Эта морская гавань россии способна вместить в себя весь мировой флот

Содержание

Как, кем и когда создавался Военно-Морской флот России

Эта морская гавань россии способна вместить в себя весь мировой флот

Сегодня самым естественным и привычным образом осуждается эпоха правления Петра Первого. Многие из его реформ, даже спустя столетия вызывают множество противоречивых мнений и все они базируются на европеизированной версии России. Ведь именно он — император русский Петр взял за основу европейскую модель развития России.

Самое знаковое место в питере

Было бы нелепо и глупо с моей стороны рассуждать на тему «прав был или не прав» великий император в своем решении. По мне — совсем неплохо учиться у тех, кто в некоторых делах преуспел больше и лучше. И в данном контексте было бы правильным задаваться самыми важными вопросами — при Петре Россия строилась и развивалась или же деградировала по всем политическим и экономическим соображениям?

Однозначно, что Петр I развивал страну, укреплял и делал ее мощнее, даже с учетом того, что совсем уж откровенно вырисовывались европейские штрихи и заимствованный опыт соседних стран.

Обратите внимание

Повторюсь, главное — это развитие государства, и упрекнуть Петра в обратном было бы нелепо.

Самым главным аргументом в подтверждении вышесказанного — создание Императорского флота — гордость Петра Первого!

Официальной датой считается 30 октября 1696 года, когда Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть».

Азовский флот Петра I

Азовский флот. Гравюра из книги Иоганна Георга Корба «Дневник путешествия в Московию» (русский перевод, 1867)

Предпосылками создания служили военные неудачи императора, в частности — первый азовский поход* наглядно показал царю Петру, что без сколько-нибудь сильного флота приморскую крепость взять нельзя.

Сама мысль Петра I построить флот на сухопутье, в Воронеже, за 1.200 верст от моря, считалась по всем меркам амбициозной, но не для Петра. Задача была выполнена за одну зиму.

Это гигантское предприятие одно могло бы составить славу человеку, и только позднейшие, еще более славные дела как-то заслонили в наших воспоминаниях это знаменитое возникновение морского флота на суше.

Когда Петру I указывали на почти невыполнимые трудности держать флот на чуждом совершенно море, где не было ни одной своей гавани, он отвечал, что «сильный флот сам найдет себе гавань».

Можно думать, что Петр, овладев Азовом и решив строить большие корабли в Таганроге, рассчитывал разговаривать с турками о мире не на Пруте, стесненный их полчищами, а на Босфоре, где его корабли грозили бы своими пушками султанскому дворцу.

Правда, иностранные посланники доносили своим правительствам, что большая часть кораблей азовского флота годна лишь на дрова; корабли первой постройки, срубленные среди зимы, из мерзлого леса, в большинства случаев неопытными и плохими кораблестроителями, действительно, были не важны, но Петр I делал все, чтобы азовский флот явился настоящей морской силой, и, надо признать, этого он достиг.

Почти сразу же в это время в России развернулось военное кораблестроение, суда строились в Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. Во втором Азовском походе против Турции в 1696 г. участвовали 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных в Воронеже на р. Воронеж.

Важно

Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы. За период с 1695 по 1710 г.

Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он не долго. В 1711 г.

после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам берега Азовского моря, и обязалась уничтожить Азовский флот.

Создание Азовского флота было чрезвычайно важным для России событием. Во-первых, оно выявило роль военного флота в вооруженной борьбе за освобождение приморских земель.

Во-вторых, был приобретен так необходимый опыт массового строительства военных судов, что позволило в дальнейшем достаточно быстро создать сильный Балтийский флот.

В-третьих, Европе были продемонстрированы огромные потенциальные возможности России стать мощной морской державой.

Балтийский флот Петра I

Балтийский флот — один из старейших военно-морских флотов России.

Балтийское море омывало берега Дании, Германии, Швеции и России. Останавливаться на стратегическом значении в контролировании именно Балтийского моря не имеет смысла — оно велико и это надо знать. Знал это и Петр Первый.

Ему ли не знать о Ливонской войне, начатой в 1558 году Иваном Грозным, который уже в то время всячески стремился обеспечить России надежный выход к Балтийскому морю. Какое это имело значение для России? Приведу лишь один пример — в 1558 году захватив Нарву, русский царь сделал её главными торговыми воротами в Россию.

Товарооборот Нарвы рос быстрыми темпами, количество заходящих в порт судов достигало 170 в год. Нужно понимать, что такое стечение обстоятельств урезало значительную часть других государств — Швеции, Польши…

Закрепиться на Балтийском море всегда была одной из принципиально важных задач России. Попытки принимал Иван Грозный, и весьма успешные, но окончательный успех закрепил Петр Первый.

https://www.youtube.com/watch?v=m_ZOxf8AUmg

После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра I были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр I приступил к строительству Балтийского флота.

На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и медно-литейных заводов на Урале.

В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним.

За довольно короткий срок была создана флотилия, которую составляли линейные корабли водоизмещением до 700 т, длиной до 50 м. На их двух-трех палубах размещались до 80 пушек и 600-800 человек экипажа.

Совет

Для уверенного выхода к Финскому заливу Петр I главные усилия сосредоточил на овладении земель, прилегающих к Ладоге и Неве.

После 10-дневной осады и ожесточенного штурма, при содействии гребной флотилии из 50 лодок, первой пала крепость Нотебург (Орешек), переименованная вскоре в Шлиссельбург (Ключ-город).

По выражению Петра I, сей крепостью «отворялись ворота к морю». Затем была взята крепость Ниеншанц, расположенная при впадении в Неву р. Охты.

В 1704 г. на левом берегу Невы начато сооружение адмиралтейской верфи, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу — кораблестроительным центром России.

В августе 1704 г. русские войска, продолжая освобождать побережье Балтики, штурмом овладели Нарвой. В дальнейшем основные события Северной войны происходили на суше.

Серьезное поражение 27 июня 1709 г. шведы потерпели в Полтавском сражении. Однако для окончательной победы над Швецией нужно было сокрушить ее морские силы и утвердиться на Балтике. На это потребовалось еще 12 лет упорной борьбы, прежде всего на море.

В период 1710-1714 гг. постройкой кораблей на отечественных верфях и покупкой их за границей был создан достаточно сильный галерный и парусный Балтийский флот. Первый из заложенных осенью 1709 г.

линейных кораблей назван «Полтавой» в честь выдающейся побед над шведами.

Высокое качество русских кораблей признавалось многими зарубежными мастерами-кораблестроителями и моряками. Так, один из современников английский адмирал Поррис писал:

Обратите внимание

Успехи отечественных корабельных дел мастеров были весьма значительны: уже к 1714 г. в состав Балтийского флота вошло 27 линейных 42-74-пушечных кораблей. 9 фрегатов с 18-32 пушками, 177 скампавей и бригантин. 22 вспомогательных судна. Общее число пушек на кораблях достигло 1060.

Возросшая мощь Балтийского флота позволила его силам 27 июля (7 августа) 1714 г. одержать блистательную победу на шведским флотом у мыса Гангут.

В морском сражении был пленен отряд из 10 единиц вместе с командовавшим им контр-адмиралом Н. Эреншельдом.

В Гангутском сражении Петр I полностью использовал преимущество галерного и парусно-гребного флота перед линейным флотом противника в шхерном районе моря. Государь лично возглавлял в бою передовой отряд из 23 скампавей.

Гангутская победа обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Она, как и Полтавская победа, стала переломным моментом в ходе всей Северной войны, позволившим Петру I начать подготовку к вторжению непосредственно на территорию Швеции. В этом заключалась единственная возможность принудить Швецию к заключению мира.

Это событие было позже отмечено выпуском медали с надписью «Владычествует четырьмя, при Борнхольме». В 1717 г. войска из Северной Финляндии вторглись на шведскую территорию. Их действия были поддержаны крупными морскими десантами, высаженными в район Стокгольма.

30 августа 1721 г. Швеция согласилась, наконец, подписать Ништадский мирный договор. К России отходила восточная часть Финского залива, его южный берег с Рижским заливом и прилегающими к завоеванным берегам островами. В состав России вошли города Выборг, Нарва, Ревель, Рига.

Подчеркивая значения флота в Северной войне, Петр I приказал выбить на медали, утвержденной в честь победы над Швецией, слова: «Конец сей войны таким миром получен ничем иным только флотом, ибо землею никаким образом достигнуть было того невозможно».

Важно

Сам царь, имевший звание вице-адмирала, «в знак понесенных трудов в сию войну», был произведен в адмиралы.

Победа в Северной войне укрепила международный авторитет России, выдвинула ее в число крупнейших европейских держав и послужила основанием с 1721 г. именоваться Российской империей.

Добившись утверждения России на Балтийском море, Петр I вновь обращает свой взор на юг государства.

В результате Персидского похода русские войска, при поддержке кораблей флотилии под общим руководством Петра I, заняли города Дербент и Баку с прилегающими к ним землями, которые и отошли к России по трактату, заключенному с шахом Ирана 12 (23) сентября 1723 г. Для постоянного базирования русской флотилии на Каспийском море Петр основал в Астрахани военный порт и Адмиралтейство.

Чтобы представить грандиозность свершений Петра Великого, достаточно отметить, что за время его правления на российских верфях было построено более 1000 кораблей, не считая мелких судов. Численность команд на всех кораблях доходила до 26 тыс. человек.

В этом отношении военная наука считает Петра I непревзойденным для своего времени знатоком взаимодействия армии и флота.

На заре отечественного государственного кораблестроения для действий в Балтийском и Азовском морях Петру пришлось решать проблему создания судов смешанного плавания, т.е. таких, которые могли бы действовать как на реках, так и на море. Другим морским державам такие суда военного назначения не требовались.

Сложность задачи заключалась в том, что плавание по мелководным рекам требовало малой осадки судна при сравнительно большой его ширине. Такие размерения кораблей при плавании в море приводили к резкой качке, снижающей эффективность использования оружия, ухудшали физическое состояние команды и десанта.

К тому же для деревянных судов сложной являлась проблема обеспечения продольной прочности корпуса. В целом нужно было находить «добрую пропорцию» между желанием получить хорошие ходовые качества, увеличивая длину судна, и иметь достаточную продольную прочность.

Петр избрал отношение длины к ширине равным 3:1, что гарантировало прочность и остойчивость кораблей при некотором уменьшении скорости.

Во 2-й половине XVIII — начале XIX вв. Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире, постоянно совершенствовалась тактика боевых действий на море.

Совет

Это позволило русским морякам одержать ряд блестящих побед. В историю военно-морского флота России вошли яркими страницами жизнь и подвиги адмиралов Г.А. Спиридова, Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, Г.И. Бутакова, В.И. Истомина, В.А.

Корнилова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова.

В годы Великой Отечественной войны советский флот выдержал суровые испытания и надежно прикрывал фланги фронтов, громя фашистов на море, в небе и на суше.

Современный Российский военно-морской флот имеет надежную боевую технику: это мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации.

Эта техника эффективно работает в умелых руках наших военно-морских специалистов. Российские моряки продолжают и развивают славные традиции военно-морского флота России, имеющего уже более чем 300-летнюю историю.

Моряки Черноморского флота.

ВМФ РФ СЕГОДНЯ

Военно-морской флот России (ВМФ РФ) включает пять оперативно-стратегических объединений:

  1. Балтийский флот ВМФ России, штаб Калининград, входит в состав Западного военного округа
  2. Северный флот ВМФ России, штаб Североморск, входит в состав Западного военного округа
  3. Черноморский флот ВМФ России, штаб Севастополь, входит в состав Южного военного округа
  4. Каспийская флотилия ВМФ России, штаб Астрахань, входит в состав Южного военного округа
  5. Тихоокеанский флот ВМФ России, штаб Владивосток, входит в состав Восточного военного округа

Цели и задачи

• сдерживание от применения военной силы или угрозы её применения в отношении России;

• защита военными методами суверенитета страны, распространяющегося за пределы её сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;

• создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности в Мировом океане;

• обеспечение военно-морского присутствия России в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;

• обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам государства.

В состав Военно-Морского флота России входят следующие силы:

  • Надводные силы
  • Подводные силы
  • Морская авиация
  • Береговая
  • Палубная
  • Стратегическая
  • Тактическая
  • Береговые войска флота
  • Морская пехота
  • Войска береговой обороны

Помнить и знать о таком важнейшем для истории России событии, как создание ВМФ России 30 октября 1696 года — очень важно, равно как и испытывать чувство гордости за достижения и успехи ВМФ России в свете сегодняшних событий в мире.Каспийский флот в Сирии

«Подобной гавани в Европе нет»

Эта морская гавань россии способна вместить в себя весь мировой флот

13 мая 1783 года 11 кораблей Азовской дивизии вошли в Ахтиарскую бухту Крыма. Так началось строительство Черноморского флота, ставшего форпостом на юге Российской империи. Созданная здесь при Екатерине II военно-морская группировка и город-порт Ахтиар (ныне Севастополь) позволили России укрепиться в регионе.

Прекращение существования Российской империи и позже СССР стало тяжёлым испытанием для Черноморского флота. Однако в последние годы, и особенно после возвращения Крыма в состав России, он снова обрёл статус защитника южной морской границы страны.Основы Черноморского флота были заложены ещё в конце XVIII века.

13 мая 1783 года авангардный отряд из 11 кораблей Азовской флотилии прибыл из Керчи в Ахтиарскую бухту — место, где впоследствии был заложен Севастополь. В новый пункт базирования передислоцировались четыре фрегата, один бомбардирский корабль, один бот, несколько полакров (судов с гафельными парусами) и шхун.

Приказ о переходе в Ахтиар отдал вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачёв. Именно он позднее стал первым командующим Черноморским флотом.

Незадолго до этих событий, в январе 1783 года бухту осмотрел капитан фрегата №8 (впоследствии — «Осторожный») Иван Берсенёв. Опытный мореплаватель счёл, что развёртывание там флота будет иметь большие перспективы.

«Эскадра вице-адмирала Ф. А. Клокачева входит в Ахтиарскую бухту», Е. Августинович © Е. Августинович. Эскадра вице-адмирала Ф. А. Клокачева входит в Ахтиарскую бухту

Южный форпост империи

Переход в Ахтиар стал отправной точкой в истории Черноморского флота и города Севастополь. Строительство военно-морской базы (ВМБ) и прибрежных сооружений было поручено уроженцу Архангельска, контр-адмиралу Томасу Маккензи, шотландцу по происхождению. В России он был известен как Фома Фомич.

Согласно указу императрицы Екатерины II от 24 августа 1785 года, Черноморский флот должен был состоять из 37 пушечных кораблей различного класса и восьми транспортных судов. На берегах бухты она распорядилась возвести Адмиралтейство, инженерные укрепления и установить артиллерийские орудия.

Штатную численность личного состава ЧФ Екатерина II определила в 13 504 человека.

Севастопольский порт был необходим для освоения Крыма и борьбы с более мощным Османским флотом.

До перехода в Ахтиар на Чёрном море русским приходилось воевать с турками малоразмерными судами Азовской флотилии. В сражениях в акватории Средиземного моря принимали участие корабли Балтийского флота, так как проливы Босфор и Дарданеллы контролировала Османская империя.

Удобная бухта и выгодное геостратегическое положение позволило Севастополю достаточно быстро стать крупной военно-морской базой и торговым портом.

К середине XIX века окрепший Черноморский флот России стал играть важную роль в решении так называемого «Восточного вопроса» — комплекса мер по освобождению Балканского полуострова от турецкого владычества.

Петербург рассчитывал воспользоваться слабостью Османской империи и получить контроль над проливами. Западные государства негативно воспринимали амбициозные планы России.

Следствием растущих противоречий в регионе стала Крымская война (1853—1856 годы) между русскими войсками и коалицией в составе Турции, Франции, Англии и Сардинии.

Кульминацией военных действий стала битва за Севастополь.

Коалиции удалось осуществить высадку крупного десанта и блокировать город. Несмотря на героические усилия моряков по обороне Севастополя, Россия была вынуждена признать поражение.

Обратите внимание

Согласно Парижскому мирному договору от 18 марта 1856 года Петербург должен был согласиться на нейтральный статус Чёрного моря, отказаться от Черноморского флота и снести береговые укрепления в Севастополе. Однако поражение в войне послужило катализатором реформ по модернизации вооружённых сил.

В 1871 году в период франко-прусской войны Россия денонсировала Парижский договор. При Александре III Черноморский флот обрёл статус мощного военно-морского института в регионе.

С 1880-х годов ЧФ начал пополняться броненосцами, а с 1890-х годов — крейсерами и линкорами.

В период Первой мировой войны Русский флот провёл несколько крупных операций против германских и турецких кораблей, а также оказал существенную поддержку сухопутным силам на Румынском и Кавказском фронтах.

В 1917 году Черноморский флот должен был стать основной ударной силой в Босфорской операции, которая предполагала высадку десанта для захвата проливов. Руководить этой миссией должен был командующий ЧФ вице-адмирал Александр Колчак. Но этим планам помешала Февральская революция.

Восстановление утраченной мощи

Период упадка Черноморского флота пришёлся на 1917—1920 годы. Октябрьская революция привела к полной дезорганизации системы управления. Моряки отказывались подчиняться командирам, а большевики учинили расправу над сотнями офицеров.

В 1918 году Севастополь оказался под угрозой немецкой оккупации. Чтобы корабли не достались Германии, большевики перебросили значительную их часть в Цемесскую бухту Новороссийска, где впоследствии их затопили по решению Ленина.

В 1919 году Крым находился под контролем Белого движения, но в 1920 году корабли Петра Врангеля покинули Севастополь.

В мае 1920 года из оставшихся кораблей царской России был создан Красный Черноморский флот.

На верфях Николаева (УССР) были заложены первые советские корабли, стартовала модернизация стоящих на вооружении судов. Благодаря индустриализации в 1929—1937 годах ЧФ пополнился 500 кораблями и подлодками.

Перед Великой Отечественной войной Черноморский флот представлял собой достаточно современное оперативно-стратегическое объединение, включавшее подразделения морской авиации, систему береговой, противовоздушной и противолодочной обороны.

В первые годы войны с Германией и её союзниками ЧФ участвовал в обороне Крыма (Керченско-Феодосийская десантная операция), Одессы и Новороссийска. С 1943 года черноморцы освобождали оккупированные гитлеровцами прибрежные территории. Необычайную отвагу проявила морская пехота ЧФ. В общей сложности чёрные бушлаты провели 24 десантные операции.

В послевоенные годы Краснознамённый (с 1965 года) Черноморский флот сохранил статус крупнейшей в регионе военно-морской группировки. В период холодной войны ЧФ составлял основу Средиземноморской оперативной эскадры, в функции которой входило сдерживание 6-го флота США — это формирование было источником ядерной угрозы СССР.

Фундамент для развития

Непростые времена Черноморский флот переживал в 1992—1997 годы. В это время шли переговоры между Киевом и Москвой о разделе советского военно-морского наследия бывшего СССР: кораблей, подлодок, объектов инфраструктуры. Спор возник и о статусе Севастополя как главной базы Черноморского флота России.

Украина и РФ по очереди предпринимали безуспешные попытки переподчинить себе ЧФ и смогли окончательно договориться о разделе лишь в июне 1995 года. Болезненный процесс размежевания завершился только в апреле 1997 года. Российская Федерация получила 81,7% кораблей и право оставить в этом городе штаб.

В состав ЧФ вошли почти 400 кораблей различного класса и 161 единица авиационной техники, которая была дислоцирована на двух крымских аэродромах. Численность российских военнослужащих ограничивалась 25 тыс. человек.

За аренду инфраструктуры Крыма Россия обязывалась ежегодно выплачивать Киеву $98 млн  Пребывание российских войск на полуострове большинство украинской элиты воспринимало негативно. Использование севастопольской базы мгновенно превратилось в один из ключевых факторов политического давления на Москву.

В связи с этим руководство РФ неоднократно задумывалось над созданием главной базы в Новороссийске, который в советские годы выполнял функцию района тылового базирования ЧФ.

Важно

Вхождение Крыма в состав России в марте 2014 года послужило естественным фундаментом для развития Черноморского флота. Севастополь вновь приобрёл статус главной базы ЧФ. При этом Новороссийской ВМБ была отведена роль базы-дублёра и пункта дислокации подводных лодок. Цемесская бухта способна вместить до 100 кораблей водоизмещением от 1,5 тыс. до 30 тыс. тонн.

В настоящее время в состав Черноморского флота России входят ракетный крейсер, большой противолодочный корабль, 6 фрегатов, 7 больших десантных кораблей, 6 малых противолодочных кораблей, 4 малых ракетных корабля, 11 тральщиков и 7 дизель-электрических подводных лодок.

В 2013 году Россия восстановила Средиземноморскую эскадру. А с сентября 2015 года корабли и субмарины Черноморского флота несут боевое дежурство у берегов Сирии. В задачи группировки входят противовоздушная оборона, разведка, сопровождение транспортных судов и нанесение ударов по террористам.В беседе с RT доктор военных наук Константин Сивков отметил, что с возвращением Крыма Черноморской флот обрёл устойчивую платформу для развития и наращивания присутствия в Средиземноморском море. По его мнению, без Севастопольской бухты возможности ЧФ были бы сильно ограничены.

Главная / Достопримечательности

Эта морская гавань россии способна вместить в себя весь мировой флот

Считалось, что после крупного события 1975-76 гг. Толбачику потребуется более 200 лет, чтобы в его питающей системе накопилось количество магмы, достаточное для нового значительного извержения.

координаты: N55.76678º, E160.31433º

Совершенно неожиданно рано утром 27 ноября 2012 г. сейсмостанции стали регистрировать под Толбачиком рой слабых землетрясений на глубинах менее 5 км.

Развитие событий было столь стремительным, что вулканологи не успели дать предупреждение о приближающемся извержении.

Эпицентры толчков быстро переместились на южный склон Плоского Толбачика, где вечером того же дня открылась трещина, и началось новое извержение.

В первые дни извержения плохая погода не позволяла увидеть детали происходящего, и только 29 ноября облет места прорыва на вертолете показал, что радиальная трещина побочного прорыва состоит из двух участков (северного и южного) общей длиной 3.5 км, расположенных на высотах 1500-2000 м.

Вдоль трещины образовались многочисленные небольшие шлаковые конусы, из которых фонтанировала и изливалась жидкая лава. Высота выбросов бомб достигала 200 м. Облако извержения поднималось на высоту нескольких километров, и выпавший пепел покрыл поверхность снега на расстоянии в 60 км. Лавовые потоки быстро двигались вниз по склону в южном и юго-западном направлениях.

Совет

В 9 км от трещины они достигли верхней границы березово-лиственничного леса и, как гусеницы гигантского танка, начали проламывать просеки. Крутая фронтальная часть наступающей лавы имела вид широкой огненной стены высотой до 12 м. Вскоре лава перерезала единственную дорогу, ведущую к Плоскому Толбачику.

29 ноября при облете района извержения также выяснилось, что полевые базы ИВиС ДВО РАН «Водопадная» и «Ленинградская», а также база Природного парка «Вулканы Камчатки» погребены лавовыми потоками.

К 30 ноября на каждом участке образовавшейся трещины осталось по одному действующему шлаковому конусу, получивших имена известных советских вулканологов – А.А. Меняйлова и С.И. Набоко. 1 декабря вулканическая активность сосредоточилась на самом южном конце эруптивной трещины.

Быстрое сокращение числа действующих жерл часто наблюдается при подобных извержениях: магма в узкой трещине быстро застывает, и извержение продолжается только на самом низком участке прорыва, где давление магмы максимально.

В кратере продолжающего действовать подковообразного шлакового конуса Набоко непрерывно фонтанировало и плескалось небольшое лавовое озеро, выбрасывая ошметки жидкой лавы. Быстрая огненная река лавы с расходом 30-50 м3/с вытекала из озера на склон вулкана. Скорость течения лавы достигала 2-3 м/с, а температура составляла 1060-1080°С. К середине декабря длина потоков достигла 17 км.

После этого увеличение протяженности потоков прекратилось, и формирующееся лавовое поле стало наращивать площадь и толщину. Это связано с тем, что предельная протяженность лавового потока определяется в основном величиной расхода лавы, который, как правило, максимален в начале извержения.

Казалось, что извержение должно скоро прекратиться, однако этого не случилось. В январе 2013 г. активность стала более ровной, сходной по характеру с Южным прорывом извержения 1976 г. Средняя высота выбросов вулканических бомб уменьшилась до 100 м.

Лава перестала изливаться непосредственно из шлакового конуса, а начала вытекать через систему лавоводов – тоннелей в лавовом поле диаметром несколько метров и длиной 1-2 км.

В их кровле образовалось несколько провалов – отдушин, из которых выходили раскаленные газы, а на глубине нескольких метров была видна быстротекущая лава. Она выходила из тоннелей в виде протяженных лавовых рек глубиной 3-5 м и далее распространялась по склонам вулкана.

Обратите внимание

Лавовые реки часто тащили куски затвердевшего материала (обрушившейся кровли лавоводов, оторванные борта лавовых рек), которые иногда запруживали русло, что вызывало широкие разливы лавы.

К концу мая, когда расход лавы уменьшился примерно до 15 м3/с, тюбиковые выжимки стали преобладать над всеми остальными типами лавовых излияний и сформировали обширный покров в южном секторе лавового поля.

В течение лета уровень лавы в лавоводах постепенно понижался, и к концу лета они полностью опустели. 23 августа лавовое озеро в кратере конуса Набоко исчезло.

В эксплозивной активности кратера наблюдалось несколько пауз продолжительностью до трех дней. Многим казалось, что извержение закончилось.

Однако в сентябре выбросы из двух жерл на дне кратера свидетельствовали, что побочный прорыв еще не прекратил свою деятельность.

Толбачик извергался более девяти месяцев. Объем излившейся лавы пока точно не определен, но, по предварительным оценкам, он составляет около 1 км3 лавы. На Земле извержения такого масштаба происходят нечасто, а для Камчатки это, безусловно, одно из самых значительных извержений за исторический период.

Источники: 1. Гирина О.А. Трещинное Толбачинское извержение имени 50-летия ИВиС ДВО РАН в 2012-2013 гг.

2. А.Б.Белоусов, М.Г.Белоусова Вулкан Толбачик: гавайские извержения на Камчатке

20 потрясающе живописных мест России

Эта морская гавань россии способна вместить в себя весь мировой флот

Ленские столбы, Якутия

Ленские столбы — это скалы, расположенные по правому берегу реки Лены, в двухстах километрах от Якутска. Каждый столб представляет из себя скульптурное сооружение, напоминающее средневековые колонны. Возраст этих скал составляет 500000 лет.

Озеро Эльтон, Волгоградская область

Озеро Эльтон — крупнейшее соленое озеро в России. Минерализация воды летом может достигать 400 г/л, что в 1,5 раза выше, чем в Мертвом море. В таком растворе живут только бактерии и одноклеточные водоросли.

Долина Гейзеров, Камчатка

Единственное гейзерное поле в России и Евразии, одно из самых крупных подобных мест в мире. На его поверхности расположено около 20 крупных гейзеров и много горячих источников, выбрасывающих воду или пар.

Алтайские горы

Алтай — это незабываемая по красоте страна величественных гор. Издревле он считается святым и очень притягательным для духовных паломничеств.

Чарские пески, Забайкальский край

Чарские пески — это пустыня, которая находится в четырех десятках километров от ледников Кодара среди заснеженных гор, дремучей тайги и обширных болот. Массив вытянут с юго-запада на северо-восток в направлении господствующих ветров и занимает площадь около 50 км².

Эльбрус, Кабардино-Балкария

Высочайшая точка России. Два пика, венчающие конусовидный вулкан, разделены седловиной, высота которой составляет 5300 метров. Гора, сформировавшаяся около миллиона лет назад, состоит из чередующихся слоев лавы, пепла и туфа.

Ординская пещера, Пермский край

Ординская пещера — длиннейшая подводная гипсовая пещера России. Если и существует рай для дайверов, то он здесь. Вода здесь на редкость чистая, прозрачная и очень холодная (+ 4 градуса).

Столбы выветривания, Республика Коми

Столбы выветривания, которые расположены на плато Мань-Пупу-Нер можно с уверенностью назвать визитной карточкой Урала. Сюда приезжают только самые отчаянные — расстояние до людных мест составляет 400 километров.

Куршская коса, Калининградская область

Куршская коса — национальный парк и песчаный полуостров, отделяющий пресноводный Куршский залив от Балтийского моря.

Плато Путорана, Красноярский край

Журналисты сравнивают Плато Путорана с «затерянным миром» Конан Дойла, а туристы именуют «краем десяти тысяч озер и тысячи водопадов». Все вместе они составляют самый большой резервуар пресной воды в Сибири после Байкала.

Кунгурская пещера, Пермский край

Кунгурская пещера стоит на седьмом месте по протяженности из всех мировых гипсовых пещер. По мнению ученых, возраст пещеры около 10-12 тысяч лет. Многие гроты и переходы до сих пор не обследованы до конца.

Авачинская бухта, Камчатский край

Авачинская бухта — вторая по величине бухта в мире. Она способна вместить в себя весь мировой флот. Длина бухты 24 километра, а глубина может достигать 26 метров.

Вулкан Тятя, Курильские острова

После извержения 1973 года люди здесь больше не живут. Извержение было настолько сильным, что вулканический пепел достиг побережья острова Шикотан, расположенного в 80 километрах отсюда.

Озеро Кезеной-ам, Чеченская республика

Озеро Кезеной-Ам (Эйзен) — самое крупное высокогорное озеро в мире. Его протяженность с севера на юг составляет 2 километра, а с запада на восток — 2,7 километра.

Полюс холода, Якутия

Оймякон — знаменитый полюс холода. Считается самой холодной точкой Северного полушария и самым холодным населенным пунктом на Земле.

Озеро Джека Лондона, Магаданская область

Озеро с дивным названием расположено на высоте 803 метров и окружено красивейшими горами. Узкий залив со скалистыми берегами напоминает фьорды Норвегии и озера Шотландии. В тайге в горах вокруг водоема водятся росомахи, медведи, лоси.

Озеро Байкал, Восточная Сибирь

Глубочайшее озеро планеты, крупнейший природный резервуар пресной воды. Его ширина колеблется от 25 до 80 километров, а площадь поверхности равняется площади территорий таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания.

Плато Дивногорье, Воронежская область

Находится в Воронежской области на правом берегу реки Дон в Лискинском районе. Данное место считается заповедным. Меловые отложения причудливой формы окружают плато. В этих скальных природных образованиях в ХVII были построены меловые церкви.

Цейское ущелье, Северная Осетия

Цейское ущелье окружено двумя хребтами Цейским и Кальперовским и по форме напоминает подкову. На территории Цейского ущелья находится горнолыжные склоны и множество туристических, альпинистских и экскурсионных маршрутов. Невероятной красоты местность, включающая в себя смешанные леса, ледники, альпийские луга, и вечные снега, притягивает множество туристов из разных стран мира.

Мраморный каньон Рускеала, Карелия

Протянувшийся на 460 метров карьер, в котором ранее добывали мрамор для постройки дворцов и церквей, сейчас наполнен чистыми грунтовыми водами.

До сих пор в части карьера добывают мрамор, а часть под названием «горный парк Рускеала» излюбленное место посещения людьми. В парке имеются пешеходные тропинки, есть стоянка для автомобилей.

 Чтобы насладиться красотами затопленного карьера, можно взять лодку на прокат и проплыть по чистейшей воде,

«Подобной гавани в Европе нет»: как создавался Черноморский флот России

Эта морская гавань россии способна вместить в себя весь мировой флот

13 мая 1783 года 11 кораблей Азовской дивизии вошли в Ахтиарскую бухту Крыма. Так началось строительство Черноморского флота, ставшего форпостом на юге Российской империи.

Созданная здесь при Екатерине II военно-морская группировка и город-порт Ахтиар (ныне Севастополь) позволили России укрепиться в регионе. Прекращение существования Российской империи, а позднее и СССР стало тяжёлым испытанием для Черноморского флота.

Однако в последние годы, особенно после возвращения Крыма в состав России, он снова обрёл статус защитника южной морской границы страны.

Парад кораблей Черноморского флота © @mill.ru

Важно

Основы Черноморского флота были заложены ещё в конце XVIII века. 13 мая 1783 года авангардный отряд из 11 кораблей Азовской флотилии прибыл из Керчи в Ахтиарскую бухту — место, где впоследствии был заложен Севастополь. В новый пункт базирования передислоцировались четыре фрегата, один бомбардирский корабль, один бот, а также несколько полакров (судов с гафельными парусами) и шхун.

Приказ о переходе в Ахтиар отдал вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачёв. Именно он позднее стал первым командующим Черноморским флотом.

Незадолго до этих событий, в январе 1783 года, бухту осмотрел капитан фрегата №8 (впоследствии получившего имя «Осторожный») Иван Берсенёв. Опытный мореплаватель счёл, что развёртывание там флота будет иметь большие перспективы.

«Подобной ещё гавани не видал, и в Европе, действительно, такой хорошей нет; вход в сию гавань самый лучший, натура сама разделила бухту на разные гавани, то есть военную и купеческую; довольная в каждом лимане глубина, положение ж берегового места хорошее и надёжно к здоровью — словом сказать, лучшее нельзя найти к содержанию флота место», — так описывал Клокачёв Ахтиарскую бухту.

  • Е. Августинович. Эскадра вице-адмирала Ф.А. Клокачёва входит в Ахтиарскую бухту
  • © Е. Августинович. Эскадра вице-адмирала Ф.А. Клокачева входит в Ахтиарскую бухту

Южный форпост империи

Переход в Ахтиар стал отправной точкой в истории Черноморского флота и города Севастополя. Строительство военно-морской базы (ВМБ) и прибрежных сооружений было поручено уроженцу Архангельска контр-адмиралу Томасу Маккензи, шотландцу по происхождению. В России он был известен как Фома Фомич.

Согласно указу императрицы Екатерины II от 24 августа 1785 года, Черноморский флот должен был состоять из 37 пушечных кораблей различного класса и восьми транспортных судов. На берегах бухты императрица распорядилась возвести Адмиралтейство, инженерные укрепления и установить артиллерийские орудия. Штатную численность личного состава ЧФ она определила в 13 504 человека.

Севастопольский порт был необходим для освоения Крыма и борьбы с более мощным Османским флотом.

До перехода в Ахтиар на Чёрном море русским приходилось воевать с турками малоразмерными судами Азовской флотилии. В сражениях в акватории Средиземного моря принимали участие корабли Балтийского флота, в то время как проливы Босфор и Дарданеллы контролировала Османская империя.

Удобная бухта и выгодное геостратегическое положение позволило Севастополю достаточно быстро стать крупной военно-морской базой и торговым портом.

К середине XIX века окрепший Черноморский флот России стал играть важную роль в решении так называемого Восточного вопроса — комплекса мер по освобождению Балканского полуострова от турецкого владычества.

Петербург рассчитывал воспользоваться слабостью Османской империи и получить контроль над проливами. Западные государства негативно воспринимали амбициозные планы России.

Совет

Следствием растущих противоречий в регионе стала Крымская война (1853—1856 годы) между русскими войсками и коалицией в составе Турции, Франции, Англии и Сардинии.

Кульминацией военных действий стала битва за Севастополь. Коалиции удалось осуществить высадку крупного десанта и блокировать город. Несмотря на героические усилия моряков по обороне Севастополя, Россия была вынуждена признать поражение. 

Согласно Парижскому мирному договору от 18 марта 1856 года, Петербург должен был согласиться на нейтральный статус Чёрного моря, отказаться от Черноморского флота и снести береговые укрепления в Севастополе. Однако поражение в войне послужило катализатором реформ по модернизации вооружённых сил.

В 1871 году, в период франко-прусской войны, Россия денонсировала Парижский договор. При Александре III Черноморский флот обрёл статус мощного военно-морского института в регионе. С 1880-х годов ЧФ начал пополняться броненосцами, а с 1890-х годов — крейсерами и линкорами.

В период Первой мировой войны российский флот провёл несколько крупных операций против германских и турецких кораблей, а также оказал существенную поддержку сухопутным силам на Румынском и Кавказском фронтах.

В 1917 году Черноморский флот должен был стать основной ударной силой в Босфорской операции, которая предполагала высадку десанта для захвата проливов. Руководить этой миссией должен был командующий ЧФ вице-адмирал Александр Колчак. Но этим планам помешала Февральская революция.

  • И. Айвазовский. Черноморский флот в Феодосии
  • © И.К. Айвазовский. Черноморский флот в Феодосии. 1890 г.

Восстановление утраченной мощи

Период упадка Черноморского флота пришёлся на 1917—1920 годы. Октябрьская революция привела к полной дезорганизации системы управления. Моряки отказывались подчиняться командирам, а большевики учинили расправу над сотнями офицеров.

В 1918 году Севастополь оказался под угрозой немецкой оккупации. Чтобы корабли не достались Германии, большевики перебросили значительную их часть в Цемесскую бухту Новороссийска, где впоследствии затопили их по решению Ленина. 

В 1919 году Крым находился под контролем Белого движения, но в 1920 году корабли Петра Врангеля покинули Севастополь.

В мае 1920 года из оставшихся кораблей царской России был создан Красный Черноморский флот. На верфях Николаева (УССР) были заложены первые советские корабли, стартовала модернизация стоящих на вооружении судов. Благодаря индустриализации в 1929—1937 годах ЧФ пополнился 500 кораблями и подлодками.

Перед Великой Отечественной войной Черноморский флот представлял собой достаточно современное оперативно-стратегическое объединение, включавшее подразделения морской авиации, систему береговой, противовоздушной и противолодочной обороны. 

В первые годы войны с Германией и её союзниками ЧФ участвовал в обороне Крыма (Керченско-Феодосийская десантная операция), Одессы и Новороссийска. С 1943 года черноморцы освобождали оккупированные гитлеровцами прибрежные территории. Необычайную отвагу проявила морская пехота ЧФ. В общей сложности чёрные бушлаты провели 24 десантные операции.

В послевоенные годы Черноморский флот, ставший в 1965 году Краснознамённым, сохранил статус крупнейшей в регионе военно-морской группировки. В период холодной войны ЧФ составлял основу Средиземноморской оперативной эскадры, в задачи которой входило сдерживание 6-го флота США — формирования, представлявшего ядерную угрозу СССР.

Фундамент для развития

Непростые времена Черноморский флот переживал в 1992—1997 годах. В это время шли переговоры между Киевом и Москвой о разделе военно-морского наследия бывшего СССР: кораблей, подлодок, объектов инфраструктуры. Спор возник и о статусе Севастополя как главной базы Черноморского флота России.

Украина и РФ по очереди предпринимали безуспешные попытки переподчинить себе ЧФ и смогли окончательно договориться о разделе только в июне 1995 года. Болезненный процесс размежевания завершился лишь в апреле 1997 года. Российская Федерация получила 81,7% кораблей и право оставить в этом городе штаб.

В состав ЧФ вошли почти 400 кораблей различного класса и 161 единица авиационной техники, которая была дислоцирована на двух крымских аэродромах. Численность российских военнослужащих ограничивалась 25 тыс. За аренду инфраструктуры Крыма Россия обязывалась ежегодно выплачивать Киеву $98 млн.

Обратите внимание

Пребывание российских войск на полуострове воспринималось большинством украинской элиты  негативно. Использование севастопольской базы мгновенно превратилось в один из ключевых факторов политического давления на Москву.

В связи с этим руководство РФ неоднократно задумывалось над созданием главной базы в Новороссийске, который в советские годы выполнял функцию района тылового базирования ЧФ.

Вхождение Крыма в состав России в марте 2014 года послужило естественным фундаментом для развития Черноморского флота. Севастополь вновь приобрёл статус главной базы ЧФ. При этом Новороссийской ВМБ была отведена роль базы-дублёра и пункта дислокации подводных лодок. Цемесская бухта способна вместить до 100 кораблей водоизмещением от 1,5 тыс. до 30 тыс. тонн.

В настоящее время в состав Черноморского флота России входят ракетный крейсер, большой противолодочный корабль, шесть фрегатов, семь больших десантных кораблей, шесть малых противолодочных кораблей, четыре малых ракетных корабля, 11 тральщиков и семь дизель-электрических подводных лодок.

В 2013 году Россия восстановила Средиземноморскую эскадру. А с сентября 2015 года корабли и субмарины Черноморского флота несут боевое дежурство у берегов Сирии. В задачи группировки входят противовоздушная оборона, разведка, сопровождение транспортных судов и нанесение ударов по террористам.

В беседе с RT доктор военных наук Константин Сивков отметил, что с возвращением Крыма Черноморский флот обрёл устойчивую платформу для своего развития и наращивания присутствия в Средиземноморском море. По мнению эксперта, без Севастопольской бухты возможности ЧФ были бы сильно ограничены.

«Развитие инфраструктуры и системы обеспечения флота — основная задача руководства ВМФ. Без этого нет смысла строить новые корабли и подлодки. Сегодня Черноморский флот наконец-то обладает двумя полноценными базами. Наличие Севастополя и модернизация Цемесской бухты позволяют нам говорить о достаточной боевой устойчивости современного Черноморского флота», — заявил Сивков.

«Подобной гавани в Европе нет»: как создавался Черноморский флот России

Эта морская гавань россии способна вместить в себя весь мировой флот

13 мая 1783 года 11 кораблей Азовской дивизии вошли в Ахтиарскую бухту Крыма. Так началось строительство Черноморского флота, ставшего форпостом на юге Российской империи.

Созданная здесь при Екатерине II военно-морская группировка и город-порт Ахтиар (ныне Севастополь) позволили России укрепиться в регионе. Прекращение существования Российской империи, а позднее и СССР стало тяжёлым испытанием для Черноморского флота.

Однако в последние годы, особенно после возвращения Крыма в состав России, он снова обрёл статус защитника южной морской границы страны.

Парад кораблей Черноморского флота

Важно

Основы Черноморского флота были заложены ещё в конце XVIII века. 13 мая 1783 года авангардный отряд из 11 кораблей Азовской флотилии прибыл из Керчи в Ахтиарскую бухту — место, где впоследствии был заложен Севастополь.

В новый пункт базирования передислоцировались четыре фрегата, один бомбардирский корабль, один бот, несколько полакров (судов с гафельными парусами) и шхун.Приказ о переходе в Ахтиар отдал вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачёв. Именно он позднее стал первым командующим Черноморским флотом.

Незадолго до этих событий, в январе 1783 года бухту осмотрел капитан фрегата №8 (впоследствии — «Осторожный») Иван Берсенёв. Опытный мореплаватель счёл, что развёртывание там флота будет иметь большие перспективы.

«Подобной ещё гавани не видал, и в Европе, действительно, такой хорошей нет; вход в сию гавань самый лучший, натура сама разделила бухту на разные гавани, то есть военную и купеческую; довольная в каждом лимане глубина, положение ж берегового места хорошее и надёжно к здоровью, словом сказать, лучшее нельзя найти к содержанию флота место», — так описывал Клокачёв Ахтиарскую бухту.

«Эскадра вице-адмирала Ф.А. Клокачева входит в Ахтиарскую бухту», Е. Августинович

Южный форпост империиПереход в Ахтиар стал отправной точкой в истории Черноморского флота и города Севастополь. Строительство военно-морской базы (ВМБ) и прибрежных сооружений было поручено уроженцу Архангельска, контр-адмиралу Томасу Маккензи, шотландцу по происхождению. В России он был известен как Фома Фомич.Согласно указу императрицы Екатерины II от 24 августа 1785 года, Черноморский флот должен был состоять из 37 пушечных кораблей различного класса и восьми транспортных судов. На берегах бухты она распорядилась возвести Адмиралтейство, инженерные укрепления и установить артиллерийские орудия. Штатную численность личного состава ЧФ Екатерина II определила в 13 504 человека.Севастопольский порт был необходим для освоения Крыма и борьбы с более мощным Османским флотом.До перехода в Ахтиар на Чёрном море русским приходилось воевать с турками малоразмерными судами Азовской флотилии. В сражениях в акватории Средиземного моря принимали участие корабли Балтийского флота, так как проливы Босфор и Дарданеллы контролировала Османская империя.Удобная бухта и выгодное геостратегическое положение позволило Севастополю достаточно быстро стать крупной военно-морской базой и торговым портом.К середине XIX века окрепший Черноморский флот России стал играть важную роль в решении так называемого «Восточного вопроса» — комплекса мер по освобождению Балканского полуострова от турецкого владычества.Петербург рассчитывал воспользоваться слабостью Османской империи и получить контроль над проливами. Западные государства негативно воспринимали амбициозные планы России.Следствием растущих противоречий в регионе стала Крымская война (1853—1856 годы) между русскими войсками и коалицией в составе Турции, Франции, Англии и Сардинии.Кульминацией военных действий стала битва за Севастополь. Коалиции удалось осуществить высадку крупного десанта и блокировать город. Несмотря на героические усилия моряков по обороне Севастополя, Россия была вынуждена признать поражение. Согласно Парижскому мирному договору от 18 марта 1856 года Петербург должен был согласиться на нейтральный статус Чёрного моря, отказаться от Черноморского флота и снести береговые укрепления в Севастополе. Однако поражение в войне послужило катализатором реформ по модернизации вооружённых сил.В 1871 году в период франко-прусской войны Россия денонсировала Парижский договор. При Александре III Черноморский флот обрёл статус мощного военно-морского института в регионе. С 1880-х годов ЧФ начал пополняться броненосцами, а с 1890-х годов — крейсерами и линкорами.В период Первой мировой войны Русский флот провёл несколько крупных операций против германских и турецких кораблей, а также оказал существенную поддержку сухопутным силам на Румынском и Кавказском фронтах.В 1917 году Черноморский флот должен был стать основной ударной силой в Босфорской операции, которая предполагала высадку десанта для захвата проливов. Руководить этой миссией должен был командующий ЧФ вице-адмирал Александр Колчак. Но этим планам помешала Февральская революция.

«Черноморский флот в Феодосии», Иван Айвазовский

Восстановление утраченной мощиПериод упадка Черноморского флота пришёлся на 1917—1920 годы. Октябрьская революция привела к полной дезорганизации системы управления. Моряки отказывались подчиняться командирам, а большевики учинили расправу над сотнями офицеров.В 1918 году Севастополь оказался под угрозой немецкой оккупации. Чтобы корабли не достались Германии, большевики перебросили значительную их часть в Цемесскую бухту Новороссийска, где впоследствии их затопили по решению Ленина. В 1919 году Крым находился под контролем Белого движения, но в 1920 году корабли Петра Врангеля покинули Севастополь.В мае 1920 года из оставшихся кораблей царской России был создан Красный Черноморский флот. На верфях Николаева (УССР) были заложены первые советские корабли, стартовала модернизация стоящих на вооружении судов. Благодаря индустриализации в 1929—1937 годах ЧФ пополнился 500 кораблями и подлодками.Перед Великой Отечественной войной Черноморский флот представлял собой достаточно современное оперативно-стратегическое объединение, включавшее подразделения морской авиации, систему береговой, противовоздушной и противолодочной обороны. В первые годы войны с Германией и её союзниками ЧФ участвовал в обороне Крыма (Керченско-Феодосийская десантная операция), Одессы и Новороссийска. С 1943 года черноморцы освобождали оккупированные гитлеровцами прибрежные территории. Необычайную отвагу проявила морская пехота ЧФ. В общей сложности чёрные бушлаты провели 24 десантные операции.В послевоенные годы Краснознамённый (с 1965 года) Черноморский флот сохранил статус крупнейшей в регионе военно-морской группировки. В период холодной войны ЧФ составлял основу Средиземноморской оперативной эскадры, в функции которой входило сдерживание 6-го флота США — это формирование было источником ядерной угрозы СССР.

Фундамент для развития

Непростые времена Черноморский флот переживал в 1992—1997 годы. В это время шли переговоры между Киевом и Москвой о разделе советского военно-морского наследия бывшего СССР: кораблей, подлодок, объектов инфраструктуры. Спор возник и о статусе Севастополя как главной базы Черноморского флота России.

Украина и РФ по очереди предпринимали безуспешные попытки переподчинить себе ЧФ и смогли окончательно договориться о разделе лишь в июне 1995 года. Болезненный процесс размежевания завершился только в апреле 1997 года. Российская Федерация получила 81,7% кораблей и право оставить в этом городе штаб.

В состав ЧФ вошли почти 400 кораблей различного класса и 161 единица авиационной техники, которая была дислоцирована на двух крымских аэродромах. Численность российских военнослужащих ограничивалась 25 тыс. человек. За аренду инфраструктуры Крыма Россия обязывалась ежегодно выплачивать Киеву $98 млн.

Пребывание российских войск на полуострове большинство украинской элиты воспринимало негативно. Использование севастопольской базы мгновенно превратилось в один из ключевых факторов политического давления на Москву.

В связи с этим руководство РФ неоднократно задумывалось над созданием главной базы в Новороссийске, который в советские годы выполнял функцию района тылового базирования ЧФ.Вхождение Крыма в состав России в марте 2014 года послужило естественным фундаментом для развития Черноморского флота. Севастополь вновь приобрёл статус главной базы ЧФ.

При этом Новороссийской ВМБ была отведена роль базы-дублёра и пункта дислокации подводных лодок. Цемесская бухта способна вместить до 100 кораблей водоизмещением от 1,5 тыс. до 30 тыс. тонн.

Совет

В настоящее время в состав Черноморского флота России входят ракетный крейсер, большой противолодочный корабль, 6 фрегатов, 7 больших десантных кораблей, 6 малых противолодочных кораблей, 4 малых ракетных корабля, 11 тральщиков и 7 дизель-электрических подводных лодок.В 2013 году Россия восстановила Средиземноморскую эскадру.

А с сентября 2015 года корабли и субмарины Черноморского флота несут боевое дежурство у берегов Сирии. В задачи группировки входят противовоздушная оборона, разведка, сопровождение транспортных судов и нанесение ударов по террористам.

В беседе с RT доктор военных наук Константин Сивков отметил, что с возвращением Крыма Черноморской флот обрёл устойчивую платформу для развития и наращивания присутствия в Средиземноморском море. По его мнению, без Севастопольской бухты возможности ЧФ были бы сильно ограничены.«Развитие инфраструктуры и системы обеспечения флота — основная задача руководства ВМФ. Без этого нет смысла строить новые корабли и подлодки. Сегодня Черноморский флот наконец-то обладает двумя полноценными базами. Наличие Севастополя и модернизация Цемесской бухты позволяют нам говорить о достаточной боевой устойчивости современного Черноморского флота», — заявил Сивков.

Алексей Заквасин

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.