Редкие фото санкт-петербурга, конец xix — начало xx вв.

Редкие фото санкт-петербурга, конец xix — начало xx вв

Редкие фото санкт-петербурга, конец xix — начало xx вв.

РЕДКИЕ ФОТО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX вв.Оцените!

В конце XIX начале XX века Петербург был самым большим в России городом.

Не только по численности населения, но и по значению экономического и культурного центра страны. В это время здесь строились крупные промышленные предприятия на которых устанавливали только передовое оборудование из Европы.

Правда большинство этих предприятий принадлежало компаниям с участием европейского капитала.

С 1890 года и до 1914 года число рабочих увеличилось почти в пять раз. С 1880-х годов развивалось строительство теплоэлектростанций. Развитие промышленности Петербурга было связано с Морского порта. Морским путем в город доставлялись оборудование, английский уголь, металл и текстильное сырье для фабрик. Через порт проходило и две трети грузов внешней торговли всей России.

Обратите внимание

Петербург постепенно становится вторым после Москвы железнодорожным узлом страны. Железнодорожные пути связывают Петербург с Украиной, Уралом, Сибирью. В столицу для экспорта из разных частей страны шли древесина, зерно, нефть.

В России в 1897 году была проведена первая всероссийская перепись населения. По ее данным в Петербурге было уже 1 миллион 265 тысяч жителей. Это в два раза больше, чем в середине XIX века. Петербург вышел на третье место среди таких европейских столиц как Лондон и Париж. Население его стало вдвое больше населения Москвы.

Петербург находится в дельте Невы, поэтому нормальное сообщение между островами обеспечивают только мосты. К началу XX века были только Николаевский и Литейный мосты. В 1903 году открывается построенный французской фирмой Троицкий мост.

Затем был построен мост Петра Великого, Финляндский железнодорожный мост и начали строительство Дворцового моста. К сожалению он был открыт лишь в 1916 году и так простоял до 1939 года незаконченным, без решеток, с деревянными поручнями.

До 1907 года главным городским транспортом была железная дорога на конной тяге.

Правда с 1880-х годов зимой, по льду Невы от Английской набережной до Петроградской стороны укладывали рельсы для одновагонных трамвайчиков. Но к 1917 году трамвайное движение имело уже 39 маршрутов.

Трамваи шли и по Невскому и по Каменноостровскому проспектам, по всем мостам. Это был самый удобный и дешевый транспорт.

В 1906 году появиляются таксомоторы, а через восемь лет их уже около 400. Но основным видом передвижения по городу был извозчик, их было около 10 тысяч.

Начиная с 1912 года Городская дума начала проектировать метрополитен и даже было намечено строительство первой линии от Нарвских ворот до Николаевского вокзала. Но с начавшейся мировой войной все работы были остановлены практически до 1940 года, а затем опять остановлены второй мировой войной.

Важно

В 1887 году была построена телефонная станция, а в 1895 году уже было 3 тысячи абонентов в Петербурге, Петергофе, Царском Селе и Гатчине. В 1898 году телефонную связь протянули до Москвы.

К 1917 году в Петербурге было больше тысячи начальных училищ. Уровень грамотности города был на первом месте в стране.большое значение уделялось и прессе, как доступному средству массовой информации. В начале XX века в Петербурге издавалось 40 газет и 140 журналов, в том числе на иностранных языках и на языках народов России.

C 1890 года и до революции в городе открыли около 30 музеев. Главные музеи города Эрмитаж и Русский музей привлекали большое число посетителей. По выходным открывали двери для бесплатного посещения резиденции Николая II — Зимнего дворца.

Петербург, в конце XIX века был центром изобразительного искусства. Здесь работали такие художники как Добужинский, Остроумова-Лебедева, Лансере, Бенуа и многие другие. Они посвятили огромную часть своего творчества Петербургу.

Бурную эпоху переживал и театр. Огромным успехом пользовались Александрийский и Мариинский императорские театры. Кроме них существовали небольшие частные музыкальные и драматические театры. Были также десятки концертных залов и свыше ста кинотеатров.

