Самые почитаемые святые в россии по мнению ивана охлобыстина

Иван Охлобыстин выбрал 13 самых почитаемых православных святых

Самые почитаемые святые в россии по мнению ивана охлобыстина

Иван Охлобыстин выбрал тринадцать самых, на его взгляд, почитаемых православных святых и объяснил, за что их чтут.

Николай Угодник

За что почитают: Он побил Ария за ереси, это произошло во время Вселенского cобора, и по правилам его тут же низложили за драку. Однако в эту же ночь Пресвятая Богородица явилась всем участникам Вселенского собора во сне и в категоричной форме распорядилась, чтобы его вернули.

Николай Угодник был пламенный, неистово верующий человек, был добр, спас очень многих людей от несправедливых судебных тяжб. Больше всего он известен тем, что раздаривает на Рождество подарки. А дело было так: его сосед разорился и собрался выдать своих дочерей замуж за нелюбимых, старых, но богатых.

Когда Николай Угодник узнал об этой несправедливости, то решил отдать соседу все золото церкви, в которой был епископом. Узнал он об этом как раз под Рождество. Николай Угодник пошел в храм, собрал золото, но его было много, в руках не унести, и тогда он решил насыпать все в носок, а носок перекинул соседу.

Фото елены степаненко до и после похудения

Обратите внимание

Сосед смог расплатиться с кредиторами, и девчата его не пострадали, а традиция дарить рождественские подарки в носках сохранилась до сих пор.

Стоит отметить, что Николай Угодник — бесконечно почитаемый русским народом святой. В петровские времена основным аргументом в нежелании обрезать бороды был следующий: «Как же я без бороды предстану перед Николаем Угодником!» Он был очень понятен русскому человеку. Для меня это очень теплый святой, объяснить и мотивировать я это не могу, но сердцем очень сильно ощущаю.

Спиридон Тримифунтский

За что почитают: Он отличился на том же Вселенском соборе, что и Николай Угодник, доказывая двоичную природу Христа. Он сжал кирпич в руке и получил песок и воду, доказав таким образом, что может быть два естества в одном. Но гораздо интереснее другой случай, связанный с этим святым.

Известно, что Гоголь окончательно укрепился в православной вере после своего посещения Корфу. Гоголь и его друг-англичанин попали на вынесение нетленных мощей Спиридона Тримифунтского. Во время этого хода мощи святого несут на специальных носилках, в хрустальной раке.

Наблюдая за шествием, англичанин сказал Гоголю, что это мумификация, а швов не видно, потому что они на спине и прикрыты одеянием. И в этот момент мощи Спиридона Тримифунтского шевельнулись, он повернулся к ним спиной и сбросил накинутые на плечи одеяния, демонстрируя совершенно чистую спину.

После этого события Гоголь окончательно ударился в религию, а англичанин принял православие и, по неподтвержденным данным, стал со временем епископом.

Ксения Петербуржская

За что почитают: История ее всем известна. Она была супругой регента царского хора.

Горячо любила своего мужа, и когда он умер, то выходила в его одеждах на улицу и говорила, что это Ксения умерла, а не Андрей Федорович. Многие принимали ее за сумасшедшую.

Позже все изменилось, чудотворения она совершала еще при жизни. Купцы считали за большую честь, если она заходила к ним в лавку — потому что тогда торговля шла значительно лучше.

Неоднократно ощущал в своей жизни ее помощь. Всякий раз, когда я приезжаю в Санкт-Петербург, основной целью моей поездки становится не посещение Эрмитажа или других музеев и храмов, а посещение именно часовни Ксении Петербуржской и храма, где она молилась.

Василий Блаженный

За что почитают: В свое время Василий Блаженный был единственным человеком, кроме митрополита Филиппа, который решался говорить Ивану Грозному правду, не думая о том, как может в дальнейшем сложиться его судьба. Обладал даром чудотворения.

Важно

Правда, лично меня с ним ничего не соприкоснуло, кроме видов собора Василия Блаженного, но я сердцем чувствую, что это великий святой, близок он мне очень.

Прасковья Пятница

За что почитают: Ей молятся о детях. Как-то я был в Югославии, ездил туда на Пасху, как раз американцы тогда только начинали бомбить эти территории. Я посетил монастырь Прасковьи Пятницы и помолился о детях, коих у меня множество.

Там мне дали самую простую ее иконку, такую обычную, картонную. Я привез ее в Москву. Решил принести в храм показать, ее нес мой друг в своей сумке, так как мне ее положить было некуда. А вход в храм был через ворота с надвратной колокольней.

Я решил подняться на колокольню, а друг пошел дальше. Тут я вспомнил, что забыл у него забрать икону Прасковьи Пятницы, и окликнул его. Друг сделал шаг навстречу ко мне, а в это же мгновение с колокольни на место, где только что стоял мой друг, упал молоток.

Упал с такой силой, что пробил асфальт и вошел в него по самую ручку. Вот так Прасковья Пятница уберегла моего друга.

Иоанн Воин

За что почитают: Ему молятся, чтобы он защитил от воровства. Сам я насчет защиты от воровства ему не молился, но это просто мой святой. Это военный.

Был в свое время крупным римским военачальником. Принял христианство, переоформил все имущество на зарождающуюся церковь, тем самым дал сильный импульс становлению христианства.

Его не решились казнить, потому что он был героем, а просто сослали его в ссылку.

Преподобный Кукша Одесский

За что почитают: Любимый святой одесситов. Практически наш современник, умер в декабре 1964 года.

Его настолько почитали, что в день его смерти властями был дан запрет принимать сообщения об этом на телеграфах, дабы не спровоцировать поток верующих в Одессу. Преподобный Кукша был бесконечно добр, светел и весел.

Он не был мучеником, но мог своими словами успокоить и унять любую душевную травму. Исцелял людей и до своей смерти, и после. Преподобный Кукша Одесский очень близок моему сердцу.

Александр Свирский

За что почитают: Известен тем, что, когда Пресвятая Богородица явилась ему и распорядилась, чтобы он отправился через озеро строить Свирский монастырь, он встал на камень и на камне переплыл озеро. Мне этот поэтический образ очень симпатичен. И вот сердцем я чувствую, что он может мне помочь и не оставит меня в молитве.

Серафим Саровский

За что почитают: История его известна всем. Он наряду с Николаем Угодником очень близкий и понятный сердцу русского человека святой.

40 Севастийских мучеников

За что почитают: Расскажу их историю современным языком. Это были 40 контрактников, непобедимая когорта, воины-ветераны, много лет верно служившие императору, но принявшие христианство. В те времена отношение к христианам было крайне противоречивое.

И местным чиновникам сей факт показался крайне подозрительным. Они зимой загнали их в озеро, чтобы воины охладили свои горячие умы, одумались и отказались от христианства. Военные от своих убеждений отказываться не пожелали, остались стоять в озере, пока все не погибли.

Совет

Один из них смалодушничал, вышел из воды и пошел греться в баню, которая топилась на берегу, и там умер из-за резкого температурного перепада и отсутствия Божьей протекции. А банщик, увидев мужество солдат, почел за честь разделить их убеждения и смерть.

