Княгиня ольга — духовная мать русского народа. мифы и факты

Все противоречивые Факты жизни Ольги. А была ли княгиня?

Княгиня ольга — духовная мать русского народа. мифы и факты

     Княгиня Ольга является одной из выдающихся и загадочных личностей на Киевском престоле. Она управляла Русью 15 лет: с 945 по 960 год. И прославилась как первая женщина-правительница, как твёрдый, решительный политик и как реформатор.

Но некоторые факты её дел и жизни весьма противоречивы, а многие моменты не выяснены до сих пор. Это позволяет поставить под сомнение не только её политическую деятельность, но само существование.

 Давайте разберёмся в тех данных, которые дошли до нас.

    Информацию о жизни Ольги мы можем найти в «Степенной книге» (1560-1563 гг.), дающей систематическое изложение русский истории, в «Повести временных лет», в сборнике «О церемониях византийского двора» Константина Багрянородного, в Радзивилловской и в некоторых других летописях. Некоторая информация, которую можно почерпнуть из них, спорна, а иногда прямо противоположна.    Самые большие сомнения вызывают датировки рождения княгини. Одни летописцы сообщают 893 год, но тогда вышла бы замуж она в десятилетнем возрасте, а родила первого сына в 49. Поэтому-то эта дата кажется маловероятной. Современные историки выдвигают свою датировку: от 920 до 927-928 годов, но подтверждений этим догадкам нигде не найти.     Также невыясненной осталась национальность Ольги. Её называют славянкой из Пскова (или из древни под Псковом), варяжкой (из-за схожести её имени с древнескандинавским Хельга), и даже болгаркой. Такую версию выдвинули болгарские историки, переведя древнее написание Пскова Плесков как Плиску – столицу тогдашней Болгарии.    Род Ольги тоже вызывает споры. Принято считать её незнатного рода, но существует Иоакимовская летопись (правда, её подлинность стоит под сомнением), которая сообщает о княжеском происхождении княгини. Некоторые другие летописи, тоже спорные, подтверждают домысел, что Ольга была якобы дочерью Вещего Олега – регента Игоря Рюриковича.     Замужество Ольги – следующий противоречивый факт. По «Повести временных лет» свадьба состоялась в 903 году. Существует красивая легенда, гласящая о непреднамеренной встрече Игоря и Ольги в лесах под Псковом. Якобы молодой князь переправлялся через реку на пароме, которым правила прекрасная девушка в мужской одежде – Ольга. Он сделал ей предложение – она отказалась, но позже их брак всё же состоялся. Другие летописи сообщают легенду о намеренном замужестве: регент Олег сам выбрал Игорю жену – девушку по имени Прекраса, которой он дал своё имя.     О дальнейшей жизни Ольги мы ничего не можем знать. Известен лишь факт рождения её первого сына – приблизительно 942 год. В летописных записях она вновь появляется только после смерти мужа в 945 году. Как известно, Игорь Рюрикович погиб во время сбора дани в древлянских землях. Его сын тогда был трёхлетним ребёнком, и правление взяла в свои руки Ольга.

Уинстон черчилль – уникальные факты

    Начала Ольга с расправы над древлянами. Древние летописцы утверждают, что древлянский князь Мал дважды присылал к ней сватов с предложением выйти за него замуж. Но княгиня отвечала отказами, жестоко умерщвляя послов.

Обратите внимание

Потом она совершила два военных похода в земли Мала. За это время были перебиты более 5 000 древлян и уничтожена их столица – город Искоростень.

Здесь напрашивается вопрос: как после этого Ольгу причислили к лику святых равноапостольных и называли Святой?

    Дальнейшее правление княгини носило более гуманный характер – она подала первый пример стройки зданий из камня (киевский дворец и загородная резиденция Ольги), объездила земли Новгорода и Пскова, и установила размер дани и места её сбора. Но некоторые учёные сомневаются в истинности и этих фактов.

Крещение в Константинополе

    Все источники называют лишь приблизительные дату, место и крёстников Ольги, что тоже вызывает много вопросов.

Но большинство из них сходятся в том, что она приняла христианскую веру в 957 году в Константинополе, а её крёстниками стали византийский император Роман II и патриарх Полиевкт.

Славянские летописи приводят даже легенду о том, как император хотел взять Ольгу в жёны, но та дважды перехитрила его и оставила ни с чем. А вот в сборнике Константина Багрянородного указывается, что Ольга во время визита уже была крещёной.

 

Предположения

    Конечно, такие противоречия в источниках можно объяснить давностью эпохи Ольги. Но можно предположить, что летописи говорят нам о двух (а то и более) женщинах одного имени.

Ведь тогда на Руси существовал обычай многожёнства, и есть данные о нескольких жёнах Игоря. Может быть, князь в 903 году взял в жёны одну Ольгу одного происхождения, а родила ему Святослава другая Ольга другого происхождения.

Этим легко объяснится путаница с годом её рождения, датой женитьбы и рождением сына.

    И точно также хочется верить, что к лику святых причислили совсем другую Ольгу, не ту, что чинила зверские расправы над древлянами.

Равноапостольная Ольга: страдающая мать

Княгиня ольга — духовная мать русского народа. мифы и факты

Святая равноапостольная княгиня Ольга издавна почитается Православной Церковью как духовная мать русского народа, благодаря которой началось его просвещение светом Христовой веры.

https://www.youtube.com/watch?v=L8rytJvL1-c

В образе первой русской правительницы причудливым способом переплелись такие ключевые женские роли как целомудренная девушка, любящая жена, скорбящая вдова, мудрая бабушка, добрая христианка и страдающая мать.

И если в первых ролях святая княгиня нам хорошо известна ещё по школьным учебникам, то образ Ольги — несчастной матери своего единственного сына Святослава — зачастую оттесняется на второй план.

Между тем, материнская любовь и молитва в образе святой княгини Ольги, которую летописец называет «русским познанием к Богу» и «началом нашего с Ним примирения», так же значимы, как богомудрость и целомудренность княгини.

Древнерусские летописцы засвидетельствовали значимость материнского страдания княгини Ольги за непослушное дитя, страдания несчастной матери, чья любовь к сыну, выражающаяся, прежде всего, в стремлении примирить его со Христом, осталась непонятой и осмеянной.

В «Повести временных лет», самом раннем из дошедших до нас летописных сводов, под 955 годом записано: «Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но, если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем.