В Петербурге жили и творили литераторы «Серебряного века». Александр Блок, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Максим Горький и Леонид Андреев, Куприн и Алексей Толстой.

В это время в Петербурге были построены уникальные архитектурные шедевры: музей Суворова на Кирочной улице, Храм Воскресения Христова — «Спас на Крови», Нахимовское училище на Большой Невке, особняк балерины Кшесинской, Народный дом Николая II в Александровском парке и множество других. В этих зданиях мы можем видеть все многообразие стиля модерн.

Петербург также являлся и центром религиозной жизни многих конфессий. В городе было четыре монастыря — Александро-Невская лавра, Троице-Сергиевская пустынь, Новодевичий и Иоанновский. Насчитывалось 290 православных соборов и церквей.

Совет

На Сенатской площади находился Священный Синод, созданный при Петре I. Также было несколько католических костелов, лютеранская и армяно-григорианская церкви. В 1910 году открыли Мусульманскую соборную мечеть.

Имелась иудейская Синагога, построенная в начале XX века, Буддийский храм напротив Елагина острова. Всего было 20 инославных и иноверческих культовых сооружений.

Кроме культурной, художественной и религиозной жизни конечно была и светская жизнь. Она кипела во дворцах и салонах. Где собирались придворные, знать, чиновники. Устраивались приемы в императорских дворцах: Зимнем, Петергофском и других, коих было великое множество. Собиралась аристократия и знать на художественные выставки, театральные премьеры, и благотворительные вечера и концерты.

Развивался и спорт. В моду входил футбол. Петербургские спортсмены участвовали в Олимпийских играх.

Петербург, как столица Российской империи, был конечно же центром политической жизни страны. События эти часто выходили на улицы и площади города. Петербург — Петроград — Ленинград пережил три революции, всеобщие забастовки, многочисленные митинги и демонстрации, стрельбу в народ…

От водоноса до портняжки

Редкие фото санкт-петербурга, конец xix — начало xx вв.

Столица Российской империи была идеальным полигоном для мелкого бизнеса и кустарных промыслов. Arzamas изучил галерею колоритных городских типажей начала ХХ века

Подготовила Софья Лурье

Торговец. Фотография ателье Monstein. Санкт-Петербург, 1860-е годы © flickr.com

Бродячие мороженщики появились на улицах Петербурга в 1840-х годах. Перед собой продавцы холодного лакомства толкали тележку, в которой стояли мороженицы — кадушки, заполненные невским льдом с солью.

В кадушках были установлены металлические цилиндры со смесью молока, ягод, сливок, сахара и специй. Продавец «крутил мороженое» вручную: вращал рукоятку, приводя в движение лопасти, пока содержимое металлического сосуда не охлаждалось равномерно. Мороженое готовилось ежедневно и хранилось несколько часов.

Десерт отмеряли деревянными ложками в посуду покупателя, в крайнем случае — на кусок хлеба. На одну копейку можно было получить один шарик.

Раешник 

Раешник. Фотография ателье Laurent. 1860-е годы © flickr.

com

Раек, или «всемирная косморама», представлял собой ящик или домик на колесах с отверстиями в передней стенке, сквозь которые зрители рассматривали своего рода примитивный мультфильм: лубочные картинки или «перспективные» виды города сменялись, накручиваясь лентой на две катушки, которые при помощи ручки крутил раешник.

Задача раешника состояла в том, чтобы задорными прибаутками и «раешными стихами» привлечь публику к своему ящику и объяснить происходящее на картинках: «А вот, извольте видеть, город Рим, / Дворец Ватикан, / Всем дворцам великан!.. / А живет в нем римский папа, / Загребистая лапа!.. / А вот город Париж, / Как туда приедешь — / Тотчас угоришь!» Сеанс стоил от 1 до 5 копеек.

Точильщик

Точильщик. Фотография Уильяма Каррика. 1860-е годы © Wikimedia Commons

Частыми гостями в петербургских дворах были точильщики инструментов. Свой инструмент — небольшой точильный станок с педальным приводом — они несли на плече и привлекали внимание жильцов криком: «Точить ножи-ножницы, бритвы править», «Кручу-верчу — наточить хочу».

