Самый крупный негосударственный музей в россии

Содержание

Блоги / Юрий Самодуров: Создавать негосударственные музеи в нашей стране нельзя!

Самый крупный негосударственный музей в россии

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru

Министерством культуры в Москве и управлениями культуры в регионах руководят люди с очень редким для людей работающих в сфере культуры типом сознания. Откуда эти люди вылезли — непонятно. Отнять у других и уничтожить то, чего они сами не создавали — их главная задача.

Самый яркий пример — уничтожение руководством Минкульта в Москве одного из самых крупных негосударственных музеев России — общественного музея имени Рериха . Это главный итог деятельности Минкультуры под руководством г-на Мединского в 2017 году!

Напомним, что в прошлом году министерством (управлением) культуры Перми и Пермской области был окончательно уничтожен созданный историком Виктором Шмыровым и его соратниками музей политзаключенных в помещениях и на территории бывшего лагеря для политизаключенных «Пермь-36» . Мало того, что этот негосударственный музей советских политзаключенных был уничтожен , его, если не ошибаюсь, перепрофилировали в государственный музей сотрудников ГУЛАГа .

Что такое косплей

Но вот еще новость такого же рода — https://openrussia.org/mobile/notes/715714/

Обратите внимание

Минкультуры Ульяновской области реквизирует палеонтологические коллекции геолога Владимира Ефимова, собранные исключительно им самим и являющиеся его собственностью и экспонируемые им в музее, который он сам создал в селе Ундоры близ Ульяновска.

Союз Музеев России под руководством своего президента Михаила Пиотровского, директора Эрмитажа — естественно, молчит. «Какая мелочь этот музейчик в Ундорах, не стоящий того, чтобы Союз музеев о нем беспокоился», наверное, примерно так рассуждает руководство Союза музеев России..

Промолчал Союз музеев России и в связи с уничтожением общественного музея имени Н.К.Рериха в Москве. Но сам г-н Пиотровский все-таки отозвался на это в одном из своих интервью, что государство мол лучше может сохранить бесценное собрание картин Н.К. и С.Н.

Рерихов и другие коллекции, чем общественный Музей имени Н.К.Рериха. Правда Пиотровский забыл и не захотел сказать, что С.Н.Рерих все переданные им в СССР, а затем в постсоветскую России работы Н.К.

Рериха и свои передал и завещал Международному центру Рерихов создавшему общественный музей имени Н.К.Рериха, а не государству в лице Минкультуры.

Своими действиями Минкультуры и Союз Музеев России под руководством М.Б.Пиотровского ясно дают понять обществу — создавать негосударственные музеи в нашей стране нельзя. Минкультуры их все равно уничтожит или отнимет, а Союз Музеев России по этому поводу промолчит.

Негосударственные музеи: проблемы классификации

Самый крупный негосударственный музей в россии

УДК 351.85 Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2012. Вып. 3

Е. В. Рощина

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ: ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ

В России существуют государственные и негосударственные музеи. Подобное разделение музеев возникло в России в конце XX в., когда в стране изменилась политическая ситуация, начался переход от административно-командной системы к рыночной экономике и вследствие этого возникли различные формы собственности.

Соответственно, образовались новая группа музеев, которые мы можем назвать негосударственными, поскольку государство не является собственником коллекций и предметов данных музеев и не принимает участие в управлении, финансировании и комплектовании фондов данных музеев.

Таким образом, возникла проблема, связанная с определением места негосударственных музеев в музейной сети России, с дифференциацией их от государственных музеев, с разработкой их собственной классификации.

Важно

В научной и музееведческой литературе практически не встречаются ссылки на негосударственные музеи, отсутствует терминологическая и нормативная база. Нам представляется необходимым рассмотреть классификацию музеев России в ретроспективе, чтобы проследить этапы формирования типологии музеев в музейном мире России и выделить критерии классификации музеев в зависимости от формы собственности.

Первостепенно необходимо определить основную терминологию, используемую в данной статье. Под классификацией понимается разделение музеев на группы по одному или нескольким признакам.

Необходимость классификации возникает на определенном историческом этапе развития музейного мира, когда возрастает число музеев, соответственно, возникает потребность получить представление о музеях и выделить методы управления ими.

Первые попытки осмысления музеев были предприняты в конце XIX — начале XX в., когда возникло большое количество музеев и появились сложности в их управлении. Так, в статье из словаря Брокгауза и Ефрона все музеи были распределены по группам в зависимости от ведомственной принадлежности [1, с. 112-122]:

— императорские музеи,

— музеи при университетах,

— музеи научных обществ,

— музеи губернских архивных комиссий,

— местные, губернские, городские и областные музеи,

— церковные музеи,

— прочие: при Министерстве Просвещения, при гимназиях, училищах, при медицинских академиях.

Эта классификация показывает развитие музеев в России в конце XIX в. В то время ряд музеев, особенно в удаленных уездных городах, переходил из подчинения одного ведомства в подчинение другому; из нескольких музеев создавался один укрупненный. Соответственно, недостаток использованной классификации состоял в том, что ведомственная принадлежность музея часто менялась.

© Е. В. Рощина, 2012

42

На Предварительном музейном съезде, открывшемся в Москве в Историческом музее 27 декабря 1912 г., известный музеевед, директор Артиллерийского исторического музея Д. П. Струков предложил разделить все музеи на пять групп:

— центральные (правительственные),

— церковно-археологические,

— полковые (военные),

— местные (провинциальные),

— частые [2, с. 13].

Данная классификация показывает, что в дореволюционный период в России существовали музеи, которые различались по форме собственности, что весьма характерно для настоящего времени.

Система классификации на протяжении всего XX в. изменялась, находясь в непосредственной зависимости от общей социально-культурной ситуации в стране и в неразрывной связи с развитием музейных учреждений, науки и культуры.

Однако традиционно классификация музеев России осуществляется по нескольким направлениям, различающимся по организационным, правовым и содержательным признакам, необходимым для организации музейной деятельности.

Исходя из этих направлений музеи подразделяются на группы по следующим критериям: профиль, тип (род деятельности), принадлежность (форма собственности), масштаб деятельности (административно-организационный принцип), статус (ведомственная подчиненность) [3; 4].

