Привычка и потребность — в чем разница ?

Привязанность, влюбленность, любовь, привычка, зависимость ― в чем разница?

Привычка и потребность — в чем разница ?

Автор: Марианна Збронская

Влюбленность, любовь… Идеальные представления об этих прекрасных переживаниях надежно встроены в наши бессознательные фантазии и закреплены естественными человеческими потребностями в безопасности, принятии, привязанности и уважении.

И, собственно, до тех пор, пока наши текущие отношения хоть в какой-то степени соответствуют этим представлениям, никому из нас не приходит в голову выяснять, чем отличается любовь от влюбленности и других способов человеческих отношений.

Мы просто живем в этих чувствах, не задумываясь и искренне полагая, что все так и должно быть.

Мысли возникают на фоне разочарования.

Обратите внимание

Когда отношения разрушаются или становятся невыносимыми, когда партнер неожиданно предлагает изменить их статус или вдруг выясняется, что он (она) относится к ним совсем иначе, чем вы, когда любая попытка хоть как-то жить за пределами отношений вызывает болезненные переживания вины, потери, стыда, бессилия, злости и ненависти, вот тогда мы начинаем размышлять, часто используя понятия, которые не только не помогают разобраться в себе и в отношениях, но ещё больше запутывают нас, вызывая новую волну неприятных переживаний.

Со второго полугодия вашей жизни начали формироваться особенности вашего способа выстраивать отношения.

Если ваша мать была достаточно чувствительна к вашим потребностям и переживаниям, эмоционально доступна, уверена в себе, если она умела безопасно и экологично регулировать свое собственное состояние, если её отношения с собой и миром построены на доверии, то в детстве вы, наверняка, ощущали надежный тыл за своей спиной, у вас, скорее всего, выработалось ощущение базового доверия миру. Вы научились верить в свои силы, удовлетворять свою потребность в близких отношениях комфортно и безопасно для себя, значит, вы способны к глубокому, но здоровому переживанию разлуки, потери, грусти, и способны быстро восстанавливаться. Когда вы влюблены, ваши отношения наполнены сильными романтическими переживаниями. Идеализируя (как и положено влюбленным) объект своих чувств, вы склонны скорее не очень замечать то, что есть, чем видеть то, чего нет. И, что самое главное, скорее всего, осознаете, что любовь, в которую может перерасти ваша влюбленность, потребует от вас трезвого взгляда, ответственных решений и серьезной душевной и интеллектуальной работы по созданию и укреплению отношений. Вряд ли вы будете настолько невнимательны к себе, чтобы позволить отношениям превратиться в привычку или чтобы застрять в неосознанной зависимости. Ваши отношения формируются как надежная привязанность.

Если ваша мать была неуверенной, напряженной, непоследовательной и, часто, непредсказуемой, если она то была чрезмерно внимательна к вам, то игнорировала или даже обижала, то вы научились настороженности и недоверию.

Вы глубоко нуждаетесь в близких отношениях, так как вам кажется, что это единственный источник чувства защищенности, поэтому в отношениях вы, скорее всего, изо всех сил стараетесь привязать к себе партнера навязчиво опекая его, при этом в глубине души вас раздирают противоречия между ощущением, что вы вообще не достойны любви, и переживанием, что партнер недооценивает ваши старания, использует вас. Когда вы влюблены, ваши отношения наполнены запредельными чувствами и грандиозными романтическими событиями с серенадами под балконом, дорожками из лепестков роз от метро до кровати, кружевным поясом и больше ничего под шубкой на зимнем свидании, разбитыми тарелками вперемешку с разбитыми сердцами, сценами ревности и бурными примирениями: вам нужны постоянные доказательства любви и преданности, иначе гнусный червь сомнения «меня никто не любит, никому я не нужен (не нужна) «грозит поглотить вас и опрокинуть в пучину самой настоящей депрессии. Ваши длительные отношения, которые вы склонны называть любовью, развиваются, скорее, как эмоциональная зависимость, романтики становится заметно меньше, зато бурных ссор с такими же бурными примирениями заметно больше. Недоверие растет, отношения начинают казаться „неравными“ и, вероятнее всего, заканчиваются в переживаниях глубокой обиды, чувства вины, ненависти и обещаниях „никогда больше“, которые, впрочем, так и остаются просто обещаниями. Ваша привязанность противоречива (амбивалентна). При этом, если у вас хватает смелости осознать и признать этот факт, и если у вас есть более или менее стойкое желание (пусть даже продиктованное невозможностью жить как сейчас) намерение научиться-таки быть счастливым, все может измениться. Важно только понимать, что эти изменения потребуют от вас серьезной, иногда болезненной работы, временнЫх, душевных, материальных и энергетических затрат, но, при большом желании, научиться строить другие отношения (и выбирать других партнеров) вы все же можете.

Если ваша мать была неотзывчивой, нечувствительной, редко и скупо проявляла любовь, чаще обращаясь к вам с объяснениями как «нужно» и как «правильно» играть, вести себя, чувствовать, делать, вы, скорее всего, научились стойкому недоверию, крайней эмоциональной сдержанности, научились вести себя подчеркнуто независимо и даже самонадеянно, научились быть самостоятельным не по годам, поскольку для вас это было единственным способом защитить себя от запредельной боли отвержения. Внешне вы, скорее всего, напоминаете Печорина или Снежную Королеву. Ваше интеллектуальное развитие значительно (диспропорционально) превышает эмоциональное, возможно, вы даже считаете чувства никому не нужным атавизмом, акцентируя внимание на высокой оценке своего интеллекта. Вы чрезмерно критичны к другим, но критику в свой адрес переносите с трудом. Когда вы влюблены… . впрочем, вы никогда не бываете влюблены, гормональные всплески, характерные для состояния влюбленности, вы объясняете биологической потребностью в сексе, и не более того. Любые попытки других людей установить с вами эмоциональную близость вы воспринимаете как угрозу для своей независимости. При этом «независимость» становится для вас сверх ценностью от которой вы глубоко зависите. Ваша привязанность — скорее, избегание привязанности. Изменить что-то в вашей жизни вы можете лишь в том случае, если ваш кругозор не сужен до самоценности вашей логики. Тогда, опираясь на высокий интеллект, вы сможете понять, что невыносимая боль, способная разрушить вашу личность в раннем детстве, от которой вы научились так качественно защищаться, во взрослом возрасте может быть выносима и не разрушит вашу жизнь в целом, шанс научиться выстраивать удовлетворяющие вас отношения у вас есть, хотя эта наука и потребует от вас упорного труда, стойкости и настойчивости.