Услуги точильщика пользовались спросом у служащих, чиновников и военных, которые не могли отращивать бороду, а значит, имели потребность в опасных бритвах.

Стальные и серебряные ножи и ножницы приносили для правки кухарки и трактирные повара, а дворники не упускали случая наточить топор и лопату — главнейшие инструменты в борьбе с нечистотами и наледью. 

Фонарщик

Фонарщик. Фотография ателье Monstein. Санкт-Петербург, 1860-е годы © flickr.com

Фонарщики появились в Петербурге уже в начале XVIII века, когда были установлены первые городские светильники с конопляным маслом, освещавшие окрестности Зимнего дворца и Адмиралтейства.

Газовые фонари на Невском проспекте и Дворцовой площади появились в 1839 году, но большинство улиц еще в 1860-х годах освещалось керосином. Каждый вечер с наступлением сумерек на улицу выходили фонарщики. Они цепляли лестницу за поперечную перекладину на столбах, поднимались и спичками зажигали керосиновую лампу или газовый фонарь.

Когда рассветало, фонарщики возвращались, чистили и меняли поврежденные стекла, а керосиновые лампы увозили с собой на тележке. В 1910-х годах примитивные керосиновые лампы заменили на более яркие и долговечные керосинокалильные светильники, которые фонарщики спускали вниз при помощи вмонтированной в столбы лебедки.

К 1915 году центр города освещался 3 тысячами электрических фонарей, но на окраинах продолжали работать более 12 тысяч газовых и керосиновых, так что профессия фонарщика продолжала быть востребованной. Газовое освещение было полностью ликвидировано лишь в 1930-х.

Портняжка

Портняжки.  1860-е годы © flickr.com

В 1900-х годах подавляющее большинство петербуржцев шило одежду у портных, а не покупало готовое платье. Портные прибывали в Петербург из Олонецкой, Тверской и Псковской губерний, а также из Пошехонского уезда Ярославской губернии. Большинство портных начинали свою карьеру в Петербурге с детства.

Мальчиков в обучение отдавали сами родители через родственников и односельчан — портных. Положение подмастерий в портновском промысле было тяжелее, чем в любом другом: вся жизнь проходила в помещении мастерской, рабочий день в самые горячие сезоны — поздней осенью и перед Пасхой — продолжался 15–16 часов. Портняжки спали прямо в помещении мастерской, укрываясь отрезами материи.

Единственной формой досуга работников было пьянство. 

Водонос

Водонос. Фотография Уильяма Каррика. 1860-е годы © dailymail.co.uk

Несмотря на то что к 1900 году к централизованному водопроводу было подключено 70 % петербургских домов, на улицах еще можно было увидеть водоносов и водовозов.

Купив у города специальное разрешение, они получали право пользоваться городскими водокачками, расположенными по берегам рек. Затем они развозили воду по домам — у каждого водоноса была устоявшаяся клиентура, адреса, по которым он регулярно приносил воду.

Обратите внимание

Бочки водовозов были раскрашены в разные цвета: питьевая вода из Невы — в белых бочках, техническая, для стирки и мытья полов — в желтых и зеленых. Ведро питьевой воды стоило 5 копеек, небогатые горожане экономили и брали полведра или бутылку.

Состоятельные жители города предпочитали заказывать питьевую воду из Ижорских ключей — она стоила дороже, но была вкуснее и безопаснее невской. 

Торговка красным товаром

Торговка красным товаром. Открытка из серии Types de Russie. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко. 1860-е годы © filocartist.net

Торговлей вразнос в начале 1900-х годов занималось в городе около 12 тысяч человек.

Ткани и галантерея были специализацией ярославцев, в основном женщин.

Они ходили по домам с тюками, в которых были уложены отрезы различных материй (ситец, хлопок, шерсть), кружева, пуговицы, кнопки, крючки и нитки, ловко раскладывали и собирали товар прямо на полу в хозяйских комнатах и славились выдающимся даром убеждения. 