В конце XX в. в российском музееведении была принята классификация музеев по собственнику, которая представлена в Музейной энциклопедии [5]:

— государственные,

— ведомственные,

— общественные,

— муниципальные,

— корпоративные,

— церковные,

— частные.

Совет

В приведенной классификации нет группы негосударственных музеев. Данная классификация возникла в 80-90-е годы XX в., когда еще не было разделения собственности на государственную и негосударственную.

Классификация музеев по принадлежности определяла форму собственности.

Только после принятия закона «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ» [6] мы можем говорить о негосударственных музеях, поскольку произошло законодательное закрепление многообразия форм собственности.

Таким образом, рассмотрев различные способы классификации музеев России, предложенные в разные периоды становления музейной сети, можем сделать вывод, что выявление групп сопоставимых музеев позволяет координировать работу музеев одного профиля или типа, выявлять закономерности их развития, способствовать большей эффективности музейной деятельности в целом. Кроме того, исходя из анализа истории классификации музеев, можно заключить, что понятие «негосударственный музей» практически не используется в научной литературе. Этот термин появился в конце XX в., когда в законе «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ» было введено понятие «Музейный фонд» и его разделение на государственную и негосударственную часть.

В негосударственную часть музейного фонда Российской Федерации входят предметы и коллекции, не входящие в государственную часть музейного фонда Российской

43

Федерации. Стоит пояснить, что термин «негосударственная часть музейного фонда РФ» определяет место предметов и коллекций в музейном фонде РФ, но не связан с понятием «негосударственный музей».

Коллекционер может собрать коллекцию произведений искусства, зарегистрировать ее в Государственном каталоге музейного фонда РФ, где она будет отнесена к негосударственной части музейного фонда РФ, поскольку коллекция является частной. Создавать музей при этом у него нет необходимости.

Предметы и коллекции негосударственных музеев также регистрируются в государственном каталоге музейного фонда РФ и относятся к негосударственной части музейного фонда РФ, но это два разных понятия. Музей — это нечто большее, чем коллекция предметов определенной тематики.

Музей — это юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, осуществляющее собирание, хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций (материального свидетельства людей и среды их обитания), соответствующее целям деятельности (изучение, получение образования и удовольствия), способное иметь гражданские права и нести связанные с этой деятельностью обязанности [см.: 6; 7, п. 1.2; 8, с. 44]. По сути негосударственные музеи ничем не отличаются от государственных в определении целей и задач.

Обратите внимание

В России государственные музеи создаются и закрываются государством на основе постановления Правительства Российской Федерации «О создании Государственного музея».

Коллекции являются собственностью государства и находятся в ведении Министерства культуры РФ, комплектованием фондов (покупкой и продажей музейных предметов и музейных коллекций) занимается фондово-закупочная комиссия музея.

Финансирование происходит из средств государственного бюджета с привлечением спонсорской поддержки и осуществлением коммерческой деятельности (в рамках Законодательства РФ).

Негосударственные музеи могут быть созданы любым собственником, являющимся физическим или юридическим лицом, в соответствии с Законодательством РФ на основе оперативного управления. Главным нормативным документом является Устав музея или Положение о музее, где должен быть пункт о создании музея и музейной деятельности.

Учредительным документом музея выступает приказ руководителя юридического лица о его организации с указанием цели организации при создании музея, его функций и видов деятельности, назначением ответственного лица как руководителя музея. Финансирование негосударственных музеев осуществляется из разных источников, как правило, из средств учредителя.

Все решения относительно деятельности музея принимает учредитель.

Подытоживая вышесказанное, делаем вывод, что государственные и негосударственные музеи можно различать по следующим критериям: по видам собственности, источникам финансирования, принципам открытия и закрытия музея, по способу комплектования, учету и хранению фондов.

Данные критерии классификации необходимы для понимания тех социально-культурных изменений, которые произошли в России в начале XXI века. В 1993 г.

статья 8 Конституции Российской Федерации законодательно закрепила различные формы собственности: государственную — собственность государства и общества в целом; частную, т. е.

собственность конкретного лица; муниципальную — собственность, принадлежащую местным органам власти; общественную или корпоративную — собственность определенной группы лиц, общества или корпорации.

44

Таким образом, в зависимости от формы собственности на музейные предметы и музейные коллекции, российские музеи подразделяются на государственные (ведомственные) и негосударственные (частные, корпоративные, общественные, муниципальные и церковно-археологические) музеи.

Рассмотрим подробнее каждый из приведенных видов музеев, за исключением государственных, о которых речь была выше.

Частные музеи создаются частными лицами, принадлежат им на праве оперативного управления и поддерживаются их средствами. Частные музеи основываются на частной коллекции и, как правило, отражают эстетические, культурные или научные интересы своих создателей и являются доступными для посещения.

Этот вид негосударственных музеев наиболее распространен. В качестве примера можно привести петербургские частные музеи: Музей граммофонов и фонографов Владимира Дерябкина и Новый музей (Частный музей современного искусства) Аслана Чехоева. Первый музей появился в 1997 г.

, второй был открыт в 2010 г.

Важно

Общественные музеи создаются различными общественными организациями. Традиционно к категории общественных музеев относили прежде всего музеи, созданные по инициативе общественности и не финансировавшиеся государством.

В настоящее время общественным музеем является, например, Музей истории фотографии в Санкт-Петербурге, объединивший несколько частных коллекций фотографии.

Музей создан по инициативе ряда частных лиц и общественных организаций.

Церковно-археологические музеи являются по сути общественными музеями. Они находятся в собственности церкви и существуют на добровольные пожертвования и средства, выделяемые Патриархией.

Церковные или церковно-археологические музеи находились в ведении Святейшего Синода и существовали при духовных академиях, церковно-археологических комитетах и обществах на протяжении XVIII и XIX вв.

В настоящее время в Петербурге существует Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии.

Муниципальные музеи находятся в управлении местной администрации и тесно связаны с местным сообществом, которое активно участвует в их комплектовании и просветительской деятельности. Эта группа музеев появилась в 1993 г.

, когда законодательно закрепилась новая для страны формы собственности — муниципальная. Муниципальные музеи финансируются из муниципального бюджета и управляются местной администрацией, где решения по поводу деятельности музеев принимаются без согласования с Министерством культуры РФ.