https://www.youtube.com/watch?v=9jl1CH-WBh8

Если ваша мать была крайне тревожной, если у неё были представления о наличии каких-то «правильных» методов воспитания, которым она страшно боялась не соответствовать, старательно избегая любых «ошибок», если окружающий мир казался ей крайне опасным и она была уверена, что только она сможет защитить вас от этой опасности, если она была занята своими тревогами так сильно, что замечала вас только при прямом зрительном контакте, или когда вы подавали очень яркие сигналы (плач, крик), вы, скорее всего научились опасаться всего и вся, заглядывать в глаза собеседнику при разговоре и, действительно, верить, что только мама (или человек, который, по-вашему, относится к вам так же) способна защитить вас. В этом случае, вы, скорее всего, живете с мамой (или она принимает большое участие в вашей жизни: вы разговариваете по телефону не менее одного раза в день, вам крайне важно её мнение, её оценка, вы во многом руководствуетесь её советами и рекомендациями). Возможно, вы болезненны, плохо понимаете свои чувства, не умеете распознавать самостоятельно своих желаний. Кроме того, вы покладисты и послушны, склонны уступать при малейшем намеке на несогласие собеседника, не умеете отстаивать свою точку зрения или не имеете её вовсе. Когда вы влюблены, вы готовы пожертвовать жизнью ради любви, ваши отношения наполнены чувственностью, нежностью, тонкими сигналами, невинностью (даже сексуальные), робкими прикосновениями. Вы заглядываете в глаза любимому (любимой) стараясь угадать его/её желания и готовы на все, лишь бы соответствовать его/её идеалу, в надежде стать незаменимым, нужным. Вы почти никогда не спорите с любимым и даже в кафе, не задумываясь, заказываете «то же самое» или просите его/её сделать выбор за вас. Отношения любви, на ваш взгляд, никак, практически, не отличаются от отношений влюбленности — они должны быть такими же тесными. Любая попытка партнера посмотреть в другую сторону (например уйти на работу) или заговорить с кем-нибудь другим (например, с друзьями), вызывает у вас непреодолимое чувство тревоги, заставляющее вас заглядывать партнеру в глаза, с выражением крайней ранимости и беззащитности: только истинный закоренелый злодей может бросить посреди дороги беззащитное дитя, ты же не хочешь быть злодеем? И, если партнер не оставляет этих попыток раз и навсегда, ваш организм не выдерживает стресса, и вы начинаете болеть (тем сильнее, чем больше он провинился перед вами) чтобы он мог загладить свою вину заботой о вас и доказал вам свою преданность и доброту. Дальнейшее развитие отношений зависит от выносливости партнера и его готовности взять на себя материнские (вне зависимости от пола) функции по отношению к вам. Ваши отношения развиваются по так называемому симбиотическому типу. Возможность каких-либо изменений в вашей жизни тоже целиком и полностью зависит от вашего партнера: чем он выносливей и преданней — тем меньше у вас шансов захотеть что-либо менять. Если же партнер оказывается предателем, не способным правильно заботится о вас, вы, скорее всего, попытаетесь переложить эти функции на психолога, без которого вам не обойтись. А вот когда психолог открыто откажет вам в такой заботе — все будет зависеть от вашего здравомыслия, к которому вам придется обратиться, откопав его из-под залежей привычной аффективной эмоциональной «чувствительности».

Конечно, я очень поверхностно и схематично описала здесь крайние варианты способов построения длительных отношений. В жизни они значительно более разнообразны. Мне хотелось, чтобы вы увидели, что для того, чтобы научиться быть счастливым в отношениях, совершенно необязательно давать им название.

Важно действительно хотеть этого, быть честным с собой, научиться осознавать свои чувства и истинные мотивы своих поступков, найти в себе мужество видеть действительность такой, какая она есть, а для этого научиться проверять верность своего восприятия, и поверить, что ваша жизнь и судьба — в ваших руках.

Мотивы, желания и потребности – в чём разница?

Привычка и потребность — в чем разница ?

Мотив происходит от французского motif, который в свою очередь произошел от латинского moveo –двигаю. Другими словами:

Мотив – это главный двигатель наших действий или то, что является главной причиной побуждающей нас к действию.

В психологии по А. Н. Леонтьеву и С. Л. Рубинштейну, мотив одно из ключевых понятий в разработанной ими Теории деятельности.

Они назвали его «опредмеченная потребность», но общепризнанного определения, что такое мотив не существует.

Все его определения сводятся к таким понятиям как: намерения, потребности, желания, побуждения, соображения, цель, состояние, свойство личности и другим им подобным.

Для нашего восприятия, мотив является синонимом слова желание или потребность, с еле заметной разницей между ними.  Разница действительно не сразу заметна.

Если последовательно описать процесс, побуждающий нас к действию, чем по определению и является мотивация, это будет выглядеть приблизительно так:

потребность -> желание -> цель.

Например, мы хотим есть. Голод это потребность, которая вызывает у нас желание.  Желание побуждает нас искать пищу, то есть цель. В данном примере, нашим мотивом является желание, так как именно желание подталкивает нас что-то делать.

Важно

Но бывают и другие примеры. Я не хочу кушать, и желания искать пищу у меня отсутствует. Нет потребности, нет желаний, но мой рассудок, подсказывает мне, что чувство сытости это ненадолго, и лучше заранее обеспечить себя провизией.

Это называется мотивацией, я прокручиваю возможность будущих своих потребностей, вызывая в себе желание, подготовится к этому заблаговременно. Здесь уже не сама потребность стала причиной желаний, а мотив, предусмотревший эту потребность заранее.

