Игорь стравинский и коко шанель: правда или вымысел?

Коко Шанель и Игорь Стравинский. Почему духи Шанель №5 имеют русский аромат?

Игорь стравинский и коко шанель: правда или вымысел?

В Краеведческом музее города Ораниенбаума до сентября действует выставка «Мэтр из Ораниенбаума», в библиотеках прошли и идут посвященные этому событию мероприятия.

Имя Стравинского связано со многими знаменитыми людьми, например, с Коко Шанель. Их отношения будоражат мир в связи с выходом книги «Коко и Игорь», а потом и фильма «по мотивам» действительных отношений двух известных людей.

О подлинной истории знакомства и взаимного творчества двух неординарных личностей было было рассказано на мероприятии, прошедшем в Ораниенбауме и организованном при поддержке местной общественной организации «Ингрия» и участии сотрудника русского отдела Государственного Эрмитажа Николая Онегина.

Встреча-лекция называлась «Русский аромат духов Chanel № 5».

История русской золушки

Обратите внимание

Перед беседой об Игоре Стравинском и Коко Шанель и их времени председатель общественной организации «Ингрия» Константин Ульяночкин проинформировал собравшихся о том, как в Ораниенбауме в 2012 году празднуется 130 лет со дня рождения Игоря Стравинского: цикл встреч в библиотеках города и района продолжает эта лекция в отеле «Домик у причала».

Лекция Николая Онегина была посвящена влиянию России на жизнь и творчество знаменитой Коко Шанель. Николай обрисовал атмосферу Парижа 10−20-х годов, взаимоотношения русской эмиграции, рассказал об великих княгинях первой волны эмиграции, которые у Шанель работали модистками и даже швеями.

Несмотря на ее иногда показную грубость с русскими княгинями-модистками, они любили Шанель, потому что она хорошо платила за работу. К тому же и русские княгини воспитали у Шанель чувство стиля и вкуса, своими советами помогали ей определиться, на что надо обращать внимание, с какими людьми надо дружить, и даже какую музыку слушать.

Именно так она познакомилась и со Стравинским, которого, когда ему было негде жить, поселила на своей вилле.

Именно так, с помощью советов русских княгинь, она стала эталоном стиля и моды, Коко Шанель.

Стало известно и о взаимоотношениях Шанель с самыми известными домами, такими как дом Поля Пуаре, который разработал свой восточный стиль под влиянием Бакста, тоже нашего земляка. О наших ораниенбаумских дачниках: Александре Бенуа, Сомове, Дягилеве и других, которые формировали русский стиль в парижской жизни 20-х годов.

Ведь именно балеты, поставленные ораниенбаумскими дачниками Дягилевым, Бакстом на музыку Игоря Стравинского, взорвали Париж 10−20-х годов прошлого века. Петербургский стиль Дягилевских балетных сезонов надолго покорил не только Париж, но и Францию, всю культурную Европу и Америку.

Чтобы встреча имела свою изюминку, Николай Онегин приготовил сюрприз — продемонстрировал подлинный флакон с духами Шанель № 5 первого дизайна 1922 года, который он приобрел на аукционе в Америке.

Существует устоявшееся мнение, что флакон духов Шанель № 5 должен быть большим.

Важно

Это не так — флакон с самого начала имел объем 30 кубических сантиметров и форму, как утверждала Коко — взятую от штофа русской водки.

Николай Онегин не взял на себя смелость подтвердить достоверность романа Игоря и Коко, но что он смог утверждать твердо, так это то, что духи Шанель № 5 имеют русский запах. Автором аромата духов Chanel № 5 был талантливый химик, парфюмер императорского дома Романовых, француз по происхождению, но рожденный в России парфюмер Эрнест Бо.

Эрнест Бо, как и его соотечественник Игорь Стравинский, родился в 1882 году. Он родился в Москве, там стал парфюмером, унаследовав профессию отца.

Эрнест Бо работал на фирму Альфонса Ралле — поставщика русского императорского двора, а после революции он иммигрировал во Францию. Однажды в Каннах Бо был представлен Коко Шанель.

Познакомил их покровитель и возлюбленный Коко — кузен императора Николая II, великий князь Дмитрий Павлович.

Автор шедевра на основе синтетических парфюмерных композиций изобрел аромат для Коко Шанель, который не повторял моноаромат ни одного цветка. Так в 1921 году была совершена своего рода революция в производстве женских духов.

Бо приготовил несколько вариантов духов, из которых Шанель выбрала вариант номер 5. По другой версии название для духов выбирала сама кутюрье. Она представляла новую коллекцию своих платьев 5 числа, 5 месяца (то есть 5 мая 1921 года), поэтому решила, что число 5 принесет успех, и не ошиблась.

— Я дождалась, наконец, тех духов, о которых мечтала, — говорила Коко Шанель, — духов с ароматом женщины.

Презентация духов прошла успешно.

Совет

Духами было опрыскано помещение, где происходил показ коллекции, и все посетительницы спрашивали, чем это пахнет? Коко всем своим клиенткам подарила флакон первой партии духов Шанель № 5.

И хотя она больше не планировала выпускать свои духи, клиентки дома Шанель заставили ее выпустить вторую партию духов в 1922 году, после чего выпуск духов уже не прекращался. В то время духи буквально произвели фурор.

В утонченном запахе аромата Шанель № 5 совершенно не чувствовалось подражание природе. Он был создан с использованием синтетических альдегидных масел, поэтому в аромате чувствовалась некая неопределенность и как следствие неузнаваемость.

Автор аромата российский подданный Эрнест Бо в Первую мировую войну служил в Кольском Заполярье и любил подниматься к озеру, лежащему над Мурманским торговым портом. В своих мемуарах Бо писал:

«Меня часто спрашивают, как мне удалось изобрести Шанель № 5? Отвечаю. Я создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной службы прошла на Севере, за полярным кругом.

Во время летнего полярного дня озера здесь излучают особую свежесть.

Этот характерный запах я сохранил в памяти, и после с большим трудом мне удалось воссоздать его, хотя поначалу альдегиды новой композиции были очень неустойчивы…»

Эрнест Бо был красив собой, умел одеваться, был любителем красивых женщин и шампанского. И женщины его любили, в том числе и Коко Шанель.

Для Шанель Эрнест Бо сделал еще несколько ароматов: Boisdes Iles, Cuir de Russie, Gardenia и Chanel No.22.
Из этих духов обратим внимание на Cuir de Russie, что в переводе означает «русская кожа». Название соответствует содержанию аромата.

Духи немного сладковатые, восточные, очень изысканные и сексуальные. Запах слегка напоминает седельную кожу. Точно так же может пахнуть дорогая обивка салона. Известно замечание Коко, что так пахнут сапоги великого князя Дмитрия Павловича.

