В подвиги этого русского летчика трудно поверить…

В подвиги этого русского летчика трудно поверить…

В подвиги этого русского летчика трудно поверить…

…Поверить трудно, потому что русский ас Борис Ковзан сделал невозможное: из 28 сбитых им самолётов четыре уничтожил таранами.

Борис Ковзан, как и многие другие его сверстники, летать научился в местном аэроклубе. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии, год спустя окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

С первых же дней Великой Отечественной войны на фронте. Свой боевой счёт младший лейтенант Ковзан открыл уже в июне 1941 года, сбив вражеский бомбардировщик «Дорнье-215». Вспоминает сам Борис Иванович:

А на таран вражеского самолёта он впервые пошёл уже в битве под Москвой, 29 Октября 1941 года, сражаясь в составе 42-го истребительного авиаполка. В тот день Борис Ковзан на самолёте МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Зарайска Московской области:

За этот подвиг он был награждён орденом Красного Знамени.

Никита панфилов – уникальные факты

Обратите внимание

22 февраля 1942 года Старший лейтенант Ковзан в районе Вышнего Волочка на истребителе Як-1 вновь таранил бомбардировщик противника. И опять произвёл посадку на повреждённом самолёте.

…Шли ожесточённые бои. Лётчикам — истребителям приходилось за день делать по 6 — 7 боевых вылетов. В этот день, кажется, выдалось затишье. Но нет, враг не дремал. На аэродроме прозвучала боевая тревога. Ковзан в воздухе. По радио авианаводчик передал: идти к населённому пункту Вины. Не долетая Вин, Борис перехватил семёрку Ju-88 и завязал с ними бой.

В это время подошла шестёрка истребителей прикрытия. Он вступил в схватку: один с тринадцатью…

Один советский истребитель вёл бой против 13 самолётов врага 45 минут. Ковзан, которому было всего 19 лет, сбил подполковника немецкой армии, которому было 54 года. Матёрый воздушный волк бомбил в 1936 году города Испании, летал в 1941 году на Лондон, потом его перебросили с Берлинской ПВО на наш Северо — Западный фронт.

Как нужна в бою крепкая дружба, надёжное плечо товарища! И пехотинец без неё пропадёт, и танкист, и разведчику она нужна, и, конечно, крылатым людям там, в небе, высоко над землёй.

Лётчик Манов, любил пошутить над своим другом. Но когда он смеялся над «Мухой» (так звали в полку Ковзана ) на земле, то знал — в воздухе надёжнее Бориса друга нет.

9 июля 1942 года группа советских бомбардировщиков взяла курс на немецкий аэродром Демьянск. Восемь наших истребителей прикрывали тяжело гружённые машины.

Ковзан в паре со старшим лейтенантом Мановым получил приказ находиться выше всей группы истребителей и отвлекать противника при его появлении на пути полёта.

Не долетая 20 километров до аэродрома, Борис заметил 2 немецких истребителя, которые перешли в атаку на Манова. Чтобы спасти товарища, он резко развернул машину и дал заградительный огонь впереди вражеских самолётов.

Важно

Немецкие лётчики применили такую тактику: один старался зайти в хвост машины Ковзана, другой пошёл в лобовую атаку. На втором заходе немец пробил водно-масляную систему в машине Ковзана. Борис еле держал её на крыле и всё-таки смог нанести удар своим крылом по крылу противника на встречных курсах. Случилось это в районе села Любница Новгородской области.

Удар был настолько сильным, что из глаз посыпались искры — красные, чёрные. Когда Ковзан пришёл в себя, его машина с отрубленным крылом неслась к земле. Напрягая последние силы, ему удалось перейти в горизонтальный полёт, перетянуть шоссейную дорогу и сесть на «живот», не выпуская колёс. Вспоминает Борис Иванович:

После его возвращения на аэродроме был митинг. Друзья поздравили Ковзана с очередной победой. Но не всем было суждено дожить до светлого дня Победы. Из 16 боевых друзей Ковзана, из 16 лётчиков-истребителей остались в живых только трое…

ЧЕТВЕРТЫЙ ТАРАН

…13 августа 1943 года в районе города Старая Русса эскадрилья советских истребителей Ла-5 возвращалась на свой аэродром. Настроение у Капитана Ковзана было приподнятое — в только что закончившемся бою он уничтожил очередной вражеский самолёт.

Внезапно со стороны солнца на группу обрушилось 11 немецких истребителей. Завязался тяжёлый бой. Борис сбил одного «Мессера», но затем был тяжело ранен — пуля, попав в голову, выбила глаз.

Отстегнув ремни и открыв фонарь кабины, Борис направил свой поврежденный самолёт навстречу врагу…

От удара оба самолёта развалились на куски.

Отодвинутый фонарь спас ему жизнь — потерявшего сознание Бориса вышвырнуло из кабины, и он стал падать с высоты свыше 5 километров… Сознание вернулось к нему всего на несколько секунд.

Он увидел — вот она, земля! Борис не знал, сколько до неё оставалось — 200 метров или всего 150. Последним усилием он рванул вытяжное кольцо и … снова потерял сознание.

Есть хорошая поговорка — везёт в жизни только настойчивым и упорным! Ковзану нельзя было отказать ни в том, ни в другом. И ему невероятно повезло. Упади Борис на луг или на лес, он бы неминуемо разбился насмерть даже при раскрытом парашюте. Но он угодил в зыбкую трясину.

Совет

При падении сломал бедро, руку, несколько ребер. Но остался жив, чуть жив. Белорусские колхозники, наблюдавшие за воздушным боем, вытащили Бориса из трясины, в копешке прошлогоднего сена привезли к партизанам.

А уж оттуда, с лесного аэродрома, так и не пришедшего в сознание лётчика переправили в Москву.

24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Борису Ивановичу Ковзану было присвоено звание Героя Советского Союза.

В госпитале Ковзан пролежал целых 10 месяцев. Там ему пришлось выдержать свой самый тяжёлый и упорный бой — за то, чтобы выжить. «Я цеплялся за жизнь зубами», — скажет он потом. Через 2 месяца почти срослось бедро. Ещё скорее зажила сломанная рука. Через полгода затянулась страшная рана на голове.

Но глаз! Стеклянный, как ни искусно он сделан, как ни похож на настоящий, он всё равно ничего не видит. Ведь одноглазый человек не способен оценить расстояние, уловить тот «последний дюйм», который так важен для лётчика. Разрешить такому летать — значит взять на себя огромную ответственность за исход боя, за судьбу самолёта и самого человека.

