Константин бальмонт – уникальные факты

Константин Бальмонт

Константин бальмонт – уникальные факты

Бальмонт Константин Дмитриевич — известный русский поэт-символист, переводчик, член Общества любителей российской словесности.

  • Основные достижения Бальмонта
  • Важные даты биографии Бальмонта
  • Интересные факты из жизни Бальмонта
  • Детство

    Отец Бальмонта, Дмитрий Константинович, служил и коллежским регистратором, и мировым судьёй, и председателем земской управы в родном уезде.

    Мать, Вера Николаевна (в девичестве Лебедева), бела генеральской дочкой, любила литературу, печаталась в местной прессе, была устроительницей литературных вечеров и любительских спектаклей.

    Именно она оказала влияние на мировоззрение маленького Константина, знакомя его с ранних лет с музыкой, словесностью, историей. В семье росло 7 братьев, третьим из которых был будущий поэт.

    Образование

    В 1876 году Бальмонта отдают в Шуйскую гимназию. В 1884 году его исключают из 7 класса за участие в сомнительном кружке, который поддерживал народовольцев. Мать перевела его во Владимирскую гимназию, которую он заканчивает в 1886 году.

    В этом же году Бальмонт становится студентом юридического факультета Московского университета, но уже через год за участие в революционных кружках был не только исключён, но и выслан в Шую. В 1889 году он восстановился в университете, но учиться там не смог из-за нервного истощения.

    Как убрать живот и бока

    Из ярославского Демидовского лицея юридических наук он тоже был отчислен в 1890 году.

    Творческий путь

    Первый литературный дебют Бальмонта как поэта состоялся в 1885 году, когда он заканчивал гимназию. Однако его стихотворения, напечатанные в известном петербургском журнале «Живописное обозрение», не были замечены. В 1890 году на собственные средства Бальмонт издаёт собственный сборник стихов, который также не имел никакого успеха.

    К тому времени Бальмонт уже был женат, из-за женитьбы серьёзно рассорился с родителями и оказался без средств существования. В марте 1890 года он пытался покончить жизнь самоубийством, выкинувшись из окна третьего этажа. Он остался жив, но получил множество ушибов и травм, которые приковали его к постели на целый год.

    После долгой болезни ему помогли встать на ноги писатель В. Г. Короленко и профессор Московского университета Н. И. Стороженко. Он начал работать переводчиком. В 1894–1895 годах публикуются его переводы «История скандинавской литературы» Горна-Швейцера и «История итальянской литературы» Гаспари, на гонорары от которых он живёт безбедно несколько лет.

    Обратите внимание

    В 1892 году Бальмонт знакомится в Петербурге с Мережковским и Гиппиус, а в 1894 — с Брюсовым, который становится его самым близким другом. В 1894 году выходит сборник стихов Бальмонта, который стал отправным пунктом его творчества — «Под северным небом». Поэтические поиски продолжаются и в следующем сборнике поэта, «В безбрежности», который вышел в свет в 1895 году.

    В 1896 году со своей новой супругой Бальмонт отправляется в путешествие по Западной Европе.

    Он становится популярным. В 1899 году его избирают членом Общества любителей российской словесности.

    Благодаря сборнику 1900 года «Горящие здания» Константин Дмитриевич приобретает всероссийскую известность и становится одним из лидеров символизма. Упрочил позиции поэта сборник 1902 года «Будем как Солнце».

    В 1901 году у Бальмонта случился конфликт с властью. Он прочитал на одном из вечером стихотворение, направленное против Николая II и был за это выслан из столицы.

    В 1905 году Бальмонт возобновил свою революционную деятельность, что повлекло за собой первую эмиграцию в Париж с 1906 по 1913 год, где вышли сборники «Стихотворения» и «Песни мстителя». Возвращение на Родину в 1913 году не стало для поэтом успокоением. Он продолжает путешествия по заграницам, активно участвует в революционном движении.

    Революцию, как ни странно, Бальмонт не принимает из-за её кровавых методов. В 1920 году он уезжает с семьёй в Париж. Жизнь в эмиграции не складывается: мизерные гонорары, преследования со стороны советских властей изматывают его душевные силы. С 1932 года становится известно, что поэт страдает серьёзным психическим заболеванием.

    Личная жизнь

    Женился Бальмонт в 1889 году на дочери шуйского фабриканта, Ларисе Гарелиной. Родители брак не поддержали и оставили сына без всякой финансовой поддержки. Это привело его к попытке самоубийства, которая стала точкой в отношениях Константина с женой. Они разошлись.

    В 1896 году Бальмонт вступает в новый брак, с переводчицей Екатериной Алексеевной Андреевой, которая родила ему дочь Нину.

    Третьей женой, гражданской, стала Елена Константиновна Цветковская, поклонница его поэзии. У них была дочь Мирра. Бальмонт не бросал первую семью и жил то с одной, то с другой, разрываясь меж двух огней.

    Смерть

    23 декабря 1942 года Бальмонт, измученный душевной болезнью, умер от воспаления лёгких в местечке Нуази-ле-Гран под Парижем.

    Основные достижения Бальмонта

    • Бальмонт был одним из самых активных поэтов-символистов Серебряного века: ему принадлежат 35 опубликованных поэтических сборников и 20 книг прозы. Писал абсолютно во всех жанрах: его перу принадлежат стихи, проза, автобиографии, мемуары, филологические трактаты, историко-литературные исследования, критические эссе.
    • Он был уникальным переводчиком: переводил испанские песни; югославскую, болгарскую, литовскую, мексиканскую, японскую поэзию; а также словацкий, грузинский эпос.
    • 1867 год — рождение
    • 1876–1884 года — обучение в Шуйской гимназии
    • 1884 год — исключение из Шуйской гимназии
    • 1884–1886 года — обучение во Владимирской гимназии
    • 1885 год — напечатаны первые стихотворения
    • 1886 год — поступление в Московский университет
    • 1887 год — исключение из университета
    • 1889 год — женитьба на Гарелиной
    • 1890 год — первый сборник стихов, попытка самоубийства
    • 1892 год — знакомство с Мережковским и Гиппиус
    • 1894–1895 года — первые переводы, опубликованные в печати
    • 1894 год — знакомство с Брюсовым, сборник «Под северным небом»
    • 1895 год — сборник «В безбрежности»
    • 1896 год — женитьба на Андреевой, путешествие за границу
    • 1900 год — сборник «Горящие здания»
    • 1901 год — выслан из столицы за антиправительственные стихи
    • 1902 год — сборник «Будем как Солнце»
    • 1906–1913 года — первая эмиграция в Париж
    • 1913–1920 года — возвращение в Россию
    • 1920 год — вторая эмиграция в Париж
    • 1932 год — диагноз серьёзного психического заболевания
    • 1942 год — смерть

    Интересные факты из жизни Бальмонта

    • Многие биографы поэта считают судьбоносным для него число 42: в 1942 году умерла его первая жена, Лиза Гарелина; в 42 года Бальмонт посетил Египет, о котором он мечтал с детства; в 42 года он пережил творческий кризис; он родился через 42 года после восстания декабристов и всю жизнь жалел, что не оказался с ними на Сенатской площади.

