Карстен роде — пират ивана грозного

Пираты Ивана Грозного на Балтике

Карстен роде — пират ивана грозного

Но вернемся к Грозному. Нет, речь пойдет не об убийстве Иваном Васильевичем своего сына и прочим выдумкам историков, находившихся на службе у Романовых (их разоблачениям посвящено немало работ – Интернет в помощь). Есть в истории царствования Ивана IV моменты, которые представляют для нас гораздо больший интерес…

 

В конце XIX века русские исследователи, работавшие в датском королевском архиве, обнаружили документы, относящиеся ко времени правления Ивана Грозного. Несколько старинных грамот, составленных на русском языке (с переводами на немецкий и датский).

Оказалось, что эти грамоты были частью дипломатической переписки между русским и датским дворами по так называемому «делу Карстена Роде, адмирала московитских пиратов», орудовавших на Балтике в XVI столетии.

Балтийское море в те времена являло собой арену ожесточенной борьбы нескольких держав, бившихся за установление своего контроля на торговых путях, связывающих балтийские порты.

Краткая биография ленина

Ливонская война – попытка России выйти к Балтике

Ливонская конфедерация была заинтересована в контроле над транзитом русской торговли и существенно ограничивала возможности русских купцов. В частности, весь торговый обмен с Европой мог осуществляться только через ливонские порты Ригу, Линданисе (Ревель) и Нарву.

Перевозить товары можно было лишь на судах Ганзейского союза.

Обратите внимание

Одновременно с этим, опасаясь военного и экономического усиления Русского царства, Ливонская конфедерация препятствовала провозу в Россию стратегического сырья и специалистов, получая в этом содействие Ганзы, Польши, Швеции и немецких имперских властей.

В 1503 году Иван III заключил с Ливонской конфедерацией перемирие на шесть лет, в дальнейшем продлевавшегося на тех же условиях в 1509, 1514, 1521, 1531 и 1534 годах.

Из положений договора, Дерптское епископство должно было ежегодно уплачивать так называемую юрьевскую дань Пскову.

Когда срок перемирия истёк, во время переговоров в 1554 году Иван IV потребовал выполнения возврата недоимок, продолжения перемирия, а также отказа Ливонской конфедерации от военных союзов с Великим княжеством Литовским и Швецией.

Первая выплата долга за Дерпт должна была состояться в 1557 году, однако Ливонская конфедерация не выполнила своё обязательство.

В 1557 году в городе Посволь был заключён договор между Ливонской конфедерацией и королевством Польским, устанавливавший вассальную зависимость ордена от Польши.

В апреле 1557 г. по указанию Ивана Грозного началось строительство города и гавани при устье реки Нарвы, ниже Ивангорода, «для корабленого пристанища», т. е. для стоянки кораблей. В связи с этим русским купцам запрещалось отправлять свои товары за границу и разрешалось отныне торговать с иностранными купцами только на русской земле.

В январе 1558 года началась Ливонская война – войска Русского царства вторглись на территорию Ливонского ордена.

Важно

Нанеся противнику ряд крупных поражений в первые месяцы войны, русское войско быстро приближалось к Балтийскому морю и в мае 1558 г. овладело городом Нарвой — крупным торговым портом на реке Нарове.

Заняв этот важный стратегический пункт, Россия получила выход в Балтийское море и удобную морскую гавань, через которую стали возможными прямые отношения с Западной Европой.

Иван Грозный решил превратить Нарву в свою военную базу и торговый порт. Торговым центром вместо Ревеля и Риги стала Нарва. Вслед за ганзейскими кораблями сюда устремились и корабли других государств (Англии, Голландии, Шотландии, Франции), нуждавшихся в русском сырье и рынках сбыта товаров.

Одновременно с началом морской торговли с Западом Иван Грозный начал создавать свой военный флот.

Каперы на Балтике

Экономическое усиление России было крайне невыгодно ее западным соседям. Прибалтийские государства повели вооруженную борьбу с нарвской морской торговлей, пытаясь блокировать Нарву с моря.

Первым на охоту за торговыми судами вышел шведский флот, позже на нарвском морском пути появились польские каперы. Все эти «товарищи» очень сильно мешали морской торговле, перехватывая суда по пути в Нарву. Это обстоятельства очень обеспокоили Ивана Грозного. «Разбойным обычаем…

корабли почали разбивати, а товары грабити и изо многих земель в наше государство дорогу торговым людем затворили»

Своего флота у русских на Балтийском море тогда не имелось, что предоставляло каперам вражеских держав полную свободу – они действовали агрессивно и всегда оставались безнаказанными.

Совет

Чтобы выиграть время и противостоять вражеским корсарам Иван Грозный принимает решение создать свой собственный каперский флот, вернее нанять на службу иностранных каперов. Сделать это было несложно, так как в XVI веке каперство было широко распространено на морях, и вольные моряки охотно нанимались на службу к государям.

Карстен Роде на службе у московского царя

Иван Грозный поставил задачу найти человека, который имел бы авторитет среди моряков и слыл отъявленным пиратом. Царские посланцы смогли заинтересовать известного капера Карстена Роде – немца, подданого датского короля Фредерика II. Карстен успешно промышлял на Балтике против шведских купцов на благо датской короне.

К сожалению, неизвестно, приезжал ли Роде в Москву или все переговоры царя с пиратом велись через третьи лица, отмечает HisWar.net. Так или иначе, Роде согласился каперствовать в Балтийском море для русского государя.

После переговоров с русскими Карстен Роде перешел на службу к герцогу Магнусу – вассалу Ивана Грозного. Фактически же, он состоял на службе у российского государя.

В 1570 году в Аренсбурге на русские деньги Карстен купил пинк, вооружив его тремя литыми чугунными пушками, десятью барсами (менее мощные орудия), восемью пищалями и двумя боевыми кирками для пролома бортов. Было нанято 35 человек команды.

В марте 1570 года Иван Грозный выдал Карстену Роде охранную грамоту, в которой в частности, говорилось:

 «…силой врагов взять, а корабли их огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять согласно нашего величества грамоты… А нашим воеводам и приказным людям того атамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помощников в наших пристанищах на море и на земле в береженье и в чести держать».

Согласно договору, Роде должен был продавать захваченные товары в русских портах, поставлять в Нарву для нужд России каждый третий захваченный корабль и по лучшей пушке с двух остальных кораблей, десятую часть от всей захваченной добычи.

Пленных, которых можно было обменять или получить за них выкуп, он также обязался «сдавать в портах дьякам и иным приказным людям». Экипаж капера права на добычу не имел, а получал фиксированное жалование в размере шести талеров в месяц.

Начало охоты

Обратите внимание

В июне 1570 года корабль Роде вышел в море. Возле острова Борнхольм команда взяла на абордаж шведский одномачтовый буэр, шедший с грузом соли и сельди.

Продав груз на Борнхольме, Роде вновь выходит на охоту, имея в составе своей флотилии уже два судна.

В результате восьмидневного рейда были захвачены еще два судна: буэр с грузом ржи и дубовых досок и шведский военный флейт водоизмещением 160 тонн.

