Несоветское воспитание или как воспитывать современных детей

Содержание

Как мы выжили: 11 колоссальных отличий советского воспитания от современного

Несоветское воспитание или как воспитывать современных детей

Воспитание детей всегда стояло во главе всех ежедневных хлопот и жизненных приоритетов. Но вопрос в том – как? Что значит воспитывать ребенка: давать ему личное пространство или ежеминутно заботиться, заставлять съесть завтрак-обед-ужин до последней крошки или стараться «вложить» в ребенка здоровую пищу независимо от ее количества?

Различные методики воспитания детей все больше прорываются на пространство постсоветских стран – наш «мир» избавился от накрывающего его колпака и впитывает новые формы жизни. Лилит Мазикина на страницах pics.

ru поразмыслила о вечном – воспитании детей – и определила, как и чем отличается советское воспитание восьмидесятых-девяностых и современное воспитание нулевых-десятых.

Всего несколько десятков лет, а такая «наука», как воспитание детей, кардинально поменяла векторы.

Читай также: 15 откровений о воспитании детей от многодетных родителей

Ребенку может быть больно!

Обратите внимание

Кажется поразительным, но во времена нашего детства для абсолютного большинства взрослых плач, крики, беспокойство ребенка при болезненных медицинских процедурах или, например, растяжке на кружках танцев и гимнастики воспринимались как блажь и капризы, которые необходимо побороть. За то, что тебе делают больно, тебя же и стыдили!

А в наше время педиатры нового поколения вслух говорят, что, если массаж слишком болезненный, то он не только не поможет, но, наоборот, навредит. Многие тренеры отказываются от калечащих практик растяжки и переходят на те же, которые предлагаются взрослым в фитнес-центрах. А родители стали наконец-то утешать детей после укола или другой неприятной процедуры.

Тыжедевочка

Признаем, фраза отлично существовала десятилетиями и отравляла жизнь не одной из нас. Но такого безумия вокруг простого факта женского пола ребенка прежде не было.

В восьмидесятых и девяностым большинству тыжедевочек все же не пеняли за любовь к спортивным и просто подвижным играм, научную любознательность, драку ради отстаивания девчоночьей чести, желания носить брюки и равнодушие к розовому, лиловому и сиреневому цветам. На нынешних девочках как будто затягивают невидимые корсеты.

Отношение к здоровью

Родители в среднем стали куда внимательнее к здоровью детей и намного настойчивей в вопросах требования медицинской помощи, когда замотанный педиатр еще ничего не заметил, а мама с папой уже обнаружили странности. Возможно, причиной тому – неуверенность в том, что, если болезнь запустить, можно будет получить нормальное лечение. Даже в девяностые на официальную медицину надеялись куда больше, чем сейчас.

Читай также: 19 неожиданных фактов о воспитании детей от семейного психолога

Пеленки

Наши родители считали, что неглаженые пеленки не должны коснуться младенца. То ли он тогда заболеет, то ли еще что-нибудь страшное.

А сегодняшние все чаще следуют совету педиатра избегать глажки нижнего и постельного белья для малышей: так, мол, кожа в нем лучше дышит.

Тем более, что эпидемиологическая обстановка в наших домах хорошая и жестких складок, благодаря полоскателям для белья, больше на пеленках после сушки нету.

Школьная программа

Важно

В восьмидесятые и девяностые родители ожидали, что школа сама даст знания. Ну, может быть, придется нанять репетитора, чтобы ребенок лучше знал иностранный язык или подготовился по профильным предметам для вступления в ВУЗ.

Сейчас же оплата репетиторов или кружков по самым обычным школьным дисциплинам (и вовсе не для углубленного изучения!) входит в большинство семейных бюджетов, где ребенок дорос до школы.

Естественно, времени и денег на кружки по интересам остается куда меньше. Детям приходится переходить на те хобби, которым можно обучиться по видео в интернете, и кооперироваться в соцсетях, чтобы обмениваться опытом и хвастаться результатом.

Питание

Девиз восьмидесятых – ребенок должен кушать плотно. В девяностых ребенок был должен съесть, что дают, а не перебирать едой. Теперь же главное – погоня за полезностью питания. Чипсы в руках первоклашки способны вызвать у многих окружающих припадок.

Накормившая в минуту душевной слабости дитятко бургером мать еще месяц мучается угрызениями совести. Фото подростка, жующего полную холестерина жареную курицу, вызовет шквал гневных комментариев.

Еда для детей (и притом вовсе не для малышей ясельного возраста) помногу, пристрастно, придирчиво обсуждается в интернетах. Зато никто больше не заставляет доедать.

Читай также: Опыт звезд: как Надежда Мейхер воспитывает 3-месячную дочь

Мотивация

Большая часть наших родителей в принципе не задумывалась над таким способом взаимодействия с ребенком. Надо – значит, надо. Будешь плохо учиться – станешь дворником. Будешь хорошо учиться – станешь учительницей и будешь получать как дворник, зато работать в тепле. А по заднице не хочешь? Наши дети признают, кажется, только осознанную необходимость.

Ну, то есть, надо убедить, что действительно надо, и нормально объяснить, почему. Отнимает много времени и сил, а вот работает ли лучше старых добрых угроз – пока только предстоит выяснить. Ученые вот стали утверждать, что легкий стресс способствует изучению нового. Легкий, мы сказали.

У детей есть мнение

Совет

С ним необязательно соглашаться, а многие и принимать во внимание не спешат, но его больше не отрицают как факт. Вопрос “да какое у тебя может быть мнение, в третьем-то классе?” – примета нашего детства, но, по счастью, не наших отпрысков.

Никакого ключа на шее

В большинстве семей восьмидесятых-девяностых ребенок, доросший до школы, дорастал и до того, чтобы самостоятельно ходить по городу или сидеть дома в одиночестве, спокойно лопая холодные котлеты или бутерброды с маргарином и сахаром.

Теперь в интернете родители рассказывают, что дети по закону не имеют права находиться без надзора взрослых до 12 лет. И действительно, увидеть одиннадцатилетку, спокойно переходящего оживленную улицу на перекрёстке, стало трудно. То ли закон точно есть, то ли все в него верят.

