Родовые башни ингушетии

Вайнахская сага: Ингушетия — чудесная страна башен

Родовые башни ингушетии

Первый день, мог бы быть и получше))

На территории Кавказа первые люди появились 30 тысяч лет до н. э. Это были потомки древних асуров, племена с первобытно-общинным строем и пришли они с территории Месопотамии. В последующие тысячелетия на Кавказе поселялись самые разнообразные народности и племена, названия которых я даже не слышала.

В 450 году уже нашей эры на Северный Кавказ начали проникать тюркские племена хазар.

В 9-м веке — было создано Аланское государство союзниками которого были вайнахские племена, совместно боровшиеся с хазарами, а позднее с другими тюркоязычными кочевниками В 1239 году в результате нашествия войск хана Батыя Аланское государство было уничтожено, а в степях Северного Кавказа от Каспия до Черного моря стали господствовать кочевые тюркоязычные племена Золотой Орды.
Издревле ингушские поселения располагались в горах, где ингуши жили отдельными родоплеменными обществами. Их переселение с гор на равнину началось в 16–17 веках и особенно интенсивным было в1830-60-х годах. Одним из первых поселений ингушей на равнине было селение Ангуш, или Ингуш, от названия селения и произошло название целого народа.

Великий бенджамин франклин

Обратите внимание

В XVIII веке к Северному Кавказу приблизились границы Российской империи, в степях стали появляться русские казацкие поселения.
Очень интересно о религии: ингуши исповедовали христианство с элементами язычества почти тысячу лет.

Они трижды разбили имама Шамиля на пике могущества его государства Имамат, а все из-за того, что Шамиль пытался силой навязать ингушам мусульманскую религию. Задолго до этого были разбиты арабы, которые пошли на Ингушетию войной, в том числе и с миссионерскими целями.

В попытках заставить ингушей принять ислам сокрушительное поражение потерпели уже монголы — ингуши стояли насмерть. Города были разрушены, а остатки народа укрылись в горах.

Предки ингушей долго и упорно сопротивлялись и наиболее сильным и продолжительным было сопротивление жителей горной части: язычество упорно отстаивало здесь свои позиции. Массовое обращение последней нации -ингушей в ислам началось во второй половине XlX века.

Последними приняли ислам жители ингушского села Гвилети расположенного на Военно-Грузинской дороге в 1861 году. Но некоторые ингуши, особенно жившие в горах, еще долгое время продолжали поклоняться своим языческим богам. На сегодняшний день ингуши в массе своей очень религиозны, 98,5% из них мусульмане.

Традиционные занятия ингушей на равнине — это земледелие, в горах же- скотоводство. В хозяйстве населения горной Ингушетии ведущее место занимало альпийское скотоводство, сочетавшееся с земледелием.

Ингушский народ испокон веков был свободным, свободолюбивым народом, единственный народ на Кавказе, у которого не было князей и не было рабов. Были известные, почитаемые семьи, но они выделились из всего народа гражданскими заслугами или военной доблестью. Не пользовались никакими иными правами, кроме уважения, приобретенного исключительно умом и личными достоинствами каждого.

Для ингуша традиции и обычаи, составляющие главное наследие предков, — непререкаемый повод для гордости.

Важно

Ингуши уважают старших, искренне заботятся о младших, с почтением относятся к женщинам, мудрым хранительницам очага, и неизменно сохраняют дух добрососедства, передаваемый из поколения в поколение.

Неписаный свод законов, называемый адатами (обычаи, традиции), соблюдается в каждой семье. Один из главных ингушских адатов- гостеприимство.

И вот мы, понаехавшие, любознательные туристы, позавтракав в кафе отеля по системе «шведский стол», на мой взгляд поздним утром- в 10 часов, расселись по двум небольшим микроавтобусам, затихли в предвкушении экскурсии и в ожидании местных гидов.

Предупрежденные сопровождающим нас гидом еще накануне о неторопливости местного населения, мы уже нервничали: чудесный день, яркое голубое небо, теплое солнышко, а мы слишком долго сидим и ждем не пунктуальных гидов.

Но когда появилась молоденькая улыбчивая девушка с крошечным комочком в руках-трехмесячным ребенком и села в наш автобус, мы потеряли дар речи! Как с таким малышом можно ехать на целый день в горы? Девушка, улыбаясь, успокоила: «Это не в первый раз, он уже привык!» Вот так вот, друзья, туристами рождаются!

Автобус спустился вниз к реке Армхи, а затем по дороге, плавно поднимающейся все выше и выше, мимо шикарных панорам по долине Армхи ехал через небольшие деревушки Ляжги и Ольгети, мимо аккуратных симпатичных домиков по улице Путина.

Совсем недавно горная и своенравная Армхи вышла из берегов и затопила эти деревушки, разрушив домики и нанеся непоправимый урон хозяйствам.

Но населению были даны средства на восстановление и постройку новых жилищ, поэтому сейчас все дома, расположенные повыше реки на склонах холмов новенькие, аккуратненькие и красивенькие. А вот районная больница, здание также построили чуть выше русла реки.

Совет

В Джейрахе мы видели красивое и большое здание школы, куда со всего района и со всех даже крошечных хозяйств на желтых микроавтобусах собирают и привозят ребятишек.

Почти все ингуши двуязычны, говорят на смеси ингушского и русского языков, а все школы в Ингушетии — русские и проблем в общении на русском у нас не было.

Пока дорога асфальтированная и наша гид рассказывает о своем народе, отвечает на наши многочисленные вопросы.

На улицах ингушских городов нельзя встретить бомжа или пьяного в хлам человека, и в магазинах Ингушетии не продают спиртное, так же ингуши не курят. В Ингушетии до сих пор похищают невест, хотя большинством старейшин это осуждается. Свадьбы в здесь играют в воскресенье и это единственный официальный выходной в неделю.

На ингушской свадьбе в основных торжествах жених участия не принимает, и он так же не видится с тещей, но это не значит, что он не участвует в ее жизни и по необходимости не помогает материально. Самоназвание ингушей «гIалгIай» (халхай) имеет несколько вариантов перевода, среди которых «жители башен» и «люди бога».

В Ингушетии есть свой «мужской» день-1 марта, это официальный праздник День Джигита.

23 февраля -это не праздник, это день памяти и скорби, я еще коснусь этой темы…

И вот автобус сворачивает с основной трассы налево и первая остановка — деревня Тярш. А где же деревня-то? Всего одна усадьба с домиком, хозяйством, в котором за оградой видны овцы, стога сена,

а через дорогу на другой стороне на склоне горы хорошо сохранился полуразрушенный родовой башенный комплекс.

Когда-то здесь жила семья…а сейчас только стаи ворон кружат над жилыми постройками

и коровы бродят рядом с склепом.

Далее автобус едет еще выше и мы проезжаем самое высокогорное село Ингушетии- Гули, где живет Аппаз Илиев, родившийся в 1897 году, внесенный в Книгу рекордов Гиннеса России как старейший житель страны.

120-летний старейшина воспитал 8 детей, 17 внуков, есть правнуки и даже праправнуки. Гули по ингушским меркам совсем не маленькое село, находится в долине, со всех сторон окружено горами.

Здесь тоже аккуратные небольшие кирпичные домики с яркими крышами.

Мне удалось снять только один домик, стоящий в стороне.

Обратите внимание

Мы проезжаем село и едем еще выше по серпантину горной дороги, автобус натужно ревет, нелегко ему тащить такую поклажу. А за окном уже мелькают совершенно потрясающие пейзажи

и хочется выйти и следующая предусмотренная остановка на Цей-Лоамском перевале, высота которого 2100 над уровнем моря. Не так уж и высоко, но это отличная смотровая площадка с которой на все 360 градусов открывается грандиозная панорама гор, от открывшихся видов просто захватило дух!

