Как появился простой карандаш

Как появился карандаш и как графит стал королём карандашей… – Истории Вещей

Как появился простой карандаш

Простой карандаш. Вот он лежит передо мной на столе. Черное сердечко, деревянная рубашка. Рубашка у карандаша деревянная — это понятно, а вот из чего состоит его сер­дечко? Отчего оно такое черное? Сердце ка­рандаша сделано из черного камня графита.

А почему он называется «простым»? Отто­го, что он очень просто устроен, и еще пото­му, что им просто провести линию на бумаге.

Между прочим, своим существованием простой карандаш обязан одной расколотой чашке. Смерть ее была не напрасной: ос­колки чашки, пролетая, коснулись нечаян­но бумаги и оставили на ней четкий, чер­ный след. Уронивший чашку человек заинтересовался таким удивительным явле­нием.

Жить в россии достойно и респектабельно!

Обратите внимание

Он выяснил, что в глину для изготов­ления посуды был добавлен графит. Зна­чит, если в графит добавить глины, стержень карандаша будет тверже, проч­нее, не будет ломаться и крошиться, как это происходило с чисто графитовыми ка­рандашами. Так появился простой каран­даш.

Это произошло двести лет назад.

Карандаши из чистого графита изобрели после того, как в 1565 году в английском графстве Камберленд нашли залежи «чер­ного камня» — графита. Его обнаружили случайно под одним вырванным с корнем деревом.

Маленький кусочек этого удиви­тельно мягкого камня случайно черкнул по руке человека, убиравшего поваленное бу­рей дерево, и оставил на коже четкий чер­ный след. Такие же следы оставлял он на ткани и бумаге.

Первые графитовые каран­даши представляли собой графитовые па­лочки, обернутые бумагой.

Даже не верится, что наш карандаш родился так недавно. Да он просто малыш! Особенно если учесть,что писать иерогли­фами люди умели уже за несколько тысячелетий до нашей эры! Какими же бы­ли предки нашего карандаша? В разное вре­мя в разных странах они были разными.

В Древней Греции, например, для письма использовали стило — палочку, заострен­ную с одного конца. Писали на восковых до­щечках. С обратной стороны к стило при­креплялась лопаточка, которая заглажива­ла, то есть стирала, ошибки.

«Почаще поворачивай свое стило!» — говорил учи­тель ученику, проверяя, что тот написал на своей восковой табличке. Вот откуда при­шло в наш язык слово «стиль»? Мы гово­рим: «У него хороший стиль» или «Стиль этого произведения очень сложен».

Хотя само слово «стило» (да и сам предмет) давно вышли из употребления!

Наши далекие предки писали также свинцовой палочкой, которая оставляет бледно-серого цвета буквы. Их легко можно было стереть хлебным мякишем или пем­зой. Богатые люди писали серебряными па­лочками, а художники рисовали ими.

Сере­бряные палочки (или штифты, как их еще называли) делали более темную четкую ли­нию, нежели свинцовые. Но тут было дру­гое неудобство: эти линии невозможно было ничем стереть.

Так что не всякий художник рисковал делать ими рисунки.

Важно

Во Франции в XV веке был изобретен так называемый «парижский карандаш», или «соус». «Соус» готовился так: в сажу добавлялся угольный порошок и очень слабый клей.

Но самыми популярными, начиная с XVIII века и до сегодняшнего времени, бы­ли и остаются карандаши из смеси порошка графита с глиной. Готовят такую смесь следующим образом. Сначала графит мелко­мелко размалывают, во много раз мельче чем, например, косметическую пудру, по­том смешивают его с глиной.

Если изготов­ляют жесткий карандаш, глины добавляют больше, если мягкий — меньше. Эту массу продавливают через специальные узенькие отверстия, чтобы получить стержни, затем эти стержни высушивают в специальных пе­чах. Теперь нужно «сшить» карандашу одежду. Самой лучшей рубашкой для ка­рандаша считается кедровая.

Но делают ее и из других деревьев: тополя, липы, ольхи. Выпиливают небольшие дощечки, которые сначала должны отлежаться, высохнуть. За­тем в них делают шесть углублений, куда укладывают, словно в кроватки, грифели. Сверху их накрывают такими же дощечка­ми и проклеивают, прижимая дощечки друг к другу.

Когда дощечки склеятся, их разре­зают на шесть заготовок. Заготовки шлифу­ют, четыре раза покрывают краской и два раза лаком. И вот карандаши готовы! По «характеру» они бывают разными: у одних «сердце» мягкое, нежное, у других — твер­дое, как кремень, а бывают карандаши средней твердости.

Об этом рассказывает маркировка, которая проставляется на ка­рандашах, — буквы и цифры, показываю­щие степень твердости или мягкости.

Что касается внешнего вида карандашей, то они очень разнообразны и по цвету, и по форме. Есть круглые, есть шестигранные, есть трех- и восьмигранные. Изготовляют даже плоские карандаши и эллиптические.

Есть карандаши-стиралки — с ластиком на конце, есть карандаши-подсказки — с таб­лицей умножения и алфавитом. Есть «весе­лые» карандаши — к ним прикреплен бубен­чик, который весело позванивает.

Совет

Бывают карандаши с кисточкой — нарисовал и тут же раскрасил. Выпускают даже карандаши ароматические — рисуешь розу и, вдруг, чувствуешь ее тонкий аромат.

А для тех, кто грызет не переставая кончик карандаша, придумали карандаши витаминизированные.

Надежные карандаши выручат вас тог­да, когда ручка может закапризничать и отказаться работать. Их берут с собой аква­лангисты, чтобы делать зарисовки под во­дой. На них не оказывает губительного влияния даже невесомость и мороз! Так что в космосе и на полярных станциях без них никак не обойтись.

Подсчитано, что одна буква, написан­ная карандашом, весит 0,00033 г. Сколько же будет весить ваше имя, написанное ка­рандашом?

История и эволюция карандашей

Как появился простой карандаш

Карандаш – любимый инструмент для рисования известен каждому с самого раннего детства. Мы все пользуемся цветными и «простыми» карандашами в повседневной жизни и не задумываемся о «возрасте» этого изобретения человечества. Предлагаем узнать о карандашах всю поднаготную, историю карандашей, происхождение названия и их эволюцию.