Кто взвалит на себя такую ответственность?

И всё — таки Борис добился своего. Он был выписан из госпиталя с желанной резолюцией: «Годен без ограничений».

Почтовая марка России 2014 года

Герой Советского Союза лётчик Ковзан прошёл войну до конца, в воздушных схватках сбил ещё 6 самолётов противника.

Всего же он совершил 360 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боёв, в которых уничтожил 28 вражеских самолётов.

Своими легендарными подвигами он доказал, что нравственная стойкость советского человека, мужество, стремление отдать все силы для достижения Победы способны преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. Вспоминает герой нашего очерка:

В немецких авиационных штабах прекрасно знали фамилии наиболее известных советских лётчиков. А задание сбить Бориса Ковзана или Фёдора Архипенко получали лишь признанные Асы лётного дела, стремившиеся получить за воздушные победы побольше Железных крестов. Но… как весело заметил Борис Иванович:

Мы гордимся Героем Советского Союза Борисом Ивановичем Ковзаном, мастером таранных ударов. 4 раза он бросал свой истребитель на вражеские машины, уничтожал противника, находясь, казалось бы, в безвыходной ситуации.

• Всего за годы войны он совершил 360 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боев, сбил 28 немецких самолетов.

• После войны продолжил службу. В 1954 году закончил Военно-воздушную академию.

• С 1958 года подполковник Ковзан — в запасе. Жил в Рязани, работал начальником аэроклуба. Затем полковник в отставке Ковзан жил в Минске. Умер Борис Иванович в Минске 31 августа 1985 года в возрасте 63 лет.

• В 2005 году в городе Рязани на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. А в Бобруйске есть улица им. Ковзана.

Четыре воздушных тарана «невменяемого русского»

В подвиги этого русского летчика трудно поверить…

Самопожертвование советских летчиков, массово шедших на воздушные тараны, заставило командование Люфтваффе выпустить директиву, запрещавшую своим пилотам сближаться с русскими на опасное расстояние.

Но это далеко не всегда помогало, и даже опытные асы становились жертвами безусых юнцов, шедших на смертельные тараны с врагом.

Настоящей легендой советской истребительной авиации стал Борис Ковзан, совершивший четыре таких тарана, а в трех случаях даже сумевший посадить покалеченную машину на свой аэродром.
Герой Советского Союза Борис Иванович Ковзан

Рожденный летать и сражаться

Уроженец города Шахты Ростовской области родился 7 апреля 1922 года. Вырос в белорусском городе Бобруйске, в который переехал вместе с родителями. Там же окончил 8 классов средней школы. В 1939 году поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил за год до войны, освоив принципы ведения воздушного боя и точного бомбометания.

Воинскую службу продолжил в Западном Особом военном округе на территории Гомельской области (Белоруссия), оттачивая летное мастерство и готовясь к скорому противостоянию с истребителями гитлеровской Германии. Летал на устаревшем истребителе И-15 бис, который должен был бы стать легкой мишенью для прошедших всю Европу немецких асов.

Обратите внимание

Советский истребитель И-15 бисНачало Великой Отечественной было ошеломляющим. Советский Союз потерял огромное количество своей боевой техники. Потери самолетов, многим из которых немцы даже не дали возможности взлететь со своих аэродромов, были просто катастрофическими, поэтому каждый истребитель был на вес золота.

В первое прямое боестолкновение с врагом Борис Ковзан вступил уже 24 июня, на третий день войны. На своем И-15 бис он атаковал немецкий бомбардировщик Хейнкель-111 (по другим данным, Дорнье-215), отправив его горящим на землю.Немецкий бомбардировщик Дорнье-215Уже осенью 1941 года его перевели служить под Москву.

Борис «оседлал» более современный самолет Як-1, который на несколько месяцев стал его настоящим другом и спасителем.
Срезать фашисту хвостЛетчик в составе группы неоднократно вылетает на боевые задания, отгоняя немецкие бомбардировщики, пытающиеся прорваться к столице.

Он вступает в воздушные бои, но похвастаться новой звездочкой на фюзеляже своего истребителя никак не может.О первом его таране, совершенном 29 октября 1941 года, различные источники сообщают по-разному. Одни говорят, что Борис возвращался с боевого задания, во время которого расстрелял весь боезапас.

Другие утверждают, что боеприпасы у нашего пилота закончились уже во время боя с гитлеровским самолетом-разведчиком Ме-110.Как бы там ни было, но не желающий упустить врага Борис Ковзан срезал его хвостовое оперение винтом своего самолета. Нужно понимать, какой виртуозной техникой полета должен был обладать летчик для этого.

Вошедший в пике немецкий разведчик взорвался на земле, а советский пилот вернулся на аэродром, доложив командованию об итогах боевого вылета. При этом совершенный таран он особым подвигом не считал.

Враг не пройдет

21 (по некоторым источникам, 22) февраля 1942 года группа «Яков» вылетела для прикрытия передвижения войск по шоссе Москва-Ленинград в район города Торжка Тверской области.Увидев в воздухе три немецких бомбардировщика Ю-88, Борис Ковзан отважно атаковал один из них, уклоняясь от встречного огня. В круговерти воздушного боя он даже не заметил, как расстрелял все боеприпасы, так и не выполнив поставленную задачу.Тогда младший лейтенант Ковзан решил повторить свой излюбленный трюк. И ему это удалось! Потерявший хвостовое оперение Юнкерс врезался в землю, а советский пилот благополучно вернулся на аэродром.История о том, как Борис Ковзан сбивает немецкие самолеты, быстро обросла разнообразными подробностями и облетела весь Северо-Западный фронт. Поговаривали, что сам Геринг отдал приказание никогда не сближаться с «невменяемыми русскими», чтобы не дать возможность последним совершить воздушный таран.Но когда 7 июля 1942 года представленный к награждению орденом Ленина младший лейтенант Борис Ковзан срезал винтом хвост и у третьего истребителя врага, он стал настоящей легендой. И самое интересное – вновь, как ни в чем не бывало, вернулся на аэродром на своем Як-1.Советский истребитель Як-1

Готов отдать жизнь за Родину

А вот с четвертым тараном Борису Ковзану не повезло. Хотя огромным везением уже оказалось то, что он остался в живых.13 августа 1942 года в небе над Старой Руссой Новгородской области его самолет возвращался с боевого задания. Как всегда, с расстрелянным до последнего патрона боекомплектом.