Ибо для неверующих вера христианская юродство есть… Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь — тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же».

Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям… притом гневался на мать».

Следует отметить, что сказание о святой княгине Ольге, дошедшее до нас в летописных сводах, объединяет в себе сведения из нескольких источников. Самые ранние из них, повествующие о мести Ольги древлянам за смерть своего мужа, вероятно, были оставлены летописцем-язычником, писавшем ещё при князе Игоре.

Важно

Другие сведения, в том числе о беседах матери с сыном по поводу принятия христианства, были включены летописцами-христианами по прошествии многих лет после обретения нетленных мощей Ольги.

Разумеется, вложенные в уста княгини слова не стоит принимать буквально, но в них отразилась важность для древнерусских книжников XI-XII веков темы материнского страдания за детей, не желающих идти истинным путем, а также совершенно очевидный образ любимого, но непослушного сына как аллегория всего русского народа.

В этом рассказе летописец рисует Ольгу духовной матерью своего народа, болеющую сердцем за то, чтобы привести его к Христовой вере.

Та же летопись продолжает: «Однако, Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: «Да будет воля Божия; если захочет Бог помиловать род мой и Землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне». И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия».

Материнская молитва Ольги о сыне — это также молитва духовной матери о русском народе.

Завершая сказание об Ольге, «Повесть временных лет» сообщает о нетлении мощей княгини и утверждает её молитвенное заступление перед Богом за Русскую Землю: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом.

Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой купели и сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть в Христа.

Она первая из русских вошла в Царство Небесное, её и восхваляют сыны русские — свою начинательницу, ибо и по смерти молится она Богу за Русь… Здесь же её все люди прославляют, видя, что она лежит много лет, не тронутая тлением».

Совет

В 1547 году княгиня Ольга, почитание которой как святой началось, вероятно, ещё в последней трети X века, была прославлена в лике равноапостольной — проповедовавшей Евангелие и обращавшей народ в христианскую веру наравне с апостолами.

При этом большинство исследователей полагает, что непосредственно вслед за ней, скорее всего, не крестились ни её родственники, ни жители Киева, ни Пскова, откуда она, по одной из наиболее вероятных версий, была родом.

В летописном рассказе нет сведений о каких-либо наставниках или единомышленниках Ольги в мирских или духовных делах.

Собираясь возвращаться домой после визита в Константинополь, где, возможно, киевская княгиня и приняла святое Крещение, Ольга жалуется в разговоре с византийским Патриархом на своё человеческое одиночество: «Люди мои язычники и сын мой — да сохранит меня Бог от всякого зла».

Почему не воспользовалась она верховной властью для перемены веры в государственном масштабе, почему не настояла на крещении своих ближайших родственников? Автор одного из житий полагает, что княгиня не желала действовать насильно и перечить своему самодержавному сыну, оставляя всё на волю Божию и действуя лишь мягкими уговорами да молитвой: «Не переставала блаженная учить их, со слезами Господа моля, да познают Его, истинного Бога; и пророчески любомудрствовала, и плачущи говорила: «Бог милосердый по Своей милости, ведомыми Ему путями, Сам един Своим благоволением и щедротами может помиловать род мой и всех людей русских; и как захочет, обратит сердца их к разумению благочестия и во время благопотребно сподобит просвещения и совершенной веры».

Апостольство Ольги для русского народа заключается в проповеди христианства, в том, что она первая из русских людей вошла в Царство Небесное, тем самым указав дорогу остальным, и в том, что она и после своей смерти продолжает молиться Богу за Русь как её духовная мать.

Материнский характер апостольства княгини Ольги и мотив её первой проповеди, обращенной к сыну, были ещё глубже разработаны в житии, включённом в «Степенную книгу царского родословия» (вторая половина XVI века), авторство которой приписывают митрополиту Афанасию.

«Ольга пребывала среди бесчисленного множества язычников, помрачённых тьмой идолопоклонничества, которые были, как дикие звери, — пишет он, — она одна среди них, сия благочестивая Ольга, верою светясь, глубокую тьму неверия отгоняя, как пресветлая звезда, идя перед солнцем, светлый день Православия русским людям предвещая.

Все её старания были направлены на то, чтобы просветить людей своей верой Христовой.

И сына своего, великого князя Святослава, много раз побуждала она креститься, да и всем людям с умилением говорила: «О, сыновья русские, послушайте меня, новопросвещённую, пусть будет вам понятно то, что вы и сами обо мне знаете, — что все годы свои я прожила во тьме неведения и не слышала ни от кого истинного слова Божия, возвещающего путь вечной жизни.

Обратите внимание

Когда же я услышала от действительно знающих, тогда благодать Божия вселилась в сердце моё, и я без сомнения поняла, что воистину нет под солнцем иного имени, кроме Отца и Сына и Святого Духа, в Него я поверила, в Него крестилась, о Нём возвеселилось сердце моё и возрадовался язык мой, и все чувства плоти моей, и самый дух мой… Ради всего этого молю вас, поверьте в Сущего Бога, Которого я познала, приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся».

Автор «Степенной книги» утверждает, что некоторые люди из окружения Ольги всё же восприняли из её уст слово Божие и крестились. Однако её сын, великий князь Святослав, «как зверь был по привычкам своим и нисколько не прислушивался к её словам, так же как и вельможи его и прочие люди». Ольга часто беседовала с сыном, говоря ему: «О, дорогое моё дитя!..

Не ослушайся меня, матери твоей. Знай, дитя моё, что тот, кто не покоряется родителям, так же как и учителей доброму наставлению, погибели себе ищет. Послушай меня, сынок, прими веру истинную и крестись, и спасён будешь. Не медли, сын мой, пока погибель тебя не застигла». Но эти слова, как ей казалось, она сеяла на воде.

Святослав холодно отнесся к её увещеваниям и так и остался язычником, при этом ещё и гневался на мать.