Мотив занял место потребности.

Когда наши размышления касаются экзистенциональных вопросов, вроде: «жить, чтобы кушать, или кушать, чтобы жить», желание кушать становится второстепенным, и уже не желание диктует цель, а цель диктует желание. В этом примере цель становится стимулом к действию, а значит, именноцель выступает в качестве мотива.

Или ещё пример. Если нам необходимо, что-либо сделать, а желание отсутствует, мы задаёмся вопросом: «зачем мне это нужно?» Таким образом, мы ищем мотив, который аргументирует наши намерения. В этом случае мотив созвучен слову смысл.

Таких примеров, можно приводить ещё много, и все они будут свидетельствовать что, в зависимости от ситуации, мотивом может быть любое наше психологическое проявление (намерение, потребность, желание, соображение, состояние и т. д.), которое стимулирует к действию.

Потребности и желания: в чём отличие?

Привычка и потребность — в чем разница ?

Потребность – это жизненная необходимость.

Желание – то, что просто хочется, но не обязательно требуется для жизни.

Потребности и желания взаимосвязаны.

Например, питаться – необходимо человеку для выживания, но вот что съесть, каждый решает для себя. Кому-то хочется удовлетворить потребность в питании, съев булочку с изюмом, а кому-то хочется шоколадку. Ни булочка, ни шоколадка не являются потребностью сами по себе, это желания. Вы можете до безумия хотеть фисташковое мороженное с карамельным сиропом, но вы не умрёте, если его не получите.

Люди, для которых характерны низкая самооценка и созависимое поведение, склонны воспринимать свои потребности как желания, и это саморазрушительно. Ниже приводится список естественных потребностей, которые необходимы для физического и психического здоровья человека.

Физические потребности 

  • С момента рождения вам необходим чистый воздух для дыхания.
  • Вы не сможете выжить без воды и пищи.
  • Сюда же можно включить одежду и жилье, приспособленные к условиям климата.
  • Существует потребность в регулярном отдыхе и полноценном сне.
  • Мышцам тела требуется достаточная тренировка, иначе они атрофируются.
  • И наконец, нужна безопасность, чтобы обеспечить выживание. 

Эмоциональные потребности

Эти потребности менее очевидны, но, тем не менее, жизненно необходимы. К ним относятся:

  • любить и быть любимыми, иметь друзей, чувствовать уважение и уважать окружающих, симпатия и сострадание окружающих, а также аналогичные проявления в их адрес.
  • Человеку необходимы благодарность, поздравления, признание, прощение и понимание.
  • Также требуется выход для сексуальных желаний, это потребность физическая, на гормональном уровне, но существует также потребность в интимности и связи на эмоциональном уровне.

Интеллектуальные потребности

  • Уму нужна информация, стимулирование мышления и наличие задач, чтобы решать.
  • У человека есть потребность постигать этот мир и понимать людей.
  • Необходимы развлечения, разнообразие, достижение результатов, личностный рост и изменения.
  • Существует также потребность в свободе для искреннего выражения мыслей, возможность поделиться ими с окружающими и получить от них подлинную реакцию.

Социальные потребности

  • В равной мере человеку важно общение с людьми и возможность побыть одному.
  • Существует также потребность выполнять полезную для общества работу. Это та роль, которую исполняет личность в социуме. Это способ познать себя, реализовать свой потенциал и внести позитивный вклад в общество.
  • Существует потребность в принадлежности к определённой группе, а также потребность в автономии и индивидуальности.

Духовные потребности

  • Человеку нужен смысл в жизни. Он хочет знать, для чего создана вселенная и почему в ней есть люди, в чём ценность жизни и так далее.
  • Человеку требуется вера – в Бога, в любовь, в людей или другие высокие ценности.

Низкая самооценка приводит к тому, что человеку бывает трудно удовлетворить свои потребности. Такая модель поведения начинает развиваться с детства и руководит человеком во взрослом возрасте.

Проблема состоит в том, что человек привыкает воспринимать свои личные насущные потребности как желания, которые кажутся незначительными, особенно если они вступают в противоречие с чьими-то ещё.

Люди с низкой самооценкой пренебрегают своими потребностями, объясняя себе такое поведение тем, что они благородно отказываются от своего комфорта во имя других.

На самом деле они становятся бессмысленной жертвой собственной низкой самооценки.

Человеку не просто некомфортно, он буквально предаёт свои физические, эмоциональные, социальные, интеллектуальные и духовные потребности.

Совет

Например, такой человек может проводить каждый вечер дома с семьёй вместо того, чтобы посещать занятия на вечерних курсах, о которых в тайне мечтает.

Такая личность убеждена в том, что стоит ей выйти за порог, как домашние почувствуют себя обделёнными вниманием и обидятся, дом буквально «рухнет» без хозяйского глаза, а забирать время и энергию из семьи вообще непростительно.

Поэтому такой человек не обсуждает ни с кем свои потребности в развитии и обучении.

Личность с низкой самооценкой душит сама себя, принимая свою искреннюю, сильную и естественную потребность за незначительную прихоть. При этом вы можете догадаться, что от такого мученичества домашние также будут страдать, но косвенно, поэтому такой факт легко не заметить. Семья – единая система, и если один из её членов страдает, это непременно скажется и на остальных.

И напоследок, для людей с заниженной самооценкой.
Только вы сами можете оценить относительную силу ваших потребностей и желаний.

Если вам субъективно кажется, что то, чего вы хотите, для вас важно — значит, это действительно важно и вы имеете право на достижение этого.

Если вы поймали себя на мысли «Да, я бы этого хотел/хотела, но в действительности мне это не нужно», напомните себе:

  1. у вас есть право добиваться чего-то, независимо от того, является ли это вашей потребностью или желанием;
  2. страдая от низкой самооценки, которая вас ограничивает, вы не сможете распознать насущной потребности.

Привычка достигать: как перейти от проблемы к действиям?

Привычка и потребность — в чем разница ?

Все люди о чем-то мечтают и ставят какие-то цели, но лишь малой части удается достигать своих целей. Чем же успешные «достигаторы» отличаются от остальных?

