Дагестанцы в москве: обращение, нравы и правда про мужчин

10 способов ранить дагестанца прямо в его нежное сердце

Дагестанцы в москве: обращение, нравы и правда про мужчин

Грозный — Махачкала — МоскваКогда-то хотела стать оперной певицей, но не дотянула пару октав. Пишет диссертацию на тему «Дагестан как метафора всего сущего». Свободно ориентируется в области мужской психологии и женского самочувствия. Разводит выставочных гуппий. Сторонник сыроедения и винопития (и сыр, и вино можно приносить в редакцию «Это Кавказ»).

Как-то я провела небольшое анкетирование среди подруг — женщин пожилых, умных и почтенных, как черепаха Тортилла. Девушки, спросила я, а что вы знали о Дагестане до встречи с волшебной мной? Выяснилось, что девушки знали основополагающее: Расула Гамзатова, кизлярский коньяк и сушеного кутума.

Но не имели ни малейшего представления о том, сколько в Дагестане народов, один ли у них язык и что такое «хинкал».

Поэтому сегодня я пишу топ-10 заблуждений на тему Дагестана.

А в том, что вы туда хотите поехать непременно, — мы, даги, нисколько не сомневаемся.

1. Дагестанки — не «восточные женщины»!

Когда-то я работала журналистом. Мои профессиональные обязанности были просты и незамысловаты: смотреть, слушать, записывать и потом рассказывать населению, что именно я увидела и услышала. Но иногда приходилось сочетать их с профессией гида — так, однажды я сопровождала представителя ВОЗ, который привез в республиканскую туберкулезную больницу лекарств.

Все столицы руси

Обратите внимание

Мы заехали в больницу, потом еще в какие-то медицинские заведения, и всю дорогу Владимир Петрович (назовем его так) звал меня исключительно ЗаирА.

ЗаирА, спрашивал он, а как у вас обстоит дело с оборудованием больниц аппаратами УЗИ?

ЗаирА, а есть ли публикации на тему ВИЧ-инфицированных в республике?

И так далее и тому подобное.

К концу дня, когда я и так уже чувствовала себя героиней поэмы «Шахнаме», Владимир Петрович спросил: «ЗаирА, а сколько детей в средней дагестанской семье?» — и, услышав ответ, покачал головой: «Ну да, ЗаирА, вам, как восточной женщине…»

Королева вечеринок

Поспорить с преподавателем на желание, открыть модельное агентство на Кавказе, пригласить Ди Каприо на вечеринку… Просто скажите ей: «Это невозможно» — и она докажет обратное

И тут я не выдержала. И объяснила почтенному сотруднику ВОЗ, что к восточным женщинам мы имеем такое же отношение, как к женщинам племени гураге.

То есть — абсолютно никакого.

Когда вы говорите «восточная женщина» — я сразу представляю себе «Большую одалиску» живописца Энгра. Расслабленную леди, которая валяется в кровати в середине рабочего дня. Ну, или другую ее разновидность — бессловесную даму, которая держит концы платка «яшмак» во рту, как это было заведено в соседнем Туркменистане.

Восточная женщина — это некая пугливая лань, покорная и послушная. Таковой образ создан в головах дагестанских мужчин и тщательно ими лелеется. Но это неправда: наши бабушки были боевые женщины и не сильно стесняли себя в выражениях экспрессии. Потому что работали — и не только в доме.

Работающая женщина имеет куда больше прав, чем можно представить. Поэтому ни нежиться среди дня в подушках, ни молчать, когда можно сказать, — дагестанки себе позволить не могли.

Важно

NB. Не стоит говорить об этом нашим мужчинам. Они очень нежные и могут не пережить такового крушения своих иллюзий.

2. Нет никакого «дагестанского языка».

Каждый дагестанец хотя бы раз в жизни сталкивается с понятием «дагестанский язык». Моих детей в школе и университете регулярно просят сказать что-нибудь «по-дагестански». Правильным будет считать, что в каждом районе — свой язык. Поэтому языковеды пока не пришли к согласию, сколько именно языков в Дагестане, и цифры называются разные.

Страшная правда состоит еще и в том, что мы не понимаем языки друг друга.

И если я еще различу отдельные слова в даргинском (хитрые даргинцы взяли все наши лакские лексемы и создали новую аранжировку), то аварский или лезгинский для меня — это терра инкогнита. И даже больше: я смогу понять, что разговор ведется на кумыкском, но вот отличить лезгинский от табасаранского — увы и ах!

Конечно, в каком-то смысле дагестанский язык имеет место. Это целый пласт городской лексики, заковыристый микс, коктейль из всех языков Дагестана и русского. И я даже знаю людей, которые владеют им в совершенстве. Но это тема для отдельной колонки, может быть, когда-нибудь я наберусь храбрости и напишу о нашем «дагестанском языке».

3. Хинкал — это не хинкали!

Иллюстрация: Евгения Андреева

Граждане, стремящиеся в Дагестан душой и сердцем!

Хинкал — это не хинкали, и даже близко не похож. То, что похоже на хинкали, называется «курзе». Они же близко похожи на пельмени.

А хинкал — это любимая еда дагестанца, альфа и омега его души, свет его жизни, грех его и где-то даже огонь его чресл, если точно следовать цитате классика. И простодушно восклицая: «О, я ж ел хинкал в Грузии!» — вы раните дагестанца прямо в его нежное сердце.

Стоит также разобраться в видах хинкалов, потому что у каждого (да-да, он не один и у каждого есть национальность!) есть свои адепты и хейтеры, свои зоилы и аристархи.

https://www.youtube.com/watch?v=c9bUTkswN1Q

Я вот, например, не понимаю, как можно есть аварский хинкал. Варить тесто под крышкой четыре минуты и потом протыкать каждую хинкалину вилкой? Серьезно? Камон!

У каждого хинкала своя форма и философия. Лакские хинкалины похожи на мелкие ракушки, они схожи с украинскими галушками и итальянскими конкильи.

Аварские напоминают пышки из содовой муки, иногда вместо соды туда добавляют — подумайте! — газированную воду.

Совет

Даргинский хинкал — однояйцевый близнец немецкого штруле (по поводу чего меня терзают смутные сомнения в его аутентичности) — он богатый, на дрожжевом тесте.

И так далее — у каждого народа свои вариации.

А вот с лезгинским и кумыкским хинкалом — надо быть предельно деликатным.

Дабы не спровоцировать маленький политический скандал и серьезную войну с участием ядерного арсенала дагестанцев.

Совет: если вы видите в своей тарелке плоские кусочки теста — просто скажите: «Ах, какой вкусный хинкал!» — и не уточняйте его национальную принадлежность.

4. Не всякий дагестанец умеет танцевать лезгинку.

В Большой Антологии Заблуждений почетное место отдано танцу «лезгинка».

Тому самому, который вроде бы раздражает почтенную публику, если исполняется на Манежной площади, но без которого трудно представить себе даже русскую свадьбу, достигшую определенного градуса веселья.

Заблуждение — думать, что всякий кавказец умеет эту самую лезгинку нормально исполнять. Не всякое маханье руками одновременно с подпрыгиванием за эту самую лезгинку проходит. Хотя, конечно, только мертвый негр не идет играть в баскетбол — при звуках родимой музыки у любого кавказца нога начинает подпрыгивать в режиме «автопилот». Кровь, знаете ли, не водица.

