Фридрих шиллер – уникальные факты

Интересные факты из жизни Фридриха Шиллера

Фридрих шиллер – уникальные факты

  • Первые стихотворные попытки Шиллера пришлись на годы его обучения в латинской школе.

    Это стало такой неожиданностью для его семьи, что даже родной отец, прослушав первый стих сына, изумленно спросил его: “Ты что это, Фри, с толка съехал?!” Вопреки полной неготовности родителей видеть в сыне будущего поэта, он продолжал свои творческие упражнения, которые, конечно, немедленно наложили свой отпечаток на его внешность, манеры и поведение. Получив врачебный диплом, а вместе с ним назначение в гренадерский полк, Шиллер отнюдь не выглядел бравым гренадером. Военная униформа, косички, треугольная шляпа выглядели на нем удивительно комически.

    Общую картину довершала неуклюжая обувь: огромные сапоги делали его ноги похожими на два цилиндра. Он ступал в них, как журавль, не сгибая ног в коленах. Военное начальство сразу же возненавидело Шиллера. Впрочем, самого поэта это мало обходило: он продолжал писать, и в голове у него уже возник замысел пьесы “Разбойники”, которая сделает имя Шиллера известным всей Германии.

    3 прекрасных города на одной реке

    Обратите внимание

    Со временем Шиллер начал выглядеть как настоящий писатель. Его знакомая, Генриетта Герц, припоминала, что “Шиллер был высоким. Верхняя часть его лица поражала своей одухотворенностью, хотя бледность и рыжеватые волосы немного портили общее впечатление.

    Во время разговора его лицо оживлялось, на щеках проступал легкий румянец, а в голубых глазах появлялся блеск, и тогда весь его образ приобретал гармонию”. Гете писал, что Шиллер “был величествен в разговоре за чайным столом, и так же величественным был бы он, бесспорно, и в государственном совете.

    Его ничто не сковывало, ничто не останавливало свободного полета его мысли. Все крупные планы он создавал свободно. Это настоящий человек”.

    Шиллер прославился не только как писатель, но и как автор многочисленных теоретико-литературных работ. Известнейшая из них – “Письма об эстетичном воспитании человека”. Эта работа увидела мир при весьма интересных обстоятельствах. 1791 года немецкими землями прокатился слух, что Шиллер умер. Особо эта весть поразила датских почитателей творчества драматурга.

    Три дня в Дании длились траурные церемонии на оказание почестей памяти Шиллера. А тем временем сам Шиллер вместе с женой приехали на лечение в Карлсбад, где он и узнал о собственной смерти.

    Эта весть и особенно организованы в честь его лица масштабные траурные торжественности, как удостоверил один из знакомых драматурга, подействовали на Шиллера лучше любых лекарств.

    Как компенсацию вряд Дании назначил действительно тяжелобольному Шиллеру трехлетнюю пенсию, которая более чем вдвое превышала денежную помощь, которая ему выплачивала родная Германия. Признательный Шиллер “расплатился” с датским принцем Фридрихом адресованными ему письмами по вопросам эстетичного воспитания человека, которые вошли в казну мировой культуры человечества.

    Как известно, поэты, которые пишут любовную лирику, адресуют свои стихотворные послания преимущественно своим современницам, тем женщинам, с которыми они были знакомы.

    Важно

    Исследователи любовной лирики Шиллера, адресованной какой-то неизвестной Лауре, долго и безрезультатно старались отыскать женщину с таким именем в кругу знакомых, близких или родных поэта. Прекрасной “незнакомкой” оказалась…

    Лаура Петрарки, та самая Лаура, имя которой увековечил в своих сонетах всемирно известный флорентийский поэт эпохи Возрождения. Удивительно, но именно этой женщине Шиллер посвятил свои первые, наиболее искренние и непосредственные любовные чувства.

    Со временем в стихах Шиллера появилась еще одна прекрасная незнакомка по имени Минная, какой поэт адресовал свои интимные раздумья и переживание. ее лицо так и осталась загадкой для биографов Шиллера.

    Одна из ярчайших страниц немецкой просветительской литературы – дружба и творческое объединение двух больших гениев художественной словесности – Гете и Шиллера. Впрочем, этот знаменитый творческий союз составлялся не просто.

    Впервые будущий драматург увидел Гете среди почетных гостей, которые собрались, лишь бы поздравить выпускников военной академии, среди которых был и Шиллер. Тогда Гете, конечно, не обратил внимания на молодого, стыдливого юношу. С 1787 года Шиллер поселился в Веймаре.

    Хотя Гете и Шиллер жили в Веймаре рядом, они подружились не сразу. Что-то сдерживало их. Шиллер писал в письме к своему другу Кернеру в 1790 году: “Он (Гете) так опередил меня… что мы, наверное, больше некогда не встретимся… Его мир – не мой мир, наши представления совсем не похожи”.

    Шиллер тоже сначала не привлекал Гете, который немного раньше отошел от идей “Бури и нажима” и с недоверием отнесся к первым драмам Шиллера.

    Гете в то время делал замечание о Шиллере так: “Он – властитель большого, но еще незрелого таланта, он излил на своих соотечественников целый бушующий поток этических и театральных парадоксов, от которых я старался избавиться… Я избегал Шиллера, который теперь жил в Веймаре по соседству со мной…

    “Так длилось некоторое время. Но в 1794 году произошло счастливое событие. Гете и Шиллер присутствовали на заседании Союза природоведов в Иене, обоим не понравился какой-то доклад, и они продолжали дискутировать, идя домой. Так началась дружба, что продолжалась свыше десяти лет и обогатила немецкую и мировую литературу непревзойденными шедеврами художественного творчества.

    Память о Шиллере уважают не только на его родине, в Германии, но и в Швейцарии. Именно так: иностранца Шиллера швейцарцы считают первым швейцарским национальным драматургом.

    Ситуация тем необычна, что этого почетного титула Шиллер был удостоен лишь за одно произведение – народную драму “Вильгельм Телль”.

    А если принять во внимание то обстоятельство, что сам драматург некогда в жизни даже не пересекал границы Швейцарии, то факт воображается почти уникальным.

    Совет

    Конечно, секрет его состоит в том, что в драме “Вильгельм Телль” Шиллер прославил одну из самых героичных и важнейших страниц швейцарской истории — страницу, которая начала историю Швейцарии как свободного и независимого европейского государства, которое, собственно, и утверждала всему европейскому сообществу как факт, который беспрекословно состоялся, драма Шиллера. С 1860 года знаменитую скалу Митенштейн на берегу Фирвальдштетского озера, где сошли первые ростки швейцарской независимости, признательные швейцарцы украсили надписью: “Певцу Телля, Фридриху Шиллеру — старинные кантоны”.

  • ШИЛЛЕР

    Фридрих шиллер – уникальные факты

    (1759—1805)

    Гении слишком редко рождаются и воспитываются во дворцах. Это полезно помнить тем, кто предполагает, будто «порода», родовитость и благоприятные жизненные условия имеют какое-то значение для появления таланта.

    Физические силы крепнут от напряженных действий, упражнений, труда, а вовсе не от безделья. То же относится к силам духовным, интеллектуальным. Они растут по мере преодоления трудностей. Это и отличает гения. Один из убедительных тому примеров – жизнь и творчество Иоганна Фридриха Шиллера.