Читай также: «Боже, я не справляюсь!» Что нужно знать о комплексе «плохой мамы», мнение психолога

Личное пространство

Личное пространство детей все еще активно нарушается самими родителями, но в целом хотя бы признается. Наличие своей комнаты или уголка для ребенка стало считаться обязательным – это мы притыкались, где могли, а уж если гордо владели комнатой (обычно на пару с братом или сестрой), то родители заходили туда без стука и стеснения.

Квартира ведь их, значит, и комната тоже их, нам просто давали там спать и сидеть. Если мы найдем дневник ребёнка и заглянем в него, будем потом терзаться муками совести. В наши дневники заглядывали с непринужденностью читателей на абонементе.

Разговоры о сексуальной безопасности

Наши родители, похоже, боялись, что если предупреждать о педофилах, насильниках, юных приставалах, о том, как все это происходит и как его избегать, то мы слишком заинтересуемся сексом и немедленно пойдем на улицу в проститутки.

Более того, часто, если всплывал факт приставания или изнасилования, к девочкам нашего поколения и относились, как к проженным шлюхам, независимо от возраста, в котором они пострадали. Так что большинство предпочитало молчать.

Мы наконец-то перенесли фокус внимания с жертвы на насильника (по крайней мере, если жертвой стал или может стать наш ребенок) и, мекая, бекая, краснея и потея от натуги и неловкости, проводим профилактические разговоры.

Читай также: Как научить ребенка хорошо вести себя за столом

Как мы выжили?

Обратите внимание

Вопрос, который так любят пафосно задавать в интернетах и на который иногда хочется ответить: чудом. Дело не в том, что наши родители не старались. Дело в том, что, во-первых, советская педагогика рассматривала ребенка прежде всего не как личность, а как заготовку будущего строителя коммунизма.

Все, что отвлекало от процесса изготовления строителя, считалось вторичным, и голоса в защиту учета индивидуальности были слабы и робки. И, во-вторых, нашим родителям было действительно некогда. В 1980-ых многие матери занимались тем, что доставали. Нет, не понтовые джинсы и магнитофоны, а неравномерно выбрасываемое на прилавки: сапоги, овощи или фрукты, туалетную бумагу…

Да и быт был куда суровее, чем сейчас. За стиркой-уборкой-готовкой (все вручную и из сырейшего сырья!) времени и сил на детей толком не оставалось.

В конце концов, это за нами же убирали, нас же обстирывали и кормили. В девяностых родители были заняты выживанием семьи.

Многие матери стали одиночками, и многие – “челноками” и рыночными торговками с ненормированным рабочим днем. Нам давали столько, сколько могли.

Как даем сейчас мы, исходя из наших возросших возможностей и новых трудностей времени (проблем с образованием, например).

Вопрос, не слишком ли мы стараемся, кажется, поднимают только глупцы… и ученые, которые стали утверждать, что дети, лишенные “обычных” детских опасностей, например, чуть рискованных прогулок на природе или возможностей, которые давала детская площадка, изыскивают новые возможности рисковать.

Куда более опасные, чем мы ожидаем. Возможно, следующее поколение будет спрашивать не “почему над нами не тряслись родители?”, а “почему над нами так тряслись?” и приходить от многих наших задвигов и методов в ужас. Кто знает.

Важно

Но, честное слово, все же хорошо, что теперь у ребенка есть мнение и личное пространство.

Читай также: Когда я стану мамой, я никогда не…: 19 обещаний, которые мы не выполняем

Читай также: Как наладить отношения с ребенком: о чем забывают даже самые хорошие родители

Читай также: Мама, я тебя не люблю: что делать, если ребенок шантажирует любовью 

Воспитай меня строго: выживет ли ребенок с советским воспитанием в современном обществе?

Несоветское воспитание или как воспитывать современных детей

Советское воспитание принято идеализировать.

Пионерлагеря, костры, дружеское плечо, вера в светлое будущее, всеобщая равность, никаких «айфонов» и «фейсбуков»… Старшее поколение вспоминает с ностальгией, младшее все чаще – с иронией.

Если отбросить все условности, в советском воспитании действительно было много хорошего. Однако давайте подумаем, насколько реально было бы воспитывать по этим принципам современных детей.

Принцип первый. Государство о тебе позаботится

Советские дети росли с твердой уверенностью, что их жизнь определит государство: предоставит образование, профессию, место работы, обеспечит жильем и медицинским обслуживанием. Естественно, все – бесплатно. Естественно, не каждый становился директором или начальником. Однако каждую профессию принято было называть почетной.

Наши дни. Государство определяет базовые права и свободы гражданина. Каждый строит свою жизнь самостоятельно. Надеяться можно только на себя. Ребенок, воспитанный по принципу «Государство мне должно» обречен на разочарования и жизненные провалы.

Принцип второй. Все – для коллектива

«Интересы коллектива выше интересов личности» — так или примерно так говорил авторитетный в СССР педагог Макаренко.

В советском коллективе изгоями становились дети, которые искали в первую очередь выгоду для себя, избегали общественных обязанностей и работ.

А вот загнать детей на бесплатные сельхозработы в каникулы считалось нормой – им прививалось трудолюбие под лозунгом «помощи нашим советским колхозникам». Справедливости ради скажем, что многим детям «общественная нагрузка» действительно была по душе.

Наши дни. Сейчас именно те, кто стараются защищать свои интересы, обречены на успех. Жить в пользу коллектива в наше время – значит, превратиться в человека, на котором будут «ездить» все – сначала одноклассники, а потом и начальство с коллегами по работе.

Принцип третий. С детьми надо построже

Не разбаловать ребенка, не дать ему лишней воли, пересечь «вредительские» инициативы – по таким принципам учили советских родителей воспитывать собственных детей.

Двухмесячный малыш плачет в кроватке? Ни в коем случае не подходить! Воспитываем характер! Ребенок клянчит игрушку? Не покупать – разбалуется! Подросток увлекся рок-музыкой? Насильно состричь его «патлы» и запереть дома! Дать добрую материнскую или отцовскую затрещину малышу считалось нормой.