«Боголюбивая же и чадолюбивая Ольга, — продолжает агиограф, — суровость души его видя и безумные ответы слыша, но материнским чадолюбивым сердцем страдая за него, плакала много, непрекращающиеся источники слез испуская, к любимому ею Христу обратив взор, молилась, восклицая, как если бы Он был тут, она с Ним беседовала и говорила: «О, премилостивый Господи Боже мой, Иисусе Христе… отец и мать меня оставили, и супруга я лишилась; от него я прижила единственного сына, и тот непокорный и неверующий так же, как и народ языческий… Спаси меня от рода лукавого и от множества неверующих людей. И хоть они ушли от Твоей благодати, но Ты, Владыка, человеколюбия ради, не пренебреги ими, но посети их и вразуми, приведи их к познанию Себя. Как и меня, прежде отчуждённую, привел Ты к Своему достоянию, так же, Господи, и людей этих, болеющих неверием, исцели благоверием и к Себе обрати и привлеки, и пусть они, просвещённые когда-нибудь Тобою, прославят имя Твоё пресвятое». Ольгина молитва звучит здесь как предваряющая религиозное самоопределение русского народа и придаёт пророческий характер её апостольству.

Тяжелые испытания святой Ольги в земной жизни — вдовство и несчастливое материнство — покрываются радостью познания Христа.

Автор «Степенной книги» вкладывает в уста Ольги следующие слова: «[Христа] же ради я благое дело сотворила, тьмы избежала, к свету притекла, прелесть оставила и истине присвоилась, бесов отреклась, Христу же обещалась; с Ним я радости и веселия здесь исполнилась; никогда до крещения я так не радовалась.

А насколько больше будут радоваться любящие Бога с Самим Богом в Царствии Небесном! А ты, о сын мой желанный, если познаешь Бога и крестишься, такую же радость великую получишь и пользу, и всякое благо приобретёшь себе и тем, кто с тобой».

Самоотверженной материнской любви Ольги, её устремлённости к духовным ценностям, Божией премудрости и радости в Боге противопоставлена в летописном рассказе нацеленность Святослава на материальные блага.

«Повесть временных лет» описывает его как отважного воина, ищущего, однако, богатства и славы в чужих землях и мало заботящегося об устройстве своей собственной. В тяжёлый год нападения печенегов на Русь Святослав находился в очередном походе, и уже престарелой Ольге пришлось взять на себя оборону столицы.

Важно

Со своими внуками, в числе которых был и маленький Владимир, она укрылась в осаждённом Киеве, где люди изнемогали от голода и жажды. Когда осаду чудом удалось снять, киевляне отправили к Святославу послов со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих.

Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?». Святослав вернулся, жалея мать и детей, прогнал печенегов и установил мир.

Однако, уже в следующем году заявил матери и боярам: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии — серебро и кони, из Руси же — меха и воск, мёд и рабы».

В летописном рассказе страдающая и уже тяжелобольная Ольга отвечает ему: «Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?.. Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь».

Спустя три дня она скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу».

На последней просьбе княгини не хоронить её по языческому обряду — довольно странной со стороны христианки — некоторые исследователи основывают версию о том, что Ольге под конец жизни вообще приходилось тайно исповедовать Христову веру.

Возможно, конфронтация с христианством в этот период была настолько сильной, что великий князь не только гневался на свою мать, но и запретил ей явно отправлять православные обряды. У умирающей Ольги возникли опасения, что её суровый сын-язычник, враждовавший в это время с Византией, может похоронить её по торжественному языческому обряду — отсюда её последнее завещание.

Кроме того, летопись даже не указывает места, где священник похоронил останки княгини: за фразой «и несъше, погребоша ю на месте…» следует пропуск.

Несмотря на всю свою и земную родительскую, и духовную любовь к сыну, несчастной матери так и не удалось привести его к истинной вере и пребывать с ним в единомыслии и радости о Боге.

Впоследствии сбывается её пророчество о злой кончине Святослава: летописец сообщает, что «напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него». Но исполнилось и другое пророчество княгини Ольги — о крещении Земли Русской.

Молитвенные труды и дела святой не пропали даром. Её внук Владимир, младший сын Святослава, спустя приблизительно двадцать лет после кончины Ольги принимает, по примеру бабки, христианство и делает его законом всего русского народа.

Совет

Традиционной датой Крещения Руси считается 988 год, с которого ведет своё начало официальная история Русской Церкви. В ней образы святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и оте-ческое начало русской духовной истории.

Литература:1. Бедина Н. Н. Образ святой княгини Ольги в древнерусской книжной традиции (XII — XVI в.) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 4 (30). С. 8 — 12.2. Книга степенная царского родословия. Ч. I. М., 1775.

3. Малкова, Н. А. Святая княгиня Ольга как агиологический тип // Религиоведение, 2011, № 1, 25-31.4. Повесть временных лет / подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д. С. Лихачева; под ред. В. П. Адриановой-Перетц. СПб., 1999.

5. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. Ч. 2. Гл. 7: Сказ о мудрой княгине Ольге; гл. 8: Противоборство язычества и христианства в X веке. М., 1987.

•03 •июля• 2015•

Княгиня Ольга

Княгиня ольга — духовная мать русского народа. мифы и факты

Историкам образ Ольги доставил немало головной боли. Многие свидетельства порождают больше загадок, чем открывают достоверных фактов. Само ее происхождение окутано дымкой недосказанности.

Княгиня Ольга

У Николая Гумилева есть стихотворение «Ольга», 1920 года — поэтическая медитация на тему женского имени:

Эльга, Эльга! — звучало над полями,

Где ломали друг другу крестцы

С голубыми, свирепыми глазами

И жилистыми руками молодцы.

Ольга, Ольга! — вопили древляне

С волосами желтыми, как мед,

Выцарапывая в раскаленной бане

Окровавленными ногтями ход.

И за дальними морями чужими

Не уставала звенеть,

То же звонкое вызванивая имя,

Варяжская сталь в византийскую медь.

Все забыл я, что помнил ране,

Христианские имена,

И твое лишь имя, Ольга, для моей гортани

Слаще самого старого вина.

…Вижу череп с брагой хмельною,

Бычьи розовые хребты,

И валькирией надо мною,

Ольга, Ольга, кружишь ты.

Это — о княгине Ольге, одной из самых известных и загадочных женщин Древней Руси. Первая женщина у кормила власти, выросшая из «любезной сельской девицы» (Карамзин) в «архонтиссу России», вершительницу судеб Восточной Европы.