Мне в этой истории очень нравится сам дух коллективного чувства.

Феодор Ушаков

За что почитают: Это всем известный адмирал Ушаков. Ушаков был православным человеком и идеальным военным, который разделял со своими солдатами все невзгоды. Благодаря его мужеству, его вере в силу Христову он одержал множество побед. Святым он признан в том числе и в Греции.

Даниил Московский

За что почитают: Даниил Московский из тех людей, кто в кровавые для Руси времена все решал миром. Не участвовал в междоусобицах. При дележе отцовского наследства ему досталась довольно-таки никчемная территория Московского княжества.

Он умудрился за годы своего правления не вступать в интриги, не посягать на чужие территории, а когда его собственный брат пошел на него с войной, он малым войском его разбил, а потом впустил к себе.

И этот старший брат, усмиренный благородством и миролюбием Даниила Московского, когда умирал, завещал ему свое княжество, и в итоге Даниил Московский стал самым мощным князем. При всем своем смирении.

Святой Вонифатий

За что почитают: Он был рабом при дворе одной богатой христианки. Жил со своей хозяйкой в гражданском браке и вел крайне разгульный образ жизни. Тогда считалось очень почетным иметь у себя в домашней церкви мощевик. В то время, а это был уже закат Римской империи, еще казнили довольно много христиан.

Вот он и отправился по приказу своей хозяйки искать мощи мучеников. Он долго ходил, ничего не нашел, но попал на казнь христиан и во время этой казни принял решение объявить себя христианином и пожертвовать собой для своей хозяйки. Потом его мощи передали этой женщине. А она через какое-то время покинула мирскую жизнь и посвятила себя Богу.

Такая вот история.

Автор священник Иоанн Охлобыстин (из материалов сайта «Русская неделя)

Александр Щипков. Про Ивана Охлобыстина. Расчётливое полубезумие / Православие.Ru

Самые почитаемые святые в россии по мнению ивана охлобыстина

В «Крокус Сити» под хороший фортепианный аккомпанемент миру явлена новая политическая партия «Коалиция Небо». Ее создатель Иван Охлобыстин, по его словам, готов некоторое время побыть лидером новоиспеченной партии, а затем станет ее «неофициальным духовным наставником». Немного эзотерики в таком важном деле, конечно, не повредит.

Почему отец Иоанн, так пламенно выступавший несколько месяцев назад с трибуны «Лужников», только теперь решил получить официальную прописку на российском политическом поле, вроде бы, понятно.

Обратите внимание

Политреформа, вызванная к жизни духом кикиморы, сняла препятствия для создания почти любой партии. О появлении в скором будущем религиозных политических организаций сказано уже немало.

И вот шоумен, актер и отставной священник решил застолбить и свою делянку на этом поле.

Каково реальное будущее «Коалиции Небо», предсказать не берусь. Но гром оваций господину Охлобыстину на первых порах, думаю, обеспечен.

Как общепризнанной «иконе» нового стиля – гламур-православия или православия-лайт (как кому угодно).

В этом крайне сомнительном качестве он давно уже собирает сладкую дань восторгов с ортодоксов, радикалов, патриотов, либералов. Он как луидор популярен и гуляет по рукам.

Другой вопрос, так ли уж свеж этот новый охлобыстинский замысел. Ведь многочисленные попытки оптимизировать церковность, приспособить ее к какому-нибудь «полезному делу», мы наблюдали в последнее время неоднократно. Подобные намерения демонстрирует сегодня орден церковных интеллигентов.

Популярным носителем и символом этой новейшей сакральности стал ароматно пахнущий гламурный столичный священник NN. С другой стороны, использовать православие в качестве арт-объекта на свой лад стремятся рубщики икон и плясуны на алтарях. Да, брутально. А что? Кощунство в контексте contemporary art – категорический императив.

И вполне рукопожатно, выражаясь все тем же выдержанным языком.

Отличие священника Охлобыстина от всех этих артистов постмодерна лишь в стилистике. Если либеральные политики спят и видят политический перформанс в майданном стиле в исполнении Церкви, то кредо отца Иоанна – православный национал-патриотический Империум.

Эта громокипящая теория родилась на свет не сегодня. В общих чертах дело обстояло так. О национал-патриотизме вдруг заговорили год назад. Заговорили хором, тема стала салонной.

Важно

Как раз в этот момент православный шоумен вышел в народ с новенькой идеологией. Он стоял в «Лужниках» на вершине белой пирамиды, в плаще с белым подбоем, рассекал воздух лозунгами.

Имперско-национал-патриотическими, как заверяли его вольные и невольные имиджмейкеры.

Стандарт православного национал-патриотизма в его доктрине был разжеван и положен в рот слушателю. Чтобы оценить качество этого продукта, приведем пару цитат из шумно разрекламированной охлобыстинской «Доктрины 77».

«Рано или поздно нас сотрут как нацию с лица земли. Это нормально! Это по плану. Об этом нас предупреждали святые. Наша задача – победить и исчезнуть! Потому что в мирной земной жизни нам нет места!»

Или:

«Не признав, что русского народа сейчас нет, и традиций толком никаких, кроме водочного ужора, нет, не найдем мы выхода. Не откроем принципа, по которому сможем протянуть руку единомышленнику».

Если послушать Охлобыстина, то о национальных особенностях следует говорить как о наборе вредных привычек («водочный ужор»). А историческая судьба русских – это исключительно мессианство и роль прослойки между Европой и Азией («чтобы не сомкнулись»).

Ну, а православие, согласно «Доктрине», стоит понимать как набор скрепляющих общество символов, но не как идейную основу общества. Впрочем, православие в «Доктрине» занимает далеко не первое место.

Империум – вот это действительно предмет культа Охлобыстина и его поклонников. Какой именно Империум, с какими ценностями – если не считать ритуального заклания русского народа ради какой-нибудь великой идеи, – об этом сказано более чем туманно.

В самом деле, какая разница? Главное, чтобы сакральная суть била в глаза и кружила аудитории голову.

Все эти мемы навязчиво карикатурны. А их изложение отец Иоанн сопровождает тяжкими потугами на юродство. Он позволяет себе быть откровенным: «Смотрите. Парадокс.

Совет

Я не гипнотизер, я – шут гороховый предложил вам эстетическую концепцию, и вы, ну признайтесь, допустили возможность этой концепции.

Это было на самых глубоких уровнях ваших чувственных реакций наравне с сексуальным, то есть в самой бездне».

Да уж, в самой бездне. Лучше не скажешь.

Больше всего максимы отца Иоанна напоминают один известный в народе культурный феномен, так называемый «перевод Гоблина». Гоблин, известный альтернативщик, искусно делает кустарную переозвучку популярных кинохитов и продает их по второму кругу – для потехи. Сюжетные ходы и визуальный ряд те же, отдельные слова тоже. А закадровый смысл изменен кардинально. Иногда с точностью до наоборот.

Очевидно, что такой патриотизм, какой заложили в проект «Империум» его продюсеры, очень удобен и безопасен. При внешнем вольномыслии, когда каждый тезис нарочито «гуляет» и «вихляется», есть в нем и четкие установки вроде: без монархии народу не обойтись.