Газетчик

Разносчик газет. 1900-е © Library of Congress

Газетчики стояли на углах оживленных перекрестков, выкрикивая сенсационные заголовки из распространяемых ими изданий. У продавцов газет был собственный «профсоюз» — артель, участие в которой обеспечивалось вступительным взносом.

Староста артели распределял места для торговли, предоставляя старожилам самые оживленные точки в городе. Газетчикам полагались форма с бляхой и кожаная сумка.

Самые ходовые издания — либеральная «Речь», консервативное «Новое время», многотиражные бульварные газеты: «Газета-копейка», «Петербургский листок», «Петербургская газета», а также невероятно популярные среди мальчиков детективные истории про Ната Пинкертона. 

Дворник

Дворник. Фотография ателье Monstein. Санкт-Петербург, 1860-е годы © flickr.com

В центральной части города каждый жилой дом обслуживало от одного до трех дворников.

Дворник не только следил за чистотой, но и выполнял обязанности консьержа: на ночь ворота запирались, и попасть в квартиры можно было, лишь позвонив в дворницкую.

Днем дворники следили за тем, кто заходит во двор, гоняли подозрительных типов, попрошаек и старьевщиков, в случае беспорядка свистком призывали на помощь городового. Они также обязаны были извещать ближайшую полицейскую часть о новых жильцах дома.

Домовладельцам предписывалось чистить деревянную мостовую перед домом от конского навоза, снега и наледи, поэтому дворники поддерживали чистоту не только во дворе и на лестницах, но и на улице.

Летом дворники соскребали нечистоты совками, в сухую погоду поливали улицу из шланга, зимой смазывали чугунные ворота и отбойники постным маслом с сажей, скребли улицу от наледи и посыпали песком. Снег с помощью деревянных лопат собирали в кучи и топили на снеготаялках — решетках, под которыми разводили огонь. За небольшую плату дворник также разносил по квартирам воду и дрова. В дворники шли в основном холостые русские крестьяне и татары, деньги посылали родственникам в деревню.

Тряпичник

Тряпичник. Фотография ателье Monstein. Санкт-Петербург, 1860-е годы © flickr.com

Сбором негодных вещей и поношенной одежды по дворам занимались в Петербурге так называемые «шурум-бурум» — татары-старьевщики. Их характерный костюм состоял из восточного халата и тюбетейки. Вероятно, за экзотическую внешность горожане дали им прозвище «князья».

Тряпичники ходили по дворам с криком «Халат, халат!» и за копейки покупали у жильцов ненужные им более вещи. По воскресеньям в окрестностях Сенного рынка возникала Татарская площадка — грандиозная барахолка, толкучка, куда небогатые обитатели столицы приходили обновить гардероб.

Здесь можно было купить все — от перелицованных брюк до почти новой енотовой шубы.

Трубочист

Трубочист. Фотография Уильяма Каррика. 1860‑е годы © dailymail.co.uk

Чистильщики печей появились в городе в петровское время. В их обязанности входила чистка дымоходов от сажи и обучение горожан правилам безопас­ности в обращении с дровяными печами.

В XIX веке в столице к каждому кварталу был приписан мастер, который следил за состоянием дымоходов и в случае неисправности был обязан сообщить в пожарную охрану.

Первыми петербургскими трубочистами были немцы, но к концу XIX века профессию монополизировали финны — 60 % печных мастеров были выходцами из одного финского селения. 

Молочница

Молочница. Фотография ателье Monstein.

Санкт-Петербург, 1860-е годы © Wikimedia Commons

Молочницы-чухонки, жительницы ближайших пригородов — Парголово, Юкков, деревень Карельского перешейка — несколько раз в неделю доставляли товар на дом постоянным клиентам или торговали с воза, главным образом на Сенном рынке.

Выезжали ночью или ранним утром; распродав товар, возвращались в ночь домой или ночевали в финских трактирах, расположенных в окрестностях Финляндского вокзала на Выборгской стороне. Молоко, как и все скоропортящиеся продукты, горожане в холодное время года хранили в деревянных ларях за окнами.  

