Очарованный музыкой — михаил булгаков

Композитор Михаил Булгаков. Звуковой мир писателя

Очарованный музыкой — михаил булгаков

Михаил Булгаков

Михаил Булгаков и музыка… Тема, широко разработанная в литературоведении и в музыкознании.

Разумеется, больше всего говорят о музыке, которую любил Булгаков. Но поучительнее сравнить Булгакова с другими выдающимися мастерами ХХ века!

Автора «Мастера и Маргариты» с автором «Игры в бисер», автора «Театрального романа» с автором «Доктора Фаустуса» — Булгакова и Германа Гессе, Булгакова и Томаса Манна.

Элитарный слушательский круг (его репрезентируют Т. Манн, Г. Гессе) восторгается кантатами Баха, камерными ансамблями Моцарта, последними квартетами Бетховена, музыкой Вагнера, Малера, Шёнберга.

Обратите внимание

Булгаков же — обратите внимание — любит Верди и Чайковского. И это многократно отражается на страницах его произведений. Любит Гуно с его «Фаустом».

Австро-немецкие интеллектуалы чуть ли не с брезгливостью отнеслись к «Фаусту» Гуно, посягнувшего на шедевр их олимпийца (в немецкоязычных странах опера даже шла под названием «Маргарита»).

А публика немецкая, как и всякая другая широкая публика, обожала оперу Гуно.

Те же интеллектуалы ополчились на «Аве Мария» Баха — Гуно, религиозную мелодию Гуно на до-мажорную прелюдию Баха из первого тома «Хорошо темперированного клавира» (какое кощунство! Прелюдия Баха низведена до уровня аккомпанемента!). Прошло время, и ее поют в самых респектабельных залах мира.

Михаил Афанасьевич Булгаков — на той «срединной» точке зрения («точке слушания», слышания), которая сторонится крайностей — обывательской и элитарной. Крайности, как известно, сходятся.

Между прочим, культура страны крепка именно этим средним культурным, образованным слоем, как экономика и политическая стабильность страны крепки средним классом.

Средний здесь ни в коем случае не знак средних способностей или тем более посредственности.

Мы можем сколько угодно восторгаться высотами духа, чтить наших гениев, ужасаться бескультурью так называемых «низов», но вот что печальнее всего — на наших глазах скудеет тот прежде многочисленный средний слой воспринимающей публики, который всегда был весом и значим в русской культуре. Скудеет читательская аудитория, тает филармоническая публика, редеют образованные меломаны-театралы.

Во времена отрочества и юности Булгакова в Киеве этот средний уровень в интеллигентных семьях и домах был очень высок. В такой именно семье рос будущий писатель. Он играл на рояле, брал уроки скрипки и, обладая мягким баритоном, учился петь, мечтал о карьере оперного певца.

Важно

Вы постоянно слышите на страницах Булгакова его любимых «Фауста», «Аиду», «Травиату», «Евгения Онегина», музыку Верди, Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Бородина, Вагнера…. А рядом — что бы вы думали? — частушки, «блатняк», ресторанные оркестры, гитара, куплеты, солдатские марши, революционные песни…

Создается впечатление, что он сам, композитор Михаил Булгаков, писал музыку к своим произведениям. Высокая классика и быт сочетаются как в жизни, как и у Шекспира.

Булгаков не боится прослыть «вульгарным», как не боялся этого Чайковский, когда городскую песню, мещанский романс вводил в симфонию и оперу (считалось хорошим тоном брать крестьянский фольклор, а к «порченой» музыке городской слободы относились свысока).

Как не боялись этого великий симфонист Густав Малер, которого столько раз обвиняли в банальности музыкальных тем, или наш современник Дмитрий Шостакович, обожавший музыкальный «быт» — от одесских «Бубличков» до джаза.

Моцарт и Гайдн дышали одним воздухом с посетителями венских кофеен и кондитерских. Крестьянские менуэты в деревянных башмаках переходили в аристократические залы.

Скрипка — прежде мужицкий инструмент у румын венгров, евреев, русских (на Руси «гудок») —  крикливая простолюдинка рядом с благородной, матово звучащей виолой.

А сегодня скрипка — один из символов «серьезной» академической музыки.

