Народы северного кавказа. чем кавказские народы выделяются среди остальных?

Какие народы Северного Кавказа не являются коренными

Народы северного кавказа. чем кавказские народы выделяются среди остальных?

Согласно переписи населения 2010 года на Северном Кавказе в Дагестане Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и в Ставропольском крае проживают 142 народа. Из них только 36 – коренные, то есть жили здесь веками. Остальные – пришлые.

На 1 января 2017 года население региона составляло 9 775 770 человек. Это регион, в котором рождаемость превышает смертность, и население увеличивается. Кто же эти люди?

С другой стороны, возникает вопрос: сколько нужно жить на земле, что стать «коренным народом»? Можно ли такими считать евреев? Ведь они живут на Северном Кавказе тысячелетия. Или, например, древнюю народность караимы, которые считаются выходцами еще из Хеттского царства? Их немного, но и они присутствуют в регионе.

Коренные народы

Коренные народы Кавказа предпочитают жить на своих землях. Абазины селятся в Карачаево-Черкесии. Здесь их живет больше 36 тысяч. Абхазы – тут же, либо в Ставропольском крае. Но больше всего тут живет карачаевцев (194 324) и черкесов (56 446 человек).

Шестое доказательство бытия бога

В Дагестане живет 850 011 аварцев, 40 407 ногайцев, 27 849 рутульцев (юг Дагестана) и 118 848 табасаранов. Еще 15 654 ногайцев проживает в Карачаево-Черкесии. Кроме этих народов в Дагестане живут даргинцы (490 384 человека). Здесь же живет почти тридцать тысяч агулов, 385 240 лезгин и чуть больше трех тысяч татар.

Осетины (459 688 человек) селятся на своих землях в Северной Осетии. Около десяти тысяч осетин живет в Кабардино-Балкарии, чуть больше трех — в Карачаево-Черкесии и только 585 — в Чечне.

Обратите внимание

Больше всего чеченцев вполне предсказуемо проживает в самой Чечне. Здесь их больше миллиона (1 206 551), причем, почти сто тысяч знают только родной язык, еще около ста тысяч чеченцев живет в Дагестане, и около двенадцати тысяч — в Ставрополье.

В Чечне проживают около трех тысяч ногайцев, около пяти тысяч аварцев, почти полторы тысячи татар, столько же турок и табасаранов. Здесь же живет 12 221 кумык. Русских в Чечне осталось 24 382 человека. Здесь же живут 305 казаков.

Балкарцы (108587) заселяют Кабардино-Балкарию и почти не селятся в других местах северного Кавказа. Кроме них в республике живут полмиллиона кабардинцев, около четырнадцати тысяч турков.

Среди крупных национальных диаспор можно выделить корейцев, осетинов, татар, черкесов и цыган. Между прочим, последних больше всего в Ставропольском крае, их тут больше тридцати тысяч.

И еще около трех тысяч живет в Кабардино-Балкарии. В других республиках цыган мало.

Ингуши в количестве 385 537 человек живут в родной Ингушетии. Кроме них здесь проживает 18765 чеченцев, 3215 русских, 732 турка. Среди редких национальностей встречаются езиды, карелы, китайцы, эстонцы и ительмены.

Русское население сосредоточено, в основном, на пахотных землях Ставрополья. Здесь их 223 153 человека, еще 193 155 человек живут в Кабардино-Балкарии, около трех тысяч — в Ингушетии, чуть больше ста пятидесяти тысяч – в Карачаево-Черкесии и 104 020 – в Дагестане. В Северной Осетии проживают 147 090 русских.

Пришлые народы

Среди пришлых народов можно выделить несколько групп. Это выходцы с Ближнего Востока и Средней Азии, например, пакистанцы, афганцы, персы, турки, узбеки, туркмены, уйгуры, казахи, киргизы, арабы, ассирийцы, курды.

Вторая группа — это люди, приехавшие сюда жить со всей России: манси, ханты, марийцы, мордва и даже мордва-мокша, ненцы, татары, крымские татары, крымчаки, тувинцы, буряты, калмыки, карелы, коми, коми-пермяки, чуваши, шорцы, эвенки и эвенки-ламуты, якуты (их больше всего в Ставрополье – 43 человека, и совсем нет в Ингушетии), секульпы (редкая северная народность), алеуты, камчадалы, юкагиры, коряки (девять человек живут на Ставрополье и один – в Дагестане) и даже кереки. Есть представитель народности кеты с берегов Енисея.

В Ставрополье живет довольно большая диаспора немцев — 5288 человек. Так же немцы живут в Дагестане, Осетии и в Чечне.

Важно

Есть на Северном Кавказе и приехавшие из стран СНГ. Больше всего украинцев в Ставропольском крае – 30 373. В республиках самая крупная диаспора находится в Северной Осетии — тут украинцев в 2010 году было чуть больше трех тысяч. В связи с последними событиями их может оказаться больше.

Азербайджанцы расселились по всему региону. Больше всего их в Дагестане — 130 919, в Ставрополье — 17 800, в Осетии — 2857, в Чечне — 696, в Кабардино-Балкарии — 2 063, в Карачаево-Черкесии — 976 человек.

Армяне тоже распространились по Северному Кавказу. В Ставрополье их живет 161 324, в Северной Осетии 16235, в Кабардино-Балкарии 5002 человек и в Дагестане 4997.

Живут на Северном Кавказе молдаване, в общей сложности около полутора тысяч человек.

Также на Северном Кавказе есть и гости из далеких стран. Это сербы и хорваты, словенцы и словаки, румыны, финны, французы, британцы, американцы, испанцы, итальянцы, индийцы, кубинцы, японцы, вьетнамцы, китайцы и даже монголы. Но их, конечно, мало — всего по несколько человек.

Опубликовал: Василий Смирнов

Особенности самого многочисленного народа Северного Кавказа

Народы северного кавказа. чем кавказские народы выделяются среди остальных?

В мире насчитывается около полутора миллионов чеченцев, подавляющее большинство — примерно 1 400 000 человек – живут в России, в основном на территории Чеченской республики.

Это самый многочисленный  народ Северного Кавказа. По мнению некоторых исследователей, привязанность к родным местам отражена даже в самоназвании – «нохчий» или «нахчой»: по одной из версий – нах – «люди», чу – «здесь», «в этом месте». Перефразировав можно назвать их «местными».

  Есть еще один вариант перевода – «народ Ноя». Хотя в современном виде чеченский народ сформировался к XVIII в, история вайнахов (предков чеченцев и ингушей) уходит в глубокую древность. По одной из версий даже само слово Кавказ пошло от имени одного из древних вайнахских правителей.