В июле 1570 года Роде, командуя эскадрой из трех судов, с общим вооружением 33 пушки, напал на ганзейскую купеческую флотилию из пяти судов, шедшую с грузом ржи из Данцига в порты Голландии и Фрисландии. Только одному судну удалось уйти.

В течение двух месяцев Роде удалось захватить ещё 13 кораблей. В сентябре 1570 года под командованием Карстена находилась эскадра, состоявшая из шести вооруженных судов с полностью укомплектованными экипажами.

Команды кораблей Роде пополнял как датчанами (например, известный корсар-норвежец Ханс Дитрихсен), так и архангельскими поморами, стрельцами и пушкарями Пушкарского приказа.

Несмотря на то, что базой Роде были определены Нарва и Ивангород, его эскадра чаще всего останавливалась на островах Моонзундского архипелага, Борнхольме или Копенгагене под покровительством датского короля, союзника Ивана Грозного.

В течение нескольких месяцев Роде захватил 22 судна общей стоимостью вместе с грузами в полмиллиона ефимков серебром. Между тем, Роде не спешил выполнять условия договора с Иваном Грозным и большую часть добычи и трофеев продавал на Борнхольме и в Копенгагене.

Важно

Появление каперов Ивана Грозного на море вызвало сильное беспокойство у правителей прибалтийских государств.

На рейхстаге в 1570 г. по предложению Пруссии был поставлен на обсуждение вопрос о Ливонии.

Представители восточно-немецких государств и городов, опасаясь за свои земли, настаивали на активных действиях против России.

Рейхстаг выработал проект создания сильного имперского флота для борьбы с «московской опасностью», но попытки объединенного выступления против каперского флота Ивана Грозного не увенчались успехом.

Тем временем отдельные города и государства (Польша, Данциг, Швеция) начали активную борьбу с каперскими судами России.

Шведский военный флот получил приказание захватить суда Роде внезапным нападением во время стоянки каперов у Борнгольма. Русские каперы, узнав об этом, ушли в Копенгаген.

Через некоторое время шведы повторили нападение, Роде был настигнут и несколько его судов захвачено противником.

Неудачная осада Ревеля

Иван Грозный, продолжая борьбу за Ливонию, предпринял еще одно крупное мероприятие для расширения и укрепления положения России на Балтийском побережье. В августе 1570 г. русское войско начало осаду г. Ревеля. Ревель являлся крупным портом и сильной приморской крепостью.

Совет

Расположенный на морском пути в Нарву и находившийся в руках шведов, Ревель тормозил русскую торговлю.

Завоевание Ревеля означало овладение торговым портом, расположенным непосредственно на море, что должно было усилить отношения России с Западом и создать удобную базу для каперского флота.

Осада Ревеля русским войском продолжалась около семи месяцев и не имела успеха. Располагая лишь сухопутными военными силами, Иван Грозный мог действовать только с суши. Пользуясь этим, шведский военный флот доставлял все необходимое для обороны Ревеля морем. Шведские суда оказывали Ревелю и военную помощь с моря, обстреливая русские укрепления.

Неудачная осада Ревеля отрицательно сказалась и на деятельности каперского флота. Надежда на получение своей базы для стоянки и укрытия судов исчезла. Каперский флот по-прежнему вынужден был рассчитывать на отдаленные любекские и датские порты (Борнгольм, Копенгаген). Но и эти порты оказались недоступными.

Арест Карстена

В сентябре 1570 года, когда шла осада Ревеля русскими войсками, начались датско-шведские переговоры об окончании войны. По условиям мирного договора обе стороны обязывались ликвидировать все причины, вызывавшие враждебные действия. От Дании потребовали отказа от союза с Россией и прекращения предоставления убежища Роде.

В октябре 1570 года в Копенгагене под предлогом нападения на датские суда Роде был арестован, команды разогнаны, а корабли и имущество отобраны в казну.

Роде содержался в замке Галль. Любые отношения с внешним миром для Карстена Роде были запрещены, но содержали его «с почетом»: поселили в приличной комнате замка, хорошо кормили. Иван Грозный предлагал отправить Роде к нему, чтобы «о всем здесь с него сыскав, о том тебе после отписал бы», но ответа не получил.

Летом 1573 года Фредерик II лично посетил замок Галль и распорядился перевести Роде в Копенгаген. В 1576 году Иван Грозный вновь писал датскому королю: «Лет пять или более послали мы на море Карстена Роде на кораблях с воинскими людьми для разбойников, которые разбивали из Гданска на море наших гостей.

Обратите внимание

И тот Карстен Роде на море тех разбойников громил… 22 корабля поимал, да и приехал к Борнгольму, и тут его съехали свейского короля люди. И те корабли, которые он поймал, да и наши корабли у него поймали, а цена тем кораблям и товару пятьсот тысяч ефимков. И тот Карстен Роде, надеясь на наше с Фредериком согласие, от свейских людей убежал в Копногов.

И Фредерик-король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивилися…».

О дальнейшей судьбе Карстена Роде нет никаких сведений.

Недолговечное существование русского каперского флота следует объяснить тем, что флот не имел своей базы и, вынужденный искать убежища в иностранных портах, всегда рисковал очутиться в исключительно трудных условиях. Первая попытка Русского государства создать на Балтийском море наемную морскую силу оказалась неудачной.

После ликвидации каперских судов Роде правительство продолжало попытки создания русского флота. Некоторые сведения по этому вопросу сообщает один из иностранцев, англичанин Джером Горсей, бывший в России в 1572 – 1591 гг.

Иван Грозный спросил Горсея, видел ли он его большие суда и барки, построенные в Вологде.

Когда Горсей ответил утвердительно, царь воскликнул: «Какой изменник показал их тебе?» Флот строился тайно в составе 20 судов, но царь сказал Горсею, что скоро их будет 40.

Нарва оставалась под русским контролем до 1581 года, когда её завоевала шведская армия во главе с Понтусом Делагарди. С потерей этого важного стратегического пункта Россия лишилась на долгие годы выхода в Балтику.

Существование каперского наемного флота и упорное стремление Ивана Грозного создать собственный военный флот на Балтийском море показывают, что Грозный придавал большое значение установлению тесных сношений с Западом и что в установлении этих сношений он отводил решающую роль морским путям и своему морскому флоту. В этом отношении Грозный является непосредственным предшественником Петра I.

Немецкий пират Карстен Роде грабил корабли для царя Ивана Грозного

Карстен роде — пират ивана грозного

Карстен Роде, немец по происхождению, служивший на датского короля, сумел стать верным корсаром Ивана Грозного. Он даже получил официальную грамоту с разрешением грабить чужие суда и убивать людей.

С Карстена Роде началась история русского пиратства в Балтийском море, в некотором роде он стал продолжать традиции грозных ушкуйников. Немецкий пират собрал под своим командованием большую эскадру, успешно выполняющую приказы царя.

Фактрум рассказывает, как русские корсары под предводительством Роде стали грозой Балтийского моря и его побережья.

Из купцов — в русские пираты

Карстен Роде родился в Германии, но был подданным короля Дании Фредерика II. Некоторое время он был купцом и имел собственное судно, ведя торговые дела. Позднее он занялся более выгодными делами, став морским разбойником на службе у брата короля герцога Магнуса.