Наши дни. Современные мамы все чаще жалуются, что новые принципы воспитания детей превращают родителей в рабов собственного ребенка. С первых лет жизни малышей мамы «привязаны» к ним, не имея времени для себя и своей карьеры.

Совет

Дети «завалены» игрушками, которые им покупают по первому желанию. Строгость в воспитании заменили попытками разговаривать и уговаривать детей (не всегда успешными). Неудивительно, почему современные мамы все чаще с ностальгией вспоминают старые добрые «принципы строгости».

Хорошо это или плохо? Каждая семья определяет сама.

Принцип четвертый. Никаких разговоров «про это»

«Мама, откуда берутся дети?», «Мама, а Миша рассказывал, что у его сестрички нет «краника», как у меня с ним. Он еще вырастет?». И мама тушуется, рассказывает небылицы об аистах и капусте и отсылает любопытную кроху к папе.

Отец, тушуясь не меньше, повторяет мамины небылицы. Все – нравственное воспитание завершено, ребенок защищен от вредных знаний о сексе.

Свои первые «настоящие» знания он получит от старших ребят во дворе, перестав после этого искренне доверять родителям.

Наши дни. Хотим мы этого или нет, но сейчас информация сексе сала открытой. Секс везде: в рекламе, по ТВ и радио, в журналах.

Уберечь ребенка от него можно только заперев малыша в комнате без окон и средств связи.

Поэтому современным родителям приходится покупать книги умных психологов и, стесняясь и сбиваясь, рассказывать интересующимся малышам о сексе. На доступном, естественно, уровне.

Современным родителям нужно взять из старого воспитания самое лучшее: доброту, взаимопомощь, веру в свои силы – и пытаться прививать это ребенку совместно с принципами современного воспитания. Это и будет «золотой серединой» для большинства семей.

Особенности воспитания детей в Советском Союзе

Несоветское воспитание или как воспитывать современных детей

Современные методы воспитания строятся на принципах заботы о ребёнке, его потребностях, личных интересах. Совсем иначе растили малышей в старину.

Тогда было принято подчиняться воле родителей, действовали патриархальные убеждения. Отдельного внимания заслуживает воспитание в СССР.

Педагогику прошлого столетия можно рассматривать по-разному, однако нельзя отрицать факт, что она серьёзно повлияла на формирование нынешнего общества.

Как воспитывали детей в Советском Союзе?

Из всех методов воспитания периода СССР, пожалуй, самым значимым является система, созданная А. С. Макаренко. С самого начала её применения (двадцатые годы прошлого века) стало ясно – это революционное открытие в педагогике. Позже ЮНЕСКО выделит Макаренко и ещё 3 специалистов, как самых влиятельных учёных в области педагогического воспитания ХХ столетия.

Особенности советской педагогики – это гуманизм и научный подход. Принципы методики Макаренко:

  • комплексное, гармоничное развитие, направленное на воспитание интеллекта и творческих способностей, культуры, физическое развитие;
  • социальная принадлежность, ответственность перед обществом;
  • трудовое воспитание.

Несмотря на то, что огромное значение в воспитательном процессе отводилось семье, всё же ребёнок воспитывался в первую очередь как социальная единица, принадлежащая обществу и коллективу.

Педагогическая система Макаренко оказалась очень результативной, многие её положения по-прежнему являются образцом правильного воспитания.

Немного о советском детстве

Как воспитывали детей в СССР? Начиная с пелёнок, в детском саду, школе, летнем лагере – везде и всюду государство активно занималось подготовкой достойной, патриотичной смены. Поэтому советское детство было насыщенным и интересным.

Если в наше время родители самостоятельно решают, как правильно кормить, учить, любить своих малышей, то в Советском Союзе условия диктовало коммунистическое общество. Популяризация равенства, единой идеи, общности интересов были определяющими факторами личностного развития маленьких членов социума.

Обратите внимание

Как росли и воспитывались советские дети? В соответствии с навязанными шаблонами, распространяющимися на выбор одежды, правила поведения и даже образ мышления. Общественное порицание было нормой, так как человек отвечал за свои поступки, прежде всего, перед коллективом.

В каждом действии прослеживался патриотичный подтекст, в каждом кабинете висел портрет В. И. Ленина, верховного идейного учителя, как символ той эпохи, того строя.

Воспитательные методы СССР преследовали самые высокие цели:

  • привитие детям общих человеческих ценностей (доброта, честность, уважительное отношение к старшим, забота о слабых, справедливость);
  • правильное отношение к дружбе, взаимопомощи;
  • любовь к Родине;
  • приучение к труду, самостоятельности (помощь родителям, способность позаботиться о себе и членах семьи, общественно-полезный труд);
  • воспитание культурных, образованных, интеллектуально развитых представителей общества (каждый ученик стремился хорошо учиться, кроме школьных занятий посещал разные развивающие кружки, занимался спортом, наукой, много читал);
  • ориентация на семейные ценности (семья – ячейка общества).

Как воспитывались советские дети по отношению к материальным благам? Их учили быть скромными, непритязательными в еде, одежде, быту.

Сложно себе представить, каким образом методы воспитания СССР могут перекликаться с современными направлениями педагогики. Но стоит вспомнить старые добрые советские мультфильмы, сказки, кино, которые вдохновляли на подвиги, пробуждали в малышах самые лучшие качества. Они были бы очень полезны для нынешнего продвинутого, но безразличного поколения.

Советское воспитание детей оказалось отличным от российского

Несоветское воспитание или как воспитывать современных детей

Лидия Окольская, старший научный сотрудник Института социологии РАН, сравнила советскую и российскую воспитательные модели. Для этого она проанализировала два исследования. Первое, под названием «Советский человек», провели в 1989 и 1999 годах.

Его автор — известный социолог Юрий Левада. Другая масштабная работа называется «Всемирное исследование ценностей». Она затрагивает 1990, 1995, 2006 и 2011 годы. Участие в каждом из этих опросов приняли 2000 человек (последний опрос охватил 2500).

Во всех случаях респондентам предлагали список качеств, которые они хотели бы видеть у своих детей. Например, бескорыстие, ответственность, трудолюбие, независимость, бережливость, настойчивость, послушание, неэгоистичность и другие. Человек должен был выбрать не более пяти из них.