    Константин Бальмонт. Уникальный опыт жизнеописания

    Константин бальмонт – уникальные факты

    РЕЦЕНЗИИ, ТЕЗИСЫ И ДР.

    КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ. УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ (1)

    А.Г. Коваленко1, Т.С. Петрова2

    1 Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198;

    2 Шуйский филиал Ивановского государственного университета Кооперативная ул. 24, Шуя, Россия, 155908

    В рецензии говорится об истории и особенностях жизнеописания Константина Бальмонта, предпринятого П.В. Куприяновским и Н.А. Молчановой в серии «Жизнь замечательных людей».

    Важно

    Характеризуется уникальное по плотности информативное пространство книги, вводящей в научный оборот архивные документы и свидетельства современников поэта.

    Отмечается значение приведенных в жизнеописании историко-культурные фактов для дезавуирования субъективных версий авторского поведения, а также многочисленных псевдобиографических историй, приписанных Бальмонту в разные годы интерпретации его жизни и творчества.

    Ключевые слова: литературоведение, жизнеописание, К. Бальмонт, биография писателя, проблемы творчества

    Эту книгу ждали давно. Ее авторы — П.В. Куприяновский и Н.А. Молчанова более тридцати лет работали над материалами, связанными с жизнью и творчеством К.Д.

    Бальмонта, выпустили две монографии, множество научных и научно-популярных исследований.

    Но всем, кому дорого творчество «солнечного поэта», книга, вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей», видится торжеством какой-то высшей справедливости, фактом безусловного признания особого места поэта в русской и мировой литературы.

    История возвращения имени и творчества Бальмонта в контекст современной культурной жизни полна драматизма, как драматична вся жизнь поэта. До сих пор его творчество и личность оцениваются неоднозначно — даже на родине, где, казалось бы, самая благодатная почва для исследований.

    Работа П.В. Куприяновского и Н.А. Молчановой дает возможность понять причины устойчивой неоднозначности оценок человека, которого с полным правом, вслед за его лирическим героем, можно назвать «стихийным гением». Жизнеописание К.

    Совет

    Бальмонта, основанное на архивных документах, воспоминаниях современников, дочери Н.К. Бруни-Бальмонт, а также свидетельствах самого поэта, отражает разнообразные сведения обо всех этапах его пути. По сравнению с предыдущими изданиями тех же авторов (Поэт Константин Бальмонт: Биография. Творчество. Судьба.

    — Иваново, 2001; Поэт «с утренней душой»: Жизнь, творчество, судьба Констан-

    Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2015, № 2

    тина Бальмонта. — М., 2003), в книге содержатся новые сведения об истории фамилии Бальмонт и истоках рода (на основании изысканий внучатой племянницы поэта Т.В.

    Петровой-Бальмонт); уточнены детали, связанные с произношением фамилии (с ударением на первом или на последнем слоге), о жизни поэта в послереволюционной Москве и отношении к новшествам большевиков (в частности, к реформе орфографии) и др.

    Емкость информативного пространства книги, точность приведенных в ней фактов сообщают ей характер своеобразной энциклопедии, в которой отражены не только биографические сведения, но и вехи творческого пути К. Бальмонта. Функцию «навигатора» выполняет перечень основных дат, приведенный в конце.

    Очень важно, что популярный характер изложения, принятый в изданиях серии «ЖЗЛ», не мешает изложению событий жизненного и творческого пути Бальмонта на подлинно научной основе — с постоянным вниманием к становление и развитие его дара, к динамике и разнообразию творческих импульсов.

    Вопреки расхожим представлениям о поэте как о гуляке праздном, жившем мгновением и пускавшем эти мгновения на ветер, многочисленные факты, приведенные в книге, свидетельствуют о том, какой напряженной и сложной работой был занят Бальмонт. Не случайно М. Цветаева называла его «великим тружеником».

    Действительно, кроме стихотворных сборников (а их насчитывают тридцать пять), писателем издано двадцать книг прозы, «проработанными до последней точки», но неизданными при жизни поэта оказывались многие произведения.

    Творческое наследие Бальмонта — это еще и более 10 000 печатных страниц переводов (Эдгар По, Шелли, Кальдерон, Шота Руставели, фольклор разных народов…).

    Обратите внимание

    Авторы книги приводят факты, говорящие о том, что простым и чистым сердцам был созвучен труд поэта. В 1930-е годы не было средств на издание полного текста поэмы Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (в переводе Бальмонта «Носящий барсову шкуру»).

    Но опубликовать эту работу во Франции взялся «на собственный страх и риск — скромный труженик Д. Келадзе, наборщик одной из русских типографий. В течение пяти лет набирал он собственными руками поэму, отдавая ей воскресный отдых и вечера, вырывая из трудового заработка франки на покупку клише и бумаги, делая долги.

    В результате появилось роскошное издание с иллюстрациями акад. Зичи, сделанное любовно и тщательно».

    П.В. Куприяновский и Н.А. Молчанова убедительно доказывают, что эмигрантский период жизни Бальмонта, хоть и отличался различными трудностями, тем не менее не был временем упадка.

    До 1935 года — весной поэт серьезно заболел и был помещен в госпиталь — Бальмонт добивался публикаций в разных изданиях, выпускал новые книги, читал публичные лекции (неоднократно — в Сорбонне: «Образ женщины в поэзии и жизни», «Любовь и смерть в мировой поэзии», «Русский язык (Воля как основа творчества)»).

    В Париже Бальмонт был избран в правление Союза русских писателей и журналистов, выступал на различных вечерах, посвященных русским авторам (в том числе в клубе молодых литераторов с докладами «Слово и поэзия Фета» и «Высокий викинг» — о Баратынском); из его статей о русской литературе составлены книги.

    Особенно важным для современного состояния славянского мира представляется материал девятой и десятой глав книги П.В. Куприяновского и Н.А. Молчановой. Здесь приведены факты жизни и творчества Бальмонта, воплощающие в себе идеи славянского единства. Родство языков, культур, мифологии, фольклора поэт стремился показать в собственных переводах чешских, польских, сербских, болгарских

    Коваленко А.Г., Петрова Т.С. Константин Бальмонт. Уникальный опыт жизнеописания

    поэтов; в 1929 году он читал лекции по приглашению Русского научного института в Белграде. Книга его очерков о славянских поэтах носит знаковое название — «Соучастие душ».

    В 1930 году, побывав в Литве, Бальмонт подготовил новый сборник «Северное сияние. Стихи о Литве и Руси», в котором отразилось и семейное предание о литовских предках поэта.

    Важно

    В споре о землях Виленского края, отчужденных Польшей в 1920 году, он был на стороне Литвы, открыто обозначая свою позицию.

