Гениальный конструктор сергей королёв

Королев Сергей Павлович – Научный Деятель

Гениальный конструктор сергей королёв

Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР. Председатель Совета главных конструкторов СССР. Академик Академии Наук СССР. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии. По его инициативе и под его руководством осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Сергей Королев родился 12 января 1907 года в городе Житомир, Украина. Мальчик вырос в семье учителя. Из­-за распада семьи с двух до десяти лет воспитывался в городе Нежин, ныне Черниговской области в большой купеческой семье родителей матери, Москаленко.

     С 1917 года парень жил с отчимом и матерью, Григорием Михайловичем и Марией Николаевной Баланиными, в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. С 1921 года учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках.

Обратите внимание

     В этом же году Королев познакомился с летчиками водного отряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с шестнадцати лет как лектор по ликвидации авиационной безграмотности, а с семнадцати как автор проекта безмоторного самолета К­-5, официально защищенного перед комиссией и рекомендованного к постройке.

В подвиги этого русского летчика трудно поверить…

     Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королев за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал планеристом.

     В феврале 1930 года Королев успешно защитил дипломный проект легкого самолета СК­-4. Параллельно конструировал еще один рекордный аппарат, рассчитанный «на все случаи жизни», планер СК-­3 «Красная звезда», на котором в октябре 1930 года впервые в мире выполнены петли Нестерова в свободном полете.

     С марта 1931 года Сергей Павлович начал работать старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте. Главным событием во время его работы в можно считать встречу с Цандером, который начал программу испытаний своего лабораторного ракетного двигателя ОР-­1. Молодой человек активно включился в работу.

     В сентябре 1931 года в системе Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству создается группа изучения реактивного движения во главе с Цандером, в задачи которой входили разработка и испытание экспериментального ракетоплана РП­-1 с жидкостным ракетным двигателем ОР­-2.

     Московская группа стала называться Центральной, а Королев возглавил ее научно – технический совет.

С этого времени ученый уделял разработке ракетного оружия первостепенное внимание, понимая, что укрепление обороноспособности страны является непременным условием и для выполнения программ использования ракетной техники в мирных целях. Королев приступил к организации своего первого Конструкторского Бюро.

     В августе 1933 года первая отечественная жидкостная ракета ГИРД-­09 достигла высоты 400 метров, что являлось принципиальным достижением.

Этот полет доказал, что ракетная техника является не фантастикой, а реальностью.

Важно

Итоги первых шагов ракетостроения Королев подвел в своей книге «Ракетный полет в стратосфере», в которой осветил реальные некосмические возможности применения ракет в научных и военных целях.

     В конце июня 1938 года Сергей Павлович Королев арестован как участник контрреволюционной троцкистской организации. Приговором Военной коллегии Верховного суда СССР от 27 августа 1938 года осужден по статьям 58­7, вредительство и 58­11, подготовка к совершению антисоветских преступлений к десяти годам заключения в исправительно – ­трудовых лагерях.

     Наказание отбывал в Колымских лагерях. По жалобе Королева 13 июня 1939 года приговор отменен, а дело направлено на новое рассмотрение, сам Королев возвращен из Колымы в московскую тюрьму. Вторично дело Королева рассмотрено заочно 10 июля 1940 года Особым совещанием при Народном комиссаре внутренних дел СССР. Теперь приговор вынесен ­сроком на восемь лет лишения свободы.

     В сентябре 1940 года Королев благодаря ходатайству Туполева направлен в Центральное Конструкторское Бюро-­29 для разработки нового бомбардировщика. Королев сразу же представил в НКВД проектные предложения по созданию для него ракетной аэроторпеды АТ, которая позволяла наносить удары, не входя в зону противовоздушной обороны.

     После того как коллектив Туполева эвакуирован в Омск, Королев направлен в Казань с задачей разработки применения жидкостного ракетного двигателя с тягой 300 кг. Королев предложил ряд вариантов, из которых выбран проект авиационной ракетной установки, обеспечивающей кратковременное увеличение скорости боевых самолетов.

     В результате отработки установка получила высокую оценку. За эту работу Королев награжден орденом «Знак Почета», а 27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о его досрочном освобождении.

     В мае 1946 года советским руководством принято постановление о развитии ракетного строения в стране, в соответствии с которым в подмосковном Калининграде создан Государственный союзный научно – исследовательский институт реактивного вооружения, одним из главных конструкторов которого назначен Сергей Павлович Королев.

     Уже в октябре 1947 года проведены летные испытания ракет А-­4, собранных в институтах Нордхаузен и НИИ­-88 в основном из трофейных узлов и агрегатов. Через год с гораздо лучшими результатами по надежности и точности попадания испытаны первые ракеты Р-­1, воспроизводящие А­-4 по отечественной документации и из своих материалов.

Совет

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года за заслуги в деле создания дальних баллистических ракет Королеву Сергею Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

     В дальнейшем Королев разрабатывал более совершенную компактную двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-­9 и сдал ее на вооружение в 1962 году. Параллельно с работами над важными космическими системами начал первым в стране разрабатывать твердотопливную межконтинентальную ракету РТ-­2, которая сдана на вооружение уже после его смерти.

     На этом ОКБ­-1 Королева перестало заниматься боевой ракетной тематикой и сосредоточило свои силы на создании приоритетных космических систем и уникальных ракетоносителей.

     Военные разработки являлись для Королева условием для освоения космоса. Впервые в истории землян 4 октября 1957 года запущен искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября на орбиту отправлен второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. И наконец, 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек планеты Юрий Алексеевич Гагарин.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за особые заслуги в развитии ракетной техники и за работы по созданию и успешному запуску первого в мире космического корабля «Восток» с человеком на борту Королев Сергей Павлович награжден второй золотой медалью «Серп и Молот».