В 1921 году во время изобретения аромата духов Шанель № 5 на вилле Коко жил Игорь Стравинский с семьей, а также известный петербургский денди великий князь Дмитрий Павлович, роман с которым Коко не скрывала.

Обратите внимание

А вот возможность романтических отношений Стравинского и Коко Шанель они сами никогда не подтверждали, но и не опровергали, что и дает возможность фантазировать и снимать фильмы по мотивам их действительных отношений.

Встреча, посвященная 130-летию композитора Стравинского, а также 90-летию духов Chanel № 5 прошла в новом культурном центре в «Домике у причала» у Сидоровского канала.

Этот старинный уголок Ораниенбаума, как отметили все присутствовавшие на лекции, как нельзя лучше напомнил берега Сены с ее старинными домами и печальными кораблями.

Замечательное место у Сидоровского канала, где прошла лекция о Стравинском и Коко Шанель, исторически напитано театральным духом — когда-то здесь стоял городской театр, где выступали лучшие артисты императорских театров.

Уже после лекции воодушевленная публика осталась посидеть на террасе «Домика у причала». И за чашкой кофе подумалось: почему бы не провести здесь юбилейный праздник, посвященный Стравинскому и его творчеству? И название нашлось Stravinsky-Fest — «Стравинский-фест».

В течение нескольких последующих после лекции встреч был создан оргкомитет фестиваля Stravinsky-Fest, куда вошли представители общественных организаций Ораниенбаума, директор краеведческого музея Юлия Кучук, журналист Евгений Захаров, председатель общественной организации «Калинка» Марина Ахромова, скульптор Николай Карлыханов, депутаты Иван Казаков и Владимир Журавлев, члены ВООПИК, работники культуры и бизнесмены. Координатором фестиваля стал Иван Казаков, который подготовил письма почетным гостям фестиваля. Музыкальную программу координирует Александра Ахромова. В работе оргкомитета фестиваля согласился принять участие президент ГМЗ «Петергоф» Вадим Знаменов и другие деятели культуры и искусства.

Оргкомитет считает, что территория вокруг «Домика у причала» должна иметь статус культурно-исторической зоны. Вполне реально воссоздать здесь городской летний театр, разбить сквер на берегу Сидоровского канала, установить бюст великого земляка. Или построить фонтан в стиле фонтана Стравинского на Елисейских полях в Париже.

Дата Stravinsky-Fest назначена на 9 сентября. Приглашаются все, кто ценит творчество великого композитора. Пусть этот сентябрь заполнит вакуум 130-летнего юбилея великого композитора!

Игорь Стравинский и Коко Шанель: любовь, похожая на миф

Игорь стравинский и коко шанель: правда или вымысел?

Говорят, она помогла ему совершить переворот в музыке, он подтолкнул ее к созданию духов, ставших легендарными.

Это история, которой официально не было. Биографы ключевых фигурантов до сих пор не нашли внятных доказательств.

Впрочем, вполне может быть, что герои сюжета оказались настолько порядочными людьми, что никому о пережитом не рассказывали.

Важно

Так что, увы, придется опираться на слухи и домыслы людей менее порядочных, а также фантазию представителей творческих профессий. Ведь есть уже и роман, и фильм.

С другой стороны, обстоятельства очень уж располагали к тому, что все именно так и было.

И да — это история про любовь.

Первое знакомство

…1913-й, Париж. Габриэль Шанель, известная также как Коко, с волнением наблюдала, как беснуется битком набитый зрительный зал. В поклонниках классической музыки вдруг проснулись первобытные звери.

Казалось, еще немного, и первые ряды ринутся в оркестровую яму — нанизывать скрипачей на смычки, как шашлык на шампуры. Кто посмелее, конечно, поспешит за кулису — душить автора этого странного балета.

Холеная парижская публика, вспоенная Чайковским и Сен-Сансом, категорически не приняла «Весну священную» Игоря Стравинского. Что за какофония? Почему танцовщики так странно подергиваются?!

Это был провал.

Шанель стала одной из немногих, кто не испытывал желания четвертовать композитора и постановщика. Там, где другие слышали сумбур вместо музыки, она чувствовала неведомую, но притягательную силу. Более того, она поняла, что точно такая же сила спрятана и у нее внутри.

Сидя посреди бушующего человеческого моря, она словно увидела триумф, который в ближайшем будущем ощутит сам Стравинский, когда слушатель дорастет до его музыки. Сейчас же он ощущал себя уничтоженным.

Сплетенье рук, сплетенье тел

В очную форму их знакомство перетекло только спустя семь лет. Стравинский был уже любим, знаменит и потихоньку привыкал к слову «гений». Слава о Коко гремела далеко за пределами Франции.

Она уже была достаточно богата и не упустила шанса пригласить того, кто интересовал ее все эти годы, пожить к себе на виллу. Ничего предосудительного: конечно, с женой и четырьмя детьми.

Шанель обожала принимать у себя великих.

Широко известна ее легендарная усадьба La Pausa на Лазурном Берегу, где бывали Сальвадор Дали и Жан Кокто. Но до La Pausa было еще далеко, Стравинские поселились в сравнительно небольшом доме Коко под Парижем.

Композитор был, пожалуй, некрасив — нервический, сухой. Зато она ослепительна. Могла ли не вспыхнуть любовная искра между теми, для кого страсть — это один из рабочих инструментов, без которого нельзя творить? Британский писатель Крис Гринхал, автор романа «Коко и Игорь», считает, что у них не было ни единого шанса остаться лишь друзьями.

В фильме 2009 года французского режиссера Яна Кунена по этому роману интимные сцены сняты с шокирующей достоверностью. Сплетенье рук, сплетенье тел… Да, это была измена, и какая! Екатерина Гавриловна, жена Стравинского, в это время тихо умирала от туберкулеза в соседних комнатах. Конечно, она быстро поняла все — даже не пришлось допрашивать мужа-изменщика.

— Вам когда-нибудь бывает стыдно за себя? — риторически спрашивает она Коко Шанель в фильме.

— Никогда, — честно ответила та.

Как и Стравинский, Шанель была модернисткой — только в другой сфере.

Стравинский и Шанель:

Игорь стравинский и коко шанель: правда или вымысел?

Я люблю писать музыку больше, чем саму музыку.

Судьба гения от музыки с мировым именем Игоря Стравинского, мать которого родилась в городке Устилуге, что на Волыни, вобрала в себя все вызовы своего времени, его социальные и культурные кризисы.

Еще один украинский талант покинул родные просторы для покорения мира, который с готовностью принимал в объятия потерянные души.

Однако настоящим вызовом для Стравинского была встреча с французским модельером Коко Шанель, роман с которой и до сих пор остается удивительной и загадочной историей прошлого века.

Совет

Перед судьбоносной встречей еще многое произойдет. Стравинский никогда не забудет уроки композиции у Николая Римского-Корсакова, которого всю жизнь будет считать не только учителем, но и духовным отцом. Наставник посоветовал еще молодому юноше не поступать в консерваторию, намекая на самобытный талант Стравинского.