Так ведь и джаз (помните, «обезьяний джаз» у Булгакова) — теперь рафинированный камерный жанр, его давно играют не в ресторанах, а в элитных клубах и в филармонических залах.

Извечный путь популярных и народных жанров — вверх по сословной лестнице. Да вот, свежий пример — танго из портовых борделей шагнуло в филармонию благодаря Астору Пьяцолле…

Совет

Как невинно звучит для сегодняшних ушей тот самый «обезьяний джаз» (по Горькому — «музыка толстых») — тот самый фокстрот «Аллилуйя» из булгаковского «Грибоедова»! Это шлягер из американской музыкальной комедии «Hit the Deck!» («Свистать всех наверх!»). Кстати, музыка Винсента Юманса, автора «Tee for two» («Чай для двоих»), аранжированного Дмитрием Шостаковичем для симфонического оркестра.

Выросший в семье профессора духовной академии, писатель, как немногие в русской литературе, умел передать в слове звуковую атмосферу православного богослужения. Вот хоровая «аранжировка» Булгакова из «Белой гвардии».
Идет служба в Софийском соборе Киева:

От хоровой литургии — к русской инструментальной музыке:

А от инструментальной музыки к развернутой оперной сцене. Перечитайте III акт «Дней Турбиных».

Когда Булгаков создавал музыкальный фон своих сочинений, в ход шло все: церковный благовест и траурные марши, какие-нибудь пошлые «Кирпичики» и Шуберт, оперные арии и сатирические куплеты. В «Зойкиной квартире» эта взрывчатая смесь названа «страшной музыкальной табакеркой».

Прислушаемся к партитуре Булгакова:

В «Беге» Булгаков сопроводил «Сон пятый» музыкой, которую сам же наименовал «странной симфонией». Напомню, что в буквальном переводе с итальянского sinfonia означает созвучие. Такова и булгаковская симфония:

А вот зарисовка из рассказа «Ханский огонь»:

Не напоминает ли это ремарки в чеховских пьесах?

Часы у Булгакова «играют нежный менуэт» («Театральный роман»). Из окна пожарной команды «слышалось приятное ворчание валторны» («Собачье сердце»), «резко закричали гобои в оркестре и начался балет-комедия» («Жизнь господина де Мольера»). Если к этим примерам добавить не раз встречающийся «плеск клавесина», мы по достоинству оценим редкое тембровое чутье композитора Булгакова.

https://www.youtube.com/watch?v=urrzi6ONM9o

Помните обращенные к Мастеру слова Маргариты в финале романа: «Слушай беззвучие». Одна эта реплика больше говорит о глубинной музыкальности Булгакова, чем любые оперные цитаты.

Еще Скрябин настойчиво подчеркивал, что пауза — часть музыки.

У Бориса Пастернака читаем:

Знаменитая пьеса Джона Кейджа 4’ 33’’ появилась после смерти Булгакова. В этом «фортепианном» произведении пианист в течение 4 минут 33 секунд сидит перед роялем в полной тишине, не прикасаясь к клавишам.

В полной тишине? Но ведь тишина каждый раз разная — в новом зале, в каждой слушательской аудитории она другая (тем более если она наполнена не только обычными шорохами и покашливанием, но и глумливым хихиканьем, нетерпеливыми возгласами протеста).

У академика Д. С. Лихачева находим сходную мысль:

Обратите внимание

Осталась ненаписанной опера Исаака Дунаевского «Рашель» на либретто Булгакова по рассказу Ги де Мопассана «Мадмуазель Фифи». Дунаевский сообщал позднее в одном из писем, что за «Рашель» в 1939 году ему вполне моги бы приписать «антипактовские настроения».

Благодаря Науму Шаферу, исследователю биографии и творчества И. О. Дунаевского, мы можем послушать «Польку» Михаила Булгакова — единственное собственно музыкальное сочинение писателя. Дунаевский, по счастью, записал несколько тактов, импровизированных Булгаковым на рояле, когда он сочинял слова для польки.

Я сознательно не касаюсь внешних знаков музыкальности Булгакова, его эрудиции — музыкальных фамилий и «кличек»: Берлиоза, Стравинского, Римского, Ликоспастова, церковного регента Коровьева (он же Фагот), созвездия знаменитых музыкантов на балу у Воланда… Не напоминаю цитаты из арий Веденецкого гостя или Садко, арий Демона, частых обращений к «Аиде», «Евгению Онегину», «Пиковой даме» — все это сегодня хорошо отражено в литературе о писателе.

