Хх век— эпоха революций

Содержание

Хх век — эпоха революций

Хх век— эпоха революций

Отмечая столетие революции 1917 года, мы часто забываем, что же ещё такое революционное происходило в ХХ веке. Насколько изменилось мировоззрение людей и благодаря каким событиям это произошло.

Важным является тот факт, что коренное изменение будет только при том условии, если изменятся все стороны общественной жизни: начиная от искусства, заканчивая политической жизнью. Про политическую жизнь нам известно много еще со школьной скамьи.

История развития рсфср кратко

Но школьный курс включает узко направленные знания, не расширяя границы тех событий, которые тоже имели место быть и внесли огромный вклад в нашу современную жизнь.

Революция в сфере моды

20-30-е годы в модной индустрии ознаменовались как «эпоха эмансипации». Женщины прекратили быть существами с другой планеты, а стали достаточно земными. Им не чужды были мужские костюмы и лёгкие черты вульгарности в нарядах. Всем своим видом представительницы «слабого пола» опровергали это утверждение. Иконой стиля считалась женщина в брюках — Марлен Дитрих.

Марлен Дитрих

Многие из нас даже не подозревают, что повседневные вещи, которые так удобно носить и которые стали неотъемлемой частью нашего гардероба, появились всего лишь в прошлом столетии.

Например, всеми любимые футболки были созданы в 40-х годах в США и изначально использовались для одежды солдат.

Но с выходом в прокат фильма «Трамвай Желание» с Марлон Брандо в главной роли, где публике были показаны футболки уже не в качестве армейской формы, их популярность возросла.

Кадр из фильма Трамвай «Желание», Марлон Брандо

Конечно 30-40-е годы были осложнены периодом войн, что влияло, естественно, и на моду. Нехватка ткани и отсутствие банального интереса вывели на передний план простоту и комфорт.

Нарядам была свойственна сдержанность, а натуральные ткани стали всё меньше использоваться в гражданских целях.
Однако в 40-50-е годы ситуация начала возвращаться в привычное русло. Ключевой личностью эпохи стал Кристиан Диор, который ввёл в моду зауженную талию и шпильки — девушки обретали свойственную им женственность.

Обратите внимание

Нельзя не вспомнить и других выдающихся революционеров моды — Коко Шанель, Пьер Карден, Ив Сен-Лоран.

Кристиан Диор с моделями во время показа. Париж, 1950 год

Новый виток в модной индустрии произошёл в 60-е годы.

 По мнению авторитетных историков моды, этот период как раз можно приравнять к революции в прямом её значении — дизайнеры начали черпать вдохновение из уличной культуры, так и появилось понятие «молодёжная мода».

Модницы начали носить мини (первыми это начали делать англичанки), а Пьер Карден дополнил их умопомрачительный образ высокими сапогами. Помимо длины нарядов изменилась и ткань. Популярность получили синтетические ткани, которые были более практичными и дешёвыми.

Первые мини юбки от британского дизайнера и модельера одежды Мэри Куант

В 70-х было такое изобилие стилей, что трудно выделить единый для данный эпохи — как хочешь, так и сочетай.

Это всё было обусловлено разнообразием субкультур, которые придавали отличительные черты и предметам гардероба. Но брюки-клёш — один из самых популярных предметов гардероба, который носили почти все.

Брюки-клеш, 1970-е гг.

80-е годы — эпоха «чересчур», когда в нарядах приветствовали такие черты, как оригинальность и яркие цвета. Огромный вклад в развитие моды эпохи 80-х внесла основательница стиля панк Вивьен Вествуд.

Вивьен Вествуд и менеджер группы Sex Pistols Малькольм МакЛарен (1977 г.)

В модной революции выделяется много этапов но каждый привнёс что-то настолько новое и революционное, что, исключив один элемент, рушится вся система.

Революция в сфере искусства

Мода и искусство — взаимосвязанные сферы и одна без другой уже не могут функционировать на полную мощь. Хотя роль некого лидера всё равно просматривается (каждый определяет это сам для себя).

Но в искусстве трудно выделить периоды, как в моде, так как новые течения появлялись в разных странах в разное время, поэтому выделим стили, которые перевернули привычное мировоззрение и открыли мир новых образов.

Всё вместе это можно условно разделить на модернизм и пост-модернизм, но это обобщающие названия, которые включают в себя различные «измы».

Модернизм

Кубизм — направление в живописи, зародившееся во Франции, основным идеологом и первооткрывателем стал всем известный Пабло Пикассо. Рефлексия основывалась на деформации предметов и разложении их на геометрические плоскости. Можно представить, насколько серьёзным было это изменение для людей, привыкших видеть приятные глазу пейзажи, где не надо ничего угадывать.

Пабло Пикассо «Герника»

Абстракционизм — продолжение революции форм.

 Василий Кандинскийявляется вождём этой революции, так как он создал свой собственный абстрактный стиль, где не было и намёков на признаки предметности.

Это действительно революция в искусстве, но абстракционисты, отрицая реализм, всё-таки оставались в рамках мира искусства. Более того, данная революция считается закономерной и была предсказана ещё Платоном.

Василий Кандинский. «Композиция VI» (1913г.)

Футуризм — течение, которое вовлекло в себя не только художников, но и писателей, которые хотели делать искусство будущего. Если это революция (а так оно и есть), то всё творчество направлено на разрушение имеющихся стереотипов с целью созидания нового.

В России футуризм неразрывно связан с такими громкими именами, как Маяковский, Пастернак и Хлебников.
Пуризм — революция революций именно потому, что художники этого направления отрицали даже то, что делают им современные революционеры. Пуристы ратовали за чистоту форм, и само название происходит от английского «pure»— чистый.

Ярким представителем является Амеде Озанфан.

«Voilier» (Яхта) 1963 Амеде Озанфан

И, конечно, нельзя не выделить такое течение, как супрематизм, основоположником которого был Казимир Малевич.

По мнению художника, супрематизм — это высшая точка развития искусства, его освобождение от всего нехудожественного, искусство в его изначальном понимании, без прикрас.

Первобытные рисунки проявляли как раз ту чистоту, к которой должны стремиться художники, но она была утрачена с развитием живописи и человечества в целом. Можно сказать, что это обращение к истокам, но ни в коем случае не деградация!

Про революции 20 века

Хх век— эпоха революций

Краткое содержание статьи:

Тема революции и насильственной смены власти всегда щекочет нервы как протестующим, так и политикам. Но, обращая своё внимание на некоторые исторические факты, можно прийти к выводу, что никто ещё не стал жить лучше после какой-либо революции. Во всяком случае, прошлое столетие полно примеров, говорящих именно об этом.

События 1905-1907 годов

Говоря о России, мало кто вспоминает события 1905-1907 годов. Для массового сознания всё началось лишь в 1917 году, до этого – «тишь да благодать».

Но неспокойно было ещё лет за 10 до основных событий:

  • В течение двух указанных лет было убито около 9 тысяч человек;
  • На 1905 год пришёлся пик забастовок и вооружённых восстаний в крупных городах России;
  • Количество убитых высших чиновников за этот промежуток времени измеряется десятками;
  • Имели место расстрелы мирных демонстраций;
  • Даже создание Государственной Думы не смогло усмирить пыл протестующих рабочих.

Да, причины всё те же – низкий уровень зарплат, ненормированный рабочий день и отсутствие какой-либо защищённости.

Имелись проблемы и у крестьянства, в виде неспособности приобрести земельные наделы и работать на своих участках. Всё это привело к многотысячным жертвам и волнениям на территории всей страны. Но, как несложно понять – монархия выстояла, пусть и пойдя на определённые уступки. Держаться ей оставалось ещё десять лет.

Немногого об октябре 1917

В 1917 году прошло две революции, но куда большее значение для будущего России и всего мира несла Октябрьская революция:

  1. Привела к свержению Временного правительства;
  2. Стала толчком к началу кровавой Гражданской войны;
  3. Стала отправной точкой перехода от капиталистического строя к социалистическому;
  4. Установила на долгие десятилетия власть большевиков на всей территории страны;
  5. Стала первым примером победы коммунистического режима и его прихода к власти в развитой стране.

Само свержение царя было воспринято относительно прохладно – никто не объявлял войны, никто не предпринимал активных действий для возвращения монаршей персоны на престол.

Большинство вчерашних подданных и сегодняшних граждан согласились с фактом создания Временного правительства и ждали от него каких-то перемен к лучшему.

Принятия необходимых для развития страны решений и стабилизации ситуации.

А ещё всё это на фоне участия в Первой Мировой Войне происходило, так что надо было что-то с солдатами решать. Именно этого и не хватило просуществовавшей менее года власти – удачных решений.

Важно

Как результат – вооружённое восстание и свержение, арест представителей Временного правительства и перевёрнутая очередная страница российской истории.

Только вот дальше была Гражданская война, многомиллионные жертвы и разруха военных лет.

Ноябрьская революция в Германии

В ноябре 1918 в Германии начался процесс, впоследствии названный Ноябрьской революцией. И, несмотря на полную победу протестующих и свержение монархии, данным событиям стоит уделить особое внимание.

Поводов для недовольства было более чем достаточно:

  • Поражение в войне;
  • Катастрофические людские и экономические потери;
  • Попытки правительства отправить флот на самоубийственные операции;
  • Социальная напряжённость в обществе;
  • Утрата доверия к собственному правительству;
  • Осознание бессмысленности всех принесённых жертв.

Власти, кстати, осознавая плачевность своего положения, предпочли самоустраниться. Почему всё растянулось на целый год? Ну, среди победивших были определённые противоречия и разные взгляды на дальнейшее будущее Германии.

Можно выделить две фазы, если рассматривать события, происходящие в течение нестабильного года:

  1. Первая сводилась к свержению монархии, установлению демократического режима и либерализации власти. Её конец, условно, приходится на январь 1919 года.
  2. Вторая – советизация режима и переход к социалистическому строю.

Да, за права рабочих и власть пролетариата выступали не только у нас. К сожалению, коммунисты у власти продержались лишь считанные месяцы, несмотря на наличие поддержки со стороны населения. Победили демократические силы, которые и правили Германией вплоть до событий 30-х годов.

Революция в Египте 1919 года

Не все события тех годов носили исключительно кровавый оттенок. Имели место и вполне себе мирные революции, но даже их таковыми можно назвать лишь с сильными допущениями. Победа или поражение в Первой Мировой – не столь важно, в любом случае это повод для революции.

Так произошло и в Египте, когда после подписания мирного договора эта страна потребовала для себя отмену протектората Великобритании и полную независимость. Пойти на подобные уступки корона не могла и вместо выполнения требований просто выслала национального лидера и его сторонников из страны. Не самое разумное решение, учитывая последствия.

Против оккупации выступали все слои населения. Начиная с юристов и студентов в крупных городах, заканчивая крестьянами в самых «глухих» провинциях.

Религиозный и половой вопрос также не разделили демонстрантов – в протестах выступали женщины и мужчины, христиане и мусульмане. Как итог – в 1922 году Британия сдалась и признала независимость Египта. Правда, современные оценки говорят, что в результате события тех лет таки погибло порядка 800 египтян. Такие уж «мирные» революции.

«Революция гвоздик» в Португалии

Когда речь идёт о переворотах, не обязательно ссылаться на первую половину XX века. В Португалии «социалистическая революция» чуть было не произошла в 1973 году. Правда, предпосылки и история там совсем другая.

Местные вооружённые силы не были удовлетворены своим положением, что привело к созданию тайной организации «Движение капитанов» и дальнейшему государственному перевороту.

Первоначальные цели были просты – свергнуть премьер-министра и улучшить собственное положение.

Совет

Но аппетит приходит во время еды и всё вылилось к 2-летнему нахождению у власти, появлению социалистической направленности, расколу во всех структурах и самоликвидации.

В истории данные события остались под названием «Революцией гвоздик», но существенного влияния на дальнейшую политическую жизнь страны не оказали. С другой стороны, и без массовых жертв обошлись.

Революции не возникают по мановению ока или чьему-то желанию. Социальная напряжённость и несправедливость способствует многолетнему «созреванию» процесса, который готов взорваться в любой момент.

Видео: что если произойдет революция – возможные последствия

В данном ролике историк Илья Харитонов расскажет о наиболее вероятных исходах событий, если революция произойдет в ближайшее время:

Литература Рубежа XIX -XX вв. ХХ век – эпоха мировых войн, революций, изменения соотношения сил на мировой арене. ХХ век – эпоха мировых войн, революций, — презентация

Хх век— эпоха революций

1 Литература Рубежа XIX -XX вв. ХХ век – эпоха мировых войн, революций, изменения соотношения сил на мировой арене. ХХ век – эпоха мировых войн, революций, изменения соотношения сил на мировой арене. Связь литературного процесса с происходящими в мире событиями. Связь литературного процесса с происходящими в мире событиями. Реализм на рубеже XIX –XX веков. Реализм на рубеже XIX –XX веков. Социально-психологическая линия реализма: Мопассан, Мередит, Гарди, Джеймс, Драйзер. Социально-психологическая линия реализма: Мопассан, Мередит, Гарди, Джеймс, Драйзер.

2 Ги де Мопассан ( ) Великий французский писатель, глава реалистического направления в литературе конца XIX в. Великий французский писатель, глава реалистического направления в литературе конца XIX в. Своими учителями Мопассан считал Г.Флобера, И.С.Тургенева, Э.Золя. Своими учителями Мопассан считал Г.Флобера, И.С.Тургенева, Э.Золя е гг. новелла – ведущий реалистический жанр е гг. новелла – ведущий реалистический жанр. Первый выдающийся литературный успех – новелла «Пышка» (1880). Первый выдающийся литературный успех – новелла «Пышка» (1880). Сборники новелл «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (!883) и др. Сборники новелл «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (!883) и др. Лежащий в основе новеллы единичный факт приобретает особое, обобщенное значение. Лежащий в основе новеллы единичный факт приобретает особое, обобщенное значение. Значительны достижения в создании реалистических романов. «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885) и др. Значительны достижения в создании реалистических романов. «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885) и др.

3 Джордж Мередит ( ) Романист, поэт, журналист. Продолжение сатирических традиций классиков реализма, развитие принципов сатирического отражения действительности. Романист, поэт, журналист. Продолжение сатирических традиций классиков реализма, развитие принципов сатирического отражения действительности. Характерная особенность – психологизм, стремление к драматизации прозы, метафоричность, переходящая в символику. Тип интеллектуального романа. Характерная особенность – психологизм, стремление к драматизации прозы, метафоричность, переходящая в символику. Тип интеллектуального романа. Три периода творчества. Три периода творчества. I – первые 6 романов: «Испытание Ричарда Февереля» (1859), «Виттория» (1866). I – первые 6 романов: «Испытание Ричарда Февереля» (1859), «Виттория» (1866). II – лучшие романы писателя «Карьера Бьючема» (1875), «Эгоист» (1879). II – лучшие романы писателя «Карьера Бьючема» (1875), «Эгоист» (1879). III — 4 последних романа – «Один из наших завоевателей» (1891) и др. III — 4 последних романа – «Один из наших завоевателей» (1891) и др.

4 Томас Гарди ( ) Романист, новеллист, поэт. Непримиримый критик капиталистической действительности. Романист, новеллист, поэт. Непримиримый критик капиталистической действительности. Драматизм творчества, внимание к народной культуре сельской Англии. Драматизм творчества, внимание к народной культуре сельской Англии. Изображение трагических конфликтов эпохи, разрушение английской деревни под напором крупного капитала. Изображение трагических конфликтов эпохи, разрушение английской деревни под напором крупного капитала. Первый период творчества ( –е гг.). Романы «Тэсс из рода д Эрбервиллей» (1891) и «Джуд Незаметный» (1895) – лучшие произведения английского критического реализма конца XIX в. Первый период творчества ( –е гг.). Романы «Тэсс из рода д Эрбервиллей» (1891) и «Джуд Незаметный» (1895) – лучшие произведения английского критического реализма конца XIX в.

5 Социально-философская линия реализма Анатоль Франс ( ) – великий французский писатель, один из наиболее значительных представителей критического реализма рубежа веков. Анатоль Франс ( ) – великий французский писатель, один из наиболее значительных представителей критического реализма рубежа веков. В романах «Преступление Сильвестра Боннара» (1881), «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) в форме скептической иронии проявляется неприятие буржуазной действительности. В романах «Преступление Сильвестра Боннара» (1881), «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) в форме скептической иронии проявляется неприятие буржуазной действительности. Жанр философского романа. Жанр философского романа. Борьба идей, а не характеров, скептико-философский тон повествования, вспомогательное значение сюжета определяют своеобразие жанра. Борьба идей, а не характеров, скептико-философский тон повествования, вспомогательное значение сюжета определяют своеобразие жанра.

6 Западноевропейская «новая драма». Рубеж XIX-XX вв. в истории западноевропейской литературы — мощный подъем драматического искусства. Рубеж XIX-XX вв. в истории западноевропейской литературы — мощный подъем драматического искусства. Возникновение «новой драмы» в атмосфере культа науки. Влияние на новую драму различных идейно- стилевых течений и литературных школ от натурализма до символизма. Возникновение «новой драмы» в атмосфере культа науки. Влияние на новую драму различных идейно- стилевых течений и литературных школ от натурализма до символизма. Привлечение новой драмой внимания к наиболее жгучим и животрепещущим проблемам. Привлечение новой драмой внимания к наиболее жгучим и животрепещущим проблемам. Роль новатора и первопроходца новой драмы — норвежского писателя Генрика Ибсена. Роль новатора и первопроходца новой драмы — норвежского писателя Генрика Ибсена. У истоков новой драмы стояли Бьернсон, Стринберг, Золя, Гауптман, Шоу, Гамсун, Метерлинк и др. У истоков новой драмы стояли Бьернсон, Стринберг, Золя, Гауптман, Шоу, Гамсун, Метерлинк и др.

7 Генрих Ибсен ( ) Норвежскому писателю Ибсену принадлежит роль новатора и первопроходца в истории западноевропейской «новой драмы». Норвежскому писателю Ибсену принадлежит роль новатора и первопроходца в истории западноевропейской «новой драмы». В 1860-е гг. Ибсен начинает как романтик. В 1860-е гг. Ибсен начинает как романтик. В 1849 г. он написал свою первую романтическую драму «Катилина». В 1849 г. он написал свою первую романтическую драму «Катилина». Вершина романтического творчества – философско-символические драмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867). Вершина романтического творчества – философско-символические драмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867). Философские проблемы назначения и морального долга человека. Философские проблемы назначения и морального долга человека.
Обратите внимание

8 В е гг. главные художественные достижения Ибсена в области реалистической драматургии. В е гг. главные художественные достижения Ибсена в области реалистической драматургии. «Столпы общества» (1877) – социальная драма с беспощадной критикой духовного состояния норвежского общества. «Столпы общества» (1877) – социальная драма с беспощадной критикой духовного состояния норвежского общества г. – психологическая драма «Кукольный дом». Успех пьесы в Европе г. – психологическая драма «Кукольный дом». Успех пьесы в Европе. Лучшие пьесы «Привидения» (1881), «Гедда Габлер» (1890). Лучшие пьесы «Привидения» (1881), «Гедда Габлер» (1890). В 1890-е символика в его пьесах сближает Ибсена с символистами и неоромантиками конца века. В 1890-е символика в его пьесах сближает Ибсена с символистами и неоромантиками конца века.

9 Английская литература начала XX века. Творчество Герберта Уэллса, Бернарда Шоу, Джона Голсуорси. Творчество Герберта Уэллса, Бернарда Шоу, Джона Голсуорси. Развитие и обогащение реалистических традиций. Развитие и обогащение реалистических традиций. Английские писатели о значении русской литературы, о благотворном русском влиянии Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова на развитие современной европейской и английской литературы. Английские писатели о значении русской литературы, о благотворном русском влиянии Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова на развитие современной европейской и английской литературы.

10 Бернард Шоу ( ) Начало творческого пути Шоу-драматурга в 1890-е гг. Начало творческого пути Шоу-драматурга в 1890-е гг. Постановка первой драмы Шоу «Дома вдовца» (1892) в Независимом театре – начало «новой драмы» В Англии. Постановка первой драмы Шоу «Дома вдовца» (1892) в Независимом театре – начало «новой драмы» В Англии. Цикл «Неприятных пьес»: «Дома вдовца», «Волокита» (1893), «Профессия миссис Уоррен» ( ). Цикл «Неприятных пьес»: «Дома вдовца», «Волокита» (1893), «Профессия миссис Уоррен» ( ). Цикл «Пьесы приятные»: «Оружие и человек», «Кандида» (1894), «Избранник судьбы» (1895), «Поживем-увидим» ( ). Цикл «Пьесы приятные»: «Оружие и человек», «Кандида» (1894), «Избранник судьбы» (1895), «Поживем-увидим» ( ).

11 «Пьесы для пуритан» — «Ученик дьявола» ( ), «Цезарь и Клеопатра» (1898). «Пьесы для пуритан» — «Ученик дьявола» ( ), «Цезарь и Клеопатра» (1898). Ранний этап творчества Шоу – «изображение жизни в формах самой жизни» Ранний этап творчества Шоу – «изображение жизни в формах самой жизни» Интеллектуальная драма Шоу – обобщенно- условные художественные формы. Интеллектуальная драма Шоу – обобщенно- условные художественные формы. Разнообразие форм драматического искусства – от социально-критических и социально- философских пьес до фарсов и «политических экстраваганций» (забавно-фантастические пьесы). Разнообразие форм драматического искусства – от социально-критических и социально- философских пьес до фарсов и «политических экстраваганций» (забавно-фантастические пьесы). Самая популярная пьеса Шоу – комедия «Пигмалион» (1912). Самая популярная пьеса Шоу – комедия «Пигмалион» (1912).

12 Сатирико-юмористическая линия реализма Г.Манн, Марк Твен, О.Генри. Г.Манн, Марк Твен, О.Генри. Генрих Манн ( ) – создатель немецкого социального сатирического романа о современности. Генрих Манн ( ) – создатель немецкого социального сатирического романа о современности. Его наиболее значительные реалистические произведения «Учитель Унрат» (1904) и «Верноподданный» (1914). Его наиболее значительные реалистические произведения «Учитель Унрат» (1904) и «Верноподданный» (1914).

13 Шведская литература Как и в других скандинавских странах, е гг. в Швеции были периодом наивысшего расцвета реалистической литературы, опиравшейся на традиции Г.Ибсена, Г.Брандеса. Как и в других скандинавских странах, е гг. в Швеции были периодом наивысшего расцвета реалистической литературы, опиравшейся на традиции Г.Ибсена, Г.Брандеса. Во главе реалистов в это время стоял А.Стринберг. Во главе реалистов в это время стоял А.Стринберг. Неоднородность шведского реализма. Неоднородность шведского реализма. Влияние натурализма, импрессионизма и символизма. Влияние натурализма, импрессионизма и символизма. Дань этим явлениям конца века отдал и Стринберг. Дань этим явлениям конца века отдал и Стринберг.

14 Август Стринберг ( ) Смелый теоретик и экспериментатор. Смелый теоретик и экспериментатор. «Оставаясь вне школ и течений, возвышаясь над ними, Стринберг всех их вобрал в себя. Натуралист и столько же неоромантик, он предвосхищает экспрессионизм… и вместе с тем является первым сюрреалистом…» Т.Манн. «Оставаясь вне школ и течений, возвышаясь над ними, Стринберг всех их вобрал в себя. Натуралист и столько же неоромантик, он предвосхищает экспрессионизм… и вместе с тем является первым сюрреалистом…» Т.Манн. Наиболее примечательна в его творчестве драматургия. Социально-критические драмы «Отец» (1887), «Фрекен Жюли» (1888). Наиболее примечательна в его творчестве драматургия. Социально-критические драмы «Отец» (1887), «Фрекен Жюли» (1888). Манифест «натуралистической» «новой драмы» Стринберга – «Предисловие к «Фрекен Жюли». Манифест «натуралистической» «новой драмы» Стринберга – «Предисловие к «Фрекен Жюли».

15 Герхард Гауптман ( ) Позитивистская концепция действительности в пьесах к х – н х гг. Позитивистская концепция действительности в пьесах к х – н х гг. Вторая половина 1890-х гг. – создание реалистических пьес на современную тему и драм- сказок, проникнутых неоромантическими и символистскими исканиями. Вторая половина 1890-х гг. – создание реалистических пьес на современную тему и драм- сказок, проникнутых неоромантическими и символистскими исканиями. Широкое признание пьесы «Перед заходом солнца» (1889) – первой современной проблемной Широкое признание пьесы «Перед заходом солнца» (1889) – первой современной проблемной драмы в Германии. драмы в Германии. «Мое литературное творчество корнями своими уходит к Толстому» (Гауптман). «Мое литературное творчество корнями своими уходит к Толстому» (Гауптман).
Важно

16 Символизм Символизм во французской литературе рубежа XIX-XXвв. Символизм во французской литературе рубежа XIX-XXвв. В основе его эстетики идеалистическая концепция двоемирия, согласно которой весь окружающий мир – лишь тень, «символ» мира идей, постижение которого возможно лишь через интуицию, через «суггестивный образ», а не с помощью разума. В основе его эстетики идеалистическая концепция двоемирия, согласно которой весь окружающий мир – лишь тень, «символ» мира идей, постижение которого возможно лишь через интуицию, через «суггестивный образ», а не с помощью разума. Верлен, Рембо, Малларме, Метерлинк Верлен, Рембо, Малларме, Метерлинк

17 Символизм. Неоромантизм. Эстетизм. Морис Метерлинк ( ) Морис Метерлинк ( ) «Принцесса Мален» — первое значительное достижение символического театра Метерлинка. «Принцесса Мален» — первое значительное достижение символического театра Метерлинка. Лауреат Нобелевской премии (1911). Лауреат Нобелевской премии (1911). Неоромантизм. Неоромантизм. Роберт Луис Стивенсон. «Ночлег Франсуа Вийона, «Верасковый мед». Роберт Луис Стивенсон. «Ночлег Франсуа Вийона, «Верасковый мед». Эстетизм О.Уайльда. Эстетизм О.Уайльда.

18 Герберт Уэллс Социально-научная фантастика Герберта Уэллса. Социально-научная фантастика Герберта Уэллса. Проблема научно-технического прогресса в его творчестве: вера в возможности человеческого разума, тема совершаемых научных открытий и их последствий для судеб человечества. Проблема научно-технического прогресса в его творчестве: вера в возможности человеческого разума, тема совершаемых научных открытий и их последствий для судеб человечества. Картина общества будущего в романе Машина времени. Картина общества будущего в романе Машина времени. Борьба миров, Первые люди на Луне, Человек- невидимка – изображение космических войн, межпланетных полетов, драматизма судьбы ученого. Борьба миров, Первые люди на Луне, Человек- невидимка – изображение космических войн, межпланетных полетов, драматизма судьбы ученого.

Причины и результаты революций в Российской империи начала XX века

Хх век— эпоха революций

ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907гг.

Причины:

1) Обострение политической обстановки в стране из-за упорного нежелания правящих кругов во главе с НиколаемII проводить назревшие реформы

2) Нерешенность аграрного вопроса- малоземелье крестьян, выкупные платежи и т. д.

3) Нерешенность рабочего вопроса – отсутствие социальной защищенности рабочих при крайне высоком уровне эксплуатации

4) Нерешенность национального вопроса – ущемление прав национальных меньшинств, особенно евреев и поляков.

5) Падение морального авторитета правительства и особенно НиколаяII из-за позорного поражения в русско-японской войне.

Толчком к началу массовых выступлений под политическими лозунгами стало «Кровавое воскресенье» — расстрел императорскими войсками в Санкт-Петербурге мирной демонстрации рабочих во главе со священником Георгием Гапоном 9 (22) января 1905. В этот период стачечное движение приняло особенно широкий размах, в армии и на флоте произошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии.

Итоги:

1. Главный итог – изменение формы правления России. Она стала конституционной (ограниченной) монархией дуалистического типа: Манифест 17 октября отменен не был, государственная дума с законодательными функциями продолжала действовать.

2. Правительство было вынуждено приступить к проведению аграрной реформы и отменить выкупные платежи.

Совет

3. Несколько улучшилось положение рабочих (повышение заработной платы, сокращение рабочего дня до 9-10 часов, введение пособий по болезни, но не на всех предприятиях).

Вывод: в целом революция носила незавершенный характер. Стоявшие перед страной проблемы она решила только наполовину.

РОССИЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917г.

Причины:

  • Противоречия, присущие буржуазному обществу, — антагонизм между трудом и капиталом. Российская буржуазия, молодая и неопытная, не сумела увидеть опасность грядущих классовых трений и своевременно не приняла достаточных мер к тому, чтобы по возможности снизить накал классовой борьбы.
  • Конфликты в деревне, которые развивались еще острее. Крестьяне, веками мечтавшие отобрать землю у помещиков и прогнать их самих, не были удовлетворены ни реформой 1861 г., ни Столыпинской реформой. Они откровенно жаждали получить всю землю и избавиться от давних эксплуататоров. Кроме того, с самого начала ХХ века в деревне обострилось новое противоречие, связанное с дифференциацией самого крестьянства. Это расслоение усилилось после Столыпинской реформы, пытавшейся создать новый класс собственников в деревне за счет передела крестьянских земель, связанного с разрушением общины. Теперь у широких крестьянских масс кроме помещика появился и новый враг — кулак, еще более ненавистный, поскольку он был выходцем из своей Среды.
  • Национальные коллизии. Национальное движение, не слишком сильное в период 1905-1907 гг., обострилось после Февраля и постепенно нарастало к осени 1917 г.
  • Мировая война. Первый шовинистический угар, охвативший известные слои общества в начале войны, скоро рассеялся, и к 1917 г. подавляющая масса населения, страдавшая от разносторонних тягот войны, жаждала быстрейшего заключения мира. В первую очередь это касалось, конечно, солдат. Деревня, тоже устала от бесконечных жертв. Только верхушка буржуазии, наживавшая бешеные капиталы на военных поставках, ратовала за продолжение войны до победного конца. Но война имела и другие последствия. Прежде всего, она вооружила многомиллионные массы рабочих и крестьян, научила их обращаться с оружием и способствовала преодолению естественного барьера, запрещающего человеку убивать других людей.
  • Слабость Временного правительства и всего государственного аппарата, созданного им. Если сразу после Февраля Временное правительство обладало каким-то авторитетом, то чем дальше, тем более оно его теряло, будучи неспособным решить насущные проблемы жизни общества, прежде всего, вопросы о мире, хлебе, и земле. Одновременно с падением авторитета Временного правительства росло влияние и значение Советов, обещавших дать народу все то, чего он жаждал.

В результате февральской революции произошло свержение монархии, фактическое установление республики, провозглашении демократических прав и свобод, введение всеобщего избирательного права.

В результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики — Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами.

Участие России в Первой Мировой войне.

Причины Первой мировой войны

Первая мировая война выросла из противоречий двух групп держав, соперничавших в борьбе за экономический раздел мира. Хотя предпосылки и лежали в экономической сфере, расхождения между странами вылились в политическое противостояние.

Возникший конфликт можно было уладить и мирным путем, но Австро-Венгрия полагала, что настал удобный момент, чтобы расправиться с национально-освободительным движением, базировавшимся в Сербии.

Германия, искавшая наиболее выгодные экономические зоны, поделенные между другими державами, считала, что она лучше готова к войне, чем ее соперницы Франция, Англия и их союзница Россия.

Ход войны

Поводом к мировой войне стало убийство в г. Сараево (Сербия) австрийского престолонаследника эрцгерцога Франца Фердинанда и его супруги, совершенное 15 (28) июня 1914 г . сербским студентом Г. Принципом. 10 (23) июля 1914 г .

Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, а 14 (27) июля 1914 г . ей объявила войну. 17 (30) июля 1914 г . в России была объявлена всеобщая мобилизация, но не дожидаясь ответа, в ночь с 31 июля на 1 августа Германия предъявила ультиматум России об отмене мобилизации.

Обратите внимание

1 августа 1914 г . Германия объявила войну России. 2-3 августа Франция и Англия заявили о своей поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции, 6 августа войну России объявила Австро-Венгрия. Осенью 1914 г . к Тройственному союзу присоединилась Турция.

А в 1917 г . на стороне Антанты выступили США.

https://www.youtube.com/watch?v=kZUOyNfBk5I

Военные действия в Европе проходили в основном на двух фронтах: Западном (Франция) и Восточном (Россия). На Восточном (Русском) фронте было деление на Северо-Западный фронт (Пруссия, Прибалтика и Польша) и Юго-Западный (Галиция, Карпаты).

Русской армии пришлось начать наступление, не дожидаясь завершения мобилизации, для спасения армий союзников. Военные действия сначала разворачивались на Северо-Западном фронте, где русским войскам было нанесено поражение в Восточной Пруссии (4 августа — 2 сентября 1914 г .).

На Юго-Западном фронте — 5-21 августа удалось разгромить соединения австро-венгерской армии и в начале сентября 1914 г . занять Галицию. В сентябре-ноябре на территории Польши проходили два крупных сражения -Варшавско-Ивангородское и Лодзинское.

Однако из-за недостатка вооружения и больших потерь было решено приостановить наступление.

Успешные военные действия русских войск в Германии в начале 1915г. вынудили немецкое командование провести перегруппировку сил и перебросить на Восточный (Русский) фронт основные силы.

В результате немецкой наступательной операции Россия потеряла территории Польши, Прибалтики, Украины и Западной Белоруссии. С начала войны потери русских войск составили 3,5 млн. человек убитыми, ранеными и пленными. Союзники не оказали России практически никакой помощи. В 1916 г .

германское командование поставило перед своими войсками на Восточном фронте оборонительные задачи, перебросив войска на Запад. Война на Восточном (Русском) фронте в 1916 г . приняла позиционный характер. Наступательная операция войск Тройственного союза началась в феврале 1916 г .

Важно

на Западном фронте и получила название «Верденская операция». Австро-Венгрия нанесла поражение итальянской армии в районе Трентино.

Брусиловский прорыв

Настойчивые призывы союзников о помощи вынудили русское командование отступить от первоначальных планов, изменив направление главного удара и ускорив сроки наступления. Главным стал Юго-Западный фронт, действовавший против Австро-Венгрии. 22 мая 1916 г . началось наступление войск Юго-Западного фронта под командованием генерала А. Брусилова.

В результате удачного наступления на позиции австро-венгерских войск по всему фронту была прорвана оборона. Русским войска удалось продвинуться на глубину 60- 150 км . Потери противника составили около 1,5 млн. человек. Брусгиювский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы.

Для спасения союзников и срочного укрепления австрийского фронта Германии пришлось перебросить от Вердена новые войска. Это облегчило положение англо-французских союзников и спасло от разгрома Италию. Постоянные перемещения войск с Восточного (Русского) фронта на Западный вымотали немецкую армию.

Наступил перелом в ходе Первой мировой войны в пользу стран Антанты. С конца 1916 г . германское командование вынуждено было перейти к обороне.

Выход России из войны

Внутриполитический кризис, вылившийся в Февральскую революцию, привел к выходу России из войны. В июне-июле 1917 г . Временное правительство попыталось осуществить наступление русской армии в Румынии и на Украине.

Германское командование, воспользовавшись затишьем на Западном фронте, перебросило на Восточный (Русский) фронт новые войска. 6 июля 1917 г . после применения химического оружия противник разбил русские войска. Аналогичный провал ждал наступавших на Румынском фронте. Провал наступления русской армии в июне-июле 1917 г .

ослабил позиции России, которая больше не проводила широкомасштабных военных действий. Большевистское правитель­ство, которое Антанта отказалась признать, было вынуждено заключить с Германией Брестский мирный договор (3 марта 1918 г .). В Лондоне в марте 1918 г .

Совет

главы правительств Великобритании, Франции и Италии, обсудив обстановку в России, приняли решение «помочь» ей и направить союзную интервенцию для восстановления прежних порядков.



Хх век — эпоха великих потрясений (история 9 класс)

Хх век— эпоха революций

Изучение истории в девятом классе позволяет ответить на вопрос: каким он был — ХХ век? Временем самых ужасных войн за всю мировую историю? Веком научного прогресса и информационных технологий? Эпохой противостояния двух великих держав: СССР и Америки? Временем появления коммунизма и фашизма — гигантского эксперимента над человечеством, последствия которого мир ощущает до сих пор? Каждый сможет найти ответ на этот вопрос самостоятельно.

Изучаемый материал имеет огромный потенциал для размышлений, позволяет ученику увидеть истоки главных направлений становления современного мира, закладывают основу для понимания того, как он устроен.

ХХ век является переломным для человечества.

Как по уровню насыщенности различными явлениями, так и по масштабу перемен в народной жизни он не только не уступает, но даже превосходит предыдущие столетия мирового анагенеза.

История России в ХХ веке

Говоря о выделении периодов при прохождении исторического курса в означенную эпоху, следует обратиться к общепринятой в общеобразовательных учебниках периодизации:

  1. Правление последнего российского императора — Николая Александровича Романова (1894-1917).
  2. Великая российская революция (1917-1921).
  3. Строительство советского государства.
  4. Великая Отечественная война.
  5. Послевоенное восстановление государства (1945-1953).
  6. Хрущевская оттепель.
  7. «Эпоха застоя» при Л.И.Брежневе.
  8. Перестройка в Советском Союзе.
  9. Россия в конце XX — начале XXIвека.

Правление последнего российского императора — Николая Александровича Романова (1894-1917).

Изучение первого блока тем начинается, как это принято, с характеристики социально-экономического развития страны в означенный период. Затем следует знакомство с личностью императора, главными направлениями его внутренней и внешнеполитической деятельности.

Следом идет изучение русско-японского конфликта, причин его вызвавших, фактологического материала: нападение на Порт-Артур, легендарное потопление крейсера «Варяг», Цусимское сражение. Изучение русско-японского противостояния неотделимо от первой русской революции, поскольку именно позорное поражение в военных действиях с Японией стало одной из ее причин.

Здесь ученики знакомятся с такими происшествиями, как: Кровавое воскресение, Манифест 17 октября, одним из итогов которого стало появление долгожданной Государственной Думы, возникновение первых политических партий, третьеиюньская монархия. Закончив данную тему ученики погружаются в экономические реформы, деятельность П.А.Столыпина.

Затем переходят к явлению, имевшему катастрофические последствия для нашего Отечества — Первой мировой войне. Изучаются ее причины, основные факты (Великое отступление, Брусиловский прорыв), источники наших неудач и последствия для всего общества. Завершает прохождение раздела знакомство с культурой серебренного века.

Деятели науки и искусства той поры оказали неоценимое влияние на становление всей общемировой культуры и прославили наше Отечество далеко за его пределами.

Великая российская революция (1917-1921 гг.).

Данный раздел посвящен драматическим событиям нашей истории, начало которым положила Февральская революция и отречение императора Николая II от престола. Затем дети знакомятся с ходом событий между двух революций —«от февраля к октябрю»: главным итогом которых является укрепление на политической арене позиций большевиков.

Следующая тема посвящена изучению хода Октябрьской революции, первым декретам нового правительства.

Узнав о том, как власть в нашей стране перешла от Временного правительства к партии большевиков, дети начинают изучать огненные вихри Гражданской войны — противостояние красных и белых, закончившееся установлением новой власти на всей российской территории.

Строительство советского государства.

Этот тематический блок погружает девятиклассников в события 1921-1941 годов. Данный этап очень важен для понимания, поскольку именно в эту пору зарождаются основы будущего советского общества, построенного на командно-административной экономике и репрессиях, как главного способа борьбы с настоящими и мнимыми врагами.

Школьники знакомятся с такими понятиями, как: новая экономическая политика (НЭП), продразверстка, продналог, смеховенство, индустриализация, коллективизация, пятилетка, раскулачивание, стахановец, культ личности Сталина.

Узнают о том, как возникает советское государство, об основных направлениях внешней политики, о том как к власти приходит Иосиф Виссарионович Сталин.

Великая Отечественная война.

Знакомство с одной из самых драматических страниц нашей истории начинается с характеристики положения накануне войны: советско-финское противостояние, пакт Молотова-Риббентропа. Затем дети узнают о том, как происходило вторжение немецких войск на нашу территорию, их стремительном продвижении вглубь к Москве.

Знакомятся с ходом великих сражений: Московская и Сталинградская битва, битва на Курской дуге, переправа через Днепр, «десять сталинских ударов», битва за Берлин.

Обратите внимание

Узнают о героическом подвиге всего народа и ее отдельных представителях: летчиках Гастелло, Маресьеве, Покрышкине, партизанке Зое Космодемьянской и, конечно, легендарном А.А.Матросове, который закрыл своим телом дуло вражеского пулемета, чтобы дать возможность своим товарищам перейти в атаку.

Отдельный урок посвящается трудовому подвигу народа, работе ученых на нужды фронта, осмысление вклада религиозных и культурных деятелей в приближение долгожданной победы.

Послевоенное восстановление государства (1945-1953гг.).

Этот небольшой раздел знакомит школьников с еще одним народным подвигом, благодаря которому удалось восстановить разрушенную экономику и отстроить заново города в рекордно короткие сроки.

Решающий вклад русского народа в уничтожение фашизма возвел наше Отечество на качественно иной внешнеполитический уровень, что зародило предпосылки для будущего разделения мира на два враждующих лагеря.

Ученики знакомятся с событиями, которые повлекли за собой «холодную войну»: речью Черчилля в Фултоне, доктриной Трумэна, созданием ОВД и НАТО, столкновение России и Америки в ходе корейского конфликта, создание ФРГ и ГДР.

Хрущевская оттепель.

Этот блок тем посвящен периоду 1953-1964 гг. В рамках изучения этого периода происходит осмысление основных этапов борьбы за власть после смерти И.В.Сталина и обстоятельств сосредоточения всех рычагов партийной и государственной власти в руках Н.С.Хрущева.

Анализируется значение XX съезда ЦК КПСС для смягчения внутриполитического курса, рассматривается реализация экономических реформ под руководством Г.Маленкова, сельскохозяйственная политика Хрущева, а также развитие промышленности.

Особого внимания здесь заслуживает развитие культуры, анализ влияния политики «оттепели» на изменения в духовной жизни. Не остается без внимания и внешняя политика России в означенный период, которая осуществлялась в рамках провозглашенной «политики мирного сосуществования».

Основными события здесь является политика разоружения, взаимоотношение Советского Союза с соцстранами, знаменитый Карибский кризис.

«Эпоха застоя» при Л.И.Брежневе.

Время нахождения у власти Л.И.Брежнева получило символическое название «застой». Учащиеся получают сведения о причинах такого наименования проводимой политики: укрепление позиций партийно-государственной номенклатуры, повышение влияния органов безопасности, принятие новой Конституции.

Затем уделяется время анализу экономических преобразований этого периода: аграрная реформа и ее результаты, реформы в промышленности, научно-технический прогресс. Ряд характерных черт имеет и культура этого периода.

Важно

В стране провозглашается концепция «развитого социализма», ставшая новой идеологической доктриной, ценности которой должны были провозглашаться в разных произведениях художественной культуры. В результате происходит усиление идеологического давления в литературе и искусстве, появляется диссидентское движение. Завершает изучение раздела внешняя политика.

Учащиеся осмысливают ее основные направления: взаимоотношения с западным блоком, участие СССР в совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, в различных региональных конфликтах, отношения с соцстранами, и конечно же, введение советских войск в Афганистан.

Перестройка в Советском Союзе.

Освоение раздела начинается со знакомства с содержанием реформ политической системы, переходом к многопартийности, провозглашением политики «гласности».

Затем дети рассматривают причины и основные происшествия августовского политического кризиса 1991 года и его главное последствие — распад СССР. Следом идет постижение смысла экономических преобразований, программы «500 дней».

Во внешней политике провозглашается новое политическое мышление, характеризующееся началом разоружения, отказом от участия России в региональных конфликтах, распадом всей социалистической системы

Россия в конце XX — начале XXI века

Составление представления об исторической эволюции в XX столетии завершается характеристикой главных процессов, происходящих на рубеже веков. Здесь девятиклассники осваивают процесс становления рыночной экономики: «шоковую терапию» Е.Т. Гайдара, приватизацию, а также результаты этих процессов.

Затем следует рассмотрение внутриполитических изменений: принятие Конституции в 1993 году и внутриполитический кризис, связанный со спорами, относительно будущего конституционного устройства нашего Отечества.

Окончание прохождения программы связано с освоением тем, посвященных внешнеполитическому курсу и культурным преобразованиям.

Новейшая история.

Хронологически курс новейшей истории можно разделить на следующие блоки: мир до и после Первой мировой войны, ведущие страны Запада в 1918-1939 годах, лихолетье Второй мировой, развитие мира и международные отношения в эпоху противостояния Востока и Запада, пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке.

В ходе освоения первого блока тем девятиклассники анализируют положение апологетов мирового развития в начале века и комплекс противоречий, породивший столь глобальный конфликт.

Затем учащиеся осмысливают причины, течение и последствия вооруженного противостояния Антанты и Тройственного союза для всего мира.

Следом идет характеристика сложившейся версальско-вашингонской системы, революционные движения в Европе и Азии, противоборство левых и правых сил во внутриполитической жизни.

Вторая часть курса затрагивает ведущие тенденции в развитии государств: мировой экономический кризис, пришедший из США и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта; тоталитаризм в Германии и Италии, миллитаризм в Японии; попытки выработки альтернативы фашизму в Англии и Франции, провозглашение пацифизма на международной арене.

Следующая часть тем затрагивает World War II (название в зарубежной историографии). Девятиклассники анализируют истоки, течение, последствия этого вооруженного конфликта для судьб народов мира.

Узнают о вторжении Гитлера в Польшу, быстром продвижении немецкий войск вглубь Европы, перебрасывании главных сил на восток против Советского Союза, деятельности антигитлеровских коалиций, вкладе каждого народа в разгром фашистской армии.

Совет

Окончанием данной темы является размышления об итогах и уроках Второй мировой войны, рассмотрение процесса создания Организации Объединенных Наций.

Последующий тематический блок затрагивает послевоенное устройство, первопричины разделения на мира на два враждующих лагеря. Школьники узнают об учреждении военно-политических блоков (НАТО, ОВД), крушении колониализма, локальных конфликтах и становлении системы международной безопасности.

Узнают о том, как развиваются территории, о ведущих экономических и внутриполитических преобразованиях.

В частности рассматривается укрепление социально-ориентированных тенденций в западноевропейской и американской рыночной экономике, внутриполитические кризисы в индустриальных странах во второй половине XX века, эволюция политической мысли, долгий путь к демократии в Восточной Европе, интеграционные процессы в западноевропейский и североамериканских государствах, роль СНГ в международном сообществе. Окончанием курса является анализ модернизационных усилий Азии, Африки и Латинской Америки.