Последний и сам хотел быть учеником Римского-Корсакова, считая его «искренним человеком в очень неэстетичный период русской истории». Однако, поскольку отец был известным в Петербурге оперным певцом, а мать не менее известной пианисткой, юному музыканту были необходимы внесемейные доказательства его одаренности.

Ирония судьбы в том, что в семье музыкантов талант Стравинского замечают лишь в студенческие годы, когда тот учился на юриста в Петербургском университете. Будущему композитору, как и любому творческому человеку, необходимо установление дружеских и теплых отношений со старшими коллегами.

О духовной атмосфере в дореволюционном Петербурге Игорь Стравинский напишет в своих «Диалогах»: «Я часто думаю, что факт моего рождения и воспитания в городе, скорее неоитальянском, чем сугубо славянском или восточном, должен был частично обусловить направление культуры моей последующей жизни».

Знакомство с Сергеем Дягилевым содействовало формированию собственного характера, ощущению ритма и веры в свои силы. Именно ему обязано появление успешного музыкального произведения к балету «Жар-птица» в 1910 году, который открыл путь к мировому музыкальному олимпу.

Позднее Стравинский снова пересечется с Дягилевым, однако уже за пределами большевистской России. В целом Стравинский благодаря семейным связям и своему очевидному таланту был в авангарде музыкальной жизни тогдашнего Петербурга, что способствовало быстрому росту популярности среди творческих людей и властной верхушки.

…За пять лет до премьеры «Жар-птицы» в жизни Игоря Стравинского произошло не менее важное событие — встреча с Екатериной Носенко на его родной Волыни. С первого взгляда между ними вспыхнуло чувство, и в августе того же года состоялась помолвка.

Отгуляли свадьбу в селе Омельне, где находилось имение Дмитрия Носенко, который был близким родственником семьи Екатерины. Для Стравинского украинская земля значила значительно больше, чем земля своей матери. Каждое лето, начиная с 1907 года и до начала Первой мировой войны, композитор пишет свои произведения в Устилуге.

Здесь же Стравинский создал свой первый шедевр — фантазию для оркестра «Фейерверк». Впоследствии появятся уже упоминавшаяся «Жар-птица» и, наверное, наиболее известное произведение раннего периода «Весна священная».

Обратите внимание

Словно чувствуя, что ему здесь всегда не быть, композитор со своим братом Гурием посадил сад и липовую аллею, которые ведут к дому Стравинского. Даже сегодня из окон дома звучит волшебная музыка мастера, напоминая людям об известном земляке. С 1910 года семья Стравинских живет во Франции и Швейцарии.

Молодой художник не желает возвращаться в Россию, где творить становится все труднее и труднее. На вопрос о переезде в Европу композитор ответит четко и лаконично: «Ради свободы творчества и здоровья своей жены».

Все же русские и украинские мотивы всплывают в этот период Стравинского и оформляются в скандальное, революционное, невиданное и шокирующее в своей новаторской концепции произведение «Весна священная».

Именно с нее нужно вести отсчет культурного резонанса, который взорвался за пределы мира Стравинского. Премьера состоялась в 1913 году в Париже, центре европейской культуры, однако даже утонченная в своих эстетических вкусах публика была не готова к увиденному и услышанному.

Интересно, что годом раньше в не менее знаковом городе аудитория тоже не поняла художника. По этому поводу Стравинский будет с юмором вспоминать: «В 1912 году, в Берлине, на премьере «Жар-птицы» и «Петрушки» русским балетом присутствовал даже кайзер, весь генералитет и не только.

Но я заранее знал, что они все скажут: слишком шумно. И мне хотелось спросить: где именно?»

Свист, шум, крики — вот как встретили парижане творения Стравинского.

Зрители чуть ли не дрались между собой, а высоколобые эстеты на балконах поддавали жару, каждый раз выкрикивая почтенным дамам и их кавалерам: неучи, невежды из шестнадцатого века! Переполненные диссонансами мелодии, невероятно сложные ритмы, экспрессивная история столкновения коллективного с индивидуальным и жестокое его уничтожение не могли оставить в покое даже подготовленного зрителя, а таких в том зале было очень мало. Среди меньшинства, в шумной темноте Театра Елисейских Полей, которую каждый раз нарушал включенный свет по приказу Дягилева (чтобы усмирить «варварскую» публику), сидела модница, эстетка и уже довольно успешный модельер Коко Шанель. Она пристально наблюдала за хаосом, как на сцене, так и вокруг нее, но больше всего ее заинтересовал лишь один человек, который послужил причиной этой бури эмоций и переживаний. У Коко был уникальный нюх на все новое и актуальное, а потому скрыть от нее талант Стравинского не могло никакое недовольство окружающих. Несмотря на стремление модельера увидеть смелого гения, встреча не состоялась. Стравинский был слишком взволнован своим провалом и не имел желания и духовных сил для каких-либо ненужных разговоров. Две харизматические личности на этот раз не встретились, и их жизненные пути ненадолго разминулись.

Через семь лет после скандальной премьеры «Весны священной» Игорь Стравинский со своей семьей терпел лишения и официально не имел приюта. Маленькая затхлая квартира в Париже и потрепанная дешевая мебель, где постоянно ощущался дискомфорт, — вот как жил тогда Стравинский.

Такая ситуация была типичной для многих эмигрантов из Восточной Европы, которых с готовностью принимали в гости поэты, художники и богатые меценаты. Все это время Коко Шанель следила за композитором и, выбрав благоприятный момент, пригласила его на свою виллу в предместье Парижа.

Стравинский, понимая, что это прекрасная возможность избавиться от болезненных будничных вопросов, которые каждый раз вытесняли творчество, с готовностью принимает приглашение. С другой стороны, у него не было никакого выбора, что его совсем не радовало.

Важно

Он вырос в патриархальной среде и привык, что женщина всегда подчиняется мужчине. Шанель воплощает свободу и независимость, которые вопреки внутренним сопротивлениям все-таки привлекают композитора. Не долго думая, художник приезжает в загородное имение и позволяет парижанке быть его протектором.

Вместе с ним — четверо детей и беременная жена Екатерина, которая оказывается между двумя ключевыми фигурами мировой культуры.

Огромный дом Шанель, наполненный произведениями современного искусства и украшенный в черно-белых тонах, сразу говорил о хозяйке: здесь живет сильная, эрудированная и успешная женщина. Имение отличалось от усадьбы на Волыни как внешне, так и внутренне: несмотря на современность отделки, атмосфера в нем была холодной и неуютной.

Однако детям нравятся большие комнаты и уютный сад вокруг, где можно вдоволь поиграть. Стравинскому предоставили отдельную комнату для написания новых шедевров: дорогое фортепиано, раритетный стол и всюду минималистический декор, чтобы не отвлекал от творчества.

