Кто вы, доктор айболит?

Содержание

Кто вы, доктор Айболит? — Аргументы Недели

Кто вы, доктор айболит?

Казалось бы, вопрос не очень понятный, а то и странный, но… При всей своей инфантильности он имеет очень глубокий и философский, и, что главное, профессиональный смысл. Чтобы не запутаться в дилетантских рассуждениях в поисках ответа на этот вопрос, мы обратились к кардиологу с мировым именем академику РАН Юрию Иосифовичу БУЗИАШВИЛИ. Итак…

О профессии

– Без чего невозможен хороший врач?

– Безусловно, без хороших учителей, без прочной профессиональной школы, а главное – без личного желания самого врача в совершенстве овладеть профессией.

В жизни каждого врачевателя наступает момент, когда после получения диплома всё оставшееся личное жизненное пространство он обязан заполнять проблемами пациентов. Другими словами говоря – лечить. Это и есть профессия.

– Должен ли врач уметь быть в определённом смысле лицедеем, а когда потребует ситуация – даже и «шаманом»?

– Врач – это личность, которая от природы обязана быть доброй к своему пациенту. Безусловно, элементы артистизма, а то и условного «шаманизма» профессиональному медику тоже никогда не помешают. Почему? Потому что заболевший человек сильно меняется в собственном сознании, он сосредоточен лишь на своей болезни и требует к себе особого отношения.

Одна неточно сказанная фраза, или даже намёк о его недуге, или неосторожный взгляд в его сторону могут эту болезнь загнать ещё глубже, и лечить её врачу будет гораздо сложнее.

Так что вопрос вы задали правильный. Думаю, что я на него ответил понятно и подробно.

 О самодостаточности

– Обязан ли врач быть человеком самодостаточным?

– Безусловно. Причём самодостаточным в широком смысле слова, т.е. в первую очередь – быть самостоятельным в принятии решений. Материальная составляющая тоже очень важна, но она, считаю, вторична.

Обратите внимание

Я могу назвать десятки врачей, которые, получая копеечные зарплаты, менять свою профессию на что-либо более прибыльное никогда не станут.

В этом я и вижу преданность доктора своей профессии и выбранному жизненному пути.

– Считаете ли вы, что самодостаточность – одна из важных составляющих профессии медика?

– Конечно. Самодостаточность даёт человеку уверенность в собственных силах. А без такой единоличной уверенности стать настоящим профессионалом невозможно.

– Ну а консилиумы? Ведь там принимаются коллегиальные, а не единоличные решения. Нет ли здесь элементов невольного подчинения мнению вышестоящих коллег?

– Консилиум – это совсем другое. Там группа самодостаточных профессионалов, нередко включая и их руководство, вырабатывает единственно правильный метод лечения больного с главной врачебной заповедью: «Не навреди!» Безусловно, учитывается мнение всех участников, в том числе и руководителей. Но на равных.

У нас в отделении, да и во многих клиниках это обычное и необходимое мероприятие. Главный принцип консилиума: никакого авторитарного давления.

 Об уважении к врачу

– Как вы считаете, у нас в стране на каком уровне находится уважение к людям в белых халатах? И есть ли оно вообще?

– Очень больной для меня лично и для многих моих коллег вопрос.

Врач – элита в любом государстве. Врачу вы доверяете самое сокровенное без всякой стыдливости и недоговорок, правда? Могу сказать, что врач – это некий адвокат человеческих души и тела. Конечно, и он, и его профессия требуют уважения к себе в самой высшей степени.

В некоторых западных странах, например, на личных машинах врачей имеются специальные стикеры, которые всем дают понять: за рулём – доктор! Такие машины могут парковаться где угодно, их владельцев нельзя штрафовать законодательно, у них приоритетное право проезда на дорогах и т.д. И это не чья-то прихоть, это гуманная необходимость, рождённая самой жизнью: ведь врач едет спасать человека!

Что касается России, то мы, медики, здесь от всего этого бесконечно далеки. Да вы, наверное, сами не раз видели в теленовостях, как некоторые недоумки относятся, например, к бригадам «скорой помощи». Что говорить, если в столице нашей родины около больниц даже запрещено парковаться как больным, так и их исцелителям? Это же дикость! Стоит ли продолжать?

 О врачебной этике

– Юрий Иосифович, а быть врачом трудно?

– Быть врачом не так трудно, сколько очень ответственно: на кону ведь человеческие жизни. Это некая дуэль, в которой два главных дуэлянта: врач и болезнь. Пациент – всего лишь невольный секундант. Врач – частица общества, значит – свидетель и участник одновременно всех жизненных процессов этого общества. Подчас вот это как раз трудно.

Знаете почему? Потому что случаются ситуации, когда врач, даже самый опытный, ничего не может изменить. Ни в жизни отдельно взятого человека, ни в жизни общества в целом, хоть и понимает, что и где надо менять. Наверное, потому, что у общества в целом есть свои номенклатурные «врачеватели». Результаты их административных усилий мы все (врачи в том числе. – Ю.Б.

) ежедневно испытываем на себе. Понятно ответил?

– Вполне. Можно ли врачей назвать профессиональным сообществом?

– А это так и есть. Врачи – не просто сообщество, а скорее профессиональная команда, где принцип «один за всех, все за одного» актуален как, пожалуй, нигде более. А врачевание – материя очень тонкая. Любое отделение – это команда, где каждый должен понимать друг друга подчас даже без слов, интуитивно.

В первую очередь это касается, например, операционных, где хирурги работают слаженно и точно, как швейцарские часы. Иначе может случиться трагедия.К сожалению, современная медицина в отличие от медицины советской сегодня превратилась из профилактической в обслуживающую! Причём это официальный термин: врачей приравняли чуть ли не к официантам.

А из официантов команду создать, увы, невозможно.

Например, в Древнем Китае врачам платили до тех пор, пока их пациенты шли к выздоровлению и в конечном итоге выздоравливали. Не смог сделать этого? Клади, доктор, зубы на полку, т.к.

Важно

либо неверно лечил, либо неправильный диагноз поставил, либо профилактировал халтурно. Кстати, в Советском Союзе, я об этом говорю постоянно, профилактика общества была основой предотвращения многих заболеваний.

