«огненный таран» николая гастелло. факты и мифы

«Огненный таран» Николая Гастелло

«огненный таран» николая гастелло. факты и мифы

110 лет назад, 6 мая 1907 года, родился советский военный лётчик, герой Великой Отечественной войны Николай Гастелло. Его «огненный таран» 26 июня 1941 года, когда летчик, сидя за штурвалом подбитого немцами самолета, направил его прямо на колонну вражеской техники, стал символом храбрости и готовности погибнуть за свою Родину. Подвиг Н. Ф.

Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло — нарицательной. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран».

Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов. Встречаются и другие цифры.

Достопримечательности санкт-петербурга – уникальные факты

ПроисхождениеНиколай Францевич Гастелло родился 23 апреля (6 мая) 1907 года в Москве, в рабочем районе Пресня. Его отец — Франц Павлович Гастелло, белорус по происхождению (по другой версии – русский немец), выходец из бедной крестьянской семьи, приехал в Москву в 1900 г. из села Плужины Новогрудского уезда Минской губернии в поисках заработка и лучшей доли.

Он варил металл в специальных печах-вагранках (рабочий-вагранщик) в литейных мастерских на железной дороге. Работа эта была физически крайне тяжёлой, но и оплачивалась хорошо. Мать — Анастасия Семёновна Кутузова, русская по происхождению, была белошвейкой. Первым ребёнком в рабочей семье стал Николай, его сестра Нина родилась в 1912 году, а брат Виктор — в 1913 г.

(погиб в сентябре 1942 г.).В 1915-1918 гг. Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву и в своё училище, где проучился до 1921 г. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 г., став учеником столяра.

Обратите внимание

В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил рабочим на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву, и Николай поступил на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая.

Служба

В мае 1932 призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в город Луганск. Учился в 11-й военной авиационной школе пилотов имени Пролетариата Донбасса. Впервые поднялся в небо на самолёте У-2. Затем летал на боевых самолётах — Р-1 и И-5. В декабре 1933 г. состоялся выпуск Школы военных пилотов.

Николай мастерски пилотировал истребитель И-5, но к удивлению командования выпускник попросил направить его для прохождения службы в бомбардировочную авиацию. «Моя мечта — тяжёлая авиация, большие корабли», — говорил он. И просьба его была удовлетворена. В 1933-1938 гг.

служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в Ростове-на-Дону. Начав летать вторым пилотом на бомбардировщике ТБ-3, Николай Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт.В 1938 году в результате реорганизации части Н. Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку (ТБАП).

В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП.

Приходилось больше заниматься транспортными перевозками войск на Халхин-Гол, техники, вооружений, боеприпасов, продовольствия, вывозить в Читу раненных. Это был тяжелый труд, по 12-16 часов в сутки длилась работа. В перерывах лётчики спали прямо в кабинах своих самолётов или на траве под крылом. Помимо транспортных, были и боевые вылеты.

Николай Гастелло участвовал в советско-финской войне и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Основная задача перед летчиками на Карельском перешейке состояла в том, чтобы непосредственно поддерживать наступление наших войск бомбовыми ударами с воздуха, помочь прорвать линию Маннергейма. Авиация сыграла большую роль в прорыве вражеских укреплений.

Бомбардировщики ТБ-3 шли на низкой высоте над передним краем врага и с ювелирной точностью на расстоянии всего лишь в 500-700 метров от наших войск наносили прицельные бомбовые удары по укреплениям финнов, ломая и взрывая вражеские доты и дзоты. Сразу же после авиационного удара наша пехота шла вперёд и занимала разрушенные укрепления врага, пока противник ещё не успевал опомниться.

Важно

Это была очень опасная операция: она больше подходила не для тяжёлых, а для фронтовых скоростных штурмовиков, но дело в том, что необходимо было сбрасывать тяжелые бомбы, чтобы проломить и взорвать сильные укрепления врага. Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф.

Гастелло присвоено звание капитана. Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф. Начало Великой Отечественной войны он встретил командиром 4-й эскадрильи 207-го ДБАП 3-го дальнебомбардировочного авиакорпуса, затем командовал 2-й эскадрильей этой же части. Ранним утром 24 июня 1941 г.

, когда на аэродроме Боровское инженеры, техники и младшие авиаспециалисты напряженно готовили свои бомбардировщики к выполнению боевого задания, послышался пронзительный вой сирены. Возле аэродрома пролетел одиночный бомбардировщик Ю-88, который совершал разведку в направлении на Смоленск.

Через несколько минут вражеский бомбардировщик появился с противоположного направления и, пролетая вблизи аэродрома, открыл с малой высоты пулеметный огонь изо всех своих огневых установок по нашим самолетам.

Командир 4-й эскадрильи капитан Николай Францевич Гастелло отважно бросился к бомбардировщику, вскочил на верхнюю турельную установку и длинной пулеметной очередью ударил по штурмовавшему аэродром врагу. Подбитый «юнкерс» вынужден был пойти на снижение и приземлился на колхозном поле. Немецких летчиков поймали. Пленный немецкий летчик потом заявил, что его очень удивил такой неожиданный оборот дела: «Я много летал над Францией, Бельгией, Голландией, Норвегией. Стоило там появиться немецкому самолету, как все разбегались в разные стороны. А ваши летчики даже с земли ведут по нас огонь. У вас не только солдаты, но местные крестьяне и крестьянки бросились на нас с дубьем. Непонятная страна, непонятная война…».

Подвиг

За боевую инициативу, проявленную при отражении налета немецкой авиации на наш аэродром, и сбитый вражеский бомбардировщик командование авиадивизии представило капитана Николая Францевича Гастелло к правительственной награде. Но еще не успели документы оформить, как летчик совершил новый, поистине бессмертный подвиг, навеки прославив своё имя.

На третий день войны 207-й полк вылетел на очередное боевое задание в полном составе. Он бомбил наступающие войска противника в районе Пружаны-Кобрин. Полк точно отбомбился, но потерял десять самолётов. Самолёт капитана Гастелло был тоже подбит, тяжело ранен штурман. Гастелло дотянул до аэродрома и посадил подбитую машину.

На четвёртый день войны самолёт ремонтировался, но капитан Гастелло летал на другом самолёте, бомбил Виленский аэродром противника. На пятый день войны, 26 июня, капитан Гастелло получил приказ на боевой вылет звеном — нанести бомбовый удар по войска противника, идущим от Вильно к Минску.Вылет произвели во второй половине дня.