Без особой жалости он грабил и топил корабли под флагом Швеции. Но при этом Роде был крайне набожным человеком. Если кто-то казался ему пустобрехом или — хуже того — богохульником, он выкидывал его за борт, произнося молитву, чтобы отвести от своего корабля гнев Божий.

Во время Ливонской войны армия Ивана Грозного сумела захватить порт Нарву. Этот важный порт стал главным выходом к Балтийскому морю и важной стратегической точкой для торговли. Поначалу русская торговля в Нарве прекрасно развивалась, но Польша и Швеция начали чинить препоны немногочисленному русскому флоту Ивана Грозного.

Важно

Тогда царь потребовал прислать к себе человека, сведущего в пиратских делах. Бывший под покровительством Ивана IV герцог Магнус послал ко двору царя лучшего, то есть Карстена Роде.

В 1570 году царь выдал ему крупную сумму денег, на которую был куплен и вооружен пинк. Позднее он нанял в свою команду 35 матёрых морских волков.

В том же году Карстен Роде стал обладателем охранной грамоты от царя, дававшую ему разрешение грабить и топить чужие суда в Балтийском море. Так бывший купец стал корсаром Ивана Грозного.

Подвиги командира пиратского флота

Получив «фартовую грамоту» и снарядив своё судно, каперы Ивана Грозного вышли в Балтийское море и чуть не утонули. Новенький пинк внезапно дал течь, но моряки сумели с ней справиться и между делом захватить чужое судно.

Добычу доставили на датский остров Борнхольм, там же Роде купил новое судно, а старое отдал под командование своего лейтенанта. Спустя некоторое время к Борнхольму Роде и команда возвратились с большим призом — захваченным шведским военным кораблём.

Он и стал флагманом пиратской эскадры Роде.

Согласно договору с русским царём, пират должен был сбывать награбленное в портах, бывших в подчинении у России. А в Нарву Карстен Роде должен был приводить каждое третье захваченное судно и по две снятые пушки с других кораблей.

Взятых в плен командиров или вельмож нужно было «сдавать приказным людям», чтобы можно было потребовать выкуп. Но Роде не был бы пиратом, если бы неотступно следовал всем правилам.

Иногда он заходил в Ревеле и в датские порты, где продавал большинство награбленных богатств, не отдавая русскому царю обязательный платёж.

Одним из самых крупных «призов» стали четыре купеческих корабля, взятых на абордаж в результате страшного и долгого морского сражения. Но были и уловы покрупнее.

«Русский адмирал», как любил себя называть Роде, и его команда захватили 17 кораблей, идущих из Гданьска с крупным грузом пшеницы. После этого «московитский пират» оказался в центре международного скандала.

В Гданьске собрали совет, на котором было постановлено собрать экспедицию против пиратского флота Ивана Грозного.

Пират в опале

За короткое время Карстен Роде успел насолить многим, в том числе и правителям Дании и Швеции.

Деятельность русского корсара сильно подорвала торговлю в Балтике, лишив Данию большой части дохода с таможенных пошлин. Благодаря счастливой случайности Карстена удалось арестовать в одной из таверн Копенгагена.

Капитана пиратской эскадры посадили в тюрьму, его команду распустили, а стоящие в порту корабли конфисковали.

Совет

Ивану Грозному было направлено письмо, в котором сообщалось об аресте его пиратского адмирала. Тот лишь выразил своё удивление деятельностью Роде. Наверняка царю доложили о том, что Карстен Роде сбывал награбленное не в указанных портах, присваивая себе все деньги. Поэтому Иван IV просто открестился от бывшего раньше в милости пирата.

Некоторое время Роде содержался в датском замке Гааль. Как только русский царь перестал интересоваться судьбой своего лучшего пирата, Роде был казнён.

Карстен Роде: как датский крестьянин стал первым русским пиратом »

Карстен роде — пират ивана грозного

Этот наемник служил у Ивана Грозного. История жизни датского купца Карстена Роде по ее насыщенности увлекательной фактурой сопоставима разве что с жизнедеятельностью героя романа Даниэля Дефо Робинзона. И, пожалуй, в этом сравнении она даже выигрывает.

Как он оказался «на Руси»?

Точного объяснения этому, пожалуй, уже не найти. В доступных историкам документах мотивация датского купца Карстена Роде, пошедшего на услужение русскому царю (речь идет о начале XVI века), логически не прослеживается.

Автор книги «100 великих пиратов» Виктор Губарев приводит данные о том, что Роде участвовал в датско-шведской войне. Россия была на тот момент в союзниках с Данией. Шведы и поляки на море досаждали нашему флоту во время Ливонской кампании.

Требовались мореходы, способные дать этим корсарам достойный отпор.

Чиайте также: Сводки от ополчения Новороссии сегодня

И Иван IV Грозный выбрал в качестве наемного защитника Отечества Карстена Роде.

Ни Виктор Губарев, ни историк Виктор Ярхо, опубликовавший статью о прохождениях «русского пирата» в «Науке и жизни», так и не смогли привести объяснения о побудительных мотивах Роде, приведших мореплавателя на службу чуждому ему отечеству (равно как и о мотивации Ивана Грозного, «зело радевшего», судя по документам, о своем избраннике).
Известно, что Карстен Роде перед тем как освоить мореходное мастерство был крестьянином, благодаря коммерческим способностям дорос до купеческого статуса.

«Датский корсар»: чем он отличился

Судя по историческим документам, Карстен Роде стал первым в истории России иноземным пиратом, которому официально разрешали разбойничать на море с условием отчисления добычи в государеву казну.

Губарев пишет, что Роде получил «каперскую грамоту» вместе с «открытым листом» от датского короля, и это давало ему возможность фактически безраздельно властвовать в морском пространстве Балтики.

Роде называли «датским адмиралом русских пиратов» – настолько сильно он «держал» русскую акваторию моря. Флотилия пиратов «немчина» Карстена Роде в короткие сроки по непосредственному указу Иван IV стала громить суда поляков, литовцев и «иже с ними», «а [трофейные] товары и припасы выводить».

То есть, «реквизировать» в пользу русской казны. Иван Грозный заранее «зело беспокоился» о безопасности Роде – судя по документам, русский царь велел всячески содействовать флибустьеру – «держать [ его и флотилию Роде] в большом бережении».

А если он сам или кто из его людей попадут в полон – выкупить их, чего бы это ни стоило.

«Держание в большом бережении» было обусловлено «экономической эффективностью» деятельности Карстена Роде и его «братии»: как писал в журнале «Наука и жизнь» Виктор Ярхо, русский пират с датскими корнями имел беспрецедентные полномочия в обращении с захваченными судами – 10% процентов добычи он мог оставлять себе, а корабли и награбленное добро «царский атаман и военачальник» Роде продавал в русских порах.

Роде оснащал корабли своей флотилии (их было до десятка) пушками, и нередко пиратские набеги превращались в полноценное морское побоище.

Обратите внимание

Акватория действий «русского флибустьера» расширялась, и шведы всерьез озаботились устранением этого пирата.

В итоге, под предлогом того, что Карстен Роде уже начал пиратствовать в датских водах, в 1570 году датчане смогли арестовать «русского флибустьера» в Копенгагене и поместить в тюрьму.