Согласно выводам Лидии Окольской, в советской воспитательной модели доминировали такие качества, как честность, порядочность и любовь к дому и своей стране. В то же время в конце 90-х на первый план выходят уже другие, более «эгоистичные».

Желание получить звание или хорошую работу потеснили стремление «трудиться ради общего блага» и «уважать родителей». Последние стали чаще делать акцент на индивидуалистических качествах и самостоятельности ребенка.

Честность и порядочность оказались важны как для советского человека, так и для россиянина, но в 80-е эти качества все же ценились больше.

Данные исследования «Советский человек», СССР/РФ, 1989 и 1999 годы / ©Иллюстрация РИА Новости. А.Полянина

Интересный вывод касается религии. Среди людей, для которых важным аспектом является религиозное воспитание, оказалось много «эгоистов».

Пара «религия исключительно важна» и «не упускать своего» часто фигурирует в исследовании, несмотря на то, что базовые ценности православия и ислама нельзя назвать «эгоистичными».

Также видно, что роль религии в российском обществе постепенно возрастала после краха СССР. 

Воспитательные модели Российской Федерации претерпели немало метаморфоз за прошедшие десятилетия: они отличаются не только от советской модели, но и друг от друга.

Важно

В 90-е произошел крен в сторону настойчивости, решительности и независимости, а в 2000-е на первое место выходят самостоятельность и нонконформизм.

Но уже после 2006-го произошло неожиданное усиление ценности послушания, хотя и самостоятельность оставалась весьма важным «трендом».

Всемирное исследование ценностей, СССР/РФ, 1990, 1995, 2006, 2011 годы. РИА Новости / ©Иллюстрация РИА Новости. А.Полянина

Работа Лидии Окольской опубликована в 2017 году в книге «Россия реформирующаяся» (стр. 479–515).

«Как мы выжили?»: как воспитывали детей сегодня и в СССР — 10 отличий

Несоветское воспитание или как воспитывать современных детей

Не нужно много времени, чтобы увидеть разницу между советскими детишками и современными тинэйджерами. И дело тут не только в том, что время было другое или возможностей стало больше.

К сожалению или к счастью, но принципы воспитания у родителей менялись из поколения в поколение. А вместе с этим и дети становились другими. Вот 10 отличий, которые все больше отдаляют современных детей от сурового советского воспитания!

1. Ребенок может испытывать боль!

Если советские мамы и папы воспринимали плач ребенка от прививки как капризы, то современные родители стараются облегчить страдания малыша. Такую чуткость в воспитании одобряют не только родители, но и детские психологи.

Embed from Getty Images

2. Девочки должны быть девочками!

Именно эту фразу все чаще произносят родители своим дочерям, когда те вместо юбки пытаются влезть в спортивные штаны и обрезать шикарные косы. А ведь люди в СССР не были зациклены на длине волос у женского пола и спортивных костюмах. В приоритетах было стать достойным гражданином своей страны.

Embed from Getty Images

3. Гипертрофированная забота о здоровье!

Детей Советов было принято закалять и, в случае чего, советоваться с докторами и смело отдавать малышей в их руки. Современные мамы и папы не только побаиваются лишний раз обдать ребенка летней водой, но и болезни своим чадам придумывают гораздо раньше, чем они на самом деле появляются.

Embed from Getty Images

4. Обычные пеленки выходят из моды!

Родители и доктора в СССР считали обычные пеленки необходимостью, ведь тугое пеленание не позволит ребенку совершить резких движений и он не испугается. Сейчас же эту методику называют пережитками прошлого и считают, что ограничивать движения малыша вредно.

Embed from Getty Images

5. Школа требует больше, чем дает!

Поэтому современные родители все чаще нанимают своим детям репетиторов. В свое время советские ребятишки такого не видели, так как любой учитель занимался с неуспевающими детьми дополнительно и бесплатно.

Embed from Getty Images

5. Никто не заставляет доедать!

Раньше считалось, что ребенок не должен перебирать, а после еды тарелка должна оставаться пустой. Психологи и диетологи на сегодняшний день рекомендуют мамам и папам не заставлять детей есть то, что они не хотят, и, тем более, через силу.

Embed from Getty Images

6. Появилась мотивация!

Если детишки Советов что-то должны были сделать, то они это делали. Никто из родителей не считал нужным заниматься долгими упрашиваниями и пояснениями, почему нужно выполнить ту или иную задачу. Сейчас родители стараются мотивировать детей, чтобы не нарушать детскую психику и не отбить желание к чему-либо вообще.

7. С мнением детей считаются!

В прошлом такого не было, ведь взрослые люди, которые жили в СССР, не допускали мысли, что у ребенка может быть свое мнение. Теперь же этим принято не только интересоваться, но и считаться, чтобы он чувствовал свою значимость в этом мире.

8. Ребенок не должен находиться один!

Связано такое убеждение современных родителей с ростом преступности на улицах. На сегодняшний день есть один способ обезопасить ребенка от неприятностей – находиться с ним рядом. Хотя в СССР даже первоклашки спокойно возвращались домой со школы, а дошколята заигрывались во дворах до самой темноты.

9. Неприкосновенность личного пространства!

С недавних пор это стало одним из пунктов воспитания. У многих детей есть не только своя комната, но и личные переписки в социальных сетях, которые недоступны родителям. Во времена Советов любой взрослый считал своей обязанностью контролировать круг общения своего ребенка, а детская комната была огромной роскошью.

10. Обсуждение сексуальной безопасности!

В СССР эту тему обходили стороной и сексуальным воспитанием никто не занимался. Все родители просто делали вид, что их ребенка «это» никогда не коснется, а если и коснется, то он сам разберется. Сейчас детей стараются информировать о сексуальной безопасности не только дома, но и в школах.

Такое жесткое советское воспитание и стало отправной точкой для того, чтобы наши дети получили на капельку больше уюта, тепла и уверенности в том, что их любят. Конечно же, у современного воспитания тоже есть свои недостатки, но, возможно, именно они и делают его настолько подходящим, насколько этого требует суровый современный мир.