Неожиданно из облаков вынырнуло звено немецких истребителей Ме-109. Быстро смекнув, что советскому пилоту нечем отстреливаться, гитлеровцы начали играть с ним в кошки-мышки, используя Як-1 в качестве воздушной мишени.

Методично расстреливая истребитель Ковзана, совершавший немыслимые фигуры высшего пилотажа, им удалось разбить фонарь его кабины, тяжело ранив самого летчика (пуля выбила ему глаз). Желая отдать свою жизнь подороже, летчик развернулся и попытался совершить лобовой таран.На удивление фашист тоже не струсил.

Лобовое столкновение было такой силы, что оба самолета разлетелись на мелкие части. Немец погиб на месте, а Ковзана выбросило из разбитой кабины.Лобовой таран

Спасибо ангелу-хранителю

Впоследствии он так и не смог точно вспомнить, дергал ли за кольцо парашюта, или его открыла неведомая сила. Ну как открыла… Не полностью. Летчик на большой скорости понесся к земле и упал в местное болото.

Он бы наверняка утонул, если бы не работавшие невдалеке крестьяне, которые вытащили Бориса Ковзана из болота и спрятали буквально за несколько минут до того, как на место прибыла немецкая поисковая команда (бой шел над оккупированной территорией).Полицаи и фашисты поверили словам бывшим колхозников, утверждавших, что советского пилота поглотила трясина.

Важно

Тем более что самим очень не хотелось измазывать сапоги «русской грязью».Уже через пару дней Бориса переправили к партизанам, откуда эвакуировали на Большую землю.

Добиться своего любой ценой

Тяжело раненого летчика врачам все-таки удалось спасти, хотя поврежденный правый глаз потребовалось для этого удалить. Позже Борис Ковзан рассказывал, что проведенные в госпитале 10 месяцев стали самыми сложными в его жизни.

Он почти полностью восстановил здоровье, но медицинская комиссия признала летчика негодным к службе истребительно авиации. Это стало жестоким ударом для парня, которому едва исполнился 21 год.

Но не таков был характер героя, он настолько «достал» членов медицинских комиссий, что, в конце концов, ему разрешили летать без ограничений. И это с одним глазом!!!

Маленький винтик большой Победы

До конца войны на счету Героя Советского Союза Бориса Ковзана было 28 воздушных побед, четыре из которых – при помощи тарана.Правда, молодецкая удаль немного поутихла, и больше на тараны он не шел.После войны он летал на реактивных самолетах и учил этому молодое пополнение.

В отставку полковник Ковзан вышел в 1958 году в результате массового сокращения Советской Армии.Некоторое время проживал в Рязани, где руководил местным аэроклубом, после чего переехал в столицу советской Белоруссии. Умер 31 августа 1985 года.

Его именем названы улицы в нескольких городах бывшего СССР, а в 2014 году Почта России выпустила почтовую марку, посвященную подвигу этого неординарного человека.

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Смертельный таран с невероятным исходом: подвиг русского пилота в 43-м году

В подвиги этого русского летчика трудно поверить…

Этот текст был опубликован в нашем новом проекте VDELE пользователем D-Luk. Решением администрации история героического летчика Бориса Ковзана занимает место на страницах «Слова и Дела».

Герой романтической военной комедии «Небесный тихоход» — майор Булочкин выжил после падения с нераскрывшимся парашютом благодаря удачному стечению обстоятельств. Взрывная волна, разлапистое дерево и своевременная помощь медиков позволили храброму летчику вернуться в строй. Казалось бы, кино. Но история Великой Отечественной войны знает и более невероятные истории.

https://www.youtube.com/watch?v=SAmzrR43S6c

В конце лета 1943 года советские войска вели напряженные бои за городок Старая Русса. 13 августа того года эскадрилья Ла-5, в которой летел капитан Борис Иванович Ковзан, возвращалась на базу после успешного выполнения задания.

Внезапно со стороны солнца на них свалились 11 истребителей немцев. Боеприпасы были на исходе, но советские летчики приняли бой. Капитан Ковзан сбил одного из нападавших, но вскоре сам был тяжело ранен в голову.

Он уже отстегнул ремни и открыл фонарь кабины, чтобы покинуть самолет, когда прямо по курсу заметил идущий навстречу «Мессер».

Совет

Патроны закончились у обоих, но таран никто не отменял. Ковзан направил свой самолет прямо на врага, но и тот оказался не робкого десятка. Каждый из пилотов знал, что отворачивать нельзя, и каждый держался до последнего. Самолеты столкнулись и разбились вдребезги. Немецкий летчик погиб, но Бориса Ковзана выкинуло из кабины через открытый фонарь.

От удара он потерял сознание и пришел в себя только в 200 метрах над землей. Летчик успел дернуть за вытяжное кольцо и опять потерял сознание. Высота была слишком маленькой, и если бы Ковзан упал на поле или в лес, то сейчас там стоял бы скромный обелиск с красной звездочкой. Но, на счастье, бои проходили в болотистой местности. Трясина смягчила удар, и изломанный пилот выжил.

Наблюдавшие за боем крестьяне вытащили его из болота и переправили к партизанам. А уже оттуда так и не пришедшего в сознание летчика на санитарном У-2 доставили в госпиталь.

24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Борису Ивановичу Ковзану было присвоено звание Героя Советского Союза, но о дальнейшей службе не могло быть и речи. Десять месяцев герой пролежал на больничной койке. Сломанная рука срослась за пару месяцев, бедро еще позднее. Через полгода затянулась рана на голове, но один глаз пришлось заменить на искусственный.

Казалось бы, одноглазому летчику путь в небо заказан, но весь период реабилитации Борис Иванович бомбардировал различные инстанции просьбами вернуть его в строевые части. И добился своего.

Герой Советского Союза Борис Иванович Ковзан оставался в строю до самого конца войны. Уже после своего возвращения он одержал еще 6 побед над самолетами противника. Всего же на его счету 28 сбитых немцев.

Удача, как известно, улыбается смелым и упорным. Борис Иванович Ковзан тому лучшее доказательство.