Наш автор — HR-консультант и бизнес-тренер Анна Хитрик.

Спасибо моему ментору и профессионалу наивысшего класса Ольге Щербине 

за сопровождение и включение моих внутренних моторов, а также за замечательный материал при подготовке статьи

Служанка или хозяйка, или Как изменить привычки?

Привычка и потребность — в чем разница ?

Знаменитое выражение, что привычка – лучшая из служанок или худшая из хозяек,  известно почти каждому. Но как на практике воплотить в жизнь идею, чтобы привычки служили нам, а не порабощали? И можно ли повлиять на формирование привычки?

Для начала стоит понять, с чем мы имеем дело.

Что такое привычка?

В определении понятия основной набор характеристик: способ поведения или действие; потребность; определенные условия.

Есть привычки, которые прорастают в наши модели поведения из бессознательного. Это привычка грызть ногти или привычка накручивать волосы на палец.

А есть привычки,  которые вольно или невольно мы формируем сознательно. Например, привычка курить. Согласитесь, мы сознательно подносим ко рту сигарету, когда пробуем курить впервые. И совершаем осознанный выбор повторить этот опыт, даже если в самом начале курение не приносит никакого удовольствия.

Обратите внимание

Мы сознательно взращиваем эту привычку, потому что в нашем понимании курение ассоциируется со взрослостью или принадлежностью к той или иной группе, где курение – норма поведения.

Точно так же происходит и с алкоголем. Мало кому при первой дегустации нравится его вкус, чаще всего, приобщение к алкоголю – средство соответствовать.

В формировании привычки есть три взаимосвязанных составляющих:

  • во-первых, некоторое убеждение (информационная программа) — для осознанного действия и подсознательное желание — для неосознанного;
  • во-вторых, внутренняя потребность;
  • в-третьих, действие, доведенное до автоматизма через многократное повторение.

Когда эти составляющие взаимодействуют на протяжении долгого времени, на уровне подсознания развивается сначала привычка, а затем  зависимость.

Главная ошибка тех, кто со временем попадает в собственный капкан под названием «вредная привычка» — неумение видеть долгосрочную перспективу, либо сознательный самообман: «со мной так не случиться».

Любая привычка – производная образа жизни. И если неосознанные привычки мы не контролируем, то сознательные – результат нашего выбора. Рассмотрим, как формируются такие привычки.

В основе нашего выбора всегда лежит взаимодействие двух систем мозга.

За стабильность, анализ и контроль отвечает префронтальная система. А за творческий подход, креативность отвечает дофаминовая система.

Перекос в сторону префронтальной системы ведет к формализму и строгому порядку. Перекос в сторону дофаминовой системы ведет к непредсказуемости, неконтролируемому поиску удовольствий, творческому беспорядку и хаосу.

Когда мы балуем себя, жалеем, тонем в собственных слабостях, верх над ситуацией берет дофаминовая система. Когда мы умеем управлять ситуацией, противостоять собственной лени и безволию, укрепляется власть префронтальной  системы мозга. Обе эти системы, выполняя разные функции, не могут обходиться друг без друга.

Хорошая новость состоит в том, что мы сознательно можем работать с этими системами и анализировать свой выбор с точки зрения неизбежных долгосрочных перспектив (последствий). А плохая новость состоит в том, что мы предпочитаем жить бесконтрольно, идти на поводу собственных слабостей.

Но выбор совершаем мы, а не та или иная структура мозга!

И на основе нашего выбора, совершаемого регулярно, создается определенный воспроизводимый алгоритм (программа), в итоге формируются привычки и зависимости. Но можно ли на практике, переписать программу, которая больше не устраивает?

Как работать с привычкой?

Самые сложные привычки – бессознательные. Очень часто мы самостоятельно не в силах изменить такие привычки без помощи специалиста.

Мы можем влиять на те самые «определенные условия», чтобы не возникала «потребность» воспроизводить «действие» или «способ поведения». У меня был такой опыт. Через полгода после того, как младший сын пошел в детский сад, он начал грызть ногти. К детскому саду и к любым новым условиям ребенок относился очень настороженно, воспринимая их как некомфортные.

Я догадывалась в тот момент, что новое бессознательное действие – грызть ногти – связано с детским садом. Чтобы это действие не перешло в привычку, я применяла разные методы: мазала ногти специальным горьким лаком, сознательно влияла на атмосферу после сада, всячески стараясь создать для ребенка максимально комфортные условия, но это не помогало. Прошло два месяца.

Важно

И тогда мы приняли решение сделать для ребенка семейный отпуск, и забрали его на полтора месяца из сада. Привычка грызть ногти ушла и до сегодняшнего дня больше не возвращалась.  Наше преимущество в работе с этой привычкой состояло в том, что мы предполагали, какие «определенные условия», вызывают нежелательный «способ поведения».

Но в жизни не всегда такие условия очевидны.

Иногда при изменении во времени совокупности жизненных обстоятельств, привычка постепенно уходит. Однако этот процесс неуправляемый и непрограммируемый нами.

А вот привычки, которые мы когда-то насаждали через осознаваемые модели поведения, формируя свой образ жизни, легче поддаются нашему влиянию. Мы самостоятельно можем отказаться от вредной привычки и сформировать полезную.

На вопрос, какие привычки считать вредными, а какие нет, существует простой ответ: если привычка со временем влияет отрицательно на качество вашей жизни, ее стоит считать вредной, даже если в краткосрочной перспективе она приносит удовольствие.

Хороший пример – «сладкое». Для многих из нас ежедневное употребление сладостей стало привычкой. Эта маленькая слабость на небольшом отрезке времени — простое кратковременное удовольствие. Но со временем неконтролируемое употребление сладостей ведет к потере стройности, аллергическим проявлениям, ожирению, диабету.

Если же мы держим под контролем употребление сладкого и смотрим на ситуацию с точки зрения полезности в долгосрочной перспективе, применяем принцип «80 на 20», сладости остаются маленьким наслаждением, не несущим серьезных нежелательных последствий.

Вообще, осознанное пищевое поведение – профилактика пищевой зависимости и «привычки» заедать свои проблемы.