Поколения ХYZ: как воспитывать современных детей — рассказывает психолог

Несоветское воспитание или как воспитывать современных детей

19.02.2018

Забавно: наши мамы и папы в глубине души не верят, что «работа через интернет» — это нормальная работа. При этом наши дети в два года знают, как разблокировать смартфон, что такое ютуб, и что вайбер — это обычный способ общения с бабушкой.

Эта непреодолимая разница в поколениях касается не только гаджетов. Она касается всего. И стилей воспитания тоже. О том, чем отличаются современные дети от предыдущих поколений и как их воспитывать,  — рассказывает психолог Дарья Селиванова.

Дарья Селиванова — психолог, руководитель психологического центра «Тревог больше нет»

Любой молодой маме знакома ситуация, когда к ее плачущему ребёнку подходит незнакомый взрослый человек и грозится забрать его, если тот не перестанет плакать. У любой мамы сейчас это вызывает недоумение. Вернее это вызывает чаще другие эмоции, но мы их оставим за рамками этой статьи, и назовём это недоумением. Как? Как можно говорить такое незнакомому ребенку при его маме рядом?

Новые мамы

Мамы, родившиеся в 80х и позже уже сами из новых поколений. Они не преклоняются послушно перед авторитетами, они сами гуглят любую информацию, сверяют рекомендации педиатра с точкой зрения доктора Комаровского, ходят на йогу для беременных вместо «постельного режима» и читают детских психологов, вместо использования «метода бабушки, вырастившей двоих детей».

Они сами выбирают, какая точка зрения им ближе.

Они уже физически не могут запугивать ребёнка, чтобы получить желаемое. Манипулировать им, внушая чувство вины. Или стыдить его за непослушание.

Эти способы воспитания больше не работают. Все больше новых мам воспитывают своих детей по новому.

Растет другое поколение детей, имеющих свободу

Родители с самого раннего возраста учитывают их точку зрения. Дети имеют доступ к любой информации, имеющих неограниченный ресурс для развития.

До сих пор помню одну из своих первых консультаций как детского психолога. Родителей беспокоило поведение сына. Мальчик учился в третьем классе. Его учительница сделала замечание его почерку. На что он в ответ абсолютно спокойно сказал: «Вам не нравится, вы не читайте».

Я помню своё удивление даже не от самой фразы, а от этого его спокойствия. В мои школьные годы это было бы невозможно. И создавало бы прецеденты.

И, мальчик, то, конечного большому счету, не прав, но сам факт! Для современных детей это нормально — защищать свои права, уметь сказать, сделать, не побоятся «а что скажут люди».

Воспитание детей в советские времена и сегодня

Несоветское воспитание или как воспитывать современных детей

«Нас воспитывали по-другому», – говорят представители старшего поколения.  И они правы. Представления обо всём, что касается детей, меняются с каждым годом, не говоря уже о десятилетиях. Особенно это касается постсоветских стран, которые долгое время были под «колпаком», защищающим их граждан от «чужих» форм жизни. Что же изменилось за каких-то 20-30 лет?

Гендерный вопрос

Стереотип «тыжедевочки» и «тыжемальчика» не был столь выраженным, как сейчас, хотя и имел кое-какие проявления. Сегодня же сам факт женского пола детей стал аргументом во многих спорных вопросах.

Научная любознательность, равнодушие к розовому цвету и спортивным играм, к примеру, для девочки 80-90-х не были чем-то необычным. Сейчас же на девочке нередко затягивают такой себе «социальный корсет».

Здоровье

Среднестатистический родитель в нынешнее время стал более настойчивым, когда речь идёт о здоровье ребёнка. Он уже начитался в Интернете о симптомах и даже рискует сам поставить диагноз.

Почему так? Многие мамы боятся, что если запустят болезнь, то шансов вылечиться без последствий будет мало. Вот и воспитывается установка на то, что чуть что – надо сразу к доктору.

Вроде и правильный подход, однако зачастую он основан на неуверенности в качестве современной медицины.

Мотивация

Старшее поколение в принципе не очень-то и задумывалось о том, как мотивировать ребёнка. Всё просто, если понимаешь значение слова «надо». Если будешь получать двойки в школе, останешься на следующий год, а вырастешь – станешь дворником.

А вот как станешь отличником,  будешь учителем, инженером, врачом.

Не слушаешься родителей? Это как так вообще? А по попе не хочешь? Так вот, теперь чтобы мотивировать детей на учебу или спорт, родители стремятся показать лучшие стороны этих процессов, поощряют и внушают, что их отпрыск самый умный и самый талантливый.

Личное мнение

Мы справедливо полагаем, что до определенного периода в ряде вопросов дети не могут самостоятельно принимать решение.

Но с обретением независимости тот же третьеклассник стремится сам решить, хочет ли он заниматься спортом или играть на гитаре. В советские времена об этом речь не шла.

«Ты ещё маленький, какое мнение, слушай родителей – они лучше знают», – примета детства в СССР, но не наших отпрысков.

Образование

80-е и 90-е – это времена, когда люди были уверены, что школа все даст.  Ну разве что иностранный надо будет подтянуть или подготовиться к экзамену по профильному предмету для поступления в вуз. Вот тогда могли прибегнуть к репетиторству.

Сейчас же дополнительные занятия по обычным школьным дисциплинам перестали кого-либо удивлять.

Более того, за образование детей мы начинаем браться чуть ли не с пелёнок: методики раннего развития, билингвизм (параллельное осваивание двух языков) стали модными и весьма практикуемыми.

Хуже стало или лучше? Стало по-другому в силу доступности технологий, перехода из более суровых в комфортные условия быта, прихода совершенно иных педагогических принципов.

Конечно, в сегодняшних вузах будущие учителя все ещё конспектируют произведения советских «мэтров» педагогики.

Тем не менее, вряд ли даже через несколько эпох человечество сможет признать какой-либо подход к воспитанию детей правильным и универсальным.

Советы по воспитанию детей от великих советских педагогов

Несоветское воспитание или как воспитывать современных детей

Многим современным родителям имена А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского мало о чем говорят, но тем не менее — эти люди, чей вклад в развитие отечественной педагогики трудно переоценить. Вспомним, каких принципов воспитания рекомендовали нам придерживаться эти выдающиеся советские педагоги.