Возьмите вполне официальный проект «евразийской империи», проталкиваемый в одном пакете с либеральной «модернизацией». Потом сравните его с тезисами «Доктрины 77». Якобы национал-патриотическими. И найдите 10 отличий.

При самом внимательном рассмотрении не найдете ни одного.

У нас без Охлобыстина мало говорят об особой миссии страны? О необходимости новых жертв для очередных бюрократических проектов – неважно, модернизационных или державных? О «несходстве» с Европой, одинаково спасительном как для западника, так и для почвенника?

Очевидно и другое. Именно эта версия православного национал-патриотизма, по замыслу выпускающего лейбла «Охлобыстин и Ко», должна положить конец политическому пиратству.

Что это значит?

А то, что потенциально опасное направление мысли должно быть строго ограничено рамками канона. А канон, в частности, гласит: только инфернальное кривляние дает идее право на жизнь. Только в таком «бонтонном» (читай: маргинальном) виде идея получает допуск… нет, даже не на политическую сцену, а лишь на театральные подмостки. Иначе – никак

Почему? Вероятно, потому, что настоящее православие и производный от него гражданский патриотизм могут стать реальной силой.

Да, между прочим. Ведь проект «православный актер Охолобыстин» предназначен в общем-то для людей критически мыслящих. Но критицизм этот – тоже канонический (читай: консенсусный). Вы считаете себя православным, но ненавидите официоз? Понимаю.

Обратите внимание

Вы христианин, но любите смеховую культуру? И согласны с тем, что «в наше время нельзя быть пафосным и убийственно серьезным»? Вам, батенька, сюда, к отцу Иоанну. Вот достойный образец современного священника, а равно актера, политика и шоумена.

Только такое православие допустимо в эпоху гламура и твиттеризации всей страны.

В общем, банальная оферта. Принято? ОК. А дальше, как правило, начинается представление. Ваню для порядка подергают за фалды, осведомятся на всякий случай, кто такие русские, может ли империя ни с кем не воевать.

Владимир Познер на Первом канале, помнится, зачем-то попросил продемонстрировать аудитории ножичек, который батюшка, как выяснилось, все время носит в кармане. Ваня словно ждал этого момента и охотно показал то, что просили. Удовлетворив свое непраздное любопытство, Владимир Познер завершил эфир наставлением аудитории.

Мол, таких, как Ваня во власть не пущать. И Ваня тихо сошел с подиума. Как послушный ребенок, которого отправляют спать.

После провозглашения Доктрины в жизни отца Иоанна наступил телефонный период. В линейке «Билайна» (да не сочтет читатель это навязчивой рекламой) появился новый тариф под названием… «Доктрина 77»

Иван Охлобыстин занимает должность креативного директора компании «Евросеть». Президент «Евросети» Александр Малис тогда заявил, что неоднозначный имидж священника Охлобыстина никак не может повредить репутации компании. Кто бы сомневался. Всё, казалось, встало на свои места. Духовный сан успешно конвертировался в сценическую концепцию. Это понятно. А концепция – в телефонный актив.

Ну что ж. И это не бином Ньютона. Амбиции художника наконец-то отлились в предельно конкретную форму. Маленький свечной заводик – не последняя вещь на этом свете. Охлобыстин, впрочем, настаивает на том, что его интересуют не деньги, а идеи. И что его доктрина не является попыткой выступить в качестве промоутера ведущей компании. Что тут сказать? Как говорится, гений – парадоксов друг.

Сегодня герой Империума вновь с головой ушел в политические заботы. Созданная им «Коалиция Небо» нуждается в неустанной заботе. Ведь наш православный патриот вновь, уже в который раз пытается донести «свой взгляд на Предназначение русского человека и будущее России».

Важно

Создать-то предстоит не что-нибудь, а «партию ледяной Логики Империума и пламенной Общей Мечты!» Дело не шуточное. И «вставляет», как говорится, не по-детски… Сопровождает рождение партии специальный тапер – некто Лука Затравкин. Цена билета, если что, от 700 до 9900 рублей.

Лед и пламень сегодня недёшевы.

Главное, что все это мы от отца Иоанна уже слышали, и не раз. То есть буквально все, по списку. О национальной гордости и «водочном угаре». Об особой миссии русского народа, ведомой лишь имяреку. О вовремя брошенном приходе. И, конечно, об Империуме – главной, по мнению Охлобыстина, народной святыне.

Без Империума, да без монарха и народ не народ. Знакомые истории. Что дальше? Все ходы сделаны, перекричать того, который осенью возвышался на пирамиде, вряд ли удастся. От дежа вю никуда не денешься. Для скоморошьего жанра, в котором трудится Охлобыстин, повтор смерти подобен.

Уж не конец ли это «творческого пути»?

Как знать. Но куда интереснее его начало.

Чтобы одним махом стать иконой нового стиля, Ване нужно было всего ничего: получить сан. Что, к слову, не так просто, если за спиной у тебя вместо семинарии актерское отделение. Но, как мы знаем из биографии нашего героя, реинкарнация прошла успешно. Вопросов к нововоздвигшемуся пастырю не было. Говорили: Господь управил.

Духовный сан и шутовская звездность по отдельности не значили бы ровным счетом ничего. В совокупности же делали отца Иоанна неотразимым, являя миру нечто, с чем вяжется лишь одно определение – «человек-бренд». Потом, много позже, рассуждая о своем несостоявшемся президентстве, Иван скажет: «Я заставил телевидение работать на себя бесплатно».

Но, как известно, двум богам служить нельзя. И вот когда церковные приличия превратились в тяжкие вериги для актерско-политических экспериментов отца Иоанна, тот легко расстался с обузой. С саном, приходом, паствой, служением. Сняв облачение и завернувшись в белый плащ, он пошел пасти народы пафосными мессианскими сентенциями. Под самые выборы.

Конечно, добровольный отказ священника от служения в своем роде предательство. Такими вещами не разбрасываются. Ведь за право служить священники шли в застенок, а порой на смерть. Отставной отец Охлобыстин от права служить шел в обратную сторону.

И в связи с этим возникает много вопросов к тому незадачливому пастырю, из рук которого отец Иоанн некогда получил сан, и к тем создателям образов, кто много лет назад сотворил «православного» Ивана Охлобыстина, вытащив его в ведущие православной программы «Канон».

Совет

До поры до времени у отца Иоанна получалось совмещать эпатаж и проповедь. В истории такой тип поведения давно получил свое название – «юродство». Вот только юроды, блаженные похабы – ругались миру Христа ради, сохраняя истину слова Божьего незапятнанной.

Шли на унижения, рисковали жизнью. Тут можно вспомнить, к примеру, знаменитого Николку Псковского, который перебежав дорогу экипажу Ивана Грозного, бросил под колеса кусок сырого мяса.

И на вопрос: «Что это значит?» отвечал: «Ивашка постом мяса не съест, а все человечиной питается».

Но вполне очевидно, что в охлобыстинском блюде все наоборот. Не смех укрывает хрупкую чистоту веры. Но атрибуты православности, вовремя подставленное слово из Писания, прикрывают выморочный пафос громогласных вселенских идей.