     Скончался великий конструктор Сергей Королев во время операции 14 января 1966 года. Урна с его прахом захоронена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Дважды Герой Социалистического Труда (20.04.1956; 17.06.1961)

Три ордена Ленина

Орден «Знак Почета»

Лауреат Ленинской премии

Академик АН СССР

Почетный гражданин городов Королев, Калуга и Байконур

Дома-музеи

В 1970 году в Житомире, в доме, где родился Королев, открыт дом-музей С. П. Королева.

В 1975 году в Москве, в доме, где Королев жил и работал последние годы жизни, открыт Мемориальный дом-музей академика С. П. Королева.

В 1987 году в Житомире открыт Музей космонавтики имени Сергея Павловича Королева.

Памятники

В России

Памятник в городе Королев (Московская область) на проспекте Королева.Памятник в Москве.Памятник Королеву и Юрию Гагарину в Таганроге.Памятник-бюст в Самаре около национального исследовательского университета имени Королева.Памятник в Чебоксарах.

Обратите внимание

Памятник-бюст на проспекте Королева в Санкт-Петербурге на территории спортивной школы (8.04.2017).Памятник около учебно-лабораторного корпуса МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Памятник Королеву открыт в августе 2016 года в Омске к 300-летию города перед ДК Химик на проспекте Королева.

Памятник в корпусе факультета СМ МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Сергей Королев

Гениальный конструктор сергей королёв

Сергей Павлович Королев — выдающийся советский конструктор и ученый XX века, академик АН СССР, основоположник космонавтики, создатель программ и крупнейший специалист в области ракетостроения и кораблестроения.

Сергей Королев в детстве

Сергей Королев родился 12 января 1907 года (по старому стилю 31 декабря 1906) в Житомире. Его отец был учителем, из разночинцев.

После распада семьи мальчика отправили в Нежин к родителям матери, где он воспитывался в купеческой семье. С 1917 года он живет в Одессе со своей матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным.

Школьную программу изучал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.

Интересные факты из биографии:

  • В 1921 году знакомится с летчиками гидроотряда и участвует в авиационной жизни: в 16 лет читает лекции об авиации. Первое его изобретение, созданное в 17 лет, это безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке.
  • 1924-1926 года – учеба в Киевском политехе.
  • В 1926 году переводится в Москву в высшее техническое училище. Участвует в организации планерной школы, становится инструктором и испытателем планеров, заканчивает школу летчиков, посещает аэродинамический кружок и разрабатывает легкие самолеты и планеры. Начиная с четвертого курса, работает в КБ.

Сергей Королев в молодости

  • С 1927 года четыре раза подряд участвует во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле.
  • В 1929 года встречается с К. Э. Циолковским, который советует ему заняться космическими полетами дарит книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендует обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру – инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).
  • В феврале 1930 года под руководством А.Н. Туполева защищает проект самолета СК-4. Одновременно с этим Королев создает планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете были выполнены петли Нестерова. Конструктор не смог сам выполнить полет, так как заболел тифом с осложнением в виде глухоты и потери памяти. До болезни у него была феноменальная память.

Сергей Королев в молодости

  • В марте 1931 года начинает работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода – встреча с Цандером, который занимается испытаниями двигателя ОР-1. В работу включается и Королев. В сентябре 1931-го группа во главе с Цандером начинает разработку и испытание ракетоплана РП-1 с жидкостным двигателем.

Первые шаги отечественного ракетостроения

Сергей Королев возглавляет научно-технический совет московской ГИРД. Первостепенное внимание уделяется ракетному оружию, необходимому для укрепления обороноспособности страны. Королев создает первое КБ, из членов ЦГИР, вошедшее в историю ракетостроения.

Сергей Королев

Здесь получило начало большинство направлений отечественного ракетостроения. Достижением этого периода стал запуск жидкостной ракеты ГИРД-09, поднявшейся на высоту 400 м. Результаты своей работы Королев описывает в книге «Ракетный полет в стратосфере» (1934). Здесь же он освещает возможности некосмического использования ракет в военных и научных целях.

Сергей Королев

В сентябре 1933 года 26-летнего Королева назначают заместителем директора Реактивного института. Надежды гирдовцев о переходе к серьезным проектам не оправдались, тематика разработок сократилась, и в 1934 году Королев был освобожден от должности. Он остался работать в институте рядовым инженером, сосредоточив усилия на разработке крылатых ракет.

Управляемое ракетное оружие

В 1936 году Королев назначен главным конструктором отдела РНИИ, разрабатывающего ракетные летательные аппараты. Сергей обладал удивительной интуицией, энциклопедическими знаниями и опытом. Впервые им была обоснована концепция ракетного истребителя-перехватчика, достигающего за несколько минут большой высоты, атакующего самолеты, угрожающие защищаемому объекту.

Сергей Королев

Во время испытаний, которые Королев планировал проводить лично, случилась авария, во время которой конструктор получил ранение головы и оказался на больничной койке. После больницы, 27 июня 1938 года его арестовали как участника троцкистской контрреволюционной организации. Королева приговорили к десяти годам и отправили на Колыму.

Арест Сергея Королева | VitebskCity

В связи с арестом маршала Тухачевского и авторов нового оружия, разработки остановились. Исследование ракетоплана, которым занимался Королев, было продолжено, но без его участия построить боевой ракетный самолет не представлялось возможным.