Горные пики, припорошенные снегом, стройными рядами проплывают перед взором,

Ингушетия, Цей-Лоамский перевал, высота 2100 над уровнем моря.

ниже бархатные склоны холмов с серпантинной змейкой дороги.

Вон там в восточной части хребта отлично виден купол-шапка вершины Казбека, высотой 5033 метра и находящейся на границе с Грузией.

По центру фото крошеная шапочка-это Казбек

Казбек в переводе с ингушского -Баш-лоам «тающая гора», является у ингушев священной горой.

Погода отличная, находясь высоко в горах о такой можно только мечтать и нам безумно повезло, о чем наш краснодарский гид не раз повторил.

С вершины что с права прыгают джамперы. Мне даже страшно это представить!!

А вот прямо перед нами (за мной) высшая точка Ингушетия гора Шан, высотой 4451 метра.

А левее горы становятся чуть положе и поменьше-это уже Чечня.

Налюбовавшись и набегавшись по камням, с большой неохотой рассаживаемся по автобусам и неспешно по грунтовке опускаемся в Таргимскую долину. На склонах гор стали чаще встречаться остатки каменных строений и башен, ведь горную Ингушетию так и называют — страной башен.

Зачастую знаменитые ингушские башни строились для защиты не от внешних врагов, а друг от друга. Самая высокая ингушская башня достигает в высоту 31 метра, это высота 12-этажного жилого дома.

Дорога очень интересная, хотелось большую ее часть пройти пешком, но остается довольствоваться видами из окна и еще пытаться сделать кадры в моменты, когда автобус сбавляет ход и трясет не очень сильно. Среди горных пейзажей построен красивый и современный детский комплекс-лагерь.

Важно

Согласно легенде в центре Кавказского хребта, где вершины, как кинжалы, сверкают ледниками, а склоны покрыты изумрудными лугами, в долине бурной реки Асса давным-давно жил основатель ингушского народа по имени Га. Он был мудр и прожил достойную жизнь. У него было три сына: Эги, Хамхи и Тергим. Умирая, Га призвал к себе сыновей и завещал им:

«Ты, Эги, поселись в том ауле, где жил я. Ты, Хамхи, построй свой аул. То же сделай и ты, Тергим.» Так в Ассинском ущелье появились три новых селения, названных по именам основателей: Эги-кеал (теперь Эгикал; кеал — «крыша дома»), Хамхи и Таргим.

В самом крупном из них Эгикал мы и делаем очередную остановку.

В эпоху позднего Средневековья Эгикал был культурным, политическим и экономическим центром горной Ингушетии. Селение славилось потомственными ремесленниками, ювелирами, отважными воинами и знатоками народной медицины.

Подойдя к комплексу сначала слушаем местного гида, а затем нам дают время на осмотр боевых и жилых башен. Красота -не передать словами, тем более я безумно люблю такие места, поэтому конечно же Эгикал покажу отдельно!

А представьте себе, что с 2012 года в Джейрахском районе Ингушетии проходит международный турнир по смешанным единоборствам «Битва в горах».

Бои проводятся на рингах под открытым небом, а величественные горы и средневековые башни создают неповторимую атмосферу и первый турнир прошёл непосредственно в Эгикале! Первая битва была посвященная 20-летию образования Ингушетии в составе России.

Следующее мероприятие собрало слишком много зрителей и участников, поэтому вторую «Битву» перенесли в более просторный соседний аул Таргим, помните про легенду?

В 2014 году «Битва в горах» была отмечена в Книге рекордов России как самое массовое мероприятие, проведенное на высоте более 1500 метров над уровнем моря.

Ингуши — хорошие спортсмены, как и большинство горских народов, этот народ формировался в суровых условиях — сложный горный ландшафт создавал естественные условия для развития ловкости, выносливости, равновесия, а изобилие врагов, от которых требовалось защищать семью и имущество, заставляло мужчин развивать бойцовские качества. Именно поэтому с малых лет мальчики обучались джигитовке, стреляли из луков, поднимали тяжеленные глыбы, метко и быстро бросали камни, ловко взбирались по отвесным скалам, стремясь стать первым, самым сильным, самым ловким и быстрым. Соперничество формировало особый характер — характер воина и защитника.

Шли столетия, условия существования смягчались, но характер и стремление к физическому совершенству остались в ингушах навсегда. Только теперь битвы приобрели спортивно-дружеский характер, а их целью стало укрепление дружеских и деловых отношений между разными народами и странами.

А мы едем дальше и вот уже видна огромная площадка,

Обратите внимание на амфитеатр .

Совет

строения, подготовленные для турниров, которые как правило, проводятся в начале лета. Цитата из инета:

«16 июля 2016 года в селении Таргим прошла 5-я юбилейная „Битва в горах“ по международному турниру по смешанным единоборствам М-1 Сhallenge „Битва в горах“, собирающему ежегодно до 25 000 зрителей.

Соревнования прошли очень успешно, порадовав и болельщиков, и спортсменов, и организаторов. Биться в окружении гор приехали спортсмены из регионов России, Испании, США, Бразилии, Хорватии, Швейцарии, Украины и ряда других государств.

Всякий, кто побывал на „Битве в горах“, неизменно влюбляется не только в борьбу, как в самый брутальный вид спорта, но и в природу Северного Кавказа — турнир проходит под открытым небом, в долине, защищенной от всего света горделивыми горными вершинами.

За состязанием борцов наблюдают и несколько старинных ингушских боевых башен, видевших на своем веку немало отчаянных сражений. Инициатива в проведении турниров принадлежит Главе республики.

Фото из инета, 2016 год.

-Четыре года назад нашу республику воспринимали как территорию терроризма. Поэтому в первую очередь через этот турнир, через популяризацию смешанных единоборств мы стремимся показать другую Ингушетию, — сказал Юнус-Бек Евкуров. — Красоту нашей природы, тепло сердец щедрых и гостеприимных людей.»

В остальное время года здесь часто проходят тренировки спортсменов перед серьезными и ответственными соревнованиями, здесь они как губка напитываются свежим чистейшим экологическим воздухом.

От аула Таргим автобусы поворачивают на проселочную дорогу, идущую вдоль русла реки Гулойхи. Сейчас она мирная и спокойная, но по широкому руслу и поваленным перекореженным деревьям видно, как сильно она разливается в сезон таяния снегов, руша и сметая все на своем пути.

Следующая наша остановка у родового замка-крепости Вовнушки (ударение на первый слог), принадлежащего тейпу Оздой, считающегося одним из Чудес России. Я тоже покажу отдельно.

«Тейп-единица организации нахских народов (ингушей и чеченцев) самоопределяющаяся общим происхождением входящих в неё людей, вероятно, изначально имела характер территориального и родоплеменного объединения. Тейповые структуры прослеживаются со времён средневековья и к современному историческому периоду продолжают иметь важное значение для большой части вайнахского этноса».

После осмотра Вовнушек был запланирован обед, по программе нас должны были завести в какое-то цивилизованное место и покормить национальным обедом, но опять что-то пошло не так и мы расселись в беседках, гид раздал упакованные в отеле в коробочки сухие пайки, мужчины разожгли огонь, согрели чай и мы подкрепились вот в таких полевых условиях с видом на удивительное средневековое строение!

Обратите внимание

Часа в три всех разбежавшихся по склонам гор в поисках интересностей туристов, свистали назад, по автобусам и в обратную дорогу!

Впереди показалась большая застава с находящимися рядом жилыми домами. Мы представили, как молодых пограничников с семьями отправляют в такие красивые, но находящиеся в отдалении от цивилизации, места.