Что с ним стало дальше?

Виктор Ярхо со ссылкой на переписку Ивана Грозного утверждает, что русский царь хлопотал за Роде перед датским королем Фредериком, но безуспешно. По документам известно, что Карстен Роде точно отсидел в заключении как минимум 3 года. С Роде требовали выкуп, но платить его пират не стал. Документальных подтверждений дальнейшей судьбы датского флибустьера, нанятого Иваном IV, нет.

Чиайте также: Новости Новороссии

Блоги / Diletant.media: Грозный корсар Ивана Грозного

Карстен роде — пират ивана грозного

Слово «пират» в массовом сознании ассоциируется чаще всего с  англичанами Джоном Сильвером и Джеком Воробьем, реже – с ирландцем Питером Бладом, французом Левассёром или турком Барбароссой. Русские стрельцы и поморы с этими джентльменами удачи существовали будто бы в параллельных реальностях. Однако было время, когда и московиты наводили ужас на купеческие суда.

До середины XVI века московиты о морском разбое и не помышляли по причине почти полного отсутствия в Русском государстве моря как такового.

Воды мирового океана плескались только на самом севере Руси, но  плававшим по ним на небольших рыболовных и торговых суденышках поморам нападать было не на кого.

Иностранные корабли в студеные моря пока не заплывали, а  грабить собственных соседей и жителей окрестных селений было как-то не с руки.

При Иване Грозном Московское государство вдруг стало пускай немножко, но морской державой: в ходе Ливонской войны русские захватили Лифляндию. Сдавшаяся в мае 1558 года Нарва стала первым русским портом на  Балтике.

Город стоял не на самом побережье, но широкое устье реки Наровы делало его удобным пристанищем для торговых кораблей. Иван IV планировал сделать Нарву базой для русской экономической экспансии в северную Европу. По его указу, в  Нарву стали переселять торговых и мастеровых людей.

На верфях началось строительство кораблей, завязались первые, пока еще робкие контакты с богатыми городами северной Германии.

Вид Нарвы

Всё это очень не понравилось Польше и Швеции, главным балтийским державам. Суда русских купцов подвергались нападению шведских и  польских кораблей, нещадно грабились и безжалостно топились. Под раздачу попадали и немецкие купцы, плывшие в Нарву. Только торговцы из Любека за  несколько лет, пока на Балтике хозяйничали шведские и польские корсары, понесли от них убытка на сто тысяч талеров.

Важно

России пришлось начинать войну не только на суше, но и на  море. Больших возможностей для этого у сухопутной державы не было, пришлось изучать зарубежный опыт. Как раз тогда в Европе распространился обычай нанимать на службу морских разбойников.

Пиратам выдавался официальный документ, согласно которому они обязывались нападать только на корабли враждебных их королю государств и сдавать в казну определенную часть добычи.

С такой бумагой джентльмен удачи сразу становился уважаемым человеком: не пиратом, а корсаром, капером или приватиром (в разных странах «государевых пиратов» называли по-разному). Москва прибегнула именно к такому способу защиты своей морской торговли…

Когда родился капитан Карстен Роде – неизвестно. Зато известно, откуда он родом. Появился на свет и вырос он в Дитмаршене, странном образовании на карте средневековой Европы.

В течение нескольких веков эта область на стыке датских и немецких земель формально подчинялась бременскому архиепископу, но на самом деле являлось свободной крестьянской республикой. Дитмаршенцы защищали свою свободу с оружием в руках, успешно отбиваясь от  немецких и датских феодалов.

Неудивительно, что тамошние уроженцы отличались свободным и буйным нравом. В XV-XVI веках эту область чаще называли не  крестьянской, а пиратской республикой – слишком много дитмаршенцев занимались морским разбоем в Балтийском и Северном морях. Роде не был исключением.

Морскую карьеру он начал на палубе торгового корабля, но быстро смекнул что к чему. Он  обзавелся собственным судном, на котором, в зависимости от обстоятельств, то  занимался торговлей, то грабил конкурентов.

Карстен нанимался охранять морские караваны купцов из соседнего Любека, с каперским патентом от датского короля Фредерика II в кармане топил шведские суда. Дания и Московия были давними союзниками. Их объединяла общая неприязнь к могущественной Швеции. Возможно, именно по протекции Фредерика II хорошо себя зарекомендовавший Карстен Роде в  1569 году отправился на восток.

Иван Грозный. Парсуна. Конец XVI — начало XVII веков

Совет

Сперва он задержался во владениях брата Фредерика, епископа курляндского и эзельского Магнуса. Церковным иерархом тот был лишь формально. Магнус мечтал стать королем Лифляндии и надеялся получить этот не  существовавший до тех пор титул из рук московского царя. Неудивительно, что Курляндия и Эзель были верными союзниками Ивана Грозного в Ливонской войне.

В марте 1570 года Роде с рекомендательными письмами от  Фредерика и Магнуса появился в Москве. Неизвестно, удалось ли ему пообщаться лично с Иваном IV, но его дворец в Александровской слободе Карстен покинул с  невиданным до той поры документом в кармане: «…

корабельщику, немчину Карстену Роде со товарищи, преследовать огнем и мечом в портах и в открытом море, на  воде и на суше не только поляков и литовцев, но и всех тех, кто станет приводить к ним либо выводить от них товары или припасы, или что бы то ни было …силой врагов взять, а корабли их огнём и мечом сыскать, зацеплять и истреблять согласно нашего величества грамоты… А нашим воеводам и приказным людям того атамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помощников в наших пристанищах на море и на земле в береженье и в чести держать, помогая им чем нужно. А буде, избави Бог, сам Роде или который из его людей попадет в неволю,  — того немедля выкупить, выменять или иным способом освободить». Это был по  всем правилам оформленный корсарский патент, скрепленный большой печатью русского царя. В нём гражданин крестьянской республики именовался «царским атаманом и военачальником». Самому Карстену, правда, больше нравилось звание «русский адмирал».

В патенте четко были прописаны интересы русской казны. Роде должен был сдавать дьякам в Нарву каждый третий из захваченных кораблей, и по лучшей пушке с двух остальных. Все грузы с плененных судов ему полагалось продавать в русских портах, отдавая казне десятую часть прибыли.

Кроме того, знатных пленников, за которых можно было получить хороший выкуп, Карстен обязывался передавать уполномоченным на то лицам. Его команда права на доли от  награбленного не имела. 35 матросов и офицеров были бюджетниками: им полагался оклад по шести талеров на человека.

Красная государственная печать на документах русского государства XVI века

Все эти условия пока были дележом шкуры неубитого медведя. Вернувшись в Лифляндию, Роде приступил к оснастке первого русского корсарского корабля. Небольшую пинку (обычное торговое судно) водоизмещением 40 тонн купили на деньги царской казны подданные Магнуса.

Они же перевезли на него из арсенала крепости Аренсбург три чугунные пушки, десять небольших орудий-«барсов», восемь пищалей и «две боевые кирки для пролома бортов». Интернациональную команду Роде набрал быстро. В ней состояли датчане, например, опытный пират Ханс Дитрихсен, лифляндцы, архангельские поморы и стрельцы из пушкарского приказа.