    Этот факт в книге «Бальмонт» соотнесен со знаменательным событием современности: «Не случайно первый и пока единственный памятник Константину Бальмонту поставлен 14 мая 2011 года именно в Вильнюсе, усилиями родственников поэта и при поддержке министерства культуры Литвы».

    Фотографию этого памятника, а также другие, извлеченные из архивов и современные фоточитателю открываются на вклейках книги. Кроме того, она содержит краткий библиографический список и подборку посвящений из сборника «Венок Бальмонту», составленного А.Ю. Романовым и изданного в 2013 г.

    в Иванове. Уместно включены в текст основного изложения стихи Бальмонта; правда, некоторые пришлось сокращать («Безглагольность» и др.).

    Возможно, есть необходимость уточнить авторство предположения о том, что Лариса Михайловна Гарелина могла быть прототипом Нины Михайловны Заречной в чеховской «Чайке». Эта версия была обозначена С.В. Михайловой в публикации «Загадка Чайки» (Неделя. 1974. 4—10 марта. № 10).

    Вместе с тем подчеркнем удивительную плотность и емкость фактографии изложения корректность в интерпретации сложных и неоднозначных коллизий, характеров и ситуаций.

    Уникальное жизнеописание отличается тем сдержанным благородством тона, которое присуще глубоким умам и достойным людям. Живой образ Бальмонта запечатлен на страницах этого молодогвардейского издания со всей его неоднозначностью, но обаяние человека с добрым и искренним сердцем, удивительный творческий дар поэта высвечены авторами книги талантливо и ярко.

    ПРИМЕЧАНИЕ

    (1) Куприяновский П., Молчанова Н. Бальмонт — М.: Молодая гвардия, 2014. — 347 с. (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр., вып. 1457).

    KONSTANTIN BALMONT. A UNIQUE EXPERIENCE OF THE BIOGRAPHY

    A.G. Kovalenko1, T.S. Petrova2

    1 Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198 2 Ivanovo state University Cooperative st. 24, Shuya, Russia, 155908

    Совет

    The review touches upon the history and key features of the book about Konstantin Balmont published by P. Kupriyavovsky and N. Molchanova in the series «Lifes of famous people». The book is characterized as important work containing archive documents and eyewitness accounts. Brings into focus cultural and historical facts which repudiate pseudo biographical stories about Balmonts life.

    Key words: Literary studies, K.Balmont, life description, biography of the writer, problems of creative activity.

    Мирра Лохвицкая и Константин Бальмонт

    Константин бальмонт – уникальные факты

    Судьба Бальмонта была сложна: он несколько раз жил в эмиграции, его обвиняли и осуждали за свободомыслие, он был влюблён в женщину, с которой ему не суждено было быть вместе и, наконец, умер вдали от родины, на время позабытый соотечественниками.

    Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года близ городка Шуи. В 1886 году он по настоянию отца поступил в Московский университет на юридический факультет. Когда за участие в демонстрации Бальмонта исключили из университета, юноша всерьёз решил заняться поэзией, к которой с детства был неравнодушен.

    Так и не получив высшего образования, будущий поэт занялся самообразованием, изучил более десяти иностранных языков, прочитал огромное количество книг, путешествовал по Индии, Мексике, Бразилии, Египту. Вспоминая о начале творческого пути, молодой поэт отмечал, что он начался «с печали, угнетения, сумерек». «Оно (творчество. — авт.

    ) началось, — говорил Бальмонт, — под северным небом, но силою внутренней неизбежности… через долгие скитания по пустынным равнинам и провалам Тишины…» Известным поэтом Бальмонт стал лишь в начале XX века, когда в 1903 году вышли его лучшие сборники стихов, посвящённые любимой женщине, — «Будем как солнце» и «Только любовь».

    Талантливая поэтесса, «русская Сафо», «создательница песен греха и страсти», возлюбленная гения Серебряного века Бальмонта, красивая и необыкновенная женщина Мирра Лохвицкая родилась в Петербурге в 1869 году в семье адвоката и профессора Александра Лохвицкого. При рождении её нарекли Марией, но в поэзии её будут помнить как Мирру Лохвицкую, предтечу Ахматовой и Цветаевой.

    Будущая поэтесса получила домашнее образование, а затем, поступив в московский Александровский институт, вышла замуж за архитектора Е. Жибера. Она подарила мужу пятерых детей, которых самозабвенно любила и ради которых готова была жертвовать своим творчеством.

    В поэзию Лохвицкая пришла ещё в детстве и со временем, в юношеском возрасте, добилась выдающегося успеха, несмотря на злую критику и упрёки в «декадентской похоти» и безнравственности. По тем временам откровенные и чувственные стихи Мирры казались слишком нескромными. Тем не менее к концу XIX века популярность Лохвицкой достигла необычайных вершин.

    Дважды удостоившись Пушкинской премии Российской академии наук, Мирра стала самой ярком поэтессой своего времени. Она писала о любви всегда. И в юности, когда воспевала материнское чувство и радость замужней женщины, и намного позднее, открывая в себе страсть познавшей греховную любовь женщины, пожелавшей другого мужчину.

    Роман влюблённых поэтов не остался незамеченным и вызвал бурю откликов и домыслов в литературных кругах. Скандал был неизбежен: Лохвицкую осуждали, упрекали в распущенности и невоздержанности, иногда оскорбляли и возмущались каждым новым шагом Мирры в сторону своего «Лионеля». А она, гордо неся любовь, отвечала:

    Когда в тебе клеймят и женщину, и мать — За миг, один лишь миг, украденный у счастья, Безмолвствуя, храни покой бесстрастья, — Умей молчать! И если радостей короткой будет нить, И твой кумир тебя осудит скоро На гнёт тоски, и горя, и позора, —

    Умей любить!

    Тем не менее близкие люди, хорошо зная Мирру, отмечали её светлую душу и искренность, с которой поэтесса относилась ко всем, даже к своим недоброжелателям. Сердечность, доброта и глубокая религиозность, которые были присущи Лохвицкой, были неотделимы от её обычной жизни. Любящая жена, мать пятерых детей, она казалась олицетворением добродетели и чистоты.

    Обратите внимание

    В поэзии же Мирра становилась роковой, страстной женщиной, воспевающей грехопадение и невоздержанность чувств. Быть рядом с любимым ей довелось всего семь лет. Хотя у них никогда и не было общего дома и детей, они знали, что живут только друг для друга. Поэтесса не смогла уйти от мужа и детей, Бальмонт жил в то время со второй женой Екатериной Андреевой.

    Скандал вокруг их семей разгорался с возрастающей силой. И вдруг Бальмонт не выдержал. Он сбежал из Петербурга, чтобы больше не видеть осуждения и упрёков. Поэт страдал, но и для поэтессы эта разлука стала настоящей трагедией. В юности она воспевала всё светлое.

    Теперь же, под тяжестью зрелой любви и невозможностью жить с любимым человеком, в поэзию «любви и боли» впервые вошли страдания, картины смерти и отчаяние. Сгорая от чувств и не желая более писать о них, Мирра ушла в иной мир: мистический, непознанный, недосягаемый. Теперь центральным в её поэзии становились фантастические образы ведьм, сатаны, смерти.