Безжалостная «валькирия», мстящая за убитого мужа; «матерая вдова, крепко держащая в руках бразды правления над семьей и над страной» (архимандрит Константин). И — христианка- неофитка, смиренно слушающая наставления патриарха…

В «Повести временных лет» (XII век) она впервые появляется под 903 годом: молодому князю Игорю, постигающему государственную науку под началом Олега-правителя, «приведоша жену от Плескова, именем Ольгу». Плесков (Пльсков) обычно отождествляется с Псковом.

Более поздние сказания из «Степенной книги» (XVI век), уточняют: происходила Ольга «от веси именуемыя Выбутцкая». А была Ольга,

«от языка [т.е. народа] варяжска, от рода же не княжеска, ни велможеска, но от простых людей».

Повествование о первом знакомстве Игоря с будущей супругой воплощает известный в средневековой литературе сюжет: мудрая дева своими рассудительными речами образумливает юношу, воспылавшего к ней нечистой страстью.

Согласно сказанию, Игорь, переправляясь в лодке через князя, она должна была иметь знатное происхождение. Варяжское или славянское? Имя «Ольга» (в греческой передаче Эльга) точно соответствует скандинавскому «Хельга».

Но было ли это имя изначальным для нее?

Обратите внимание

Иоакимовская летопись, в передаче Василия Татищева (XVIII век), говорит, что Олег выдал за Игоря «жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее».

Вроде бы получается логично — расчетливый правитель хотел соединить варяжский род Рюриковичей со старой славянской знатью, потомками старейшины, призвавшего Рюрика.

Вот только подлинность пересказанных Татищевым сведений большинство историков отвергает…

Откуда же появился пасторальный образ отроковицы-паромщицы? Историк церкви Антон Карташев считал, что здесь мы имеем дело с «легендарным искажением признака высокого социального положения Ольги-ва-ряжки»: она действительно выросла при переправе через реку Великую, только была дочерью не простолюдина-лодочника, а знатного варяга, отвечавшего за важный стратегический пункт на пути «из Варяг в Греки».

Однако была ли родиной Ольги Псковщина? Некоторые поздние летописи называют ее дочерью… могущественного регента — Вещего Олега. Еще более оригинальную версию обосновывал церковный историк архимандрит Леонид (XIX век).

В собрании графа Уварова он обнаружил исторический сборник XV века, в котором рассказывалось, что Олег женил Игоря «в Болгарех» и взял за него княжну по имени Ольга, «иже бе мудра зело».

По гипотезе архимандрита, родина Ольги (Плесков) — это не Псков, а Плиска, столица Болгарии в 681-893 годах.

Такая версия объясняет многое — например, настойчивый интерес сына Ольги Святослава к болгарским делам и его желание перенести свою столицу на Дунай («ибо там — середина земли моей», — говорил князь-воитель). Против этого вроде бы свидетельствует тот факт, что супруга Игоря была язычницей.

Но все сходится, если предположить, что Ольга была дочерью болгарского князя Владимира Расате (правил в 889-893 годах), отступника, вернувшегося к язычеству.

Будучи замужем за Игорем, Ольга не стремилась выходить на первый план политики, хотя, согласно житию, на Руси ее считали «премудрой».

Вновь она проявляет себя в истории после убийства племенем древлян своего мужа в 945 году (летописец бесстрастно свидетельствует, что князь увеличил поборы, «желая большего богатства»). Рассказ о мести Ольги — один из самых запоминающихся эпизодов «Повести временных лет».

Важно

Она карает племя четырежды! Причем каждый раз вводит в заблуждение наивных древлян (они даже хотели предложить ей в мужья своего князя Мала!), заявляя, что не гневается на них.

Первое посольство, искавшее примирения, она погребает заживо в ладье, второе, более знатное, сжигает во время мытья в бане. Затем, придя «в землю Деревскую», во время тризны по Игорю приказывает перебить 5000 древлян. И, наконец, Ольга открывает военные действия, осаждает древлянскую столицу Искоростень.

В ходе переговоров притворно соглашается простить горожан, взяв с них легкую дань — по три голубя и три воробья с каждого двора. По ее приказу воины привязывают каждой птице тлеющий трут и отпускают. Пернатые возвращаются на родные дворы — и весь город охватывает пламя…

То, что летопись столь подробно живописует жестокость ее действий, историк XIX века Сергей Соловьев объясняет так: «Женщина отличается благочестием в религиозном и семейном смысле; обязанность же мести за родного человека была тогда обязанностью религиозной, обязанностью благочестия».

Почему же суровые воины дружины приняли руководство слабой женщины? Ольга приняла правление как регентша при трехлетнем сыне Святославе. Рядом с ней мы видим воеводу Свенельда — авторитетного в войске. Высказывались умозрительные предположения, что мудрую княгиню и отважного викинга связывало нечто большее, чем политическое партнерство…

То немногое, что мы знаем о внутренней политике Ольги из летописей, подтверждает ее статус мудрой правительницы. Игорь заплатил жизнью не только за собственную жадность, но и за хаос в налоговой системе.

Ольга занялась установлением твердых «правил игры»: определила уставы, оброки и дани. Учредила погосты — опорные пункты, где останавливался князь во время сбора налога.

Княжеское полюдье при ней утратило характер произвола.

Вершина политической биографии Ольги и ее духовной судьбы — путешествие в Константинополь и принятие крещения.

Совет

И здесь опять возникает разноголосица мнений — сколько раз совершила Ольга свой непростой вояж, ведь на днепровских порогах «пошаливали» печенеги. Летопись сообщает о поездке княгини под 955 годом.

А по «Обряднику» императора Константина Багрянородного можно предположить два варианта — 946-й и 957 годы.

Но зачем отправилась уже пожилая княгиня (в конце 950-х ей было 65-67 лет) в далекий Царьград? Ведь придя к христианской вере — а она, судя по всему, имела наставника, попа Георгия — креститься она могла и на родине. Ряд историков предполагает, что «архонтисса» искала династических связей с константинопольским домом.

Могли вестись переговоры о браке византийской принцессы со Святославом Игоревичем, а ему тогда, конечно, пришлось бы принимать христианство. Однако гордые ромеи не откликнулись на инициативу.

Караван ольгиных судов проболтался весь летний сезон на водах Золотого Рога, но кроме торжественных церемоний и казенных даров в актив посольства записать было нечего.

Отголосок ольгиной обиды звучит в летописи. Повествование там ведется в двух регистрах. Благочестивым тоном рассказывается о приобщении Ольги к Христовой вере, о ее встречах с патриархом. Контакты же с императором подаются в ерническом ключе.