Очередной подвиг русского лётчика

В подвиги этого русского летчика трудно поверить…

?ivan_dyrak (dfedbees) wrote,
2016-06-09 12:42:00ivan_dyrak
dfedbees
2016-06-09 12:42:00Не знаю есть ли такой хоть один подвиг западных лётчиков? Те всегда катапультируются,несмотря на падение на дома
Истребитель Су-27 из пилотажной группы «Русские Витязи», который потерпел крушение в четверг утром под Москвой.

Присутствующие на месте происшествия представители силовых структур заявили ТАСС, что летчик пытался вывести машину из пике, чтобы не упасть на жилые дома — они находятся примерно в 200 метрах от места крушения.

Присутствующие на месте происшествия представители силовых структур заявили ТАСС, что летчик пытался вывести машину из пике, чтобы не упасть на жилые дома — они находятся примерно в 200 метрах от места крушения.

Сообщалось, что упавший истребитель пилотировал майор Сергей Еременко – правый крайний ведомый, майор. В 2003 году окончил Краснодарский военный авиационный институт. Проходил службу в 31-м истребительном авиаполку.

С 2010 года служил в Кубинке. За время прохождения службы освоил самолеты Як-52, Л-39, МиГ-29, Су-27. Налетал на данных типах самолетов 800 часов. Высшим пилотажем занимается с 2011 года. Военный летчик 1-го класса.

Обратите внимание

Очевидец катастрофы сообщил, что самолет, скорее всего, взорвался уже при ударе о землю. «Я наблюдал за полетом, но в небе самолета не было видно. Был слышен только громкий взрыв, из лесополосы столб черного дыма», — приводит слова очевидца ТАСС.

По данным корреспондента ТАСС, разбившийся в Подмосковье самолет действительно является истребителем Су-27 из состава пилотажной группы «Русские Витязи» — это видно по окраске уцелевших фрагментов машиныОбгоревшие части Су-27 разбросаны на большой площади — отдельно лежат двигатель, части корпуса и кабины, целых частей практически нет. Окружающие деревья сломаны. Пожарные продолжают тушение самолета.

— Сделали один круг в виде треугольника, потом пошли на второй, взяли чуть-чуть повыше. Потом их стало не видно за низкими облаками, но по звуку было слышно, что они летят в сторону деревни Артёмово. Был просвет между облаками и стало видно, как падает один самолет. Он не был объят пламенем, — рассказал сотрудник Музея-заповедника «Усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева» Сергей Гущук.

Как стало известно Лайфу, пилот Су-27 не успел катапультироваться и погиб. На месте трагедии около обломков истребителя были обнаружены фрагменты тела погибшего мужчины, рядом с ним находились части не до конца раскрывшегося парашюта.

AMUR:Утром там летал , у земли всего +8 нижняя кромка плавала от 300 метров в облаках обледенение сразу после входа .Сейчас облачность такая же низкая

Любовь Амосова11 минут назадВечная слава и память настоящему герою. Спасибо родителям которые воспитали такого сына. Искренние соболезнования.Никита Парамонов12 минут назадСпасибо Витязь! склоняю голову перед твоим поступком! Вечная память тебе! Слова соболезнования твоей семье! Достойный сын своей Родины погиб! покойся с миром!Илья МуромскийМуром14 минут назадВечная память настоящему герою, настоящему человеку, настоящему россиянину.Nicolas OrtonМосква18 минут назадПотому и Витязь

ТАКИ ДА-ОТВОДИЛ ОТ ДОМОВ САМОЛЁТ! СВИДЕТЕЛЬ ГОВОРИТ,ЧТО ПРОШЁЛ НАД САМЫМИ КРЫШАМИ,И КАТАПУЛЬТИРОВАЛСЯ УЖЕ В ДЕРЕВЬЯХ

Я так понимаю,что он воткнул самолёт в лес перед деревней
Второе видео видно хорошо

Вот это место на гуглкарте

Задания 15.1 и 15.2 по тексту о летчике Мересьеве

В подвиги этого русского летчика трудно поверить…

Как провести самостоятельный анализ текста, чтобы написать сочинение-рассуждение? Предлагаем два задания по тексту о лётчике Мересьеве из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

Но сначала несколько слов об удивительной судьбе прототипа главного героя повести. Писатель изменил только одну букву в фамилии своего героя, и началась путаница: Маресьев — Мересьев.

В общем-то не важно, как писать и произносить имя героя. Главное — помнить о его подвиге. 20 мая 2017 года Алексею Петровичу Маресьеву исполнился 101 год со дня рождения.

Алексей Петрович Маресьев с детства мечтал стать лётчиком, учился в аэроклубе, служил в армии, окончил военную авиационную школу пилотов, боевые вылеты открыл в начале 1942 года.

В одном из воздушных боёв в Новгородской области его самолёт был подбит. Восемнадцать суток Маресьев добирался ползком до своих, обморозил ступни ног, но не сдался. Ему сделали протезы, и он долго тренировался, чтобы вернуться в строй, заново учился летать и вскоре продолжил воевать. За проявленные отвагу и мужество старшему лейтенанту было присвоено звание Героя Советского Союза.

Итак, знакомимся с текстом из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

(1)С тех пор как он поверил, что, ежедневно тренируясь, сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным лётчиком, им овладела жажда жизни и деятельности.

(2)Теперь у него была цель жизни: он должен вернуться к профессии истребителя. (3)Ещё в ранней юности привыкший осмысливать свою жизнь, он прежде всего точно определил, что он должен сделать, чтобы достичь этого как можно скорее, не тратя попусту драгоценного времени.

(4)Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днём отводил ей на минуту больше, чем вчера.

(5)Это были страшные минуты, когда слёзы сами лились из глаз и приходилось до крови кусать губы, чтобы сдержать невольный стон.

(6)После каждого такого упражнения он бессильно падал на подушку с мыслью: сумеет ли он снова возобновить их? (7)Но приходило положенное время, и он принимался за своё.

(8)Он часто видел себя во сне здоровым, быстрым. (9)То по тревоге несётся во весь опор к самолёту, с ходу вспрыгивает на крыло, садится в кабину и пробует ногами рули. (10)То вместе с Олей, взявшись за руки, бегут они что есть духу по цветущей степи, бегут босиком, ощущая ласковое прикосновение влажной и тёплой земли. (11)Как тяжело после этого просыпаться!

(12)Всё с большим и большим упорством стремился он к намеченной цели, и в упражнениях, которые с таким упорством проводил Алексей, было что-то фанатическое. (13)Никто в палате, конечно, не верил в возможность летать без ног, однако упорство товарища все уважали и, скрывая это за шутками, пожалуй, даже преклонялись перед ним.

(14)Однажды летним утром пожилой человек в железных очках принёс ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке.

—(15)Ну, в добрый час, — сказал старый мастер.

(16)Мересьев сделал несколько осторожных шагов, и дались они ему, эти первые шаги, с таким трудом, что, дойдя до двери и обратно, он почувствовал, будто бы куль муки втащил на пятый этаж. (17)Добравшись до койки, он повалился на неё грудью, не имея сил даже повернуться на спину.

—(18)Спасибо, спасибо, старик, знатная работа, — бормотал Алексей. (19)Пренебрегая болью, он начал заново учиться ходить — взад-вперёд по коридору, размеренно, неутомимо двигался старший лейтенант Мересьев, с каждым днём удлиняя путь.

(20)«Славный малый! — думал про него Гвоздев. — (21)Экая силища в этом человеке!»

…(22)И вот в оттепельный мартовский день Алексей поднялся на своём истребителе в небо и ощутил вдруг, что машина ему послушна, что он чувствует её всем своим существом.

(23)3а какой-то невидимой чертой были подведены итоги его упорных тренировок. (24)Он перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжёлого труда.

(25)Он добился главного, о чём так долго мечтал: он опять летал.

(По Б. Полевому)*

* Полевой Борис Николаевич (Кампов Борис Николаевич) (1908-1981) — русский советский писатель. Широкую известность получила книга «Повесть о настоящем человеке», в основе которой — реальный подвиг Героя Советского Союза лётчика А.П. Маресьева.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного Светланы Ивановны Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С.И. Львовой.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Выполнение задания 15.1

Начинаем с цитирования лингвиста:

С.И. Львова утверждает: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое  назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».

Формулируем тезис, объясняя, как мы поняли высказывание лингвиста. Для этого выделим ключевые понятия:

  • пунктуационные знаки,
  • определённое назначение,
  • определённое место,
  • неповторимый «характер».

Продолжаем:

Действительно, пунктуационные знаки, выполняя отделительную, разделительную и выделительную функции, занимают в тексте и предложении определённое место и играют определённую роль.

Перебрасываем «мостик» к основной части сочинения:

Попробуем увидеть «неповторимый характер» пунктуационных знаков в тексте Бориса Полевого.

Ищем в тексте предложения, в которых есть знаки с «характером», потому что именно они помогли нам понять смысл высказанного и именно о них мы хотим и можем написать в сочинении.

Например:

Важно

Моё внимание привлекли отделительные знаки: вопросительный в 6 предложении и восклицательный в 11. Несмотря на то что они различны, это знаки с «характером» отчаяния. Вопросительный знак раскрыл неуверенность Алексея Мересьева в возможности продолжать тренировки. Восклицательный – чувство безысходности: он калека.

Запятые в 10 предложении выделили два обособленных обстоятельства, выраженных деепричастными оборотами: «взявшись за руки» и «ощущая ласковое прикосновение влажной тёплой земли». Это ощущение счастья из довоенной жизни Алексея автор передаёт для того, чтобы и читатель мог улыбнуться.

Пишем заключение:

Итак, примеры убедительно подтверждают правоту лингвиста Львовой: каждый знак на своём месте со «своим назначением и неповторимым характером» может многое объяснить читателю.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы: «Славный малый! – думал про него Гвоздев. — Экая силища в этом человеке!»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Выполнение задания 15.2

Обращаем внимание на лексическое явление в прямой речи: малый – человек. Это синонимы. «Малый»  – просторечное слово, обозначающее то же, что парень. В сочетании с оценочным прилагательным, эпитетом «славный» употребляется в значении мужчина, человек (Словарь Ожегова). Во  втором предложении прямой речи использовано общеупотребительное слово «человек».

Какова роль синонимов в этой фразе?

Роль синонимов в этой фразе – выражение оценки качеств Алексея Мересьева Гвоздевым.

О ком можно сказать «славный малый!»?

Славный малый! – так можно сказать о человеке, к которому испытываешь симпатию, тёплые человеческие чувства.

Какая эмоциональная оценка заключена в фразе «Экая силища в этом человеке!»?

Совет

В этой фразе передано уважение, преклонение перед теми качествами человека, благодаря которым он этого преклонения и уважения достоин.

Назовите ключевые слова, словосочетания, фрагменты предложений, характеризующие Алексея Мересьева.

«Жажда жизни и деятельности», «цель жизни», достижение цели, стремление к намеченной цели, «упорство», «упорные тренировки», «добился главного».

Найдите в тексте повествование о том, как Мересьев боролся за возвращение в свой лётный полк.

«Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днём отводил ей на минуту больше, чем вчера. Это были страшные минуты, когда слёзы сами лились из глаз и приходилось кусать губы, чтобы сдержать невольный стон… Приходило время – и он снова принимался за своё. Всё больше и больше стремился Алексей к намеченной цели, и в упражнениях было что-то фанатическое».

«Пренебрегая болью, он начал заново учиться ходить: размеренно, неутомимо двигался он, с каждым днём удлиняя путь».

И в итоге: «он пожинал плоды многих и многих дней тяжёлого труда. Он добился главного, о чём так долго мечтал: он опять летал».

Как относились соседи по палате к «фанатическим» тренировкам Алексея?

«Упорство товарища все уважали, даже преклонялись перед ним».

Что понял Гвоздев о Мересьеве?

Гвоздев понял о Мересьеве, что он, проявляющий неимоверную волю, силу духа, необыкновенный человек. И когда Гвоздев думает о «силище» Алексея, он прежде всего имеет в виду эту волю и силу духа – качества, достойные уважения.

Пишем сочинение:

«Славный малый! Экая силища в этом человеке!» — так подумал Гвоздев об Алексее Мересьеве. В этой фразе использованы синонимы «славный малый» – «человек». Они выражают оценку качеств героя. «Славный малый!» – так можно сказать о том, к кому испытываешь симпатию, тёплые человеческие отношения. А в слове «человек» другая оценка – уважение и преклонение перед его достоинством.

В отрывке из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого Алексей Мересьев показан как человек, упорно стремящийся к поставленной цели: «им овладела жажда жизни и деятельности», «у него была цель жизни: он должен вернуться к профессии истребителя» и как можно скорее (предл. 1–3). Чтобы получить разрешение летать, он, превозмогая боль, делает гимнастику для ног, учится ходить на протезах (предл. 4, 5, 6, 7, 19).

Писатель рассказывает о том, как к Алексею относились соседи по палате: «Упорство товарища все уважали, даже преклонялись перед ним».

В их числе был и Гвоздев, понявший о Мересьеве главное: он, проявляющий неимоверную волю, силу духа, необыкновенный человек.

Обратите внимание

И когда Гвоздев думает о «силище» Алексея, он прежде всего имеет в виду эту волю и силу духа – качества, достойные уважения. Алексей Мересьев, действительно, славный и сильный человек.

За сашу ! (подвиг русского героя лётчика)

В подвиги этого русского летчика трудно поверить…

События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь. Где её взять? У детей.

Первым встал на защиту мальчишек и девчонок директор детского дома Михаил Степанович Форинко. Конечно, для оккупантов никакого значения не имели жалость, сострадание и вообще сам факт такого зверства, поэтому сразу было ясно: это не аргументы.

Зато весомым стало рассуждение: как могут больные и голодные дети дать хорошую кровь? Никак. У них в крови недостаточно витаминов или хотя бы того же железа. К тому же в детском доме нет дров, выбиты окна, очень холодно.

Дети всё время простужаются, а больные – какие же это доноры? Сначала детей следует вылечить и подкормить, а уже затем использовать.

Немецкое командование согласилось с таким «логическим» решением. Михаил Степанович предложил перевести детей и сотрудников детского дома в деревню Бельчицы, где находился сильный немецкий гарнизон.

И опять-таки железная бессердечная логика сработала. Первый, замаскированный шаг к спасению детей был сделан… А дальше началась большая, тщательная подготовка.

Детей предстояло перевести в партизанскую зону, а затем переправлять на самолёте.

И вот в ночь с 18 на 19 февраля 1944 года из села вышли 154 воспитанника детского дома, 38 их воспитателей, а также члены подпольной группы «Бесстрашные» со своими семьями и партизаны отряда имени Щорса бригады имени Чапаева.

Важно

Ребятишкам было от трёх до четырнадцати лет. И все – все! – молчали, боялись даже дышать. Старшие несли младших. У кого не было тёплой одежды – завернули в платки и одеяла.

Даже трёхлетние малыши понимали смертельную опасность – и молчали…

На случай, если фашисты всё поймут и отправятся в погоню, около деревни дежурили партизаны, готовые вступить в бой. А в лесу ребятишек ожидал санный поезд – тридцать подвод. Очень помогли лётчики.

В роковую ночь они, зная об операции, закружили над Бельчицами, отвлекая внимание врагов.

Детишки же были предупреждены: если вдруг в небе появятся осветительные ракеты, надо немедленно садиться и не шевелиться.

За время пути колонна садилась несколько раз. До глубокого партизанского тыла добрались все. Теперь предстояло эвакуировать детей за линию фронта. Сделать это требовалось как можно быстрее, ведь немцы сразу обнаружили «пропажу». Находиться у партизан с каждым днём становилось всё опаснее.

Но на помощь пришла 3-я воздушная армия, лётчики начали вывозить детей и раненых, одновременно доставляя партизанам боеприпасы. Было выделено два самолёта, под крыльями у них приделали специальные капсулы-люльки, куда могли поместиться дополнительно нескольких человек. Плюс лётчики вылетали без штурманов – это место тоже берегли для пассажиров.

Вообще, в ходе операции вывезли более пятисот человек. Но сейчас речь пойдёт только об одном полёте, самом последнем.

Он состоялся в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года. Вёз детей гвардии лейтенант Александр Мамкин. Ему было 28 лет.

Совет

Уроженец села Крестьянское Воронежской области, выпускник Орловского финансово-экономического техникума и Балашовской школы. К моменту событий, о которых идёт речь, Мамкин был уже опытным лётчиком.

За плечами – не менее семидесяти ночных вылетов в немецкий тыл. Тот рейс был для него в этой операции (она называлась «Звёздочка») не первым, а девятым.

В качестве аэродрома использовалось озеро Вечелье. Приходилось спешить ещё и потому, что лёд с каждым днём становился всё ненадёжнее. В самолёт Р-5 поместились десять ребятишек, их воспитательница Валентина Латко и двое раненных партизан.

Сначала всё шло хорошо, но при подлёте к линии фронта самолёт Мамкина подбили. Линия фронта осталась позади, а Р-5 горел… Будь Мамкин на борту один, он набрал бы высоту и выпрыгнул с парашютом. Но он летел не один. И не собирался отдавать смерти мальчишек и девчонок.

Не для того они, только начавшие жить, пешком ночью спасались от фашистов, чтобы разбиться.

И Мамкин вёл самолёт… Пламя добралось до кабины пилота. От температуры плавились лётные очки, прикипая к коже. Горела одежда, шлемофон, в дыму и огне было плохо видно. От ног потихоньку оставались только кости.

А там, за спиной лётчика, раздавался плач. Дети боялись огня, им не хотелось погибать. И Александр Петрович вёл самолёт практически вслепую.

Превозмогая адскую боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между ребятишками и смертью.

Обратите внимание

Мамкин нашёл площадку на берегу озера, неподалёку от советских частей. Уже прогорела перегородка, которая отделяла его от пассажиров, на некоторых начала тлеть одежда. Но смерть, взмахнув над детьми косой, так и не смогла опустить её. Мамкин не дал.

Все пассажиры остались живы. Александр Петрович совершенно непостижимым образом сам смог выбраться из кабины.

Он успел спросить: «Дети живы?» И услышал голос мальчика Володи Шишкова: «Товарищ лётчик, не беспокойтесь! Я открыл дверцу, все живы, выходим…» И Мамкин потерял сознание.

Врачи так и не смогли объяснить, как мог управлять машиной да ещё и благополучно посадить её человек, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни кости? Как смог он преодолеть боль, шок, какими усилиями удержал сознание?

Похоронили героя в деревне Маклок в Смоленской области. С того дня все боевые друзья Александра Петровича, встречаясь уже под мирным небом, первый тост выпивали «За Сашу!»… За Сашу, который с двух лет рос без отца и очень хорошо помнил детское горе. За Сашу, который всем сердцем любил мальчишек и девчонок. За Сашу, который носил фамилию Мамкин и сам, словно мать, подарил детям жизнь.

ИСТОЧНИК

Таран в гродненском небе

В подвиги этого русского летчика трудно поверить…

Один из первых воздушных таранов в годы Великой Отечественной войны осуществил летчик Андрей Данилов, и произошло это 22 июня 1941 года в небе Гродненщины. Судьба этого мужественного человека — пример героизма и самопожертвования, которые в полной мере были свойственны людям, защищавшим родную землю от врага.

Андрей Степанович Данилов родился 17 октября 1910 года в деревне Вяжлы Аткарского района Саратовской области. Тяжелое детство в многодетной крестьянской семье, смерть матери, нужда, лишения и стремление к знаниям, к учебе.

Будучи подростком, увидел в небе над селом самолет, а от односельчанина, участника Первой мировой и Гражданской войн, услышал рассказ об авиации — и появилась мечта. А в 1931 году красноармеец Данилов по его просьбе был направлен в Оренбургскую летную школу.

Важно

В июне 1941 года Данилов был старшим политруком 1‑й эскадрильи 127‑го истребительного авиационного полка, который вначале был размещен на аэродроме в Скиделе, но в связи с его реконструкцией полк 18 июня был переведен на полевой аэродром Лесище.

22 июня 1941 года командир 127‑го истребительного авиационного полка подполковник А. В. Гордиенко получил от оперативного дежурного сообщение о бомбардировке ночью немецкими самолетами г. Гродно.

Неделю назад в части изучили заявление ТАСС от 14 июня, и Гордиенко предположил, что действия с немецкой стороны могут оказаться провокацией. Он понимал, что неосмотрительные действия в приграничном районе могут иметь серьезные последствия.

Примерно в 3 часа 30 минут Гордиенко приказал дежурному звену в составе лейтенанта И. Комарова, младших лейтенантов А. Данилова и М. Трещева отправиться в разведывательный полет.

Даже после возвращения летчиков, которые подтвердили, что на границе идут боевые действия, командование полка не имело твердой уверенности, что началась война. Первый воздушный бой в пятом часу утра возле Гродно провела пятерка истребителей, возглавляемая Даниловым.

Три фашистских бомбардировщика Ю-88 летели к железнодорожному вокзалу. С третьей атаки Данилов уничтожил «юнкерс», еще два вражеских самолета были сбиты нашими летчиками. Через несколько часов эскадрилья Данилова опять патрулировала небо над Гродно, и вскоре состоялся еще один воздушный бой, в котором Данилов сбил еще один вражеский самолет, уже второй за это первое военное утро.

Примерно в 10 часов, возвращаясь на аэродром Лесище, летчики эскадрильи Данилова увидели, что около 40 фашистских бомбардировщиков приближаются к аэродрому Черлена, на котором размещались советские бомбардировщики. С востока в боевом строю навстречу врагу приближались две эскадрильи 127‑го авиационного полка.

В воздушном пространстве примерно от Лунно до Гродно завязался воздушный бой, в котором участвовали с двух сторон около 70 самолетов. Бой продолжался более получаса. У фашистов было не только количественное, но и качественное превосходство. Советские И-153, как их называли — «чайки», уступали в технических параметрах немецким самолетам.

Совет

Но не уступали в отваге и мастерстве наши летчики, которые сбили четыре вражеских самолета, хотя и сами понесли значительные потери.

Данилов, передав командование группой заместителю, вместе с ведомым самолетом отправился на помощь к товарищам, которые сражались в небе над Черленой. Ведомый, получив повреждение в предыдущем бою, отстал и не смог прикрыть товарища. И Данилов в одиночку принял бой с девятью вражескими самолетами.

Ему удалось сбить два бомбардировщика, но в это время появились вражеские истребители. Фашистский снаряд попал в крыло «чайки», осколком был ранен Данилов. Часы, лежавшие в нагрудном кармане, спасли ему жизнь, защитили от пули. Летчик видел самоуверенное лицо немецкого пилота и понимал, что его самолет скоро будет расстрелян фашистами.

И тогда Данилов, растратив все боеприпасы, направил свою «чайку» на противника и таранил винтом крыло «мессершмитта». Вражеский истребитель начал падать. «Чайка» тоже потеряла управление, но отчаянным усилием воли опытный летчик Данилов, истекая кровью, вывел самолет в горизонтальный полет и с убранным шасси сумел посадить его на поле с рожью.

От удара о землю Данилов потерял сознание. Жители деревни Черлена Степанида Гурбик и Иван Лапо подобрали израненного, с обожженным лицом летчика. Несколько дней они ухаживали за Даниловым, оказали ему необходимую медицинскую помощь, а затем сумели переправить в отступавшую часть Красной Армии.

Данилов попал в медсанбат, и случилось невероятное: там он встретился с пленным фашистским летчиком, которого сбил в воздушном бою. Немецкий майор успел выпрыгнуть с парашютом. Фашистский ас имел два железных креста за бои в Бельгии и Греции, а на Восточном фронте это был его первый вылет, который оказался для него и последним.

Свидетели вспоминают, что немецкий летчик попросил перевести Данилову, что он герой, но сказал, что на таких самолетах воевать против «мессершмиттов» — это самоубийство. Данилов на это ответил: «И все же ваш хваленый «мессершмитт» в болоте».

А товарищи считали Данилова погибшим. Ночью после боя они разыскали упавший самолет политрука, обнаружили, что в «чайке» шесть пробоин в крыле, половина хвоста отбита, сиденье залито кровью.

Обратите внимание

9 июля 1941 года в газете «Красная звезда» была помещена статья, в которой было сказано: «С девятью самолетами противника вступил в бой заместитель командира эскадрильи по политической части старший политрук Андрей Данилов. Через несколько мгновений два из них были сбиты.

Расстреляв все патроны, бесстрашный летчик направил свою машину на вражеский самолет. Андрей Данилов погиб смертью храбрых». Данилова представили к награждению орденом Ленина посмертно, а отцу отправили похоронку.

После госпиталя Андрей Данилов снова воевал, принимал участвие в воздушных боях на Ленинградском фронте, Курской дуге, освобождал Белоруссию, долетел до Берлина и закончил войну на Дальнем Востоке.

Сам летчик вспоминал: «После выздоровления я сделал еще 96 боевых вылетов, сбил 8 вражеских самолетов, был несколько раз ранен». Андрей Степанович получил восемь правительственных наград, в 1967 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В Государственном музее истории Великой Отечественной войны есть специальный стенд, посвященный летчику Данилову.

После войны Андрей Данилов приезжал в д. Черлену, встречался со спасшими его местными жителями.

Пройдя войну, летчик Данилов на всю жизнь запомнил небо над гродненской землей, которую он героически защищал.

НАТАЛЬЯ ЧЕРКЕС, г. Скидель

Отважный человек и настоящий герой: мир потрясен гибелью летчика Филипова

В подвиги этого русского летчика трудно поверить…

Храбрый человек, настоящий русский герой: западные СМИ активно обсуждают подвиг российского пилота «Су-25» Романа Филипова, погибшего в Сирии. Читатели британских таблоидов активно комментируют статьи и восхищаются мужеством летчика. А в Москве к зданию Минобороны горожане со вчерашнего дня несут цветы в память о майоре Филипове, сообщает корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.

Вторые сутки подряд к зданию Министерства обороны России люди несут цветы. И впервые за всю историю сложного сирийского конфликта наблюдается такое единение Запада с эмоциями и информацией из России. В Великобритании, Франции, Германии и других странах – в печатных СМИ и на полях соцсетей майора ВКС России Романа Филипова называют героем, а его поступок – подвигом.

«Роман Филипов стал героем. Пилот представлен к высшей государственной награде – звезде Героя России. Посмертно» (Polygraph.info).

«Военный пилот из России подорвал себя, чтобы избежать плена» (Express).

«Новый герой России: пилот кричал «это вам за наших ребят», прежде чем убить себя гранатой, чтобы избежать захвата джихадистами… …Военный источник сообщает: «Он был храбрым как лев и умер героем. У нас есть только гордость» (DailyMail).

В комментариях к материалам о сбитом штурмовике люди из разных стран объединились в своих соболезнованиях.

Важно

Cornish Dave (Труро): Отважный человек и настоящий герой. Мир праху твоему, майор Филипов.

Flowerpot89 (Северный Йоркшир): Настоящий герой, покойся с миром.

clear_sky1 (Манчестер): Я поступил бы так же.

Star inthe sky (София): Не покидает чувство, что российские солдаты учатся подрывать себя, чтобы не попасть в плен. Альтернатива более ужасающая, чем ад. Представьте, что вас захватили эти сумасшедшие…

Он предпочел смерть плену, пыткам и мучительной смерти. Террористы таких не отпускают, за выкуп не отдают. Но даже не это главное – главное в последних словах пилота сбитого СУ-25, окруженного десятками боевиков, тяжело раненного, с гранатой без чеки, за секунду до смерти: «Это вам за пацанов».

Ответ на смерть российского офицера последовал через несколько часов: сначала квадрат, в котором располагались исламисты, был обстрелян крылатыми ракетами «Калибр», а затем сирийский спецназ и российская авиация приступили к зачистке территории. Им поручено любой ценой забрать у боевиков тело майора Филипова.

У Романа осталась жена и маленькая дочь. Погибший летчик посмертно представлен к высшей государственной награде: званию Героя России.

Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.

Подвиг российского летчика в Сирии (+ видео)

В подвиги этого русского летчика трудно поверить…

Опубликовано 05.02.2018

«Это вам за пацанов», — последние слова майора Романа Филипова теперь наверняка будут повторять наши летчики, нажимая на гашетку или сбрасывая бомбы на террористов в Сирии.

Роман Филипов.

Роман произнес их, перед тем, как подорвать себя гранатой. Видео с последним боем нашего летчика, в качестве доказательства своего успеха, выложили в Сеть боевики. Так что пускать слухи о российском пропагандистском монтаже могут только очень больные на голову люди.

Напомним, Филипова сбили 3 февраля, когда он выполнял полет над зоной деэскалации Идлиб в районе населенного пункта Телль-Дебес, контролируемого террористами. Летчик доложил о попадании ракеты, пытался удержать самолет в воздухе, но вынужден был катапультироваться.

Съемка боя на земле велась, судя по всему, мобильным телефоном. Видно, как к укрывшемуся за большим камнем Филипову бегут, окружая его, порядка десяти вооруженных бандитов.

Совет

К этому моменту наш офицер уже был тяжело ранен и не мог вести бой — до этого он отстреливался из пистолета. Когда террористы подошли практически вплотную, Роман взорвал гранату (конечно, гранаты не входят в штатный боекомплект летчиков, но в Сирии идет война).

Перед взрывом слышны его последние слова. По неподтвержденным данным, взрывом гранаты офицер уничтожил двух боевиков.

Смотрите видео по теме: «Террористы топчут российскую символику на сбитом в Сирии Су-25: видео»

Майор Филипов был опытным летчиком, не в первый раз находился в командировке в Сирии. Он выпускник Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков. После окончания училища служил с 2009 года на Дальнем Востоке, в Черниговке, где прошёл все должности от старшего летчика до заместителя командира эскадрильи. Призер всеармейского конкурса «Авиадартс».

Как сообщили в Минобороны, на счету майора Филипова в Сирии десятки блестяще выполненных боевых задач по уничтожению боевиков международных террористических группировок и сопровождению гуманитарных автоколонн в освобожденные от террористов населенные пункты.

В гарнизоне в Черниговке у Романа остались жена и четырехлетняя дочь. Родителям и семье Филипова Министерство обороны пообещало оказать всю необходимую поддержку и помощь.

Сам Роман Филипов представлен министром обороны РФ Сергеем Шойгу к присвоению звания Герой Российской Федерации посмертно. Власти Симферополя намерены назвать его именем одни из площадей города — из Крыма летчики штурмовой авиации отправлялись в Сирию.

Главком ВКС РФ Сергей Суровикин, выражая соболезнования родителям, семье и близким Романа, сказал, что «майор Филиппов, как и все наши военнослужащие, настоящий патриот Родины» и его подвиг займет достойное место в истории российской военной авиации и Армии России.

…А мне еще вспомнился полицейский Магомед Нурбагандов. Захватившие его бандиты потребовали, чтобы он, обращаясь к коллегам, посоветовал им увольняться.

— Работайте, братья! — произнес офицер.

У боевиков это вызвало ярость и они застрелили его.

Теперь ответил майор Филипов: «Это вам за пацанов»!

Дмитрий Попов