Семь чудес света 4 – статуя зевса в олимпии

Содержание

Чудо света статуя Зевса в Олимпии

Семь чудес света 4 – статуя зевса в олимпии

Несчастными считались жители Древней Греции, кто не видел эту статую Зевса в Олимпии. Главное украшение храма Зевса Антипатр Сидонский еще в III веке до нашей эры отнес к списку 7 чудес света. Самая запоминающаяся работа скульптора Фидия потрясала всех современников, увидевших ее.

Статуя Зевса в Олимпии. История

Автором статуи стал известный афинский скульптор Фидий. Для создания главной статуи Греции потребовалось даже соорудить специальное помещение, соответствующее размерам храма. В процессе создания статуи помогали ученик Колот и брат Панен.

Статуя Зевса предстала перед публикой в 435 году до нашей эры. По рассказам Фидий лично следил за реакцией пришедших людей, удивленных величием громовержца. Даже сложилось мнение, что сам Зевс лично спустился к скульптору, чтобы попозировать.

Так главный религиозный центр Греции обзавелся еще одной достопримечательностью.

За все свое существование статую несколько раз реставрировали. Статуя Зевса в Греции подвергалась повреждению молнией, землетрясением, были случаи кражи ее золотых частей. Особое внимание уделяли ей римляне.

Обратите внимание

Так император Калигула в 40 году собирался привезти в Рим изваяния и изображения всех значимых памятников завоеванной Греции, под этот список попадала и статуя Зевса.

Но по легенде во время работ статуя расхохоталась, и все разбежались в диком страхе, а статуя по-прежнему оставалась в Олимпии. В последний раз о ней упоминается в 363 году нашей эры.

После принятия христианства в 391 году все языческие храмы подвергаются закрытию, и храм Зевса разрушается. Есть упоминания, что статую Зевса где-то в начале V века перевозят в Константинополь, где она по сообщению византийского историка Кедрена полностью уничтожается в результате пожара 475 года.

Статуя Зевса в Олимпии. Краткое описание

Статую закрывал огромный шерстяной занавес, окрашенный финикийским пурпуром. Занавес вопреки всем устоявшимся традициям не раздвигался или поднимался, а наоборот опускался вниз на веревках, открывая взору посетителя храма величественный образ Зевса.

Статуя Зевса Олимпийского была сделана из золота и слоновой кости, в так называемой хризоэлефантинной технике. Для украшения статуи привезли 200 килограммов чистого золота.

По описанию современников Зевс сидел на троне, голову его украшал венок, в правой руке он держал богиню победы Нику, в левой — скипетр, увенчанный орлом. Плащ Зевса украшали изображения животных и цветов. Ноги Зевса опирались на скамейку.

Трон возвышался на огромном пьедестале — 9,5 на 6,5 метров.

Отдельное внимание уделялось украшению трона чуда света статуи Зевса в Олимпии. Он был исполнен из черного дерева, золота, слоновой кости и драгоценных камней. Трон был обильно заполнен изображениями сцен древнегреческой мифологии.

Каждая ножка трона содержала четыре Ники, на перекладинах между ножками представлялись сцены войны греков с амазонками и спортивные соревнования. Росписью трона занимался брат Фидия, художник Паненом.

В сценах присутствуют образы знаменитых Геракла, Тезея, Прометея, Ахилла, Аполлона, Артемиды, Гелиоса, Геры, Гермеса, Афродиты, Афины, Посейдона. Разумеется, среди этих картин присутствует лично и сам Зевс.

Но больше всего, конечно, поражали размеры статуи Зевса в Древней Греции. Правая ладонь находилась на высоте колонн первого яруса храма, голова — на уровне второго яруса. У Страбона даже сложилось впечатление, что если бы Зевс встал со своего трона, то крыша храма была бы проломлена. По современным мнениям общая высота статуи оценивается от 12 метров до 17 метров.

Статуя Зевса в Олимпии. Интересные факты

Для сохранения слоновой кости жрецы смазывали статую маслом. Это оберегало ее от «болотистого воздуха». В афинском Акрополе, напротив, из-за сухого воздуха статую Афины смачивали водой.

Пол статуи покрывал черный мрамор с искусственным углублением, похожим на бассейн, куда стекало масло.

Еще одно предназначение для бассейна было связано с иллюзией света — свет от двери отражался от масла и освещал голову и плечи статуя, создавая впечатление, что это именно бог излучает свет людям.

Греческая статуя по типу Фидия

Видео про статую Зевса в Олимпии

Где находится статуя Зевса в Олимпии на карте?

Подпишитесь на наc ВКонтактеПоделитесь интересным материалом с друзьями

Путешествия от А до Я

Семь чудес света 4 – статуя зевса в олимпии

   Подобно таким чудесам света, как Колосс Родосский  и Александрийский маяк, Статуя Зевса в Олимпии попала в список «Семь чудес света» благодаря своим масштабным размерам.

По описаниям современников высота бога-громовержца, выполненного из слоновой кости и золота, была не менее 15 метров.

Бог восседал на золотом троне, при этом складывалось впечатление, что если бы он захотел встать, то снес бы крышу храма, в котором была установлена статуя.

История скульптуры тесно связана с Олимпийскими играми, которые проводились в Олимпии каждые четыре года, начиная с 776 года до нашей эры. Церемонии открытия и закрытия соревнований проходили в храме Зевса.

Вскоре Олимпийские игры стали настолько популярны, что все участники уже не могли разместиться в небольшом храме. Было принято решение построить новый, вместительный храм Зевса. Создание храма было поручено известному античному архитектору Лебону.

Более десяти лет длилось строительство храма, и наконец, в 456 году до нашей эры в Олимпии появился один из самых монументальных и прекрасных Домов Зевса.

Важно

По преданиям храм был великолепен. Он был построен в духе знаменитых греческих святилищ, но значительно превосходил их все вместе взятые как по размеру, так и по оформлению.

Здание Храма было установлено на высокой прямоугольной платформе. Крышу поддерживали величественные колонны высотой более 10 метров и диаметром не менее 2 метров. На мраморных стенах храма красовались различные барельефы.

Массивные бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в святилище.

Однако, храм казался пустым без статуи своего божества. Статуя Зевса должна была гармонично вписаться в пространство храма и быть достойна своего места. За работу взялся еще один прославленный мастер — скульптор Фидий.

Он подошел к созданию статуи божества со всей ответственностью. Рядом с храмом была построена мастерская, размеры которой в точности соответствовали размерам святилища. В этой мастерской Фидий и создавал будущее чудо света.

Сначала смонтировали деревянный каркас статуи, к которому затем крепились листы из слоновой кости, созданные по особой технологии. Стыки между листами были настолько тщательно скрыты, что статуя казалась монолитом из слоновой кости. Тело бога прикрывала золотая накидка, украшенная рисунками цветов и животных. По окончанию работ статую транспортировали и установили в храме. Перед статуей создали небольшой бассейн, который заполнили водой и оливковым маслом. Свет, проникавший сквозь открытые двери святилища, отражался от тонкой пленки оливкового масла на поверхности воды и освещал лицо и плечи бога. Таким образом, создавалась иллюзия, что свет льется от бога к гостям храма, а в глазах бога как будто сверкали молнии. Вся фигура Зевса блестела из-за регулярной обработки оливковым маслом. Такая обработка выполнялась жрецами храма ежедневно во избежание образования трещин на слоновой кости, так как этот материал очень чувствителен к влажности.