В качестве примеров можно привести петербургские музеи: Музей хлеба и Музей музыки в Шереметевском дворце.

Ведомственные музеи — это музеи различного профиля, которые принадлежат министерствам и ведомствам. Они создавались при вузах, научно-исследовательских институтах, промышленных предприятиях для представления и содействия развитию какого-либо отраслевого ведомства.

Совет

В настоящее время ведомственные музеи могут быть государственными и негосударственными. Государственные ведомственные музеи принадлежат Российской Федерации или субъектам РФ и входят в качестве отделов в различные министерства и ведомства.

Например, Центральный военно-морской музей принадлежит Министерству обороны РФ, которое управляет и распоряжается коллекциями музея, а также финансирует его деятельность.

Негосударственные ведомственные музеи принадлежат различным негосударственным организациям (предприятиям, компаниям), в основном коммерческого характера.

45

Это так называемые корпоративные музеи. Корпоративные музеи сформировались в последнее десятилетие XX в. Они, как правило, малодоступны для свободного посещения и более других ведомственных музеев ориентированы на решение корпоративных задач.

В настоящее время существуют корпоративные музеи двух видов: музеи предприятий, рассказывающие историю какого-либо производства или деятельности компании (например, музеи крупных нефтяных компаний ОАО «Лукойл» и ОАО «Татнефть»), и музеи банков, представляющие коллекции произведений искусства (например, корпоративные коллекции Deutsche bank, UniCredit bank, имеющие свои представительства в России).

Таким образом, мы предложили классификацию музеев по формам собственности и разделили музеи на две группы: государственные и негосударственные музеи.

К государственным музеям мы относим также ведомственные, к негосударственным музеям — частные, общественные, корпоративные, церковно-археологические и муниципальные музеи.

Данная классификация дает возможность получить представление о негосударственных музеях, чтобы в будущем определить для них способы управления и финансирования, исходя из особенностей каждого вида негосударственного музея.

Обратите внимание

Какой наиболее приемлемый способ обозначения различных видов музеев — решать составителям законов. Законодательное закрепление термина «негосударственный музей» и определение видов негосударственных музеев необходимо, поскольку иначе будет все труднее решать вопросы, связанные с деятельностью подобных музеев.

Литература

1. Энциклопедический словарь / изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб.: Типолитография И. А. Ефрона, 1987. Т. XX.

2. Разгон А. М. Предварительный музейный съезд — итоги развития музейного дела в России // Музей и власть: сб. науч. тр. М.: НИИ культуры, 1991. Ч. II.

3. Гнедовский М. Б. Анализ музейной сети и проблема классификации музеев // Музейное дело в СССР. № 15.

4. Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. Сб. науч. тр. М.: Наука, 1985. С. 52-57.

Музей и галереи современного искусства «Эрарта»: общая характеристика

Самый крупный негосударственный музей в россии

Несмотря на то, что работа посвящена галереям, в этом параграфе нельзя рассматривать только галереи, как отдельный компонент, отделённый от музея, потому что музей и галереи современного искусства Эрарта, является комплексом, в котором каждый компонент взаимосвязан с другим.

«Музей и галереи современного искусства Эрарта», располагается по адресу г. Санкт – Петербург, 29-ая линия Васильевского острова д.2А, Телефон: (812) 324 08 09, Факс: (812) 324 08 10, сайт: www.erarta.com

Цены на билеты в «Музей и галереи современного искусства Эрарта»,

· Галереи – бесплатно;

Музей:

· Взрослый — 300 руб.;

· Льготный (для граждан до 21 года и от 60 лет) — 150 руб.;

· Семейный (не более 2-х взрослых и 3-х детей) — 500 руб.;

· Дошкольники бесплатно.

https://www.youtube.com/watch?v=jcqIQOtgK5U

Организационно правовая форма – закрытое акционерное общество. Закрытое акционерное общество — форма организации публичной компании акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц (в противоположность открытому). Действует на основании Устава утверждённого его учредителями.

30 сентября 2010 года состоялось официальное открытие музея и галерей современного искусства Эрарта.

В этот день вход в музей и экскурсии осуществлялись совершенно бесплатно. Посетители, принимавшие участие в открытии имели возможность пообщаться с художниками, сыграть с ними в арт-футбол, принять участие в съёмке клипа «Искусство больше чем футбол», а также принять участие в различных конкурсах и получить призы.

Важно

Официальная часть мероприятия состояла из нескольких речей, произнесенных как официальными лицами, так и деятелями искусства. Первым слово взял директор музея Михаил Овчинников.

Он признал, что ему часто задают вопрос о том, каким образом они подбирают произведения. Господин Овчинников пояснил, что главный кураторский принцип его и его команды – это искренность.

Также директор подчеркнул, что у музея за три года существования проекта по всей России появилось очень много друзей.

«Эрарта» – первый негосударственный музей современного искусства и самый крупный негосударственный музей современного искусства в России. Главной задачей музея является ознакомление зрителей с лучшими произведениями современных художников.

Как говорят работники музея и галерей современного искусства «Эрарта»: «Мы знаем, что современное искусство может принести человеку радость и пользу, помочь ему по-новому посмотреть на мир и на самого себя. Общаясь с искусством, человек обогащается, приобретает новый опыт».

В музее и галереях современного искусства «Эрарта» организаторы выставок стараются экспонировать только по-настоящему оригинальные и мастерски выполненные произведения. При выборе работ особое внимание уделяется таланту художника, а не его рейтингу и степени известности. «Известное — не значит лучшее».

Сотрудники «Эрарты» ищут таланты по всей России, и в коллекции «Эрарты» представлены художники живущие в Петербурге и Москве, Новосибирске и Краснодаре, Уфе и Нижнем Новгороде, Вологде и Брянске, Туле и Ставрополе, а также в других городах России, а в дальнейшем, возможно, будут представлены ещё и художники из других стран. Художники, которые выставляются в «Эрарте» представляют самые разные поколения и самые разные направления в современном искусстве.

Сегодня в коллекции «Эрарты» представлены работы более 140 художников, а общее число единиц хранения приближается к двум тысячам. Помимо живописи, составляющей основу коллекции, в ней также представлены графика, скульптура, объекты, инсталляции и другие виды современного изобразительного искусства.