Исторические факты о карандашах (Caran d’Ache)

А знаете ли вы, что:

  • В середине IXX, начале XX веков, если точнее с 1858 по 1909 г.г., рождённый в России и переехавший потом во Францию, жил известный карикатурист Э. Пуаре. Эммануэль подписывал свои работы псевдонимом Caran d’Ache (Каран д`Аш), на французский манер. Это слово «карандаш», псевдоним Эммануэля Пуаре прочно закрепилось в сознании всего цивилизованного мира и ассоциировалось с рисунками.
  • Позже в Женеве, в 1924 году, открылась фабрика, выпускающая пишущие инструменты и канцелярские аксессуары, выбрав для себя торговую марку  «Caran d’Ache».
  • Буква, написанная «простым» карандашом весит примерно 0,000 33 грамма.
  •  Одним карандашом средней твёрдости можно написать 45 000 слов.
  • Одного карандаша средней твёрдости хватит, чтобы провести линию протяжённостью 55 000 метров.

Карандаш – этимология слова

Историки считают, что первыми карандашами были палочки из свинцово-цинкового сплава, зажиточные горожане использовали палочки из серебра.

Из металла изготавливали проволоку и к недлинному кусочку приделывали металлическую или деревянную ручку.

Эти прародители современного карандаша были не очень удобными для письма, так как имели чувствительный вес, линия была нечёткой и выходила не ровной, и написанное исправить было невозможно.

Настоящая история всем известных карандашей, в нашем понимании, началась примерно в начале XIV века. Родиной карандаша считается Италия. Люди изготавливали стержень из мягкой глины и чёрного сланца, и оборачивали его в тонкую кожу.

В исторических кругах это изобретение человечества носит название «Итальянского карандаша». Со временем грифели, стержни карандаша изготавливали из пережжёных костей животных с добавлением растительных клеев.

Линия нарисованная «Итальянским карандашом» была чёткой и яркой.

Слово «КАРАНДАШ» имеет восточное происхождение, от тюркского karadaş – (kara), дословно-чёрный и  daş (даш) — камень, сланец. Дословно — чёрный сланец или чёрный камень.

История карандаша

Человечество, пытаясь запечатлеть и увековечить увиденное, рисовало всегда. Из школьного курса каждый помнит о доисторических наскальных рисунках. Историки утверждают, что подобие карандашей человечество начало использовать примерно с XIII века нашей эры.

Установлено это было при изучении набросков картин тех времён и с помощью современных технологий, при послойном просмотре картин мастеров тех лет. Использовали «серебряный карандаш» или «свинцовый карандаш». Каждый из этих карандашей имел свои ощутимые недостатки.

Работа «серебряным карандашом» требовал высокого мастерства и «твёрдой руки», потому что исправить или стереть нарисованное уже невозможно. К тому же, со временем серебро окислялось, и серые штрихи приобретали тёмно-жёлтый или коричневый оттенок.

«Свинцовый карандаш» рисовал более чёткие, но вместе с тем светлые линии. Художники чаще использовали свинцовый инструмент.

Позже появился «Итальянский карандаш», о котором мы рассказывали выше.

Обратите внимание

Интересно, что и сегодня художники используют «свинцовый», «серебряный» и «итальянский» карандаши для достижения нужного эффекта при рисовании.

Знакомые нам графитовые карандаши появились в XVI веке. Материал для их изготовления подсказала сама природа. В Английском Камберленде прошла сильнейшая буря, было разрушено множество строений и повалено деревьев. Под деревьями пастухи обнаружили неизвестную им породу, почти чёрную и с металлическим блеском.

В начале посчитали, что это уголь, но он не горел. Тогда подумали, что это свинец, но порода не плавилась и была явно легче свинца. С открытым пастухами графитом проводилось ещё много испытаний, но пригодилось только одно его качество, он оставлял чёткий, хорошо видимый след при черчении им. Поэтому пастухи метили графитом своих овец.

Люди начали рисовать кусочками графита, в дальнейшем, отколов тонкую длинную щепу, использовали его для рисования. Писать графитом не получалось. Он был очень мягким для этого, крошился, пачкал руки и ломался при излишнем нажатии. Так в XVII веке графит продавался в лавках.

Рисовальщики на улицах, для собственного удобства, кусочек графита зажимали между двух палочек и обматывали конструкцию нитками или лентой кожи.

Упоминание о первых карандашах с деревянным корпусом найдено в документах 1683 года.

В 1719 году в немецком Штайне (Бавария) открыли первое производство карандашей с графитовым стержнем. Конечно же, состав грифеля отличался от современного. Графитовую крошку смешивали с серой и закрепляли клеем. За счёт этих манипуляций удешевлялась себестоимость грифеля. Качество было низким, но карандаш был не дорогим.

А в 1761 году производством карандашей занялся столяр К. Фабер. Каспар приехал жить в Штайн в 1758 году. Позже Каспар Фабер основал всемирно известную компанию Faber-Castell (Фабер-Кастелл). До 21 января 2016 года компанией Faber-Castell руководил прямой потомок Каспара Фабера – Антон Вольфганг фон Фабер-Кастелл (1941-21.01.2016).

Важно

В эволюцию карандаша вмешалась наука. Для производства карандашей, лучшим и единственно пригодным считался английский графит, конечно же, из английского Камберленда.

Но Англия ограничила вывоз графита в конце XIII века, так как он использовался в военном деле и имел стратегическое назначение. Графит добавляли в тигли при металлургических производствах.

Тигель – это сосуд для нагрева, обжига и плавления, используются в металлургии при литье, слово произошло от немецкого «tiegel» – горшок. В результате стоимость графита в Европе резко выросла.

В 1789 году шведский химик Карл Вильгельм Шееле (9 декабря 1742 – 21 мая 1786) доказывает, что графит является разновидностью углерода.

Называть графит – графитом предложил немецкий геолог Абраам Вернер в 1789 году. Происходит слово «графит» от греческого «grapho»-пишу. До этого графит называли – «чёрный свинец» от английского «black lead», «карбидное железо» или «серебристый свинец».

В 1790 году Йозеф Хардмут, мастер из Вены, опытным путём получил современный вариант графитового стержня. Он сделал смесь из муки графита, глины и воды, и подверг обжигу эту смесь в печи. Изменением содержания глины и графита Хардмут получил материалы различной твёрдости.