5. «Не может быть!» это целая группа заблуждений в сегменте «M&Ж».

Да, у нас существует такое понятие, как «развод».

Мы не католики, и он нам не запрещен. И даже детально оговорен в терминах и условиях. Другое дело, что во времена моего детства, например, развод давался дагестанцам большой кровью.

На суд приглашался весь тухум, и скандал достигал вселенских масштабов и кайенской остроты.

Развод считался неприличным: надо было думать о том, как дочерей выдавать замуж после такого позора и что ты за женщина вообще, если одна остаешься, а могла бы жить замужем.

Обратите внимание

Но интернет и западные ценности сделали свое подлое дело — разводиться стало много проще. Поэтому вопрос: «А что, у вас можно разводиться?» — звучит очень странно.

Нет, мы не выходим замуж в 15 лет. Потому что это глупо.

Нет, нас не похищают замуж пачками. И никогда не похищали пачками, потому что именно в Дагестане на это всегда смотрели косо. А в советское время таких невест и вовсе считали дурочками. Как говорит моя подруга Света: «Так и живем непохищенными сами, куда уж приезжим надеяться».

Иллюстрация: Евгения Андреева

Нет, мы не носим платки в обязательном порядке. У нас тут не Иран. Хочешь — замотайся с ног до головы, хочешь — надень джинсы и кроссовки. Хотя шорты я бы все-таки девушкам не рекомендовала: несмотря на наличие гигабайтов онлайн-секса, дагестанские мужчины в возрасте от 12 до 72 все еще радостно реагируют на женщин из плоти и крови. Что делать! Репутация мачо дорогого стоит.

Нет, мы не сидим на свадьбе отдельно от мужчин. И невесту у нас выводит жених. И танцует с ней тоже он. Вот у некоторых соседей по региону иначе. А у нас так.

6. Мы все говорим по-русски.

Некоторые — очень прилично.

В 1993 году на компьютерных курсах в Москве учительница Мария Петровна участливо спросила, не трудно ли мне запомнить ее имя.

Русский язык — это лингва франка, на котором мы все общаемся между собой.

До революции таким был кумыкский — практически все поколение наших бабушек в той или иной степени им владело. Но эту функцию уже давно несет русский язык.

Телевизор в дагестанском доме — точно такой же, как и у вас, а с преподаванием на родных языках в школах всегда была проблема. Так что если дагестанец не имеет явных отклонений в психическом здоровье и ему меньше 80 лет, то он понимает русский и говорит на нем.

Потому что, как я уже сказала, «Богатые тоже плачут» и «Великолепный век» на территории РФ говорят по-русски.

«Где вы научились так прекрасно говорить по-русски?» — еще один входящий в обязательную программу дагестанца вопрос. И я не умею на этот вопрос отвечать. Э-э-э… в детском саду? На улице? В школе? Да я на нем всегда говорила!

7. Нет, аборигены Северного Кавказа — все разные.

«А я думала, что дагестанцы и чеченцы — один хрен!» — сказала девушка из Ярославля, привезенная в Дагестан одной моей подругой — туроператором. Отвечаю на самый главный вопрос современности: все жители Северного Кавказа очень разные. У нас разный менталитет. У нас разные языки. И даже обычаи, при всей их схожести, — не совсем идентичные. Так что — не один хрен. А много.

Важно

8. «Ну, у вас свой уклад, мы понимаем!»

Еще одно прекрасное заблуждение — считать, что на Северном Кавказе существует какой-то «особенный уклад», который не дает возможности россиянину средней полосы понять дагестанца. Об этом «особом укладе» я читаю даже у умных людей — аналитиков. Причем никто не собирается мне объяснить, в чем именно особость уклада состоит.

Открываю военную тайну: нет никакого особенного уклада, и не может быть, потому что Дагестан — часть России вот уже 204 года.

И перенес все исторические пертурбации так же, как и прочие народы, населяющие империю. И люди тут так же встают с утра, идут на работу и ждут зарплату.

Так же злятся, когда им приходит счет за электричество, и так же возмущаются, когда госслужащий покупает себе яхту стоимостью 150 млн долларов.

Ну, может, дагестанцы завтракают калмыцким чаем, а не яичницей с беконом, но это как-то на «уклад» не тянет, правда?

9. «А правда ли, что все дагестанские мужчины ходят с оружием?»

Конечно! Вон один пошел, заправив травмат в семейные трусы в цветочек. А вот посмотрите налево — видите, у парня в левой руке мачете, а в правой — базука? А вон на девятом этаже живет сосед, у него на балконе пулемет «Максим».

Иллюстрация: Евгения Андреева

Неправда. Другое дело, что все они ХОТЯТ с ним ходить, но увы! Часто можно услышать: «Какой ты дагестанец, если без ножа ходишь?» — но это скорее дань мифу, который активно продвигают дагестанские мужчины. Из той же серии, что и наличие густых усов, несметных богатств и умения танцевать лезгинку.

Не могу не повторить, что большинство мифов о необычайной прекрасности мужчин и покорности женщин насаждаются именно мужчинами. На это постоянно попадаются приезжие журналисты. Будьте бдительны! Не дайте себя обмануть! Если вас позвали в гости на чашечку хинкала и рюмку бузы, просто попросите хозяйку дома подтвердить информацию.

Совет

Даже если вы уже осоловели от еды и радушный хозяин поет приятную уху дагестанскую песнь песней льда и пламени — о том, что раньше девушки даже к роднику плыли, не поднимая глаз; о том, что у брата всегда наточен кинжал, чтобы убить всякого, кто заметит его сестру; а также о том, как богат и славен был его, хозяина, тухум, и прочую романтическую лабуду.

А также прекрасно его готовим. Как и окрошку. Как и блины. И суши, и пиццу, и вообще все, чем питаются обычные люди во всем мире.

Поэтому, услышав вопрос: «Ой, а вы что — борщ едите?» — я с трудом подавила желание рассказать, что наш обычный рацион — устрицы, консоме и бланманже с киселем.

Но с другой стороны, я тоже считала, что японцы с утра до ночи лопают суши и сашими, пока не познакомилась с японкой, которая сказала, что это вообще-то праздничная еда.

Наверное, тут должна быть какая-то мораль.

Но о ней вам на месте расскажут.

За хинкалом с пиалой прозрачного бульона и куском отменного сушеного мяса.

Заира Магомедова

СМИ: дагестанский студент взорвал интернет, призвав земляков не вести себя в Москве, «как быки»

Дагестанцы в москве: обращение, нравы и правда про мужчин

ВСЕ ФОТО

Хитом YouTube стал выложенный на днях видеоролик «Обращение к Дагам», записанный обучающимся в Москве студентом из Дагестана. Видео вызвало одобрительные комментарии интернет-пользователей. По случайному совпадению оно было записано за день до очередного скандального инцидента с участием кавказцев — свадьбы со стрельбой в центре Москвы.