Самые ранние произведения созданы в 1950-х годах, самые поздние — создаются сегодня. Таким образом, коллекция охватывает вторую половину двадцатого и начало двадцать первого веков. Во всем мире искусство этого периода и принято называть современным. Общая площадь здания «Эрарты» — более 8000 м.кв.

Совет

Первое произведение искусства, которое видят посетители перед входом в музей и галереи современного искусства «Эрарта» — это скульптурная группа «Эра и Арта», выполненная петербургским скульптором Дмитрием Жуковым.

Две сюрреалистические фигуры, отдаленно напоминающие статуи античных богинь, символизируют Время и Искусство (то есть Эру и Арт). Название музея — «Эрарта» — расшифровывается как эра арта или Время Искусства.

«Эрарта» является негосударственным проектом, имеющим целью коллекционирование и продвижение современного изобразительного искусства России. Центральным элементом проекта является музей современного искусства «Эрарта».

Пятиэтажное здание, в котором располагается Эрарта, было построено в 1951 году для местного райкома. Однако в советские времена здесь разместился Всероссийский НИИ синтетического каучука имени С. В. Лебедева.

В «Эрарте» много того, чего нет в других музеях. Музей имеет постоянную коллекцию, также устраивает временные выставки, периодически издает каталоги, в которых произведения искусства сопровождают тексты, написанные в свободной форме — изолитература.

Все желающие могут стать авторами этих текстов и будут опубликованы в печатных изданиях «Эрарты». В музее посетители могут посмотреть изоанимацию — ролики, созданные по мотивам работ из коллекции, в которых эти работы оживают.

Посетители музея могут побывать в пространстве u-space — особые комнаты-инсталляции, в которых можно остаться наедине с собой и погрузиться в атмосферу, созданную художниками.

Помимо музея, проект включает в себя коммерческие галереи, художественную мастерскую, издательские и образовательные программы, а также разнообразные мероприятия и акции.

«Эрарта» задумана как максимально открытый проект, не только адресованный самым разным авторским и зрительным категориям, но и приглашающий к сотрудничеству всех желающих совместно реализовать свои творческие идеи, как из рядов профессионального сообщества, так и не имеющих к нему никакого отношения.

В интерьерах «Эрарты» использован wall-art – напечатанные на холсте принты, наклеенные на стену, с последующей доработкой краской. Галереи «Эрарта» видят своей главной задачей популяризацию современного российского искусства среди профессионалов и ценителей, а также среди широкой аудитории во всем мире.

Сегодня интерес к этому искусству стремительно растет как в России, так и в других странах, но пока что не появилось галерей, которые представляли бы его объективно и во всей полноте.

Между тем в России достаточно талантливых художников, способных радикально изменить бытующее сегодня представление о русском искусстве как о крайне политизированном или подражательном по отношению к западному.

«Эрарта» видит свою историческую миссию в том, чтобы разрушить стереотипы и показать миру наиболее интересное из того, что делают сегодня художники в России.

Обратите внимание

Поэтому «Эрарта» не ограничивает себя каким-либо конкретным течением в современном искусстве, считая главными достоинствами искусства свободу самовыражения художника, оригинальность его идей и концепций, и мастерство их воплощения в материале.

В галереях представлены как художники-нонконформисты, начинавшие работать в 1950-х — 1960-х годах в Советском Союзе, так и те, кто сформировался уже в новой, постперестроечной России. Большое внимание уделяется молодым художникам, появившимся на арт-сцене в 2000-х годах. Особый акцент галереи делают на современной живописи, поскольку видят за ней большое будущее, а также, поскольку на протяжении всего 20 века именно живопись наиболее свободно и полноценно развивалась в России.

Музеи России: Эрмитаж, Третьяковка, Оружейная палата, Русский музей, Алмазный фонд и другие

Самый крупный негосударственный музей в россии

Эрмитаж — лучший музей Европы. Так решили миллионы туристов со всего мира, оставляя отзывы на международном портале для путешественников TripAdvisor. Всего же проанализировано 509 культурных учреждений мира. Как выглядит «русская десятка» рассказывает Наталья Летникова.

Эрмитаж

Юбилей Михаила Пиотровского

3 миллиона произведений. 20 километров шедевров. А начинался Эрмитаж как частное собрание Екатерины II из 225 картин.

Увидеть его могли лишь избранные, получив билет в дворцовой конторе и облачившись во фрак или мундир. Эрмитаж сегодня — это шедевры Рембрандта и Рафаэля, Джорджоне и Рубенса, Тициана и Ван Дейка.

Это единственная возможность увидеть в России работы Леонардо да Винчи.

Эксперты посчитали: если задержаться лишь на минуту у каждого экспоната в Эрмитаже, потребуется 8 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть всё.

Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галереяЛекции: Светлана Степанова. «Русский гений на пути к вечности»

Эрмитаж не только восхищает, но и вдохновляет. Именно после его посещения Павел Третьяков загорелся идеей о собственном собрании картин.

В итоге Третьяковская галерея стала одной из самых значительных в мире коллекций работ русских художников. Даже знаменитый фасад — творение Виктора Васнецова. Третьяковка богата картинами с историей. Первый «сказочный» сюжет русской живописи — «Русалки» Ивана Крамского, написанная под впечатлением от произведений Гоголя.

А самое масштабное полотно Третьяковки «Явление Христа народу» — дипломная работа Александра Иванова, которую он писал 20 лет.

Оружейная палата

Московский Кремль и Красная площадь

Сокровищница московских князей и русских царей.

Здесь хранятся непременные атрибуты государевой власти: скипетр, держава, шапка Мономаха, которой венчали на царство до правления Петра I. Среди 4 000 экспонатов — единственный в мире двойной трон.

Он был создан специально для братьев-царевичей Ивана V и Петра Алексеевича, которых вдвоем венчали на царство. И конечно, значительная часть музея-сокровищницы — оружие. Но тоже исключительно как произведение искусства. К примеру, ружье Екатерины II в стиле рококо.

Плавучий музей

Подводная лодка Б-413. Место прикола — город Калининград. 20 лет субмарина несла боевую службу на Северном флоте. Побывала на Кубе и в Гвинее. И даже в мирное время экипажу удалось получить звание «Отличный корабль».