Медь звонкую, кимвал бряцающий. И выглядит охолбыстинская кривляющаяся проповедь жутковато. Словно глаголет с какого-то амвона косолапый Тартюф. Подлинного, светлого юродства тут нет ни грана. Есть нечто другое.

Расчётливое полубезумие.

Под громовые раскаты лозунгов энергия нации уходит в свисток. Может быть, как раз поэтому так любят лицезреть Охлобыстина? Как самого забавного фрика. Как ручную обезьянку. Любят зачастую люди совсем из других идейных сообществ, далёких от патриотических.

Хорошо, удачно, безопасно – когда национальное чувство и национальная вера надежно похоронены в гламурной упаковке, в игривой жантильной беседе. Как и многое другое. Когда на устах у народного трибуна – все, что только можно себе вообразить.

Как бы Церковь. Как бы патриотизм. Как бы русские. Как бы Россия.

Иван Охлобыстин. Начистоту

Самые почитаемые святые в россии по мнению ивана охлобыстина

Священник или шут? Герой гротескной рекламы или глубоко верующий? Об Иване Охлобыстине то тут, то там пылают дискуссии. Одни с жаром напоминают, что недопустимо для священника, другие – с не меньшим жаром – оправдывают Охлобыстина. Чем строить домыслы и подсчитывать роли отрицательных персонажей, мы решили задать все острые вопросы лично.

А для этого – направились в студию, где снимается сериал «Интерны». Все-таки производство сериалов – это такой фабричный процесс, не случайно подобные студии заняли ангары, огромные технические помещения.

Дожидаемся в небольшой комнате, когда у отца Иоанна будет перерыв между съемками. Затем – легкий, интересный, непринужденный разговор. Но мне – профессионально – тяжело.

После пары фраз становится ясно – отец Иоанн больше, чем ему нужно, все равно не скажет, как ты ни старайся…

Интервью Ивана Охлобыстина корреспондентам портала “ПРАВОСЛАВИЕ И МИР” Оксане Головко и Юлии Маковейчук.

Иван Охлобыстин

Священник Иоанн Охлобыстин родился 22 июля 1966 года в доме отдыха “Поленово” Тульской области. После школы поступил во ВГИК, который заканчивал, уже отслужив в армии. Как актер дебютировал в картине «Нога» Никиты Тягунова, как сценарист – в фильме «Урод» Романа Качанова. Его полнометражным режиссерским дебютом стала картина «Арбитр».

В 2001 был рукоположен в сан священника в Ташкенте правящим архиереем Ташкентской епархии архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром (Икимом). Как вспоминает сам отец Иоанн, благословение было для него неожиданностью, и на тот момент он, кроме «Отче наш», толком не знал ни одной молитвы.

Зачем играть негодяев

– Если бы вам предложили стать священником только сейчас?

– Пошел бы. А как не пойдешь, если архиерей говорит?

– А если не архиерей, а по собственной воле?

– Тоже да. На этот вопрос нельзя ответить «нет». Потому что священник – это все-таки человек, который касается Престола. Это высшее, к чему можно стремиться.

Отец Иоанн Охлобыстин на “Дне рождения журнала “Фома””. Фото Елизаветы Киктенко

Я воспринял благословение как волю Божью. С одной стороны, мне это очень льстило, с другой – к моменту рукоположения я был уже взрослым человеком и умел держать свою гордыню в узде. Понимал всю меру ответственности, а потому беспокойство, естественно, было. Единственное, что меня спасало – присущая мне методичность. Когда научился обрядовой части, стало легче.

И потом, у меня были дивные учителя, Господь окружает меня людьми, которые защищают, как ангелы.

Отец Димитрий Смирнов, на которого можно ориентироваться, чтобы сохранить здоровую психику, замечательные, харизматичные отец Владимир Волгин (мой духовник), архимандрит Геннадий (Гоголев), сегодня епископ Каскеленский, викарий Астанайской и Алма-Атинской епархии – поэт, написал серьёзную вещь о Престоле Богородицы.

– Вы во многих интервью говорите, что работаете, в основном, из-за денег, но почему-то чаще играете отрицательных героев. Трудно ли совместить шоу-бизнес и веру?

– Сфера шоу-бизнеса всегда была спорной, и мы никуда не денемся от этого. Это огромное количество людей, от которых нельзя отказываться именно с христианской точки зрения. И им надо дать определённого рода зазор, где они могут себя проявить и как христиане, и как профессионалы одновременно…

Обратите внимание

На самом деле актерская профессия во многом не самостоятельна. Актеры – все-таки куклы. На фоне общей конструкции они могут выглядеть выгодно, но конструкция может быть сама по себе порочна. Какое общество, такое и кино.

– Вы специально выбираете самых отрицательных персонажей (Шут Вассиан («Царь); Григорий Трусов, учащий деловых женщин быть акулами («Служебный роман. Наше время»); мафиози («Глухарь. Снова Новый»)). В работе фильм, в котором Вы играете серийного убийцу… Зачем?

– Если ты играешь негодяя, нужно показать его отталкивающим, не допуская отрицательного обаяния. А если перед тобой – роль хорошего человека, не нужно делать из него лубочную матрешку. Образ положительного персонажа должен быть глубоким, с сомнениями и размышлениями.

В роли шута Вассиана в фильме “Царь”. С Петром Мамоновым.

Дело в правильном подходе к роли. Например, шут Вассиан – это юродивый наоборот, который подталкивает Ивана Грозного к богоборчеству, безумию. Образ был точен, без намека на симпатию. Странно, что зрители стали меня с ним ассоциировать. Комедийный доктор Быков – хороший человек, однолюб, но не плоско-положительный, а как раз со сложностями, заморочками.

Я считаю, ничто не может помешать человеку честно относиться к своему делу, не важно, какой профессией он занимается. В любую видео и кинокартинку можно внести положительный настрой.

Однажды мы делали рекламу с очень спорным слоганом: «Живи для себя, живи в удовольствие», с утвержденным иностранным сценарием, где герой с красивой барышней идет по красной дорожке где-то в Каннах.

В итоге получилось, что мой пероснаж – старый рокер – ведет под руку девочку, совсем как солист «Роллинг Стоунз» ходил со своей юной дочкой. А девочка – как с конфеты «Аленка», она меньше всего соответствует слогану, если понимать его буквально.

Чувствуется, она не очень комфортно ощущает себя в вечернем наряде, и окружающий антураж – совсем не существенное в ее жизни.

– А с Ксенией Собчак ваши фотографии, где она в очках крестами?

– Вообще интересно, где читатели берут такие журналы с такими фотографиями – это же специфические музыкальные издания. Это ерунда. Да, на Ксении были готические темные очки.

Она действительно, один раз меня напугала, когда брала интервью для журнала GQ. А потом на встрече в «Русском пионере» прочитала свой рассказ, и меня подкупило, что она очень искренна.

Мы с ней после этого несколько раз поговорили, и я понял, что Господь меня опять тычет мордой в старые ошибки. Ни о каком человеке нельзя позволять себе абсолютного негативного суждения. Потому что это может оказаться не так.

Важно

Ксения страдает от синдрома дочки мэра, при этом она работоспособная, активная и умная.