Любую вредную привычку характеризует ее негативное влияние на нас и качество нашей жизни в долгосрочной перспективе.

Совет

Самый результативный способ избавления от вредной привычки – замещение, когда одна модель поведения, закрепленная в виде потребности на подсознательном уровне, меняется на другую.

Выше мы упоминали три взаимосвязанных составляющих сознательного формирования привычки: убеждение (информационная программа), внутренняя потребность и многократное повторение.

Основанием, для изменений может служить только внутренняя потребность. К сожалению, информационные программы могут изменять намерения людей, но в итоге не меняют их поведения, а многократные повторения без внутренней потребности прекращаются нами раньше, чем переходят в привычку.

Именно поэтому, мы часто бросаем на полпути многие благие начинания, если нет твердой уверенности, что для нас это не очередное увлечение, а жизненная необходимость.

Работа с привычкой начинается с осознания влияния той или иной модели поведения на жизненные результаты в будущем. Понимание, какие привычки образа жизни принесут через время удовлетворение от жизни, а какие разочарования  – фундамент для формирования потребности в новом образе жизни и новых моделях поведения.

Очень простой и результативный способ работы с привычкой – замещение по времени.

Рассмотрим на примере. Сегодня одной из распространенных привычек образа жизни становится пьяная пятница. Многие рассматривают такую модель поведения, как способ расслабится после тяжелой трудовой недели.

А если посмотреть на полезность такого досуга с точки зрения долгосрочной перспективы, взвесить удовольствия, разочарования, потраченное время и сравнить с другими способами расслабиться и получить удовольствие?

Может быть, вы когда-то самозабвенно погружались в процесс рисования акварелью и не замечали, как летит за этим занятием время. А теперь только с тоской вспоминаете об этих давно минувших днях…

Так может в пятницу?

Вы давно хотите проводить больше времени с сыном от первого брака, но не виделись уже не один год, хотя живете в одном городе.

А может быть в пятницу?

Вы когда-то с удовольствием занимались автотюнингом, и всякий раз строите воздушные планы повторить этот опыт.

А может быть в пятницу?

Что для вас увлекательно и интересно на уровне внутренних смыслов?

Это занятие способно стать лучшим замещением времени, которое вы раньше отдавали вредной привычке.

Обратите внимание

Еще один способ выбрать замещающее вредную привычку занятие, решить, какое дело, повторяемое регулярно в долгосрочной перспективе, приведет к новым желаемым жизненным результатам.

Оба эти способа формируют внутреннюю потребность, которая станет стимулом для замещения вредной привычки на полезную.

В работе с привычкой есть четыре основных шага.

Шаг 1. Замещение.

Шаг 2. Регулярное выполнение.

Шаг 3. Привыкание.

Шаг 4. Потребность.

На каждом этапе (шаге) формирования полезной привычки обращение к своим внутренним ценностям, смыслам, и приоритетам стимулирует результат. Когда вы не удовлетворены жизнью, но продолжаете придерживаться привычек, которые привели вас туда, где вы находитесь сейчас, вы будете так же не удовлетворены и через год, и через пять.

Только осознанная работа с привычкой способна сделать ее либо вашей верной служанкой, либо вас ее зависимым рабом.

Елена Ветштейн.

Привычки и поведение

Привычка и потребность — в чем разница ?

В жизни человека привычки играют очень важную роль: полезные — благоприятную, вредные — неблагоприятную. От того, как полезные из их числа соотносятся с вредными, во многом зависит счастье и благополучие индивида.

Как отмечал К.Д. Ушинский, «воспитание, оценившее вполне важность привычек и навыков и строящее на них свое знание, строит его прочно. Только привычка открывает воспитателю возможность вносить те или другие свои принципы в самый характер воспитанника, в его нервную систему, в его природу».

В жизни каждого из нас многое определяется именно характером наших привычек: направленность личности, характер и наклонности вкусовые предпочтения, манера держаться и т.п. .

Как уже и говорилось, поведение складывается из действии, а действие — из отдельных движений, имеющих определенную последовательность (сочетание) и направленных на какой-лиоо объект всегда с целью овладения им.

Управление движением предполагает произвольные его начало и окончание, изменения темпа, величины затрачиваемого усилия Само же движение осуществляется благодаря автоматическому механизму, данному природой в виде определенного строения и свойств двигательного аппарата.

В результате многократного повторения отдельных движения для их осуществления уже не требуется специального контроля, и они осуществляются автоматически, т.е без участия сознания. Эти автоматизированные системы предметно направленных действий получили название навыков.

Благодаря приобретению навыков индивид становится способным выполнять все более сложные действия, решать все более сложные двигательные задачи, на все более высоком уровне осуществлять взаимодействие с объектами окружающего.

При этом контроль за «течением» действий постепенно заменяется их планированием. Без приобретения навыков невозможно было бы ни учиться ни работать, ни обслуживать себя в быту.

Важно

Объясняется это тем что навык разгружает сознание от необходимости контроля над каждым отдельным движением или простым действием и позволяет оперировать все более сложными и совершенными их комплексами.

Процесс выработки навыков происходит ежедневно, непрерывно и в значительной степени самостоятельно.

У любого взрослого индивида много двигательных навыков, и все они приобретены в процессе индивидуального развития — путем отбора нужных, целесообразнных движений из общего количества возможных для человека, а также последующего их совершенствования и закрепления

Развитие системы движений тесно связано с развитием психики. Образы элементов окружающего мира, их сопоставление и взаимосвязи являются основой мышления. Формируясь в мозге, они становая элементами мысли.

Перенос внимания индивида от одного образа к другому, от самих образов к связям между ними составляет сущность элементарного движения мысли, а оно есть элементарное умственное действие.

Автоматизация этого процесса означает выработку мыслительных навыков.

Умение — это навык или совокупность навыков, четко соотнесенные решением какой-либо двигательной задачи, чаще произведением изменений в объектах окружающего мира.

Если для выработки навыка обязательно повторение действий, то для проявления умения это не всегда необходимо: умение порою возникает ситуационно, при появлении какой-либо существенной цели, благодаря сочетанию навыков, которыми уже располагает индивид.