Сегодня слово «профилактика», уверен, может быть непонятным даже многим моим коллегам, увы…

А вообще вы за что: чтобы врач сосредоточивался лишь на своей профессии или был человеком при этом широкого интеллектуального уровня?

– Врач – профессия интеллигентная. А интеллигент обязан быть интеллектуалом, т.е. человеком светским.

В моей практике были случаи, когда выпускники московских элитных медицинских вузов не могли ответить на мой вопрос: «Когда произошла Октябрьская революция? Или кто такой Ленин? Некоторые даже на мой вопрос «Как звали отца Владимира Ильича Ленина?» – тоже впадали в глубокий ступор… Вы согласились бы пойти на приём к такому специалисту? Сильно сомневаюсь.

Об учителях

– В начале нашей беседы вы сказали, что хороший врач невозможен без хороших учителей. Расскажите о своих наставниках в профессии.

– Во-первых, это мой отец, великий невролог Иосиф Бузиашвили, которого в Грузии знал буквально каждый житель. Это правда. Все моральные основы, которыми обязан обладать интеллигентный человек, были заложены во мне именно им, за что я ему буду благодарен безмерно пожизненно. Ему же я обязан запасом житейской мудрости, суть которой я познаю ежедневно и постоянно по сей день.

Профессии кардиолога меня учили в первую очередь величайший кардиохирург академик Владимир Иванович Бураковский и гениальный профессор Гдаль Григорьевич Гельштейн.

Опыт, который они передали мне, совсем молодому тогда человеку, переоценить просто невозможно.

Причём за моим становлением как специалиста-кардиолога эти великие и весьма загруженные своей работой люди в прямом смысле по-отечески следили вплоть до их ухода из жизни.

Они научили меня не только тонкостям профессии, но и умению в этой профессии мыслить, анализировать, не слышать в споре лишь себя, не принимать скороспелых решений, что в медицине я тоже считаю почти преступлением, разделять сложные вопросы на лёгкие составляющие, т.к. их быстрее и точнее решать и т.д.

При этом, и я говорю это всегда своим сотрудникам, необходимо постоянное ежедневное самообразование, опираясь на те знания, которые тебе даны твоими великими учителями. Без этого стать настоящим профессионалом невозможно, поверьте на слово.

 О команде

– Юрий Иосифович, вы руководите Клинико-диагностическим отделением во всемирно известном Кардиоцентре имени А.Н. Бакулева. К вам приезжают за здоровьем, а то и в прямом смысле за самой жизнью люди разных профессий и социальных статусов. Расскажите о коллективе отделения, то есть той самой команде?

– Самое сложное здесь – создать эту самую команду. Иногда кажется, что сделать это нереально. Многим моим коллегам решить эту задачу в полном объёме так и не удалось.

Я считаю, что наше отделение является образцом такой удачной и слаженной команды, я этим доволен и спокоен за каждого сотрудника, а само отделение считаю своим вторым домом. Прихожу сюда с удовольствием, ухожу порой затемно. Практически живу здесь.

Поэтому сегодня с великой грустью наблюдаю, как в такой великой стране, как Россия, многие важнейшие социальные проекты либо протекают сквозь пальцы чиновников, либо им просто не нужны.

Совет

В общем, как говорил легендарный таможенник Верещагин, «мне за державу обидно». И сегодня я с ним совершенно солидарен. Это правда.

Беседовал

Михаил СМИРЕНСКИЙ

Кто вы, доктор Айболит?

Кто вы, доктор айболит?

Каждый в детстве верил: добрый доктор действительно существует! Он лечит волшебными таблетками и быстренько ставит на ноги всех зверюшек и заболевших ребятишек.

Когда у нас болело горлышко или одолевал противный насморк, мы мечтали, чтобы к нам пришёл добрый доктор Айболит: пусть он излечит все наши болячки без горьких микстур, горчичников и градусников! Взрослые прятали снисходительную улыбку и ласково гладили нас по голове.

Но на словах они охотно подтверждали существование легендарного Айболита. Он так долго не приходит — потому что срочно уехал в Африку, лечить обезьян.

Представьте: мы не зря верили в доброго доктора Айболита. Множество мальчишек и девчонок, а также взрослых не только знали и видели его, но и лечились у доктора от разных болезней! И приносили лечить больных кошек, собак, голубей и прочую живность.

Иллюстрация: solgas

Тимофей Осипович Шабад родился в 1864 году в городе Вильно.

С детства его привлекала профессия врача, и первыми пациентами маленького Тимоши стали животные: он возился с больными щенятами, котятами, лечил кур, гусей и даже пытался помогать аистам, а позже начал серьёзно интересоваться рецептами народной медицины. Что характерно — все пациенты-животные непременно выздоравливали!

Закончив виленскую гимназию, Шабад поступил на медицинский факультет Московского университета. Став дипломированным врачом, Шабад, следуя примеру известного всей России доктора Федора Петровича Гааза, призывавшего всех на свете «спешить делать добро», пошёл работать в московские трущобы.

Потом Тимофей Осипович добровольно отравился в Поволжье, где, рискуя жизнью, помогал ликвидировать страшную эпидемию холеры.

Обратите внимание

Возвратившись в Вильно, доктор Шабад вскоре стал уважаемым и известным человеком. Его избрали членом городского магистрата, вице-президентом медицинского общества.

По вечерам он редактировал издаваемый для врачей журнал.

Помня заветы своего учителя Гааза и работу в московских трущобах, Тимофей Осипович принимал горячее участие в создании общества охраны здоровья детей и комитета помощи нуждающимся.

«Интеллигентный сумасшедший»

Иллюстрация: Lizardie

Многие считали доктора Шабада неким «интеллигентным сумасшедшим», готовым бесплатно лечить даже бродяг и отпетых уголовников. И не только людей, но и животных: лошадей, коров, бродячих собак и кошек. Шабад оказывал помощь диким птицам и зверям: например, недоверчивым и хитрым воронам. Все без исключения пациенты отвечали ему искренней преданностью.