В Страстную я был на акции Муз-тв, и это была работа, возможность посмотреть площадку в 30 000 человек. Мне важно понять какие-то организационные выводы, посмотреть, почувствовать пространство, чтобы понять, как в сентябре действовать в «Лужниках», где я планирую провести одну акцию.

И еще мои дети хотели сфотографироваться с «Tokio Hotel», которые там были. А я бессилен перед детьми, как отец, и – воспользовался служебным положением, попросил организаторов с Муз-тв, чтобы мечта моих детей исполнилась.

– Что вообще скажете о критике в ваш адрес?

– Почему мы всегда хотим думать плохо (не только обо мне речь)? Почему бы людей не переформировать, чтобы думали хорошо? Это же спасительнее. И в моей истории, в моей биографии всегда копаются, чтобы найти нечто негативное. Найти можно многое, у меня масса нерешённых вопросов. Но почему не попробовать поискать позитив и хорошие моменты?!

Потому я принял решения просить о запрете на служение: было много бестолковой грязи. Вот некий Яков Кротов все время пишет обо мне статьи.

Не понимаю, чем я ему интересен? То ли он во мне видит воплощение всемирного зла, то ли он нашел оправдание тому, что он священник не в Православной Церкви, рукоположен не пойми кем, в какой-то катакомбе? Грязная критика, не подтверждаемая ничем, идет со стороны масс в Интернете.

Я понял, что нужно дистанцироваться, чтобы через меня ругань не касалась святой Церкви.

– Думаете, реально переубедить?

– Если человек хочет что-то понять, он поймет. А есть тип людей, ничего понять не стремящихся. В сетевом общении они называются «тролли».

Их задача – не позволить людям нормально общаться, в ход пускаются и грубые обвинения, и мат, и интриги. Так вот, троллят у нас очень много не только на просторах Интернета. От этого надо избавляться.

Мы должны допустить возможность, что все мы хорошие. Только в этом случае есть шанс движения ко Христу.

Монархист на белой пирамиде

– Как строится ваша неделя сейчас?

– Многие даже не очень хорошо понимают, до какой степени это все изнурительно. Вот сколько всего часов я на этой неделе спал? Всего наберется часов восемь. За неделю. Когда выпадает выходной между съемок сериала «Интерны», пытаюсь в один день уложить то, что обычно и за месяц не успеваешь.

Съемки в сериале – это потовыжималка. У нас уже ко многим артистам «Скорая» приезжала. Но ничего, работаем.

– Больше ничего вообще не успеваете?

– С трудом. Вот уже месяц болит зуб, и никак не могу доехать до врача. А так – решаю какие-то вопросы во время неожиданных редких пауз, например, кто-то из участников сериала не приехал. Бывает перерыв часа в три, в который, опять же, я пытаюсь все возможные дела вложить… Кроме того, в праздники, в воскресенье меня отпускают на службу.

– «Сериальная фабрика» тяжелее большого кино?

– Знаете, тут смотря что с чем сравнивать.

Иван Охлобыстин в фильме “Нога”

В прошлом году я был в жюри «Кинотавра» и, как честный вгиковец, просмотрел все представленные картины. Большинство из них производило ужасное впечатление – дешевые фильмы про русских пьяниц, убийц, идиотов.

В жюри входил и Жоэль Шапрон, который занимается отбором картин на Каннский фестиваль. Я его спросил: «Жоэль, понятно, что вы нас не любите, но, может быть, ты все-таки не выберешь ни один фильм из здесь представленных «чернушных» картин?!» Он отвечает: «Я должен хоть один, да взять».

После того, как я поинтересовался, во всех ли странах такой ужас снимают, он ответил, что совсем нет. «Вот, к примеру, из стран Африки присылают 10 картин, – рассказал Жоэль – из них пять снято на мобильный телефон, три непонятно о чем, одна явно плохая, а одна про слонов. Вот мы и берём про слонов этническое кино. У вас даже «про слонов» нет – одни ужасы».

Совет

А что касается телеиндустрии, то как раз в силу того, что это индустрия, здесь сложно пока говорить о каком-то искусстве. Но тем не менее она появилась.

Как это произошло? Допустим, снимают фильм, и продюсер говорит режиссёру: «Давай доснимем ещё четыре серии для такого-то канала, тогда по деньгам – окупится, потому что в прокате не окупится».

Тут же, на «разогретых» актерах, с теми же сценаристами под рукой, по сути с заведённой площадкой, с операторской группой, снимают версии того же фильма, но на четыре серии. И если лично я буду выбирать, то выберу четыре серии, потому что там есть ещё временной параметр. Это как превратить повесть в роман.

И на этом фоне телевидение много и порой довольно удачно экспериментирует. Время от времени появляются хорошие находки. Мне понравился телефильм «Ликвидация», как ни странно, сериал «Боец».

«Интерны» – вот вообще что-то странное, исключение из правил, потому что показывается на самом спорном канале, который я даже не настраивал дома, чтобы дети случайно на «Дом-2» не наткнулись. И вот здесь – интересный экспериментальный проект, который не позволяет себе и Первый канал.

Экспериментальный, потому, что вроде нет никакого конфликта, нет детективного сюжета и моря крови. Вместо этого – правильно пойманная нота. То есть, в принципе, я доволен…

– А при таком ритме бы еще надо не растерять себя – для Бога, для жены, для детей…

– Не думаю, что все это можно разложить на части. Это такая неделимая субстанция. Если человек с Богом, то никакая тряска этого его сознания не растрясёт.

Ну не холодильник же он! И как можно что-то потерять, если это отношения с женщиной – с женой, семья? С детьми эта цельность, близость подразумевается сама собой.

Я не вижу вообще никакой опасности, честное слово, и никакого повода для обсуждения.

Семья Охлобыстиных

– Не видите опасности? Почему же тогда столько семей распадается? А почему люди из Церкви уходят?

Мой путь к Богу

Самые почитаемые святые в россии по мнению ивана охлобыстина

Автобиографию «мечтателя» отца Иоанна Охлобыстина читайте ниже

Исповедование свящ.Иоанна Охлобыстина: «Крест лжи» — читайте в самом низу

 
«Правда Нежити»

— «Правда»? Да упаси Боже знать ее! Всю, во всяком случае. Той, что уже известна, вполне достаточно порядочному человеку для суицида. Спасает одно — живых порядочных людей наперечет.

Правда! Все известные законодательные формы придуманы только для того, чтобы этой правды никогда не узнать, а если и узнать, то не больше того, что необходимо для решения имущественных вопросов. Все, что больше, опасно для самого принципа государственности.

Предположим: правда в том, что в России 95% людей живут в нищете, а остальные 5% не знают, на что сдачу потратить. И что так было всегда — и при Рюриках, и при Романовых, и при Сталине, и при Брежневе, и в наши просвещенные времена.

И так будет всегда, потому что как только тот или иной наш соотечественник приходит к власти, богатству или просто получает хорошее образование, его первой правдой становится убеждение, что все остальные русские люди мразь и рабы. И это не психическая проблема этого человека, это та самая правда, самая что ни на есть правда. И остальные действительно такие.

Обратите внимание

Более того, остальные хотят оставаться такими, в ином случае им придется узнать другую правду, гораздо страшнее предыдущей — что им жить вообще не положено.