Умение — это еще и способность индивида сочетать навыки, подчиняя определенное количество эффективных действий (навыков) решению какой-либо масштабной задачи.

Привычки формируются так же, как и навыки, путем повторения тех или иных движений и действий, но представляют собой особое явление психики и поведения.

Привычка — это действие, которое становится для индивида как бы обязательным, причем не с точки зрения его обязанностей перед кем-либо, а как бы его обязанностью перед самим собой.

Совет

Подобно тому как живое существо, у которого выработался условный рефлекс, не может не совершить соответствующего действия при наличии соответствующих условий, так и привычка: индивид не может не произвести того или иного действия, когда наступает определенная ситуация (совокупность условий или единичный значимый фактор).

Если индивид не выполнил привычного действия, он ощущает определенное беспокойство и психологический дискомфорт.

Понятие привычки подразумевает не только способность индивида произвести определенное действие, но и потребность сделать это. А формирование привычки означает не столько возникновение нового навыка, сколько появление побуждения к постоянному осуществлению соответствующей последовательности движений или действий.

Наблюдения показывают, что привычка может сложиться раньше, чем полностью сформировался навык, и тогда совершенствование навыка затрудняется: если выработка навыка — довольно гибкий процесс, то привычка формируется по типу фиксации, затвердения определенной последовательности движений; и главное ее свойство (наряду с обязательностью) — консерватизм: привычки способны «отстаивать» в психике самих себя и именно благодаря этому превращаться во «вторую натуру» индивида. А навыки могут совершенствоваться сколь угодно долго, пока они не стали устойчивой привычкой.

Таким образом, понятие привычки означает: — обязательность действия (в той или иной ситуации); — приоритет данного действия перед другими (в этой ситуации);

— четкую определенность того или иного действия (в той или иной ситуации).

Характерно различие между навыком и привычкой: хотя и первое, и второе вырабатывается путем повторения определенных движений (действий), навыки у индивида находятся как бы в резерве, образуя его двигательный потенциал. Привычка же активно напоминает о себе, как только возникает соответствующая ситуация, а порою и внеситуационно. Привычка, в отличие от навыка, обладает побудительной силой, и это не всегда ведет к хорошему.

Для превращения действия в привычку важна регулярность его осуществления, включение в качестве постоянного элемента в систему действий индивида.

Само по себе действие редко может стать привычным, если оно осуществляется вне системы действий, в которую оно включается в качестве элемента. Или же если в основе его осуществления не лежит какая-либо потребность, изначально заложенная природой.

Обратите внимание

Например, легко формируются привычки, связанные с приемом пищи: сама потребность в пище побуждает человека к постоянному осуществлению необходимой системы действий.

И поэтому в данном случае привычка принимать пищу определенным образом есть способ реализации изначально существующего побуждения. Иными словами, привычка принимать пищу определенным образом становится вторичной потребностью, базирующейся на потребности первичной — в пище.

Итак, привычка — это последовательность связанных между собой условно-рефлекторных движений, образующих определенное действие, активирующаяся тоже условно-рефлекторно в определенной ситуации и служащая решению той или иной стандартной задачи.

Привычкой может- быть также последовательность элементарных действий, которые образуют более сложное действие, способное решать более сложную, но тоже стандартную задачу, — это более сложная привычка. Привычка вырабатывается всегда на определенную ситуацию.

Поскольку условный рефлекс проще, чем привычка, о нем говорят, что он «вырабатывается», тогда как привычка «формируется» или «складывается» (из нескольких частей).

И в случае условного рефлекса, и в случае привычки важна повторность сочетания некоторых факторов: условный рефлекс как важнейшая основа поведения и жизнеобеспечения не может и не должен вырабатываться на случайные, незначимые факторы, природа как бы себя проверяет.

Повторение сочетания означает (для самой природы!) его неслучайность, а следовательно, и возможную жизненную важность. Но, поскольку привычка — это сочетание нескольких условных рефлексов, она вырабатывается дольше, чем обычный условный рефлекс.

Важно

Кроме того, условный рефлекс вырабатывается на какой-либо один безусловно значимый фактор, привычка же вырабатывается в ответ на ситуацию плюс некое побуждение к действию, которое при формировании привычек ребенка задается ему взрослыми.

Если у условного рефлекса подкрепителем является жизненная польза, непосредственно заложенная в безусловном подкрепителе — инстинкте, то у привычки эта польза может быть опосредованной ситуацией, поведением окружающих, их одобрением или неодобрением.

Привычки могут быть ситуационными (чаще) и внеситуационными (реже).

Ситуационные привычки находят себе место при определенных условиях, проявляют себя в определенных ситуациях, но при этом и они могут стать отражением и выражением индивидуальных черт человека, формируя неотъемлемые его особенности.

Именно сочетанием привычных действий определяется такое свойство индивида, как его манеры: манера говорить, манера держаться, манера общаться, характер походки.

Говоря об осознанности или неосознанности условных рефлексов и привычек, нужно иметь в виду, что индивид не контролирует их выработку, если на это окружающие специально не обращают его внимания.

О наличии или отсутствии у него того или иного условного рефлекса или привычки он может узнать или со слов окружающих, видящих его со стороны, или по результатам своих действий.

Если они его удовлетворяют, индивид продолжает использовать их неосознанно; если же они его не удовлетворяют, то, выясняя причины этого неудовлетворения, он постепенно доходит и до анализа особенностей своего поведения.

А такое выяснение причин неудачи родственно объективации, но осуществляется не по ходу дела, а по его завершении. В то же время овладение навыком чаще происходит под контролем сознания, и индивид способен отследить этапы этого освоения.

Манера — это сочетание привычек, формирующих поведенческий облик индивида.

Еще один аспект привычек — предпочтения, они зависит как от индивидуальных особенностей организма, так и от доступности тех или иных предметов.

Совет

Итак, привычка — это явление условно-рефлекторного характера, но более сложное, поскольку она объединяет в себе некоторое число условно-рефлекторных действий (движений) и активируется тоже условно-рефлекторно.