В паре с капитаном Гастелло летел экипаж старшего лейтенанта Фёдора Воробьёва. Он и описал всё случившиеся. Шли на высоте 1000 метров. Через час с небольшим звено обнаружило южнее Радошковичей большую вражескую моторизованную колонну. Гастелло выбрал наибольшее скопление заправлявшихся немецких танков, автомашин и атаковал врага.

Совет

Штурман Анатолий Бурденюк точно положил авиабомбы в цель. Командир эскадрильи делает второй, третий заход, воздушный стрелок-радист старший сержант Алексей Калинин и занявший место люкового стрелка адъютант эскадрильи (начальник штаба) лейтенант Григорий Скоробогатый обстреливают разбегающихся немцев.

Уходя от цели, с разворотом на солнце, Воробьёв заметил дым, идущий из самолёта Гастелло. Объятый пламенем самолёт кренился вправо, но Гастелло сумел выровнять машину и подал сигнал Воробьёву возвращаться на базу. Заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Федор Воробьев и штурман лейтенант Анатолий Рыбас и стали свидетелями подвига экипажа Гастелло.

На их глазах самолет, объятый пламенем, развернулся на скопление немецких танков и автомашин, перешёл в пикирование и врезался в гущу неприятельской техники. До последнего момента из пылающего самолета вели огонь по противнику лейтенанты А. А. Бурденюк, Г. Н. Скоробогатый и старший сержант А. А. Калинин. Они сражались до конца.Как вспоминал командир авиакорпуса Н. С.

Скрипко («По целям ближним и дальним»): «Когда командир 42-й дальнебомбардировочной авиадивизии полковник М. X. Борисенко доложил о героическом подвиге капитана Николая Гастелло, совершившего огненный таран, я приказал выслать самолет с фотоустановкой и сфотографировать с малой высоты место гибели экипажа. Буквально на другой день мы с бригадным комиссаром А. К.

Одноволом держали в руках снимок, на котором отчетливо были видны воронка, образовавшаяся на месте удара самолета о землю, отброшенные при взрыве части корабля и много сгоревших вокруг фашистских танков и автомашин.

Дорогой ценой заплатил враг за гибель легендарного экипажа Гастелло!Я держал в руках снимок и думал, какая же огромная нравственная сила нужна человеку, чтобы пойти на такой жертвенный подвиг! Все летчики соединения были потрясены героической гибелью экипажа, испытывая одновременно глубокую печаль и гордость.

Печаль оттого, что потеряли такого хорошего, душевного и отзывчивого летчика, как Николай Гастелло, членов его экипажа. А гордость — потому, что своим подвигом Гастелло и его экипаж продемонстрировали непревзойденный моральный дух, доблесть и боевые качества советского воина. Ничто, даже угроза смерти, не может заставить его покориться врагу.

До последней минуты жизни он помнит о высоком долге перед Родиной и даже смертью своей утверждает победу!»6 июля 1941 года в сообщении Советского информбюро, переданном по радио, вся страна узнала об огненном таране летчика. Ровно через месяц после совершения подвига, 26 июля, капитану Гастелло посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Орденами Отечественной войны I степени Родина отметила членов героического экипажа — штурмана А. А. Бурденюка, воздушного стрелка-радиста А. А. Калинина, люкового стрелка Г. Н. Скоробогатого.

Миф о первом «огненном таране»

Обратите внимание

Стоит отметить, что с подвигом экипажа Гастелло связано несколько мифов. Не ставя под сомнения и не преуменьшая значения подвига экипажа советского бомбардировщика, необходимо всё же помнить ряд исторических фактов. Так, долгое время считалось, что именно Николай Гастелло первым в истории авиации совершил такой подвиг.

Поэтому и летчиков, которые атаковали вражескую технику в годы войны, и называли гастелловцами, оттого и большинство советских граждан знало, кто такой капитан Николай Гастелло. Но, как оказалось, Гастелло был не первым, и даже не вторым и не третьим летчиком, совершившим «огненный таран».

Первый в истории советской случай «огненного тарана» произошел 5 августа 1939 года на Дальнем Востоке в долине реки Халхин-Гол во время военного столкновения СССР и Монгольской Народной Республики с одной стороны и Японии и Маньчжоу-Го — с другой.

В этот день батальонный комиссар 150-го бомбардировочного полка Михаил Анисимович Ююкин поднял в воздух свою машину для выполнения боевого задания. В момент бомбардировки вражеских позиций в самолет попал снаряд, который поджег правый мотор. Сбить пламя летчикам не удалось, и тогда командир принял свое последнее решение.

Он приказал экипажу покинуть самолет и направил пылающую машину, полную бомб, на японский дзот.

Как вспоминает единственный из членов экипажа, успевший покинуть кабину машины, штурман Александр Морковкин: «Я был уверен, что, даже теряя сознание в удушье пламени, батальонный комиссар Ююкин направит свою гибнущую, превратившуюся в факел машину в самый центр вражеских огневых точек. Так и произошло».

В августе 1939 года за героизм и образцовое выполнение боевого задания Михаил Ююкин был награжден орденом Ленина, а члены его экипажа — старший лейтенант Александр Морковкин и старшина Петр Разбойников — были отмечены орденами Красного Знамени. Подобный подвиг был совершен в 1940 году уже в ходе советско-финляндской войны.

Тогда загоревшийся от попадания снаряда самолет капитана Константина Орлова был направлен в самую гущу вражеской пехоты и техники. Произошло это 11 марта 1940 года. А первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил командир звена 62-го штурмового авиаполка П. С. Чиркин 22 июня 1941 года.

Важно

Он поднял машину в воздух с аэродрома у села Лисятичи для проведения воздушной разведки и попал под обстрел гитлеровцев. Когда машину П. Чиркина подбили, он направил ее на танковую колонну противника. 24 июня экипаж командира звена 33-го скоростного бомбардировочного полка старшего лейтенанта Григория Храпаря совершил еще один таран.

В этот раз горящий самолет разрушил переправу близ города Броды. А 25 июня горящей машиной таранил немецкие танки капитан Авдеев. Очевидно, что таких случаев могло быть и больше, так как в условиях войны не все подвиги пилотов, закончивших жизнь в огне, могли быть зафиксированы и подтверждены.

Таким образом, подвиг Гастелло был далеко не первым.

Однако именно подвиг экипажа Гастелло был взят за образец, и его использовала государственная пропаганда. В этом нет ничего плохого, это обычная практика военного времени. Примеры героизма и самопожертвования, подобные подвигу Гастелло, среди советских летчиков не были единичными случаями. По подсчетам военных исследователей, только в первый год войны зарегистрировано 152 подвига, когда последним оружием пилотов становился гибнущий самолет. Всего же за годы Великой Отечественной войны советские летчики совершали «огненные тараны» около 500 раз. В них участвовали 505 экипажей, среди которых первое место принадлежит экипажам бомбардировщиков, их число составляет 288. Более 800 человек во время Великой Отечественной войны стали героями «огненных таранов». Поэтому помня о подвиге экипажа Гастелло, не следует забывать, что ещё сотни летчиков достойны нашей памяти, уважения и благодарности.

