Легенды русского балета: галина уланова

Лучшая в мире балерина – Галина Уланова?

Легенды русского балета: галина уланова

В свое время была известна издевательская песенка Ю.Визбора, в которой перечислялось все, чем мог гордиться Советский Союз:

Зато мы делаем ракеты,

Надо сказать, что первенство в области балета не было заслугой советского строя. Роскошный императорский балет достался большевикам нечаянным подарком и, к счастью, не был разрушен и выброшен на «свалку истории». К счастью не столько для страны, а для всех этих нежных и, в общем-то, слабых людей, артистов балета.

Спасибо наркому просвещения Луначарскому, их обеспечили неплохим пайком и разрешили заниматься любимым делом. Чуть попозже в Большой и в Мариинский театры начали привозить иностранцев. А еще позже козлы из ЦК и Совнаркома стали перебирать юных балерин в качестве любовниц. Любимец народа, пламенный революционер, товарищ Киров Сергей Миронович, этим тоже баловался.

За что Мариинскому театру присвоили его славное имя.

Обратите внимание

На самом деле вырастить труппу балетных артистов мирового класса – дело не простое, сродни выращиванию английского газона, который подстригают сто лет.

Российский императорский дом тоже более ста лет кормил и воспитывал актеров балета, пока они не достигли в своем искусстве высочайшего уровня. Точно так же в Вене за те же сто лет появился лучший в мире оперный театр.

Нет, итальянцы, конечно, природные певцы, но всемирно известными они стали благодаря придворному Венскому оперному театру.

Впрочем, вернемся на невские берега. И вспомним Галину Сергеевну Уланову (1910 —1998), которую можно назвать первой прославившейся на весь мир советской балериной.

Советской не по идеологии, а просто по месту жительства.

Ибо черт догадал Галину Уланову родиться с душою и с талантом в России, которой довольно скоро после ее рождения пришлось испытать превращение и стать Советским Союзом.

А родилась она в Петербурге в семье артистов балета прославленного Мариинского театра. Ее отец, Сергей Николаевич Уланов, сначала был танцором, а потом стал помощником режиссера. Мать, Мария Федоровна Романова, тоже была солисткой балета в течение двадцати лет.

 После революции родителям приходилось зарабатывать тем, что они танцевали перед сеансами на сцене в фойе кинотеатра. Поскольку маленькую Галю оставить было не с кем, ее брали с собой. Петроград – город большой, из одного конца в другой приходилось идти долго, с девочкой на руках.

И к тому же, как известно, Петроград – город  холодный…

Мария Федоровна преподавала в знаменитом хореографическом училище. Туда же в 1919 году приняли Галю. Но мама никак не выделяла дочь в классе и на занятиях.

Важно

Балет – дело тяжелое, и сначала Галя не хотела учиться, плакала. К тому же приходилось расстаться с домом. Девочка жила в интернате при школе. Это тоже было дополнительным испытанием. Но, как сказала Галина Уланова позже, жизнь балерины состоит поровну всего из двух слов: «должна» и «нельзя».  Они ломают себя всю жизнь, начиная с раннего детства и, собственно говоря, несчастны.

В выпускных классах девочкам преподавала знаменитая Агриппина Яковлевна Ваганова. Лучшей учительницы будущим Сильфидам и Одеттам представить было нельзя. Кстати, на выпускном спектакле в мае 1928 года Галя Уланова станцевала в балете «Шопениана» именно Сильфиду. А в пятьдесят лет в прощальном спектакле в Большом театре она вышла на сцену в той же роли, в роли прелестной феи воздуха.

Спектаклем, после которого о Галине Улановой заговорили, стал балет «Бахчисарайский фонтан» (1934). Спектакль оказался значительным событием в театральной жизни Ленинграда.

В следующем году его повезли в столицу. В Москве Уланову в роли Дианы в балете «Эсмеральда» увидел Сталин. Увидел, одобрил и дал оценку: «Уланова – это классика».

Так что всем прочим критикам оставалось поддержать это руководящее мнение.

Потом была Джульетта в балете «Ромео и Джульетта»  Сергея Прокофьева (1940), ставшая своеобразной театральной легендой. В одном спектакле сошлось все: знаменитая история, прекрасная музыка, два вдохновенных, молодых, любящих друг друга танцовщика, Уланова и Константин Сергеев.

Во время войны Галина Уланова жила в Алма-Ате и танцевала в Казахском театре оперы и балета. В 1944 году артистке настоятельно предложили возвращаться из эвакуации не в Ленинград, а в Москву. Уланова вспоминала, что это был почти приказ. Решение о переводе балерины в труппу Большого театра принимали на Политбюро.

Из Галины Сергеевны решили сделать образцово-показательную советскую балерину. Сформировали, так сказать, звезду. Награды и звания актрисе текли бурным потоком. Ни один праздничный концерт или спектакль не обходился без участия Улановой. Впрочем, она, насколько это было возможно, политики сторонилась.

И ей это было позволено.

Впервые Галина Уланова попала за границу в июле 1945 года, она выступала в Вене. А в 1956 году прошли первые гастроли Большого театра в Лондоне. Галина Уланова танцевала Джульетту и Жизель. Ее выступление было триумфальным. Газеты писали, что равной Улановой балерины здесь не видели со времени выступлений знаменитой Анны Павловой.

Артисты балета выходят на пенсию рано. Галина Уланова перестала выходить на сцену в 1962 году.  С 1960 года она перешла на преподавательскую работу. Была балетмейстером-репетитором в Большом театре. Здесь она воспитала целое поколение знаменитых танцоров.

Она признавалась, что ее ученики, «осыпанные» самыми высокими званиями, для нее – прекрасная замена дачи и автомобиля, которых у нее никогда не было. И своих учеников она ценила гораздо выше всех своих наград и званий.

В последние годы своей жизни, однако, Галина Сергеевна заметила, что поколение танцовщиков, следующее за поколением ее учеников,  просто перестало ее узнавать. Живую легенду балета, легенду Большого театра, уже не приветствовали в родных коридорах. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними…

Совет

Для многих из тех, кто интересуется «звездной жизнью», самое интересное в жизни знаменитостей – мужья и партнеры.

Уланова официально была замужем только однажды, за Юрием Завадским. Прочие свои связи с мужчинами она официально не оформляла. Все мужчины, которых она избирала, были гораздо старше ее. Ей нравилось не опекать, а быть опекаемой.

Детей же у артистки никогда не было. По словам Галины Сергеевны, родить ребенка ей не позволили родители. Мать однажды сказала ей, что балерина иметь детей не должна.

Иначе – прости-прощай сценическая жизнь. Иногда, вероятно, не стоит быть слишком послушным ребенком.

Просто подумать, что придерживайся этой основательной теории ее родители, Галина Уланова и на свет бы не должна была появиться.

В  1951 году Уланова переселилась на Котельническую набережную, в одну из самых помпезных (и следует сказать, одну из самых красивых) «сталинских» высотных зданий.

Сейчас здесь находится музей Галины Улановой, попасть в который могут и москвичи, и гости столицы. Вот только надо связаться с музеем и заказать дату посещения заранее. Музей достоин посещения не только любителей балета.

Для многих это – идеальная возможность посмотреть «изнутри» в каких условиях жила элита советской культуры сталинской эпохи.

Обратите внимание

Как уже было сказано, балеринам завидовать не стоит. Жизнь у них тяжелая и не слишком счастливая. Даже в шикарном доме, под высоко возносящейся башней со шпилем, украшенным позолоченной звездой. Но судьба выделила для Галины Улановой несколько самых счастливых лет именно в этом доме.

Эти годы были связаны с журналисткой «Комсомольской правды» Татьяной Агафоновой. Девушка пробивная, с сильным, мужским характером, она была единственной из журналистов, которая в начале 1970-х годов смогла «прорваться» к Галине Улановой, чтобы взять у нее интервью.

В то время (да и раньше тоже) Галина Уланова избегала публичности. Была она нелюдимая и скрытная, душу открывала лишь немногим. Скорее всего, понимала свою судьбу: крепостная актриса в фаворе у барина. Птичка в золотой клетке…

Таких птичек в доме на Котельнической набережной набрался целый курятник.

Но столкновение с Татьяной Агафоновой изменило жизнь стареющей балерины. И жизнь Татьяны Агафоновой тоже. Так от столкновения двух атомов начинается термоядерная реакция.

Для Татьяны Агафоновой Уланова была богиней, не иначе. И вдруг оказалось, что богине нужно внимание, нужна забота и ласка. И любовь. Все это женщина, которая была лет на пятнадцать старше Галины Улановой, смогла ей дать в самом горячем и неподдельном состоянии.    

Присутствие рядом с великой балериной «приемной дочери» ни в какие каноны не входило, а посему вызывало и недоумение, и сплетни, и пересуды. Впрочем, то, как пережила Уланова в 1994 году безвременную кончину любимого человека, пожалуй все рассказы и россказни аннигилирует. Да и вообще, что мы знаем о любви?

Галина Уланова была одной из немногих женщин, удостоенных памятника еще при жизни. В 1990-х годах этот памятник был открыт по инициативе ЮНЕСКО в Стокгольме.

Почему ей? Да потому – был ответ – что Галина Уланова – самая высокая высота в искусстве.

Важно

Потому что она смогла показать всем прелесть простых и естественных человеческих чувств, которым, казалось бы, и места не должно быть в наш жестокий век.

Галина Уланова

Легенды русского балета: галина уланова

Галина Сергеевна Уланова — не просто выдающаяся, всемирно известная балерина, это целая эпоха в истории русского балета, его национальная гордость, его золотая страница.

Гениальная, великая, неповторимая Уланова, которую сравнивают с Венерой Боттичелли и Мадонной Рафаэля.

Трогательная, прекрасная и трагическая Принцесса-Лебедь — бессмертный образ, созданный Галиной Улановой, яркий, неповторимый, удивительно живой, который невозможно забыть.

Она покорила сердца зрителей своей Жизелью — таинственной, словно парящей в воздухе легкой тенью, вместе с тем наполненной огромной духовной силой.

Она заставила их всей душой сопереживать Марии из балета «Бахчисарайский фонтан», передав тончайшими пластическими штрихами всю ее судьбу — пленение, тоску неволи и внезапную смерть, она заставила многих поверить в то, что можно танцевать Бальзака, Пушкина и Шекспира.

https://www.youtube.com/watch?v=WSEHdKRKgfs

Она принесла на сцену совершенно особую духовную атмосферу, сумев достичь удивительной гармонии внешней и внутренней пластичности.

Народная артистка СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии — Галина Уланова снискала на своем пути все возможные почести, стала живой легендой, но в жизни навсегда осталась такой же робкой и застенчивой девочкой, какой вступила когда-то впервые на театральные подмостки.

Галина Уланова родилась 8 января 1910 года в Петербурге в творческой семье, где хореографические традиции были фамильными.

Совет

Сергей Николаевич, отец Галины Улановой, был актером и режиссером балетной труппы Мариинского театра, а мать, Мария Федоровна, солисткой балета того же театра, а несколько позже — выдающимся педагогом классического танца.

На той же сцене зрители видели прекрасные партии в исполнении Петра Николаевича Уланова, дяди Галины Улановой.

С детских лет будущую балерину окружала атмосфера театра. Еще совсем девочкой она узнала, как прекрасен балет, и вместе с тем поняла, как трудна жизнь балетного актера.

«У меня сложилось отчетливое представление, что мама никогда не отдыхает и никогда не спит. Наверное, это было довольно близко к истине.

И я, слыша разговоры о том, что и мне предстоит учиться и стать балериной, с ужасом и отчаянием думала: неужели и мне придется так много работать и никогда не спать?» — вспоминала Галина Уланова.

Решение родителей отдать единственную дочь в балетную школу было обоснованным. Причина была совсем не в желании продолжить традиции семьи. Мария Федоровна и Сергей Николаевич не считали, что дочь балетных актеров обязательно должна стать балериной. Но Галина была рождена для этого — удивительно тонкая восприимчивость к прекрасному, врожденная музыкальность, мягкость и грациозность движений.

В сентябре 1919 года Галина Уланова поступила в Государственную хореографическую школу. Татьяна Вечеслова, в будущем — выдающаяся балерина и подруга Галины Улановой, которая поступала в училище вместе с ней, увидела юную Галю «хрупкой беленькой девочкой с челкой и большим бантом на голове.

На ней было платьице из тюль-малина в мелких воланах, обшитых розовыми лентами. Скуластая, с узкими светло-голубыми глазами, она немножко напоминала монголочку. Глаза смотрели сердито и недоверчиво. Припухлые губы редко раскрывались для улыбки. Девочка дичилась всех, никто бы к ней ни подходил».

Первым педагогом Галины Улановой стала сама Мария Федоровна. Гале было девять лет, она была робкой и застенчивой девочкой, сильно переживала разлуку с родным домом, поэтому каждое утро, когда в класс входила ее мать, бросалась к ней со слезами на глазах.

Обратите внимание

Она совсем не хотела становиться балериной, всей душой ненавидела занятия. «Нет, я не хотела танцевать. Непросто полюбить то, что трудно. А трудно было всегда, это у всех в нашей профессии: то болит нога, то что-то не получается в танце…

Сейчас думаю, как вообще жива до сих пор, не знаю!» — вспоминала впоследствии Галина Уланова.

Ей было очень тяжело еще и в силу своей природной застенчивости. Она терялась, когда приходилось выступать перед аудиторией — не только на сцене, но даже и на простом школьном уроке.

Она не чувствовала абсолютно никакой радости от того, что занимается танцем, а условная балетная пантомима ей вообще не давалась — по этому предмету самой частой ее оценкой была «единица». «Помню, как Галя каждое утро плакала, уткнувшись в колени Марии Федоровны, и просила взять ее домой.

Я смотрела на нее и думала: «И зачем она пошла в эту школу, если ей все так не нравится?»» — вспоминала Татьяна Вечеслова.

Галина первое время занималась балетом только лишь из чувства долга, которое было воспитано в ней с раннего детства. Ее мечтой было море — на традиционный вопрос старших о том, кем она хочет стать, маленькая Галя всегда отвечала, что хочет стать мальчиком-моряком. Любовь к природе она унаследовала от отца, который часто брал ее с собой на прогулки по лесу или на озеро.

Но чувство долга было сильнее, и она продолжала заниматься балетом, поражая всех своим упорством в достижении поставленной цели.

Начиная со второго года обучения в школе, ученицы иногда выступали на сценах академических театров. Галина Уланова к тому времени еще не успела полюбить балет, но уже начинала узнавать, что такое успех.

В классе она стала одной из первых учениц, уступая лишь Татьяне Вечесловой.

Важно

Мария Федоровна, которая занималась с дочерью на протяжении четырех лет ее обучения в училище, часто сомневалась в том, правильным ли было ее решение сделать дочь балериной.

Но однажды, на выпускном спектакле училища, в котором были заняты старшеклассницы, среди танцующих она сразу выделила одну фигурку, которая была особенно пластичной, выразительной и одухотворенной. Приглядевшись повнимательнее, она поняла, что это — ее дочь.

Больше Мария Федоровна уже не сомневалась в том, что она выбрала для дочери правильный жизненный путь.

Дебют Галины Улановой в качестве профессиональной танцовщицы состоялся 21 октября 1928 года. Она танцевала партию Флорины в «Спящей красавице».

Впоследствии сама балерина вспоминала, насколько тяжело ей было выйти на сцену, оказаться перед огромной аудиторией, которая теперь уже будет смотреть на нее не как на ученицу, а как на профессиональную балерину. «Я вышла на сцену ни жива ни мертва.

Бархат ярусов, огни прожекторов, кулисы — весь мир бешено крутился и опрокидывался… Никаких мыслей, никакого иного ощущения, кроме страха и стремления сделать все только так, как тебя учили, даже никакого удовольствия от выступления я не испытала».

Улановой всегда была свойственна повышенная самокритичность. Большой успех, который принесли ей первые же выступления, не вскружил ей голову, а, напротив, заставил усиленно работать над собой, совершенствовать технику и актерское мастерство.

Она тренировалась так, что к концу занятий полотенце полностью пропитывалось потом, превращаясь в мокрую тряпку.

Предъявляя к себе максимальные требования, она никогда не пропускала занятий, всегда была пунктуальна и педантична, ни разу не нарушив режим.

С огромным успехом в 1929 году прошло ее первое выступление в «Лебедином озере», но сама она снова не испытала чувства удовлетворенности от своей работы.

Совет

Одетта-Одиллия в ее исполнении совершенствовалась от спектакля к спектаклю благодаря кропотливому и неустанному труду самой балерины.

В этом ей помогали не только систематические упражнения — в процессе работы над ролью Уланова много читала, импровизировала и размышляла над образами.

Это была уже ее собственная система, в основе которой лежало «обещание самой себе выполнить то-то и то-то. Это было моим принципом, основой всей моей жизни. Такое воспитание воли вошло в привычку и стало источником того, что называют моим успехом», — размышляла Галина Сергеевна.

Огромную роль в становлении балерины Улановой сыграл руководитель балетной труппы Кировского театра Федор Васильевич Лопухов.

Первые годы выступлений показались самокритичной балерине крайне неудачными — беспомощность, усталость, досада и разочарования.

На самом деле, неудачных партий было много, но Федор Васильевич продолжал верить в талант молодой Улановой, поручая ей самые разнообразные и сложные в техническом плане партии.

Когда-то он увидел ее «бледненькой девочкой с бесцветным лицом северянки, не отличающейся внешним темпераментом и красотой», и все же обратил на нее внимание, сумев разглядеть ту притягательную силу, которая исходила от Улановой, прелесть, которая и заключалась в ее стеснительности и замкнутости.

Постепенно балерина начинала понимать: чтобы успешно воплотить тот или иной образ на сцене, нужно искренне и глубоко перевоплощаться, не только внешне, но и внутренне.

Это осознание пришло к ней внезапно, когда после одной из репетиций «Жизели» она, пребывая в полной растерянности и отчаянии оттого, что не может понять своей роли, села в автобус и уехала в Царское село.

Обратите внимание

В полном одиночестве она сидела на скамейке, размышляя над образом «Жизели» и внезапно испытала момент озарения. Именно с этого момента цепочка неудач была прервана.

«Жизель» — совершенно особенный спектакль в творчестве Галины Улановой.

Впервые она станцевала главную партию в 1932 году, причем роль предназначалась не ей, а другой балерине, Елене Люком, которая из-за болезни не смогла принять участие в спектакле.

Ни разу в жизни не видевшая Жизель в исполнении таких прославленных балерин, как Анна Павлова или Тамара Карсавина, Галина Уланова была практически предоставлена самой себе и работала над созданием образа, доверяясь собственной интуиции.

В ее Жизели появились совершенно новые черты — огромная духовная сила образа, его удивительная целостность и величие — все то, чего не было раньше даже у самых лучших танцовщиц, которым довелось исполнять эту партию. Уланова полюбила свою Жизель — этот спектакль, за исключением некоторых небольших перерывов, она танцевала на протяжении всей своей творческой жизни.

К тому времени ее постоянным партнером на сцене Кировского театра был Константин Сергеев. О том, насколько великолепен был этот дуэт, сказано очень много.

Вершиной их совместного творчества стал балет «Ромео и Джульетта» — и этот же балет стал и его окончанием. После начала Великой Отечественной войны пути Улановой и Сергеева разошлись, однако каждый из них оставил теплые воспоминания о партнере.

Позже, на сцене Большого театра, партнерами Улановой были Михаил Габович и Юрий Жданов.

Образ Джульетты, как и другие образы в творчестве Галины Улановой, рождался постепенно. Жизнь героини пересекалась с жизнью самой балерины. Тот же самый момент озарения и душевного сдвига, который испытывает в одной из сцен спектакля Джульетта, стоя перед зеркалом, испытала и Галина Уланова.

Важно

Позже она часто вспоминала эпизод, произошедший в то время, когда она еще училась в школе. Уланова отдыхала вместе с друзьями на даче у одной из сокурсниц. Во время утренней прогулки по тенистой аллее она внезапно оказалась на просторе, залитом солнечным светом.

Потрясенная внезапной переменой, она закричала и бросилась бежать, не помня себя и не отдавая себе отчета в том, что с ней происходит.

Это странное и удивительное ощущение рождалось у нее снова и снова, уже во время спектакля, когда Уланова-Джульетта стояла перед зеркалом, тревожно всматриваясь в свое будущее.

https://www.youtube.com/watch?v=BHBGIK4eqZo

В Джульетте Улановой много личного, непосредственно пережитого. Незадолго до того момента, когда балерина начала работать над образом Джульетты, она перенесла очень тяжелую болезнь. На врача, который спас ее от смерти, она смотрела, как на Бога, испытывая чувство безграничного обожания, беззаветной преданности — те же чувства, которые позже испытывала ее Джульетта к своему Ромео.

К тому времени, когда на сцене Кировского театра была осуществлена постановка балета «Бахчисарайский фонтан», Уланова уже обрела свою творческую индивидуальность, поэтому партия Марии создавалась с учетом особенностей исполнительницы.

Свою Марию, трогательную и бесконечно печальную, Галина Уланова наделила огромной внутренней силой, которая постепенно становится все более отчетливой за внешней покорностью и безответностью девушки.

Образ Марии развивался от спектакля к спектаклю — Уланова никогда не прекращала над ним работать, находя новые движения и выразительные средства для раскрытия душевного состояния своей героини.

Развитие творчества Галины Улановой напоминает постепенное движение от лирики к трагедии. Со временем ее Мария становилась все более непримиримой. И даже нежный образ Джульетты она сумела наполнить волей и страстью, став первой исполнительницей этой роли на сцене Кировского театра. Образ Джульетты — один из самых ярких и запоминающихся в творчестве Улановой.

Репертуар Улановой удивительно многообразен.

Юная, доверчивая и впечатлительная Золушка — настоящий, живой человеческий портрет, гимн беззаветного чувства, Параша — простая, скромная русская девушка, преданная и искренняя в своем чувстве, поэтичная Тао Хоа — маленькая героиня великого китайского народа, танец которой насыщен подлинным драматизмом.

Мария, Корали, Джульетта — сложные психологические образы, одухотворенные и живые характеры. «Я во всех своих ролях провожу какую-то единственную линию, придерживаясь какой-то большой глубины человеческих чувств, отношений, самопожертвования — ради большого, глубокого, чистого и светлого…»

Совет

Интересна определенная закономерность — самые удачные роли всегда были у нее в дни неблагополучия, когда ей приходилось бороться со страхом или волнением, заставлять себя отрешиться от жизненных проблем и сконцентрироваться на спектакле, а порой и превозмогать сильную физическую боль.

Балет, который она когда-то так не любила, стал ее судьбой. Жизнь Галины Улановой была отдана театру. До войны это был Кировский театр, после войны — Большой театр. От спектакля к спектаклю слава Улановой росла, но она продолжала оставаться такой же самокритичной и требовательной к себе.

«Я не помню случая, чтобы она позволила себе опоздать на репетицию или хотя бы перед ее началом, в последнюю минуту, подшивать ленты у туфель.

Если репетиция назначена в один час, Уланова стоит в час совершенно готовая, «разогретая», собранная, предельно внимательная», — вспоминал балетмейстер Леонид Михайлович Лавровский.

Ее требовательность к самой себе порой была просто беспощадной. В последние годы выступлений она сильно ограничила свой репертуар. Как-то ей задали вопрос о том, почему она перестала танцевать «Лебединое озеро», которое удавалось ей так замечательно.

Она ответила просто: «Я не могу танцевать хуже, чем Уланова». Из-за травмы она не могла больше выполнять некоторые технически сложные движения, которые прежде удавались ей, а заменить их другими, более простыми движениями, не посчитала достойным…

Ее творческое самоограничение — следствие повышенной самокритичности. Те немногие партии, которые Уланова оставила в своем репертуаре, перешагнув порог творческой зрелости, исполнялись ею так же совершенно, как и много лет назад.

Ее выпускным спектаклем, который она танцевала на сцене Кировского театра, была «Шопениана». Он же стал и ее последним спектаклем на сцене Большого театра спустя сорок с лишним лет.

Между двумя «Шопенианами» пролегла целая эпоха в истории русского балета. Шестнадцатого мая 1928 года она вышла на сцену робкой, стеснительной и неуверенной в себе девочкой.

Обратите внимание

Двадцать девятого декабря 1960 года она танцевала «Шопениану» прославленной балериной, чей путь был усеян почестями и славой.

И все же великая, гениальная Уланова, которую называли иногда «первой балериной эпохи», продолжала оставаться скромной, самокритичной, «неулыбчивой балериной», как назвал ее кто-то из балетных критиков, абсолютно лишенной даже тени кокетства и жеманности.

В 1960 году Галина Сергеевна начала свою деятельность в качестве педагога-репетитора. Ее ученики — Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова. Каждая из них — яркая индивидуальность.

«Я не хочу повторения себя в учениках, — рассуждала Галина Уланова, — это в любой области искусства порочный метод. Учитель, да не повтори себя в ученике, сумей раскрыть его природные данные, его индивидуальность».

Эти слова — заповедь Улановой-педагога, которой она следовала свято.

«Она добра, бесконечно терпелива, но так же бесконечно требовательна к себе и к другим. Ничем не может быть нарушена ее строжайшая принципиальность. Она никогда и ничего не сделает против своего убеждения. Когда она входит в класс, мне кажется, что становится светлее.

И стены и самый воздух — все становится другим», — так отзывается об Улановой одна из ее учениц, Нина Тимофеева.

«Не только когда я танцую, я знаю: она смотрит на меня из ложи, и я танцую на пределе возможного: я живу, чувствуя на себе ее взгляд», — делится своими впечатлениями Екатерина Максимова.

Никто и никогда не видел Галину Уланову вялой, раздражительной. Ни один человек не засвидетельствовал ее небрежности или безответственности.

Ее жизнь — это напряженный труд, а талант всегда являлся для нее лишь подспорьем в работе. В жизни она всегда покоряла людей своей открытостью, добротой, вниманием и сердечностью.

Уланова — живая легенда балета, единственная балерина, которой еще при жизни установили памятники — в Стокгольме и в Санкт-Петербурге.

Галины Сергеевны Улановой не стало 21 марта 1998 года.

Галина Уланова не любила балет

Легенды русского балета: галина уланова

Ее называли обыкновенной богиней, человеком другого измерения, душой русского балета и его поэзией. Девочки, которым посчастливилось попасть на спектакли Кировского театра или Большого, когда их спрашивали, кем они хотят стать, отвечали: Галиной Улановой. Но сама она в детстве мечтала быть моряком.

И позже, когда близким удавалось вызвать ее на откровенный разговор о профессии, признавалась: «Знаете, какая странность… Не могу я сказать, что я люблю балет как таковой… Может, потому, что через мою жизнь не прошло какое-то потрясение, я ведь не застала Анну Павлову, Тамару Карсавину, Ольгу Спесивцеву, Вацлава Нижинского…

Его я испытала во МХАТе на спектакле «Дни Турбиных», который стал самым сильным театральным впечатлением моей жизни»…

О недоступности и немногословности Галины Сергеевны написано не меньше, чем о природе ее таланта. Кто знал ее лично, отмечал, что она очень мало говорила и была скупа на рассказы. В компании никогда не была ее душой, но всегда — ее центром.

Внешне производила впечатление человека совершенно закрытого. Умела держать людей на приличной дистанции — особенно малознакомых.

Журналисты, которым удавалось взять у нее интервью, начинали свои материалы с описания того, как во время беседы она сосредоточенно зашивала балетную туфельку, подчеркивая сугубо деловой характер разговора.

А в последние годы жизни и вовсе решительно пресекала любые попытки объяснить гармонию танца словами: «Жизнь моей души принадлежит только мне. О чем рассказывать? О том, как создается то или иное движение, как готовится та или иная роль? Смешно. Говорить, откуда черпают вдохновение? Странно».

Важно

Ее родным и любимым городом был Петербург. «В Москву я никогда бы не переехала, да так власти распорядились, чуть ли не решение ЦК по этому поводу приняли», — объясняла Галина Сергеевна.

Она получила все существующие тогда правительственные награды — звание народной артистки СССР, дважды — Героя Социалистического Труда, четырежды — лауреата Государственной премии СССР, лауреата Ленинской премии… Но дистанцию умела держать и с властью.

Заложенное природой внутреннее достоинство не допускало и тени фамильярности.

Она не держала в жизни себя королевой, но она была ею — в душе, в своей природе. И это чувствовал каждый, кого она удостаивала взглядом, когда отрывала глаза от пола и смотрела на человека так внимательно — глаза в душу, — как способны только особы королевского звания.

Сама она, правда, этот многими воспетый «незабываемо-мечтательный улановский взгляд» объясняла иначе: «Я долго не могла привыкнуть, стеснялась, что надо перед полным залом что-то изображать, поэтому всегда — голова вниз, глаза — вниз… Но потом научилась отключаться от публики.

Поняв, что меня пугают тысячи следящих за мной глаз, мне посоветовали: смотри вдаль, поверх зала. Но глаза должны быть открыты!»

«В танце, в жизни она как будто ни на что не претендовала, но именно эта застенчивая замкнутость, сосредоточенность заставили всех признать исключительность ее индивидуальности, — писал о Галине Улановой Борис Львов-Анохин. — Она умела так взглянуть, так решительно отвернуться и внутренне отстраниться, что вы не могли не почувствовать силу ее отпора, бесповоротность отказа.

В ней ощущалась полная независимость от чужой, враждебной воли, спокойное пренебрежение к любому приказу, угрозе или мольбе. Ей ничего нельзя было навязать, невозможно заставить. Она замыкалась «за семью печатями», становилась непроницаемой и недостижимой для того, кому не хотела открывать свое сердце…

Вы все время чувствовали, что у нее есть «святая святых», куда она никого не допустит».

«Нужно иметь внутри заветную шкатулочкуи опускать в нее все — впечатления жизни, природы, все, — делилась со своими учениками Галина Уланова. — Хранить это, не расплескивать, не разбазаривать.

Чем больше у актера накоплено в этой шкатулочке, тем скорее он найдет в ней что-то для своих ролей, тем интереснее будет он зрителю, который почувствует, что у него внутри есть свое, никому не ведомое и не доступное богатство…»

Совет

От одиночества, как другие, Уланова не бежала — напротив, стремилась к нему и любила подолгу бывать одна, мастерски владея тайной «публичного одиночества».

Говорила, что не любит ходить на концерты — там ей мешает свет, и она неловко себя чувствует оттого, что рядом люди, — «я лучше, глубже воспринимаю музыку, когда одна дома слушаю пластинки или записи по радио». Даже маме в своем детстве признавалась, что она «по горло сыта обществом чужих».

И в старости не стеснялась своей нелюдимости: «Раньше в Петербурге ходили конки. На лошадей одевали шоры, чтобы ничто их не отвлекало. Вот в таких «шорах» я и проходила почти всю свою жизнь. Чтобы ничто не мешало работать, думать о своей профессии.

Самое комфортное для меня состояние — одиночество. Обычно я не подхожу ни к кому. Если подходят ко мне, начинают говорить о театре — тогда я испытываю ощущение, как от инъекций».

Но разговоры о ее трагическом одиночестве в старости не во всем обоснованны. Да, прямых наследников у Улановой не было. Но до последних дней с ней были ее ученики. Умерла она 21 марта, а в последнее в ее жизни 8 Марта Александр Богатырев и Владимир Моисеев привезли ей чудные розы.

Ее мужьями были интереснейшие, блестящие люди — дирижер Кировского театра Евгений Дубовской, режиссер Юрий Завадский (с ним, кстати, единственным, она была официально расписана и до конца его жизни не разведена), актер Иван Берсенев, главный художник ГАБТа Вадим Рындин (ему после расставания Уланова отдала все книги из своей библиотеки, связанные с изобразительным искусством, — королевский по тем временам подарок). Со всеми Уланова сохраняла хорошие, добрые отношения. Но все они были намного старше ее. И все ближайшее окружение Улановой ушло из жизни раньше… Однако многие стремились ей помочь. Другое дело, что она с трудом принимала помощь — не любила никого обременять. Одиночество ее было одиночеством любого большого художника…

Иногда от навязчивых поклонников Уланова отделывалась шуткой. Рассказывали, как на одном из концертов она танцевала «Умирающего лебедя» и в антракте к ней бросились поклонники: «Это было необыкновенно, какой-то особенный трепет, каждая клеточка дрожала пронзающей душу дрожью прощания с жизнью!» — ахали. «Может быть, это оттого, что на сцене дуло», — невозмутимо отвечала Уланова…

Поверить почти невозможно, но теперь каждый почитатель ее таланта может прикоснуться к миру великой русской балерины и попасть в гости к своему божеству. В доме 1/15, корпус Б по Котельнической набережной, в квартире 185, где жила Галина Сергеевна, открылся ее музей-квартира, филиал Театрального музея имени Бахрушина.

Обратите внимание

Ощущение от визита туда такое, словно хозяйка квартиры жива, сейчас сама откроет дверь и выйдет встречать гостей… Вот на столике ее белые тончайшие перчатки, сотканные будто из паутины… Почему-то зеленые холодильники… Стол на кухне, за которым она завтракала… В коридоре — кукла Щелкунчик в человеческий рост, подаренная ей Большим театром 8 января 1980 года в день ее рождения..

. В гостиной на диване — Микки-Маус, презентованный одной американской девочкой; его Уланова звала «дураком», но держала на видном месте — для детей, приходивших к ней в гости… Старинная питерская мебель, доставшаяся от мамы… Подаренные художниками картины…

Фотографии родителей (артистов Мариинского театра), по которым видно, что Галя была папиной дочкой — сходство внешнее колоссальное… Музыкальный центр, телевизор, привезенные из Японии, — очень по тем временам приличные… Пропуск на сцену Большого театра, который выдавался артистам в день правительственных спектаклей.

(Пропуск они должны были каждый раз предъявлять при выходе на сцену, но вот куда его потом девать — это было проблемой для балетных артистов. Однажды Уланова забыла свой пропуск в гримуборной. Охрана за кулисами танцевать ее не пускала. Пришлось прибегнуть к хитрости — крутануть фуэте и таким образом попасть к своему номеру)…

Предметы, принадлежавшие Павловой, Марии Тальони, портсигар Шаляпина с билибинским рисунком и автографом Шаляпина… Косметика Улановой… В прихожей на вешалке, которую жильцы сталинских высоток получали вместе с квартирой, — сезонная одежда Галины Сергеевны… В гардеробной — дорожные сумки, чемоданы от Гуччи, ее любимые дамские сумочки… Палка, которая заменяла ей балетный станок.

.. Стулья, за которые Уланова держалась, до самых последних дней выполняя ежедневную сорокаминутную гимнастику перед зеркалом… В кабинете — большая библиотека… Один сценический костюм Улановой — основная костюмная коллекция находится в Санкт-Петербурге.

(Эластичного трико в те времена не было — звезды первой величины танцевали в простом трикотаже, который после первой же вариации растягивался фонарями. Так балерины вшивали по краям тяжелые пятикопеечные монеты, и после каждого номера, убегая за кулисы, подтягивали верх костюма под трусы)… Музыкальная шкатулка, до сих пор играющая…

Черновик благодарственной телеграммы Сержу Лифарю за премию имени Анны Павловой Парижской академии танца, присужденную Галине Сергеевне в 58-м, но полученную ею только в 80-м. (Улановой, как и Плисецкой, эту премию советские власти получать запретили. Но Серж Лифарь спустя много лет все-таки прислал медаль)… Далее: уникальный архив, более 4 тысяч писем, фотографии, афиши…

Цветы, которые при жизни Галины Сергеевны в доме не переводились — она их очень любила, даже разговаривала с ними, все стебельки-лепесточки сама обрезала, сама меняла воду… Портреты ее четырех мужей… Автограф Нуреева на английском языке — когда Уланова приезжала на Запад, Нуреев никогда не искал встреч, знал, что у наших могут быть неприятности, но всегда присылал букетики цветов в номер с визиткой, от кого, на иностранном. Был в этом смысле очень аккуратным человеком, никого не подводил…

Что же касается быта, то им занималась помощница по хозяйству и секретарь Татьяна Агафонова. Но великая балерина в принципе все умела делать по дому. Разве что машину сама никогда не водила.

Жила как прима Большого театра, позволяла себе держать шофера, потому что в общественном транспорте боялась за ноги. И потому что очень любила, если удавалось выкроить пару часов, уехать за город, на природу — просто полюбоваться.

Дачи у нее никогда не было — на собственную, видимо, денег не хватало, а государственную ей не предоставляли.

…При организации музея Улановой атмосферу ее квартиры удалось сохранить полностью. Три комнаты остались мемориальными, в четвертой, где жила Агафонова, разместили экспозицию.

Важно

В улановских комнатах осталось все как было. Забрали только предметы, содержащие драгоценные металлы, — по музейным инструкциям их не имеют права там хранить.

Но надо сказать, что и сама Галина Сергеевна украшения не любила — носила их мало.

8 января Галине Улановой исполнилось бы 95 лет. 11 января, 65 лет назад, в 1940 году на сцене Ленинградского театра имени Кирова состоялась первая в СССР постановка балета Прокофьева «Ромео и Джульетта», в котором Улановой был создан один из самых пленительных женских образов мирового театра… Умерла Галина Сергеевна в 1998 году, в возрасте 88 лет.

На сцене за своих героинь ей приходилось это проделывать неоднократно: Джульетта кончает жизнь самоубийством, Марию из «Бахчисарайского фонтана» убивают, Жизель сходит с ума и умирает, «Умирающий лебедь» прощается с жизнью…

«Красота ее танца примиряла со смертью, делала ее не страшной, а спасительной и даже желанной», — писали балетные критики об Улановой.

Зрители же награждали ее такими овациями, из-за которых в зале не было слышно оркестра. После зарубежных спектаклей водители вели машины в отель на холостом ходу — публика была готова нести автомобиль с Улановой на руках.

В 50 лет Галина Уланова уйдет со сцены навсегда. Последний раз она танцевала 29 декабря 1960 года в Большом театре в «Шопениане».

Как часто сегодня люди искусства свой уход превращают в отдельное шоу — с заблаговременным пиаром, с установкой памятных досок. И — с последующим триумфальным возвращением…

У Улановой прощального спектакля не было. Вернее, о том, что он прощальный, знала только она сама.

Со сцены она ушла в легенду. Посвятила себя преподаванию. Воспитала таких великих мастеров, как Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Надежда Грачева. Точно ясновидящая, предсказала балетную судьбу (или же балетную несостоятельность) многих других.

«Я иногда смотрю на молодую балерину: она способна, обаятельна, ее сопровождает успех. Но проходит два-три года, обаяние юности выветривается, а работать она не научилась. Похвалы становятся все сдержаннее, а кажется, что не понимают, не ценят, и — испорчен характер, а может быть, даже жизнь испорчена.

Воля, привычка к повседневному труду необходимы в искусстве, да и не только в искусстве», — напутствовала она своих учениц. Никто из них не помнит, чтобы она когда-нибудь небрежно или пренебрежительно отозвалась о коллегах. В чужих работах она замечала хорошее. О плохом чаще всего предпочитала молчать. Хотя требовательность ее была огромна.

Но все замечания она оставляла для работы — высказывала их только на репетиции или в классе.

…Уже в Ленинградском хореографическом училище Уланова поняла, что «жизнь балерины состоит наполовину из слова «должна», а на вторую половину — из слова «нельзя». Что участь балетного артиста заключается в постоянной тяжелой физической работе… Порой утром на уроке до крови разбиваешь пальцы на ногах и в тот же день вечером, забыв о ранах, танцуешь на сцене…

Обещание самой себе выполнить то-то и то-то было моим принципом, основой всей моей жизни. Такое воспитание воли вошло в привычку и стало источником того, что называют моим успехом. То, что так таинственно называют вдохновением, есть не что иное, как соединение труда и воли, результат большого интеллектуального и физического напряжения, насыщенного любовью…

» Она вспоминала, что в первые сезоны у нее не было почти ни одного спектакля, в котором все вышло бы как надо: то смазывались туры, то, начав фуэте на середине сцены, она кончала их у правой кулисы, не всегда выходило даже то, что удавалось на репетиции. Все давалось трудно. Но она не любила спешить. Никогда не опаздывала.

Совет

И больше всего на свете боялась учить — «искусство должно быть красивым, но никто не может объяснить, что такое — красиво».

Святослав Рихтер, которого с Улановой связывала многолетняя дружба, характеризовал ее как «тихую, скромную, элегантную женщину, с редким тактом, воспитанную в ту эпоху, когда ценили дар и душевную красоту». Про нее говорили: Уланова делает не больше того, что нужно, а все то, что нужно, делает гениально. У нее было безошибочное чувство меры и такта.

Она всегда элегантно одевалась. До конца жизни ходила на высоких каблуках. Редко появлялась на публике. Не участвовала ни в каких интригах, ни с кем не боролась. Но ее мнение всегда было самым весомым. «Я человек другого века», — признавала она. А ее ученики и уже ученики ее учеников, в ком продолжает звучать танец Улановой, считают более того: «Она была над временем.

И долго еще будет над ним».

«РГ» благодарит сотрудников музея-квартиры за помощь в подготовке материала.

Галина Уланова: обыкновенная богиня

Легенды русского балета: галина уланова

Галину Уланову называют легендой русского балета, человеком другого измерения, обыкновенной богиней, национальной гордостью. Ей присваивают множество эпитетов, пытаясь описать, в самом деле, необыкновенный талант великой балерины. И каждый из этих эпитетов абсолютно верен, и передает какую-то грань ее личности, ее таланта.

Вся ее жизнь была – балет. Правда, сначала Уланова не слишком рвалась в балетную школу, просила родителей: «Заберите меня отсюда!». Заветная мечта ее была – стать моряком.

Но мать говорила: «Если ты не станешь заниматься, то будешь ничем, у тебя не будет даже профессии, ты будешь никчемной балериной… Надо, надо работать!». Остаться без профессии – это было ужасно, это понимала даже маленькая девочка.

Профессией же мог быть только балет, не зря ведь и отец, и мать Улановой танцевали в знаменитой Мариинке.

Галина Уланова стала не просто балериной, она стала настоящей душой русского балета, королевой танца, которая могла движениями выразить эмоции, чувства, настоящую жизнь. Она любила и умирала на сцене, ни разу не произнеся ни одного слова – лишь пластика жеста, движения танца, и все…

Удивительно, но об Улановой практически не сплетничали. В ее жизни было довольно много мужчин, с которыми она расставалась без видимого сожаления, но «сарафанное радио» разносило скандальные новости о других звездах. Уланова была недосягаема для сплетен.

А, собственно говоря, что могли о ней сказать? Разве что перечислить мужей и близких друзей: режиссер Юрий Завадский, художник Большого театра Вадим Рындин, артист Иван Берсенев, дирижер Большого театра Юрий Файер… Блестящие мужчины, предмет зависти и вожделения многих.

Говорили лишь, что Уланова холодна и отстраненна, что у нее практически нет близких друзей. При этом она всегда корректна, но держится на расстоянии. Ну так у богинь и не может быть близких друзей, просто потому, что они – богини… Дела смертных их касаются мало.

Холодная и отстраненная Уланова оживала на сцене. Обычное, не слишком красивое лицо ее, отнюдь не сексуальное, становилось поразительно прекрасным – за счет пластики танца. Она и танцевала – как богиня, и зрители могли лишь восхищаться и рукоплескать, захваченные высоким душевным порывом.

Уланова буквально преподавала со сцены нравственные идеалы, к ней не вожделели, ею восхищались, перед нею преклонялись.

Обратите внимание

Сейчас равных Улановой нет – и не только в мастерстве танца, но на первый план выходит именно сексуальность, а отстраненная, божественная прохлада весеннего дня, высочайшие чувства – все это оказывается «плохо продаваемым», и потому – невостребованным.

Уланова была удивительно равнодушна не только к окружающим людям. Ей не нужны были и вещи. Она не интересовалась деньгами, славой – всеми приманками «красивой жизни» и «звездности». Ей было все равно.

Мама сказала в детстве, что «надо работать», нужно быть профессионалом, нужно выкладываться полностью – и она выкладывалась, работала, была профессионалом высочайшего класса.

До конца жизни Галина Уланова носила туфли на высоких каблуках, ежедневно делала гимнастику – работала, поддерживала балетную форму даже тогда, когда уже не танцевала и не преподавала.

Ю.Слонимский писал о ней: «Она больше чем танцовщица: она выдающаяся актриса наших дней. Глядя на нее, видишь не только мастерство балерины, но и самою красоту, правду большого искусства».

Интересно, что в последние годы жизни Улановой новое поколение танцовщиков Большого театра практически не узнавало живую легенду, с ней редко здоровались, когда она проходила театральными коридорами – просто молодежь не знала ее в лицо.

Она жила в пятикомнатной квартире на Котельнической набережной – в былые времена это был дом звезд и военных. Теперь эта квартира стала музеем (такому статусу квартиры предшествовали долгие битвы «за площадь», но музейный статус удалось отстоять).

Вот только мало кто знает, что отнюдь не пять роскошных комнат огромной квартиры стали последним домом великой балерины.

Важно

Главному педагогу Большого театра, имеющему столько наград, сколько не снилось ни военным, ни лидерам компартии, ни академикам и лауреатам Нобелевской премии, попросту не хватало денег в последние годы, чтобы содержать квартиру.

Сначала из комнат исчезли остатки былой роскоши, а затем Улановой пришлось перебраться в меньшую квартиру. Но музеем стала та, пятикомнатная, и любой желающий сейчас может сходить туда, полюбоваться личными вещами великой балерины – теми, которые еще остались…

Галина Уланова, образец и эталон, чудо России, умерла 21 марта 1998 года. Единственное, о чем она жалела в своей жизни, о том, что у нее не было семьи и детей. Как-то она сказала во время интервью: «Ну, может, я бы хотела, чтоб у меня была семья, дети… Такой дом… Чтоб я умела хорошо готовить. Я попыталась это сделать после того, как кончила танцевать, но из этого ничего не вышло».

Говорят, что незадолго до смерти она уничтожила все личные бумаги, чтобы никто не смог заглянуть за кулисы ее жизни.

София ВАРГАН

Галина Уланова биография балерины, фото, рост и вес, личная жизнь и ее мужья

Легенды русского балета: галина уланова

  • Биография
  • Новости
  • Фото
  • Отзывы

Смотреть все фото

Мне нравится

Мне нравится

Мне нравится

Галина Уланова – это известная балерина, ставшая за много лет настоящей легендой советской сцены. Ею восхищались, ей пытались подражать, именно поэтому уже много лет ее имя остается подлинным синонимом российского балета.

Но что же позволило этой замечательной танцовщице достичь столь впечатляющих вершин? Как протекала ее балетная карьера? И какие успехи стоит выделить в ней особо? Обо всем этом, а также многом другом мы решили рассказать сегодня в нашей статье, посвященной биографии великой танцовщицы.

Галина Уланова появилась на свет 26 декабря 1909 года (8 января 1910 года по новому стилю) в городе Санкт-Петербурге. Ее отец Сергей Уланов был известным в РСФСР балетным режиссером. Мама – Мария Романова – трудилась в смежной сфере в качестве педагога хореографического училища. Родившись в подобной семье, наша сегодняшняя героиня, наверное, и не могла выбрать для себя некую иную стезю.

Судьба балерины была предначертана ей с самого рождения. Именно поэтому ее успехи всегда были столь грандиозными. Свой путь на большую сцену Галина Уланова начала в девять лет. В 1918-м году она поступила в Петроградское (Ленинградское) хореографическое училище, где впоследствии стала заниматься сначала под руководством своей матери, а затем – балерины Агриппины Вагановой.

Обучение в хореографическом училище девушка закончила в 1928-м году. Ее выпускной балет получил высокие оценки педагогов и критиков, а потому практически сразу после получения диплома девушка Галина была принята на работу в Ленинградский театр оперы и балета (в настоящее время – Мариинский театр).

Практически сразу после первых же выступлений на балетной сцене талантливая танцовщица сумела привлечь к себе внимание известных критиков и простых зрителей. Ее хвалили, ею восхищались. А потому уже в 1929-м году в возрасте девятнадцати лет Галина Уланова получила свою первую главную роль в балетной постановке «Лебединое озеро» (роль Одетты-Одиллии).

Впоследствии наша сегодняшняя героиня исполнила на местной сцене еще множество замечательных ролей. Среди ее самых известных работ балетные партии Маши в «Щелкунчике», Жизели в одноименной постановке, Марии в «Бахчисарайском фонтане». Однако наиболее яркой и известной ролью Галины Улановой стала роль Джульетты в балетной адаптации известной пьесы Шекспира.

После исполнения данной партии танцовщица стала настоящей звездой. К ней пришел огромный успех. Но подобная популярность имела и оборотную сторону. После войны ее фактически против ее воли отправили в Москву, где она впоследствии стала выступать в Большом театре.

Совет

Впоследствии балерина отмечала, что ее переезд в столицу СССР случился на основании решения кого-то из известных партийных деятелей. Некоторой компенсацией за подобное решение стали многочисленные награды и звания артистки. В разные годы она была удостоена званий Заслуженной и Народной артистки РСФСР, а также Народной артистки Советского союза.

Кроме того, в личной коллекции наград балерины были также орден «Знак почета», четыре Ордена Ленина, ордена трудового красного знамени, а также многие другие престижные награды.

Некоторые из ее наград были также присуждены артистке правительствами других государств и прочих советских республик. Основанием для этого стала активная гастрольная деятельность балерины.

В 1942-м году Галина долгое время работала в Алма-Ате (в Казахском государственно академическом театре оперы и балета). В 1945-м году она выступила в Вене, а несколько лет спустя также предстала перед зрителями в Стокгольме и Лондоне, Софии и Париже.

Концерты Галины Улановой состоялись и во многих других городах. Право выезжать за рубеж является одним из самых красноречивых показателей огромной популярности балерины. Ее называли символом советского и российского балета, а потому всегда принимали на «ура».

Яркие выступления артистки принесли ей болгарский Орден «Кирилла и Мефодия», орден Льва Финляндии, французский орден Искусств и литературы, итальянскую Премию Виотти. Кроме того, Галина Уланова получила звание почетного члена академий искусств КНР, Бразилии, Венесуэлы, США и ГДР. Уже при жизни ей был установлен памятник в Стокгольме.

Многочисленные гастрольные туры, однако, не помешали талантливой балерине сделать прекрасную карьеру в Большом театре. В Москве Галина Уланова выступала с 1944-го по 1960-й год.

После окончания балетной карьеры наша сегодняшняя героиня начала работать в качестве педагога. В разные годы она занималась с такими известными танцовщицами как Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Нина Тимофеева, Нина Семизорова и некоторыми другими.

Многие из ее учеников впоследствии сделали прекрасные карьеры в мире российского балета. Несколько раз Галина Уланова принимала участие в различных творческих фестивалях и международных конкурсах, где работала в качестве педагога и члена жюри.

Кроме того, за свою карьеру она снялась в шести фильмах, большинство из которых носило документальный характер.

Великая балерина скончалась 21 марта 1998-го года. Она никогда не выглядела болезненной или дряхлой, а потому ее кончина стала для многих неожиданностью.

Могила артистки находится на Новодевичьем кладбище.

Обратите внимание

Наша сегодняшняя героиня была замужем три раза. Все ее мужья были известными деятелями искусства. Так, в разные годы ее связывали отношения с режиссером Юрием Завадским, актером Иваном Берсеневым, а также художником Вадимом Рындиным.

Несмотря на большое количество любовных увлечений, балерина никогда не имела детей. Весьма примечательно, что каких-либо увлечений помимо балета у нее также никогда не было. Артистка любила гулять и ухаживать за животными.

До конца своих дней она всегда была в отличной физической форме.

Редакция УзнайВсё.ру

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Главная > Знаменитости > Редакция УзнайВсё.ру

Самые известные театры в России

Своими театрами славится столица России и город Санкт-Петербург. Немало их и в других городах страны. Среди них есть театры для детей и необычные…

Кому достанется наследство Галины Улановой

Известная балерина Галина Уланова скончалась в 1998 году в возрасте 88 лет.