Экспозиция «Подводная археология», Музей истории Кронштадта

С 2000 года в отставке. В России, кстати, музеями стали четыре подводные лодки, все они открыты для посещения. Но Б-413 — единственная, которая сохранилась в первозданном виде.

На корабле всё по-прежнему: механизмы, боеприпасы, вооружение. А моряками-подводниками на время становятся посетители музея. Экипаж отправляется в виртуальное подводное плавание, проводит торпедную атаку, справляется с аварией в отсеке.

Русский музей

Государственный Русский музейЦикл «Тайники Русского музея». Волшебные краски Валентина СероваЦикл «Тайники Русского музея». Вестник весны Алексей СаврасовЦикл «Тайники Русского музея».

Рыцарь красоты Василий Поленов

Крупнейшее в мире собрание русского искусства — Русский музей, созданный по императорскому указу в конце ХIХ века.

Экспозиция, расположенная в 5 дворцах Санкт-Петербурга, включает картины, названия которых давно стали именами нарицательными: «Последний день Помпеи», «Бурлаки на Волге», «Девятый вал». Всего же в коллекции более 400 000 экспонатов.

Невзирая на свой серьезный статус, музей готов к экспериментам, что подтверждает наличие самого молодого отдела новейших течений. Дополняют образ необычные выставки. К примеру, в конце 2013 года в Русском музее выставлялся Сильвестр Сталлоне. Актер рисует в духе экспрессионизма.

Алмазный фонд

Лекции: Андрей Зубов. Спецкурс «Государи Российские»

Гора самоцветов, имеющих историческую и художественную ценность. Коллекцию стали собирать по указу Петра I.

Самый известный экспонат — Большая императорская корона. В рекордные сроки, всего за два месяца, мастера оправили в серебро 4 936 бриллиантов и 75 жемчужин. Украсил корону ярко-красный кристалл — шпинель.

Главный символ власти российских монархов, весом почти в 2 кг, возлагался на головы всех императоров начиная с Екатерины II.

Один из самых статусных экспонатов — бриллиант «Орлов», украшающий скипетр Екатерины Великой, купленный для нее графом Орловым, — самый крупный в Алмазном фонде и один из самых дорогих в мире. А найден алмаз в Индии, где, как предполагается, он был глазом Будды.

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Музей изобразительных искусств имени А. С. ПушкинаЛекция «Музей вчера, сегодня, завтра»

Самый европейский в России — Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В центре Москвы, в здании, напоминающем античный храм, что ни зал — то эпоха.

Итальянский и греческий «дворики», шеститысячная коллекция подлинных экспонатов Древнего Египта, собранных русским ученым Владимиром Голенищевым во время путешествий и раскопок. Хранится в Пушкинском и знаменитый клад Трои, обнаруженный Генрихом Шлиманом. Немецкий археолог еще в детстве зачитывался «Илиадой» Гомера и впоследствии нашел-таки овеянный легендами город.

Но составить полное представление о собрании Пушкинского не удастся. Ведь из 670 000 экспонатов выставляется не более 2 %.

«Гранд Макет Россия»

Страна в миниатюре — «Гранд Макет Россия». Один из самых молодых и необычных музеев. Вся страна уместилась на площади 800 кв. м: от Калининграда до Камчатки, в масштабе 1:87. Моря, реки, деревни, города, нефтяные вышки и железные дороги живут своей жизнью.

Десять самых маленьких музеев России

День сменяет ночь благодаря 800 светодиодам. Это чудо инженерной мысли создавали на протяжении 4 лет более 100 человек.

Управляют жизнью маленькой страны 40 компьютеров. Музеи миниатюр — проекты, популярные во всем мире, — есть в Брюсселе, Гамбурге и Берлине. Но «Гранд Макет Россия» уникален.

Представленный здесь макет одной страны — самый большой в мире. Всё как в жизни.

Еврейский музей

Документальный фильм «Давид»Спектакль «Улица Шолом-Алейхема, дом 40»Иркутская синагога (Дом еврейского общества)

Еврейский музей и центр толерантности — крупнейшая в мире экспозиция, рассказывающая о культуре, религиозных традициях и истории жизни еврейского народа.

Музей — один из самых технологичных в России. Практически вся информация — в интерактивном виде: документы, фотографии и письма, повествующие о жизни евреев в России с начала XIX века до наших дней. Само здание музея — бывший Бахметьевский гараж.

Памятник советского конструктивизма — творение инженера Шухова и архитектора Мельникова. Не удивительно, что именно в этом здании, помимо музея, библиотеки и детского центра, расположился Центр авангарда.

Эта культурная площадка отдана искусству и культуре 1910-1930-х годов.

Музеи и галереи Петербурга, которые работают допоздна

Самый крупный негосударственный музей в россии

Свободное время после работы можно провести по-разному, в том числе сходить в музей или посетить художественную галерею. Представляем вам подборку таких мест, куда можно попасть после 19:00 и в будний день.

1. Музей современного искусства «Эрарта»

«Эрарта» — самый большой негосударственный музей прогрессивного искусства в России. Основная миссия музея — собирать, выставлять и популяризировать наиболее  оригинальные и мастерски выполненные произведения современных художников. Деятельность музея включает в себя выставочные проекты, периодическое издание музейного каталога, экскурсии и образовательные программы.

В «Эрарте» выставляется не только живопись, но и скульптуры, объекты, инсталляции и многое другое. В собрание музея входят произведения, созданные российскими художниками во второй половине XX — начале XXI веков. Все работы галереи — произведения более 150 авторов из 20 регионов России — можно приобрести.

Время работы: с 10:00 до 22:00, выходной — вторник.

Адрес: Васильевский остров, 29-я линия, 2.

2. Лофт Проект ЭТАЖИ

Культурный центр Лофт Проект ЭТАЖИ — одно из крупнейших выставочных пространств в Санкт-Петербурге, которое располагается на 5 этажах. На сегодняшний день на территории в 3 000 квадратных метров находятся две галереи современного искусства, 4 выставочных пространства, кофейня Зеленая Комната, открытая крыша и Локейшн Хостел.