Ещё один миф, созданный в художественных произведениях, это мнение, что Гастелло совершил таран, управляя истребителем.

Данное заблуждение возникло из-за того, что в послевоенной художественной литературе главными героями авиации были лётчики-истребители. Был создан ряд произведений, например, пьеса «Гастелло» И. В.

Штока, (1947 год), в которых Н. Ф. Гастелло совершил свой подвиг на истребителе.

Очернение

Долгое время у граждан СССР воздушный таран прочно ассоциировался с именем капитана Николая Гастелло. Однако когда началась «эпоха перемен» — разрушение СССР, советской цивилизации, её исторических символов, героев, попытались очернить и подвиг Гастелло.В 1990-е годы появились публикации, в которых говорилось, что подвиг совершил экипаж А. С. Маслова.

Капитан Маслов из той же части, что и Гастелло — командир 1-й авиационной эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации. И его экипаж также погиб 26 июня 1941 г., при нанесении удара по вражеской колонне на шоссе Молодечно — Радошковичи.

Согласно одной из версий, Маслов также направил горящую машину на скопление вражеской техники на шоссе. Усилиями сторонников версии тарана Маслова он в 1992 году был удостоен ордена Отечественной войны I степени, а в 1996 году — звания «Герой России».

По мнению внука Героя Советского Союза, названного в честь деда — Николая Викторовича Гастелло, всё это «результат невежества и болезненных амбиций». В этот день в этом районе погибло 14 экипажей бомбардировщиков, которые атаковали врага без истребительного прикрытия, и все они были героями, до конца выполнявшими свой долг.

Совет

У подвига Гастелло было два свидетеля — командир ведущего экипажа старший лейтенант Воробьев и штурман лейтенант Рыбас. Кроме того, отмечается, что сам факт обнаружения обломков бомбардировщика Маслова и останков его экипажа свидетельствует о том, что самолёт не врезался в колонну машин с горючим и боеприпасами, а упал на мягкий грунт.

Самолёт Маслова не таранил ни механизированную колонну, так как упал в 180 метрах от дороги: машина врезалась в землю на «бреющем» полёте или Маслов попытался таранить вражескую колонну, но не сумел.

«Огненный таран» Николая Гастелло

«огненный таран» николая гастелло. факты и мифы

В Советском Союзе на вопрос «Кто такой Гастелло?» мог легко ответить любой школьник. Подвиг Гастелло был совершён в первые дни войны, когда наши войска несли тяжёлые потери. И многие советские воины проявляли чудеса героизма, жертвуя своей жизнью во имя Победы.

Биография Николая Гастелло

В мае 2108 года исполнилось 111 лет со дня рождения Николая Францевича Гастелло.

Николай Гастелло родился 6 мая 1907 году в Москве, в семье рабочего и белошвейки. Отец будущего лётчика, Франц Павлович, уроженец белорусского села, изначально носил фамилию Гастылло, но, переехав в Москву, слегка изменил её. Николай Гастелло учился в мужском училище, закончил его в 14 лет, а через два года стал учеником слесаря.

В 1924 году семья Гастелло переехала жить в Муром, где отец будущего героя устроился на работу в паровозоремонтный завод. Николаю исполнилось в то время 17 лет, поэтому он стал также работать на том же заводе слесарем, одновременно учась в общеобразовательной школе.

В 1928 году Николай вступил в партию, увлёкся спортом и усиленно занимался им в свободное от учёбы время. Его особенной страстью был футбол, Николай был центральным нападающим в команде. Кроме этого, молодой Гастелло отлично катался на коньках и лыжах, а также прыгал с парашютом.

В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву, где парень устроился работать слесарем на машиностроительный завод.

Может быть, Николай Гастелло прославился бы спортивными достижениями, если бы в 1932 году не услышал призыв партии «Молодёжь – на самолёты!» и не поступил бы в Луганскую школу пилотов. Именно с неё началась военная лётная карьера героя. С 1933 по 1941 год Николай Францевич Гастелло был командиром корабля тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в Ростове-на-Дону.

В 1939 он уже воевал на Халхин-Голе в качестве командующего эскадрильи, а в июне 1940 году принимал участие в присоединении Северной Буковины и Бессарабии к СССР. В том же году Николаю Гастелло дали звание капитана.

О личной жизни лётчика Николая Францевича Гастелло до нас дошло мало сведений. Известно, что лётчик был женат, и у него было двое сыновей. Один из них, Виктор Гастелло, стал полковником авиации.

Подвиг Гастелло

Великую Отечественную войну Николай Францевич встретил в звании командира эскадрильи 207-го тяжелобомбардировочного авиаполка. Первый свой боевой вылет совершил 22 июня 1941 года в 5:00.

До этого он успешно освоил управление самолётом ДБ-3ф и в самом начале сражений 24 июня 1941 года пополнил свою героическую биографию первым подвигом – сбил немецкий «Юнкерс».

Ровно через два дня Николай Гастелло пошёл ещё на один величайший подвиг, стоивший ему жизни.

Обратите внимание

В пятый день войны, 26 июня 1941 года, 3-й дальнебомбардировочный авиационный корпус в течение дня наносил удары по войскам противника в районе Радошковичи – Молодечно у белорусской деревни Декшаны.

Немногочисленный 207-й авиаполк, входящий в состав корпуса, выполнял в тот день второй боевой вылет. В воздух поднялось звено в составе двух самолётов.

В экипаж капитана Николая Гастелло входили штурман лейтенант Анатолий Бурденюк, стрелок-радист сержант Алексей Калинин и нижний люковый стрелок адъютант эскадрильи лейтенант Григорий Скоробогатый.

О втором экипаже было известно только то, что пилотировал самолёт старший лейтенант Фёдор Воробьёв, а в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас. Звено обнаружило большую вражескую моторизованную колонну, экипажи сбросили бомбы на танки и автомобили неприятеля.

После выхода из атаки Гастелло отдал приказ своим ведомым лейтенантам Воробьеву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам полетел к другой дороге, просёлочной. По ней также шла колонна. Опустившись на предельно малую высоту, он прошёл вдоль неё.

Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя пулемётный огонь, смогли уничтожить двенадцать немецких машин. Вражеские зенитки открыли по бомбардировщику огонь. Самолёт был подбит. Загорелся бензобак. Сбить пламя не удавалось, до своих было не дотянуть.