Каждый чеченец является выходцем из одного из тейпов – родов, которых по разным оценкам насчитывается от 150 до 200. И по сей день большинство жителей республике знают и чтят свою тейповую принадлежность.

Совет

Общий кодекс «правильной» жизни чеченца в обществе определяется словом «нохчалла» –  это нормы поведения и взаимоотношений с людьми.

Нохчалла – даже больше, чем Кодекс Чести, это основа чеченского самоопределения, обеспечивающая непрерывную связь поколений.

Истинный чеченец никогда не подведет, не предаст, не солжет, не покажет своего мнимого или реального превосходства над кем-либо. А особую роль в передаче традиций играет семья.

Чеченская свадьба

Свадьба, как и у многих других народов нашей страны, считается у чеченцев одним из важных торжеств жизни: к ней со всей серьёзностью готовятся родственники как жениха, так и невесты. При этом, в отличии от многих других российских этносов, чеченцы сумели сохранить традиционную свадьбу и все сопутствующие ей обряды практически в неизменном виде.

Согласно старинным обычаям происходит сватовство: жених через своего поверенного, обычно лучшего друга, передаёт невесте какое-нибудь лакомство, например, конфету, а девушка отвечает ему подарком в виде двух белоснежных платков. Церемония повторяется трижды, после этого согласие на брак молодых даёт отец чеченки.

Бытующее в средней полосе представление, что жених буквально «выкупает» невесту у родителей неверно. Выкуп – это, скорее, показатель состоятельности будущего мужа, его способности обеспечить женщину всем необходимым.

Подготовленный родственниками жениха денежный калым, в сумму которого, к слову, обязательно входят и собственные накопления молодого чеченца, отдаётся невесте в качестве первоначального капитала, обеспечивающего молодых всем необходимым на первых порах совместной жизни.

В старые времена нередко практиковался и своеобразный обряд ритуального купания невесты – «чокхи». Накануне свадьбы девушка принимала специальную ванну с настоями целебных трав.

Обратите внимание

После омовения, подруги и тётушки наносили на кожу невесты специальные символические рисунки.

К подолу свадебного платья обязательно прикалывали иголки, которые должны были защитить молодую жену от наветов злых людей и сглаза.

Обряд чеченского бракосочетания совершается муллой сначала дома у новобрачной, затем – в родном доме жениха. Сами жилища в этот момент освобождаются от присутствия посторонних: помимо муллы в церемонии обряда принимают участие только шафер и две замужних женщины со стороны невесты. Весь обряд мулла должен успеть совершить до приезда свадебного кортежа к дому жениха.

Проезд свадебного кортежа составляет особую символическую традицию «путешествия» невесты в её будущий дом. Процессия должна быть максимально заметна окружающим людям, показывать, что невеста едет к своему суженому. Состоящий из множества хороших, дорогих машин кортеж едет быстро по дороге, притом в первом, и самом лучшем, автомобиле находится сама новобрачная.

Традиции свадебного застолья предписывают жениху находиться вне пира: два или три дня этой части свадебной церемонии молодой чеченец проводит в гостях у своего лучшего друга. А невеста во время торжества должна скромно стоять в уголке, – даже ненадолго присесть ей запрещено.

Ни одно чеченское свадебное застолье не обходится без танцев: в пляс гости пускаются сразу после поздравлений в адрес родителей молодых. Танцпол традиционно разбивается на две части: в одной стороне танцуют мужчины, в другой – женщины. Ближе к окончанию застолья невесту, наконец, одаривают подарками и отправляют в новый дом к жениху.

Гендерные роли

«Доьзал» – так именуется конкретная чеченская семья. В то же время, это слово в различных вариациях с другими чеченскими словами, обозначает большой комплекс понятий, характеризующих общину. Это и люди одной крови, и люди «одного огня», и неразделённая семья, – то есть, практически любые объединения людей, связанных родственными отношениями.

В чеченской семье главой считается, конечно же, отец. Он – хозяин дома, решает все важные семейные вопросы по данному ему традицией праву. Со смертью отца семья не лишается своего главы: его функции передаются старшему сыну. Сын, однако, уже не может решать все вопросы единолично, – нужно согласовывать главное с остальными братьями.

Хозяйством в доме занимается жена хозяина. Если мужчина не женат – его мать.  В «женские» дела мужчина вмешиваться не должен ни при каких обстоятельствах.

Особая роль до сих пор сохраняется в чеченской семье за невесткой. Жена сына должна блюсти все господствующие в том или ином доме традиции, быть скромной и опрятной.

Эти качества особенно проявляются во взаимоотношениях со свекровью, перед которой невестка не имеет права появиться без платка.

Девушка должна следить за собой даже и в женской половине дома, – остерегаться вольных разговоров, шуток, общаться со всеми предельно вежливо и т. д.

Важно

Несмотря на то, что старшая женщина в чеченской семье считается полной хозяйкой в ведении домашних дел, сама она трудится немного: её полномочия, как правило, делегированы старшей дочери, перечить которой невестки не могут.

Благословите Женщину

Считается, что раньше у чеченцев, по сравнению с другими народами Кавказа, женщины пользовались несравненно большей степенью свободы. При этом, правила поведения, соответствующие общим мусульманским традициям, предписывают женщинам Чечни оставаться скромными и сдержанными.

Взаимоотношения между молодыми людьми и девушками регламентируются довольно строгой горской моралью, основанной на уважении друг к другу. Чеченцам запрещается бить женщин, включая жен. Убийство супруги считается для мужчины величайшим позором.

В прошлом мужчины на горных дорогах слезал с коня при виде женщины и проходили мимо, держа животное под уздцы. До сих пор считается жестом вежливости чуть привстать, когда пожилая женщина входит в помещение, где находятся мужчины.

Согласно обычаям, даже в случае измены максимальное наказание для неверной жены – изгнание из дома с обязательным возвращением калыма от родственников.

К тому же, чеченские женщины – залог мира и покоя: мужчины не имеют права драться в их присутствии, а преследуемый кровник может временно избежать наказания, если окажется в женской компании.

Дети в чеченской семье

Но главная роль женщины – материнство. Именно мать с ранних лет демонстрирует своим чадам, в том числе на собственном примере, правила северокавказского этикета. Учит, к примеру, тому, что садиться за обеденный стол раньше взрослых не положено, рассказывает, что разговаривать за трапезой, а тем более вмешиваться в разговор взрослых, — неприлично.

В чеченском обществе девочек и мальчиков воспитывают в строгом соответствии с их будущими семейными ролями: из девочек растят хороших хозяек, из мальчиков – отважных защитников.

Совет

Девочек сызмальства приучают к домашней работе. Стандартный минимум хозяйственных навыков юной чеченки – уборка, приготовление еды, стирка, шитьё и вышивание.  Больше, естественно, лучше.