Редкие фото Санкт-Петербурга начала xx века

Редкие фото санкт-петербурга, конец xix — начало xx вв.

Карл Карлович Булла — его имя знакомо в основном узкому кругу лиц — фотографам, историкам, деятелям культуры, журналистам, или же просто самым любознательным гражданам России. И это несмотря на то, что Карл Булла — вошел в историю как «отец российского фоторепортажа».

Во времена Российской империи Карл Карлович считался одним из самых известных фотографов. А его панорамные снимки Питера до сих пор вызывают восхищение.

Мало кто знает, что он один из первых открыл в Санкт-Петербурге своё фотоателье, в здании Пассажа на Невском, превратив его в семейный бизнес, настоящий бренд своего времени.

В данном помещении сейчас располагается действующий фотосалон, принадлежащий другим хозяевам — «Фонду исторической фотографии имени Карла Буллы». Здесь работает небольшой музей и проводятся выставки. Перед зданием ателье Буллы на Малой Садовой установлен Памятник петербургскому фотографу.

РЕДКИЕ ФОТО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НАЧАЛА XX ВЕКА

Дворцовый мост

Своё название мост получил по находящимся рядом с ним Зимнему дворцу и Дворцовой набережной. С приходом новой власти в 1917 году мост был переименован в Республиканский, в 1944 году возвращено историческое название.

Зимний дворец и спуск к Неве

Важно

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — в прошлом главный императорскийдворец России, расположенный по адресу: Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.

Андреевский рынок на Васильевском острове

Андреевский рынок на Большом проспекте занимает целый квартал, ограниченный Большим проспектом, пятой и шестой линиями Васильевского острова. Несмотря на многочисленные реконструкции, здание на удивление хорошо сохранилось и мало изменилось за более чем двести лет своего существования.

В 2003-м году рынок пережил масштабную реконструкцию; но велась она по сохранившимся историческим материалам, поэтому безвкусного новодела удалось избежать.

Были отреставрированы фасады, арочные проемы, кровля и галереи, и теперь Андреевский рынок, официально включенный в реестр памятников, охраняемых государством, выглядит так же, как двести лет назад — когда его построил неизвестный архитектор.

Биржевая площадь.

Биржевая площадь расположена на Стрелке Васильевского острова.

В 1925-1926 годах по проекту архитектора Л. А. Ильина площадь перед Биржей была превращена в сквер. Вскоре в стране началась подготовка к «празднованию» 100-летия со дня гибели великого русского поэта А. С. Пушкина. Весь 1937 год был объявлен юбилейным.

В связи с празднованием юбилея Биржевую площадь переименовали в Пушкинскую, в центре которой предполагали установить памятник поэту.

Замысел реализован не был, так как вскоре началась война. Впоследствии памятник поэту установили на площади Искусств. В 1989 году площади было возвращено ее историческое название — Биржевая.

Вид с Большого Конюшенного моста на Круглый рынок. 1900 год.

Круглый рынок — памятник архитектуры XVIII века в Петербурге, возведённый по проекту Джакомо Кваренги в 1790 году. Здание является одним из самых старинных рынков города.

Совет

Первоначально рынок назывался Финским (по находившейся неподалёку финской церкви, в середине XVIII века — Харчевым и с конца XVIII века — Круглым.

Витебский вокзал В Санкт-Петербурге. 1900-е гг.

Витебский — самый первый вокзал в России. Первое одноэтажное деревянное здание было возведено в 1837 году для первой в России Царскосельской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Царское село.

Современное здание вокзала построено в 1904 году в стиле «модерн» по проекту академика архитектуры С. А. Бржозовского.

Дворцовая площадь

Дворцовая площадь— главная площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль, возникший во второй половине XVIII — первой половине XIX века.

НаименованиеДворцовая площадь известно с 1766 года. Дано по расположенному рядом Зимнему дворцу, южный фасад которого выходит на площадь. В октябре 1918 года площадь была переименована в площадь Урицкого (в честь М. С.

Урицкого, одного из организаторов штурма Зимнего дворца в 1917 году, председателя Петроградской ЧК, убитого 30 августа1918 года при входе в здание Главного штаба).