И капитан Гастелло направил горящую машину в центр механизированной колонны противника.

Важно

После выполнения боевого задания на аэродром вернулся лишь бомбардировщик старшего лейтенанта Воробьёва. Он со своим штурманом лейтенантом Рыбасом и подал рапорт по команде с описанием подвига экипажа капитана Гастелло.

Эти лётчики, как пишет в своих воспоминаниях сын легендарного лётчика Виктор Гастелло, видели и подтвердили, как объятый пламенем самолёт капитана Гастелло врезался во вражескую колонну мотобронетехники, и «мощный взрыв потряс скопление вражеской бронетехники, огненный смерч перекинулся на другие танки противника».

Неназванные герои

В 1990-е годы в средствах массовой информации появилась иная версия тех событий. Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. Там были обнаружены останки экипажа другого лётчика, Маслова, который ранее считался пропавшим без вести.

Тогда этот факт скрыли, и на месте гибели Маслова поставили стелу в честь подвига Гастелло. Из-за этого было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором «огненного тарана». Эта версия была тщательно изучена и не получила официального подтверждения по многим причинам.

Но в 1996 году Маслову и всем членам его экипажа были присвоены звания Героев Российской Федерации (посмертно).

Единственные очевидцы «огненного тарана» лейтенанты Воробьёв и Рыбас погибли в том же 1941 году. Их рапорты не сохранились до наших дней.

Достоверно известно только одно: экипажи Гастелло и Маслова геройски погибли в один день при исполнении боевого задания и достойны славы.

К сожалению, на долгие годы в тени остались другие члены экипажа Николая Гастелло, которые погибли вместе с командиром во время «огненного тарана»: лейтенант Бурденюк, старший сержант Калинин и лейтенант Скоробогатый (лётчик того же полка, он попросился в боевой вылет вместо штатного стрелка).

О них как будто забыли. И только в 1958 году все они были посмертно награждены орденом Отечественной войны 1 степени.

Мифы о подвиге Гастелло

Подвиг Гастелло выделялся, служил примером героизма и самопожертвования. В связи с этим в общественном сознании сложилось несколько устойчивых заблуждений как о самом лётчике, так и о его подвиге.

Многие считают, что Гастелло совершил первый в истории таран наземной цели, но на самом деле первым был советский лётчик М. А. Ююкин 5 августа 1939 года во время боёв на реке Халхин-Гол. Кстати, Гастелло был однополчанином Ююкина на Халхин-Голе.

А самый первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут.

Совет

Ещё одно очень распространённое заблуждение, касающееся подвига Гастелло: лётчик совершил свой подвиг в одиночку и шёл на таран, управляя истребителем, а не бомбардировщиком.

Эта легенда была настолько устойчивой, что были созданы произведения, в которых Николай Гастелло совершил свой подвиг на истребителе. Например, пьеса «Гастелло», появившаяся в1947 году.

Существовали картины и агитационные плакаты с изображением «огненного тарана». На них лётчик таранил танки и автоцистерны с горючим в одиночку и на истребителе.

«Огненный таран»

Фамилия Гастелло стала нарицательной, а лётчиков, совершивших подобный подвиг, называли гастелловцами. За время Великой Отечественной войны многие герои повторили подвиг Гастелло.

Всего было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов и 160 танковых таранов.

Агрегатор новостей 24СМИ

Загрузка…

  • Расскажите об этом своим друзьям!

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОНИМАЕТ: НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО! • Последние новости • Наша история • Судьбы людские • Наша почта, наши споры • ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙNext PrevО нём знали только Сталин и Берия

По телефону он деликатно отнекивался, ссылаясь на занятость. На столе лежала рукопись очередной книги. Ждали дела в редколлегиях нескольких журналов. Аспиранты и студенты выстроились в очередь за консультация…

Оксана

История великой гимнастки глазами ее тренера

Кончина атамана Кочкина

Нет обиднее и страшнее гражданской войны, на которой брат убивает брата, а люди делятся на красных и белых. После зарастают травой хлебородные пашни, политые кровью «своих» и «чужих». Разберись, кто прав, кто…

Старый Иркутск

  Иркутск довольно быстро становится крупным военно-торговым центром Восточной Сибири, оттесняя на второй план остроги, возникшие раньше (Братский, Верхоленский, Илимский и другие). Причина этому – удобное р…

Составьте свою родословную

В последние годы в нашей стране многократно вырос интерес к полузабытой науке генеалогии и к составлению родословных. На каждое заседание существующего в Иркутске общества «Родословие» приходят люди, желающие…

История Сибири: Последний белый город

«Первый закон истории — бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды». Цицерон ПРОЛОГ Так получается, что история нашей Родины зачастую представляет собой откровенную ложь…

История Иркутска: Город и его музей

Одна из стен медленно поплыла вверх, потом появилась стеклянная стена, за которой обнаружились люди. Она приоткрылась, и я, наконец, поняла, что это лифт. Пожилой мужчина с букетом цветов вышел из лифта и нап…

Отступления и победы лейтенанта Яныкина

Яныкин Константин Васильевич – кадровый офицер. После успешного окончания средней школы в 1936 году в курортном городе Минеральные Воды он решил стать военным – окончить в чеченском городе Грозном пулемётно-м…

История Сибири: Самоцветы Смоленщины

В целях усиления поисковых работ на поделочные и полудрагоценные камни Министерством геологии СССР в 1966 году была создана геологоразведочная партия. Спрос на изделия из камнесамоцветного (нефрит, жадеит, ла…

Время выбрало нас…

  Так уж сложились жизненные обстоятельства, что в середине 90-х годов нашей семье, как и многим другим, пришлось поменять место жительства. Мы переехали в село Хомутово, что в Иркутском районе, оставив край…

История Сибири: Кругоморская дорога у Байкала

Освоение Сибири происходило поэтапно. Вначале по судоходным рекам была освоена Западная Сибирь. Затем русские землепроходцы от Урала к Тихому океану продвигались на восток северным путём по рекам Енисей, Лена…

Война и мир Дмитрия Лебедева

24 октября этого года исполнится 92 года фронтовику, почётному железнодорожнику Дмитрию Дмитриевичу Лебедеву. А 24 апреля этого года  ему за активную работу в ветеранском движении, воспитание молодёжи в духе …

Город моей юности

  Впервые я познакомился с Иркутском в 1953 году, точнее говоря, даже не с самим городом, а его представителями в лице актёров Иркутского театра музыкальной комедии.