Победа и трофеи

В сентябре 1940 года по ходатайству Туполева (хотя он и сам был арестован в 1938 году) Королева вызвали из Колымы. Он сразу же приступил к разработке нового бомбардировщика. После первого полета в декабре 1941 года коллектив Туполева эвакуировали в Омск. Здесь самолет Ту-2 был запущен в производство. Это был лучший фронтовой бомбардировщик.

Сергей Королев | HistoryTime

Сергей Королев продолжил работу в тюремном КБ Казани, занимаясь разработкой авиационной ракетной установки. По итогам деятельности его наградили орденом «Знак Почета» и освободили от тюрьмы.

В конце войны он создает проекты РДД Д-1 и Д-2 с двигателями на твердом топливе. Оказалось, что в Германии подобные проекты уже реализованы, поэтому его направляют на немецкие предприятия.

Королев приходит к выводу, что на родине у него есть возможности для создания подобных ракет, но с улучшенными характеристиками.

Сергей Королев | Канобу

В мае 1946 года советское руководство принимает постановление, положившее начало развитию ракетостроения. В подмосковном Калининграде (сегодня Королев) создается Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). Королев назначается одним из главных его конструкторов.

Далее события развиваются стремительно:

  • По указанию Сталина создается копия немецкой ракеты;
  • Проводятся испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов в институтах Нордхаузен и НИИ-88;
  • Испытываются первые ракеты Р-1, воспроизводящие А-4 из своих материалов по отечественной документации.

Конструктор

Сергей Королев оказался не только талантливым конструктором, но и организатором, сумевшим скоординировать работу всех подразделений.

Освоение вершин военной техники началось с создания ракеты с дальностью 300 км. В 1948 создается ракета Р-2 с дальностью 600 км, способная достичь некоторых американских баз. В результате дальнейших разработок появляется РДД Р-5М с дальностью 1200 км и ядерной боевой частью. Испытания стратегической ракеты проводились на Семипалатинском полигоне 2 февраля 1956 года.

Сергей Королев | HSL

Основным направлением Королева была разработка многоступенчатых межконтинентальных ракет. Созданная им баллистическая ракета (МБР) Р-7 имела дальность 8 тыс. км., модернизированный вариант МБР Р-7А – 12 тыс. км.

Жидкостные МБР проигрывали американским твердотопливным, поэтому была создана экспериментальная ракета РТ-1 на твердом топливе.

Современные ракетные комплексы оснащаются твердотопливными ракетами, в основе которых МБР РТ-2, созданная Королевым.

Космонавтика

Военные разработки были для Королева условием для дальнейшего освоения космоса. 4 октября 1957 года впервые в истории землян был запущен искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября на орбиту отправлен второй спутник, на борту которого была собака Лайка. 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин.

Сергей Королев и Юрий Гагарин | Коммерсантъ

В реализации этих проектов были задействованы специалисты Совета главных конструкторов, созданного Королевым. При его жизни было успешно осуществлено еще семь полетов пилотируемых кораблей, запущены спутники, космические научные станции и системы.

Памятник Сергею Королеву | Аргументы и Факты

Жизнь главного конструктора оборвалась рано, это случилось 14 января 1966 года. Причиной смерти стала хирургическая операция, во время которой остановилось сердце. После его ухода темпы развития космических программ снизились. Ни в России, ни в США не появился равный ему по масштабу личности и дарования человек.

Личная жизнь

Сергей Королев был дважды женат. Первый раз он женился августе 1931 года на однокласснице Ксении Винцентини, в 1935 году она родила ему дочь. 

Сергей Королев с женой Ксенией и дочерью | День Онлайн

В 1948 году семья распалась. 

Сергей Королев и Нина Котенкова | Личности

Со второй женой – Ниной Ивановной Котенковой, которая была переводчицей в НИИ-88, он познакомился на работе.

Фото

Генеральный конструктор. Сергей Королев

Гениальный конструктор сергей королёв

В данной статье мы расскажем о величайшем учёном СССР Сергее Павловиче Королёве. Родился он 31 декабря 1906 года по старому стилю (по-новому – 12 января 1907 года»).

Когда мы говорим о начале эры освоения космического пространства, первых шагах по созданию ракет, нельзя не сказать о Королёве. Сергей Павлович получил наследие от ещё одного великого учёного-теоретика Циолковского.

Он как раз и заложил в душе будущего величайшего конструктора основы, что и заинтересовало его в дальнейшем развитии в этой сфере. Так он и дошёл до построения ракетных аппаратов.

Начало деятельности

Королёв был не только учёным, но и отличным организаторским деятелей. Он долгое время был в руководстве над проектами нескольких институтов и конструкторских бюро, специализировавшихся на создании ракет. Уже в июле 1932 года он стал во главе так называемой Группы реактивного движения.

Прошёл год напряжённой работы, и вот уже в августе 1933 года осуществлены запуски проверочных вариантов ракет на гибридном топливе, так называемых «ГИРД-09». В ноябре того же года запустили жидкотопливные ракеты («ГИРД-Х»). Карьера Королёва пошла на стремительный подъём.

С 1933 года Сергей Королёв занял должность заместителя начальника Реактивного института, а в дальнейшие 5 лет был назначен на различные должности, касавшиеся тематики ракетного устройства.

Арест и дальнейшие разработки

Однако, столь успешная карьера вдруг прервалась. Его берут под арест в 1938 году и судят на 10 лет по ложному обвинению. Но Королёв всё равно продолжает свою научную деятельность.

Далее он стал заниматься разработкой бомбардировщика «Ту-2», начатой Туполевым. Это была осень 1940 года.

В тот год его перевели в ЦКБ-29 НКВД СССР, где он параллельно работал над идеями по созданию перехватчика ракет и моделей управляемой аэроторпеды.

В 1942 году он начал заниматься вопросами авиационного применения ракетных двигателей. В то время он переместился в конструкторское бюро НКВД СССР, осуществлявшее свою деятельность при авиационном казанском заводе.

В 1939-1940 годы Королёв занимался разработкой управляемой крылатой ракеты (212), а также запуском опытного образца ракетного планера (РП-318-1).

С 1942 по 1946 года он занял должность заместителя главного конструктора по двигателям.

Важно

Там он занимался курированием вопросов использования жидкостных ракетных ускорителей, предназначенных для всех самолётов, в том числе и боевых. В августе того же года он занялся проектирование ракет баллистического типа.

Королёв был научным гением. Его гениальность и встала в основе разработки ракет средней и межконтинентальной дальности. Его идеи практической космонавтики признал весь мир. Нельзя переоценить роль этого великого человека в обеспечении стратегического равенства ракетной и космической отраслей государства, давшего нашей стране возможность занять место лидирующей космической державы.

На земле проходили разработки космических комплексов, а в небеса впервые были подняты ракета-носитель, именованная «Востоком», межконтинентальная ракета баллистического типа и спутник Земли. Всё это проходило под прямым управлением и личном участии Сергея Королёва.

Как раз в то время человечество в первый раз на космических кораблях поднялось с Земли в лице Гагарина, а также посетило открытый космос в лице Леонова. А ведь всё это и является прямой заслугой Королёва, являющегося таким гениальным и прозорливым учёным.

Начало проекта пилотируемого полёта на Марс дано именно при руководстве Королёва. Его идеи по разработке долговременной орбитальной станции стали базой создания новейшей на тот момент конструкции космического назначения, названной «Союзом».

Смерть и наследие

К сожалению, учёный не сумел реализовать сам множество своих идей. Более того, он не увидел многих достижений, которые являлись именно его заслугой.

Например, он не увидел такого события, когда космонавты научились находиться без скафандров в жилом отсеке продолжительное время.

Также первую аппаратную стыковку двух кораблей СССР «Союз» на околоземной орбите (космонавты переместились из одного корабля в другой через открытый космос) совершили уже без Королёва.

Совет

Сергей Королёв раздумывал о полёте человека на Луну, но это так и не осуществилось при его жизни, а затем лунную программу просто затормозили, и изучение спутника уже проводилось посредством беспилотных аппаратов космического назначения.

Главный конструктор Королёв не был ограничен лишь тематикой аппаратов космического назначения. Он вёл также проекты и программы по направлениям в области ракетостроения. Труды и идеи Королёва до сих пор развиваются и продолжаются его учениками, имевшими честь сотрудничать с этим гением.

Скончался Королёв 14 января 1966 года. На тот момент ему было 59 лет. Хоть и прервался полёт гениальных мыслей учёного, но его труды повлияли на дальнейшие работы по освоению космоса. Благодаря нему были созданы в последующем коллективы профессионалов, из которых конструкторы, учёные, инженеры. Конечно же, невообразимо, что бы было, если бы он не ушёл так рано.

Заслуги Королёва высоко ценятся и ныне. Академия наук ныне учреждает золотую медаль имени Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Также в образовательных заведениях учреждают и

менные стипендии. В городах, что связаны с его жизнедеятельностью воздвигли монументы и создали музеи. Он настолько прославился, что его имя присвоили учебным заведениям, многим улицам, городам, перевалу, высокогорному пику и даже лунному кратеру.

Королёва наградили в своё время многими орденами СССР. Он был удостоен нескольких высочайших званий, куда входит и звание Героя Социалистического Труда. Он его заполучил даже раньше, чем подписали указ о реабилитации этого звания.

Примечательно, что при его жизни его имя скрывали в секрете, так как это была важная персона для государства и мира. Таким образом, о нём никто не говорил во время запуска первого спутника и даже после полёта Гагарина.

Похоронен знаменитый Королёв в Москве, прямо у стены Кремля.

Главный конструктор Королев Сергей Павлович

Гениальный конструктор сергей королёв

?kindwolf76 (kindwolf76) wrote,
2018-01-28 16:27:00kindwolf76
kindwolf76
2018-01-28 16:27:00Его всегда окружала тайна, и даже смерть Сергея Королева породила немало разных вопросов и кривотолковЖизнь не раз подводила Сергея Павловича Королева к последней черте и испытывала на крепость. Но подарила ему исполнение такой мечты, которой до него не удавалось осуществить ни одному гению, – послать человека в космос. Однако мировая слава пришла к нему уже после смерти.

Стойка на руках

Сергей Королёв в 1912 годуОсновоположник практической космонавтики Сергей Королев родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по ст. ст.) в городе Житомире, в семье педагогов. С детства он проявил исключительные способности и уже в 17 лет увлекся авиационной техникой и воздухоплаванием, летал на гидросамолете, разработал проект безмоторного самолета К-5.Его девизом были слова «Вперед и вверх!», он быстро загорался и с упорством стремился к цели. Это было заметно даже по истории его женитьбы на подруге детства Ксении Винцентини. Красивая и своенравная девушка не отвергала ухаживаний Сергея, но долгое время не соглашалась стать его женой. Целых семь лет Королев кругами ходил вокруг нее. Чтобы добиться первого поцелуя, даже делал стойку на руках на крыше дома. Терпеливо ждал, пока она окончит медицинский институт, приложил максимум усилий, чтобы перетащить ее в Москву, и наконец в 1931 году добился своего. В 1935 году у них родилась дочь Наташа.Сергей Королёв 20-е годы

Важные встречи

Сам он окончил аэромеханический факультет Московского высшего технического училища (МВТУ) имени Баумана. Еще студентом стал работать в конструкторском бюро.

Занимался с привычным рвением и трудолюбием, обратив на себя внимание молодого талантливого авиаконструктора Андрея Туполева, который читал студентам лекции по самолетостроению. Через несколько лет они снова встретятся при необычных, почти трагических обстоятельствах.

Незабываемой для Сергея стала встреча в 1929 году с Константином Эдуардовичем Циолковским. Ученый-самоучка поразил Королева своими гениальными идеями. «Строить ракеты и летать на них» – с такой мыслью Королев ушел от Циолковского.

Эта встреча помогла Сергею Павловичу окончательно обрести смысл жизни, который он характеризовал словами «пробиться к звездам».

Там, где гении не нужны

Кажется, всё складывалось как нельзя лучше: позади годы учебы, впереди – перспективная работа над ракетами. В 1933 году был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Заместителем директора по научной части стал Сергей Королев, а через год он возглавил отдел ракетных летательных аппаратов.

Обратите внимание

Судьбу Сергея Павловича сломала человеческая зависть. На руководство института поступил донос. В результате – арест целой группы ученых, занимавшихся разработкой новейших вооружений. Директора НИИ Ивана Клейменова и его зама Григория Лангемака расстреляли в начале 1938 года, а в ночь на 27 сентября пришли в дом Королевых. Сергея Павловича арестовали.

После ареста в 1938 годуЕго жена Ксения от горя в 30 лет поседела. Ей пришлось испытать всю участь «жены врага народа», когда многие знакомые перестали ее узнавать и сторонились, как зачумленной. В Бутырке Королева допрашивали с пристрастием и графином разбили ему челюсть, в результате рот стал плохо открываться.

Но расстрела он избежал, его осудили «за вредительство» к 10 годам лагерей. Он попал на Колыму, на золотой прииск.Блестящие способности создателя ракет лагерному начальству были ни к чему, и он стал разнорабочим. Здесь его, как и многих других, настигла цинга.

С «политическими» не церемонились, и Королев, забытый в бараке, медленно и мучительно умирал от голода и холода. Разбирая тряпье, которое надо было сжечь, его случайно обнаружил бригадир лагеря Усачев. Когда-то он работал у Сергея Павловича в одном из НИИ, а на прииске стал уголовным авторитетом.

Пользуясь своим положением, бригадир, несмотря на неписаный закон своих дружков не помогать «политическим», устроил Королева в лазарет. Так он выжил. «Меня спасли уголовники», – не раз повторял потом Сергей Павлович.

Вмешательство судьбы

Все-таки он оказался «счастливчиком». В 1940 году стали собирать авиаконструкторов, в том числе и осужденных. Королева, за которого хлопотали не только родные, но и известная летчица Валентина Гризодубова, велено было вернуть на Большую землю. Сергей Павлович вспоминал, как лагерники собрали ему одежду поновее – фуфайку, сапоги.

Надо было сначала как-то добраться до Магадана, а мороз – 40 градусов. Остановил полуторку. Шофер согласился подвезти, но только за сапоги. Так и пришлось отдать ему хорошую обувку, а самому надеть его рванье.

Замерзший, не евший два дня, добрался до магаданских бараков, а там – о чудо! – нашел на снегу буханку хлеба, еще теплую: видно потеряли, когда несли из кухни. Так и поверил в Провидение.В комендатуре отдал письмо с распоряжением отправить его в Москву, ему ответили, что на пароходе уже нет мест, надо ждать следующей навигации.

Важно

Со слезами на глазах Королев провожал уходящий без него пароход «Индигирка». А через 4 дня это грузовое судно напоролось на скалы и затонуло.Наконец он добрался до Москвы, в 1940 году его снова судили, дали ему теперь восемь лет и направили в «шарагу».

Это тоже был лагерь, но с нормальными условиями жизни, а главное – была работа по специальности. Возглавлял «шарагу» Андрей Туполев – тоже заключенный, тот самый, который когда-то учил Сергея. Здесь создавали новые бомбардировщики, а Королев по своей инициативе еще занимался и ракетами.

В июле 1944 года Сергея Королева досрочно освободили – со снятием судимости, но без реабилитации. Реабилитировали его «за отсутствием состава преступления» только в 1957-м, в тот год, когда мир узнал русское слово «спутник».Андрей Туполев

Хлопнут без некролога

Долгие мытарства в лагерях не могли не отразиться на характере и судьбе Королева. Он стал вспыльчив, и на работе страшились приступов его гнева, хотя он быстро отходил. Семья его распалась. С женой, которой он писал из лагеря нежные, ласковые письма, он расстался. Потерял связь и с дочерью, которая не простила ему расставания с матерью.

Некоторые сослуживцы считали его пессимистом и циником, приводили его любимые фразы: «Хлопнут без некролога» и «Мы все исчезнем без следа». Но космонавт Алексей Леонов, хорошо знавший Главного (так его называли космонавты) категорически с этим не согласен.

По его мнению, испытания не сломили Королева, в нем не было ни злобы, ни ненависти, он никогда не жаловался на жизнь, а тратил силы только на созидание.Он много и тяжело работал, чуть ли не по году жил на Байконуре, в степи, в щитовом домике, с ванной, стоящей на кирпичах. Его не смущали походные условия, но угнетало одиночество.

Он был засекречен, закрыт для всех, ему не с кем было поделиться простыми человеческими радостями и горестями. Он пытался рассказать о них, «излить душу» в письмах своей второй жене Нине Ивановне, работавшей переводчицей, но, молодая женщина вряд ли могла оценить всю тяжесть его положения.

Впервые его имя публично произнес Никита Хрущев на свадьбе Валентины Терешковой и Андрияна Николаева 3 ноября 1963 года, подняв рюмку «за нашего космического отца, за Сергея Павловича Королева, за главного конструктора звездных кораблей».

Действительно, без Королева у нас не появились бы так быстро ни баллистические ракеты, ни первый в мире искусственный спутник, ни первый на планете космонавт Юрий Гагарин. За свои заслуги Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Павлович Королев был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, получил Ленинскую премию.

Секретная смерть

Сергей Павлович Королёв Генеральный конструктор Генеральный конструктор КОСМИЧЕСКИХ кораблей КОСМИЧЕСКИХ кораблей. – презентация

Гениальный конструктор сергей королёв

1 Сергей Павлович Королёв Генеральный конструктор Генеральный конструктор КОСМИЧЕСКИХ кораблей КОСМИЧЕСКИХ кораблей

2 Чтобы расчеты и формулы воплотились в космические аппараты, чтобы человек смог действительно оторваться от Земли и выйти в космическое пространство, должен был прийти генеральный конструктор космических кораблей, человек необычайного и организационного таланта, координирующий работу крупнейших коллективов, создающих ракетно- Космические системы. Таким конструктором был Сергей Павлович Королёв.

3 Биография Он родился в 1906 году. Работал, чтобы прокормить семью. Занимался в Киевском политехническом институте. Затем продолжил учебу в Москве в Высшем техническом училище им. Баумана и в 1929 году закончил факультет аэромеханики. Знаменитый конструктор А.Н.Туполев высоко оценил дипломный проект Королева,посвященный легкомоторным самолетам. Но мечты уносили Сергия Павловича дальше, за пределы земной атмосферы, куда путь самолетам закрыт.
Совет

4 В 1934 г. Вышла книга С.П.Королева «Ракетный полет в стратосфере». Эту книгу отметил К.Э.Циолковский. В начале 30-х годов Королев возглавил группу инженеров – специалистов в области ракетного движения. Первые ракеты зарождались в конструкторских бюро на экспериментальных заводах, проходили испытания на полигонах.

5 Наши космические достижения С именем Королева связаны все наши связаны все наши достижения:первый исскуственный спутник, ракета, доставившая вымпел на Луну, автоматическая станция, пилотируемые космические корабли.

6 За 60 лет жизни замечательный ученый Королёв много сделал не только для Родины, но и для всего человечества. Обладая необыкновенным умом, смелостью, он горячо верил в беспредельные возможности человека, в то, что освоение космоса принесёт людям благо и счастье.

7 С.П.Королёв стал в СССР ведущим специалистом в области ракетной техники еще до Второй мировой войны. 17 августа 1993 г. под его руководством в районе подмосковного поселка Нахабино была успешно запущена ракета ГИРД-09, работавшая на смеси жидкого кислорода и отвержденного бензина. Этот аппарат достиг высоты около 400 м. Спустя три года Королев спроектировал ракетопланер, поднимавшийся в воздух с помощью самолета-буксировщика.

8 Менее чем через два десятилетия, 4 октября 1957 г. с помощью межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, разработанной конструкторским бюро С.П. Королева, был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. В гг. под руководством С.П.Королева был создан первоначальный вариант ракеты «Союз-У». «Союз-У» – представитель самого массового в мире семейства баллистических ракет и ракет-носителей (выпущено около 1000 экземпляров).

9 В создании ракетно-космической техники участвуют тысячи ученых, инженеров, рабочих, масштабы работ требуют объединения усилий людей многих областей науки и техники. Генеральный конструктор С.П.Королев умел находить способных, талантливых специалистов, умел создать творческую обстановку, работавшие с ним заражались его энергией и все силы отдавали общему делу. Всех, кто участвовал в том или ином эксперименте, Королев объединял понятием «МЫ». При решении сложных, а порой совершенно новых вопросов Сергею Павловичу помогала смелая фантазия, неистребимый оптимизм и разумная осторожность. Он умел и любил рисковать, но никогда не забывал о ценности человеческой жизни, вернее, ее бесценности, так как дороже человека ничего нет.

10 Создал презентацию о Королёве Ученик 6г класса школы 1Чернов Никита

Трагедия Королёва: как пытали и убивали будущего Генерального Конструктора

Гениальный конструктор сергей королёв

?tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
2017-01-12 21:07:00tverdyi_znak
tverdyi_znak
2017-01-12 21:07:00Category:110 лет назад, 12 января 1907 года, родился Сергей Королёв, ракетостроитель, российский ученый-конструктор ракетно-космических систем, действительный член Академии наук СССР (1958, член-корреспондент с 1953), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961), лауреат Ленинской премии (1957); руководитель советских ракетной и космической программ, основоположник практической космонавтики, и прочая, и прочая…А ведь всех этих званий и наград могло бы и не быть, и только безымянный холмик промерзшей земли остался бы от Королёва, чудом не погибшего в сталинской тюрьме и на Колыме…
Сначала ничто не предвещало будущих потрясений и ударов судьбы: просто детство одаренного ребёнка в Российской Империи…Сергей Королёв родился 12 января 1907 (по новому стилю) в городе Житомире (Российская империя) в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва (1877—1929), родом из Могилёва, и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко (Баланиной) (1888—1980).
Дом Королёва в ЖитомиреЕму было около трёх лет, когда Мария Москаленко ушла из семьи. Маленького Серёжу отправили в Нежин к бабушке Марии Матвеевне и дедушке Николаю Яковлевичу Москаленко.В 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве, в 1917 году пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать, Мария Николаевна Баланина, и отчим — Григорий Михайлович Баланин.В гимназии учился недолго — её закрыли; потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома — его мать и отчим были учителями, а отчим, помимо педагогического, имел инженерное образование. Ещё в школьные годы Сергей интересовался новой тогда авиационной техникой, и проявил к ней исключительные способности. В 1922—1924 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.В 1921 году познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет — как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 — как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана.За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. 2 ноября 1929 года на планёре «Жар-птица» конструкции М. К. Тихонравова Королёв сдал экзамены на звание «пилот-паритель», а в декабре того же года под руководством Андрея Николаевича Туполева защитил дипломную работу — проект самолёта СК-4. Спроектированные им и построенные летательные аппараты — планёры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, — показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора.Однако, особенно после встречи с К. Э. Циолковским, Королёва увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения.В сентябре 1931 года С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добились создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД); в апреле 1932 года она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.17 августа 1933 года был осуществлён первый удачный пуск ракеты ГИРД.В 1933 году на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) был создан Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И. Т. Клеймёнова. Королёв был назначен его заместителем в ранге дивинженера.
Дивинженер С. П. Королёв в 1933 годуВ 1935 году он стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов; в 1936 году ему удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную — 217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную — 212 с жидкостным ракетным двигателем. В его отделе к 1938 году были разработаны проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитных твердотопливных ракет. Однако расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники заставили Королёва оставить пост заместителя директора, и он был назначен на рядовую должность старшего инженера.27 июня 1938 года начальник отдела ракетных летательных систем московского Ракетного научно-исследовательского института 31-летний Сергей Павлович Королев был арестован по печально знаменитой 58-й статье как участник контрреволюционной троцкистской организации, якобы действующей внутри РНИИ, а также за срыв сдачи новых образцов вооружения (ранее по «делу РНИИ» подверглись аресту Клейменов, Лангемак, Глушко).

Королёв на допросах был подвергнут пыткам — ему сломали обе челюсти, ударив Сергея Павловича графином по скуле. Королёв писал: «Следователи Шестаков и Быков подвергли меня физическим репрессиям и издевательствам».

В 1938 году, пытавшие его следователи, сломавшие заключенному челюсть и вскоре, после угроз расправиться с женой и дочерью, добившиеся признательных показаний, вряд ли задумывались о будущей судьбе подследственного.

Через руки садистов проходили десятки ярких личностей и среди следователей было даже негласное соревнование: кто у кого быстрее сломается и все подпишет.
После ареста. Бутырская тюрьма, 28 июня 1938 г.25 сентября 1938 года Королёв был включён в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР.

Обратите внимание

Председательствовал на заседании Военной коллегии Верховного суда армвоенюрист Василий Ульрих, «через руки» которого прошли десятки тысяч репрессированных.Отказ на суде от выбитых под пытками «признаний», разумеется, ни на что не повлиял, но подсудимому повезло.

В списке Королёв шёл по первой категории — их почти всех приговаривали к расстрелу. Было бы это на год раньше, то на этом для Королёва и кончилось бы всё. Но ему повезло, 27 сентября 1938 года Сергей Королёв был приговорен к 10 годам заключения и отправлен на Колыму.

На Колыме, на золотом прииске, Королёв выжил случайно.

К систематическому недоеданию и цинге, жестоким морозам и изнурительному труду, добавился террор уголовников. Уголовники вообще безнаказанно эксплуатировали «врагов народа» – за их счет освобождали «своих» от тяжелой физической работы, отнимали пайки, чтобы лучше питаться.

Попытка «бунта» гордого одиночки была с легкостью подавлена измором. Он стал «фитилем», его даже перестали гонять на работу, так как он не мог ходить: «Как только наклонюсь – падаю. Распух язык, десны кровоточили, зубы повыпадали от цинги».

Не работаешь – уменьшают и без того нищенскую пайку. Перед неожиданным спасителем, узнавшим талантливого коллегу, предстал умирающий доходяга: «В немыслимых лохмотьях лежал страшно худой, бледный, безжизненный человек».Прииск Мадьяк. Королёв провел здесь всего пять месяцев, с июля по декабрь 1939 г., работал на прииске Мальдяк в Сусуманском районе. Среди колымских лагерей, которые и так не самые веселые места, этот имел совсем уж дурную славу. В 1938-1939 годах здесь была очень высока смертность заключенных, а примерно за год до того, как туда попал будущий главный конструктор,на Мальдяке лютовала «московская бригада» следователей, из которых особой жестокостью отличался некий лейтенант НКВД М. Кацеленбоген (Боген). Расстреляли сотни человек.

«Боген поручил мне и группе товарищей проводить следствие, давая сроки за три часа заканчивать 20 дел. Когда мы ему жаловались на непосильную работу, он прямо приказал бить арестованных. Боген сам показал нам пример, вызвал одного заключенного и избил его кочергой, после чего мы били чем придется.

Через несколько дней приехал капитан Кононович с прокурором Метелевым в 2 часа ночи и к 6 часам утра рассмотрели больше 200 дел, из них 133-135 приговорили к высшей мере наказания. Прокурор арестованных не смотрел и ни с кем из них не разговаривал».
(из показаний сотрудника УНКВД по Дальстрою А. В.

Гарусора).

К 50-летию полета Гагарина про Королёва сняли фильм, где представили его якобы бунтарем против лагерных порядков. В действительности Сергей Павлович едва стоял на ногах от истощения, и не был способен ни на какой мятеж.Спасла его врач Татьяна Репьева, перевела в больницу санитаром.

Осенью 1940 года он был переведен в новое место заключения – московскую спецтюрьму НКВД, где под руководством А.Н.

Туполева, также заключенного, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.

Попадание в шарашку Туполева стало и спасением, и началом, без преувеличения, величайших дел.

Важно

Но фраза «хлопнут без некролога» надолго стала его любимой присказкой: «Глаза–то у нее [Фемиды] завязаны, возьмет и ошибется, сегодня решаешь дифференциальные уравнения, а завтра – Колыма».

В 1942 году Королёва перевели в другое КБ тюремного типа при Казанском авиазаводе, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдается этой работе.

Он был освобожден в 1944 году и реабилитирован в апреле 1957 года.

Но арест и пребывание в ГУЛАГе навсегда заразили Королева пессимистическим отношением к окружающей действительности.

По воспоминаниям близко знавших его людей, любимой поговоркой Сергея Павловича была фраза «Шлепнут без некролога».

В июле 1944 года С. П. Королёва досрочно освободили из заключения со снятием судимости но без реабилитации (протокол от 27 июля 1944 года заседания Президиума Верховного Совета СССР) по личному указанию И. В. Сталина, после чего он ещё год проработал в Казани.13 мая 1946 года появляется Постановление СМ СССР № 1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения», С. П.

Королёв в тексте Постановления прямо не упомянут, но в соответствии с этим документом его назначили на новое место работы. В августе 1946 года он был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде, для разработки баллистических ракет дальнего действия, и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.

Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым, как Главным конструктором ОКБ-1, и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из советских материалов. Но уже в 1947 году вышло постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта — до 3000 км.В 1948 году С. П.

Королёв начал лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдаёт её на вооружение.В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км.

Ракета была успешно испытана в 1957 году на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (нынешний космодром Байконур). Для боевого дежурства этих ракет в 1958—1959 годах была построена боевая стартовая станция (объект «Ангара») в районе посёлка Плесецк (Архангельская область, нынешний космодром Плесецк). Модификация ракеты Р-7А с увеличенной до 11 тыс.

Совет

км дальностью состояла на вооружении РВСН СССР с 1960 по 1968 годы.В 1957 году Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность.

Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека в космос — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.Главным достижением СССР стал первый полет в космос. Коммунисты часто приводят в пример полет Гагарина, чтобы доказать преимущество советского строя. Под руководством С.П.

Королева в СССР были созданы баллистические и геофизические ракеты, искусственные спутники Земли, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории были совершены космический полет человека и выход человека в космическое пространство.

Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королев, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере, Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны.

Под его руководством были созданы искусственные спутники Земли серий «Электрон» и «Молния-1», спутники серии «Космос», межпланетные аппараты серии «Зонд».Но на самом деле Королёв как конструктор состоялся во многом не благодаря, а вопреки советской власти. Советская власть его чуть не сгноила в лагерях. То, что Королёв выжил – просто случайность.

Сложись обстоятельства чуть иначе, и не было бы никакого полета Гагарина. Попади Королёв в лапы Кацеленбогену или не встреть доброго врача, и вместо полета Гагарина мы бы имели безымянную могилу колымского ЗК.В конечном счете Королёв и погиб преждевременно благодаря сталинским палачам. Преждевременная смерть Королёва в 1966 г.стала тяжелейшим ударом для целой отрасли.

Последней попыткой спасти пациента стала операция, которую проводил лично министр здравоохранения СССР. Во время операции анестезиолог столкнулся с непредвиденным обстоятельством – для того чтобы дать наркоз, надо было ввести трубку, а оперируемый никак не мог широко открыть рот.

Обратите внимание

Сломанные на допросе челюсти пациента неправильно срослись, и он всегда нервничал перед посещением зубного врача…Член-корреспондент Академии наук СССР С. Н. Ефуни рассказывал об операции 1966 года, во время которой Сергей Павлович умер. Сам Ефуни принимал участие в ней лишь на определённом этапе, но, будучи в то время ведущим анестезиологом 4-го Главного управления Минздрава СССР, он знал все подробности этого трагического события.

— Анестезиолог Юрий Ильич Савинов столкнулся с непредвиденным обстоятельством, — рассказывал Сергей Наумович. — Для того чтобы дать наркоз, надо было ввести трубку, а Королёв не мог широко открыть рот. У него были переломы двух челюстей…

— У Сергея Павловича были сломаны челюсти? — спросил журналист Я.Голованов жену Королёва, Нину Ивановну.
— Он никогда не упоминал об этом, — ответила она задумчиво. — Он действительно не мог широко открыть рот, и я припоминаю: когда ему предстояло идти к зубному врачу, он всегда нервничал…Из официального заключения о смерти:

Тов. С. П. Королёв был болен саркомой прямой кишки. Кроме того, у него имелись: атеросклеротический кардиосклероз, склероз мозговых артерий, эмфизема лёгких и нарушение обмена веществ. С. П. Королёву была произведена операция удаления опухоли с экстирпацией прямой и части сигмовидной кишки. Смерть тов. С. П. Королёва наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда).

Откуда такое количество болезней в 60 лет? Эмфизему лёгких Королёв получил в лагерях на Колыме и Дальнем Востоке.

В 1965 году, незадолго до смерти великого конструктора, его навестили друзья по туполевской шарашке.

Показывая на охрану у ворот, он, академик, дважды Герой Соцтруда, произнес: «Знаете, ребята, иной раз проснешься ночью, лежишь и думаешь: вот, может, уже нашелся кто–нибудь, дал команду – и эти же вежливые охранники нагло войдут сюда и бросят: “А ну, падло, собирайся с вещами!”»