Тимофей Шабад наверняка обладал уникальными экстрасенсорными способностями и даже понимал… язык животных и птиц. Уже неопровержимо доказано, что таковой существует и животные способны общаться между собой.

Шабад практически ни разу не ошибся в диагнозе: он словно «видел» любого пациента, как под рентгеном.

Ни одно животное, даже если доктор во время лечения причинял ему сильную боль, не сопротивлялось и смирно терпело процедуры.

За сочувствие революционному движению 1905 года Шабад угодил в тюрьму и провёл за решёткой шесть месяцев. Следствие не подтвердило выдвинутых против врача обвинений. Тем не менее власти решили выслать доктора за пределы Виленского края на один год.

На вокзале Шабада провожала толпа почитателей и благодарных за исцеление больных. Очевидцы отмечали: прилетело необычайно много птиц, рассевшихся на деревьях, заборах и крышах домов.

Врач был растроган и тронут до глубины души: он поклялся не обмануть ожиданий больных и сдержал слово — по окончании высылки, вернувшись в родной город, Шабад плодотворно работал в нём на протяжении тридцати лет!

Важно

Но где, когда и при каких обстоятельствах пересеклись жизненные пути Тимофея Осиповича Шабада и Корнея Ивановича Чуковского, который сделал известного в Вильно врача прототипом доктора Айболита?

Корней Чуковский

Оказывается, Корней Иванович приезжал в Вильнюс в 1921 году — об этом сообщала газета «Северо-Западное слово». Тимофей Осипович Шабад и Корней Иванович Чуковский были знакомы. Писатель даже некоторое время жил на квартире врача, наблюдал за его работой и прислушивался к разговорам с пациентами и посетителями.

Корней Иванович блестяще реализовал свой замысел, и удивительная сказка про доброго доктора Айболита была написана. Она до сих пор любима детворой, хотя уже много лет нет на свете ни её автора, ни доброго доктора Шабада.

Разве может когда-нибудь забыться и умереть добро? В Вильнюсе, в столице независимой Литвы, благодарные жители поставили памятник доктору Айболиту — выпускнику медицинского факультета Московского университета, Врачу с большой буквы, Тимофею Осиповичу Шабаду.

Памятник доктору Айболиту в Вильнюсе, фото: provilnus.ru

P.S.: Помните детскую сказку-мультфильм «Доктор Айболит»? На этом мультфильме выросло ни одно поколение.

Он был фантастически популярен! Детские площадки, когда он шел по телевизору, пустели. Девочки и мальчики все были у экранов. Так вот. Это, пожалуй, единственный мультфильм, в котором главный герой говорит тремя разными голосами.

В этом позднее признался режиссер-мультипликатор Давид Черкасский:

Иллюстрация: ilustrared.cl

Рекомендуем также:

День рождения доктора Айболита

Кто вы, доктор айболит?

0+

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица…
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

(К.И.Чуковский)

Кто не помнит и не любит из детства эти добрые стихи о добром докторе Айболите, главном герое замечательной сказки Корнея Ивановича Чуковского «Доктор Айболит»?..

Совсем нетрудно догадаться, что тревожный вскрик больного «Ай! Болит!» превратился в самое ласковое имя на свете для сказочного доктора, очень доброго, потому что он лечит шоколадом и гоголем-моголем, мчится на помощь сквозь снег и град, преодолевает крутые горы и бушующие моря, самоотверженно борется с кровожадным Бармалеем, освобождает из пиратского плена мальчика Пенту и его отца-рыбака, защищает от страшного шарманщика бедную и больную обезьянку Чичи…, приговаривая при этом только одно:

«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»

Конечно же, Айболита любят все: и звери, и рыбы, и птицы, и мальчики, и девочки…

У доктора Айболита есть английский «предшественник» — доктор Дулитл, выдуманный писателем Хью Лофтингом.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СКАЗОК

Каждая из книг имеет свою увлекательную историю.

«Доктор Айболит» К.И.Чуковского написан на основе сюжета сказок английского писателя Хью Лофтинга про доктора Дулитла («История Доктора Дулитла», «Приключения Доктора Дулитла», «Доктор Дулитл и его звери»).

Хью Лофтинг (Hugh (John) Lofting) родился в Англии в 1886 году. Жил на ферме и с самого раннего детства очень любил животных. Но профессию Хью выбрал, не связанную с миром животных.

Он получил техническое образование, обучаясь сначала в США, а потом в Англии.

Специальность железнодорожного инженера заносила его в разные концы планеты — он работал в Африке и Южной Америке — как раз в тех местах, где позже путешествовал его книжный герой — Доктор Дулитл.

Вернувшись в Англию и оставив работу инженера, Лофтинг начал сочинять для журналов веселые, смешные иллюстрированные им же истории.

В первую мировую войну Лофтинг отправился гвардейцем на фронт. Как ни странно, там-то и появился на свет Доктор Дулитл.

Тоскуя по своим маленьким детям, Колину и Елизабет, Лофтинг — из письма в письмо — рассказывал им историю приключений своего героя – “звериного целителя”, такого доброго, отзывчивого и миролюбивого, спешащего на помощь к больным людям, умело излечивающего разных животных, общающегося с ними и воюющего со своими врагами – злыми пиратами.

https://www.youtube.com/watch?v=zyCj8vT7JNI

После войны Лофтинг уцелел, хотя и был ранен. Письма про смешного Дулиттла тоже уцелели. Семья переехала из Англии в Америку, а там письма увидел один издатель, который и заказал мистеру Лофтингу книгу.

Так была опубликована первая книга – “История Доктора Дулитла” (в Америке в 1920 и в Англии в 1922). Она имела огромный успех у американских и английский детей.

Затем получилась целая эпопея — полтора десятка сказочных, приключенческих, увлекательных романов для взрослых и детей, причем иллюстрации к книжкам автор рисовал только сам (Кухонная энциклопедия поросенка Габ-Габа”, “На закате волшебства” и др.). Сегодня его книжки переведены на многие языки и любимы читателями всего мира.

Корней Иванович Чуковский, будучи переводчиком с английского, прочитал книги Хью Лофтинга, перевел, переработал и написал свою книгу, которую назвал «Доктор Айболит». Пересказывая «Доктора Дулитла», Чуковский многие эпизоды опустил, а многие написал по-своему.