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ • Все новости про пенсии и деньги • Пенсионные новости • Военным пенсионерам • Работающим пенсионерам •Next PrevПереходный период

С 1 января 2019 года в России начался переходный период, устанавливающий новые параметры пенсионного возраста. Мягкую адаптацию к ним помогут обеспечить небольшой шаг повышения, который в первые несколько лет…

Пенсионное страхование. А с чем «его едят»?

Каждый человек хочет прожить достойную старость. И в этом ему помогает пенсионное страхование, которое уже давно не является незнакомым и странным термином. Жизнь диктует, что об этом нужно хоть немножечко зн…

Селянам увеличат выплаты

  С 1 января 2019 года на 25% будет увеличена фиксированная выплата к пенсии неработающих пенсионеров, имеющих 30 и более лет сельского стажа, которые продолжают проживать в сельской местности.

Будьте осторожны!

Пенсионный фонд России напоминает пользователям о необходимости защиты не только своих электронных устройств и всей хранимой в них информации, но и своих персональных данных в целом, так как доступ к ним трет…

ПФР: страховые пенсии подрастут!

С 1 января 2019 года страховые пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 7,05%, что значительно выше прогнозного уровня инфляции.

Николай Гастелло, подвиг: правда и вымысел :

«огненный таран» николая гастелло. факты и мифы

Сегодня, спустя много лет со дня Победы над фашизмом, Родина продолжает хранить память о тех, кто отдал жизнь, став на пути врага.

По всей стране этим людям воздвигнуты тысячи памятников и обелисков, свидетельствующих об их героизме. Однако отдельные эпизоды войны получили в период гласности несколько иное освещение, чем прежде. Среди них и подвиг Гастелло.

Правда и вымысел, связанные с этим событием, породили среди военных историков острую дискуссию.

Детств парня из рабочей семьи

Николай Гастелло, подвиг которого стал одним из символов самоотверженности советских людей в годы войны с фашизмом, родился 6 мая (по н. ст.

) 1907 года в Москве, куда его отец Франц Павлович приехал на заработки из белорусской деревни Плужины. Мать Николая – Анастасия Семёновна — была белошвейкой.

Изначально их фамилия произносилась как Гастылло, и лишь в Москве она приняла форму, которая сохранилась поныне.

Его юность сложилась так же, как и у миллионов сверстников – учёба в городском училище, затем эвакуация из голодной Москвы в Башкирию, снова учёба, комсомол и первые трудовые навыки, полученные в заводских цехах. Всё это прошёл молодой Николай Гастелло. Подвиги героев Гражданской войны были тем примером, на котором формировалось его гражданское сознание.

Начало службы в авиации

В мае 1932 года в стране производился набор молодёжи для службы в военно-воздушных частях Вооружённых сил, и Николай стал одним из курсантов авиационной школы, располагавшейся в Луганске.

Накалявшаяся с каждым годом международная обстановка не позволяла долго задерживаться на учебной скамье, и уже через год Гастелло был направлен в эскадрилью тяжёлых бомбардировщиков, базировавшуюся в Ростове на Дону.

Там, начав с исполнения обязанностей второго пилота, он очень скоро стал самостоятельно управлять самолётом. Ему был доверен тяжёлый бомбардировщик ТБ-3, стоявший на вооружении Красной армии. Это говорит о достаточно высоком уровне профессионализма, которого достиг за короткий срок Гастелло.

Подвиг полярных лётчиков, спасших в те годы челюскинцев и снискавших мировую славу, послужил примером для всей молодёжи, пришедшей в авиацию, независимо от того, была ли она гражданская или военная. Оказал он большое влияние и на Николая.

Начало войны и первое проявление героизма

Начал Великую Отечественную войну Гастелло, будучи ветераном воздушных боёв на Халхин-Голе, советско-финской кампании, а также операции по присоединению к СССР Северной Буковины и Бессарабии. В октябре 1940 года ему было присвоено звание капитана, и поручено командовать эскадрильей бомбардировщиков ДБ-3ф.

Интересный факт – первый подвиг капитана Гастелло был совершён 24 июня 1941 года, то есть уже на второй день войны.

Из кабины, стоявшего на земле самолёта, он огнём крупнокалиберного пулемёта сбил «Юнкерс-88», атаковавший их аэродром. Для этого потребовались немалое мужество и военная выучка.

Обратите внимание

В любой момент можно было погибнуть, поскольку немецкий пилот производил прицельную бомбардировку самолёта, в котором находился Гастелло.

Подвиг этот не получил широкого освещения в печати, тем более что в основу публикаций, посвящённых герою, легли события, происшедшие двумя днями позже. Тем не менее он во многом характеризует молодого офицера. Даже этот малоизвестный эпизод говорит о бесстрашии и самоотверженности, которыми обладал Гастелло.

Подвиг: краткое содержание официальной версии

Что же послужило причиной споров вокруг имени этого заслуженного человека? Причина в том, что подвиг летчика Гастелло, совершённый им и членами его экипажа 26 июня 1941 года, в период гласности получил несколько иное изложение, чем то, которое было взято за основу советской пропагандой. Не умаляя заслуг героя, отдавшего свою жизнь за Родину, постараемся тем не менее восстановить ход событий с возможной объективностью.

Подвиг Гастелло, кратко излагавшийся во всех послевоенных учебниках истории, заключался в следующем. 26 июня 1941 года экипаж его самолёта ДБ-3Ф, в который входили также лейтенанты Г. Н. Скоробогатов, А. А.

Бурденюк, и ст. сержант А. А. Калинин, сопровождаемый ещё одним бомбардировщиком такого же типа, выполнял задание по уничтожению механизированной колонны противника, находившейся на дороге Радошковичи – Молодечно.

В намеченном квадрате, а точнее, в районе деревни Декшняны, их самолёт был подбит зенитным огнём немцев. Снаряд попал в топливный бак, отчего машину охватило пламя.

В этой критической обстановке было принято решение, которое и обессмертило имя капитана Гастелло.

Подвиг его и членов экипажа заключался в том, что, не думая о собственном спасении, они таранили горящим самолётом колонну немецкой техники и, погибнув, уничтожили значительную её часть.

Слава и посмертные награды

В конце июля того же года последовал Указ правительства, согласно которому, Гастелло Николай Францевич (только он один) был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Об остальных членах экипажа в указе не упоминалось.

Обстоятельства гибели Гастелло, подвиг которого сразу же был освещён в ближайшей сводке Советского информбюро, стали известны из рапорта членов экипажа второго бомбардировщика, участвовавшего в той операции и благополучно вернувшегося на аэродром – ст. лейтенанта Ф. Соловьёва и лейтенанта А. Рыбаса.

Их версия случившегося легла в основу очерка, который был написан корреспондентами газеты «Правда» П. Крыловым и П. Павленко.