А.С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко – советский педагог, теоретик и практик, автор методики воспитания беспризорников и малолетних преступников, создатель трудовой колонии для несовершеннолетних, прославившейся успешной социализацией своих подопечных в трудные 20-30-е годы, писатель.

Наследие Макаренко столь велико, что существует даже такое направление науки как «макаренковедение». В 1988 году ЮНЕСКО признала А.С. Макаренко одним из четырех великих педагогов ХХ века, определивших способ педагогического мышления современности. Главным делом жизни Антона Семеновича было воспитание педагогически запущенных детей, морально искалеченных жертв социальных бед.

Основа его методики – это воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими трудовыми целями, а дисциплина держится на авторитете лидеров. Однако и проблемам семейного воспитания великий педагог посвятил немало трудов, поскольку, по его собственному мнению, «дети, имеющие семью, нисколько не легче и не проще беспризорных».

А вот и некоторые из воспитательных идей А.С. Макаренко, которые – мы уверены – будут интересны и современным родителям:

– Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, и историю мира. – Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания. – Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. – Любовь нужна требовательная. – Мы требовать должны, но предъявлять исключительно посильные требования… Всякое превышение может только калечить. – Наказание – это не только право, а и обязанность в тех случаях, если наказание необходимо. – Я решительно не рекомендую применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. – Я считаю, что дети даже толкать не должны друг друга. Они должны двигаться целесообразно. Никаких бесцельных движений. Вообще воспитание сдержанности, торможение движений – прежде всего. – Точный режим детского дня – совершенно необходимое условие воспитания. – Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

В. А. Сухомлинский

Василий Александрович Сухомлинский – советский педагог-новатор, публицист, писатель. Большую часть своей жизни он проработал директором школы в украинском поселке Павлыш, где и реализовывал свои многочисленные профессиональные идеи. Своим учителем Василий Александрович называл А.С.

Макаренко, но был сторонником воспитания с акцентом на внимании к каждому ребенку, к его индивидуальным особенностям и потребностям.

В центре педагогической системы Сухомлинского – доброта и уважение к каждому ребенку, создание благоприятных условий для формирования в нем гармоничной личности.

За подобные воззрения в советские годы его обвиняли в антиколлективизме и «абстрактном гуманизме», сегодня же он – признанный классик гуманной педагогики.

Быть может, и нам удастся почерпнуть для себя что-то полезное из высказываний этого замечательного педагога:

– Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. – Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин. – Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу. – Детство не должно быть постоянным праздником – если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. – Не бойтесь пота и мозолей на ладонях у вашего ребенка. Пока живет человечество, тонкая, чуткая, нежная душа будет воспитываться только трудом, которому сопутствуют усталость, пот, мозоли. – Умение управлять желаниями – в этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке – источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека. – Некогда воспитывать сына – значит некогда быть человеком. – Нравственный облик личности, в конечном счете, зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям. – Пусть с юных лет в сердце ребенка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что-то неблагополучно, пусть ночью не спит ребенок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов.

– Там, где все строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть – это главный двигатель самовоспитания.

Современное воспитание детей

Несоветское воспитание или как воспитывать современных детей

Вряд ли кто-нибудь поспорит с тем, что современные дети сильно отличаются от детей 90-х годов прошлого столетия. Современное воспитание детей выходит за рамки обыденности.

Информационные технологии, электронные средства массовой информации зачастую заменяют книги и учебники. Детские игрушки все больше напоминают роботов из фантастических снов, играть ими можно виртуально.

Происходит существенный разрыв межличностных отношений в семье. Но дети так же, как и в прошлом веке хотят быть нужными и любимыми своими родителями, а родители видят будущее своих детей в радужных красках.

Чтобы чаяния родителей обрели реальность, нужно остановиться и подумать о том, что дети не могут одиноко карабкаться в этой сложной, невероятно быстро развивающейся жизни, и принять живое участие в современном воспитании детей.

Современное воспитание детей: взаимоотношения поколений

Для того чтобы воспитательная работа имела тенденции к успеху, прежде всего научитесь уважать ребенка. Маленький «принц» или «принцесса» достойны такого же уважения, как и ваши коллеги по работе. Прислушивайтесь к их высказываниям, не критикуйте, тем более что в некоторых вопросах современные дети умнее нас с вами.

Новый подход в воспитании детей рассматривает все вопросы современного социума.

Старайтесь быть примером для своего ребенка. Дети впитывают поведение взрослых, возводя его в статус собственного. Наблюдайте за тем, в какие игры играет ваш ребенок, сидя за компьютером, или с друзьями во дворе.

Помогите ребенку научиться отличать хороших друзей от случайных, разрушительных личностей.

Совет

Особенно важно, чтобы на пороге подросткового возраста ребенок был адаптирован в социуме и мог различать основные грани и нюансы современного общества.

Современное воспитание детей предполагает прививание ребенку самостоятельности и инициативности. Не опекайте детей слишком рьяно от мелких неурядиц. Давайте им шанс принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Позвольте проявлять и осуществлять свои инициативы, пусть даже порой они закончатся неудачно, ребенок почувствует собственную значимость и извлечет урок.

Можно много говорить о методах и принципах воспитания современных детей. На сегодняшний день существует множество противоречивых и не всегда адекватных методик. Но не бывает полностью плохого метода. В каждом присутствует свое зерно истины. Кроме того, каждый метод современного воспитания детей основан на значительных исследованиях и многолетних анализах поведения подрастающего поколения.

Воспитание детей по Торсунову

Сегодня среди многих родителей и педагогов пользуется большой популярностью метод Торсунова по воспитанию детей. Автор считает, что личность формируется из опытов предшествующих жизней. По его теории существуют личностные категории, назначенные ребенку самим фактом рождения.

Категории подразделяются на четыре типа – ученые (склонные к учебе и исследованиям), управленцы (склонные к руководству), торговцы и хозяйственники (практичные и желающие обогащения), мастеровые (практики). Существует пятый тип – неудачники.

К ним относятся люди, не получившие достойного воспитания в детстве, родители которых не сумели помочь ребенку проявить свои способности.

В методе воспитания детей по Торсунову предусмотрены 4 способа воздействия на ребенка.