    Она была сломлена несчастной любовью и больше не видела света, становилась всё более раздражительной и нетерпеливой. Я хочу умереть молодой, Не любя, не грустя ни о ком; Золотой закатиться звездой,

    Облететь неувядшим цветком.

    Мирра скончалась в 1905 году от туберкулёза. Ей было всего тридцать шесть лет. Спустя месяц раздавленный горем Бальмонт напишет: О какая тоска, что в предсмертной тиши Я не слышал дыханья певучей души, Что я не был с тобой, что я не был с тобой. Что одна ты ушла в океан голубой.

    А ещё через год, став отцом, свою дочь Бальмонт назовёт Миррой, в честь бывшей возлюбленной, так и не ставшей ему женой.

    Бальмонт интересные факты из жизни

    Константин бальмонт – уникальные факты

    Личность Константина Дмитриевича Бальмонта является широко известной и почитаемой в кругах, приближенных к поэзии. И это не зря, поскольку он является одним из самых одиозных представителем Серебряного века русской поэзии и обладает весьма интересной биографией.

    Это подтверждает то наследие, которое он оставил после себя. А именно: 25 сборников поэзии, закрепился на отметке 20 экземпляров прозы.

    Отметился как переводчик, в числе работ которого состоят такие гиганты литературного пера: Блейк, По, Уайльд, Зудерман, Шелли и прочие.

    Важно

    Также не стоит забывать об эпосах, народных песнях и стихах Испании, Грузии, Эстонии, Словакии, Югославии, Болгарии, Литвы, Мексики и Японии, которые прошли через перо Константина Дмитриевича.

    Как человек творческий и талантливый Константин Бальмонт прожил очень насыщенную событиями жизнь. И, отдавая дань памяти такому человеку, нелишним было бы вспомнить интересные моменты из его жизни.

    Константин Бальмонт интересные факты из жизни

    Родился третьим из семи (которые все были мальчиками) ребёнком в семье коллежского регистратора. Удивительно, что читать будущий мастодонт поэзии научился сам, когда подсматривал за обучением своего старшего брата, которым занималась их мать.

    Именно она впервые познакомила маленького Константина с миром поэзии. С десяти лет он уже начинал свои первые пробы в написании стихов. А через восемь лет в 1885 году состоялся его литературный дебют. Именно тогда впервые были напечатаны его стихи.

    В 1890 году он едва не погиб, когда пытался покончить с жизнью, выбросившись из окна с высоты третьего этажа. Но именно после этого инцидента он по-настоящему почувствовал себя поэтом.

    Но как раз в это время от Константина Дмитриевича отворачиваются его жена и друзья, считая, что он стал предателем общественной борьбы и живет лишь в угоду своим литературным интересам.

    В таком настроении прошло пять лет его жизни.

    В 1901 году на вечеринке он прочитал стих направленный против тогдашнего российского императора Николая II. Из-за этого инцидента он, спасаясь от преследований со стороны властей, был вынужден покинуть столицу.

    В 1905 он, возобновив свою революционную деятельность, вновь вынужден спасаться бегством. Но теперь уже в Париж. В 1913 он возвращается на родину и проживает здесь вплоть до 1920 года. Потом вновь возвращается в Париж, критикуя революцию из-за её кровавого характера.

    1932 году появляется новость, что Бальмонт болен психическими расстройствами. И это неудивительно – постоянная нищета и скитания, а также преследования со стороны советских властей не могли не дать свои плоды. Умер Константин Дмитриевич 23 декабря 1942 года от воспаления лёгких.

    Мемория. Константин Бальмонт – ПОЛИТ.РУ

    Константин бальмонт – уникальные факты

    15 июня 1867 года родился поэт Константин Бальмонт.

    Личное дело

    Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942) родился в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье председателя земской управы, небогатого дворянина Дмитрия Бальмонта. Читать научился в пять лет, наблюдая, как мать учила чтению старшего брата. Когда дети подросли, семья переехала в Шую.

    В 1876 году Константин Бальмонт поступил в подготовительный класс гимназии. Сначала учился хорошо, но атмосфера гимназии быстро ему наскучила, и он перестал стремиться к успехам в учебе, зато много читал. «Гимназию проклинаю всеми силами, – вспоминал Бальмонт. – Она надолго изуродовала мою нервную систему».

    В 1884 году Бальмонт был исключен из гимназии за принадлежность к нелегальному кружку, но сумел поступить в гимназию во Владимире, которую окончил в 1886 году.

    В том же году Бальмонт поступил на юридический факультет Московского университета, откуда на следующий год был отчислен как один из организаторов студенческих беспорядков.

    Совет

    После этого он некоторое время проучился в Демидовском юридическом лицее в Ярославле, а потом вообще отказался от идеи получать «казенное образование».

    «…Я не смог себя принудить , зато жил истинно и напряженно жизнью своего сердца, а также пребывал в великом увлечении немецкой литературой», – рассказывал он позже.

    Самообразованием Бальмонт занимался до конца жизни, изучал «один за другим многие языки, упиваясь работой, как одержимый… прочитывал целые библиотеки книг, начиная с трактатов о любимой им испанской живописи и кончая исследованиями по китайскому языку и санскриту».

    В 1889 году Константин Бальмонт женился на Ларисе Гарелиной. Брак оказался неудачным. Из-за семейных неурядиц и нервного расстройства Бальмонт совершил попытку самоубийства. Прочитав «Крейцерову сонату» Толстого, он выбросился из окна, но не погиб, а лишь получил тяжелые травмы, из-за которых год провел в постели и до конца жизни остался хромым.

    В 1890 году Бальмонт на собственные средства издал в Ярославле «Сборник стихотворений». Но книга не имела успеха, и Бальмонт уничтожил весь тираж. В последующие годы он много работал, но постоянно сталкивался с очередными неудачами. Заработать на жизнь литературным трудом оказалось тяжело.

    Бальмонт «не знал, что такое быть сытым, и подходил к булочным, чтобы через стекло полюбоваться на калачи и хлебы». Помощь ему в это время оказали писатель Владимир Короленко, профессор кафедры всеобщей литературы Московского университета Николай Стороженко и меценат князь Александр Урусов.

    Благодаря им Бальмонт смог получить крупные заказы на перевод книг. На средства Урусова он издал две книги переводов Эдгара По.

    В 1894 году в студенческом «Кружке любителей западноевропейской литературы» Бальмонт познакомился с Валерием Брюсовым, ставшим его близким другом.

    Сборник стихов Бальмонта «Под северным небом», вышедший в 1894 году, был благосклонно встречен критиками. За ним последовали сборники «В безбрежности» (1895) и «Тишина» (1898). Новые стихи стали публиковаться ежегодно.

    Первое десятилетие XX века у читающей России прошло под знаком Бальмонта.