Газета «Комсомольская правда» выяснила, что автором ролика является студент одного из медицинских вузов столицы Адам Муртузалиев. Свою страницу в социальной сети он удалил после выкладывания ролика, а до того, как сделать это, пояснил там, что в обращении «к Дагам» «объяснял языком быка для быков». За четыре дня ролик набрал более 400 тыс. кликов, видео появилось и в соцсетях.

На ролике Адам Муртузалиев стыдит своих земляков за недостойное поведение в российской столице. «Я сам дагестанец и хочу обратиться к дагестанцам. Не ко всем, конечно, а к тем, кто ведет себя не как мужчина. Почему, объясните, вы приезжаете в Москву и ведете себя, как быки? Ведете себя так, как в Дагестане позволить себе не можете», — с укором говорит студент.

Опрос NEWSru.com: межнациональные конфликты

По словам парня, он решил снять видео после разговора с подвозившим его таксистом, который рассказал, что с ним постоянно не расплачиваются дагестанцы. Адам предложил землякам попробовать на родине «кинуть такого же таксиста, у которого свой ствол есть». Как признался дагестанец, ему обидно слышать такие рассказы, поэтому он решил записать это обращение.

«Я не считаю вас мужиками и могу объяснить, почему. Не всех. Некоторые следуют исламу, учатся нормально, спортом занимаются. А другие приезжают с прическами, зауженными брюками, красными мокасинами, кепками.

Пропадаете целыми днями на хатах.

Родители вам последние деньги отдают, чтобы вы учились, чего-то добивались в жизни, а вы на хатах зависаете, пары прогуливаете, в «плейстейшены» играете, курите, пьете, по клубам шатаетесь, с путанами общаетесь», — продолжил Муртузалиев.

Он укорил земляков за «бесконечные движения» в торговом центре «Европейский» рядом с Киевским вокзалом, где регулярно происходят ЧП с участием кавказцев. «Неужели языком нельзя решать эти вопросы. Нет, вам надо показать, что вы крепкие, сильные, Гераклы.

Проходит русский парень с девушкой, вы его плечом задеваете, когда вас три-четыре человека на одного. Потом гордитесь, что толпой побили кого-то! Стволы свои носите. В универ с ними приходите», — констатировал дагестанец.

Адам отметил, что все сказанное им не только к «дагам» относится, но и ко многим чеченцам.

Автор видеоролика подчеркнул, что в то же время он знает дагестанцев, которые ведут себя достойно: пропадают в спортазалах, сидят с книжками, занимаются бизнесом. Он оговорился, что его обращение предназначено тем, кто снимает «хату» и потом ходит по Манежке и «Европейскому», создавая «кипиши» и кого-то цепляя.

«Почему я, такой же дагестанец, должен краснеть за вас? Почему из-за 10-15 человек нас должны ненавидеть?» — задал вопросы таким землякам Адам. «Хватит, пацаны, ведите себя достойней. Делайте так, чтобы ваши родители за вас радовались, придите в религию, а не позорьте себя и нас, таких же дагестанцев, как и вы!» — завершил он свою речь призывом.

Видеообращение Адама Муртузалиева вызвало шквал одобрительных откликов. Так, один из комментаторов ( Naid121) написал, что из-за него он стал больше уважать дагестанцев.

В свою очередь otherealru высказал мнение, что «если бы все такие парни были, то вопрос о межнациональной розни никто бы и не поднимал». «Молодец, мужчина! С уважением!» — написал и alexthemight.

Обратите внимание

Но были и те, кто обругал дагестанца за его ролик, или высказал мнение, что все равно в межнациональных отношениях ничего не изменить.

Ролик Муртузалиева выложил в своем «Живом Журнале» и известный блоггер Алексей Навальный, сопроводив его комментарием: «Вот студет простой говорит то, что должны день и ночь повторять всякие нацноменклатурщики — официальные руководители всяких землячеств и диаспор. Молодец какой».

Напомним, что за последние несколько месяцев в Москве произошло не одно ЧП с участием кавказцев. В июне возле ТЦ «Европейский» чеченцы напали с ножом на болельщиков «Спартака», в том же месяце студенты из академии имени Маймонида подрались с сотрудниками ОМОНа, когда те приехали на обыск.

В ночь на воскресенье в московском метро пристававшие к девушкам южане избили журналиста интернет-издания «Фонтанка.ру» Кирилла Панченко, который вмешался в ситуацию.

Наконец, в воскресенье очевидцы рассказали, что гости дагестанской свадьбы во время проезда кортежа по центру столицы начали палить в воздух из травматического оружия.

Отношение к дагестанцам в Москве — Кавполит

Дагестанцы в москве: обращение, нравы и правда про мужчин

27 сентября 2016 6455

Мурад КулиевАвтор блога

ДАГЕСТАНЦЫ В РОССИИ – ЭТО КТО, АФРОАМЕРИКАНЦЫ?!

(преступления московских оперативных структур в отношении дагестанцев

становятся системой)

Мне чужд экстремизм. Россия наша РОДИНА. Мы, дагестанцы – плоть от плоти россияне. Это одна сторона.

А другая сторона – почему именно к нам, дагестанцам, такое отношение, особенно в Москве? Если дагестанец, получивший диплом в Москве не может устроиться на работу по профессии, только лишь из-за того, что он дагестанец, если дагестанец априори виноват во всех грехах, что происходит в столице – если презумпция невиновности в отношении него не действует именно из-за его дагестанской принадлежности – то кто в этом виноват? Только ли мы сами?

В своей ли стране мы живем? Не являемся ли мы афроамериканцами в России, которых, как нам показывают на федеральных телеканалах, почти ежедневно без вины отстреливают на улицах городов США?

Важно

Не с этого ли ряда последние примеры: убийство братьев Гасангусейновых, издевательства и пытки Мурада Рагимова, подобных примеров становятся тревожно много!

Дело, о котором я сегодня хочу вести речь не громкое, не резонансное, кровохарканье здесь не присутствует – оно рядовое и мы уже свыклись с подобными фактами. Но это отнюдь не означает, что мы не должны реагировать на подобные обстоятельства.

26.08.2016 г. в 05.00 час. утра оперативные структуры УВД по СЗАО города Москвы с привлечением СОБРа проводят обыски в местах проживания двух дагестанцев: Мустафаева Кавказа и Самедова Фазиля, укладывают их на пол вниз лицом, надевают наручники, под дулом автомата заставляют подписывать протоколы обысков, но копии, конечно же, им не дают.

Привозят в упомянутое УВД, держат там до вечера, а вечером вывозят по местам их работ: Мустафаева- на авторазборку по ул. Ижорской, а Самедова- на гаражи в город Зеленоград, где также составляют протоколы обысков по упомянутой схеме.

Уверен, в тех протоколах зафиксированы не все предметы «понравившиеся» оперативным структурам, в том числе, ни деньги 20000 руб. похищенные со шкафа в квартире у Мустафаева, ни велосипед, стоимостью 50000 руб. с гаража на Ижорской.

То есть, у Мустафаева в ходе обыска похищают личные вещи на сумму 171000 руб., а у Самедова – на 40000 руб., в том числе, и документы (паспорт), ключи от автомашин, от квартиры.

Держат Мустафаева, да еще с братом Новрузовым Намиком и Самедова в ОВД Тушино (по совпадению – там же, где и Рагимова Мурада) в течение двух с половиной суток, и, только 28.08.2016 г. примерно в 21 час. вечера выпускают, не возвратив никаких вещей, оформив как мелких хулиганов.

Вот так и живем? 

Замуж за дагестанца (субъективный взгляд)

Дагестанцы в москве: обращение, нравы и правда про мужчин

Мое мнение субъективное и личное, выводы сделаны на основании увиденного и услышанного мной в период замужества за дагестанцем, и изложены исключительно с женской точки зрения. Сама я татарка, живу и работаю в Москве. Покрытие головы, скромная одежда — это обязательно для меня, как в принципе, и для всех мусульманских девушек.

Когда мы познакомились с будущим мужем, дагестанцем, он говорил про ислам, читал намаз, часто поминал Всевышнего, это и сказалась на моем выборе.

Я искренне обрадовалась, благодаря Аллаха за то, что я встретила своего мужчину, которого и покрытие головы, и отсутствие оголенных частей тела не просто привлекает, а как мне показалось, восхищает.

Совет

Мы приняли решение пожениться. Пошли в мечеть, где и был прочитан никях, после чего мой муж благополучно переехал ко мне в квартиру. С этого момента я получила возможность больше узнать о нем и его родственном окружении, так как ранее кавказцев видела только в кино и только с положительной стороны.

Ничего не скажу, их гостеприимство и уважение к старшим меня порадовало, однако во всем остальном — увы. Особенно касаясь понтов — это что-то особенное, мне даже кажется, заложенное на их генетическом уровне.

Не важно, как, не важно, за чей счет и какой ценой, но каждый из них считал, что просто обязан быть круче другого.

При этом они и сами глубоко уверены в своем превосходстве над другими, даже ничего не имея, ни образования, ни работы …НИЧЕГО! Они будут сидеть, не имея постоянного источника дохода, да и непостоянного тоже, распивая пиво и покуривая «благородную траву», не имея ни копейки денег, но при этом даже друг перед другом, несмотря на то, что они знакомы много-много лет, из одного аула, села и колхоза, все-таки стараются показать те качества и материальные блага, которых и в наличии-то нет. Выпендривались друг перед другом как малые дети.

А их стремление выглядеть презентабельно? Это что-то! Имея одну старую, заношенную, застиранную рубашку, костюм с отблеском лоснящегося налета и подранным подкладом, причем зачастую один на всех, без какого-либо стремления поработать ради собственного же благополучия, довольствуясь из-за лени тем, что есть, лишь бы не трудиться, отглаживали его до такой степени, что он аж светился и являлся для них показателем достатка, собственной значимости и непоколебимого свидетельства того, что он не простой «работяга», а как минимум «босс» и не средней руки, а гораздо выше.

Я смогла убедиться в том, что способность «говорить» ради того, чтобы «говорить» т.е. слово ради слова, а не слово ради дела, это также является неотъемлемой частью их генетики. Говорят ВСЕ и много, я бы сказала так: «Слишком много текста», но дальше разговора обычно не заходит.

Они могли говорить о том, что надо что-то сделать, с целью достижения определенных планок и высот, смело давали друг другу обещания «завтра узнать; завтра проработать вопрос; завтра встретиться и подключить нужных людей» и т.д.

, но, как правило, завтра никто и ничего не делал, продолжая валяться на диване в ожидании, когда же холодильник заполнится продуктами, а в доме появятся деньги на так необходимые кафе и забегаловки, где можно посидеть «за чашкой чая»…

Касаемо исполнения ими обязанностей мужа, которому Всевышний вверил каждую конкретную женщину (в данном абзаце я не затрагиваю тему секса, это они «всегда и пожалуйста»): понимание того, что семью надо содержать, позаботиться о наличии продуктов или хотя бы денежных средств на их покупку, в принципе отсутствует.

Как и понимание того, что у супруги существует потребность в одежде, причем разносезонной. Любой разговор на данную тему резко пресекается фразой «все будет». На вопрос, когда это событие произойдет, ответ не менее категоричный «отстань со своими капризами, ты уже достала».

Обратите внимание

При этом, деньги на «чашку чая», благородную и столь любимую траву и 33-ю пару туфель с вытянутым и заостренным носом, всегда есть. Я уже не говорю о том, что помимо элементарных обязанностей, каждый мусульманин, а дагестанцы уж очень сильно и громогласно заявляют о своей непоколебимой религиозности, просто обязан хорошо относиться к своей жене, заботиться о ее внутреннем спокойствии и т.п.

Зачастую дома слышно только одно «отдыхай, короче», «прекрати эти нелепые разговоры» и т.д., причем зачастую в целях уйти от обсуждения действительно важных опросов, формирующих дальнейшие отношения супругов.

Теперь касаемо верности.

Это, конечно, замечательно, что большинство тех дагестанцев, с которыми мне посчастливилось познакомиться, твердо следуют принципу: «измена – это грех, я себя не на помойке нашел и лучше уж быть одному, чем с кем попало», последняя фраза меня всегда приводила в замешательство в части того, что, видимо, кроме как «кто попало» на их жизненном пути и не встречается, в связи с чем необходимо подумать о расширении посещаемых территорий и быть более внимательным в выборе друзей и подруг. При этом зачастую, прибывая в столицу нашей Родины, большинство дагестанских орлов уже крепко и прочно связаны брачными узами, укрепленными не одним ребенком. Несмотря на наличие супруг, вверенных им, приезжая для заработков, они почему-то слишком быстро забывают, зачем приехали, и ограничиваются оккупацией местных девушек, причем не брезгуют ничем и никем.

Например, когда мы гуляли по улице с мужем и его земляками, они очень громко обсуждали проходящих мимо девушек, чьи юбки были на уровне пояса, а грудная клетка вообще не прикрывалась никоим образом, пафосно плевали ей в след, выкрикивая оскорбительные выражения, но в тоже время каждый из них, наловчившись хаотично вращать глазами, за время пока его плевок долетит до земли, успевал «общупать на уровне глазного дна» все то, что было не прикрыто. И если повезет, умудрялся «заполучить» номер телефончика такой «богини» и потом брал измором, тратя последние деньги на смс-сообщения, в которых возносил ее красоту до таких высот, до которых в принципе только птицы долетают. Причем они это воспринимали как «прикол», похваляясь дома друг перед другом и иногда зачитывая вслух сообщения этих, как они их называли, «русских куриц».

Все поголовно зарегистрированы на сайтах знакомств, причем даже на самых грязных мобильных чатах, суть которых сводится к пересылке фотографий различных частей тела, как женщин, так и мужчин, с просьбой «сфотографировать и прислать грудь в нужном ракурсе», обсуждая проблемы фригидности, половой близости с партнером и т.д.

При этом, никто из них не обращал внимания на то, что на данных сайтах также зарегистрированы и девушки как из Дагестана, так и Кавказа в целом, принимающих не менее активное участие в обсуждениях подобных тем.

Мужчин никоим образом не смущало, что получается так, что он сам и портит свою же нацию, в лице той дагестанской девушки, которая присылает ему фото своей оголенной фигуры.

Когда я спросила, а уверены ли они, что это не его жена под другим именем с ним общается, они «взрывались» и начинали бить себя в грудь, убеждая меня в том, что ИХ девушки порядочные и на таких сайтах просто «зависать» не могут, а имена «Хеда, Залина, Мадина, Пати и т.д.» это вымышленные, а указание таких городов как Махачкала, Кизляр и т.д., не говорят о том, что это соответствует действительности.

Также мое наблюдение показало, что эти мужчины считают своей святой обязанностью скрасить одиночество ВСЕХ девушек, с обязательным приглашением последних в кафе и не менее обязательным показательным выступлением, выражающимся в исполнении национального танца «лезгинка».

Причем, совершенно согласна с автором статьи, лезгинку они танцуют всегда и везде, вплоть до станций метро, начинает один, под шумные овации присутствующих земляков, а в последствии это перерастает в толпу размахивающих руками и ногами мужчин, а если повезет, то под улюлюканье случайно оказавшихся на месте танца женщин, совершенно не задумываясь об уместности происходящего действия…

Можно еще долго описывать те действия или бездействия, свидетелем которых я непосредственно стала за период жизни с бывшим мужем, но я ограничусь сказанным и подведу итог: люди, которых знала я, отличаются: 1) Лживостью, причем иногда мне казалось, что лгут они постоянно и во всем, просто так, даже не задумываясь, просто чтоб приукрасить себя, выдать желаемое за действительное, не быть осмеянным, казаться «крутышкой» и т.д.; 2) Понты – это имеет место быть, видимо большинству просто нечем гордиться, ничего не достигнуто, ничего не наработано, да и желание нарабатывать отсутствует, а уважения и почета очень хочется; 3) Лень – крайне ленивы, работать – это для таджиков и узбеков, а они могут только руководить, а также не гнушаются жить и на содержании женщин, если повезет, то не очень преклонного возраста; 4) Распутство – такое ощущение, что их долго держали в темной и холодной яме под названием родное село и дом, вырвавшись откуда, как мужчины, так и женщины, просто съезжают с катушек, путая берега и пускаются во все тяжкие, чтоб удовлетворить свои сексуальные интересы, зачастую ничем не брезгуя; 5) Крайне низкие требования к уровню и качеству взаимоотношений между супругами, полное отсутствие элементарного уважения и заботы, причем с обеих сторон, их отношения больше можно назвать потребительскими; 6) ОГРОМНОЕ самомнение и очень высокая само значимость, не имеющая ни малейших поводов и оснований к тому; 7) Наркотическая зависимость от трав различного происхождения; 8) Повышенная лже-религиозность, которую можно охарактеризовать фразой: «мусульмане – одна рука на Коране, вторая на стакане». Когда налопаются пива, накурятся всякой ерунды, разговор обязательно заходит об исламе, и это сопровождается дополнительными вливаниями спиртного и раскуриванием «трубки мира», изготовленной из пластиковой бутылки.

Важно

Есть, конечно, среди дагестанцев порядочные и приличные люди, и, к счастью, их немало, но они не заметны в силу умеренности, а молодежь старается «идти в ногу со временем», постепенно утрачивая те личностные качества и особенности национальной культуры, за которые во все времена Кавказ восхваляли.

© Realisti.ru

Как создать счастливую семью — базис

 ( 11

Женский взгляд на дагестанцев

Дагестанцы в москве: обращение, нравы и правда про мужчин

Этот текст поступил к нам как отклик читателя на заметку дагестанца Башира Магомедова «За что я не люблю дагестанцев». Но мы решили, что как по объему, так и по качеству текста будет более правильно это, еще одно частное наблюдение, вынести на отдельную страницу сайта.

Это частный взгляд. Возможно, не на всех дагестанцев (тем более, что Дагестан населен разными народами), а на группу, с которой довелось тесно общаться автору заметки.

Более того, мы уверены, что большинство тех дагестанцев, которые продолжают жить и трудиться на родной земле, в лучшую сторону отличаются от героев этого текста. Данной публикацией мы ни в коем случае не преследуем цели кого-то обидеть. Мы хотим понять.

А самим дагестанцам, возможно, интересно будет посмотреть на себя со стороны.

Здравствуйте, позвольте и мне высказать свое мнение о дагестанцах и дагестанках, основанное на жизненном опыте.

Мое мнение субъективное и личное, выводы сделаны на основании увиденного и услышанного мной в период замужества за дагестанцем, и изложены исключительно с женской точки зрения))). Сама я татарка, живу и работаю в Москве.

Покрытие головы, скромная одежда — это обязательно для меня, как в принципе, и для всех мусульманских девушек. Когда мы познакомились с будущим мужем, дагестанцем, он говорил про ислам, читал намаз, часто поминал Всевышнего, это и сказалась на моем выборе.

Я «купилась» и искренне обрадовалась, благодаря АЛЛАХА за то, что я встретила своего мужчину, которого и покрытие головы, и отсутствие оголенных частей тела не просто привлекало, а как мне показалось, восхищало.

Мы приняли решение пожениться. Пошли в мечеть, где и был прочитан никях, после чего мой муж благополучно переехал ко мне в квартиру на ПМЖ. С этого момента я получила возможность больше узнать о нем и его родственном окружении, так как ранее кавказцев (не придавая значения дагестанец, чеченец, осетин и т.д.) видела только в кино и только с положительной стороны).

Совет

Ничего не скажу, их гостеприимство и уважение к старшим меня порадовало, однако во всем остальном — увы. Читая статью Башира Магомедова, я даже улыбалась, насколько все точно описано и на 100% применимо к моему теперь уже бывшему мужу, а также и к его «братьям» и землякам, с которыми я познакомилась.

Особенно касаясь ПОНТОВ — это что-то особенное, мне даже кажется, заложенное на их генетическом уровне.

Не важно, как, не важно, за чей счет и какой ценой, но каждый из них считал, что просто обязан быть круче другого, при этом они и сами глубоко уверены в своем превосходстве над другими, даже ничего не имея, ни образования, ни работы …НИЧЕГО! Они будут сидеть с голой «ж…

й», не имея постоянного источника дохода, да и непостоянного тоже, распивая пиво и покуривая «благородную траву», не имея ни копейки денег, но при этом даже друг перед другом, несмотря на то, что они знакомы много-много лет, с одного аула, села и колхоза, они стараются показать те качества и материальные блага, которых и в наличии-то нет, выпендривались друг перед другом как малые дети.

А их стремление выглядеть презентабельно? Это что-то)) Имея одну старую, заношенную, застиранную рубашку, костюм с отблеском лоснящегося налета и подранным подкладом, причем зачастую один на всех, без какого-либо стремления поработать ради собственного же благополучия, довольствуясь из-за лени тем, что есть, лишь бы не трудиться, отглаживали его до такой степени, что он аж светился и являлся для них показателем достатка, собственной значимости и непоколебимого свидетельства того, что он не простой «работяга», а как минимум «босс» и не средней руки, а гораздо выше.

Я смогла убедиться в том, что способность «говорить» ради того, чтобы «говорить» т.е. слово ради слова, а не слово ради дела, это также является неотъемлемой частью их генетики. Говорят ВСЕ и много, я бы сказала так: «Слишком много текста», но дальше разговора обычно не заходит.

Они могут говорить о том, что надо что-то сделать, с целью достижения определенных планок и высот, смело давали друг другу обещания «завтра узнать; завтра проработать вопрос; завтра встретиться и подключить нужных людей» и т.д.

, но, как правило, завтра никто и ничего не делал, продолжая валяться на диване в ожидании, когда же холодильник заполнится продуктами, а в доме появятся деньги на так необходимые кафе и забегаловки, где можно посидеть «за чашкой чая»…

Касаемо исполнения ими обязанностей мужа, которому Всевышний вверил каждую конкретную женщину (в данном абзаце я не затрагиваю тему секса, это они «всегда и пожалуйста»): понимание того, что семью надо содержать, позаботиться о наличии продуктов или хотя бы денежных средств на их покупку, в принципе отсутствует, как и понимание того, что у супруги существует потребность в одежде, причем разносезонной. Любой разговор на данную тему резко пресекается фразой «все будет». На вопрос, когда это событие произойдет, ответ не менее категоричный «отстань со своими капризами, ты уже достала». При этом, деньги на «чашку чая», благородную и столь любимую траву и 33-ю пару туфель с вытянутым и заостренным носом, всегда есть. Я уже не говорю о том, что помимо элементарных обязанностей, каждый мусульманин, а дагестанцы уж очень сильно и громогласно заявляют о своей непоколебимой религиозности, просто обязан хорошо относиться к своей жене, заботиться о ее внутреннем спокойствии и т.п. Зачастую дома слышно только одно «отдыхай, короче», «прекрати эти нелепые разговоры» и т.д., причем зачастую в целях уйти от обсуждения действительно важных вопросов, формирующих дальнейшие отношения супругов.

Теперь касаемо верности: это, конечно, замечательно, что большинство тех дагестанцев, с которыми мне посчастливилось познакомиться, твердо следуют принципу: «измена – это грех, я себя не на помойке нашел и лучше уж быть одному, чем с кем попало», последняя фраза меня всегда приводила в замешательство в части того, что, видимо, кроме как «кто попало» на их жизненном пути и не встречается, в связи с чем необходимо подумать о расширении посещаемых территорий и быть более внимательным в выборе друзей и подруг. При этом зачастую, пребывая в столицу нашей Родины, большинство дагестанских орлов уже крепко и прочно связаны брачными узами, укрепленными не одним ребенком. Несмотря на наличие супруг, вверенных им, приезжая для заработков, они почему-то слишком быстро забывают, зачем приехали, и ограничиваются оккупацией местных девушек, причем не брезгуют ничем и никем.

Обратите внимание

Например, когда мы гуляли по улице с мужем и его земляками, они очень громко обсуждали проходящих мимо девушек, чьи юбки были на уровне пояса, а грудная клетка вообще не прикрывалась никоим образом, пафосно «плевали» ей в след, выкрикивая оскорбительные выражения, но в тоже время каждый из них, наловчившись хаотично вращать глазами, за время пока его плевок долетит до земли, успевал «общупать на уровне глазного дна» все то, что было явно не прикрыто. И если повезет, умудрялся «заполучить» номер телефончика такой «богини» и потом брал измором, тратя последние деньги на смс сообщения, в которых возносил ее красоту до таких высот, до которых в принципе только птицы долетают. Причем они это воспринимали как «прикол», похваляясь дома друг перед другом и иногда зачитывая вслух сообщения этих, как они их называли «русских куриц».

Все поголовно зарегистрированы на сайтах знакомств, причем даже на самых грязных мобильных чатах, суть которых сводится к пересылке фотографий различных частей тела, как женщин, так и мужчин, с просьбой «сфотографировать и прислать грудь в нужном ракурсе», обсуждая проблемы фригидности, половой близости с партнером и т.д.

При этом, никто из них не обращал внимания на то, что на данных сайтах также зарегистрированы и девушки как из Дагестана, так и Кавказа в целом, принимающих не менее активное участие в обсуждениях подобных тем.

Мужчин никоим образом не смущало, что получается так, что он сам и портит свою же нацию, в лице той дагестанской девушки, которая присылает ему фото своей оголенной фигуры.

Когда я спросила, а уверены ли они, что это не его жена под другим именем с ним общается, они «взрывались» и начинали бить себя в грудь, убеждая меня в том, что ИХ девушки порядочные и на таких сайтах просто «зависать» не могут, а имена «Хеда, Залина, Мадина, Пати и т.д.» это вымышленные, а указание таких городов как Махачкала, Кизляр и т.д., не говорят о том, что это соответствует действительности.

Также мое наблюдение показало, что эти мужчины считают своей святой обязанностью скрасить одиночество ВСЕХ девушек, с обязательным приглашением последних в кафе и не менее обязательным показательным выступлением, выражающимся в исполнении национального танца «лезгинка».

Причем, совершенно согласна с автором статьи, лезгинку они танцуют всегда и везде, вплоть до станций метро, начинает один, под шумные овации присутствующих земляков, а в последствии это перерастает в толпу размахивающих руками и ногами мужчин, а если повезет, то под улюлюканье случайно оказавшихся на месте танца женщин, совершенно не задумываясь об уместности происходящего действия.

Теперь о женщинах.

Я часто бывала на родине мужа, а, соответственно, была вхожа и в дома его односельчан, где имела честь видеть следующее: женщины, в большинстве своем, совершенно одиноки в своем супружестве, хотя как мне показалось, их это абсолютно не расстраивает по той причине, что каждая из них уверена, что ее благородный муж уехал именно на заработки, а тот факт, что финансовых результатов его отъезда из дома не видно, объясняется отсутствием работы, но никак не отсутствием у мужа желания работать. Большинство женщин содержат быт и детей на очень скромную сумму, присылаемую их мужьями, и то не регулярно. Несмотря на бытующее мнение, что женщины ТАМ забиты мужьями и играют роль исключительно служанки, не соответствует действительности. Все гораздо лучше, чем говорят. Я уверенно могу сказать, что дамы обладают большим терпением и сдержанностью, но, в свою очередь, я объясняю это тем, что проживание в селе, где все друг друга знают, все практически родственники, не дает им возможности «развернуться», т.к. существует реальная возможность «получить по шапке». Хотя все имеет место быть, просто тщательнее скрывается. Сами же мужчины и рассказывают, как, когда и за кем заехали и прямо «под носом у мужа» и попользовали.

Другое дело – уехать, например, в Москву. Приведу пример, свидетелем которого я была лично: мы ехали домой на поезде Махачкала-Москва, в вагоне присутствовали как мужчины, так и скромные женщины-дагестанки, одетые соответственно приличиям — в платках, длинных юбках.

По мере приближения поезда к Москве, женщины дивным образом преобразились: они поснимали платки, длинные юбки сменили на короткие и узкие, а кто посмелее — на обтягивающие брюки, накрасили губы помадой красного цвета и периодически выскакивали в тамбур покурить, а некоторые прятались на коротких остановках за деревьями и строениями, с жадностью потягивая сигаретный дым. По приезду в Москву из вагона выходили уже достаточно современно одетые женщины, о национальной принадлежности которых можно было судить лишь по кавказскому типу внешности.

Важно

Я часто вижу, как женщины/девушки, приехавшие из Дагестана, не стесняясь, надевают столь откровенную одежду, в которой и дома-то ходить стыдно; как быстро они поддаются влиянию «свободной» жизни, не обремененной попечительством и бдительностью родных и близких, в которой можно позволить себе все, что хочется.

Забывая про стыд, про свое предназначение нести красоту, порядочность, как на самом деле они мало себя ценят и как низко падают, вырвавшись из-под присмотра, стремясь подражать и «переплюнуть» русских девушек в своей сексуальности, причем происходит все это с попустительства их же мужчин, которые вместо того, чтобы сделать замечание, пристыдить, поощряют ее действия, даже просто тем, что не обращают внимания на происходящее. Одна не очень юная особа дагестанских кровей так и сказала, что «тягаться» с русскими сложно, но ведь так хочется и самой показать то, что у нее есть, выставить на всеобщее обозрение, а на мой вопрос: «ты хочешь стать общей?», она просто улыбнулась многозначительной улыбкой, позволяющей сделать выводы о положительности ее ответа.

Можно еще долго описывать те действия или бездействия, свидетелем чего я непосредственно стала за период жизни с бывшим мужем, но я ограничусь сказанным и подведу итог: люди, которых знала я, отличаются: 1) Лживостью, причем иногда мне казалось, что лгут они постоянно и во всем, просто так, даже не задумываясь, просто чтоб приукрасить себя, выдать желаемое за действительное, не быть осмеянным, казаться «крутышкой» и т.д.; 2) Понты – этого не отнимешь, это имеет место быть, видимо большинству просто нечем гордиться, ничего не достигнуто, ничего не наработано, да и желание нарабатывать отсутствует, а уважения и почета очень хочется; 3) Лень – крайне ленивы, работать – это для таджиков и узбеков, а они могут только руководить, а мужчины также не гнушаются жить и на содержании женщин, если повезет, то не очень преклонного возраста; 4) Распутство – такое ощущение, что их долго держали в темной и холодной яме под названием родное село и дом, вырвавшись откуда, как мужчины, так и женщины, просто съезжают с катушек, путая берега и пускаются во все тяжкие, чтоб удовлетворить свои сексуальные интересы, зачастую ничем не брезгуя; 5) Крайне низкие требования к уровню и качеству взаимоотношений между супругами, полное отсутствие элементарного уважения и заботы, причем с обеих сторон, их отношения больше можно назвать потребительскими; 6) ОГРОМНОЕ самомнение и очень высокая само значимость, не имеющая ни малейших поводов и оснований к тому; 7) Наркотическая зависимость от трав различного происхождения; 8) Повышенная лже-религиозность, которую можно охарактеризовать фразой: «мусульмане – одна рука на Коране, вторая на стакане». Когда налопаются пива, накурятся всякой ерунды, разговор обязательно заходит об исламе, и это сопровождается дополнительными вливаниями спиртного и раскуриванием «трубки мира», изготовленной из пластиковой бутылки.

Есть, конечно, порядочные и приличные люди, и, к счастью, их немало, но, как правильно написал Мансур, они не заметны в силу умеренности, а молодежь старается «идти в ногу со временем», постепенно утрачивая те личностные качества и особенности национальной культуры, за которые во все времена Кавказ восхваляли.

© Realisti.ru

 ( 8

Некоторые особенности национальной психологии дагестанцев при общении на русском языке

Дагестанцы в москве: обращение, нравы и правда про мужчин

Некоторые особенности национальной психологии

дагестанцев при общении на русском языке

М.Д. Ваджибов

В настоящих материалах мы отмечаем те особенности коммуникации, которые характерны для дагестанцев, общающихся на русском языке.

Прежде всего отметим тот факт, что при обращении к нам с какой-то просьбой мы стараемся выполнить ее в силу своей ментальности. Если же не хотим удовлетворить просьбу, то выдумываем тысячу причин, чтобы отказать.

В данном случае поступаем так же, как и японцы, которые с характерной для них восточной мудростью никогда не скажут нет.

Здесь показательно умение большинства дагестанцев отказать выдавать замуж дочь, если жених не понравился:

дочь еще не совершеннолетняя, придется подождать;

— дочь учится в вузе, поэтому ей будет трудно вести себя в роли невесты, придется ждать, пока она учится;

впереди брат (сестра), которого (которую) следует женить (выдать замуж);

дальний родственник или сын знакомого в другом городе еще в прошлом году сватался, если его родители не приедут до конца следующего года, мы подумаем  и т.д.

Детям, братьям, сестрам, родителям, близким родственникам мы может сказать нет.

А если же к нам обращается сосед или близкий знакомый, который неоднократно нас подводил, то мы в корректной форме ему отказываем, причем данный отказ выглядит как аргументированный отказ, из-за чего проситель не должен обижаться.

К примеру, соседка в прошлом году на торжество взяла у нас казан и вернула его через месяц. Качество мытья казана не удовлетворило хозяйку, и это возмутило ее: хозяйка решила наказать соседку.

В этом же году соседка захотела приготовить в казане варенье и обратилась к нам с просьбой дать казан на два дня. Хозяйка же вместо прямого отказа говорит, что казан взяла двоюродная сестра, которая в ближайшие дни также что-то варит. Сказать такое в присутствии ребенка старшая не осмелится, т.к. психология ребенка такова, что он тут же скажет правду: «Казан же у нас в кладовке!».

Такое поведение хозяйки вполне оправдано, и никто не осудит ее за это, кроме, возможно, мужа, который не приемлет такую форму обмана. Кстати, здесь уместно отметить, что дагестанские мужчины более склонны идти на уступки в общении, нежели женщины. Если мужчина говорит «да», то обещание он обязательно выполнит.

Совет

Мужчина не может выдумать какую-нибудь причину, чтобы отказать. Общепринятое мнение о том, что мужчина всегда лжет,  ошибочно. Он может сказать неправду жене, зная ее поведение или же зная, что правда приведет к скандалу, хотя в принципе он не должен так поступать.

В своих действиях по поводу отказа женщины более последовательны, чем мужчины, хотя считается, что женщина, будучи матерью, часто обидчику все прощает. Здесь уместно вспомнить в качестве исключения из неписаных правил историю о платке, который бросила женщина между двумя мужчинами, когда они дрались.

И мужчины перестали драться. Так поступают только умудренные опытом взрослые люди, причем не все.

Когда приходит гость, ни в коем случае нельзя спрашивать, хочет ли он есть. Хозяин (или хозяйка) по неписаным законам обязан (обязана) угостить гостя сразу обычно чаем или еще чем-нибудь жидким, после чего должны готовить вкусную еду прежде всего из национальной кухни, которая должна понравиться посетителю.

Если гость является представителем другой нации, то мы стараемся говорить на русском языке, причем исключаем из речи любую ситуацию, связанную с неприятными воспоминаниями. При этом стараемся не ругаться с кем-то и не ругать домочадцев.

Это делается прежде всего для того, чтобы не судачили среди знакомых, что такая-то не гостеприимна, не умеет готовить и скандальна или невоспитанна.

Общественное мнение для дагестанцев является очень важным критерием. Слухи и сплетни нас часто выбивают из колеи.

По этой причине, на наш взгляд, мы порою мнительны и мстительны, по этой же причине мы часто не можем простить малейшие погрешности близким. И это в нашей крови.

Обратите внимание

Все это нами передается через собственные поступки и через близких и в интернациональную среду, в которой в роли языка общения выступает русский язык.

Удивительно то, что мужчины (особенно молодые) не любят обращаться на Вы к незнакомому человеку или к старшему по возрасту.

Показательно, как просят молодые ребята остановить маршрутное такси: «Остановишь на светофоре, на переходе, у моста, на остановке и т.д.». Молодые ребята в редких случаях могут сказать «останови», часто же слышим «тормози» или еще что-то.

Если же молодой человек обратится вежливо к водителю, чтобы он остановил маршрутку, то окружающие молодые ребята посмотрят на него как на человека с отклонениями. Форма «остановите» молодыми и подростками воспринимается как некое табу, которым нельзя пользоваться, т.к.

такое обращение может подорвать их авторитет среди ровесников. Гордость в данном случае, которая часто переходит в гордыню, не позволяет молодежи поступаться принципами.

Взрослые мужчины, получившие образование при Советской власти, еще могут обращаться на вы, а современная молодежь чувствует себя неловко при таком обращении. Особенно это бывает заметно, когда в маршрутном такси оказываются несколько знакомых друг с другом молодых ребят, которые с удовольствием пользовались бы молодежным сленгом.

Жаргонное общение и обращение на ты становится популярным в последнее время и, возможно, объясняется тем, что происходит вульгаризация языка и культуры вообще. Надо отметить как положительный момент терпеливое отношение водителя к пассажиру, который, кажется, обращается к нему невежливо и неуважительно.

На самом же деле, налицо одна из психолингвистических особенностей дагестанцев, которая проявляется в русскоязычной среде. Возможно, обращение на ты может быть объяснено еще тем, что почти во всех дагестанских языках при общении со старшими не переходят на вы, если объект обозначает единственное число.

Важно

Кроме того, с точки зрения морали, дагестанцы всегда воспитывались в духе уважения к старшему, что выражается не с помощью обращения на вы, а другими способами. В таком случае возможно объяснение, почему же у молодых людей выработалось такое обращение.

Оно связано с многовековыми традициями, которые не так легко может нарушить дагестанец, оказавшись в новой среде или родившись в ней. На него прежде всего влияют родители, которые в своей речи сохраняют не только специфический акцент как результат интерференции, но и интонацию, характерную для родного языка.

Морально-психологический климат общения в русскоязычной среде не всегда подходит дагестанцам-мужчинам, что, возможно, не характерно для женщины-горянки. Дагестанка не только не просит остановить маршрутку, но и обязательно подчеркивает уважительное отношение к водителю: «Водитель, остановите, пожалуйста, на перекрестке!».

В последнее время дагестанские женщины стали более раскованными в общении, что связано прежде всего с профессиональной направленностью. В такой ситуации меняются традиционные взгляды, что в свою очередь приводит и к изменению, возможно, психологических особенностей.

При этом даже раскованность не может отрицательно повлиять на женщину, для которой обращение к незнакомому водителю на ты является, возможно, неприемлемым ни при каких условиях. Для таких женщин обращение на ты – это проявление невоспитанности, бескультурья, умаление собственного достоинства, неуважение к собственной персоне.

Естественно, бывают случаи, когда женщина, приезжая из селения, в котором живут представители одной нации, обращается на ты по той причине, что плохо знает русский язык.

Возможно, обращение салам алейкум в речи мужчины является специальным заменителем, с помощью которого стирается грань между понятиями ты и вы. Женщины в редких случаях произносят салам алейкум. Так они могут поздороваться только тогда, когда ходят к кому-то в гости.

Интересным является и та особенность дагестанцев, как здороваются мужчина и женщина при встрече. Мужчины не здороваются с женщинами, используя арабизм, а пользуются русскими словами здравствуй (те), привет идр.

Дагестанцы могут произносить слово «здравствуйте» так, как пишет И. Л.

Совет

Андроников: «…Простое слово «здравствуйте» можно сказать ехидно, отрывисто, небрежно, приветливо, сухо, мрачно, ласково, равнодушно, заискивающе, высокомерно» (Андроников, с. 507).

Речь дагестанских молодых людей почти похожа на речь остальных молодых россиян, говорящих на русском языке. Различия связаны с тем, что дагестанцы стараются не употреблять в присутствии женщин нецензурные слова и эвфемизмы.

Это как раз связано со спецификой общения на дагестанских языках, в которых не допускается использование нецензурных слов не только в присутствии женщин, но и в мужской среде, где присутствуют разные по возрасту мужчины.

Должен отметить, мужчины в сельской местности обычно собираются для беседы в зависимости от возраста: подросток общается со своим ровесником где-нибудь, аксакалам достается годекан и т.д. Такое же положение в основном имеет место и в городе.

Кстати, в присутствии взрослых мужчин, женщин и детей молодые ребята стараются не устраивать разборки, к которым приводят неосторожно сказанные кем-то слова. Это также оправдано с точки зрения этики и национальной психологии.

Если же такое происходит, то это является исключением из правил и не одобряется общественностью как аморальное поведение, которое ни в коем случае нельзя оправдать.

Вопиющие же случаи, свидетелями которых являемся мы, часто остаются без внимания не в силу нашей слабости, а из-за того, что постоянно нарушаются законы именно теми, кто должен стоят на страже законности и правопорядка и у людей на первом месте меркантильные, а не нравственные интересы.

Дагестанцы в большинстве своем по характеру очень горячи, и эту особенность они проявляют и при общении на русском языке.

Обратите внимание

Очень эмоциональны дагестанцы при долгой разлуке, спорах, скандалах, несчастных случаях, торжествах. Допускающиеся ошибки в речи как раз объясняются вспыльчивостью, несдержанностью, эмоциональностью. Если же дагестанцы на русском языке общались бы медленно, сдерживая эмоции, то допускали бы очень мало речевых ошибок.

Мы это утверждаем на том основании, что если человек, волнуясь, говорит быстро, то он часто допускает речевые ошибки не только на русском языке, но и на родном языке. Как видим, даже лингвистические ошибки, которые допускаются дагестанцами при общении на русском языке, могут быть объяснены с точки зрения психологии.

На русском языке передаются и способы обращения к старшим, свойственные дагестанским языкам: дядя, тетя и т.д. При этом дагестанцы стараются употреблять в русской речи слова родного языка, т.к.

в русском языке нет слов для выражения соответствующих понятий, ср.

уци «обращение к старшему брату» (у даргинцев), эме «обращение к сестре отца» (у табасаранцев), бах «обращение к жене старшего брата» (у лезгин), баджи «обращение к старшей женщине тухума» (у кумыков, азербайджанцев, табасаранцев) и др.

Главной же особенностью при общении дагестанцев на русском языке является сохранение «намуса», который и является моральным кодексом каждого дагестанца.

Материалы опубликованы:

Ваджибов М.Д. Некоторые особенности национальной психологии дагестанцев при общении на русском языке //  Этнопсихологические парадигмы в социокультурном пространстве Северного Кавказа: проблемы, опыт, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции 21-23 апреля 2005 года. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. — С. 82-87.