Совет

Он не стал рассказывать о жестоком короле страны Джолигинки, который приказал посадить доброго доктора и его зверей в тюрьму, нет и многих других эпизодов. Зато у Чуковского появляется новый персонаж – Бармалей. Так же, как и Хью Лофтинг, К.И.Чуковский использует в своём «Айболите» приём «перевёртышей».

Общаясь со своими зверями, доктор сам говорит на языке зверей…

СЮЖЕТ СКАЗКИ

К доброму доктору Айболиту приходят лечиться и «и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица».

Но неожиданно заболели дети Гиппопотама, и доктор Айболит отправляется в Африку, добираясь до которой, он неоднократно рискует своей жизнью: то волна готова его проглотить, то горы «уходят под самые тучи». А в Африке звери ждут своего спасителя — доктора Айболита.

Наконец он в Африке:
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьёт и не спит,
Десять ночей подряд
 

Он лечит несчастных зверя
И ставит и ставит им градусники.
И вот он всех вылечил.
Все здоровы, все счастливы, все смеются и танцуют.

А  Гиппотам поёт:
«Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!»

ПРОТОТИП ДОКТОРА АЙБОЛИТА

Оказывается, кроме литературного, у сказочного персонажа был и реально существующий прототип – детский врач Цемах Шабад, с которым К.Чуковский познакомился ещё в 1912 году.

Тимофей Осипович Шабад родился в 1864 году в городе Вильно. С детства его привлекала профессия врача. Первыми пациентами маленького Тимоши стали животные: он постоянно возился с больными котятами, щенятами, лечил кур, гусей и даже пытался помогать аистам.

Закончив гимназию, он нисколько не сомневался и не колебался в выборе жизненного пути и поступил на медицинский факультет Московского университета. Годы учёбы пролетели быстро. Окончив университет в1889 году, он добровольно отправился в московские трущобы, чтобы лечить бедняков и бездомных. Позже поехал в Поволжье, где рискуя жизнью, боролся с эпидемией холеры.

Обратите внимание

Вернувшись в Вильнюс бесплатно лечил детей бедняков, организовывал детские приюты и больницы, не отказывал в помощи, когда к нему приносили домашних животных, лечил даже раненных уличных птиц. Чуковский вспоминал: «Был это самый добрый человек, которого я знал в жизни.

Придёт, бывало к нему худенькая девочка, он говорит ей: «Ты хочешь, чтобы я выписал тебе рецепт? Нет, тебе поможет молоко. Приходи ко мне каждое утро и получишь два стакана молока». Вот я и подумал, как было бы чудно написать сказку про такого доброго доктора».

Благодарные жители поставили в городе Вильнюсе памятник удивительному доктору Айболиту, врачу с большой буквы — Тимофею Осиповичу Шабаду. Место для памятника горожане выбрали на территории детского приюта, открытого добрейшим доктором ещё при жизни.

ЭКРАНИЗАЦИИ

Сюжет о докторе Айболите был воплощён в детских мультфильмах, а также в художественных фильмах:

  • художественном фильме «Доктор Айболит» (1938 г);
  • художественном фильме «Айболит-66» (реж.Р.Быков, в гл.роли О.Ефремов; 1966 г.);.
  • мультфильме «Лимпопо» (1939 г.);
  • мультфильме «Айболит и Бармалей» (1973 г.);
  • мультсериале «Доктор Айболит» (1985 г.);
  • мультфильме «Доктор Айболит и его звери» (1984 г.);
  • мультфильме «Варвара – злая сестра Айболита» (1984 г.).
ЗАГАДКИ
Лечит он мышей и крыс,Крокодилов, зайцев, лис,Перевязывает ранкиАфриканской обезьянке.Это — доктор…(Айболит.)А собака АйболитаТоже очень знаменита.Знаем все её мы, право,Ну конечно, это…(Авва.)Человек немолодойС усами и бородой.Любит ребят,Любит зверят.Симпатичный на вид,А зовётся…(Айболит.)Берегись болезнь любая:Грипп, ангина и бронхит.Всех на бой он вызываетСлавный доктор….(Айболит.)Лечит маленьких детей,Лечит птичек и зверей,Сквозь очки свои глядит,Добрый доктор…(Айболит.)Громко плачет бегемотУ него болит живот.К больному торопится,Очень спешитОтважный и добрыйНаш доктор…(Айболит.)
ПЕСНИ ПРО ДОКТОРА АЙБОЛИТА
Слова Н.ДоброннравоваМузыка А.ПахмутовойКто там плачет жалобно: «Ой бо-бо! Болит!Помоги, пожалуйста, доктор Айболит!»Девочки и мальчики! Вот он к нам спешит…«Что случилось?» — спросит нас доктор Айболит.Лечит добрый доктор наш взрослых и детей,Маленьких проказников и больших зверей.К нам ко всем на выручку он с утра спеишит,Лучший из волшебников – доктор Айболит.Хрю-Хрю – хрюшка бедная не скулит – хрипит…Хрю-хрю-хрю – хрюнический у неё бронхит.Гор-гор-гор – у горлицы горлышко болит…Всех на свете вылечит доктор Айболит!Снилось, снилось, снилось нам, что почти без силНила, с Нила, с Нила к нам прибыл крокодил.Говорил он доктору: «Доктор, пожалей!И микстуры сладенькой полведра налей!»С северного полюса телефон звонит.Плачут мишки белые: «Ой, бо – бо! Болит!Океан в волнении: стонет рыба – кит…Всех на свете вылечит доктор Айболит!Станут все здоровыми, будет аппетит.Всех на свете вылечит доктор Айболит.Каждый скажет доктору: «Больше не болит!»Скажут все: «Да здравствует доктор Айболит.Слова М.РябининаМузыка О.ФельцмааГде плещет Лимпопо,Где солнышко палит,Живёт давным-давноВолшебник Айболит.Он лечит всех подряд,Букашек и зверей,И в джунглях говорят,Что нет его добрей.Припев:Айболит, Айболит,У него душа болитЗа того, кто почему-тоВдруг имеет бледный вид.Айболит, АйболитУлыбаться всем велит:- Это лучшее лекарство,-Утверждает Айболит.В тени густых лианМелькает красный крест –Там лечат обезьянИз всех окрестных мест,И даже БармалейЛечиться захотел,И маленьких детейНе мучил и не ел.Припев

ВИКТОРИНА

1. Какие звери жили у доктора Айболита?