    Обратите внимание

    Его популярность была огромной, его стихи знали наизусть жители как столицы, так и провинциальных городов, его выступления собирали толпы поклонников – «бальмонистов», как их тогда называли.

    Тэффи вспоминала: «Бальмонт был наш поэт, поэт нашего поколения. Он наша эпоха. К нему перешли мы после классиков, со школьной скамьи. Он удивил и восхитил нас своим “перезвоном хрустальных созвучий”, которые влились в душу с первым весенним счастьем».

    В 1896 году Константин Бальмонт женился на Екатерине Андреевой, вместе с которой он переводил Гауптмана. После свадьбы они уехали в путешествие по Западной Европе. Весной 1897 года Бальмонт читал лекции по русской литературе в Оксфорде. Вернувшись в Россию, он вместе с другими поэтами-символистами основал издательство «Скорпион» и журнал «Весы».

    В мае 1901 года за публичное чтение и распространение антиправительственного стихотворения «Маленький султан», написанного как отклик на разгон студенческой демонстрации в Петербурге 4 марта 1901 года, Бальмонт был на два года лишен права проживания в столичных и университетских городах. С июня 1901 по март 1902 года он жил в основном в усадьбе Сабынино в Курской губернии, где работал над новым сборником стихотворений «Будем как Солнце».

     Затем он покинул Россию и перебрался в Европу. Жил большей частью в Париже, но много путешествовал по странам Западной Европы. В 1905 году совершил поездку в Калифорнию и Мексику, в 1907 – на Балеарские острова, в 1909 – 1910 – в Египет, а в 1912 совершил большое путешествие, посетив Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, Полинезию, Цейлон и Индию.

    В этот период творчество Бальмонта приобретает политическое звучание, он яростно критикует царское правительство, посвящает стихи революции 1905 года и событиям русско-японской войны, сотрудничает в большевистской газете «Новая жизнь».

    Во время революционных событий 1905 года поэт возвратился в Россию, где «все дни проводил на улицах, строил баррикады, произносил речи, влезая на тумбы». Покидать же страну Бальмонту пришлось уже нелегально. За революционные призывы в России были запрещены его книги «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907), сборник «Злые чары» был арестован цензурой за «богохульные стихотворения».

    Вернулся в Россию Бальмонт в 1913 году, когда политэмигрантам была объявлена амнистия. Прежние поклонники с восторгом встретили его, но главными звездами русской поэзии уже были новые авторы.

    Важно

    Бальмонт много выступал с лекциями о поэзии, о странах Океании и культурах других народов. В 1915 году он выпустил сборник статей «Поэзия как волшебство», а годом позже стихотворный сборник «Сонеты солнца, меда и луны».

    Однако многие упрекали его в самоповторении. В 1916 году Бальмонт посетил Японию.

    Февральскую революцию Бальмонт приветствовал, а вот приход к власти большевиков встретил негативно («Социал-демократическая диктатура мне так же ненавистна, как и самодержавие», – утверждал он в одном из писем еще в 1905 году). Диктатуру пролетариата Бальмонт считал «уздой на свободном слове». В 1918 году он даже выпустил книгу «Революционер я или нет?», где критиковал деятельность большевиков с позиции «истинного революционера».

    Бальмонт отошел от политической деятельности, но по-прежнему много работал: писал стихи, переводил, сотрудничал с литературными журналами, читал публичные лекции. Жил в 1918 – 1920 годах в Москве и в Новогиреево – в то время подмосковном поселке. По свидетельству Б.

    Зайцева, Бальмонт в эти годы «нищенствовал, голодал, на себе таскал дровишки из разобранного забора… питался проклятой “пшенкой” без сахару и масла». В 1920 году с помощью старого друга – поэта Юргиса Балтрушайтиса – Бальмонт был направлен в годичную командировку за границу.

    Он покинул Россию с женой и дочерью Миррой, и больше на родину не вернулся.

    Бальмонт жил в Париже или в небольших городках на атлантическом побережье.

    Он продолжал интенсивную литературную деятельность, выпустил сборники стихов «Моё – ей», «В раздвинутой дали», «Северное сияние», «Соучастие душ», «Голубая подкова», «Светослужение», сотрудничал с парижской газетой «Последние новости» и журналом «Современные записки», другими изданиями, читал лекции в Сорбонне. Но и столь интенсивная работа не позволяла Бальмонту победить нужду.

    В 1932 году у поэта начали проявляться признаки психического расстройства. С 1936 года он жил в приюте «Русский дом», открытом для нуждающихся эмигрантов в городке Нуазиле-Гран под Парижем матерью Марией (Е. С. Кузьминой-Караваевой).

    Умер Константин Бальмонт в Нуазиле-Гран 23 декабря 1942 года.

    В. Серов. К.Д. Бальмонт. 1905г.

    Чем знаменит

    Бальмонт стал первым в России поэтом-символистом, чье творчество получило признание. Стихи из первых его сборников «Под северным небом» и «В безбрежности»  прославили Бальмонта как самого певучего из русских поэтов.

    Наибольшую славу ему принесли сборники «Тишина» (1898), «Горящие здания» (1900) и «Будем как Солнце» (1903).

    Совет

    Бальмонт виртуозно пользовался приемами аллитерации и ассонанса (Лебедь уплыл в полумглу, / Вдаль, под луною белея. / Ластятся волны к веслу, / Ластится к влаге лилея… «Влага», 1899).  Также он мастерски владел сложными формами стиха, первым среди русских поэтов стал использовать сверхдлинные размеры с внутренними рифмами и удлиненные рифмические цепи.

    О чем надо знать

    Творческое наследие Константина Бальмонта огромно. Ему принадлежат 35 поэтических книг, 20 книг прозы, как художественной, так и автобиографической, а также филологические исследования, критические эссе, записные книжки и многочисленные письма. Еще в 1910 году Бальмонт говорил, что спустя полвека его полное собрание сочинений превысит 93 том.

    Общий объем переводов Бальмонта составляет более десяти тысяч печатных страниц.

    Среди переведенных им авторов Уильям Блейк, Перси Шелли, Эдгар По, Оскар Уайльд, Шарль Бодлер, Педро Кальдеро, Шота Руставели, Сэмюэль Кольридж, Калидаса, Кнут Гамсун, другие французские, английские, литовские, болгарские, польские, испанские, армянские, чешские, бельгийские, греческие, японские, китайские и индийские авторы.

    Прямая речь

    Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется

    Чуждый чарам черный челн.

    Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог Бросил берег, бьется с бурей,

    Ищет светлых снов чертог.

    Мчится взморьем, мчится морем, Отдаваясь воле волн. Месяц матовый взирает,

    Месяц горькой грусти полн.

    Умер вечер. Ночь чернеет. Ропщет море. Мрак растет. Челн томленья тьмой охвачен. Буря воет в бездне вод.

    Константин Бальмонт «Челн томленья» (1894)

    Я – изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты – предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны,

    Перепевные, гневные, нежные звоны.