Все, казалось, содействовало художественной атмосфере, если бы только не вмешательство сил, не подвластных человеческой личности.

Пребывание на вилле Коко Шанель напомнило старую как мир пословицу: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Невольно Стравинский попадает под чары Шанель, которая заметно выигрывает на фоне Екатерины.

Конечно, разве может сравниться непретенциозная, больная туберкулезом жена Стравинского с откровенной, живой и чрезвычайно модерной Коко, которая к тому же еще и сама диктует моду в Париже? Но пребывание Екатерины является доказательством вовлечения украинской культуры в европейский мир, где царили веяния модерна, которые учитывали этнические и национальные компоненты (вспомним творчество Венской школы и ее лидера Густава Климта). Более того, несмотря на болезнь, Екатерина была воплощением естественности и подлинности, когда Шанель с неотъемлемой сигаретой в руке демонстративно противостояла этому, будто постоянно хотела подчеркнуть: «Все во мне искусственно, но совершенно».

Несмотря на то, что семья Стравинского находится рядом, он не может удержаться от демонического «шарма» Шанель. Между ними вспыхивает тайная страсть, о которой постепенно догадывается жена Стравинского. Сделать ничего нельзя, ведь главное — музыка, а со всем остальным надо смириться.

Совет

Украинский характер Екатерины не позволяет ей учинить скандал, а потому она покорно мирится с коварностью Шанель, откровенным холодом Стравинского, молчаливой угрозой темных тонов дома. Екатерина жертвует своими собственными амбициями и хочет всеми силами сохранить хрупкий духовный мир Стравинского, а также не потерять семью.

Даже подарки Коко больной жене, среди которых и знаменитые духи Шанель №5, не могли скрасить ее печаль, так как искусственность всегда вторична к естественности вещей.

В таком духе состоялась хорошо известная экранизация («Коко Шанель и Игорь Стравинский», 2009 г.) Яном Куненом романа Криса Гринхала «Коко и Игорь» (2002 г.), где исторические факты развиваются благодаря творческому воображению.

Однако мы не имеем права упрекать ни писателя, ни режиссера, поскольку трудно раскрыть подлинную логику истории, которая во всякое время состоит из многочисленных видимых и невидимых историй.

Впрочем, версия Кунена несколько вульгаризирует и упрощает жизнь Стравинского, легко приписывая ему абсолютную принадлежность к России и забывая, что Екатерина вовсе не была русской. Так же и изображены танцы под частушки, иконы и «водка» — типичные клише русской культуры для европейца.

Западный мир также забывает, что на Волыни существовали не менее сильные культурные традиции, чем в Петербурге, которые были ближе к миру Европы как исторически, так и культурно. Симптоматично, что Европа забывает об этих традициях, а зачастую даже не желает углубиться в них, списывая все на модели и шаблоны.

С такими личностями, как Стравинский, трудно принимать лишь стереотипные клише, потому что где-то упустим, потеряем и не увидим суть. Поэтому с легкостью можно развернуть другую историю, лишенную страсти, близости и измены, которые так хотят видеть современные люди практически во всем.

Доподлинно же неизвестно, действительно ли Стравинский сумел покорить самоуверенную Шанель и в то же время изменить Екатерине, которую действительно любил всем сердцем и предпочитал все-таки украинский контекст, который всегда будет всплывать в произведениях Стравинского.

Обратите внимание

Созвучны этой истории слова художника о самой Коко Шанель: «Эту женщину выковало ее время и история той эпохи, но она была из тех, кто сам помогал ковать историю. У нее было прекрасное чувство стиля, она всегда без всяких усилий оставалась женственной. Это в ней очень привлекает.

Я уверен, что мог бы в нее влюбиться, но она, скорее всего, съела бы меня на завтрак». Вообще успешный модельер была меценатом Стравинского и содействовала развитию его таланта. Она не только позволила его семье жить в своем доме, но и постоянно присылала композитору деньги.

В конце концов, вряд ли такие жертвы можно принимать за чистую монету, ведь хладнокровная Коко Шанель знала цену деньгам и кому попало их не давала.

Даже биографы, которые были всю жизнь рядом с легендами мировой культуры, не могут с уверенностью сказать о наличии близких отношений между Стравинским и Шанель. Тайнами окутаны факты, которые по-разному представляли друзья, родственники, да и сами герои истории. Известно, что Шанель любила и сама напустить туману в собственную биографию.

Поэтому на тему ее детства, начала карьеры модельера и любовных романов еще долго будут ходить слухи. Отношения Стравинского и Шанель — символ исторических и культурных изменений, знак встречи и разлуки великих эпох. Однако оба прожили долгую жизнь и умерли почти в один и тот же год.

Гениальный композитор завершил свой жизненный путь в Нью-Йорке и успел перед смертью посетить дорогую ему Волынь, где в доме Стравинского открыт в его честь музей. Коко Шанель умерла от сердечного приступа в изысканном парижском отеле Риц, не изменив себе ни в роскошной атмосфере, ни в оригинальности.

Говорят, что в преклонном возрасте Стравинский встречался с Шанель, и они долго вспоминали свое общее прошлое. Равно можно утверждать и то, что они никогда больше не виделись, а то короткое время близости двух миров так и останется для нас неразгаданной тайной.

Двоюродная сестра, Коко Шанель и чужая жена. Кого любил Стравинский

Игорь стравинский и коко шанель: правда или вымысел?

Валерий Гергиев предложил объявить 2017-й Годом композитора Игоря Стравинского, ведь 17 июня исполнится 135 лет со дня его рождения. Стравинский оставил потомкам не только великую музыку, но и подробную автобиографию. В ней он говорил в основном о творчестве и крайне редко писал о личной жизни, хотя на самом деле она была полна необычных событий.

В январе 1906 года 23-летний композитор тайно обвенчался со своей кузиной Екатериной Носенко. Императорское законодательство запрещало браки между двоюродными братьями и сёстрами, поэтому Стравинскому пришлось приложить немало усилий, чтобы найти церковь для венчания.

Мы должны были найти священника, кто повенчал бы нас, не спрашивая документов, выдающих наше родство. Такого священнослужителя мы откопали в Новой деревне близ Санкт-Петербурга.

Важно

Мы поехали туда 24 января 1906 года на двух извозчиках и были обвенчаны в полдень.

Никого из родственников на свадьбе не было, и сопровождали нас лишь Андрей и Владимир Римские-Корсаковы; они вместе с нами преклонили колени и держали над нашими головами золотые с бархатом венчальные венцы

Игорь Стравинский. Диалоги

Свою будущую жену Стравинский знал с раннего детства. Екатерина Носенко родилась в Киеве в 1881 году и детство провела там.

Она была дочерью врача и землевладельца Гавриила Носенко и Марии Холодовой, приходившейся сестрой матери Стравинского. Гавриил Носенко служил врачом при Киевском тюремном замке.