Важно

Заканчивалась статья тем, что ночью местные жители тайно извлекли из обломков самолёта тела членов экипажа и, обернув их парашютами, похоронили вблизи места гибели.

Благодаря этой публикации, а также упомянутой выше сводки Совинформбюро о том, какой подвиг совершил Гастелло, вскоре узнали все в стране.

«Гастелловцы»

Огненный таран – под таким названием этот эпизод вошёл в историю Великой Отечественной войны — был затем широко использован советской пропагандой в целях идейно-патриотического воспитания молодёжи.

Он вошёл в число наиболее известных примеров героизма, проявленного защитниками Родины. Вся заслуга при этом приписывалась исключительно самому Гастелло, остальные же члены экипажа оставались в тени.

Усилиями советской пропаганды имя героя стало нарицательным, в результате чего, появился новый термин – «гастелловцы», употреблявшийся в отношении лётчиков, последовавших его примеру.

Среди тех, кто повторил подвиг Гастелло, имена многих сотен защитников отечества.

Известно, что за годы войны классические тараны (самолётом – самолёт) были зафиксированы 595 раз, почти столько же было случаев таранов наземных объектов противника.

Первые сомнения

Вплоть до распада СССР никаких альтернативных расследований не предпринималось, а информация, противоречившая официальной версии, была засекречена.

Тем не менее основания для сомнений в объективности освещения событий 26 июня 1941 года, имелись.

Начало им было положено в 1951 году, когда в десятилетний юбилей «огненного тарана» производилась эксгумация останков погибших лётчиков с целью их торжественного захоронения.

Экипаж капитана А. С. Маслова

Дело в том, что ни личных вещей самого Гастелло, ни принадлежавших его товарищам в могиле не оказалось, но зато были обнаружены предметы, помеченные именами членов экипажа самолёта другой эскадрильи, также не вернувшегося в тот день с задания и числившегося пропавшим без вести. Это был бомбардировщик, относившийся к 1-й эскадрилье 207 авиационного полка.

Командиром экипажа числился капитан Александр Спиридонович Маслов (фото представлено ниже), а его стрелком-радистом – Григорий Васильевич Реутов. Их имена и значились на обнаруженных предметах.

Это доказывало, что в могиле покоятся останки совершенно иных людей, и «огненный таран» произвёл вовсе не Гастелло. Подвиг же взятый на вооружение советской пропагандой в действительности совершил капитан А. С.

Маслов и члены его экипажа.

Обломки, извлечённые из Мацкийского болота

Весьма важным доказательством этой версии стала находка, сделанная вблизи села Мацки, находящегося в нескольких километрах от места гибели экипажа Маслова.

Там в болоте были найдены подлинные обломки самолёта Гастелло, о чём неопровержимо свидетельствует номер, выбитый на двигателе.

Совет

Кроме того, в кармане гимнастёрки одного из погибших лётчиков находилось письмо, подписанное стрелком-радистом из экипажа Гастелло – Григорием Скоробогатовым, которое он не успел отправить своей жене.

Тогда же были опрошены жители села, ставшие свидетелями гибели упавшего в болото самолёта, в котором, как предполагается, находился Николай Гастелло. Подвиг, кратко описанный выше и поднятый на щит советской пропагандой, после этого принял совершенно иной ракурс. По словам одного из очевидцев, пилот горящего самолёта прыгнул с парашютом с крыла машины, после чего был захвачен немцами.

Это обстоятельство в корне меняло картину всего происшедшего, так как известно, что конструкция самолёта ДБ-3Ф позволяла совершить прыжок с крыла лишь одному человеку – пилоту, то есть самому Гастелло. Однако предположение, что, спасая себя, он бросил гибнущий самолёт, достаточных оснований не имеет.

Во-первых, наблюдая происходящее с большого расстояния, очевидец едва ли может со всей достоверностью утверждать, что прыжок был совершён именно с крыла, во-вторых, положение обломков самолёта свидетельствуют о том, что незадолго до падения пилот развернул её в сторону дороги с немецкой колонной. Что это было, если не попытка всё же совершить таран?

Чиновничья бездушность

По распоряжению партийного руководства было проведено секретное расследование, в полной мере подтвердившее ошибочность официальной версии, однако, несмотря на выявленные факты, никаких изменений в неё внесено не было.

Обнаруженные в могиле останки без лишнего шума перезахоронили на кладбище посёлка Радошковичи, а сохранившиеся обломки самолёта Маслова разослали в музеи страны, где они экспонировались, в качестве фрагментов легендарного бомбардировщика Гастелло.

Вскоре на том месте, где погиб экипаж А. С. Маслова, установили памятник Н.Ф. Гастелло.

Альтернативная версия в эпоху гласности

Подлинные же данные, полученные в результате эксгумации, были обнародованы лишь с наступлением эпохи гласности.

В 90-е годы в печати появился ряд публикаций, в которых военный историк, майор в отставке Эдуард Харитонов высказывал мнение о том, что именно Маслов, а не Гастелло является автором «огненного тарана».

Эта версия получила столь широкое распространение, что в 1996 году президент Б. Н. Ельцин издал указ о посмертном присвоении ему и остальным членам экипажа званий Героев Российской Федерации.

Проводя в тот период более доскональное расследование, эксперты поставили под сомнение показания, содержавшиеся в рапортах Рыбаса и Воробьёва – лётчиков, вылетевших на задание вместе с Гастелло, но благополучно вернувшихся на базу.

В частности, возникло предположение, что, покидая район боя, они не были свидетелями самого тарана, а лишь заключили о нём на основании столба дыма, поднимавшегося у дороги.

Кроме того, сами рапорты, оригиналы которых не сохранились, могли быть фальсифицированы в ходе пропагандистской кампании по героизации Гастелло.

Попытки опровержения альтернативной версии

Вскоре после появления альтернативной версии нашлись её критики, главным из которых был сын Николая Францевича – полковник в отставке Виктор Гастелло.

Он и его сторонники настаивали на неопровержимости свидетельств Рыбаса и Воробьёва, и несмотря ни на что утверждали, что самолёт, врезавшийся в землю в районе деревни Декшняны, пилотировал именно Гастелло.

Обратите внимание

Впрочем, никаких серьёзных и обоснованных аргументов в своих заявлениях они не приводили.

Тем не менее следует отметить, что результаты исследований останков Маслова и членов его экипажа практически исключают возможность совершения ими тарана. Судя по всему, самолёт врезался в землю на бреющем полёте. Возможно, пилот гибнущего самолёта и пытался ценой жизни поразить врага, но промахнулся, так как установленное место падения машины находится в 180 м от дороги.