Возвращаюсь к эпиграфу, взятому мной из Джона Кейджа:

Это своего рода руководство для режиссеров кино- и видеофильмов. Сегодня в титрах чаще можно прочесть вместо привычного: композитор имярек — саундпродюсер, саундмастер, то есть в буквальном переводе «производитель звуков».

Михаил Афанасьевич Булгаков больше чем саундпродюсер — он конечно же композитор, умеющий в слове передать самое музыку. Он — композитор, превосходно ориентирующийся в окружающей музыкальной стихии и профессионально точно создающий партитуру звукового сопровождения своих литературных произведений.

Иосиф Райскин, “СПб музыкальный вестник”

Reader Interactions

Мистический Михаил Афанасьевич Булгаков: интересные факты из жизни писателя, произведения

Очарованный музыкой — михаил булгаков

Сегодня мы поговорим о самом мистическом и интересном писателе всех времен и народов. Не смотря на то, что он Российский писатель, его читают по всему миру, и всех удивляет воображение этого знаменитого писателя.

Михаил Афанасьевич Булгаков

Русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр, оккультист. Автор романов, повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.

Известные произведения Булгакова: «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Театральный роман», «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич» и роман, принесший писателю мировую известность, – «Мастер и Маргарита», который был несколько раз экранизирован как в России, так и в других странах.

Дата и место рождения – 15 мая 1891 г., Киев, Российская империя.

Дата и место смерти – 10 марта 1940 г. (48 лет), Москва, СССР.

Факты

Булгакова величали «безумцем».

Михаил Булгаков был самым старшим ребенком в семье. Кроме него в семье воспитывались 4 сестры и 2 брата.

В 1936 году Булгакову пришлось зарабатывать на жизнь переводами. Он иногда принимал участие в спектаклях.

К осени 1922 года: Булгаков прославился очерками для берлинской русской газеты “Накануне”. В Москве открылась первая сельскохозяйственная выставка, и ему заказали обстоятельный очерк. Целую неделю Михаил Афанасьевич ездил на выставку и проводил там по несколько часов. Наконец материал был сдан.

Важно

Многие любили коллекционировать марки, но Булгаков коллекционировал театральные и концертные билеты, причем коллекционировал он только те билеты, которые покупал сам и по которым ходил на представление лично.

Предполагалось, что квартира писателя многократно обыскивалась работниками НКВД.

Особенно подробно автор описал национальные блюда и напитки кавказских и среднеазиатских республик.

В 48 лет Булгаков заболел той же болезнью, что и его отец. Нефросклероз забрал жизнь писателя. Булгаков считается писателем, который предпочитал мистику.

В 1922 году Михаилу Афанасьевичу подарили книгу авторства Александра Чаянова «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей». Главными героями этой гниги были Сатана и студент по фамилии Булгаков. По признаниям его второй жены Елены Белозерской, именно благодаря этой книге 7 лет спустя он приступил к написанию романа «Мастер и Маргарита».

Булгаков обожал устраивать застолья – было и хлебосольно, и весело. “Лучший трактир в Москве!” – так называл он свой дом.

Мать Булгакова была учительницей в Орловской губернии.

Большинство рассказов были написаны Михаилом Афанасьевичем в те годы, когда только отгремело эхо голодной гражданской войны, во времена НЭПа, когда бедный писатель, пьесы которого так и не были одобрены Сталиным, жил впроголодь. Оставалось только мечтать о прекрасном, а наслаждаться собственными блюдами и, иногда, рестораном Союза писателей.

Мало кто знает, что роман «Мастер и маргарита» был посвящен возлюбленной писателя Елене Сергеевне Нюренберг. Это была его последняя любовь и самая сильная, она принесла много страданий и счастья обоим.

К тому времени как они встретились, у них уже были семьи, которые пришлось разрушить, чтобы навсегда соединить свои судьбы узами брака.

В статье «Интересные факты из жизни Булгакова» речь пойдет именно об этом.

Совет

В 1917 году Михаил Афанасьевич оберегался от дифтерии, потому что после операции он принимал антидефтирийные лекарства.

Водочку он уважал и любил разбавить ее рижским бальзамом, но пьяным никогда не напивался.

Свое первое произведение Булгаков написал, когда ему было всего 7 лет и называлось оно «Похождения Светланы».

В начале сентября 1936 года роман «Мастер и Маргарита» был закончен. Прообразом главной героини стала супруга поэта, с которой они счастливо прожили 8 лет.

Для Елены Сергеевны Нюренгберг, ставшей Булгаковой это были самые счастливые годы в ее жизни. Когда-то в начале 1930-х годов, Михаил Афанасьевич Булгаков сказал ей об одной просьбе: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках».

Супруга целиком и полностью посвятила себя мужу и выполнила данное обещание.

В Первую мировую войну несколько месяцев был врачом во фронтовой зоне. В конце февраля 1919 г. военврач Булгаков был мобилизован в Украинскую армию, а в августе 1919- го уже служил военврачом в Красной Армии. В октябре этого же года перешёл в Армию Южной России, где служил врачом в казачьем полку и воевал на Северном Кавказе.

В Москве имеется музей-дом с названием «Булгаковский дом».

Взрослея и набирая высоту, писатель Булгаков вдохновлялся музыкой. Среди его постоянных музыкальных спутников – «Аида» Верди, оперы Чайковского и, конечно, «Фауст» Гуно.

Михаил Булгаков поступил на медицинский факультет в Киевском университете. В 1916 году Михаил Афанасьевич получил диплом и продолжал работать в деревне врачом.

У Михаила Булгакова было 3 супруги.

Обратите внимание

Знаменитая советская комедия «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) была снята по произведению Булкакова «Иван Васильевич», только в пьесе инженера Тимофеева зовут Николай, а в фильме Александр (Шурик).

Кроме того на сегодняшний момент экранизировано более двух десятков произведений, причем выпускала эти фильмы не только Россия.

Один только роман «Мастер и Маргарита» был экранизирован 9 раз (Россия, Польша, Югославия, Италия, Великобритания, Израиль, ФРГ, Венгрия).

В 1917 году Михаил Афанасьевич начал постоянно принимать морфий.

Булгаков воспринимал жизнь как человек, очарованный музыкой. Сам говорил о своей музыкальности очень просто:«Потребность слушать музыку для меня характерна. Можно сказать, что музыку, хорошую, я обожаю. Способствует творчеству».

В качестве памятника, после кончины известного писателя, его жена выбрала огромную гранитную глыбу – Голгофу. До этого данная глыба являлась подножием креста, который был установлен на месте захоронения Гоголя.

Михаил Афанасьевич был противником коммунизма.

Ни в едином из трех браков Булгакова детишек не было.

Незадолго до смерти Булгаков уже не мог сам писать, так как здоровье не позволяло и роман «Мастер и Маргарита» дописывала его жена Елена Шиловская под диктовку писателя. Несмотря на все это роман был закончен, но не был опубликован в ближайшее время. Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован лишь в 1966 году, т.е. через 26 лет после смерти писателя.

Его папой был профессор Киевской духовной академии.

Любимой оперой писателя считалась «Фауст».

В 1928 году Булгаков вместе с супругой посетил Кавказ.

В романе «Белая гвардия» Михаилу Булгакову удалось точно описать дом, где он проживал на Украине.

В 8 лет прочитал «Собор Парижской Богоматери». Имел исключительную память, многое из прочитанного запоминал наизусть.

Важно

Дядя Булгакова был знаменитым московским доктором-гинекологом. Дядя Булгакова – это прототип профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Осенью 1921 года Михаил Афанасьевич навсегда переехал жить в столицу России.

У писателя действительно проживал Бегемот, но это была собака.

На Андреевском спуске содержалась квартира Булгаковых, ставшей прообразом дома Турбиных в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». Сейчас в этом доме — мемориальный музей писателя.

Повести, романы, рассказы бУЛГАКОВА

1922 год – повесть Похождения Чичикова 1924 год – роман Белая гвардия 1923 год – повесть Дьяволиада 1922  год – повесть Записки на манжетах 1922 год  – рассказ № 13.

— Дом Эльпит-Рабкоммуна 1922 год  – рассказ Арифметика 1922 год –  рассказ В ночь на 3-е число 1922 год –  рассказ В театре Зимина – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год –  рассказ Как он сошёл с ума – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год –  рассказ Каэнпе и капе – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год –  рассказ Красная корона – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год –  рассказ Налёт. В волшебном фонаре – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год – рассказ Необыкновенные приключения доктора – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год  – рассказ Ноября 7-го дня – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год – рассказ Остерегайтесь подделок! – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год –  рассказ Птицы в мансарде – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год – рассказ Рабочий город-сад – сборник «Заметки и миниатюры» 1922 год – рассказ Советская инквизиция – сборник «Заметки и миниатюры» 1923 год – рассказ Китайская история. 6 картин вместо рассказа 1924 год – рассказ Воспоминание… – посвящён смерти Ленина 1924 год – рассказ Ханский огонь 1924 год – повесть Роковые яйца 1925 год – рассказ Полотенце с петухом – цикл «Записки юного врача» 1925 год – рассказ Крещение поворотом – цикл «Записки юного врача» 1925 год – рассказ Стальное горло – цикл «Записки юного врача» 1925 год – рассказ Вьюга – цикл «Записки юного врача» 1925 год – рассказ Тьма египетская – цикл «Записки юного врача» 1925 год – рассказ Пропавший глаз – цикл «Записки юного врача» 1925  год -рассказ Звёздная сыпь – цикл «Записки юного врача» 1925 год – рассказ Богема 1925 год – рассказ Праздник с сифилисом – юмористический рассказ 1925 год – повесть Собачье сердце 1926 год – рассказ Бубновая история 1926 год – рассказ Я убил – цикл «Записки юного врача» 1926 год- рассказ Морфий 1926 год – рассказ Трактат о жилище – сборник «Трактат о жилище» 1926 год – рассказ Псалом – сборник «Трактат о жилище» 1926 год – рассказ Четыре портрета – сборник «Трактат о жилище» 1926 год – рассказ Самогонное озеро – сборник «Трактат о жилище»

1929-1940 год – полностью в 1973 роман Мастер и Маргарита

Мистический Михаил Афанасьевич Булгаков: интересные факты из жизни писателя, произведения обновлено: Сентябрь 14, 2017 автором: interesno-vse.ru

Лучший «саундтрек» к роману. В Ульяновске презентовали уникальный проект «Музыка в книгах»

Очарованный музыкой — михаил булгаков

«Если бы я не был настолько поглощён музыкой, я бы не стал писателем. Даже сейчас я по-прежнему черпаю многое из музыки», — признавался японец Харуки Мураками.

Действительно, мало кто из читателей догадывается, почему один роман похож на блюз, а другой – на рок-н-ролл? О том, что мастера слова часто вдохновляются музыкой и используют ее на своих страницах, задумался ульяновец Михаил Камалеев.

Из простой догадки вырос необычный проект – нескучные лекции о любимой музыке и хорошей литературе. Ведь главное, эта тема пока оставалась невостребованной.

Михаил Булгаков. Очарованный музыкой

— Вся эта история началась семь лет назад, в то время я лежал в больнице, — говорит Михаил Камалеев. —  Когда с соседями по палате обо всем поговорили, плеер был заслушан, а с мобильным интернетом тогда было сложнее, чем сейчас, я пошёл в библиотеку, которая располагалась там же.

В ней я набрал самых разных книг, в их числе был и роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Я перечитал книгу уже, кажется, в четвёртый раз в жизни, и в тот момент обратил внимание, что в ней очень много самой разной музыки. Потом я начал специально изучать эту тему: прочел биографию Булгакова, переписку и многое другое.

В первую очередь, я делал это для себя, у меня не было никаких мыслей куда-то что-то транслировать. Потом у меня произошёл своеобразный «заплыв» в творчество Виктора Пелевина. Там я так же отмечал для себя музыкальные вещи. Я сделал сообщество в жж (livejournal.

com) на эту тему, там было несколько постов, но вскоре этот формат утратил свою актуальность.

— Однако идея продолжала жить, и два года назад меня вдруг посетила шальная мысль – сделать музыкальный спектакль по «Мастеру и Маргарите», но в этой сфере я совершенный дилетант.

Смысл такой, что не стоит браться за роман полностью, а выбрать отдельные фрагменты, в основном связанные с музыкальными вещами. Вместе с живой актерской игрой можно использовать видеовставки на большом экране.

В этом году в конце мая я вдруг проснулся ночью с мыслью, что тему «Музыка в книгах» нужно развивать в формате лектория. И все получилось.

— Несмотря на то, что я много читал Булгакова, я почему-то раньше совершенно не интересовался его биографией, не знал о его семье. Когда же я узнал о нём больше, я удивился, почему он не стал музыкантом – этому же были предпосылки. Первый литературный опыт у него был крайне неудачен, а вот в музыке он о себе заявил с юности.

Тем более что рос он в музыкальной семье (ее он отчасти описал в «Белой гвардии» — прим. ред.). Разумеется, это всё изучено настолько хорошо, что порой кажется: исследователи что-то добавляют от себя. Но ведь тот текст романа «Мастер и Маргарита», который мы знаем, не нужно считать чисто булгаковским.

Если бы он не умер, неизвестно, в каком виде книга  бы сохранилась. Она фактически собрана по кускам его женой Еленой Сергеевной, и, как она сама говорила, многие части она запоминала наизусть, когда Булгаков их надиктовывал. К примеру, очень долго выбиралось название.

Совет

Кто знает, был бы у нас культ этого романа, остановись автор на названии «Копыто инженера».

Оказывается, еще до Игоря Николаева и Валерия Леонтьева к многослойному произведению Булгакова обратились Rolling Stones. В 1968 году Мик Джаггер пел о «сочувствии к дьяволу» («Sympathy for the Devil»), вдохновившись бессмертным романом, только что переведенным на английский.

Лекция, посвящённая музыке в романе «Мастер и Маргарита», прошла 29 сентября во Дворце книги. Песни, любимые Булгаковым, исполнил студенческий хор Carpe Diem.

Во второй раз к этой теме организаторы обратятся 20 октября – мероприятие пройдет в креативном пространстве «Горизонт» в Димитровграде, начало – в 16.00.

 Как говорит Михаил, цель у этого события совсем простая – если хотя бы несколько из пришедших на лекцию задумаются и перечитают роман, уже хорошо.

Виктор Пелевин. «Музыка со столба»

— Вторым из авторов запланирован Виктор Пелевин, но там концепция совсем иная. Здесь уже хотим взять не один роман, а несколько ключевых – «Generation П», «Чапаев и Пустота», «Священная книга оборотня»… В его произведениях есть явные вещи, связанные с музыкой, например, отчетливое влияние Бориса Гребенщикова.

А роман «Священная книга оборотня» вообще продавался вместе с диском – там около 15 композиций в самых разных жанрах. Но меня даже больше интересует культурологический аспект. В целом, Пелевин всегда своеобразно, но очень остро реагирует на то, что происходит сейчас. Так, в романе «Чапаев и Пустота» часть действия проходит в клинике, где находится главный герой Пётр.

По описанию это место похоже на «Белые столбы», подмосковную клинику, куда в свое время отсылали всех советских диссидентов. Клиника известна своей карательной психиатрией, и она нашла отражение в рок-музыке. Например, песня «Белые столбы» есть у группы «Крематорий», у других исполнителей есть отсылки к этому месту.

Рассказ о Пелевине будет построен на ассоциациях с музыкой, упоминании о влиянии на музыку творчества писателя.

Следующим писателем выбрали короля ужасов Стивена Кинга. Известно, что сам Кинг предпочитает писать под классический рок. «Я всегда пишу под AC/DC или Metallica, мне тогда лучше придумывается. Некоторым нужна полная тишина, но мои книги требуют определённого шумового настроя», — говорил писатель в одном из интервью.

Главной целевой аудиторией организаторы проекта называют интеллектуальную молодежь – студентов и школьников.

— Есть такая идея – проводить подобные мероприятия по ульяновским школам. Но тогда придется взять имена из учебной программы по литературе, ведь с Пелевиным к детям не пойдешь. На мой взгляд, интереснее было бы поговорить о литераторах 20 века.

Достаточно вспомнить, сколько песен написано по стихам Блока или Есенина! В конце 1980-х выступала группа «АВИА», у которой была целая программа по творчеству Маяковского. Есть большое желание, чтобы этот проект существовал на разных площадках и привлекал все новых и новых действующих лиц.

Когда материала будет достаточно, его можно будет издать в виде книги. И это может стать логичным завершением проекта.