«Народным баснословием» считал Карамзин летописную историю о том, что царь Константин, пленившись красотой и умом княгини, предложил ей выйти за него замуж. «В 955 было ей уже 64 года: одна Нинон Лакло прельщала в такой старости!», — с возмущением писал историограф…

Согласно «Повести временных лет», Ольга, не желавшая такой партии, заявила императору, что не крестится, если он сам не будет ее восприемником. После же совершения таинства она, торжествуя, заявила Багрянородному, что теперь она его нареченная дочь и не может выйти за него замуж — «у христиан нет такого закона». «Переклюкала [т.е.

перехитрила] ты меня, Ольга», — будто бы сказал раздосадованный царь…

Реальная же досада самой Ольги на не слишком теплый прием в Константинополе отражена на другой странице летописи. Вскоре после ее возвращения на Русь туда прибывают послы Константина и напоминают, что Ольга обещала послать ему дары и воинов в помощь. Ответ княгини звучал едко и афористично: «Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду [бухта Золотой Рог], то тогда дам тебе».

По данным немецких источников, в 959 году Елена — как стала зваться Ольга после крещения — пошла на антивизантийский демарш, отправив послов к германскому королю Оттону I с просьбой прислать на Русь епископа и священников. Однако новый византийский император Роман II (959-963) поспешил уладить отношения с Русью.

Обратите внимание

Миссия отправленного из Германии епископа Адальберта завершилась ничем, сам он едва унес из Руси ноги, написав в своей хронике, что русы звали к себе представителей латинской церкви «притворно». Вскоре русский воинский корпус поехал крепить дружбу с Византией.

Свой «интернациональный долг» язычники-русы исполнили с честью — в 960-961 годах отбили у мусульман-арабов остров Крит.

https://www.youtube.com/watch?v=Qhz691A1eyo

За всеми этими перипетиями большой политики может как-то потеряться главный итог жизни Ольги-Елены, с которым она вошла в память потомков.

Княгиня была причислена к лику святых как равноапостольная, то есть уподобившаяся в своих трудах апостолам.

Помимо нее, православная церковь почитает лишь пять равноапостольных жен (Марию Магдалину, царицу Елену, мучениц Феклу и Апфию, просветительницу Грузии Нину).

И это, видимо, последняя загадка Ольги: ни летопись, ни житие не рассказывают о ее широкой миссионерской деятельности. Она не смогла обратить ко Христу даже сына — Святослав остался язычником, хотя и вполне веротерпимым. Внуки Олег и Ярополк под влиянием бабушки склонялись к христианству, но принять крещения не успели — были убиты.

В 1044 году Ярослав Мудрый приказал окрестить их кости… Антон Карташев считал замечательным то, что Ольга «не превратила своих христианских убеждений в программу политического переворота и захвата власти», оставаясь любящей матерью и подлинной христианкой.

Можно только догадываться, чего это стоило пожилой православной княгине, жившей в языческой стране.

Но, видимо, сам пример личного благочестия княгини действовал вдохновляющее, и народ почитал ее святой задолго до официальной канонизации в 1547 году. Недаром так много по Руси было «Ольгиных крестов», от которых «знамения и чудеса содевахуся».

Важно

Ольга скончалась 11 июля 969 года. По словам летописца, она «первой вниде в цесарство небесное от Руси»…

Подвиг святой Ольги и судьба России

Княгиня ольга — духовная мать русского народа. мифы и факты

А ее жестокость? Какова страшная месть овдовевшей княгини древлянам за убийство мужа! Казалось бы, репутация Ольги, будущей христианки, скомпрометирована этой известной историей.

Могут быть различные мнения относительно роли святой равноапостольной Ольги в судьбах нашего Отечества, но для всех бесспорен тот образ, который запечатлен навсегда в нашей национальной памяти. Это величественный образ женщины с несокрушимой волей и высоким достоинством, несокрушимым мужеством и с подлинно государственным умом.

Святая Ольга – необычайно цельная личность, подлинно великая женщина, силою обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства.

Святая Ольга оказалась достойной того исторического жребия, который ей выпал.

Более того, Промыслом Божиим именно ей выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, а самой княгине определил церковное почитание как равноапостольной.

Нет смысла впадать в сложные, не бесспорные и, по сути, бессмысленные изыскания о «национальном» – славянском или варяжском происхождении равноапостольной княгини. Ее имя – Ольга – скандинавское, оно существует по сей день в Дании и в Швеции в форме «Хельга». И до св.

Ольги в главе начинающейся Руси мы видим одни скандинавские, «варяжские» («ославяненные» или искаженные) имена викингов шведского, норвежского или датского происхождения – Рюрик, Трувор (шведское – Тревор), Синеус (шведское – Сениус), Аскольд, Дир (оригиналы этих имен трудно установимы), Олег (датское – Хельге), Игорь (шведское Ингвар), Свенельд.

На княгине Ольге варяжский ряд имен Рюриковичей прерывается. Далее идут имена славянские. Сын Ольги – Святослав, ее внук – Владимир.

Совет

Это неслучайно. Норманны, варяги быстро усваивали язык того этнического большинства, с которым они связали свою судьбу. И в этом нет ущерба тем народам, что испытали норманнское воздействие. Воздействие это было чувствительным по всей Европе, на заре формирования ее наций и государств.

Нет от варяжского призвания ущерба достоинству России, ведь ее «славянство» не в этнической «чистоте» (подобного и в помине нет), а в первенстве славянского языка среди многообразия ее народов и этносов. Не страдает же национальное достоинство французов и их языка оттого, что одна из крупнейших провинций Франции так и называется – Нормандия.

И еще одно не маловажное обстоятельство. Она, св. Ольга, первой из семейства, из династии Рюриковичей приняла христианство. Богослужебный язык христиан Руси того времени, бесспорно уже был славянский. Для нее, варяжской аристократки, христианская вера открывалась той своей глубинной стороной, которая и ныне не до конца ясна для наших современников.

Христианская вера – эта вера благородная, это вера благородных людей. Благородных по духу, не по сословному происхождению, социальному положению.

В основе христианства – все признаки истинного благородства: любовь к ближнему до самопожертвования, милосердие, самоотвержение.