Воспитание по первому способу предполагает сотрудничество между детьми и родителями. Он основан на развитии индивидуальной личности ребенка с присутствием авторитета родителей.

Второй способ воспитания детей по Торсунову – это воспитание в страсти. Способ поощрительный, т.е. воспитание с материальной заинтересованностью.

Избалованность детей относится к третьему способу воспитания – это воспитание в невежестве.

Обратите внимание

Безличностное воспитание, при котором к ребенку проявляется полное равнодушие, относится к четвертому типу.

Ведическая культура рассматривает все эти варианты с позиции способностей, которые  заложены в человеке на уровне прошлых жизней. При этом современное воспитание детей должно учитывать эти способности и развивать их в соответствующем направлении.

Послушание и дальнейшее становление личности основано на принципе — слушать. Слух проникает в разум, а он руководит психикой и волей. Поэтому родители должны научить ребенка слушать и слышать. Собственный положительный пример родителей для ребенка является эталоном.

Новый подход в воспитании детей, по сути, имеет те же моральные основы, но они определяются другими догмами и формулировками.

Основным направлением этого метода является разумная любовь к своему ребенку

Воспитание детей по Кушниру

Ашер Кушнир — известный русскоязычный раввин, проводит курсы популярных видео лекций по современному воспитанию детей. В своих лекциях Кушнир рекомендует родителям планомерно учиться этому процессу.

Основная масса людей воспитывает свое потомство, используя методы воспитания своих родителей.

Порой, дети растут в семьях, где либо царят устоявшиеся методы воспитания на уровне прошлых поколений, либо воспитательный процесс отсутствует полностью.

Настаивая на обучении родителей методам современного воспитания детей, Кушнир напоминает о том, что педагоги учатся воспитывать детей 5 лет в высших учебных заведениях. Не обладая элементарными знаниями о воспитании своего ребенка, родители часто сталкиваются с различными трудностями. Особенно остро возникают проблемы тогда, когда их ребенок вступает в подростковый возраст.

В вопросе воспитания детей Кушнир настаивает на обучении детей в школах вопросам семейного общения. Кроме того, автор методики обращает внимание на то, что метод безоговорочного подчинения детей родителям считается изжившим себя на современном уровне развития общества. Но и не разработан еще заменяющий его метод.

Поэтому советы раввина направлены на разумный подход к любому современному методу воспитания. Родители должны подвергать критике и анализу их концепции.

Кушнир воспитание детей относит к наиболее важным проблемам современности. Он призывает разумно следовать традициям и учитывать знания современной психологии.

Литвак о воспитании детей

При воспитании детей различные методики и различные подходы в своей основе все же подразумевают содружественные формы.

Литвак в воспитании детей использует разработанный им «метод сперматозоида». Основу метода составляет принцип проникновения, натиска и умения лавировать. При воспитании ребенка Литвак советует исходить из того, что научить можно путем обратного действия.

Стиль подавления Литвак считает недопустимым. При использовании своего метода воспитания детей Литвак считает, что в начальной стадии его метода возможен негативный процесс. Не нужно останавливаться.

Идите вперед и вы добьетесь значительных успехов в воспитании своих детей.

Важно

В современном обществе существует много различных течений. Новый подход в воспитании детей иногда бывает рискован. Но прислушаться можно к каждому методу, взять все лучшее из них и использовать в воспитании своих детей.

Современные дети и их развитие

Несоветское воспитание или как воспитывать современных детей

Современные дети отличаются от воспитанников советского времени. Во всем. От потребностей и интеллекта до психологических особенностей. В чем причина? В первую очередь в измененных условиях обитания, к которым приложили руку человек и прогресс.

И не менее важная причина – культивация новых форм воспитания, основанных на принятии ребенка и любви. Три главных кита такого воспитания – мотивация, сотрудничество и контроль.

Все то, чего современные дети имеют намного больше, чем советские и постсоветские.

Особенности современных деток

Нормальное развитие детей требует полноценных условий развития.

Большинство родителей ограждает малышню от проблем, стрессовых ситуаций, огорчений, боли и прочих негативных факторов, которыми наполнена жизнь.

В результате этого вырастают ни на что не способные дети, трясущиеся от страха при виде любых проблем, ведь они не только не умеют их решать, но и не знают, как себя вести в подобных ситуациях.

Также у современной детворы нет чувства вины. Они невосприимчивы к тактике ее внушения, к которой часто прибегают в семьях и общественных учреждениях на ранних этапах развития. Современные отпрыски плохо реагируют на нотации, наказания, принуждение и прочие общепринятые методы воспитания и приемы, используемые педагогами и родителями.

Этим детям не страшны даже телесные наказания. Их практически невозможно «поставить на место». Это удается немногим и при помощи ограниченного количества мер.

Наиболее важным для современных чад является уважение. Только на него они реагируют и откликаются. Взрослые должны уважать не только мелких карапузов как разумных личностей, но и их проблемы, которые они считают не менее сложными, чем родительские трудности.

Большинство этих детей ведут себя не очень хорошо. Многих можно даже назвать неблагополучными. При этом каждый из них нуждается в шансе получить от взрослых те советы, которые смогут поощрить лучшее, что есть в каждом отдельном ребенке.

Эти малыши приходят в наш несовершенный мир совершенными. Внутри у них есть стержень и интуитивное ощущение хорошего и правильного. Поэтому они легко и четко определяют плохие слова и поступки, совершаемые другими. Вы спросите: почему они тогда сами говорят и поступают плохо? Да потому, что так делают другие.

Совет

Раз это позволено одним, почему нельзя другим? Почему нельзя этому конкретному ребенку, который, как и другие современные дети, не любит запретов, даже если они не произносятся вслух? Это бунтари, требующие от нас выполнения правил их же нарушением. Так они указывают нам на наши ошибки.

Не зря говорят, что воспитывать следует не детей, а себя, ведь они все равно вырастут похожими на нас.

Кроме уважения, у современных детей остро развита потребность в любви. А еще они ни при каких обстоятельствах не одобрят ложь, манипуляции и насилие. Им нужны объяснения, и отговорки типа «потому что я так сказал» их не устраивают.

Растить полноценную личность нет смысла – она перед нами. Ей только следует помогать совершенствоваться и «обрастать» новыми знаниями и опытом.