Мальчикам прежде всего прививают «яхь» – своеобразный мужской кодекс, основанный на чувстве здорового соперничества и защиты чести.

Большое внимание при воспитании юношей уделяют физическим нагрузкам: справедливо считается, что спорт, в особенности бег и борьба, укрепляют и организм, и силу духа будущих мужчин.

Кстати, даже сейчас увидеть чеченского мужчину с младенцем на руках или на коленях вряд ли удастся: проявлять к детям нежность у представителей сильного пола не принято.

Уважение старших

С давних времён существует обычай собираться большим семейным кругом вокруг домашнего очага. В такие моменты взрослые, умудрённые опытом мужчины и старики рассказывают молодёжи о том, как правильно жить, с кого брать пример, чему учиться. Эти разговоры воспитывают в чеченских детях основы согласующегося с кавказскими традициями мировоззрения.

Родственные взаимоотношения в чеченских, как правило, многодетных, семьях не всегда бывают простыми. Последнее слово во внутрисемейных спорах всегда остаётся за мужчиной, главой дома. Однако, сами женщины при ссоре с детьми жаловаться мужу не должны. В крайнем случае обычаи позволяют обратиться к родственнику по линии мужа, например, к деверю.

В случае развода дети практически всегда остаются на воспитании отца.

Есть два возможных объяснения этому обычаю. Первое — разведённую женщину с детьми обратно в родительскую семью принимали весьма неохотно. Второе — найти нового мужа легче, если ты не обременена детьми.

Кстати, выйти замуж второй раз и привезти новому мужу детей от предыдущего брака считается неэтичным и по отношению к отцу малышей (позор, если плоть от плоти твоей растит другой мужчина) и по отношению к новому мужу.

Обратите внимание

Чеченская молодёжь с особенным пиететом относятся к старикам. Молодой чеченец всегда должен уступить дорогу старшему, почтительно поприветствовав его. Бестактным считается спор со старым, умудрённым опытом человеком: возражать старшим воспрещено неписаными правилами сложившихся традиций.

Новые веяния

Чеченская республика – регион довольно закрытый. Процессы глобализации там, мягка говоря, не в чести. Но даже несмотря на это несколько лет назад в республике заволновались, что традиционная система ценностей может дать сбой.

Пошли разговоры о необходимости нового, адаптированного под современные реалии, кодекса для молодежи. Так появилась концепция «Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения Чеченской Республики».

В основах этого свода правил три кита: государство и его законы, религия и ее постулаты, традиции и обычаи этноса.

Таким образом, необходимость жить по заветам предков в Чеченской Республике закреплена на уровне государственного документа.  

Ответы@Mail.Ru: Назовите народы живущие на Российской территории Северного Кавказа

Народы северного кавказа. чем кавказские народы выделяются среди остальных?

даргинцы, лезгины, агулы, аварцы, чеченцы, кабардинцы, карачайцы, азербайджанцы, ингуши и еще около 60 национальностей…

1. Северный Кавказ ВЕСЬ находится в России. За пределами России его нет. 2. Народы: адыгейцы, карачаевцы, черкесы, кабардинцы, балкарцы, калмыки, осетины, ингуши, чечнцы и 28 (двадцать восемь) коренных народов Дагестана

Народы Северного Кавказа: Северные кавказские народы: Аварцы Агулы Даргинцы Хиналугцы Лакцы Лезгины Вайнахи: Бацбийцы Кистинцы Чеченцы Ингуши Рутульцы Табасаранцы Цахуры Удины Арчинцы Северо-западные кавказские народы: Абхазцы (в том числе Абазины) Адыги (в том числе Кабардинцы и Черкесы) Убыхи Картвельские народы: Грузины Аджарцы Сваны Мегрелы Лазы Крупнейшими народами, говорящими на кавказских языках и проживающие в настоящее время на Кавказе, являются грузины (4 млн) , чеченцы (1360 тысяч[2]) , лезгины (ок. 700 тысяч) , кабардинцы (600 тыс.) и аварцы (500 тыс.) в то время как за пределами Кавказа наиболее крупной является черкесская диаспора (ок 3-4 млн) проживающая более чем в 40 странах мира. Из всех перечисленных народов только грузины имеют свое бесспорно независимое государство. Независимый статус Абхазии является спорным (республику признали только РФ, Никарагуа, Венесуэла и еще 3 государств членов ООН). Из других народов имеют свои республики в составе России: адыги (Адыгея) , черкесы (Карачаево-Черкесия) , кабардинцы (Кабардино-Балкария) , ингуши (Ингушетия) , чеченцы (Чечня) в то время как другие народы Северного Кавказа в основном живут в Дагестане. [править] Тюркоязычные народы Основная статья: Тюрки Народы населающие Кавказ, которые говорят на языках принадлежащих к тюркским языкам (части Алтайской языковой семьи): Азербайджанцы Балкарцы Карачаевцы Кумыки Ногайцы Туркмены Самым крупным тюркоязычным народом Кавказа являеются азербайджанцы (ок 8.7 млн.) которые живут в основном в Иране, Азербайджане, Дагестане и Армении (до 1991). Из других тюркоязычных народов проживающих на Кавказе свои автономные республики в составе РФ имеют карачаевцы (Карачаево-Черкесия) и балкарцы (Кабардино-Балкария), а кумыки и ногайцы в основном живут в Дагестане. [править] Монголькие народы Калмыки (Калмыкия) [править] Народы говорящие на индоевропейских языках Народами Кавказа говорящие на языках, принадлежащих к индоеврпейской семье языков являются: Армянская группа: Армяне Иранская группа: Осетины Талыши Таты Горские евреи Курды Езиды Славянская группа: Русские Кубанские казаки Терские казаки Греческая группа: Понтийские греки Численность армян в Армении 3.2 млн, за пределами же страны проживают ок 8 млн армян (см. Армянская диаспора). В других частях региона армяне составляют абсолютное большинство населения в Нагорном Карабахе , также проживают в Грузии (Регионы Самцхе-Джавахетия , Аджария а также в столице, Тбилиси), Северном Кавказе (Россия) и Абхазии (де-факто независимое государство, де-юре часть Грузии) где составляют по разным оценкам от 20 до 30 % населения. Осетины в основном живут в Северной-Осетии (автономия в составе РФ) и Южной Осетии (де-факто независимое государство, де-юре часть Грузии). Езиды проживают на западе Армении, в основном в Арагацотнской области. Греки проживают в основном на севере Армении и Грузии. Русские в основном живут в Российском Северном Кавказе, большая концентрация русского населения присутствует в Ставропольском и Краснодарском краях а также в Адыгее. [править] Народы говорящие на семитских языках Ассирийцы Горские евреи Ассирийцы в основном живут в Армении (ок 10 тыс.)[3], Грузии (3.3 тыс.)[4] и южных регионах России (13.6 тыс.)[2]. Горские евреи в большинстве своем живут в России (20-40 тысяч, оценка; Пятигорск — 7 тыс., Дагестан — 10 тыс.) , Азербайджане (от 12 до 37 тыс.) [править] Примечания ↑ Caucasian peoples, Энциклопедия Британника ↑ 1 2 Национальный состав населения России в 2002 году ↑ Результаты переписи в Армении за 2001 год ↑ http://www.eurominority.eu/version/eng/minority-detail.asp?id_minorites=ge-assi (Перепись 2002 года) [править] Смотрите также Список народов Кавказа Кавказские языки Северный Кавказ Закавказье

ну вот кто это придумал зачем школа ???сожелею что у вас такие задания

1 Ученик (101) 2 недели назад Потому, что в России все равны…

татары, калмыки и чукчи))) и чем их меньше, тем меньше головной боли у правительства, споить русских не смогли (бесполезно, не тот контингент) так хоть чукчей удалось)))) ты им бутылку — они тебе соболью шкурку))) бартер)))))))))))))) Комментировать Пожаловаться Омар Мыслитель (7884) 1 минуту назад Русским (красножопим) надо было поучится у них и уничтожать, а не пытатся мирно уживаться с черножопыми. Щас бы проблем было бы меньше. Жыдов тожа надо было уничтожить в те времена. Глядишь и не было бы лёвиков маковских. Ищет он инфу. Гондон. ответ: Все колониальные державы Европы ушли из колоний а Россия и не думает уходит. Времена территориально-экспансионых империй ушло на свалку истории. Сейчас времена финансово-технологических империй! Но отсталая Россия этого не понимает и продолжает свою колониально-русификаторскую политику. Что касается США и РФ посмотрите как живут алеуты в (США) Альяске! И как живут чукчи в (РФ) Чукотке и все станет всем ясно!

НАМ НЕ НУЖНЫ ЭТИ ФЕСТЕВАЛИ ФИНТИФЛЮШЕК, НАМ НУЖЕН ЧТОБЫ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ В ДАГЕСТАНЕ ПРЕДПОДОВАЛИ ТАК ЖЕ И СТОЛЬКО ЖЕ СКОЛЬКО (СТОЛЬКО ЖЕ УРОКОВ) ПРЕДПОДАЮТ РУССКИЙ ЯЗЫК.

Какие народы живут на Северном Кавказе?

Народы северного кавказа. чем кавказские народы выделяются среди остальных?

Кавказ — южная граница Европы и Азии, здесь проживают более 30 национальностей. Большой Кавказский хребет делит регион пополам: северные его склоны (Северный Кавказ) практически полностью входят в состав России, южные — делят Грузия, Азербайджан и Армения.

В течение веков Кавказ оставался ареной соперничества мировых держав: Византии, Персии, Османской империи. В конце XVIII — начале XIX века Кавказ почти целиком вошел с состав Российской империи.

В конце ХХ века, с распадом СССР, закавказские республики получили независимость, северокавказские народы остались в составе России.

От Таманского полуострова вдоль береговой линии Черного моря до Сочи тянется западная часть Кавказского хребта — это историческая родина черкесов (другое название — адыги), группы родственных народов, говорящих на адыгском языке.

После Крымской войны 1853-1856 годов, в которой черкесы-адыги поддержали турок, большая часть их бежали на территорию Османской империи, побережье заняли русские. Западные адыги, оставшиеся в горах и принявшие российское подданство, стали называться адыгейцами.

Сегодня они проживают на территории Адыгеи, самой западной северокавказской республики, со всех сторон, как остров, окруженной Краснодарским краем. Восточнее Адыгеи — на территории Карачаево-Черкесской Республики проживают черкесы, восточная часть адыгейского этноса, а еще дальше — кабардинцы, также родственный адыгам народ.

Важно

Адыгейцы, кабардинцы и черкесы говорят на языках, принадлежащих одной и той же языковой семье: абхазо-адыгской.

Как и многие северокавказские народы, адыги, поначалу язычники, около VI века (почти за четыре века до Руси) приняли христианство; здесь даже существовали свои епископские кафедры, однако с падением Византии, под воздействием персидского и позже османского влияния, большинство адыгов к XV веку обратились в ислам, так что сейчас черкесы, адыгейцы и кабардинцы— мусульмане.

Южнее черкесов и кабардинцев проживают два близких тюркоязычных народа: карачаевцы и балкарцы.

Этнически карачаевцы составляют единый народ с балкарцами, разделенный чисто административно: первые вместе с этнически неблизкими им черкесами образуют Карачаево-Черкесию, вторые с кабардинцами — Кабардино-Балкарскую Республику.

Причины такого причудливого административного деления неясны. Как и черкесы, эти народы когда-то исповедовали христианство, но, выпав из круга византийского влияния, приняли ислам.

Восточнее Кабардино-Балкарии расположена Осетия. Древнее христианское царство осетин (народ иранского происхождения) — Алания — было одним из крупнейших христианских государств Кавказа. Осетины и теперь остаются единственным северокавказским народом, сохранившим православное вероисповедание.

К моменту общей исламизации осетины успели достаточно укрепиться в вере, чтобы противостоять внешнему натиску и конъюнктуре, в то время как прочие народы, не изжив до конца языческих верований, по сути, так и не став до конца христианами, обратились в ислам.

В свое время в состав древнего Аланского царства входили земли карачаевцев, черкесов, балкарцев и кабардинцев. До сих пор сохранились общины моздокских кабардинцев, сохранившие православную самоидентификацию.

Совет

До конца XIX века мусульмане-балкарцы, заселившие после падения средневековой Алании многие аланские земли, сохраняли «пережитки»христианства в виде почитания церквей, крестного знамения.

Еще восточнее проживают два родственных народа: ингуши и чеченцы. Только в начале 90-х годов ХХ века эти два народа образовали две отдельные республики на месте когда-то единой Чечено-Ингушской АССР. Подавляющее большинство ингушей и чеченцев — мусульмане, христианство исповедуют только чеченцы, проживающие в Панкисском ущелье на территории Грузии.

От восточной границы современной Чечни до Каспийского моря расположен Дагестан, на территории которого проживают более десяти национальностей, из них к чеченцам ближе всего народности, входящие в так называемую нахско-дагестанскую языковую семью: аварцы, лезгины, лакцы, даргинцы, табасаранцы и агулы. Все эти народы проживают в горных районах. На каспийском побережье Дагестана расположились тюркоязычные кумыки, а на северо-востоке — также тюркоязычные ногайцы. Все эти народы исповедуют ислам.