Даже к врагам проявляются милосердие, снисхождение и всепрощение, парадоксально сочетаемые с непререкаемой стойкостью в следовании принципам веры и в отстаивании этих принципов.

Честность, неприятие лжи, чистота нравственная, высокое личное достоинство, отличное от гордости и ей неподвластное – все это было в высоком совершенстве корпоративных проявлений древней христианской общины.

В ней каждая личность бесценна и уважаема, поскольку каждая личность уникальна, поскольку каждая ценна для Бога. Ведь Основатель этой веры пришел на Землю и открыл врата спасения для всех и для каждого человека.

Обратите внимание

Этому благородству по-своему не чужды были древние странники морей варяги-викинги. Без этих качеств не могли жить дружины варягов – купцов-разбойников, суровых, жестоких воинов и бесстрашных мореплавателей.

Они – норманны-варяги – обогнули Европу и достигли африканских берегов древнего Карфагена. Они, герои северных вод, доходили до полярных льдов, населили Исландию и юг Гренландии, пришли в доколумбову Америку.

Они, викинги-варяги, прошли водными путями в Каспий и к берегам Персии. Они потрясали стены «столицы мира» Константинополя-Царьграда, где больше неслыханных богатств и роскоши впечатлили их чудеса и красота «греческой» Веры, и где их соплеменники уже давно служили в элитарной наемной гвардии императоров.

Варягам было хорошо известно, что без взаимной выручки, без преданности воинов дружине и князю-конунгу, без самоотверженности и способности к самопожертвованию не выжить ни их ладье-драккару на море-океане, ни на суше дружине в смертном бою. И во внешнем сравнении христиане имели что-то сродственное им, варягам.

Даже храмы христиан строятся по принципу и форме корабля, и сама окружающая жизнь у них – это «море житейское», а община – как команда корабля, плывущая сквозь бури и напасти «житейского моря». И Путеводитель в сем бурном странствии – сам Основатель этой Веры, показавший удивительный, парадоксальный пример высшего благородства в жертвенной любви до крестной смерти.

Святая Ольга – знатная варяжка по происхождению, и унаследованные ею от предков-мореплавателей и воинов «доминантные признаки» проявились в ней столь сильно и полно, что отразились навсегда в национальной памяти.

В житии святой Ольги сохранилось некое народное воспоминание о ней, о том ее «доминантном качестве», которое, проявившись в юности, стало определяющим на всю дальнейшую жизнь. Вот фрагмент из жития благоверной равноапостольной княгини Ольги (по святителю Димитрию митрополиту Ростовскому).

Такие увещания к целомудрию, обращенные блаженною Ольгою к Игорю, образумили последнего, пробудив в нем чувство стыда. Он молчал, не находя слов для ответа; так они переплыли реку, а потом расстались. И удивился князь, столь выдающемуся разуму и целомудрию юной девицы.

Действительно, подобный поступок блаженной Ольги достоин удивления: не зная истинного Бога и Его заповедей, она обнаружила такой подвиг в защите целомудрия, тщательно охраняя чистоту своего девства, она образумила юного князя, укротив его похоть словами мудрости, достойными ума мужа.

Конечно, это легенда, но легенда – не миф. В этой легенде большая внутренняя правда. Если самого случая подобного и не было, то его изложение – прекрасный повод показать целомудренный образ Ольги, образ цельной личности, наделенной настоящим чувством собственного достоинства и житейски мудрой.

Важно

Она «бережет честь смолоду», а ее увещание Игорю содержит наставления по управлению людьми. Ольга в этой легенде – человек ума государственного.

И еще отметим, что Ольга – неизмеримо более сильная натура, нежели Игорь, и в этом также проявился своеобразный «историзм» легенды, ибо так и было в исторической реальности.

А ее жестокость? Какова страшная месть овдовевшей княгини древлянам за убийство мужа! Казалось бы, репутация Ольги, будущей христианки, скомпрометирована этой известной историей. Но обратимся к содержанию самого происшествия.

Заметим, что события, связанные с древлянами, нельзя отрывать от общих примет времени и от той ситуации, того положения, в котором оказалась княгиня.

Ольга была ответственна за общее положение на Руси, за судьбу будущего государства и уже неразрывно связанного с ним княжеского семейства.

Княгиня Ольга сжигает в бане древлянских послов

Не прими Ольга тех мер, жестоких, но «понятных» всем и каждому на бескрайних просторах Руси, то, безусловно, будущее для населявших ее территорию племен было бы другим.

Княжеская власть утратила бы авторитет, ее бы нигде ни во что не ставили бы. Объединяющее начало оказалось бы подорванным в основе.

Кровавые межплеменные усобицы наполнили бы Русь, а судьба наследников Рюрика была бы плачевна. Ольга поступила с древлянами «резко», но мудро.

Достоинство и авторитет власти были восстановлены в полной мере.

Совет

Ибо «слухом земля полнится», и, безусловно, весть о том, что вдовствующая княгиня держит власть «крепкой рукою», прошла по всей земле и дошла даже до всех последующих поколений.

И усобиц не было при Ольге, и жила земля «тихо». А власть могла заниматься насущными делами всей нации, а не тем, чтобы успокаивать и усмирять «умы» и «души», думать о самосохранении.

В возмездии Ольги древлянам нет плоской вульгарной мести, садистской жестокости. Получили «свое» и хватит, довольно. Действительно, ведь никаких более известий о «крутости нрава» русской княгини нет.

Святая Ольга «местью» не упивалась и ею не жила.

Ее «акция возмездия» – всего лишь адекватная мера в силу общего положения многоплеменной Руси и ее единой власти, в силу положения на Руси, создавшегося в результате «протестных действий» древлян.

Но в чем же подвиг святой Ольги? Ведь не в том же, конечно, что она «извела» мятежных «сепаратистов» древлян во благо будущей России и династии Рюриковичей. Невозможно о такой великой личности, как св. Ольга, сказать исчерпывающе в кратких словах. Но нельзя не отметить историю крещения св. Ольги в Царьграде.

Согласно ее житию, святой Полиевкт, патриарх Константинопольский, благословляя св.

Ольгу, обращается к ней после ее первого причастия со словами: «Благословенна ты среди жен Российских, ибо ты, оставив тьму, взыскала истинного света; возненавидев идольское многобожие, ты возлюбила единого истинного Бога; ты избежала вечной смерти, обручившись жизни бессмертной. Отселе тебя будут ублажать сыны Российской земли».