Актуальные экспозиции на площадках Лофт Проекта ЭТАЖИ соседствуют с обширной событийной программой, в которую входят серии лекций и дискуссий по искусству и дизайну, кинопоказы, театральные события, занятия теорией и практикой кураторства, мастер-классы для детей.

Время работы: ежедневно с 09:00 до 21:00.

Адрес: Лиговский проспект, 74.

3. Государственный Эрмитаж

Эрмитаж — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около 3 миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Два дня в неделю главный городской музей разрешает гулять по своим залам не до 18.00, как обычно, а до 21.00. Это ваш шанс остаться с искусством наедине и без спешки осмотреть популярные экспозиции.

Режим вечерней работы: по средам и пятницам до 21:00 (кассы закрываются в 20:30)

Адрес: Дворцовая набережная, 32.

4. Государственный Русский музей

Русский музей — первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Торжественно открылся для посетителей 19 марта (7 марта по старому стилю) 1898 года.

Русский музей сегодня — это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев России, курирующий работу 260 художественных музеев страны.

Режим вечерней работы: каждый четверг до 21:00 (кассы работают до 20:30).

Адреса: корпус Бенуа – наб. канала Грибоедова, 2; Мраморный дворец — Миллионная ул., 5/1; Михайловский дворец — Инженерная ул., 4; Михайловский замок — ул. Садовая, 2; Строгановский дворец — Невский пр., 17.

5. Выставочный зал РОСФОТО

Как музейная организация РОСФОТО в основном показывает выставки, значимые для изучения и представления истории визуальной культуры, в том числе собственные исследовательские проекты, представляющие фотографию в контексте исторических событий и искусствоведческих исследований. В залах РОСФОТО можно увидеть работы известных мастеров и молодых одаренных художников. Для других регионов России РОСФОТО готовит и организует путешествующие выставки.

Режим вечерней работы выставочных залов: каждый четверг до 21:00 (кассы работают до 20:30).

Адрес: ул. Большая Морская, 35.

6. Музей истории религии

Музей истории религии — единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии. Собрание музея насчитывает более 180 000 экспонатов, древнейшие из которых датируются VI тыс. до н. э.

Музей принимает активное участие в решении социально-культурных проблем Северо-западного региона. Социально-ориентированные проекты разработаны для разных адресных групп: детей, молодежи, военнослужащих и др.

Режим вечерней работы: каждый вторник до 21:00 (кассы работают до 20:00). C утра в этот день музей открывает двери, наоборот, позже: в 13.00 вместо обычных 10.00.

Адрес: Почтамтская ул, 14/5.

7. Российский Этнографический музей

На двух этажах Российского этнографического музея расположены постоянные экспозиции, посвященные быту и традиционным занятиям народов разных регионов бывшей Российской империи. Здесь представлены кочевники Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии, оседлые земледельцы и рыбаки Восточной Европы, скотоводы и виноградари Кавказа и Крыма, и многие другие.

Режим вечерней работы: каждый вторник до 21:00 (кассы работают до 20:00).

8. Артмуза

АРТМУЗА — крупнейший творческий кластер современного искусства в Санкт-Петербурге.

Здесь 2 здания, 4 этажа, 10 галерей и множество резиденций: театр, мастерские художников, танцевальные, музыкальные, художественные и дизайнерские студии и школы.

В кластере ежемесячно меняют экспозиции, проводят бесплатные поэтические чтения, концерты, мастер-классы, встречи с известными людьми, open talk, просмотры кинофильмов и другие мероприятия.

Это очень удачный проект для посещения в вечернее время: кластер работает ежедневно до 22.00, вход свободный.

9. Музей оптики

Музей оптики — первый интерактивный музей на базе университета. Из 11 залов часть рассказывают об истории оптики и настоящих технологиях будущего, другие знакомят с оптическими явлениями вживую: вы можете «заморозить» свои тени или рисовать цветом, ощутить себя Леонардо да Винчи, управлять частицами в космосе и даже немного полетать.

Оптоклоны шедевров Фаберже и голограммы, уникальная коллекция стекла (каталог Аббе), являющаяся световым органом, позволяют представить себя на месте героев фантастических фильмов и узнать, как оптические технологии работают в самых разных сферах человеческой деятельности.

Продленные дни музея приходятся на уик-энд: с пятницы по воскресенье вы можете знакомиться с экспозицией до 21.00. В остальные дни музей открыт до 20.00, касса закрывается за час.

10. Планетарий №1

Планетарий №1 с диаметром купола 37 метров располагается в здании крупнейшего старинного газгольдера России. Оборудование основного зала насчитывает 40 мощных проекторов, связанных в единую систему. Уникальный мультимедийный контент создан с привлечением лучших дизайн-студий со всего мира!

Последний сеанс здесь начинается в 20.30, однако на сайте опубликована просьба дополнительно уточнять не закрыт ли планетарий в конкретный день, и не изменены ли часы работы. Так что будьте бдительны.

11. Люмьер-Холл

Проекционный музей Люмьер-Холл — уникальное креативное пространство, расположенное на набережной Обводного канала. Это заведение создано той же командой, что и «Планетарий №1», но специализируется не на звёздах, а на выставках «живых полотен».

С понедельника по четверг и в воскресенье «Люмьер-холл» работает до 23.00, в пятницу и субботу — до 21.30. Секрет «сокращенного» режима в эти дни прост: после завершения основной программы площадка проводит киноночи, которые начинаются в 23.55.

12. Музей Фаберже

В коллекции представлены все направления, в которых работала фирма Фаберже: фантазийные предметы всех разновидностей, ювелирные украшения, драгоценная галантерея, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы. Помимо произведений фирмы Фаберже, собрание включает в себя работы его современников, прославленных русских  ювелиров и мастеров серебряного дела Сазикова, Овчинникова, Хлебникова, Рюкерта и многих других.

Осмотреть коллекции можно каждый день до 20.45 (кассы закрываются в 20.15). На экскурсию вы не успеете: последняя стартует в 17.00 и длится час, зато в наличии аудиогиды.

13. Музей театрального и музыкального искусства

Музей театрального и музыкального искусства объединяет пять самостоятельных музеев в исторических зданиях Петербурга.