В июне 1570 года пинка Карстена Роде без особой помпы вышла в Балтийское море.

Вдали от берега в трюме обнаружилась сильная течь. Пока часть команды вычерпывала воду, остальные захватили первый трофей – неподалеку от датского острова Борнхольм взяли на абордаж шведский буер с грузом сельди и  соли. Роде с половиной команды перешел на борт буера, и оба корабля поспешили к  берегам Борнхольма.

Обратите внимание

В тамошней гавани пинку починили, и корабли Роде отправились в одиночные плавания. Через неделю они вернулись с добычей. Пинка конвоировала шведский буер, груженный зерном и дубовыми досками, а Роде умудрился захватить большой корабль, водоизмещением 160 тонн. На берегу Роде прикупил еще восемь пушек, и оснастил ими захваченные корабли.

Прямо в порту он  нанял еще двадцать матросов, и вскоре у «русского адмирала» была уже целая эскадра. Датские власти Борнхольма, всегда гостеприимно встречавшие пиратов, считали русских корсаров своими союзниками, снабдили Роде картами и лоциями и  намекнули, что в Копенгагене трофеи можно сбыть гораздо выгодней, чем в Нарве.

Карстен внял такому ценному совету. Об условиях корсарского патента он  предпочел забыть.

Парусная пинка. Источник: В. Дыгало, М. Аверьянов «История корабля» 

В середине июля Роде дал первый настоящий морской бой: три его корабля напали на неплохо вооруженную купеческую эскадру, шедшую с грузом пшеницы из Гданьска. Поляки яростно отбивались, но спастись от русских корсаров удалось лишь одной пинке.

Четыре захваченных корабля вместе с грузом Роде продал в Копенгагене. Следующей жертвой Карстена стал караван из семнадцати судов, шедших из Гданьска в Голландию. До Амстердама в тот раз не добрался ни  один поляк.

Вся захваченная рожь была продана в Дании.

31 июля об этой потере узнали в Гданьске. На спешно созванном городском совете постановили снарядить специальную эскадру для уничтожения дерзкого пирата. Польские корабли взяли курс на Борнхольм. Оттуда навстречу им вышла датская флотилия.

На переговорах датский адмирал разделил возмущение польского коллеги преступлениями Роде, но посетовал, что буквально вчера корабли русского корсара отплыли с Борнхольма в Копенгаген. Поляки ринулись в погоню. Датчане сопровожали их, оберегая от возможных неприятностей.

Когда на горизонте показался Копенгаген, дружелюбие эскорта как ветром сдуло. Датчане открыли по полякам огонь, загнали их корабли в гавань, где и суда, и  экипаж были арестованы как союзники Швеции, с которой Дания находилась в  состоянии войны. Через пару дней в Копенгаген приплыли и корабли Роде.

Важно

Вся эта комедия была с ним согласована. Пока поляки «с помощью» датчан рыскали по  Балтике, он отсиживался в порту Борнхольма.

Развалины крепости на острове Борнхольм

Всё лето Роде безнаказанно хозяйничал на Балтийском море. Под его началом было уже шесть хорошо вооруженных кораблей, с которыми не могли справиться не только поляки, но и шведы, также снаряжавшие для поимки русских корсаров специальные экспедиции. Неприятности у Карстена начались осенью. Произошло это по вине Клауса Гозе, капитана пинки «Заяц», входившей в эскадру Роде.

Гозе взялся «подвезти» в Копенгаген содержавшихся на Борнхольме пленных шведов. В пути из-за беспечности команды шведы умудрились снять кандалы, перебить часть корсаров и захватить «Зайца». На нём они приплыли в померанский порт Трептов. Для суда над пиратами знаменитого Роде герцог Штеттинский и  Померанский собрал целый международный трибунал.

Пока в Штеттин съезжались представители Франции, Швеции, Польши, Дании, Саксонии и Любека международная обстановка сильно изменилась. Дания помирилась со Швецией и у Фредерика II  отпала необходимость покрывать Роде.

Датского короля уже раздражала неуправляемость русского корсара: его разбой отпугнул европейских купцов от  плавания в Балтику, а плата за проход через пролив Зунд была заметной статьей доходов Датской казны.

На начавшемся 10 декабря Штеттинском процессе представитель Дании заявил, что русский пират Роде вот уже месяц как сидит в копенгагенской тюрьме, а крышевал его вовсе не Фредерик II, а всего лишь Борнхольмский наместник Киттинг, причем исключительно по собственной инициативе. Международный трибунал превратился в фарс: получилось, что его созвали для суда над восемью рядовыми пиратами. Постановив, что морской разбой – дело нехорошее, делегаты разъехались по домам.

Портрет датского короля Фредерика II. (Мельхиор Лорк)

Роде в то время действительно сидел под арестом в датском замке Галль. Узником он был необычным – содержали его не то чтобы в роскоши, но  во вполне пристойных условиях, а вот любые попытки сношений с волей строжайше пресекались.

Всех его подчиненных Фредерик II со спокойной совестью выдал шведам.

А что делать с русским «адмиралом» он не знал, поляки и шведы требовали отдать им пирата Роде на скорую и справедливую расправу, но Фредерик опасался прогневить московского царя Ивана.

Совет

Между Копенгагеном и Москвой завязалась дипломатическая переписка. Датчане объясняли, что арестовали «капера вашего царского величества, поелику тот стал имать корабли в датских водах, в Копенгаген с  товарами через Зунды идущие».

В ответ шли депеши от Ивана Грозного с  объяснениями, что ничего подобного в инструкции Роде не входило.

Русский царь предлагал датскому коллеге прислать арестованного Роде в Москву, обещая «о всем здесь с него сыскав, о том тебе после отписал бы».

В 1573 году Фредерик лично навестил Галль. После беседы короля с Роде, корсара перевезли в Копенгаген. Он по-прежнему числился под арестом, но свободно жил на частной квартире. Видимо король пообещал вообще освободить Карстена от наказания после выплаты им штрафа в 1000 талеров.

Сумма для корсара казалась символической: стоимость захваченных им за месяцы разбоя товаров была в сотни раз больше, но Роде платить не хотел. Возможно он  пожаловался на притеснения в Москву.

По крайней мере, его имя в 1576 году опять появилось в письме от русского царя датскому королю: «Лет пять или более послали мы на море Карстена Роде на кораблях с воинскими людьми для разбойников, которые разбивали из Гданска на море наших гостей. И тот Карстен Роде на море тех разбойников громил… 22 корабля поимал, да и приехал к  Борнгольму, и тут его съехали свейского короля люди.

И те корабли, которые он  поймал, да и наши корабли у него поймали, а цена тем кораблям и товару пятьсот тысяч ефимков. И тот Карстен Роде, надеясь на наше с Фредериком согласие, от  свейских людей убежал в Копногов [Копенгаген]. И Фредерик-король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивилися…».

Гавань Копенгагена начала XVII века

Это последнее упоминание о Карстене Роде в известных историкам документах. Хочется надеяться, что в Москву он больше не попал. Злопамятный Иван Грозный вряд ли забыл о том, что его корсар грубо нарушил все условия выданного патента и попросту кинул русскую казну. Наказание, которое ждало Роде в России, могло быть куда жестче, чем почетный арест в Галле или спокойная жизнь в Копенгагене.