В этом же году Йозеф открывает фабрику по производству карандашей под названием «Koh-i-Noor Hardtmuth». Название предприятия «Koh-i-Noor» (Кохинур) переводится с персидского как «Гора света», такое название носит один из знаменитых алмазов. Бизнес становится семейным.

И в 1889 году внук Йозефа Хардмуда Фридрих фон Хардмут уже умеет производить карандаши семнадцати видов твёрдости.

Совет

Параллельно изысканиям Й. Хардмуда, Никола Жак Конте, изобретатель и учёный из Франции, в 1795 году получает такой же по содержанию и технологии графитовый стержень, используя графитовую пыль. Можно смело утверждать, что оба изобретателя, Хартмуд и Конте, являются «родителями» современного карандаша.

Технология производства графитовых стержней для карандашей Йозефа Хардмуда и Никола Жака Конте получила широчайшее распространение по всей территории Европы, что привело к открытию в середине XIX века и до сих пор всемирно известных фабрик по производству канцтоваров, таких как «Faber-Castell», «Koh-i-Noor Hardtmuth», «Staedtler», «Lyra» и «Schwan-Stabilo».

А вот привычную шестигранную форму карандаша предложил граф Лотар фон Фабер-Кастелл в 1851 году, обратив внимание, что карандаши цилиндрической формы скатываются со столов. На сегодняшний день это самая распространённая форма карандашей.

Сегодня для производства грифелей вместо глины используются современные полимеры, которые позволяют добиться не только разных степеней твёрдости карандашей, но и эластичности, что уменьшает хрупкость грифелей.

Многие наверняка замечали, что после падения карандаша на пол, грифель не всегда откалывается и не крошится внутри корпуса. Так же современные технологии позволяют производить тончайшие грифели для механических карандашей.

Принятые стандарты толщины грифеля для механических карандашей 0.9 мм, 0.7 мм, 0.5 мм и 0.3 мм.

Механические карандаши появились в 1869 году благодаря американцу Алонсо Таунсенд Кросс. Он обратил внимание, что при заточке карандаша, большая его часть стачивается, примерно две трети.

Идея Кросса заключалась в том, что грифель помещается в металлическую трубку и выдвигается по мере необходимости на нужную длину. Первые механические карандаши были примитивны, но, несмотря на это просуществовали достаточно долго.

Обратите внимание

Тот, кто помнит советское время, знает, что такое механические карандаши отечественного производства. Вот именно такие и изобрёл Кросс. Достаточно толстый грифель, 2 мм толщиной удерживался на пишущем конце карандаша зажимами, цангами.

При нажатии на кнопку, цанги раздвигались, и грифель выдвигался на нужную длину. Часто регулировать длину грифеля приходилось вручную, придерживая грифель пальцами. Короткий грифель не удерживался цангами, качался и выпадал.

Современный механизм более совершенен. Грифель в механических карандашах удерживается не цангами, а самим держателем, а выдвигается с помощью толкателя. При нажатии кнопки грифель выдвигается на небольшую длину. Плюс механических карандашей – отсутствие отходов и заточки, так как грифели и так достаточно тонкие.

Изобретение механических карандашей дало развитие новой группе канцелярских товаров.

Процесс производства карандашей

Для производства грифелей используют: графит, каолиновую глину или полимеры, крахмал (для простых карандашей), целлюлозу (для цветных карандашей), масло (кокосовое или подсолнечное), воск, парафин, стеарин или жиры.

Для производства корпуса применяют:

  • низкое качество – тополь, ольха;
  • среднее качество – липа;
  • высокое качество – кедр, сосна, джелутонг.

Для скрепления корпуса и закрепления грифеля разнообразные клеи. И краски для корпуса.

Поэтому производство карандашей не так просто, как кажется при взгляде на сам карандаш, кроме этого производство зависимо от качества материалов и поставщиков сырья.

Виды современных карандашей

С детства мы привыкли делить карандаши на простые и цветные. Подчёркивать разницу, наверное, не нужно. И так все прекрасно знают, что цветными карандашами рисуют, а простыми пишут, чертят и размечают. Цветные карандаши по плотности грифеля, как правило, являются мягкими, чтобы линии были более яркими.

Простые карандаши за счёт твёрдости грифеля чертят разными оттенками, от почти чёрного до бледно-серого.

Механические карандаши мы описали достаточно подробно выше, поэтому не будем повторяться.

Главное отличие карандашей – это твёрдость.

Твёрдость карандаша всегда указывается на его корпусе, за исключением механических. Твёрдость грифелей для механических карандашей и их толщину можно посмотреть на коробочке, в которой они продаются.

Твёрдость обозначается буквами: Т – твёрдый, М – мягкий. Средней и самой используемой твёрдостью карандашей считается ТМ – твёрдо-мягкие. Ещё необходимо знать, что каждый производитель использует разные составляющие, и тон линии в одной твёрдости может быть разным.

Международная маркировка твёрдости карандашей

СШАЕвропаРоссия
№1BМ
№2HBТМ
№2½F
№3HТ
№42H

#история карандаша #как делают карандаши #как появился карандаш #происхождение слова карандаш #виды карандашей #маркировка карандашей

Страница сгенерирована за 0,0283 s

Ещё статьи

История табуретки. Как устроен табурет. Этимология слова – табурет. Табуретка была постоянным и незаменимым предметом для сидения в концертных залах и в кинозалах на премьерах. Стул считался более изысканным предметом мебели, не для «простых» …

Создателем сетей магазинов Wal-Mart и Sam's Club является самый богатый человек 80-х годов XX века Сэм Уолтон. Его не берут на войну по здоровью. Он становится интендантом в военной части.

В 27-летнем возрасте Сэм запустил первый собственный небольшой магазинчик вблизи от большого магазина. Сэм искал решения. Он уделял много времени своим посетителям, встречал, рассказывал о товаре, помогал с выбором.

Секрет успеха кроется в …

Шелкография является, наверное, самым древним и практичным методом печати.

…Важно

Интересно, а когда появились первые тетради и как они выглядели? Кто придумал тетрадку? И каково происхождение слова «тетрадь»? Слово «тетрадь» имеет в корне греческое «тетра» – четыре …

Сколько лет насчитывает медицина сказать сложно. Ни один историк вам не назовёт даже примерной цифры, в каком веке люди начали лечить и изучать сам предмет.