Статуя Зевса была выполнена настолько реалистично, что многие паломники, вошедшие в храм, сразу же бросались громовержцу в ноги и долго не поднимали головы, боясь ощутить на себе строгий взгляд своего бога.

Несколько веков люди восхищались чудесной статуей. Она претерпевала акты вандализма и реставрации. Истории известны факты, когда римские императоры и полководцы хотели перевезти громовержца из храма, но статуя так и не покинула своего места. Когда у власти оказался Феодосий I Великий — римский император, принявший христианскую веру, Олимпийские игры были запрещены как языческое мероприятие, а Дом Зевса — закрыт. Храм пришел в запустение, и мародеры начали отдирать со статуи золото и драгоценные камни. Чтобы сохранить уникальную статую, было принято решение перевезти ее в Константинополь, где она по иронии судьбы и сгорела во время пожара в V веке нашей эры.

Видео Зевс Олимпийский

Ниже на карте Греции обозначены руины Храма Зевса, в котором была установлена уникальная статуя громовержца, одно из чудес света

Семь чудес света:

Зевс Олимпийский. Одно из древних чудес света. | Журнал БОРДЮР – Journal BORDER

Семь чудес света 4 – статуя зевса в олимпии

Греция. V век до н. э. Зевс Олимпийский

Статуя Зевса в Олимпии

— одно из древних чудес света, колоссальная богатейшая статуя бога грома и молний, созданная греками еще в V веке до н. э.

В 470 году до н. э. греки организовали сбор пожертвований на строительство храма в честь Зевса. Бог грома и молний почитался в Древней Греции как владелец всего мира.

В его честь в Олимпии уже около 300 лет проводились игры, названные по имени города олимпийскими, но в стране не было храма, посвященного Зевсу.

Кроме того, люди верили, что бог наблюдает за олимпийскими состязаниями с вершины горы Олимп, и считали, что оттуда ему это делать неудобно — необходимо было устроить для Зевса “резиденцию” внизу, на земле.

На собранные средства в 466 году до н. э. началось строительство.

Храм возвели целиком из мрамора

Здание окружали 34 монументальные колонны из ракушечника ( известняк, состоящий из целых или раздробленных раковин моллюсков. ).

Храм Зевса в Олимпии. Реконструкция

Высота их была около 10 метров, а диаметр — 2 метра.

Размеры храма — 27 на 64 метра.

Снаружи стены украшали барельефы со сценами 12 подвигов Геракла.

Строительство здания продолжалось 10 лет. Затем в Олимпию для работы над статуей был приглашен знаменитый афинский скульптор Фидий.

Он распорядился соорудить ему недалеко от храма мастерскую, полностью соответствующую размерами самому святилищу. Это было выполнено, и Фидий принялся за работу.

Известно, что у него было два помощника, которые, однако, не участвовали в создании монумента, а лишь помогали мастеру с материалами и решением бытовых вопросов.

Фигура громовержца

Особое место в храме отводилось для самого божества.

Статуя Зевса Олимпийского и интерьер храма Зевса в Олимпии. Скульптор Фидий. V в. до н. э.

Статуя появилась здесь несколько позднее. Фигура громовержца была выполнена из слоновой кости, драгоценных камней и дерева. Накидка, закрывающая часть тела Зевса, венок на его голове, скипетр, который он держал в левой руке, и фигура богини победы Ники в его правой руке были покрыты золотом.

Зевс Олимпийский восседал на троне, а ноги его покоились на специальной скамеечке, которую поддерживали две фигуры львов.

На троне были изображены кентавры, сцены подвигов Геракла и Тесея, битвы греков с амазонками, а также фигуры танцующей Ники.

Статую торжественно открыли в 435 году до н. э.

Люди были искренне поражены и восхищены увиденным: глаза бога сверкали и как будто рождали молнии. Вся фигура его светилась божественным светом, а поза была столь естественной, что, казалось, божество готово встать с трона навстречу идущим к нему людям.

Сам Фидий, по преданию, скрылся в глубине храма, чтобы незамеченным наблюдать оттуда за реакцией зрителей на его творение.

Эффект сверкания глаз Зевса

Чтобы создать эффект сверкания глаз Зевса и свечения его фигуры, гениальный архитектор расположил перед статуей бассейн. Вместе с водой в него наливалось оливковое масло, которое, создавая пленку на поверхности воды, отражало падающие из дверей лучи солнца и направляло их на изваяние Зевса, а волнение воды под слоем масла создавало блики, игру этих лучей.

Как исчез Зевс Олимпийский

Зевс Олимпийский семь веков восхищал приходящих в его храм. Во II веке произошло землетрясение, от которого статуя сильно пострадала.

Колонны храма Зевса Олимпийского

Однако культ Зевса не ослабевал, а олимпийские игры в его честь продолжались до IV века, вплоть до того времени, когда языческие действа были запрещены христианским императором Феодосием I.

Богатства статуи были разграблены. а сам монумент вывезли в Константинополь, где он, по основной современной версии, сгорел в пожаре.

Статуя Зевса в Олимпии – третье чудо света

Семь чудес света 4 – статуя зевса в олимпии

Статуя Зевса в Олимпии является вторым чудом света древнего мира. Воздвигнута она была в V веке до н. э. В те времена Греции, уже более трехсот лет проводились Олимпийские игры, которые пользовались большой популярностью.

Игры были посвящены главному из богов-олимпийцев – богу Зевсу. В древнегреческой мифологии Зевс – бог грома, молний и неба, самый главный бог на Земле. Не смотря на это,  до этих пор не был построен ни один достойный храм в  его честь.

С целью постройки храма стали собираться пожертвования.

Необычайно грандиозным строительством руководил архитектор из Элиды – Либон. Это монументальное строение стало одним из главнейших святилищ Греции.

Совет

Великолепный, построенный из мрамора, он превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания, размер которого 27м на 64м, поддерживали целых 34 колонны, выполненные из ракушечника.

  Каждая колонна в высоту была приблизительно 10,5 метра. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса.

Но в храме должна находиться статуя Зевса. Для ее создания был приглашен скульптор Фидий из города Афины. Фигуру главного бога Фидий вырезал из дерева, а затем прикрепил к ней пластинки из слоновой кости и золота. Статуя Зевса была полностью готова в 430 году до н.э.

Зевс гордо восседал на роскошном троне. Часть его тела была обнажена, а остальная часть задрапирована в золотой плащ, голову бога венчал золотой венок, сплетенный из оливковых ветвей.

У Зевса в одной руке был жезл с его священной птицей – орлом, а в другой – фигурка богини победы Ники. Обутые в золотые сандалии, ноги стояли на скамейке, которую держали на себе золотые львы. Великолепный трон украшали изображения и рельефы прекрасных богов и богинь.

А у подножья храма высекли надпись, гласящую:  «Афинянин Фидий, сын Хармида, сотворил меня».

По различным источникам, статуя Зевса в высоту была, примерно, метров 17 и казалось, что если он сейчас встанет, то своей головой снесет крышу храма и достанет до неба. Легенда гласит, что завершив работу, Фидий спросил: «Зевс, ты доволен?». В ответ раздался оглушительный раскат грома.