13 января1944 года вышло постановление о возвращении 20 исторических наименований, в том числе и Дворцовой площади.

В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия.

Зимний дворец

Исаакиевский собор

Обратите внимание

Исаакиевский собор – крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, шедевр мировой архитектуры, одно из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире.

Казанский собор

Казанский кафедральный собо́р (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир (или русского классицизма). Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Конные прогулки в Летнем саду

Сад был заложен по повелению Петра I в 1704 году. Летний сад изначально создавался как летняя царская резиденция.

В 2004 г. территория Летнего сада с Летним дворцом и Домиком Петра I вошла в состав Государственного Русского музея. Летний сад стал одним из филиалов Русского музея.

Летний сад упоминается в романе в стихах «Евгений Онегин»Александра Пушкина. Саду посвящено стихотворение Анны Ахматовой«Летний сад» (1959 года).

Кронштадтский Богоявленский морской собор и памятник адмиралу Макарову

1. Последний и самый крупный из морских соборов Российской империи. Построен в 1903-1913 гг. в Кронштадте по неовизантийскому проекту В. А. Косякова.

Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю.

8 (21) мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.

[quote_box_center]Стоимость строительства собора составила 1 876 000 рублей.[/quote_box_center]

2. Памятник С. О. Макарову в Кронштадте — монумент, воздвигнутый в Кронштадте в 1913 году в честь русского флотоводца, океанографа, полярного исследователя, кораблестроителя и вице-адмирала С. О. Макарова. Автор проекта памятника — скульптор Л. В. Шервуд.

24 июля (6 августа) 1913 года памятник был открыт в присутствии Николая II.

Важно

К моему личному удивлению, памятник выжил. Как и отчего большевики не снесли его — приятно удивлен. С лютой ненавистью они относились ко всему тому, к чему прикасалась царская рука — уничтожали все, что связано с царским режимом…

Памятник выполнен с необычайной экспрессией. Кажется, что С. О. Макаров сделает шаг и пойдет быстрой и решительной походкой.

Наводнение. Большой проспект Васильевского острова. 1903 г.

За три века с 1703 года зафиксировано более 300 наводнений (подъем воды более 160 см), из них 210 с подъёмом более 210 см. В некоторые годы случались по несколько наводнений (в 1752 — пять)…

Самым значительным и разрушительным наводнением за всю историю российского Санкт-Петербургa стало Петербургское наводнение 1824 года. До основания города крупнейшим было наводнение 1691 года, с подъёмом воды над ординаром 329 см.

Наводнение. Крюков канал. 1903 г.

Невский проспект

Невский проспект — главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры.

На Невский проспект выходят фасады 240 зданий.

Своё современное название Невский проспект обрёл в 1781 году, произошло от названия Александро-Невской Лавры, которая носит имя национального героя, святого князя Александра Невского.

До этого магистраль, соединявшая Адмиралтейство и Александро-Невскую лавру называлась сначала просто дорогой к Невскому монастырю или першпективной дорогой к Невскому монастырю (с1718 года), затем сменила несколько похожих названий…

С 1781 года название Невский проспект стало официальным, хотя в 1783—1785 годах существовало название Большой Невский проспект.

Совет

В октябре 1918 года к первой годовщине Октябрьской революции магистраль получила название проспект 25-го Октября, которое просуществовало чуть более четверти века, после чего в блокадном Ленинграде проспекту было решено вернуть историческое название.

С 13 января 1944 года проспект снова называется Невским.

Невский проспект. 1903.

В период блокады район Невского проспекта подвергался интенсивным бомбардировкам и артобстрелам (в память о подвиге ленинградцев на фасаде дома 14 сохранилась надпись: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!»). В конце 40-х — начале 50-х годов повреждённые и разрушенные здания восстановлены.

13 января 1944 года перед окончательным снятием блокады Ленинграда по просьбе жителей многим улицам были возвращены исторические названия, в том числе и Невскому проспекту.