              Я – внезапный излом,           Я – играющий гром,           Я – прозрачный ручей,

              Я – для всех и ничей.

    Переплеск многопенный, разорванно-слитный, Самоцветные камни земли самобытной, Переклички лесные зеленого мая –

    Все пойму, все возьму, у других отнимая.

    Обратите внимание

              Вечно юный, как сон,           Сильный тем, что влюблен           И в себя и в других,

              Я – изысканный стих.

    Константин Бальмонт (1901)

    Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце         И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

            И выси гор.

    Я в этот мир пришел, чтоб видеть море         И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре.

            Я властелин.

    Я победил холодное забвенье,         Создав мечту мою. Я каждый миг исполнен откровенья,

            Всегда пою.

    Мою мечту страданья пробудили,         Но я любим за то. Кто равен мне в моей певучей силе?

            Никто, никто.

    Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,         А если день погас, Я буду петь… Я буду петь о Солнце         В предсмертный час!

    Константин Бальмонт (1905)

    «В  предшествующих своих книгах – “Под Северным Небом”,  “В  Безбрежности”,  и  “Тишина” я показал, что может  сделать  с  Русским  стихом  поэт,  любящий музыку.  В них есть ритмы и перезвоны благозвучий, найденные  впервые.  Но  этого  недостаточно. Это только часть творчества. Пусть же возникнет новое.

    В   воздухе  есть  скрытые  течения,  которые пересоздают   душу.   Если  мои  друзья  утомились смотреть   на  белые  облака,  бегущие  в  голубых пространствах, если мои враги устали слушать звуки струнных  инструментов, пусть и те и другие увидят теперь,  умею  ли  я  ковать  железо  и закаливать сталь».

    Константин Бальмонт «Из записных книжек» (1899)

    «Раз он в деревне у С. Полякова полез на сосну: прочитать всем ветрам лепестковый свой стих; закарабкался он до вершины; вдруг, странно вцепившися в ствол, он повис, неподвижно, взывая о помощи, перепугавшись высот; за ним лазили; едва спустили: с опасностью для жизни.

    Однажды, взволнованный отблеском месяца в пенной волне, предложил он за месяцем ринуться в волны; и подал пример: шел — по щиколотку, шел – по колено, по грудь, шел – по горло, – в пальто, в серой шляпе и с тростью; и звали, и звали, пугаяся; и он вернулся: без месяца. Е. А.

    , супруга, уехала раз в Петербург; он остался в квартире один; кто-то едет и – видит: багровы все окна в квартире Бальмонтов: звонились, звонились, звонились; не отпер – никто; и вдруг – отперли: копотей – черные массы; сквозь них – бьют вулканы кровавые из ряда ламп с фитилями, отчаянно вывернутыми; среди черно-багровых Гоморр – очертание черного мужа, Бальмонта, устроившего Мартинику, –  не то оттого, что он выпил, не то от каприза, мгновенного и поэтического Я бы мог без конца приводить факты этого рода, весьма обыденные в жизни Бальмонта; весьма удивительно: не горел, не тонул и с сосны не низвергся».

    Андрей Белый «Начало века»

    «Я пошел на лекцию Бальмонта. Она называлась “Поэзия как волшебство”. В зале Купеческого собрания было тесно и жарко. На маленьком столе, покрытом зеленой бархатной скатертью, горели два бронзовых канделябра. Вошел Бальмонт. Он был в сюртуке, с пышным шелковым галстуком. Скромная ромашка была воткнута в петлицу. Редкие желтоватые волосы падали на воротник.

    Серые глаза смотрели поверх голов загадочно и даже высокомерно. Бальмонт был уже не молод. Он заговорил тягучим голосом. После каждой фразы он замолкал и прислушивался к ней, как прислушивается человек к звуку рояльной струны, когда взята педаль. После перерыва Бальмонт читал свои стихи. Мне казалось, что вся певучесть русского языка заключена в этих стихах.

    Кукушки нежный плач в глуши лесной Звучит мольбой, тоскующей и странной. Как весело, как горестно весной, – Как мир хорош в своей красе нежданной! Он читал, высоко подняв рыжеватую бородку. Стихи расплывались волнами над зрительным залом. И, как тихий дальний топот, за окном я слышу ропот, Непонятный странный шепот — шепот капель дождевых. Бальмонт кончил.

    Затряслись от аплодисментов подвески на люстрах. Бальмонт поднял руку. Все стихли. – Я прочту вам «Ворона» Эдгара По, – сказал Бальмонт, – Но перед этим я хочу рассказать, как судьба все же бывает милостива к нам, поэтам. Когда Эдгар По умер и его хоронили в Балтиморе, родственники поэта положили на его могилу каменную плиту необыкновенной тяжести.

    Важно

    Эти набожные квакеры, очевидно, боялись, чтобы мятежный дух поэта не вырвался из могильных оков и не начал снова смущать покой деловых американцев. И вот, когда плиту опускали на могилу Эдгара, она раскололась. Эта расколотая плита лежит над ним до сих пор, и в трещинах ее каждую весну распускается троицын цвет.

    Этим именем, между прочим, Эдгар По звал свою рано умершую прелестную жену Вирджинию. Бальмонт начал читать “Ворона”. Мрачная и великолепная поэзия дохнула в зал.

    За окнами не было уже ни Киева, ни огней на Крещатике, висевших голубоватыми цепями, – не было ничего:

    Только ветер уныло гудел над черной, присыпанной снегом равниной. И железное слово “невермор” тяжело падало в пустоту этой ночи, как бой башенных часов».
    Константин Паустовский «Книга о жизни»

    Десять фактов о Константине Бальмонте

    • Фамилию Бáльмонт поэт унаследовал от родителей, однако, используя ее в качестве поэтического псевдонима, предпочитал произносить ее с ударением на последний слог – Бальмóнт.
    • Скорее всего, фамилия представляет собой искаженную форму слова «баламут». Но, по версии, восходящей к самому Бальмонту, фамилия досталась его семье от каких-то шотландских или скандинавских моряков, переселившихся в Россию. «Фамилия Бальмонт очень распространена в Шотландии», – писал он.
    • Корней Чуковский полагал, что в свои переводы английского поэта Перси Шелли Бальмонт внес слишком многое от себя, получившееся в результате «новое лицо», полу-Шелли, полу-Бальмонта, Чуковский называл «Шельмонтом».
    • Известный портрет Бальмонта работы Валентина Серова хранится в Третьяковской галерее.
    • Кандидатура Бальмонта выдвигалась на Нобелевскую премию по литературе.
    • После развода с Бальмонтом его первая жена Лариса Гарелина вышла замуж за историка литературы Николая Энгельгардта. Ее дочь от этого брака, Анна Николаевна Энгельгардт, стала второй женой Николая Гумилева.
    • По законам Российской империи, после развода с Гарелиной Бальмонт терял право жениться вновь. Но ему удалось вступить в новый брак, предъявив старый документ, где он числился неженатым.
    • Третьей женой Бальмонта стала Екатерина Цветковская, с которой он познакомился в Париже в 1900 году. Их дочь Мирра получила имя в честь Мирры Лохвицкой.
    • В 1939 году советский поэт Леонид Мартынов написал пьесу «Поэзия как волшебство». Ее героями были Бальмонт и его брат Михаил, омский мировой судья. В основу пьесы положен реальный факт приезда Бальмонта в Омск в 1916 году.
    • Рассказывают, что Бальмонт, решив взяться за перевод Генрика Ибсена, по ошибке выучил шведский язык вместо нужного для этого норвежского.