В 1890-е годы он купил винокуренный завод и несколько тысяч гектаров земли в маленьком селе Устилуг в Волынской области.

Но со своей двоюродной сестрой Стравинский впервые встретился не там, а в деревне Печиски, находившейся в 400 милях южнее Устилуга, где было большое имение у его тётки Екатерины. Туда мальчик попал в девять лет, в 1891 году, и приехал повторно на следующий год.

С первого же часа, проведённого вместе, мы, казалось, отдали себе отчёт в том, что в один прекрасный день поженимся — так, по крайней мере, потом мы говорили друг другу. Наши отношения, вероятно, всегда больше походили на отношения брата и сестры.

Я был чрезвычайно одиноким ребёнком и мечтал о сестре. Екатерина, которая доводилась мне кузиной, вошла в мою жизнь на десятом году как долгожданная сестра.

Совет

В Печисках Екатерина была моим самым близким другом и товарищем в играх, что продолжалось и далее, вплоть до нашей женитьбы

Игорь Стравинский. Диалоги

После свадьбы Стравинский заложил новый дом на берегу реки Луги примерно в километре от самого Устилуга. Дом строили по собственному плану композитора. В нём было два больших камина с трубами и балкон в сторону реки.

С 1907 года, когда строительство было завершено, и до 1914 года семья проводила там часть каждого лета. К 1914 году в семье было уже трое детей: Фёдор (1907), Людмила (1908) и Святослав (1910). Всё шло прекрасно.

Но вскоре семья Стравинских навсегда покинула Россию.

Скитания по Европе

С 1910 года Стравинский часто бывал в Европе, так как этого требовали премьеры его балетов в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Композитор попеременно жил в Париже, Швейцарии и России.

В начале июля 1914 года он без семьи приехал в Устилуг, пробыл там 10 дней и уехал в Киев.

Как позже он напишет в «Хронике моей жизни», возвращаясь из России через Варшаву, Берлин, Базель, он увидел, какое нервное состояние царит в Центральной Европе, и ясно почувствовал, что мир накануне серьёзных событий.

Две недели спустя была объявлена война. От военной службы я был освобождён и поэтому не был обязан возвращаться на родину, но я был далёк от мысли, что больше её не увижу, во всяком случае, такой, какой я её покинул.

Военные известия глубоко волновали меня, бередили мои патриотические чувства.

Мне было тяжело находиться в такое время вдали от родины, и только чтение русской народной поэзии, в которое я погрузился, утешало меня и приносило радость

Игорь Стравинский. Хроника моей жизни

После объявления войны Стравинский и его семья остались жить в Швейцарии. Там его супруга родила четвёртого ребёнка — дочь Милену.

Материальное положение семьи в этот момент было непростым в том числе и потому, что антреприза Дягилева не могла работать в привычном режиме из-за войны.

Композитору нужно было не только содержать жену и детей, но и найти средства, чтобы отправить в Россию мать, проводившую лето с ними.

Обратите внимание

1917 год принёс много потрясений композитору. Незадолго до Рождества он серьёзно заболел межрёберной невралгией, из-за чего он временами практически не мог дышать, а его ноги оказались почти парализованы. Весной умерла старушка-воспитательница Берта, вырастившая самого Стравинского.

Он называл её второй матерью и в самом начале Первой мировой войны перевёз из России в Швейцарию, чтобы она помогала ему и его жене с детьми. Буквально через несколько недель из России пришла телеграмма, в которой родные сообщили о кончине брата композитора Гурия.

Он умер на румынском фронте от сыпного тифа.

К концу года материальное положение семьи стало совсем плачевным.

Коммунистическая революция восторжествовала в России, и я был лишён последних средств к существованию, которые ещё приходили время от времени оттуда. Я остался попросту ни с чем, на чужбине, в самый разгар войны

Игорь Стравинский. Хроника моей жизни

8 июня 1920 года семья Стравинских покинула Швейцарию, чтобы обосноваться во Франции. Как потом напишет Cтравинский, эта страна стала для него второй родиной. Именно к этому времени относят роман композитора с Габриель Шанель. Правда, доподлинно неизвестно, были ли они на самом деле любовниками.

Вышедший в 2009 году фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский» Яна Кунена по книге «Вилла «Бель Респиро». История любви» Криса Гринхола — это всего лишь художественный вымысел. Считается, что именно в 1920 году Шанель на время приютила нуждающуюся в средствах семью Стравинских на своей вилле «Бель Респиро» во французском городке Гарш.

Жена Стравинского Екатерина на тот момент уже болела туберкулёзом.

В «Хронике моей жизни» композитор упоминает, что провёл зиму 1920—1921 годов в Гарше. Также он рассказывает о том, как Габриель Шанель помогла антрепризе Дягилева, восстанавливающей в Театре Елисейских полей знаменитый балет «Весна священная» на музыку Стравинского. Шанель была близким другом Дягилева и не раз спонсировала его антрепризу.

Также точно известно, что именно в феврале 1921 года Стравинский впервые встретил Веру Судейкину. Она была женой известного художника Сергея Судейкина, эмигрировавшего во Францию в 1920 году. 33-летнюю Веру представил 39-летнему композитору Сергей Дягилев. Уже в мае 1922 года Судейкина покидает своего мужа, которого в 1915 году она увела из первой семьи.

Современники вспоминали Веру как очень эффектную женщину. Художник Александр Бенуа писал о ней в дневнике: «Очень красивая, полногрудая, статная, лупоглазая… Ein ausgesprochen russischer Typus . Мне говорили, что она еврейка, по отчеству как будто немка — Вера Артуровна. Судейкин, видимо, по уши влюблён». Она была разносторонней личностью: играла в театре, снималась в немом кино, рисовала.

Важно

Несмотря на любовную связь с Судейкиной, расставаться с супругой Стравинский не стал. Жена композитора знала о его отношениях с Верой. Сын Стравинского Святослав позже вспоминал: «Мой отец вёл двойную жизнь. Я уверен, что он очень страдал от этой ситуации, но у него была страсть, и он не мог справиться».

Двойная жизнь Стравинского продолжалась почти 20 лет. В конце 30-х годов композитор пережил несколько сильных потрясений.

В ноябре 1938 года от скоротечной чахотки умерла его 30-летняя дочь Людмила, которая на тот момент состояла в браке с Юрием Мандельштамом — двоюродным братом Осипа Мандельштама.

Менее чем через полгода — 2 марта 1939 года — от туберкулёза умерла жена Стравинского Екатерина.

До самой её смерти мы были исключительно близки, ближе, чем иногда бывают возлюблённые, так как просто любовники могут оставаться чуждыми друг к другу, хотя и живут вместе всю жизнь и любят друг друга. И действительно, самые сильные юношеские романы были у меня с другими девушками, и ни одна из них не стала столь близкой мне, как Екатерина Носенко

Игорь Стравинский. Диалоги

Летом 1939 года умерла и мать Стравинского. После всех этих трагических событий композитор решил начать во многом новую жизнь.

В новый свет с новой женой

В сентябре 1939 года Игорь Стравинский переехал в США — его пригласили читать курс лекций в Гарвардском университете. На его решение повлияло и начало Второй мировой Войны.

 При этом его 29-летний сын Святослав, который пошёл по стопам отца и стал композитором и пианистом, был призван во французскую армию и воевал. В 1940 году к Стравинскому из Франции сумела переехать Вера Судейкина.

Они поженились 9 марта, а в 1945 году композитор принял американское подданство.

Когда роман Стравинского и Судейкиной только начинался, они часто писали друг другу письма. В одном из них он призывал её вернуться к мужу.

Сейчас я не способен ничего делать. Могу только думать о тебе и сочинять музыку — такую музыку, которая связана с тобой. Что нам делать с тобой? Я много думаю об этом. О, Верочка, думаю, что это неизбежно, это важно, и ты должна вернуться к нему. Третьего не дано, и я согласен с тобой: нельзя построить своего счастья на несчастье другого

из письма Стравинского Судейкиной 1921 года

Но композитор ошибался. Им, несмотря на все жизненные обстоятельства, всё-таки удалось построить своё счастье. Судейкина разошлась с мужем и вышла за Стравинского. Они прожили вместе 31 год — до самой смерти Стравинского в 1971 году.

Совет

По её решению композитора похоронили на кладбище Сан-Микеле в Венеции, неподалёку от могилы его близкого друга Сергея Дягилева, 50 лет назад познакомившего Стравинского с Верой. Она пережила мужа на 11 лет и умерла в 1982 году. Ей было 94 года.

Веру похоронили рядом со Стравинским в Венеции.

Минутка ретро: как Коко Шанель спонсировала балеты Дягилева и чуть не вышла замуж за Стравинского

Игорь стравинский и коко шанель: правда или вымысел?

Антон Данилов   0 9 июня 2017, 15:25

Коко ШанельИстория отношений Великой Мадемуазель с представителями русской диаспоры в Париже щедра на интересные, а местами и пикантные подробности. «Все-таки эти русские не такие, как все.

Их недостатки и достоинства так переплетены, что легко переходят одно в другое. Щедрость души может превратиться в безалаберность, а легкость легко переходит в безответственность.

Даже по отношению к себе самому», — писала она в своих мемуарах.

Сегодня редакция SPLETNIK.RU предлагает вспомнить, как Коко спонсировала балеты Дягилева, а также об ее отношениях с Игорем Стравинским, которые чуть не окончились браком.

Коко Шанель восхищалась русскими. Она говорила, что среди них есть множество по-настоящему талантливых и красивых людей, вынужденных бежать от огня революции.

Что говорить, если даже ближайшая подруга Габриэль, которую та и добрая половина богемы Парижа 10-х годов 20-го века называли Мисей Серт, на самом деле никакая не Мися, а Мария София Ольга Зинаида Годебская, родившаяся в 1872 году в Царском Селе.

Серт в то время называли «пожирательницей гениев» благодаря ее дивной способности этих самых гениев находить и знакомить их с «нужными» людьми. Друзья Миси (а было их немало — Жорж Батай, Клод Дебюсси, Эмиль Золя, Морис Метерлинк, Пьер Риверди, Марсель Пруст, Анри де Тулуз-Лотрек — впечатляет, не правда ли?) охотно называли ее своей музой, посвящали ей стихи и изображали на своих картинах. 

Тулуз-Лотрек, «Мися за работой». 1897 год

Коко Шанель (в центре) и Мися Серт (крайняя справа)

Дружила Мися не только с французами, но и с русскими. Многие эмигранты из Петербурга были частыми гостями ее салона в Париже. Там-то она и познакомила свою подругу Шанель с самым знаменитым русским антрепренером 20-го столетия — Сергеем Дягилевым. 

Сергей Дягилев

Коко Шанель

Уже позже кутюрье писала, что Дягилев в своем роде сумасшедший, сумасшедший до своего самого главного дела — «Русских сезонов». Шанель сразу влюбилась в Дягилева, которого она по-свойски называла Дягом.

Обратите внимание

Влюбилась не в романтическом смысле этого слова (о романах антрепренера с молодыми мальчиками знал весь Париж), а в эстетическом, если это можно так назвать: ее привлекала особая атмосфера, царившая вокруг Дягилева.

Его балеты, костюмы для которых рисовал Леон Бакст и в которых главные партии принадлежали Вацлаву Нижинсккому, Леониду Мясникову, Михаилу Фокину и Сержу Лифарю, выглядели по-настоящему эффектным и захватывающим действом, с буйством красок и калейдоскопом эмоций.

Но мало кто знает, что за всей этой помпезностью постановки стояло практически постоянное безденежье Дягилева. Шанель говорила, что все деньги, достававшиеся ему от постановок, он тратил не на себя и даже не на балет, а на своих подопечных. Иногда на помощь к нему приходила Мися, в самый последний момент добывая нужную сумму.

Но карман подруги не был бездонным, а посему Дяг все чаще и чаще нуждался в поддержке.

Габриэль Шанель, оказавшись под впечатлением от Дягилева, захотела сделать подарок — шубу. Она вспоминает, что у русских всегда были роскошные меха, но только не у Дяга. Подарок тот принял, но только тогда, когда смог отдать его полную стоимость:

Что подумает моя труппа? 

— спрашивал он у Шанель.

Она подумает, что наконец-то ее руководитель отдал моли остатки своего рванья!

— ответила ему Мадемуазель.

Коко Шанель

Сергей Дягилев

Коко Шанель и Серж Лифарь

Позже Шанель узнала о финансовых трудностях Сержа при постановке «Весны Священной» Стравинского.

Первая постановка балета провалилась, но Дягилева это совершенно не испугало: он верил в гений Стравинского и создать новую версию балета доверил только ему.

Дягилев стал собирать с друзей по тысяче франков на премьеру, но такими темпами управился бы только, как метко заметила сама Шанель, «к половине жизни».

Важно

Тогда-то она и приняла решение стать меценаткой. Пожертвование оказалось щедрым — 300 000 франков! Шанель встретилась с Дягилевым и передала чек, ничего не требуя взамен.

Серж не сразу поверил количеству нулей на чеке, но аргументы Коко о богатой клиентуре и пустяковости суммы (что правдой, конечно, не было — позже в своих мемуарах Шанель писала, что даже для нее это пожертвование оказалось внушительным) разубедили его, и чек он в итоге принял.

На этом меценатство Шанель не закончилось: Дягилев познакомил ее со Стравинским. Его финансовое положение оказалось ничем не лучше самого Дяга, даже хуже: Стравинский был женат и должен был кормить большую семью.

К тому же его жена Катрин (которая, кстати, была ему двоюродной сестрой) была больна вялотекущей формой чахотки. Габриэль понимала: если сейчас она не поможет Игорю, тот скатится в бездну нищеты и безысходности.

Решение пришло в голову само собой:

Мария, кухарка умеет готовить русские блюда?

— спросила она у экономки в своем имении «Бель Респиро». За нее ответил муж:

О, Мадемуазель, Мария сама прекрасно варит борщ!

На следующий день Шанель в спешке встретилась со Стравинским, хотя тот инициативы не проявил. Габриэль предложила Игорю вместе с больной женой Катрин и четырьмя детьми… переехать к ней. Стравинский долго сопротивлялся, но меньше, чем через 24 часа вся семья в полном составе оказалась на пороге «Бель Респиро».

Игорь Стравинский
Игорь Стравинский с женой и детьми

Сергей Дягилев и Игорь Стравинский

После этого случилось то, чего никто и предположить не мог: Стравинский влюбился в Шанель. Этому несказанно рады были и Мися, и Дягилев: оказалось, что работать в состоянии влюбленности композитору гораздо легче.

Катрин, жена Стравинского, конечно, не могла не заметить новой страсти мужа и однажды заговорила с Габриэль, спросив, есть ли у нее роман с ее мужем. Подлила масла в огонь и вездесущая Мися, сообщив, что Стравинский намерен развестись с женой и сделать предложение Коко.

Ответ Мадемуазель не заставил себя долго ждать:

Катрин, у вас есть муж и дети. А у меня только работа и любовники,

— ответила Шанель с едва заметной улыбкой на лице.

Хроника 146Хроника 210Звездные дети 76Звездные пары 35Монархии 249

ХроникаХроникаЗвездные дети

Сейчас в блогах

Коко Шанель и Игорь Стравинский: музыка, страсть и духи

Игорь стравинский и коко шанель: правда или вымысел?

?Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
2016-10-26 08:54:00Юрко_Фальоса
falyosa
2016-10-26 08:54:00Оригинал взят у netrmed в Коко Шанель и Игорь Стравинский: музыка, страсть и духи

Коко Шанель и Игорь Стравинский.

Ни Коко Шанель, ни Игорь Стравинский никому не рассказывали о своей любовной страсти. Но никогда и не отрицали тесную связь своего творчества и знакомства друг с другом.

Поэтому отношения знаменитой пары до сих пор покрыты призрачным флером нераскрытой тайны — возможно, самой загадочной и необычной из всех любовных историй ХХ века. Истории, которой официально не существовало…

Несостоявшееся знакомство

Париж, 1913 год… В это время состоялось революционное, скандальное, шокирующее своим новаторством знакомство Франции с творчеством Стравинского. Центр европейской культуры принимал его концептуальный балет «Весна священная». Но утонченная французская публика не была готова воспринимать увиденное и услышанное.

Экспрессивная история, сложные ритмы с переполненными диссонансами мелодиями вызвали только шум и свист. Людей, понимающих весь этот сумбур и странные танцевальные па артистов, в зале было немного. В беснующейся толпе поклонников классической музыки сидела Габриэль Шанель.

Признанная модница, известная эстетка, успешный модельер.

Признанная модница, известная эстетка, успешный модельер носила прозвище Коко. Его она получила, когда работала в кабаре певицей. Шанель с волнением наблюдала за происходящим и чувствовала притягательность музыки, которую другие воспринимали как какофонию.

Она понимала, что подобная сила прячется и внутри нее. Но больше всего Коко интересовал человек, вызвавший такую бурю эмоций у французских эстетов. Она обладала уникальным чутьем на актуальную новизну, будучи такой же модернисткой, но в иной сфере.

Признанная модница, известная эстетка, успешный модельер.

Совет

И никакое недовольство не могло от нее скрыть талант композитора, которого в будущем ожидал триумф. Не сейчас, а тогда, когда слушатель сможет дорасти до восприятия его произведений. Шанель сделала попытку встретиться с автором, но она оказалась неудачной.

Композитор был настолько взволнован, что не имел ни сил, ни желания с кем-либо разговаривать. Он считал случившееся полным провалом и чувствовал себя уничтоженным. Двум харизматичным личностям не суждено было встретиться, и их пути на время разошлись.

Настоящее знакомство состоялось гораздо позднее, через 7 лет.

«Время работать и время любить»

Игорь Стравинский (третий справа) и Коко Шанель (крайняя справа).Коко приписывают фразу о том, что существует только 2 времени – время работать и время любить, на все другое времени не остается.Так можно охарактеризовать период ее близкого знакомства с Игорем Стравинским.

Атмосфера Парижа 20-х годов прошлого века была насыщена русским стилем. Этому способствовали взаимоотношения с русской эмиграцией, балетные сезоны Дягилева, растущая популярность музыки Стравинского.Композитор уже пользовался любовью публики, вкушал последствия славы и примерял титул «гения современности».

А Шанель узнавали не только во Франции. В ее ателье работали модистками княгини из первой волны русских эмигрантов. Коко хорошо оплачивала труд, и они часто давали советы по стилю, манерам, образу жизни. И не без этой помощи ей удалось очень скоро стать эталоном вкуса, моды и стиля.

Все это время Коко интересовалась жизнью композитора.

Коко Шанель: всегда очаровательна.

Став достаточно обеспеченной, она воспользовалась шансом пригласить его вместе с семьей (женой и 4 детьми) погостить на ее вилле в парижском предместье. Это было вполне в стиле Шанель – известная эстетка часто приглашала в гости знаменитостей. Среди них были Жан Кокто и Сальвадор Дали.

Вот и Стравинские прожили на вилле 2 года. Казалось бы, сама жизнь создает условия для того, чтобы проскочила любовная искра между такими разными людьми.Сухого, нервного Стравинского трудно назвать красавцем, но его талант и увлечение музыкальной революцией привлекали внимание женщин.

В поисках новых образов он всегда творил прямо у рояля. Ослепительная, неподражаемая Коко никогда не рисовала свои модели на бумаге, она создавала их сразу на манекенщицах. И… с одержимостью искала новый, ни на что не похожий аромат.

Их объединила страсть — тот рабочий инструмент, без которого немыслимо любое творчество.

Музыкальный гений Игорь Стравинский.

Оба полностью погружались в работу, находились в постоянных поисках собственного стиля, отдавали силы на развитие своей деятельности. У этих двух людей не было ни одного шанса жить рядом и оставаться только друзьями.

Обратите внимание

И эту странную, необычную, во многом неправильную связь не могло остановить даже наличие у Стравинского детей и больной туберкулезом жены Екатерины. Она вскоре все поняла, ведь эта страсть электризовала воздух в доме, наполняла пространство почти осязаемой субстанцией.

Не нужно было много говорить, чтобы понять, что сплетенье рук и тел – это «судьбы сплетенье». Это переплетение обстоятельств, чувств, судеб дало небывалый толчок к свершению переворота в музыке и созданию легендарных духов.

«Шанель №5» сама создательница окрестила «запахом женщины», а многочисленные поклонницы назвали «ароматом всех времен и народов».

Жизнь после любви

Игорь Стравинский за дирижёрским пультом.И все же Игорь Стравинский не оставил семью, которая вскоре уехала в США. Шанель и тогда продолжала материально поддерживать своего русского друга. Но даже после смерти Екатерины композитор не связал судьбу с француженкой, женившись второй раз на своей старой знакомой – актрисе Вере Судейкиной.

Коко так и не вышла замуж, хотя имела множество поклонников. Он ушел из жизни в Нью-Йорке, она – вскоре после него в Париже. У ее кровати находилась икона, подаренная композитором в 1920 году. Некоторые исследователи биографий обоих знаменитостей считают, что любовь Шанель и Стравинского не была взаимной. Якобы композитор страстно любил Коко и не скрывал этого ни от нее, ни от жены.

Жажда жизни — вот что главное!.

Премьера фильма “Коко Шанель и Игорь Стравинский. История любви”

Игорь стравинский и коко шанель: правда или вымысел?

Originally published at Zoomzoomroom. You can comment here or there.

Вчера на фестивале “Черешневый лес” одновременно представили фильм “Коко и Игорь” и книгу, по мотивам которой был написан сценарий. В “Гараже”, где все еще выставлена коллекция Франсуа Пино, прямо в последнем экспонате — релаксационной комнате с вертикальными световыми лучами разного цвета, предназначенной для осмысления просмотренной выставки, был подвешен экран и расставлены белые стулья.
В книжной лавке арт-центра все желающие могли получить автограф Криса Гринхолфа, автора книги о любви Шанель и Стравинского (самс книгу, вместе с флаконом Allure входила в гостевой подарочный пакет). Как и на всех мероприятиях компании Bosco Di Cillieggi,

всех угощали черешней и тарталетками из Bosco Cafe.

На премьеру прибыли все основные члены съемночной группы: режиссер Ян Кунен, Анна Муглалис, продюсеры фильма и русские актеры, принимавшие участие в съемках. Предствление съемочной группы затянулось больше, чем на час: создатели фильма и автор книги на английском и французском рассказывали о проекте, а актрисы Анна Муглалис и Елена Морозова даже собирались спеть со сцены песню.

Тем временем, потихоньку темнело, и свет из верхних окон мельниковского гаража все меньше попадал на экран. Но все же так важный для французского кино свет в полной мере удалось оценить где-то к середине фильма, когда все блики с экрана исчезли.

Чуть позже, правда, наступила почти полная темнота, что тоже слегка помешало восприятию, но зато было настоящее ощущение кинотеатра под открытым небом.
Фильм очень четко выдержан в атмосфере и стилистике 20-х годов, начинается и заканчивается все очень эффектной сценой балета на музыку Стравинского “Весна священная”.

Среди персонажей — Дягилев, Нижинский и многочисленная семья Стравинского, которую Шанель приглашает пожить в свой загородный дом, где и разворачивается тяжелый и страстный роман великого композитора и Мадемуазель Коко.

Доподлинно неизвестно, были ли на самом деле эти отношения: любовники не писали друг другу писем и никаких других источников или воспоминаний не сохранилось. И все же, по версии создателей фильма и книги, между этими двумя гениями начала века, задавшими новык направления, он в музыке и она — в моде, не могло не возникнуть взаимного притяжения.

Короткий и пылкий роман Шанель и Стравинского разворачивается на фоне пасмурной природы окрестностей Парижа и в интерьерах в стиле ар-нуво расположенной там виллы. Умирающая от туберкулеза жена композитора не может больше выносить затихающую музыку пианино всякий раз, как Коко входит в комнату к Игорю.

Беспощадная Шанель также дарит старшей дочери Стравинских специально сшитое для нее платье Chanel, и ее большая мать вынуждена смотреть, девочка бегает по саду в наряде, делающем ее так похожей на Коко. В итоге жена Стравинского забирает детей и уезжает, оставив Шанель письмо, в котором просит ее вернуть ей мужа.

На этом отношения пары заканчиваются, так же внезапно, как и начались.

Стравинской страдает, страдает и Шанель, но они продолжают изредка видеться в парижских театрах, где публика наконец-то рукоплещет вначале вызвавшему скандал балету Стравинского.

Важно

В сцене премьеры постановки Анна Муглалис появляется в колье Chanel Joallerie, которое было на одной из обложек русского Officiel за этот год, и в платье, созданном Карлом Лагерфельдом специально для фильма. Дом Chanel также предоставил для съемок особняк на Rue Cambon и несколько вещей, принадлежавших самой Мадемуазель.

История, рассказанная в фильме, чем-то напоминает “Дневник его жены” . Опять великие таланты, любвные треугольники и семеные драмы, но, как следствие, гениальные произведения.

Как известно, скоро нас ждет еще один фильм про Коко Шанель с Одри Тоту в главной роли.

Сравнения с Анной Муглалис будут неизбежны, обе они глубокие и талантливые актрисы и в обеих есть невероятный магнетизм француженок.

Но фильм “Коко до Шанель” будет только про начало восхождения Мадемуазель на трон мировой моды, и там как раз будет уместен образ Одри Тоту, женщины-ребенка, страстной и проницательной одновременно по-детски наивной.

Героиня Анны Муглалис — довольно резкая, бескомпромиссная и властная женщина, в ней нет ни капли сочувствия и тем более инфантильности.

Созданный ею в фильме образ Шанель — это воплощение сильной женщины, которая твердо уверена  том, что она делает, и из черного и белого цветов Мадемуазель Коко выбирает черный.

Муглалис вообще хорошо удаются роли независимых женщин, совершавших революции, ее Симона Де Бовуар в “Любовниках кафе Флор” — противоречивый, но опять же безусловно сильный персонаж, женщина, в которой борются любовь и собственные амбиции.

Совет

Она на самом деле такая: безумно притягательная, немного отрешенная, с гортанным низким голосом. Когда фильм начался, режиссер все еще волновался за не очень удачный свет и  говорил об этом Анне.

Они стояли на входе в зал, а я как раз спешила вернуться на свое место.

Анна окинула взглядом людей, одетых в черно-белой гамме, луч садящегося солнца, наискосок перечеркивывший экран, и, изящно жестикулирую, начала рассуждать, что главное — это правильная обстановка, а именно такая и была на премьере.

Фильм, кстати, демонстрировали в оригинале с переводчиком: на экране изредка появлялись английские субтитры, все диалоги в нем идут на французском, но в  сценах с нашими актерами звучит русский язык.

Иногда, конечно, все языки смешивались и разобрать слова было довольно трудно, но это внесло еще один штрих в атмосферу творческих кругов начала века, где слова играли гораздо меньшую роль, чем витавший повсюду дух новаторства и творчества.