На всех площадках этого музея — то есть в Шереметевском дворце, Театральном музее, Музее-квартире Н.А. Римского-Корсакова, Доме-музее Ф.И.Шаляпина и Музее актеров Самойловых — продленный день — среда. Время работы — с 13.00 до 21.00, кассы закрываются на час раньше.

14. Музей советских игровых автоматов

Уникальная коллекция музея включает в себя более 50 действующих советских игровых автоматов, созданных в 1970–1980-х гг. на военных заводах страны. Как и раньше, опустив 15-копеечную монету в автомат, можно торпедировать корабли, глядя в перископ «Морского боя», маневрировать на оживленной «Магистрали», поражать мишени в «Снайпере» или выбивать фигуры «Городков».

Сам по себе музей ежедневно работает до 20.00, а вот отдельные события рассчитаны на более поздних гостей. На площадке иногда проходят лекции, они начинаются в 20.00, ночи диафильмов (стартуют в 21.00), ночи аниме и другие показы. За анонсами лучше следить в группе музея.

Адрес: Инженерная улица, 4/1.

Юлия Фламинская

Лучшие современные галереи Санкт-Петербурга

Самый крупный негосударственный музей в россии

Предлагаем вам духовно обогатиться в лучших галереях города.

Галерея Эрарта Самый крупный негосударственный музей современного искусства в России. Ориентирован на самую широкую аудиторию и стремится дать зрителю возможность открыть для себя современное искусство и найти в нём то, что ему интересно и близко.

Адрес: Васильевский остров, 29-я линия, дом 2

Галерея «С.П.А.С.» Место, где встречаются произведения искусства самых разных стилей и направлений.

Адрес: Набережная р. Мойки дом 93

Apriori Галерея Необязательно отправляться в Париж, чтобы увидеть моду. Достаточно оказаться на Большом проспекте Петроградской стороны в Санкт-Петербурге.

Адрес: Большой пр. П.С., д. 58,

Важно

Галерея «Старт» Здесь рождаются новые звезды и новые техники. Здесь поддерживают связь молодых художников и старых мастеров, сохраняя традиции Петербургской культуры. Это волшебное место называется галерея «Старт».

Адрес: ул. Ломоносова, д. 1

Арт-Галерея Путешествий Похожая на грот галерея приютит всех одиноких(или не очень) странников, пустившихся в плавание по художественным пространствам.

Адрес: ул. 1-я Советская, д. 10.

Галерея Solart Solart Gallery известна не только в нашей стране но и за границей. Но повезло только жителям Петербурга, ведь она находится именно здесь, в академии Штиглица.

Адрес: пер. Соляной, д. 13

Галерея «Голубая гостиная» Где могут объединиться современное и советское искусство, графика и керамика, живопись и скульптура и многое другое?

Адрес: ул. Б. Морская, д. 38

Галерея Д137 Любители современного искусства знают, что Галерея Д137 — это такая же незыблемое и легендарное место как, к примеру, Питерский Сайгон. С 1996 года здесь собираются удивительные и талантливые люди.

Адрес: ул. Рубинштейна, д. 15

Галерея Grand Palace Сочетание европейского стиля и моды с историческими традициями современного российского города.

Адрес: пр. Невский, д. 44.

Фотогалерея «Рахманинов дворик» Современное пространство, расположившееся прямо в центре Северной столицы. С 2005 года здесь в режиме non stop создаются проекты, представляющие фотографию как искусство.

Адрес: ул. Казанская, д.5

Галерея «Ультрамарин» Ощущение перспективы, возможностей, приключений в огромном, лежащем перед тобой, мире.

Адрес: ул. Звенигородская. д.12/17

Совет

Галерея эксклюзивной фотографии YellowKorner В Санкт-Петербурге открылась новая галерея фотографии — YellowKorner.

Адрес: Большой пр., д. 86.

Галерея Anna Nova Формируют взгляд на современное искусство аж с 2005 года. Выставки, мастер-классы, лекции и идеи.

Адрес: ул. Жуковского, д. 28

Галерея «Центр книги и графики» Место для тех, кто любит не только смотреть произведения искусства, но и разбираться в их истории и создавать свои собственные полотна.

Адрес: пр-т Литейный, д.55

Галерея «Стекло Росвуздизайн» «Что посетить в Петербурге? Ну, конечно же, Эрмитаж!» — услышите вы. Но все же в нем были. Но вот в «маленьком Эрмитаже…» Доводилось?

Адрес: ул. Ломоносова, д.1/28

Галерея «МАрт» Экспозиции на абсолютно разные темы в центре Петербурга.

Адрес: ул. Марата, д. 35

Галерея ДэDиС Ах, как хочется найти в этом городе галерею, которая не ставит своей целю эпатировать зрителей или делать акцент на острых социальных темах. Где выставляемое искусство доступно каждому, было б только качество и мастерство.

Адрес: В.О., 9-я линия, д. 9

Галерея APERTO Платформа взаимодействия между профессионалами, перспективными художниками и широкой аудиторией.

Адрес: пер. Пирогова, д.18

Арт-галерея «Мольберт» Как сказал в своё время известный поэт, драматург и литературный критик Валерий Яковлевич Брюсов: «Единственный признак истинного искусства — своеобразие; искусство всегда создает нечто новое».

Адрес: ул. Большая Конюшенная, д. 11

Галерея «Мансарда Художников» Здесь работы художников России, ближнего и дальнего зарубежья.

Адрес: ул. Большая Пушкарская, д. 7

Галерея «Двойка» Сочетание современного дизайна и антиквариата.

Адрес: ул. Миллионная, д. 4/1

Обратите внимание

Галерея Марины Гисич О Галерее Марины Гисич ценители современного искусства говорят с восторгом и придыханием. И это не случайно.

Адрес: наб. р.Фонтанки, д 121

Галерея современного искусства V-Concept 16 октября 2013 года состоялось открытие галерейного пространства V-Concept. Выставкой «Фабула:Босх» новая галерея сразу задала тон и определила уровень и будущую стилистику своей работы.

Адрес: Невский пр-т., д. 78, 4-й этаж

DO-галерея Современная скульптура — приоритетное направление выставочной деятельности этого не совсем обычного арт-пространства.