    Материалы о Константине Бальмонте

    Статья о Константине Бальмонте в русской Википедии

    Статья о Константине Бальмонте в энциклопедии «Кругосвет»

    Константин Бальмонт в проекте «Хронос»

    Сочинения в электронной библиотеке Максима Мошкова

    Константин Бальмонт в библиотеке «ImWerden»

    Константин Бальмонт: попытка самоубийства в Ярославле – миф или правда?

    Константин бальмонт – уникальные факты

    фото: «Ретро Ярославль»

    Бальмонт Константин Дмитриевич – поэт, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века.

    Константин Бальмонт родился в 1867 году в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в дворянской семье. Существует мнение, что в 1912 году Бальмонт пытался покончить жизнь самоубийством, выбросившись из окна гостиницы «Бристоль» (сегодня – банк ВТБ на ул. Кирова). Но исторические факты доказывают, что это не совсем так.

    Однако судьба Бальмонта действительно была связана с Ярославлем. В 1886 году поэт поступил в Московский Университет, но был оттуда исключён за участие в организации студенческих волнений.

    Некоторое время молодой человек проводит в Шуе под надзором полиции, потом восстановился на учёбу в Университете, но всё-таки бросил её. С этого момента и началась его ярославская история: в 1889 году Бальмонт поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле.

    Тогда же он женился на дочери Шуйского фабриканта Ларисе Михайловне Гарелиной, которая потом сильно повлияла на жизнь и эмоциональное состояние поэта.

    Однако Демидовский лицей – не единственное, что связывает Бальмонта с Ярославлем. В 1890 году первая книга поэта «Сборникъ Стихотворенiй» с посвящением Л.М.Б. была отпечатана в типографии Г. В. Фалька, которая располагалась на улице Духовской в нашем городе (сегодня – улица Республиканская).

    Но, несмотря на то, что такое важное событие, как печать первой книги, состоялось в Ярославле, в том же 1890 году Бальмонт с женой переехали в Москву, где поселились в гостинице «Лувр-Мадрид».

    Совет

    Именно здесь 13 марта 1890 года поэт совершил попытку самоубийства, написав записки жене, своему товарищу и полиции и выбросившись из окна гостиницы. На этот поступок Бальмонта подтолкнуло тяжёлое нервное расстройство, в котором он находился из-за учёбы в университете, а также сложный характер его жены.

    Проблемы со здоровьем у Бальмонта были на тот момент уже на протяжении трёх лет, его мучали головные боли, иногда он не спал по несколько суток.

    Поэт выжил и после мифологизировал это трагическое событие в своих произведениях. Хромота осталась у него на всю жизнь.

    Таким образом, Бальмонт действительно пытался свести счёты с жизнью, но произошло это в 1890 году и в Москве, а не в Ярославле. Реальные факты этого события описаны в статье доктора филологических наук Л. Н.Таганова «13 марта 1890 года в жизни и творчестве К. Бальмонта» (Сборник материалов научно-практической конференции 16 июня 2012 г., Иваново).

    А в мае 1915 года поэт снова связывает свою жизнь и творчество с Ярославлем: он завершает книгу «Ясень. Видение дерева» и договоривается с К. Ф. Некрасовым (племянником великого русского поэта Н. Некрасова) об её издании как завершающего звена «длинной цепи, возникшей ровно 25 лет назад в Ярославле». В октябре Бальмонт устраивает встречу с любителями поэзии в нашем городе.

    Константин Бальмонт (1867–1942)

    Константин бальмонт – уникальные факты

    Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 г. в деревне Гумнищи Владимирской губернии в большой семье председателя уездной земской управы Дмитрия Константиновича Бальмонта и его жены Веры Николаевны, урожденной Лебедевой.

    Происхождение экзотической фамилии поэта в точности неизвестно: по одной версии, она шотландская, по другой — это измененная украинская фамилия Баламут.

    Ударение в своей фамилии все Бальмонты делали на первом слоге, но герой этого очерка изменил семейную традицию и перенес ударение на второй.

    Обратите внимание

    Наибольшее влияние на будущего поэта оказала мать, натура творческая, страстная и порывистая, — от нее Бальмонт перенял весь «душевный строй». Первые десять лет Константин провел в маленькой усадьбе в Гумнищах, которое затем вспоминал как «красивое малое царство уюта и тишины».

    В пять лет мальчик научился читать и вскоре уже с упоением декламировал наизусть Пушкина, Кольцова, Никитина и Некрасова.

    В десятилетнем возрасте он сам рискнул написать два стихотворения и показал их матери, но та раскритиковала дебют, и Бальмонт не рисковал повторять опыт еще шесть лет.

    Учебу Константин начал в Шуйской гимназии, но из седьмого класса его исключили за участие в нелегальном кружке, распространявшем прокламации «Народной воли». Пришлось переводиться во Владимирскую гимназию. В печати Бальмонт дебютировал в 1885 г. в петербургском журнале «Живописное обозрение».

    Окончив гимназию, он поступил на юридический факультет Московского университета, но в 1887-м за участие в протестах против введения нового университетского устава был исключен, отсидел трое суток в Бутырках и выслан в Шую. Два года спустя он поступил в ярославский Демидовский лицей, но, когда был отчислен и оттуда, поставил крест на попытках получить «официальное» образование.

    В 1889-м он женился на дочери шуйского фабриканта Ларисе Гарелиной, но этот брак оказался несчастливым.

    В 1890-м в Ярославле вышла первая поэтическая книга Бальмонта — «Сборник стихотворений», изданный им на собственные средства. Он вызвал благожелательный отклик знаменитого писателя В. Г. Короленко, которого Бальмонт называл потом своим «крестным отцом». Но сам Бальмонт воспринял свой дебют критически и сжег весь тираж книги.

    Утром 13 марта 1890 г. он попытался покончить с собой, выбросившись из окна третьего этажа. Попытка самоубийства не удалась, и впоследствии Бальмонт признавался, что именно тогда он осознал «святую неприкосновенность жизни» (впрочем, в 1909-м, вконец запутавшись в семейных отношениях, поэт повторил попытку суицида).

    В эту нелегкую минуту на помощь начинающему литератору пришел профессор Московского университета Н. И.

    Важно

    Стороженко — он обеспечил Константина переводческой работой, ввел его в редакцию журнала «Северный вестник», где Бальмонт свел знакомство с ведущими молодыми писателями, в том числе с Валерием Брюсовым, ставшим его ближайшим другом.