Зевс, восседая на троне и доброжелательно улыбаясь, семьсот лет наблюдал за спортивными соревнованиями, пока во втором  веке н.э. во время мощнейшего землетрясения не была повреждена статуя.

В 393 году во времена правления императора Феодосия I было запрещено все языческое, и олимпийские игры тоже. Статую Зевса растащили по кускам. По преданию, император Феодосий II в 475 году приказал перевезти остатки статуи в Константинополь, и там она погибла при пожаре.

Так исчезло еще одно из семи чудес света Древнего мира статуя Зевса Олимпийского. Но, к счастью, сохранились ее описания и изображения на монетах.

Статуя Зевса в Олимпии

Семь чудес света 4 – статуя зевса в олимпии

Статуя Зевса в Олимпии – третье по значению Чудо света, история которого началась задолго до его создания – в 776 года до н.э. Тогда впервые в храм, который был построен в честь отца богов, прибыли участники очередных Олимпийских игр.

Представители Малой Азии, Сирии и Сицилии, Египта и, разумеется, Великой Эллады присутствовали на открытии величайшего в истории мероприятия. Первое святилище Зевса было построено в 150 км от Афин. Но с течением времени Игры обретали все больший политический вес, поэтому правители Греции решили выстроить новый Храм. 
 

Статуя Зевса в Олимпии

Строительство продолжалось свыше 15 лет, и в 456 году до н.э. мир увидел один из самых монументальных и прекрасных Домов Зевса. Проект разрабатывал известнейший античный архитектор – Лебон, творение которого обладало всеми признаками знаменитых греческих святилищ, но превосходило их размахом.

Обратите внимание

Здание Храма было установлено на высокой прямоугольной платформе. Крышу поддерживали 13 величественных колонн высотой около 10 м и диаметром не менее 2 м, а всего их насчитывалось целых 34. 

Правительство Эллады пригласило в Афины Фидия, прославленного скульптора, который сумел создать нечто превосходное – статую Зевса. Весть об этом произведении искусства мигом облетела весь античный мир, и шедевр занял свое место в списке Чудес света.

Создание статуи датируется приблизительно 440-м годом до н.э. Скульптура отца богов была создана в основном из отборнейшей слоновой кости. По описанию очевидцев, которым удалось застать статую в «добром здравии», она обладала весьма внушительными размерами.

Высота ее составляла не менее 15 м, в конструкции присутствовало около 200 кг золота, современный денежный эквивалент которого превышает 8 млн. долларов. Открытие статуи Зевса Олимпийского припадает на 435 год до н.э. 

Исторические источники утверждают, что во второй половине IV века н.э. Храм Зевса был закрыт римским императором Феодосием, который был христианином и с неприязнью относился к языческим верованиям греков.

В 363 году статуя была перевезена в Константинополь. Хотя некоторые факты свидетельствуют о том, что этот памятник архитектуры не пережил разграбления и разрушения Храма, которые имели место в конце V века. 

В 1875 году были найдены остатки Храма Зевса, а в 1950 году археологи обнаружили мастерскую Фидия. Тщательные исследования места, где был найден архитектурный памятник, позволили воссоздать и сам Храм, и статую Зевса Олимпийского. 

Семь чудес света – статуя Зевса в Олимпии

Семь чудес света 4 – статуя зевса в олимпии

Приблизительно в 470 г. до нашей эры греки решили соорудить храм в честь Зевса, который затмил бы своим величием и красотой все культовые сооружения Греции. Практически все граждане приняли участие в сборе пожертвований для него, поэтому была собрана астрономическая сумма. В 456 г. до н.э.

на искусственном холме был возведен храм, ставший одним из самых красивых мест мира. 34 колонны, каждая из которых имела высоту 10,53 м, служили опорой для массивной крыши, выполненной из мраморных плит.

Главным же элементом храма являлась целла, в помещении которой и было установлено бессмертное творение скульптора Фидия – статуя Зевса.

Важно

Вскоре статуя Зевса была занесена в список чудес света, причем это единственный случай, когда чудо размещалось в помещении, а не под открытым небом.

Скульптор Фидий, афинянин, лично руководил скульптурными работами в Акрополе. Он являлся автором статуи Афины Паллады, одной из величайших произведений искусства своего времени. Получив заказ на изготовление статуи Зевса, Фидий построил мастерскую в 80 метрах от храма.

Она по своим размерам была точной копией целлы храма. Тут с двумя своими помощниками он и создал статую Зевса, изображение которой сохранилось сейчас только на античных монетах. На изображении Зевс восседает на троне, имеющем высокую спинку и подлокотники.

В его левой руке находится символ власти – скипетр, увенчанный орлом. Правая ладонь открыта и на ней стоит крылатая богиня победы Ника, считающаяся прототипом ангела в христианских художественных традициях. На голове Зевса венок из ветвей оливы, символ олимпийских побед.

Ноги отца богов опираются на специальную скамеечку, саму же скамью с весьма символичной надписью “Фидий, сын Хармида из Афин, создал меня” поддерживают два льва.

В чем же уникальность творения Фидия? Первое – скульптура Зевса стала самым масштабным творением и наиболее известным изображением громовержца. Второе, и, наверное, самое главное – Фидий создал принципиально новый образ Зевса.

Все предыдущие скульптуры греческих богов создавались таким образом, что подчеркивали безграничную власть и бессмертие богов, а Фидий создал Зевса в образе старого, умудренного опытом человека с добрыми чертами лица.

Безусловно, что такой Зевс – бог, внушавший не ужас, а доверие, стал более понятен и близок людям.

Совет

К сожалению, из всего комплекса построек до наших дней дошло только основание храма и несколько скульптур с фронтона. Судьба же самой скульптуры Зевса покрыта тайной. Известно лишь, что во II веке н.э.

во время сильного землетрясения она сильно пострадала, а потом, по одним сведениям, где-то в 350 году н.э. она была разрушена грабителями, по другим –  в 475 году н.э.

была перевезена в Константинополь, где и погибла во время пожара.

Монета с изображением статуи Зевса в ОлимпииМонета с изображением статуи Зевса в ОлимпииМонета с изображением статуи Зевса в ОлимпииСтатуя Зевса в Олимпии, реставрацияСтатуя Зевса в Олимпии, реставрацияСтатуя Зевса в Олимпии, реставрация.Статуя Зевса в Олимпии, реставрацияСтатуя Зевса в Олимпии, реставрация

Статуя Зевса в Олимпии – чудо света

Семь чудес света 4 – статуя зевса в олимпии

В древнегреческом мире было воздвигнуто много храмов, посвященных Зевсу, важнейшему из греческих богов.

В одном из этих храмов, в древнегреческом полисе Олимпия, находилось одно из Семи чудес света Древнего мира – Статуя Зевса – величайшее из скульптурных достижений античной истории.

Интересно то, что это единственное чудо света, которое находилось в материковой части Греции.

Олимпийские игры

История греческого города Олимпия тесно связана с мифами о боге-громовержце Зевсе. Согласно легендам, именно здесь он одержал победу над своим отцом титаном Кроносом и низверг его в Тартар.

Чтобы почтить эти события и величие верховного бога Олимпа, в VII веке до нашей эры, здесь были организованы состязания атлетов на силу и ловкость. Они проводились раз в четыре года и сначала не имели такого массового характера.

Затем Олимпийские игры стали широко известны по всему греческому миру и по другим странам, так религиозный ритуал стал носить и политический характер.

В Олимпию стали приезжать многие греки, чтобы поприсутствовать на Олимпийских играх.

И чтобы подчеркнуть их значительность, возникла необходимость построить большой храм для поклонения Зевсу, и еще более грандиозное изображение — изображение бога-громовержца, объекта культа.

Храм Зевса

Сначала был сооружён храм – место, где стояло третье из семи чудес света. Сооружение было возведено архитектором Лебоном из соседней Элиды в 466-456 годах до нашей эры.

Святилище было целиком изготовлено из мрамора, выполнено в дорическом стиле, преобладающем архитектурном стиле того времени.

В этой же манере был выполнен знаменитый Парфенон в Афинах. Вот только святилище Зевса в Олимпии было гораздо крупнее по размерам и величественнее, чем храмы, построенные в то же время.

Обратите внимание

Высота равнялась двадцати метрам, ширина – двадцати восьми метрам, а длина составляла шестьдесят четыре метра.

Мраморная крыша держалась на тринадцати десятиметровых колоннах. И все же этот грандиозный храм был лишь защитой для главного объекта поклонения – статуи Зевса.

Скульптура Фидия

Статуя Зевса Олимпийского – это работа известнейшего в то время скульптора Фидия, который был родом из Афин.

У себя на родине он уже создал великолепную статую богини Афины в Парфеноне. Но оказался в центре политического скандала и был обвинен в хищении материалов во время работы над изваянием богини.

Фидий даже был отправлен в тюрьму.

После того, как его выкупили из тюрьмы почитатели его творчества, творец был вынужден покинуть Афины и отправился в Олимпию. Он приступил к созданию скульптуры Зевса в 435 году до нашей эры.

Ему помогали способный ученик Колот и художник Панен, который был братом скульптора.

Фидий разработал уникальную скульптурную технику для создания столь величественного изваяния. Ведь высота фигуры Зевса составляла около пятнадцати метров.

Необходимо было что-то придумать, чтобы статуя не разрушалась под собственным весом. Похожую технику он использовал и при создании скульптуры Афины Парфенос.

Сначала Фидий установил деревянный каркас, затем покрыл его тонкими пластинами из слоновой кости, изображавшими кожу Зевса, волосы и наряд бога были изготовлены из листов золота.

Важно

Эти части были идеально подогнаны друг к другу.

Трон Зевса был столь же впечатляющим, построенным из кедра, инкрустированным слоновой костью и драгоценными металлами, расписанным художником Паненом картинами из мифов о богах и героях.

На каждой ножке было изображение Ники, богини победы, перекладины содержали сцены битв с амазонками и состязаний атлетов.

По описанию античных авторов, Зевс сидел на престоле, на голове его располагался венец, в правой руке держал Нику, а в левой – скипетр с орлом, посланником Зевса.

Голова и плечи бога распространяли свет, а глаза блестели так, как будто сверкали молнии. Этот эффект был достигнут Фидием весьма занятным способом.

У подножья изваяния был вырублен резервуар, заполненный водой, а сверху было разлито темное масло. Лучи солнца, попадавшие в храм из дверей, отражались от маслянистой поверхности и озаряли верхнюю часть бога-громовержца.

Статую Зевса Фидий созидал в особой мастерской, которая располагалось неподалеку от храма. Его обнаружили в ходе раскопок немецкие археологи.

Здесь были найдены орудия труда скульпторов, остатки литейного цеха, а также яма с бракованными деталями. Эта находка пролила свет на то, каким образом было создано одно и семи чудес света.

Дальнейшая история статуи

Статуе Зевса в Олимпии поклонялись более восьмисот лет. За ней тщательно ухаживали, чтобы материалы не портились, обрабатывали маслом слоновые пластины, а также проводили реставрацию.

За годы своего существования скульптура пережила много катаклизмов: в нее неоднократно ударяла молния, было много землетрясений, золотые пластины и драгоценности бывали украдены.

После покорения Греции Римской империей император Калигула пытался захватить статую и увезти в свой дворец. Но, по легенде, когда солдаты пришли в храм, Зевс рассмеялся им в лицо со своего трона и обратил в бегство.

Совет

В 391 году нашей эры, когда Греция полностью перешла в христианскую веру, римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры и всяческое поклонение языческим богам, все храмы были упразднены.

Статуя Зевса тогда была разграблена, а то, что от нее осталось, увезено в Константинополь, где она полностью была уничтожена при пожаре в императорском дворце в 462 году нашей эры.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.Подписаться

Статуя Зевса

Семь чудес света 4 – статуя зевса в олимпии

Примерно в 470 году до н. э. правители Эллады решили построить новый величественный храм в честь отца богов — Зевса. По размаху и красоте он должен был превосходить все прежние знаменитые святилища Греции. Жители Греции приняли самое активное участие в сборе пожертвований на строительство храма, благодаря чему была собрана огромная сумма.

15 лет продолжалось строительство и, наконец, в 456 году до н. э. весь мир увидел одно из самых прекрасных монументальных сооружений — храм Зевса. Автором этого античного чуда был архитектор Лебон. Одним из основных элементов храма являлись 34 величественные колонны, высота которых достигала свыше 10 метров, а диаметр — не меньше двух метров.

Из них 13 колонн поддерживали крышу, выложенную из мраморных плит.

Главным же элементом этого великого творения стала целла, где было установлено главное украшение храма, шедевр античного искусства — статуя Зевса. Эта бессмертная работа знаменитого афинского скульптора Фидия потрясала и приводила в неописуемый восторг всех, увидевших ее.

Скульптура по праву заняла свое место в списке Семи античных чудес света. Кстати, статуя единственная из семи чудес, находящаяся в помещении, а не на открытой местности. К сожалению, сегодня мы можем судить о статуе лишь по изображению ее на античных монетах и сохранившимся описаниям очевидцев, сообщавшим о ее огромных размерах.

Для создания статуи было построено специальное помещение, которое соответствовало размерам храма.

В создании шедевра принимали участие брат скульптора Панен и ученик Колот. Статуя была выполнена из слоновой кости и 200 кг чистого золота. Согласно описаниям очевидцев Зевс восседал на троне, установленном на огромном пьедестале. Голову отца богов украшал венок из веток оливы, символизирующих олимпийские победы.

На плаще Зевса были изображения животных и цветов, а его ноги опирались на скамью, которую поддерживают два льва. На правой ладони Зевса стоит богиня победы Ника, в левой руке громовержца — скипетр, увенчанный орлом.

Обратите внимание

Отдельное внимание скульптор уделил украшению трона, выполненного из черного дерева, слоновой кости и украшенного золотом и драгоценными камнями.

Перекладины между ножками были украшены росписями с изображением почитаемых греками богов и героев античного мира, различных спортивных состязаний, сцен героических битв греков с амазонками. Каждую ножку трона украшали четыре Ники. Все эти чудесные росписи были сделаны братом Фидия, талантливым художником Паненом.

Открытие статуи произошло в 435 голу до нашей эры. Занавес, прикрывавший статую от любопытных взоров, вопреки традициям не поднимали и не раздвигали, а опустили на веревках вниз, открывая постепенно величественный образ громовержца.

