Голые ноги льва толстого

Павел Басинский: «Не стоит ждать нового Льва Толстого»

Голые ноги льва толстого

В Новосибирске выбрали столицу Тотального диктанта‑2019: ею стал Таллин. Автор текста, писатель Павел Басинский, приедет в Эстонию 13 апреля, чтобы прочитать диктант на главной площадке, в Центре русской культуры. Против выступил министр юстиции страны Урмас Рейнсалу.

Однако есть основания полагать, что проведению акции, объединяющей людей по всему миру, это никак не навредит.

Корреспондент «Культуры» встретился с Павлом Басинским и узнал о том, как создавать современную прозу, кого можно назвать русским Эмилем Золя и почему сегодня все реже обращаются к книге.

культура: О чем текст, который станет очередной проверкой грамотности для тысяч людей? 
Басинский: В диктант включены четыре эссе в детективном ключе, все они о русской литературе. Первое — ​о «Моцарте и Сальери» Пушкина.

Обратите внимание

Второе — ​про «Мертвые души» Гоголя. Третье посвящено пьесе Горького «На дне». Заключительное — ​270 слов на тему толстовской истории о «зеленой палочке», рецепте человеческого счастья.

О чем говорят в москве: как праздновали «8 марта»

По традиции, тексты прочтут в разных часовых поясах, чтобы избежать подсказок.

культура: Насколько тяжело шла работа над окончательным вариантом? 
Басинский: Да уж, было много всего (улыбается).

Видите ли, диктант должен содержать определенное количество сложных предложений, а также грамматических и синтаксических ловушек. Их предстояло равномерно распределить по четырем частям.

Подключился даже Институт русского языка РАН и новосибирские филологи.

культура: Вы выступили соавтором сценария фильма «История одного назначения». Не так давно за эту работу Вы были удостоены премии «Золотой орел».

Что привело в кино? 
Басинский: В 2010 году Авдотья Смирнова пригласила меня в телепрограмму «Школа злословия», которую вела вместе с Татьяной Толстой.

А потом Дуне в руки попала моя книжка про Толстого — ​«Святой против Льва». Так у Смирновой возникла идея снять новую картину.

Дуня спросила, готов ли я написать сценарий художественного фильма по трехстраничной главке. Согласился, хотя до этого работал только над документальными картинами.

Дуня познакомила меня со сценаристом Аней Пармас, мы поработали, показали готовый вариант продюсеру Сергею Сельянову. Тот прочел и сказал: «Странно, а что так мало у вас Толстого?» После чего Аня с Дуней довели текст до готовности, многое поменялось.

культура: Не хотели бы продолжить трудиться в кино? Написанная Вами биография Горького могла бы лечь в основу хорошего сценария.

Какие страницы его жизни кажутся наиболее интересными? 
Басинский: Вся биография Горького, насыщенная яркими событиями, очень любопытна — ​от и до.

Взять, к примеру, 14 лет, проведенные им в Италии — ​сначала на Капри, затем в Сорренто (с выездами на родину). На острове писатель устроил свою Ясную Поляну: кто туда только не приезжал — ​Леонид Андрееев, Бунин, Шаляпин, Ленин…

Важно

Горький — ​глыба. У него 25 томов художественной прозы, где есть действительно великие произведения. Масштаб личности невероятный. Чем дольше его изучаешь, тем больше понимаешь, что он необъятен. Недавно опубликованы 10 000 его писем, многие — ​огромные, практически эссе. На очереди выход примерно 20 томов публицистики…

Еще совсем недавно мне казалось, что имя Горького забыто. И вдруг к 150-летию его вновь стали активно ставить. Это не может не радовать. Считаю, драматургия Горького сильнее прозы. Пьесы «На дне», «Егор Булычов и другие», «Варвары», «Старик», «Мещане», «Дачники» — ​потрясающие. В прозе отмечу ранние рассказы, а также роман «Мать» — ​очень актуальный сегодня текст.

В человеческом отношении писатель был очень сложный — ​добрый и злой, сентиментальный и жестокий. Вспомним, как он отозвался на самоубийство Маяковского: «Нашел время!» Думаю, фильм о Горьком мог быть очень интересным. Особенно финал — ​ведь нет никаких документов, свидетельствующих о том, что литератора убили. Все это наши фантазии и домыслы.

При этом, мне кажется, в биографии нельзя ничего придумывать. Ну, как, например, можно написать: «Толстой подошел к окну и сказал: «Хороший день»? Откуда ты знаешь, что он говорил, и говорил ли вообще.

Информацию о герое жизнеописания можно получить из дневников. У меня были кое-какие неточности в тех же книгах о Толстом, но в последующих переизданиях я их исправил.

Также считаю, биограф не должен заниматься анализом художественных произведений. Это дело литературоведов.