Ошибочные представления о подвиге Гастелло

В связи с тем, что советская пропаганда особо выделяла «огненный таран» из числа прочих проявлений героизма и самоотверженности военных лет, в сознании народа сложилось несколько устойчивых заблуждений, связанных уникальностью того, что совершил, согласно официальной версии, Гастелло Николай Францевич. Подвиги же его предшественников при этом замалчивались.

Например, неосновательно утверждение, что ему принадлежит первый в истории таран наземной цели. В действительности его выполнил лётчик М. А. Ююкин в одном из боёв на Халхин-Голе. Во время Великой Отечественной войны впервые такой подвиг совершил П. С. Чиркин 22 июня 1941 года, то есть в день нападения Германии на Советский Союз.

Ещё одним весьма досадным заблуждением стало мнение о том, что «огненный таран» Гастелло совершал в одиночку. На самом деле, как было сказано выше, экипаж самолёта состоял из четырёх человек, и предавать забвению их имена является непростительной ошибкой.

Немеркнущая память героев

В завершение статьи следует отметить, что, независимо от ошибочности официальной версии, бытовавшей несколько десятилетий и опровергнутой в годы перестройки, светлая память Николая Францевича Гастелло и его товарищей ничуть не меркнет. Независимо от обстоятельств своей гибели, они отдали жизни, защищая Родину, и одно это возводит их на вершину славы.

Подвиг Гастелло: где правда, а где вымысел?

«огненный таран» николая гастелло. факты и мифы

75 лет назад в этот день 26 июня под Минском свой знаменитый огненный таран совершил Николай Гастелло. Сейчас историки геройский поступок летчика называют мифом и даже ставят его под сомнение. Сам же подвиг вообще присуждают совсем другому пилоту бомбардировщика. Что в этой истории вымысел, а что правда? Корреспондент телеканала «МИР 24» Дмитрий Забрудский разбирался в фактах.

Вся жизнь летчика Николая Гастелло уместилась в небольшом школьном музее, в родном поселке Хлебниково. В Подмосковье. Здесь собраны все факты о капитане. Есть даже копия рапорта очевидцев, которые видели, как бомбардировщик пошел на таран.

«Подвиг был совершен на пятый день войны. Его видели однополчане, и они прилетели, вот вернулись и рассказали об этом подвиге», — указала руководитель школьного музея им. Н.Ф.Гастелло Лариса Козырь.

26 июня летчики получили приказ остановить продвижение немецких войск на Минск. Тяжелые и медленные бомбардировщики на боевое задание отправили без прикрытия с земли и воздуха. Экипаж понимал — это полет в один конец. Поэтому когда самолет подбили, Гастелло принял решение направить горящую машину в колонну немецких танков.

Бомбардировщик дальней авиации ДБ-3, позже переименованный в Ил-4, был самым массовым в Советском Союзе. Именно на такой машине и совершил свой подвиг Николай Гастелло. Одним из самых уязвимых мест в этом самолете была его незащищенность снизу.

Это решили устранить путем установки дополнительного пулемета. Турель поставили в хвостовой части. Соответственно увеличился и экипаж- с трех до четырех человек.

В первом мире таране на тяжелом бомбардировщике вместе с капитаном Гастелло погибли лейтенанты Скоробогатый, Бурденюк и старший сержант Калинин.

В начале войны целые армии гибли в считанные дни. Авиаполк Николая Гастелло был полностью уничтожен за неделю.

Важно

После войны в 1951 году власти решили перезахоронить останки Гастелло. Но при эксгумации нашли вещи другого экипажа, капитаном которого был Александр Маслов. Это и породило разговоры о том, что героического подвига Гастелло не было.

Судьбы двух капитанов пересеклись еще до войны. Летчики были ровесниками, оба родом из Подмосковья. Более того Гастелло и Маслов были близкими друзьями.

«Они еще накануне 21 вечером собирались на рыбалку. Но рыбалка должна была быть утром 22 июня. Ночью пришел посыльный и передал приказ явиться на командный пункт», — поделилась подробностями учитель истории и обществознания Проводниковской общеобразовательной школы им. А.С. Маслова Светлана Бунеева.

Пытаясь развеять миф о подвиге Гастелло, эксперты наткнулись в военных архивах на уникальные документы. Оказалось, два друга-летчика погибли в один день при выполнении одного и того же боевого задания. С разницей в несколько часов.

«Здесь вы видите фотографии членов экипажа Александра Спиридоновича Маслова: штурмана Владимира Балашова, радиста Григория Реутова и Байтураза Беиксбаева», — говорит Бунеева.

Так легендарный подвиг неожиданно оброс новыми подробностями. 26 июня 1941 года огненные тараны совершили сразу два бомбардировщика.

Правда, Героя Советского Союза дали только Николаю Гастелло. В экипаже Маслова заслуженных золотых звезд удостоились все четверо. Правда, лишь спустя 50 лет после гибели.

Всего за годы войны советскими летчиками было совершено свыше 500 таранов. Однако самым знаменитым остается подвиг пилота-бомбардировщика Николая Гастелло. До сих пор почти в каждом крупном городе СНГ сохранились улицы названные в честь знаменитого капитана.

Что нужно знать о подвиге Гастелло

«огненный таран» николая гастелло. факты и мифы

Про «огненный таран» Николая Гастелло в СССР знал каждый, фамилия героя стала нарицательной. Однако позже подвиг Гастелло начали оспаривать. Сегодня уже не просто узнать, что на самом деле произошло 26 июня 1941 года на дороге Молодечно-Радошковичи.

В один из первых дней войны, 26 июня 1941 года, эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка под командованием капитана Николая Гастелло вылетела для нанесения удара по немецким боевым колоннам, двигавшимся в Минск. Бомбардировщики настигли немцев в районе шоссе Молодечно-Радошковичи.

Сбросив высоту до 600-800 метров, они атаковали противника с нижних пулеметных установок. Самолеты уже разворачивались в сторону аэродрома, как один из них был подбит зенитным снарядом и загорелся. Сбить пламя не удавалось, до своих было не дотянуть. Теряя высоту, «Ил-4» неожиданно развернулся и врезался в колонну противника.

Так был совершен легендарный «огненный таран» или таран наземной цели Гастелло, который стал образцом героизма и самопожертвования. Экипаж бомбардировщика погиб. Прибывшие на аэродром из звена Гастелло, лейтенанты Воробьев и Рыбас подали рапорт, в котором изложили все произошедшее.

Капитан Гастелло получил посмертно звание Героя Советского Союза, а 10 июля 1941 года газета «Правда» прославила этот подвиг на всю страну.