А как иначе: они живая помеха на пути у остального мира — трудолюбивого, чистоплотного, думающего. Этот прекрасный мир и есть источник единственной правды, трепетно хранимой на самом дне мировой души. Все, что хоть немного не соответствовало этой правде, немедленно попадало под программу спешной зачистки.

Неважно, кому поручали уладить это досадное недоразумение — Гитлеру или Соросу, они делали одну работу — защищали правду. При внешней разнице методов смысл их действий один и тот же — защита правды.

А иначе никак, иначе мир никогда не станет единым, не будет единого правительства, космические флотилии не метнутся в космос в поисках новых источников энергии и собратьев по разуму, а может быть, и по правде.

Не думаю, что миру стоит беспокоиться: по всему выходит, мы сами прекрасно справляемся — воруем, тут же пропиваем, а как деньги кончатся, целлофановые пакеты с клеем на голову натягиваем. Видимо, мы тоже по-своему защищаем правду. От себя, правда. Какая разница, главное результат: мы должны быть уничтожены. Это наш долг с точки зрения человеческой правды.

Забавно, но даже при нашей тотальной никчемности мы очень стараемся. Все, что можно сделать плохо, мы делаем еще хуже. Где-то мы достигаем совершенства. Взять отечественный автопром — ну кто поспорит? Или товары общественного потребления — при массовых казнях мародерство будет сведено к минимуму. Снимать с трупов будет нечего. Или сельское хозяйство.

Или строительную отрасль. Или медицину. Или телевидение. Сколько сил положено, чтобы научить не уважать свой народ, окончательно доказать, что народ дерьмо. «Пипл хавает все». И он правда хавает.

Хотя, казалось бы: на ту же смету сними не про то, как пятиклассники на переменках сношаются, а про хороших людей, «пипл» это тоже схавает да еще подражать попытается, ему выбирать не позволяют, но это не формат правды. Нельзя, телевизионное начальство убеждено, что русскому человеку это не душеполезно. Специалистов по геноциду присылать не надо.

У нас любой ученик младших классов больше в теме. Его с детства воспитывают на правде. Только это правда нежити, больше для патолого-анатомического отчета подходящая. И не правда, а описание причин смерти.

 
Не может быть правды вне отдельно взятой личности. Именно поэтому мы, христиане, говорим: правда есть Христос. И корректируем свои разные правды под Его Правду. У кого как получается. Получается не всегда, потому что и здесь неисправимая человеческая природа пытается найти энциклопедический универсум, а его нет:

Христос исцеляет — Христос уничтожает бесполезную смоковницу, Христос готовит на берегу для друзей рыбу — Христос избивает торговцев кнутом,

Христос страдает на кресте, Христос умирает, и — Христос воскресает.!

Христос разный, как любой из нас разный. Его действия нельзя упорядочить с помощью обычной бытовой логики, Он не логичен.

Важно

И правда не может быть логична, временна́я константа — рано или поздно сводит любую логику на нет.
Именно поэтому православные христиане уделяют столько внимания обрядам.

Обряды — мистические точки соприкосновения с настоящей Правдой. Столетиями священники на каждой Литургии символически повторяют путь Спасителя: Нагорную проповедь, Тайную Вечерю, Распятие и Воскресение.

Вот это Правда, а все остальное — пыль, легким ветерком с ладони сметаемая.

Пусть я, как и мои дикие соотечественники, не соответствую мировым эталонам стандартной правды,
но каждый раз, открывая рот, чтобы что-то важное сказать:

– я с ошибками или вообще неправильно, но пытаюсь повторить Нагорную Проповедь,
– каждый раз, встречаясь с близкими людьми, я пытаюсь поделиться с ними собой (как Христос на Тайной Вечери),
– каждый раз, декларируя свои не самые мудрые убеждения, я пытаюсь вскарабкаться на Крест (Бог показал нам пример Распятием),
– и каждый раз, опасаясь смерти, я напоминаю себе о Воскресении.

Получается – вне жизни Христа нет моей жизни, и Его Правда – правда моя.

И вот думаю я: может быть, это правильно — умереть моему народу? Иначе как ему воскреснуть?

Так что стоит поразмыслить — стоит ли препятствовать остальному миру душить Россию. Пусть продолжает, мы еще и подскажем, как надежнее. А как умрем, так все и начнется.

Поднимемся из могил, выберемся из бетонных карманов колумбариев, и встречай, мир, народ Гога и Магога — по библейскому предписанию.

А там как Бог положит — просто сотрем все с лица Земли или до конца времен чужую кровь пить будем. Неважно.

Главное — мы почти готовы. И в прямом и в переносном смысле.

Ах да! «Не все умрут, но все изменятся», — говорит апостол. Значит, не стоит запечатывать ядерные кнопки, будет кому нажать. Мы миру не обещали, что будет легко. Да и лучше не затягивать, пока новых способов массового поражения мир не придумал для себя самого.»

[Русская неделя, 2010-09-04 13:42]

«Правильный ответ»

Охлобыстин: Я человек верующий, с уклоном в православный ваххабизм

Самые почитаемые святые в россии по мнению ивана охлобыстина

Актер рассказал НСН, как отметил свой 50-летний юбилей, как справляется со стрессом и кого хочет «утопить в известке».

Актер Иван Охлобыстин, побывав в гостях у ведущих утреннего шоу «Подъемники» на «НАШЕМ Радио», рассказал НСН о предстоящем юбилейном концерте, о том, почему он отвергает большинство сценариев, которые ему предлагают, о своём отношении к мату, а также о том, почему не считает себя звездой.

— Расскажите, пожалуйста, о вашем юбилейном осеннем концерте?

— Мне в этом году стукнуло 50. Это было 22 июля. Но сам день рождения я уже отметил — с друзьями поднялся на святую гору Афон в Греции. Это очень величественное место. Мы шесть часов поднимались вверх пешком веселой мужицкой компанией. Мы люди верующие, с уклоном в православный ваххабизм. Женщин туда не пускают, это монашеская республика.

Там меня друзья поздравили, подарили старинный компас, маленькое Евангелие на греческом языке. Но не подарки были главным, а ощущение величия момента и окружающая нас  необыкновенная красота вокруг.

Внизу пропасть, то придет облако, то уйдет, то солнце палит! Я сказал пламенную речь — за всё порадовался, во всём раскаялся, и, полный чувств, спустился вниз.

— Кагор можно было употреблять?

— Мы с собой брали чуть-чуть ракии, но в высокогорье её не очень-то употребишь – зной и кислородные перепады так или иначе сказываются, и без этого пьяный идёшь, духовно. Это был самый величественный день рождения в моей жизни! Но 50 лет так и надо отмечать, столы-то всегда успеется накрыть.

— Что же все-таки с юбилейным концертом?

— Да, по олдовому партикуляру, нужно на 50 лет устраивать концертные мероприятия, чтобы людей порадовать, засвидетельствовать, получить свою дозу критики и дозу любви от друзей.

Совет

Я на все такие юбилеи-полтинники ходил, их была целая череда – Гарик Сукачёв, Мишка Ефремов, Галанин. Вот и моя очередь подошла. И мы подумали, что надо провести такое мероприятие после сентября, когда закончится бархатный сезон, и все из отпусков вернутся.

И вот оно состоится 12 октября в Crocus City Holl. У нас всё лучшее происходило дома в кругу семьи и друзей – сидели за столом, люди приходили, много новых песен Игорь Иванович Сукачёв исполнил.

Кто только у нас не был — и Чайф, и Галанин, и Санька Скляр, и Михаил Олегович Ефремов. Половина из них, кстати сказать, наши духовные родственники, крёстные, у нас Коза Ностра такая.

— У вас банда, если можно так сказать, талантливых людей, которые сейчас в разных сферах занимают ведущие места?

— Да, но все знают её медийную верхушку, а в этой банде ещё огромное количество людей с медийным пространством никак не связанных: кто-то в бизнесе, кто-то мент, кто-то автослесарь, кто-то разбойник, ну, раскаявшийся, естественно, я же пастор всё-таки. Каждый разбойник, который попадает ко мне в руки, тут же раскаивается.

— Вы очень известный человек, звезда, и при этом с легкостью общаетесь с журналистами, хотя многие ведут себя не так.

— Вы же мои коллеги. Я в журнале «Столица» работал, и это одна из составляющих моей жизни – журналистская деятельность. Но я не очень представляю, что такое звезда. Олег Даль – звезда, Высоцкий – звезда. Это глыбища должна быть, а я – так. Звезды – это что-то такое, что и после смерти должно быть.

— После сериала «Интерны» вы стали очень популярны.

— После сериала «Интерны» меня стала узнавать каждая дворовая кошка. Там прекрасный коллектив, новый жанр – смесь комедии, ситкома, адекватный, относительно целомудренный материал – до мошонки спускались, когда меня на площадке не было. До этого я визжал как резаный, что «ребята, можно смешно и без писи – это не самая смешная штука на свете».

— В твоей жизни есть Купитман?

— В моей жизни есть сотни Купитманов. У нас такая компания, что у нас их не может не быть, кого ни возьми.

— Расскажите, чем вы сейчас занимаетесь в кино? Где снимаетесь?

— Снимаюсь в авантюрной комедии «Беглец», 20 серий. РЕН-ТВ будет это показывать, делает Art Pictures, Фёдор Бондарчук курирует. Сценарий хороший. Штук сорок мне предлагали сценариев.

И я – не ломака, я – работник (большая семья, тысяча оправданий), но сценарии – просто говно, простите. Всё одинаковое: менты какие-то, проститутки, юмор ниже плинтуса – ну, неинтересно, просто неинтересно.

И вот, приходит нормальный  сценарий, очень адекватный режиссёр, Art Pictures – почтенная компания, которую я знаю со дня основания: Фёдор с друзьями основывал, когда на «Мосфильме» ещё они сидели. Я решил – хватит сидеть. Я не люблю на месте сидеть.

Съездили в отпуск, отдохнули, полтинник отпраздновали, вот сейчас отпоём – отпляшем, денька через два я с женой и с двумя детьми в Геленджик поеду на машине, остальные дети уже студенты, уже лошади здоровые.

— Вы любите путешествовать на машине?

— На машине – здорово. Во-первых, ты ни от кого не зависишь – где захотел, там и остановился. Во-вторых, мы автомобилисты уже много лет. Когда поженились, у меня уже были права, а Оксана выучилась и получила права в первый год замужества, водит хорошо.

Мы исколесили практически всю Россию и пол-Европы. Для нас переезд 9-10 часов – это среднестатистический переезд. Если интересно, остановимся в гостинице, поедим, погуляем, поспим, отдохнем – и дальше поедем. Романтика, короче говоря.

Если не горы, то машина, если не машина, то самолёты.

— Берете ли вы с собой топорик, спички, хворост, чтобы, если что-то случилось, можно было заночевать в лесу?

— Мы берем всё для таких случаев. У нас не один топорик. У нас под заказ сделаны а-ля викинговские топоры с широким полотном, всегда с собой толстовки, ватники, вещи, которыми можно утеплиться. В общем, мы к Армагеддону готовы, как любые православные люди, хоть сейчас. Даже меч у меня с собой – а вдруг враги! На меч есть разрешение.

— Как старшие дети относятся к совместному семейному отдыху?

— Начинается всё с юношеского противления, они сначала покряхтят, поломаются, поотмазываются, потом едут с нами, остаются очень довольные, потому что мы олдовые старики, мы знаем, как жечь жизнь!

— Кто выбирает маршруты для отдыха?

— Я выбираю. Демократия – это порочный путь. Либо Оксана, в зависимости от того, что я выбрал. В поездке на Афон у нас была идея Метеоры поехать посмотреть, вырубленные в скалах – это бесконечно красиво.

Я даже ночью поднимался на эти скалы, мы с Васей шли пять часов, раза три чуть не сорвались, сошли с туристической на полупрофессиональную тропу. Мы же скалолазы ещё. Мы любим ходьбу, любим велики, любим скалы, любим машины – всю эту движуху.

И мордобой ещё очень любим – в границах татами.

— У вас и у ваших дочерей – пояса, это правда?

— Да, и у меня, и у дочерей. Когда я повёл дочерей заниматься, они ещё были маленькие. Зачем я отдал их в айкидо? В любом виде спорта с традицией тебя сначала учат правильно падать, моей сверхзадачей было минимизировать потери от случайностей. У меня в айкидо черный пояс третий дан и черный пояс первый дан киокушин.

Обратите внимание

В жизни каждого человека, кто занимается айкидо, наступает период, когда он достигает своего физического предела и должен ещё добавить какой-то дополнительный предмет: это может быть явара, тонфу, нож, меч или нунчаки. Все обычно выбирают нож.

Нунчаками я не владею – за всё время нашей битвы с нунчаками я наказал только себя  – бух! –  и ударил себе по затылку.

Когда я решил овладеть ножом, первой моей задачей было найти мастера. Это очень сложно. Адекватный, без всяких мистификаций, без красивых слов и выпученных глаз хороший мастер — на вес золота. С Федоришиным меня познакомил чемпион России и Японии по каратэ на тот год Максим Дедик.

 Максим очень смущал японцев тем, что в очередной раз, завалив кого-то из чемпионов в Японии, японца, начинал танцевать старинные русские танцы. Они назвали его «танцующий каратист».

И вот на одном из детских фестивалей по карате и тхэквондо Максим указал мне на хмурого мужика – Федоришин действительно сначала производит такое впечатление – суровый, как скала. Он пригласил меня тренироваться. Когда я пришел, он поставил меня перед канатом. Это обычная практика – ты рубишь обрубок каната деревянным ножом, чтобы устать.

Когда устаешь, мастер видит твои слабые места, как ты движешься, над чем нужно поработать — это целое искусство, сродни ювелирному. Пока я рубил, пришла остальная группа: надели шлемы, надели перчатки и начали буцковаться: по лицам ногами. 

Я тоже захотел, и начал параллельно ходить на рукопашный бой. А там представители разных видов: айкидо, боксеры, борцы и очень много каратистов. И когда приехал глава Европейской ассоциации карате Йон Блюминг, Федоришин предложил мне получить черный пояс по киокушин. Я ему отвечаю, что я же айкидошный, я не знаю ката, предваряющих не знаю.