    Конец 1890-х был для Бальмонта счастливым временем. Его поэтические книги «Под северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895) были встречены любителями поэзии с интересом. Поэт упоенно занимался самообразованием, изучал иностранные языки, историю и теорию искусства. В 1896–1897 гг.

    он впервые побывал за границей — со своей второй женой Екатериной Андреевой съездил во Францию, Великобританию, Италию, Испанию. За новую книгу «Тишина» (1899), во многом основанную на впечатлениях от этой поездки, Бальмонт был принят в Общество любителей российской словесности. «Мне „везет“. Мне пишется.

    Мне жить, жить, вечно жить хочется» — так описывал поэт свое тогдашнее состояние.

    На рубеже столетий успех в жизни Бальмонта продолжал нарастать. Книги «Горящие здания» (1900) и «Будем как Солнце» (1902) сделали его самым известным и коммерчески успешным поэтом страны.

    Дополнительную популярность Бальмонту придал факт его участия в антиправительственной демонстрации (1901), после чего ему было запрещено жить в столице и университетских городах на три года. С 1902 по 1905 г.

    Константин Дмитриевич находился в основном за границей — Франция, Бельгия, Великобритания, Испания, Швейцария, а в январе 1905-го совершил путешествие в экзотические Мексику и Калифорнию.

    Параллельно с этим в России продолжал нарастать настоящий культ личности Бальмонта — его сборник «Только любовь» (1903) и выпущенное издательством «Скорпион» двухтомное собрание сочинений (1904–1905) пользовались ажиотажным спросом, у Бальмонта появилась целая армия поклонников и поклонниц, число его подражателей росло с каждым днем. Редкий молодой человек в те годы не зачитывался его стихами.

    Поэзия Бальмонта стала одним из символов начала столетия. Необычайно эффектная, изобилующая яркими красками, образами и метафорами, она поражала воображение читателей и в особенности читательниц своей дерзостью, свежестью, новизной. В моду вошли «бальмонтизмы» — такие вычурные слова, как «пышноцветный», «поцелуйный», «солнцеликий».

    В 1905 г.

    , с началом революции в России, Бальмонт вернулся из странствий на Родину и с головой окунулся в стихию бунта: участвовал в строительстве баррикад в Москве, произносил зажигательные речи перед студентами, сотрудничал в социал-демократических изданиях «Новая жизнь» и «Красное знамя», писал стихи, направленные против императора («Наш царь — Мукден, наш царь — Цусима…» и «Николаю Последнему»). Впрочем, под конец мятежного года Бальмонт все-таки осознал, что зашел слишком далеко и игра «в революционера» может плохо для него кончиться. В новогоднюю ночь 1906 г., опасаясь ареста, он покинул Россию. Так началась первая эмиграция поэта…

    Совет

    Бальмонт поселился в парижском пригороде Пасси. Средств у него хватало, поэтому он проводил время в многочисленных странствиях — в 1909 г. побывал в Египте, а в 1912-м предпринял большое путешествие по экзотическим южным странам: Канарские острова, Австралия, Новая Зеландия, Полинезия, Индия, Цейлон, Океания.

    Между тем в России популярность Бальмонта постепенно снижалась — некоторые его новые книги просто запрещались цензурой, а те, которые выходили, встречали в лучшем случае снисходительные отзывы критики. Все чаще Бальмонта упрекали в самоповторении, перепевах удачно найденных мотивов. То, что в 1900–1905 гг.

    казалось потрясающе свежим и новым, в начале 1910-х вызывало лишь недоумение и насмешки. Впрочем, сам поэт не обращал на это внимания.

    5 мая 1913 г. Бальмонт по амнистии, объявленной в связи с 300-летием дома Романовых, вернулся в Москву. На вокзале его встречала толпа поклонников. 1914-й ознаменовался для поэта выходом его десятитомного собрания сочинений, поездкой в Грузию, где он начал переводить поэму Ш.

    Руставели «Витязь в тигровой шкуре», и началом Великой войны 1914–1918 гг., заставшим Бальмонта во Франции. Только в мае 1915-го через Великобританию, Норвегию и Швецию поэт смог вернуться на Родину.

    Он много времени проводил в поездках по стране с чтением лекций и стихов, которые все чаще воспринимались слушателями как вчерашний день русской поэзии.

    Февральский переворот Бальмонт, как и абсолютное большинство россиян, восторженно приветствовал, а вот октябрьские события его ужаснули: он, десять лет назад предрекавший Николаю II эшафот, теперь называл большевиков «уздой на свободном слове».

    Когда у него спрашивали, почему он не переиздает своих произведений, он отвечал: «Не могу печатать у тех, у кого руки в крови».

    Обратите внимание

    Но сотрудничать с новой властью все же пришлось: Бальмонту нужно было содержать сразу две семьи — Екатерину Андрееву и дочь Нину и третью жену, Елену Цветковскую, с дочерью Миррой. Жизнь в Москве была невероятно тяжелой, голодной, почти нищенской. С трудом добившись с помощью посланника Литвы в России Ю.

    Балтрушайтиса и А. В. Луначарского разрешения выехать за границу для лечения, Бальмонт с женой Еленой и дочерью Миррой 25 мая 1920 г. покинул Россию. Первая эмиграция поэта продолжалась семь лет, вторая растянулась на 22 с лишним года…

    В парижской эмигрантской среде Бальмонта приняли настороженно — ведь он не бежал из Советской России, а официально выехал из нее. Да и сам поэт жаловался, что в Европе для него «пусто». «Никто здесь не читает ничего, — разочарованно писал он в 1927-м.

    — Здесь все интересуются спортом и автомобилями. Проклятое время, бессмысленное поколение!» Но и к Советской власти он относился резко отрицательно, называя ее «вооруженной бандой интернациональных проходимцев».

    Время от времени тоска по Родине одолевала Бальмонта, он мечтал о возвращении в Москву, но потом раздумывал ехать.

    В творческом плане эмигрантские годы оказались для поэта плодотворными и успешными.

    Он опубликовал восемь книг стихотворений, автобиографический роман «Под новым серпом», две книги воспоминаний, посещал с лекциями Литву, Болгарию, Польшу, Чехословакию.

    Многие критики указывали на то, что поздняя поэзия Бальмонта стала гораздо интереснее его сочинений 1910-х, горечь и тоска по Родине придали его стихам подлинную глубину.

    Но, несмотря на творческие успехи, материальное положение Бальмонта было совсем несладким. После 1936 г.

    , когда Константину Дмитриевичу диагностировали психическое заболевание, он жил в городке Нуази-ле-Гран, в приюте «Русский дом». Ночью 23 декабря 1942 г. 75-летний поэт ушел из жизни. Его похоронили на местном католическом кладбище.

    Важно

    На надгробном памятнике выбита лаконичная надпись: «Constantin Balmont, poete russe» — «Константин Бальмонт, русский поэт».

    Материал создан: 13.05.2015

    Как иметь дело с русскими