Летописное сказание о предшествовавших крещению Ольги событиях весьма своеобразно. Вот Ольга ждет, ждет долго, месяцами, когда ее примет император.

Ее достоинство великой княгини получает тяжкое испытание, как и испытывается ее стремление получить истинную веру, стать сопричастной вере через Святое Крещение. Главное испытание – перед самим крещением.

Обратите внимание

Это знаменитое «предложение руки и сердца» восхищенного русской княгиней византийского императора. И летописная версия, думается, не точна. По ней, по летописи Ольга укоряет императора, как, мол, можно думать о браке до крещения, а вот после крещения – посмотрим.

И просит императора быть ее восприемником, т.е. крестным отцом. Когда же после крещения император возвращается к своему брачному предложению, Ольга напоминает ему, что брака между «кумовьями» быть не может. И восхищенный император восклицает: «Перехитрила ты меня, Ольга!»

В этом сообщении есть безусловная историческая основа, но есть и искажение, возможно, «по разуму» сохранивших предание. Историческая правда угадывается в следующем. На троне «всемирной» Византийской империи был тогда Константин Порфирогенет (т. е. «Багрянородный»).

Это был человек более чем незаурядного ума (он автор знаменитой книги «Об управлении империи», в которой содержится и известие о начале Российской Церкви). Константин Порфирогенет был прожженный политик и политик удачливый.

И уж, конечно, он был достаточно образован, чтобы помнить о невозможности брака между крестным отцом и крестной дочерью. В этом эпизоде видна «натяжка» летописателя. Но, правда в том, что «предложение руки и сердца» скорее всего, было.

И было оно, вероятно, вполне в духе знаменитого византийского коварства, а не простодушного восхищения «варварской», в восприятии византийца, княгиней далекой Руссии. Поставило же это предложение русскую княгиню в весьма неприятное положение.

https://www.youtube.com/watch?v=Oic_tBdROXM

Вот какова должна была быть подлинно «византийская» по хитрости суть императорского «предложения руки и сердца», его подтекст.

Этот гипотетический монолог исчерпывает содержание предложения Константина Багрянородного. Ответ Ольги прост и мудр. Ольга не только мудра, но и находчива. Благодаря своему ответу, она сразу получает искомое – Крещение в Православную Веру.

Ее ответ – это ответ и политика, и христианки. Он гениален. Вот его смысл. «За честь породниться с великим Македонским (так называлась правящая тогда династия) императорским домом благодарю. Давай, император, породнимся. Но родство наше будет не по плоти, а духовное. Будь моим восприемником, крестным отцем!»

Важно

А – в скобках следует: «Мне, княгине, и нам, русским христианам, нужна истинная, спасительная Вера, которой вы, византийцы, богаты. И только. А ваш залитый кровью, опозоренный всеми пороками и преступлениями трон нам не нужен.

Мы будем созидать свою страну на основании общей с вами Веры, а остальное ваше (и трон тоже) пусть остается у вас, как данное Богом на ваше попечение». Такова суть ответа святой Ольги, который открыл ей и России путь к Крещению.

Это и был подвиг! И искомая вера была получена, и честь России была спасена, и исторический выбор для России сделан!

Вспомним Пушкина. Вот что писал он П.Я.Чаадаеву 19 октября 1836 года. «…У греков мы взяли Евангелие и предания, но не дух ребячливой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева…» Этот выбор был сделан святой княгиней Ольгой. Он определил независимый путь России, как православной страны, в последующей мировой истории.

Святая Ольга – равноапостольная благоверная княгиня. Равноапостольная, потому что проповедовала Христа в пределах России. Проповедовала не только своим примером крещения, которому, конечно, последовали многие, как было принято следовать за своим князем, княгиней. Известно, что она созидала храмы в разных концах древней Руси, даже на берегах реки Наровы.

Народная память долго хранила и хранит поныне память о ряде мест, связанных со святой Ольгою, как с просветительницею Руси. Важна и память о построении ею в Киеве деревянного храма Святой Софии, Премудрости Божией. Этот храм погиб в огне гигантского пожара, охватившего Киев в 1017 году. Правнук св.

Ольги Великий князь Ярослав Мудрый на месте этого храма воздвиг к 1037 году каменный храм, который украшает Киев и поныне.

Среди фресок собора святой Софии в Киеве есть и изображение святой Ольги в беседе с императором Константином Багрянородным. На этой фреске XI века, безусловно, сохранены портретные черты святой равноапостольной княгини Ольги – великой в истории Русской Церкви и в истории России.

Святая княгиня Ольга. Моменты истории — Православный журнал «Фома»

Княгиня ольга — духовная мать русского народа. мифы и факты

Великая княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру. Однако после ее крещения княжеская дружина и весь народ оставались еще язычниками. Даже сын будущей святой, великий князь Киевский Святослав Игоревич, не был христианином.

Согласно «Повести временных лет», Ольга крестилась в 957 году в столице Византии – Константинополе. Она отправилась туда, поручив Киев сыну Святославу, который к тому времени подрос и мог управлять государством.

В Царьграде император Константин VII Багрянородный и патриарх Константинопольский Феофилакт крестили русскую княгиню лично: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».

Совет

На христианском Востоке было принято крестить в честь какого-либо святого, а имя Ольга было в то время еще языческим, поэтому ее крестили в честь матери императора Константина Великого Елены. Правда, теперь, имея святую с именем Ольга, христиане могут называть в честь нее своих детей.

Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

***

Как известно, княгиня Ольга славилась разумом и красотой. К моменту крещения она была вдовой. Согласно  летописной легенде, византийскому императору Константину русская княгиня так понравилась, что он захотел взять ее в жены.

Но Ольге это пришлось не по сердцу, она отвергла притязания императора, сославшись на то, что она язычница, а он христианин, и такому браку совершаться не подобает.

Когда же Ольгу окрестили (император Константин стал ее крестным отцом), он у нее спросил: «Ну, теперь ты христианка, теперь ты пойдешь за меня?» На что она ответила: «Нет, теперь я твоя крестная дочь, и в брак мы с тобой вступить не можем». Константин похвалил ее за разумность, богато одарил и отпустил домой.