Слушать все аудиокниги Михаила Булгакова онлайн

Очарованный музыкой — михаил булгаков

В «Белой гвардии» Булгаков показывает народ и интеллигенцию в пламени гражданской войны на Украине. Главный герой, Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик, много повидавший и…

Действие происходит в будущем. Профессор изобретает способ необыкновенно быстрого размножения яиц при помощи красных солнечных лучей… Советский работник, Семен Борисович Рокк, крадет у профессора его секрет и выписывает из-за границы ящики куриных яиц. И вот случилось так, что на границе спутали…

В произведении объединены истории, в которых рассказываются случаи из врачебной практики молодого сельского врача. События, описанные в «Записках», имеют под собой реальную основу. М.А. Булгаков около года (29 сентября 1916 — 18 сентября 1917) проработал земским врачом в деревне Никольское…

Роман «Мастер и Маргарита» – визитная карточка Михаила Афанасьевича Булгакова. Более десяти лет Булгаков работал над книгой, которая стала его романом-судьбой, романом-завещанием. В «Мастере и Маргарите» есть все: веселое озорство и щемящая печаль, романтическая любовь и колдовское наваждение,…

Обратите внимание

Дни Турбиных были написаны по мотивам романа «Белая гвардия» и первые две редакции пьесы носили одинаковое с ним название. Это произведение в гораздо большей степени было реалистическим, чем то допускали его критики, представлявшие действительность, в отличие от Булгакова, в виде заданных…

Гениальный и эксцентричный зоолог профессор Владимир Ипатьевич Персиков случайно обнаруживает удивительный феномен стимулирующего воздействия света красной части спектра на эмбрионы. Организмы, в момент развития облученные открытым Персиковым лучом (например, зародыши в икринках), начинают…

Михаил Афанасьевич Булгаков работал над романом, вышедшим в свет под названием «Мастер и Маргарита», с 1928 по 1940 год, практически до конца жизни. За это время значительно изменились авторское понимание произведения и его текст. На этой аудиокниге представлена ранняя редакция знаменитого романа…

Не всем поклонникам его таланта известно, что Булгаков, так великолепно и метко описавший Москву в романе «Мастер и Маргарита» и других своих произведениях, не был коренным москвичом. Но город, в который он приехал в конце сентября 1921 года, и где прожил без малого два десятилетия – до последнего…

Профессор зоологии Владимир Ипатьевич Персиков совершает великое научное открытие. Он увлечен исследованиями, испытаниями. Но советская действительность стремительна, а активные советские граждане в лице новоявленных журналистов, руководителей и прочих специалистов готовы использовать результаты…

Светило мировой науки, профессор Филипп Филиппович спасает от смерти бездомного пса Шарика, чтобы провести на нём эксперимент по выявлению функций гипофиза. Вопреки ожиданиям, выясняется: гипофиз даёт не ожидаемое учёным омоложение, а полное очеловечивание. В поведении Шарика вскоре проявляются…

Показать ещё

аудиокниги, радиоспектакли, сказки » Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита (роман)

Очарованный музыкой — михаил булгаков

Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита (роман)

Пожалуй, самый любимый, самый известный, самый загадочный роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — быть может, главный труд его жизни.

Исследователи неустанно ломают копья над текстом этого произведения, старшеклассники зачитываются и с жаром спорят, мистика и тайна прокрадываются в нашу жизнь с «Мастером и Маргаритой».

И в то же время, «Мастер и Маргарита» — блестящая пародия, наполненная легким юмором и доброй иронией. Как такое может сочетаться в одном тексте? Загадка!

Важно

Но, оказывается, «Мастера и Маргариту» можно не только читать и обсуждать. Роман можно слушать — перед Вами полная версия авторского текста без купюр, в исполнении целого коллектива замечательных артистов, с прекрасной музыкой и с выразительным, образным исполнением. Настоящий шедевр в мире аудиокниг!

«Мастер и Маргарита», повесть о настоящей и волшебной любви, перед вами. Великий талант Михаила Афанасьевича Булгакова развернулся здесь во всю свою силу. Незабываемые, сильнейшие впечатления ждут вас!

Автор аннотации: Игорь Якушко

В записи принимали участие:

Народные артисты СССР:
Н. Черкасов, Э. Гарин, М. Жаров, Л. Касаткина, Ю. Яковлев.