Он говорит, ничего, выучишь, главное, ты физически готов. Зато диплом большой  повесишь на стену с красивой японской боевой мандалой. А там 30 боёв, из них пять боев по кои каратэ. Идешь кругом на очередного соперника, три минуты бой – гонг, переходишь. Пять последних боёв уже с ножами.

Важно

Я не добирал очков на каратэ, так как подготовка у меня была нулевая, только физическая, я еле уворачивался. Добрал очки уже на ноже. Страху натерпелся, ногу сломал, но получил эту красивую бумагу. Там по-японски написано с большой печатью, всё как полагается. Но где сейчас эта бумага – неизвестно. Наверное, Оксана выкинула.

Есть у неё такая манера – если она не понимает о чём речь на листе, она его в помойку выбрасывает.

— А для чего нужно владение ножом? В жизни тебе это пригодилось?

— Это гармония. Это динамическая нагрузка. Если есть элемент экстрима, то это дважды динамическая нагрузка – ты сообразен внутри подспудно, подсознание за тебя начинает работать. Если это гантели, или что-то подобное, то ты работаешь сам – твои мозг и мышца.

А здесь ещё подсознание, какие-то природные рефлексы, базовые инстинкты вступают в силу. Для этого элемент экстрима и нужен. А вообще для общего физического развития. Ну, и ещё на случай экстремальной ситуации, хотя на этот счёт у меня есть сильные сомнения.

Иногда в опасных ситуациях люди, которые ничем не занимались, раскрываются покруче Стивена Сигала. Я был свидетелем того, как хронический алкоголик с пустой бутылкой из-под кока-колы разогнал шоблу каких-то огромных накачанных людей. Причём ловко так, как у Джеки Чана – «пьяный мастер».

Они к нему пристали, издевались, а он потом гонял их, настучал по копчику всем и, главное, даже бутылку не разбил! Мы ведь не знаем, как нас жизнь зарядит. Главное — мотивация!

— Как вы относитесь к ухажёрам ваших старших дочерей?

— Всех бы удавил и в извёстке растворил. Но понимаю, что этим ничего не решу, всё равно дочери найдут себе, даст бог, нормальных ребят. Есть какие-то молодые люди, ухаживают, но дочери же ещё институт не закончили. Главное, чтобы у них в семье не было дураков, людей, больных сахарным диабетом, и онкологией – у нас и без этого своих заморочек хватает.

— Что вы будете говорить на свадьбе, особенно если не одобряете жениха, но смирились с выбором дочери?

— Я буду, скорее всего, выглядеть дураком и говорить формальные вещи, а потом прижимать по углам женихов и рассказывать, что случится, если что-нибудь пойдёт не так. Буду знакомить с друзьями разными – с «Ночными волками», с ветеранами ВДВ.

— А если жених действительно не понравится?

— У меня есть мешок извёстки, мы всегда найдём способ.

— А если дочь скажет, что любит его?

— Тогда я смирюсь. А что делать? Ничего не сделаешь. Мы в рабстве у своих детей. Хотя, наверное, где-нибудь прижимать я его буду. А потом Оксане оправдываться: «Он же сам упал!»

— Иван, как вы относитесь к мату?

— Отрицательно отношусь. Мы — единственный народ, который говорит на богослужебном языке, хоть и утилизированном, но тем не менее. Вот если англичане разговаривают, то у них это просто диалог или монолог одного, слушание другого. У нас это всегда сакральный процесс, даже когда мы переругиваемся с соседом по лестничной площадке.

Потому что наш язык был создан для богослужения. Эта сакральная часть осталась. Поэтому наша литература ценится, она многопланова – до неосознанного многопланова. Всегда понимаешь, что больше сказано, нежели есть. А мат – это утилизация. То есть ещё большая утилизация, нежели бытовой русский язык утилизирован от церковнославянского.

Иногда мат заменяет целую страницу текста, но к этому надо так подготавливать!

— А если стоите в пробке, и вас подрезает какой-то нехороший человек, срываешься?

— Нет. Я однажды ехал за платьем для Оксаны, необходимом на какое-то кремлёвское действо, куда я не люблю вообще-то ходить. Нужно было партикулярно выглядеть: мне в костюме, ей в платье. Оксана была беременна, с животом.

Чтобы новое платье не покупать, а мы были голь перекатная, созвонились с Олесей Поташинской, с которой «Восемь с половиной долларов» снимали – у неё было такое платье, и они с Оксанкой примерно одной формации.

И вот я 30 декабря, когда все как раз за подарками ехали, направился на Бережковскую набережную. Думал, ещё успею на тренировку, а оттуда возвращался — шесть часов! И у меня лопнула струна, которая ответственна за нервы.

Совет

Так что если я попадаю в пробку, то у меня происходит вот так – дзинь! – и я улыбаюсь, потому что понимаю, что все вокруг нервничают, а я нет, мне хорошо.

— А когда вы собираетесь с Ефремовым, Сукачёвым, неужели не проскакивает?

— Бывает, конечно, в быту проскакивает у ребят. У меня нет, я ведь изначально, в общем-то, не особенно матерился. Может, наверное, что-то произойти, но беззлобно.

— Расскажите, пожалуйста, о том, как вы сохраняете оптимизм, авантюризм и веру в себя?

— У меня выхода нет – я многодетный отец. Если закисну – всё пропадёт. Стоит только на секунду поводья отпустить – и всё расползается, как тараканы в разные стороны. У нас так у многодетных: едешь куда-нибудь – восемь чемоданов из десяти  доехало — это успех!

— Бывает так, что навалилось много, и нужно выплеснуть негатив? Как в таких случаях поступаете?

— Я ухожу из дома и хожу на большие расстояния. По лесу. Или на велосипеде еду. Могу взять с собой кого-то из детей и вести длинные педагогические разговоры.

А если, как у любого человека, бывает депрессия, хотя это происходит крайне редко, и последний раз было много лет назад, не могу даже вспомнить когда, то я тупо ложусь спать.

Это прямо когда очень темно, всё накопилось – после сна всё проходит.

— Свободное время у вас бывает?

— Нет. Я не очень понимаю, как им распорядиться. Я искренне уважаю и восхищаюсь людьми, которые могут целый день пролежать под зонтиком на пляже. Какая воля должна быть у человека!

— Вы недавно были в Греции, и неужели ни разу на пляже не лежали?

— Мы два раза поднялись на Афон – это шесть-семь часов наверх. Выходить нужно до шести, если позже, то из-за солнца тяжелей идти. Потом девять часов через всю Грецию до Афин, потом девять часов на пароходе. Потом день на Патмосе – острове, где писалось откровение Иоанна Богослова.

Потом девять часов назад, и снова девять часов на машине. Приехали в Уранополис, объездили все возможные исторические места, на катерах катались, ныряли. Пытались полежать на пляже, но потом плюнули все одновременно, как в мультике «Как казаки невесту выручали» и погнали на машинах путешествовать.

Вокруг всё объехали, везде побывали, походили, по скалам полазали.