Рядом с заставой на холме находится еще одно уникальное строение-с амый ранний и самый древний загадочный христианский храм на территории России — Тхаба-Ерды,

строительство которого официально относится к VIII веку н. э. Но на самом деле никто не знает, когда он построен или когда построен первый храм на этом месте. Один из вариантов перевода названия храма — «это есть наша вера», другой — «две тысячи святых».

Величественная базилика сохранила уникальные каменные барельефы,

искусно украшена орнаментированной резьбой по камню. Видно, что она претерпела реставрационные работы, но повсюду сохранились очень древние вкрапления.

Дорога назад была немного быстрее и в голове вновь закрутилось: «если приедем пораньше, хотя бы часа в четыре, то можно выйти у тропы на водопад и попробовать сходить!» Эти мысли были произнесены мною еще утром и вслух, поэтому собралась приличная компания желающих, но увы-мимо тропы мы проехали почти в пять, как и вчера! Так и осталась я без зимнего вида застывшей во льдах падающей воды!

А вечером был вкуснющий ужин из трех блюд, повара пожалели нас, лишившихся нормального обеда!

Чечня: Знакомство с Грозным.

Фотоальбомы к рассказу

Вовнушки — замок, парящий в небесах.Средневековый башенный город — Эгикал

Хяни

Родовые башни ингушетии

Две боевые башни — шестиэтажные, со ступенчато-пирамидальным покрытием (11 и 12 сланцевых плит с венчающим крупным конусовидным камнем) и почти 30-метровой высоты. На южной и восточной стенах пятого этажа у первой боевой башни искусно выложен петроглиф в виде креста, также он сделан и у второй башни. В основании первая башня имеет размеры: северная стена — 4.

64 м, южная — 4.5 м, западная и восточная — 4.44 м. Вторая боевая башня имеет размеры: северная стена — 4.38 м, южная — 4.53 м, восточная и западная — 4.75 м. Первые две боевые башни на верхних этажах (с четырех сторон) имеют навесные каменные машикули — балкончики, прикрывающие основания крупных стрельчатых боевых амбразур.

Перекрытие второго и шестого этажа у каждой из боевых башен — в виде сомкнутого четырехстороннего каменного ложного свода с выступающими гуртами. В основании башен устроены крупные каменные отсеки-«мешки» для хранения сельскохозяйственных припасов, а в стенах — редкие сводчатые оконные проемы, многочисленные ниши и бойницы для огнестрельного боя.

Сводчатый дверной проем, ведущий сразу на второй этаж, устроен во всех трех башнях в центре южной стены, которая смотрит в сторону реки.

Третья боевая башня имеет квадратное основание (3.95×3.88 м), четыре этажа высотой до 16 метров, плоскую крышу с зубчатым завершением. На зубцах размещались 4 крупных конусовидных камня.

Важно

Снаружи на стенах (кроме западной) третьего этажа отмечаются крупные ромбические орнаменты, выложенные путем выборки камней. Перекрытие второго этажа — в виде сомкнутого четырехстороннего каменного ложного свода с выступающими гуртами. Воздвигнуты все боевые башни очень тщательно, на известковом растворе. Кладка стен полигональная, приближающаяся к порядковой.

Снаружи стены покрыты толстым слоем бело-желтой штукатурки, в изнутри просматривается замазка швов кладки.

В основании прямоугольные или реже трапециевидные, в высоту до четырых этажей, с плоской крышей с высоким парапетом. В сохранившихся стенах можно видеть разнотипные сводчатые дверные и оконные проемы, хозяйственные и оборонительные ниши, узкие бойницы, камни-коновязи, кормушки для лошадей, чашечные камни.

У двух башен дверные проемы сверху контролировались небольшими машикулями-балкончиками.На северо-западной окраине поселка Хяни, на крутом горном склоне компактной группой расположены щесть склеповых гробниц: три полуподземные (предположительно XIII—XV вв.

) и три наземные коллективные (предположительно XVI—XVII вв.). Все они в плане прямоугольные, ориентированы по длинной оси север—юг (с небольшими отклонениями) и сейчас находятся в полуразрушенном состоянии.

В одиночную ложносводчатую погребальную камеру каждого из полуподземных склепов ведет квадратный лаз (0.6*0.55 м), расположенный в центре фасадной короткой южной стены. В стенах камер устроены каменные полки и небольшие квадратные или прямоугольные ниши. Крыша у построек плоская.

Сложены гробницы тщательно, на известковом растворе. Кладка стен полигональная. Фасадные южные стены снаружи покрыты белой штукатуркой, а у погребальных камер наблюдается замазка швов кладки.

Наземные гробницы имеют два этажа-камеры и располагали двускатно-ступенчатым (сланцевым) покрытием. Ложносводчатая погребальная камера каждого этажа склепа, имеющая широкие каменные полки и небольшие квадратные ниши, делится выступающей каменной стрельчатой аркой на две равные части. На первый этаж каждого склепа ведет квадратный лаз (0.6*0.

6 м), отмечаемый в центре фасадной южной стены, на второй — квадратный лаз (0.5*0.55 м) в восточной. Основание каждого склепа скальное, а межэтажное перекрытие каменное. Толщина стен у основания — 0.6 м. Сохранившаяся высота построек — соответственно 2.25 и 2.55 м. Возведены они аккуратно, на известковом связующем растворе. Кладка стен полигональная.

Снаружи и изнутри стены подвергнуты штукатурке желто-белого цвета.

Ниже на горном склоне высятся еще две полуразрушенные наземные склеповые коллективные гробницы XVI—XVII вв.

Первая усыпальница башнеобразная, с квадратным основанием (4.1*4.1 м) и пирамидально-ступенчатым покрытием (13 сланцевых плит с венчающим крупным конусовидным камнем). Она трехэтажная: на первый этаж ведет квадратный лаз (0.6*0.

55 м), устроенный в центре фасадной южной стены, на второй — лаз аналогичной формы (0.5*0.5 м) в восточной стене, а на третий — прямоугольный лаз (0.65*0,53 м) в северной. Близ лаза на второй этаж из стены выступает сланцевая плита с округлым отверстием (диаметр — 0.05 м), для установки траурного белого флага.

Совет

Общая погребальная камера постройки перекрывалась четырехсторонним каменным ложным сводом. Основание камеры скальное, межэтажные перекрытия деревянные. Толщина стен — 0.6 м. Высота сохранившейся части склепа — 3.8 м. Построен он очень тщательно, на известковом растворе.

Кладка стен полигональная, приближающаяся к порядковой. Стены снаружи и изнутри покрыты толстым слоем светло-желтой штукатурки.

Второй наземный склеп имеет прямоугольное основание, ориентирован по линии север-юг, располагал двумя этажами-камерами и двускатно-ступенчатой (сланцевой) крышей. На первый этаж можно попасть через квадратный лаз (0.6*0.6 м), сделанный в центре фасадной южной короткой стены, а на второй — лаз аналогичной формы (0.6*0.6 м) в восточной.

Ложносводчатая погребальная камера каждого этажа, располагающая каменными полками и квадратными нишами, с помощью выступающей каменной стрельчатой арки поделена на две равные части. Сооружен склеп тщательно, на известковом растворе. Кладка стен полигональная. Снаружи стены подвергнуты бело-желтой штукатурке, а изнутри у них просматривается замазка швов кладки.

Высота сохранившейся части строения — 2.95 м. Толщина стен — 0.65 м.

На восточной окраине поселка Хяни, на пологом горном склоне, еще в начале века возвышался ядрообразный мавзолей с округлым основанием и уплощенно-конусообразным верхом с семьью выступающими гуртами. Венчал постройку крупный конусовидный камень. Своим трапециевидным лазом, ведущим в поминальную камеру, мавзолей был обращен на восток.