Лечение травами, отварами, настоями и плодами, кажется, существовало всегда, ведь даже в детских сказках упоминаются добрые или злые волшебницы, ведьмы и колдуны.

Археологи периодически находят доказательства проведения сложнейших операций, которые и сегодня считаются фантастическими, ещё до нашей эры. Так какой была доисторическая медицина? …

Конец 1950-х годов. США, Нью-Джерси. 1958 год. Ведущий в США технологический институт, лаборатория «АТТ» компании «Белл», ищет способ изменения техники набора номера на дисковом телефоне, на технику нажатия на кнопки.

Как лучше всего расположить кнопки на панели? Инженеры обратились к новой отрасли науки «исследованию человеческого фактора», или, иначе говоря, к эргономике.

Эргономика основывается на простой идее — эволюция оптимизирует способ работы органов и свойств человеческого тела: памяти, рук, глаз… Самые эффективные приборы …

Шариковая ручка известна всем, а вот историю знают немногие. Погрузимся в тайны происхождения и эволюции шариковых ручек. …

Иссл.работа: “Как появились карандаши и почему они такие разные?”

Как появился простой карандаш

Содержание

I. Введение ———————————————————————————-2

II. Основная часть————————————————————————-4

         1. История возникновения карандаша——————————————–4

         2. Сходство и различия карандашей (грифельных и цветных)—————-6

         3. Эксперимент по определению наличия жира в карандашах—————-8

Совет

         4. Выбор карандаша при покупке————————————————–9

            5.  Исследование——————————————————————————————10

III.Заключение—————————————————————————- 11

IV.Список используемой литературы————————————————-12

V. Приложения—————————————————————————- 13

                                                            Простой карандаш. Вот он лежит передо

                                                                                                                  мной на столе.

                                                                                           Черное сердечко, деревянная       рубашка.

Обратите внимание

                                                                                                            Рубашка у карандаша деревянная —  это понятно, а вот из чего

                                                                                                                   состоит его сердечко?

                                                                                           Отчего оно такое черное?

          Сердце карандаша сделано из черного камня графита. А почему он называется «простым»? Оттого, что он очень просто устроен, и еще потому, что им просто провести линию на бумаге.

       Каждый ребёнок любит с детства рисовать карандашами. Как это прекрасно, когда на листе бумаги появляются то, что можно изобразить своими руками.

Но всегда ли карандаши являются тем помощником, который только помогает?

Всегда ли мы довольны тем, как они рисуют, чертят, штрихуют? Очень много раз я не была довольна тем, что получалось и поэтому у меня возник интерес к тому, чтобы узнать, откуда появились карандаши и  почему карандаши оставляют не всегда тот след, который мне нужен.      

        Данная тема представляет особую актуальность, так как при всём многообразии карандашей очень часто сложно выбрать те, которые соответствуют по качеству и поэтому приходится затрачивать дополнительные средства на их покупку.

       Целью данной работы является изучение простых карандашей по их составу и свойствам.

       Предмет исследования: простые карандаши.          

      Объект исследования: учащиеся 4 – 6 классов МБОУ СОШ № 5 города Братска.

Важно

     Гипотеза моей работы состоит в следующем:   почему карандаши оставляют разный  след на бумаге из-за  разного    состава его стержня?

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  • Узнать, из чего состоят карандаши
  • Для чего на карандаши ставят буквенные обозначения и что они обозначают
  • Разработать памятку, как научиться выбирать карандаши и поделиться опытом с одноклассниками.

Поставленные мною цель и задачи исследования определили следующую проблему:

  • Как правильно научиться выбирать карандаши, которые  

                     можно использовать для разного вида работы?

  Для исследования я  выбрала следующие методы:

  • анализ литературы по данному вопросу;
  • эксперимент;
  • исследование;
  • анкетирование среди учащихся.

II. Основная часть.

  1. История возникновения карандаша

        Надо полагать, что самым первым прототипом карандаша была головешка от костра – ими рисовали уже давным-давно наскальные рисунки. А первой уже довольно оформленной “канцелярской принадлежностью” стали стержни–клинышки для письма по сырой глине, ими пользовались в древней Ассирии.

Греки и римляне пользовались заостренными палочками. Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш».

 Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесенные серебряным карандашом, становились коричневыми.

          Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но четкий след и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Известен также так называемый «итальянский карандаш», который появился в XIV веке. Он представлял из себя стержень из глинистого черного сланца.

Затем его стали изготавливать из порошка жженой кости, скрепленного растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию.

Графитные карандаши известны с XVI века. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле темную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Они давно замечали, что шерсть их овец становится черной, если они трутся о местные скалы.

Когда об этом заявили местным ученым, они решили, что в Камберленде на поверхность выходят залежи свинца либо «черного камня». Местные жители моментально забросили овец и стали делать принадлежности для письма, которые так и назвали «черными камнями», черный – это «кара», а камень – «даш».

Совет

Сначала производили из графита тонкие заостренные на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма. Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге.

Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Современный карандаш изобрел в 1794 году талантливый французский ученый и изобретатель Никола Жак Конте. В конце XVIII века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда.

За нарушение этого запрета наказание было очень суровым, вплоть до смертной казни. Но, несмотря на это, графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путем, что привело к резкому увеличению его цены.

По заданию французского конвента, Конте разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней.

С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако ещё более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твердости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости.

Шестигранный корпус карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Появлению механического карандаша надо благодарить американца Алонсо Таунсенда Кросса. Он заметил, что почти 2/3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это и натолкнуло его на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину. Вот так на свете появились карандаши 

      В настоящее время выпускаются карандаши трех основных групп: чернографитные карандаши, копировальные (химические) и цветные карандаши. Они дифференцируются по степени твердости, обозначаемой буквами Т, МТ, М (за рубежом – Н, НВ, В) с цифровым показателем перед буквой.

Всего выделяется около 17 групп. По целевому назначению различают карандаши школьные, канцелярские, чертежные и рисовальные, по «форме» – деревянными, механическими, цанговыми.

Обратите внимание

Качественный карандаш обладает следующими свойствами:- карандаш должен быть ударопрочным и не ломаться при затачивании (это относится и к грифелю, и к корпусу); – грифель не должен царапать бумагу; – след, оставленный чернографитным карандашом, должен быть четким вне зависимости от степени твердости, не должен выцветать и терять со временем густоту окраски и должен легко стираться ластиком.