(В комнате – зайцы, в шкафу – белка, в буфете – ворона, на диване – ёж, в сундуке – белые мыши, утка Кики, собака Авва, свинка Хрю – хрю, попугай Корудо, сова Бумбо.)

2. Сколько звериных языков знал Айболит?

(Все.)

3. От кого и почему сбежала обезьянка Чичи?

(От злого шарманщика, т.к. он всюду таскал её на верёвке и бил. У неё болела шея.)

4. Кто спас Айболита и его зверей из тюрьмы?

(Попугай Корудо.)

5. Кого послали обезьяны за доктором Айболитом?

(Ласточку.)

6. Кто во время кораблекрушения спас Хрю-Хрю и Чичи?

(Крокодил.)

7. Какой подарок подарили вылеченные африканские животные доктору Айболиту?

(Тянитолкая.)

8. Куда переселили Варвару, чтобы она больше никого не обижала?

(На необитаемый остров.)

9. Какой подвиг совершил попугай Корудо, когда все были в плену у Бармалея?

(Вытащил ключ от тюрьмы у спящего Бармалея.)

10. Кто нашёл рыбака, отца Пенты, за сколько дней и как?

(Собака Авва, за 3 дня. Из-за моря дул западный ветер и он пах табаком и селёдкой.)

11.Что лечил Айболит у мотылька?

(Обгоревшее крылышко.)

12. После того, как доктор Айболит и его звери уехали из деревни Пенты, они встретили пиратов. Почему они не заметили сразу пиратов и их корабль?

(На острове были большие камни, за которыми прятались пираты, а за большой скалой их корабль.)

13. Что подарили рыбаки Айболиту за победу над пиратами?

(Корабль.)

14. Чем отличается Тянитолкай от других животных?

(У него две головы: спереди и сзади. Когда одна голова спит, другая – не спит.)

15. Где Айболит взял корабль, чтобы вернуться домой?

(Забрал у Бармалея.)

16. Кто не верил, что собака Авва найдёт рыбака?

(Свинка Хрю-Хрю.)

17. Кого нашли доктор Айболит и его звери в пещере?

(Мальчика Пенту, сына рыбака.)

18. Кто показывал дорогу кораблю Айболита в Африку?

(Ласточка.)

19. Имена детей, которые помогали доктору?

(Ваня и Таня.)

20. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

(Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!)

21. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья?

(Волки, кит, орлы.)

22. Как пираты узнали, что доктор Айболит плывёт на их корабле?

(Свинка Хрю-Хрю простыла и чихнула.)

23. Кто дал корабль Айболиту для поездки в Африку?

(Робинзон.)

24. Как спаслись Айболит и его звери во время кораблекрушения?

(Крокодил посадил всех на свою широкую спину и поплыл к берегу.)

25. К кому в плен попал Айболит и его звери?

(К Бармалею.)

Статья подготовлена по материалам:

Интернет-ресурсов

http://www.gouds.ru

http://www.zankov.ru/exp/article=1831/

http://www.detliab.ru/?cat=11&text=56

http://music/tonnel.ru/index.php?l=music&alb=43514

http://chukovskiy.ouc.ru/istoria-moego-aibolita.html

http://ru.wikipedia.org/

Список литературы

Писатели нашего детства. 100 имён : биографический словарь в 3 частях. Ч.1. – М. :1998. – 432 с.

Сказочная игротека : праздники, игры, викторины для детских коллективов от 6 до 12 лет / Авт.-сост. М. С. Коган. – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2009. – 221 с. – (Сценарии игр и праздников).

Папмамбук

Кто вы, доктор айболит?

История появления доктора Айболита напоминает историю кукольного человечка по имени Буратино, ведущего свое происхождение от деревянной куклы по имени Пиноккио из итальянской сказки, или историю волшебника Изумрудного города, возникшую в результате пересказа сказки Фрэнка Баума. И Буратино, и Гудвин с компанией «переиграли» своих предшественников по художественному воплощению. То же самое произошло и с доктором Айболитом.

Первым образ звериного доктора придумал англичанин Хью Лофтинг в «Истории доктора Дулитла» (первая книга с этим героем вышла в 1922 году). Доктор Дулитл (Dolittle) в буквальном переводе означает «Доктор Облегчи (боль)» или «Доктор Уменьши (боль)». Дулитл очень любит животных, которые во множестве живут в его доме.

Из-за этого он теряет всех своих прежних пациентов и средства к существованию. Но потом его домашний попугай обучает его языку зверей, и он становится лучшим в мире ветеринаром. Однажды доктор получает сообщение о том, что в Африке тяжело заболели обезьяны, и отправляется в путешествие, чтобы им помочь.

По дороге ему приходится пережить кораблекрушение, он попадает в плен к черному королю, но в конце концов все заканчивается благополучно.

Корней Чуковский заимствовал у Хью Лофтинга саму образную идею звериного доктора и некоторые сюжетные ходы; кроме того, отдельные персонажи переместились с дивана доктора Дулитла и из его шкафа на диван и в шкаф доктора Айболита. Но в результате художественный сдвиг получился настолько сильный, что невозможно говорить даже о пересказе.

Прозаическая история Чуковского про доктора Айболита – это абсолютно новое произведение, хотя и написанное по мотивам сказок Хью Лофтинга. И повесть эта ценна не только описанными в ней захватывающими приключениями. Она содержит в себе еще и абсолютно цельную концепцию мироустройства, которую способен постигнуть ребенок пяти-восьми лет.

В сказочной повести действует множество разных животных. Вот как «устроен» дом доктора Айболита: «В комнате у него жили зайцы. В шкафу жила белка. В буфете жила ворона. На диване жил колючий еж. В сундуке жили белые мыши».

Этим перечень не исчерпывается, потому что «из всех своих зверей доктор Айболит любил больше всего утку Кику, собаку Авву, маленькую свинку Хрю-Хрю, попугая Карудо и сову Бумбу».