Обратите внимание

Как выглядел Карстен Роде, когда он родился и как он окончил свои дни, неизвестно. Никто не знает, какие флаги поднимал он на своих кораблях в те летние месяцы 1570 года, когда имя корсара русского царя прогремело на всю северную Европу.

В XVI веке еще не существовало ни пиратского «Веселого Роджера», ни официального флага Русского государства. Как бы то ни было, деятельность Роде не очень помогла Москве наладить морскую торговлю на Балтике. Война в Лифляндии шла для русских неудачно.

В 1581 году шведы вернули себе Нарву, и русская речь перестала звучать над волнами Балтики почти на 130 лет.

Корсар ивана грозного. карстен роде

Карстен роде — пират ивана грозного

Иван Грозный с упорством стремился «в Европу прорубить окно». Царь ясно понимал, какую выгоду Руси принесёт морская торговля, сколь удобен балтийский путь для сношения с внешним миром.

Русское государство при Иване Грозном владело небольшим участком побережья Финского залива, в частности, Нарвой и Ивангородом.Но наладить «нарвское мореплавание» никак не удавалось.

Шведы, господствовавшие в восточной части Балтийского моря, а также их польские и литовские союзники, останавливали и грабили «купцов», которые везли товары на Русь, не пропускали суда, следовавшие в обратном направлении.

Защитить же свои интересы на Балтике Ивану Грозному было нечем, собственных боевых кораблей Московское государство не имело, не считая поморских стругов, но и те были далеко, на Белом море. Ливонская война, которую царь начал именно для того, чтобы завладеть на балтийском побережье более удобными портами, складывалась для русских войск не лучшим образом.


Союзницей Московского государства в Ливонской войне была Дания, которая, в свою очередь, не желала укрепления на Балтике позиций Швеции. С1559 года трон короля Дании и Норвегии занимал Фредерик II. По одной из версий, именно к нему обратился Иван Грозный с посланием, в котором просил подыскать знающего морехода, известного не только своей храбростью, но и набожностью.Подходящая кандидатура на примете у Фредерика имелась. Это был капитан Карстен Роде, «немчин», уроженец Дитмаршена, бывшей крестьянской республики в Голштинии. Архивы сохранили очень мало сведений об этом человеке. Неизвестен даже его возраст. Известно лишь то, что в молодости он воевал на Средиземном море под командованием генуэзского адмирала Дориа. Затем Роде, владея собственным кораблём, торговал с Любеком, позднее стал капером на датской королевской службе, действуя, в основном, против шведских судов.Он отличался внушительным ростом, недюжинной физической силой и необузданным нравом, но, вместе с тем, строго следил, чтобы его матросы не богохульствовали на борту, «дабы не навлечь гнев Божий на судно». Провинившихся якобы выбрасывали по распоряжению капитана за борт в открытом море.Нет точных сведений и о том, побывал ли Роде на Руси, встречался ли он лично с русским царём, либо же переговоры велись через посредников. Но, так или иначе, согласие «немчина» было получено. Вскоре в руках Карстена Роде оказался официальный документ — каперское свидетельство, царская грамота, означавшая, что он принят на государственную службу.Ему, в частности, предписывалось «…силой врагов взять, а их корабли огнём и мечом сыскать, зацеплять и истреблять, согласно нашего Величества грамоты». Роде обязывался продавать захваченные товары в русских портах, приводить в Нарву каждый третий из пленённых им кораблей, а также вносить в царскую казну десятую долю от всей своей добычи. Кроме того, царская грамота содержала такое предписание: «А нашим воеводам и приказным людям того атамана Карстена Роде и его шкиперов, товарищей и помощников в наши пристанища на море и на земле в береженье и чести держать, запасу или что им надобно, как торг подымет, продать и не обидеть».Денег, которые Иван Грозный выдал своему «морскому атаману», хватило лишь на покупку судна водоизмещением 40 тонн. Это был пинк — трёхмачтовый корабль с плоским дном, выпуклыми боками и узкой кормой, особо ценимый капитанами за скорость и манёвренность. Судно получило пикантное название «Весёлая невеста» и было вооружено литыми чугунными пушками, пищалями, а также спецсредствами для пролома бортов неприятельских «посудин». Первоначально команда состояла из 35 моряков. Часть людей набрал сам Роде, других прислал царь.Переквалифицироваться в «джентльменов удачи» предстояло архангельским поморам, московским стрельцам и пушкарям. Надо полагать, среди русских «гостей» были и те, кому поручалось приглядывать за «морским атаманом», разведывать, а все ли пункты договора тот выполняет.Карстен Роде оказался весьма разворотистым корсаром. В свой первый разбойничий рейс «Весёлая невеста» вышла в начале июня 1570 года. Первая добыча оказалась не слишком богатой: одномачтовый шведский «купец» с грузом соли и сельди. Но, как говорится, лиха беда начало! Товар продали, а само судно переоборудовали для каперской охоты.Зато уже следующий выход в море обернулся большой удачей. Двум небольшим судёнышкам удалось взять на абордаж шведский военный корабль водоизмещением 160 тонн, который стал флагманом капера. Нападения в море следовали одно за другим.В июле на подходе к Данцигу был захвачен целый караван ганзейских судов с грузом зерна. К концу лета в распоряжении Роде имелась уже целая эскадра из шести хорошо вооружённых кораблей, каждый из которых был взят в бою. Подельником «русского адмирала» стал известный норвежский корсар Ханс Дитрихсен. Каждый «джентльмен удачи» получал жалованье от русского царя в размере шести гульденов в месяц, и являлся, таким образом, служивым человеком Ивана Грозного.Очень быстро Роде переключил свои усилия на грабёж мирных «купцов», пренебрегая выполнением условий договора. В Нарву он привёл лишь один корабль из 22-х захваченных. Базой для каперов служил остров Борнхольм, но нередко они швартовались у причалов Копенгагена, наводняя затем многочисленные портовые кабачки. Дерзость «московитов» вызывала всё большую ярость у владельцев пострадавших судов. Однако карательная экспедиция против эскадры Роде, подготовленная властями Данцига, потерпела полное фиаско. Дело зашло так далеко, что ганзейский союз создал международную комиссию, объявившую Роде пиратом и потребовавшую суда над ним. Проигнорировать заявление Ганзы Фредерик II не мог. Ведь и в Дании пиратство, в отличие от каперства, считалось преступлением. А тут ещё Роде сам подлил масла в огонь, ограбив несколько датских торговых судов.Наконец, в октябре того же года, Роде был арестован в Копенгагене во время очередного загула. Его корабли были отобраны в казну. На морской службе у Ивана Грозного «адмирал» Роде находился менее полугода, однако сумел прославиться за этот срок как «гроза Балтики». Стоимость одних только захваченных им кораблей превышала 500 тыс. ефимков (иоахимсталеров), что по тем временам было баснословной суммой.О дальнейшей судьбе Карстена Роде сохранились лишь отрывочные сведения. Известно, что какое-то время он содержался под стражей, но на положении «почётного узника», в глубине страны, в замке Галль. У него была хорошая комната, он получал полноценное питание, имел право на прогулки, принимал гостей. Летом 1573 года его посетил лично король Фредерик II. О чём они беседовали, история умалчивает, но вскоре Роде перевели в Копенгаген. Там он находился под домашним арестом в богатой городской квартире, имел прислугу и личного повара, свободно передвигался по городу и лишь не имел права покидать пределов столицы…