В скальном основании камеры искусно выложен каменный ящик, ориентированный по длинной оси восток-запад. Высота мавзолея достигала 3.6 м. Сложен он был очень аккуратно, на известковом растворе. Кладка стен порядковая. Стены снаружи покрыты белой штукатуркой, а изнутри у них наблюдается замазка швов кладки.

Согласно отрывочному преданию, этот мавзолей был воздвигнут в конце XVIII в. В настоящее время он разрушен.В районе поселка Хяни Л. П. Семеновым были отмечены руины небольшого позднесредневекового храма-святилища, называвшегося Ханхе-Сели. По-видимому, данный культовый памятник был устроен в виде часовни.

Описание приведено по научной работе Д.Ю.

Чахкиева ''Древности горной Ингушетии''

Здесь приводится пять преданий. Первое, второе, третье и пятое записаны И. Дахкильговым; четвертое записано А. А. Гандалоевой. Первая часть рассказана 36-летним Ахметом Ханиевым на пасеке в ауле Хяни в 1966 году. Второе и третье предания рассказаны в 1966 году жителем аула Ляжги стариком Солсбеком Патиевым.

Обратите внимание

Четвертое предание рассказал в 1976 году 45-летний житель аула Олгетти Ахмет Хадзиев. Пятое предание рассказано в 1968 году 80-летним жителем г. Грозного Магометом Абдулаевичем Ханиевым. // И.А.Дахкильгов, А.О.Мальсагов. Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей.

Грозный, Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986.

Аул Хяни основал Хано. Его сына звали Хинг. Из него вырос сильный и сметливый юноша. Когда в Хяни возводили башни, камни волоком подтаскивали к месту строительства с помощью быков. Внизу у реки лежал камень длиною в человеческий рост и шириною в три локтя.

Он был отесан и готов к закладке; его надо было подтащить к строящейся башне, но быки не могли его тянуть по крутизне. Камень мог так и остаться у реки. Подошел к нему Хинг, поднял камень на грудь и без остановки поднялся в гору. Положил он камень у строящейся башни. И сейчас этот камень виден в стене башни.

Неудивительно, что Хинг мог сделать такое, потому что он всегда побеждал во всех соревнованиях.

Было одно место, где молодежь соревновалась в силе. Там, на склоне горы, торчал высокий камень. Молодежь веселилась тем, что, разбежавшись вниз по склону, перепрыгивала через этот камень.

Ханой Хинг же сбегал не по склону вниз, а, наоборот, взбегал вверх и перепрыгивал через этот камень.

Хано был очень умелый строитель боевых и жилых башен. У него был сын Хинг. Он у своего отца научился мастерству строителя. Строили они как-то одну башню. Когда отец стал укладывать очередной камень, сын сказал:

— Этот камень надо бы положить не так, а эдак. — И он показал отцу, как это надо сделать.

— Ты уже начал учить меня, — сказал отец. — Ты что же, стал таким искусным мастером?

И тут отец и сын заспорили: кто из них искуснее.

—Хорошо же, — сказал отец, — Хутиевы из аула Ляжги просят воздвигнуть им боевую башню. Все, что нужно для этого, они уже подготовили и дают плату в шестьдесят коров. Иди и постройим башню. А я здесь, в Хяни, воздвигну еще одну боевую башню. Закончим эти башни и посмотрим, кто из нас искуснее.

Пошел Ханой в аул Ляжги. Решил он построить башню лучше всех, что видел до сих пор. Хинг сначала замешивал известь, у реки у него была мельница, которая перемалывала камень в песок-В известь он добавлял молоко, иногда яйца и пр.

Приготовив раствор, он брал его на деревянную лопату, переворачивал ее и носил взад и вперед. Если раствор не падал с лопаты, он считался хорошим. Одни из подручных Хинга тесали камни, другие подвозили их к месту стройки.

Он построил боевую башню с двумя сводами.

Когда Хинг ставил завершающий шпилевой камень, его отец Хано, закончив строить свою башню, пришел в Ляжги, чтобы посмотреть на работу сына. Осмотрел он башню и снаружи и изнутри, проверил раствор и крикнул сыну:

— Ты победил меня и нет мастера лучше тебя!

Важно

Морчхоевцы, жившие недалеко от Ляжги, тоже попросили Хинга построить им башню. Построил им Хинг башню. Если посмотреть на нее со стороны, она не выглядит столь внушительно, как башня Хутиевых, возведенная Хингом в Ляжги. Морчхоевцы с обидою сказали:

— О-о, Хинг! Всем, что нужно для строительства, мы тебя обеспечивали. Почему же наша башня оказалась хуже Хутиевых?

На что Хинг ответил:

— Когда я возводил вашу башню, я так прилаживал камни друг к другу, что выступы одного камня ложились в углубления другого. Качество башни не определяется по внешнему виду. Башню Хутиевых я разравнивал известью, чтобы она была красивой, а башню Морчхоевых я сделал столь прочной, что если даже покатить ее под гору, то и тогда она не разрушится.

А получалась башня столь прочной потому, что Морчхоевы лучше чем кто-либо кормили Хинга.

В ауле Ляжги некогда жили два брата. У старшего брата было три сына, а у младшего не было ни одного. Известно, что люди, не имеющие потомства, склонны питать к другим черную зависть.

Старший брат попросил мастера Ханой Хинга построить ему боевую башню. Хинг согласился и начал работу. Младший брат устроил для него большой пир. На этом пиру он предложил за плату построить и себе боевую башню, кроме того, он пообещал Хингу еще плату, но за это попросил его построить башню его старшего брата так, чтобы она рано или поздно свалилась.

Взял Ханой Хинг плату, но тайно обо всем, что поведал ему младший, рассказал старшему. Тогда старший предложил ему еще одну полную плату, но попросил, чтобы его башня при падении упала на башню младшего брата. Прошло много времени. Братья умерли. Однажды башня старшего рухнула и всею своей тяжестью повалилась на башню младшего.

Так закончилось соперничество двух братьев.

Хинг был настолько примечательный человек, что его полюил даже сам Дяла. Опустил Дяла на землю золотую цепь и сказал:

— Взбирайся сюда, ко мне.

Взобрался Хинг на арш (1аьрш) и сел рядом с Дялой.

— Обозревай отсюда землю, — сказал Дяла, — отсюда все видно.

Смотрел Ханой Хинг на землю и удивлялся: все раскрылось перед ним, как на ладони. Решил он взглянуть и на свой аул Хяни и понаблюдать, что делает его семья. Увидел он свою жену, которая шла к сараю, а за нею шел их домашний раб.

— Кажется, не все у меня дома благополучно, отпусти меня домой, — попросил он Дялу.

— Иди, — сказал Дяла, — когда спустишься на землю, — можешь от золотой цепи отрубить кусок такой длины, насколько дастанет твоя сабля.

Опустившись на землю, Ханой Хинг, желая отрубить цепь побольше, подпрыгнул и отсек от нее довольно длинный кусок. Этот кусок до недавнего времени лежал на верхнем этаже башни в специально для него сделанной нише. Кто поднимется на башню, тог увидит эту нишу. Ханой Хинг пожадничал, когда рубил цепь, и Дяла проклял его за это. Он сказал:

—Пусть потомство твое будет немногочисленным и низкорослым до седьмого колена!

Совет

Случилось однажды несчастье с родовым котлом Ханиевых: сорвался он с очажной цепи и разбился. После этого случая Ханиевы стали говорить между собою:

— Нам надо поделить очаг. Необходимо разделиться. Очажную цепь, котел они поделили на семь частей, также и сами разделились на семь частей, и каждая из них взяла свою долю очага. Затем они разошлись. Одни остались в Хяне, другие ушли в села Ангушт и Насыр-Корт.