Адрес: ул.Чайковского, д.10, кв.61

Галерея искусств KGallery Лучшее место для поиска грамотных советников в области культуры и знакомства с русским искусством.

Адрес: наб. р. Фонтанки, д. 24

Галерея «12 июля» Симбиоз искусства, музыки и кинематографа.

Адрес: наб. канала Грибоедова, д. 100

Галерея «N-Prospect» Сейчас, в век постмодернизма, современного искусства, когда так популярны инсталляции и перформансы, душа желает отдохнуть в окружении натюрмортов, пейзажей и портретов, не обремененных концептуальным подтекстом…

Адрес: Невский проспект, д. 78

Галерея современного искусства ALGallery Галерея, не боящаяся экспериментировать и ставить под сомнение свою репутацию ради осуществления самых безбашенных проектов.

Адрес: Невский пр-т, д. 32

Галерея современного искусства «Матисс Клуб» В галерее молодые таланты и маститые художники представляют свои работы, и пропагандируют современное искусство.

Адрес: Никольская площадь, д.6

Галерея современного искусства 14/45 Площадка, где открываются новые имена художников Питера. И не только.

Адрес: 14 линия И.О., д.45

Важно

Галерея Экспериментального Звука (ГЭЗ-21) Здесь зарождался русский рок! Адрес: Лиговский пр., д. 53

Средний счет: 300 руб.

Совет

Галерея эксклюзивной фотографии YellowKorner В Санкт-Петербурге открылась новая галерея фотографии — YellowKorner.

Адрес: Большой пр., д. 86.

«Галерея Пуэр» Большой выбор сортов чая, настольных игр и кондитерских изделий!

Адрес: ул. Гражданская, 14

Фотогалерея «Рахманинов дворик» Современное пространство, расположившееся прямо в центре Северной столицы. С 2005 года здесь в режиме non stop создаются проекты, представляющие фотографию как искусство.

Адрес: ул. Казанская, д.5

Галерея современного искусства Моховая 18 Галерея современного искусства на Моховой.

Адрес: Моховая ул., д.18

Галерея Современной Скульптуры и Пластики Галерея Современной Скульптуры и Пластики задалась сложной целью: необходимо отойти от архитектурных шаблонов и всеми силами развивать конкретную индивидуальность любого места.

Адрес: ул. Маршала Тухачевского, 27/2

Галерея «Борей» Северный ветер искусства обосновался на Литейном проспекте.

Адрес: пр. Литейный, д.58

Галерея «LAZAREV GALLERY» Галерея, знаменитая своей смелостью.

Адрес: Васильевский остров, 6-я линия, дом 5/5

Галерея «Квартира Алексея Сергиенко» Галерея Алексея Сергиенко — творца, мецената, бизнесмена.

Адрес: ул.Казанская, д.12

Галерея «Красиво» В основу идеологии работы галереи ее устроители положили идею Платона об абсолютной красоте, которую можно постичь через движение от красивых мыслей к красивой жизни.

Адрес: Набережная реки Мойки, д. 28.

Торгово-развлекательный центр «Галерея» В торгово-развлекательном центре «Галерея» можно купить практически все, что нужно современному человеку для комфортной жизни!

Адрес: Лиговский проспект, 30А

Совет

Галерея современного искусства AL Gallery Граждане, купите современное искусство! Не пожалеете…

Адрес: Невский проспект, д. 64, 4 эт.

Галерея современного искусства «ДиДи» Первая галерея коллекционного искусства в Северной столице.

Адрес: Большой пр-т, д. 62

Арт-галерея «Namegallery» Галерея, которая по-новому открыла для себя человека.

Адрес: наб. канала Грибоедова, д.33.

Самый большой в России частный музей техники — DRIVE2

Самый крупный негосударственный музей в россии

Итак, пожалуй кто-то из читающих этот пост слышал, а возможно даже и посещал музей техники Вадима Задорожного, что расположен на 4-ом км Ильинского шоссе в Красногорском районе Московской области. Фотографии, которые публиковали его посетители не оставили меня равнодушным…

Полный размер

и вот в один из заключительных дней октября я здесь…

Экспозиция начинается со старейшего автомобиля в данном музее — Berliet Series C-2 model 22CV

Полный размер

Автомобиль выпускался во Франции с 1907-1917 г.г., имел 4-х ступенчатую механическую трансмиссию, комплектовался двигателем мощностью 22 л.с., позволявшим достигать максимальной скорости в 100 км/ч

В музее 2 этажа, а так же цокольный, кроме этого — экспозиция военной техники на улице. Самые интересные экземпляры 1-го этажа, на мой взгляд:

Один из замых запоминающихся экспонатов —

Полный размер

Mersedes-Benz

Куда же без любимого Oпеля —

Полный размер

легендарный Opel Admiral

Впервые производство этой модели было запущено в 1937 году с целью составления конкуренции таким авто как Horch, Mersedes-Benz и Maybach. Admiral был доступен в исполнении либо 4-х дверного седана, либо кабриолета. В отличии от упомянутых конкурентов, Opel был гораздо дешевле, благодаря чему и завоевал сердца покупателей. БольшАя часть экспозиции — ретро-автомобили BMW

Полный размер

малыш Isetta 250 — один из самых успешных микроавтомобилей периода после второй мировой войны

Полный размер

BMW 328 (справа) — лучшее довоенное творение баварцев, выпускался с 1936-1940 г.г.

Самый мощный и роскошный авто 30-х годов прошлого столетия —

Полный размер

Cadillac V16 Fleetwood

После его выпуска марка становится лидером американской автомобильной промышлености. Флагман был оснащен по последнему слову техники — уже в то время фары авто освещали дорогу в поворотах, посредствам следования за поворотом руля.

Полный размер

Chrysler CM-6 1931 года

Автомобиль с фантастическим для 1935 года дизайном —

Великолепный итальянец —

Полный размер

Alfa-Romeo 8C2900B 1937-1939 г.г.

Полный размер

Европейские автомобили

На цокольном этаже — рай для любителя советских авто

Полный размер

похож на американца…

Полный размер

для первых лиц…

Второй этаж —

Полный размер

в основном мотоциклы, а так же оружие, радиоприемники, фотоаппараты и т.д и т.п.

Полный размер

Экспонаты военной техники