоценные сосуды дарили и людям – в качестве наград на разного рода состязаниях. 

Культура острова Крит, которую принято называть минойской (от имени полулегендарного древнего царя Крита Миноса), известна своим поклонением священному быку. Ритуальные сосуды, принимавшие участие в религиозных действах, изготавливались из камня, которому придавалась форма головы быка.

Обратите внимание

В знаменитом огромном критском дворце в Кноссе, вероятном прообразе мифического критского лабиринта, найдены великолепные образцы работы древних камнерезов. Одна из таких работ – ваза в виде головы быка из черного стеатита с деревянными рогами, обложенными золотыми листами.

Она выполнена с большим мастерством, очень реалистично: переданы складки кожи на шее быка, завитки шерсти между рогами, а искусная инкрустация подчеркивает сходство: белым перламутром выложены ноздри, глаза сделаны из горного хрусталя и подсвечены краской, что придает взгляду удивительную живость.

В такие культовые сосуды-ритоны жидкость наливалась через отверстие в темени головы, а выливалась через маленькое отверстие в морде. 

Так же были устроены и более поздние, чем минойские, греческие ритоны; греки очень многое переняли у критян. Также в Кноссе был найден ритон в виде головы львицы из желтовато-белого мраморовидного известняка. Ноздри львицы и глазницы выложены красной яшмой, а сами глаза сделаны из горного хрусталя. 

Но, пожалуй, самой впечатляющей работой критских мастеров является ритон, целиком выточенный из горного хрусталя, вернее, из той его разновидности, которую иногда называют льдистым кварцем. Это сосуд округлой формы с сужающимся книзу заостренным дном и небольшим, невысоким горлом; форма типична, но не материал.

Красивый вид ритону придает изогнутая ручка из бронзовой проволоки, на которую нанизаны круглые хрустальные и фаянсовые позолоченные бусы. Плечики ритона тоже украшены бусинами: плоские позолоченные бусины разделяют уплощенные цилиндрические из горного хрусталя.

Вряд ли это был обычный предмет, скорее, он использовался в ритуальных действах. 

В древнегреческих легендах есть упоминание о Крите как о родине искусства обработки металла: глубоко в горах древние кузнецы – тельхены – делают оружие и прочие дорогие изделия.

Критяне вполне могли использовать пещеры в горах в качестве природных кузниц, тем более что в одной из пещер найдены сотни готовых мечей, кинжалов, листов золота, слитков бронзы.

Сами же греки заимствовали у критян не только приемы работы с металлом, но и самый популярный орнамент металлических сосудов – спирали. 

Греки делали вазы и на заказ, для «иностранцев», например, в IV веке н.э. для скифов, которые известны своим «звериным» стилем в ювелирном искусстве. А вот золотые вазы и прочие сосуды из скифских захоронений имеют совершенно иную, реалистическую тематику и явно не применялись по назначению.

Это и есть изделия греческих мастеров, которым платили за работу достаточно для того, чтобы они приезжали и прямо на месте наблюдали за жизнью скифов, а затем воплощали сцены из нее в металле.

Готовые вещи скифами не использовались, так как правители копили их для загробной жизни: все драгоценные вещи хоронились вместе с хозяином. 

Именно греческие амфоры, чаши и вазы стали одним из основных элементов классического стиля, возникшего в эпоху Ренессанса, когда все эти сосуды итальянцы начали выкапывать из-под земли.

Важно

Парные вазы, которыми оформляли входы, камины, оконные проемы и другие элементы интерьера, не требовали никакого наполнения и являлись самодостаточными предметами. В эпоху ампира парные вазы прочно укрепились даже в качестве архитектурных элементов.

Классические «имперские» чаши и вазы из малахита есть и в коллекции «Галереи самоцветов». Такие вазы всегда ставятся на постамент, в данном случае из малахита, с накладными позолоченными бронзовыми накладками в виде лент. 

В музеях мира хранится большое количество ваз, которые поражают современных людей, задающих всегда один и тот же вопрос: «Как это было сделано?!».

И, пожалуй, вазы можно назвать предметом в этом плане таинственным, почти сказочным.