    Родился он в карликовом германском Вюртембергском княжестве в семье герцогского садовника, прежде побывавшего солдатом, военнопленным, дезертиром, фельдшером.

    С детства Фридрих отличался верностью в дружбе, пылким характером и гордым своевольным нравом; бесстрашно выступал против несправедливости.

    После окончания латинской школы был определен в военное училище, где прошел жестокое испытание муштрой и строгой дисциплиной, за нарушение которой доводилось ему испробовать розог.

    С 1780 года Шиллер служил лекарем в Штутгартском гренадерском полку. Врачевал он плохо, зато вдохновенно писал пьесу «Разбойники» и обдумывал новые сочинения. (Заметим, что с тринадцати лет он принимался писать поэмы и трагедии, восхваляющие героев и бичующие тиранов.) Через год он анонимно печатает ее за свой счет в 800 экземплярах.

    Пьеса имела успех, и ее поставил Мангеймский театр. На премьеру автор приехал тайком.

    Обратите внимание

    Его потряс эффект, произведенный на зрителей его творением в исполнении отличных актеров: «Партер походил на дом умалишенных… горящие глаза, сжатые кулаки, топот, хриплые возгласы! Незнакомцы с плачем бросались друг другу в объятия… Казалось, в этом хаосе рождается новое мировоззрение…»

    Конечно же новое мировоззрение не рождается в бурных порывах чувств, которые отражали общее духовное напряжение в романтический и революционный период.

    Публика не обращала внимания на странности, наивность, а то и нелепость сюжетных перипетий, когда 80 разбойников окружают в лесу полуторатысячную армию и одерживают победу, а их атаман подобен лучшим героям античности и является воплощением ума и благородства.

    Зритель видел то, что желал увидеть – величие человеческой личности; слышал обличительные реплики, которые хотел бы сам произнести: о продажном советнике, торгующем чинами и должностями; о министре, который «всплыл на крови обобранных сирот»; о графе, выигравшем у бедняка тяжбу благодаря подлости адвоката.

    Окрыленный первым успехом, Шиллер принялся за новую драму, избрав исторический сюжет, понятный из ее названия: «Заговор Фиеско в Генуе» (о герое, возглавившем в 1547 году мятеж простив тирана).

    На эту идею натолкнуло его высказывание Жана Жака Руссо о сильном и возвышенном характере графа Фиеско де Лаваньи.

    Вспоминая о великом французском мыслителе, умершем четырьмя годами раньше, Шиллер восклицал:

    Язвы мира век не заживали:

    Встарь был мрак – и мудрых убивали,

    Нынче свет, а меньше ль палачей?

    Пал Сократ от рук невежд суровых,

    Пал Руссо – но от рабов Христовых,

    За порыв создать из них людей.

    Досталось от него и «Дурным монархам» (другое стихотворение этого времени):

    Прячьте же свой срам и злые страсти

    Под порфирой королевской власти,

    Но страшитесь голоса певца!

    Издав – опять же за свой счет, хотя и при помощи друзей – цикл стихов, в которые вошли и приведенные выше, Шиллер умножил не только число своих недругов, но и долгов. Тем более что вдобавок опубликовал «Разбойников» под собственным именем, изобразив на титуле рассвирепевшего льва с подписью внизу: «На тиранов!».

    Важно

    Явный призыв к революции нашел отклик во Франции, где Шиллер получил Почетный диплом Гражданина Республики. Однако реакция герцога, у которого служил Иоганн Фридрих, была иной. Он запретил молодому литератору что-либо писать, кроме медицинских трактатов, угрожая тюрьмой.

    Но разве мог согласиться с этим тот, кто вложил в уста благородного разбойника Карла Мора слова: «О, как мне становится гадок этот чернильный век, когда я читаю у Плутарха о великих людях… Священная искра Прометея выгорела… И вот люди заползали, как крысы по палице Геркулеса…» Впрочем, автор не вступил в бой с тираном, а предпочел бежать из Штутгарта.

    Писательское бунтарство некоторым просвещенным вельможам казалось спичкой, которую шаловливый ребенок подносит к бочке с порохом.

    Так, через год после смерти Шиллера, Гёте, находясь на водах в Карлсбаде (ныне Карловы-Вары, Чехия), записал в дневнике высказывание князя Путятина: будь он на месте Господа Бога и предвидя, что Шиллер напишет такую пьесу, как «Разбойники», то отказался бы от сотворения мира.

    Шутка русского барина не учитывала важное обстоятельство: после Великой французской революции 1789 года Шиллер ужаснулся начавшемуся в стране террору (по его словам – «разгул вражды и черной мести и пиршество пороков злых»).

    Однако все это было позже, а в 1782 году ему пришлось некоторое время скитаться, затем удалось устроиться штатным драматургом и заведующим репертуаром Мангеймского театра.

    Поначалу его «Фиеско» потерпел – да простится каламбур – фиаско, зато имела успех драма «Коварство и любовь».

    Впрочем, и «Фиеско» был поставлен; стала крылатой реплика злодея, наемного убийцы из пьесы – «мавр сделал свое дело, мавр может уйти».

    С удивительным для молодого человека мастерством Шиллер разворачивал захватывающие интриги, которые держали в напряжении зал, показывая столкновения сильных человеческих чувств в наивысшем проявлении – отрицательных и положительных.

    Совет

    Напрашивается сравнение с усилением разноименных электрических зарядов, приводящем к вспышке.

    Но дело, пожалуй, не столько в искусстве драматурга, постигшего тонкости своего ремесла, сколько в личности автора, его искренних и сильных чувствах, которые передавались зрителям…

    После «Коварства и любви» Шиллер продолжал писать исторические драмы, мало считаясь с тем, как все происходило в реальности.

    Яркий пример – «Дон Карлос», где главный герой – испанский инфант XVI века – человек недалекий и непорядочный – выведен… Впрочем, предоставим слово автору пьесы: «Он должен был обладать мягким, доброжелательным сердцем, восторженным стремлением ко всему великому и прекрасному, нежностью, стойкостью, самоотверженным величием…» Подобная характеристика более всего свойственна самому драматургу и отражает его желания («должен быть»), идеалы и замысел, а вовсе не действительность. То же относится к образу рыцаря без страха и упрека – маркиза Позы, который обращается к безжалостному Филиппу II с пылкой речью, призывая деспота быть образцом святости, предоставить гражданам свободу мысли, права человека… (так и хочется добавить лозунг Французской революции: свобода, равенство и братство!). Ясно, что ничего подобного быть не могло. Автор это понимал, да и большинство зрителей тоже. Исторические драмы Шиллера были актуальными, выражали происходящий в Западной Европе период «бури и натиска». Он завершал эпоху Просвещения бурным кипением общественной мысли, революциями и войнами.

    Молодой поэт, сочиняя в сущности не драмы, а трагедии, переживая немалые трудности, пылкую влюбленность и жестокие разочарования, не терял радости бытия, уверенности в счастливом будущем, любви к людям.

    В 1785 году он пишет «Песнь радости» (редчайшая тема в поэзии): «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!» В 1823 году другой немецкий гений – Людвиг ван Бетховен использовал эти стихи в заключительной части своей 9-й симфонии, «Патетической».

    С годами жизнь брала свое. Ему захотелось всерьез заняться историей. Он стал писать соответствующие очерки, и в 1788 году был принят профессором истории в Йенский университет под ликование студентов, ибо его слава как драматурга гремела в Европе.

    Однако профессия преподавателя оказалась для него слишком скучной. Сравнительно быстро аудитория на его лекциях стала пустеть, что сказывалось и на жаловании, зависящем от посещаемости. Ему пришлось тратить немалые усилия для того, чтобы зарабатывать на жизнь литературным трудом.

    Тем более что в феврале 1790 года он женился.

    «Брак этот, – писала его биограф М.В. Ватсон, – основанный не на страсти и пламенной любви, а на нежной, сердечной симпатии, развивавшейся мало-помалу, оказался очень счастливым».

    «Страсть улетучивается, любовь остается», – говорил сам поэт. Женитьбой кончается весь романтизм Шиллера.

    Обратите внимание

    Возможно, точнее сказать, что его романтизм теряет революционный яростный порыв, и не столько из-за семейной идиллии, сколько от понимания трагедий – не сценических, а реальных – с которыми сопряжены социальные бури.

    Ведь завершилась Великая французская революция, казнившая «законного» короля, коронованием «узурпатора» Наполеона I, захватническими войнами и установлением господства буржуазии. Шиллер пишет в 1799 году «Песнь о колоколе», воспевая романтику труда, незримо сплачивающего общество.

    В дружном, пламенном стремленьи

    Труд все руки братски слил,

    И цветет союз в движеньи

    Проявленьем общих сил…

    Он уже не призывает к мятежу, а предлагает поручать дело социального переустройства тем, кто способен сделать это продуманно, деловито и спокойно, в отличие от страшной народной стихии:

    Разбить лишь мастер может форму

    Рукою мудрой в должный срок.

    Но горе, если сам из горну

    Прорвется пламенный поток!

    Поэт раскрывает аллегорию:

    Где буйных сил кипит восстанье,

    Там гибнет каждое созданье;

    Где самовольствует народ,

    Там время бедствий настает.

    Беда стране, в которой пламя

    Скопится в недрах городов,

    Где чернь, подняв восстанья знамя,

    С себя сбивает груз оков.

    Спору нет, надо своевременно и мудро проводить реформы, облегчающие жизнь народа, не доводя его до отчаяния.

    Конечно же так рассуждает человек, понимающий по старинке историю как поле столкновений правителей и полководцев, выдающихся личностей, социальной и духовной элиты.

    Но можно ли не учитывать мощные стихийные движения народных масс, у которых – своя правда, свои счеты с жизнью и с теми, кто делает ее невыносимой? Беда, что этого не желают замечать те, кто благоденствуют за счет народа, одновременно унижая и обкрадывая его.

    Шиллер верит в силу слова, убеждения, разума, в добрую волю людей. Он бьет в набат и призывает:

    Друзья! Скорей

    В один кружок сольемся с ликованьем

    И окрестим наш колокол названьем

    СОГЛАСИЕ, для счастия людей…

    Кому-то это покажется наивным, далеким от суетной и жестокой действительности. Однако без таких душевных порывов, без высоких идеалов и устремленности к ним, общество превращается в стадо – сытых или голодных скотов в зависимости от обстоятельств места и времени, да от проницательности хозяев.

    …В статье «Кризис индивидуализма» (1905) русский поэт и культуролог Вячеслав Иванов провел единую линию от Дон Кихота и Гамлета, показывающих трагедию личности, к тому «…чье творчество уже намечает исход (или возврат) из героического обособления в хоровую соборность духовной свободы», – зачинателю действ всенародных Шиллеру. «Сервантес, Шекспир, Шиллер – вот звездное сочетание на нашем горизонте: пусть разгадают астрологи духа!»

    Сейчас, в начале XXI века, разгадывать подобные знамения, глядя в прошлое, а не в будущее, нетрудно. Ведь благородные призывы и надежды на всеобщее согласие, скрепленное трудом и братской любовью, со всей определенностью не оправдались.

    Как бы мы ни располагали на небосводе духовной культуры созвездия гениев, земные дела вершатся по своим законам.

    Важно

    И это осознал к концу своей жизни Шиллер, нашедший философское отдохновение в обществе мудрецов – Гёте, Гердера… Он размышляет о недостижимой, как мечта, юной и прекрасной поре античности (какой она видится романтику) в стихотворении «Боги Греции»:

    Светлый мир! о где ты?

    Как чудесен

    Был природы радостный расцвет.

    Поэт печалится по тому времени, когда люди воспринимали природу как чудо, восхищаясь ее красотой и гармонией, отзвуки которой наполняли их души. Но взгляд человека становился все более хищным, алчущим благ материальных, и все изменилось:

    Без любви к виновнику творенья,

    Как часы, не оживлен и сир,

    Рабски лишь закону тяготенья

    Обезбожен служит мир…

    Боги улетели в область сказки,

    Унося туда же за собой

    Все величье, всю красу, все краски,

    А у нас остался звук пустой…

    И вновь – преувеличение, ибо слово его вовсе не было звуком пустым. Просто были тщетны надежды, что глаголом можно не только «жечь сердца людей», но и пробуждать твердые убеждения, непоколебимую веру в истину и благородство.

    Для Шиллера понятие красоты включало очень многое: и нравственность, и познание, и предназначение человека на Земле. Этому он посвятил очерк «О прелести и достоинстве». Верно отметил в книге «Поэт-философ (Шиллер)» публицист В.Е.

    Романовский: «Трактуя философскую тему, он всегда остается поэтом, и фантастические образы заменяют у него сухой анализ… Если в своей поэзии он является философом, то и, наоборот, он и в философии остается поэтом».

    То же относится к «Письмам об эстетическом воспитании человечества» (их Шиллер адресовал наследнику датского престола в благодарность за назначенную пенсию). В них утверждается: «Красота спасет мир». Только она способна проложить «путь из государства нужды в царство свободы».

    Он продолжает писать драмы, воспевая героев, подвижников, борцов за свободу и человеческое достоинство: «Орлеанская дева», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль», трилогию «Валленштейн». И все-таки его романтические порывы начинают угасать. Искусствовед Г.В. Якушева пишет:

    «Идеалист Шиллер вообще начинает с ужасом чувствовать, что его раздражают и утомляют люди.

    Конечно, это и прогрессирующая болезнь – чахотка, след долгих испытаний и лишений, это и страх потерять для творчества немногие оставшиеся годы.

    Совет

    Но это и другое – та максималистская нетерпимость возвышенно-требовательной души, о которой впоследствии вспоминал Гёте, сам гораздо более снисходительный к окружающим».

    «Больной талант» – так оценит Шиллера в XX веке его великий соотечественник Томас Манн и противопоставит создателя «Разбойников» «здоровому» таланту – Гёте, проведя линии, продолженные вслед за ним многими: от Шиллера – к Достоевскому, от Гёте – к Толстому.

    И тут будет нащупан самый нерв гения Шиллера: идеалистически-восторженное представление о должном в жизни и постоянные страдания от его несоответствия тому, что есть – в то время как Гёте всегда воспринимал людей более трезво и спокойно, без особых иллюзий, но без особых огорчений.

    За два года до смерти он пишет стихотворение «Пилигрим», словно оглядываясь на прожитые годы и вспоминая то время, когда внутренний голос внушал ему:

    Ты увидишь храм чудесный,

    Ты в святилище войдешь,

    Там в нетленности небесной

    Все земное обретешь.

    А земная жизнь идет своим чередом. Поэта увлекают обманчивые миражи, он уповает на будущее, стремится соединить действительность с прекрасным идеалом. Но проходит время, мечты остаются мечтами, не воплощаясь в реальность. Остается с грустью признать:

    И вовеки надо мною

    Не сольется, как поднесь,

    Небо светлое с землею,

    «Там» не будет вечно «здесь».

    Возможно, на взгляды Шиллера в последние годы оказали влияние возраст, болезнь и умиротворяющее мировоззрение Гёте (в герцогской усыпальнице в Веймаре гробницы их покоятся рядом). Шиллер смиренно признал, что юношеское стремление перестроить мир остается в области мечтаний.

    Хотя его романтические произведения продолжали находить отзвук в поэтических душах, а несоответствие идеалов с действительностью пробуждало яростный протест (так было у Байрона, Гейне, Лермонтова и многих других).

    Наконец, отметим, что Шиллер предвидел наступление периода «бури и натиска» в познании природы, вспышку научного творчества в XIX начале XX века. Он верил:

    Что здесь встречает нас, как красота земная,

    То встретит некогда как истина сама.

    Увы, и в этом случае творческие бескорыстные порывы искателей истины сменились бескрылой утилитарностью, погоней за выгодой, губительной, по убеждению поэта, для духовной культуры. И уже приходится спасать красоту от уродства творимого людьми мира.

    Фридрих Шиллер биография

    Фридрих шиллер – уникальные факты

    Фридрих Шиллер — немецкий поэт, историк и философ.

    Йоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер родился в Марбахе-на-Некаре, Вюртемберг, Священная Римская империя. Его родителями были Йоганн Каспар Шиллер — военный фельдшер и Элизабет Доротея Кодвайс.

    В 1763 году его отца назначили вербовщиком в немецком городе Швебиш-Гмюнд, из-за чего вся семья Шиллера переехала в Германию, поселившись в маленьком городке Лорх.

    В Лорхе Шиллер посещал начальную школу, но из-за недовольства качеством образования он часто прогуливал занятия. Так как его родители хотели, чтобы он стал священником, они наняли местного священника, который и обучал Шиллера латинскому и греческому языкам.

    Обратите внимание

    В 1766 году семья Шиллера вернулась в Людвигсбург, куда перевели его отца. В Людвигсбурге на Шиллера обратил внимание Карл Евгений Вюртембергский. А через несколько лет Шиллер закончил медицинский факультет в учреждённой Карлом Вюртембергским академии — «Высшей школе Карла».

    Его первое произведение, драма «Разбойники», была написана во время его учёбы в академии. Опубликована она была в 1781 году, а уже на следующий год в Германии по ней был поставлен спектакль. В драме рассказывалось о конфликте двух братьев.

    В 1780 году Шиллера назначили на должность полкового врача в Штутгарте, Баден-Вюртемберг, Германия.

    Он не был рад этому назначению, и поэтому однажды оставил службу без разрешения, чтобы посмотреть на первую постановку своей пьесы «Разбойники».

    Так как он оставил расположение части без разрешения, Шиллер был арестован и приговорён к 14 суткам ареста. Ему также запретили публиковать свои работы в будущем.

    В 1782 году Шиллер через Франкфурт, Мангейм, Лейпциг и Дрезден сбежал в Веймар. А в 1783 году в Бонне, Германия, была представлена следующая постановка Шиллера с названием «Заговор Фиеско в Генуе».

    В 1784 году в театре «Schauspiel Frankfurt» была представлена пьеса из пяти частей «Коварство и любовь». А через несколько лет пьеса была переведена на французский и английский.

    В 1785 году Шиллер представил пьесу «Ода к радости».

    В 1786 году он представил новеллу «Преступление из-за потерянной чести», которая была написана в виде криминального отчёта.

    Важно

    В 1787 году в Гамбурге была представлена его драматическая пьеса в пяти частях «Дон Карлос» в Гамбурге. В пьесе речь идёт о конфликте между Доном Карлосом и его отцом — испанским королём Филиппом II.

    В 1789 году Шиллер начал работать преподавателем истории и философии в Йене. Там же он начинает писать свои исторические работы, одна из которых — «История отпадения Нидерландов».

    В 1794 году выходит его произведение «Письма об эстетическом воспитании человека». Работа была написана на основе событий во время Французской революции.

    В 1797 году Шиллер написал балладу «Поликратов перстень», которая была опубликована в следующем году. В том же году он также представила следующие баллады: «Ивиковы журавли» и «Дайвер».

    В 1799 году Шиллер завершил написание трилогии «Валленштейн», которая состояла из пьес «Лагерь Валленштейна», «Пикколомини» и «Смерть Валленштейна».

    В 1800 году Шиллер представил такие работы: «Мария Стюарт» и «Орлеанская дева».

    В 1801 году Шиллер представил переведённые им пьесы «Карло Гоции, Турандот» и «Турандот, принцесса Китая».

    В 1803 году Шиллер представил свою драматическую работу «Мессинская невеста», которая впервые была показана в Веймаре, Германия.

    В 1804 году он представил драматическую работу «Вильгельм Телль», основанную на швейцарской легенде об искусном стрелке по имени Вильгельм Телль.

    Пьеса Шиллера с названием «Разбойники» считается одной из первых европейских мелодрам. В пьесе зрителю показывается перспектива на порочность общества и предлагается взгляд на классовые, религиозные и экономические различия между людьми.

    В 1802 году Шиллеру был жалован дворянский статус герцога Веймарского, который добавил к его имени приставку «фон» свидетельствующую о его дворянском статусе.

    Совет

    В 1790 году Шиллер женился на Шарлотте фон Ленгефельд. У пары родилось четверо детей.

    В возрасте 45 лет Шиллер умер от туберкулёза.

    В 1839 году в Штутгарте был установлен памятник в его честь. Площадь, на которой он был установлен назвали в честь Шиллера.
    Существует мнение, что Фридрих Шиллер был франкмасоном.

    В 2008 году учёные провели тест ДНК, который показал, что находящийся в гробу Фридриха Шиллера череп ему не принадлежит и поэтому сейчас его могила пуста.

    Фридрих Шиллер

    Фридрих шиллер – уникальные факты

    Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (10.11.1759 – 9.05.1805) – выдающийся немецкий поэт, драматург, историк, автор ряда теоретических работ по искусству, один из создателей литературы нового времени в Германии.

    Его перу принадлежат такие известные произведения как трагедия “Разбойники” (1781-82), “Валленштейн” (1800), драмы “Коварство и любовь” (1784), “Дон Карлос”, “Вильгельм Телль” (1804), романтическая трагедия “Орлеанская дева” (1801).

    Жизнь Шиллера была тесно связана с армией.

    Отцом Фридриха Кристофа был Иоганн Каспар Шиллер – фельдшер, офицер, находящийся на службе у вюртембергского герцога; после окончания в 1772 году латинской школы в Людвигсбурге Шиллер был зачислен именно в военную школу (там писатель изучал медицину и юриспруденцию), позднее получившую статус академии; по окончании последней в 1780 году Шиллер получил назначение в Штутгарт на должность полкового врача.

    Шиллеру запрещали писать. Отлучившемуся из полка в Мангейм на представление своей первой трагедии “Разбойники”, Шиллеру выдали запрет на написание чего-либо, кроме сочинений на медицинскую тему. Подобный выпад против его литературного творчества заставил Шиллер предпочесть владениям герцога, в которых он на тот момент находился, другие немецкие земли.

    Шиллер писал пьесы специально для театров. Летом 1783 года интендант Мангеймского театра заключил с Шиллером контракт, по которому драматург должен быть писать пьесы специально для постановки на мангеймской сцене.

    Начатые до заключения этого театрального договора драмы “Коварство и любовь” и “Заговор Фиеско в Генуе” как раз и были поставлены в Мангейме.

    После них контракт с Шиллером, несмотря на оглушительный успех “Коварства и любви”, возобновлён не был.

    Обратите внимание

    Шиллер занимался историей. В 1787 году Шиллер переехал в Веймар, а в 1788 занялся редакцией “Истории замечательных восстаний и заговоров”, серии книг, посвящённых разнообразным историческим пертурбациям в обществе.

    В рамках своей работы Шиллер раскрыл тему самоопределения Нидерландов, получивших свободу от испанского владычества. В 1793 году писатель выпустил в свет “Историю Тридцатилетней войны”. Кроме того, историческими темами так и пестрит вся его многообразная драматургия.

    Шиллер пишет и о Жанне Д'Арк, и о Марии Стюарт, не обходит своим вниманием легендарного швейцарского героя Вильгельма Телля и многих-многих других.

    Шиллер был знаком с Гёте. Знакомство двух классиков немецкой литературы произошло в 1788 году, а уже в 1789 при помощи Гёте Шиллер получил должность профессора истории в Йенском университете.

    Впоследствии писатели вели друг с другом переписку литературно-эстетического характера, выступили соавторами в цикле эпиграмм “Ксении”.

    Дружба с Гёте сподвигла Шиллера на создание таких знаменитых лирических произведений как “Перчатка”, “Поликратовов перстнь”, “Ивиковы журавли”.

    Шиллер восторженно встретил Великую французскую революцию. Несмотря на одобрение писателем падения феодального строя, к произошедшему во Франции Шиллер отнёсся с некоторой долей опасения: ему не понравилась и казнь Людовика XVI, и поднимающая голову якобинская диктатура.

    Шиллеру помогал деньгами наследный принц. Несмотря на профессуру в Йенском университете, доходы Шиллера были крайне малы, денег не хватало даже на самое необходимое. Наследный принц Фр.Кр. фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбург решил оказать помощь поэту и три года (с 1791 по 1794) выплачивал ему стипендию. С 1799 года она была увеличена в два раза.

    Важно

    За жизнь Шиллер много раз влюблялся. В юности идеалами поэта были Лаура Петрарки и Франциска фон Гогенгей, метресса виртембергского герцога, впоследствии жена Карла и новая герцогиня.

    Семнадцатилетний Шиллер был в полном восторге от прелестной и знатной Франциски, в ней он видел сосредоточение всех добродетелей и именно её он вывел в своей знаменитой драме “Коварство и любовь” под именем леди Мильфорд. Позднее Шиллер стал испытывать чувства к более реальным женщинам, с которыми вполне мог связать себя узами брака, но по ряду причин этого не сделал.

    В имении Генриетты Вольцоген, где поэт укрывался от преследования герцога, он влюбился в дочь приютившей его женщины – Шарлоту, однако ни сама девушка, ни её мать не проявили к Шиллеру достаточной пылкости: девушка любила другого, а матери не нравилось шаткое положение поэта в обществе.

    Одну из главных ролей в жизни и литературной деятельности Шиллера было суждено сыграть ещё одной Шарлотте – замужней даме по фамилии Маршальк фон Остгейм, по мужу Кальб. Однако любовь к Шарлотте не мешала Шиллеру увлекаться и другими женщинами, такими как актрисы, играющие в спектаклях, поставленных по его пьесам, или просто красивые девушки, любящие литературу и искусство.

    На одной из последних – Маргарите Шванн, Шиллер чуть было не женился. Остановило поэта то, что он при этом хотел бы жениться ещё и на Шарлотте, да и отец Маргариты не дал своего согласия на брак. Отношения с Шарлоттой закончились совсем прозаично – поэт охладел к женщине, не решившейся ради него на развод с мужем.

    Женой Шиллера стала Шарлота фон Ленгфельд, с которой поэт познакомился в 1784 году в Мангейме, но реально обратил на неё внимание только спустя три года. Интересно, что любовь к Шарлотте какое-то время граничила в душе Шиллера вместе с любовью к её старшей сестре Каролине, которая ради счастья сестры и любимого Фридриха вышла замуж за нелюбимого человека и ушла с их дороги. Свадьба Шиллера состоялась 20 февраля 1790 года.

    В зрелом творчестве Шиллера отразился конфликт между просветительским идеалом и реальной действительностью. Наиболее показательно в этом плане стихотворение 1795-го года “Идеал и жизнь”, а также поздние трагедии немецкого драматурга, в которых ставится проблема свободного мироустройства на фоне ужасающей по своей жесткости общественной жизни.

    Шиллер был дворянином. Дворянство Шиллеру было пожаловано императором Священной римской империи германской нации Франциском II в 1802 году.

    У Шиллера было слабое здоровье. На протяжении почти всей жизни поэт часто болел. Под конец жизни у Шиллера развился туберкулёз. Умер писатель 9 мая 1805 года в Веймаре.

    Совет

    Творчество Шиллера высоко ценили в России. Классическими переводами Шиллера в русской литературе считаются переводы Жуковского. Кроме того произведения Шиллера переводили Державин, Пушкин, Лермонтов, Тютчев и Фет. Высоко ценили творчество немецкого драматурга Тургенев, Лев Толстой, Достоевский.

    Фридрих Шиллер. Биография и обзор творчества

    Фридрих шиллер – уникальные факты

    Фридрих Шиллер. Биография и обзор творчества

    Выдающийся немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер родился 10 ноября 1759 г. в семье бедного фельдшера. Восемь несчастных лет провел он в военной академии — закрытом учебном заведении.

    Из этого заведения, которое он называл «питомник для рабов», юный поэт, тайком читавший Лессинга, Гете и Руссо, вынес лишь ярую ненависть к деспотизму и несправедливости, а также страстную любовь к свободе.

    После окончания академии, где он изучал медицину, Шиллеру ничего не оставалось, кроме как принять низкооплачиваемую должность врача в военном гарнизоне. Однако он всегда мечтал посвятить свою жизнь литературе. И вот его мечта начала постепенно осуществляться.

    Еще учась в академии, он написал трагедию «Разбойники», которую вскоре решили поставить в известном маннгеймском театре. Будучи уверенным в том, что отпуск ему не дадут, Шиллер тайно отправился в неподвластный суверену город Маннгейм, чтобы увидеть на сцене свою трагедию.

    Волнению автора не было предела, однако восторг публики превзошел все его ожидания. Со слов очевидца:«Театр напоминал сумасшедший дом: сверкающие глаза, сжатые кулаки, хриплые крики в зрительном зале. Незнакомые люди в слезах бросались друг к другу в объятия.

    На устах у всех было одно, до того дня почти неизвестное имя — Фридрих Шиллер». Ф.

    Шиллер вернулся в свой гарнизон окрыленный, полный новых идей и планов, однако сразу же спустился с небес на землю, так как за самовольную отлучку с места службы его на две недели посадили на гауптвахту, а позже запретили заниматься всем, кроме медицины. Именно там он принял решение, которое изменило всю его жизнь. Одной из темных осенних ночей 22 сентября 1782 г. он бежал из герцогства.

    «Разбойники» — это революционная трагедия, о чем ясно говорит ее эпиграф: «Против тиранов». Главный герой произведения — вовсе не мрачный разбойник, а, напротив, — борец за свободу родины.

    Обратите внимание

    Но трагедия главного героя заключается в том, что он вождь-одиночка, за ним не идет народ, он ему не верит и не поддерживает его, друзья не понимают его революционных настроений, и поэтому бунт Карла с самого начала был обречен на провал.

    В 1784 г. была написана новая трагедия — «Коварство и любовь», основной идеей которой является борьба с сословным неравенством и деспотизмом, царившими в обществе.

    В ней автор рассказал трагическую историю любви между Фердинандом фон Вальтером и Луизой Миллер, чей отец в стремлении разлучить влюбленных пускает в ход все свои связи и всю свою власть, доведя обоих влюбленных до гибели.

    Сюжет, естественно, не новый, Ромео и Джульетта пострадали от того же, однако Шиллеру удалось поднять его до высот политической трагедии.

    Ордой титулованных злодеев в пьесе управляет мрачный герцог, являющийся правителем маленькой деспотии.

    Примечательно то, что герцог ни разу не появляется на сцене, однако зритель, так же как и читатель, отчетливо чувствует его незримое присутствие и злую волю.

    Семь тысяч солдат, которых он продал иностранной державе в качестве пушечного мяса, не являются вымыслом автора, это страшная правда, так как такие поступки были обычным в то время злодеянием среди титулованных преступников закона.

    Ф. Шиллер был приверженцем республиканских идеалов и безуспешно пытался найти пути их воплощения в жизнь. Великую французскую революцию Шиллер встретил с глубоким сочувствием, которое вскоре уступило место страху перед лицом революционного террора и диктатуры.

    Важно

    Интересен тот факт, что в то время, когда Ф. Шиллер с ненавистью говорил о революционном движении и осуждал его за жестокость, на одном из заседаний французский Конвент присвоил ему высокое звание почетного гражданина Французской республики за написание трагедии «Разбойники».

    Революция не могла не оказать влияние на творчество поэта, как бы он этого ни хотел.

    Именно благодаря ей автор начинает создавать исторические драмы, в которых показывает, что судьба истинных героев зависит не от страстей мятежных одиночек, а от объективной исторической необходимости.

    В годы своей зрелости драматург создает такие великие произведения, как историческая драма «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», трилогия о Валленштейне и др. Пьесы Ф. Шиллера наполнены пафосом, особенно в ранние годы его творчества, в уста своих героев он вкладывает политические программные речи.

    К таким героям относятся Карл Моор, Фердинанд, маркиз Поза из драмы «Дон Карлос». В своих поздних драмах все с тем же пафосом Шиллер рисует исторический фон, разворачивает широчайшую программу общественной жизни. С особым колоритом представил он солдат в первой части «Валленштейна».

    В драме «Вильгельм Телль» главным героем является швейцарский народ, который восстает против австрийского ига. Героями книги являются обычные люди — пастухи, рыбаки, охотники, а Вильгельм — лишь один из них. Сцены событий быстро сменяют одна другую, появляются все новые и новые участники драмы.

    У зрителей создается впечатление, будто все жители Швейцарии участвуют в этом произведении.

    Ощущается постепенное нарастание народного недовольства и зреет восстание, В конце драмы Вильгельм своим метким выстрелом из лука навсегда покончил с тиранией австрийского наместника и как бы поет гимн прекрасной свободе, полученной в тяжелой борьбе.

    К сожалению, тяжелое легочное заболевание привело великого драматурга к преждевременной кончине. В час смерти писателя на его личном письменном столе лежали листы рукописи его незаконченной трагедии из русской истории — о Дмитрии Самозванце.

    15 странных привычки знаменитых исторических личностей

    Фридрих шиллер – уникальные факты

    Александр Блок. Несмотря на то, что знаменитый поэт Александр Блок женился на Любочке Менделеевой по любви, муж из поэта получился, мягко говоря, странноватый.

    Блок наотрез отказывался выполнять свой супружеский долг и целый год после свадьбы не прикасался к жене.

    Потом Любе все-таки удалось соблазнить собственного мужа, но тот все же предпочел «духовную близость», чтобы не разочароваться в жене и не разлюбить ее.

    Александр Пушкин страшно любил во время работы пить лимонад. «Бывало, как ночью писать, ему лимонад на ночь и ставишь», — рассказывал камердинер поэта Никифор Федоров.

    Еще Пушкин, невероятно суеверный человек, веривший в предсказание, что ему суждено умереть от руки блондина, постоянно ходил с тяжелой железной палкой.

    «Для того, чтобы рука была тверже: если придется стреляться, чтоб не дрогнула», — пояснял поэт друзьям.

    Лев Толстой. Великий русский писатель Лев Толстой не мог жить без активных движений. Если за день он ни разу не вышел из дома хотя бы на прогулку, то к вечеру становился раздражителен, а ночью долго не мог заснуть. Верхом он не ездил, поэтому оставались только упражнения с косой и плугом. А зимой граф развлекался рубкой дров.

    Виктор Гюго. Французский классик Виктор Гюго частенько писал свои нетленные произведения в голом виде: приказывал слуге забрать всю его одежду, чтобы исключить любой соблазн выйти из дома и отвлечься от работы. Добровольное заключение прекращалось только после написания определенного количества страниц.

    Чарльз Диккенс. Самый популярный англоязычный писатель при жизни, имел довольно странную привычку — любил морги. «Какая-то незримая сила влечет меня в морг», — писал Диккенс. В какой бы город он ни приезжал, первым делом обходил все морги, в которых мог пребывать часами. А еще Диккенс каждые 50 строк написанного обязательно запивал глотком горячей воды.

    Трумэн Капоте называл себя «горизонтальным писателем». Для продуктивной работы ему были необходимы три вещи: диван, кофе и сигарета. Впрочем, во второй половине дня кофе можно было заменить стаканчиком бренди или виски. Строго в положении лежа Капоте писал простым карандашом на бумаге: он не признавал печатных машинок.

    Оноре де Бальзак не садился за работу, если не выпил 5-7 чашек кофе. Подсчитали, что за свою жизнь он выпил около 50 тысяч чашек кофе. Кроме того, в знак глубокого уважения к гениальному человеку он обязательно снимал шляпу. Чаще всего он это делал, когда говорил о себе.

    Фридрих Шиллер. По части извращений всех, пожалуй, сумел переплюнуть немецкий поэт и философ Фридрих Шиллер, который не мог писать, если ящик его письменного стола не был набит гнилыми яблоками.

    Шиллер, Фридрих, последние годы жизни, факты, останки шиллера, восприятие творчества фридриха шиллера, память, наиболее известные произведения, пьесы, проза

    Фридрих шиллер – уникальные факты

    Последние годы жизни

    Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением лёгких. Он скончался 9 мая 1805 года в возрасте 45 лет от туберкулёза.

    Факты

    Ф.Шиллер принимал участие в деятельности литературного общества «Блюменорден», созданного Г. Ф. Харсдёрфером в XVII веке для «очистки немецкого литературного языка», сильно засорённого в годы Тридцатилетней войны.

    Известнейшие баллады Шиллера (1797) — Кубок (Der Taucher), Перчатка (Der Handschuh), Поликратов перстень (Der Ring des Polykrates) и Ивиковы журавли (Die Kraniche des Ibykus), стали знакомы российским читателям после переводов В. А. Жуковского.

    Мировую известность получила его «Ода к радости» (1785), музыку к которой написал Людвиг ван Бетховен.

    Останки Шиллера

    Фридрих Шиллер был похоронен в ночь с 11 на 12 мая 1805 года на веймарском кладбище Якобсфридхоф в склепе Кассенгевёльбе, специально отведённом для дворян и почитаемых жителей Веймара, не имевших собственных фамильных склепов. В 1826 году останки Шиллера решили перезахоронить, но уже не смогли точно идентифицировать.

    Выбранные произвольно как наиболее подходящие останки были перевезены в библиотеку герцогини Анны Амалии. Глядя на череп Шиллера, Гёте написал одноимённое стихотворение.

    16 декабря 1827 года эти останки были захоронены в княжеской усыпальнице на новом кладбище, где впоследствии рядом со своим другом согласно завещанию был похоронен и сам Гёте.

    Совет

    В 1911 году был обнаружен ещё один череп, который приписали Шиллеру. Долгое время шли споры о том, какой же из них настоящий.

    В рамках акции «Код Фридриха Шиллера», организованной совместно радиостанцией Mitteldeutscher Rundfunk и Фондом «Веймарский классицизм», экспертиза ДНК, проведённая в двух независимых лабораториях весной 2008 года, показала, что ни один из черепов не принадлежал Фридриху Шиллеру.

    Останки в гробу Шиллера принадлежат как минимум трём разным людям, их ДНК также не совпадает ни с одним из исследовавшихся черепов. Фонд «Веймарский классицизм» принял решение оставить гроб Шиллера пустым.

    Восприятие творчества Фридриха Шиллера

    Сочинения Шиллера были восторженно восприняты не только в Германии, но и других странах Европы. Одни считали Шиллера поэтом свободы, другие — оплотом буржуазной нравственности.

    Доступные языковые средства и меткие диалоги превратили многие строчки Шиллера в крылатые выражения. В 1859 году столетие со дня рождения Шиллера отмечалось не только в Европе, но и в США.

    Произведения Фридриха Шиллера заучивались наизусть, с XIX века они вошли в школьные учебники.

    После прихода к власти национал-социалисты пытались представить Шиллера «немецким писателем» в своих пропагандистских целях. Однако в 1941 году постановки «Вильгельма Телля», как и «Дона Карлоса» были запрещены по приказу Гитлера.

    Память

    Файл:Goethe Schiller Weimar 3.jpg|Памятник Гёте и Шиллеру работы Эрнста Ритшеля у здания театра в Веймаре

    Файл:SchillerDenkmal.jpg|Памятник Шиллеру в Кёнигсберге работы Станислава Кауэра

    Файл:2009-04-09 Berlin 640.jpg|Памятник в Берлине

    Файл:Friedrich Schiller Monument.Jena.jpg|Герма Шиллера перед главным зданием университета в Йене

    File:Stamp of USSR 1813.jpg|Почтовая марка СССР,
    1955 год

    File:Stamp of Moldova 043.jpg|Почтовая марка Молдовы,
    2007 год

    • В России имя Фридриха Шиллера носит Гуманитарная гимназия № 39 в г. Орле.

    Наиболее известные произведения

    Пьесы

    • 1781 — «Разбойники»
    • 1783 — «Заговор Фиеско в Генуе»
    • 1784 — «Коварство и любовь»
    • 1787 — «Дон Карлос, инфант испанский»
    • 1799 — драматическая трилогия «Валленштейн»
    • 1800 — «Мария Стюарт»
    • 1801 — «Орлеанская дева»
    • 1803 — «Мессинская невеста»
    • 1804 — «Вильгельм Телль»
    • «Димитрий» (не была окончена из-за смерти драматурга)

    Проза

    • Статья «Преступник из-за потерянной чести» (1786)
    • «Духовидец» (неоконченный роман)
    • Eine großmütige Handlung

    Философские работы

    • Philosophie der Physiologie (1779)
    • О взаимосвязи животной природы человека с его духовной природой / Über den Zusammenhang der tierischen Natur des Menschen mit seiner geistigen (1780)
    • Die Schaubühne als eine moralische Anstalt betrachtet (1784)
    • Über den Grund des Vergnügens an tragischen Gegenständen (1792)
    • Augustenburger Briefe (1793)
    • О грации и достоинстве / Über Anmut und Würde (1793)
    • Kallias-Briefe (1793)
    • Письма об эстетическом воспитании человека / Über die ästhetische Erziehung des Menschen (1795)
    • О наивной и сентиментальной поэзии / Über naive und sentimentalische Dichtung (1795)
    • О дилетантизме / Über den Dilettantismus (1799; в соавторстве с Гёте)
    • О возвышенном / Über das Erhabene (1801)

    Исторические труды

    • История отпадения соединенных Нидерландов от испанского владычества (1788)
    • История Тридцатилетней войны (1791)

    Постановки в России

    • 1919 — «Дон Карлос». Спектаклем по трагедии Ф. Шиллера 15 февраля 1919 года открылся в Петрограде Большой драматический театр
    • 1980 — «Заговор Фиеско в Генуе». Малого театра. Режиссеры: Феликс Глямшин, Л. Е. Хейфец. В ролях: В. М. Соломин (Фиеско), М. И. Царёв (Верина), Н. Вилькина (Леонора), Н. Корниенко (Джулия), Я. П. Барышев (Джанеттино), Е. В. Самойлов (Герцог Дориа), А. Потапов (Хассан, мавр), В. Богин (Бургоньино), Ю.Васильев (Кальканьо), Е. Буренков (Сакко), Б. В. Клюев (Ломеллино), А. Жарова (Берта), М. Фомина (Роза), Г. В. Буканова (Арабелла) и другие.

    Фридрих Шиллер

    Фридрих шиллер – уникальные факты

    Просмотров: 3900 | Рейтинг:

    0.0

    /

    | КОММЕНТИРОВАТЬ

    «…Шиллер, действительно, вошел в плоть и кровь русского общества, особенно в прошедшем и в запрошедшем поколении. Мы воспитались на нем, он нам родной и во многом отразился на нашем развитии», — писал Ф. М. Достоевский в статье «Книжность и грамотность».

    Действительно, в XIX веке влияние западных мыслителей и поэтов не только на русских писателей, но и на все общество было огромным. Хотя довольно значительным было и сопротивление этой культуре со стороны некоторых русских мыслителей и писателей.

    Тот же Достоевский, говоря о самобытности русской литературы, утверждал: «…В европейских литературах были громадной величины художественные гении — Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры. Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такою способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин».

    XVIII век стал для немецкой культуры золотым веком: Германия подарила человечеству Гёте и Шиллера, композиторов Моцарта и Бетховена, мыслителей Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга.

    К середине века Германия была разделена на множество мелких княжеств. Князьки подражали роскошной жизни французского Версаля, денег постоянно не хватало. «Суверенность» крохотных как бы государств — что, кстати, сейчас грозит России — приводила к войнам между княжествами.

    Обратите внимание

    Вот в такой обстановке немецкая интеллигенция выступила за единую Германию. «Да будет Германия настолько едина, чтобы немецкие талеры и гроши имели одну и ту же цену во всем государстве; настолько едина, чтобы я мог провезти свой дорожный чемодан через все тридцать шесть государств, ни разу не раскрыв его для осмотра».

    Иоганн Фридрих Шиллер, поэт, драматург и теоретик искусства эпохи Просвещения, станет одним из самых ярких обличителей современной ему действительности.

    Он родился во владениях герцога Карла-Евгения в семье полкового лекаря (впоследствии этот герцог, известный своей жестокостью, стал прототипом персонажа драмы «Коварство и любовь»)

    В 23 года Шиллер бежал из герцогства с несколькими талерами в кармане и рукописью в сундучке. За плечами у него были восемь лет военной школы, премьера своей первой драмы «Разбойники» (1781).

    «Не из книг почерпнул Шиллер свою ненависть к униженному человеческому достоинству в современном ему обществе: он сам, еще дитятей и юношей, перестрадал болезнями общества и перенес на себе тяжкое влияние его устарелых форм…» — писал В. Г. Белинский.

    Герой пьесы благородный Карл Моор свою добычу раздает бедным, а если «представляется случай пустить кровь помещику, дерущему шкуру со своих крестьян, или проучить бездельника в золотых галунах, который криво толкует законы… тут, братец ты мой, он в своей стихии. Тут словно черт вселяется в него…»

    «Поставьте меня во главе войска таких молодцов, как я, и Германия станет республикой, перед которой и Рим, и Спарта покажутся женскими монастырями», — говорит Карл Моор.

    Но пройдя через кровавый опыт в финале, этот разбойник уже не тот, он уходит из шайки и сдается властям: «О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и блюсти законы беззаконием! О, жалкое ребячество! Вот я стою у края ужасной бездны и с воем и скрежетом зубовным познаю, что два человека, мне подобных, могли бы разрушить все здание нравственного миропорядка!»

    Критики и режиссеры по-разному трактовали финал драмы. Может быть, из этого финала проистекает и мысль Достоевского о «слезе ребенка».

    Столкновение просветительских идеалов с действительностью, интерес к сильным характерам и социальным потрясениям прошлого определили напряженный драматизм его пьес: «Заговор Фиеско в Генуе» (1783), «Коварство и любовь» (1784), «Дон Карлос» (1783–1787), «Мария Стюарт», «Орлеанская дева» (обе — 1801), «Вильгельм Телль» (1804).

    «Дон Карлос» вошел в историю мировой драмы как символ борьбы с любым проявлением тирании. Не случайно в феврале 1918 года по инициативе Горького и Блока Большой драматический театр открылся спектаклем «Дон Карлос». Конфликт Филиппа II с сыном Карлосом — это конфликт нарождающегося освободительного движения с уходящим, но жестоким феодальным миром.

    Важно

    Шиллер занимал кафедру в Йенском университете, его перу принадлежат такие работы, как «История отпадения Соединенных Нидерландов», «История Тридцатилетней войны», которые привлекают к нему внимание ученого мира Европы.

    В 1794 году Шиллер задумал издавать журнал «Оры», по этому поводу он обратился с письмом к Гёте с просьбой принять участие в журнале. Так познакомились и подружились два великих поэта.

    Всю жизнь Шиллер писал стихи — в первый период творчества это была философская лирика, а позже это были баллады, среди которых такие шедевры, как «Кубок», «Перчатка», «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень».

    Перед своим зверинцем,
    С баронами, с наследным принцем,
    Король Франциск сидел;
    С высокого балкона он глядел
    На поприще, сраженья ожидая;
    За королем, обворожая
    Цветущей прелестию взгляд,
    Придворных дам являлся пышный ряд.

    Король дал знак рукою —
    Со стуком растворилась дверь:
    И грозный зверь
    С огромной головою,
    Косматый лев
    Выходит,
    Кругом глаза угрюмо водит;
    И вот, все оглядев,
    Наморщил лоб с осанкой горделивой,
    Пошевелил густою гривой,
    И потянулся, и зевнул,
    И лег.

    Король опять рукой махнул —
    Затвор железной двери грянул,
    И смелый тигр из-за решетки прянул;
    Но видит льва, робеет и ревет,
    Себя хвостом по ребрам бьет,
    И крадется, косяся взглядом,
    И лижет морду языком,
    И, обошедши льва кругом,
    Рычит и с ним ложится рядом.

    И в третий раз король махнул рукой —
    Два барса дружною четой
    В один прыжок над тигром очутились;
    Но он удар им тяжкой лапой дал,
    А лев с рыканьем встал…
    Они смирились,
    Оскалив зубы, отошли,
    И зарычали, и легли. И гости ждут, чтоб битва началася.
    Вдруг женская с балкона сорвалася
    Перчатка… все глядят за ней…
    Она упала меж зверей.

    Тогда на рыцаря Делоржа с лицемерной
    И колкою улыбкою глядит
    Его красавица и говорит:
    «Когда меня, мой рыцарь верной,
    Ты любишь так, как говоришь,
    Ты мне перчатку возвратишь». Делорж, не отвечав ни слова,
    К зверям идет,
    Перчатку смело он берет
    И возвращается к собранью снова.

    У рыцарей и дам при дерзости такой
    От страха сердце помутилось;
    А витязь молодой,
    Как будто ничего с ним не случилось,
    Спокойно всходит на балкон;
    Рукоплесканьем встречен он;
    Его приветствуют красавицыны взгляды…
    Но, холодно приняв привет ее очей,
    В лицо перчатку ей
    Он бросил и сказал: «Не требую награды».
    [1797](Перевод В. Жуковского)

    Последние годы своей жизни Шиллер, как и Гёте, провел в Веймаре. Он получал небольшую пенсию от именитых поклонников его творчества.

    В дни французской революции Шиллер пережил глубокий духовный кризис. Сначала он принял с восторгом известие о ней, но потом, когда речь зашла о казни короля Людовика XVI, Шиллер вызвался быть его «адвокатом». Он написал стихотворение «Песнь о колоколе», в котором осудил идею революционного восстания, насильственного свержения монархов:

    Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость “Фридрих Шиллер”, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ru интереснее и информативнее.

    Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.

    ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