Для этого всего лишь нужно серьезно относиться к собственному ребенку, его мнению, желаниям и жизненной позиции. Не стоит менять кроху – стоит изменить себя, свое мышление и ожидания относительно поведения любимого чада.

Только таким сложным путем можно достичь желаемого. В помощь родителям в воспитании современных отпрысков направлена позиция мира и согласия.

Особенности воспитания

Воспитывать нынешнее поколение нелегко. Это становится понятно в результате общения с представителями современной детворы. Для воспитания ребенка 21 века специалисты рекомендуют использовать следующие принципы.

  • Детям нужны границы дозволенного. Определить их должны взрослые. Если родители не установят границ, их установят дети, но не для себя, а для родителей. Однако наличие рамок не должно лишать процесс воспитания творческого подхода.
  • Дети должны давать выход чрезмерной физической энергии.
  • Иногда малышне следует позволять самостоятельно устанавливать границы, дабы они учились проявлять инициативу.
  • С детьми необходимо общаться, как с равными, при этом не возлагая на них взрослые проблемы и обязанности.
  • Объясняйте свои требования, действия и слова, предоставляя право высказать собственное мнение относительно обсуждаемого вопроса.
  • Не общайтесь свысока или с позиции сильного.
  • Уважайте кроху так же, как любого другого члена семьи, знакомого и просто человека, ведь он тоже таковым является.
  • Говоря ребенку о любви, следует проявлять еще и уважение. В обратном случае слова останутся только словами, в которые кроха не будет верить. Проявления искренней любви – это то, что необходимо каждому человеку и то, что помогает людям оставаться людьми, даже если это маленькие дети.
  • Общаться с ребенком тяжело, но в то же время общение является привилегией.
  • Дети замечают хитрости и ложь, поэтому не стоит применять их относительно малыша: он умнее, чем кажется.
  • Наблюдайте за общением маленьких детей: они многому могут научить!

Современные дети и дисциплина

Многим родителям кажется, что современные дети и дисциплина – это несовместимые понятия. Однако это не так. Даже самого неуправляемого ребенка можно дисциплинировать. Для этого всего лишь необходимо:

  • постоянно информировать ребенка о событиях и поддерживать его вовлеченность в них;
  • предотвращать недопонимание простыми объяснениями;
  • не использовать приказной тон, общаться уважительно;
  • выполнять данные обещания;
  • моментально реагировать на любую ситуацию;
  • ни в коем случае не использовать физическое наказание и оскорбления;
  • никогда не унижать детей!

Личностные качества

Зная личностные качества детей нового поколения, вам легче будет найти с ними общий язык. Итак, по мнению многих педагогов и родителей, большинство современных детей:

  • гиперактивны;
  • непослушны;
  • самоуверенны;
  • себялюбивы;
  • трудно концентрируют внимание;
  • быстро и легко поглощают информацию;
  • легко анализируют и делают выводы;
  • не умеют играть.

Достаточно специфические личные качества, но при этом легко объясняемые и закономерные для сегодняшнего дня, в котором у родителей имеется большой запас времени для работы и увлечений и почти не остается времени для детей. Но если у одних нет времени для ребенка, то у других нет желания с ним общаться, тем более что часто это более многогранный, совершенный, занимательный и глубокий представитель человечества, чем его родитель.

Проблемы современных детей

Современные родители болеют двумя крайностями. Одни вообще не участвуют в жизни ребенка, доверяя его личностный рост саду, школе, репетиторам и няням, а другие чрезмерно их контролируют, опекая и ограждая от реальной жизни.

Таким образом, у детей 21 века имеется ряд серьезных проблем. Они:

  • мало общаются со сверстника;
  • мало общаются в реальности, живя в виртуальном мире;
  • практически не находятся на свежем воздухе;
  • не следят за гигиеной;
  • не имеют распорядка дня;
  • пренебрегают физическим здоровьем;
  • не контролируют количество получаемой информации, вследствие чего страдают от ее переизбытка и низкого качества;
  • не имеют ценностей;
  • имеют сложности с эмпатией, с выражением и контролем эмоций;
  • растут замкнутыми в собственном мире и фантазиях;
  • не умеют сопереживать, радоваться и любоваться красотой окружающего мира.

Каждая из этих проблем имеет решение. Главное – не выявить эту проблему, а видеть ее, хотеть решить и решать. В первую очередь это задача неравнодушных родителей. Все, что им следует сделать, – уделить ребенку внимание, научить его жить здесь и сейчас, общаться с людьми, наслаждаться простыми вещами, любить и быть любимым людьми, а не гаджетами и виртуальными друзьями и подругами.

Что делать родителям?

Как понятно из вышенаписанного, жизнь современного дитяти не так проста и безоблачна, даже если она заполнена ноутбуками, планшетами, приставками, смартфонами и прочими благами современной цивилизации. Вместе с ними они обзаводятся уймой психологических проблем, которые могут помочь решить только родители. Однако хотелось бы отметить, что проблемы лучше не решать, а предотвращать.

Первое и самое главное правило в воспитании современных детей – жесткий контроль «гаджетомании»! Контролировать необходимо не только компьютеры и планшеты, но даже телевизоры. Если правило ввести до того, как ребенок станет зависим от гаджетов, то проблем не возникнет.

При введении ограничения уже во время «заболевания» у крохи может начаться своеобразная «ломка», как у любого другого зависимого человека, проявляющаяся припадками ярости, истериками, скандалами, попытками шантажа. Но как только малыш привыкнет к новым правилам, он сразу изменится.

Обратите внимание

Станет более спокойным, у него разовьются навыки игры, он заинтересуется окружающим миром.

Специалисты рекомендуют проводить больше времени с сыном или дочерью – гулять, путешествовать, посещать музеи, театры, зоопарки, ходить в подходы, по грибы и ягоды.

Отпрыска следует учить доброте, любви ко всему живому – от растений и животных до себе подобных представителей человечества. Какие бы ценности не навязывало детям общество, главные из них могут привить только родители.

Все, что для этого нужно, – любить своего малыша, желать находиться рядом с ним, уделять ему время и внимание, а также быть примером для подражания.