«Огненный экипаж»Из посмертного наградного листа капитана Николая Францевича Гастелло: «Получив прямое попадание, объятый пламенем самолет не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю … капитан Гастелло развернулся на горящем самолете и повел его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи…». Такова официальная версия подвига Гастелло, к которой остается только добавить, что неназванными членами экипажа были: штурман лейтенант Анатолий Бурденюк, стрелок-радист старший сержант Алексей Калинин и стрелок-лейтенант Григорий Скоробогатый. Долгое время о них практически не вспоминали, и посмертной награды они удостоились лишь спустя 17 лет, в 1958 году. Сам Николай Гастелло, по словам его сына Виктора, считал боевую дружбу и взаимовыручку главным в бою. Самым молодым из экипажа был штурман Анатолий Бурденюк, к началу войны ему только исполнилось девятнадцать. Под командование Гастелло он попал в апреле 1941 года в качестве летчика-наблюдателя – отправили, чтобы молодой авиатор опыта набрался. Впоследствии Виктор Гастелло вспоминал о Бурденюке: «Анатолий любил жизнь, спешил жить, ему казалось, что время тянется очень медленно». Алексей Калинин, в отличие от Бурденюка, был штатным стрелком-радистом в экипаже Николая Францевича. По воспоминаниям Виктора Гастелло, его отец отзывался о нем: «надежный, грамотный паренек, с которым в полете есть полная уверенность». Наконец – стрелок-лейтенант Григорий Скоробогатый. Его письмо, адресованное жене, было найдено среди обломков «ДБ-Зф» в Мацковском болоте. Молодой парень, 1917 года рождения, недавно женившийся, попал в экипаж Гастелло утром 26 июня 1941 года. До этого он совершал полет с лейтенантом Федором Воробьевым, которому в тот день было суждено вернуться с поля боя.

207-й дальнебомбардировочный

Совет

На самом деле, история каждого экипажа 207-го дальнебомбардировочного полка 3-его дальнебомбардировочного авиационного корпуса была по-своему героической. Дислоцируемые в районе Смоленска, его летчики стали участниками Великой Отечественной с первого дня войны.

И первые же сражения обернулись для них большими потерями. Бомбардировщики летали без истребительского прикрытия. Тяжелые «ДБ-Зф», предназначенные для бомбардировки крупных объектов в тылу, были уязвимы для танковых колонн на небольшой высоте.

По некоторым данным, потери доходили до 15 погибших экипажей в день. Уже 24 июня оставшиеся летчики и самолеты полка были объединены в две эскадрильи.

Командиром 2-й стал капитан Николай Францевич Гастелло, опытный летчик, у которого за плечами были сражения за Халхин-Гол и Советско-финская война.

Эксгумация 1951 года

Единственные очевидцы «огненного тарана» Гастелло – лейтенанты Федор Воробьев и Анатолий Рыбас, вскоре последовали за своим командиром. Воробьев погиб 23 августа в районе города Орел при возвращении с боевого задания, а Рыбаса подбили «мессершмитты» 15 ноября 1941 года. После их гибели история легендарного тарана начала обрастать новыми подробностями.

Началось все, как всегда, с благих намерений. В 1951 году, в канун десятилетнего юбилея подвига Гастелло, было решено провести эксгумацию героя СССР и его экипажа для последующего торжественного захоронения.

Но на месте предполагаемой могилы Гастелло нашли останки и вещи его сослуживца – командира 1-й эскадрильи 207-го полка, капитана Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова.

При дальнейшем разбирательстве выяснилось, что на том месте, где, как предполагали, Гастелло протаранил немецкую колонну, разбился экипаж Маслова, до этого считавшийся пропавшим без вести. Причем пропал он в тот же день, когда был совершен подвиг Гастелло. Затем недалеко от гибели Маслова, в Мацковском болоте был найден еще один самолет.

Обратите внимание

В нем находился один обгоревший труп с письмом на имя Скоробогатой и бирка от двигателя – М-87Б с номером 87844, идентифицируемая как часть разбитого бомбардировщика Гастелло. Тогда об этом умолчали, а на месте гибели бомбардировщика Маслова поставили бюст Гастелло. И до перестройки все благополучно об этом забыли.

Новые версии

1990-е годы подняли тайну Гастелло вместе с другими «секретами» Советского Союза. Автором новой версии стал майор в отставке Эдуард Харитонов, который предположил, что Александр Маслов был тем, кто совершил «огненный таран», поскольку были найдены останки именно его экипажа. В 1996 году Маслов и члены его команды были посмертно награждены званием Героев Российской Федерации, а во многих городах появились улицы с их именами. Впрочем, в формулировке награждения 1996 года не было ни слова о том, что именно Александр Маслов совершил таран. Дальше—больше. По очередным версиям, огненный таран не удалось совершить ни одному экипажу. Александр Маслов, попытавшийся протаранить на горящем самолете вражескую колонну, промахнулся и разбился в поле, в 200 метрах от дороги. Вылетевший позже Гастелло, по некоторым предположениям, попытался направить подбитый бомбардировщик на позиции врага в деревне Мацки, но Ил-4 не дотянул и рухнул недалеко от цели, в Мацковское болото, где впоследствии и был найден. Что же касается рапортов Воробьева и Рыбаса, то их достоверность ставится под сомнение. Во-первых, оригиналы рапортов были утеряны, во-вторых, сторонники альтернативных версий утверждают, что покинувшие бой летчики могли и не видеть тарана, связав его с дымом от крушения самолета. Ни опровергнуть, ни подтвердить эти версии невозможно, последние свидетели погибли в 1941 году.

Достоверные факты

Недостаток фактов и вещественных доказательств сыграли с подвигом Гастелло злую шутку. Это были первые дни войны – некогда было возиться с бумагами, собирать показания свидетелей, вести архив. Итог – утеря почти всех сведений о произошедшем.

Оставшиеся факты говорят не так уж и много, но достаточно, чтобы убрать все сомнения насчет подвига раз и навсегда: 26 июня 1941 года оба экипажа Гастелло и Маслова в разное время вылетели на бомбардировку немецкой колонны на «ДБ-3ф» — с самого начала плохо подходивших для противостояния танкам и зениткам на небольшой высоте.

Истребительского прикрытия не было – риск был изначально высоким. Оба экипажа погибли при выполнении боевого задания. Из двух найденных останков достоверно идентифицирован только экипаж Маслова.

По мнению большинства исследователей, в том числе и полковника в отставке, Виктора Гастелло, отсутствие останков Николая Францевича является еще одним доказательством, что он совершил огненный таран, поскольку взрыв колонны с бензином и боеприпасами уничтожил все доказательства.