Привычка обладает и главнейшими свойствами условного рефлекса: обязательностью (или повышенной вероятностью) того или иного действия в той или иной ситуации, предпочтением (выбором) именно данного действия (или движения) из всего того их числа которым располагает индивид, сигнальным характером начала действия — именно в ответ на некий пусковой фактор в окружающей среде.

Привычка обладает свойствами доминанты и условного рефлекса. Но, в отличие от развитой внеситуационной доминанты, привычка — это ситуационная доминанта; привычка привязана к ситуации и только постепенно (и далеко не все привычки) обретает свойство внеситуационности.

Привычка — это и своего рода установка психики на определенное действие: стоит этой обстановке возникнуть, как действие совершается. Иными словами, привычка, как и установка, обладает способностью выжидать подходящего момента.

Но развитая установка подчиняет себе множество ситуаций, подобно тому как привычка подчиняет себе множество условных рефлексов: здесь прослеживается аналогия. Обладающий привычкой индивид как бы нацелен на определенное действие и обязательно совершит его, как только представится возможность.

Но, как правило, привычка не подчиняет себе различные ситуации, как это делает установка, а подчиняется их течению и смене.

Существенное отличие привычек от установок и доминант — внешнее проявление (привычек): они изначально демонстративны, тогда как установки и доминанты индивида остаются скрытыми не только для окружающих, но и для него самого.

Наличие привычек порождает уверенность индивида в его по-веденииТскольку он даже неосознанно «знает», что нужно делать в той или иной ситуации, без мучительных (порою) раздумий. Привычка уже выработавшись, несет в себе опыт субъективно удачной для индивида деятельности: не будь этого, она бы не закрепилась. Следовательно привычка — это форма накопления индивидом жизненного опыта.

Совокупность привычек формирует двигательный стереотип индивида — постоянное и устойчивое сочетание действий, которое занимает существенное место в структу ре его активности.

Обратите внимание

Привычки разгружают внимание и сознание индивида, позволяя ему направлять их на более существенные, менее элементарные, более значимые объекты, процессы, явления окружающего.

Совокупность и качество привычек определяет культурный облик индивида и степень его цивилизованности. Особенно это относится к привычкам самообслуживания и характеру его предпочтений в той или иной сфере окружающего.

Сочетание привычек может образовывать «поведенческие модули». К примеру, поведенческий модуль «выйти из дому» включает в себя: погасить свет, проверить окна, запереть дверь. Индивид обычно делает это автоматически.

Но, если у него возникает какая-либо тревога, он начинает раскладывать этот модуль на отдельные действия и проверяет каждое из них по отдельности, да еще и не один раз.

Тревожность проявляется именно в этом родственном объективации действии — проверить все составные части поведенческого модуля.

Привычка тесно связана с ритуалом — особой сверхценной последовательностью действий, осуществляемых в той или иной ситуации.

Выполнение привычных действий позволяет индивиду постоянно получать удовлетворение от достигнутого: небольшое, но надежное, ведь прочая деятельность не всегда его приносит, а это вызывает психическое напряжение.

Привычки позволяют находить смысл в доступном и повседневном и облегчают проблему поиска «смысла жизни»: в привычных действиях смысл заложен автоматически. И хотя это не столь уж возвышенный смысл, зато смысл жизненный и надежный. Ведь привычка-это механизм придания значимости ранее индифферентным, ничем не побуждаемым действиям, способ канализации жизненной активности индивида.

В ходе развития ребенка привычки формируются раньше, чем такие психические новообразования, как уровень притязаний, завышенность которого нередко несет индивиду множество неприятностей. Привычка — это наша постоянная связь с детством, с периодом, когда она была сформирована. Она проносится индивидом через всю его жизнь, служа одним из существенных механизмов преемственности поколений.

Привычка — надежный способ адаптации индивида к условиям существования: она облегчает жизнь, снижая уровень нагрузки как физической (вследствие «отработанности» действий), так и психической ввиду отсутствия необходимости осуществлять для каждого действия процессы мотивации, целеполагания и смыслообразования.

Привычка. роль привычки в жизнедеятельности человека

Привычка и потребность — в чем разница ?

Сохрани ссылку в одной из сетей:

РЕФЕРАТ

Психология

Психология привычки. Роль привычек в жизнедеятельности людей

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Психология привычки 4

2. Роль привычек в жизнедеятельности людей 7

3. Как избавиться от вредных привычек 12

Заключение 15

Литература 16

Введение

Привычкой в психологии называют любой регулярно повторяющийся вид поведения, не требующий размышления и скорее приобретенный, чем врожденный.

Она может касаться любой сферы деятельности (от еды и сна до мышления и реагирования) и формируется посредством подкрепления и повторения.

Подкрепление способствует повторению поведенческого проявления или отклика каждый раз, когда возникает стимул, первоначально вызвавший отклик. С каждым повторением действие становится все более автоматическим (как говорится, еще немного, еще чуть-чуть).

Важно

Некоторые привычки, однако, могут возникать в результате единственного события, особенно в случае эмоциональной вовлеченности.

Привычки полезны для освобождения высших психических процессов для творческой деятельности, но способствуют негибкости поведения, а отрицательные привычки и вовсе могут негативно отражаться на всех факторах жизнедеятельности. Психологи говорят, что от привычки нельзя избавиться – ее можно изменить или заменить. Это не касается привычек, которые носят положительный характер, а только тех, которые действительно мешают нам жить.

Актуальность исследования психологии привычки и роли привычек в жизнедеятельности людей, несомненна, позволит рассмотреть отрицательные и положительные аспекты привычек в жизнедеятельности людей.

Цель исследования: рассмотреть психологию привычки и роль привычек в жизнедеятельности людей.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с психологией привычки.

2. Рассмотреть роль привычек в жизнедеятельности людей.

3. Определить — как избавиться от вредных привычек.

Объект исследования: различные аспекты психологии привычки.

Предмет — роль привычек в жизнедеятельности людей.