Действительно, каким образом три-четыре тысячи лет назад можно было выточить из камня вазу с гладким яйцевидным дном и так ее сбалансировать, что она не заваливается и стоит идеально ровно, а площадь соприкосновения дна с поверхностью, на которой она стоит – как у яйца? Это и сейчас достаточно труднодостижимо, даже в керамике. 

Однако и мы зря отказываем своим предкам в изобретательности, сноровке и таланте. Ведь умудрялся же первобытныйчеловек откалывать от твердого кремня куски так, чтобы получить острый, как бритва, наконечник – без всяких инструментов.

Имея гончарный круг, те же египтяне вполне могли обтачивать куски камня, и для этого совсем необязательно потеть самим: можно применять силу домашних животных.

Даже в XVIII веке российские камнерезы обладали подчас тем же набором приспособлений, что и их древние коллеги, а их произведения стоят в Эрмитаже: та же Царица ваз из зеленой колыванской волнистой яшмы, самая большая ваза в мире. Царица ваз сделана в виде овальной чаши на ножке. Чаша по большому диаметру – больше пяти метров и вырезана из цельного куска яшмы. 

Но самое загадочное в вазе – ее древний символизм: это утроба богини-матери и в то же время драгоценный сосуд, источник процветания, здоровья и долгой жизни. Ваза в виде чаши обладает древним магическим значением во многих культурах.

В ирландских легендах в магических чашах на пирах никогда не кончалась пища; кельтский волшебный котел дарует плодородие и изобилие, а знаменитая чаша священного Грааля дает бессмертие, отпущение грехов и прочие блага. Одновременно с этим чаша – это судьба человека («да минует меня чаша сия»), чаша жизни, из которой мы пьем.

Совет

У вазы есть и другое значение: ее часто сравнивают с душой человека или его сердцем, проводя аналогии «разбитая ваза – разбитое сердце».

В стихотворении известного французского поэта XIX века Армана Сюлли-Прюдома «Разбитая ваза» тоже есть это сравнение:  …А вазе уж грозит нежданная беда!  Увял ее цветок, ушла ее вода…  Не тронь ее: она разбита.  Так сердца моего коснулась ты рукой…  От всех его страданье скрыто,  Но рана глубока и каждый день растет…  Не тронь его: оно разбито. 

Может, поэтому нам так неуютно, когда мы нечаянно разбиваем вазу – хранилище тайн, драгоценный сосуд души, сокрытой от чужих взоров.

_______________

| Кавказский рог изобилия – история, мистика и легендыНеФакт.инфо

Сосуды из рога быка – история и современность

Почему кавказский рог считается символом изобилия? Какой вид рога выбрать для подарка на сайте – http://kavkazsuvenir.ru/catalog/serebryanye-roga, и можно ли из него пить? Как проверить качество изготовления, на что обращать внимание? Эти и еще добрый десяток вопросов волнуют человека, который хочет купить сувенирный рог в подарок.

Найти ответы на них довольно сложно, с учетом того, что в интернете информация практически отсутствует. Мы попросили известного в Дагестане мастера Гюлоглана Мамедярова подробнее рассказать о традиции изготовления и дарения кавказского рога. Кроме того, прочитав этот материал, вы точно будете знать, в каких случаях, и какой именно рог лучше подарить.

Более 20 лет я занимаюсь изготовлением различных рогов. За эти годы мне удалось придумать почти 50 новых орнаментов. Признаюсь, сделать что-то новое в нашем консервативном ремесле – очень непросто.

Даже на Кавказе люди привыкли видеть рог именно таким, каким они себе его представляют. Тем не менее, время от времени попадаются такие клиенты, которые хотят получить настоящий музейный экспонат.

Так в 2011 году я получил заказ на огромный серебряный рог тура с золотыми медальонами стоимостью 260 000 рублей. Это абсолютный рекорд для Кавказа, так как я знаю всех мастеров (их осталось немного) и ни один из них не изготавливал подарочный рог дороже. Открою небольшой секрет, заказчик был родом из Харькова (Украина) и оказалось, что рог изобилия представлен на гербе города:

Тогда я решил глубоко изучить историю возникновения поверий о том, что рог может принести изобилие и богатство. Каково было мое удивление, когда я узнал, что легенды о божественной силе рога уходят корнями в глубину веков – во времена Зевса и Геракла.

