Финансовая реформа александра 2 кратко

ЕГЭ. История. Теория по кодификатору. Александр II. Реформы 1860-1870- годов. Финансовая реформа 1860-1864 г

Финансовая реформа александра 2 кратко

Финансовая реформа 1860-1864 г.

Цели, основные положения реформы,плюсы и минусы.

 

Финансовая реформа, 1860-1864«Правила о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений». Цели:
  • Преобразование финансовой системы страны
  • Осуществление чёткого контроля за бюджетными средствами
  • Создание условий для перехода финансовой системы  на путь капитализма

Основные положения:

  • Осуществление контроля за бюджетными средствами. С этой целью все финансовые ведомства должны ежегодно составлять сметы расходов, общие сметы государства утверждались министром финансов, затем Государственным советом, а после — императором.
  • Все деньги , не израсходованные министерствами за год, возвращались в государственную казну, а не оставлялись в министерствах ,как это было раньше.
  • С 1864 года все доходы государства сосредотачивались в кассах государственного казначейства, подчинявшегося министерству финансов.
  • 1863- отмена подушной подати для мещан. Она заменена налогом на городскую недвижимость.
  • В 1865 году были созданы местные органы государственного финансового контроля – контрольные палаты.
  • 1865- введение поземельного налога, который обязаны были платить все собственники земли.
  • С 1866 года вводились акцизы на винные изделия и табак
  • Появление прямых (окладные сборы) и косвенных ( неокладные сборы) налогов.
  • Проведён ряд кадровых изменений, были назначены более энергичные, образованные люди.

Плюсы реформы:

  • Финансовая система стала более эффективной и прозрачной
  • Вёлся строгий учёт всех государственных средств
  • Усилилась ответственность чиновников за каждый потраченный рубль
  • Совершенствовалась налоговая система
  • Постепенно государство стало выбираться из экономического кризиса.
  • Большую роль играл Государственный банк, созданный ещё в 1860, выдававший кредиты для развития промышленности и сельского хозяйства.

Минусы реформы:

  • Контроль за деятельностью финансовых органов был недостаточно организован. Часто он ограничивался проверкой документов, а не фактическим положением дел.
  • Оставались пережитки прошлого — подушная подать ( она была отменена лишь для мещан)
Новые стандарты толерантности

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

E-mail

Powered by Warp Theme Framework

Финансовые реформы Александра 2

Финансовая реформа александра 2 кратко

Важной составной частью являлись финансовые реформы. Эти реформы сильно повлияли на экономическое и социальное развитие России. Россия вышла из Крымской войны с расстроенной финансовой системой, страна находилась на грани банкротства.

Надо было многое менять. Необходимо было навести порядок в бюджетной сфере. Бюджетная система России характеризовалась такими чертами: Бюджет был секретным. Сведения о государственных доходах и расходах составляли государственную тайну.

Бюджет не был всеохватывающим. Многие ведомства имели свои источники дохода и распоряжались ими как хотели.

Был низкий уровень сметной дисциплины. Деньги, отпущенные на одни нужды, свободно тратились на другие. Много вреда принесла действовавшая система экономических капиталов.

Обратите внимание

По закону если распорядитель кредитов (министерство) получало какие-то деньги на год, и эти деньги не израсходовало, образовался остаток, то этот остаток образовывал экономический капитал и министерство имело право дальше распоряжаться им по своему усмотрению, могли тратить как хотели, а в казну не возвращали.

Когда вводили эту систему экономических капиталов, то преследовалась как будто-бы благая цель, имелось в виду побудить учреждения рачительно обращаться с государственными средствами: сэкономили, вот в вашем распоряжении премия. Но на практике эта премия чаще всего была премией за плохую работу.

Министерства не успевали сделать все то, что им положено было сделать за год, у них образовывался остаток. А заинтересованности в том, чтобы все сделать, у них тоже не было, поскольку то, что осталось, доставалось им в виде премии. Нередко возникала такая ситуация, когда приходилось брать займы за границей, в то время как деньги в стране были, но они были на счетах министров, они были неприкосновенны.

А самым плохим в бюджетной системе 1-й половины 19 века было отсутствие должного контроля за расходованием бюджетных денег. С 1811 года в России существовало специальное контрольное ведомство, Ревизионное ведомство, нечто вроде современной Счетной палаты.

Государственный контроль был поставлен довольно независимо, подчинялся только царю. Но ревизионный контроль и его чиновники не имели права знакомиться с финансовой и хозяйственной деятельностью учреждений по подлинным документам, а могли знакомиться только по так называемым генеральным отчетам.

Генеральные отчеты в конце года составляло каждое министерство, где расписывалось куда пошли деньги и в каком количестве. Это было крайне неэффективно, так как проверяющие могли знать о деятельности учреждений только то, что они сами о себе говорили.

Это все равно, что следователь будет слушать только то, что говорит обвиняемый и больше ничего.

Кроме того, у государственного контроля не было местных органов, он был только в СПб. Между тем, немалое количество денежных сумм расходилось на местах, в губерниях, уездах, а там контроля не было вообще, т.е. там был самоконтроль.

Еще во время Крымской войны группа чиновников государственного контроля была командирована заграницу с тем, чтобы ознакомиться с постановкой ревизионного дела в других странах. Были составлены обширные отчеты об этой командировке. И с конца 1850-х годов вопрос о финансовых преобразованиях: реорганизации контрольной службы, наведение порядка в бюджетной сфере – стало предметом обсуждения.

Кроме крестьянской реформы ни одно из преобразований не встречало такого противодействия как финансовая реформа. Главным государственным контролером был назначен Татаринов. Ему пришлось преодолевать очень сильное сопротивление. Против него в едином строю выступали почти все министры.

Важно

Не следует все воспринимать примитивно, что его противники были людьми, которые только и мечтали о том, чтобы набить себе карманы за счет государства. Дело было в другом.

Они не хотели мириться с тем, что теперь придется отчитываться перед государственным контролем в том, на что тратить деньги, они привыкли сами решать, что важно, а что неважно.

Первым шагом на пути финансовой реформы явилось издание в 1862 году новых местных бюджетных правил о порядке составления бюджета. Термин «бюджет» не употреблялся, называлось «государственная роспись доходов и расходов». В чем суть реформы? Бюджет был сделан всеохватывающим. Доходы всех учреждений вносились в общегосударственную роспись. Бюджет был сделан обязательным для исполнения.

Были ликвидированы экономические капиталы. Не израсходованные к концу сметного года деньги министерствами возвращались в казну. Был реорганизован аппарат государственного контроля. Государственный контроль получил право знакомиться с подлинными документами, а не только генеральными отчетами.

На местах, в губерниях с 1864 года были созданы местные органы контроля – контрольные палаты. Они не подчинялись губернатору, были поставлены совершенно не зависимо, подчинялись только центральному аппарату государственного контроля.

Эти меры позволили наладить порядок. Особенное раздражение губернаторов вызвало создание контрольных палат как независимых инстанций. Когда после того эта мера была принята, ее чуть было не свели на нет.

4 апреля 1866 года состоялось покушение Каракозова на Александра 2. После этого стал обсуждаться вопрос о том, что общество распустилось, надо усилить власть губернаторов. На заседании Комитета министров был поднят этот вопрос. Противники реформы государственного контроля (финансовой реформы) решили этим воспользоваться.

Они приняли решение о фактическом подчинении контрольных палат губернаторам. Все представления к наградам, очередным чинам и должностям чиновников государственного контроля должны были идти только через губернаторов. Понятно, что чиновники никак не могли быть объективными при проверке деятельности губернаторов.

Совет

Министры такое решение приняли, воспользовавшись тем, что Татаринов был в Москве. А Александр 2, не разобравшись, утвердил.

Но Татаринов вернулся и увидел, что эта мера губит все дело контрольной реформы. Он доложил свои соображения Александру 2, и тот понял, что поступил опрометчиво. После этого были внесены коррективы: контрольные палаты остались независимыми от губернаторов.

Не все, что было задумано, Татаринов мог осуществить. Не удалось ввести принцип фактического контроля. Государственный контроль осуществлялся по документам. А фактический контроль осуществлялся реально. Например, по бумагам следует, что деньги отпущены на строительство здания для губернского правления, и здание построено. А вдруг этого здания нет, а только на бумаге существует.

Эффективной деятельности мешало и то, что денежные начеты на должностных лиц, которые своими действиями нанесли ущерб государству, можно было делать только с согласия начальников. А начальники не давали разрешения.

Налоговая реформа

Была реорганизована налоговая система. Она стала более справедливой. К середине 19 века она была несправедливой. Из налоговых поступлений больше ¾ платили крестьяне и мещане в рамках подушной подати. Между тем наиболее зажиточные категории населения, дворянство и купечество, меньше 20%. Т.е. финансовое благополучие государства обеспечивали не самые богатые люди.

А в первой половине 1870-х годов были приняты меры, которые сделали распределение налогового бремени более справедливым.

В 1863 году было отменено взимание подушной подати с мещан. Вместо подушного сбора в городах был введен налог на городскую недвижимость, облагая этими налогами всех владельцев недвижимости, в том числе и дворян, которые раньше налогов не платили.

В 1875 году был введен государственный поземельный налог. Его платили все собственники земли, в том числе и помещики.

С другой стороны, привлечение к платежам лиц, которые раньше вообще не платили налогов, способствовало росту поступлений в государственное казначейство.

Важное место имело создание в 1860 году Государственного банка. Гос. банк создавался вместо большого количества государственных кредитных учреждений. Он должен был централизовать все дело государственного кредита. Задачи гос. банка:

 он должен был кредитовать промышленность и сельское хозяйство, но это задача на будущее, поскольку в 1860 году денег у него не было.

 банк занимался преимущественно скупкой и продажей государственных ценных бумаг.

Банк не получил права выпуска бумажных денег.

Впоследствии банк играл чрезвычайно важную роль в экономической жизни России.

Обратите внимание

Среди мер, которые были приняты властями, большое значение имела отмена винных откупов. Еще до того как началось трезвенное движение, Александр 2 дал указание приступить к подготовке соответствующих преобразований.

Подготовка шла медленно, так как откупщики всеми силами противились ликвидации. Говорили, что сенатору, который руководил комиссией, готовившей реформы, ему предложили взятку в размере 1 миллиона рублей, чтобы он тормозил дело.

Говорят, что когда Александр 2 узнал про это, он предложил ему свои 1 миллион рублей.

В конце концов в 1861 году вышел закон в соответствии с которым с 1 января 1863 года винные откупа упразднялись. Вместо них вводилась свобода производства и торговли спиртными напитками.

Владельцы промышленных предприятий, производивших алкоголь, должны были ежегодно выплачивать патентный сбор и акциз. Размер акциза определялся количеством произведенного продукта.

Владельцы торговых заведений должны были платить патентный сбор. Эта система просуществовала до середины 1890-х годов.



Реформы Александра Второго 2

Финансовая реформа александра 2 кратко

Ивановский Государственный Химико-Технологический Университет

Кафедра Экономики и Финансов

Специальность Экономика и управление на предприятии

Реферат

по дисциплине «Отечественная История»

Реформы Александра Второго

Выполнил:

студент 1 курса

группы

Проверил:

Доцент кафедры истории и культурологи, кандидат исторических

наук

Каменчук Николай Иосифович

Иваново, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3

Глава 1. личность императора александра николаевича и первые годы его царствования……………..…………………………..…………4

Биография Александра………………………………………………………4

Первые годы царствования…………………………………………………..5

ГЛАВА 2. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 60-70Х ……………………………….……….6

Необходимость реформ………………………………………………………6

Земская реформа………………………………………………………………7

Городская реформа…………………………………………………………..11

Судебная реформа……………………………………………………………12

Военная реформа…………………………………………………………….17

Реформы в области просвещения, печати и церкви……..……………..…33

Финансовая реформа……..………………………………………………….35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……..45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………46

Введение

Император Александр вступил на престол (1855, 19 февраля) в одну из самых трудных минут, какие только приходилось переживать России.

«Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в том порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот»,- говорил ему, умирая, Николай I.

Действительно, политическое и военное положение России в эту пору было близко к катастрофическому. Новому государю досталось тяжелое наследство. От царя ждали ответа. Александр дал его.

Когда говорят о реформаторской деятельности Александра II, то, как правило, прежде всего имеют ввиду шесть законодательных актов, приведенных в жизнь императором: отмена крепостного права, отмена телесных наказаний, учреждение земского самоуправления, городского самоуправления, гласного и мирового суда и переустройство армии.

Важно

Эти реформы совершенно заново построили жизнь русского народа, создали новые отношения между общественными классами, внесли новые представления о взаимоотношениях между обществом и государством.

Отношения эти строились на началах свободы и демократизма и выделили царствование императора Александра II, как новую эпоху в русской жизни.

В первой главе я обратила внимание на личность Александра Николаевича и первые годы его правления. Без биографии и понимания личности человека судить о его поступках невозвозможно.

Вторая глава посвящена «Великим реформам» 1863-1874 годов. Предпосылки их создания, развитие и взгляд.

И, наконец, в заключение я подвела итоги реформ Александра II.

Глава 1. личность императора александра николаевича и первые годы его царствования

Биография Александра II.

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и императрицы

Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I.

Воспитателями наследника престола были генерал К.К. Мердер и поэт

В.А. Жуковский. Александр Николаевич, чтобы ознакомиться с государственными

делами, с 1834 года присутствовал на заседаниях Сената, а с 1835 года — и

Синода.

При Александре II в России было отменено крепостное право (Положение 19

февраля 1861 года), за что императора прозвали царем-освободителем. Было

освобождено более 22 млн. русских крестьян и установлен новый порядок

общественного крестьянского управления. По Судебной реформе 1864 года

судебная власть была отделена от власти исполнительной, административной и

законодательной. В гражданских и уголовных процессах были введены начала

гласности и суд присяжных, объявлялась несменяемость судей. В 1874 году

вышел указ о всесословной воинской повинности, снявший тяготы военной

службы с низших сословий. В это время были созданы высшие

общеобразовательные учреждения для женщин (в Петербурге, Москве, Казани и

Киеве), основаны 3 университета — Новороссийский (1865 г.), Варшавский

(1865 г.) и Томский (1880 г.). В 1863 году было принято положение об

освобождении от предварительной цензуры столичных периодических изданий, а

также некоторых книг. Проводилась постепенная отмена исключающих и

ограничивающих законов по отношению к раскольникам и евреям. Однако после

подавления Польского восстания 1863-1864 гг. правительство постепенно

перешло к курсу ограничения реформ рядом временных правил и министерских

циркуляров. Следствием этого явился подъем демократического движения в

стране, приведший к революционному террору. Император Николай I оставил

своему наследнику Крымскую войну, закончившуюся поражением России и

подписанием мира в Париже в марте 1856 года. В 1864 году было окончено

покорение Кавказа. По Айгунскому договору с Китаем к России был присоединен

Амурский край (1858 г.), а по Пекинскому — Уссурийский (1860 г.). В 1864

году русские войска начали поход в Среднюю Азию, в результате которого были

захвачены местности, образовавшие Туркестанский край (1867 г.) и Ферганскую

область (1873 г.). Русское владычество распространилось вплоть до вершин

Тянь-Шаня и до подножия Гималайского хребта. В 1867 году Россия продала США

Аляску и Алеутские острова. Самым важным событием во внешней политике

России в царствование Александра II явилась русско-турецкая война 1877-1878

гг., завершившаяся победой русских войск. Результатом этого явилось

провозглашение независимости Сербии, Румынии и Черногории. Россия получила

часть Бессарабии, отторгнутой в 1856 году (кроме островов дельты Дуная) и

денежную контрибуцию в размере 302,5 млн. рублей. Кроме того, к России были

присоединены Ардаган, Карс и Батум с их округами.

1 марта 1881 года император Александр II был смертельно ранен брошенной

в него террористом Гриневицким бомбой. Александр II похоронен в

Петропавловском соборе.

Первые годы царствования.

На престол Александр II взошел 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет. Ему

предстояло войти в историю под именем Освободителя. Уже в день коронации,

26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На

три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки,

начеты и т. д.; освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание

разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим

заключенным – оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам

польского восстания 1831 года; отменен прием в рекруты малолетних евреев, и

набор между последними приказано производить на общих основаниях; был

разрешен свободный выезд за границу и т. п. Но все эти меры были лишь

преддверием тех глобальных реформ, которыми ознаменовалось царствование

Александра II.

Первые годы своего царствования император пытался ликвидировать

последствия Восточной войны и порядков николаевского времени. В отношении

внешней политики Александр явился продолжателем «начал Священного Союза»,

руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на первом

приеме дипломатического корпуса, государь заявил, что готов продолжать

войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом он

продемонстрировал Европе, что, в этом плане, является продолжателем

политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось

впечатление, что новый император продолжит дело своего отца. Однако на

практике это оказалось не так:»повеяло мягкостью и терпимостью,

характеристичными для темперамента нового монарха. Сняты были мелочные

стеснения с печати;университеты вздохнули свободнее. . . «, говорили, что

«государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса. «В

действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом

бессилия в Крымской войне, Александр потребовал «откровенного изложения

всех недостатков». Некоторые историки полагают, что на первых порах

программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему

сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания

войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую

фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: «Да утверждается и

совершенствуется внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует

в судах ; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и

всякой полезной деятельности . «

Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек, осознавший уроки Восточной войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы.

Большую роль сыграли и свойства его характера — доброта, сердечность, восприимчивость к идеям гуманизма, бережно привитые ему всей системой воспитания В.А. Жуковского. А.Ф. Тютчева метко определила эту особенность натуры Александра II: «его сердце обладало инстинктом прогресса».

Не будучи реформатором по призванию, по темпераменту, Александр II стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли.

Его характер, воспитание, миропонимание способствовали адекватной оценке сложившейся ситуации, принятию нетрадиционных решений, а отсутствие фанатизма, приверженности жесткой политике не мешало искать выход на новых путях в рамках самодержавно-монархического строя и, оставаясь верным заветам предков, короне, начать достаточно радикальные преобразования.

Глава 2. великие реформы 60-70х годов

Необходимость реформ.

По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки

Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением

Реформы Александра 2: плюсы, минусы и итоги

Финансовая реформа александра 2 кратко

Период правления Александра II ознаменовался политическими реформами, которые без преувеличения стали судьбоносными для Российской империи.

Необходимость таких политических преобразований была вызвана тяжелым положением России, в связи с поражением в Крымской войне, наличием крепостного права, тормозящего развитие экономики государства.

В перечень основных реформ входят:

  1. Крестьянская.
  2. Финансовая.
  3. Реформирование системы местного самоуправления.
  4. Переустройство судебных органов.
  5. Образовательная реформа.
  6. Военные реформы.

Положительные результаты реформирования

Самой существенной является крестьянская реформа, которая в 1861 году открыла список преобразований и отменила крепостное право.

Получение личной свободы и возможности брать в аренду земельные наделы, способствовало развитию рынка труда. Крестьяне приобрели право свободного выбора профессии.

Земля передавалась в пользование общине, и все права имеет местное самоуправление.

Совет

Суть земской реформы (1864 год) состояла в том, что решение вопросов местного хозяйства, взыскания налогов, утверждение бюджета передается выборным уездным и губернским управам.

Эти выборочные учреждения должны были заниматься обеспечением и развитием начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания. Естественным продолжением реформы местного самоуправления является городская, которая заменила сословные управления городами, выбранными думами.

Плюсами реформирования земства можно считать повышение уровня образования за счет открытия огромного количества земских школ. Значительно улучшилась система здравоохранения.

Строительство в больших количествах земских больниц, школ привело к образованию «третьего элемента» из врачей, учителей, агрономов. Кроме того, создание инфраструктуры в ближайших населенных пунктах, строительство дорог, медучреждений, школ способствовало ускоренному развитию промышленности.

Начало образовательной реформы было положено императором уже в первые годы его правления. Реформирование коснулось не только университетской среды, но затрагивало также и средний уровень образование.

Кроме классических гимназий, широкое распространение в шестидесятых годах XIX века получили реальные училища. Новые правила дали возможность получать образование крестьянским детям.

Созданная система женского образования обеспечила широкий доступ женщин к образованию. Новый закон о печати снизил уровень цензуры.

Судебная реформа, предусматривающая создание системы судов из мировых и общих, обеспечила более эффективное судопроизводство. Внедрение суда присяжных, публичность и гласность судебных заседаний с участием адвокатов, независимость судей оказали сильное влияние на прогресс в общественной жизни и всего государственного строя.

Минусы реформ Александра II

Несмотря на положительный эффект от внедрения реформ, касающихся практически всех сторон жизни России шестидесятых — семидесятых годов XIX столетия, они не были лишены недостатков и существенных просчетов. Проведение крестьянской реформы не дало крестьянам главного – земли.

Кабальные условия выкупа земли для большинства бывших крепостных были грабительскими и способствовали резкому расслоению деревенских общин. Земская реформа считается по духу и характеру буржуазной.

Однако присутствие на заседаниях в основном представителей высших звеньев общества позволяло игнорировать интересы низших сословий