  • 19 ноября 1582 года умер сын Ивана Грозного царевич Иван Иванович. Убивал ли Иван IV своего сына? Что было причиной ухода наследника русского…
  • Психологи утверждают, что хобби человека — это его несостоявшаяся профессия. Даже власть имущие иногда отвлекаются на приятные занятия:…
  • Война против России идёт уже очень давно и очень, очень успешно. Разумеется, не на полях сражений, где мы всех всегда били и очень больно, а там,…

Первый Русский флот — пираты Грозного царя

Карстен роде — пират ивана грозного

Листая страницы летописи Русского флота, мы вспоминаем походы русских князей под стены Царьграда, подвиги ушкуйников, рейды казаков на Черном, Каспийском морях и, конечно, строительство флота Петром Первым.

Но мало кто знает, что в школьных программах нет об этом пласте Русской истории ни строчки – о пиратском флоте Ивана Васильевича.
Внешнеполитические проблемы Ивана IVМолодой царь получил в наследство ворох проблем, как внутриполитических, так и внешних.

На юго-восточной границе сидели «занозами» осколки Орды – Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства. С северо-запада нависали Швеция, Польша.Блестяще решив проблемы Казанского и Астраханского ханств, Иван IV столкнулся с проблемой выбора – куда нанести главный удар, к какому морю пробиваться — к Чёрному или Балтийскому.

Окружение царя — «Избранная Рада» — выступило против удара по Ливонскому ордену, они считали, что главный удар надо нанести по Крымскому ханству, которое мешало развитию Московского царства и закрывало выход в Чёрному морю и к плодородным землям юга.

Справка: Избранная Рада — термин, введённый князем А. М.

Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560. В неё входили: духовник царя Сильвестр, дворянин А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, князья Курбский и Курлятев и др.

Иван Васильевич решил нанести следующий удар по Ливонии — орден «одряхлел», в военном плане был слаб, и была видимость того, что Русь легко пробьётся к Балтийскому морю.

Хотя у Москвы и был в то время выход к Балтике — побережье Финского залива между Ивангородом и Выборгом, устья рек Нарова, Нева, Луга. Но соблазн взять города, порты Ливонии, расширить своё присутствие на Балтике был силён.

К тому же это можно было обосновать тем, что, мол, «возвращаем своё»: например, Дерпт-Юрьев основал ещё Ярослав Мудрый, а местные племена платили Руси дань и были под её дланью.

Важно

Выгода удара по Ливонии была ещё в военном аспекте – Москва могла выставить 100-тысячное вполне боеспособное войско, Ливонский же орден давно утратил боеспособность, он мог собрать не более 10 тыс. солдат, его главной силой были мощные крепости.

Его самыми сильными отрядами были отряды наёмников, но они были очень немногочислены, местные же жители — ливы, эсты, летты — ненавидели своих хозяев и жили на положении движимого имущества, так что сопротивляться бы не стали. Воевать же с крымчаками, с десятками тысяч мобильного конного войска, за спиной которого могущественная Османская империя, было опасно.

Вехи Ливонской войны

В конце 1558 года русская армия вошла в Ливонию и к лету почти без сопротивления заняла большую часть её территории. В 1560 году Ливонский орден был окончательно разгромлен.Но на такой «лакомый кус» нашлись и другие претенденты – первыми в войну ввязались литовцы.

Великое княжество Литовское захватило Ригу и Курляндию, а воевода Вильно Николай Радзивилл провозгласил Ливонию частью Литвы. В 1561 году польско-литовское войско заняло одну из ещё не захваченных русской армией крепостей Ревель. Тут вмешалась Швеция, шведский десант внезапным ударом выбил польско-литовские силы из Ревеля.

Москва оказалась перед угрозой войны с двумя могучими европейскими державами. Московский «блицкриг» превратился в бесконечную, изматывающую войну с двумя первоклассными армиями и ещё с Крымской ордой на огромном фронте от Невы до Изюмского шляха.

Речь Посполитая предложила мир за часть территории Ливонии, но Иван Васильевич был непреклонен, он в ответ потребовал вернуть Руси земли Полоцкого и Киевского княжеств.

Проблема морского театра

Если с Речью Посполитой было удобно воевать – практически вся западная граница, от Чернигова до Вильно, то война с Швецией была проблематична.

Например, в 1568 году русская армия не смогла взять Ревель именно из-за того, что шведский флот морем снабжал гарнизон крепости всем необходимым, от продовольствия и боеприпасов до подвоза свежих войск. Кроме того, шведский флот развернул охоту на торговые суда, которые шли к нам.

Совет

Польша, у которой не было флота, превратила вассальный Данциг и ливонский Пернау-Пярну в свои военно-морские базы, «нарвское мореплавание» практически было уничтожено.Иван Васильевич хотел «ответить», нужен был флот.

У Руси в Поморье и Новгородчине были люди, знакомые с морем, из которых можно было набрать команды, были плотники, которые могли построить корабли. Но не было штурманов, морских военспецов.И царь придумал блестящий план – на угрозу шведского и польского пиратства мы ответим тем же — наймем каперов.

Датская помощь

Кто читал и помнит про Северную войну, которую Пётр Первый вёл с Швецией, знает, что нашим союзником была Дания, давний соперник Швеции, в борьбе за первенство в Северной Европе.Дания и при Иване Васильевиче нам помогла, в своих интересах, конечно, а не из гуманных побуждений.

Швеция входила в состав Датских владений и вышла из её состава лишь в 20-е годы 16 столетия, Копенгаген был не прочь наказать шведов. Как только царь дал задания купцам и чиновникам Посольского приказа найти нужного человека, монарх Дании Фредерик II сам нашёл и лично порекомендовал.Это был уже известный в Балтике капитан Карстен Роде.

Довольно загадочная личность – нет данных ни о дате его рождения, ни о дате смерти, ни достоверных сведений о его жизненном пути до службы на русского царя. Есть только обрывочные данные о том, что он мог воевать на Средиземном море под командованием адмирала Дориа, был «королевским корсаром на службе короля Дании, воевал против шведов.

Роде был на службе у брата датского короля – герцога Магнуса. А герцог Магнус был правителем Курляндии и Эзеля, считался верным союзником Ивана Грозного, поскольку мечтал получить из рук русского царя титул Короля Лифляндского.Карстен Роде не был дворянского рода, был человеком сильным и высоким.

Отличался большой Верой и мог казнить любого человека, «дабы не навлечь гнев Божий на судно». Что, видимо, также было грозному царю по нраву.Русский царь присвоил Роде титул «наказного капитана» и «морского отамана», а также выдал жалованную грамоту – каперское свидетельство.

Роде стал настоящим царским воеводой на море и получил царский указ: «…«Силой врагов взять, а их корабли огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять.