Удивлению и восхищению пришедших людей не было конца, казалось, что сам Зевс позировал скульптору. Поражали и размеры статуи, высота которой достигала более 15 метров. Казалось, если бы случилось самое невероятное и великий Зевс встал со своего трона, он непременно проломил бы крышу храма.

К сожалению, из всего этого великолепия до наших дней дошло лишь несколько скульптур на фронтоне, сохранилось также основание храма. Трагической оказалась и судьба статуи, пострадавшей из-за молнии и сильного землетрясения, случившегося во II веке нашей эры.

Согласно одних сведений храм Зевса был закрыт и разрушен после принятия христианства в 391 году н.э., а статую перевезли в Константинополь, где она была уничтожена во время пожара в 475 году.

Статуя Зевса в Олимпии

Семь чудес света 4 – статуя зевса в олимпии

Статуей Зевса, что находилась в Олимпии, культовом городе античной Греции, восхищался каждый эллин. Долгое время достойного земного воплощения могучему богу молнии не было, взяться за создание изваяния взялся афинский скульптор Фидий. Его творение столь потрясло современников, что Геродот, составитель первого списка Семи чудес света, занес в него статую под номером 5.

Современному обывателю хорошо известно, что до нашего времени дожило только одно из Семи чудес – это египетские Пирамиды. К сожалению, о статуе Зевса Олимпийском ничего не известно более 1500 лет. Считается, что памятник античности погиб в одном из великих пожаров в Константинополе – то ли в 425, то ли в 476 году новой эры.

Описание статуи Зевса

Хотя не сохранилось никаких фрагментов изваяния, о том, как выглядел громовержец Олимпийский, нам известно достаточно хорошо.

Подробные описания статуи оставили многие писатели Греции, подробнейшее приведено Павсанием.

Согласно ему, божество восседало на огромном золотом троне, а само тело было составлено из листового золота (200 кг) и ценной слоновой кости. В руках Зевс держит скипетр и статуэтку богини Ники.

Высота статуи Зевса точно неизвестна, вероятно, составляла не менее 12-17 метров с учетом мраморного основания. При создании изваяния скульптор Фидий использовал лучшие материалы – розовую слоновую кость, благодаря чему тело бога выглядело особенно реалистично.

По традиции дорического ордера, храм, в котором на троне восседал Зевс, отсутствовала крыша. Падающие солнечные лучи заставляли голову и плечи истукана сиять.

Важно

Дополнительный эффект оказывал и бассейн у подножия статуи, заполняемый оливковым маслом так, чтобы блеск от него, казалось, исходил бы от божества.

Большое впечатление на зрителя производили глаза бога – размером с кулак взрослого мужчины.

Руины города Олимпия

Статуя Зевса в Олимпии выставлялась в специально построенном для этого храме, еще одном известнейшем произведении архитектурного искусства. Пусть он и не был рекордсменом по размерам, зато почитается, как первый образец дорического ордера, архитектурной традиции Древней Греции.

Согласно реконструкции, размеры святилища составляли 64 м в длину, 27 м в ширину. Высотой вместе с фундаментом храм был не меньше 22 м, так что создавалось впечатление, что, если бы Зевс решил подняться с трона, он бы проломил свод.

Сегодня Олимпия – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здесь сохраняется последнее материальное свидетельство о статуе Зевса – от храма, где на протяжении веков покоилось материальное воплощение божества, сохранился фундамент, девять несущих колонн и часть основания крыши. Восхититься впечатляющим памятником можно и сегодня – руины города сегодня являются одной из самых посещаемых достопримечательностей Греции.

Всем, кто не чужд истории Древнего мира, интересуется Семью чудесами света, в частности статуей Зевса в греческом городе Олимпия, посетить ее руины определенно стоит. Кроме самого храма в честь верховного божества греческого пантеона, здесь находится еще 32 культурных объекта.

Статуя Зевса в Олимпии

Семь чудес света 4 – статуя зевса в олимпии

Статуя Зевса в Олимпии… История этого чуда света связана с древнегреческим городом Олимпия и Олимпийскими играми. Город Олимпия располагается в северо-западной части Пелопоннеса.

Он был одним из самых священных мест Древней Эллады, остров мира, центр, объединяющий все эллинские племена. Здесь никогда ни один грек не поднял меч на другого грека.

Это было место, где честно состязались лучшие с лучшими — не только спортсмены, но и художники, и ученые, и поэты.

Совет

Как и сейчас, Олимпийские игры проводились раз в четыре года. На все время игр в Древней Элладе объявлялось священное перемирие. Олимпийские игры должны были объединить

ее разрозненные города-государства.

Архитектурный ансамбль Олимпии сложился уже к VII-IV векам до н.э. Здесь находились бесчисленные мраморные и бронзовые скульптуры олимпийских победителей и мужей, имевших заслуги перед Грецией, – поэтов, ученых, музыкантов, полководцев, государственных деятелей и рядовых воинов. Главным архитектурным сооружением был храм Зевса.

Игры обретали все большее политическое значение, поэтому в V веке до н.э. решено было построить новый Храм, богаче и выше, чем прежний.

Строительство продолжалось более 15 лет и, вот, в 456 году до нашей эры появился великолепный храм, спроектированный архитектором Либоном. По внешнему виду он был похож на другие знаменитые греческие Святилища – Храм Артемиды в Эфесе и Парфенон в Афинах.

Храм Зевса в Олимпии возвели на прямоугольной высокой платформе, тринадцать огромных каменных колонн поддерживали крышу. Всего было 34 столба, каждый из них имел высоту в 10 метров и диаметр в 2 метра. На фронтонах располагались большие барельефы, которые изображали 12 подвигов Геракла.

Все Святилище было отделано мрамором. Огромный вход в храм с массивными бронзовыми дверями-воротами достигал в высоту 10-ти метров.

Храм состоял из трех частей: в центральном зале на полу из красного гранита, окаймленного белым мрамором, стояла черная плита – пьедестал статуи Зевса Олимпийского.

Для изготовления самой статуи Зевса в Олимпии было принято решение пригласить из Афин прославленного скульптора Фидия. Перед ним поставили задачу сотворить нечто из ряда вон выходящее, невиданное, и мастер оправдал возложенные на него надежды.

Обратите внимание

Размеры статуи Зевса Олимпийского по описанию очевидцев впечатляли – 13 метров в высоту (а по некоторым данным 17 метров). Она была установлена на возвышении высотой, примерно, в 1 метр и шириной в 6.5 метров.

Высота скульптуры божества соответствовала высоте 4-х этажного здания. Основным материалом для статуи служила слоновая кость.

Скульптор применял особую технику, которая заключалась в том, что бы на деревянный каркас наслаивать листы металла и слоновой кости.

Фидий сумел в точности рассчитать размеры скульптуры – так, что бы она в высоту практически касалась потолка, но при этом не задевала его. Удивительно, но статуя Зевса казалась даже больше, чем была на самом деле! Основа фигуры была вырезана из дерева, но от глаз посетителей это было скрыто слоновой костью и золотом.

У подножья статуи Фидий распорядился устроить бассейн, в который наливалась вода, а сверху оливковое масло. Свет из открытых дверей падал на поверхность бассейна и, отражаясь от ее почти черной, маслянистой глади, снопом окутывая лицо и плечи Зевса. Сама статуя постоянно смазывалась оливковым маслом для того, что бы слоновая кость не покрылась трещинами.

Зевс сидел на троне в величественной позе — в одной руке зажав скипетр, а в другой — статую богини победы Ники. Борода, волосы, накидка и сандалии Зевса были золотыми, на голове красовался оливковый венок.

По пояс обнаженное тело, лицо, руки и ноги сотворены из отшлифованной до блеска слоновой кости высочайшего качества. От блестящего, лоснящегося лица Божества исходило сияние, его глаза сверкали мистическим огнем. Зевс подавлял, заставлял ощущать чувство животного страха и боголепного трепета.

Самые впечатлительные паломники падали ниц, и долго не могли поднять головы, боясь ощутить на себе взгляд Божества.

Фидий был очень горд своим творением, и часто наблюдал, спрятавшись в глубине храма, за реакцией посетителей. Статуе часто подносили дары, которые навешивались прямо на трон или на фигуру Громовержца.

Весть о статуе Зевса в Олимпии тут же облетела античный мир, ее нарекли одним из Семи чудес света.

Шедевр прожил довольно долгую жизнь. Еще в первой половине IV века нашей эры Зевс председательствовал на Олимпийских играх, но вот к власти пришел римский император Феодосий I, который принял к тому времени христианство. Правитель запретил все языческие игрища греков, в том числе и Олимпийские игры. В 392 году храм закрыли.

Важно

Впоследствии статуя Зевса из Олимпии была перевезена в Константинополь. В V веке дворец римского императора в Константинополе сгорел, а с ним и гениальное творение Фидия.

На том месте, где некогда стоял храм Зевса в Олимпии первые археологические раскопки были проведены в 1829 году. Группа французских ученых обнаружила очертания Храма, фрагменты скульптур и барельефов, которые изображали подвиги Геракла. Сейчас эти экспонаты хранятся в Парижском Лувре.

В 1875 году в Олимпии работали немецкие археологи, которые нашли множество фрагментов скульптур, а также фундамент самого Храма, в том числе и знаменитый бассейн, в котором плескалась вода с оливковым маслом.

Развалины храма Зевса в Олимпии и ныне привлекают тысячи туристов, но сейчас от величественного сооружения ничего, кроме мусора и нескольких полуразрушенных столбов, не осталось.

Статуя Зевса в Олимпии – ценность античного мира, не дошедшая до наших дней

Семь чудес света 4 – статуя зевса в олимпии

История появления статуи Зевса в Олимпии связана со спортивными играми, которые по традиции проводились один раз в 4 года. В это время земля Древней Эллады превращалась в особую территорию, ведь задачей Олимпийских игр были не только состязания – одной из их целей было объединение разрозненных городов-государств.

Их жители и становились участниками соревнований, которые состязались только с сильнейшими соперниками.

Поскольку Олимпийские игры были масштабным событием и собирали на состязания представителей из Египта, Сирии, Малой Азии и Сицилии, для их проведения требовалось уже более вместительное сооружение.

На основании этой потребности властями Олимпии было принято решение о строительстве большого храма, который смог бы свободно вмещать всех присутствующих, ведь первое святилище Зевса, построенное в 150 км от города Афины, уже не годилось для такой цели.

На возведение нового храма потребовалось около 15 лет, а руководил строительными работами архитектор Лебон. Наконец в 456 году Храм, или Дом Зевса предстал на обозрение горожан.

Храм был построен в духе знаменитых святилищ Олимпии, но он значительно превосходил их все вместе взятые как по размеру, так и по оформлению. Так, здание Зевса красовалось на платформе прямоугольной формы, а его крышу удерживали 13 колонн 2-метрового диаметра.

В высоту они достигали до 10 м. Всего для украшения новейшей конструкции понадобилось 34 колонны.

Однако каким бы величественным ни был храм, полноценным без своего божества он просто не представлялся, и в Афины по приглашению правительства поспешил еще один прославленный мастер – скульптор Фидий. Задача перед ним стояла такая – создать статую Зевса в лучшем виде, и скульптор не подвел.

Когда работа мастера была окончена, жители Олимпии ахнули – перед ними стояла огромная статуя Зевса (согласно разным данным, в высоту скульптура громовержца занимала от 12 до 17 м).

На изготовление конструкции небывалой красоты ушло около 200 кг золота.

Если перевести их в денежный эквивалент, то сегодня такое количество драгоценного металла можно оценить в 8 млн долларов, и даже более.

Совет

Почитаемое олимпийцами божество занимало трон, изготовленный из слоновой кости, золота, драгоценных камней и черного дерева. Голову громовержца венчали ветви оливкового дерева – символ миролюбия.

Сама статуя была изготовлена из слоновой кости розового цвета, поэтому она казалась живой, реалистичной.

В одной руке Зевс держал фигурку богини Ники, а другой опирался о скипетр, декорированный золотым орлом.

Установленная на возвышении, статуя божества по высоте соответствовала 4-этажному зданию. Удивительно, насколько точно Фидий смог рассчитать размеры скульптуры, ведь она чуть ли не упиралась в потолок, но все-таки не задевала его.

Величественный Зевс восседал на троне обнаженным по пояс, но его тело прикрывала золотая накидка, украшенная рисунками цветов и животных. Ноги бога-громовержца стояли на скамье.

Трон был установлен на пьедестал, размеры которого также были внушительны (9,5 х 6,5 м).

К украшению трона мастер подошел не менее ответственно – он заполнил его изображениями, содержащими мифологические сцены древней греческой земли. На ножках трона было по 4 богини Ники. На перекладинах, соединявших ножки, изображались сцены спортивных соревнований или войн.

За качество расписных работ на троне отвечал мастер Паненом – брат Фидия. В сценках, переданных через его мастерство, были задействованы образы известных грекам божеств: Прометея, Аполлона, Ахилла, Посейдона, Геракла, Геры, Артемиды, Афины, Афродиты и самого бога-громовержца.

Восхищению прихожан Дома Зевса не было границ, ведь каркас статуи был покрыт пластинками слоновой кости, играющими роль кожи, а так называемое одеяние было изготовлено из чистого золота. Но стыки между материалами были скрыты настолько тщательно, что статуя Зевса в Олимпии имела вид монолитного объекта.

При взгляде на божество людям казалось, что если оно вдруг поднимется с трона, то проломит крышу храма. Строители как знали, что желающих рассмотреть Зевса будет бесчисленное количество, поэтому вдоль каждой стены храма они соорудили специальные площадки для зрителей.

Обратите внимание

Так каждый человек, пришедший в храм, получал возможность увидеть лицо божества как можно ближе.

Согласно распоряжению Фидия, у подножья статуи обустроили бассейн и сначала наполнили его водой, а затем – оливковым маслом (сверху).

Свет, проникавший сквозь открытые двери сооружения и ниспадавший на бассейн, отражался в маслянистой темной глади воды, таинственно окутывая лицо и плечи скульптуры. Вся фигура громовержца блестела из-за регулярной обработки оливковым маслом.

Это делалось во избежание образования трещин на слоновой кости – она чутко реагировала на влажность. Такое занятие выполнялось жрецами ежедневно.

По словам Павсания, масло было чрезвычайно полезным для статуи Зевса Олимпийского, поскольку оно предохраняло ее от порчи, которую мог принести болотистый воздух Альтиса. Пол, находящийся перед статуей, был выстлан черным мрамором, и это отделенное пространство было окаймлено приподнятой полосой, изготовленной из паросского мрамора. Она и задерживала сливающееся масло.

Величие статуи поражало настолько, что человек, стоявший рядом, испытывал одновременно два противоположных чувства. С одной стороны, это был животный страх перед божеством, с другой – благоговейный трепет. Наиболее впечатлительные паломники падали божеству в ноги и подолгу не поднимали головы – они боялись ощутить на себе строгий взгляд своего бога.

А что же знаменитый Фидий? Испытывая гордость за свое творение, он частенько наблюдал за реакцией посетителей, но делал это тайно, прячась в глубине храма. Особенно приятно ему было видеть то, как статуе подносят дары.

Специального места для этой цели предусмотрено не было, поэтому дары прямо навешивались на трон или даже на саму скульптуру.

Весть о прекрасной статуе, ставшей одним из семи чудес Древнего мира и достопримечательностью Олимпии, передавалась из уст в уста и быстро облетела весь античный народ.

Судьба статуи Зевса

О том, имелись ли покушения на статую удивительной красоты, можно сказать следующее. Зная о существовании шедевральной скульптуры, император Калигула отдал своим подчиненным приказ привезти из Греции статую Зевса и изображения других богов, которые имели художественную ценность.

В его планы входило отнять у божеств головы, а на их место приставить свою собственную. Завоеватель Греции по имени Павел Эмилий тоже собирался увезти статую Зевса с собой в Рим. Однако ни у Калигулы, ни у Павла ничего не вышло – гигантская скульптура осталась на своем месте.

Если верить легенде, статуя просто расхохоталась при попытке ее хищения, и испуганные рабочие, присланные повелителями, в ужасе разбежались.

В разные времена скульптура божества подвергалась реставрациям.

Важно

Например, скульптор Дамафон Мессенский реставрировал ее в эллинистическую эпоху, а при Юлии Цезаре ее приводили в порядок после повреждения молнией.

История статуи Зевса имеет и несколько попыток хищения ее некоторых частей. Факты исчезновения двух золотых локонов Зевса и кражи фигуры атлета в свое время были описаны Лукианом и Павсанием.

В целом статуя Зевса в Олимпии радовала глаз прихожан храма почти 800 лет. Но когда у власти со временем оказался Феодосий I – римский император, принявший христианскую веру, спортивные состязания в Олимпии были запрещены как языческое мероприятие. Этим и объясняется закрытие храма Зевса в середине III века.

Он перестал представлять культурную ценность, и мародеры свирепствовали, обдирая со статуи драгоценные камни, золото и слоновую кость. Лица, наделенные властью, приняли решение сохранить ценную статую, и в 363 году ее благополучно переместили в Константинополь.

Но в V веке при пожаре в византийском дворце римского императора уникальное творение талантливого Фидия сгорело.

В 1829 году группой французских археологов были проведены раскопки в предполагаемом месте нахождения храма Зевса. Им удалось отыскать очертания самого храма и некоторые фрагменты скульптур и барельефов, изображающие подвиги Геракла. Сегодня найденные экспонаты, представляющие историческую ценность, можно увидеть в Парижском Лувре.

Спустя 46 лет Олимпию посетили немецкие археологи, которым повезло немного больше – они нашли уже гораздо больше фрагментов легендарных скульптур, чем их предшественники, фундамент храма и даже бассейн, который для почитаемого Зевса был наполнен водой и оливковым маслом.

По сей день развалины храма Зевса остаются привлекательными для многочисленных туристов, однако былой таинственности и загадочности при нахождении в этом легендарном месте не ощущается. Всё, что дошло из древности до наших современников, – это несколько столбов, разрушенных наполовину.

Храм Зевса в Олимпии на карте

Храм Зевса в Олимпии и третье чудо света — статуя Зевса Олимпийского

Семь чудес света 4 – статуя зевса в олимпии

Статуя Зевса ОлимпийскогоХрам Зевса, Олимпия (Sarah Murray)Руины храма Зевса, Олимпия (Roy L)Храма Зевса в Олимпии (Ronny Siegel)Развалины храма Зевса в Олимпии (DAVID HOLT)Сстолбы храма Зевса, упавшие после землетрясения в V веке (Davida De La Harpe)Храма Зевса (Sarah Murray)Sarah MurrayВнутри музея (Sarah Murray)Внутри музея (Sarah Murray)Davida De La HarpeInstitute for the Study of the Ancient WorldSarah Murray

Олимпия – небольшой греческий городок, а скорее даже деревня, расположенная на Пелопонесском полуострове, в 150 км. западнее Афин. Это своеобразный центр обслуживания археологического участка и музейных комплексов. А еще пару веков тому назад Олимпия являлась главным религиозным и культурным центром Эллады. Современный же город мало чем привлекателен, а вот его история и археологические памятники ежегодно притягивают к себе тысячи туристов.

Древня Эллада – колыбель европейской цивилизации. Здесь зародились науки, демократия, культура и искусства. Именно здесь, на Пелопоннесском полуострове в Олимпии, когда-то находилось четвертое чудо света – статуя Зевса Олимпийского. Примерная дата создания «чуда» – V в. до н.э. Автор – величайший скульптор древнего мира Фидий.

Олимпия в эллинскую эпоху во многом уступала величию Афин, но именно она являлась центром религиозной жизни Эллады и родиной античных игр. Олимпийские игры, имевшие многовековую историю, неизменно посвящались верховному богу Олимпа – Зевсу.

Третье чудо света: предпосылки возникновения

В 410 г. до н.э. «Стаж» олимпийских соревнований, проводимых в честь Зевса, уже перевалил трехсотлетний рубеж, а на всей Аттике еще не было возведено ни одного значимого храма, где бы возносились почести главному божеству Эллады. Дабы избежать гнева небесного владыки, был объявлен сбор пожертвований для строительства святилища.

О том, какую роль играл Зевс в Олимпии, говорит тот факт, что олимпийцы не поскупились для любимого бога: выстроенный в кратчайшие сроки храм впечатлял своим величием и богатством. При его строительстве был использован самые дорогие материалы – мрамор и ракушечник.

Размеры сооружения были под стать величию Зевса: общая площадь храма составляла 1728 кв. м., высота достигала 10,6 м. Автором проекта стал архитектор Либон.

Над отделкой и внутренним убранством святилища трудились лучшие мастера эпохи: внешние стены были украшены барельефами, изображавшими 12 подвигов Геракла, интерьер был украшен мозаикой и изобиловал золотом.

Храма Зевса в Олимпии (Ronny Siegel)

Храм Зевса в Олимпии: создание святыни

Храм Зевса в Олимпии являлся одной их самых значимых святынь древней Эллады.

Строение было возведено в 471 – 456 гг. до н.э. и приурочено победе над персами, в ходе которой были добыты немалые трофеи. Именно они и пошли на строительство храма. Также посильное участие в возведении святилища любимому божеству приняли и обычные граждане Олимпии, пожертвовавшие свои личные средства.

Руины храма Зевса, Олимпия (Sarah Murray)

Автор проекта – архитектор элейец Либон. Строение, по признанию ряда историков, относится к раннекласическим храмам дорического стиля. Это было самое большое дорическое строение на все Пелопоннесе, и именно оно является классическим образом общегреческого стиля.

Храм представлял собой строение из 6 колонн поставленных по ширине и 13 по длине основания.

Главным строительным материалом был мрамор и ракушечник. Строение достигало 22 м. в высоту, а в основании представляло собой правильный прямоугольник 27×64 м.

Фронтоны храма были декорированы групповыми скульптурными композициями. Так вход в святилище – целлу, украшали фризы с метопами, изображавшими 12 подвигов любимого греческого героя – Геракла.

Храма Зевса (Sarah Murray)

Западная часть была посвящена битве лапифов с кентаврами (автор – афинский скульптор Алкамен), восточная сторона повествовала о подготовке к состязаниям на колесницах Пелопса, от которого и пошло название полуострова Пелопоннес, и Эномая (автор – меидский мастер Пеоний).

Однако, в первую очередь, Храм Зевса Олимпийского был известен не своим архитектурным обликом, а ее «властителем» – статуей бога-Громовержца, работы известного афинского мастера Фидия. Скульптуру еще называют Седьмым чудом древнего мира.

История святилища была недолгой. В 406 г. н.э. оно было уничтожено по приказу византийского правителя Феодосия II, боровшегося с языческими культами. А в 522 и 551 годах, во время сильных землетрясений, Храм Зевса в Олимпии был окончательно утрачен.

Статуя Зевса Олимпийского: автор скульптуры

Храм для Зевса в Олимпии был выстроен за десять лет, но не во время его возведения, ни несколько лет спустя он так и не обрел своего «хозяина» – греки долго определяли мастера, достойного воплотить образ бога в статуе.

В конце концов, выбор пал на Фидия, известного творца из Афин, воплотившего в камне почти весь пантеон богов, в том числе и знаменитую Афину Парфенос для Парфенона.

Статуя Юпитера — древнеримского бога громовержца. Эрмитаж,
Санкт-Петербург

Фидий подошел к делу обстоятельно – он потребовал выстроить возле святилища мастерскую, которая по своим габаритам была схожа с храмом, затребовал самые лучшие образцы слоновой кости и 200 кг. золота.

В работе ему помоги его ученик Колот и брат Панен, вызванные из Афин. Скульптура верховного бога, как и большинство работ мастера, была исполнена в хрисоэлефантинной технике – в основе лежал деревянный каркас, который был покрыт тончайшими пластинками кости слона и золота.

Совет

Вся работа велась в строжайшей секретности. Скульптор прятал статую Зевса от посторонних глаз за занавесом, из-за чего простые обыватели решили, что сам бог спускается позировать мастеру.

Результат был ошеломляющий. Перед зрителями явился олимпийский владыка, восседавший на троне. Он был облачен в золотые одежды, руки его держали скипетр с орлом и символ победы – крылатую богиню Нику. Чело было увенчано венцом из листьев золотой оливы. Основание трона было украшено изображениями богов и мифологическими сюжетами.

Высота скульптурной композиции составила, по различным источникам от 12 до 17 м. У каждого входящего в святилище создавалось впечатление, что Зевс, если он захочет встать, сможет снести крышу храма.

Для дополнительного эффекта одушевленности статуи, Фидий велел расположить у ног Зевса бассейн с водой, покрытый тончайшей пленкой масла. Блики света, отражавшиеся от маслянистой воды, озаряли свечением голову и плечи гиганта. В результате оптического обмана, люди верили, что от памятника исходит божья благодать.

Так статуя Зевса в Олимпии стала местом паломничества – каждый стремился узреть бога воочию.

Судьба шедевра

Статуя Зевса в Олимпии была открыта для общественности в 435 г. до н.э., но до наших дней памятник не сохранился. Скульптурная композиция несколько раз подвергалась разрушениям.

Вид на руины храма Зевса, Олимпия (Roy L)

Первые серьезные повреждения были получены во время землетрясения, произошедшего во II в. до н.э. Реставрация была поручена скульптору Димофонту из Мессен.

Благодаря тому, что скульптура была выполнена в хрисоэлефантинной технике, удалось довольно быстро привести ее в порядок, заменив несколько испорченных пластин.

Существуют сведения, что дальнейшей целостности шедевра грозила прихоть римского императора Калигулы, возжелавшего насадить на плечи греческого бога лицо одного из римских божеств, и таким образом, попрать религиозные чувства угнетенного народа.

Есть также сведения, что памятник Зевсу в Олимпии был существенно испорчен во время гражданской смуты во II в. н.э.

Study of the Ancient World

Окончательная гибель памятника началась в 391 г. н.э. Римляне, утвердившие в качестве официальной религии христианство, поспешили закрыть все бастионы язычества на подвластной им греческой территории.

Со статуи Зевса были сняты все золотые детали, а сама она постепенно разрушалась. Последние сведения о статуе датируются V в.

Согласно ряду источников, из Олимпии скульптура Зевса была перевезена в Константинополь, где была утеряна во время пожара. По другой версии – статуя оставалась на греческой земле и сгорела вместе с храмом.

Судьба Фидия — автора статуи Зевса Олимпийского

Плачевной оказалась и судьба мастера, подарившего миру одно из чудес света. Согласно ряду сведений, Фидий так и не вернулся в Афины.

Он был обвинен в растрате золота, предназначавшего для статуи Зевса. Однако мастер быстро доказал свою невиновность, сняв все золотые элементы со скульптуры и взвесив их. Вскоре его вновь обвинили, на сей раз в непочтительности к богам, в том числе и к верховному олимпийскому богу Зевсу, и бросили в темницу.

Существует и версия того, что Фидий, спустя 6-7 лет после возведения статуи, был забыт обществом, влачил нищенское существование и умер вдали от родных Афин.

Современность: археологический музей

Статуя Зевса в Олимпии – это единственное из семи чудес света, располагавшееся на материковой части Европы. Вплоть до конца XIX в. о существовании скульптуры было известно лишь из описаний древнегреческих историков.

Ученые со всего света долгое время пытались отыскать материальные свидетельства существования рукотворного чуда, и лишь в 1857 г. были найдены останки святилища олимпийского бога.

Внутри музея (Sarah Murray)

В 1954 – 1958 гг. неподалеку от храма возобновились археологические раскопки, в результате которых удалось обнаружить мастерскую афинского мастера и его инструменты, с помощью которых он обрабатывал слоновую кость и золото.

Здесь же была найдена чаша с надписью – «Я принадлежу Фидию».

Сегодня на территории, где некогда восседала статуя Зевса Олимпийского, расположился археологический музей. В нем собраны редчайшие экспонаты, когда-то находившиеся в храме – 3-х метровые фигуры с фронтонов храма, элементы мозаики, части скульптур других божеств, сохранившиеся работы Фидия и др.

Обратите внимание

В музее представлено и художественное полотно, на котором изображена статуя громовержца – утерянное чудо света. Картина является своеобразной творческой реконструкцией скульптуры, в основу которой были положены описания древнегреческих историков и сама статуя Зевса в Олимпии – уменьшенная мраморная копия работы неизвестного автора I в. н.э., находящаяся в Эрмитаже.

Трехметровый мраморный Зевс Олимпийский был найден во время археологических раскопок в Риме и продан в конце XIX в. разорившимся итальянским коллекционером русскому музею. Многие ученые предполагают, что копия утерянного чуда света очень точно воспроизводит оригинал.