Народы Северного Кавказа

Народы северного кавказа. чем кавказские народы выделяются среди остальных?

Поиск Лекций

Кавказ представляет собой историко-этнографическую облает очень сложную по национальному составу. В свое время арабские географы называли Кавказ «Джабельаль-Суни», что дословно означает «Гора языков».

На сравнительно небольшом пространстве Кавказа расселено великое множество народов, различных по численности и говорящих на разных языках.

Наряду с крупными нациями, насчитывающими миллионы человек, такими, как азер­байджанцы, грузины и армяне, здесь живут народы, численность которых не превышает нескольких тысяч, например лакцы, аба­зины.

Следует различать Северный Кавказ, включая Дагестан, кото­рый остался в составе России, и Закавказье, где образовались су­веренные государства. У представителей различных этнических общностей, проживающих в этих больших регионах, есть разли­чия в культуре и психологии, но есть и большое сходство.

Северный Кавказ — наиболее сложный в этническом, религи­озном и языковом отношение регион России, включающей в себя большое количество национально-территориальных образований и населенный многими народами.

Вместе с тем здесь, в частно­сти, прослеживается большое культурное единство между адыга­ми (адыгейцами, кабардинцами и черкесами), с одной стороны, и между ними и осетинами, балкарцами, карачаевцами, с другой стороны.

Многочисленные народы Дагестана (аварцы, даргинцы, ку­мыки, лакцы, табасараны, ногайцы, рутильцы, агулы и др.) имеют свою самобытную культуру и общие психологические осо­бенности, что позволяет выделить Дагестан в особый регион. К нему примыкают Чечня и Ингушетия, представители которых относятся к вайнахам и имеют много сходного в культуре и пси­хологии.

Определенные общность и своеобразие социально-экономиче­ских, политических и исторических условий развития, образа жиз­ни, культуры привели к формированию типичных черт социально­го и национально-психологического облика представителей Северного Кавказа. Данные этнографических, социально-психологиче­ских и социологических исследований показывают, что они наде­лены:

· высокоразвитым, обостренным чувством национальной гор­дости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим под­держанию родовой сплоченности и ответственности;

· чертами преимущественно холерического и сангвиниче­ского типов темперамента, взрывной эмоциональностью, по­вышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самовыражению и самопрезен­тации;

· большой самостоятельностью, активностью и инициатив­ностью, упорством и настойчивостью в достижении поставлен­ных целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые индивидуально предпочтительны и выгодны;

· подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возра­сту, социальному положению и должности;

· достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русско­го языка;

· стремлением к лидерству среди представителей других этни­ческих общностей и в многонациональных коллективах, а также к образованию многочисленных микрогрупп по земляческому при­знаку.

В условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями других национальностей у жителей Северного Кавказа заметна тенденция к образованию микрогрупп не только по национальному признаку, но и по принадлежности к корен­ным народам Кавказа вообще. Обладая хорошими организатор­скими способностями, коммуникативными качествами, самосто­ятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в кол­лективах.

Обратите внимание

В данном случае проявляются особенности воспитания маль­чиков в семьях на Кавказе. С детства они сориентированы на зна­чимость социальной роли мужчины, отца, брата, их с малых лет приучают заботиться о сестрах, даже старших, о младших братьях.

В семьях культивируется любовь к младшим, помощь им во всем, что превратилось в национальную особенность и постоянную по­требность. Дети на Кавказе (мальчики в особенности) почти не подвергаются наказаниям, растут самостоятельными в условиях минимума запретов.

У всех народов Кавказа популярны нацио­нальные виды борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта, а так­же своеобразная народная педагогика с ранних лет формируют сильную волю, постоянную готовность к отпору, активность.

Та­кие качества представителей разных народов Северного Кавказа позволяют им довольно быстро адаптироваться к разнообразным условиям жизни и деятельности.

Весьма своеобразно и понимание старшинства на Кавказе. Безо­говорочное уважение и подчинение старшим проявляется диффе­ренцированно.

Если жители считают, что те или иные распоряже­ния руководителей других национальностей в многонациональ­ном коллективе задевают их достоинство и самолюбие, не учиты­вают их национальных традиций, то они способны воспротивить­ся выполнению их указаний.

Встречая в подобных случаях жест­кую требовательность, решительность и уверенность в действиях своего непосредственного начальства, представители народов Кавказа осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются с трудом.

Здесь большую роль играют терпение и последовательность в действиях руководителя, его способность найти пути продуктивного взаимодействия со своими подчинен­ными и сослуживцами].

Адыгейцы и черкесы— коренные жители Адыгеи и Карачаево-Черкесии, как показывают исследования, отличаются твердым характером, верностью слову, настойчивостью, терпеливостью в достижении поставленных целей, неприхотливостью в быту.

Важно

Они впечатлительны, кажутся несколько легкомысленными, но вмес­те с тем энергичны и упорны. В межнациональных отношениях с адыгейцами и черкесами необходимы такт, выдержанность, рав­ноправие во взаимодействии и доверительность в общении.

Кабардинцы и балкарцы,жители Кабардино-Балкарии, имеют в своей психологии и культуре много общего и не меньше осо­бенного.

Общее объясняется длительностью совместного прожи­вания на одной территории, непосредственного общения и взаи­модействия во всех сферах материальной и духовной жизни. Осо­бенное объясняется разным этническим происхождением.

Кабар­динцы ближе к адыгейцам и черкесам, входят в одну с ними группу адыгов. Балкарцы — результат слияния аланов с тюркскими пле­менами.

Национально-психологические особенности кабардинцев выгля­дят более динамичными и менее устойчивыми. У балкарцев они бо­лее консервативны в силу того, что их сознание постоянно настрое­но главным образом на восприятие и осмысливание окружающего мира в соответствии со своими национальными установками.

У кабардинцев в меньшей степени, чем у балкарцев, проявля­ется предрасположенность к национально своеобразному прояв­лению чувств, динамики и характера поведения, взаимодействия, общения.

Зачастую они отходят от национальных стандартов. Вот почему им свойственна преимущественная ориентация на интер­национальные ценности, они легче ассимилируются среди других народов.

Балкарцы же по сравнению с кабардинцами в большей мере сохраняют свое национальное своеобразие.

Кабардинцы склонны проявлять независимость в своих дей­ствиях и поступках. Балкарцам же, наоборот, свойственны кон­формное поведение, подчинение групповому давлению.

Потребность в общении у кабардинцев реализуется свободнее и конкретнее.

У балкарцев прослеживается более высокая потребность в до­стижениях, что можно связать с такими их психологическими ка­чествами, как упорство, отчетливое стремление к успеху, само­уверенность.

Представители дагестанских народовочень самобытны, впе­чатлительны, смелы, обладают хорошими организаторскими спо­собностями.

По свидетельству социологов и социальных психоло­гов, они с лучшей стороны зарекомендовали себя в деятельности в экстремальных условиях. Трудовую деятельность они любят, им нравятся практические действия с техникой.

Совет

Большинство из них слабо знают русский язык, в многонациональных коллективах держатся независимо. В их среде очень сильны родоплеменные связи.

На первых порах в трудовом коллективе для представителей дагестанских народов характерны замкнутость, скованность в об­щении с сослуживцами, настороженность в поведении.

Находясь в составе многонационального коллектива, они уделяют очень мало внимания его общественно-политической жизни.

В сфере межлич­ностных отношений не стремятся занимать лидирующее положение, характеризуются при соответствующих условиях общитель­ностью и веселым нравом.

У большинства дагестанцев высоко развито чувство нацио­нального достоинства и чести. В сельских районах сохранились любовь к холодному оружию, обычай кровной мести. У них от­носительно низкий по сравнению с представителями других на­родов Кавказа общеобразовательный уровень. Часто они очень религиозны.

Чеченцытрадиционно проживали в горных районах северного склона восточной части Большого Кавказского хребта, а с XIX в. также в долине реки Терек.

В своем историческом развитии чечен­цы вместе с ингушами перешагнули феодальный этап развития общественной жизни и почти не знали рабства, поэтому клано­вые и родовые отношения, составляющие основу их общества, до сих пор находятся в полном расцвете.

У чеченского народа ярко выражено чувство родового кол­лективизма. Его представители всегда ощущают себя частью се­мьи, рода (тейпа). Причем внутриродовые связи здесь часто бо­лее тесны, чем у других этнических общностей.

Чеченцы поддер­живают отношения с родственниками до пятого колена. При этом чувство принадлежности к тейпу преобладает над национальной принадлежностью. Члены рода связаны кровным родством по отцовской линии, пользуются одинаковыми личными правами.

Свобода, равенство и братство в нем составляют главный смысл существования.

Обратите внимание

Малочисленные чеченские тейпы жили окруженные более силь­ными соседями. Отсутствие сложных форм государственности у че­ченцев сильно повлияло на сплоченность тейпов.

Строго оберега­лись законность происхождения и права членов рода, поддержи­вать славу и могущество которого каждый его представитель считал своей личной обязанностью.

От тейпа же, в свою очередь, зависела безопасность каждого индивида, потому что оскорбление или убий­ство любого члена рода не оставалось безнаказанным.

В то же время каждый человек должен согласовывать свои поступки с интереса­ми рода, так как за его ошибку приходилось отвечать и его род­ственникам. Это положение породило такие пережитки патриар­хально-родовой морали, как недозволенность жаловаться в государственные органы, прибегать к их защите от обидчиков.

Роль тейпов в жизни современного чеченского общества нельзя преуменьшить и по следующим причинам: а) за каждым тейпом стоят вооруженные формирования, которые хорошо оснащены, организованны, дисциплинированны и в своих действиях подчи­няются лишь родовым авторитетам; б) столкновения тейпов во многом определяют причины противостояния различных струк­тур власти в Чечне.

У чеченцев множество стереотипов поведения во всех областях жизнедеятельности. Эти стереотипы базируются на строгом со­блюдении национальных традиций и обычаев. Для основной час­ти чеченцев приверженность традициям носит гипертрофирован­ный характер, что объясняется и их своеобразным воспитанием.

Ребенка-чеченца с самых ранних лет приучают к правилам гор­ского этикета, незнание которых строго карается. Обучение про­исходит не в форме нотации, что для ребенка неприемлемо, а с помощью наглядных примеров.

Важно

Осуждение или одобрение поступ­ка, совершенного юношей, молодым человеком или мужчиной, происходит в присутствии ребенка, чтобы тот слышал и запоми­нал, за что могут публично наказать или, наоборот, похвалить. Ребенку как бы самому приходится оценивать различные ситуа­ции.

Таким образом у него вырабатываются такт, поведенческое чутье, принятие этикета, а не бездумное его заучивание.

Существенной особенностью национальной психологии чечен­цев выступает осознание правомерности любых, даже самых жес­токих, действий в качестве возмездия за свое оскорбленное достоинство, жизнь и честь родственников (обычай кровной мести).

Неотмщение за родственника позором ложилось на весь род. Обы­чай кровной мести был вызван объективной исторической реальностью жизни народа в условиях постоянных межтейповых и внеш­них войн.

Неспособность отомстить за убийство или оскорбление родственника говорила о слабости рода и тем самым подвергала его опасности нападения. Личностным фактором выступали тут и впечатлительность, и эмоциональная горячность чеченцев.

Сюда же надо прибавить и их гордость, не позволяющую человеку спо­койно жить, когда оскорблен родственник; ведь оскорбление од­ного члена тейпа было равносильно оскорблению всех его пред­ставителей.

Одной из древнейших черт национального характера чеченцев является патриотизм. Для них любовь к родному краю — чувство, которое должно быть присуще настоящему горцу. Часто патриоти­ческие чувства переходят в национализм, шовинизм.

Радикальных националистов больше среди представителей горных (более бед­ных) тейпов, где сильнее национальные традиции. Принадлеж­ность же ко всей чеченской нации в целом осознается слабее, поскольку доминирует чувство ответственности за свой род. Пос­ле депортации 40-х гг. XX в.

у чеченцев появляется более острая психологическая привязанность к мусульманскому миру.

Совет

Национальной особенностью чеченцев является гостеприим­ство. «Куда не заглянет гость — туда не заглянет добро». В этой пословице выражается отношение народа к этой традиции. Гостю всегда рады, и ничто не должно отпугнуть его от дома.

Все, что есть лучшего в доме, — для гостя. Пока человек в гостях, он нахо­дится под защитой принявшей его семьи. Нанести оскорбление гостю равнозначно тому, чтобы оскорбить хозяина.

Однако неко­торые преступники в Чечне таким образом скрываются от право­судия.

Среди чеченцев широко распространено куначество-побратим­ство. Побратимы верны дружбе, вместе делят радость и горе. Они готовы всегда прийти на помощь друг другу, чего бы это ни сто­ило. Это чувство сравнимо с традицией кровной мести и перехо­дит из поколения в поколение.

В многонациональных коллективах чеченцы держатся независи­мо. Как правило, они стараются группироваться по этническому признаку. На первых порах в общении для них характерны замкну­тость и настороженность. Но ос­воившись, чеченцы могут зани­мать в группе лидирующее по­ложение .

Ингуши— родственный че­ченцам вайнахский народ, пред­ставителям которого свойствен­ны неспешность в действиях и поступках; проницательность и сообразительность; большие, чем у чеченцев, выдержанность и умение контролировать свое поведение, общение.

Ингуши предпочитают улаживать свои отношения с предста­вителями других этнических общностей на основе взаимопонима­ния и сотрудничества, уважения к обычаям и привычкам других народов .

Осетины — представители одного из самобытных кавказских народов, для которого свойственны такие национально-психоло­гические особенности, как высокая национальная гордость и са­молюбие; честность и добросовестность в отношениях со своими близкими и единомышленниками, преданность начатому делу, стремление всегда достигать своей цели, чего бы это ни стоило.

В их среде сильны патронимические (кровнородственные) свя­зи и отношения, которые выражаются в строгом соблюдении сво­их обязанностей, долга перед близкими, своими единоверцами .

Заключение

Можно сделать вывод, что именно этнопсихология должна привлечь к себе особое внимание психологов в связи с обострением межэтнической напряженности на территории РФ, именно она включена в социальную и политическую проблематику общества.

Обратите внимание

В существующем социальном контексте не только специалисты-этнопсихологи, но и педагоги, социальные работники, представители многих других профессий по мере сил должны способствовать оптимизации межэтнических отношений, хотя бы на бытовом уровне.

Но помощь психолога или педагога будет действенной, если он не только разбирается в механизмах межгрупповых отношений, но и опирается на знание психологических различий между представителями разных этносов и их связей с культурными, социальными, экономическими, экологическими переменными на уровне общества.

Только выявив психологические особенности взаимодействующих этносов, которые могут мешать налаживанию отношений между ними, специалист-практик может выполнить свою конечную задачу – предложить психологические способы их урегулирования.

Этнопсихологическая проблематика занимает особое, можно даже сказать исключительное место в судьбе социальной психологии как отрасли научного знания. И прошлое, и будущее этой дисциплины теснейшим образом связаны с решением круга проблем этнопсихологического характера. Этнопсихология внесла огромный вклад в осмысление социально-психологических механизмов жизнедеятельности групп.

Рекомендуемые страницы:

История малых народов северного Кавказа

Народы северного кавказа. чем кавказские народы выделяются среди остальных?

28 Ноябрь 2013

Не секрет, что в каждой стране  проживает не только один коренной народ. Исключение на стал и Северный Кавказ.

Сложный с точки зрения своего этнического наполнения он продолжает приглашать в гости на постоянное место жительства всё больше и больше людей.

А это значит,  что на его территории можно будет отыскать не одно и не два поселения разнообразных по своему языковому, этническому составу население.

Поговорим о культурном единстве?

 Не секрет, что именно Северный Кавказ славится своим национальным единством. Единый народ, проживающий на огромной территории, объединяется своеобразной идеей и национальным духом.

С одной стороны между адыгами: кабардинцами, адыгейцами и черкесами. А, что же с другой стороны?  С другой стороны все вышеперечисленные народы умело находят общий язык с  карачаевцами, осетинами, балкарцами.

Многочисленные народы могущественного Дагестана в числе:

— аварцев;                                                                                                                                                                                                         

— лакцев;

— ногайцев, рутильцев;

— кумыков;

— даргинцев;

— агулов и т.д.

                                                                                                                                                                                                                                       

Каждый из этих народов имеет свою самобытную культуру, а также общие, психологические особенности. Может быть именно благодаря им, Дагестан и выделяют в особый регион, который в свою очередь примыкает к Ингушетии и Чечне. Всех представителей историки относят к вайнахам. Они имеют особенное сходство в психологии, культуре и даже в языке.

Немного о политических, экономических, а также исторических условиях жизни малых народов

Объединённые одной территорией, политическими, экономическими условиями они в свою очередь похожи между собой. И это проявляется не сколько в общих традициях, обрядах и т.д. Но и с точки зрения внешности также являются невероятно похожими друг на друга.

Психологический портрет малых народов Северного Кавказа

 Согласно последним проведённым исследованиям, учёные вывели довольно-таки интересную закономерность.  Народы Северного Кавказа объединяют определённые признаки:

— обострённое чувство самолюбия и национальной гордости. Оно в свою очередь приводит к родовой сплочённости, ответственности, а также поддержанию традиций, обрядов и привычек своего народа;

—  представители из народа по большей части являются сами по себе сангвинико-холериками. С повышенной эмоциональностью, темпераментные, яркие, свободолюбивые и упрямые они всегда будут стоять до последнего на своём;

— малые народы Северного Кавказа объединяет чувство самостоятельности, упорство, а также повышенная инициативность. Они всегда настойчивы в достижении собственных целей и готовы ради этих целей идти прямо-таки напролом;

— уважение, которое они проявляют к старшему поколению, не было замечено ни у одного народа. Уважительное отношение также касается социального положения и должности другого человека;

— темпераментные, яркие жители Северного Кавказа стремятся всегда и во всём быть лидерами, стремиться показать себя с максимально выгодной стороны. Со стороны это больше напоминает спортивное состязание между малыми народами Северного Кавказа и другими национальностями;

— начитанные, с высоким уровнем образования и не менее хорошей физической подготовкой;

— единственным минусом в этом ТОП-рейтинге является слабое знание русского языка, но им собственно это простительно.

   Микрогруппы и трудовая деятельность представителей малых народов Северного Кавказа

В повседневной жизни у них отмечается общение с другими народами Кавказа. Толерантность, вежливость и своего рода создание микрогрупп. Неужели они создаются только на фоне общих признаков? Не всегда так.

Большую роль может сыграть принадлежность к коренным народам Кавказа.  Прирождённые от природы коммуникабельные личности, которые всегда стремятся стать неформатными на любом мероприятии, в любом коллективе.

В данном случае, они всегда себя проявляют по большей части воспитанными, хотя и немного вспыльчивыми.

О воспитании мальчиков

Важно

Проявляется и воспитание представителей сильного пола в семьях Северного Кавказа. С детства родители ориентирую их на значимость в социальной жизни не сколько реализации себя в карьере, как реализацию в личной жизни.

Роль заботливого сына, ответственного мужа, отца и брата, — самая главная в жизни роль, в которой обязательно себя должен почувствовать любой коренной житель Северного Кавказа. Детей на Кавказе никогда не подвергают наказаниям.

Ведь ребёнок должен чувствовать максимум свободы, чтобы вырасти достойным гражданином, и чувствовать себя максимально комфортно. Возможно, именно этот основной фактор и становится решающим с точки зрения поведения мужчины в будущем.

Единство народа в спорте

Невероятно популярными на территории Северного Кавказа являются занятия спортом: бокс, борьба, карате и т.д. Сила, которую позволяют почувствовать  каждому мальчику с самого раннего детства. Подобные физические нагрузки позволяют ребёнку адаптироваться ребёнку в будущем, готовит его к жизненным трудностям и проблемам.

Уважение и старшинство на Кавказе                                                                             

 Малые народы с невероятным уважением относятся к  старшему поколению.  Это проявляется не только в повседневной жизни, но и в рабочем коллективе. Возможно, другим народам подобная позиция будет совершенно не понятной, но такая уж заведено на территории Северного Кавказа.

  О  проявлении индивидуальности

Как и в любом другом коллективе, проявление индивидуальности не очень-то и позитивно сказывается.  Народы Северного Кавказа в большей своей степени всегда отличались особой сплочённостью. Может быть, именно поэтому они не стремятся проявлять в какой-то степени свою индивидуальность? Среди широкого разнообразия проявлений собственной индивидуальности, они предпочитают держаться группами.

Великий народ, которого точно не сломить и никак не победить! Величественный Северный Кавказ, обилие и разнообразие традиций, обрядов и малых народов. У них есть чему поучиться и возможно, это стоит взять всем нам на вооружение. Так, что можете начинать изучать историю Кавказа, читать книги, посвящённые ему, чтобы узнать как можно больше о народности, про которую вы раньше ничего не слышали.

видеофильм:Тюрки России: карачаевцы и балкарцы

Народы Кавказа

Народы северного кавказа. чем кавказские народы выделяются среди остальных?

Защита проекта «Народы Кавказа»

Испокон веков территорию, под названием Кавказ, считали краем удивительных чудес и невероятных приключений. Только представьте себе: многоголосное журчание минеральных вод, невероятно исцеляющий воздух, очаровательные белоснежные вершины гор.

Не зря, не зря седой Кавказ

Всегда слыл благодатным краем

И все, кто здесь бывал

Земным его считали раем.

Кавказа щедрая природа

Влекла людей из всех народов.

Селиться здесь был рад любой

И карачаевец лихой

Черкес, чеченец, осетин,

Ингуш и гордый армянин,

И жизнь кипела здесь всегда

Цвели поля, паслись стада!

Мы заинтересовались, как называется народ, который населяет Северный Кавказ?

Оказывается, народы Северного Кавказа сегодня представляют собой россыпь абсолютно разных и, в то же время, таких похожих народов, которые раскиданы по всей территории современного Кавказа.

Подробно рассказывать обо всех кавказских народах можно очень долго.

Есть такой миф:

«Решил как-то Бог расселить людей по всей Земле. Собрал он все народы мира в один мешок и пошел раскидывать. Все шло по плану, но, когда он дошел до кавказских гор, споткнулся об Эльбрус и выронил мешок из рук. В этот миг из мешка посыпались все народы, которые до сих пор прекрасно живут».

Вроде бы, смешно. Но, ребята, на сегодняшний день на территории Кавказа проживает свыше 100 (!) народов и народностей. Поэтому, в свое время арабы Кавказу дали очень лаконичное, но полностью отражающее действительность, название – «Гора языков».

Ещё мы прочитали: Кавказ уникален.

Что это значит? В чем заключается уникальность Кавказа?

«Северный Кавказ – это территория исторических, национальных, религиозных, культурных и других контрастов». Да, да и еще раз да! Смотрите, сколько народов, сколько сплетений, сколько культур и традиций.

Поверьте нашим исследованиям, даже такие родственные народы, как чеченцы и ингуши отличаются не только культурой, но даже диалектикой.

Тем не менее, абхазы, осетины, проповедующие христианство, и аварцы, кабардинцы (последователи ислама) называют себя — кавказцами! И в этом заключается уникальность народов Северного Кавказа.

Культура Кавказа очень традиционна, это значит, сохранилась практически в первозданном виде.

Посмотрите свадебный обряд. (видео)

Очень интересны легенды и мифы Кавказа. Вот один из таких мифов.

«Однажды король могущественной земли сказал своим слугам: «Срочно найдите мне рай на этой земле!». И слуги короля разбрелись по всей планете в поисках удивительного уголка. Они проходили поля, луга, болота, равнины, горы, реки… Они уже потеряли всякую надежду, но вдруг перед ними как будто из ниоткуда выросло ущелье реки, во главе с каскадом водопадов.

И они поняли, что это и есть самый настоящий рай на земле! На берегу реки в скалах мирно проживали рои диких пчёл. Дожди со временем размывали пчелиные соты, и капли мёда стремительно стекали по скалам. Слуги короля были в восторге от такой живописной картины и поэтому быстро прозвали это райское место «Медовыми водопадами».

Совет

Прошло уже много времени, а солнце до сих пор всходит по утрам в районе этих невероятных медовых водопадов!

С одной стороны, народ Кавказа уникален, с другой – един.

Мужская одежда всех народов Северного Кавказа, очень похожа. Различия наблюдаются в мелочах, деталях, да и то не всегда. Одежда женщин Кавказа довольно разнообразна в зависимости от местности. Все костюмы кавказцев — это костюмы необыкновенной красоты.

О музыке

Единство народов проявляется во всем: в поведении, в танцевальном искусстве (один танец лезгинка чего стоит).

Сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал зажигательный танец лезгинку.

Он почти в первоначальном виде сохранился среди всех кавказских народов и является отголоском древних традиций и обрядов. Лезгинку по праву можно назвать одним из главных символов Кавказа

В интернете мы нашли книгу «Секреты обучения кавказским танцам», она даст всем желающим понимание основ лезгинки, раскроет все секреты и поможет быстрее понять философию народного танца.

Единство народов Кавказа — в традициях. Например, глубочайшее уважение к старшим. Ни одна безродная бабуля не останется без внимания местных жителей.

Знаменито и кавказское гостеприимство, щедрость. На Кавказе любят и умеют принимать гостей. «Гость – посланник бога» — говорят адыги. Гостя приглашают в дом и предлагают все лучшее. Встречают его со словами «Ваше прибытие счастливым да будет, добро пожаловать!»

Ну а ещё у кавказцев отличная кухня. Вот чему надо поучиться! Долма — овощные голубцы с мясом и крупой, ариса — каша с разваренным до волокон мясом, хинкал, чуду, шашлык, а ещё тонкий хлеб – лаваш!

Игра

Седой Кавказ! Тебе поём мы оду вновь.

Ты славишься высокими горами,

Целебными источниками вод, Их Лермонтов и Пушкин прославляли.

Здесь много городов красивых есть,

Богаты сёла, плодородны нивы,

И здесь живёт народ трудолюбивый,

Поступками и щедростью красивый.