Третьи отправились к черкесам, и сегодня среди них есть жители, которые имеют фамилию, как и ингуши, — Ханиевы; четвертые подались к осетинам, и их потомство имеет фамилию Ханаевы, пятые ушли в Грузию: их называют Ханишвили; шестая часть обосновалась в Моздоке, слилась с армянами и имеет фамилию Ханаянц; седьмая часть ушла к чеченцам и слилась с их родами.

Фотографии предположительно 1980-х. Автор фото неизвестен.Башня №1, боевая:Башня №2, жилая:Башня №3, жилая:Башня №4, полубоевая:Башня №5, боевая:Башня №6, полубоевая:Башня №7, полубоевая:Башня №8, боевая:Башня №9, жилая:Склеп №1:Склеп №2:Склеп №3 и №4:Склеп №5:К Хяни ведет дорога, доступная внедорожникам. Чтобы добраться до поселка, следует повернуть с центральной автотрассы около горы Цей-Лоам в сторону башни Магой-Джел, а затем в сторону Лялах. Эта грунтовая дорога указана на карте OSM, её протяженность составляет около 4 км. В период дождей часть дороги может быть размыта, поэтому рекомендуем принимать соответствующие меры предосторожности.
На фото: развилка выше башенного комплекса Хяни. Спуск вправо идет в сторону башен Хяни. Дорога прямо — в сторону Лялах.

Замки Ингушетии

Родовые башни ингушетии

Опубликовано: 06.06.2018 Категория: Авторский очерк / Северо-Кавказский ФО / Республика Ингушетия

Сразу отметим: население, исторически проживающее к западу от Чечни, называет себя гъалгай.

А «ингуш» – производное от топонима Ангушт («место, откуда виден горизонт» – в названном селе когда-то жили ингуши, поэтому-то соседи назвали так все «племя»).

О чем это говорит? Этнос издавна устраивает форпосты очень высоко, строит башенные комплексы, где размещает сильнейших воинов (стражу). И в этом лонгриде мы как раз поговорим про «высотки» и даже про целые замки Ингушетии.

Именно оборонительные приграничные сооружения уберегли галгаев от экспансии соседних империй и народов – «собратьев». Да и позже одноименная республика долго «выбивала» независимость…

Предыстория

Обратим внимание на один факт. До того как в Бронзовом веке образовался народ Кобанской культуры (ассимилировавший позже весь Северный Кавказ), восточная часть названной горной системы (от Терека до Каспия) сотни лет являлась пограничьем нескольких непохожих наций.

Речь о пересекающихся ареалах автохтонной Майкопской, ближневосточной Куро-Аракской и арийской Катакомбной культуры. Их представители, конечно, торговали и обменивались опытом, но в то же время часто враждовали. Поэтому первые боевые башни Ингушетии, скорее всего, возводились на заре 2-го тысячелетия до н.э.

Наше повествование коснется более поздних строений. Они стоят вокруг Ассы и ее притоков – в Джейрахском районе 06 региона.

Старинные комплексы

«Кобанцы» (кровь которых течет, в первую очередь, в населении Восточного Кавказа) сохранили и даже культивировали обычай складывать из камня сигнально-сторожевые постройки.

Уже в Средние века они научили этому мастерству и аланов (в обеих Осетиях такие постройки называют «галуан»). В Чечне это – «кхъале», в аварском Дагестане (родственном вайнахской культуре) – «хъала», а в Ингушетии – «вовн».

Именно на территории последнего субъекта федерации учтено и выявлено уже 120 «постовых» строений. Хотя почему «постовых»? Башни Ингушетии выполняли разные функции.

Вовнушки

На крайнем юге названного района (там, где Асса уносит свои воды уже в Грузию) вы найдете самый известный объект экскурсий в этом крае. Наверное, догадались, что «Вовнушки» происходят от слова «вовн».

В 2006 году они победили в конкурсе «Семь чудес России». По ним хорошо заметно, что типичные строения вайнахов имели квадратное основание со сторонами от 6 до 12 кв. м. и высоту от 10 до 25 м.

(размер конструкции зависел от ее функции).

Стены, составленные из каменных блоков, были наклонены внутрь. Толщина их уменьшалась лишь на верхних этажах. К слову, все это хозяйство украшалось петроглифами – религиозными и ритуальными. В данном случае краеведы определили символы тейпа (клана) Оздой.

Обратите внимание

Строительный материал выглядит как продолжение скал. Это и есть главная «изюминка» Вовнушек. Обычно гид рассказывает здесь о том, как проверяли грунт перед закладкой. Выливали в яму молоко.

Если оно не впитывалось в почву в течение нескольких дней – значит грунт плотный, подходящий.

Духаргишт

Эти стремящиеся ввысь мини-цитадели расположены на контрфорсе горы Матлотам. Когда-то их окружала высокая стена. Как и другие замки Ингушетии этот состоял из одной полубоевой и четырех жилых башен. На данный момент имеются в виду развалины.

Самым интересным местом комплекса называют «боевой дом», так как в нем устроены амбарные отсеки, располагающие внушительными размерами. Неподалеку вы наткнетесь и на 2 могильника-склепа: 2-х и 3-х ярусный. У того и другого есть сланцевые крышки.

На этажи поднимаются по лазам (они в центральном фрагменте каждого уровня). Башни «участвовали» во многих сражениях Позднего Средневековья и Нового Времени, неоднократно меняя владельцев.

Встречаются примитивные постройки из неотесанной грубой кладки – башни племенных союзов Кобанской культуры, распространивших влияние и на Центральный Кавказ.

Дударов замок

Сейчас мы переместимся в Харп, возвышающийся над центром одного из сельских поселений Джейраха – аулом Бейни. Только тут понимаешь, что есть в Ингушетии замки. Один расположен в живописной локации – на берегу горного источника.

Сама крепость состоит из боевой 4-этажной и 3 жилых башен (к сожалению, разрушенных), До сих пор заметно: они опоясаны оборонительным периметром. Вокруг мини-форта имеется и ров.

В далекие времена (когда «кобанцам» – вайнахам грозили и Север, и Юг) траншея заполнялась водой из того самого ручья.

На западе вы заметите склеп с красивой зубчатой крышей (зубчатая крыша как раз и появилась в Средневековье – этот элемент добавили уже аланы, мигрировавшие в горы Восточного Кавказа под давлением монголов).

Важно

Легенда гласит: что свое имя «родовой городок» получил в честь первого предводителя дружины клана Дударовых – Дудара. Он был храбрым воином. Аланы называли его по-своему – нартом. Дудар и построил этот замок в Ингушетии.

Пережив сыновей (захватчики монголы не смогли завладеть замком, но в отместку убили потомков «хозяина»). Храбрый нарт покинул обиталище – пошел искать убийц сыновей.

Хамхи

Элементы этого бастиона начинаются еще в зоне курорта Армхи и одновременно входят в Джейрахско-Ассинский историко-культурный заповедник. Стремящиеся сюда путешественники первую часть пути преодолевают по Военно-Грузинской дороге.

Часть сельского поселения Гули – по сути, очень старый покинутый город. Тут вас встретят циклопические жилища – «небоскребы» (в честь циклопов историки окрестили все виды кладок из гигантских камней), 4 боевые башни Ингушетии, 4 полубоевые и 16 жилых.

Локализируется «музей» на левом берегу Ассы – на границе с Грузией.

Самые древние объекты – мегалиты «кобанцев», все остальные – архитектура малоизвестного позднесредневекового государства Хамхинский шахар, принадлежавшего когда-то 10 ингушским тейпам.