1. Психология привычки

Привычка – это хорошо усвоенное действие, которое человек повторяет, руководствуясь инстинктами и установками. Такое определение привычки дают психологи. Проще говоря – это поступки, которые мы совершаем не задумываясь.

Процесс приобретения привычки очень прост. Однажды, человек делает какой-либо поступок.

Первоначально, ему приходится сознательно выполнять и контролировать не только действие в целом, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет.

Однако, повторяя несколько раз, совершать его становится проще, а в дальнейшем и совсем перестаешь замечать, как приходя домой, привычно надеваешь тапочки и т.д.1

Совет

В результате постоянных повторений человек начинает выполнять многие действия не задумываясь. Это и называется привычкой. Именно в этом кроется вся сложность механизма привычки. То, что заставляет нас делать привычные действия, живет глубоко внутри.

Привычка – это подсознательная программа, следуя которой человек действует. Вопреки расхожему мнению, эта программа совсем не враг личности, а наоборот – прекрасный помощник.

Это средство экономии энергии в нашей внутренней системе.

Становясь автоматизированными, привычные действия или реакции, перестают отнимать у нас время и силы на их обдумывание, подготовку к ним, переживания и их совершение. Они происходят сами собой, оставляя нам энергию на решение более сложных задач.

К сожалению, существуют вредные привычки, которые губят наше здоровье, отталкивают от нас людей, ставят нас в безвыходные положения и т.д. От них хочется избавиться, но сделать это очень сложно, но радует, что, все таки, возможно.

Различают положительные и отрицательные привычки.

Положительные привычки (например, привычки рационального режима труда у станка, санитарно-гигиенические привычки, привычки культурного поведения в быту и т. д.

) — важное условие производительности труда, соответствия поведения общественным нормам, условие охраны здоровья.

Облегчая соблюдение тех или иных правил, привычки оказывают большую помощь в организации личной и общественной жизни человека.

Отрицательные привычки (неупорядоченное и небрежное выполнение работы, нарушение норм культурного поведения и т. п.) оказывают противоположное влияние.

Имеются большие индивидуальные различия между людьми в формировании привычек.

Образование привычек начинается в раннем детстве, по мере того как ребенок приучается к самообслуживанию, аккуратному одеванию и раздеванию, бережному обращению с игрушками, хранению их в определенном порядке.

Обратите внимание

Большую роль в формировании привычек у детей играет подражание старшим членам семьи и посильное участие в трудовой жизни семьи.

В детском саду ребенок привыкает участвовать в работе детского коллектива, ответственно относиться к своей работе, к своим обязанностям в игре, преодолевать трудности, с которыми он сталкивается в своей деятельности, помогать товарищам и пр.

В школе учащиеся привыкают внимательно и напряженно работать во время урока, ответственно относиться к выполнению домашних заданий, соблюдать определенный режим труда, отдыха, сна, питания, терпеливо преодолевать трудности, планировать работу, заранее определяя ее содержание и правильно распределяя во времени.2 Соблюдая школьные правила, ученик овладевает привычками культурного поведения.

Основными условиями образования привычек в период обучения в школе являются руководство и пример учителя, систематическая оценка работы и поведения ученика учителями, общественное мнение классного

коллектива, пионерской и комсомольской организаций. Важное условие формирования привычек — непримиримая борьба с отрицательными привычками (со стороны родителей, учителей, классного коллектива, пионерской и комсомольской организаций), категорическое осуждение каждого проявления дурной привычки.3

Важно замещать отрицательное действие положительным, а также предупреждать возникновение и возможность развития дурных привычек.

Работа по воспитанию привычек в семье, детском саду, в школе должна быть систематической и непрерывной, так как всякое нарушение привычки разрушает у детей потребность в выполнении действий, необходимых для образования или закрепления этой привычки.

Привычки играют важную роль в формировании устойчивых форм поведения, характеризующих черты личности. Формирование полезных привычек и борьба с вредными, отрицательными привычками составляет одну из важнейших задач воспитания.

2. Роль привычек в жизнедеятельности людей

Важно

В жизни и деятельности людей большое значение имеют  именно привычки. Привычками называются действия, закрепляющиеся в поведении человека и ставшие его потребностями. (рис.1)

Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия, а неудовлетворение влечет за собой неприятные переживания.

Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а невозможность делать то, к чему мы привыкли, сопровождается неприятными чувствами.

Рис.1. Потребности человека

Излишне говорить, что вся наша жизнь состоит из привычек. То, как мы осваиваем новое направление деятельности, новую область знаний, то, как мы разговариваем с другими людьми, и как мы их воспринимаем, то, как мы реагируем на жизненные обстоятельства, решаем возникшие в жизни трудности, ну и, в конце концов, то, как мы едим, все это результат укоренившихся в нас привычек.

Можно даже сказать ещё больше, возникаемые в нашей жизни обстоятельства — это результат наших привычек.

Поэтому в своей книге «Сезоны жизни» Джим Рон сказал: «Если мы хотим изменить обстоятельства, мы должны изменить свои привычки, свою позицию, свое мнение…».4

Разница между вредными привычками и полезными состоит только в том, что вредные привычки возникают без всяких усилий с нашей стороны, тогда как полезные привычки не возникают сами по себе, если только их не привили с детства мудрые родители.

Любая привычка – это, по сути, неосознанное автоматическое действие, которое сформировалось от многократного повторения. 

Совет

Отсюда можно сделать простой вывод: чтобы изменить вредную привычку надо её для начала осознать, т.е. вывести её из состояния автоматизма, и перевести её в состояние контроля над совершаемым действием.

Затем нужно сформулировать в виде цели именно положительную привычку, которую мы хотим приобрести и уже стараться совершать соответствующее формулировке действие (или воздержание от действия).

Многократное повторение такого действия сформирует у нас положительную привычку.

Безусловно, формирование положительных привычек уже требует от нас значительных усилий, т.к. имеющиеся у нас привычки создали определенную зону комфорта, а новое всегда вызывает дискомфорт.

Но процитируем здесь слова Билл Ньюмена, автора бестселлера «Парите вместе с орлами»: «Помните: каждый разумный человек старается превратить свои намерения в навыки и привычки.»5