Моя любовь к толстовским текстам непреходяща. А вот отношение к Толстому и его ближайшему окружению постоянно меняется.

культура: Означает ли это, что можно ждать Ваших новых сочинений о Льве Николаевиче? 
Басинский: Пока ничего подобного не планирую. Все-таки выпустил четыре книги о нем — ​практически подряд, это уже неприлично! (смеется).

В прошлом году у меня вышла другая биография, «Посмотрите на меня. Тайная история Лизы Дьяконовой» — ​об одной из первых русских феминисток. А в 2011-м переиздавалась работа о Горьком, «Страсти по Максиму». То есть я немного от Толстого отошел. Чтобы продолжать писать о нем, надо становиться настоящим толстоведом. Уважаю их, святые люди. Но я не могу так долго разрабатывать одну тему.

Хотя Толстой сейчас, ну, последние лет десять точно — ​это, безусловно, главный мировой писатель. Достоевский менее известен в мире. А популярность Льва Николаевича растет как снежный ком.

культура: На чем она базируется? 
Басинский: Попробую объяснить.

Достоевский все-таки ставил метафизические вопросы: тварь ли я дрожащая или право имею? Писал о том, что мир не стоит даже слезинки замученного ребенка. Это занимало умы людей в двадцатом веке.

А сейчас нас больше беспокоят какие-то цивилизационные темы — ​проблемы брака, религиозной толерантности, применение смертной казни, которые Толстой рассматривал очень радикально.

Совет

Лев Николаевич не просто сверхпопулярен — ​он стал главным российским брендом. Понимаете, есть Леонардо да Винчи — ​и другие художники. А в литературе есть Толстой — ​и все остальные. Он, безусловно, больше, чем писатель.

культура: Его популярность только набирает обороты, а язык Пушкина и Грибоедова, похоже, стремительно устаревает. Откуда этот парадокс? 
Басинский: Во-первых, пушкинский язык не устарел, поскольку мы на нем говорим. Хотя и не используем больше такие слова, как «ланиты» или «перси».

Кроме того, длинными предложениями, встречающимися у Толстого, сейчас, пожалуй, невозможно говорить. И уж совершенно точно в современной прозе нельзя описывать дуб. Деревья у всех, даже у детей, давно визуализированы.

культура: А что же следует писать нынешнему прозаику? 
Басинский: Еще Андрей Битов, царство ему небесное, утверждал, что после Достоевского не надо рассказывать, надо пересказывать. Напиши слово «дуб» и помести его в нужный контекст. Этого достаточно.

культура: Сегодня Львов Толстых у нас нет. Почему? 
Басинский: Ну, у нас сейчас и Достоевских нет. Греки вот не переживают, что у них не появляется ни нового Гомера, ни Эсхила. И правильно делают — ​что есть, с тем и живут.

Поймите, писатель — ​это не чудо, возникшее само по себе. Оно создается временем, и в том числе во многом — ​читателем. Сегодня литераторы практически не пишут о современности. Вспомним, ни Гончаров, ни Чехов не создавали исторических романов.

А сейчас идет волна: «Сердце пармы», «Золото бунта», «Лавр», «Авиатор», «Каменный мост», «Обитель», «Июнь»…

культура: Что из недавнего прочли с удовольствием? 
Басинский: Совсем недавно вышел «Брисбен» Водолазкина — ​горячо рекомендую. Его «Авиатор» мне не очень понравился, после «Лавра» писатель немного провис. Но «Брисбеном» я впечатлен даже больше, чем «Лавром».

Удается довольно пристально следить за современной отечественной литературой, поскольку живу в ней и вхожу в жюри различных премий. Так что ни одна заметная вещь мимо не проскочит. К примеру, есть Роман Сенчин — ​наш Эмиль Золя, он пишет очень натуралистично.

Его книги прозвучали: «Зона затопления», «Чего вы хотите?», «Елтышевы». Сейчас в России достаточно сильная проза. Сенчин, Рубанов, Пелевин, Водолазкин, Славникова — ​легко могу назвать десятка два авторов. Но нет очевидного лидера, крупной фигуры в этом ряду.

Я прочел все, что написал Захар Прилепин. У него отличные рассказы. Роман «Черная обезьяна» — ​яркая вещь. Нравится и его «Обитель». Но у меня есть претензии к этому тексту.

Не очень по душе главный герой романа. Он какой-то сконструированный, смесь Клима Самгина и Брюса Уиллиса из «Крепкого орешка».

Обратите внимание

Кроме того, к сожалению, написав «Обитель», Захар ничего принципиально нового о жизни в лагере не сказал…

культура: Долго ли нам ждать нового Толстого? 
Басинский: Не ждите — ​он не придет. Да это и не нужно — ​зачем повторяться? Сегодня литература не играет той роли, что в девятнадцатом веке.