Николаевский мост

Николаевский мост, ныне Благовещенский — первый постоянный мост через реку Неву в Санкт-Петербурге. До строительства постоянного моста с 1727 года существовал наплавной Исаакиевский мост.

Еще Николаевский мост

Любопытно, как только его не называли. Проектное название моста — Невский мост. Открытый 12 ноября 1850 года мост был назван Благовещенским по находившейся на левом берегу Благовещенской площади и Благовещенской церкви (снесённой в 1929 г.).

После кончины императора в 1855 году мост стал называться Николаевским. 17 ноября1918 года мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта, в память П. П. Шмидта — руководителя восстания на крейсере «Очаков» в 1905 г.

14 августа 2007 года мосту было возвращено название Благовещенский.

Памятник Императрице Екатерине II

Памятник Екатерине II — памятник на площади Островского в Санкт-Петербурге, установленный в честь императрицы Екатерины II в 1873 году. Памятник сооружали более 10 лет — с 1862 по 1873 год.

По неподтвержденным данным, в начале 1930-х годов партийные органы Ленинграда собирались демонтировать памятник как «старорежимный», поставив на пьедестал вместо статуи Екатерины статую Ленина, а на места снятых 9-ти фигур посадить представителей «мудрого ленинского политбюро».

В конце 1960-х годов, из рук А. В. Суворова вандалами была вырвана шпага. Её воспроизводили заново дважды — покушения на шпагу продолжаются до сих пор.

Памятник Петру Великому (Медный всадник)

Обратите внимание

Открытие памятника состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

Пристань на Мойке 1900.

Сенной рынок

Сенной рынок – один из самых давних в Петербурге. Первое упоминание относится к началу 18 века, когда здесь торговали сеном, соломой и дровами. Отсюда произошли названия рынка и площади. Со временем это место стало одним из самых известных и популярных в городе.

Сегодня Сенной рынок – современный комплекс, в котором все удобства и для продавцов и для посетителей. После серьезной реконструкции он открылся в 1998-м году.

Троицкий мост

Троицкий мост (с 1918 по 1934 г. — мост Равенства, с 1934 по 1991 г. —Кировский мост) — разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Один из красивейших петербургских мостов.

Третий постоянный мост через Неву (после Благовещенского и Литейного). До возведения в 1965 году моста Александра Невского он оставался самым длинным в городе (582 м).

Название получил в честь находившейся рядом Троицкой площади и Троицкому собору (разрушенному в 1932 г.).

Петербург XIX века. Таким его видела Анна Каренина

Редкие фото санкт-петербурга, конец xix — начало xx вв.

Петербург позапрошлого века. Неожиданно многолюдный. Таким его видели Л. Толстой и Ф. Достоевский и герои их знаменитых романов. Конка. Грохот по булыжной мостовой. Скамейки, тумбы с объявлениями и чугунные ограждения. 

Невский проспект 1870-е годы

В последние десятилетия 19-го века в России окрепла документальная фотография. Появились отличные фотохроникеры, занимавшиеся съемкой сюжетов из повседневной жизни.

Они снимали нищих и странников, людей, занятых трудом в поле, в кузнице, у станка, городских извозчиков и водовозов, базары на больших площадях, выступления скоморохов, массовые шествия, просто виды городских улиц.

Важно

Эти фотографы не заботились о композиции, принятой мастерами старой («пикториальной») фотографии. «Эстеты» упрекали их за отход от «художественности», но они упорно фотографировали «жизнь как она есть». 

Далее фотографии Петербурга 19-го века  и статья П. Антонова «Пейзажи Петербургских улиц» из журнала «Советское фото» №10. 1989г.

 ВЫВЕСКА КОЖЕВЕННОЙ ЛАВКИ НА НИКОЛАЕВСКОЙ УЛИЦЕ, 1880 гг. 

Вглядываясь в старые фотографии, мы видим изменившиеся сегодня улицы, которые все-таки хорошо узнаются.   Конечно, это явление характерно только для центра города, так как прежние его окраины изменились неузнаваемо. В Петербурге с середины XIX века бурно развивалась торговля и промышленность, он становился центром притяжения огромных людских масс. 