Вытянутые жилые форпосты называются здесь «гъала» (возможно, так родилась и аланско-осетинская идиома «галуан»). Это квадратная (прямоугольная) в плане каменная конструкция в 2–3 этажа (также как осетинские и аварские аналоги, выше были только чеченские башни).

Ингушетии принадлежит еще пара особенностей башенного строительства. Стены сужены к верху, очень много декора!

Дош Кхъале (Дошкхале)

Указанный в заглавии комплекс занимал отрог горы Цей-Лоам (то же ущелье). Как отмечалось, замки Ингушетии ведут родословную от циклопических сооружений Кобанской культуры. «Страна башен» – ее «столичная» земля.

С главных восточно-кавказских высот удобнее контролировать множество путей (в том числе караванных). Пример одной из таких стратегических точек – упомянутое урочище, в котором размещен Дошкхале.

Говорят, отсюда пошла традиция возведения всех построек за год – 365 дней.

Род, который не успевал сделать все свои гъала и вовны в срок, считался слабым и вызывал у соседей смех. Еще на этом пятачке земли заметна вся эволюция башенных перекрытий. Ранние произведения имели плоские навершия (были «менее боевыми»). Самый поздний вариант относится к Средневековью и Новому времени. Это – конструкции со ступенчато-пирамидальной крышей.

Речь о пирамиде из 13 сланцевых плит, венчающейся похожим на конус камнем. Применялась только для боевых башен. Кстати, этот тип имел уже не три, а пять-шесть этажей. На нижнем – пленники, на двух следующих – «стационарные» стражи и дополнительные защитники, на четвертом и пятом – припасы, семья, глава рода. 5-й или 6-й уровень предназначался для дозорных.

Эги Кхъале (Эгикал) и Пуй

Башни Ингушетии иногда ограничивали целый «горный полис» – хорошо защищенную агломерацию какого-нибудь большого рода, как правило, стремившегося образовать вокруг себя что-то вроде протогосударства.

В землях аваров, к примеру, эта тенденция закончилась образованием десятков раннесредневековых княжеств. А Эгикал как раз пример вайнахского города (он находится в черте одноименного аула).

Совет

Его руины стоят на реке с грузинским именем Тетрицикали – 5 боевых башен, 6 полубоевых и 50(!) жилых.

К слову, пришло время прояснить, что нынешние краеведы подразумевают под термином «полубоевая башня». Оказывается, это – строение в 3-4 этажа, с меньшим основанием, чем жилой аналог. Имеются в Эги Кхъале могильники, мавзолеи, святилища. Ближайший аул – Лейми. Сюда ведет все та же дорога Гули – Пуй. И если уж мы заговорили о Пуе, то поясним, что здесь все то же самое, что и в Эгикале.

Тъаргам (Таргим)

Место, где Тетрицикали впадает в Ассу, считалось стратегическим. Здесь появились фортефикации, на которых и вырос Таргим. Ныне поселок «мертвый». В живописной рекреации турист изучит 4 боевых, 4 полубоевых высотных укрепления, а также 16 домов башенного типа.

Последние – циклопические крепости Ингушетии, то есть сохранились с древнейших времен (возможно с Кобанской эпохи). Тут 19 захоронений, 2 мавзолея, 5 языческих капищ. Это говорит о том, что Тъаргам был «сердцем» Кобанской цивилизации. Название городка – имя одного из трех братьев – «основателей» ингушского рода (галгалов)… В честь населенного пункта прозвали небольшое ущелье.

На другой стороне Ассы – первая христианская церковь (Альби Ерды), что подтверждает догадку части исследователей.

Карт

Комплекс обнаруживается в той же местности и связан с теми же древними датировками. Имеет 2 яруса (нижний и верхний склоны возвышенности). Этот замок в Ингушетии менее популярен. К сожалению, в анналы истории про него попало мало информации. Судя по крыше, боевая башня средневековая. Все остальное – развалины домов и сараев.

Пялинг

Этот объект находится на незначительном расстоянии к северо-востоку от Джейраха – районного центра. Он доказывает, что со временем каждый замок в Ингушетии стал всего лишь местом проживания изолированного рода. Этот построил в 16 веке тейп Йовлой (потомки – Евлоевы, Газгиреевы, Мездоевы и другие).

4 боевые башни и 15 жилых зданий разнообразятся так называемыми «солнечными» могильниками. До того, как приняли христианство (а позже и мусульманство) галгалы (галгаи) хоронили умерших по языческому обряду, высушивая трупы на полках в подземных норах (пещерах в склонах гор).

Это – еще кобанский обычай, распространившийся в свое время не только по всему Восточному Кавказу, но и в Верхнюю Балкарию. Склепы появляются позже.

Ний

Ний, как и Эрзи, лежит на территории, административно подчиняющейся все тому же Гули.

Здешние башни Ингушетии – часть еще одного поселения рода Йовлой (видимо, самого большого в Ингушетии – от него «отпочковались» десятки других кланов). Военных «столбов с бойницами» тут 4, полувоенных – 1.

13 домов в полуразрушенном состоянии. 14 склепов содержат останки очередной группы «отцов-основателей» огромного рода.

Аързи (Эрзи)

Любопытные башни Ингушетии лежат между двумя пиками возвышенности, в тени которой пребывает село с грузинским названием Ольгети (долина Армхи). Они получили имя «Орел» и статус историко-архитектурного и биосферного заповедника.

Почему? В 19 веке тут было обнаружено бронзовое изображение так называемого «Орла Сулеймана» – ингушский державный артефакт 8 века, изготовленный в одном из городов Арабского Халифата.

К тому же здесь произрастают все более редкие для восточного Кавказа дуб и бук. Но обо все по порядку.

Некий Чард – основатель рода Мамиловых, Яндиевых, Буражевых и Алдагановых – построил тут «усадьбу», включающую, в том числе 8 башен (боевых и полубоевых – высотой до 30 метров, площадью примерно 23 «квадрата»). Наверное, они – самые высокие из всех старинных.

Хорошо сохранились стены зданий и небольшой оборонительный периметр… А теперь немного о Чарде. Ингушские исследователи утверждают, что под этим именем история донесла до нас сирийца-христианина Джарда, спасающегося от гонителей сначала в Грузии.

А когда сарацины времен Крестовых походов начали добираться и туда, он перешел хребет, осев неподалеку от его вершин.

Новоделы

Многофункциональные крепости в Ингушетии послужили стилевой базой для создания монументов, прославляющих то или иное эпохальное событие. Ведь теперь они – знак (содержатся даже на здешних флагах).

Башня Согласия в Магасе (Магас Тауэр)

Главное знаковое сооружение – Башня Согласия в старой и одновременно новой столице Ингушетии (городе Магас). На месте разрушенной монголами средневековой агломерации появился «сити» со зданиями прогрессивного дизайна, сохранившими, тем не менее, кавказский облик.

Башня, возведенная в 2013 году, стоит на набережной реки Сунжа (на площади Алания – пятак назван так в честь создателей империи, имевших тут на определенном этапе свою столицу). Она имеет высоту 100 м.

и такую же площадь основания! Внутри – лестница, ведущая на верхнюю обзорную площадку (она застеклена). Отсюда виден весь Магас.

Мемориал «Девять башен» в Назрани

Крепости в Ингушетии (их элементы) стали деталями стилизации многих ансамблей (чего стоят одни только Аланские ворота, украшающие въезд в каждый город Чеченской республики!). Помимо этого, они – характерная черта нынешней мемориальной архитектуры Чечни и Ингушетии. Яркий пример таковой – «Девять башен» в Назрани.

Комплекс, построенный в 1997 году,  посвящен жертвам сталинских переселений и национального конфликта 1992 года. Он представляет собой 9 горских башен, опутанных колючей проволокой (намекает на 9 депортированных этносов). А самое интересное, что детали ансамбля заодно показывают и всю эволюцию «кобанско-вайнахской» башни.

Теперь вы знаете, почему в Ингушетии замки – национальный бренд. Защита независимости (а с ней – языка и традиций) в течение тысячелетий была в приоритете у местного населения. Любая оборона базируется на удержании стратегических высот и подготовке профессионалов – пограничников.

Часто башенные комплексы являлись заставами родовых земель внутри ареала галгаев. Защищаться от кланов – «кровников» приходилось целым аулам. И не удивительно, что чеченцы именовали описываемый народ сурдзуками, а грузины – дзурдзуками. Сложносоставной термин означает «войско хребта».

Башен больше всего встречается у «народа-войска», занимающего крохотную территорию.

Что дальше? Крепости Ингушетии в мирные времена (став частью России) сначала стали медленно превращаться в традиционные вайнахские родовые усадьбы, а позже в памятники, знаменующие события национального масштаба (новые или старые).

Башни Ингушетии замки Ингушетии боевые башни в Алании Вовнушки 1

Реставрация башен Ингушетии

Родовые башни ингушетии

Своей самобытностью и  величественностью древняя архитектура ингушей издавна привлекает к  себе внимание многих ученых.

Еще в  середине 18  века Вахушти Багратиони отмечал, что ингуши «умеют строить из  камня на  извести и  из  них воздвигают дома, башни и  укрепления».

Позднее к  этой архитектуре обращались Штедер, Паллас, Клапрот, Энгельгардт, Бларамберг, В.  Миллер; уже в  советское время  — Л. Семенов, Е.  Крупнов, М. Базоркин, А.  Робакидзе и  др.

Обратите внимание

Ингушские архитектурные ансамбли  — жилые и  боевые каменные башни, святилища, склепы, культовые сооружения  — идеально гармонируют с  окружающей их  природной средой.

Несмотря на  то, что они воздвигались из  грубого камня, они весьма изящны и  тем самым свидетельствуют, что ингушам, помимо крепости и  надежности, весьма важна была и  эстетика.

В  те  отдаленные времена башни во  многом способствовали сохранению ингушского этноса, оказавшегося в  окружении более многочисленных соседей.

Однако время и  катаклизмы прошлого не  пощадили бесценное достояние нашего народа: памятники архитектуры с  каждым годом ветшают, и  лишь ювелирная реставрация позволит их  сохранить для потомков и  ценителей прекрасного.

Но  для реставрации необходимы огромные средства, чтобы оплачивать труд специалистов. И  тут на  помощь приходят неравнодушные представители ингушского народа из  числа предпринимателей.

Один из  них  — Алаудин Парчиев, взявший на  себя расходы по  финансированию реставрационных и  консервационных работ памятников культурного наследия в  башенном комплексе Баркинхой в  Озиге, расположенном у  подножия Цей-Лоама и  состоящем из  37  объектов культурного наследия 14-17  веков. Каждый памятник по-своему оригинален и  совершенен, потому как строили их  в  свое время прославившиеся на  весь Кавказ башенных дел мастера из  рода Баркинхой.

В  беседе с  корреспондентом «Ингушетии» Алаудин Парчиев рассказал о  том, как он  влюбился в  эти горы и  как пришло понимание необходимости сохранить памятники архитектуры, которыми восхищается весь мир.

—  Алаудин, когда вы  впервые побывали в  горной Ингушетии  и, в  частности, в  родовом комплексе Баркинхой?

—  Впервые мне посчастливилось лицезреть красоты нашего горного края в  1987  году. В  то  время в  этих местах не  было никаких дорог, ведущих к  нашим родовым селениям. Нам приходилось добираться из  поселка Карца через Джейрах до  Гули, и  то  в  хорошую погоду, а  дальше дорог уже не  было.

Помнится, тогда готовились работы по  прокладке железной дороги, которыми руководил известный нам всем Маули Баркинхоев. И  проехать по  этим дорогам могли только тягачи и  тяжелая техника. Мы  же на  своей легковушке добирались до  конечного пункта целые сутки, подкладывая под колеса двухметровые деревянные доски.

В  дождливую погоду мы  останавливались на  ночлег у  местных жителей, которые с  большим радушием принимали нас у  себя в  гостях. На  следующий день мы  продолжали путь.

Важно

В  первый раз мы  добирались до  наших родовых башен в  Озиге, расспрашивая пасших крупный или мелкий рогатый скот местных жителей, которые и  были нашим ориентиром к  родовым селам.

—  Каковы были первые впечатления, когда увидели и  прикоснулись к  каменным свидетелям истории Баркинхой  — к  родовым башням?

—  Наверное, невозможно передать словами чувства, охватившие нас при виде этой красоты. Мы  возвращались оттуда окрыленные увиденным, своей богатой историей, гордостью за  своих отцов, свой народ и  свой край. По  возвращении домой, в  Карца, мы  долго и  неустанно делились со  всеми своими впечатлениями.

К  большому сожалению, сделанные в  те  времена фотографии наших башен на  пленочном фотоаппарате пропали в  ходе событий осени 1992  года. Будучи студентом исторического факультета в  советском вузе, я  показывал эти фотографии и  рассказывал историю своим однокурсникам, преподавателям, друзьям.

Мы  пытались пропагандировать нашу культуру настолько, насколько мы  это могли делать в  советское время, а  возможностей было не  так много.

И  жизнь так сложилась, что спустя 30  лет у  меня появилась возможность принять участие в  сохранении уникальной башенной культуры моего рода, и  я  очень рад этому.

—  А  если  бы вам в  то  время сказали, что вы  вернетесь в  Озиг в  качестве строителя или хранителя башен?..

—  Ни  я  и  никто другой не  мог себе тогда представить это, потому как восстанавливать башни или делать что-то еще в  этом направлении могла только советская власть. По  воле Всевышнего спустя годы это стало возможным, и  я  благодарен судьбе, благодарен своему тейпу за  такую возможность.

—  Когда впервые вы  узнали, что наши башни находятся в  угрожающем состоянии?

—  Вообще, о  том, что проблема существует, я  узнал от  автора слов ингушского гимна Рамзана Цурова, когда мы  вместе с  Русланом Аушевым, бывшим вице-премьером Российской Федерации Олегом Сосковцом и  гостями из  Татарстана приехали в  Средний Озиг.

Я  и  сам видел эти трещины, но  мне казалось, что это последствия обстрела в  ходе высылки ингушей в  Казахстан и  Среднюю Азию в  феврале 1944  года. Плюс к  тому, нам сказали, что пока местные власти запретили проводить восстановительные работы на  башнях.

 Но  реальное беспокойство о  состоянии башен, тревогу о  том, что они находятся в  жутком состоянии и  что мы  в  любое время можем потерять  то, что является предметом гордости не  только представителей нашего рода, но  всего народа, я  почувствовал после общения с  журналистом Заурбеком Точиевым, который поведал о  ситуации в  башенном крае инициативной группе молодежи во  главе с  Вахой Баркинхоевым. В  частности, мне была представлена справка о  разрушениях на  башне Баркинхой с  приложением фотоматериала фотографа Тимура Агирова и  представителя ИГО «Дзурдзуки» Якуба Гогиева, где по  годам был показан процесс разрушений на  башне. К  примеру, если в  2013 году камень на  пирамидальной башне лишь искривился, то  в  2014 году он  упал, а  в  2015 году началось разрушение первых двух плит пирамидальной крыши. Я  понял, что времени мало и  откликнулся на  предложение тейпа к  представителям своего рода о  финансировании консервационных работ на  башне Баркинхой. Я  вернулся на  родину и  встретился с  людьми, чтобы сказать  им, чем я  могу помочь в  сложившейся ситуации. Переданные денежные средства для начала мероприятий по  сохранению башни мне были возвращены и  выражена просьба, чтобы я  лично вел и  контролировал работы на  башне.

Говоря честно, чувствуя, насколько высока ответственность этого предложения, мне не  хотелось браться лично за  эту работу. Первоначально было выделено 900 тысяч рублей для проведения консервационных работ на  башне. А  когда я  лично ознакомился с  состоянием башни, пришлось увеличить финансирование.

Кроме того, было решено отреставрировать и  консервировать еще три башни: было страшно от  мысли, что и  эти уникальные творения наших отцов могут перестать существовать, как и  наша башня в  Верхнем Озиге, разрушившаяся в  1986  году. У  нас просто нет права допустить это, так как это будет предательством по  отношению к  памяти предков.

Совет

Мне уже было не  важно, сколько это будет стоить расходов, каждая ночь для меня сопряжена с  тревогой за  наших вековых хранителей истории.

—  Кем будут вестись строительные работы и  на  какой стадии находится процесс реставрации части башенного комплекса Баркинхой?

—  По  предложению совета тейпа Баркинхой мною было принято решение о  заключении договора на  проведение реставрационных работ с  Магомедом Малороевым, чьи работы на  башне Мэлари и  в  других районах Ингушетии, по  оценке московских реставраторов, отличаются высоким качеством и  соответствуют установленным российским законом и  международными нормативными актами стандартам. Следует отметить, что в  компании Магомеда Малороева очень сильные специалисты-проектировщики, которые уже подготовили проект на  проведение реставрационных работ в  Нижнем Озиге. В  настоящее время проект подан в  Управление культурного наследия Республики Ингушетия для получения разрешения, после чего будут начаты работы по  полной реставрации боевой и  жилой башни, консервации каскада руин двух башен, разбору завалов.

—  Сколько составляет сегодня общая стоимость расходов на  башне Баркинхой и  когда планируется завершить реставрационные работы?

—  В  вопросах реставрации и  сохранения объектов культурного наследия деньги, конечно  же, важны. Но  только такие критерии, как «качественно» и  «максимально близко к  первозданному виду», должны быть основой этих работ.

На  сегодняшний общая стоимость планируемых работ составила 12  миллионов 900 тысяч рублей. Финансирование проекта уже начато и  выделены средства, необходимые для проведения работ. Согласно договору и  проекту работ, все реставрационные работы при отсутствии форс-мажорных обстоятельств планируется завершить в  2019  году.

—  Какие чувства вы  испытываете сегодня, когда уже взялись за  такой масштабный и  значимый во  всех отношениях проект?

—  Прежде всего, я  испытываю огромную ответственность за  дело, в  которое впрягся, очень переживанию о  том, чтобы башня не  разрушилась, и  мы  успели ее  сохранить. Недавно, к  примеру, случилось землетрясение, а  каждый толчок  — это угроза нашим башням. Потому для нас важна каждая секунда, которые мы  стараемся не  упускать с  момента, когда запустили процесс восстановительных работ.

Можно сказать, что под угрозой находятся целые страницы нашей истории, утратить которые мы  не  имеем права. К  тому  же катастрофически малое финансирование реставрационной отрасли, наличие существенных пробелов в  законодательстве, почти полная утрата существовавшей ранее школы специалистов-реставраторов высокого класса  — все это также вызывает тревогу.

Сохранение памятников архитектуры  — это обширнейший комплекс действий, включающий в  себя простой ремонт и  консервацию в  существующем виде, реставрацию и  восстановление утраченного архитектурного облика.

Этим работам предшествует сложнейшая научно-исследовательская работа по  изучению самого памятника архитектуры и  различных историко-архивных материалов.

В  процессе реставрации приходится сталкиваться с  самыми неожиданными проблемами, заниматься восстановлением деталей из  давно забытых материалов или изготовленных по  давно забытым технологиям. Всем этим должны заниматься специалисты.

Мы  сделаем все возможное для сохранения этого уникального башенного комплекса.

—  Безусловно, проведение всех этих работ не  было  бы возможно без волевого решения руководства республики, которое уделяет большое внимание сохранению наших исторических и  культурных объектов в  горной Ингушетии.

Как вы  относитесь к  тому, что каждый тейп должен принять участие в  восстановлении своих родовых башен, учитывая, что сегодня республика не  обладает необходимыми финансовыми возможностями по  сохранению памятников, которых насчитывается более одной тысячи?

—  На  сегодня это самое правильное решение. Действительно, для сохранения стольких объектов необходимы колоссальные средства. И  здесь свое слово должны сказать тейпы. Если рассчитывать на  поддержку со  стороны, мы  рискуем потерять башни, потому что время идет.

Но  у  нас его нет, а  потерянное  — не  вернуть.

Каждый тейп, в  котором, безусловно, есть хотя  бы несколько представителей с  финансовыми возможностями, должен принять меры по  сохранению башен, осознавая, что без башен мы  потеряем место, куда сможем прийти и  реально приблизиться к  истокам.

—  Ваше напутствие подрастающему поколению?

—  Участие молодежи в  сохранении нашей истории и  культуры очень радует и  воодушевляет на  участие в  различных проектах.

Обратите внимание

Если  бы у  меня не  было той информации, которую мне представили молодые ребята, может, я  подключился  бы к  этой работе позже. Но  их  участие стало мотивирующим и  решающим.

Самое главное мое пожелание  — это сохранение единства и  согласия в  нашем тейпе и  в  обществе. Так как это и  есть основа нашего будущего и  уверенного настоящего.

Общественный деятель и  бизнесмен Алаудин Парчиев родился и  вырос в  поселке Карца Пригородного района. Окончил исторический факультет Удмуртского госуниверситета.

В  1992 году его жизнь тесно сплелась с  чаяниями возрожденной Республики Ингушетия, рука об  руку с  президентом республики Русланом Аушевым, в  спаянной команде единомышленников он  участвовал в  становлении самого молодого субъекта Российской Федерации. В  непростых условиях постконфликтного периода, учитывая значимость вопроса безопасности в  сложившейся ситуации, он  участвовал в  создании службы безопасности Аушева, руководителем которой являлся в  течение долгого времени.

Наряду с  мероприятиями по  подготовке и  проведению реставрационных и  консервационных работ в  башенном комплексе Баркинхой в  Озиге, Парчиев реализует и  другие обширные проекты по  поддержке спортивной молодежи и  благотворительные акции.

Уже в  ближайшее время в  центре Назрани после проведенного капитального ремонта начнет функционировать новый зал клуба дзюдо имени Магомеда Парчиева, президентом и  главным спонсором которого является Алаудин Парчиев.

Как отметил воспитавший не  одну плеяду известных дзюдоистов тренер по  дзюдо Магомед Камурзоев, Парчиев также спонсирует все тренировочные процессы и  выезды спортсменов на  российские, европейские и  международные соревнования.

Трое спортсменов из  этого клуба уже стали победителями российских и  международных турниров.

Важно

В  частности, последними достижениями клуба является победа его воспитанника Абу-Муслима Парчиева на  международном турнире по  дзюдо, проходившем в  присутствии Президента России Владимира Путина во  Владивостоке.

Также Парчиев спонсирует кикбоксеров из  числа представителей тейпа, ставших призерами международных турниров в  России и  за  рубежом. Одним из  них является Ислам Баркинхоев, завоевавший серебро на  международном турнире в  Италии.

Однако благотворительная деятельность Алаудина Парчиева не  ограничивается спонсорской поддержкой проектов в  сфере культуры и  спорта. Ежегодно сотням нуждающихся семей он  оказывает благотворительную помощь.

Борис Терский

  Ингушетия