Важно

Но и это не все, потому что к постоянным обитателям дома все время прибавляются новые (и становятся активными действующими персонажами).

Иными словами, дом доктора Айболита полон разных животных, и все они сосуществуют там в мире и согласии. Я бы сказала, в неправдоподобном мире и согласии. Никто никого не ест, никто ни с кем не дерется. Даже крокодил «был тихий. Никого не трогал, лежал себе под кроватью и думал о своих братьях и сестрах, которые жили далеко-далеко в жаркой Африке».

Обитателей дома объединяет любовь и благодарность к доктору Айболиту, про которого говорят, что он очень добрый. Собственно, сказка так и начинается: «Жил-был доктор. Он был добрый». «Добрый» ‒ основная и важнейшая характеристика главного героя этой истории.

(Кстати, главная отличительная черта доктора Дулитла ‒ что он «знал целую кучу всяких полезных вещей» и был «очень умный».) Все решения и действия доктора Айболита проистекают именно из его доброты.

У Корнея Чуковского доброта проявляется в деятельности и потому очень убедительна: добрый доктор живет ради других, служит животным и бедным людям – т.е. тем, кто ничего не имеет. А его целительские способности граничат со всемогуществом ‒ нет ни одного персонажа, которого он взялся бы лечить и не вылечил.

Едва ли не все животные, действующие в повести, так или иначе обязаны доктору жизнью, возвращением к жизни. И конечно же, он понимает звериный язык. Но если Хью Лофтинг в своей истории подробно объясняет, как доктор Дулитл им овладел, то про Айболита автор лишь коротко сообщает: «Давно научился».

Поэтому его способность говорить с животными на их языке воспринимается почти как изначальная, как свидетельство особых возможностей: понимает – и все. А звери, живущие в доме, слушаются доктора и помогают ему делать добрые дела.

Что это как не детский аналог рая? А образ злой сестры доктора по имени Варвара, от которой постоянно исходят враждебные миру доктора импульсы, легко соотности с образом змея. Например, Варвара требует, чтобы доктор прогнал из дома («из рая») зверей. Но доктор на это не соглашается.

И ребенка это радует: «добрый мир» прочен и устойчив.

Более того, он постоянно стремится расширить свои границы, обращая в «веру» доктора Айболита все новых животных: носорогов, тигров и львов (которые поначалу отказываются участвовать в добрых делах, но после того как у них заболевают детеныши и доктор исцеляет их, благодарно присоединяются ко всем остальным).

Однако детскому «раю», как и положено в мифологии, противостоит другое место ‒ источник страданий и страхов, «ад». И абсолютно доброму «созидателю» в сказке Чуковского противостоит абсолютный злодей, «разрушитель» – Бармалей.

(Этот образ Корней Чуковский придумал сам, без всякой подсказки со стороны Лофтинга.) Бармалей ненавидит доктора. Никаких очевидных, «рациональных» мотивов преследовать Айболита у Бармалея вроде бы нет. Единственное объяснение его ненависти в том, что Бармалей – злой.

А злой не может выносить доброго, хочет его уничтожить.

Совет

Конфликт добра и зла в повести Чуковского представлен в самой острой и бескомпромиссной форме. Никаких полутонов, никаких «психологических сложностей» или нравственных мучений. Зло есть зло, и оно должно быть наказано – так это воспринимается и автором, и ребенком.

И если в повести «Доктор Айболит» это наказание косвенное (Бармалей лишается корабля для совершения пиратских набегов), то в продолжении, в повести «Пента и морские разбойники», автор самым безжалостным образом расправляется со злыми персонажами: пираты оказываются в море, и их проглатывают акулы.

А корабль с Айболитом и его зверями в целости и невредимости плывет себе дальше, на родину.

И, надо сказать, читатель (маленький) встречает конец разбойников с «чувством глубокого удовлетворения». Ведь они были воплощением абсолютного зла! Мудрый автор избавил нас даже от намека на возможное существование «внутреннего мира» Бармалея и от описания каких-нибудь его злодейских раздумий.

Собственно, добрый доктор тоже ни о чем не думает. Все, что мы о нем знаем, следует из его поступков или слов. С этой точки зрения повесть Чуковского «антипсихологическая». Но автор и не собирался погружать нас во внутренний мир героев.

Его задачей было создать вот такую полярную картину мира, рельефно представить персонифицированные добро и зло. И определение добра и зла в сказке предельно четкое: добро означает исцелять, дарить жизнь, а зло – мучить и убивать.

Кто из нас может против этого возразить? Есть ли что-то, вступающее в противоречие с этой формулой?

Добро и зло в сказке борются не на жизнь, а на смерть, поэтому история про доктора Айболита получилась напряженной, захватывающей и местами страшной. Благодаря всем этим качествам, а также ясному противопоставлению добра и зла, повесть очень подходит детям в возрасте пяти-восьми лет.

Примерно к пяти годам дети начинают осваивать рациональную логику (период объяснений, что «ветер дует, потому что деревья качаются», остается позади). А рациональность поначалу развивается как мышление так называемыми «дуальными оппозициями», или четкими противоположностями.

И теперь ребенок не просто усваивает со слов взрослого, «что такое хорошо, а что такое плохо», а хочет еще и мотивировать, обосновывать, объяснять действия и поступки, т.е. хочет знать, почему это хорошо или плохо. В этом возрасте ребенок ‒ еще и жесткий моралист, не склонный к поиску психологических сложностей.

Существование сложности, двойственности и даже взаимообратимости некоторых смыслов он откроет для себя позднее, в 9-10 лет.

Обратите внимание

Что касается характеристики «страшная», это как раз то, в чем тоже очень нуждается ребенок после пяти лет. К этому возрасту его эмоциональный мир уже достаточно зрелый. И пяти-шестилетка отличается от младших дошкольников тем, что учится управлять своими эмоциями.

В том числе и эмоцией страха. Запрос ребенка на страшное, в том числе на страшные сказки, связан с необходимостью эмоционального «тренинга» и попыткой определить свой порог переносимости.

Но эти эксперименты в полную мощь ему предстоит ставить над собой в подростковом возрасте.

***

Иллюстрации Виктора Чижикова, как бы странно это ни звучало, находятся в некотором противоречии с напряженностью и «страшностью» сказки. Образы на иллюстрациях забавные, смешные. Доктор Айболит такой кругленький, простоватый. У большинства персонажей рот растянут в улыбке.

И даже самые драматичные моменты – нападение пиратов, столкновение пиратов с акулами – изображены весело, с юмором. А в самой повести нет ни капли юмора. В битве добра со злом нет ничего веселого. Даже непонятно, в какой момент повествования можно улыбнуться.

Так что рисунки Чижикова как бы снижают градус драматизма и тем самым дают читателю передохнуть. Ну, и подумать, что, может быть, все не так уж и страшно.

Марина Аромштам

Айболит

Кто вы, доктор айболит?

Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»

И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»

И прибежала зайчиха И закричала: «Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик Попал под трамвай! Он бежал по дорожке, И ему перерезало ножки, И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!»

И сказал Айболит: «Не беда! Подавай-ка его сюда! Я пришью ему новые ножки, Он опять побежит но дорожке». И принесли к нему зайку, Такого больного, хромого, И доктор пришил ему ножки, И заинька прыгает снова. А с ним и зайчиха-мать Тоже пошла танцевать, И смеётся она и кричит:

«Ну, спасибо тебе, Айболит!»

Вдруг откуда-то шакал На кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!»

«Приезжайте, доктор, В Африку скорей И спасите, доктор,

Наших малышей!»

«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»

«Да-да-да! У них ангина, Скарлатина, холерина, Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»

«Ладно, ладно, побегу, Вашим детям помогу. Только где же вы живёте?

На горе или в болоте?»

«Мы живём на Занзибаре, В Калахари и Сахаре, На горе Фернандо-По, Где гуляет Гиппо-по

По широкой Лимпопо».

Важно

И встал Айболит, побежал Айболит. По полям, но лесам, по лугам он бежит. И одно только слово твердит Айболит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

А в лицо ему ветер, и снег, и град: «Эй, Айболит, воротися назад!» И упал Айболит и лежит на снегу:

«Я дальше идти не могу».

И сейчас же к нему из-за ёлки Выбегают мохнатые волки: «Садись, Айболит, верхом,

Мы живо тебя довезём!»

И вперёд поскакал Айболит И одно только слово твердит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Но вот перед ними море — Бушует, шумит на просторе. А в море высокая ходит волна.

Сейчас Айболита проглотит она.

«О, если я утону, Если пойду я ко дну, Что станется с ними, с больными, С моими зверями лесными?» Но тут выплывает кит: «Садись на меня, Айболит, И, как большой пароход,

Тебя повезу я вперёд!»

И сел на кита Айболит И одно только слово твердит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

И горы встают перед ним на пути, И он по горам начинает ползти, А горы всё выше, а горы всё круче,

А горы уходят под самые тучи!

«О, если я не дойду, Если в пути пропаду, Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными?»

И сейчас же с высокой скалы К Айболиту слетели орлы: «Садись, Айболит, верхом,

Мы живо тебя довезём!»

И сел на орла Айболит И одно только слово твердит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

А в Африке, А в Африке, На чёрной Лимпопо, Сидит и плачет В Африке

Печальный Гиппопо.

Он в Африке, он в Африке Под пальмою сидит И на море из Африки Без отдыха глядит: Не едет ли в кораблике

Доктор Айболит?

И рыщут по дороге Слоны и носороги И говорят сердито:

«Что ж нету Айболита?»

А рядом бегемотики Схватились за животики: У них, у бегемотиков,

Животики болят.

И тут же страусята Визжат, как поросята. Ах, жалко, жалко, жалко

Бедных страусят!

И корь, и дифтерит у них, И оспа, и бронхит у них, И голова болит у них,

И горлышко болит.

Они лежат и бредят: «Ну что же он не едет, Ну что же он не едет,

Доктор Айболит?»

А рядом прикорнула Зубастая акула, Зубастая акула

На солнышке лежит.

Ах, у её малюток, У бедных акулят, Уже двенадцать суток

Зубки болят!

И вывихнуто плечико У бедного кузнечика; Не прыгает, не скачет он, А горько-горько плачет он И доктора зовёт: «О, где же добрый доктор?

Когда же он придёт?»

Но вот, поглядите, какая-то птица Всё ближе и ближе по воздуху мчится. На птице, глядите, сидит Айболит И шляпою машет и громко кричит:

«Да здравствует милая Африка!»

И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура! Ура!»

А птица над ними кружится, А птица на землю садится. И бежит Айболит к бегемотикам, И хлопает их по животикам, И всем по порядку Даёт шоколадку,

И ставит и ставит им градусники!

И к полосатым Бежит он тигрятам. И к бедным горбатым Больным верблюжатам, И каждого гоголем, Каждого моголем, Гоголем-моголем, Гоголем-моголем,

Гоголем-моголем потчует.

Десять ночей Айболит Не ест, не пьёт и не спит, Десять ночей подряд Он лечит несчастных зверят

И ставит и ставит им градусники.

Вот и вылечил он их, Лимпопо! Вот и вылечил больных. Лимпопо! И пошли они смеяться, Лимпопо! И плясать и баловаться,

Лимпопо!

И акула Каракула Правым глазом подмигнула И хохочет, и хохочет,

Будто кто её щекочет.

А малютки бегемотики Ухватились за животики И смеются, заливаются —

Так что дубы сотрясаются.

Совет

Вот и Гиппо, вот и Попо, Гиппо-попо, Гиппо-попо! Вот идёт Гиппопотам. Он идёт от Занзибара. Он идёт к Килиманджаро — И кричит он, и поёт он: «Слава, слава Айболиту!

Слава добрым докторам!»

Читать Доктор Айболит [Издание 1936 г.]

Кто вы, доктор айболит?

Корней Чуковский

ДОКТОР АЙБОЛИТ

По Гью Лофтингу

РАССКАЗ ПЕРВЫЙ

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОБЕЗЬЯН

1

ДОКТОР И ЕГО ЗВЕРИ

Жил-был доктор. Он был добрый. Звали его Айболит. И была у него злая сестра, которую звали Варвара.

Больше всего на свете доктор любил зверей. В комоде у него жили зайцы. В шкафу у него жила белка. На диване жил колючий еж. В сундуке жили белые мыши. Тут же, в комнате, стояла старая лошадь, а рядом с нею — корова.

Но из всех своих зверей доктор Айболит любил больше всего утку Кику, собаку Авву, маленькую свинку Хрю-Хрю, попугая Карудо и сову Бумбу.

Очень сердилась на доктора его злая сестра Варвара за то, что у него в комнате столько зверей.

— Прогони их сию же минуту! — кричала она. — Они только комнаты пачкают. Не желаю жить с этими скверными мышами и свиньями!

— Нет, Варвара, они не скверные, — говорил доктор, — и я очень рад, что они живут у меня.

Люди, которые приходили к доктору Айболиту лечиться, боялись его зверей. Одна женщина пришла к нему и села на диван, а на диване спал колючий еж. Женщина не заметила ежа, села и — ого-го-го! — подскочила до самого потолка, так больно укололи ее острые ежиные иголки.

— Никогда не буду лечиться у такого ужасного доктора! — закричала она. — Пусть лечит своих гадких зверей!

— Звери не гадкие, — ответил ей доктор. — А если люди не желают у меня лечиться, не надо. Я буду лечить зверей. Пусть приходят ко мне больные жирафы, больные медведи, больные слоны, всех я буду лечить с удовольствием.

И стали звери ходить к доктору Айболиту лечиться. И доктор научился говорить по-звериному.

Пришла к нему однажды лошадь и сказала:

— Лама — воной — фифи — куку!

Доктор сразу понял, что на лошадином языке это значит:

«У меня болят глаза. Дайте мне, пожалуйста, очки». Доктор ей сказал:

— Капуки! Кануки!

По-лошадиному это значит: «Садитесь, пожалуйста!» Лошадь села, доктор надел ей очки, и глаза у нее перестали болеть. Она стала очень хорошо видеть.

— Чака! — сказала лошадь, замахала хвостом и побежала на улицу.

«Чака» по-лошадиному значит «спасибо».

Обратите внимание

Скоро все звери, у которых были плохие глаза, получили от доктора Айболита очки. Лошади стали ходить в очках, коровы — в очках, кошки и собаки — в очках. Даже старые вороны не вылетали из гнезда без очков.

С каждым днем к доктору приходило лечиться все больше зверей и птиц. Приходили козы и лисицы, прилетали журавли и летучие мыши. Всех лечил доктор Айболит, но денег не брал ни у кого, потому что какие же деньги у собак, ворон и летучих мышей!

Скоро в каждом лесу были расклеены такие объявления:

Открыта больница

Для птиц и зверей

Идите лечиться

Туда поскорей!

2

ОБЕЗЬЯНА ЧИЧИ

Однажды вечером, когда все звери спали, к доктору кто-то постучался.

— Кто там? — спросил доктор.

— Это я, — ответил тихий голос.

Доктор открыл дверь, и в комнату вошла обезьяна, худая и грязная. Доктор посадил ее на диван и спросил:

— Что у тебя болит?

— Шея! — сказала она и заплакала.

Тут только увидел доктор, что на шее у нее веревка.

— Я убежала от злого шарманщика, — сказала обезьяна. — Шарманщик бил меня, мучил и всюду таскал за собой на веревке.

Доктор взял ножницы, перерезал веревку и смазал шею обезьяны такой удивительной мазью, что шея тотчас же перестала болеть. А потом он выкупал обезьяну в корыте, дал ей поесть и сказал:

— Живи у меня, обезьяна. Я не хочу, чтобы тебя обижали.

Обезьяна была очень рада. Но когда она сидела за столом и грызла большие орехи, в комнату вбежал ее сердитый хозяин, шарманщик.

— Отдай мне обезьяну! — грубо закричал он доктору Айболиту.

— Не отдам! — сказал доктор. — Я не хочу, чтобы ты мучил ее.

Шарманщик рассердился, схватил доктора Айболита за горло и хотел ударить его. Но доктор сказал:

— Уходи отсюда сию же минуту! А если ты будешь ругаться и драться, я позову мою собаку Авву, и она больно укусит тебя.

Авва вбежала в комнату и грозно сказала: «Р-р-р-р…»

На собачьем языке это значит: «Беги, а не то я тебя укушу».

Шарманщик испугался и убежал. Обезьяна осталась у доктора. Звери скоро полюбили ее и назвали Чичи; на зверином языке «чичи» значит молодчина.

3

КРОКОДИЛ

В том городе, где жил доктор, был цирк, а в цирке жил Крокодил.

Как-то раз у Крокодила заболели зубы, и он пришел к доктору Айболиту лечиться. Доктор дал ему лекарства, и зубы перестали болеть.

— Как у вас хорошо! — сказал Крокодил, оглядываясь по сторонам и облизываясь. — Сколько у вас зайчиков, птиц и мышей. И все они такие жирные, вкусные! Позвольте мне остаться у вас навсегда. Я не хочу возвращаться в цирк. Там меня обижают и бьют.

— Оставайся! — сказал доктор. — Только чур: если ты съешь хоть одного зайца, хоть одного воробья, я прогоню тебя вон.

— Ладно! — сказал Крокодил. — Обещаю вам, доктор, что я не буду есть ни зайцев, ни птиц, ни мышей.

И стал Крокодил жить у доктора.

Важно

Был он тихий. Никого не трогал, лежал себе под кроватью и все думал о своих крокодильчиках, которые жили далеко-далеко, в жаркой Африке.

Доктор полюбил Крокодила и часто разговаривал с ним. Но злая Варвара терпеть не могла Крокодила и требовала, чтобы доктор Айболит прогнал его.

— Видеть его не желаю, — говорила она. — Он такой противный, как большая лягушка. И все портит, к чему ни притронется. Вчера съел мою зеленую юбку, которая валялась у меня на окошке.

— И хорошо сделал, — сказал доктор. — Юбку надо прятать в шкаф, а не бросать на окошко.