На большинстве из них мы видим булыжную мостовую. От езды экипажей по такой мостовой, как писал современник, стоял беспрерывный треск и грохот. Но некоторые улицы столицы имели и удобные покрытия. 

В 1832 году на Невском появилась первая торцовая мостовая.

Она состояла из деревянного основания и уложенных по нему шестигранных деревянных шашек, просмоленных и пропитанных антисептическими растворами, В 1870х годах коегде стали применять в качестве дорожного покрытия асфальт, иногда брусчатку.

Тротуары от проезжей части ограждали чугунными или гранитными столбиками, связанными между собой цепями. В начале 20-го века их уже больше не устанавливали, На одном из снимков Невского проспекта видны ограждения тротуаров от мостовой. 

Сенной рынок 1890-й год

Извозчичья пролетка на Сенатской площади. 1860-й год

 Как показывают фотографии, на петербургских тротуарах было нагромождено множество самых разных сооружений: выступов, ступеней, сходов, зонтиков на чугунных колоннах, афишных тумб, тумб-киосков.

Универсальные магазины, торговые фирмы, банки, гостиницы, рестораны находились в основном на главных улицах и проспектах: Невском, Садовой, Литейном, Большой Морской (ныне Герцена), Малой Морской (с 1902 года — ул. Гоголя), Большой Конюшенной (ныне Желябова), Николаевской (ныне ул. Марата) и других. Там царствовала всевозможная реклама.

Совет

Посмотрите на фотографии Невского проспекта, Садовой улицы, на сами вывески, и вы почувствуете пульс города той поры. Транспорт также отражает городскую жизнь, ее ритм, напряженность, насыщенность. В Петербурге, из-за недостаточности других средств перевозки людей, извозчики были многочисленны даже в начале XX века, не говоря уже о более раннем времени.

На одной из фотографий 1880х годов можно видеть извозчика на Екатерингофском (ныне РимскогоКорсакова) проспекте. Время года, вероятно, уже холодное. На извозчике армяк, перетянутый поясом, на голове — зимняя шапка «под бобра». На представленном в нашей подборке снимке видим извозчичью пролетку с седоками на Сенатской (ныне Декабристов) площади у памятника «Медный всадник».

Погода относительно теплая, так как извозчик в кафтане, подпоясанном кушаком, а на голове его — шляпа с загнутыми полями. Однако экономически развитый огромный город с большой подвижностью населения требовал дешевого массового вида транспорта. Таким транспортом стала конножелезная дорога. 27 августа 1863 года в Петербурге впервые появилась «конка».

На старых снимках запечатлены вагоны, рассчитанные на 48— 50 мест. Две винтовые лестницы ведут пассажиров с площадок на империал (второй этаж). Кучер сидит впереди вагона на небольшой площадке. В руках у него вожжи и кнут, рядом колокол для предупреждения об опасности. Тихоходная «конка» довольно скоро перестала удовлетворять потребности населения. 

 КОНКА У АПРАКСИНА ДВОРА НА САДОВОЙ УЛИЦЕ. 1890- гг. 

В 1907 году в Петербурге состоялся пуск нового трамвая. Между трамвайными путями ставились столбы для подвеса контактных проводов, так ' как домовладельцы не позволяли для этого использовать стены своих домов.

Фотографии 1910-х годов показывают моторный вагон, рассчитанный на 42 места, ходивший по Невскому. Старая фотография знакомит нас также с развитием уличного освещения. На снимках конца 1850-х годов можно видеть уличные фонари, горевшие на конопляном масле.

Четырехгранные светильники крепились к невысоким деревянным столбам. В 1883 году на Невском зажглись первые 32 электрических фонаря. На одной из главных улиц стояли одновременно газовые и электрические фонари.

В то время изза недостаточной мощности электростанций и дороговизны электроэнергии центральные улицы до часа ночи освещались электричеством, а позже — газом. Отдаленные части города освещались тусклыми керосиновыми фонарями.

ГАЗОВЫЙ ФОНАРЬ В ЦЕНТРЕ ПЕТЕРБУРГА. 1880- гг.