Народные артисты России:
А. Демидова, З. Славина, Л. Филатов, Д. Щербаков, В. Абдулов, Н. Губенко, Л. Ярмольник, И. Косталевский, М. Филиппов, В. Смехов, Б. Хмельницкий, В. Золотухин, Н. Сайко, М. Полицеймако, И. Комаровская, Ю. Смирнов, Л. Селютина, А. Сабинин, В. Соболев, И. Петров, Г. Власова, Г. Гриневич, Г. Ронинсон, Л. Барашков, В. Шаповалов, Р. Джабраилов, М. Райкин.

Заслуженные артисты России:
Е. Африкантова, Е. Граббе, Г. Золотарева, Е. Габец, Т. Додина, М. Яковлева, Е. Манышева, А. Колпикова, Е. Бобылева, О. Лебедева, Н. Ковалева, Т. Ксенофонтова, В. Пономарева, В. Молчанова, А. Богина, Р. Сотириади, Г. Мосишвили, С. Клановский, В. Ельцов, А.

Граббе, В. Голубцов, С. Данилевич, С. Пожарский, А. Лырчиков, М. Левкоев, М. Шихов, Н. Сахаров, А. Колокольников, А. Серенко, А. Крыченков, Б. Галкин, И. Ильин, О. Казанчеев, В. Абрамов, С. Подколзин, А. Фурсенко, В. Рыжий, А. Карпов, Л. Трегуб, Ю. Ковеленов, В. Егиянц, Н. Дупак, А. Бальянс.

Артисты:
П. Райгородский, С. Савченко, О. Лысак, М. Кангелари, Т. Бадалбейли, В. Хлынов, В. Оладушкин, Ю. Авшарова, М. Полицеймако, С. Трифонов, О. Школьников, Е. Шмаров, Е. Галушко, В. Абрамкин, А. Мороз, А. Егиянц, Н. Персиянинова, Т. Соколинская, Д. Щербакова, В. Задворных, Д. Перов, А. Колосов и шут-дуэт Плюх и Швах.

Звучит музыка:
Баха, Бетховена, Вивальди, Штрауса, де Фальи, Берлиоза, Сен-Санса, Глинки, Грибоедова, Мусоргского, Чайковского, Хачатуряна, Доленко.

Генеральный продюсер: С. Бугров

Музыкальный редактор: В. Доленко

Звукорежиссер: Е. Седых

Художественное оформление: С. Осипова

Автор идеи, сценарист и режиссер: Юрий Доронин

Продолжительность: 13 ч. 00 мин.

Формат записи: mp3

Качество: 256 kbps

Объем: 1493 Mb

Количество файлов: 33 mp3-файла

Прочитать отзывы об аудиокниге, комментировать аудиокнигу

Послушать фрагмент аудиокниги онлайн (5 мин. 07 сек.):

Купить аудиокнигу в магазине:

На ozon.ru:

Купить аудиокнигу: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита (аудиокнига MP3 на 2 CD, читают Максим Суханов, Александр Клюквин, Дарья Мороз, на диске)

Купить аудиокнигу: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита (аудиокнига MP3, читает Вениамин Смехов, на диске)

Совет

Купить аудиокнигу: М. А. Булгаков. Романы. Повести. Рассказы (аудиокнига MP3 на 6 CD)

На labirint.ru:

Купить аудиокнигу: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита (CDmp3, читает Илья Змеев, на диске)

Купить аудиокнигу: Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита (CDmp3, читает Самойлов Владимир, на диске)

Купить аудиокнигу: Михаил Булгаков. Роковые яйца. Мастер и Маргарита (главы из романа) (CDmp3, читают Виктор Зозулин, Александр Котов, на диске)

Купить аудиокнигу: Михаил Булгаков: Мастер и Маргарита (2CDmp3, читает Роман Стабуров, на диске)

Скачать аудиокнигу:

Скачать аудиокнигу: Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита (роман, читает Роман Стабуров)

Скачать аудиокнигу: Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита (роман, читает Виктор Зозулин)

Скачать аудиокнигу: Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита (роман, читает Иван Литвинов)

Обратите внимание

Скачать аудиокнигу: Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита (роман в сокращении, читает Вениамин Смехов)