  1. Сходство и различия карандашей (грифельных и цветных)
  • Технология производства
  • Экологическая чистота
  • Обозначения на карандашах
  • Точилка – канцелярский нож
  • 2/3 при заточке уходят в отходы

    Что касается внешнего вида карандашей, то они очень разнообразны и по цвету, и по форме. Есть круглые, есть шестигранные, есть трех- и восьмигранные. Изготовляют даже плоские карандаши и эллиптические.

 Есть карандаши-стиралки — с ластиком на конце, есть карандаши-подсказки — с таблицей умножения и алфавитом. Есть «веселые» карандаши — к ним прикреплен бубенчик, который весело позванивает. Бывают карандаши с кисточкой — нарисовал и тут же раскрасил.

Выпускают даже карандаши ароматические — рисуешь розу и, вдруг, чувствуешь ее тонкий аромат. А для тех, кто грызет не переставая кончик карандаша, придумали карандаши витаминизированные. Надежные карандаши выручат вас тогда, когда ручка может закапризничать и отказаться работать.

Их берут с собой аквалангисты, чтобы делать зарисовки под водой. На них не оказывает губительного влияния даже невесомость и мороз! Так что в космосе и на полярных станциях без них никак не обойтись.

Подсчитано, что одна буква, написанная карандашом, весит 0,00033 г. Сколько же будет весить ваше имя, написанное карандашом?

 Карандаши делятся на грифельные и цветные.

грифельныецветные
Продажи:30%70%
Производство:(обжигают)(пигмент)

    Цветные карандаши существуют почти так же давно, как и простые графитные. Процесс их производства с точки зрения технологии в общих чертах схож. Основной материал, которым, как правило, является каолин (белая глина), смешивается с пигментами, водой и вяжущим веществом, при необходимости – и со специальными жировыми добавками.

Разные производители в карандашах различного качества используют также красители, воск, связывающие вещества на основе целлюлозы, натуральные наполнители (каолин, тальк).

В простой карандаш не добавляют пигмент, так как пигмент используется для того, чтобы карандаш оставлял цветной след, а при производстве простого карандаша требуется обжиг грифеля, что приводит к сгоранию пигмента.            

Вывод:  след зависит от добавления в состав карандашей каолина (белой

             глины) воды, вяжущего вещества талька, разного количества жира  

             при производстве грифельных карандашей и  

             пигмента  при  производстве цветных карандашей.          

 Карандаши делятся  на школьные и художественные.                        

Художественные(главные  пользователи художники).        
Школьные( пользователи ( маленькие дети, школьники).

Существуют различия между художественными и школьными карандашами (Приложение III)

Вывод: след от оставляемого карандаша зависит от его качества материалов,

            которые применялись при их изготовлении. 

На грифельных карандашах ставят условные знаки:

    М – карандаш мягкий;

2М – в 2 раза мягче

 Т – карандаш твёрдый;

 2Т – в 2 раза твёрже;

ТМ – твёрдо-мягкий;

НВ – карандаш для художественных работ  высокого качества

Вывод:  разное обозначение зависит от количества жира

              добавленного  в графит при изготовлении карандашей.

3. Эксперимент по определению наличия жира в графите.

     Цель:  Подтвердить или опровергнуть, что след оставляемого карандаша  

                 зависит от содержания жира в грифеле.

 Чтобы подтвердить или опровергнуть, что грифельный карандаш оставляет разный след из-за различного количества жира, добавленного в карандаш, мною был проведён эксперимент.

Условия эксперимента: Были взяты кусочки шёлковой ткани, грифельные стержни из карандашей с разными  обозначениями на корпусе карандаша.

В течение 1 минуты, по очереди, стержни протирала тканью. После этого кусочки ткани были постираны обычным стиральным порошком и разглажены утюгом.

В результате этого эксперимента мне удалось увидеть следующее: лучше всего след на ткани оставляли те грифельные стержни, у которых по условным знакам на корпусе карандаша были обозначения М, 2М. После стирки на ткани остались жирные пятна и особенно они были чётко видны после использования стержней с обозначением М,2М.

Важно

Вывод: в результате эксперимента мне удалось подтвердить, что разный след          

             грифельные карандаши оставляют из-за разного содержания жира.

4. Выбор карандашей при покупке (мнение продавца).

Цель: Выяснить, как обычно происходит выбор карандашей при покупке?

      Из беседы с продавцом магазина канцелярских товаров я узнала, что чаще всего при покупке карандашей люди смотрят на красивую упаковку, в которой находятся карандаши, или по их яркой окраске, не задумываясь о том, какого они качества или для какого вида изобразительного творчества они нужны.

Вывод:  выбор карандаша происходит по художественному оформлению.

                                     Анкетирование учащихся

Цель: Выяснить, как обычно  происходит выбор карандашей при  покупке?

В целях выяснения способа выбора карандашей, мною было проведено анкетирование учеников 5-6 классов школы №5 г. Братска.

  Учащимся было предложено ответить на вопросы, по которым можно было бы судить, как дети выбирают карандаши для своего использования.

В результате проведённого анкетирования  мне удалось выяснить, что выбор карандашей происходит главным образом по цене, по необычной форме, размеру, красоте.

Результаты анкетирования:

Из анкет 100  учеников  школы №5,  которые были мной, опрошены (выбор карандаша при покупке) результат распределился следующим образом:

  • По красоте -15
  • По форме -30
  • По размеру -18
  • По цене -33
  • По совету продавца -20
  • По условным знакам -20
  • По упаковке -29
  • По качеству письма -20

  Вывод: выбор карандашей чаще всего происходит по цене, необычной 

              форме и красочной упаковке, следовательно, выбор происходит

              необдуманно.

5. Исследование.

  Цель: выяснить, знаком ли учащимся способ, по которому можно  

            правильно выбирать карандаш в зависимости от вида работы?

      Мною был проведён эксперимент среди учеников 6А  класса.

Детям было предложено дорисовать и раскрасить картинку.

Для работы были даны карандаши из разных упаковок

В результате эксперимента, мне удалось заметить, что много есть учащиеся, которые при работе с карандашами не обращают внимание на условные знаки на корпусе карандаша и используют их методом перебора, если он не подходит для данного вида работы.

 Вывод:    использование карандашей при рисовании происходит в зависимости оттого что нужно рисовать –  методом перебора, а это значит, что не все дети умеют использовать условные знаки, которые нанесены на корпус карандаша..

В результате проведённой исследовательской работы я выяснила, что          

  • Откуда появились карандаши и из чего они состоят.
  •  Существует  взаимосвязь оставляемого следа карандаша   на  бумаге от его состава.
  • Что есть способ, по которому можно выбрать подходящий  карандаш  для работы, если он не подстроган.
  •  Для чего на карандаши ставят буквенные обозначения и что они обозначают.
  •  Разработала памятку, как научиться выбирать карандаши и    

                  поделилась опытом с одноклассниками.

Моя гипотеза о том, что существует взаимосвязь оставляемого следа карандаша от его состава подтвердилась.

Эта исследовательская работа была для меня очень интересна и имеет практическое значение для меня и моих одноклассников. Теперь я могу сама правильно выбирать карандаши и поделиться опытом, как правильно их выбрать для разного вида работы, чтобы не затрачивать время и дополнительные денежные средства на их покупку.

IV.Список используемой литературы.

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: М., 4-е  

    издание, дополненное, с. 265.

2. Цветные карандаши [Электронный ресурс].Режим доступа:

      http://www.delo-st.ri/index.nhp

3. Карандаш, письменная принадлежность // Энциклопедический словарь Брокгауза и    Ефрона.

4. Мыльников В.П. Как делают карандаши на ф-ке им. Красина: от глины до бумаги

Непростая история простого карандаша

Как появился простой карандаш

Про шариковую ручку я уже писал, про стирательную резинку и канцелярские скрепки тоже писал.
А как же простой карандаш спросите вы? Исправляю досадное упущение и расскажу историю обычного карандаша.

Я думаю среди нас нет ни одного человека, кто хотя бы раз в жизни не использовал простой карандаш. Наша детская творческая деятельность началась именно с карандашей и фломастеров. А в вашем школьном пенале карандаш был обязательно! Название “карандаш” переводится как “черный камень”. “Кара” – это всегда черный.

КараКумы помните? Это Черный песок.

источник pixabay.

Ничем не примечательная простейшая вещь. Хрупкая, ломающаяся. Точилку с собой вечно носи (если у нас классический карандаш из дерева).

Но в то же время карандаш легко стирается с бумаги, что очень полезно при рисовании. Он не потечет в кармане. Им можно рисовать вниз головой, он все равно будет писать.

Совет

Он не замерзнет в холода и будет писать там, где шариковая ручка откажет. Им пишут даже под водой аквалангисты!

Им пользовались первые космонавты до того как перешли на специальные ручки!

Мы так и зовем его-простой карандаш, хотя официально он называется черно графитовый.
Из за своего строения графит чешуйчатый и при соприкосновении с бумагой он легко расслаивается и оставляет следы.

Можно считать, что первый древний прообраз современного карандаша это уголь. Наши первобытные предки могли рисовать на стенах пещеры обугленными головешками изображения мамонтов и сцены охоты на них.

Углем для рисования пользовались довольно долгий период, но уголь был очень неудобен в работе. Мало того, что он сильно пачкал руки, так он еще и размазывался по рисунку и часто вовсе осыпался.
Есть отдаленные сведения, что в Древней Греции использовались какие-то подобия графитовых стержней для письма и рисования.

Примерно с 12-13 века художники использовали для рисования серебряную проволоку. Проволоку припаивали к ручке для удобства рисования. Но у такого карандаша был один серьезный недостаток. Он очень плохо стирался с бумаги. И пользоваться им могли лишь признанные мастера.

Сохранились серебряные рисунки Леонардо Да Винчи.

Промежуточным звеном явился свинцово-цинковый карандаш. В средние века вообще довольно вольно относились к свинцу, не замечая таившейся в нем опасности.

Следы такого карандаша можно было стереть хлебным мякишем. Мы же помним, что ластиков тогда еще не было. У такого свинцового стержня даже сохранилось название “бляйштифт”.

Прообраз современного карандаша, так называемый”итальянский карандаш”, появился в 14 веке. Он представлял из себя стержень черного сланца, завернутый в кожу.

Обратите внимание

В 15 веке было открыто месторождение черного глинистого сланца (графита) в Пьемонте.
Художники оценили графит по достоинству, но такие залежи быстро иссякали.

В 1565 году после сильной бури англиские пастухи нашли в земле под корнями вырванного дерева какую-то темную массу, первоначально ее приняли за свинец. Но на пули эта масса не годилась, а вот палочки для рисования получились превосходные. Для письма они были слишком мягкими, увы.Это и был графит.

Цены на графит взлетели до небес. Все дело в том, что графит запретили вывозить за границу Англии и в Европу он мог попасть лишь контрабандой.

Поэтому во Франции графит заменили смесью из сажи с глиной и клеем. Получился “парижский карандаш”, его еще называли “соус” .Этот карандаш был чуть мягче итальянских аналогов и ощутимо дешевле.

В Германии производили карандаши из смеси графита, клея и серы. Качество было хуже цельнографитовых стержней, но и цена была существенно ниже. Первое массовое производство деревянных карандашей началось именно в Германии.

В 1565 году карандаш в деревянном корпусе упоминается в трудах Конрада Геснера.

Позже Леонардо да Винчи стал использовать “сангину”. Красный мел с окислами железа. Этими красно-коричневыми карандашами до сих пользуются художники для изображения тел.
Во времена Возрождения во Франции так же придумали цветной мел-пастель.

В Англии залежей графита хватило на 2 века. Потом карандаши снова стали дефицитом.

В конце 18 века французский изобретатель и живописец Николя Жак Конте начал использовать для стержней карандашей основу из графита, сажи, глины, воды и крахмала.

Изменяя пропорции глины и графита можно было получать разные твердости стержней. Все компоненты перемешивают и обжигают высокой температурой. Потом готовые стержни помещали в оболочки из дерева.

Важно

Чем больше графита, тем мягче и темнее карандаш, а чем больше глины ,тем он тверже и светлее.

Стержень карандаша получил необходимую твердость и стал пригоден не только для рисования, но и для письма.

источник pixabay.

Одновременно с Конте свой похожий карандаш изобрел Йозеф Гардмут. Он владел фабрикой по производству керамической посуды. Однажды он уронил один из глиняных тиглей. Осколок оставил на бумаге четкий след. Любопытный Гардмут начал экспериментировать с графитом и глиной входящими в смесь тиглей. В результате получился стержень, который Йозеф назвал очень знакомым вам названием.

КОХИНОР! “Не имеющий равных.”

С тех пор карандаши изготавливают по этой технологии. Уже через полвека существовало двадцать степеней твердости стержней на основе графита.

Сейчас этих степеней 21.

А форму для карандаша в виде шестигранника придумал Лотар фон Фаберкастл в 19 веке.
Такая форма предотвращала скатывание карандаша по поверхности.

Для деревянной оболочки карандаша годится лишь специальная древесина. Когда-то использовался кедр, но он стал слишком дорогим и чаще всего используют липу, ольху и тополь. Производство деревянного карандаша это довольно сложная технология в которую входят до 100 операций! Потом уже готовый карандаш получает маркировку М, Т, ТМ.

Мягкий ,твердый, средний и цифры соответствующие твердости от 7Т до 6М.

В России было свое производство карандашей. К нему даже приложил руку сам Михайло Ломоносов.

Но качество карандашей было невысоким и в основном все карандаши привозились из Германии.

Первая карандашная фабрика в Москве открылась в 1926 году по предложению Арманда Хаммера.
Молодая Страна Советов тогда очень нуждалась в карандашах для борьбы с неграмотностью населения.

Сейчас в мире выпускается много видов карандашей – и круглые, и шестигранные, и восьмигранные,и даже плоские. Какие угодно. Ходит даже байка про витаминизированные карандаши, школьники же все равно грызут карандаши, а так будут делать это с пользой для здоровья!

Дерево сменил пластик и металл. В торец карандаша стали прикреплять ластик.

Первый механический карандаш был создан в 1869 году американцем Алонсо Кроссом. Американцу не нравился тот факт, что при затачивании карандаша дерево отправляется в отходы. Алонсо создал свой металлический карандаш с выдвигаемым графитовым стержнем. В 1913 году некто Гиндельман запатентовал в России механический карандаш, где грифель двигался с помощью гайки в канале из металла.

Совет

А чуть позже японец Хаякава создал механический карандаш, который используют до сих пор.

Выпускается очень много видов карандашей с самыми разными предназначениями. Помимо простых карандашей производятся и цветные.

В их состав графит не входит. Грифель в таких карандашах состоит из глины, жира,красителей и клея.

Вот как все непросто, не такой уж и простой оказался этот карандаш.

голосжизньpskобразованиеистория

Как был придумал простой карандаш, из чего производили

Как появился простой карандаш

Графитовые стержни для письма были известны уже в эпоху расцвета древнегреческой культуры, но впоследствии они были забыты. Лишь в XVI веке возродилось старинное ремесло. В трактате Конрада Гесслера о минералах, вышедшем в 1565 г.

, есть описание графитовых стержней. Между классической древностью и поздним средневековьем люди, если они не желали иметь дело с чернилами, писали стержнями из свинца и олова. Нам такое занятие не пришлось бы по вкусу.

Впрочем, и нашим предкам оно, видимо, не доставляло удовольствия.

Карандаш, вырезанный из кристалла графита

Именно так он выглядел карандаш XVI века. В то время в английском графстве Камберленд открыли необычное месторождение графита. Необычность его заключалась в том, что куски графита были на редкость большими.

А чем они больше, тем правильнее кристаллы, тем чище материал. Стержни, которые делали из камберлэндского графита, писали очень хорошо.

Делали их так: графит распиливали на тонкие пластинки, шлифовали и разрезали на палочки, которые вставляли в дерево или тростник.

Месторождение между тем истощалось. Стержни стоили все дороже. Наконец, крупные самородки графита стали такой же редкостью, как алмазы в несколько каратов. И вновь люди стали писать палочками из мягких металлов.

Но графиту суждено было покорить пишущий и рисующий мир. Правда, не в чистом виде, а в смеси с глиной. В 1790 г. француз Жак Конте предложил делать карандашные стержни по керамической технологии.

Он смешивал порошок графита с пластичной массой из глины и воды, уплотнял массу на прессе и продавливал ее через сапфирное сопло.

Обратите внимание

Получалась темная круглая нить, которую резали на стержни и обжигали, подобно гончарным изделиям, чтобы она стала прочной.

Эта технология многократно усовершенствовалась, но до недавнего времени принципиально не менялась. Прежде всего потому, что она удобна. Затем — благодаря доступности сырья: не нужны крупные куски графита. Наконец, она дает возможность получать отменные карандаши. Те самые, что в разговорной речи называют простыми, а в изданиях для специалистов — чернографитными

Краткий экскурс в область полимеров

Графит—полимер. Так же, как и алмаз: оба они кристаллические полимеры. Ископаемые угли, древесный уголь, сажу считают аморфными полимерами углерода. На самом деле и они построены из очень мелких, деформированных кристаллов.

Графит и ископаемые угли — это как бы углеродные скелеты древних растительных организмов. Синтетический графит и сажа — углеродные скелеты нефтяных углеводородов. И природа, и человек создают графит по единому методу — строя полимерную цепочку из одних только атомов углерода.

Впрочем, так можно получить и алмаз. Но для этого придется построить трехмерный полимер, структуру которого надо изображать пространственной моделью. Чтобы изобразить структуру графита, достаточно бумажного листа, потому что она двумерна.

Атомы углерода в графите образуют гигантские плоские сетки из шестичленных циклов — бензольных ядер.

Атомы углерода в плоской сетке графита связаны между собой прочными химическими связями. Но отдельные слои сетки удерживаются одна подле другой уже не химическими, а гораздо более слабыми молекулярными силами. Поэтому строение графита чешуйчатое, поэтому он мягок и скользок на ощупь.

Цвет графита — серо свинцовый. Чтобы сообщить карандашной массе черноту, в рецептуру вводят немного сажи или древесного угля. Молекулы пигментов содержат, кроме углерода, небольшое количество кислорода и водорода. Только из них сделать карандаш нельзя, потому что строение у черных пигментов не чешуйчатое, они не скользят по бумаге.

Почему карандаш пишет

Собственно, рассказывая о чешуйчатом строении графита, мы уже ответили на этот вопрос, но лишь отчасти ясно, отчего слои графита легко отделяются один от другого, но почему они остаются на бумаге? Потому, что в целлюлозе, из которой состоит бумага, есть гидроксильные группы, и когда карандаш скользит по бумаге, между этими группами и отслоившимися молекулами графита возникают водородные связи, более прочные, чем связи между отдельными молекулами-слоями графита.

Правда, чернографитный стержень состоит не из одного графита. В нем, как уже говорилось, есть связующее — глина. Но это существа дела не меняет. У глины, как у графита, слоистая структура, и на бумаге остается след обоих веществ.

Чтобы закончить разговор о молекулярных связях — один абзац о том, почему карандашная линия стирается резинкой. При механическом воздействии — трении — нарушаются силы, соединяющие отдельные частицы графита.

Важно

В то же время возникают временные и непрочные молекулярные связи графита с поверхностью резинки.

В результате резинка попросту вытаскивает графит из бумаги, в идеально а случае не нарушая вовсе бумажной поверхности.

Все наверное, знают эти обозначения 6Т — самый твердый карандаш, 6М — самый мягкий. А между ними есть еще 5Т, 4Т, ЗТ, 2Т, СТ, ТМ, М, 2М, ЗМ, 4М и 5М.

Велика ли разница между градациями твердости и что служит причиной разной твердости карандашей?

Ответ на первый вопрос: нет, невелика. Все карандашные стержни не выходят за пределы двух ступенек шкалы твердости Мооса (№ 1— тальк, № 2 — гипс). Определяют же твердость стержней, царапая ими эталонные плитки из сплава свинца с оловом или измеряя износ на специальном приборе.

А вот чтобы ответить на второй вопрос — отчего карандаши получаются разной твердости,— надо коротко рассказать, как делают стержни.

Как производят графитовые стержни

Самая ответственная операция в производстве стержней — помол графита. Чем мельче будут частицы, тем более гладкими получатся стержни, тем лучше они будут писать.

Механические способы помола требуют длительного времени, и все равно достаточно мелких частиц не получается.

Поэтому применяют механохимические методы, в вибрационную или струйную мельницу вводят поверхностно- активное вещество, которое смачивает измельченные частицы и не дает им вновь слипаться. В результате размеры частиц графита получаются ничтожными — около одного микрона.

Для наглядности хотелось бы сравнить их с чем-нибудь известным, но даже самая тонкая пудра грубее, чем карандашный графит. А вот глину измельчать не надо, она и так достаточно мелка: у ее частиц субмикроскопические размеры.

Графит смешивают с глиной. От того, в каком соотношении смешивают, и зависит твердость будущего стержня. Самый твердый получится из чистой глины, самый мягкий — из чистого графита Конечно, обе эти крайности абсурдны.

Просто в 6Т очень мало графита, в 6М его очень много.

Смесь графита с глиной продавливают через сопло и непрерывную черную змейку автоматически режут на отдельные стержни. А потом отправляют в печь. Глины для карандашей состоят из каолинита. При высоких температурах из него выделяется вода и образуется плотный полимер. Поэтому стержень становится прочным, водостойким и более упругим, твердость его возрастает на одну — полторы градации.

Но из-за испарения воды стержень после обжига буквально насыщен мельчайшими сообщающимися между собой порами, проведенная им линия прерывиста и неравномерна. Приходится пропитывать обожженный стержень восками — годным, японским, карнаубским — или воскоподобными веществами вроде стеарина. Кстати, такие вещества заодно улучшают сцепление написанного с бумагой и уменьшают трение при письме.

Выбор древесины для карандаша

Стержень нельзя облачать в любую древесную одежду — ни ель, ни береза для этого не подходят. К древесине для карандашной оболочки предъявляют очень жесткие требования. Мягкость, легкость и прочность — вещи очевидные.

Помимо этого волокна должны быть прямыми и плотными. Древесина должна хорошо обрабатываться на станках, не крошиться, строгаться ножом или бритвой, полироваться.

Теперь, видимо, будет ясно, почему лишь немногие древесные породы годятся для карандашей.

Лучшие из лучших — южный красный кедр, растущий в Калифорнии, и кипарис.

Совет

Не будем даже задерживать внимание на этой экзотике; в нашей стране используют древесину сибирского кедра, реже — липы, тополя, ольхи. Казалось бы, запасы такой древесины огромны.

Но если бы деревья рубили только ради карандашей. К тому же в карандашном производстве древесина расходуется очень неэкономично: до 90% идет в отходы.

Древесину обязательно по радиусу распиливают на дощечки и облагораживают — у натурального кедра выравнивают его темно коричневый цвет, а остальные, менее благородные сорта пропитывают красителем под цвет кедра. А еще древесину пропитывают воскоподобными веществами, чтобы она лучше резалась и в заточенном виде была гладкой.
Наконец, заключительные операции, отделочные. Первая из них — окраска.

Не только дети, но и взрослые обгладывают карандаши. Поэтому краска должна быть абсолютно нетоксичной. Обычно используют нитролаки, по сути своей — растворы целлулоида.

Из него делали и делают детские игрушки, так что в безвредности можно не сомневаться… Может быть, одной из причин, по которой даже взрослые держат иногда карандаш во рту, служит освежающий запах камфары, содержащейся в целлулоиде.

Последнее дело — поставить маркировку. На карандаш накладывают бронзовую фольгу (бумага, слой воска, слой клея, бронзовый порошок) и ударяют нагретым штампом с выгравированной надписью. Воск плавится, покрытие отделяется от бумаги и приклеивается к карандашу.

Цельносинтетические карандаши

Честно говоря, процесс изготовления карандашей выглядит несколько громоздким. И больше всего возни с глиной: сначала ее надо отмучивать, потом из-за нее вести обжиг… Между тем можно найти и не глиняный каркас для графита. Уже выдано немало патентов на синтетические связующие для карандашной массы.

Между прочим, первые стержни с феноло-альдегидными полимерами были изготовлены на московской фабрике им. Красина в годы войны.

Сейчас можно уверенно говорить о том, что глина в карандаше — анахронизм и что сейчас чаще ее заменяют полимеры, не требующие обжига.

Обратите внимание

Так же как и оболочку карандашей часто заменяют на полимерные и что очень важно, оболочку из них можно делать одновременно со стержнем, на одной машине, но с двумя головками: первая выдавливает графитовый стержень, другая облачает его в полимер.