Я рыжий… я русый… я русский

Белый Стан :: Поэзия :: Константин Бальмонт

Я рыжий… я русый… я русский

Константин Бальмонт

1/2

ИЗ НОЧИ.

Я от детства жил всегда напевом,

Шелестом деревьев, цветом трав,

Знал, какая радость, над посевом,

Слышать гул громов и шум дубрав.

Видеть честность лиц, когда упруго

Жмет рука надежную соху,

Слышать, сколько звуков в сердце друга,

Волю мчать по звонкому стиху.

В поле ячменей светловолосых

Видеть знак достойного труда.

Путь иной — ходить в кровавых росах,

Знак иной — багряная звезда.

Час иной — когда все люди звери,

И от сердца к сердцу нет дорог.

Я не знал, какой дождусь потери,

Этого предвидеть я не мог.

Я не знал, что все дожди не смоют

Ржавчины, упавшей на поля,

Люди строят, духи тоже строят,

В мареве родимая земля.

Я смотрю на ночь из кельи тесной,

Без конца проходят облака.

Где мой день святыни благочестной?

Где моя прозрачная река?

Я смотрю на мир в окно чужое,

И чужое небо надо мной.

Я хочу страдать, еще, хоть вдвое,

Только б видеть светлым край родной.

Слышу, в сердце лед разбился звонко,

Волны бьются, всплески жалоб дня.

Мать моя, прими любовь ребенка,

Мир тебе, родимая земля.

Я русский

Я русский, я русый, я рыжий.

Под солнцем рожден и возрос.

Не ночью. Не веришь? Гляди же

В волну золотистых волос.

Я русский, я рыжий, я русый.

От моря до моря ходил.

Низал я янтарные бусы,

Я звенья ковал для кадил.

Я рыжий, я русый, я русский.

Я знаю и мудрость и бред.

Иду я — тропинкою узкой,

Приду — как широкий рассвет.

Тринадцать

Леониду Тульпе

В тайге, где дико все и хмуро,

Я видел раз на утре дней,

Над быстрым зеркалом Амура,

Тринадцать белых лебедей.

О нет, их не тринадцать было,

Их было ровно двадцать шесть.

Когда небесная есть сила,

И зеркало земное есть.

Все первого сопровождая

И соблюдая свой черед,

Свершала дружная их стая

Свой торжествующий полет.

Тринадцать цепью белокрылой

Летело в синей вышине,

Тринадцать белокрылых плыло

На сребровлажной быстрине.

Так два стремленья в крае диком

Умчалось с кликом в даль и ширь,

А солнце в пламени великом

Озолотило всю Сибирь…

Теперь, когда навек окончен

Мой жизненный июльский зной,

Я четко знаю, как утончен

Летящих душ полет двойной.

КРУГ

Слышать ночное дыханье

Близких уснувших людей,

Чувствовать волн колыханье,

Зыбь отошедших страстей, –

Видеть, как вечно гадая,

Сириус в небе горит,

Видеть, как брызнет, спадая,

В небо один хризолит, –

Знать, что безвестность от детства

Быстрый приснившийся путь,

Вольно растратить наследство,

Вольным и нищим уснуть.

МОЛИТВА

Господи Боже, склони свои взоры

К нам, истомленным суровой борьбой,

Словом Твоим подвигаются горы,

Камни как тающий воск пред Тобой!

Тьму отделил Ты от яркого света,

Создал Ты небо, и Небо небес,

Землю, что трепетом жизни согрета,

Мир, преисполненный скрытых чудес!

Создал Ты Рай — чтоб изгнать нас из Рая.

Боже, опять нас к себе возврати,

Мы истомились, во мраке блуждая,

Если мы грешны, прости нас, прости!

Не искушай нас бесцельным страданьем,

Не утомляй непосильной борьбой,

Дай возвратиться к Тебе с упованьем,

Дай нам, о Господи, слиться с Тобой!

Имя Твое непонятно и чудно,

Боже Наш, Отче Наш, полный любви!

Боже, нам горько, нам страшно, нам трудно,

Сжалься, о, сжалься, мы — дети Твои!

РОДНАЯ  КАРТИНА

Стаи птиц. Дороги лента.

Повалившийся плетень.

С отуманенного неба

Грустно смотрит тусклый день.

Ряд берез, и вид унылый

Придорожного столба.

Как под гнетом тяжкой скорби

Покачнулася изба.

Полусвет и полусумрак,

И невольно рвешься вдаль,

И невольно давит душу

Бесконечная печаль

ДУХИ ЧУМЫ

Мы спешим, мы плывем

На могучей волне,

Незнакомы со сном,

Но всегда в полусне.

Слезы жен и детей

Не заметит наш глаз,

И где смерть для людей,

Там отрада для нас.

Нашей властью звучат

Панихиды в церквах,

В двери к людям стучат

Смерть, и гибель, и страх.

Между вешних листов,

Символ сгибнувших сил,

Миллионы крестов,

Миллионы могил.