Обратите внимание

А нашим воеводам и приказным людям тово отамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помошников, в наши пристанища на море и на земли в бережении и чести держати, запасу или что им надобно, как торг подымет, продать и не обидеть». Также грамота содержала строгое указание: «…самим ни на кого не нападать и убытков никому не чинить», но эта оговорка имела целью снять ответственность за действия капера с нанимателя и была обычной в такого рода делах.Роде, в свою очередь, клялся поставлять в Нарву лучшие пушки с захваченных судов, десятину от добычи и каждый третий корабль.

Первый адмирал Русского флота

Фактически Карстен Роде – это первый адмирал Русского флота, правда, ему ещё надо было этот флот создать. В начале лета 1570 года Роде прибыл на Эзель, где купил на царское золото корабль, там же он получил ещё одну каперскую грамоту, от герцога Магнуса.

Корабль назвали «Весёлая невеста», 1-й корабль Русского флота Грозного царя. Это был пинк, трехмачтовое грузовое судно водоизмещением 40 тонн.

Роде навербовал 35 человек команды, вооружил корабль тремя литыми чугунными пушками, 10-ю меньшими орудиями (барсами), 8-ю пищалями и «двумя боевыми кирками для пролома бортов».

Справка: Пинк (англ.

pink) — промысловое и торговое судно XV-XIX веков с плоским дном, выпуклыми боками и узкой кормой; в Северной Европе имело 2, а на Средиземном море — 3 мачты с косыми парусами. На Средиземном море пинки (от итальянского «pinco») были торговыми кораблями.

Они напоминали шебеки, отличаясь от них большей высотой и более плоским дном. На Балтийском море и в Атлантическом океане пинком (от голландского «pincke») называли любое небольшое судно с узкой кормой. В XVII-XVIII веках в качестве торговых и военных кораблей использовались большие пинки с прямыми парусами. Многие капитаны ценили их за скорость и маневренность.

Но морской бог любит отчаянных: уже через несколько дней после выхода в море Роде атаковал первую цель – шведский военный флейт. Что интересно, Роде ходил под древним русским боевым стягом — «червленным стягом», флагом красного цвета. Шведский корабль лучше вооружен и больше, но попробовал уклониться от боя и бежать.

«Велёлая невеста» с большим трудом догнала шведов, после артиллерийской дуэли корабль шведов взяли на абордаж.Добычу привели на остров Борнхольм, который Дания сдавала в аренду Ганзе. Это остров был каперов, своего рода военно-морской базой. Тут же стояла датская эскадра, и датский адмирал, считая флот Ивана Грозного союзником, помогал лоциями и картами.

Роде пополнил команду, включая присланных с Руси и датчан. Борнхольм станет одной из баз русского флота.В течение двух недель Роде захватил ещё несколько шведских и польских торговых судов. Затем его флотилия двинулась южнее, к Данцигу. В середине лета флотилия Роде из 3-х кораблей напала на караван из 5-ти судов, которые шли с грузом ржи из Данцига-Гданьска.

Важно

Купеческий караван оказал сопротивление, но Роде одержал вверх, лишь одно судно смогло бежать. Чуть позднее он разгромил караван из 17-ти судов, шедших из Данцига, ни одно судно не ушло. В Нарву прибыл 1-й корабль, предназначенный для Русского флота.

Нарва и Ивангород должны были стать главными базами Роде, но близость Швеции и шедшая война ставили их под удар, поэтому Роде базировался то на Борнхольме, то в Ревеле, то на островах Моонзунда, затем перебазировался в Данию.Карстен Роде действовал весьма успешно и нагло, русские моряки под его началом быстро освоились, проявляли храбрость и дисциплину.

Большую помощь оказывала Дания: так, 31 июля 1570 года в Гданьске узнали о потере каравана и решили отправить карательную экспедицию. Польская эскадра дошла до Борнхольма, её встретил флот Дании. Узнав в чём дело, датский адмирал сообщил, что корабли Роде ушли в сторону Копенгагена (хотя они были в Борнхольме).

Предложил их отконвоировать, чтобы не было недоразумений, до шведской столицы, поляки согласились. У гавани Копенгагена датский флот открыл огонь и вынудил польские корабли зайти в гавань. Там их захватили, а полякам сообщили, что раз поляки союзники Швеции, а с шведами у нас война, то корабли мы конфискуем.

На жалобы шведских, польских, да и своих купцов датский король не реагировал.Шведы устроили на русскую эскадру настоящую «охоту», даже один раз шведский флот настиг его эскадру. Несколько кораблей погибло, но остальные прорвались к Копенгагену и скрылись под защиту батарей датского короля.

К сентябрю 1570 года под командой Роде было 6 кораблей с вполне боеспособными командами. Роде под покровительством двух монархов создал фактически «пиратское государство». Он захватил более 20 судов общей стоимостью вместе с грузами в полмиллиона иоахимсталеров серебром меньше чем за год.

Поляки додумались даже пожаловаться на Роде Ивану Грозному (!) за «бесчестные» методы войны.Причём Швецию и Польшу раздражало не только «бесчинство» Роде, но и то, что у Москвы появился флот, возглавляемый настоящим профессионалом своего дела, который был «адмиралом царя» и матросы которого получали царское жалованье. Русский флот постоянно рос, насчитывая уже 17 вымпелов.

Конец «морского атамана»

Последний морской бой эскадра Роде приняла осенью 1571 года, шведы устроили ловушку – за купеческим судном-«приманкой» шли три фрегата. Когда Роде атаковал «наживку», то фрегаты атаковали. Эскадра Роде понесла потери, но оправилась, и шведы были разбиты, русские канониры подавили их артиллерию, а затем шведские корабли взяли на абордаж.

Совет

Но тут датский король, оправдываясь тем, что Роде стал захватывать купцов в водах Дании, нарушая её торговлю, и под давлением соседей, приказал взять его под домашний арест. Команды были распущены, корабли и имущество конфискованы.Роде несколько лет был под домашним арестом, а потом пропал. Иван Грозный требовал, чтобы его вернули на Русь, т. к.

это его адмирал, и он сам мог провести над ним суд, но датский король отказал.О Карстене Роде — первом русском адмирале — больше сведений нет. Может он бежал, может, откупился, или убили, чтобы «концы в воду» (связи с датским монархом).Иван Грозный подумывал над созданием второй Балтийской эскадры, но война окончательно сложилась неудачно.

Швеция, воспользовавшись тем, что основные силы русской армии отбивали нашествие Стефана Батория, ударом со стороны Финляндии захватили все русское побережье с Ивангородом. Ливонская война завершилась тяжёлым поражением.

Московское царство, ведя войну на три фронта — южный (Крымское ханство), западный (Речь Посполитая), северный (Швеция) — потерпела поражение.

Но мы должны помнить, что именно по воле Ивана Грозного был создан Русский флот на Балтике, под командованием талантливого Карстена Роде, который успешно действовал на Балтийском театре военных действий. И сложись война иначе, создание Русского флота и «прорубание окна» на запад было бы связано с именем Ивана Васильевича, а не Петра Первого.

Современная Дания и Борнхольм

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter