Ирония судьбы или самые курьезные трагедии в истории

С легкой иронией, или пар судьбы! немного правдивая история создания фильма «ирония судьбы»

Ирония судьбы или самые курьезные трагедии в истории

Специально к юбилею «Иронии судьбы» мы встретились с живыми свидетелями создания легендарной комедии, нашли редкие документы и уникальные артефакты эпохи, посетили места съемок, потеряли редкие документы, случайно сели на уникальные артефакты и сломали их, но в конце концов, преодолев все препятствия и пройдя множество испытаний, нашли любовь и настоящих друзей!

Ирония Мельпомены

Все началось в далеком 1969 году, когда Эльдар Рязанов и его постоянный соавтор Эмиль Брагинский получили от Москонцерта задание написать сценарий для новогодней вечеринки «Дискотека 50-х».

Одна из репризок, написанных для этой музыкальной программы, была основана на реальном случае.

Обратите внимание

Лучшие одесские анекдоты

Известный своими постоянными розыгрышами композитор Никита Богословский (по легенде, именно он придумал засовывать спящим бумагу между пальцев ног и поджигать ее) однажды напоил своего друга до беспамятства и погрузил в поезд Москва — Владивосток, подговорив проводницу все восемь дней пути не давать бедолаге протрезветь.

Когда поезд наконец прибыл к пункту назначения, Никита Богословский, прилетевший во Владивосток на самолете, уже встречал приятеля на вокзале. Не дав ошалевшему другу опомниться, композитор-затейник снова напоил его, а когда тот заснул, сунул ему между пальцев ног бумагу и поджег.

Хотя в итоге сценка про затяжную пьянку в поезде так и не вошла в сценарий концерта, Рязанов и Брагинский усмотрели в ней потенциал. После дальнейшей обработки сюжета история превратилась в сатирическую пьесу «Пассажир, который все время падал с полки». Комедия не щадила никого.

Она безжалостно бичевала бракоделов, производящих для поездов неровные полки, на которых невозможно удержаться нетрезвому человеку; осуждала жадных проводниц, которые, продавая водку по дикой цене, готовы наживаться на слабостях любителей хмельного; критиковала потолки, которые все время кружатся, когда пытаешься заснуть.

Надо сказать, на момент написания пьесы оба драматурга сильно пили. Видимо, состояние, в котором создавалась комедия, и объясняет тот странный факт, что все персонажи двоятся.

Комедия с успехом шла во многих театрах Советского Союза с 1970 по 1973 год, пока, после анонимной жалобы в Министерство культуры, не была негласно запрещена.

Реальная причина опалы неизвестна до сих пор (архивы Министерства культуры СССР будут рассекречены только в 2095 году), а в качестве официальной версии назывались «сложности с должным соблюдением техники безопасности».

Действительно, из-за того что в трех сценах персонаж композитор Хахасловский поджигал на сцене бумагу, за четыре года постановок спектакля сгорело восемь театров, а двадцать два актера получили ожоги легкой и средней степени тяжести.

Важно

Вспоминает первый исполнитель роли Жени Алкашина — заслуженный артист Бурятии, актер Театра им. Ленинского произвола Семен Добровольцев:
— Зрителям спектакль нравился. Многие даже оставались после антракта на второй акт. Жаль, фотографий не сохранилось.

Все сгорели… Кстати, знаменитую фразу про заливную рыбу придумал я. Сымпровизировал! Рязанов тогда как раз присутствовал на прогоне, он реплику одобрил, и ее сразу вставили в текст.

Эльдар Саныч, еще помню, подошел ко мне специально после репетиции и сказал: «Выношу вам обоим благодарность!»

Лицедейство судьбы

Из книги воспоминаний Эльдара Рязанова «Рухнул теленок с дуба»:
«Переработать пьесу в телесценарий мне посоветовала жена. Супруга — мой самый строгий критик. За всю жизнь ни один зритель еще не упрекал меня, что я свинячу в ванной, а жена — постоянно. Кстати, это она придумала ставшую крылатой фразу про заливную рыбу…»

После трансформации пьесы водевильный персонаж Женя Алкашин стал лиричным Женей Лукашиным, композитор Хахасловский распался на трех верных друзей, начальник поезда превратился в Ипполита, а алчная проводница — в Галю.

Железнодорожные приключения по пути из столицы во Владивосток, которые занимали почти все действие спектакля, скукожились до короткого авиарейса из Москвы в Ленинград.

В общем, от первоначальной истории мало что осталось, и Эмиль Брагинский даже потребовал убрать свою фамилию из титров. Поэтому до сих пор там он значится просто как Эмиль.

Сперва Рязанов хотел задействовать в фильме только зарубежных актеров, а съемки полностью провести за границей. Незадолго до этого он как раз закончил работу над «Невероятными приключениями италь­янцев в России» и до сих пор был под впечатлением мастерства работников предприятий общественного питания Рима.

Совет

Средиземноморская темпераментная школа игры ему тоже импонировала. Особенно он был поражен мастерством Марчелло Мастроянни.

«Пока я был в Риме, мы раз десять ужинали с Марчелло в местных ресторанчиках, — вспоминал Рязанов в своих мемуарах. — И так выходило, что каждый раз платил я, поскольку Марчелло все время забывал деньги дома.

Только потом до меня дошло, что его натуральное удивление и неподдельная досада, когда он выворачивал карман, причем почему-то всегда только один, и ничего там не находил, были всего лишь замечательной актерской игрой.

Я был пленен!»

Из автобиографии Марчелло Мастроянни «Mamma mia, papa stakkano portveino»:
«Sono io che ho coniato la frase del pesce disgustoso!»

Рязанов уже представлял Марчелло Мастроянни в образе Ипполита, а в роли Нади — Одоардо Спадаро. Но тут на кинопробах неожиданно выяснилось, что режиссера ввело в заблуждение имя и что Одоардо — мужчина. Пробы тем не менее прошли великолепно, и оба актера были утверждены.

Дело оставалось за малым — уломать руководство Госкино на выделение валюты для гонораров иностранным актерам. Часть переписки режиссера с советскими чиновниками сохранилась благодаря известному искусствоведу и некрофилу… Тьфу, мы хотели сказать — искусствоведу и коллекционеру… Блин, то есть некрофилу и коллекционеру конечно же! Короче, благодаря Герману Мозько!

Далее, по прикидкам Германа Мозько, обеими сторонами было послано еще около пятидесяти телеграмм. Теперь уже трудно восстановить их содержание, но понятно, что за этот срок переписка между Семашкиной и Рязановым из по-деловому сухой превратилась в более теплую и дружескую.

Денег в ту пору у Госкино и правда не было. Комитет по кинематографии все еще не мог прийти в себя от бреши в бюджете, оставленной кино­эпопеей Сергея Бондарчука «Война и мир». (Любопытный факт.

Для аутентичности Бондарчук кормил статистов, игравших французских солдат, лягушачьими лапками, круассанами, сыром с плесенью, а и иногда и просто плесенью.

«Merde!» — отзывалась о надоевшем меню зажравшаяся массовка и требовала откупорить еще дюжину бутылок Chateau du Deja vu.)

Сама судьба распорядилась, чтобы денег хватило всего на одну не очень дорогую зарубежную актрису. И ею стала Барбара Брыльска, уже известная в Союзе по эпизодической роли Евы Браун в заключительной серии телефильма «Четыре танкиста и собака».

Обратите внимание

Актеры на остальные роли нашлись сравнительно быстро. Закавыка возникла только с воплощением персонажа «пассажир самолета», на плече которого весь полет норовит заснуть Женя Лукашин.

Десятки кинопроб артистов известных и заштатных театров, сотни дублей, тысячи метров пленки, миллионы… ну, допустим, киловатт-часов — все было впустую.

Идеально не соответствовал никто. Одни не подходили по темпераменту, другие были слишком вульгарны, третьи чересчур рафинированны, у кого-то просто ощущались нехорошая аура и плохая карма.

Идеален был лишь актер Владимир Федоров, прославившийся ролью дядьки Черномора из «Руслана и Людмилы», но он не подходил по росту, так как был карликом. (Мы просим прощения у наших читателей-коротышек за использование этого оскорбительного термина.

Лилипуты — пардон опять! — справедливо считают, что он унижает — уж не взыщите за невольный каламбур! — их достоинство. Поэтому недомерки — тысяча извинений! — предпочитают, чтобы их называли «маленькими людьми». Но в данном контексте использование слова «карлик» мы считаем оправданным.

Попробуйте сами подставить вместо него «маленький человек» — и увидите, что получается плеоназм! Так что не обижайтесь, дорогие гномы! Надо быть выше этого. Сорри!)

К счастью, великая школа советского киногрима протянула, так сказать, свою бутафорскую руку помощи. Чародеи папье-маше и волшебники накладных усов снова сотворили чудо! И неповторимый Владимир Федоров все-таки сыграл пассажира самолета, забравшись внутрь ростовой куклы, как две капли воды похожей на Эльдара Рязанова.

Кукла пригодилась не только в этой сцене. Ближе к концу работы над фильмом, когда Рязанову потребовалось отлучиться из Москвы, а съемки прерывать было нельзя, он попросил Федорова тайно подменить его.

Важно

Федоров влез в куклу кинорежиссера и целую неделю командовал на площадке актерами, давал распоряжения оператору и свинячил в ванной.

Впрочем, сам Рязанов в своих воспоминаниях отрицает это, говоря, что Федоров подменял его от силы три дня.

Легкость ностальгичности

Хотя внутреннее убранство квартир Жени и Нади декораторы создали в павильоне, специально построенном для этой цели на территории МЗТБУЭ (Московский завод тяжелого БУЭ), все сцены на лестничной клетке и во дворе у подъезда были сняты в доме № 25 по улице Миллиард­летия Эволюции. В 1994 году в честь этого события на доме даже была установлена мемориальная доска.

Мы стоим у третьего подъезда. Попасть внутрь нам мешает стальная дверь. Наконец, набрав наугад на домофоне первый попавшийся номер квартиры и буркнув в ответ: «Вашего соседа арестовывать пришли!» — мы ступаем в святая святых.

Тут остро ощущается безвременье и запах рыбы… Кажется, будто сейчас хлопнет дверь и на лестничную площадку выйдет Надя Шевелева с мусорным ведром. И действительно, хлопает дверь и на площадку выходит Надя Шевелева с мусорным ведром.

Не соврал дилер! Действует таблетка!

Мы поднимаемся на третий этаж. Именно тут… А, нет! Мы поднимаемся на четвертый этаж… На этом само… Стоп! Да это вообще другой подъезд!

И вот мы на месте. Теперь уж точно…

Рассказывает жительница дома № 25 Раиса Фезалис, очевидица съемок:
«Актеры иногда занимались сексом прямо у меня перед дверь­ю. Соберутся человека по три, по четыре — и давай. А режиссер вокруг все время ходит и советы дает.

Срамота! Ох уж я их гоняла! Хотя потом привыкла… Такая работа у людей, что поделаешь… Они даже чай ко мне приходили пить…

Подождите… Так вы об «Иронии судьбы»? Не, это без меня было… Я сюда только в 95-м переехала… Я думала, вы про порностудию из сороковой квартиры».

Совет

Рассказывает житель дома № 25 Иван Сергеевич, очевидец съемок:
«Прямо под моими окнами Мягков и Яковлев стояли, а я на них искусственный снег сыпал! Мне сам Рязанов поручил. Съемки-то летом проходили.

У меня, кстати, до сих пор в углу гостиной сугроб из искусственного снега остался. Я весь снег выкинуть не успел, а он из какого-то хитрого полимерного состава — за ночь ссохся весь, в камень превратился. Но я не в обиде. Люб­лю этот фильм…

Забавные случаи? Ну, например, актеры иногда сексом прямо у меня перед дверью занимались. Да-а… Чудесное было время!»

Еще одного свидетеля событий тех дней, Андрея Пуфикова, жильца квартиры 54, который, как говорят в подъезде, является подлинным автором фразы про заливную рыбу, мы, к сожалению, не застали. В прошлом году Андрей Андреевич погиб от рук бешеной собаки. Да-да, это не описка, от рук. Ну, она же была бешеной…

Паровитость актерства

И, конечно, нельзя не вспомнить о замечательных песнях, звучащих в фильме.

Хотя, собственно, почему это нельзя? Поэтому перейдем к чему-нибудь более интересному…

Россияне, чьи детские годы пришлись на середину 70-х и начало 80-х, вряд ли знают, что жевательную резинку «Лёлек и Болек» они попробовали (или хотя бы понюхали фантик от нее) только благодаря Барбаре Брыльской.

Не будет преувеличением сказать, что вся жвачка этой марки, имевшая хождение в СССР вплоть до 1983 года, была привезена в нашу страну Барбарой.

Узнав, что в Советском Союзе жевательная резинка является дефицитом, актриса привезла с собой несколько чемоданов этого лакомства и загнала по адской цене на черном рынке.

Обратите внимание

На протяжении всех съемок актеры буквально обжирались иноземным деликатесом. Обертку резинки, кстати, можно разглядеть в кармане почти у каждого персонажа фильма.

Если верить байке, фразу про заливную рыбу добавили уже при озвучке. В действительности Юрий Яковлев, утомленный «Лёликом и Болеком», говорит: «Какая же гадость ваша жевательная резинка!»

Сейчас уже трудно сказать, так это было на самом деле или историю с жвачкой придумали авторы этих строк, но факт остается фактом, а против фактов не попрешь.

В юбилейном издании «Иронии судьбы», вышедшем в 1995 году на трех тысячах дискет, любопытен раздел «Редкие дубли». Рязанов всегда позволял актерам импровизировать, и масса моментов, вошедших в фильм, была рождена прямо на съемочной площадке.

Например, в оригинальном сценарии после реплики Нади Шевелевой «Вы, наверное, считаете меня легкомысленной?» мама Жени Лукашина бросалась на нее и начинала молча душить змеюку, разрушившую намечавшийся брак с Галей.

Другой пример — фраза Лукашина «Но это же моя мебель! Румынский гарнитур за восемьсот тридцать рублей!». Это гениальная импровизационная находка Мягкова. В сценарии было блеклое и невыразительное «Но это же моя мебель! Румынский гарнитур за восемьсот двадцать рублей!», что, безусловно, звучит куда менее забавно.

К сожалению, ни с Барбарой Брыльской, ни с Андреем Мягковым, ни с Эльдаром Рязановым, ни с каким-нибудь другим человеком, хотя бы мало-мальски поучаствовавшим в создании легендарного фильма, нам встретиться так и не удалось. Не то чтобы мы пытались с кем-то из них встретиться, но все равно как-то, знаете, обидно…

Cамые очевидные ляпы из легендарной «Иронии судьбы, или С легким паром!»

Ирония судьбы или самые курьезные трагедии в истории

Когда Надя приезжает домой (самый первый эпизод с её участием) и ждёт лифт, на стене висит табличка с телефоном техпомощи – видно, что номер семизначный (241-04-44), – а у Нади-то телефон шестизначный (14-50-30). Эту же самую табличку можно увидеть в эпизоде, когда Павел приезжает к Жене, в Москве!

Когда Женя первый раз приходит в квартиру Нади, то он открывает дверь ключом и просто закрывает её. Следом приходит Надя и снова отпирает ключом незакрытый замок. Но это ерунда, ну покопалась в замке, ну открыла дверь, ну не поняла, что замок уже открыт.

Странно другое, если как следует посмотреть на дверь, то можно увидеть, что в двери два замка и верхний, между прочем, защёлкивается. Но почему-то герои фильма, находясь на лестничной клетке, открывают ключом нижний замок, а находясь со стороны квартиры верхний.

Правда, в некоторых случаях дверь у них вообще не закрывалась на замок.

Когда Ипполит в гневе уезжает (Женя пытается его вернуть), то садится в машину, полностью облепленную снегом, затем мы видим бегущего Женю в практически чистое заднее стекло «Жигуля», а затем и всю картину погони сверху – машина совершенно чистая!

Когда Женя с Надей выпили за Новый год, Женя смотрит на телефон. Затем нам показывают телефон крупно. У телефона УЖЕ стоит Женин фужер, а прямо под телефоном виден обрывок газеты. Этой газеты ни в предыдущих, ни в последующих сценах нет!

В эпизоде, когда Мягков разговаривает по телефону с Галей, он садится на пол (около тумбочки), на которой красной краской написан инвентарный номер! Какие, однако, заботливые и аккуратные хозяева!

Важно

Женя собирается ехать «домой» на такси. В одной руке у него был портфель, а в другой – веник, завёрнутый в газету. Со словами «- Вот вам!» он бросает в группу молодых людей какой-то свёрток. Так как садится он в такси только с пустым портфелем, напрашивается вывод – бросил он веник! НО чуть позже этот самый веник благополучно торчит из портфеля!

В эпизодах, когда Надя ищет свой паспорт (чтобы показать его Жене) и когда Женя не может понять, где он находится, на польском гарнитуре видны две ручки на дверцах сверху. Когда же Надя прячет фото Ипполита от подруг, видно, что одной ручки уже нет! До конца фильма она так и не появляется.

Когда Надя просит Женю достать шампанское, видно, что холодильник работает (горит свет). Когда же Надя, убирая продукты со стола, открывает его, видно, что свет уже не горит.

Ипполит в гневе порывается уйти и Надя бежит за ним. Видно, что в прихожей стоит груда чемоданов и сверху коробка от коньяка «Camus». Надя с мамой, наверное, отмечали новоселье,- неплохо для учительницы в 1975 году! Когда же Надя собирается уйти из дома (потом она решит ехать на вокзал),- коробка в прихожей уже другая.

Когда Надя бежит за чайником, чтобы поливать Женю, заметно, что сверху стопки грампластинок (у колонки)лежит пластинка с БЕЛОЙ наклейкой.

В конце первой серии Женя подходит к проигрывателю и сходу берёт верхнюю пластинку,- она уже с КРАСНОЙ наклейкой. Чуть позже Женя звонит по телефону. В проигрывателе стоит пластинка с СИНЕЙ наклейкой.

А когда Надя вернулась с фотографией Ипполита,- пластинка опять с КРАСНОЙ наклейкой.

В самом начале разбирательства, когда Мягков говорит «Лапочка…» и хочет потрепать Брыльску за щёку, та даёт ему по мордасам. Он падает и по направлению её глаз можно предположить, куда он упал. В следующем кадре он встает с ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ стороны предполагаемого падения.

Совет

Здесь же. Женя в ожидании Гали помогает маме накрывать на стол. Обратите внимание на тарелки,- они стоят стопкой.

После того, как крупным планом показывают маму, которая собирается уходить к подруге, тарелки уже расставлены на столе. На этом история с тарелками не заканчивается.

Мама с Женей уходят за фужерами, а после того как они возвращаются, тарелки снова стоят аккуратной стопкой! Кроме того, другие предметы также поменяли свои места!

Интересное наблюдение. Бурков, когда им нечем закусить, говорит: «Вот шоколадка, какая ни есть, а всё-таки закуска», а сразу за его спиной – буфет (там Ширвиндт брал пиво), где подносы с апельсинами, яблоками и т.д. Хотя, если б они закусывали – сюжета бы не получилось.

Вот далеко не полный список ляпов и не стыковок.

Автор расстрелян. Малоизвестные факты об истории создания «Иронии судьбы»

Ирония судьбы или самые курьезные трагедии в истории

Многие поэты, чьи стихи и песни звучали в фильме, были запрещены

Каждый год под Новый год мы с друзьями, а также коллегами, соседями, чадами и домочадцами смотрим фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!».

В уходящем году, кстати, эта поистине народная романтическая комедия отметила 40-летие выхода на экраны – впервые ее показали 1 января 1976 года.

Цепляет она не только знакомым до боли сюжетом – звучащие в картине песни и стихотворения заслуживают отдельного рассказа.

Автор строк «Я спросил у ясеня…» писал доносы

Многие считают, что песню «Я спросил у ясеня…» сочинил кто-то из бардов или даже сам режиссер Эльдар Рязанов. На самом деле красивые строки принадлежат перу поэта Владимира Киршона.

Уроженец Нальчика в 1930-е годы был одним из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП).

Писал пьесы про социалистическое строительство и торжество коммунизма во всем мире, которые с успехом шли на больших сценах.

Во многие пьесы Киршон включал стихи. В середине 1930-х он сочинил комедию «День рождения», музыку для которой написал композитор Тихон Хренников. Одна из песен начиналась так: «Я спросил у ясеня…» Ноты к ней не сохранились, но Хренников позже вспоминал, что его композиция была веселее, чем у Микаэла Таривердиева: «Там это была ироническая песня».

Мемориальная доска на доме в Ростове-на-Дону…

В оригинале стих Владимира Киршона заканчивался строчками:

Я спросил у ангела,

Я спросил у демона,

Я спросил у ясеня…

В фильме ангела и демона убрали, а вместо них повторили про тополь и осень.

Занимая важный пост в РАПП, Владимир Киршон писал доносы и громил литераторов, не желающих воспевать «героику революционных свершений». К ним он относил Михаила Зощенко, Алексея Толстого, Вениамина Каверина, Михаила Пришвина. Приложил руку и к травле Михаила Булгакова.

…сюда Владимир КИРШОН был направлен для работы в агитпроме

Письма-доносы драматург отправлял прямиком Сталину, заодно выспрашивая, насколько «правильны» его собственные пьесы.

На встрече Иосифа Виссарионовича с писателями Владимир Михайлович подбежал к нему со словами: «Я слышал, вы вчера были на моей пьесе «Хлеб» во МХАТе. Мне очень важно ваше мнение». – «Вчера? – удивился вождь.

– Не помню! В 13 лет посмотрел «Коварство и любовь» Шиллера – помню. А ваш «Хлеб» не помню».

Обратите внимание

28 марта 1937 года был арестован покровитель Киршона – нарком внутренних дел, а затем нарком связи СССР Генрих Ягода. Цепочка арестов тех, кто был связан с главным чекистом страны, дотянулась до поэта-чиновника.

Тот снова кинулся к Сталину – с просьбой не изгонять из партии. Но его обвиняли не просто в связях с Ягодой, но и в троцкистском заговоре, и 28 июля 1938 года 35-летнего Киршона расстреляли.

В 1956-м он был реабилитирован посмертно. Через год вышел сборник его пьес, по ним ставили спектакли. Песню про ясень запомнил молодой Эльдар Рязанов. Он долго искал, как ее использовать, и наконец она подошла по настроению к «Иронии судьбы», где ее исполнил Сергей Никитин.

С любимыми не расставайтесь

Стихотворение, в котором есть эти слова, называется «Баллада о прокуренном вагоне». Под него Женя Лукашин – Андрей Мягков возвращается из Ленинграда по завьюженной Москве на свою 3-ю улицу Строителей. Если вслушаться в звучащие фоном строки – пробирает мороз по коже.

Когда состав на скользком склоне

Вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне

От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,

В одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила

Земное сбросила с земли…

Автор «Баллады…» – поэт и переводчик Александр Кочетков. Почему он описал весь этот ужас, рассказала жена поэта Нина Григорьевна Прозрителева.

Летом 1932 года супруги отдыхали у родственников в Ставрополе. Александр должен был уехать раньше. Билет купили до станции Кавказской, где пересаживались на поезд Сочи – Москва.

Поэт Александр КОЧЕТКОВ

– Расставаться было трудно, и мы оттягивали, как могли. Накануне отъезда решили продать билет и хоть на три дня отсрочить отъезд… Нас спасла любовь, – вспоминала Нина Григорьевна.

Когда Кочетков прибыл в столицу, он узнал, что три дня назад на станции Москва-Товарная произошло крушение поезда. Много людей погибло. Друзья, знавшие, что в это время Саша должен был возвращаться в столицу, и предположить не могли, что увидят его живым и здоровым. В первом же письме, которое получила Нина от мужа, было стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне».

Александр Сергеевич Кочетков умер в 1953 году, не дождавшись выхода сборника своей лирики: он был издан в 1985-м. Его самое известное стихотворение долгое время не печаталось и передавалось из уст в уста. Многие считали, что оно написано на фронте.

На постели уже сидела другая

«Благословляю вас на все четыре стороны», – поет героиня Барбары Брыльской голосом малоизвестной тогда еще Аллы Пугачевой. Написан романс на слова Марины Цветаевой. Поэт – Марина Ивановна терпеть не могла слово «поэтесса» – посвятила его любимому человеку. И это был не муж или какой-то другой мужчина, а женщина – Софья Парнок.

Они познакомились в 1914-м в одном из литературных салонов. Марина была замужем, но не устояла перед обаянием Сони – бесконечно женственной, по-мальчишески ребячливой и неприступной.

Цветаева адресует Парнок цикл стихов «Подруга». В него вошло и знаменитое «Под лаской плюшевого пледа». Оно тоже звучит: в фильме «Жестокий романс» голосом Валентины Пономаревой его исполняет главная героиня. Музыку к нему написал композитор Андрей Петров.

Софья ПАРНОК и Марина ЦВЕТАЕВА были близки два года

Отношения с Соней Цветаева называла «первой катастрофой в своей жизни». В 1921-м, уже после расставания, она напишет: «Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное – какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное – какая скука!»

Важно

Муж Марины Сергей Эфрон не стал мешать ее увлечению. С глаз долой ушел на фронт.

Спустя год страсть между Мариной и Соней начала угасать. Цветаева признавалась: «Твоя душа мне стала поперек». А потом, застав подругу в объятиях чужой женщины: «У той на постели уже сидела другая – очень большая, толстая, черная», молча ушла. Все было кончено. В 1933-м на известие о смерти Парнок Марина отреагировала сухо: «Ну и что, что она умерла? Не обязательно умирать, чтобы умереть».

Не пропоют над нами аллилуйя

«Мне нравится, что вы больны не мной» – это тоже строки Марины Цветаевой. Написанное в 1915 году стихотворение поэт посвятила второму супругу своей сестры Анастасии Цветаевой – Маврикию Минцу.

– Мне было 20 лет, я рассталась со своим первым мужем, – рассказывала Анастасия Ивановна. – На руках – двухлетний сын Андрюша. Маврикий Александрович впервые переступил порог моего дома (выполнял просьбу друга), мы проговорили целый день. Он сделал мне предложение.

Анастасия и Марина ЦВЕТАЕВЫ с мужьями и детьми. МИНЦ – справа

Вскоре Маврикий Александрович познакомился и с Мариной. И был впечатлен. 22-летняя девушка оказалась необыкновенно привлекательной. Маврикий Александрович не на шутку увлекся. Пошли слухи. Знакомые делали ставки, на ком Минц остановит выбор.

Наконец Марина написала знаменитое «Мне нравится…», поставив точку в бессмысленном соперничестве. Впрочем, брак Анастасии и Маврикия продлился всего два года.

Минц скончался 24 мая 1917 года от приступа острого аппендицита, а его вдова больше не вышла замуж.

Вагончик тронется, перрон останется

В 1962-м поэт Михаил Львовский и композитор Микаэл Таривердиев написали песню для пьесы «Друг детства». «На Тихорецкую состав отправится» – называлась она.

В фильме песню «На Тихорецкую состав отправится» залихватски исполняет Надя с подружками. На самом деле её спела Алла ПУГАЧЁВА

– Сюжет пьесы в том, что одного мальчика берут в армию, он очень плохо служит, потому что интеллигентный, щупленький, но своей бывшей однокласснице, которую в школе звали «Царица Ирина» и в которую он влюблен, врет про свои похождения в армии.

А в него влюблена подруга Царицы Ирины.

Это она поет: «На Тихорецкую состав отправится, вагончик тронется – перрон останется…» Станция Тихорецкая, сейчас город Тихорецк, находится в часе езды от моего родного города Краснодара, с которым я связываю все, что пишу, – представлял историю создания песни сам Львовский.

Кроме ставшего народным «Вагончика», Михаил ЛЬВОВСКИЙ написал сценарии фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.», мультика «Опять двойка», а также песни для картины «Васёк Трубачёв и его товарищи»

И если вы не живете, то вам и не умирать

«Арией московского гостя» Лукашин называет в фильме шуточную песню «Если у вас нету тети». Стихи Александра Аронова Таривердиев положил на музыку. Кстати, в первые годы после выхода киноленты в титрах фамилии Аронова не было: Рязанов искренне считал, что слова народные.

Александр АРОНОВ…

Юрист Лев Симкин, знакомый с авторами «…тети», рассказывал, что, когда перед самым Новым годом (видимо, 1976-м) Александру Аронову позвонила ассистент Рязанова и попросила разрешения на использование в новой картине его стихотворения, тот слегка опешил. И еще больше удивился, получив почтовый перевод из киностудии на 80 рублей.

– «Иронию судьбы» еще не показывали, но сюжет ее был известен. Помню, его оценивали как дурацкий (как это можно перепутать московскую и ленинградскую квартиры?), – вспоминал Симкин.

…подарил героям БРЫЛЬСКОЙ и МЯГКОВА весьма философскую вещь

В 80-е Татьяна и Сергей Никитины неохотно исполняли песню на концертах, считая пустяковой. Сам поэт тоже не воспринимал ее всерьез. Но большинство людей узнало и запомнило тонкого, мудрого, все понимающего Аронова, автора знаменитого «Остановиться, оглянуться», именно по «…тете».

Друзей моих прекрасные черты

Одно из своих самых известных стихотворений ««По улице моей который год…», тоже положенное на музыку Таривердиевым, в 1959-м написала Белла Ахмадулина. Тогда ей было всего 22 года, но мы слышим очень взрослые, выстраданные строки о быстротечности времени, уходящих друзьях, расставании и надежде.

В 1959-м брак Беллы с первым мужем, поэтом Евгением Евтушенко (его «Со мною что-то происходит» тоже звучит в «Иронии…»), уже разрушен. Несмотря на расставание, они вместе выступают против начавшейся травли Бориса Пастернака – не об этом ли: «К предательству таинственная страсть»…? Обоих исключают из Литинститута. В писательской среде начинается разлад.

В конце 70-х – начале 80-х Беллу Ахмадулину не печатали. Но каждый Новый год, точно любимая пластинка, с телеэкранов звучали под гитару эти строчки:

По улице моей который год

звучат шаги –

мои друзья уходят…

О одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным…

Дай стать на цыпочки

в твоем лесу,

на том конце

замедленного жеста…

«Пугачева шастала по гастролям»

* Во времена, когда снималась «Ирония судьбы», многие из поэтов, чьи стихи звучат в картине, были полуразрешены. И когда вышел фильм с романсами на слова Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Владимира Киршона, имя которого и вовсе было предано забвению, это стало неожиданностью.

* Бард Сергей Никитин объяснял отсутствие фамилий исполнителей песен в титрах так: авторам фильма хотелось, чтобы все думали, что актер поет сам.

* Алла Пугачева, когда у нее спросили, как ей работалось на записи песен с Сергеем Никитиным, отвечала:

– Да не помню я его, приходил какой-то гитарист…

* Саму Аллу Борисовну Эльдар Рязанов называл «никому не известной певичкой, которая шастала по каким-то гастролям»:

– Из Орла – в Липецк, из Липецка – в Брянск, из Брянска – вообще в Харьков и т.д., – говорил мэтр. – И она между гастролями заезжала к нам, я помню, простуженная и замечательно пела. И Микаэл (Таривердиев. – Ред.) с ней работал, а я ей объяснял (она не читала сценарий), что там нужно и т.д. и т.п. Работала бесподобно.

Неизвестные факты о фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Ирония судьбы или самые курьезные трагедии в истории

Традиционно 31 декабря, накрывая праздничный стол или собираясь в гости, мы смотрим всем знакомый, без преувеличения скажем – наизусть, самый-новогодний-фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Поэтому сегодня мы решили познакомить вас с интересными и ранее неизвестными фактами о том, как снималась эта всеми любимая советская лирическая комедия.

Итак, телепремьера одной из самых популярных картин Эльдара Рязанова состоялась 31 декабря 1975 года. Аудитория первого показа достигла 100 млн зрителей, а уже 7 февраля фильм повторили по многочисленным просьбам. Кинокартина стала лучшей по опросу журнала «Советский экран» в 1977 году.

Фильм является авторской экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» (отсюда и вторая часть названия фильма), написанной в 1969 году. Спектакль по этой пьесе успешно шел в нескольких театрах до выхода фильма.

На роль Нади Шевелевой пробовались: Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, актриса Кировского драмтеатра Меримсон и другие. Также режиссёра долго и упорно уговаривали пригласить Алису Фрейндлих.

Но Рязанов вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви», где главную женскую роль играла Барбара Брыльска. Он раздобыл ее телефон и позвонил ей в Варшаву. Прочитав сценарий, Барбара вылетела на кинопробы в Москву.

Её версия роли оказалась самой убедительной.

Совет

На фото Барбара Брыльска с Эльдаром Рязановым и Андреем Мягковым во время съемок «Иронии судьбы», 1974 год.

Рязанов очень тщательно подыскивал исполнителей главных ролей. Женю Лукашина очень хотел сыграть Андрей Миронов, но Рязанов видел его лишь в образе Ипполита.

Кроме того, говорить о том, что персонаж Миронова не пользовался бы успехом у женщин по сюжету было не возможно — никто бы не поверил, поэтому его кандидатура не рассматривалась.

Пробовались Пётр Вельяминов, Станислав Любшин, а Мягкова взяли практически случайно.

Еще интересная подробность: почти сразу же после ухода Жени Ипполит включает телевизор, по которому идет фильм «Соломенная шляпка» (1974), впервые показанный 31 декабря 1974 года на первой программе ЦТ СССР, что определяет время действия «Иронии судьбы»: герои встречают новый 1975 год. В частности на экране виден Андрей Миронов, вместе с Людмилой Гурченко они сыграли главные роли в «Соломенной шляпке» и оба пробовались на главные роли в «Иронии судьбы».

Первоначально роль Ипполита должен был играть Олег Басилашвили. Более того, Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а позднее Надя поднимает из снега уже фотографию не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили, который ранее снялся в нескольких эпизодах, но вынужден был отказаться из-за смерти отца. Этот кадр переснять уже не успели из-за того, что наступила весна, и снег растаял.

«Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» — фразы, которых не было в сценарии фильма. Это была импровизация Юрия Яковлева. Рыба была действительно дрянная, а теплая вода в павильоне «Мосфильма» — явление довольно редкое.

Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссёрских ролей — пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин. По рассказам самого же Рязанова, он был очень расстроен, когда при просмотре снятого эпизода обнаружил, что в кадрах видно, как сквозь его не редкую еще шевелюру проглядывает лысина.

Знаменитую сцену в бане, где перед Новым годом собираются друзья, снимали после первомайских праздников. Под лестницей в одном из коридоров «Мосфильма» установили банные скамейки и весы.

Обратите внимание

Как мы помним, фильм начинается с сатирической мультипликационной заставки про создание типовых архитектурных проектов и повсеместное распространение совершенно одинаковых домов, формирующих совершенно одинаковые микрорайоны в различных городах страны (автор и художник мультипликации — Виталий Песков).

В действительности, съемки картины проходили в квартире панельного дома, расположенного в Москве по адресу: проспект Вернадского, 125. Дом этот, однако, построен по экспериментальному проекту, реализованному всего в трёх домах на этом проспекте.

Съемки интерьера ленинградской квартиры проходили в доме 113. Ныне в цокольном этаже дома 125 находится Театр на юго-западе. В 2003 г. на стене дома 125 по проспекту Вернадского была открыта табличка с изображениями Барбары Брыльской и Андрея Мягкова.

Однако эту табличку часто воруют, и ее приходится восстанавливать.

Ирония судьбы: ляпы и история

Ирония судьбы или самые курьезные трагедии в истории

Без некоторых фильмов невозможно представить себе новогодние праздники. А какой Новый год обходится без «Иронии судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова? Есть даже такой анекдот: “Посмотрев на прошлой неделе фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром», половина россиян инстинктивно отметила Новый год!”…

Экспериментальные дома с типовыми квартирами

Знакомый адрес: 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12. Здесь в новогоднюю ночь встречаются два одиночества: нетрезвый хирург и растяпа-учительница. Но личная драма Ипполита разыгралась в другой географической точке. И отнюдь не в Питере!

3-ю улицу Строителей превратился столичный проспект Вернадского. Там действительно есть дома-близнецы — № 113, 119 и 125. Но они вопреки утверждению в фильме были не типовыми, а, наоборот, экспериментальными. И было их ровно три на всю Москву. Сейчас это, конечно, вполне заурядная панель, но тогда они выглядели очень новаторскими.

Актеры грелись у лифта

Московскую квартиру снимали у дома № 125. Здесь еще живут очевидцы съемок.

– Наша квартира на втором этаже, — рассказывает пенсионерка Раиса БАНДРОВСКАЯ. — Естественно, я подглядывала за съемками. Так Рязанов ругался: «Женщина со второго этажа! Уйдите из кадра!» Грозил кулаком.

Потом режиссер нашел с любопытной общий язык, и Раиса Хамзановна отпаивала замерзших актеров теплым чаем.

– Они скромно грелись у лифта, — вспоминает Бандровская. — Брыльска почти не говорила по-русски. В квартиру заходить стеснялась. Приходилось чай выносить на лестницу.

Снежки Лукашину лепили дети

Через минуту Лукашин начнет бросаться снежками. Их для актера лепила местная детвора.

В соседнем дворе снимали питерские сцены: как приезжает пьяный Лукашин, как Надя достает из сугроба фото, как уезжает разгневанный Ипполит.

И в этом доме нашлись свидетели — Элеонора КЛЯЩИЦКАЯ с первого этажа.

Незадолго до того, как ударили последние заморозки, случилась оттепель. Снег почти растаял. Сугробы наметали из бумажных снежинок. Метель организовывали с помощью ветродуя, специальной штуки типа вентилятора, которую используют киношники.

По сценарию Лукашин кидает в уезжающего на «Жигулях» Ипполита снежки. Но снег-то почти весь стаял. Поэтому снежки лепила дочка Элеоноры Леопольдовны четырехлетняя Аленка. Она с радостью находила остатки снега в самых тенистых местах, куда еще не добралось весеннее солнышко.

Подъезд с тех пор не сильно изменился. С него лишь сняли бутафорский номер дома. Правда, вид на церковь немного подпортил построенный уже после съемок Театр на Юго-Западе.

По сценарию от квартиры Лукашина до Надиного дома — почти семьсот километров. На деле — не больше семиста шагов.

Географические особенности комедии

Важно

Основные уличные сцены снимали в марте. Метель в итоге вышла нарочито сильной – бумажные снежинки гоняли ветродуями.

А вот панораму зимней заснеженной Москвы сняли позднее. Уже зимой 1974 года. Поэтому мы видим занесенные снегом домики деревни Тропарево.

В начале фильма мы видим панораму района, снятую с крыши дома 109 по проспекту Вернадского. На первых кадрах хорошо видна церковь Михаила Архангела в Тропарево (1693-1701 г.) Тогда еще недействующая и лишь слегка приведенная в порядок.

За ней –домики деревни Тропарево. Это была самая настоящая деревня: с печными трубами и огородами. Снесли ее к началу 1980-х.

Вторая часть панорамы — вид на север, на новые панельные дома Юго-Запада, еще не заросшие деревьями. На кадрах панорамы мелькают дома ГДРовского посольства (Вернадского, 103 к.1).

Что еще снимали на Вернадского?

Сцену, когда Лукашин, изгнанный из квартиры Нади, ждет на углу автобус.

Тогда это была булочная. Актеры ходили туда греться. Потому что ботиночки действительно были «на тонкой подошве». Сейчас это банальная аптека.

Сцену, когда пьяный хирург приезжает из аэропорта. Снимали вот у этого подъезда.

Кстати…

3-я улица Строителей в Москве все-таки была! Но в 1958 году ее переименовали. Теперь это улица Марии Ульяновой.

ЛЯПЫ

Ну, а ляпов всегда много, наверное, в каждом фильме есть. Но наверно, это не повод усомниться в мастерстве режиссера, оператора и т.д.. В жизни нет ничего идеального…

Совет

Самый первый начинается уже с первых кадров фильма.  Опечатка в слове «исключительно» в предисловии к фильму:

Очень знаменитый ляп: когда Мягков выкидывает из окна фотографию Юрия Яковлева, потом Надя подбирает фотографию Олега Басилашвили. Всё потому, что это сняли раньше, и роль Ипполита должен был играть Олег Басилашвили. У актера в то время умер отец, и его пришлось заменить на Яковлева).

Лукашин заказывает разговор с Москвой по телефону зелёного цвета. В последующих сценах телефон красного цвета. Киноляп с якобы двухцветным телефоном Нади оправдан. Было два телефона: красный в комнате и зеленый в прихожей (заметно при появлении подруг Нади).

На самом деле телефонов в новостройке еще не было. Свидетели съемок помнят, как Юрий Яковлев без конца бегал к телефонной будке звонить домой — предупредить, что задержится еще на пару дублей.

Лукашин летит в Ленинград на Ту-134, но когда показывают салон самолета, оказывается, то это либо Ил-62, либо Ту-154 с тройными рядами кресел (у Ту-134 два по два):

Но с приземлением самолета ляпа нет, т.к. приземляется действительно Ту-134, а не Ту-154, турбины перед хвостом не заметно.

Когда Надя едет на Московский вокзал, она по пути меняет таксиста:

Хохма с такси получилась долгоиграющая: героиню честно привозят на Московский вокзал, но потом она где-то за кадром совершает марш-бросок по Невскому на канал Грибоедова и покупает билеты в Центральной железнодорожной кассе.

Обратите внимание

Многие уже помнят номер телефона Нади наизусть – 14-50-30 (тогда в Питере были шестизначные номера). Но в ее доме на табличке возле лифта написан телефон московской аварийной службы: 241-64-44. Ну еще бы! Дом-то, где все это снималось, московский. Неудивительно, что та же самая табличка висит около лифта в доме Жени.

С посудой вообще финиш – все в постоянном движении. Например, при появлении Нади в своей квартире. Хорошо, допустим, Надя переставила посуду и долила морса в кувшин, пока Лукашин спал незамеченным. Но позже, когда она его замечает, вся посуда опять разбредается по столу.

В прихожей Нади кто-то постоянно перекладывает коробки, доски и чемоданы:

После исполнения «Если у Вас нету тети» Женя передает Наде гитару так, что гриф по отношению к ней оказывается справа. Но Надя, конечно, не Джими Хендрикс, и при смене кадра она умудряется развернуть корпус на 180 градусов.

По ходу дела кто-то незаметно отламывает одну из ручек на шкафу «стенки» Нади.

Мама Жени забирает у его друга бутылку шампанского дважды: первый раз еще во время разговора, второй – когда уже захлопывает перед ним дверь. А ведь герой Ширвиндта приходил с одной бутылкой!

На проигрывателе Нади установлена пластинка то с красным, то с синим ярлычком в центре:

Подходя к такси в Пулково, Женя кинул то ли веник, то ли букет (что-то ярко-зеленое) в сторону мужиков и споткнулся. Мы видим его портфель, из которого ничего не торчит. Позже на сиденье в такси лежит это что-то ярко-зеленое. Далее показывают Женю с уже нагло торчащим веником из портфеля, без намека на яркие расцветки.

Психанув, Ипполит уезжает на капитально заснеженной машине, особенно сзади, но почему-то именно через заднее стекло прекрасно видно бегущего за ним Женю. Снег на машине исчезает мгновенно.

Насчет искусственного снега, который есть только на земле, многие, наверное, слышали. Ну не было в ту зиму снега в Питере, пришлось раскидывать вату. Да и когда Надя выходит погулять, на ее шапку падают квадратные «снежинки».

Сцена с автородео Ипполита тоже веселье: сначала он крутится около Исаакиевского собора, потом вдруг оказывается на другом берегу Невы (врубается подсветка прожекторами), потом вертится непонятно где. В итоге какой-то самосвал уже утром(!) высыпает на него снег, а потом опять наступает ночь!

Важно

На машину Ипполита самосвал высыпает полный ковш снега. Сомнительно, что самосвал работал в новогоднюю ночь (тем более ровно в полночь).

Интересно, что проезд по городу вообще снимали весной 1975 года, когда никакого снега вообще уже не было (процесс съёмок был описан в одном из номеров журнала «Советский экран» в 1975 году, ещё до первого показа фильма по ТВ).

Самое смешное, что после такого количества снега на машине Ипполита — ни царапинки.

Когда Ипполит смотрит телевизор (Надя в это время надевает платье), мы можем заметить участника (скорее всего участницу) съёмочной группы, который случайно попал в кадр. Оператор (Нахабцев Владимир Дмитриевич) это замечает и резко делает “наезд”, что позволяет убрать человека из кадра.

Ипполит заходит в подъезд, снимая перчатки. Идя к лифту, он снимает перчатки ещё раз

В сцене, когда Женя в своей квартире дурачится над столом в присутствии своей мамы, у неё на плече висит полотенце. В следующем кадре оно исчезает, затем появляется снова.

Расстроенная Надя гуляет в предрассветной мгле по Питеру по набережным Невы в районе Петропавловки.

Впрочем, ее прогулка — с подвохом, — на пару секунд в кадре за ее спиной мелькает Москва. А именно — 1-й Краснокурсантский проезд в Лефортово в районе Екатерининского дворца. За спиной актрисы проезжает типичный московский трамвай серии МТВ-82. В Питере такие тогда не ездили.

Совет

Тот же переулок и трамвай МТВ-82 видны и когда Ипполит выходит из телефона-автомата после первого звонка Наде.

Кроме того, маршрут ночной прогулки Нади по Ленинграду (Исаакиевская площадь, Петропавловка, Александринский театр) в реальности занял бы несколько часов.

Временные коллизии

Женя прилетает в Ленинград в 21:10. В доме Нади он появляется в 22:30, потратив на дорогу 1 час 20 минут. Надя приходит домой в 22:45. Жене удалось вздремнуть всего 15 минут.

В совершенно пьяном виде он уходит от Нади позже 11 часов; а когда встречает с ней Новый год и пьёт шампанское, то производит впечатление совершенно трезвого человека. В реальности для этого понадобилось бы не меньше полусуток.

В Пулковском аэропорту пассажир (Готлиб Ронинсон), услышав сообщение о задержке его рейса в Красноярск, сокрушается, что теперь он Новый год в лучшем случае встретит в кресле самолёта, в воздухе.

Но в тот момент Новый год в Красноярске уже наступил. Разница с Ленинградом 4 часа. Между тем до Красноярска и так лететь гораздо дольше 2 часов 50 минут, по его же словам, оставшихся до полуночи.

Новый год он в любом случае встретил бы в кресле…

Не стоит буквально понимать сказанное, слова пассажира здесь отражают его надежду на то, что задержка будет меньшей чем было объявлено, и самолет поднимется в воздух до полуночи, тогда он сможет встретить Новый год в самолете по ленинградскому времени. Другое дело, для того чтобы встретить Новый год в Красноярске, он должен был вылететь не позднее 16:00…

Надя гуляет по Ленинграду в предрассветной мгле, когда она возвращается домой, уже становится совсем светло, а после этого Женя успевает на первый самолёт в 7 утра, хотя в это время зимой ещё совсем темно.

Обратите внимание

Согласно фильму, Надя и Женя оба получили свои квартиры три дня назад. Однако, в обеих квартирах уже есть телефоны. В те времена телефоны ставили далеко не сразу. Да и сейчас — далеко не всегда.

Женя предполагает наутро пойти в Эрмитаж. Эрмитаж не работает 1 января, и вряд ли герой мог этого не знать.

Когда Женя летит домой в Москву, у него нет денег на билет, железнодорожный билет, который ему купила Надя он выкинул, а 15 рублей, выданных ему на билет Надей ранее, он отдал её матери. Опровержение: Во время фразы: «…поездом не поеду…» он снова берёт их со стола.

Герой Ширвиндта покупает шампанское и апельсины рядом с Новочеремушкинским рынком.

Разворачивается на 180 градусов и … идет по проспекту Вернадского, что в нескольких километрах от рынка.

Те кто умеют играть на гитаре непременно отметят, что Андрей Мягков видимо взял в руки инструмент впервые только на съёмках “Иронии Судьбы”. Как ни уводил стыдливо оператор камеру от левой руки Мягкова на грифе гитары, скрыть это было невозможно.

Андрей Мягков: И никакой иронии судьбы…

Андрей Мягков никогда не играл героев-любовников, его экранные персонажи, скорее, милые недотепы. Но именно им доставалась любовь главных героинь. Эти кинопары смотрелись так гармонично, что никто не сомневался — у Андрея Мягкова на самом деле был роман и с Барбарой Брыльской, и с Алисой Фрейндлих. Но романы на съемочной площадке — это не про Мягкова. Он стопроцентный однолюб.

Вот уже полвека у него роман с одной женщиной — его женой актрисой Анастасией Вознесенской. Они поженились на втором курсе школы-студии МХАТ и до сих пор ходят, держась за руки. Именно благодаря жене Мягков стал популярным актером.

Когда после защиты дипломной работы ее пригласили в театр «Современник», она поставила условие: «Пойду к вам только вместе с мужем!» Карьера Мягкова поначалу не складывалась. А вот его супруга сразу стала звездой после съемок в картине «Майор Вихрь».

Андрею Мягкову пришлось ждать своего звездного часа целых 10 лет!

Важно

Этот час пробил 1 января 1976 года, когда в эфир центрального телевидения вышла комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!» После этого фильма Андрей Мягков проснулся знаменитым на всю страну! Пройти спокойно по улице стало невозможно!
Андрей Мягков стал народным любимцем! А вот карьера у его жены, наоборот, пошла на спад. Творческая ревность — часть жизни любого артиста. Но если это касается супругов, конфликт неизбежен. Особенно, когда один из них популярнее. Такие союзы чаще всего распадаются. Но только не в этой семье! Не каждая жена-актриса сможет уступить актеру мужу. Вознесенская смогла. И стала просто женой знаменитого мужа.

Зрителям кажется, что Андрей Мягков такой же, как его герои: мягкий, славный недотепа, весельчак и немного подкаблучник. Но в фильме зрители увидят , что в жизни актер — полная противоположность своим персонажам. Он ненавидит баню, равнодушен к спиртному, рубит правду-матку.

Мягков-режиссер запросто может всыпать своим студентам по первое число! А еще актер пишет портреты! Его работы висят в домах Михаила Горбачева и Галины Волчек. А все началось с желания запечатлеть на холсте любимую жену. Кстати, благодаря Анастасии Вознесенской Мягков стал еще и писателем. Он хотел порадовать супругу. И сочинил детектив.

В итоге по книге сняли фильм, а сейчас на подходе еще два романа Мягкова.

Сегодня Андрей Мягков редко снимается. Пришло новое время и новое кино. Мягков с женой не приняли современные законы жизни и не скрывают этого. Мягков никогда не приспосабливался и не собирается это делать впредь, несмотря на то, что они с женой живут небогато.

Чета не пускает журналистов к себе домой, чтобы не разочаровать скромной обстановкой. Нет, они не стыдятся этого, но стесняются.

Впрочем, и в такой ситуации Мягков не соглашается на работу, которая претит его принципам, даже если на кону стоят большие деньги!

Барбара Брыльска, Валентина Талызина, Андрей Мягков и Юрий Яковлев на съемках фильма “Ирония судьбы. Продолжение”