Любо нежную мать

Умертвить, погубить,

Мы не можем ласкать,

Не умеем любить

В эти дни, как и встарь,

Каждый миг, каждый час,

Лучший дар на алтарь

Жизнь приносит для нас.

И спешим, и плывем

Мы в ночной тишине,

Незнакомы со сном,

Но всегда в полусне.

Россия

Есть слово — и оно едино.

Россия. Этот звук — свирель.

В нем воркованье голубино.

Я чую поле, в сердце хмель,

Позвавший птиц к весне апрель.

На иве распустились почки,

Береза слабые листочки

Раскрыла — больше снег не враг.

Трава взошла на каждой кочке,

Заизумрудился овраг.

Тоска ли в сердце медлит злая?

Гони. Свой дух утихомирь.

Вновь с нами ласточка живая,

Заморского отвергшись края,

В родимую влюбилась ширь.

И сердце, ничего не зная,

Вновь знает нежно, как она,

Что луговая и лесная

Зовет к раскрытости весна.

От солнца — ласка властелина,

Весь мир — одно окно лучу.

Светла в предчувствии долина,

О чем томлюсь? Чего хочу?

Всегда родимого взыскую,

Люблю разбег родных полей,

Вхожу в прогалину лесную —

Нет в мире ничего милей.

Ручьи, луга, болота, склоны,

В кустах для зайца уголок.

В пастушью дудку вдунул звоны.

Качнув подснежник, ветерок.

Весенним дождиком омочен,

Весенним солнцем разогрет,

Мой край, в покров весны одет,

Нерукотворно беспорочен.

Другого в мире счастья нет.

Русский язык

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.

Березовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Журчание подземного ключа.

Весенний луч, играющий по дверце.

В нем Та, что приняла не взмах меча,

А семь мечей в провидящее сердце.

И снова ровный гул широких вод.

Кукушка. У колодца молодицы.

Зеленый луг. Веселый хоровод.

Канун на небе. В черном — бег зарницы.

Костер бродяг за лесом, на горе,

Про Соловья-разбойника былины.

«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.

В саду осеннем красный грозд рябины.

Соха и серп с звенящею косой.

Сто зим в зиме. Проворные салазки.

Бежит савраска смирною рысцой.

Летит рысак конем крылатой сказки.

Пастуший рог. Жалейка до зари.

Родимый дом. Тоска острее стали.

Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.

Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.

Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.

Ярит борзых и гончих доезжачий.

Баю-баю. Мой милый. Ты уснул?

Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.

Я снаряжу тебя в далекий путь.

Из тесноты идут вразброд дороги.

Как хорошо в чужих краях вздохнуть

О нем — там, в синем — о родном пороге.

Подснежник наш всегда прорвет свой снег.

В размах грозы сцепляются зарницы.

К Царь-граду не ходил ли наш Олег?

Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?

И ты пойдешь дорогой Ермака,

Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»

Тебя потопит льдяная река,

Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.

Поняв, что речь речного серебра

Не удержать в окованном вертепе,

Пойдешь ты в путь дорогою Петра,

Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.

Гремучим сновиденьем наяву

Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,

Венчая полноводную Неву

С Янтарным морем в вечном договоре.

Ты клад найдешь, которого искал,

Зальешь и запоешь умы и страны.

Не твой ли он, колдующий Байкал,

Где в озере под дном не спят вулканы?

Добросил ты свой гулкий табор-стан,

Свой говор златозвонкий, среброкрылый,

До той черты, где Тихий океан

Заворожил подсолнечные силы.

Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,

Как радуга над нашим водоемом.

Ты в черный час вместишься в малый вздох.

Но Завтра — встанет! С молнией и громом!

В России

Я был в России. Грачи кричали,

Весна дышала в мое лицо.

Зачем так много в тебе печали?

Нас обвенчали. Храни кольцо.

Я был повсюду. Опять в России.

Опять тоскую. И снова нем.

Поля седые. Поля родные.

Я к вам вернулся. Зачем? Зачем?

Кто хочет жертвы? Ее несу я.

Кто хочет крови? Мою пролей.

Но дай мне счастья и поцелуя.

Хоть на мгновенье. Лишь с ней. С моей.

Она

В мгновенной прорези зарниц,

В крыле перелетевшей птицы,

В чуть слышном шелесте страницы,

В немом лице, склоненном ниц,

В глазке лазурном незабудки,

В веселом всклике ямщика,

Когда качель саней легка

На свеже-белом первопутке,

В мерцанье восковой свечи,

Зажженной трепетной рукою,

В простых словах «Христос с тобою»,

Струящих кроткие лучи,

В глухой ночи, в зеленоватом

Рассвете, истончившем мрак,

И в петухах, понявших знак,

Чтоб перепеться перекатом,

В лесах, где папоротник, взвив

Свой веер, манит к тайне клада, —

Она одна, другой не надо,

Лишь ей, жар-птицей, дух мой жив.

И все пройдя пути морские,

И все земные царства дней,

Я слова не найду нежней,

Чем имя звучное: Россия.

1/2

Легенды о возникновении рыжеволосых людей

Я рыжий… я русый… я русский

Первую жену Адама, Лилит, Господь слепил из рыжей глины и наделил пышной гривой огненных волос. Красавица, да и только! Но семейная жизнь Адама с рыжеволосой супругой не сложилась.

Уже на второй день своей жизни Лилит начала борьбу за равноправие полов, утверждая, что Бог создал мужчину и женщину одинаково — из глины, по своему образу и подобию.

Пришлось Господу срочно исправлять ошибку — усыпить Адама, взять у него ребро и создать первому мужчине более покладистую жену.

Образ Лилит, перекочевав из иудейской мифологии в европейскую культуру, стал символом коварной обольстительницы, ведьмы, злого духа. У Гете сам Мефистофель советует Фаусту остерегаться рыжих чар Лилит: «Она одного подростка сгубила этою прической!»

Согласно древнеарабской легенде, Аллах сначала создал из огня духов – джиннов. Рассердившись на них за их изворотливость и лживость, Аллах отправил их жить под землю. И лишь потом Аллах создал из глины своё главное творение – человека. Считается, что женщина, согрешившая с джинном, стала прародительницей всех своих рыжеволосых прадочерей.

А по старинному шотландскому преданию, разновидность фей, живущих под землей, тоже имеет огненно-рыжий цвет волос. И, соответственно, рыжеволосые люди, что ходят по земле, – прямые родственники и родственницы тех самых фей.

Обратите внимание

Но тут уж, видимо, постарались мужчины, вступив в половую связь с красавицами-феями.

Считается, что рыжие люди состоя с ними в родствеобладают частичкой волшебства, и поэтому они бывают наделены сверхъестественными магическими способностями.

Некоторые считают, что рыжий цвет волос говорит о распущенности женщины, но древняя легенда гласит иначе.

В давние забытые времена в племени берокка жила прекрасная юная девушка. Она была столь же прекрасна, сколь и добродетельна, многие мужчины племени хотели бы назвать ее своей женой, но она еще не вошла в брачный возраст, у нее еще даже не начались месячные кровотечения.Однажды она пошла на реку в одиночестве совершать омовение.

И когда она обнажилась, солнечный луч скользнул по ней и исчез прямо в ее влагалище. С этого дня у девушки началась менструация, но она не знала – что это такое, и решила, что кровь течет у нее от совокупления с солнечным лучом.С тех пор девушка стала считать себя женой солнца.

Она никому не рассказывала об этом, но уклонялась от предложений других мужчин – стать их женой.Каждое утро она уходила на реку для встречи со своим возлюбленным, она раздевалась донага и солнце весь день ласкало ее прекрасное тело. На самом деле, это было не солнце.

Просто молодую девушку полюбил бог Пруха, но так как у него не было пениса, то он мог ласкать женщину лишь солнечными лучами.

От длительных свиданий волосы у этой женщины приобрели золотистый оттенок, а от ее любви с богом появилось на свет чудесное растение – касароутоми, побеги которого используют другие женщины, чтобы покрасить свои волосы в медный цвет.

Ну и, конечно, стоит упомянуть и о том мифе, что был создан великой Мэрилин Монро.

Психолог-сексопатолог Андрей Лужко считает, что мужчин привлекает в дамах намного больше рыжий цвет волос, чем блонд или какой-либо иной.

Важно

Но страх перед рыжеволосыми красотками заставляет представителей сильного пола скрывать в семидесяти пяти процентах свои истинные чувства и намерения под псевдолозунгом: «Джентльмены предпочитают блондинок».

История.

Если заглянуть в историю, рыжие в древние времена часто подвергались гонениям. Например, древние египтяне приносили их в жертву богу Амону-Ра, чтобы обеспечить хороший урожай.

Потому что рыжеволосые, по их поверью, олицетворяли золотистый дух зерна. Средневековая Европа называла всех рыжих ведьмами. Их обвиняли в распутстве, злом колдовстве, вероломстве.

Во Франции рыжеволосых либо боготворили, либо третировали.

Так откуда вообще генетически взялся рыжий цвет волос? Оказывается, по утверждению учёных оксфордского Института молекулярной медицины, от неандертальцев.

Британские биологи установили, что возраст гена, отвечающего за «золотой» цвет волос, более светлую кожу и веснушки, – от 50 до 100 тысяч лет. Сегодня рыжих, по подсчётам специалистов, много в Шотландии, Австралии, США.

В Америке есть даже организация «Союз рыжих», в котором более 12 миллионов рыжеволосых.

Рыжие мужчины по духу всегда считались бесстрашными и храбрыми. Среди кельтских воинов было немало с огненными шевелюрами. В Шотландии и Ирландии, например, рыжие мужчины до сих пор пользуются особым почётом как прямые потомки мужественных кельтов.

Только 3% людей в мире имеют естественный рыжий цвет волос. Больше всего рыжеволосых в Ирландии и Шотландии – 11% населения. В странах Скандинавии – 5%, а в Южной Европе – менее 1%. В средние века женщина с рыжими волосами да еще с веснушками запросто могла быть объявлена колдуньей – «дочерью дьявола».

«Реабилитация» рыжеволосых наступила только в прошлом столетии. Рыжий цвет стали называть каштановым. Постепенно женщины с каштановыми волосами все чаще признавались «идеалом красоты». А сегодня при окраске волос чаще всего используется именно каштановый цвет во всех его оттенках.

Совет

Интересно, что название «Русь» вышло не из русого, а из рыжего цвета волос. В Восточной Европе викингов тогда называли русами, потому что латинское «руссус» означало «один из рыжих».

От викингов – Рюрика и его братьев, «пришедших с роды своими» и, по летописному преданию, не только княживших в Новгороде, но даже основавших Киев, и пошло название Русь.

Но подтвердить или опровергнуть эти гипотезы пока что невозможно.

Но вот, что интересно, писал в своём стихотворении «Я русский» Константин Бальмонт:

Я русский, я русый, я рыжий.Под солнцем рожден и возрос.Не ночью. Не веришь? Гляди же

В волну золотистых волос.

Я русский, я рыжий, я русый.От моря до моря ходил.Низал я янтарные бусы,

Я звенья ковал для кадил.

Я рыжий, я русый, я русский.Я знаю и мудрость и бред.Иду я – тропинкою узкой,

Приду – как широкий рассвет.

Константин Бальмонт

Все народы во все времена считали рыжих отмеченными особой печатью судьбы. Они и сегодня для нас странная, тревожащая загадка. Нонсенс. Какой то особый народ. Нередко мы им втайне завидуем, но всегда будем откровенны инстинктивно опасаемся. Исходящая от рыжих незримая волна скрытой агрессивности невольно заставляет держаться с ними настороже. И не зря эти ребята непредсказуемы.

Они могут быть сколь угодно приветливы, интеллектуальны и остроумны, но вы всегда чувствуете с трудом сдерживаемый, поистине ядерный темперамент. Они и сами считают себя особенными, чтобы не сказать избранными, не лишены высокомерия, а уж критику в свой адрес простят вряд ли!

«Я русский, я русый, я рыжий…»

Я рыжий… я русый… я русский

Во все времена отношение к людям с рыжими волосами было неоднозначно: их то возносили до обожествления, то видели в «огненной» шевелюре отблески колдовского пламени. Причем последнее – гораздо чаще.

Древние египтяне с уважением относились к рыжим, но обладателям такого цвета волос жилось от этого не легче: их приносили в жертву богу Амону Рa, чтобы обеспечить хороший урожай. Потому что рыжеволосые, по поверью жителей побережья Нила, олицетворяли золотистый дух зерна.

 Если заглянуть в историю, рыжие часто подвергались гонениям. Средневековая Европа называла всех таких женщин ведьмами. Их обвиняли в распутстве, злом колдовстве, вероломстве. Настороженно относились к рыжеволосым и другие народности.

Персы, обвиняли их во всех грехах земных: «… Борода у него рыжая – вот еще одно доказательство!». Китайцы были более снисходительны, поговаривая: «Бьют черную корову – пугают рыжую». В нашей стране относились с подозрением к людям с таким цветом волос.

Петр I не допускал рыжих к власти, запрещал им свидетельствовать в судах.

В те самые петровские времена и появилась пословица: «Бог шельму метит…». Кстати, в народе сложено не мало пословиц о рыжих, в основном не самых приятных.

«Рыжий да красный – человек опасный», «Рыжий да плешивый – люди спесивы», «Рыжему в святых не бывать», «С чёрным баню не топи, с рыжим дружбу не води», «Рыжего зырянина создал бог, рыжего татарина — черт». Зырянами называлось племя, которые поселились на северо-востоке России.

Может быть, потому настороженно и с опаской относились к рыжим людям на Руси, что первые рыжие – зыряне – были пришлыми, чужими.
Существует теория, что название «Русь» вышло не из русого, а из рыжего цвета волос.

В Восточной Европе викингов называли русами, потому что латинское «руссус» означало «один из рыжих». Дескать от викингов — Рюрика и его братьев, «пришедших с роды своими» и пошло название Русь.

Обратите внимание

Кстати, рыжим был Владимир Ульянов (Ленин). Александр Куприн, который в 1918 году побывал на приеме у вождя пролетариата, в феврале 1921 года, будучи уже в эмиграции, опубликовал в Париже свой очерк «Моментальная фотография». Ленин, пишет он, «маленького роста, широкоплеч и сухощав.

Ни отталкивающего, ни воинственного, ни глубокомысленного нет в наружности Ленина.

Есть скуластость и разрез глаз вверх… Купол черепа обширен и высок, но далеко не так преувеличенно, как это выходит в фотографических ракурсах… Остатки волос на висках, а также борода и усы до сих пор свидетельствуют, что в молодости он был отчаянно, огненно, красно-рыж».

До сих пор многие «поклонники» рыжих приводят Ленина в качестве подтверждения своей нелюбви к людям с таким цветом волос: дескать, был рыжий у власти и к чему это привело, сколько крови пролилось во время революции и Гражданской войны.

Доронина Татьяна, «Первый снег».

При этом нельзя не отметить, что рыжие частенько становились музами художников, особенно итальянцев. Были среди рыжеволосых и легендарные личности: Джордж Вашингтон был рыжим, а из современников самый известный рыжий американец — Билл Гэйтс.

Среди исторических личностей тоже много было рыжих, это Бисмарк, Галилео Галилей, легендарные монгольские полководцы – Чингизхан и Тамерлан, Фридрих Шиллер, маркиз де Сад, Кромвель, Винсент ван Гог, Роден, Антонио Вивальди, Марк Твен, Сара Бернар, Джон Дэвид Рокфеллер и многие другие.

 Поэтому не будем же скоропалительно судить людей с солнечными лучами в прическах: среди них, как и среди блондинов и брюнетов, хватало и своих гениев, и своих злодеев.

Елена Панкратова

Судьба таланта

Я рыжий… я русый… я русский

Е. К. Цветковская

Константин Бальмонт приветствовал и Октябрьскую революцию, однако события, последовавшие вслед за революцией, отпугнули его, и благодаря поддержке А.

 Луначарского, Бальмонт получил в июне 1920 года разрешение на временный выезд за границу — вместе с гражданской супругой Еленой Константиновной Цветковской и дочерью Миррой. Временный отъезд обернулся для поэта долгими годами эмиграции.

Но именно там, в эмиграции, Бальмонт почувствовал невозможность жить без России, без той первоначальной для него точки земли, которая его взрастила.

Именно тогда и начинает проступать завершающее звено сокровенного лирического метасюжета в поэзии Бальмонта, с которым связаны не какие-то отдельные стихотворения, а лирико-тематические узлы его поэтического творчества в целом. Память детства становится в творчестве Бальмонта синонимом любви к России.

О том, какую громадную роль сыграли в формировании личности поэта Гумнищи, Шуя и близкий к ним Иваново-Вознесенск, развёрнуто и подробно говорится в его автобиографическом романе «Под новым серпом», написанном в 1923 году.

В эмиграции Бальмонт опубликовал и несколько поэтических сборников: «Дар земле» (1921), «Марево» (1922), «Мое — ей» (1923), «Раздвинутые дали» (1929), «Северное сияние» (1931), «Голубая подкова» (1935), «Светослужение» (1936 – 1937):

«Где мой дом»

Важно

Я слушал дождь. Он перепевом звучным Стучал во тьме о крышу и балкон, И был всю ночь он духом неотлучным С моей душой, не уходившей в сон. Я вспоминал. Младенческие годы. Деревня, где родился я и рос. Мой старый сад. Речонки малой воды. В огнях цветов береговой откос. Я вспоминал. То первое свиданье. Березовая роща. Ночь.

Июнь. Она пришла. Но страсть была страданье. И страсть ушла, как отлетевший лунь. Я вспоминал. Мой праздник сердца новый. Еще, еще — улыбки губ и глаз. С светловолосой, с нежной, с чернобровой Волна любви и звездный пересказ. Я вспоминал невозвратимость счастья, К которому дороги больше нет.

А дождь стучал — и в музыке ненастья

Слагал на крыше мерный менуэт.

(«Ночной дождь»)

Марина Цветаева

О возвращении на родину Константину Дмитриевичу помышлять не приходилось — он даже боялся писать оставшимся в России Екатерине Алексеевне Бальмонт и дочери Нине, или Нике, как он ее называл, опасаясь внести в их жизнь ненужные осложнения.

В эмиграции, уделом поэта и его семьи стала бедность, почти нищета. Когда в мае 1937 года Бальмонт попал в автомобильную катастрофу, то в письме В. В. Обольянинову он в первую очередь посетовал, что испортил единственный костюм.

Обращаясь к эмигрантам-соотечественникам в «Слове о Бальмонте», Марина Цветаева восклицала: «Вечный грех будет на эмиграции, если она не сделает для единственного великого русского поэта, оказавшего за рубежом, — и безвозвратно оказавшегося, — если она не сделает для него всего, и больше, чем можно.

Если эмиграция считает себя представителем старого мира и прежней Великой России — то Бальмонт одно из лучших, что напоследок дал этот старый мир»:

Я русский, я русый, я рыжий. Под солнцем рожден и возрос. Не ночью. Не веришь? Гляди же В волну золотистых волос. Я русский, я рыжий, я русый. От моря до моря ходил. Низал я янтарные бусы, Я звенья ковал для кадил. Я рыжий, я русый, я русский. Я знаю и мудрость и бред. Иду я — тропинкою узкой,

Приду — как широкий рассвет.

(«Я русский»)

В эмиграции, Цветаева стала одним из немногочисленных друзей Бальмонта. Драматические испытания выявляли духовную родственность Марины Ивановны и Константина Дмитриевича, их душевное бескорыстие.

Совет

Бальмонт, вспоминая голодные и холодные дни 1920 года, писал о спасительной теплоте этой дружбы: «Я весело иду по Борисоглебскому переулку, ведущему к Поварской. Я иду к Марине Цветаевой. Мне всегда так радостно с ней быть, когда жизнь притиснет особенно немилосердно. Мы шутим, смеёмся, читаем друг другу стихи.

И, хоть мы совсем не влюблены друг в друга, вряд ли многие влюблённые бывают так нежны и внимательны при встречах». По свидетельству Анастасии Ивановны Цветаевой, уже при первом визите Константина Бальмонта, в 1913 году, в московский цветаевский дом в Трёхпрудном переулке Марина открыла в нём друга и рыцаря.

На своём сборнике «Марево», посланном Цветаевой в Прагу, Бальмонт сделал такую надпись: «Любимой сестре Марине Цветаевой с голосом певчей птицы. 1922, сентябрь. Бретань».

Здесь нельзя не упомянуть и о родовой причастности Марины Цветаевой к ивановской земле. В селе Талицы, на малой родине своего отца Ивана Владимировича Цветаева — создателя московского Музея изобразительных искусств имени А. С.

 Пушкина, Марине Цветаевой побывать не довелось, но она неоднократно подчеркивала: «…Оттуда — из села Талицы, близ города Шуи, наш цветаевский род…».

Насколько поэты в своей дружбе дорожили своей земляческой родственностью? Вспоминали ли о шуйской земле, на которой жили их деды и отцы? Наверное, вспоминали, хотя мемуарно-документальными свидетельствами мы почти не располагаем.

Разве что акцентное упоминание в цветаевском очерке «Герой труда» о Владимирской губернии, где родился Бальмонт и, что для нас более значимо, вскользь брошенное Цветаевой замечание в автобиографическом эссе «Чёрт»: «Бальмонт учил Священную историю по учебнику, принадлежавшему деду Марины Ивановны — [священнику], о. Владимиру».

Документально подтверждён тот факт, что в 1845 году, дед Марины Цветаевой — о. Василий отпевал в Воскресенском храме села Дроздова деда Бальмонта — Константина Ивановича. Не лишено оснований и предположение, что при отпевании о. Василия в Никольском храме села Николо-Талицы (1884 г.) были отцы поэтов — Дмитрий Константинович Бальмонт и Иван Владимирович Цветаев, знавший Дмитрия Константиновича.

В «Слове о Бальмонте» Марина Цветаева выразительно повествовала об одном удивительном качестве Константина Дмитриевича, характеризующего, пожалуй, суть его жизни; «У Бальмонта, кроме поэта в нём, нет ничего. Бальмонт: поэт: адекват.

Поэтому когда семейные его, на вопрос о нём, отвечают: Поэт — спит, или Поэт пошёл за папиросами — нет ничего смешного или высокопарного, ибо именно поэт спит, и сны, которые он видит — сны поэта, и именно поэт пошёл за папиросами…На Бальмонте — в каждом его жесте, шаге, слове — клеймо — печать — звезда — поэта»:

К. Бальмонт. 1938 г.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре. Я властелин.

Обратите внимание

Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою. Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою. Мою мечту страданья пробудили, Но я любим за то. Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, А если день погас, Я буду петь… Я буду петь о Солнце

В предсмертный час!

(«Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»)

Бальмонт на даче у И. Шлмелева

Надгробие на кладбище Нуази ле Гран

В тяжёлые для Константина Бальмонта 1930-е годы дружба с писателем Иваном Сергеевичем Шмелёвым оставалась для него главной опорой.

«Друг, если бы Вас не было, не было бы и самого светлого и ласкового чувства в моей жизни за последние 8 – 9 лет, не было бы самой верной и крепкой душевной поддержки и опоры, в часы, когда измученная душа готова была переломиться…» — писал Бальмонт 1 октября 1933 года.

Перед смертью, в ночь на 23 декабря 1942 года, поэт попросил почитать ему из книги Ивана Шмелева «Богомолье». Константин Бальмонт скончался от воспаления легких, в приюте «Русский дом» в местечке Нуази ле Гран под Парижем.

Его похоронили на местном католическом кладбище, под надгробной плитой из серого камня с надписью: «Constantin Balmont, poète russe» («Константин Бальмонт, русский поэт»). Елена Константиновна Цветковская умерла в 1943 году, спустя год после кончины Бальмонта. Мирра Константиновна Бальмонт — писала стихи и печаталась в 1920-е годы под псевдонимом Аглая Гамаюн. Она умерла в Нуази ле Гран в 1970 году.

Указатель на кладбище Нуази ле Гран

Читать

Я рыжий… я русый… я русский

© Абрашкин А. А., 2013

© ООО «Издательство «Алгоритм», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Я быть хочу сегодня богом,

Чтоб речь вести высоким слогом,

И говорить, как Ломоносов,

О древности великороссов.

Уж сколько раз нас хоронили

В надежде, что вконец добили,

Уж как злорадствовала гнусь,

Но нет! Стоит Святая Русь!

И нас так просто не сломаешь,

Обманешь – да, но не раздавишь.

И пусть на нас свалились беды,

Но мы познаем вкус победы!

Русские боги… Современные мифологи избегают употреблять это выражение.

Пользуясь тем, что академическая традиция записала русских в славян, они используют прилагательное «славянские» или, в лучшем случае, «восточнославянские».

В такой подмене присутствует известная доля лукавства. Так, бог Род известен только в России. Он, как ни крути, бог русского народа. Значит, русские боги – реальность…

Теперь о восточных славянах. К ним относят русских, белорусов и малороссов (украинцев). Все они в языческую эпоху проживали на территории Киевской Руси и именовались русами. Но тогда и богов, которым они поклонялись, следует называть русскими. Тот же Перун, которого князь Владимир «возвел» на божественный пьедестал, не польский или чешский, а русский бог.

Важно

На эту проблему можно (и нужно) взглянуть шире. Имя «русы» возникло у древних ариев, называвших так своих жрецов. Впоследствии оно перешло на тех, кто сохранял верность древнейшим арийским верованиям. Возводя своих предков к ариям, проживавшим, по крайней мере, уже в V–III тыс. до н. э.

на берегах Волги, мы не только удревняем русскую историю. Мы объявляем русских коренными жителями Русской равнины. И если славяне появились здесь только в V веке н. э., то предки русских жили здесь уже не одно и не два тысячелетия.

Прав был, безусловно, Михаил Васильевич Ломоносов, говоря о древности российского народа.

Не менее древними следует считать и русских богов. Василий Васильевич Розанов, разбирая лермонтовские строки

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит, —

признается: «Я преднамеренно написал «богу» с маленькой буквы, хотя печатается это слово в сочинениях Лермонтова с большой, ибо здесь, как уж вы там хотите, но, во всяком случае, говорится не о «Христе, распятом при Понтийском Пилате», т. е. не о твердо известном историческом Лице.

Чувствуете ли вы мою мысль? Я хочу сказать, что если сразу прочитать стихотворение Лермонтова и в упор спросить: говорится ли тут о Христе и если это стихотворение, так сказать, евангельское по духу, – то вы сразу ответите: «нет! нет!» И я скажу: «нет», и тут-то поймаю как вас, так и Лермонтова: о каком же тогда он «боге» говорит и с такою раздельною (заметьте!) чертою:

Жду ль чего, жалею ли о чем?

Бедный мальчик, потому что ведь он написал это юнкером, в каком-то странном смятении «ждет» еще «бога» и «жалеет» об оставляемом Боге. Древние наши предки связывали своих богов с небесным сводом и звездами, мерцавшими на нем.

«Надзвездные края» – это мир седой древности, это Космос древних мифов и мечта о золотом веке, когда люди были как боги.

Христианство с его «божественно-ангельскими» небесами пришло на смену старой мифологии, но ничего не умерло, переменились только эпитеты «злой», «добрый».

Прошли века, тысячелетия, а «ничего не умерло», и Лермонтов думает о таинственном боге Вселенной, которому «внемлет» Природа. Сегодня мы можем назвать его имя. Это русский бог Род – создатель Мира, а сотворенная им природа называется так, потому что пребывает «при Роде», под его неусыпной опекой.

Впрочем, разгадка имени бога-прародителя здесь не столь существенна. Важнее другое. Поэт ощущает в себе дух языческих времен, он ясно осознает, что целостность исторического восприятия мира и своего бытия в нем требует заглянуть в религиозные «омуты» языческой эпохи.

Там господствовали другие, неведомые ему боги, но это была содержательная, наполненная смыслом религия.

Совет

Поэт Даниил Андреев, развивая тему лермонтовских предчувствий, создал единый поэтический ансамбль из стихов и поэм, названный им «Русские боги».

Духовидец и мистик, он попытался предугадать небесный образ России (Святую Русь). Это и есть мир русских богов – та непостижимая реальность, которую бессознательно ощущает каждый русский человек.

И это не только мир православной теологии. В поэме «Ленинградский апокалипсис» поэт пишет:

Нет, не Творца Триипостасного

Я именую этим словом

Теперь, вот здесь, когда громовым

Раскатом град наш потрясен;

Тебя! Нас слышащего! страстного,

Живого Ангела Народа,

Творца страны – с минут восхода

И до конца ее времен.

Кто же этот «творец», охраняющий наш народ во время испытаний? По предчувствию Даниила Андреева, это не христианский триединый бог, это не бог, принесенный традицией с Ближнего Востока, это «Ангел Народа». Какого народа? Однозначно русского! И поэт поясняет свою позицию:

Небесный Кремль – мечта народа,

Итог и цель, сквозит вверху:

Лучом сквозь толщу небосвода

Он прикасается к стиху.

Он прикасался к душам зодчих,

Осуществлявших Кремль земной, —

Ко всем, искавшим правды Отчей

И мудрости земли родной.

В небесном Кремле Руси правит русский бог. Андреев называет его Яросветом – Яром, несущим свет. Яр или Ярила (современная транскрипция) – древнейший верховный бог русского народа. В какой-то момент его стали называть Родом, но это, как мы покажем, просто другое имя бога-прародителя, «правителя» Святой Руси.

Мир русских богов – существовавшая некогда реальность. Открытие его – восхождение к истине, глубинная правда русского человека. Этому открытию и посвящена настоящая книга.

Мы – русские, мы – не славяне,

Мы раньше встали, дольше шли,

Живя на море-океане,

Ко льдам водили корабли.

Всходила на арийском тесте

Идея всеединства в нас:

У нас любовь на первом месте,

А кулаки лишь про запас.

В нас дух имперского закала,

Наш путь – всемирная любовь,

И не за шкурные начала

Мы вечно проливаем кровь.

Мы – русские, мы – не славяне…

Рыжий, рыжий, конопатый… Чем отличается и почему обзываются?

Я рыжий… я русый… я русский

Рыжеволосых людей на планете совсем немного. По разным статистическим данным, они составляют от одного до трех процентов населения Земли.

Но их уникальная цветовая яркость всегда привлекала окружающих, что далеко не всегда имело хорошие последствия для рыжих. В Древнем Египте их приносили в жертву богу Солнца Амону-Ра.

Фольклор разных народов отразил опасение перед «рыжей личностью» в пословицах, поговорках и расхожих присловьях.

Кто не слышал хотя бы раз в жизни возглас: «А я что, рыжий, что ли?».

Обратите внимание

На Руси говорили: «Рыжий — бесстыжий; рыжий да красный — человек опасный; с чёрным в лес не ходи, с рыжим дружбы не води; рыжий да плешивый — люди спесивы; упрям, как рыжий зырянин».

Осетины заявляли: «Кто перепуган рыжей бабой, мимоходом рыжую корову купит». Персы утверждали: «Борода у него рыжая — вот еще одно доказательство». Из этого ряда выделяется разве что китайская пословица: «Бьют черную корову — пугают рыжую».

В средневековую эпоху, известную распространенной охотой на ведьм, рыжеволосую женщину легко могли обвинить в родстве с дьяволом.

Правда, в XIX веке отношение к людям, прежде всего, к женщинам с огненного цвета прической стало меняться, а в XX-м этот процесс начал нарастать с увеличивающейся скоростью и силой.

Оказывается, их надо беречь. Так, по крайней мере, заявляют исследователи, изучающие феномен рыжих.

Когда ученые установили, что возраст гена, отвечающего за эту уникальную окраску волосяного покрова человека, насчитывает от 50 до 100 тысяч лет, они довольно сильно удивились.

Затем лабораторным способом было доказано, что рыжеволосые люди более чувствительны к боли. Правда, тут же последовало частичное опровержение: будто бы женщины такого типа наоборот, менее восприимчивы к ней.

Ну, в этом пусть разбираются профессионалы.

По итогам ряда исследований высказано предположение, что рыжие более предрасположены к раку кожи по сравнению с брюнетами. Но при этом некоторые специалисты заявляют, что мужчины в медицинских клиниках поправляются быстрее всего в том случае, если за ними ухаживают рыжеволосые медсестры.

Важно

В конце прошлого века, точнее, в 1983 году калифорниец Стивен Дуглас основал Международный союз рыжих.

Рупор этой организации, журнал The Redhaired пропагандирует значительный вклад в развитие цивилизации рыжеволосых персон, в частности, описывая жизнедеятельность норвежского викинга Эрика Рыжего, императора Нерона, Галилео Галилея, Христофора Колумба, Фридриха Барбароссы, Кромвеля, Вильгельма Завоевателя, Антонио Вивальди, Леонардо да Винчи, Винсента Ван Гога, Фридриха Шиллера, Сары Бернар, Джорджа Вашингтона и многих других.

Распределяются по миру рыжие земляне весьма неравномерно. Есть регионы с их большей представительностью и наоборот — вплоть до полного отсутствия. Считается, например, что больше всего их в Ирландии и Шотландии (до 11% от общей численности населения), в Скандинавии — до 5%, тогда как в Южной Европе — менее 1%. В США, говорят, проживает более 12 млн. рыжих.

В России самым «урожайным» местом в этом смысле называют Удмуртскую республику (которая вообще-то претендует на мировое первенство в этом вопросе).

Там в последние годы зародилась традиция проведения «Рыжих фестивалей». В ходе праздника выбираются самые рыжие семьи, самые рыжие бороды, самые рыжие красавицы и дети.

А еще бойко продаются рыжие парики и средства для окраски волос соответствующих тонов.

Кроме того, в Удмуртии организован VIP-клуб влиятельных персон, имеющих шевелюру солнечного цвета, а ученые республики усиленно исследуют причины высокого индекса «рыжести» в регионе.

Некоторые из них считают, что нынешние удмурты являются потомками загадочного народа будинов, которых еще Геродот описывал как кочевое племя людей с голубыми глазами и рыжими волосами, проживающее в междуречье Волги и Камы.

Совет

Высказываются даже предположения о том, что ижевская земля является родиной всех рыжих, включая кельтов.

Правда, у сторонников этой точки зрения есть оппоненты, которые задают вопрос: «А почему не половцы — прародители? Они ведь тоже были рыжеволосым племенем».

Как знать, как знать… Даже если это важно для науки, все равно самое главное — видеть в человеке человека, а не относиться к нему по принципу схожести или различия внешних данных.