Первая легенда гласит, что однажды Зевс в игре случайно сломал рог своей любимой козе Амалтее. Он пообещал ей, что данный рог будет иметь божественную силу, из него всегда будет течь вино, пшеница, мед, слава. И тот, кто будет обладать подобным рогом – станет счастлив и сказочно богат. С тех пор люди называют данный сосуд «рогом изобилия».

Еще одна легенда повествует нам о поединке Геракла с богом всех рек Ахелоем, который принял облик быка для устрашения. Это не помогло ему, он был повержен Гераклом, который сломал ему один рог. Ахелою пришлось вместо этого рога вставить веточку. С тех пор люди стали наполнять рог цветами и фруктами, символизируя богатство и торжество добра над злом.

Сегодня люди уже не такие суеверные, тем не менее, во многих домах встречаются рога животных. Новая интерпретация гласит, что помимо изобилия, рог символизирует и мудрость, «идущую из головы». Как бы там ни было, наряду с серебряной подковой, рог является самым распространенным «магнитом» богатства в доме.

Как правильно купить сувенирный рог в подарок?

Вначале нужно разобраться, какие вообще существуют виды подарочных рогов на Кавказе. Мы уже не берем в счет то, что абсолютно все рога различаются по размерам, ширине, диаметру горловины, углу закрученности. Более правильнее классифицировать кавказские подарочные рога на:

Рога горного тура – наиболее редкий вид, считается элитным подарком. Чаще всего их дарят руководителям, директорам, чиновникам и сотрудникам правоохранительных органов.

Бычие рога – самый распространенные вид, размеры колеблются от 10 см до 1 метра. Хотя, «метровые» встречаются очень редко.

Обратите внимание

И бычие, и рога тура изготавливаются по одинаковой технологии: шлифовка, полировка, нанесение орнамента, обрамление – мельхиор либо латунь, дополнительно делаются «медальоны» или вставляются камни. Все это уже на усмотрение мастера.

Серебряные рога – эталон красоты и мастерства. Скажу прямо, не каждый мастер берется за их изготовление, так как здесь требуются несколько месяцев кропотливого труда и ювелирной работы. Их дарят высокопоставленным чиновникам, руководителям и бизнесменам.

Если вы хотите подарить человеку кавказский рог, то ориентироваться нужно не только на свой карман, но и на его социальное положение.

Отвечу еще на два вопроса: как проверить качество изготовления рога и можно ли из него пить? Вот на что нужно обратить внимание:

– надежность крепления металлических частей к самому рогу;

– отсутствие подтеков клея на стыках;

– желательно, чтоб не было трещин на самом роге (микротрещины всегда будут);

– отсутствие царапин и коррозии на металлических частях;

– посмотрите, чтоб «колпак» и «хвост» (так называемое обрамление) не болтались;

– не должно быть сколов на ободке горловины;

– очень часто «хвост» бывает погнут, этого тоже не должно быть.

Дальше нет смысла расписывать, так как все остальное – удел специалистов и мастеров. Да, на счет питья из рога – все же это ороговевшая часть животного, потому я не советую. Сегодня мало кто на Кавказе шлифует рога изнутри, потому они не всегда пригодны для питья. Тем не менее, если вы всерьез настроены, то перед применением не забудьте дезинфицировать внутреннюю часть спиртовым раствором.

Вот и все, попытался раскрыть основные моменты, очень надеюсь, что мои знания помогут вам в выборе рога для подарка.

Книга Рог быка. Автор — Хемингуэй Эрнест Миллер. Содержание — Эрнест Хемингуей Рог быка В Мадриде полно мальчиков п ..

Сосуды из рога быка – история и современность

Эрнест Хемингуей

Рог быка

В Мадриде полно мальчиков по имени Пако — уменьшительное от Франсиско, — и есть даже анекдот о том, как один отец приехал в Мадрид и поместил на последней странице «Эль Либераль» объявление: «Пако жду тебя отеле Монтана вторник двенадцать все простил папа», и как пришлось вызвать отряд конной жандармерии, чтобы разогнать восемьсот молодых людей, явившихся по этому объявлению. Но у того Пако, который служил младшим официантом в пансионе Луарка, не было ни отца, от которого он мог ждать прощения, ни грехов, которые нужно было прощать. У него были две старшие сестры, служившие горничными в пансионе Луарка, куда они попали благодаря тому, что прежняя горничная Луарки, их землячка, оказалась честной и работящей и тем заслужила добрую славу своей деревне и ее уроженкам; и эти сестры дали ему денег на автобус до Мадрида и пристроили его младшим официантом в тот же пансион.

Он был родом из Эстремадуры, где живут в первобытной дикости, едят скудно, а об удобствах не имеют понятия, и сколько он себя помнил, ему всегда приходилось работать с утра до вечера.

Это был складный подросток с очень черными, слегка вьющимися волосами, крепкими зубами и кожей, которой завидовали его сестры; и улыбка у него была открытая и ясная.

Он был расторопен и хорошо справлялся со своим делом, любил своих сестер, казавшихся ему красавицами и умницами, любил Мадрид, для него еще полный чудес, и любил свою работу, которой яркий свет, чистые скатерти, обязательный фрак и обилие еды на кухне придавали романтический блеск.

Важно

В пансионе Луарка постоянно жило человек десять-двенадцать, но для Пако, самого молодого из трех официантов, прислуживавших в столовой, существовали только те, кто имел отношение к бою быков.

Второразрядные матадоры охотно селились в этом пансионе, потому что Калье-Сан-Херонимо было респектабельным адресом, кормили там превосходно, а за стол и комнату брали недорого.

Всякому тореро необходимо производить впечатление человека если не богатого, то, по крайней мере, солидного, поскольку в Испании декорум и внешний лоск ценятся выше мужества, и тореро жили в Луарке, покуда в кармане оставалась хоть песета.

Не было случая, чтобы кто-нибудь из них сменил Луарку на лучший или более дорогой отель, второразрядные тореро никогда не переходят в первый разряд; зато падение с высот Луарки бывало стремительным, потому что всякий, кто хоть что-нибудь зарабатывал, мог жить там спокойно, и если уж гостю подавали счет, не дожидаясь требования, — значит, хозяйка пансиона убедилась, что случай безнадежный.

В то время в Луарке жили три опытных матадора, а кроме того, два очень хороших пикадора и один превосходный бандерильеро.

Для пикадоров и бандерильеро, которым приходилось жить в Мадриде всю весну, а семью оставлять в Севилье, Луарка была роскошью; но им хорошо платили, и они имели постоянную работу у матадоров, подписавших несколько контрактов на весенний сезон, и этот подсобный персонал всегда зарабатывал больше, чем любой из трех матадоров, живших в Луарке. Из этих трех матадоров один был болен и тщательно скрывал это, другой когда-то привлек к себе внимание публики, но быстро вышел из моды, а третий был трус.

Матадор-трус прежде, до страшной раны в живот, полученной им в одно из первых его выступлений на арене, был на редкость смелым и замечательно ловким, и у него еще сохранились кое-какие замашки от времен его славы.

Он был всегда безудержно весел и хохотал по всякому поводу, а то и без всякого повода. В свои лучшие дни он любил подшутить над другими, но теперь он это бросил. Для этого нужна была уверенность в себе, которой он уже не чувствовал.

Совет

У этого матадора было умное, открытое лицо, и он держал себя с большим достоинством.

Матадор, который был болен, больше всего боялся показать это и считал своим долгом не пропускать ни одного блюда, которое подавалось к столу. У него было очень много носовых платков, которые он сам стирал у себя в комнате, и за последнее время он стал распродавать свои пышные костюмы. Один он задешево продал перед рождеством, а другой — в начале апреля.

Костюмы были очень дорогие, он всегда очень бережно обращался с ними, и у него еще оставался один. До своей болезни он подавал большие надежды, имел даже шумный успех, и хотя был неграмотен, но хранил у себя вырезки из газет, где говорилось, что в свой мадридский дебют он превзошел Бельмонте.

Он ел один, за маленьким столиком, почти не поднимая глаз от тарелки.

Матадор, который вышел из моды, был очень маленького роста, смуглый и важный. Он тоже ел за отдельным столом, улыбался редко и никогда не смеялся.

Он был родом из Вальядолида, где не любят шуток, и он был способным матадором, но его стиль устарел, прежде чем он успел заслужить симпатии публики своими главными достоинствами — мужеством и уверенным мастерством, и теперь его имя на афише не делало сборов.

Вначале он привлек к себе внимание своим маленьким ростом: глаза его приходились на одном уровне с загривком быка, но, кроме него, были и другие невысокие матадоры, и ему так и не удалось стать любимцем публики.

Из пикадоров один был седой, худощавый, с ястребиным лицом, тщедушный на вид, хотя руки и ноги у него были как из железа; он всегда носил охотничьи сапоги и брюки навыпуск, слишком много пил по вечерам и влюбленно глядел на всех женщин в пансионе.

Другой был рослый детина, смуглый, красивый, с черными, как у индейца, волосами и огромными ручищами.

Обратите внимание

Оба были отличные пикадоры, хотя о первом ходили слухи, что пьянство и разврат сильно вредят его искусству, а про второго говорили, что из-за своего упрямства и сварливости он ни с кем из матадоров не может проработать больше одного сезона.

Бандерильеро был уже немолод, с проседью, невысокого роста, увертливый, как кошка, несмотря на свои годы, и когда он сидел за столом с газетой, то походил на дельца среднего достатка.

Ноги у него еще были крепки, а когда они утратят силу, у него хватит смекалки и опыта, чтобы еще надолго удержаться на работе.

Разница только в том, что, утратив быстроту движений, он постоянно будет испытывать страх, тогда как сейчас он всегда спокоен и уверен и на арене, и вне ее.

1

Винные сосуды в Грузии

Сосуды из рога быка – история и современность

Для выдержки и хранения вина грузины используют «квеври» — зарытые глубоко в землю, большие сосуды из глины. Для герметичности каждый квеври, закопанный в землю, закрывался деревянной крышкой, которую присыпали землей. Помимо квеври для хранения вина используются традиционные грузинские сосуды «чапи», «тики», «касри» (бочка), «румби».

Для пития вина используют знаменитый «кханци» (рог), а также следующие сосуды: «хелада», «сура», «чинчила», «азарпаша», «пиала», «бардзими», «таси» (чаша) и «кула».

Украшение праздничного грузинского стола традиционной утварью – это непреложное требование религиозных правил, норм этикета, а также особой эстетики своеобразного грузинского застолья. Вся утварь на грузинском столе выполняла функции не только чисто утилитарные, но также и знаковые, и этномаркирующие. Особое место среди сосудов для стола отводится кувшинам.

Все грузинские сосуды для вина  делятся на два типа:

  • индивидуальные (предназначены  для каждого из участников застолья)
  • общие (предназначены непосредственно для сервировки стола)

Общие сосуды чаще всего имели антропоморфную форму (по форме, устройству схожую с человеком, его телом). С древности винный сосуд считали и хранителем всех тайн бытия, и вместилищем самой человеческой души. Наиболее распространены среди винных сосудов этого вида  «доки» и «сура».

Индивидуальные сосуды были весьма разнообразны по своей форме. Часть из них была маленького объема, и этими сосудами пользуются только в самом начале пиршества. Именно тогда пьют вино небольшими порциями.

  К ним относятся «чинчила» — маленький кувшинчик емкостью не более стакана, «каркара» — металлический более крупный кувшин с изогнутым горлышком (состоит из перевитых трех трубочек), пиала и «таси» (чаша) — полусферический сосуд на ножке.

Очень оригинальная форма у «кулы» — деревянного, оправленного в серебро сосуда с полусферическим туловом, снабженным длинным узким горлом, отходящим под прямым углом.

Но самым знаменитыми грузинскими винными сосудами стали «кханци» (или «джихви»). Они изготовлялись из  рога горного козла, быка или коровы, украшенного накладками из  серебра с богатым декором.  Большие, емкостью в несколько литров, эти рога предназначались для разгара застолья.

Именно тогда, чтобы продемонстрировать свою выносливость, мужчина должен был полностью осушить рог с вином. Ударить в грязь лицом тут уж никак нельзя, до дна – значит до дна.

Выпить на торжестве из рога – это своеобразный обряд, подтверждение уважения к хозяевам, уверенности в их гостеприимности и достатке.

Важно

Существует своеобразная кавказская традиция – когда мальчику исполняется 16 лет, ему наливают вина в рог до краев, мальчик, выпивший полностью все содержимое, считается взрослым. Также существует традиция подносить рог с вином гостью. После осушения сосуда, гость забирает его себе в качестве памятного подарка.

Рог убитого животного мыли, вываривали и полировали, получая в результате уникальный, прочный и достаточно стильный сосуд для питья. Канци пользовались огромной популярностью среди купцов и воинов. Сегодня они по-прежнему считаются символами древней эпохи.

Вещества рогов скота

Сосуды из рога быка – история и современность

Из рогового вещества рогов скота вырабатываются изделия более высокого качества, чем из копыт.

Наружные роговые чехлы рогов крупного рогатого скота, коз и овец, а также роговые стенки копыт различных домашних животных находят применение в качестве сырья для выработки разных мелких галантерейных изделий — роговых гребней, гребенок, шпилек, пуговиц, пряжек, черенков ножей и вилок, сапожных рожков, мундштуков, свистков, чашечек для весов и многих других подобных вещей.

Отходы переработки рогов — роговые опилки, обрезки и стружки -идут или на изготовление так называемого «литого» рога или используются в химической промышленности для выработки железисто-синеродистых солей или на удобрение полей.

Крупный рогатый скот, козы и овцы относятся к группе полорогих животных. Рога их представляют собой конические, неветвящиеся, нередко изогнутые дугой или спиралью парные образования, сидящие на лбу этих животных; поверхность рогов бывает либо гладкой, либо несущей поперечные кольца и валики.

Основой рога служит конический отросток лобной кости, образованный пористой костной тканью. Снаружи рог одет чехлом из плотного рогового вещества.

Между костным стержнем и этим роговым чехлом залегает тонкий слой рыхлой ткани, состоящий:

1) из наружного пласта многослойного плоского эпителия, поверхностные клетки которого, ороговевая, постепенно превращаются в клетки рогового чехла;

Совет

2) из внутреннего слоя, образованного плотной волокнистой соединительной тканью; слой эпителия вдается в слой соединительной ткани многочисленными сосочками (рис.).

Рис. Строение рога крупного рогатого скота А Эпидермис кожи головы. Б Дерма ее. В Лобные кости черепа. Г Костяные выросты лобовых костей (стержень рога). Д Соединительная часть мягкой прослойки между роговым чехлом и ее стержнем. Е Эпидермальная часть ее. Ж Роговой чехол.

3 Волосы шкуры головы

В роговом производстве используется только наружный роговой чехол рогов крупного рогатого скота, коз и баранов. Стенки этого чехла, тонкие у основания рога, постепенно утолщаются к его вершине; кончик рога сплошь состоит из рогового вещества.

Обычно на роговом чехле можно заметить кольцевые утолщения, которые соответствуют изменениям темпов нарастания рога в разные сезоны года.

Толщина стенок чехла рога неодинакова; на внутренней стороне спирали или дуги, в которую согнут рог, роговой чехол всегда тоньше, чем на наружной их поверхности.

При микроскопическом изучении поперечных срезов рогового чехла рога видно, что его стенки сложены из тонких концентрических слоев, плотно спаянных друг с другом, уплощенных ороговевших эпителиальных клеток. Наружные слои этих клеток образуют продольные складки. Во впадинах складок нередко наблюдаются скопления зерен пигмента, придающих рогу ту или иную окраску.

https://www.youtube.com/watch?v=2cGZPV4hHts

Вещество рога отличается большой твердостью и прочностью, оно плотно, упруго и вязко, легко распиливается, прессуется, шлифуется, что и позволяет изготовлять из него самые различные галантерейные изделия.

Основным химическим веществом стенок рогового чехла является склеропротеин — кератин, известный огромной стойкостью против различных химических и физических воздействий. Общая характеристика кератина была дана нами выше, в главе о щетине.

Кератин рогов крупного рогатого скота имеет следующий элементарный состав (по Готье):

УглеродВодородАзотКислородСера
% содержания51,06,816,620,65,0

Аминокислотный состав кератина рогов крупного рогатого скота и баранов таков (по Стиасии):

ГликокольАланинВалинЛейцинАспаргиновая кислотаГлютаминовая кислотаПролинФенилаланинТирозинСеринЦитин
Рога крупного рогатого скота0,341,25,718,32,53,03,63,04,60,7
Рога баранов0,451,64,615,32,517,23,71,93,6U7,5

Следовательно, от кератинов волоса кератины рога отличаются очень малым содержанием гликоколя и большим количеством валина и лейцина. Из других белков (кроме кератинов) в роге отмечены пигменты меланины.

Золы в роге обычно около 15%; в ее составе преобладают фосфорнокислые и сернокислые соли щелочноземельных металлов. Содержание влаги в роге колеблется от 5 до 10%.

При нагревании или погружении в теплую воду рог размягчается и поддается резке ножом и прессованию.

Товарные качества рогов различных видов рогатого скота весьма различны (рис.).

Обратите внимание

Рис. Рога различных сельскохозяйственных животных: А украинского вола. Б коровы русского скота. В барана. Г козла

Наибольшее значение имеют рога крупного рогатого скота. Они могут достигать длины 70 см, а в окружности у основания 30 см. Форма их приближается к конической; обычно они в той или иной степени изогнуты дугой или спиралью.

Поверхность рогов крупного рогатого скота относительно гладкая, со слабо выраженными годовыми кольцами. Цвет их варьирует от почти белого до черного; нередко окраска рогов бывает пятнистой с красивым расплывчатым рисунком.

Роговое вещество этих рогов очень плотное и упругое, слабо поддающееся расслоению.

Особенно ценятся рога взрослых быков и волов (так называемые бычьи), отличающиеся большим весом и крупными размерами. Рога коров в среднем значительно мельче и легче бычьих (обычно длина их не более 15 см). Размер и вес рогов зависят от возраста животного.

Качество рогов обусловливается также и породой крупного рогами о скота. Лучшие рога (очень крупные, светлые и плотные) дает украинский серый скот. Высокого качества роговое сырье поступает также из тех районов, где разводится казахский и астраханский скот. Несколько хуже рога с сибирского и русского скота. Наихудшие рога дает мелкий кавказский и среднеазиатский скот.

По данным инженера Д. А. Христодуло, пара рогов различных весовых групп разных пород скота имеют в среднем следующий вес.

Вес скота в кгСерый украинскийАстраханскийКазахскийРусский
165-2450,717-1,0250,512-0,9430,492-0,9020,307-0,615
245-3300,840-1,5370,820-1,3320,738-1,1480,512-0,717
330-4951,312-1,8451,025-1,5370,943-1,2300,615-0,902
495-6601,740-2,4601,435-1,6401,066-1,4350,779-1,025

В среднем вес пары рогов крупного рогатого скота может быть принят в 0,8 кг.

Выше всего ценятся рога светлые и прозрачные, с блестящей поверхностью; ниже качеством считаются рога пятнистые; меньше всего ценятся рога черные и темно-бурые.

Рога буйволов достигают огромных размеров — длина их по кривой доходит до 1 м. Они изогнуты дугой и имеют треугольное сечение с плоской верхней поверхностью. Окраска их темная, нередко черная. Вещество рога очень плотное и твердое, легко полируется. Рога буйволов заготовляются в Закавказье. Изделия из буйволового рога отличаются красивой окраской, твердостью и вязкостью.

Рога яков (сарлаков) по своим размерам, весу, форме и окраске не отличаются сколько-нибудь от рогов обычного крупного рогатого скота.

Важно

Бараньи рога обычно изогнуты плоской спиралью, концы которой направлены вперед и в стороны. Одна из сторон рога плоская, другая выпуклая. Поверхность этих рогов несет ряд резко выступающих поперечных валиков. Окраска их темно-коричневая, обычно со светлыми прослойками. Вещество бараньих рогов весьма твердое, но менее упругое и вязкое, чем рогов крупного рогатого скота.

Рога козлов и коз имеют обычно дугообразную или саблеобразную форму и многоугольное, сжатое с боков сечение; на поверхности их выступают поперечные бугры. Окраска их темная. Средний вес пары бараньих и козьих рогов около 0,4 кг.

Зачем брать быка за рога? Символика древнего образа

Сосуды из рога быка – история и современность

Бык — древнейший символ в культурной традиции народов.

Истоки его почитания просматриваются еще в древнейшем искусства. А в Египте найдено около 60 тыс. захоронений с саркофагами мумифицированных быков!

Может показаться неожиданным, что бык в ряде случаев выступает противником Бога или героя:  — в иранской мифологии об этом свидетельствует убийство первобыка Ахриманом;  — в зороастризме один из основных подвигов бога Митры заключается в том, что он убил быка;  — на шумерских печатях Гильгамеш сражается с человеко-быком;

 — наконец, Тесей одолевает критского минотавра.

Всё это связано с обрядом ритуального состязания и последующего принесения в жертву священного быка. К примеру, в Испании, Португалии и Латинской Америке до сих пор проводят корриду, представляющую собой отголосок древних игр и обрядов жертвоприношения. Во время греческих Буффоний убивали быка, съевшего жертвенный хлеб. Почему?

Речь идет о быке как зооморфном божестве, связанном с громовержцами.

У индийского бога Шивы был священный бык Нанди, который олицетворял половую энергетику. В хеттской и хуритской мифологии у бога грозы по два быка. И в Средиземноморье бык был символом бога грозы.

Так, Зевс, похищая Европу, превратился именно в него. Божеств водной стихии, включая Посейдона (который изначально был богом земного плодородия, и только потом в его ведение перешло море), греки также изображали в этом подобии. Римляне быка приносили в жертву громовнику Юпитеру, а порой и изображали в этом образе.

Согласно Прокопию (VI в .н.э.), славяне жертвовали быков богу — творцу молний (речь идет, разумеется, о Перуне). На Русском Севере, в Нижегородской, Пензенской, Орловской губерниях и др. вплоть до XX в.

в Ильин день собиралась мужская скотоводческая братчина — пир, к которому закалывали специально откормленного всей общиной быка, мясо его съедали или раздавали, а кости обязательно сохраняли, потому что считалось, что они приносят удачу.

Совет

Но ведь Ильиным стал дохристианский Перунов день. Изначально именно громовнику Перуну посвящали эту жертву и удачу ждали именно от него. В Костромском крае при падеже скота закалывали бычка. На Орловщине кости жертвенного бычка закапывали в хлеву, «чтобы не переводился скот в доме».

Кроме того, существовало поверье, что кости жертвенного быка обеспечивают ясную погоду при жатве и сенокосе. Иными словами, жертвенный бык связан с плодородием и удачей.

От Перуна к Велесу

В ранне-государственный период громовники всё больше и больше становятся покровителями дружин правителей, отчасти теряя при этом свою первичную земледельческую функцию. Так стало и с Перуном.

В «Слове о полку Игореве» друг князя Игоря, предводитель воинов Всеволод именуется Буй Тур Всеволод, т. е. буйный, сильный бык.

Быки или туры на Руси олицетворяли воинов, и, значит, посвящались Перуну в его воинской ипостаси.

Вот, например, отрывок из былины «Три года Добрынюшка стольничал», в котором колдунья Маринка Койдаловна превращает героя в тура, т. е. в быка:

Обвернула его, Добрыню гнедым туром, Пустила его далече во чисты поля, А где там ходят девять туров, А девять туров, девять братников, Что Добрыня им будет десятый тур,

Всем атаман-золотые рога!

В пору раннего христианства на Руси символ быка перешёл в ведение хтонического Велеса и ведущим стало обозначение им плодовитости (соответственно — и достатка). Б. А.

Рыбаков в «Язычестве древней Руси»
описывает игру «турицы», по условиям которой парни, наряжаясь быками, гонялись за красными девицами и старались боднуть их в «непотребное» место.

Обратите внимание

Это весьма прозрачный намёк на половую энергетику и связанную с плодовитостью роль образа.

Бычьи рога и маски как охранительные знаки известны на Балканах с 5−4 тыс. до н.э.: считалось, что голова этого животного и его рога отгоняют нечисть. С этим связан и обычай пить из турьих (бычьих) рогов на Руси и Кавказе.

Лунное божество

В незапамятные времена, за несколько тысячелетий до н.э. у жителей Двуречья, Средней Азии, древней Индии и др. бык воспринимался, в первую очередь, как образ лунного божества. В иранской мифологии был даже месяц, называемый «имеющим семя быка». В Шумере и Аккаде бог луны Син изображался в облике синебородого быка.

Корни выражения «взять быка за рога» происходят оттуда. Смысл его его заключается в работе воли над воображением, которое связано с чувственностью. Согласно этим представлениям, Луна обладает способностью воплощать вещи, делать их конкретными.

Как замысловаты пути человеческой речи, и какие древние истоки имеют порой расхожие выражения!