Русский помещик, прочитав тургеневский роман «Отцы и дети», узнавал о новых событиях в столице. Роман Чернышевского «Что делать», оказав колоссальное влияние на молодые умы, породил институт фиктивных браков. Теперь литература стала просто литературой.

Ее читают ради удовольствия, развлечения. Но книга больше не руководство — ​как жить.

культура: Теперь понятно, почему люди перестают читать… 
Басинский: Я довольно долго преподаю в Литинституте и вижу: нынешние 18-летние читают очень много, что не может не радовать. Но чтение сегодня — ​вопрос моды.

А еще — ​результат выбора между книгой и компьютерными играми, общением в соцсетях, занятием спортом, путешествиями. Поэтому число читающих людей уменьшается во всем мире. Особенно это касается интереса к художественной литературе.

Романы больше не будут создавать целые поколения, как это делали тексты о Базарове, Павке Корчагине и так далее. Сегодня растет разве что поколение Гарри Поттера (улыбается).

культура: А возможен ли новый Белинский? Или это наивный вопрос? 
Басинский: Белинский заложил фундаментальные основы эстетичности русской литературы. Именно он назвал Пушкина и Гоголя гениями. Он выступал идеологом и пропагандистом. До последнего времени наша критика была больше, чем критика.

Статья Чернышевского «Русский человек на рандеву» про тургеневскую повесть «Ася» стала поводом заявить о невозможности сохранения крепостного права. Позднее Лакшин выступал против сталинистов в статье «Иван Денисович, его друзья и недруги». Затем подобным перехватом темы занимались Аннинский, Золотусский и другие.

Но в конце прошлого века этот прием взяли на вооружение СМИ.

Сегодня критики могли бы выполнять роль экспертизы в мире литературы, советуя, что читать, а что — ​нет.

Но в нашей стране по-прежнему не принято доверять каким-либо экспертам, появилось выражение: «Если что-то рекламируют — ​значит, это точно не стоит покупать!» Критики стремительно уходят на интернет-порталы, а также ведут бесчисленные авторские блоги. Что и кто из этого вырастет, трудно сказать.

культура: Что бы Вы спросили у Толстого, если бы довелось с ним встретиться? 
Басинский: Не думаю, что осмелился бы задать ему какой-либо вопрос. Наверное, просто сидел бы и слушал.

Интересные факты из жизни Толстого Льва Николаевича

Голые ноги льва толстого

Как и многие писатели, Толстой опробовал перо еще в раннем детстве. Первым рассказом, написанным маленьким Левой, стал «Кремль» — небольшое сочинение, в котором мальчик поделился впечатлениями от посещения Кремля.

Человеком был весьма патриотичным и редко выезжал за границу. Он покидал Россию всего два раза, причем ненадолго. В основном его интересовали система образования в Западной Европе и педагогические идеи, модные там.

  • Интересные факты о отечественной войне 1812 года

Самым сильным толчком для творчества писателя стала его женитьба. Именно после того как Толстой Лев Николаевич связал себя брачными узами, он выпустил свои самые знаменитые романы – «Войну и мир» и «Анну Каренину». Но на закате лет писателя его отношения с семьей и супругой начали портиться.

Главной причиной разногласий были философские убеждения Льва Николаевича – его теория о непротивлении злу насилием, отрицание частной собственности и любых авторитетов, в том числе государственного и самого беспрекословного в то время – церковного.

Именно за последние убеждения, которые Толстой довел до общественности, он и был отлучен от церкви.

Важно

У Толстого было много последователей – так называемых «толстовцев», которые боготворили писателя и даже создавали что-то наподобие общин для совместного проживания и постижения истин. Однако последний факт писателю не нравился: он считал, что истину человек может найти только сам, без посторонней помощи.

Как и Достоевский, Толстой был заядлым картежником (сегодня мы назвали бы его игроманом). И играл в карты настолько отчаянно, что однажды продул соседу свою «малую родину» — усадьбу в Ясной Поляне.

Поскольку речь шла не о земле, а именно о доме, сосед разобрал строение по бревнышку и вывез.

В последующие годы у Льва Николаевича была возможность выкупить усадьбу, да и желание – тоже, но он так и не сделал этого.

  • Факты о императоре Наполеоне 1 Бонапарте

Свое самое значительное (и по объему, и по содержащимся в нем идеям) произведение – «Войну и Мир» — писатель недолюбливал. Причем настолько, что однажды в переписке с Фетом назвал этот роман «многословной дребеденью».

Добрыми знакомыми Толстого были Чехов и Горький. А вот отношения с еще одним классиком русской литературы – Иваном Тургеневым – не сложились. Причем настолько, что однажды, поссорившись, писатели чуть было не вызвали друг друга на дуэль.

Одна из дочерей Льва Николаевича – Агриппина – не просто жила в его имении, а работала там: занималась корректурой текстов отца. Однажды, поссорившись с батюшкой, она решила ему отомстить и «вернула на прежнее место» опечатки, обнаруженные в романе «Воскресение». Первые три издания вышли со всеми «ляпсусами».

Толстой считал главным богатством человека его возможность трудиться и всегда следовал собственным принципам, не упуская возможности подсобить ближнему. Однажды на вокзале к нему обратилась знатная дама, которая стояла с большой кладью.

Писатель, не узнанный ею и принятый за носильщика, перенес вещи в нужное место, с благодарностью взял причитающуюся ему денежку и удалился. Какового же было удивление женщины, когда через год, на одном из благотворительных мероприятий, она увидела «носильщика», читающего с кафедры лекцию по-французски! Застыдившись, дама подошла к писателю с извинениями.

Но Лев Николаевич утешил ее, сказав, что всё было в лучшем виде: тогда он честно заработал и получил за это вознаграждение.

Толстой был истинным вегетарианцем и считал, что поедание мяса животных так же недопустимо и безнравственно, как людоедство. Он мечтал, что когда-нибудь всё человечество начнет придерживаться такой же точки зрения и перейдет на растительную пищу.

Совет

Немногие мужчины могут похвастаться хорошими отношениями с будущими  тещами. Лев Николаевич искренне уважал и чтил маму своей будущей жены Софьи. И, часто бывая у них в доме, долго не мог определиться, кому же предложить руку и сердце – Софье или одной из двух ее сестер.

 Почему уже в преклонные годы Лев Николаевич практически отказался от обуви и ходил босиком, так и остается невыясненным. Одни исследователи жизни и творчества классика считают, что таким образом он хотел показать свою близость к народу. Другие полагают, что писатель пытался закаляться подобным способом.

Свою «Азбуку», он адресовал крестьянским детям, которых хотел научить грамоте. Однако эта замечательная книга стала настольной и для множества дворянских ребятишек. Например, по ней учила буквы Анна Ахматова.

«Если фотографируют тайком, я заставляю удалять мои фото». Парень, который ходит босиком по улицам – и зимой и летом — citydog.by | журнал о Минске

Голые ноги льва толстого

Лев Толстой – парень, который всегда ходит босиком, – рассказал, почему не носит обувь, как относится к тому, что его постоянно фотографируют, о себе и своих экспериментах.

 

Лев Толстой – 25-летний бодимодификатор из Баранович. Он фотомодель, делает дреды и играет на бас-гитаре. Внимание к себе парень завоевал босыми ногами – так он ходит даже зимой. Он закаляется и не забывает снимать видеоотчеты.   

ПОЧЕМУ Я ХОЖУ БОСИКОМ

Никогда не ходите босиком. То, что делаю я, в первую очередь эксперимент, который еще не закончен. Поэтому не нужно этого делать специально.

Если очень захотите, я могу дать вам такую рекомендацию: три летних месяца кто угодно может ходить босиком и в любую погоду. Но нужно всегда носить с собой обувь, влажные салфетки и на всякий случай лейкопластырь.

Главное – не насиловать себя. Потому что после первого дня хождения босиком человек будет испытывать дискомфорт. Он либо натрет мозоли – ноги привыкли к обуви, и кожа очень нежная, – либо ноги будут «гореть» или пульсировать. И тут нужно уже себя перебороть и заставлять несколько дней ходить босиком. По моему опыту, где-то на третий-пятый день ты привыкаешь к этому.

Но стоит тебе хотя бы на один день остановиться, походить в обуви – и все, твои суперспособности аннулируются. Все приходится начинать заново.
 

Мой эксперимент заключается в поиске ответа на вопрос, можно ли в нашей стране круглый год ходить босиком в условиях города. Я занимаюсь изучением возможностей тела.

Пока не могу сказать, что эксперимент у меня удался на сто процентов, потому что я хожу босиком до -7…-10 градусов. А потом обуваюсь. Но я уверен, что любой человек может натренироваться ходить босиком, однако не в первый год – слишком холодно.

При этом нужно соблюдать много условий, связанных со здоровьем. Нужно себя подготовить, чтобы не было так, что обычно зимой и летом вы болели, кутались, ходили в шубах, а потом вдруг решили: «О, буду ходить босиком!» Все должно быть постепенно, как и любая тренировка.

Эксперимент продолжается уже третий год. Я начал его 4 июня 2015 года, с того времени несколько раз приостанавливал и додумывал.

Вопрос в том, смогу ли я эту зиму отходить босиком при температуре -20 или все-таки человек в Беларуси сможет ходить босиком до определенной температуры в определенное время года и при определенных условиях.

Если у меня все получится, то буду ходить так всю свою жизнь, пока климат не изменится (улыбается). Иногда буду предлагать людям попробовать сделать то же самое, буду давать им теоретические знания и, может быть, вести семинары или лекции о здоровье.

Обратите внимание

Завершится эксперимент при условии, если я смогу даже при -25 ходить минимум 1 час по улице.

У МЕНЯ БЫЛИ И ДРУГИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ НАД СОБОЙ

Некоторое время у меня был другой эксперимент: я ходил в килте и без трусов, как положено. За три месяца я понял, что трусы точно не нужны как минимум летом. Но я не могу сказать, что можно ходить без них круглый год.

Сейчас эксперимент отложен – килт в ремонте.

Или я сначала был вегетарианцем, а потом веганом – это тоже изначально были эксперименты, которые затем стали образом жизни.

Еще был эксперимент с сыроедением – он был неудачным. Нет, он не закончился плохо, но мне не хватило денег, чтобы его продолжать. Я не могу утверждать, что все люди могут есть сырую пищу, но я знаю, что все люди могут быть веганами (многие ученые это уже доказали), живя в Беларуси и посещая обычные магазины.

Есть знакомые, которые разделяют мои взгляды. Но это не мои последователи, а мои друзья, которые придерживаются такого же принципа. Мои знакомые хоть раз летом пробовали целый день ходить босиком, некоторые даже несколько дней. У всех были разные ощущения, но в целом людям это было интересно. Главное – желание пробовать и условия.
 

ПОЧЕМУ МЕНЯ НЕ ЛЮБЯТ В МИНСКОМ МЕТРО

Я знаю, что есть такое правило (в метро нельзя ходить босиком. Недавно Лев получил за это штраф 2 базовые. – Ред.). Но если уже говорить вообще о правилах, то в метро нельзя и в наушниках ходить, но сотни людей ходят – никто не делает им замечание. Поэтому если уже соблюдать правила, то по-настоящему – это первое.

А во-вторых, я считаю это правило абсолютно глупым и ничем не подкрепленным, так как объяснить, почему нельзя, мне так толком никто и не смог.

Поэтому и в метро я тоже хожу босиком. Это первое время я носил с собой шлепанцы или бахилы, а потом обнаглел и стал проходить босиком. Попасть в таком виде в метро несложно: я либо как-то пробегаю, либо быстро прохожу, мне пытаются сказать, что так нельзя, на что я отвечаю: «Мне все равно, вызывайте милицию».

Если выходит дежурный милиционер и спрашивает документы, я показываю паспорт, и обычно после этого меня отпускают.

Бывают разные случаи, конечно, когда меня задерживают, не пропускают или, наоборот, пропускают и т.д. Все это можно увидеть на моем канале в YouTube под названием «Метровские войны». Там больше 10 видео, где видно, что происходит на разных станциях.
 

Все зависит от ситуации: когда час пик – меня вообще не останавливают. Потому что большой поток людей и никто не смотрит. Да и просто не успевают заметить, как ты обут и во что ты одет.

Когда меня пытались задержать, я шел один и больше никого не было рядом, поэтому внимание было сосредоточено только на мне. И вот дальше все зависит от людей, которые меня останавливают.

Здесь 50 на 50: первая половина пытается блюсти порядок, говоря мне, что так нельзя, не пустим, милицию вызовем. А вторая половина либо просто ничего не делает, либо говорит, что так нельзя.

Я им отвечаю, что знаю, но всегда так хожу. И они такие: «Ну, ладно».

ПОЧЕМУ МНЕ (НЕ) НРАВИТСЯ, КОГДА МЕНЯ ФОТОГРАФИРУЮТ

Меня очень часто фотографируют в метро. Просто не всегда потом снимки выкладывают в Сеть. Раньше я такие фото даже коллекционировал, а потом как-то подзабил.

Некоторые молодые люди, когда подрастают, ищут себя, у них появляется телефон, они пытаются удивить людей – тогда в Сети появляется очередной мой снимок.
 

Иногда взрослые люди фотографируют меня не для того, чтобы выложить куда-то потом снимок, а для себя, чтобы показать домашним. Делают они это в основном тайком. Только процентов десять из таких подходят и спрашивают, можно ли сфотографировать, почему я хожу босиком.

Важно

Если такой подход, то я реагирую адекватно и разрешаю это сделать. Если фотографируют тайком, то я им всячески мешаю: фак выставляю или подхожу и заставляю удалять. Здесь очень многое зависит от настроения, от того, как выглядит человек, как он меня фотографирует.

ЛЕГКО ЛИ ХОДИТЬ БОСИКОМ В БЕЛАРУСИ

Я много путешествую по Беларуси автостопом. Инфраструктура для босых людей в стране неплохая, но могла быть и лучше. Есть места, где все разбито, а ремонтом никто не занимается.

Я не очень люблю там ходить, но это не заставляет меня перейти на другую сторону дороги или пытаться как-то избегать этого места, улицы.

Я верю: если государство или люди одумаются, придут в себя и перестанут тратить деньги на военную технику и на войны, то смогут на эти деньги сделать такую инфраструктуру в городе, чтобы все смогли ходить босиком, как по ковру у себя дома.

А пока этого не произошло, можно прогуляться по парку Челюскинцев – я там несколько раз релаксировал. Рядом с Комсомольским озером есть много зон с травой. Мы с друзьями часто устраивали там пикники, и я без проблем и опаски ходил босиком. 

ПОЧЕМУ Я НАЗЫВАЮ СЕБЯ ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ

Лев – уже настоящее имя, но при рождении было другое. В лет 14 я подумал: что-то не так, здесь какая-то подстава – и решил, что меня будут звать Лев. А чтобы удобнее было запоминать, добавил фамилию известного русского классика.

Во-первых, лев – это красивое животное, а во-вторых, мне нравится Толстой как писатель. Не скажу, что я прямо от него фанатею, но желание перечитать все его книги есть.

Кстати, Лев Толстой при жизни был вегетарианцем и ходил босиком. А еще я Лев Толстой потому, что все говорят, что он пишет долго и нудно, когда описывает природу. Я тоже так пишу. Очень долго и много говорю, когда мне задают какой-то вопрос. Привожу всякие примеры, ассоциации – и людям сложно со мной разговаривать, потому что им долго приходится меня слушать (смеется). 
 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

7 причуд Льва Толстого

Голые ноги льва толстого

7 октября 1906 года Лев Николаевич Толстой отказался от рассмотрения его кандидатуры на Нобелевскую премию. Писатель объяснил это своим отношением к деньгам, но общественность восприняла отказ как очередную причуду графа. 7 причуд Льва Толстого.

Одна из самых красочных сцен Анны Карениной — описание сенокоса, во время которого Константин Левин (которого Лев Николаевич, как известно, во многом писал с себя) работает в поле наравне с мужиками. Но физический труд Толстой прославлял не только посредством своих героев, но и через собственный пример.

Работа в поле бок о бок с крестьянами не была для него экстравагантным барским увлечением, он искренне любил и уважал тяжелый физический труд.

Совет

Кроме того, Толстой с удовольствием и, что важно, с умением шил сапоги, которые потом дарил родственникам, косил траву и пахал землю, удивляя наблюдавших за ним поместных крестьян и огорчая свою жену.

Да не с кем-нибудь, а с Иваном Тургеневым. Стоит сказать, что Толстой в юности и даже в зрелом возрасте был очень далек от привычного нам сегодня образа мудрого и спокойного старца, призывающего к смирению и бесконфликтности. В молодости граф был категоричен в суждениях, прямолинеен, а подчас даже груб.

Пример тому — его конфликт с Тургеневым.
Поговаривают, что одной из причин разлада была «любовная интрига», завязавшаяся между Тургеневым и графиней Марией Николаевной, любимой сестрой Толстого. Но окончательная размолвка между ними случилась, когда оба писателя гостили в доме Афанасия Фета.

Если судить по мемуарам последнего, причиной перебранки стал рассказ Тургенева о гувернантке его дочери, которая в воспитательных целях заставляла ее чинить рваную одежду нищих. Толстому такая манера показалось чересчур показной, о чем он с прямолинейностью и жаром сообщил собеседнику.

Словесная перебранка едва не привела к драке — Тургенев пообещал Толстому «дать в рожу», а тот в, свою очередь, вызвал его на дуэль. К счастью, стреляться они не стали — Тургенев принес извинения, Толстой их принял, но в их отношениях наступил продолжительный разлад.

Лишь семнадцать лет спустя Тургенев приехал в Ясную Поляну к просветлевшему и уже не такому вспыльчивому Толстому.

В 1882 году в Москве прошла перепись населения. Интересно, что в ней на добровольных началах принял участие Лев Николаевич Толстой. Граф хотел узнать нищету в Москве, посмотреть, как живут здесь люди, чтобы хоть как-то помочь бедным горожанам деньгами и делом.

Выбрал он для своих целей один из самых сложных и неблагополучных столичных участков — у Смоленского рынка по Проточному переулку, в котором располагались ночлежки и прибежища нищеты.

Кроме социального анализа Толстой преследовал и благотворительные цели, он хотел собрать денег, помочь с работой беднякам, устроить их детей в школы, а стариков в приюты.

Обратите внимание

Толстой лично обходил ночлежки и заполнял переписные карточки, и кроме того поднимал проблемы неустройства бедняков в прессе и городской думе. Итогом стали его статьи «Так что же нам делать?» и «О переписи в Москве» с призывами о помощи и поддержки малоимущим.

С годами Толстым все сильнее завладевали духовные искания, и он все меньше уделяет внимание быту, практически во всем стремясь к аскетизму и «опрощению». Граф занимается тяжелым крестьянским трудом, спит на голом полу и ходит босиком до самых холодов, подчеркивая тем самым свою близость к народу.

Именно таким — на босу ногу, в подпоясанной крестьянской рубахе, простых штанах, — его запечатлел на своей картине Илья Репин.

Таким же он его описывал и в письме к своей дочери: «Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями не прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп».

Лев Николаевич сохранял физическую бодрость и крепость духа до самых последних дней. Причина тому — страстная любовь графа к спорту и всевозможным физическим упражнениям, которые по его мнению, были обязательны, в особенности для тех, кто занимается умственным трудом.

Любимой дисциплиной Толстого была ходьба, известно что уже в достаточно солидном возрасте шестидесяти лет он совершил три пеших перехода из Москвы в Ясную поляну.

Кроме того, граф увлекался конькобежным спором, осваивал велосипед, верховую езду, плавание, каждое утро начинал с гимнастики.

Толстой яро увлекался педагогикой и даже обустроил в своем имении в Ясной поляне школу для крестьянских детей.

Важно

Интересно, что там практиковался во многом экспериментальный подход к обучению  — Толстой ставил во главу угла не дисциплину, а наоборот поддерживал теорию свободного воспитания, — дети на его уроках сидели как хотели, определенной программы не было, но занятия при этом были очень плодотворными. Толстой не только лично занимался с учениками, но также выпускал детские книги, в том числе собственную «Азбуку».

Конфликт Толстого и православной церкви стал одной из самых странных и печальных страниц в биографии писателя. Последние два десятилетия жизни Толстого ознаменовались его окончательным разочарованием в церковной вере и неприятием православных догматов.

Писатель ставил под сомнение авторитет официальной церкви и критически высказывался по отношению к духовенству, настаивая на более широком понимании религии.

Таким образом, его разрыв с церковью был предрешен — в ответ на публичную критику Толстого и серию публикаций посвященных теме религии, Синод в 1901 году отлучил его от церкви.

Уже в преклонном возрасте 82-x лет писатель решил уйти странствовать, покинув свое имение, оставив жену и детей.

В прощальном письме к своей графине Софье, Толстой пишет: «Я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни».

В сопровождении своего личного врача Душана Маковицкого граф покидает Ясную Поляну и отправляется в скитания без определенной цели. Заехав в Оптику Пустынь и Козельск, он решает отправится на юг к своей племяннице, откуда планирует двинуться дальше на Кавказ.

Но последние путешествие оборвалось, едва начавшись: в дороге Толстой простудился и подхватил воспаление легких — 7 ноября Лев Николаевич скончался в доме начальника железнодорожной станции «Астапово».

Дмитрий Назаров

​До музея-усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне можно будет добраться на «Ласточке»

Голые ноги льва толстого

13 февраля 2019

107

Скоростной электропоезд, следующий оп маршруту Москва—Орел—Курск, станет делать остановки в Ясной Поляне с 23 февраля.

Музей-усадьба писателя Льва Толстого Ясная Поляна станет доступнее для посетителей — со второй половины февраля сюда можно будет добраться из Москвы без пересадки, на скоростном электропоезде «Ласточка».

Об этом сообщает сайт Московской железной дороги.

С 23 февраля скоростные электропоезда «Ласточка», курсирующие между Москвой, Орлом и Курском, станут дополнительно останавливаться для посадки и высадки пассажиров на станции Ясная Поляна в Туле, которая является ближайшей остановкой к музею-усадьбе Льва Толстого. Это должно послужить развитию туристического потенциала Тульской области, полагают в руководстве МЖД.

Совет

С понедельника по четвергам там будут делать остановку поезда № 725 Москва — Орел (отправление из Москвы в 08:30) и № 726 Орел — Москва (отправление из Орла в 18:44). В пятницу, субботу и воскресенье на Ясной Поляне будут высаживать и забирать пассажиров поезда № 721 Москва — Курск (отправление из Москвы в 08:30) и № 724 Курск — Москва (из Курска в 17:05). 

Цена билета на поезд Ласточка от Москвы до Ясной Поляны — 547 рублей.

Станция расположена в черте города Тулы и является объектом культурного наследия народов России федерального значения. На ее территории открыт музейно-вокзальный комплекс «Козлова Засека», а недалеко от станции расположен музей-усадьба Льва Толстого.

Великий русский писатель родился в родовом имении Ясная Поляна 9 сентября (28 августа ст. ст.) 1828 года. Здесь он провел свои детские годы. Вернется он сюда спустя много лет, в 1847 году, уже хозяином имения.

CC 0 / WikimediaЕго попытки обустроить хозяйственную жизнь в поместье по-новому не находят понимания у крестьян, и Л. Толстой оставляет Ясную Поляну, поступив на военную службу. Лишь в 1857 году, выйдя в отставку, он возвращается в родное имение, но не живет здесь постоянно, отдавая предпочтение Петербургу и Москве.

Новое обустройство усадьбы началось позднее, в 1862 году, после женитьбы Льва Толстого на Софье Андреевне Берс. Супруги оседают в Ясной Поляне и тратят много сил на занятие делами имения.

Если с начала 1880-х годов Толстые старались проводить зимы в Москве, то в последние годы своей жизни писатель уже не покидал уединенного имения. Незадолго до смерти, 28 октября 1910 года Толстой тайно покидает Ясную Поляну.

Он хочет уехать в южные губернии и там начать крестьянскую жизнь. В записке, оставленной на имя Софьи Андреевны, он пишет, что не может дальше вести жизнь, идущую вразрез с его убеждениями, и просит не искать его и не беспокоить.

 

После посещения Оптиной пустыни и Шамординского женского монастыря он в Козельске садится на поезд, но у писателя начинается жар, на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги он вынужден сойти. Здесь рано утром 20 ноября (7 ноября ст. ст.) он умер, не приходя в сознание.

Обратите внимание

10 июня 1921 года решением ВЦИК в Ясной Поляне был создан музей писателя. Первыми директорами музея стали дети Льва Толстого — Александра Львовна и Сергей Львович Толстые.

На площади Льва Толстого сгорел мусоровоз коммунальщиков (фото) | НашКиев.UA

Голые ноги льва толстого

Полицейский Василий Мельников, которого подозревают в превышении власти или служебных полномочий, которое сопровождалось насилием, рассказал свою версию субботних событий возле здания Подольского управления полиции на улице Хорива. Видеоролик с его рассказом опубликовал лидер Социалистической партии Украины Илья Кива на своей странице в Facebook.

Действия полиции Мельников объяснил тем, что протестующие пытались войти в помещение Подольского управления полиции, где находится огнестрельное оружие. Когда же, по его словам, правоохранители сказали протестующим покинуть помещение, те стали пытаться силой зайти в дежурную часть, где, собственно, и хранится оружие.

«Поэтому, зная о том, что у людей, которые пришли на помощь (ранее задержанным на Контрактовой площади активистам С14 — ред.), может быть больше оружия, чем у тех, которые были ранее задержаны…

То есть помимо ножей, баллончиков и пистолетов может быть все что угодно. И я переживаю не только за себя, но и за своих коллег, которые находились в этом управлении.

Потому что пострадал не только я, пострадали и другие сотрудники», — сказал Мельников.

Полицейский добавил, что смотрел видео задержания и в тот момент, когда была произнесена фраза «Лежать, Бандера!», его не было на улице.

«Когда произносились эти слова, меня еще не было на улице. И в тот момент я вообще не думал, кто такой, для того, чтобы кричать это», — сказал Мельников.

На вопрос журналистов, кто для него Степан Бандера, полицейский ответил: «Человек, который когда-то был националистом и отстаивал свои интересы. Я к нему равнодушен. Для меня он ни позитивный, ни негативный».

Также Мельников рассказал, что во время задержания протестующих на улице Хорива, он находился в эмоциональном состоянии. Однако, по словам полицейского, если он и наносил удары по лежащим на земле людям, то делал это не по голове. При этом он не стал ни отрицать, ни подтверждать, что применял физическую силу.

Важно

Полицейский рассказал, что работает в правоохранительных органах с 2006 года, но в «Беркуте» он не служил.

Напомним, в субботу, 9 февраля, во время акции «Кто заказал Катю Гандзюк?» и встречи с избирателями кандидата на пост президента Украины Юлии Тимошенко на Контрактовой площади полиция задержала активистов С14. Задержанных отвезли в отделение полиции на улице Хорива.

В полиции заявили, что после того, как задержанные были отпущены, протестующие предприняли попытку штурма здания. В результате были задержаны 40 человек.

Активисты в свою очередь рассказали о том, что никакой попытки штурма не было — они пришли забрать свои вещи, которые им не вернули полицейские.

Позже по факту попытки штурма райуправления полиции в Киеве открыто уголовное производство. Также Генпрокуратурой были заведены дела на полицейских, которые задерживали протестующих у Подольского отделения полиции.

Волонтер Роман Синицин предложил вознаграждение за помощь в установлении сотрудников полиции, которые принимали участие в избиении активистов во время их попытки штурма Подольского управления полиции.

Позже волонтер сообщил, что в отношении него открыли уголовное производство по статье «угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа».

Во вторник, 12 февраля, Печерский районный суд Киева избрал меру пресечения для полицейского Василия Мельникова, которого подозревают в превышении власти или служебных полномочий при задержании протестующих у отделения полиции. На следующий день глава Социалистической партии Украины Илья Кива внес за Мельникова залог в размере 115 000 грн.