Жизнь княгини

Будущая святая и великая княгиня родилась примерно в 890 году. Имя ее – Ольга – было русским вариантом скандинавского имени Хельга, что переводится, как «светлая», «священная». Она была простой, ничем не знаменитой девушкой, хотя и происходила из забытого рода Изборских князей.

Мужем княгини Ольги был Киевский князь Игорь, с которым она случайно познакомилась на берегу реки в Псковской земле. На киевский престол княгиня Ольга вступила после того, как князя Игоря убили древляне. Правила она семнадцать лет – с 945 по 962 годы. У Ольги был сын – великий князь Святослав Игоревич.

Материал по теме

Княгиня Ольга. История преображения

Искала ли Ольга крещения в Константинополе? Вряд ли. Во всяком случае, это не могло быть главной причиной ее визита. Стать христианской она могла, не покидая «стольного града», — отыскался бы священник.

В начале своего княжения Ольга прославилась как жесткая, даже жестокая правительница. Первым ее деянием была месть древлянам, убившим ее супруга. Войска Ольги безжалостно жгли, рубили древлян, и даже закапывали их живьем.

После этого никто уже не посмел поднять на Ольгу руку, и она по причине малолетства сына Святослава стала единоличной правительницей Новгородских, Псковских и Киевских земель.

Впрочем, даже когда Святослав вырос, власть практически оставалась в ее руках, поскольку страстью сына была война, а государством управляла его мать.

Обратите внимание

Ольга провела мощную административную реформу, выработала схему налогообложения, начала активное каменное строительство, бывшее дотоле на Руси делом неслыханным. И все-таки в народной памяти княгиня осталась не жесткой правительницей, а именно христианкой – первой среди Рюриковичей.

После крещения Ольга прожила чуть больше десяти лет. Она умерла в 969 году и была похоронена по христианскому обряду. Внук великой княгини – святой равноапостольный Владимир, Креститель Руси, перенес ее мощи в знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, первый каменный храм Древнерусского государства.

Тогда же, в период правления святого равноапостольного князя Владимира, Ольгу стали почитать как святую. День памяти святой Ольги (в крещении Елены) отмечали 11 июля (24 июля по новому стилю). В 1547 году великую княгиню причислили к лику равноапостольных святых.

***

По «Повести временных лет» свадьба князя Игоря и Ольги произошла в 903 году, когда Ольге уже исполнилось 12 лет.

Однако эта дата неоднократно оспаривалась историками в связи с тем, что своего сына Святослава она родила только в 942 году, то есть в 51 год, что выглядит, очевидно, крайне странно.

По мнению исследователей, наиболее вероятно, что дата – 903 год – возникла уже позже, когда изначальные древнерусские летописи пытались привести в относительно стройный хронологический порядок.

***

Первый раз, когда к Ольге прибыли послы древлян, просить о милости за убийство мужа, она приказала вырыть глубокую яму и закопать их там живьем, причем вместе с кораблем. Когда прибыли другие древлянские послы, она приказала затопить им баню, где они и были сожжены живьем.

Потом княгиня приехала в земли древлян справить тризну на могиле мужа, во время которой древлян напоили и, по некоторым летописным сведениям, перебили пять тысяч человек. После этого древляне прислали Ольге в виде дани птиц, а она велела привязать к их лапам горящие тряпки и отпустить домой. Птицы вернулись на свои насиженные места и, тем самым, сожгли город древлян.

Важно

В этой истории нужно понимать два момента. Во-первых, совершая эти поступки, Ольга была еще язычницей, а не христианкой. То есть, она еще не изменилась внутренне. Во-вторых, поведение княгини, по языческим меркам, было вполне закономерным.

***

В 1007 году, после постройки Десятинной церкви в Киеве, тело княгини Ольги было перенесено в этот храм. По легенде, в каменном склепе было проделано окошечко, и было видно, что останки этой великой женщины нетленны.

 Значение в русской истории

Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов».

Погосты – финансово-административные и судебные центры – стали крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.

Благодаря великой княгине значительно выросла оборонная мощь Руси. При ней вокруг городов вырастали крепкие стены. Ко времени ее правления историки относят установление первых государственных границ России – на западе, с Польшей.

Киев времен великой княгини был центром притяжения для иноземных купцов; рос за счет каменных строений, порой очень искусных, как, например, городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли в 70-е годы XX века.

Приняв христианство, Ольга всеми средствами поддерживала немногочисленных христиан Киева: уничтожала языческих идолов, строила храмы, поощряла проповедь Евангелия.

***

Иконография святой княгини Ольги – традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные – те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Святую Ольгу традиционно изображают на иконах стоящей.

В правой руке у нее – крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке – символическое изображение храма. Еще один традиционный образ княгини – вместе с равноапостольным князем Владимиром.

***

Совет

Памятников святой княгине Ольге существует несколько. Один из самых известных – в Киеве, на старинной Михайловской площади. Это целая скульптурная композиция. В центре – княгиня Ольга, по правую сторону от нее – апостол Андрей Первозванный, по левую – святые Кирилл и Мефодий. Открыли памятник больше ста лет назад – в 1911 году.

Скульптурная композиция была элементом большого проекта «Исторический путь» – по всей Украине возводили монументы в честь первых русских князей. По задумке авторов, памятники должны были сформировать своеобразную аллею от Софийской до Михайловской площади.

Николай II дал добро на создание этой аллеи и выделил на строительство 10 000 рублей.

В советские годы памятник святой Ольге постигла печальная участь. В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на две части. Боковые скульптуры заколотили досками. Вместо княгини Ольги установили бюст писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и вовсе демонтировали, а на ее месте разбили сквер.

В 1996 году в сквере провели раскопки – археологи нашли некоторые части разбитой фигуры великой княгини Ольги. Куски старого монумента скрепили и поставили в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске. А композицию на Михайловской площади бережно воссоздали. Работали над воссозданием ученики первого автора памятника – Ивана Кавалеридзе.

***

В Русской Церкви есть женский орден святой равноапостольной княгини Ольги. В 1988 году его учредил патриарх Пимен и Священный Синод – в честь 1000-летия крещения Руси.

По времени учреждения, этот орден – третий в Русской Церкви.

Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждают игумений монастырей и светских женщин, которые, так или иначе, служат Церкви и делу христианского просвещения.

На заставке: Н. А. Бруни. Святая великая княгиня Ольга. 1901 г. Фрагмент картины. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург